Политическая идеология определение параметры. Политическая идеология

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Направленность и способы политической деятельности задаются теми представлениями о разумном устройстве общества и приоритетных ценностях, которые определяют смысл и значение человеческих поступков, т. е. идеологией.

Политическая идеология (от гр. idea - понятие и logos - учение, слово) - это система идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира политики, в основе которой лежат ценности, ориентации на те или иные политические явления, процессы, структуры.

Если рассматривать процесс формирования идеологии в исторической перспективе, то можно выделить ряд этапов.

Основные этапы формирования идеологии:

1. XVII-XVIII вв. Общественная мысль активно выступает против феодально-религиозной идеологии, отстаивает идеи общественного прогресса, возможности устройства человеческого общества на разумных и гуманных началах.

2. XIX-XX в. Появляются разнообразные либеральные и коммунистические идеи.

3. XX в. Западная социология начинает широко использовать понятие «идеология» для обозначения сознания, выражающего и обосновывающего интересы классов или социальных групп.

Феномен идеологии проявляется на трех уровнях.

Уровни политической идеологии:

1. Теоретико-концептуальный - формулировка основных положений, раскрывающих интересы и идеалы социальной группы, нации и государства (доктрина).

2. Программно-политический - разработка программ, манифестов, лозунгов, которые составляют идейную основу для принятия политических решений и мобилизации масс (программа).

3. Актуализированный - степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, мера их воплощения в практических действиях (политическая практика).

Идеология схематизирует действительность, упрощая и огрубляя ее, вследствие этого является инструментом манипулирования общественным сознанием. Положительная направленность такой схематизации состоит в том, что при помощи идеологии политические цели группы символизируются, политические действия приобретают конкретную направленность, в результате чего снижается стихийность восприятия политики и хаотичность политического воздействия в группе.

Идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках. Она выполняет ряд функций.

Функции политической идеологии:

1. Образовательно-воспитательная - овладение массовым политическим сознанием. Внедрение в сознание заданных оценок прошлого, настоящего и будущего, по которым люди должны ориентироваться в сфере политических отношений. Конструирование групповых ценностей.

2. Пропагандистская - создание позитивного образа проводимой политической линии, ее соответствие интересам социальных групп, нации, государства.

3. Интегрирующая - сплочение общества на базе общегосударственных, патриотических или групповых ценностей.

4. Мобилизационная - стимулирование целенаправленных действий граждан на выполнение поставленных задач.

Политические идеологии в современных обществах разнообразны. Они основываются на множестве представлений о социальной справедливости, форме государственного устройства, национальном интересе, этических нормах.

Основные идеологии современного мира - консерватизм, либерализм, радикализм - отразили аспекты и тенденции эволюции промышленной культуры.

Типы политических идеологий:

1) Консерватизм (от лат. conservaге - сохранять, заботиться о сохранении). Главные ценности: государство, церковь, семья, частная собственность. Укрепление устоев государства. Против государственного капитализма, радикальных реформ и экстремизма. Обществу присуще неравенство. Общество изменяется эволюционно.

2) Либерализм (от лат. liberalis - свободный). Главные ценности: демократизм, индивидуализм, гарантированность прав человека, частная собственность, экономические свободы. Абсолютная ценность человеческой личности. Ограничение объема и сфер деятельности государства. Политическое равенство всех людей. Общество изменяется при помощи реформ.

3) Радикализм (от лат. radicalis - коренной). Решительное изменение существующих социальных и политических институтов. Стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей. Может выступать теоретическим обоснованием и оправданием терроризма. Проявляется в кризисные, переходные исторические периоды, когда возникает угроза существованию, традициям и укладу тех или иных слоев и групп.

Леворадикальные течения (анархизм, марксизм и такие отдельные его разновидности, как маоизм, троцкизм и т.д.) предпочитают быстрые и резкие способы достижения социального равенства и социальной справедливости.

Праворадикальные течения (фашизм, неофашизм, крайние формы национализма и религиозной нетерпимости, расизм) основываются на представлениях о превосходстве какой-либо группы (расовой, национальной, социальной, религиозной) над всеми остальными и стремятся любыми законными и незаконными способами закрепить привилегированное положение таких групп

Политическая и идеологическая история Европы, по сути, представляет собой историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Что такое политическая идеология

1.1 Понятие политической идеологии

1.2 Функции политической идеологии

2. Особенности политической культуры современного российского общества

3. Что такое партийная система

Заключение

Список литературы

Введение

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (в философии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политической и экономической.)

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному, выполняют при этом различную социальную роль.

В данной работе будут рассмотрены вопросы: что такое политическая идеология, особенности политической культуры современного российского общества, что такое партийная система, будут описаны факторы оказывающие влияние на формирование партийной системы, также в данной работе будут рассмотрены функции политической идеологии.

1. Что такое политическая идеология?

1.1 Понятие политической идеологии

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями. политический культура идеология партийный

К. Маркс и Ф. Энгельс также использовали термин идеология для обозначения извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы двадцатого века.

Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В.И. Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата. Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инструментом защиты и оправдания любых политических решений.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.

Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований.

1.2 Функции политической идеологии

Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контр идеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.

Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способствует возникновению чувства коллективного "мы".

Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.

Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что, будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в соответствии с определенными социальными интересами.

Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.

Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.

Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.

Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р. Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли.

Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности.

2. Особенности политической культуры современного российского общества

Эта культура носит отчетливый «государственнический» характер. Большая часть российского общества верит в «благодетельность» государства и связывает с ним свои надежды на будущее. Государству и раньше приписывалась важная роль в экономическом развитии, и этот тренд только усилился в условиях экономического кризиса. Отсюда - разделяемое большинством пожелание национализации экономических активов: по минимуму - добывающих отраслей, т.к. богатства недр почитаются общенародным достоянием, которым «доверено» распоряжаться государству, но не частным компаниям, по максимуму - всей крупной промышленности. От государства ждут и активной и сильной оборонной политики, в т.ч. - развития оборонной промышленности, а также - обеспечения экономической независимости России. Такая «государственность» носит - в концептуальной терминологии «гражданской культуры» - преимущественно характер «подданнической культуры». Однако обратим внимание на то, что у разных субкультур присутствуют достаточно жесткие ограничители этой ценности - она отнюдь не безусловна, что указывает на наличие в ней и ориентаций, свойственных «активистской культуре».

Для «советских патерналистов» это государство остается «чужим». Поддерживая многие государственные начинания (попадающие в «зону консенсуса»), такие люди не чувствуют причастности государственной политики своему образу жизни.

Еще в меньшей степени «государственность» присуща «либералам», это единственная группа, которая по ряду консенсусных для всех остальных субкультур позиций выпадает из мейнстрима. Для «либералов» нынешнее государство неприемлемо своей недостаточной демократичностью, что противоречит их основополагающей ценности - «свободе». А такие требования как, например, активная демографическая политика, сокращение разрыва в доходах для этой субкультуры уходят на второй план, пока не решена задача «расширения пространства свободы».

Для остальных субкультур характерно признание ценности государства и его в целом «благодетельного» характера, но, скорее, в идеале, а не в реальности. Обратим внимание, что значительная часть требований в «зоне консенсуса», по сути, требует «переопределения государства». Наиболее консенсусным требованием всех субкультур стало противодействие коррупции, на втором месте - требование дебюрократизации (сокращение числа чиновников, повышение исполняемости решений, ограничение материальных благ депутатов Думы и т.п.). Консенсусным является и набор требований по части общественных благ - бесплатного здравоохранения, образования, доступности жилья, активной демографической политики. Все это - очерченные обществом условия сохранения своей «государственнической установки».

В российской политической культуре обозначился переход от «подданнической культуры» к «активистской». Этот «переход» уже не дано совершить тем, кто остался на позициях «советского традиционализма», и он давно завершен для «либералов». Остальная же часть общества (а это абсолютное большинство) уже формулирует требования к государству, соответствующему современной политической - гражданской - культуре, но предпочитает оставаться «ведомой» на этом переходе, доверяя ведущую роль государству. К нему либо обращаются с мягкими пожеланиями усовершенствования («лоялисты»), либо подвергают более жесткой критике («патерналисты» и «патриоты»). В целом же с точки зрения политической культуры Россия остается переходным обществом. Если судить об установках на экономическое и общественно-политическое развитие, общество также остается переходным. В нем соседствуют установки на экономическую модернизацию (развитие современных отраслей экономики, обеспечение экономической независимости, порой инновационное развитие) и установки из советского прошлого - огосударствление экономики, высокая ценностная значимость сельского хозяйства и т.п. При этом такие «установки из прошлого» озвучиваются даже субкультурами, которые явно ориентированы на рыночную экономику и индивидуалистичное сознание («патриоты», «лоялисты», отчасти - «патерналисты»). Такая «раздвоенность» объясняется, прежде всего, трудным привыканием к рынку -не только и не столько как к экономическому, сколько как к институциональному и политическому феномену. Пожалуй, самое тяжелое наследие советского прошлого - это то, что в Советском Союзе существовало общество продвинутой индустриальной фазы развития по всем параметрам (урбанизированность, образованность, структура занятости и т.п.), кроме одного важнейшего - отсутствия привычек и навыков, воспитываемых рынком, рационального расчета доходов и расходов, привычки делать ежедневный выбор, рисковать, конкурировать.

С одной стороны, рынок стал привычен, его достоинства и блага очевидны почти всем, требование о государственном поощрении и поддержке малого бизнеса носит консенсусный характер. Но, с другой стороны, психологически он некомфортен, поскольку большая часть общества не усвоила его навыки с детства. Поэтому и проявляется психологическое стремление как-то ограничить его стихию, свободу рук «крупного капитала», которому общество не доверяет (отсюда - требования национализации). Высокая значимость сельского хозяйства также объяснима: слишком низки доходы значительной части общества, слишком большая доля семейного бюджета тратится на еду и товары первой необходимости. Согласно исследованию агентства РОМИР со второй половины 2008 г. россияне начали тратить на еду и товары повседневного спроса 75% своих доходов, но и в «докризисное» время эта доля составляла 65%, что больше похоже на структуру потребления развивающихся, а не развитых стран.

Вкупе с инерцией советского прошлого (индустриализация + коллективизация) такая психологическая установка вполне понятна: слишком дорого дается среднему россиянину «хлеб насущный». Кризис лишь усугубил такую двойственность в установках. В социальных установках политической культуры начался качественный сдвиг: все большее число россиян под социальной справедливостью понимают не «уравниловку», а равенство возможностей и правовую защищенность. Это - феномен последних нескольких лет, и он противоречив. Во-первых, сохраняются значительные «лакуны» уравнительных настроений - у «традиционалистов» и «патерналистов». Во-вторых, при столь остром социальном расслоении большинству общества слишком трудно поверить в равенство возможностей. В-третьих, в качестве рецептов лечения этой проблемы зачастую предлагается борьба не только с бедностью, но и с богатством: регулярно звучат требования «раскулачить» олигархов, раздать «природную ренту» (хотя эта идея уже не столь популярна, как пять-шесть лет назад). Даже требование пересмотра итогов приватизации ушло на задний план, но не исчезло совсем. Но обратим внимание, даже сторонники «реквизиторских» мер предлагают «оставить олигархам «небольшие суммы» - в точности воспроизводится установка прогрессистского движения в США 20-30-х годах прошлого века - ограничить состояние пятью миллионами (поскольку в рыночном обществе почти каждый надеется заработать пару миллионов). Так что и в социальных установках мы видим переходность общества, движущегося в сторону современного общественного строя. Добавим к сказанному выше другие очевидные зоны консенсуса: это и одобрение внешней и оборонной политики, отстаивающей интересы России, и прагматичный подход к Западу - с известным подозрением в недоброжелательности (что отмечают даже «либералы» за пределами столицы), но с готовностью заимствовать у него лучшее, сотрудничать, не допускать острой конфронтации (может, за исключением «патриотов»), и высокую значимость семейных ценностей. Добавим и то, что в этом консенсусе присутствует «по умолчанию» преобладающий секулярный характер общества: во всем исследовании практически не встречалось обоснование мотивации своих позиций и ценностей религиозными максимами. Это не значит, что религия незначима для россиян - просто она в гораздо меньшей степени актуализирована как источник норм и принципов повседневного поведения. При всей неструктурированности общественно-политических воззрений, при всей переходности характера российской политической культуры, она отличается неантагонистичностью, высокой долей консенсусных установок. Даже «традиционалистов» или «либералов», чьи установки отстоят от «мейнстрима» значительно дальше, чем все остальные, вряд ли можно считать «контркультурами». Во-первых, они невелики по размерам (а первая из них - очевидно, «уходящая»). Во-вторых, в их рядах почти нет настроя на «революционность» (среди всех респондентов были лишь отдельные радикальные призывы, не находившие поддержки даже среди «своих»). В-третьих, по многим «ценностным шкалам», как показано в последующих разделах настоящей работы, дистанция между этими субкультурами и их «соседями» по нишам (разумеется, разным) не столь велика. Наконец, в-четвертых, социально-политические последствия кризиса могут привести к напряженности социальной, но вряд ли ценностной. Напротив, мы видим стремление людей самых разных взглядов к сотрудничеству и взаимодействию на время трудностей.

3. Что такое партийная система?

В зависимости от положения политических партий (Политическая партия - это «организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в её осуществлении») в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Партийная система - институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами. Примерно в двух десятках стран (Бутан, Оман, Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.) политические партии отсутствуют по причине их официального запрета. В остальных государствах существуют однопартийные или многопартийные системы. В науке конституционного права различаются многопартийные системы с одной доминирующей партией - "полутора партийные" (Япония, Мексика, Швеция), с двумя ведущими партиями - "двухпартийные" (США, Великобритания), с двумя ведущими партиями, из которых одна вынуждена постоянно опираться на союз с более мелкой партией (партиями) - "2 и 1/2-пар-тийные" (ФРГ), собственно многопартийные (Франция, Россия). Особую разновидность последних составляет система фиксированного законом числа партий (существовала в Бразилии в 1966- 1979 гг., в Сенегале в 1976-1990 гг., ныне существует в Нигерии и Индонезии). Однопартийные системы характерны для стран с тоталитарными и авторитарными режимами. При этом достаточно часто "руководящая роль" единственной партии получает конституционное закрепление. Ныне однопартийные системы действуют в КНДР, Вьетнаме, Лаосе, на Кубе. В КНР существует псевдо многопартийная система: наряду с безраздельно правящей коммунистической партией наличествуют еще несколько карликовых "партий", безоговорочно ее поддерживающих.

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились значительные крестьянские слои, как правило, возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными стратами, то и партийная система будет иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.

Законы могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий радикальной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

Важным вопросом в характеристике партийных систем является их типология. Среди различных признаков, критериев, используемых для построения типологии партийных систем, наиболее распространенным является количественный критерий. В своем капитальном труде «Политические партии» современный итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семи ступенчатую классификацию:

1. система с одной партией;

2. система с партией, осуществляющей гегемонию;

3. система с преобладающей партией;

4. двухпартийная система;

5. система ограниченного плюрализма;

6. крайнего плюрализма;

7. атомизированная.

По существу речь идет о разных типах однопартийности и многопартийности.

Существует три основных вида партийных систем. Однопартийная система свойственна тоталитарному режиму, при котором обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе. Эта система не исключает возможности существования других партий и даже их участия в формировании и деятельности государственных структур. Но всякая форма политического участия этих партий поставлена под контроль правящей партии, что сводит на нет их реальные возможности в осуществлении государственной власти и независимой политики. Такие партии существовали в ряде социалистических стран Восточной Европы. Все они были объединены в народные фронты, руководство в которых осуществлялось со стороны коммунистических партий.

В такой системе партия срастается с государством, нередко подменяет его. Создание других партий запрещено законом. Партия монополизирует политическую деятельность: любая политическая деятельность вне партии ставится вне закона. Основные политические решения в стране принимаются высшими партийными руководителями, роль государственных деятелей часто только исполнительская. Такова система в КНДР и на Кубе, до недавних пор так было в Советском Союзе, Албании, Румынии.

Двухпартийная система (бипартизм) обеспечивает одной из двух партий в случае ее победы на выборах большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента. Двухпартийная система не означает отсутствия других партий, которые, однако, не имеют реальных шансов на завоевание государственной власти.

Классическим образцом двухпартийной системы служат США. Периодически Демократическая и Республиканская партии США сменяют друг друга у кормила государственной власти. Это не означает, что в стране нет других политических партий. Они есть, но существенного влияния на политическую жизнь оказать не могут, тем более реально соперничать с ведущими партиями в избирательной компании.

Многопартийная система включает в себя широкий спектр партий от крайне правых до сугубо левых. Остальные партии занимают промежуточное положение с тенденциями к правым, левым и центристским позициям в политической и социально-экономической жизни. Как правило, ни одна из партий не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают коалиционные, то есть состоящие из представителей двух или нескольких партий. Многопартийность - неотъемлемый компонент гражданского общества, состоящего из различных социальных, национальных и других групп, имеющих свои интересы, ценностные ориентации, политические установки. Но многопартийность не панацея от всех бед. Она не просто сумма партий в обществе. И оценивается реальным, а не формальным участием всех партий в политической жизни страны, что возможно лишь на основе предоставления каждой из них равных прав.

В современной политической истории различают четыре типа партийных систем: буржуазно-демократическая партийная системасформировалась в Европе и Северной Америке в XIX веке. В своей деятельности руководствуется следующими правилами: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осуществляет партия или группа партий, которые обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно существует легальная оппозиция; между партиями внутри партийной системы существует согласие относительно соблюдения этих правил.

В буржуазной системе сформировалось множество видов партийных коалиций:

Многопартийная коалиция - ни одна из партий не способна добиться компетентного большинства;

Двухпартийная коалиция - имеются две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно осуществлять властные полномочия;

Модифицированная двухпартийная коалиция - не одна из двух основных партий не собирает абсолютного большинства и они вынуждены кооперироваться с третьими партиями;

Двублоковая коалиция - за власть борются два основных блока, а партии, стоящие вне блоков не играют существенной роли;

Коалиция доминирования - одна партия самостоятельно осуществляет власть на протяжении длительного периода;

Коалиция кооперирования - наиболее сильные партии долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.

Социалистическая партийная система существует только одна легальная партия; партия руководит государством на всех уровнях государственного аппарата. Возникновение такой политической системы связано с кризисом демократических или авторитарных систем правления.

Авторитарная партийная система такой тип правления является промежуточным, при этом доминирующим фактором выступает государство, а не партия, которая играет второстепенную роль в процессе осуществления власти. Также допускается существование других партийных возможностей и прав.

Заключение

В заключение работы хотелось бы отметить, что все современные политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Современные идеологии как бы отступают от одностороннего видения мира, движутся по пути взаимопроникновения и взаимодополнения. Однако это пока не приводит к утрате их самоидентичности. В идеологиях отражается и социальный интерес, и поиск более реалистичных и эффективных программ общественного развития.

Конкуренция сил, претендующих на власть, как и конкуренция идеологий - элемент властеотношений, это мотор политического развития, одна из гарантий его демократических тенденций.

Список литературы

1. Абрамов В.К. Рост политической культуры - важнейшее условие формирования гражданского общества // Вестник МЭГУ. - 1998. - N1. - C.65-66.

2. Джус И.В. Политические партии в России // Вестник Моск. унив. Сер.12. - 1995. - N1. - С.73-75.

3. Ишин В.В., Засорин С.А. Современные общественно-политические движения, партии России: их программы и цели. - Астрахань, 1992. - 81с.

4. Карапетян Л. Политические партии и интересы народа // Свободная мысль. - 1995. - N3. - С.98-106.

5. Косых М. Политические партии России и реформа общества. // Обозреватель - Observer. - 1998. - № 9-11.

6. Между народом и властью: (Политические партии, социальное управление, кадры). - М.: Луч, 1993. - 85с.

7. Общественно-политические движения и партии в России: Справочник. - М., 1993. - 40л.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, значение, структура и функции политической культуры, ее классификация и разновидности. Сущность политической идеологии, ее типы, распространенные на современном этапе. Оценка роли и значения идеологии в политической жизни общества на сегодня.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Структура и функции политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентации участников определенной системы. Факторы, влияющие на формирование политической культуры. Базовые черты политической культуры современного украинского общества.

    реферат , добавлен 09.07.2009

    Сущность и функции политической идеологии. Современные политические государственные идеологии, их формирование и тенденции развития. Истоки политической идеологии в России. Современный российский либерализм. Истоки современного российского консерватизма.

    реферат , добавлен 25.01.2009

    Генезис понятия "идеология" в политической мысли. Идеология как социальный феномен, ее сущность. Уровни, структура и функции идеологии как категории политической науки. Формирование основных ценностей и приоритетов развития Республики Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2013

    Сущность политической культуры, определение взаимосвязи с политической системой общества как ее основного компонента. Характеристика трех идеальных типов политической культуры, исследование их в российском обществе. Концепция политической реальности.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2010

    Понятие, значение, структура и функции политической системы общества. Теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Типы систем политической организации общества. Формирование институциональной подсистемы политической системы Казахстана.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Понятие и структура политической системы, ее основные составные части и их взаимодействие. Типология политических систем и их отличительные признаки, функции. Характеристика и главные свойства политической системы современного российского общества.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2010

    Значение политической культуры для общества и политической системы. Особенности российской политической культуры. Тип политической культуры, характерный для Америки. Ценности, виды политической культуры по субъектам. Функции политической культуры.

    реферат , добавлен 05.11.2010

    Политическая идеология как важный элемент политического сознания. Прогрессивные и реакционные идеологии: отношение к развитию общественного процесса и объективного хода истории. Основные уровни идеологического воздействия в политической идеологии.

    контрольная работа , добавлен 08.08.2010

    Сущность и генезис представлений о политической идеологии. Политика и идеологический дискурс в современной России. Предназначение, уровни функционирования и формы проявления политической идеологии, ее основные структурные элементы и направления.

Слово «идеология» происходит от греческого idea - идея и logos - учение, т.е. этимологически означает «учение об идеях». Политическая идеология - это определенное учение, оправдывающее притязания той или иной группы лиц на власть и стремящееся в соответствии с этой целью подчинить общественное мнение собственным идеям.

Особенности политической идеологии:

1. Идеология создается идеологами, т.е. людьми, обладающими глубокими научными знаниями, аналитическим умом, самостоятельностью мышления, способными в теоретической форме выразить политические интересы того или иного класса, социальной группы, слоя.

3. Идеология всегда активна. Ее задача не просто объяснить мир, а преобразовать его на основе тех или иных идеологических принципов.

Наряду с экономической и политической властью идеологию можно назвать духовной властью над обществом.

Функции идеологии:

1. Создание системы ценностей и ориентаций человеческой деятельности.

2. Овладение общественным сознанием и внедрение в него своих критериев оценки прошлого, настоящего и будущего.

3. Объединение и сплочение общества на основе определенных целей и ценностей.

4. Организация целенаправленных действий общества по достижению поставленных задач.

Любая идеология провозглашает цели и идеалы, которые людям предлагается принимать на веру. Политическая идеология претендует на универсальную значимость, поэтому она стремится к подавлению других идеологий, заявляет о своем призвании изменить мир к лучшему. Она требует от своих сторонников приверженности ценностям и нормам, которые она культивирует.

В основе неолиберализма сохраняются, с одной стороны, некоторые «вечные» ценности либерализма, но, с другой стороны, вводятся новые идеи. Например, были приняты законы, усиливающие регулирующую роль государства, был введен принцип вмешательства государства в экономику. Право на частную собственность, хоть и остается главным, но перестает быть основополагающим, так как реально для огромной части общества оказываются более важными другие права. Например, для трудящихся, основным является право на работу, а для бедных - право на прожиточный минимум.

Современный либерализм признает неудовлетворительной классическую концепцию свободы и равенства возможностей, при которой государство не должно вмешиваться в экономическую и социальную сферу жизни общества. В реальности «стартовые возможности» индивидуумов зависят от разных причин, например, от семейного происхождения. Так, выходцы из богатых семей автоматически получают шанс на гораздо лучшее образование, воспитание, медицинское обслуживание, не говоря уже о явных преимуществах в виде наследуемой недвижимости и финансов. В итоге государство не может устраняться от участия в социально-экономической сфере жизни общества. Оно должно обеспечить возможность реализации индивидуальных способностей представителям разных слоев, в том числе обязано обеспечить бесплатный доступ к образованию, медицинское обслуживание и т.д. для тех, кто в силу своего происхождения и материального положения не может самостоятельно обеспечить себе равные стартовые возможности.

В современной либеральной идеологии важное место занимает концепция социальной справедливости. Речь идет не о социальном равенстве, так как либералы отрицают идею механического уравнительства и отстаивают идею вознаграждения за инициативу и таланты, а о принципе государственного перераспределения национального богатства для ликвидации крайностей неравенства, обеспечения прожиточного минимума и социальной защиты всем гражданам, для достойного вознаграждения тех социальных категорий, которые заведомо оказываются исключенными из рыночных механизмов, например, учителей, врачей, работников социальной сферы.

Итак, основная идея неолиберализма - личность должна иметь возможность для саморазвития на основе своих талантов, способностей, здоровой конкуренции, но государство должно смягчать негативные последствия рыночной системы.

Консерватизм . Возникновение консерватизма как политической идеологии также связывают с эпохой Просвещения и Великой Французской революции 18 века. Консерватизм стал реакцией на исходившую от революции угрозу традиционным ценностям, привычному образу жизни и мыслей. Первоначально это была идеология дворянства, но постепенно к ней примкнули и более широкие слои. В целом это идеология элиты.

Идеологом консерватизма считается английский политический деятель и философ Эдмунд Берк . В 1790 г. выходит его книга «Размышления о революции во Франции», в ней были впервые сформулированы основные принципы консерватизма: общественная жизнь должна основываться на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Для обеспечения будущего общество должно быть стабильно, уравновешено и обновляться постепенно.

Сам термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем Франсуа Рене де Шатобрианом , который в 1818 г. стал издавать журнал «Консерватор», с тех пор данный термин широко используется для обозначения определенного образа мышления, умонастроений, стиля поведения и т.д. Но чаще всего под консерватизмом понимают политическую идеологию, ориентированную на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей и противостоящую резкому обновлению общества.

За двести лет своего существования консерватизм претерпел большие изменения, существует множество подходов к типологизации консерватизма, однако, в консерватизме также можно выделить два этапа: классический консерватизм и неоконсерватизм.

Идеи классического консерватизма:

1. У реального мира существует некое неизменное жизненное начало, и человек в силу ограниченности своего разума не должен браться за переустройство мира, так как может разрушить это жизненное начало, что приведет к разрушению самих устоев общества.

2. Отрицается сознательный прогресс в обществе. Социальный прогресс есть результат проб и ошибок, в ходе его накапливается и передается из поколения в поколение опыт, который воплощается в учреждениях и ценностях. Отсюда сохранение таких ценностей, как частная собственность, уважение церкви и религии, сильная государственная власть, традиции семьи. Эти учреждения и ценности не создаются сознательно и целенаправленно, потому что их природу в принципе нельзя понять.

Общество - это совокупность институтов, норм, моральных убеждений, обычаев, традиций, восходящих к глубокой истории. Их взаимосвязь и единство - это чудо истории, его нельзя объяснить рациональными доводами, т.е. нельзя объяснить почему все существует именно в таком виде, а не в другом. Поэтому уже сложившимся институтам и связям всегда надо отдавать предпочтение перед любыми новациями, какими бы они не казались совершенными с рациональной точки зрения.

3. Конституция рассматривается как проявление высших принципов, которые не могут произвольно изменяться человеком, провозглашается принцип верховенства закона и гражданского законопослушания.

В процессе общественного развития многие принципы консерватизма претерпели существенные изменения. В Западной Европе возникает неоконсерватизм, как реакция на экономический кризис 1973-1974 гг. В данном течении сочетаются многие идеи и ценности классического консерватизма с идеями либерализма. Например, была воспринята идея общественного развития, исторической, социальной и политической активности человека, идея демократизации политики и социальных отношений. Политическими выразителями неоконсерватизма стали Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган .

Современные ускоренные темпы жизни, нарушение духовного и экологического равновесия приводят к нестабильности общества, к растерянности людей. В этих условиях неоконсерватизм предложил возврат к традиционным ценностям и идеалам, например, к приоритету семьи и религии, социальной стабильности, основанной на моральной взаимной ответственности граждан и государства, уважении права, провозглашается крепкий государственный порядок и стабильность. Т.е. во главу угла в обществе, измученном безработицей, инфляцией, потерей духовности, сексуальной революцией и т.д., были поставлены универсальные нравственные законы и мораль как основа общества.

Ответственность за сохранение этих устоев возлагалась на самого индивида, который должен рассчитывать прежде всего на свои силы, свою инициативу и жизнестойкость, а не рассматривать государство как «дойную корову». Но человек не был оставлен на произвол. Государство должно обеспечивать индивиду необходимые жизненные условия, предоставлять возможность образовывать политические ассоциации. Государство должно также поддерживать и развивать институты гражданского общества.

Хотя неоконсерватизм не смог решить многие проблемы экономики, но он дал опору для стабильности общества, смог защитить человека, духовную сферу его жизнедеятельности в индустриально развивающемся обществе. Неоконсервативной идеологии придерживаются в современном мире многие крупные политические партии западных стран, например, республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии, влияние данной идеологии очень велико в западном обществе.

Социал-демократия . Социал-демократия возникает на определенной стадии развития буржуазного общества в странах, достигших среднего уровня промышленного развития. Эта идеология выражает прежде всего интересы лиц наемного труда. Теоретические основы социал-демократии были заложены в работе Эдуарда Бернштейна «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» (1899). Социал-демократы обосновывали постепенный переход от капиталистического общества к социалистическому через реформы. Современные идеи социал-демократизма были сформулированы на конгрессе социал-демократов во Франкфурт - на Майне в 1951 г.

Главными ценностями провозглашаются идеи свободы, справедливости, солидарности. Свобода означает право каждого на самоопределение. Равенство всех в своих правах и свободах означает справедливость. Солидарность означает взаимопомощь, взаимоподдержку.

Для идеологии социал-демократизма характерны следующие черты:

1. Выдвижение концепции демократического социализма. Но социализм понимается не как тип общества, а как процесс, направленный на реализацию основной ценности социал-демократии - повышение благосостояния общества, поэтому признается приоритет развития социальной сферы, а не достижение максимальной экономической прибыли. Задачами социал-демократов является улучшение качества жизни, создание и развитие системы социального обеспечения и обслуживания. Важное место занимает решение экологических проблем. Идеалом политической власти является социальное государство.

2. В экономической сфере социал-демократы выступают за смешенный тип экономики. Ключевые отрасли промышленности должны обобществляться или находиться под контролем государства. В тоже время важным является общественный контроль над инвестициями, участие трудящихся в совместном принятии решений на уровне компаний и профсоюзных объединений в разработке национальной экономической политики, поощряются самоуправляемые кооперативы рабочих и фермеров, государственные предприятия с демократическими формами контроля и управления и т.д.

3. Большая роль отводится профсоюзному движению.

4. Большое значение придается социальному партнерству и консенсусу при решении различных проблем. Преобразование общества должно происходить через постепенные реформы, а не революцию.

В современном мире социал-демократическая идеология представлена разными партиями - социал-демократическими, социалистическими, лейбористскими, рабочими. В целом насчитывается около 80 подобных партий, которые объединяют около 20 млн. человек, за эти партии голосует более 200 млн. избирателей. Во многих западных странах (Англия, Германия) основная политическая борьба развертывается между партиями социал-демократического типа и партиями неоконсерваторов.

Коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология сформировалась на основе марксизма - учения, возникшего в Западной Европе в средине 19 века. Основоположники - Карл Маркс и Фридрих Энгельс . Марксизм разработал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком, с отчуждением человека от власти, от собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Носителем данной идеологии стал пролетариат.

Марксизм является радикальной идеологией, главную роль он отводит революционным методам преобразования старого общества и построения нового общества.

Основные идеи:

1. Признается возможность научного познания окружающей действительности, объективных общественных законов, и неуклонный прогресс общества.

2. Тип общества определяется главным образом уровнем развития производительных сил, а также культурными, психологическими, духовными и другими факторами. Исторический прогресс заключается в смене общественно-экономических формаций: от рабовладельческой к феодальной, а затем к капиталистической. Все три формации основаны на частной собственности, на эксплуатации классов и непримиримости их интересов. Экономической основой коммунистической формации, как идеала, к которому стремится развитие общества, является общественная собственность. Но к коммунистической формации и ее первой фазе, социализму, можно перейти только через пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата, цель которой - экспроприация частной собственности и передача ее в руки трудящихся.

3. Коммунистическое общество предполагает формирование нового человека, который ориентируется, прежде всего, на моральные стимулы труда, труд на благо общества и т.д.

4. В построении нового общества упор делается на ведущую роль коммунистической партии, под руководством которой государственная власть осуществляет преобразование общества. Предполагается, что в последующем развитии государство и его органы будут заменены на систему общественного самоуправления.

Фашизм . Термин фашизм переводится с латинского как пучок, связка, объединение. Фашизм - это феномен 20 века, это реакция общества на проблемы и противоречия в различных сферах общества. Фашизм черпает свои силы в массовом движении протеста. Массовое движение нуждается в идеологии, способной доступно сформулировать цели и способы их достижения, а также создать образ врага, низвержение которого откроет путь к успеху. Идеология фашизма апеллирует к страстям, врожденным инстинктам, низменным чувствам человека.

Для возникновения фашизма подойдет не просто кризис в обществе, а кризис затянувшийся, который потряс всю социальную структуру общества, его моральные устои, нарушил экономические процессы, вызвал всеобщее разочарование в официальной идеологии и т.д.

Основные идеи фашизма:

1. Высокомерно негативное отношение к человеческой личности как существу, подверженному всяческим порокам, «сосуду греха», нуждающемуся в постоянной узде и твердой направляющей руке.

2. Признается неспособность человеческого разума к познанию мира. Разум является источником заблуждений и разочарований.

3. Основной упор в историческом развитии человечества делается на нацию. В основе смены уровней развития общества лежат взаимоотношения между нациями, духовный подъем и упадок наций.

4. Ставка на насилие, войну в решении внутренних и международных проблем.

Надо сказать, что сами по себе эти идеи могут быть основой не только фашистской идеологии, но вместе с тем не существует фашистских движений, которые не опирались бы на эти идеи.

Пренебрежительное отношение к личности, трактовка человека как «сосуда зла» обосновывают систему жесткого контроля над обществом со стороны той его части, которая, по мнению фашистских теоретиков (Бенито Муссолини , Адольф Гитлер), благодаря биологической наследственности и самоусовершенствованию, поднимается над средним человеческим уровнем (концепция Ницше «сверхчеловека» и «аристократии духа»). Чтобы деятельность общественных институтов была эффективной, требуется руководство на основе единой воли. Отсюда - естественная потребность в вожде, реализующем эту волю. А чтобы различные процессы в обществе не ослабляли единую сильную волю, оправдывается насилие, которое должно применяться не только как ответная реакция на действия, но и как реакция на намерения.

Провозглашение нации движущей силой общественного развития решает две проблемы. Во-первых, выдвигается идея борьбы за спасение, укрепление, расширение своей нации, которая является носителем позитивного начала и способна осчастливить человечество (национал-социалистический лозунг: «Немецкий дух - весь мир оздоровит»). А во-вторых, появляется конкретный враг, на счет которого можно отнести все неудачи и беды, это другая нация - носитель всех мыслимых и немыслимых отрицательных черт, злоумышленник, строящий зловещие планы. Например, им может быть объявлено определенное национальное меньшинство. Такой враг полезен для внутренней политики, так как на него можно направлять недовольство для ослабления внутренней напряженности общества. Этот враг полезен и для внешней политики, для объяснения неудач в международных делах, оправдания агрессивного курса, развязывания военных конфликтов и т.д.

Итак, цель фашизма - возрождение и оздоровление в своей стране «титульной», т.е. основной нации. Провозглашается приоритет государственных интересов, жесткая система управления, замыкающаяся на личности вождя, исключается оппозиция. Методы фашизма - организация массового движения, его оплодотворение национальным духом, унификация общественной жизни, подавление любыми способами противодействия.

Например, в Германии был создана фашистская идеология на основе мифа о превосходстве некоего народа «ариев», и была провозглашена политика поддержки государством «культурно созидающих рас», к которым относились, немцы, англичане; ограничения жизненного пространства для этносов, «обслуживающих культурные расы», к таким этносам относились славяне, жители некоторых государств Востока и Латинской Америки; и провозглашалось беспощадное уничтожение «культуроразрушающих» народов, в них зачислялись негры, евреи, цыгане.

Фашистская идеология была распространена в Германии, Италии (30-40-е годы), Испании и Португалии (30-60-е годы), Греции в 60-х годах. В начале 90-х годов в России профашистские идеи были представлены общероссийским общественным движением «Русское национальное единство», которое было запрещено в 1993 году.

совокупность преимуществу систематизированных представлений топ или иной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели, с помощью политической власти или воздействия на нее.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИДЕОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ

специфическая форма политического сознания, система взглядов на власть, государственное устройство и способы урегулирования. Стремление различных групп общества воплотить свои интересы, предпочтения (социальные, экономические, национальные и т.д.) привел к возникновению различных по целям содержанию видов И.п. (либеральной консервативной, радикальной и т.п.) представлению о противоположности, борьбе идеологий. И.п. стали выступать как определенные доктрины, оправдывающие притязания какой-л. групп на власть, ее использование. Реальный "вес" И.п. зависит от степени ее влияния на общественное сознание.

И.п. выполняет следующие функций 1) ориентационную, которая выражается в том, что, включая основополагающие представления об обществе, социальном прогрессе, личности и власти она задает систему смыслов и ориентаций человеческой деятельности; 2) мобилизационную, смысл которой заключается в том, что, предлагаемая идея более совершенного общества, И.п. выступают в качестве непосредственных мотивов политической деятельности и мобилизуют общество, социальные группы на их реализацию; 3) интегративную, состоящую в том, что, наделяя смыслом политическое действие в пределах предлагаемой фундаментальной картины мира, И.п. задают ему такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес; И.п. противостоят частным интересам и тем самым выступают интегрирующим фактором;

4) амортизационную, способствующую ослаблению социальной напряженности в ситуации, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения; предлагаемые идеалы выступают в качестве вдохновляющих смыслов, заставляющих индивида, группу находить в себе силы после неудач, вновь стремиться к активным действиям по их реализации;

5) функцию выражения и защиты интересов определенной социальной группы, иными словами, И.п. могут возникать на основе интересов какой-л. социальной группы и призваны противопоставить их интересам др. групп; идеология, как правило, институционально оформлена в политических партиях, движениях, союзах, группировках; для этих институтов важной задачей является ориентация политического поведения граждан.

Выделяются несколько уровней И.п.: 1) теоретический, концептуальный (наиболее абстрактный уровень, на котором раскрываются идеалы и ценности определенного класса, нации, государства, формируются основные положения применительно к главным сферам жизнедеятельности общества и человека); 2) программно-политический (на этом уровне происходит адаптация, перевод с языка социально-философских принципов на язык программ и лозунгов требований элиты или контрэлиты, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан; требования этого уровня - быть максимально доступными для возможно большего количества людей, ориентировать их на политические действия; 3) актуализированный, определяющий степень освоения идей, целей, принципов конкретной идеологии, ее влияния на практическую деятельность людей, их политическое поведение; именно этот уровень позволяет элите через изучение общественного мнения определять степень влиятельности, надежности И.п., которая выступает как организационная, регулятивная, контрольная система, направляющая жизнь человека и общества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

16. Политическая идеология. Богбаз11, §14, 158 – 168.

16.1. Политическое сознание.

16.2. Структура (строение, состав) политического сознания.

16.3. Что такое идеология?

16.4. Основные течения политической идеологии.

16.4.1. Либерализм.

16.4.2. Консерватизм.

16.4.3. Социализм.

16.4.4. Национализм.

16.1 . Политическое сознание .

Политическое сознание – 1) одна из форм общественного сознания; 2) мысли и переживания участника политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нём; 3) это не только образ политической действительности в головах людей, но и их отношение к ней.

16.2 . Структура (строение, состав) политического сознания .

Политическое сознание = 1) обыденное (обыденно-практический уровень) сознание + 2) теоретическое (идеолого-теоретический уровень) сознание.

Значительное место в обыденном сознании занимает политическая психология (политические чувства, переживания, настроения, мнения, ценностные ориентации, оценочные суждения, в которых проявляется эмоциональное восприятие политической жизни, роли в ней данного индивида, определённой группы людей).

Теоретическое сознание = политологическая наука + идеология.

16.3 . Политическая идеология .

16.3.1. Что такое политическая идеология ?

Политическая идеология – 1) система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы какого-либо субъекта политики (класса, нации, всего общества, общественного движения, партии); 2) выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с 5) помощью политической власти или воздействия на неё; 3) теоретическое обоснование системы ценностей определённых субъектов политики.

Ценность – это положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, группы, класса, общества.

Так, для одних людей большая ценность – монархическое государство, для других ценностью является лишь республиканский строй. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, то представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. Так, интересы «третьего сословия», буржуазии во Франции в XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескьё, а интересы наёмных рабочих XIX в. – в трудах Маркса.

16.3.2. Чем наука отличается от идеологии ?

1) В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов субъектов политики, хотя она может включать в себя и научные знания.

2) Идеологии свойственно упрощение, частичное отражение действительности. При этом одна сторона действительности выдаётся за полную её картину.

3) Пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются существенной характеристикой идеологии.

16.3.3. Возможно ли создание научной идеологии ?

Карл Маркс : это возможно в том случае, если частные интересы субъекта политики воплощают в себе общие интересы и ценности всего человечества.

16.3.4. В каких формах существует политическая идеология ?

2) Важной формой воплощения идеологии являются политические программы.

3) Идеология функционирует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей.

16.4 . Основные течения политической идеологии .

16.4.1. Либерализм (от лат . liberas – свободный).

Основные идеи : 1) свобода личности, широкие гражданские и политические права человека; 2) равенство всех людей перед законом; 3) личная ответственность человека за собственное благополучие; 4) ограничение вмешательства государства в общественную и личную жизнь: «ночной сторож» и «невидимая рука рынка» (Адам Смит); 5) свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности.

«Невидимая рука рынка » - предположение Адама Смита, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества «невидимой рукой» рынка.

Главные представители: Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704), Адам Смит (1723-1790).

Джон Стюарт Милль : «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

Неолиберализм – направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы и достигшее своего расцвета в конце 1980-х – 1990-е годах XX века.

В отличие от либерализма, не отрицает полностью государственное регулирование экономики. В число функций государства включается защита свободного предпринимательства, рынка и конкуренции от угрозы монополизма, разработка общей стратегии экономического развития, социальная защита малообеспеченных слоёв населения.

В чём заключаются особенности российского либерализма ?

Главные представители: Борис Чичерин (1828-1904), Петр Струве (1870-1944), Павел Милюков (1959-1943).

Отличия российского либерализма от западного :

1) к началу либеральных преобразований в странах Восточной Европы отсутствовали необходимые элементы гражданского общества;

2) средний класс, даже если он существовал, был недостаточно силён, чтобы стать социальной базой этих преобразований;

3) эти преобразования было необходимо провести в кратчайший (по сравнению с западными странами) исторический промежуток времени;

4) основным носителем преобразовательной программы выступала не буржуазия, как на Западе, а скорее само государство, инструментом её реализации в значительной мере становилась бюрократия, а методы проведения неизбежно приобретали принудительный характер.

Николай Бердяев . «Философия неравенства» (1918):

«Либерализм ваш роковым образом изменил своей единственной возможной духовной основе. Вы сделали декларацию прав человека и оторвали её от декларации прав Бога. В этом был ваш первородный грех, за который вы наказаны… Вы забыли о правах Бога, вы забыли и о том, что декларация прав человека должна быть связана с декларацией обязанностей человека. Путь, на котором права человека были оторваны от обязанностей человека не довёл вас до добра. На этом пути выродился ваш либерализм…».

Можно ли в современной России осуществить идеалы либерализма ?

Опыт проведения либеральных реформ в России позволяет усомниться в возможности положительного ответа на этот вопрос.

Гюнтер Рормозер , профессор политической философии (Германия):

«В России… нет ни либеральной традиции, ни либеральной философии; нет и каких-либо благоприятных для развития либерального сознания общественных условий… процветающая либеральная система предполагает существование достаточно зрелого общества. В Германии сотни тысяч мелких предпринимателей; в великой России их должны быть миллионы. Совершенная и дееспособная либеральная система требует определённого уровня зрелости гражданского общества. Не случайно благоразумные либералы рекомендуют сегодня России развивать то, что принято называть гражданским обществом. Под гражданским обществом… подразумевается не что иное, как свободная и независимая от церкви и государства многогранная общественная жизнь. Общество… - это не только экономика, но и источник культурной и политической инициативы. В обществе люди должны объединяться друг с другом, чтобы реализовать и свои личные, и общие интересы. Все эти предпосылки в России отсутствуют, и потому было бы в высшей степени ошибочно навязывать России идею, будто она сможет решить свои проблемы посредством принятия того, что на Западе понимается под либеральным обществом и либеральной системой… В России же осуществление прав и свобод – а мечтами об этом человечество обязано либерализму – возможно лишь в случае осознания ею необходимости возрождения консервативных традиций и элементов. Либерализм победит в этой стране не ценой борьбы с консерватизмом или уничтожения консервативных сил: если в России у либерализма вообще есть будущее, то ему придётся ужиться с просвещённым консерватизмом…».

Михаил Ходорковский . «Кризис либерализма в России» (2004):

«Русский либерализм потерпел поражение потому, что пытался игнорировать, во-первых, некоторые важные национально-исторические особенности развития России, во-вторых, жизненно важные интересы подавляющего большинства российского народа. И смертельно боялся говорить правду… Что мы можем и должны сегодня сделать? Назову семь пунктов, которые представляются мне приоритетными.

1) Осмыслить новую стратегию взаимодействия с государством. Государство и бюрократия не синонимы. Пришло время спросить себя: "Что ты сделал для России?”…

2) Научиться искать правды в России, а не Западе… Надо перестать пренебрегать – тем паче демонстративно – интересами страны и народа. Эти интересы наши интересы…

3) Отказаться от бессмысленных попыток поставить под сомнение легитимность президента. Независимо от того, нравится нам Владимир Путин или нет, пора осознать, что глава государства – не просто физическое лицо. Президент – это институт, гарантирующий целостность и стабильность страны. И не приведи господь нам дожить до времени, когда этот институт рухнет, - нового февраля 1917 г. Россия не выдержит…

4) Перестать лгать – себе и обществу…

5) Оставить в прошлом космополитическое восприятие мира. Постановить, что мы - люди земли, а не воздуха. Признать, что либеральный проект в России может состояться только в контексте национальных интересов…

7) Вложить деньги и мозги в создание принципиально новых общественных институций, не замаранных ложью прошлого… Привлекать к себе совестливых и талантливых людей, которые и составят основу новой элиты России. Самое страшное для сегодняшней России – это утечка мозгов…».

16.4.2. Консерватизм (от лат . conservatio – охранять, сохранять).

Главные идеи : 1) неприятие любого рода идеологий, идей, теорий и опора на почву, традиции; 2) традиция, привычка вместо счастья; 3) апология несчастного человека, несчастье как знак божественной избранности; 4) человеческий разум слаб и немощен, а люди подвержены эгоистическим страстям; 5) естественность социальной иерархии; 6) абсолютная ценность семьи, религии, социальной стабильности.

Главные представители : Мишель Монтень (1533-1592), Эдмунд Бёрк (1729-1797), Ж. де Местр , Франсуа Рене де Шатобриан .

Жозеф де Местр (1753 – 1821) – граф, французский публицист, политический деятель и религиозный философ. В 1802 – 17 посланник сардинского короля в России, где написал свои основные сочинения.

Франсуа Рене де Шатобриан (1768 – 1848) – французский писатель, роялист, идеолог Реставрации. Мотивы мировой скорби, веры и опустошающего безверия, отрешенности от мира сочетались с образом романтического героя-страдальца; неприятие современной ему действительности сочеталось с критикой индивидуализма. В книге «Гений христианства» (1802) – проповедь христианского смирения и подвижничества.

16.4.3. Социализм (от лат . socialis - общественный).

Оформился позднее консерватизма и либерализма, примерно в середине XIX в. (Сен-Симон , Фурье , Оуэн ).

Источники социализма : идеальное государство Платона, раннехристианские идеи о социальной справедливости, утопические проекты будущего (Томас Мор – Утопия, Томазо Кампанелла – Город солнца).

Теоретическое обоснование социализм получил в трудах Карла Маркс а и Фридриха Энгель са: необходимость социальной революции для коренного переустройства общества; особая историческая миссия пролетариата как могильщика буржуазии; социальная справедливость, основанная на общественной собственности на средства производства.

Социализм в XX в. разделился на реформистский и революционный.

16.4.4. Национализм : 1) идея превосходства своей нации над другими; 2) особое предназначение данной нации («сдерживание орд», «богоизбранность»); 3) наличие внешней силы, которая угрожает нации; 4) идея «золотого века» нации; 5) рассмотрение нынешнего состояния как критического, поворотного момента в жизни нации («смертный час», вымирание, отставание).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»