Дальневосточная республика-Новороссия. Исторический путь

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ РЕСПУБЛИКА (ДВР), государство, существовавшее в 1920-22 годах, на заключительном этапе Гражданской войны 1917-22, на территории российского Дальнего Востока и части Восточной Сибири. Создана решением ЦК РКП(б) как временное государственное образование, которому внешне придавался демократический характер. По замыслу это должно было предотвратить военный конфликт между РККА и японскими войсками и способствовать выводу японских войск с Дальнего Востока (находились там с 1918), что, в свою очередь, позволило бы ликвидировать последние формирования Белого движения. Для руководства новым государством ЦК РКП(б) создал в марте 1920 Дальневосточное бюро РКП(б) [с августа 1920 - Дальневосточное бюро ЦК РКП(б)].

Создание ДВР в составе Забайкальской, Амурской и Приморской областей, Камчатки и полосы отчуждения Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) провозглашено 6.4.1920 в Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ) на созванном большевиками съезде трудящихся Забайкалья. На нём было избрано Временное правительство ДВР. Республика была признана только РСФСР (14.5.1920). Столица - Верхнеудинск, с октября 1920 - Чита.

Герб Дальневосточной республики.

Внешняя и внутренняя политика ДВР согласовывалась с руководством РСФСР. С помощью РСФСР созданы вооруженные силы ДВР - Народно-революционная армия (НРА; в октябре 1921- 69 тысяч человек, в октябре 1922 - 20 тысяч человек) и Народно-революционный флот (Амурская и Сибирская военные флотилии; в январе 1922- 15 кораблей и вспомогательных судов). Они состояли главным образом из бывших партизан, воевавших против формирований Белого движения, а также из бывших солдат и офицеров Колчака армий, перешедших на сторону РСФСР. Главнокомандующий НРА назначался руководством РСФСР и подчинялся директивам РВСР. Главнокомандующие НРА - Г. Х. Эйхе (17.3.1920 - 21.1.1921; 21.2 - 29.4.1921), В. К. Блюхер (26.6.1921 - 14.7.1922), И. П. Уборевич (16.8 - 22.11.1922) и др. Как и вооруженными силами, органом государственной безопасности ДВР - Государственной политической охраной - руководили большевики.

Флаг Дальневосточной республики.

Первоначально руководство ДВР контролировало только западную часть Забайкальской области. В августе 1920 года Исполком Совета рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов Амурской области подчинился Временному правительству ДВР. Между Амурской областью и западной частью ДВР существовала так называемая читинская пробка - территория (с центром в Чите), которую занимала Дальневосточная армия генерал-лейтенанта Г. М. Семёнова. Для её ликвидации НРА совместно с партизанскими отрядами дважды пыталась овладеть Читой и только после третьего штурма заняла город (22.10.1920); в ноябре 1920 части НРА вынудили Дальневосточную армию уйти из Забайкалья по КВЖД в Приморье.

На конференции просоветских областных правительств, контролировавших ряд территорий ДВР (Чита, 28.10 - 10.11.1920), их представители заявили о самороспуске (за исключением Временного правительства Приморской областной земской управы, которое заявило о сложении с себя правительственных полномочий в декабре 1920); избран верховный орган власти - Правительство ДВР (председатели - большевик А. М. Краснощёков, с августа 1921 - большевик Н. М. Матвеев), при котором сформирован исполнительно-распорядительный орган - СМ ДВР (председатели в разное время - большевики Б. 3. Шумяцкий, П. М. Никифоров, П. А. Кобозев), состоявший из 11 большевиков, 3 меньшевиков, 1 эсера и 1 народного социалиста. В декабре 1920 ДВР передала Камчатку в состав РСФСР. В начале января 1921 проведены выборы в Учредительное собрание ДВР, в нём большинство мест получили члены РКП(б) и крестьяне, примыкавшие к большевикам. Собрание 27.4.1921 приняло Основной закон ДВР, которым декларировалось установление основных гражданских прав и свобод, провозглашалась отмена смертной казни (восстановлена законом от 3.4.1922). В ДВР сохранялись институт частной собственности, свобода внутренней торговли (свобода внешней торговли была ограничена) и банковской деятельности. Недра земли были национализированы, разрешалась добыча полезных ископаемых на условиях аренды и концессий. После принятия Основного закона ДВР Учредительное собрание преобразовано в законодательный орган - Народное собрание (в 1922 его функции фактически перешли к Правительству ДВР). Законом от 16.5.1921 Правительство ДВР декретировало введение рубля на основе золотого денежного стандарта.

На переговорах между делегациями Японии и ДВР на станции Гонгота Забайкальской железной дороги (май - июль 1920) между обеими сторонами заключено перемирие; дальнейшие переговоры о выводе японских войск с российского Дальнего Востока на Дайренской конференции 1921-22 и Чанчуньской конференции 1922 не дали результатов.

В мае 1921 в результате военного переворота во Владивостоке правительство ДВР утратило контроль над Приморской областью (там было создано Приамурское временное правительство). В мае - августе 1921 НРА совместно с частями РККА и Монгольской народно-революционной армии вела бои с вторгшейся в пределы ДВР из Монголии Азиатской конной дивизией генерал-лейтенанта Р. Ф. Угерна фон Штернберга, в результате которых эта дивизия была уничтожена, а её начальник был взят в плен. В декабре 1921 частям НРА нанесла ряд поражений Белоповстанческая армия Временного приамурского правительства (создано в мае 1921 во Владивостоке), 22.12.1921 она заняла Хабаровск, затем её части укрепились к западу от Хабаровска на станции Волочаевка Амурской железной дороги. В ходе Волочаевской операции 1922 части НРА заняли Хабаровск, а Белоповстанческая армия ушла на юг Приморья под защиту японских войск. В сентябре 1922 НРА стала вести боевые действия против Земской рати генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса. Предприняв Приморскую операцию 1922, части НРА овладели Приморьем и 25.10.1922, после эвакуации из города остатков Земской рати и японских войск, заняли Владивосток (дата этого события считается датой окончания Гражданской войны 1917-22). В соответствии с решением Политбюро ЦК РКП(б) от 12.10.1922 Народное собрание ДВР 14.11.1922 приняло постановления о самороспуске, установлении на территории ДВР советской власти, отмене Основного закона ДВР, а также ходатайствовало о присоединении республики к РСФСР, что было закреплено декретом ВЦИК от 15.11.1922.

Лит.: Сонин В. В. Становление Дальневосточной республики. 1920-1922. Владивосток, 1990; Дальневосточная республика: Становление. Борьба с интервенцией (февраль 1920 - ноябрь 1922 г.): Документы и материалы. Владивосток, 1993. Ч. 1-2; Азаренков А. А. Методы ликвидации Дальневосточной республики в 1922 г. // Вопросы истории. 2006. №8.

Дальневосточная республика - прообраз Новороссии


26 ноября 2014 года
международной коалиции захватчиков. Тем самым, лишив их возможности действовать вне правового поля — теперь уже каждая из сторон ревниво следила за тем, как бы соперники не обошли ее в доступе к открывшимся перспективам мирного участия в экономических проектах новой Республики.

">

От редакции "Россия навсегда": Виктор Курочкин (Величко), Владивосток-Томск, специально для Накануне.RU

К лету 1920 года ослабленная гражданской войной и разрухой Россия всерьез рисковала раз и навсегда потерять свои восточные территории. Фактически, на тот момент Дальний Восток находился в международном управлении, став добычей стран-интервентов, оккупировавших край. Достаточно посетить знаменитое Морское Кладбище Владивостока, чтобы увидеть там военные захоронения белочехов, англичан, американцев, канадцев и японцев, спешивших тогда, под шумок российской смуты, оттяпать одну из самых благодатных и стратегически важных провинций бывшей Российской Империи.

До сих пор неизвестно, кто первым предложил идею создания промежуточного государства — Дальневосточной Республики (ДВР). Но, совершенно очевидно, что Предсовнаркома молодой Советской Республики юрист Ульянов-Ленин мгновенно оценил ситуацию, приняв гениальное правовое решение, поставившее в тупик политических заморских хищников. Он совершенно точно просчитал главное: блокировать захватнические устремления всех участников конфликта можно лишь на основе старой доброй истины — "когда говорят деньги, то пушки замолкают".

Неожиданность и нестандарность эффекта объявления российского Дальнего Востока "территорией без гражданской войны", на основе модели "буферной республики", и в сочетании с тем, что сейчас называют "свободной экономической зоной", враз обнулила всю изначальную, грубо-примитивную мотивацию международной коалиции захватчиков. Тем самым, лишив их возможности действовать вне правового поля — теперь уже каждая из сторон ревниво следила за тем, как бы соперники не обошли ее в доступе к открывшимся перспективам мирного участия в экономических проектах новой Республики.

Флаг ДВР

У Ленина уже имелся опыт, дававший ему основания поддержать образование ДВР. Ведь, буквально двумя годами ранее он уже одобрил инициативу создания подобного государственного образования — Донецко-Криворожской Республики (ДКР), и выхода ее из состава Украинской Народной Республики (УНР). Как писал в своих мемуарах бывший нарком труда ДКР Б.Магидов: "Ленин отнесся весьма сочувственно к этой идее, считая ее необходимой по двум причинам: во-первых, по международным соображениям, а во-вторых, по соображениям чисто внутреннего характера". Причинами же развития таких событий стало то, что жители Донецко-Криворожского промышленного бассейна попросту не желали быть гражданами УНР, представлявшей собой крайне нестабильное государство, раздираемое политическим хаосом, националистами и гражданской войной. Ситуация, абсолютно идентичная той, что развивается в нынешней Украине.

В состав ДКР, согласно декрету его Совнаркома от 06.04.1918 г., вошли, частично или полностью, территории Донецкой, Луганской, Днепропетровской, Запорожской, Харьковской, Сумской и Николаевской областей — столицами стали Харьков и Луганск. Основные реформы Республики начались с национализации шахт, рудников, металлургических заводов и других объектов крупной промышленности. Одновременно, с введением налога на крупный бизнес, ему были возвращены деньги, ранее конфискованные в банках — довольно удачный ход, сразу же запустивший и ожививший добычу сырья с производством.

Параллельно, были проведены административная и судебная реформы. Социальная реформа коснулась нужд простого народа — введено было бесплатное школьное обучение для детей и курсы ликбеза для взрослых, принята программа создания детских оздоровительных лагерей! История ДКР оказалась крайне короткой из-за быстро менявшихся внешних политических событий — победы советской власти ускорили ее интеграцию в победившую Советскую Украину, однако, опыт этой республики уникален.

Через два года, на другом конце огромной страны, сложилась схожая ситуация, и 28 октября 1920 года в Чите, на конференции представителей правительств Приморья, Приамурья, Сахалина, Камчатки и Восточного Забайкалья была образована Дальневосточная Республика .

Флаг ДВР

Конференция постановила:

  • 1. установить демократическую Дальневосточную Республику;
    2. вооруженные силы подчинить единому командованию, при Центральном Правительстве;
    3. созвать Учредительное Собрание;
    4. сохранить институт частной собственности;
    5. охранять права национальных меньшинств;
    6. установить дружеские отношения со всеми странами на основе
    политического нейтралитета;
    7. гарантировать остаткам "белых" армий возможность возвращения к мирному труду.

Территориальные границы ДВР определялись от реки Селенга и озера Байкал — до Тихого океана. ДВР также передавались права бывшей Российской Империи на КВЖД (Китайско-Восточную Железную Дорогу).

Карта Дальневосточной республики, 1922 г.

При доминирующей роли большевиков, которые — надо отдать им должное — трезво оценивали расклад политических сил и не стали навязывать свою идеологию, была создана эта уникальная Республика особого типа, в которой меньшинству в лице буржуазии и так называемого кулачества, наряду с рабоче-крестьянским большинством, были предоставлены широкие и равные политические и экономические права. Правительство ДВР, состоявшее из семи членов, являлось как бы "коллективным президентом" республики. При этом, непосредственные функции управления были делегированы Совету министров. Воплощенная в реальность, Республика вскоре показала ошеломляющие результаты в политике и экономике. Так, например, на Вашингтонской конференции стран Антанты, в августе 1921 года, делегация ДВР одержала крупнейший дипломатический успех — ею была распространена, среди делегатов стран-участниц, брошюра с разоблачением захватнической политики Японии на российском Дальнем Востоке, и проведена разъяснительная работа на этот счет. В результате чего делегация милитаристской Японии — неслыханное дело! — была вынуждена смиренно оправдываться, тут же заявив о своей готовности вывести войска из Приморья!

Экономика "страны-буфера" показала и вовсе нечто потрясающее. Ведь, на момент образования ДВР бумажные деньги совершенно обесценились — частные предприниматели и производители все более прибегали к натуральному обмену-бартеру, а государственные учреждения сидели на скудном пайке. Как следствие этого, внутренний рынок оказался парализован, и правительство вынуждено было приобретать значительное количество продовольствия в Маньчжурии, за счет вывоза сырья.

В этих условиях Госкомиссия ДВР, под руководством председателя правительства старого большевика П.Никифорова и министра финансов, правого социалиста (по нынешнему — "справедливоросса") В.Косминского, подготовила законопроект о финансовой реформе. Ее ключевым пунктом значился переход Республики на золотое обращение!

16 мая 1921 года он вступил в силу: "Бумажные же денежные знаки, а также разменная звонкая монета принимаются по курсу, устанавливаемому для всей территории ДВР по отношению к российскому царскому золотому рублю, и объявляемому, периодически, министром финансов".

Вначале на золотовалютный расчет были переведены таможенные пошлины, исходя из полуторного размера дореволюционных пошлин 1913 года. При этом, курс золотой валюты составил шесть копеек за одну тысячу бумажных рублей. Поступление золота в казну Республики за второе полугодие 1921 года выразилось суммой свыше двух миллионов золотых рублей, а в 1922 увеличилось уже в семь раз!

Реформа вызвала бурный рост товарооборота местных рынков — крестьяне повезли в города ДВР сельхозпродукцию, оживились заготовительные операции, добыча золота и угля, начался подъем промышленного производства. Уже осенью 1921 года средняя заработная плата в Республике составила восемь золотых рублей. При этом, Минфин и Минтруда весьма грамотно и плавно стали дифференцировать ставки по категориям труда, одновременно проводя налоговую политику по прогрессивно-подоходной шкале.

Еще более укрепилась экономика ДВР после создания торгово-промышленного "Дальбанка". Наряду с этим, в качестве защитной меры, было запрещено свободное хождение китайского доллара и японской иены. Велась жесткая борьба с коррупцией и злоупотреблениями — так например, после комплексной проверки Госкомиссией Республики была арестована группа финансовых чиновников Благовещенска-на-Амуре, допустивших нецелевое использование госсредств!

Сегодня мы можем только с уважением подивиться энтузиазму и мужеству дэвээровских борцов с корупцией — у них не было целой армии нынешних наших высокооплачиваемых силовиков, бездарно проморгавших "девятый вал" коррупции в Российской Федерации.

Правительство ДВР, 1921 г.

Успех введения золотого обращения был настолько впечатляющим, что Совнарком РСФСР направил во Владивосток комиссию для изучения опыта! Именно этот опыт позднее определил решение В.Ленина о введении НЭПа и выпуске советского золотого червонца, что в свою очередь так же резко двинуло вверх экономические показатели теперь уже и самой РСФСР, только что начавшей выходить из тотальной разрухи последствий Гражданской войны.

Сейчас, спустя девяносто лет, дальневосточный экономико-политический феномен ДВР можно еще объяснить и тем, что нестандартные инновационные идеи воплощались в жизнь такими же, исключительного склада людьми. Руководство ДВР представляло собой уникальную слаженную команду ярких личностей, при совершенно противоположных политических взглядах каждого. Вот бы Путину сейчас — да таких — в команду! О недюжинных личностных качествах этих людей, их ответственном отношении к делу, а также высоком уровне политической демократии в Республике говорят некоторые любопытные факты.

Однажды, в октябре 1921 года, к премьеру Никифорову обратился министр промышленности, лидер меньшевиков Анисимов, кстати, бывший депутат II-ой царской Государственной думы, и заявил о выходе из рядов своей партии, поскольку членство в ней стало мешать его работе в Правительстве. То же самое сделал и министр юстиции, лидер эсеров Трупп.

Столь неожиданный поворот дел даже заставил премьера поставить на Дальбюро вопрос о возможности негативных последствий нарушения коалиционного баланса в Правительстве! Действительно чудно — ну разве волнует нашего нынешнего премьера баланс расстановки и соотношения политических сил в его Правительстве? К примеру, ни коммунистов, ни элдэпээровцев туда, по каким-то причинам, и на дух не пускают, бесконечно тасуя замусоленную колоду "гарвардских ребят", стабильно проваливающих все проекты.

Флаг Забайкальской Стрелковой дивизии Народно-революционной армии (НРА) Дальневосточной республики (ДВР) в краеведческом музее им.Гродекова (Хабаровск)

То, как и почему прекратила свое существование удивительная Республика — отдельная история. Скажем только, что хотя она впоследствии вполне благополучно вошла в состав РСФСР, но осталось впечатление, что Совнарком все-таки опрометчиво и раньше времени зарезал "курицу, несшую золотые яйца".

Сейчас, в наши дни, мы с удивлением наблюдаем повтор сценария всех тех событий девяностолетней давности в ДВР и ДКР, теперь уже — в нынешней Новороссии. Бесценный опыт канувшей в Лету легендарной ДВР вполне можно использовать, как руководство по строительству молодой Республики Новороссия. Равно, как и сам статус "буферного" государства — украинские власти очень скоро поймут, что мирное экономическое сотрудничество с Новороссией, в любом случае, выгоднее для самой же Украины, нежели вконец истощающее ее военное противостояние. А далее, следуя характеру закономерностей исторических повторов, последует и логическое завершение развития событий точно так же, как это произошло по окончании смуты и гражданской войны в 1922 году.

ПЛАКАТ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ РЕСПУБЛИКИ

В фотодокументальном фонде Хабаровского краевого музея им.Н.И.Гродекова сложилась большая коллекция советского плаката 1920-х гг. Плакат гражданской войны звал на борьбу за свободу и справедливость. Время было тяжёлое, газет выходило мало, и плакат часто заменял газету. Он был доступен для широкого круга людей, а плакатные образы понятны каждому. Изображение сопровождал краткий текст — лозунг, который легко запоминался и призывал к действию. Особое место среди плакатов тех лет в музейной коллекции занимают плакаты, изданные на территории Дальневосточной республики (ДВР). Их автором был художник Никтополион (Ник) Павлович Наумов (1891-1928), работавший в редакционном отделе ВОЕНПУРа Народно-революционной армии ДВР в г.Чите. В карикатурной форме его плакаты критиковали сословные различия и капитализм Запада, отражали события гражданской войны и пропагандировали советскую власть.

Плакат ДВР. "Готовься к защите ДВР первой баррикады Совроссии". ДВР, 1920 г.

Плакат. "Товарищи рабочие, крестьяне и бойцы! Если не хотите чтобы эти гады взяли у вас власть — голосуйте за список коммунистов". Художник Наумов Никтополеон Павлович. ДВР, г.Чита. Издание Военпура №17, 1922 г.

Плакат. "Через красный Октябрь к мировой революции". ДВР, г.Чита. Издание военно-редакционного совета Н.Р.А. и Н.Р.Ф. №23, 1922 г.

Плакат. "Хабаровск — ключ Приморья! Не быть ему в руках белобандитов!" Художник Н.П.Наумов. Дальневосточная республика, г.Чита. Издание ВОЕНПУРа №3. 1922 г.

Плакат ДВР. "Каппелевец, кого ты защищаешь? Скинь повязку и оглянись". Художник Никтопалеон Павлович Наумов. ДВР, г.Чита, издание Военпура №22, 1922 г.

Плакат. "Доброволец партизан! Не жди этого гостя! Спеши на подмогу народно-революционной армии!" Художник Н.П.Наумов. Дальневосточная республика, г.Чита. Издание ВОЕНПУРа. 1920-е гг.

Плакат ДВР. "Исправный солдат — надежда трудящихся, гроза врагам". Художник Никтопалеон Павлович Наумов. г.Чита, издание ВОЕНПУРа №19, 1922 г.

Плакат ДВР. "Братская клятва красного воина залог победы трудящихся". г.Чита, издание ВОЕНПУРа, 1922 г.

Плакат ДВР. "Победный путь Армии". Приказ №47 Войскам 5 Краснознаменной Армии. 24 ноября 1922 года. г.Чита, издание Военно-редакционного Совета 5-ой Краснознаменной Армии №26, 1922 г.

Плакат ДВР. "Краснозвездник удалой, пламенный и смелый стой гранитною скалой против банды белой!". 1922 г.

Плакат ДВР. "Мы ради мира и труда идем на тяжкие уступки, но коль зазнаетесь, тогда вас измолотим в красной ступке!" Художник Н.П.Наумов. г.Чита, издание ВОЕНПУРа №13, февраль 1922 г.

Плакат ДВР. "Долой неграмотность!" Художник Никтополеон Павлович Наумов. г.Чита, издание ВОЕНПУРа №15, 1922 г.

Плакат ДВР. "1 мая день подсчета наших сил!" Художник Никтополеон Павлович Наумов. г.Чита, Издание ВОЕНПУРа №16, 1922 г.

Плакат ДВР. "Эй, дезертир! Последний срок — 15 сентября. Вернись в армию!" Художник Никтополеон Павлович Наумов. г.Чита, Издание ВОЕНПУРа №20, 1922 г.

Плакат ДВР. "Не верьте служителям буржуазии, эссерам и меньшевикам. Ни одного голоса предателям! Все как один к урнам и голосуйте за список защитников рабочих и крестьян — коммунистов-большевиков!". Художник Никтополеон Павлович Наумов. г.Чита, издание ВОЕНПУРа №18, 1922 г.

Плакат. "Мало разбить вражью силу — надо добить и сбросить в могилу! Пора товарищи, пора гнать эполетников с двора". ДВР, г.Чита. Издание Военпура №№ 9, 12, февраль 1922 г.

Плакат. "Кого будем выбирать в народное собрание? Посмотрим! Прочтем! Авось и найдем". 1920-1921 гг.

Плакат. "Да здравствует Октябрьская революция!" ДВР, г. Чита, издание Центральной Комиссии по празднованию 4-й годовщины Октябрьской революции, 1921 г.

Легкий шум поднялся по поводу озвученного проекта http://news.mail.ru/inregions/fareast/27/politics/9157711/?frommail=1 особого гос.управления по Дальневосточному Федеральному Округу, где предполагается ограничить или полностью отменить вмешательство других федеральных органов власти в дела ДВФО.

Несмотря на то, что это лишь проект, да еще и в изложении журналистов, граждане беспокоятся.
Ибо призрак Дальневосточной Республики, которая образовалась на руинах разрушенной Февральской революцией Российской Империи, как бы намекает, что само по себе обособление Дальнего Востока от России вполне себе возможно на практике, особенно в случае коллапса государства.

Плюс ко всему, большинство граждан патриотической направленности, прекрасно помнят различные попытки продвинуть идеи обособления Сибири и Дальнего Востока (преимущественно из 90х в духе "Не продать ли нам Сибирь"), попытки сконструировать искусственную национальность "сибиряк". отдать японцам Курильские острова, пугалки про китайскую агрессию прямиком до Урала и так далее. В общем и целом, существует определенный набор страхов связанных с возможностью отторжения Сибири и Дальнего Востока от России, причем я не могу сказать, что эти страхи необоснованны. Желающие отделиться от России (пусть это и маргинальное меньшинство, вроде "сибирских автономистов") или отдать "курильскую волость" Японии, вполне открыто выражают свои взгляды. Точно так же известны и различные заявления и проекты, наших "западных партнеров", связанные с желанием избавить Россию от Сибири и Дальнего Востока. И существующие прото-сепаратистские течения, вполне благосклонно воспринимаются за рубежом.

Поэтому любые проекты связанные с изменениями каких-либо аспектов управления данными территориями, будут крайне настороженно и даже болезненно восприниматься в патриотической среде. Ибо в любых проектах будут выискивать намеки на посягательство на территориальную целостность России. Благо 1991 год был не так уж давно и граждане не забыли, как от "союза братских республик" откалывали огромные территории.

Вопрос с особым режимом управления ДВФО лежит в двух плоскостях:

1. С одной стороны, старые механизмы управления, уже давно не отвечают задачам развития региона. И так или иначе, что-то надо было менять. Проекты с переносом столицы в Сибирь или на Дальний Восток, гуляют еще с начала "нулевых" и имеют своих сторонников, как в экспертном сообществе, так и во властных элитах.
Говорить о том, что ДВФО нормально развивается вряд ли возможно, ибо сам проект такого чрезвычайного управления с огромными полномочиями "наместника", как бы намекают на желание радикально переломить ситуацию.

2. С другой стороны, концентрация власти в руках по сути чрезвычайного органа, подотчетного перед высшим руководством страны, создает опасный прецедент, когда вместо унификации правового поля, в которое не так давно загоняли Татарстан, Башкирию и Чечню, создается своего рода правовой анклав, частично выходящий за рамки единого пространства. Соответственно, у прочих региональных элитных групп, может возникнуть идея пробивать себе собственные чрезвычайные полномочия связанные с частичным выходом из под непосредственной опеки федеральных контролирующих органов в пользу своего "наместника" (с подспудным желанием, чтобы этот пост занимал местный из "нацменов").
И все под лозунгами "За эффективное поступательное развитие". В этом отношении тенденции к децентрализации и регионализации управления, будут нарастать. В рамках подобного проекта, совершенно не трудно представить себе аналогичный проект в отношении Кавказского региона, так же частично-выведенного из под контроля части федеральных органов. Не факт что он появится, но то что желающие его лоббировать найдутся, к гадалке не ходи.

С одной стороны, такой "наместник" региона с особыми полномочиями (представители президента по федеральным округам отдыхают), напрямую подчинен высшему руководству, и пока власть крепка, вряд ли возможен его уход в "самостоятельное плавание".
Риск тут состоит в другом, являясь по сути правителем/наместником огромного региона, в случае ослабления или деструкции существующей вертикали власти, лояльность таких региональных управляющих, будет зависеть исключительно от их личных отношений с правящей верхушкой. Появляется риск откола не просто отдельного губернатора-сепаратиста в духе Росселля, а целого региона, где обросший связями, собственностью, людьми на нужных позициях, такой наместник будет набирать силу, на фоне падения влияния федерального центра. Схема - "слабый император - сильный наместник" - хорошо известна еще с времен античности. Поэтому, попадание в такую схему, представляет собой серьезную опасность для государства.

Ведь, контуры такой зоны вполне можно представить границами некой "Дальневосточной республики 2.0", со столицей в Хабаровске и Владивостоке.
Сценарий наихудший для страны представить не трудно - на фоне экономического кризиса с обвалом национальной валюты и падением цен на нефть, происходит катастрофическое ослабление "вертикали власти", недовольные горожане бузят на улицах, правящие элитные группы сцепились между собой, развиваются сепаратистские настроения в регионах, на фоне точечного иностранного влияния и так далее. В итоге, на фоне политического и экономического кризиса в регионах развиваются автономистские/сепаратистские тенденции, которые приводят к отпадению этих территорий от России.
Собственно, это сценарий распада страны, которым пугают еще с 90х и которые некоторые "друзья" России, хотели бы увидеть. Надо понимать, что это худший из возможных сценариев, и на данный момент его вероятность мала, как бы там не пытались разжечь "сибирский" сепаратизм и кричать "хватить кормить Москву". Большинство граждан страны ни в какие "сепаратистские проекты", играть не хотят. Это касается как России в целом, так и Дальнего Востока в частности. Но это не означает, что их в это русло не могут заманить, как это произошло с Советским Союзам, когда после референдума о сохранении СССР, через некоторое время граждане оказались по разным углам в "независимых государствах". Поэтому на этот счет излишних иллюзий питать не стоит - главное в этом вопросе, эффективность общегосударственных элемен тов контроля над региональными элитами и пресечение явных и скрытых проявлений регионального сепаратизма под соусом регионализации и децентрализации управления.

Можно конечно разбирать абстрактные версии в духе: "авторы программы желают только добра" или же "авторы программы подспудно готовят развал страны". Это крайне бинарная постановка вопроса.

Но вместе с тем, даже если допустить, что цели введения особого режима управления исключительно благие и связаны лишь с оптимизацией управления, ростом экономических показателей, ускорением темпов социальной динамики и демографического роста, тем не менее, в данном проекте на мой взгляд отчетливо проступают элементы децентрализации, о которой не так давно вещал Медведев. Новый центр региональной власти, при всей своей зависимости от Москвы, серьезно отличается от обычного федерального округа или губернаторской епархии.

И соответственно, если такой центр власти заражается сепаратистскими тенденциями, то появляется риск отпадения региона, по образцам знакомым нам по распадам Российской Империи и Советского Союза, где местные региональные элиты, формально подчиненные руководству страны через "наместника", по мере ослабления государства, формировали в как-бы общеимперских/общесоюзных государственных и силовых структурах, зародыши собственной государственности, с попутным смыканием региональных правящих элит с маргинальными сепаратистскими группами, в том числе и поддерживаемыми из-за рубежа. На Украине, будущая "незалежность" как раз формировалась по пути сращивания переродившихся партийно-государственных органов управления республикой, военных и силовых структур - с сепаратистскими националистическими группами, которые на фоне формального подчинения Москвой постепенно выходили из под ее фактического управления.

И собственно, на мой взгляд, именно подобные опасения, как правило лежат в основе сомнений, связанных с режимом особого управления ДВФО.
Это конечно не Дальневосточная Республика, которая возникнет сегодня, завтра или через год. В этом отношении панику поднимать рано. Надо понимать те риски, которая несет децентрализация власти для России, благо исторический опыт хорошо известен.
В этом отношении, надо подробно изучить реальные механизмы контроля над таким "выделенным регионом", посмотреть на поставленные цели и задачи, персональный состав исполнителей и так далее, чтобы реально взвесить риски такого проекта для территориальной целостности страны.

При той информации которая есть сейчас, я бы сказал, что данный проект помимо тех потенциальных выгод которые он может принести региону, он так же несколько повышает риски связанные с децентрализацией управления. Так что тут скорее стоит говорить о двух сторонах медали, где есть как определенные плюсы, так и минусы. Причем эти минусы, имеют скорее долгосрочную перспективу и вполне могут сказаться, в определенных сценариях, где происходит обрушение существующей вертикали власти. Причем надо помнить, что в случае начала открытых сепаратистских процессов, наши "западные друзья" их вполне открыто могут поддержать, как это они проделывали после 1917 и 1991 годов.

PS. Лично же мое мнение относительно любых желающих оторвать Сибирь, Дальний Восток или даже Курилы от России - данных товарищей надлежит сажать от 10 лет и далее. Безотносительно политического режима существующего в стране.

Идея создания автономного государства в Сибири и на Дальнем Востоке родилась еще среди ссыльных декабристов в 30-х гг. 19 века. Оживление этих идей произошло в 80-90-е гг.19в. в связи с ростом переселенческого движения, увеличением промышленного и сельскохозяйственного производства, отдаленностью от центра и конкуренцией сибирских и российских товаров.

После октябрьского переворота и распада Российской Империи идея о самостоятельности Дальнего Востока снова стала актуальной. Однако большевики имели свои претензии на эту территорию и стремились сохранить ее в составе Советского государства. В то же время страны Азии, прежде всего Япония, пытались оставить Дальний Восток с его богатыми ресурсами за собой. Назревали серьезные противоречия между этими силами, необходимо было найти решение, которое не позволило бы этим противоречиям вылиться в вооруженный конфликт.

Сложная международная и военно-политическая обстановка в начале 1920 г. привела Коммунистическую партию и Советское Правительство к политическому маневру - временному отказу от восстановления советской власти в Забайкалье и на Дальнем Востоке и образованию на этой территории буферной республики (ДВР).

В1920 году после разгрома Колчака большевики пошли на создание буферного государства, формально независимого от Советской России с целью отсрочить войну с Японией и по возможности вытеснить интервентов мирным путем с Дальнего Востока.

Задача большевиков оказалась довольно сложной: необходимо было решить множество политических, экономических, социальных, территориальных вопросов. Например, какие территории войдут в состав буфера, каковы будут критерии их отбора. Или в какой степени республика будет подвержена влиянию Советской России, а в чем получит самостоятельность. Кто получит реальную власть - наиболее интересный вопрос. Мнения по всем этим вопросам не могли не разделиться, так как в числе "создателей" ДВР были представители различных политических взглядов, различных социальных слоев, различного образования. Дебаты практически по всем вопросам, касающимся будущего буфера, были достаточно напряженными.

  • 7 января 1920 года Политцентр отправил делегацию для переговоров о перемирии с Советской Россией и образовании временного буферного государства в Восточной Сибири.
  • 19 января 1920 года в Томске было решено организовать буфер с границами по линии Оки и Ангары. Для решения партийных вопросов буферного строительства ЦКРКП(б) создал 3 марта 1920 года Дальбюро, куда вошли: Н.К.Гончаров, А.М.Краснощеков, А.А.Ширямов, И.Г.Кушнарев, С.Г.Лазо, П.М.Никифоров.
  • 28 марта 1920 года в Верхнеудинске открылся съезд трудового населения Прибайкалья, который 2 апреля принял решение об образовании буфера на Дальнем Востоке с властью в составе коммунистов-большевиков, эсеров, социал-демократов, земства.

После обсуждения 6 апреля 1920г. был принят документ, формально узаконивший создание нового буферного государства. Он имел множество слабых мест, не решал тех многочисленных проблем, которые существовали в связи с образованием нового государства, но давал Дальнему Востоку статус независимой республики - «Декларация об образовании независимой Дальневосточной республики».

На Дальнем Востоке оказалось 4 территории со своими правительствами:

  • - Временное Правительство ДВР в Верхнеудинске
  • - Семеновское Правительство в Чите
  • - Советская власть в Амурской области
  • - Приморское Правительство во Владивостоке

В «Декларации…» ставилась задача объединить эти центры. На роль центра претендовали Верхнеудинск и Владивосток.

  • 14 мая 1920г. Советское Правительство официально признало Правительство ДВР в Верхнеудинске. В состав государства тогда входили:
    • - Забайкальская
    • - Амурская
    • - Приморская
    • - Камчатская
    • - Сахалинская

области, а также полоса отчуждения КВЖД.

Но оставались еще те 4 территории, которые до сих пор имели свои, хотя и не признанные Советской Россией, правительства. Так продолжалось все лето 1920г., когда шла борьба за приоритет, пока ситуация не стала очевидно неприемлемой. Было решено обсудить этот вопрос на новой конференции.

29 октября 1920 года в Чите состоялась конференция, где была принята Декларация, по которой весь Дальний Восток от р.Селенги и Байкала до Тихого океана объявлялся независимой самостоятельной республикой с демократической властью. Основные законы республики должно было выработать Учредительное Собрание, все правительства на территории ДВР утрачивали свои функции и превращались в органы местного самоуправления.

Таким образом, был решен вопрос о единой власти в республике и ДВР, и оставалось только дождаться выборов в Учредительное Собрание, чтобы решить, какие партии получат власть, и сформировать правительство и другие органы управления.

На Дальнем Востоке появился тот буфер, который, с одной стороны, давал надежды на развитие демократического государства и, с другой стороны, на предотвращение агрессии со стороны Японии.

ДВР отличалась от Советской России тем, что там продолжали легально существовать различные политические партии, в том числе буржуазные, действовали Учредительное Собрание и коалиционное правительство и не действовала политика военного коммунизма. ДВР была формально независима от Советской России.

Однако это независимость действительно была лишь формальной. Во-первых, ДВР появилась во многом благодаря большевикам, которые при создании республики вложили в нее осуществление своих интересов на Дальнем Востоке, и продолжали контролировать деятельность органов власти республики на протяжении всего времени ее существования. Во-вторых, в органах власти ДВР было достаточно коммунистов, избранных народом, чтобы влиять на принятие политических решений.

И в-третьих, ДВР все-таки была частью России с исторической и национальной точки зрения, и порвать такие связи было вряд ли возможно.

Тем не менее, создание ДВР стало вторым по значению и масштабу после Брестского мира внешнеполитическим компромиссом Советской России, позволившим выиграть время и освободить Дальний Восток от интервентов без прямого военного столкновения с Японией. Война с Японией была в то время непосильна для России.

Этот компромисс отразился на политическом устройстве ДВР, в котором существовали смешанная экономика, многопартийность, элементы парламентской демократии, свободные демократические выборы. ДВР можно рассматривать как демократическую альтернативу развития всей страны.

В формировании ДВР в Забайкалье ведущую роль играли большевики, но соответствующая расстановка сил не позволила им создать государство со строем, идентичным советскому.

Но большевики не ставили первоочередной задачей создание именно советского строя в республике. Им достаточно было того, что ДВР выполняла буферную функцию и устанавливала относительно стабильный баланс сил в международных отношениях. Во всяком случае, в Советской России считалось, что существование ДВР носит временный характер.

С другой стороны, антисоветские настроенная часть общества возлагала на новое государство большие надежды, связанные с выходом не только Дальнего Востока, но и всей России на демократический путь развития.

На ДВР возлагались надежды на прорыв дипломатической и экономической блокады России в Тихоокеанском регионе. Однако ДВР так и не была официально признана ни одним государством. Внешняя торговля была невелика и носила транзитный характер, иностранные концессии были немногочисленны и просуществовали короткое время - тесные связи ДВР и Советской России отпугивали иностранных предпринимателей.

Тем не менее, создание нового государства являлось важным шагом для истории Дальнего Востока.

Во время гражданской войны на осколках Российской империи возникло множество государственных образований. Одни из них были сравнительно жизнеспособны и просуществовали десятки лет, а некоторые существуют и поныне (Польша, Финляндия). Срок жизни других ограничился несколькими месяцами, а то и днями. Одним из таких государственных образований, которое возникло на руинах империи, была Дальневосточная республика (ДВР).

Предыстория создания ДВР

На начало 1920 года на Дальнем Востоке бывшей Российской империи складывалась довольно непростая ситуация. В то время именно на этой территории происходили наиболее важные события Гражданской войны. В ходе наступления Рабоче-крестьянской и внутреннего восстания рухнуло так называемое Российское государство Колчака, со столицей в Омске, до этого контролирующее большую часть Сибири и Дальнего Востока. Остатки этого образования приняли название Российская Восточная окраина и сконцентрировали свои силы в восточном Забайкалье, с центром в городе Чита под руководством атамана Григория Семенова.

Во Владивостоке победило поддерживаемое большевиками восстание. Но не спешила присоединять этот регион непосредственно к РСФСР, так как существовала угроза от третьей силы в лице Японии, которая официально выражала свой нейтралитет. В то же время она наращивала свое военное присутствие в регионе, явно давая понять, что в случае дальнейшего продвижения советского государства на восток открыто вступит в вооруженное противостояние с Красной Армией.

Рождение Дальневосточной республики

Во избежание прямого столкновения сил РККА и японской армии, ненадолго захвативший власть в Иркутске в январе 1920 года эсеровский Политический центр уже тогда выдвинул идею создания на Дальнем Востоке буферного государства. Естественно, руководящую роль в нем он отводил себе. Большевикам эта идея тоже понравилась, но во главе нового государства они видели только правительство из числа членов РКП (б). Под нажимом превосходящих сил Политцентр вынужден был уступить и передать власть в Иркутске Военно-Революционному комитету.

Образование Дальневосточной республики как буферного государства особо рьяно старался воплотить в жизнь председатель иркутского ревкома Александр Краснощеков. Для решения дальневосточного вопроса в марте 1920 года было создано специальное бюро при РКП (б). Кроме Краснощекова, наиболее видными деятелями Дальбюро были Александр Ширямов и Именно при их активном содействии 6 апреля 1920 года в Верхнеудинске (сейчас Улан-Удэ) было создано новое государственное образование - Дальневосточная республика.

Народно-революционная армия

Создание Дальневосточной республики было бы невозможно без активной поддержки со стороны Советской России. В мае 1920 года она официально признала новое государственное образование. Вскоре центральное московское правительство начало оказывать ДВР всестороннюю помощь, как политическую, так и экономическую. Но главной на данном этапе развития государства была военная поддержка со стороны РСФСР. Данный вид помощи заключался, прежде всего, в создании на основе Восточно-Сибирской собственных вооруженных сил ДВР - Народно-революционной армии (НРА).

Создание буферного государства отобрало главный козырь у Японии, которая официально выражала свой нейтралитет, и она вынуждена была начать вывод своих формирований с Дальнего Востока с 3 июля 1920 года. Это позволило НРА добиться значительных успехов в борьбе с враждебными силами в регионе, и тем самым расширить территорию Дальневосточной республики.

22 октября силами Народно-революционной армии была занята Чита, спешно покинутая атаманом Семеновым. Вскоре после этого в данный город из Верхнеудинска переехало правительство ДВР.

После того как японцы оставили Хабаровск, осенью 1920 года в Чите прошла конференция представителей Забайкальской, Приморской и Амурской областей, на которой было принято решение о вхождении данных территорий в состав единого государства - ДВР. Таким образом, к концу 1920 года Дальневосточная республика контролировала большую часть Дальнего Востока.

Устройство ДВР

Дальневосточная республика в период своего существования имела различное административно-территориальное устройство. Изначально она включала в себя пять областей: Забайкальскую, Камчатскую, Сахалинскую, Амурскую и Приморскую.

Что же касается непосредственно органов власти, то на этапе формирования государственности роль управления ДВР взяло на себя учредительное собрание, избранное в январе 1921 года. Оно приняло Конституцию, согласно которой высшим органом власти считалось Народное собрание. Выбиралось оно общим демократическим голосованием. Также Учредительное собрание назначило Правительство во главе с А. Краснощековым, которого в конце 1921 года сменил Н. Матвеев.

Белогвардейский мятеж

26 января 1921 года белогвардейские силы при поддержке Японии свергли во Владивостоке большевистское правительство и тем самым вывели регион из состава ДВР. На территории Приморской области был сформирован так называемый Приамурский земской край. Вследствие дальнейшего наступления белых сил к концу 1921 от ДВР был отторгнут Хабаровск.

Но с назначением Блюхера военным министром дела у Дальневосточной республики пошли намного лучше. Было организовано контрнаступление, в ходе которого белогвардейцы потерпели тяжелое поражение, потеряли Хабаровск, а к концу октября 1922 года полностью были вытеснены с Дальнего Востока.

Таким образом, Дальневосточная республика (1920 - 1922) полностью выполнила свое предназначение как буферное государство, образование которого не дало формальный повод Японии вступить в открытое вооруженное противостояние с РККА. Вследствие изгнания белогвардейских войск с Дальнего Востока дальнейшее существование ДВР стало нецелесообразным. Назрел вопрос о присоединении данного государственного образования к РСФСР, что и было сделано 15 ноября 1922 года на основании обращения Народного собрания. Дальневосточная народная республика прекратила существование.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»