Основным итогом становления командно административной системы в. Создание сталинской административно командной системы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В 1929 году обсуждались два проекта первого пятилетнего плана: проект Госплана (умеренные темпы развития, преобладание частного сектора в сельском хозяйстве) и проект ВСНХ (высокие темпы развития, значительный рост государственных инвестиций в сельское хозяйство). Победил проект ВСНХ. Следствием этого стал курс на «сплошную коллективизацию» . Плановые цифры коллективизации выросли с 5 млн. крестьянских хозяйств до 30 млн. к концу 1929 г.

Была принята программа борьбы с кулачеством . «Кулаки» подразделялись на три категории: контрреволюционные элементы; враги, не оказывающие активного сопротивления; лояльные к Советской власти.

Первые две категории подлежали аресту и высылке в Сибирь и Казахстан с конфискацией имущества. Третья переселялась на целинные земли в пределах области. На местах работали комиссии по раскулачиванию (секретарь парткома, председатель исполкома местного Совета, руководитель местной ГПУ).

В результате только с января по март 1930 года произошло свыше двух тысяч антиколхозных восстаний. В 1930 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Начался массовый выход крестьян из колхозов; темпы хлебозаготовок резко снизились.

Власть вынуждена была пойти на следующие меры:

Вводились суровые наказания за мелкие хищения колхозной собственности;

25 тыс. рабочих были отправлены в деревню для проведения коллективизации;

Проводилась чистка аппарата в связи с саботажем хлебозаготовок;

Возрождались продотряды с целью ревизий и карательных экспедиций.

Поборы с колхозов достигали 50-60% урожая, но государство таким образом получило в 2 раза больше зерна, чем в последние годы НЭПа. Отобранное зерно в основном поставлялось в Германию в обмен на кредиты для закупки промышленного оборудования.

Накануне коллективизации и в ходе ее проведено районирование (1926-1929 гг.). Старое административное устройство (губерния – уезд - волость) заменялось на новое: край (область) – округ – район. В 1930 году ликвидированы промежуточные звенья – округа (кроме национальных округов). На втором этапе районирования (1934-35 гг.) произошло разукрупнение краев и областей.

После завершения сплошной коллективизации сельские сходы как органы общинного самоуправления были упразднены. Вместо них стали работать сельскохозяйственные производственные совещания при сельсоветах, сельские общественные суды, группы бедноты. В ходе коллективизации образуются новые управленческие структуры. В 1929 году – союзно-республиканский Наркомат земледелия, в1932 году из него выделился Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. При Наркомземе образован Колхозцентр, заготовительные работы курировал Комитет по заготовкам (Комзаг) при Совнаркоме СССР.



Контроль над сельскохозяйственным производством осуществлялся через государственные машинно-тракторные станции (МТС) . Колхозы арендовали технику, расплачиваясь продукцией. Заготовки в «закрома Родины» являлись обязательной частью налога, их невыполнение влекло имущественные и уголовные санкции. Открытие колхозных рынков разрешалось в случае выполнения обязательных заготовок. В 1934 году установлены новые ставки денежного обложения единоличников.

В 1935 г. сплошная коллективизация была завершена. Ее итоги закрепил «Примерный устав сельскохозяйственной артели» (1933 г.):

1) в коллективную собственность передавались земельные наделы, скот, техника, хозяйственные постройки;

2) колхозы были обязаны вести хозяйство по государственному плану;

3) прием в колхоз осуществляло общее собрание;

4)устанавливалась очередность выполнения обязательств: поставки государству и МТС, создание семенных фондов и фондов социальной поддержки, выплаты колхозникам по трудодням (по остаточному принципу);

5) основная форма организации труда – бригада; в качестве формы оплаты – трудодень.

В сфере промышленности первый пятилетний план предполагал достичь роста промышленной продукции на 136%, роста производительности труда на 110%, снижения себестоимости промышленной продукции на 35%. Безусловный приоритет отдавался тяжелой промышленности (78% капитальных вложений).

Основными источниками средств были сельское хозяйство; принудительные займы у населения; эмиссия денег (денежная масса увеличивалась вдвое быстрее, чем промышленная продукция); торговля водкой; экспорт зерна, топлива, леса. Однако и эти колоссальные вливания не смогли стимулировать высокие темпы промышленного роста (в1928-1929 гг. – 23%; в 1933 г. – 5%). Намеченное не было осуществлено вследствие нехватки сырья, топлива, оборудования. Дефицитные ресурсы распределялись между ударными объектами (50-60 строек), которые ставились в пример всей стране.

Первый пятилетний план ни по одному показателю не был выполнен. Второй пятилетний план также не был реализован полностью: из 46 показателей достигнуты были лишь 10. Однако ставка на интенсивный путь развития сыграла положительную роль: производительность труда выросла вдвое. Из страны, ввозящей машины, СССР всего за несколько лет превратился в страну, производящую оборудование.

В кадровой политике молодого государства также было много противоречивого. В 1928 г. развернулась кампания по борьбе с саботажем «старых специалистов», результатом которой стало массовое изгнание старых кадров из Госплана, ВСНХ, Наркомзема и Наркомфина. Выдвижение на руководящие посты рабочих с предприятий («практиков») не повысило качества управления. Началась борьба с перегибами, осуждение так называемого «спецеедства». Были отменены некоторые введенные раньше дискриминационные меры по отношению к специалистам, в том числе ограничение доступа их детей к высшему образованию.

С сентября 1932 года на предприятиях вводятся трудовые книжки с фиксацией всех мест работы, а также система прописки. В том же году были установлены такие меры наказания за неявку на работу, как увольнение, лишение продовольственных карточек, выселение с жилплощади. Власть директоров возросла, был упразднен управленческий треугольник (секретарь парткома, директор, председатель профкома) и введено единоначалие директоров.

С конца 1920-х гг. наблюдается нарастание планово-регулирующих начал в экономике . Власть призвала предприятия повернуться «лицом к плану». Тресты, синдикаты с 1929 г. ориентировались исключительно на плановые показатели. В 1932 г. был введен запрет на магазины и лавки частных лиц. В 1929 г. государство провело кредитную реформу, в результате которой коммерческое кредитование оказалось под запретом, Госбанк стал единственным распределителем краткосрочных кредитов целевого назначения. С этого времени планы кредитования составляли совместно ВСНХ и Госбанк, то есть произошла централизация кредитной системы.

Государственное управление в 1930-х гг. продолжало тенденцию сочетания функционального и отраслевого принципов руководства . Функциональный принцип управления – руководство по отдельным направлениям деятельности: планированию, финансированию, материально-техническому снабжению (Госплан, Наркомат финансов, ОГПУ). Отраслевой принцип управления – руководство определенной отраслью хозяйства из одного органа по всем направлениям деятельности.

В 1930-е гг. происходило постепенное усиление отраслевого принципа управления, о чем свидетельствует формирование системы отраслевых промышленных наркоматов, проходившее в несколько этапов:

1932 – 1934 гг. – упразднение ВСНХ и создание на основе этой структуры наркоматов тяжелой, легкой, лесной и пищевой промышленности;

1936 - 1937 гг. – разукрупнение Наркомата тяжелой промышленности; из него выделяются самостоятельные Наркомат оборонной промышленности и Наркомат машиностроения;

1939 г. – общее разукрупнение промышленных наркоматов.

На базе Наркомата тяжелой промышленности создано шесть новых наркоматов; на базе Наркомата оборонной промышленности – четыре; на базе Наркомата машиностроения – три. Разукрупнению подверглись и другие наркоматы. В результате число общесоюзных наркоматов к 1940 г. выросло до 25; число союзно-республиканских – до 16. Для координации работы столь значительного числа ведомств при Совнаркоме в 1940 г. было создано несколько хозяйственных советов, объединяющих наркоматы родственных отраслей.

Итак, в СССР в 1930-х гг. сформировалась административно-команднаясистема управления особая разновидность государственного управления, отличающаяся преимущественным применением директивных методов, широким использованием административного принуждения в экономике.

Объективными предпосылкам становления АКС были:

Необходимость проведения единой экономической политики, направленной на выравнивание уровней развития различных регионов;

Сама природа социалистического строя, основанного на замене частной собственности «общенародной»;

Решение задач ускоренной модернизации страны в сложных внешнеэкономических обстоятельствах.

Существовали и субъективные факторы становления АКС:

Низкий уровень общей и политической культуры населения, что позволило узурпировать власть и просто распоряжаться государственной собственностью узкому слою партийно-советской бюрократии;

Волюнтаристские методы руководства, недооценка национальных особенностей отдельных территорий со стороны правящей элиты.

Созданная большевиками административно-командная система управления не была чем-то чуждым российским традициям. Она соответствовала внутренней предрасположенности народа именно к такому типу построения государства.

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (КОНЕЦ 1920-Х – 1930-Е ГГ.)

На исходе первого десятилетия советской власти советское общество вступило в новый период политического и экономического развития, итогом которого стали сложившаяся в 1930-1940-е гг. командно-бю­рократической система и тоталитарный политический режим. Опреде­ляющее влияние на развитие событий оказали политические процес­сы, происходившие в то время в СССР, в частности обострение политической ситуации в стране, связанное с усилившейся после смерти В.И. Ленина борьбой за власть внутри большевистской партии и последовавшим возвышением И.В. Сталина.

В конце 1920-х гг. в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров победила линия на свертывание нэпа, который оказался ненужным в условиях крепнувшей административно­-командной системы управления. Эту линию отстаивал Сталин, сумев­ший благодаря ловкой аппаратной игре укрепить свои позиции в выс­ших эшелонах партийной элиты и потеснить других не менее известных «наследников» Ленина, боровшихся за власть.

Сохранявшемуся некоторое время в партии предубеждению про­тив политики «большого скачка» Сталин противопоставил находив­шую поддержку среди части большевистских лидеров популистскую установку на быстрое построение социализма в одной стране.

Состоявшийся в апреле 1929 г. пленум ЦК ВКП(б) поддержал ста­линскую популистскую программу «наступления социализма по всему фронту» и ускоренного превращения страны в передовую промыш­ленную державу. Были пересмотрены плановые задания индустриали­зации в сторону их повышения. Таким образом, уже здесь обнаружились свойственные Сталину увлечение администрированием, забегание вперед, волюнтаристские методы управления. Со временем субъекти­вистское планирование становится основной чертой управления раз­витием народного хозяйства в СССР.

Необходимость проведения форсированной индустриализации, приобретавшей характер «скачка», сталинское руководство аргумен­тировало обострением международной обстановки в конце 1920-х гг., угрозой войны со стороны «капиталистического окружения». Однако этот жупел часто использовался в качестве удобного повода для навя­зывания завышенных темпов модернизации общества, свертывания демократии.

Особенностью сталинской индустриализации являлось то, что приоритет отдавался развитию прежде всего тяжелой промышленно­сти в ущерб легкой и сельскому хозяйству. Хроническое отставание этих отраслей стало со временем главной особенностью советского народного хозяйства. Государственное управление с конца 1920-х гг. функционировало на основе пятилетних планов, имевших силу закона, которые нередко пересматривались произвольно в сторону увеличения.


Осенью 1929 г. был объявлен курс на форсиро­ванную коллективизацию сельского хозяйства, характер которой от­разил результаты администрирования и забегания вперед. 5 января 1930 г. вышло специальное постановление ЦК ВКП(б) «О темпах кол­лективизации и мерах помощи государства колхозному строительст­ву», которое провозглашало проведение сплошной коллективизации в большинстве районов страны. Проводя коллективизацию, сталинское руководство преследовало цель сделать из колхозов контрагентов государства по внерыночному изъятию хлеба и сырья у крестьян для успешного проведения индустриа­лизаuии.

Изменение внутриполитического курса повлекло за собой смену политического руководства страны, вытеснение, а затем и уничтожение Сталиным старых партийных кадров. В 1927 г. по обвинению в организа­ции контрдемонстрации в связи с празднованием 10-летия Октябрьской революции из партии были исключены Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев и Г.Е. Зиновьев. В 1929 г. был снят с поста редактора «Правды», а затем вы­веден из состава Политбюро Н.И. Бухарин, недавний союзник Сталина в борьбе с «левой» оппозицией. В том же году из страны был выдворен Троuкий, снят с поста председателя Совнаркома и заменен В.М. Моло­товым сторонник Н.И. Бухарина А.И. Рыков.

В конце 1920-х гг. обозна­чился поворот сталинского руководства к практике репрессий, который был начат в 1928 I: широкой кампанией борьбы против «вредительства» и завершился физическим уничтожением всех находившихся в оппозиции к Сталину крупных пар­тийных лидеров во второй половине 1930-х гг.

С победой «генеральной линии» Сталина на строительство социа­лизма в одной стране и ускоренную индустриализацию началось на­ступление на демократические институты, возникшие в период нэпа. Были проведены грандиозные чистки местных Советов, все они ставились в жесткую зависимость от финансовых возможностей цен­тра, стали финансироваться по остаточному принципу из средств, ос­тавшихся от финансирования индустриализаuии. С 1928 г. были за­крыты откомхозы и ГУКХ. НКВД больше не занимался вопросами местного самоуправления и не курировал местное хозяйство. Вместо него было создано ОГПУ - орган надзора за населением и каратель­ный орган диктатуры пролетариата.

На этом фоне вполне закономерной представляется задуманная и проведенная сталинским руководством административно-территори­альная реформа 1928-1930 гг., окончательно похоронившая надежды на возрождение института самоуправления в России. В связи с этим области «нарезались» по преимушеству волевым решением, их размеры в 2 раза превышали бывшие губернии. В то же время создание районов, формировавшихся под лозунгом «смычки города и деревни» и занима­вшихся как сельским хозяйством, так и промышленностью, привело к фактическому уничтожению специализированных сельских властей. По тем же политическим мотивам города были «разрезаны» на районы, органы власти которых наделялись компетенцией, аналогичной той, что имела городская власть. В результате создавалась жесткая верти­каль, в которой власти разных уровней неизбежно сталкивались в сфе­рах компетенции и финансов, что давало возможность центру вмеши­ваться и решать споры в своих интересах. К концу 1920-х гг. работа эта в основном была завершена: в Российской Федерации утвердилась новая так называемая трехзвенная система - район, округ, область (край); в ос­тальных союзных республиках - двухзвенная (район, округ).

Проведение политики ускоренной индустриализации потребовало серьезных изменений в системе управления промышленностью.

В 1920-е гг. оно строилось на сочетании функционального (Госплан, Рабкрин, Комиссия ГОЭЛРО, ГПУ и т.д.) и отраслевого (отраслевые наркоматы) принципов руководства с преобладанием одного из них. Для 1930-х гг. было характерно преобладание отраслевого принципа управления, усиление тенденции к единоначалию и централизации в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На­чало этому процессу было положено принятым в январе 1932 г. поста­новлением ЦИК СССР о перестройке управления промышленнос­тью. Формально отказ от преобладавшего до этого функционального принципа построения партийного и государственного аппарата был объявлен на ХVII съезде ВКП(б) (январь - февраль 1934 г.). В марте 1934 г., исходя из указаний съезда, было принято специальное поста­новление ЦИК и СНК СССР, согласно которому органы государст­венного управления должны были быть перестроены на основе про­изводственно-отраслевого и территориального принципов. Реализация постановления 1934 г. сопровождалась дроблением, разукрупнением практически всех наркоматов. Был упразднен единый промышленный наркомат – ВСНХ, его органы в губерниях, краях, областях, округах. Вместо него созданы три отраслевых наркомата: Наркомат тяжелой промышленности СССР (Наркомтяж, НКТП), Наркомат легкой про­мышленности СССР (Наркомлегпром) и Наркомат лесной промыш­ленности СССР (Наркомлеспром). В 1934 г. к ним добавился четвер­тый - Наркомат пищевой промышленности, в 1939-м их было уже 21 (из НКТП в 1936 г. выделились Наркомат оборонной промышленно­сти и Наркомат машиностроения). Из Наркомата путей сообщения был выделен Наркомат водного транспорта, из Наркомзема – Наркомат зерновых и животноводческих совхозов. В мае 1939 г. был создан Наркомат по строительству, который возглавил управление огромным строительным производственным комплексом. На базе наркомата топливной промышленности были созданы Наркоматы нефтяной и угольной промышленности, а также Наркомат электропромышленности.

Наркомат труда был упразднен и слит с ВЦСПС (средства госстраха, санатории, дома отдыха, научные институты, – это был орган общественного управления, который руководил сферами организации труда.

Возникновение двух десятков промышленных наркоматов усилило государственное управление бурно развивавшейся индустриализации страны, механизацию и машинизацию процессов в различных областях. Одно­временно открывались широкие возможности для «перетряхивания» аппарата, проведения чисток органов управления, без которых немыслима административно- командная система. Разукрупнение наркоматов и их дробление способствовало воз­никновению и развитию ведомственности, со временем составившей специфику советской хозяйственной системы. В рамках этой системы управления отраслевые наркоматы превращались в замкнутые адми­нистративно-хозяйственные единицы (ведомства), выступавшие од­новременно в роли центральных органов государственного управле­ния и органов хозяйствования.

Вместе с тем, усиливались общесоюзные начала, централизация, бюрократизация, повышалась ответственность за реализацию «директив партии и правительства». Резко возросли объем и параметры государственного управления, роль союзных органов и иисполнительного аппарата, численно вырос управленческий аппарата, который становился все более громозким («многозвенным»). Исполнительный аппарат становился главным звеном управления, действовал директивно и жестко.

Другим негативным последствием проведенной реформы управле­ния промышленностью стал стремительный рост управленческого ап­парата. По данным переписи населения 1939 г., за 10 лет он вырос в 6 раз. С целью установления контроля над вновь создаваемыми наркомата­ми и координации их деятельности власть вынуждена была создавать новые бюрократические надстройки. Концентрация власти в руках общесоюзных государственных и партийных органов вела к еще большему росту управленческого аппа­рата, сопровождалась бюрократизацией государственной жизни. В не меньшей мере этому способствовала нехватка образованных, квалифицированных специалистов-управленцев, обусловливавшая низкий уровень качества и эффективности управления, который правящая элита пыталась компенсировать приданием государственному управлению жестко бюрократического, командно-административного характера. Личный состав органов управления формировался из грамотных специалистов, за счет рабочих и крестьян («выдвиженцев»), ускоренного обучения их на различных курсах, рабфаках, учебных заведениях.

В этих условиях значительно возрастала роль контрольных и карательных органов в системе власти и управления. Помимо вновь со­зданного в 1934 г. Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД СССР), осуществлявшего всеобщий административный надзор (к НКВД перешли от ОГПУ функции политической полиции), дейст­вовали различные узковедомственные органы контроля (финансового, планового и т.д.). Все они были строго централизованы и работали в масштабах СССР, независимо от Советов.

Во всей системе управления усиливалось общесоюзное начало. К концу 1940 г. в правительстве СССР имелось 25 общесоюзных наркомата и 16 союзно-республиканских. Для координации их действий были созданы шесть хозяйственных советов: по металлургии и химии, по машиностроению, по оборонной промышленности, по топливу и электрохозяйству, по товарам широкого потребления, по сельскому хозяйству и заготовкам. Эти советы имели право давать обязательные распоряжения наркоматам соответствующего профиля и фактически руководили ими. В состав каждого совета входили 3-5 человек во главе с заместиолеме Предмедателя Совнаркома.

Расширение бюрократического аппарата вызвало необходимость совершенствовать политический контроль над ним. Осуществлявший эту функцию Наркомат внутренних дел был ранее отягощен не свойственными ему функциями (управление дорогами, картография, переселенческое дело и т.д.) В феврале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата: Наркомат внутренних дел и Наркомат Государственной безопасности (который руководил и внешней разведкой в том числе).

Произошедшие к середине 1930-х гг. изменения в экономическом, социальном и политическом развитии советского общества были за­креплены в принятой VIII Чрезвычайным Всесоюзным съездом Сове­тов (5 декабря 1936 г.) Конституции СССР. Конституция объявила о завершении построения основ социализма, формировании едино­укладной плановой экономики и утверждении социалистической собственности как основы советского строя, разгроме кулачества и победе колхозного строя. Были отменены существовавшие в первых советских конституциях ограничения в избирательных правах, вводи­лось всеобщее, прямое и равное избирательное право, что, однако, не ме­няло существа дела в условиях сохранения однопартийной системы, не предполагавшей проведение альтернативных выборов. Ст. 126 Конституции говорила о ВКП(б) как о руководящем ядре всех общественных и государственных организаций трудящихся.

С принятием Основного закона была изменена структура государст­венной власти. Прекратила существование прежняя система съездов Советов. Высшим органом государственной власти стал Верховный Со­вет СССР, первые выборы в который были проведены в декабре 1937 г. Была изменена также система местных Советов. Прежние Советы рабо­чих, крестьянских и красноармейских депутатов были преобразованы в Советы депутатов трудящuxся. Упразднялись региональные съезды Со­ветов. Распорядительными органами на местах, как и прежде, являлись исполкомы Советов, в руках которых находилась реальная власть. По аналогии с прежним союзным ЦИК Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Нацио­нальностей, в равной мере наделенных правом законодательной ини­циативы. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам, члены Совета Национальностей - по устанавливаемой норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов - от автономной республики, 5 - от автономной облас­ти, 1 - от автономного округа. Основной формой работы Верховного Совета СССР являлись сессии, созываемые согласно Конституции два раза в год. Верховный Совет СССР на совместном заседании обе их палат избирал Президиум Верховного Совета СССР в составе 37 че­ловек (председателя, 11 заместителей в соответствии с числом союз­ных республик, секретаря и 24 членов). В его функции входили: созыв сессий Верховного Совета, толкование законов, издание указов, рос­пуск палат и назначение новых выборов.

В отличие от Верховного Совета СССР, Верховные Советы союз­ных республик не были двухпалатными, поэтому их национальные меньшинства могли отстаивать свои интересы только через Совет На­циональностей Верховного Совета СССР. Конституция существенно расширила полномочия общесоюзных органов. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, равно как и право решения вопросов трудового законодательства, законодатель­ства о суде и административно-территориального устройства.

Конституция 1936 г. не внесла каких-либо существенных измене­ний в структуру и характер функционирования исполнительной вла­сти. Высшим исполнительным органом оставался Совет народных ко­миссаров СССР, осуществлявший управление отраслями народного хозяйства через наркоматы, комитеты и комиссии. СНК формировался Верхов­ным Советом СССР и в своей деятельности был подотчетен ему и его Президиуму. В Конституции СНК СССР определялся как высший ис­полнительный и распорядительный орган государственной власти.

Несмотря на ряд новаций в структуре государственных органов, ха­рактер политического режима оставался прежним. Государственная власть в стране к середине 1930-х гг. находилась полностью в руках узко­го круга партийной элиты. Принцип назначения на ответственные должности сформировался как номенклатурный принцип партийного руководства, когда партийные инстанции активно формировали персональный состав органов власти и управления через составление списков номенклатурных должностей. К концу 1930-х гг. номенклатурный принцип охватил выборные органы власти, всю систему государственного и общественного управления, хозяйственные должности, что породило партийную деспотию и безответственность кадров перед народом.. Советы стали властью для трудящихся через партийно-государственную администрации, которые сконцентрировали у себя власть и управление, а участие широких масс в управлении становилось формальностью, которая прикрывала диктат партийно-государственной бюрократии. Партийным инстанциям исподволь передаются многие чисто государственные функции. Широко практиковалось совмещение партийных и государственных должностей. Все принимаемые выс­шими органами государственной власти нормативно-правовые акты, будь то решения Верховного Совета СССР, указы его Президиума или постановления Совнаркома СССР, подлежали предварительному рас­смотрению и санкционировались Политбюро ЦК партии.

Показательно, что идеология государственности, представления о скором отмирании государства в процессе перехода к социализму была постепенно заменена идеологией сильного государства. На XVIII съезде ВКП(б) 1939 г. было заявлено о сохранении государства не только при социализме, но и при победе коммунизма в одной стране. Одновременно был сформулирован тезис о возрастающей руководящей роли партии в государственном управлении и жизни общества.

Контрольные вопросы:

1. С чем связан во внутренней политике СССР отход от политики нэпа и переход к политике построения коммунизма в одной стране? Кто является инициатором этого процесса?

2. Как сказалась на развитии системы государственного управления СССР внутрипартийная борьба 1920-х гг.?

3. Какую цель преследовало проведение в стране политики индустриализации? Была ли эта цель достигнута?

4. Опишите структуру управления экономикой СССР в 1930-х гг.

5. В чем была насущная необходимость принятия новой советской конституции в середине 1930-х гг.?

6. Найди отличия в системе органов государственного управления по Конституции СССР 1924 г. и Конституции СССР 1936 г.

7. Назовите признаки тоталитарного режима в СССР в 1930-х гг.

8. Дайте определение административно-командной системы и назовите ее характерные признаки.

9. Что такое номенклатура и как она формировалась?

10. Назовите структуру, реально осуществлявшую политическую власть в СССР в 1920-1930-е гг.

После победы Октябрьской революции в партии большевиков встал вопрос о путях и методах дальнейшего развития страны. Социалистическая революция могла развиваться демократическим или административно – командным путем. Этот вопрос – вопрос о стратегии развития – стал главным во внутрипартийной борьбе в 20-е годы. Эта борьба идей и взглядов внутри большевистской партии переросла в борьбу за лидерство и отразилась на дальнейшей судьбе советского общества. В 30–е годы в стране сформировалась административно – командная система . Она представляла собой: в политической области – полное отстранение народа от власти, управления. Установление всеобъемлющей тоталитарной власти государства, формирование бюрократических централизованных методов управления обществом от армии до культуры и т.д., свертывание демократии, Советы как органы народного самоуправления становятся просто фикцией. Под лозунгом классовой борьбы ведется борьба с инакомыслием. В стране была создана обстановка страха, запугивания, проводилась практика постоянных доносов, репрессий. В концлагерях ежегодно сидело около 12 млн. человек, т.е. пятая часть всех занятых в то время в отраслях материального производства. Целые народы объявлялись врагами, сгонялись со своих территорий и переселялись. Из «наказанных народов» первыми в ссылке оказались поляки. Еще в середине 20 – х годов были ликвидированы польские национальные районы в Белоруссии, в1936 г. поляков переселили с Украины в Казахстан. В 1937 г. 190 тыс. корейцев, 8 тыс. китайцев были вывезены из Бурятии, Хабаровского, Приморского краев, Читинской области в Среднюю Азию, Казахстан. Перед войной из Карелии, Ленинградской области были выселены финны. Из Поволжья, Москвы, Воронежа, Тамбова и др. выселили 1 млн. советских немцев в Казахстан, Киргизию. В 1941 г. выселялись народы Прибалтики. В 1944 г. из Крыма и Северного Кавказа выселили крымских татар, чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, карачаевцев, всего около 650 тыс. человек и т.д. Этот процесс продолжался и после войны. Цель сталинских перемещений состояла в том, чтобы сломать общество, изменяя географию проживания людей, их статус, занятия, а также вселить страх.

Во внешней политике тоталитаризм проявлялся в навязывании своей точки зрения другим народам.

В экономике - была ликвидирована многоукладность и установлена так называемая единая общественная собственность на средства производства. При той обстановке, когда народ был отстранен от власти, от распоряжения этой собственностью эта собственность стала собственностью партийно – государственной бюрократии, но не народа. Сформировались внеэкономические административно – командные методы хозяйствования. Хозяйственная политика основывалась на подстегивании экономики, на скачках, экономика развивалась за счет народа. Действовало жесткое централизованное планирование всей экономики. Проведена форсированная индустриализация за счет крестьянства. Была проведена насильственная коллективизация в сельском хозяйстве.

В социальной сфере – осуществлялись массовые репрессии против людей, уровень жизни советского народа был низок. Реальные доходы в первые 10 лет индустриализации снизились, ухудшилось качество жизни, особенно в деревне. Быстрый рост денежных доходов, вызванный непомерной денежной эмиссией, перекрывался еще более быстрым ростом цен; в городах и на стройках распространилась карточная система снабжения.

В деревне, где карточное снабжение отсутствовало, каждый неурожайный год вызывал страшный голод, возросла смертность, замедлился естественный прирост населения. Советский Союз превратился в страну с сокращающимся населением.

В идеологии – сформировался культ вождя, режим личной власти, действовал классовый подход к идеологии, культуре, подавление свободной личности.

Долгие годы существования такой системы создали адекватный этой системе тип социальной психологии, специфическую систему жизненных ценностей и приоритетов. Сдвиги в массовом сознании – это, как считают некоторые историки, самое труднопреодолимое наследие административно-командной системы.

Можно ли было построить другое общество? Существует 2 точки зрения на данную проблему. Одни историки говорят, что если бы не Сталин, то такой системы не было бы. Вторая точка зрения состоит в том, что другого общества в Советской стране быть не могло, что административно – командная система наиболее полно соответствовала тому уровню развития страны, тому типу политического мышления, которое называют казарменно-коммунистическим, авторитарным. На лекции подробно будет рассмотрен этот вопрос.

Необходимо выделить объективные условия , породившие административно-командную систему. Существовало враждебное внешнее окружение. Советской стране приходилось в одиночку строить социализм, не было опыта проведения социалистических преобразований. Страна была экономически отсталой и пережила крупные политические потрясения – революцию, гражданскую войну, которые, несомненно, сказались на обществе. Рабочий класс, который должен был стать опорой новой власти, был немногочисленен, преобладало крестьянское население. Стране необходимо было в короткие сроки дотянуться до уровня передовых развитых стран.

Но важнейшим фактором было отсутствие в России прочных демократических традиций. В условиях царизма у населения не могли сформироваться демократические навыки. У людей не было представлений о демократии, ценности демократии, потребности в демократии. Общество находилось на разломе, было недостаточно цивилизованно, т.е. было культурно и социально отсталым. Старые традиции разрушились, а новые еще не сформировались. Все это предопределяло огромную роль государства, необходимость концентрации всей власти в руках государства.

Изменить или смягчить эти объективные условия мог субъективный фактор – партия, ее лидеры. В партии большевиков в результате борьбы за власть лучшие кадры были уничтожены. В 20-е годы произошел резкий рост численности членов партии за счет притока новых членов с минимальным политическим опытом и теоретическим багажом. Именно они и поддержали Сталина, его вариант социализма. Эти представления о социализме наиболее полно отвечали представлениям масс. Это был упрощенный вариант, быстрый, понятный.

Именно такой вариант социализма – административно – командная система - и был создан в Советской стране. Оценивая это общество, необходимо иметь в виду, что существует точка зрения: именно административно – командная система обеспечила прогресс СССР, страна стала индустриальной, сформировался развитый научно-технический потенциал. Другая точка зрения состоит в том, что эта система затормозила прогресс страны, она далась обществу дорогой ценой, ценой огромного числа потерянных человеческих жизней и сломанных судеб и можно было бы решить проблемы страны по-другому.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

7 апреля 1930 г. –Указ о расширении системы трудовых лагерей, переданных Главеому управлению лагерей (ГУЛАГу) в составе ОГПУ.

12 января 1933 г. –Решение ЦК о проведении частки партии (в результате ее численность сокращается на более 1 млн. человек).

26 января-10 февраля 1934 г. –XVII съезд партии. Во время тайного голосования за новый состав ЦК против Сталина проголосовала значительная часть делегатов.

Январь 1936 г. –Начало новой чистки в партии, сопровождавшейся массовыми арестами.

19-24 августа 1936 г. –открытый политический процесс над видными деятелями партии Г.Е. Зиновьевым, Л.Б. Каменевым и др., закончившийся расстрелом всех подсудимых.

Октябрь 1936 г. –Чистка в аппарате НКВД.

Май-июнь 1937 г. –Чистка командного состава армии и республиканского партийного руководства.

1937-1938 гг. – Массовые репрессии в отношении командного состава Вооруженных сил СССР. Было репрессировано более 40 тыс. командиров. Две трети высшего командного состава было уничтожено.

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Берия Лаврентий Павлович (1899-1953) – бывший нарком (министр) внутренних дел СССР, первый заместитель председателя Совета Министров СССР, член Президиума ЦК КПСС. В июле1953 г. Пленум ЦК КПСС за преступные, антипартийные и антигосударственные действия вывел его из состава ЦК, исключил из партии. Расстрелян. Несет прямую ответственность за массовые репрессии конца 30-х - начала 50-х гг.

Ежов Николай Иванович (1895-1940) – советский партийный государственный деятель. С 1935 г. – председатель Комитета партийного контроля при ЦК ВКП(б) и одновременно секретарь ЦК ВКП(б). В 1936-1938 гг. – нарком внутренних дел СССР. Генеральный комиссар государственной безопасности (1937), один из главных исполнителей:репрессий («ежовщины»). В 1939 г. арестован, расстрелян.

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (псевдоним – Коба) (1878-1953) – советский политический и государственный деятель. В социал-демократическом движении с 1898 г. После 1903 г. примкнул к большевикам. В 1917-1922 гг. – нарком по делам национальностей, одновременно в 1919-1922 гг. – нарком государственного контроля, Рабоче-крестьянской инспекции, с 1918 г. – член Реввоенсовета Республики. В 1922-1953 гг. Генеральный секретарь ЦК партии. В 1920-х гг. в ходе борьбы за лидерство в партии и государстве, возглавил партию и установил в стране тоталитарный режим. На XX съезде партии (1956 г.) разоблачен культ личности Сталина.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

ГУЛАГ – Главное управление лагерей НКВД (МВД) СССР.Употребляется для обозначения системы концентрационных лагерей, существовавших при Сталине.

Диктатура (лат. – неограниченная власть) – всеохватывающая политическая, экономическая, идеологическая власть, осуществляемая определенной группой людей во главе с их лидером. Характеризуется отсутствием разделения властей, подавлением демократии и законности, введением террора, установлением авторитарного режима личной власти.

Индустриализация – переход от ручного труда к машинному во всех отраслях экономики. Процесс создания крупного машинного производства в промышленности и других отраслях хозяйства. В СССР проводилась с конца 20-х гг. на основе приоритета тяжелой индустрии с целью преодоления отставания от Запада, создания материально-технической базы социализма, укрепления обороноспособности. В отличие от других стран мира индустриализация в СССР началась с тяжелой промышленности и осуществлялась за счет ограничения потребления всего населения, экспроприации остатков средств частных собственников городе и ограбления крестьянства.

Коллективизация – политика насильственного преобразования сельского хозяйства в конце 20-х – 30-х гг. на основе «раскулачивания» и насаждения коллективных форм ведения хозяйства (колхозов) с обобществлением значительной части крестьянской собственности. Репрессиям были подвергнуты массы зажиточных крестьян (кулаков), середняков и части бедноты («подкулачных»). Указом Президента СССР от 13 августа 1990 г. репрессии, проводившиеся в период коллективизации, признаны незаконными.

Культ личности – преклонение перед кем-либо, почитание, возвеличивание. В СССР период с 1929 по 1953 гг. определяется как культ личности И. В. Сталина. Был установлен диктаторский режим, ликвидирована демократия, Сталину при жизни приписывалось определяющее влияние на ход исторического развития.

«Новая оппозиция» – группа в ВКП(б), образованная в 1925 г. Г. Е. Зиновьевым и Л. Б. Каменевым. Выступила на Х1V съездеВКП(б) с предложением сместить И. В. Сталина с поста Генерального секретаря ЦК, ориентировать народное хозяйство на сельскохозяйственный экспорт и промышленный импорт. Съезд осудил это выступление. Позже почти все участники группы были репрессированы.

Репрессия (лат. – подавление) – карательная мера, наказание, применяемое карательными органами.

Тоталитаризм (лат. – весь, полный) – государственная власть, осуществляющая полный (тотальный) контроль над всеми сторонами общества при авторитарном режиме руководства.

В рассматриваемый период завершилось становление тоталитарного режима и административно-командной системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки. Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.

Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и все текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда.

В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются (вплоть до физической ликвидации на основании сфабрикованных судебных дел) оппозиционно настроенные по отношению к Сталину лидеры. Одновременно все важнейшие правительственные посты занимают сторонники и выдвиженцы Сталина.

Происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.

Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.

Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.

Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.

2 вариант:

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности.

Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.

Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение ключевых экономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

В 20-е годы в СССР стала складываться политическая система, при которой государство осуществляло абсолютный контроль над всеми областями жизни общества.

Большевистская партия превратилась в главное звено государственной структуры. Наиболее важные государственные решения сначала обсуждались в кругу партийных лидеров - Политическом бюро (Политбюро) ЦК РКП (б), в состав которого в 1921 г. входили В.И. Ленин, Г.Е., Зиновьев, Л.Б. Каменев, И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий и т.д. Затем их утверждал ЦК РКП (б), и только после этого все вопросы закреплялись в решениях государственных, т.е. советских органов. Все руководящие государственные посты занимали партийные лидеры: В.И. Ленин - председатель СНК; М.И. Калинин - председатель ВЦИК; И.В. Сталин - народный комиссар по делам национальностей и т.д.

На Х съезде РКП (б) была принята секретная резолюция "О единстве партии", которая запрещала создание в РКП (б) фракций или групп, имеющих отличную от партийного руководства точку зрения. Однако это решение не прекратило внутрипартийной борьбы. Болезнь В.И. Ленина, а затем его смерть в январе 1924 г. осложнила ситуацию в партии. Генеральным секретарем ЦК РКП (б) стал И.В. Сталин. Различное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции, стремление занять в партии и государстве руководящее положение (Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев и др.), их неприятие сталинских методов руководства - все это вызвало оппозиционные выступления в Политбюро партии, в ряде местных партийных комитетов, в печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И.В. Сталин последовательно устранял своих оппонентов Л.Д. Троцкого в 1929 г. выслали из СССР, Л.Б. Каменев, Г.В. Зиновьев и их сторонники были репрессированы в 30-х годах.

И.В. Сталин сосредоточил в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры. Складывался культ личности И.В. Сталина.

В 20-е годы большевистское руководство нанесло удар по сохранявшимся оппозиционным политическим партиям. В 1922 г. были закрыты газеты и журналы левых социалистических партий.

Летом 1922 г. в Москве прошел публичный судебный процесс над лидерами эсеров, обвиненных в террористической деятельности. В середине 20-х гг. были ликвидированы последние подпольные группы правых эсеров и меньшевиков. В стране окончательно утвердилась однопартийная политическая система.

Через систему секретных сотрудников ВЧК - ОГПУ (Объединенное Государственное Политическое Управление - с 1924 г.) был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, рабочих и крестьян. Органы тайного сыска изолировали в тюрьмах и концлагерях всех активных противников большевистского режима, карательные меры коснулись всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения.

Репрессии сопровождались нарушением законности. Создавались внесудебные органы в системе госбезопасности, решение которых по вопросам репрессий не подлежало контролю. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в 10-дневный срок без участия защиты и обвинения.

Усиливались командно-административные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации.

В середине 30-х годов усилились репрессии против командных кадров Красной армии (М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич, А.И. Егоров, В.К. Блюхер).

Десятки тысяч невинных людей приговаривали к заключению в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ).

Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 996 тыс. в 1937 г.

К средине 30-х годов в СССР сложилась административно-командная система. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, "захват государства партией", уничтожение гражданских свобод, унификация общественной жизни, культ национального вождя.

7 ноября 1929г. в "Правде" появилась статья Сталина "Год великого перелома", где говорилось "о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию". В конце декабря 1929г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике "ликвидации кулачества как класса". В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. Вместе с тем власти не дали точного определения, кого считать кулаками. Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных по каким-либо причинам бедняков. Для оказания помощи местным властям в деревню было направлено 25 тыс. городских коммунистов (двадцатипятитысячники). Во многих районах, особенно на Украине, Кавказе и в Средней Азии, крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Истребление скота, разорение деревни непрекращающимся раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932-1933 гг. к невиданному голоду. Несмотря на масштабы голода, за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации. 2 марта 1930г. в "Правде" была опубликована статья Сталина "Головокружение от успехов". Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что "нельзя насаждать колхозы силой". После этой статьи Сталин стал восприниматься большинством крестьян как народный заступник. Политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за 1929-1934 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей за 1929-1932 гг. сократилось на одну треть, свиней - в 2 раза, овец - в 2,5 раза. Однако Сталин праздновал победу: несмотря на сокращения производства зерна, его государственные поставки увеличились в 2 раза. Коллективизация не только создала условия для перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации, но и выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний островок рыночной экономики - частнособственническое крестьянское хозяйство.

Завершившаяся гражданская война привела к окончательному установлению партийной монополии РКП(б) и господству единой марксистко-ленинской идеологии с ее принципами классовой борьбы. Произошло установление диктатуры партии, которая привела к воцарению в стране недемократических порядков. Партия в эти годы представляла собой строго централизованную организацию, в которой многое зависело от ее лидера, которым стал Сталин, отличавшийся деспотизмом и стремлением к абсолютной власти. В 20-е гг. в руках Сталина было сосредоточено все дело назначения руководящих кадров в стране, размещения их на различных уровнях номенклатуры. Составной частью сталинского политического режима 30-х гг. явились террор и репрессий. Важной целью было стремление сгустить в стране атмосферу всеобщего недоверия и подозрительности, убедить массы в необходимости установления полного, тотального контроля государства и партии над всеми сторонами общественной жизни. Только в этих условиях, возможно, было развитие и укрепление диктатуры партии и лично Сталина. На XVII съезде ВКП(б) в 1934 г. Сталин получил наименьшее количество голосов при выборах в ЦК (результаты затем были фальсифицированы счетной комиссией). Позже Сталин расправился со всеми своими противниками, в том числе 1108 чел. из 1966 делегатов съезда также были репрессированы. Сталинские репрессии обрушились на искавших политическое убежище в СССР зарубежных коммунистов, социал-демократов, представителей других антифашистских сил. Террор не мог не затронуть всех республик СССР. Репрессировались партийные, советские, хозяйственные кадры, представители интеллигенции. Виновными в предательстве объявлялись целые народы.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»