Прачечные магдалины. Узница "приюта магдалины" рассказала о рабстве в трудовых лагерях ирландии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Приют Марии Магдалины для кающихся женщин появился на базе Калинкинской больницы, которая славилась своеобразной спецификой. Учреждение было основано в середине XVIII века на базе одного из так называемых «прядильных домов», существующих со времен Петра Первого. Дома эти представляли собой тюрьмы для проституток, а также дам, совершивших иные правонарушения.

О том, как в царской России перевоспитывали грешниц, вспоминает сайт.

«Непотребные жены и девки»

Древнейшая профессия существовала в России и до петровских реформ. Однако именно в XVIII веке, с приходом в столицу европейских радостей, появилась мода и на разнообразные увеселительные заведения. Все чаще стали открываться подпольные публичные дома, а вместе с этим в Санкт-Петербурге начали широко распространяться так называемые «французские болезни».

В 20-х годах XVIII столетия по указу Петра Первого начинают строить прядильные дворы - промышленные учреждения, которые стали не только фабриками по производству пряжи, но и исправительными колониями для женщин легкого поведения.

Эту идею император подсмотрел в Европе во время своих заграничных поездок. Одно из самых известных таких заведений действовало в Калинкинской деревне, там специально в 1720 году по проекту архитектора Н. Ф. Гербеля было построено длинное двухэтажное каменное здание и церковь со звонницей. Их можно увидеть на гравюре Петра Штелина.

Гравюра П. Штелина «Вид на Подзорный дворец и Прядильный двор со стороны Фонтанки», 1762 г. Фото: Public Domain

Первое официальное упоминание о Калинкинском исправительном учреждении для лиц «непотребного и неистового женского пола» содержится в Полном собрании законов Российской империи в указе Елизаветы Петровны от 1 (12) августа 1750 года. В нем говорится о «поимке и доставлении в Калинкин дом всех непотребных жен и девок».

А еще позже, спустя век, в 1862 году, здесь появился самый крупный в России приют Марии Магдалины для кающихся женщин, устроенный по европейскому образцу. В него принимались «несовершеннолетние девушки, лишенные невинности», «изъявляющие раскаяние публичные женщины» и «молодые женщины и девушки, выходящие из тюрьмы с испорченной нравственностью».

Выбить чувство покаяния

Известно, что первый подобный приют был основан в столице Ирландии Дублине в 1767 году. Изначально провозглашенную благую цель по помощи «падшим женщинам» вновь обрести своё место в жизни очень быстро извратили. Заведения по перевоспитанию становятся местами крайне жестокого обращения, каторжного труда и бесконечных физических и моральных истязаний.

Так, монахиням, наблюдавшим за воспитанницами, дали право применять жёсткие меры, чтобы отбить у женщин желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния. Нередко служительницы церкви исполняли свои обязанности с чрезмерным рвением и раскаяние из заблудших просто выбивали.

Власть таких заведений в обществе быстро росла и укреплялась. И если поначалу в приюты попадали только женщины с панели, то позже туда начали помещать матерей-одиночек, женщин, подвергшихся насилию, и даже девушек, чью внешность их родственники считали слишком собзлазнительной.

В это сложно поверить, но «женские каторги» существовали в Ирландии аж до 1996 года! Да и прикрыли их лишь после громкого скандала, в ходе которого всплыли жуткие подробности из жизни воспитанниц приютов.

Прачечная Магдалины в Англии, начало XX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Сначала на территории одного из таких заведений нашли останки 155 женщин в безымянных могилах. Позже несколько бывших воспитанниц «приютов Магдалины» публично рассказали о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии над ними. Эти факты в 1997 году легли в основу документального фильма «Секс в холодном климате».

А в 2013 году, после многолетнего расследования, глава правительства Ирландии Энде Кенни принес извинения тысячам своих соотечественниц за плохие условия труда в «прачечных Магдалины».

Хуже, чем в борделях

Впрочем, в России нравы были не лучше. Изначально в тюрьме для развратниц, прозванном горожанами «секретным домом на Фонтанке», женщин избивали, пытали и содержали в «ножных железах с замками». Многие арестантки так никогда и не покинули стен приюта, закончив там свою жизнь.

В повести Александра Куприна «Яма» такие учреждения описываются как жуткое место, воспитанницы которого подвергаются физическому истязанию и изнасилованиям. Так, одна из героинь произведения, проститутка Женька, сообщает, что в приютах даже хуже, чем в борделях.

Принципиально новая эпоха для Калинкинского дома наступила уже во времена Екатерины II. В 1779 году он перестает работать как исправительное учреждение и становится секретной лечебницей от «французской болезни» - по сути, первой венерологической клиникой в России. Лечение было анонимным, посторонних на территорию не пускали, а все пациенты могли носить маски для конспирации.

Теперь распутных женщин здесь не били и не насиловали, а всего лишь лечили. Правда, принудительно. А условия в появившемся здесь в 1862 году приюте Марии Магдалины были куда мягче - персонал занимался развитием, обучением и приучением воспитанниц к труду, по возможности помещая их в услужение в городские семьи.

Ну, а в эпоху Николая Первого проституцию в России и вовсе легализовали.

В 1993 году монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. Через некоторе время при проведении строительных работ на территории бывшего приюта была обнаружена страшная находка - останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах. Останки затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на одном из дублинских кладбищ. Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся огромный публичный скандал. Широкой общественности стало известно о так называемых приютах Магдалины, воспитательно-исправительных учреждениях монастырского типа для детей и женщин.

Вскоре бывшие воспитанницы начали давать показания и рассказывали СМИ, в каких условиях проживали и как с ними обращались. Отмечу, что последний приют на территории Ирландии был закрыт 25 сентября 1996 года. Их называли "прачечные Магдалины" (Magdalene laundries). К сожалению, до сих пор точно неизвестно, сколько всего девушек и женщин прошли через церковные трудовые институции, так как регистры в монастырях остаются закрытыми по сей день, несмотря на требования общественности о предоставлении такой информации. По некоторым оценкам это число составляет 30 тысяч человек, однако согласно отчёту специальной комиссии совместно с ООН пострадавшими от фактического рабства были признаны чуть более 10 тысяч.

В этом посте я собрал некоторые воспоминания бывших воспитанниц и их родственников. Достаточно мрачная и тёмная страница современной ирландской истории.


Kathleen Legg: дочь матери-одиночки, она была отправлена в один из приютов в возрасте 14 лет, где она была вынуждена жить и трудиться в тяжёлых условиях. Подъём в приюте был в 6:00, близкие разговоры с другими воспитанницами были запрещены, не праздновались дни рождения, не было зеркал, девушкам следовало петь церковные гимны на протяжении всего дня за работой. Kathleen работала в прачечной несколько лет, вместо имени она получила номер. "Однажды я должна была достать картофель из огромной пароварки. Я обожгла руки и отбросила сковороду. Было очень больно. Но монахини-надсмотрщицы только посмеялись. Они были настоящими садистками, – вспоминает бывшая узница. – Потом наступило Рождество. Девочкам раздавали так называемые подарки – полотенце и малюсенький кусок мыла. Когда дошла очередь до меня, мне сказали: "Ты же та девочка, которая уронила картошку? Никаких подарков тебе". И снова монахини смеялись. Они как будто получали удовольствие глядя, как мы страдаем".

Elizabeth Coppin работала долгие годы на монашеский орден без оплаты. Проживала фактически в тюремной камере - комнате с решётками на окнах. Была поймана при попытке побега и обрита наголо.

Marina Gambold вспоминает, как её заставляли принимать пищу с пола три дня, после того, как она случайно разбила чайную кружку. Однажды она была заперта монахиней на болконе на протяжении двух ночей. Работала без выходных в прачечной по десять часов в день на протяжении трёх лет.

Diane Croghan вспоминает о своих трёх годах в приюте: "Это было ужасное время, мне кажется, мы работали с 7 утра до 7 вечера".

Maria Norris Cronin: "Сестра Лауренс обычно била меня за то, что я мочилась в постель. Она также заставляла меня нести мокрый матрас на голове, через пожарный выход, через весь двор в бойлерную, где его можно было высушить. Когда я шла, дети кричали хором: Мари Кронин намочила матрас…". Сестра Лауренс часто дожидалась пятницы, чтобы избить меня. Мы обычно мылись по пятницам, и она приходила специально тогда, когда я была мокрой, потому что удары по мокрому телу больнее. Но я никогда не плакала, и однамонахиня («простая» - значит поступившая в монастырь без приданого), которая хорошо ко мне относилась, обычно говорила мне: "Заплачь!", потому что тогда избиение прекращалось".

К слову, случаи избиения и физического насилия согласно рассказам бывших воспитанниц применялись очень редко.

Phyllis Valentine говорит, что всех симпатичныхх девочек с хорошими волосами обривали наголо и давали мужское имя.

Brigid Young вспоминает, что воспитанниц иногда заставляли раздевалиться догола, а монахини стояли чуть поодаль, смотрели на них, смеялись и оскорбляли.

Margaret Bullen попала в церковный приют в возрасте 2-х лет, так как её мать болела, а отец был не в состоянии заботиться о семерых детях. В 5-летнем возрасте ей надо было вставать в 4 утра, чтобы готовить завтрак на 70 детей.

Это лишь единицы из сотен воспоминаний, зачастую безымянных, указанные в отчётах и многочисленных докладах. Власти Ирландии в прошлом направляли детей и женщин на бесплатный и физически тяжёлый труд в прачечные и так называемые индустриальные школы. В общем-то попасть в подобные ужреждения было достаточно просто. Туда направляли трудных подростков, женщин направляли в церковные приюты за мелкие правонарушения. Рождение ребёнка вне брака тоже являлось причиной для лишения свободы по факту. Например, родители сами сдавали детей, оказавшихся провинившимися(внебрачная беременность) или ненужными в семье.

До сих пор представители Католической церкви хранить молчание. Правительство Ирландии официально признало факт бесплатного труда жестокого обращения с женщинами и выплачивает компенсации живущим ныне пострадавшим от произвола государства и церкви.

Про приюты Св.Магдалины

You are not a man of God...

Вы слышали о приютах Святой Магдалины? Видели фильм "Сестры Магдалины"? Про религиозных фанатиках и беспредел в приютах.. Так вот..


Первый приют Св.Магдалины открылся в Лондоне в 1758 году . Вскоре практика создания Приютов Магдалины, названных по имени раскаявшейся Марии Магдалины, распространилась по всей территории Британской империи, в которую на тот момент входила и Ирландия. Там первый приют открылся всего через семь лет после лондонского. Но если английские приюты создавались в основном частными лицами, то в католической Ирландии это стало делом религиозных общин. Приюты Магдалины начали создаваться в Ирландии с 1767 года благодаря протестантскому «Движению спасения» и личным стараниям филантропа леди Арабеллы Денни, которая решила перенять успешный опыт реабилитации пуританок у других стран. Первое заведение подобного типа было открыто в Дублине на Лисон-стрит и представляло собой временный приют для падших протестанток, где женщинам предоставляли крышу над головой и возможности освоить новую профессию. Благородные цели Арабеллы Денни были по достоинству оценены обществом, поэтому вскоре на территории Ирландии была построена целая сеть подобных заведений.

Согласно библейскому сюжету, Иисус Христос исцелил Магдалину от сидевших в ней семи бесов и она стала первой из женщин, служащих ему "именем своим". Она стирала его одежду, готовила пищу, оплачивала расходы по насущным потребностям и неустанно давала милостыню нуждающимся.

По мнению создателей приютов, их воспитанницы должны были пройти по схожему пути, чтобы исцелиться от душевных недугов . Поэтому их день состоял в основном из тяжкого принудительного труда . Женщины работали в прачечных, шили одежду, готовили еду и очень много молились.

В течение дня во многих приютах действовал обет молчания - девушки не должны были разговаривать ни с кем, кроме своих смотрительниц.

За непослушание следовали строгие телесные наказания - палки, розги, особо провинившихся заставляли стоять на ногах без сна до тех пор, пока девушки не падали без сознания.

Так как Католическая церковь не оплачивала содержание приютов, все финансовые вопросы они решали самостоятельно.

Пришедшие за помощью женщины сутками трудились на тяжёлом производстве и в швейных цехах, деньги за их работу шли на нужды приюта и благотворительность. К началу ХХ века их даже стали называть прачечными святой Марии.


Путешествующий по Европе Пётр I нашёл практичный способ борьбы с ночными бабочками и создал так называемые прядильные дома, по сути - тюрьмы для проституток.

Гравюра П. Штелина «Вид на Подзорный дворец и Прядильный двор со стороны Фонтанки», 1762 г.


Так и появился Калинкинский дом - первый прядильный дом, построенный на берегу Фонтанки в 1720 году. Для работы в нём были приглашены мастера из Голландии, дабы научить бывших пуританок "делать добрую и лёгкую ткань на голландский манер". Но не сложилось.


Спустя полтора столетия, после многочисленных попыток организовать в Петербурге работные дома для дам лёгкого поведения, в здании Калинкинского дома появилась больница, а в ней - созданный по европейскому образцу приют Марии Магдалины.

Он перенял у своих английских и ирландских собратьев основную концепцию работы с "кающимися женщинами". От тяжкого недуга и сложной судьбы они исцелялись телесными наказаниями, трудом, постом, молчанием и молитвой.

В повести Куприна "Яма", созданной в начале XX века, упоминается дурная слава петербургского приюта. Однако к моменту написания повести в Калинкинской больнице больше не было приюта Марии Магдалины. Ещё в начале 1780-х годов она превратилась в первую российскую венерологическую клинику.

Одна из самых известных узниц «Приютов Магдалины», Мэри Норрис, рассказывала в одном из интервью: «Лучше бы я оказалась в женской тюрьме. Там, по крайней мере, понятно, когда закончится срок».

Приют Магдалины в Ирландии

Но в Ирландии последний Приют Магдалины закрылся всего двадцать лет назад - 25 сентября 1996 года. За три года до его закрытия произошёл грандиозный скандал. Конгрегация сестёр Пресвятой Девы решила продать землю одного из приютов. Во время сделки на территории обнаружили братскую могилу, в которой было найдено 155 неопознанных женских тел .

Только после этого ирландское общество впервые заинтересовалось, что же происходило за стенами этих «исправительных прачечных» в течение всего ХХ века.


В Петербурге мрачная история Калинкинской больницы закончилась более полувека назад. В 30-х годах прошлого века её здание занял институт кожно-венерологических заболеваний , однако в 1954 году его перепрофилировали в НИИ антибиотиков и ферментов. В этом статусе институт дожил практически до наших дней - несколько лет назад его занял бизнес-центр "Калинкин".

Калинкинская больница


Среди тех, кто побывал на «исправлении», - известная ирландская певица Шинейд О’Коннор , которая с тех пор занимает очень недоброжелательную позицию по отношению к официальной католической церкви. ИМХО: Родители развелись, когда ей было восемь лет. Из католической школы, где она училась без всякого энтузиазма, её исключили. А вскоре О’Коннор арестовали за магазинную кражу и отправили в Приют Магдалины.

Одной из таких заключенных была и Кэтлин Легг. Она попала туда как раз из-за того, что была внебрачным ребенком. Сейчас Кэтлин 77 лет. Она вспоминает те годы ужаса и насилия, когда она жила и трудилась в школе Святой Марии в Дублине. И хотя с тех пор прошло уже 60 лет, Кэтлин до сих пор не может забыть то время. Мать двоих детей вспоминает: "Это было рабство. Каждый раз, когда я закрываю глаза ночью, я возвращаюсь туда".

Когда мать Кэтлин отдавала ее в эту школу, она была уверена, что 14-летняя дочь будет жить в обычном интернате для детей, где за ней будут присматривать. Но как только девочка пересекла порог заведения, у нее отняли имя и дали ей номер: 26. Кэтлин рассказывает: "Мы были роботами. Мы потеряли всякое чувство индивидуальности. У нас отобрали свидетельства о рождении. У нас даже не было зеркал и календарей. Я даже не знала, как я выгляжу, а через несколько лет уже не могла понять, когда мой день рождения".

В 2002 году о приютах Магдалины узнала мировая общественность. На большие экраны вышел художественный фильм «Сестры Магдалины», снятый знаменитым ирландским режиссером Питером Мулланом. Картина произвела неизгладимое впечатление на жюри Венецианского кинофестиваля и получила «Золотого льва» - главный приз конкурса.

Действие происходит в Ирландии в 1960-е. Три юные девушки попадают в приют святой Магдалины, чтобы искупить свои грехи и встать на путь истинный. Грязные падшие женщины успели изрядно нагрешить находясь на воле.. Роза родила внебрачного ребенка и обрекла свою семью на позор. За это родители отправляют девушку в приют, а ее сына отдают на усыновление. Маргарет была изнасилована, что поставило на ней клеймо- шл*ха. А Бернадетта была непростительно хороша собой и не боялась смеяться в компании противоположного пола. Чудовищные грехи, не так ли?


Вскоре жертвы приютов создали собственный профсоюз Magdalene Survivors Together. Представительницы организации требовали от государственных чиновников выплаты компенсаций за физический и моральный ущерб, причиненный им за годы проживания в приютах. Также бывшие воспитанницы хотели получить официальное извинение от католической церкви и государства. Но ни те ни другие не спешили идти навстречу женщинами, возможно, потому что понимали - официальное извинение равно полному признанию вины. Вскоре скандал разгорелся с новой силой, и слова прощения здесь уже не могли помочь.

Из итогового доклада комитета, опубликованного в 2013 году, следовало, что ирландское правительство не просто знало о существовании в стране сети принудительного труда. Оно напрямую поддерживало Приюты Магдалины, обеспечивая их выгодными государственными заказами. Рабский труд в Ирландии существовал при прямом участии государства. Только после обнародования этой информации премьер-министр Ирландии Энда Кенни впервые принёс извинения всем, кто прошёл приюты.

На сегодняшний день Ирландия выплатила более €10 млн в качестве компенсации жертвам Прачечных Магдалины. Судебные процессы продолжаются до сих пор.

Источник с Интернета

Хосе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина

Какие фильмы еще про религиозных фанатиков знаете?

Избранное

Начало поста про приюты для проституток в викторианской Англии, материалы о которых я собирала, когда писала "Невесту Субботы". Читателям романа кое-что из этого уже будет знакомо, но, надеюсь, что-нибудь новенькое я тоже сумею рассказать.

Уильям Холман Хант, "Пробуждение совести" (так и представляю теперь, как сия непотребная девица радостно побежит сдаваться в приют для падших, раз уж совесть засвербела)

Проблемой реабилитации проституток англичане озаботились еще в 18 веке. Первый приют для падших, Госпиталь Магдалины, открылся в Лондоне в 1758 году. Почти полвека спустя, в 1807 году, свои гостеприимные двери распахнул Женский исправительный дом Лондона, а в 1835 году на помощь жрицам любви ринулась организация с монументальным названием Лондонское общество по защите молодых женщин и предотвращению проституции среди малолетних. Если же падшей сначала требовалось подлечиться — в приюты абы кого не брали — к ее услугам был достопочтенный Lock Hospital, госпиталь для сифилитиков, открытый еще в 1747 году. Шотландцы не отставали от соседей. В 1797 году в Эдинбурге был основан первый шотландский Приют Магдалины, где могли обрести стол и кров как проститутки, так и преступницы, только что выпущенные из тюрьмы (если вдруг по баланде заскучают). К 1815 году приходы в Глазго и окрестностях наскребли достаточно средств, чтобы открыть свой собственный Приют Магдалины.

В1885 году под покровительством англиканской церкви находилось уже 53 приюта для падших. Католики тоже следовали стезей добра. К концу 19 века в Англии насчитывалось 13 католических приютов, где проходили реабилитацию почти 900 женщин. Кроме того, по всей Британии открывались частные заведения. Известный филантроп лорд Шафтсбери основал в 1850 году Лондонское женское общежитие в Кэмдене. На пару с Чарльзом Диккенсом миллионерша Анджела Бердетт-Коуттс открыла знаменитый приют Урания-коттедж, о котором я еще расскажу подробнее. В 1885 году Еврейская Женская Ассоциация создала свой собственный приют, куда принимали попавших в беду еврейских девушек. Приюты могли быть рассчитаны как на несколько десятков постоялиц, так и на одну-двух. К примеру, общественная активистка Джозефина Батлер у тебя дома выхаживала больных проституток (подробнее о ней можно прочесть в книге «Женщины викторианской Англии»).

Поэтесса Кристина Россетти была волонтером Исправительного дома Марии Магдалины в Хайгейте. Заинтересовало ее в немалой степени то, что «сестры»-волонтерки одевались, как монахини, в черные платья и апостольник. По словам друга семьи, Россетти весьма элегантно смотрелась в этом наряде. Главной обязанностью волонтерок было наблюдение, чтобы не сказать слежка, за обитательницами приюта. «Сестра» должна была находиться при них постоянно, даже ночью, чтобы им не взбрело на ум что-нибудь непристойное. Россетти регулярно посещала приют и проводила там по нескольку недель в год, читая девушкам Библию и устраивая совместные молитвы.

Уильям Гладстон

Увлекался спасение падших и премьер-министр Уильям Гладстон. После парламентских сессий он имел обыкновение бродить по вечернему Лондону и заговаривать с проститутками. Но преследовал он совсем иные цели, нежели другие лондонские джентльмены. Набожный Гладстон пытался отговорить девушек от греховного занятия. Ведь есть же так много других профессий. Хоть в служанки иди, хоть в швеи, хоть в прачки, а хоть и в фабричные работницы. Выбирай — не хочу! Желающих вступить на путь истинный он препоручал заботам надзирательниц из приюта в Кливере, близ Виндзора, к которому мистер Гладстон особенно благоволил. Правда, на поверку «железный Уильям» оказался мужчиной из плоти и крови. Нет, он не разу не нарушил свои принципы, но какой ценой ему давалось хладнокровие! Общение с проститутками было искусительно. Чтобы бороться с позывами плоти, Гладстон охаживал себя бичом. И, будучи истинным англичанином, педантично делал об этом записи в дневнике. Сеансы самобичевания он помечал греческой буквой «лямбда» из-за ее сходства с бичом.

Словом, спасения падших было занятием опасным и многотрудным. Как бы самому не оскоромиться.

При упоминании Приютов Магдалины в памяти сразу же всплывают жуткие прачечные, «воспетые» в фильме «Сестры Магдалины». Основой фильма стали документальные свидетельства и рассказы очевидцев, и он достаточно верно отражает то, что творилось в прачечных на самом деле. Попасть туда было легко, выйти — гораздо сложнее, причем некоторых «заблудших овечек» отправляли туда сразу из приютов, чтобы не успели нагрешить. И все это в 20 веке! Но в английских и шотландских приютах 19 века дела обстояли несколько иначе. Собственно, их и критиковали за то, что проститутки приходят в приют подкормиться и подлечиться, а все проповеди им как об стенку горох. Или того хуже — что в приютах они скрываются от полиции. Так или иначе, но Приюты Магдалины, включая самый первый, действовали на добровольной основе.

В приюты принимали женщин, способных работать и горящих желание исправиться. Зачастую, кандидатки приходили сами. Отбор был достаточно жестким. Обычно присматривались к возрасту, состоянию здоровья, искренности и наличию другой профессии. Женщин средних лет обычно забраковывали, ведь считалось, что они слишком закоренели в пороках и ничего путного из них уже не выйдет. Чахоточных и сифилитичек тоже не брали, им была прямая дорога в больницы для бедных, и мало кто хотел возиться с беременными. Особы чахлые и слабосильные не годились для приютов, где основным источником заработка была стирка. Зато туда охотно взяли бы бывшую прачку. В целом же предпочтение отдавалось особам помоложе, желательно, не профессионалкам, а соблазненным девицам, которые глубоко раскаиваются в своих грехах, заламывают руки и вообще больше ни-ни. Но кающиеся девы — товар штучный. За неимением овечек приходилось брать козлищ.

Довольно часто девушки попадали в Приюты Магдалины по чьей-то рекомендации — священника, судьи, полицейского или врача в венерическом госпитале. Кроме того, не все филантропы терпеливо дожидались, когда в двери приюта постучит дрожащая рука. Была и иная стратегия — самим уговаривать проституток на улицах, как это делал Гладстон, или даже разъезжать по борделям в дневное время, пока девицы еще не вышли на работу. Посетителям борделей советовали одеваться поэлегантнее, чтобы проститутки не сочли добродетель скучной, приземленной. Наверняка они лучше внемлют проповеди, если на проповеднике будет изысканная шляпа и чистые перчатки!

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Первоначальная миссия приютов состояла в том, чтобы помочь «падшим женщинам» вновь найти своё место в обществе. Однако к началу XX века приюты по своему характеру всё больше становятся институтами наказания и принудительного труда (по крайней мере в Ирландии и Шотландии). В большинстве приютов их воспитанницы должны были выполнять тяжёлую физическую работу, в том числе прачечную и швейную. Также они должны были соблюдать строгий распорядок дня, включавший длительные молитвы и периоды принудительного молчания. В Ирландии приюты получили обиходное название «прачечные Магдалины» (Magdalene laundries). Последний такой приют на территории Ирландии был закрыт 25 сентября 1996 года.

События в одном из подобных приютов легли в основу фильма Питера Муллана «Сёстры Магдалины » (2002) .

Происхождение

Приюты Магдалины получили широкое распространение на волне протестантского «Движения спасения » (англ. Rescue movement ) XIX века, формальной целью которого была реабилитация . Именно в Ирландии сеть подобных приютов получила своё название в честь Марии Магдалины , которая, согласно воззрениям Западных Церквей , искупая свой прежний образ жизни, стала страстной последовательницей Иисуса Христа .

Движение приютов Магдалины в Ирландии вскоре получило одобрение католической церкви, и приюты, которые первоначально задумывались как кратковременные убежища, всё чаще становились учреждениями долгосрочного содержания. Воспитанницы должны были выполнять ряд принудительных работ, в частности, в прачечных , поскольку приюты существовали на основе самофинансирования, а не за счёт финансирования Католической Церкви.

По мере того, как движение Приютов Магдалины всё больше удалялось от первоначальных целей Движения спасения (они состояли в том, чтобы найти альтернативную работу для проституток, которые не могли найти себе постоянную работу из-за своей репутации), приюты стали приобретать характер, всё больше напоминающий тюремный. Монахини, наблюдавшие за воспитанницами, получили право применять жёсткие меры с тем, чтобы отбить у воспитанниц желание покинуть приют и создать у них чувство покаяния .

Условия содержания

Как показывают регистрационные книги приютов, на ранней стадии их существования многие женщины приходили в приюты и уходили из них по своей собственной воле, иногда неоднократно.

По мнению Ф. Финнеган, поскольку многие воспитанницы в прошлом были проститутками, считалось, что они нуждаются в «исправительном наказании», «покаянии». Воспитанниц называли «детьми», а они сами должны были, вплоть до 1970-х гг, называть всех сотрудниц персонала «матерями», независимо от их возраста. Для принуждения к порядку и поддержания монастырской атмосферы воспитанницы должны были соблюдать строгое молчание в течение большей части дня, были распространены телесные наказания .

Со временем приюты Магдалины стали помещать у себя не только проституток, но и матерей-одиночек , женщин с задержками в развитии, подвергшихся сексуальному насилию в детстве, и даже молодых девушек, чьё поведение родственники считали чрезмерно игривым, либо имевших «слишком соблазнительную внешность». Параллельно с приютами Магдалины в это время в Великобритании и Ирландии существовала и сеть государственных приютов, куда помещали «социально девиантных» людей. Как правило, женщин направляли в подобные заведения по требованию членов семьи (обычно мужчин), священников и врачей. При отсутствии родственника, который бы мог поручиться, воспитанницы могли остаться в приюте до конца жизни, часть из них была вынуждена в связи с этим принять монашеский обет.

Учитывая царившие в Ирландии консервативные ценности, в том числе и в сфере отношений между полами, существование приютов Магдалины одобрялось обществом вплоть до второй половины XX века. Исчезновение приютов Магдалины было вызвано, по мнению Френсис Финнеган, не столько изменением в отношении общества к сексуальным проблемам, сколько появлением стиральных машин .

Публичный скандал

Существование приютов в Ирландии не привлекало внимание общественности до тех пор, пока в 1993 г. монашеский орден в Дублине принял решение продать часть своего прихода компании по торговле недвижимостью. На территории бывшего приюта были обнаружены останки 155 его воспитанниц в безымянных могилах, которые затем были кремированы и перезахоронены в братской могиле на кладбище Гласневин . Поскольку кремация в католической Ирландии рассматривается как тёмное наследие язычества, разгорелся публичный скандал. В 1999 г. Мэри Норрис , Джозефина Маккарти и Мэри-Джо Мак-Дона, бывшие воспитанницы приюта, дали показания о том, как с ними обращались. В 1997 г. Канал 4 (англ. Channel 4 ) показал документальный фильм «Секс в холодном климате» (англ. Sex in a Cold Climate ), где опросил бывших воспитанниц приютов Магдалины, свидетельствовавших о многократном сексуальном, психологическом и физическом насилии, а также изоляции от окружающего мира на неопределённый период времени.

В мае 2009 г. Комиссия по расследованию злоупотреблений против детей выпустила 2000-страничный отчёт , где были засвидетельствованы заявления сотен жителей Ирландии о том, что они в детском возрасте в период 1930-1990 гг. подвергались сексуальному насилию в сети государственных или церковных приютов или школ, предназначенных для воспитания детей из бедных семей или сирот. Виновниками случаев насилия были монахини, священники, нецерковный персонал этих заведений и их спонсоры . Обвинения касались многих католических школ и государственных «индустриальных школ», а также приютов Магдалины.

После 18-месячного расследования, 5 февраля 2013 года комиссия опубликовала доклад. Согласно ему, были обнаружены «существенные» признаки сговора при приеме тысяч женщин в учреждения. Выжившие женщины, уже пожилые, угрожают голодовкой в знак протеста против того, что сменяющие другу друга ирландские правительства так и не сумели выделить финансовую компенсацию для тысяч женщин, находившихся там на положении рабынь. Премьер Энда Кенни затягивал с принесением извинений, что вызвало критику со стороны других членов Палаты представителей Ирландии . Кенни пообещал через две недели открыть в нижней палате полноценные дебаты по теме, «после чего у народа будет возможность ознакомиться с отчетом о том, к каким результатам они привели». Жертвы очень критически отнеслись к факту, что извинения не были принесены немедленно.

В культуре и искусстве

  • В повести «Яма» (написана в 1909-1915 годах) А. И. Куприна одна из героинь повести ( Женька) в разговоре с благотворительницей даёт приютам гневную отповедь, говоря, что в приютах Магдалины даже хуже, чем в борделях.
  • «Секс в холодном климате» (англ.) русск. - ирландский документальный фильм 1998 года о приютах Магдалины.
  • «Сёстры Магдалины » - совместный (Великобритания и Ирландия) фильм 2002-го года.

И в «Яме» А. И. Куприна, и в «Сёстрах Магдалины» приюты Магдалины описываются, как жуткое для воспитанниц место, с тяжёлой для них жизнью, с тяжёлым трудом, унижениями, моральным подавлением и изнасилованиями воспитанниц.

  • "Филомена" (Philomena) 2013 режиссёр Стивен Фрирз

См. также

  • Скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви
  • Behavior modification facility
  • Исправительная школа
  • Прачечные Магдалины в Ирландии

Напишите отзыв о статье "Приют Магдалины"

Примечания

  • Finnegan Frances. Do Penance or Perish: A Study of Magdalene Asylums in Ireland. - Piltown, Co. Kilkenny: Congrave Press, 2001. - ISBN 0-9540921-0-4 .
  • Raftery Mary. Suffer the Little Children: The Inside Story of Ireland"s Industrial Schools. - Dublin: New Island, 1999. - ISBN 1-874597-83-9 .

Ссылки

  • Sinners (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Sex in a Cold Climate (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • The Magdalene Sisters (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • . CBS News , August 3, 2003. (Note: The date given in this article for the mass grave discovery is incorrect.)
  • история , копия ) Wikinfo article (detailed, subjective article on the abuses)
  • (недоступная ссылка с 26-05-2013 (2137 дней) - история , копия )
  • article by Sharon Otterman in The New York Times May 20, 2009
  • Justice for Magalenes, advocacy group for survivors of Irish Magdalene Laundries
  • Website by Irish-US adopted daughter of Irish Magdalene survivor

Отрывок, характеризующий Приют Магдалины

Алпатыч обратился к мужикам, вызывая двоих по именам, чтобы вязать Карпа. Мужики покорно вышли из толпы и стали распоясываться.
– Староста где? – кричал Ростов.
Дрон, с нахмуренным и бледным лицом, вышел из толпы.
– Ты староста? Вязать, Лаврушка! – кричал Ростов, как будто и это приказание не могло встретить препятствий. И действительно, еще два мужика стали вязать Дрона, который, как бы помогая им, снял с себя кушан и подал им.
– А вы все слушайте меня, – Ростов обратился к мужикам: – Сейчас марш по домам, и чтобы голоса вашего я не слыхал.
– Что ж, мы никакой обиды не делали. Мы только, значит, по глупости. Только вздор наделали… Я же сказывал, что непорядки, – послышались голоса, упрекавшие друг друга.
– Вот я же вам говорил, – сказал Алпатыч, вступая в свои права. – Нехорошо, ребята!
– Глупость наша, Яков Алпатыч, – отвечали голоса, и толпа тотчас же стала расходиться и рассыпаться по деревне.
Связанных двух мужиков повели на барский двор. Два пьяные мужика шли за ними.
– Эх, посмотрю я на тебя! – говорил один из них, обращаясь к Карпу.
– Разве можно так с господами говорить? Ты думал что?
– Дурак, – подтверждал другой, – право, дурак!
Через два часа подводы стояли на дворе богучаровского дома. Мужики оживленно выносили и укладывали на подводы господские вещи, и Дрон, по желанию княжны Марьи выпущенный из рундука, куда его заперли, стоя на дворе, распоряжался мужиками.
– Ты ее так дурно не клади, – говорил один из мужиков, высокий человек с круглым улыбающимся лицом, принимая из рук горничной шкатулку. – Она ведь тоже денег стоит. Что же ты ее так то вот бросишь или пол веревку – а она потрется. Я так не люблю. А чтоб все честно, по закону было. Вот так то под рогожку, да сенцом прикрой, вот и важно. Любо!
– Ишь книг то, книг, – сказал другой мужик, выносивший библиотечные шкафы князя Андрея. – Ты не цепляй! А грузно, ребята, книги здоровые!
– Да, писали, не гуляли! – значительно подмигнув, сказал высокий круглолицый мужик, указывая на толстые лексиконы, лежавшие сверху.

Ростов, не желая навязывать свое знакомство княжне, не пошел к ней, а остался в деревне, ожидая ее выезда. Дождавшись выезда экипажей княжны Марьи из дома, Ростов сел верхом и до пути, занятого нашими войсками, в двенадцати верстах от Богучарова, верхом провожал ее. В Янкове, на постоялом дворе, он простился с нею почтительно, в первый раз позволив себе поцеловать ее руку.
– Как вам не совестно, – краснея, отвечал он княжне Марье на выражение благодарности за ее спасенье (как она называла его поступок), – каждый становой сделал бы то же. Если бы нам только приходилось воевать с мужиками, мы бы не допустили так далеко неприятеля, – говорил он, стыдясь чего то и стараясь переменить разговор. – Я счастлив только, что имел случай познакомиться с вами. Прощайте, княжна, желаю вам счастия и утешения и желаю встретиться с вами при более счастливых условиях. Ежели вы не хотите заставить краснеть меня, пожалуйста, не благодарите.
Но княжна, если не благодарила более словами, благодарила его всем выражением своего сиявшего благодарностью и нежностью лица. Она не могла верить ему, что ей не за что благодарить его. Напротив, для нее несомненно было то, что ежели бы его не было, то она, наверное, должна была бы погибнуть и от бунтовщиков и от французов; что он, для того чтобы спасти ее, подвергал себя самым очевидным и страшным опасностям; и еще несомненнее было то, что он был человек с высокой и благородной душой, который умел понять ее положение и горе. Его добрые и честные глаза с выступившими на них слезами, в то время как она сама, заплакав, говорила с ним о своей потере, не выходили из ее воображения.
Когда она простилась с ним и осталась одна, княжна Марья вдруг почувствовала в глазах слезы, и тут уж не в первый раз ей представился странный вопрос, любит ли она его?
По дороге дальше к Москве, несмотря на то, что положение княжны было не радостно, Дуняша, ехавшая с ней в карете, не раз замечала, что княжна, высунувшись в окно кареты, чему то радостно и грустно улыбалась.
«Ну что же, ежели бы я и полюбила его? – думала княжна Марья.
Как ни стыдно ей было признаться себе, что она первая полюбила человека, который, может быть, никогда не полюбит ее, она утешала себя мыслью, что никто никогда не узнает этого и что она не будет виновата, ежели будет до конца жизни, никому не говоря о том, любить того, которого она любила в первый и в последний раз.
Иногда она вспоминала его взгляды, его участие, его слова, и ей казалось счастье не невозможным. И тогда то Дуняша замечала, что она, улыбаясь, глядела в окно кареты.
«И надо было ему приехать в Богучарово, и в эту самую минуту! – думала княжна Марья. – И надо было его сестре отказать князю Андрею! – И во всем этом княжна Марья видела волю провиденья.
Впечатление, произведенное на Ростова княжной Марьей, было очень приятное. Когда ои вспоминал про нее, ему становилось весело, и когда товарищи, узнав о бывшем с ним приключении в Богучарове, шутили ему, что он, поехав за сеном, подцепил одну из самых богатых невест в России, Ростов сердился. Он сердился именно потому, что мысль о женитьбе на приятной для него, кроткой княжне Марье с огромным состоянием не раз против его воли приходила ему в голову. Для себя лично Николай не мог желать жены лучше княжны Марьи: женитьба на ней сделала бы счастье графини – его матери, и поправила бы дела его отца; и даже – Николай чувствовал это – сделала бы счастье княжны Марьи. Но Соня? И данное слово? И от этого то Ростов сердился, когда ему шутили о княжне Болконской.

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»