Многопартийная система политический режим. Партийная система

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В современном мире существуют различные партийные системы. Чаще всего их делят по количественному признаку. Чем больше легальных партий в стране, тем больше взглядов и интересов представлено в различных органах власти.

Однопартийная система

Некоторые партийные системы включают в себя только одну партию. Как правило, в таком случае речь идет о государстве с авторитарным или тоталитарным типом власти. Однопартийная система подразумевает запрет на деятельность любых других политических организаций. Всем известны примеры нацистской Германии, Советского Союза или других коммунистических стран.

Если государство разрешает деятельность только одной партии, то оно неизбежно срастается с этой организацией. Отсутствует конкуренция в споре за власть. Решения принимаются только узкой группой чиновников, в то же время являющихся верхушкой правящей партии. Члены таких политических образований работают, соблюдая строгую дисциплину. Характерен пример многочисленных коммунистических стран, где не допускался даже малейший отход от принципов марксизма-ленинизма, социализма и т. д.

Номенклатурное государство

Любые партийные системы, существующие в строгих рамках, опираются на деятельность номенклатуры. Это класс чиновников и бюрократов, которых назначают на ключевые государственные должности согласно решениям руководства (например, Центрального Комитета и т. д.).

Партийные системы с правящей идеологией, как правило, строятся вокруг влиятельного лидера. Таким, например, был Владимир Ленин. Его публикации, статьи и выступления печатались миллионными тиражами и выпускались во всех типографиях Советского Союза. Образ вождя мирового пролетариата был жив даже после смерти самого Ленина и оставался двигателем советской идеологии на протяжении еще многих десятилетий.

Двухпартийность

Современные политические партии и партийные системы могут существовать в виде так называемого бипартизма, когда в стране есть две ведущие политические силы, борющиеся между собой за власть. Например, в Великобритании это консерваторы и лейбористы. В то же время подобный формат вовсе не означает, что другие политические организации находятся под запретом, как, например, при тоталитарном режиме. В уже упомянутом Соединенном Королевстве существуют национальные партии, однако они по традиции пользуются меньше популярностью, чем их более успешные конкуренты.

Если в стране есть два одинаково влиятельных движения, то в правительстве будет сохраняться баланс интересов. Такие политические партии и партийные системы не создают перекоса в управлении, когда государство может игнорировать необходимость назревшей реформы и т. д. Не появляется главенствующей идеологии. Даже если после очередных выборов торжествует определенный курс, он может остаться в прошлом после следующего голосования. В данном случае будущее страны определяет избиратель, который может проголосовать за другую крупную партию, предлагающую альтернативную нынешней политике программу.

Особенности бипартизма

Двухпартийные типы партийных систем имеют и свои недостатки. Они позволяют изменить политический курс страны, однако не допускают разрушения существующей избирательной системы в целом. Например, в США уже на протяжении многих поколений между собой стабильно борются демократы и республиканцы. Их положение монопольно – третьи силы не могут попасть в Сенат, не говоря уже о победе на выборах президента.

Подобные типы партийных систем во многом существуют за счет политической традиции, зародившейся в ходе развития история определенной страны. Например, в Великобритании существует строгая дисциплина, касающаяся голосования депутатов. Если член партии поддерживает программу, не принятую большинством, то его почти наверняка исключат из организации и заменят более лояльным новичком. А вот в США традиционно больше свободы. Там выборщики (или сенаторы) могут отойти от общепринятого курса. Это так называемая «мягкая» двухпартийность, в то время как британский вариант является «жестким».

«Две с половиной» партии

Есть и более подвижные политически системы. Таким, например, является формат «двух с половиной партий». Это система, при которой после выборов ни одна из политических сил не может получить парламентского или конституционного большинства, необходимого для принятия и изменения законов. Подобная ситуация может привести к параличу власти. Если оппоненты будут блокировать решения друг друга, то ни о каких реформах и улучшениях жизни в стране и речи быть не может.

Поэтому в случае с «двумя с половиной партиями» лидирующая организация идет на союз с третьей силой. Такая коалиция математически получает большинство в парламенте (или любом другом ведущем государственном органе), после чего у нее, наконец, появляется возможность воплощать в жизнь свои идеи.

Важность «третьей силы»

Конечно, союз двух сил (например, социалистов и социал-демократов) неизбежно ведет к взаимным уступкам, необходимым для обоюдной пользы. Так современные партии и партийные системы, во-первых, достигают взаимного компромисса, а во-вторых, поддерживают баланс интересов различных частей общества. Это мобильный и подвижный формат принятия решений.

В данном случае (как это ни странно) главной силой в стране является та самая третья партия, которая сама решает, кого из двух лидеров общественного мнения ей поддержать. Как правило, крупные оппоненты начинают торговаться, предлагая большие уступки своему потенциальному союзнику. Этим и хороши современные партийные системы – они меняются и не могут существовать в замороженном состоянии, как это бывает с однопартийной страной. Яркий пример варианта «двух с половиной» – это послевоенная Италия до 1994 года, а также Япония.

Многопартийность

Самой сложной и разносторонней, безусловно, является многопартийная система. Она характеризуется несколькими важными особенностями, которых не может быть в вышеописанных случаях. Во-первых, это регулярная смена элит. Во-вторых, публичность и состязательность политического процесса. В-третьих, в данном случае легче и быстрее всего возникнуть новой силе, которая бы представляла интересы определенной прослойки жителей страны.

Подобные партийные системы стран всего мира не позволяют ни одной партии заполучить абсолютное большинство голосов (больше 50 %), даже если она обогнала всех своих конкурентов. Такая ситуация всегда сопряжена с раздробленностью. И тем не менее в многопартийных странах (Бельгии, Дании, Нидерландах, Австрии) не возникает коллапса власти.

Почему так происходит? Сказывается тот факт, что эти европейские системы существуют уже на протяжении долгих лет. В них есть множество инструментов по предотвращению кризисов и неурядиц в правящих кругах. Здесь также прибегают к коалициям и союзам. Только они не носят такого определенного характера, как это бывает в случае с «двумя с половиной» партиями.

Недостатки раздробленности

Множественность фракций и движений может блокировать работу правительства. Особенно часто это происходит в молодых демократиях, где еще не сложились избирательные традиции и институты.

Например, партийная система в России в первые постсоветские годы была яркой иллюстрацией подобной политической анархии. Существовало огромное количество мелких движений. После очередных выборов они не могли договориться между собой – мешали исполнительной власти и друг другу. Некоторые решения не могли принять в течение нескольких лет, даже если ситуация требовала экстренных мер (экономических, социальных и т. д.).

Система блоков

В 60-70-е годы XX века сложилась блоковая разновидность многопартийной системы. Это особенный случай регулирования власти в государстве. Когда в стране начинается очередная избирательная кампания, политические партии всех направлений делятся на два блока. Например, это могут быть правые и левые. Несколько партий в одном блоке договариваются по определенным пунктам своей повестки, хотя по-прежнему остаются независимыми друг от друга.

Такой подход важен именно тем, что избиратель заранее знает о предлагаемом раскладе сил. В случае с «классической» многопартийностью союзы и коалиции возникают уже после выборов, когда парламент уже выбран, а движениям остается договариваться, имея то количество мест, какое было получено после выборов.

Особенности

Характерно, что понятие партийной системы в странах с несколькими национальностями сильно отличается от того, которое присуще государствам с этнически однородным населением. Конфликты на почве языка в современном мире регулируются как раз с помощью легальных политических инструментов.

Другим важным обобщающим признаком многопартийности является проведение второго тура выборов. Эта система голосования используется во многих странах, где из множества кандидатов (например, на президентский пост) ни один не может набрать больше 50 % голосов. В таком случае два претендента, получившие наибольшую поддержку избирателей, во втором туре определяют победителя. При этом важно помнить, что эти кандидаты выдвигаются от партий, а беспартийные, как правило, остаются в стороне от интереса избирателей.

Преимущества

Многопартийность - это самый эффективный инструмент саморегулирования гражданского общества. Наличие конкуренции заставляет политиков внимательно относиться к своим обещаниям. В таком случае элита и все общество в целом несут ответственность за происходящее в стране. Даже если сформированное правительство состоит из нескольких партий, в странах с испытанными институтами власти эта ситуация приводит к взаимосвязанности разных блоков и коалиций.

Гибкая политическая система показывает свою исключительную пользу в периоды кризисов. Например, в стране нарастает социальное напряжение, связанное с ущемлением прав и интересов определенного класса. Какая партийная система поможет выбраться из этого тупика, если не многопартийная?

В таком случае ситуация может разрядиться уже до выборов. Политики, желающие сохранить свои должности после очередного голосования, идут навстречу избирателям. Если они этого не делают, то на их место приходят другие люди, выражающие интересы недовольного большинства.

Маневренность многопартийности также заключается в том, что в этой системе проще всего создать и развить новую партию. В странах с другим укладом, где лидирующее положение занимает одна идеология, сделать это почти невозможно. Не менее сложно этого достичь и в государствах с двухпартийной системой, где избирательный процесс заключен в определенные рамки (республиканцы против демократов, консерваторы против лейбористов и т. д.).

Партийная система – это совокупная связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть.

В мире существует большое многообразие политических систем. И проявление того или иного типа партийной системы зависит от следующих факторов:

· уровня экономического развития общества;

· соотношения социально-классовых сил в обществе;

· степени зрелости общественных отношений;

· национального состава населения;

· исторических и религиозных традиций.

Кроме этого, проявление определенной партийной системы в обществе зависит от политического режима, каждому политическому режиму присущ определенный вид партийной системы.

При демократическом режиме существует многопартийная система. Многопартийность – это результат длительного развития политических систем. Количественный параметр носит при всей его значимости формальный характер, так как множество партий не является критерием демократизма, показателем развитости и эффективности партийной и политической системы, так как несколько партий может существовать и при авторитарных режимах.

Многопартийность – необходимый фактор для развития демократии. При многопартийности преодолевается монополия одной партии на власть, внедряется в партии и сознание людей альтернативность мышления.

Конкретная структура многопартийной системы меняется в зависимости от страны. Рассмотрим некоторые возможные варианты партийных систем при демократии:

1. Уклад доминаций – многопартийная система с одной доминирующей партией. Примером проявления такого типа партийных систем является Япония, Италия.

2. Двухпартийный уклад – партийная система с двумя влиятельными партиями. Пример – США, Англия, Канада.

Феномен партийной системы США заключается в существовании двух партий, республиканской и демократической, мало чем отличающихся друг от друга.


У каждой, конечно, есть свой взгляд на власть и общественное отношение, но они сходятся в главном – в своем отношении к существующему общественному строю. Характерная черта для этой системы – это то, что она автоматически обеспечивает одной, из двух партий, большинство мест в парламенте или победу на президентских выборах.

3. Неполяризованная коалиционная партийная система. Эта система отличается тем, что ни одна из партий не пользуется преобладающим влиянием на избирателей. При неполяризованной коалиционной партийной системе отсутствует возможность для создания прочных партийных коалиций. Страны, где имеет место рассматриваемая партийная система: Бельгия, Дания, Нидерланды, Финляндия.

4. Поляризованная коалиционная партийная система. При такой системе существует две партии с полярными политическими ориентациями, в течение длительного времени по своему влиянию на избирателей почти не уступающие друг другу. Однако в такой системе, рядом с двумя основными партиями находится третья, в чьей возможности определить успех одной из первых двух путем создания коалиции с одной из них.

Для авторитарного режима характерны однопартийные системы. Роль партии в этой системе – организация поддержки со стороны масс относительно государственного руководства. Кроме этого, при авторитарных режимах может проявляться «квази­многопартийная» система, прикрывающая многопартийными формами однопартийное содержание. При такой системе политические партии являются карманными у одной правящей партии. И однопартийная система, и «квазимногопартийная» система не предоставляют возможностей для выражения различных интересов и идей.

Для тоталитарного режима характерна только одна партия, другие распущены или запрещены. Чаще всего такие партийные системы трансформируются в партгосударственную систему, при которой наблюдается сращивание государственных и партийных структур.

Партийная система - это совокупность устойчивых связей и отношений между партиями, участвующими в осуществлении политической власти.

Типы партийных систем выделяются по различным основаниям.

По характеру политического режима (демократические, авторитарные и тоталитарные); по степени устойчивости самих партий и отношений между ними (стабильные и переходные), по характеру межпартийных отношений (соревновательные и неконкурентные). Наиболее популярной является типология по количеству партий, участвующих во власти. На этом основании партийные системы делятся на беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные.

Беспартийные системы сегодня существуют примерно в 20 странах (таких как Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Оман). Причинами отсутствия партий могут быть:

Отсутствие социальных предпосылок для возникновения партий (Бутан);
- теократия в стране, отсутствие светской политики (Ватикан);
- запрещение партий (Гана, Гвинея, Иордания).

Двухпартийные системы (Великобритания, США, Барбадос, Белиз) характеризуются наличием в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному осуществлению власти. В случае победы одной из них на выборах вторая становится оппозиционной, но имеет все шансы сменить ее в качестве правящей партии в результате очередных выборов. На периферии политической жизни в такой партийной системе могут существовать и другие маловлиятельные партии, но шансы их прихода к власти незначительны.

В многопартийных системах ни одна из партий, как правило, не завоевывает поддержки абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства в них чаще всего бывают коалиционными. Многопартийные системы являются наиболее распространенными в мире (Украина, Болгария, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Сербия, Черногория и др.). В условиях многопартийности правительство, как правило, является коалиционным. Это делает возможной ситуацию, когда потерпевшая поражение на выборах партия остается в правительстве лишь потому, что является удобным партнером по коалиции.

В зависимости от распределения влияния между партиями выделяются различные подвиды многопартийных систем.

1. Неполяризованная система (система многопартийной раздробленности) требует от партий создания коалиций или объединения партий, имеющих близкие платформы. Классическими образцами такой системы стали страны Северной Европы (Дания, Бельгия, Нидерланды, Финляндия). Как временное явление такая система нередко возникает в условиях демократического перехода (постфранкистская Испания).

2. Поляризованная (двухблоковая система) - объединение партий в блоки требуется для получения шансов на победу в выборах (Италия, Франция, ФРГ).

3. Система доминирующей партии (уклад доминации) схожа с однопартийной системой, но отличается тем, что в ней: а) сохраняется возможность оппозиции критиковать правящую партию; б) в отношениях между правящей партией и оппозицией сохраняется соревновательность; в) доминирующая партия не сливается с государством (исполнительная власть находится под контролем высшего органа законодательной власти, в котором присутствует оппозиция). Примеры доминирующих партий в многопартийных системах - Либерально-демократическая партия Японии в период с 1955 по 1993 гг., Социал-демократическая рабочая партия Швеции 1932-1976 гг.

Однопартийные системы характеризуются тем, что в них только одна партия способна обеспечить выработку и осуществление государственной политики. Такие системы свойственны, в основном, странам с авторитарными (Куба, Китай) и тоталитарными режимами (СССР, нацистская Германия, фашистская Италия). Как правило, они возникают после военных переворотов, революций, когда новая правящая группа отменяет многопартийность и создает структуру для собственной опоры в народе. Такая партия провозглашает себя выразителем интересов всего населения, а на практике обеспечивает лояльность граждан, а иногда и присутствие государства во всех сферах общественной жизни. Сегодня однопартийные системы сохранились в таких странах, как Северная Корея, Вьетнам, Китай, до недавнего времени - Заир, Кения, Кот Д"Ивуар и др.

Партийная система — это вид взаимодействия между политическими партиями, принимающими участие в борьбе за власть. Она представляет собой совокупность действующих партий, самостоятельных, но взаимосвязанных между собой в своих политических целях.

Как формируются партийные системы

Тип партийной системы, господствующей в государстве, предопределяется прежде всего историческими условиями, характерными для этой страны. Так, важными факторами в формировании политического режима является классовый и национальный состав населения, традиции, уровень политической культуры. В рамках одного общества множество партий вынуждены взаимодействовать, не отгораживаясь друг от друга, но принимая совместное участие в процессах, связанных с управлением государством и социумом.

Партийно-политическая система — это установленный порядок взаимоотношений политических партий как между собой, так и с государством, гражданами и другими элементами политического общества. Функционирование государственной власти во многом зависит от специфики существующих партийных систем, а также от количества партий, входящих в систему.

Классификация партийных систем

Партийные системы подразделяют по двум признакам:

    число партий, составляющих систему;

    тип политического режима;

Политический режим предопределяет структуру партийной системы, ее функциональную определенность.

Партийные системы и политические режимы

В правовых государствах существуют демократические, авторитарные и социалистические партийные системы.

    Буржуазно-демократическая партийная система — это тип политического устройства, для которого характерно ведение легальной борьбы за власть групп партий. При этом господствующее положение занимает партия, обеспечивающая себя поддержкой большей части членов парламента. Тем не менее в парламенте представлена оппозиция.

    Социалистическая партийная система — это режим, представляющий собой систему управления, при которой у власти в привилегированном положении находится одна правящая партия. Управленческий аппарат - под полным контролем господствующей партии.

    Авторитарная партийная система — это промежуточный между демократическим и социалистическим типом правления. Доминирующую позицию занимает государство. Представители конкретной партии играют незначительную роль в процедурах, связанных с руководством государством и принятием решений.

В соответствии с количеством партий различают следующие типы партийных систем: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные и многопартийные.

Типология партийных систем включает в себя разделение на конкурентные и неконкурентные режимы. Определяющим признаком является характер межпартийных отношений. Так, отсутствие конкуренции за власть свойственно однопартийной системе, в то время как ее наличие — признак двух- и многопартийного политического порядка.

Особенности однопартийной системы

Система, функционирование которой подразумевает наделение политической властью одной партии, называется однопартийной. Для монопартизма характерна многофункциональность, в процессе которой происходит объединение партии с государственным аппаратом. Неконкурентные системы могут основываться как на идеологии, так и на президенциализме.

В условиях тоталитарного режима однопартийность является логическим следствием утопической идеологии, которая не предполагает конкуренции, но усиленно поддерживает традицию правления вождя.

Для стран социалистического лагеря была характерна система партии-гегемона, при которой де-юро функционирование других партий законодательно не запрещено, но де-факто — существующие партии-сателлиты не были способны ограничить власть коммунистических партий. Последние жестко регламентируют деятельность других политических партий. Обладая монополией на власть, они осуществляют тотальный контроль общества, его идеологической и организационной сторон.

Характерные признаки двухпартийной системы

К основным партийным системам относится тип организации политической деятельности, при котором монопольное положение в государственной политике занимают две крупные партии, завоевывающие во время избирательной кампании большинство голосов. Также им принадлежит большая часть мест законодательного собрания. Условно разделяя государственную власть, формируют двухпартийную систему политического режима. Для такой формы правления характерна попеременная смена власти: в то время как одна из партий господствует, другая — выступает в роли оппозиции, но вследствие выборов партии меняются местами.

Стоит отметить, что двухпартийная система не исключает функционирования других партий, тем не менее они оказывают отрицательное влияние на стабильное чередование власти двух господствующих партий.

Особенностями партийной системы, для которой характерен приоритет двух ведущих мажоритарных партий, являются следующие:

    власть не привязана к определенной социальной категории;

    обеспечение полного представительства гражданских интересов;

    отсутствие политического центра;

    удаление с политической арены партий и организаций, выступающих в качестве оппозиции.

Примечательно, что одной из разновидностей бипартизма является так называемая «двухсполовинная» система, состоящая из взаимодействующих между собой 2+1 партий. Несовершенный бипартизм позволяет правящей партии сосуществовать с противостоящими ей двумя коалиционными. Подобная система «рационального парламентаризма», когда ни одна из конкурентоспособных партий не занимает большинство позиций в парламенте, характерна для Германии.

Преимущества и недостатки многопартийности

Партийно-политическая система, состоящая из трех и более партий, обладающих сильной организацией и мощным влиянием на функционирующие институты, называется многопартийной. Особенность многопартийности заключается в том, что борьба за государственную власть ведется с участием различных идейно-политических позиций. Конкуренция является основой многопартийности, поскольку победа в избирательной кампании достается той партии, чья деятельность вызывает у граждан наибольшую политическую симпатию. Важно отметить, что понятие партийной системы как трех-, четырех-, пятипартийной формируется в зависимости от количества партий, имеющих парламентское представительство.

Главным преимуществом многопартийности исследователи и социологи считают развитие политического плюрализма, поскольку в условиях вынужденного сотрудничества партии приходят к компромиссам, развивают толерантность. Безусловно, многопартийная система позволяет защитить интересы большего количества социальных групп. Тем не менее для рядового избирателя программы нескольких партий могут казаться фактически одинаковыми, что приводит его в замешательство. Кроме того, существенным недостатком многопартийной системы является правительственная нестабильность, вызванная отсутствием в парламенте определенного большинства.

Исторические сведения

Несмотря на тот факт, что возникновение первых политических партий в России пришлось на конец XIX века, формирование партийных систем началось лишь в первом десятилетии XX столетия, когда, в соответствии с Манифестом от 17 октября 1905 года, населению были дарованы гражданские свободы, включая возможность создания политических партий. Многопартийная система существовала в начале 20-х, а однопартийная — с 20-х по 80-е годы. Начало 90-х, ознаменованное изменением шестой статьи Конституции СССР, гласящей о руководстве КПСС как единой направляющей силы общества Страны Советов, привело к постепенному формированию партийной системы современной России.

Образование многопартийной системы, кардинально отличающейся от прежней, — нелегкий период в истории России. Основной преградой на пути к достижению полноценной политической многопартийности в современных условиях является отсутствие среди гражданского населения требуемого уровня социально-политической дифференциации. Господство коммунистической партии в ХХ веке привело к слиянию понятия «партийная система» с государственными структурами.

Партийная система РФ

По словам политологов, партийная система России все еще находится на стадии формирования. Так, политические реформы В. Путина были направлены на свержение ельцинской партийной системы, уничтожение «системной» оппозиции. Политические партии, критикующие режим, не являются оппозицией в строгом смысле этого слова, поскольку их влияние на принятие решений крайне ограничено, рычаги давления — отсутствуют. Современная партийная система в России — имитация демократичности режима. Политические партии играют демонстрационную роль для внешнеполитической арены.

«Партия власти» и многопартийность

У государственного аппарата прочно укрепилась «Партия власти» — существенный элемент российской партийной системы: ДВР, НДР, «Единство», «Единая Россия» — все это не самостоятельные политические субъекты, а партии, созданные правящей элитой для победы на думских выборах.

Чем обусловлена тенденция партийного строительства, при которой на политическом спектре выделяется сильная «партия власти»?

    Российская Федерация является демократическим правовым государством, где сильная президентская власть закреплена конституционно.

    Закон «О политических партиях» от 2001 года ограничивает процессы, связанные с фрагментацией партийной системы и появлением новых политических партий.

Немаловажным фактором в формировании сегодняшней партийной системы являются изменения в политической культуре и электоральных настроениях населения в пользу центристских и консервативных ценностей.

Развитие партийной системы России

В условиях современной политической ситуации наблюдается тенденция к укреплению сил уже действующих политических партий.

В соответствии с электоральной реформой, которая предусматривает выборы в Государственную думу по пропорциональной системе, у государственного аппарата должно сформироваться стабильное партийно-парламентское представительство, являющееся опорой для сильной власти президента.

Заключение о партийных системах

Партийная система и ее внутренняя структура во многом зависят не только от характера взаимодействия партий между собой, но и от уровня культурной образованности населения в вопросах, связанных с правом и политикой, спектром этнического, конфессионального и классового распределения гражданских сил, историческими традициями. В качестве правовой основы партийных систем выступает Конституция и законы, связанные с избирательным, законодательными и политическими процессами в отдельной стране.

Классик политической социологии, французский исследователь партий и партийных систем Морис Дюверже характеризует партийную систему следующим образом: «В каждой стране в течение более или; менее длительного периода число партий, их внутренняя структура, их идеология, их относительные размеры, их альянсы, их типы оппозиции приобретают определенную стабильность. Этот стабильный ансамбль и образует систему партий» .Дюверже утверждает, что в любой стране (за исключением государств с однопартийным режимом) сосуществуют несколько партий; формы и способы этого сосуществования определяют партийную систему страны. Партийная система характеризуется соотношением числа партий, соответствующих количественных параметров, союзами, географической локализацией, распределением в географическом спектре.

Партийная система является тем институтом политического пространства, который связывает общество и власть, непосредственно содействует развитию политического участия граждан и, следовательно, способствует их политической социализации. Она выступает важным элементом гражданского общества и представительной демократии. Особенности партийной системы в значительной мере определяют специфику функционирования всей политической системы.

Наиболее полную типологию партийных систем предложил американский политолог Дж. Сартори, который выделил семь типов:

· Однопартийная система предусматривает наличие политической партии, но только одной, что находит свое отражение в Конституции или других законодательных актах. Правящая партия объявляется верховным носителем государственной власти, а остальные, если они существуют, участия во власти не принимают и вынуждены действовать нелегально.

· Система с партией-гегемоном предусматривает наличие нескольких партий, но юридически закрепляет господство только одной из них. Подобного рода системы существовали с конца 40‑х годов и вплоть до недавнего времени в Польше, ГДР, Болгарии, ЧССР. В настоящее время такая система функционирует в Китае, где, помимо коммунистической партии, существует еще восемь.

· Система с преобладающей партией. характеризуется тем, что, несмотря на наличие многопартийности и на отсутствие норм, предусматривающих гегемонию одной из партий, у руля власти, на протяжении достаточно длительного периода, находится одна и та же партия. Отечественный исследователь А. Б. Зубов утверждал, что данный тип системы следует подразделять на два вида: систему с доминантной партией и систему с доминирующей партией. Доминантные партии свойственны странам Востока (Индия, Япония), где их поддерживает большая часть представителей каждой из существующих социальных групп. Напротив, «доминирующая европейская партия является таковой не из-за склонности к ней большинства в большинстве общественных групп, но из-за ориентации на нее наибольшей группы». Так Христианско-демократическая партия Италии ориентирована на католиков, а Социал-демократическая рабочая партия Швеции – на средние слои населения.

· Двухпартийная система характерна, прежде всего, тем, что, несмотря на наличие нескольких партий, к власти могут придти только две из них, которые периодически меняют друг друга. Наиболее полно ей соответствуют политические системы США и Великобритании.

· Система ограниченного плюрализма отличается, прежде всего, сравнительно небольшим количеством крупных партий (3-5) и широтой спектра их идеологических различий. Все партии нацелены на участие в правительстве, но, поскольку, ни одна из них не может прийти к власти самостоятельно, они образуют коалиции, которые, в силу небольшой степени поляризации, имеют двухполюсную конфигурацию. Эта система характерна для Франции и ряда других стран западной Европы.

· Система поляризованного плюрализма характеризуется широким спектром идеологических ориентаций различных партий и концентрацией политических сил на его крайних точках. Значительная степень поляризации партий и высокий уровень политической напряженности между ними являются причиной того, что деятельность правительства затруднена наличием двусторонней оппозиции (слева и справа), а также большого влияния в обществе антисистемных партий и антисистемной оппозиции, деятельность которых отрицательно сказывается на стабильности коалиционных кабинетов.

· Атомизированная партийная система отличается огромным количеством партий, которые не имеют влияния ни в обществе, ни во властных структурах. «Атомизированный характер партийной системы определяется слабой зависимостью партий друг от друга и изолированностью от властных отношений». Политическая власть осуществляется через иные механизмы.

Партийная система – это система особого рода. В ней отсутствуют функциональные связи (распределение обязанностей между партиями и коалициями) и связи субординации (ни одна из партий не подчинена другой в рамках партийной системы). В то же время, в ней присутствуют связи иерархии. Чем больше приведет партия своих представителей в органы законодательной власти, тем существенней ее контроль за законодательными процессами, вообще, и избирательным законодательством, в частности. По этому критерию можно выделить следующие виды партийных систем:

· Системы, где партии являются придатком органов государственной власти, инструментом реализации решений контролирующих государственные органы политических элит и бюрократии (однопартийная система, система с партией-гигемоном, система с доминантой партией, система поляризованного плюрализма);

· Системы, где партии отражают интересы государственной бюрократии и гражданского общества на паритетных началах (система с доминирующей партией, двухпартийная система, система 2,5 партий);

· Системы, где партии отражают интересы гражданского общества (формально-непартийная система, система ограниченного плюрализма).

Долгие годы в СССР существовала однопартийная система, которая лишь в конце 80-х гг. прошлого столетия стала преобразовываться в многопартийную. В период распада СССР, образовалась атомизированная система, при которой реальная власть принадлежала Президенту РФ, его Администрации, и ответственному только перед Президентом Правительству РФ. После выборов в Государственную Думу 1993 г. функционировала система поляризованного плюрализма, которая постепенно преобразовалась в систему ограниченного плюрализма, функционирующую в настоящее время.

Хотя в настоящее время функционирует система ограниченного плюрализма, нельзя сказать, что она нацелена на отражение интересов гражданского общества. Во-первых, она не представляет собой завершенный вид, поскольку не преодолела крайностей системы поляризованного плюрализма. По-прежнему существует альтернативный центр принятия и реализации политических решений (Президент РФ, Администрация Президента РФ). Правительство формируется Президентом, а не партией, победившей на выборах. Во-вторых, гражданское общество в России еще не сформировалось и не является базой ресурсной поддержки деятельности политических партий. Существующие партии отражают интересы государственной или партийной администрации.

24.Политические партии в избирательном процессе. Понятие и виды.В широком смысле избирательная система – это совокупность общественных отношений по организации и проведению выборов в конкретном государстве.

В этом смысле избирательная система представляет собой объект регулирования избирательного права.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»