Выборы отличаются суть суть суть. Пропорциональная избирательная система

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Выборы - это такой демократический по своей природе и сущности способ формирования органов государства и органов местного самоуправления, при котором сам народ или его представители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, а кого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отбора соответствующих лиц из двух "Тіїіи нескольких кандидатов.

Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Порядок и правила проведения выборов закрепляются обычно в конституциях и других конституционно-правовых актах конкретных государств.

Целями выборов являются: -

придание государственным и иным органам, должностным лицам легитимности (законности); -

смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых); -

смена конкретного лица у власти при сохранении политического курса (в 1990 г. руководством правящей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Дж. Мэйджор, который продолжил ее политику); -

определение ориентиров на будущее (всенародные выборы - это, как правило, и общенародная дискуссия о дальнейших путях развития); -

селекция лидеров (в ходе выборов воспитываются и выдвигаются наиболее подходящие для осуществления указанных функций личности и отсеиваются неподходящие); -

определение из нескольких кандидатов конкретной личности, которая будет занимать государственную должность.

Виды выборов

По способу избрания выборы подразделяются на прямые и косвенные (непрямые).

По своим масштабам выборы могут быть всеобщими, в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичными, когда в них участвует лишь часть избирателей.

Исходя из того, избирается ли только часть состава парламента или весь его состав, выборы также подразделяются на всеобщие и частичные. Примером последних могут служить довыборы в парламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или нескольких депутатов.

В зависимости от того, какой орган избирается, выборы бывают парламентскими и президентскими.

Выборы также могут быть общегосударственными или местными; очередными, происходящими в установленные законом сроки, и внеочередными, или досрочными (например, выборы в слу- чае признания предшествующих выборов несостоявшимися или недействительными); однопартийными, многопартийными или беспартийными; на альтернативной основе и безальтернативные (если выдвигается только один кандидат).

Основополагающие ^ринципьі современных выбр^кж_]2^всеобщ- ность; 2) свободное участие граждан в выборах; 3) прямое (косвенное) голосование; ^равенство граждан при выборах; 5) тайное голосование.

1) Всеобщее избирательное право

В большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным устанавливаемым конституцией или законами избирательным цензам.

Избирательное право является всеобщим, если оно не ограничено на основании имущественного состояния, социальных различий, расы, национальности или религии.

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. "elector" - избиратель). Это понятие используется в двояком смысле: 1) в широком - все те, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принимать участие в выборах соответствующего типа и уровня; 2) в более узком - та часть избирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию, движение, их представителей или данного независимого депутата.

Вся совокупность людей, обладающих в данной стране избирательным правом, составляет ее избирательный корпус.

Избирательные цензы (квалификация) - устанавливаемые конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права. Конституционной практике различных стран известны следующие избирательные цензы:

7. Заказ 3210

Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. В настоящее время возрастной ценз для осуществления активного избирательного права в большинстве стран мира составляет 18 лет. В ряде стран он может быть несколько выше - 21 год (Малайзия, Марокко, Боливия, Каме- рун, Ботсвана, Ямайка) - или ниже (16 лет - в Бразилии и Иране, 17 лет - в Индонезии).

Возрастной ценз для осуществления пассивного избирательного права отличается гораздо большим разбросом и составляет (на выборах в общенациональные представительные органы) от 18 лет (ФРГ, Испания, Гватемала) до 40 лет (в верхнюю палату парламента Италии), а на выборах главы государства от 30 (Колумбия) до 50 лет (Италия).

В отдельных странах устанавливается не только нижний, но и верхний барьер возрастного ценза: так, в ряде государств (Габон, Казахстан) кандидат на пост президента страны должен быть не старше 65 лет. Возрастной ценз устанавливается также для кандидатов на должности судей, а в отдельных странах - и на должности министров.

Ценз оседлости - установленное законом требование, согласно которому получение гражданином активного или пассивного избирательного права обусловлено установленным сроком проживания в данной местности или стране к моменту проведения выборов.

Имущественный ценз - требования избирательного закона, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, имеющим имущество определенной^ стоимости или вносящим налоги не ниже заданной суммы. В XIX в. был распространен повсеместно в мире, в настоящее время встречается редко, так как противоречит принципу равноправия граждан. Сохраняется, например, в Канаде, где в верхнюю палату парламента (Сенат) может быть избран только гражданин, обладающий недвижимым имуществом стоимостью как минимум 4000 долларов.

Образовательный ценз - это требование избирательного закона, в соответствии с которым избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только тем гражданам, которые имеют обусловленный, зафиксированный соответствующим документом, уровень образования/Ґ

Ценз грамотности - одна из разновидностей образовательного ценза, требование избирательного закона, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен уметь читать и писать на официальном языке (или одном из официальных языков).

В настоящее время ограничение активного избирательного права посредством ценза грамотности встречается достаточно редко (Таиланд, Кувейт, Тонга). Для получения же пассивно- го избирательного права ценз грамотности до сих пор широко распространен, особенно в развивающихся странах (Малайзия, Кения, Египет, Эквадор и др.).

Ценз национальности - требование конституции или избирательного закона, согласно которому для обладания активным или пассивным избирательным правом необходимо принадлежать к определенной национальности.

Ограничение активного избирательного права с помощью ценза национальности в настоящее время практически не встречается, однако сохраняются случаи ограничения по этому основанию пассивного избирательного права. Так, например, согласно Конституции Сирии 1973 г. президентом этого государства может быть только араб, а Конституция Туркменистана 1992 г. допускает избрание президентом страны только туркмена.

Следует, однако, иметь в виду, что конституции некоторых государств терминологически отождествляют национальность с гражданством: так, "Основной закон" ФРГ, говоря о "немцах", подразумевает всех граждан немецкого государства независимо от их этнического происхождения и т. д.

Расовый ценз - требование избирательного закона, согласно которому избирательные права предоставляются только гражданам определенной расы. В последние десятилетия в мировой практике встречался крайне редко. Последний расовый ценз отменен в ЮАР в 1993 г.

Ценз пола - законодательное ограничение избирательного права (активного или пассивного) по признаку пола, а именно отказ в избирательном праве женщинам. В XIX и начале XX в. существовал повсеместно в мире. Отменен в Новой Зеландии в 1893 г., в Финляндии в 1906 г., в Великобритании в 1918 г., в США в 1920 году, во Франции в 1944 г., в Японии в 1945 г., в Швейцарии в 1971 г., в Лихтенштейне в 1976 г.

В настоящее время сохраняется в единичных государствах, например в Кувейте.

"Моральный ценз" - в отдельных странах требование избирательного закона, согласно которому для обладания активным и (или) пассивным избирательным правом необходимо "иметь высокие моральные качества", "вести достойный образ жизни". Удовлетворяет ли потенциальный избиратель или кандидат "моральному цензу" решают по своему усмотрению избирательные власти. В настоящее время встречается редко, в основном в развивающихся странах, например в Заире.

99 Служебный (профессиональный) ценз - положения избиратель- ного закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности или духовного сана. Так, почти во всех латиноамериканских и многих африканских странах (например, Камерун, Сенегал) права голоса не имеют военнослужащие, служащие полиции и органов безопасности. В Мексике, Парагвае и Таиланде пассивного избирательного права лишены священнослужители и т. д.

Установление служебного ценза мотивируется тем, что характер ряда профессий в принципе не совместим с активным участием в политической жизни или с выполнением депутатских обязанностей.

Языковой ценз - требование, согласно которому для обладания избирательными правами необходимо владеть официальным (государственным) языком (либо одним из официальных языков, либо всеми официальными языками) данного государства. Имеет распространение в ряде многонациональных государств (иногда в виде ценза грамотности).

Иногда, помимо общего, устанавливается квалифицированный языковой ценз. Так, согласно Конституции Казахстана 1993 г. президентом республики может быть избран гражданин Казахстана, в совершенстве владеющий государственным языком, тогда как от кандидата на пост вице-президента требуется лишь простое владение государственным языком.

Ценз гражданства означает установленное конституцией или избирательным законом требование, согласно которому избиратель или кандидат на выборную государственную должность должен обладать гражданством данного государства.

Ценз гражданства является одним из самых распространенных избирательных цензов и применяется практически во всем мире. Лишь в некоторых западно- и восточноевропейских государствах (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) допускается участие в выборах в органы местного самоуправления лиц, не являющихся гражданами государства.

В ряде стран существует повышенный (квалифицированный) ценз гражданства: для обладания избирательными правами требуется состоять в гражданстве данного государства в течение определенного срока или даже быть гражданином по рождению. Так, например, согласно Конституции США кандидаты на должности депутатов палаты представителей Конгресса США должны являться гражданами США не менее 7 лет, а на должности сенаторов - не менее 9 лет. Гражданами по рождению должны быть кандидаты на должность президента США, Эстонии, Филиппин и ряда других стран. 2)

Принцип свободных выборов (свободного участия в выборах) означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе, и если да, то в какой мере.

В ходе выборов может наблюдаться такое явление как абсентеизм (от лат. - "absens" - отсутствующий) - в науке конституционного права термин, означающий добровольное неучастие избирателей в голосовании на выборах или референдуме. В современных демократических государствах абсентеизм - широко распространенное явление: в голосовании не участвуют обычно от 20 до 40 % лиц, имеющих право голоса.

В целях преодоления абсентеизма и обеспечения большей легитимности избираемых органов ряд стран (например, Аргентина, Австралия, Бельгия, Греция, Турция и др.) ввели обязательность голосования (обязательный вотум), когда неучастие в голосовании влечет за собой моральное осуждение, штраф и даже лишение свободы. 3)

Прямое избирательное право - принцип избирательной системы, предполагающий непосредственную подачу избирателем своего голоса за конкретного кандидата или список кандидатов. При прямом избирательном праве отсутствуют особые посредники - выборщики.

Непрямое избирательное право предусматривает, что граждане имеют право избирать тот или иной орган через посредство избираемых ими представителей, которые затем уже избирают президента или депутатов. При этом различаются две основные разновидности непрямого избирательного права и самих выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые).

Косвенные выборы - избирательная система, при которой депутаты представительного органа избираются нижестоящими выборными органами или избирательными коллегиями, в состав которых входят либо избранные населением выборщики, либо депутаты нижестоящих представительных органов, либо и те и другие.

Выборщик - лицо, имеющее право голосовать во второй (третьей, четвертой) ступени при непрямых многостепенных выборах. Выборщики либо избирается только для исполнения им этой функции (выборщики при выборах президента США), либо являются таковым по занимаемой должности (члены муниципалитетов во Франции при избрании сенаторов).

Для многоступенчатых, многостепенных выборов характерен не- сколько иной путь - когда низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы выбирают депутатов вышестоящего представительного органа. Такая система использовалась в прошлом в СССР, на Кубе и в ряде других стран, а сегодня используется в КНР.

Трехстепенными выборами формируется часть Сената Франции: избиратели голосуют за муниципальных советников, последние назначают делегатов, которые избирают сенаторов.

4) Равное избирательное право. Обеспечение равенства избирательного права - принцип избирательной системы, предполагающий наличие трех условий: 1) каждый избиратель должен обладать одинаковым числом голосов (чаще всего одним, но возможны и другие варианты. Например, в ФРГ избирателю предоставляются два голоса: первый - для выборов депутатов по избирательному округу, второй - для выборов в бундестаг по земельному списку); 2) нужно, чтобы каждый депутат представлял (примерно) одинаковое число избирателей; 3) недопустимо деление избирателей на разряды (курии) по имущественному, национальному, религиозному или иному признаку.

Говоря об избирательном праве и избирательной системе в Российской Федерации необходимо раскрыть целый ряд базовых терминов и понятий используемых в российском законодательстве.

Выборы – важнейший институт современной демократии, форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Выборы как конституционно-правовой институт политического регулирования решают несколько задач:

– во-первых, легитимируют власть. Именно посредством выборов, а не назначения, народ определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его суверенных прав;

– во-вторых, служат барометром политической жизни. Именно результаты выборов дают объективную оценку авторитету, «рейтингу» тех или иных политических сил, показывают настроения избирателей, определяют тенденции политической жизни;

– в-третьих, выборы представляют собой средство селекции политических руководителей и их политических концепций. Это дает возможность гражданам передавать руководящие функции и властные полномочия тем лицам и политическим силам, взгляды и программы которых показались избирателям наиболее убедительными.

Таким образом, выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важное проявление демократии, посредством которого граждане реализуют свое право на участие в управлении государственными делами.

Прямые и косвенные выборы . Первые характеризуются тем, что вопрос об избрании решают непосредственно граждане. Для косвенных выборов характерно, что вопрос об избрании решают не граждане, а избранные ими лица – выборщики, депутаты и пр. Косвенными выборами часто избираются верхние палаты парламентов, иногда президенты, правительства, судьи и др.

Всеобщие (общие) и частичные выборы . Всеобщие выборы предполагают участие в них всех избирателей страны (например, выборы нижней или единственной, реже - верхней палаты парламента, выборы президента). Частичные выборы (иногда именуются дополнительными) проводятся, когда необходимо пополнить состав парламента из-за досрочного выбытия отдельных депутатов.

Выборы бывают, кроме того,национальными (проводятся по всей стране) и региональными, местными (локальными) , посредством которых избираются органы местного самоуправления.

Выборы могут проводиться в один, два тура и более. Если выборы не состоялись, то проводятся повторные выборы.

Наконец, выборы бывают очередные и внеочередные . Как правило, такое деление относится к парламентским выборам. Очередные выборы проводятся либо в сроки указанные в Конституции или в законе, либо назначаются в связи с истечением срока полномочий парламента. Внеочередные выборы назначаются в случае досрочного роспуска парламента или палаты.

Термин, «избирательная система », употребляется в двух значениях. В широком смысле – это упорядоченные общественные отношения, связанные с выборами органов публичной власти, составляющее порядок выборов. В узком смысле, «избирательная система» – это способ распределения депутатских мандатов кандидатами в зависимости от результатов голосования избирателей или других управленческих лиц.

Более простое определение термина «избирательная система» подразумевает под собой порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения, закрепленный в юридических нормах, а так же определяемый сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательное право в Российской Федерации предполагает использование различных избирательных систем.

Мажоритарная избирательная система – это один из основных способов проведения парламентских и иных выборов. При мажоритарной системе кандидат выступает в личном качестве (он может быть при этом выдвинут партией или другим способом) и для того, чтобы быть избранным, должен получить в избирательном округе, где он баллотируется, необходимое большинство голосов.

В зависимости от того, какое необходимое большинство установлено законом и сколько депутатов посылает в парламент или другой выборный орган каждый избирательный округ, различают несколько разновидностей мажоритарной системы.

При одномандатной системе относительного большинства территория страны разбивается на примерно равные по численности населения избирательные округа, в каждом из которых избирается один депутат и победителем считается тот из кандидатов, кто получил больше голосов, чем другие. Для этого достаточен один тур выборов.

При одномандатной системе абсолютного большинства для того, чтобы быть избранным, кандидат должен получить не только больше голосов, чем его соперники, но и собрать при этом более половины (50 процентов + 1) голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если в первом туре никто из кандидатов не добился такого результата, назначается второй тур, в который выходят два кандидата, получившие в первом туре наибольшее число голосов. Избранным считается депутат, получивший больше голосов, чем его соперник.

При многомандатной системе от каждого из избирательных округов избирается два (или более) депутата. Как правило, это однотуровые выборы по принципу относительного большинства.

Недостаток мажоритарной системы заключается в том, что она делает возможным резкое несоответствие числа мандатов, полученных политической партией или другими избирательными объединениями, количеству собранных голосов в масштабе всей страны (или региона, где проводятся выборы). Однако эта система дает возможность избирателю оценить личность конкретного кандидата, а не голосовать за партийный список (в значительной мере обезличенный).

Пропорциональная избирательная система , применяется только в условиях многопартийности. В отличие от мажоритарной избирательной системы избиратель голосует не за конкретного кандидата, а за один из списков, представленных политическими партиями или избирательными объединениями, допущенными к участию в выборах.

Техника пропорциональной системы, как правило, такова: каждый субъект федерации (например, земля, автономный округ) или административно-территориальная единица (область, департамент) рассматриваются как избирательный округ, избирающий определенное число депутатов соответственно численности своего населения. Партии представляют списки, где число кандидатов равно, или, что встречается чаще, несколько больше числа подлежащих замещению мандатов.

Партия завоевывает столько мандатов, сколько раз определяемая математическим путем избирательная квота укладывается в число полученных списком партии действительных голосов. Порядок определения квоты устанавливается законом, при этом применяются различные способы.

В большинстве стран применяющих пропорциональную систему к распределению мандатов допускаются только те политические партии, списки которых получили свыше определенного установленного процента голосов избирателей, как правило, свыше 5 процентов (так называемый «заградительный барьер», призванный воспрепятствовать чрезмерной дробности политических групп в парламенте).

Преимущество пропорциональной системы в сравнении с мажоритарной системой состоит в том, что она дает больше возможностей представить в парламенте весь спектр основных политических сил страны. Недостаток же заключается в том, что пропорциональная система делает выборы в значительной мере безличностными – многие кандидаты в партийных списках малоизвестны избирателям.

В современную эпоху во все большем числе стран пропорциональная система применяется в сочетании с мажоритарной (так называемая смешанная система).

Такая смешанная система была использована на парламентских выборах в России в 1993, 1995 и 1999 г.г. Половина депутатов нижней палаты – Государственной Думы избиралась по партийным спискам, а другая – по одномандатной однотуровой мажоритарной системе относительного большинства (для этого территория страны была разбита на 225 одномандатных избирательных округов).

Совет Федерации – верхняя палата – избирался в 1993 г. по двухмандатной однотуровой избирательной системе относительного большинства: каждый субъект федерации выступал в качестве избирательного округа. За всех избранных в Государственную Думу в одномандатных округах депутатов проголосовало около 40 процентов избирателей, принявших участие в выборах; процент проголосовавших за депутатов Совета Федерации был несколько выше.

В настоящее время верхняя палата Федерального собрания состоит из руководителей исполнительной власти и представительских органов субъектов федерации (т.е. по два члена Совета Федерации от каждого субъекта федерации).

В результате использования вышеуказанных избирательных систем в Российской Федерации созданы условия и гарантии реализации избирательных прав и права на участие в референдуме российских граждан, сформирована система независимых избирательных комиссий, развиваются и внедряются новейшие избирательные технологии.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Избирательное право в РФ и особенности его реализации военнослужащими вооруженных сил РФ

На сайте сайт читайте: "избирательное право в РФ и особенности его реализации военнослужащими вооруженных сил рф"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Выборы

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов в любых общностях людей. Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:

1. очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;

3. выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;

4. дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;

5. повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии .

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование, которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательные системы

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

Смешанная система

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 1998 и 2002 гг. С 2006 г. на Украине также действует пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят законопроект, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная система

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения - присущий пропорциональной системе.

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный

Стадии избирательного процесса

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
  • Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию .
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы - неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
  • Подсчёт голосов , определение результатов выборов избирательной комиссией . Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Электронные выборы

При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами . Конституционный суд Германии , исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.

Избирательные технологии

В общем понимании это политическая реклама и консультирование. Прогнозирование выборов. Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами»), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят специализированные агентства и профессиональные коллективы специалистов, представляющих объединённые в понятии выборных технологий профессии.

Недостатки избирательных систем

Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе

Избирательное право

Избирательное право - право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право - право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы по странам

Выборы в России

История

История выборов в России начинается с IX века . Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. После призвания Варягов во главе с Рюриком в качестве князя выборы на время потеряли свою сущность. Однако после изгнания новгородцами князя Всеволода Мстиславича в XII веке , в Новгородской торговой республике - также проводились выборы(вече) вплоть до завоевания её Московией в 1478 году . Также как и в Псковской республике , до её ослабления и подчинения Московии в 1510 году из-за угрозы, исходящей с запада.

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы . Выборы были безальтернативными , так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем - прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР . 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России , на которых победил Борис Ельцин .

Система выборов в России

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет.

20-21 октября 2012 года проходят выборы в Координационный Совет российской оппозиции . Регистрация кандидатов и избирателей ведется на сайте cvk2012.org . Голосовать на выборах могут все граждане России, зарегистрироваться кандидатами - граждане России, разделяющие требования митингов за честные выборы и внесшие на организацию выборов от 5 до 10 тыс. рублей. В выборах участвуют кандидаты от общегражданского списка, а также трех курий - левой, либеральной и националистической. Всего должно быть избрано 45 человек. Координационный Совет избирается на один год, после чего будут проведены новые выборы.

Отмена результатов выборов

По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ , депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что :

Выборы в США

Президент США

Конгресс США

Выборы на Украине

Парламентские выборы:

  • Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины марте 2006 года (пропорциональная система)
  • Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года

Президентские выборы

  • Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук .
  • Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент - Леонид Кучма .
  • Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Президент - Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года - переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко .
  • Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.

Местные выборы.

  • Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
  • Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
  • В 1994 году - прямые выборы председателей областных советов.
  • С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы - на пропорциональной основе.
  • В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов - на пять лет.

См. также

Литература

  • Электронное практическое пособие "Как стать депутатом?" М., 2012
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Гришин Н.В. //Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2012. - №3. - С.405-410.
  • Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах М.: ИМА-пресс, 2000. - 200 с.

Ссылки

  • п.8 статьи 82 Федерального закона от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

Примечания

) в составе законодательного или иного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного, общественного и так далее управления, а также в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и так далее.

Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих должностей в любых общностях людей.

Виды выборов

Процедура выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие должности базируется на основных законах сообщества, применяющего эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).

Существуют разные виды выборов:
1. Очередные - проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;
2. Досрочные выборы - проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий избирательных органов власти или выборных должностных лиц;
3. Выборы депутатов в порядке ротаций. Могут проводиться в отношении части депутатов представительного органа гос.власти в порядке и в сроки, установленные законом;
4. Дополнительные выборы (довыборы) - назначаются в случае возникновения вакансий во время срока полномочий коллегиального органа;
5. Повторные выборы - проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными по решению суда или избирательной комиссии .

Не следует путать повторные выборы и повторное голосование , которое проводится в рамках выборов в случае, когда ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, если закон не предусматривает проведение второго тура выборов.

Избирательные системы

Существует три основных вида избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и гибридная системы. Пропорциональная система определяет рейтинг политических сил, пропорционально которому между данными силами распределяются места. На такую систему может влиять и порог для партий, получивших малое количество голосов, когда голоса, отданные за малые партии, автоматически распределяются между перешагнувшими порог партиями. При мажоритарной системе избиратели голосуют не за партии, а за конкретных кандидатов. При такой системе в парламент проходит кандидат получивший простое большинство голосов (то есть хотя бы на один голос больше любого другого кандидата). Существуют также смешанные системы. До 2003 г. в России использовалась пропорционально-мажоритарная система, при которой половина кандидатов проходила в парламент по партийным спискам, а другая половина выбиралась в местных округах по мажоритарной системе. Гибридная система является дочерней и от мажоритарной, и от пропорциональной. Её суть может быть выражена формулой: мажоритарная с исключительным выдвижением обще партийным списком = гибридная = пропорциональная с указанием в партийном списке каждому кандидату мажоритарного округа, в котором он будет баллотироваться.

Мажоритарная система

Пропорциональная система

При пропорциональной системе места в парламенте распределяются между политическими партиями в соответствии с количеством набранных голосов. При использовании пропорциональной системы с порогом в парламент не проходят партии, набравшие менее определённого процента голосов. В России на данный момент порог составляет 5 %. Голоса, отданные за партии, не прошедшие в парламент, пропорционально распределяются между другими партиями. Так, если в парламент прошли только 3 основные партии А, Б и В, за которые было отдано 40 %, 25 % и 15 % голосов соответственно, то оставшиеся 20 % голосов отданные за партии не прошедшие порог распределятся в соотношении 40:25:15 и фактически партия А получит 50 %, партия Б - 31,25 %, а партия В - 18,75 % голосов. Пропорциональная система выборов действует в России с 2003 года . Данная система также применяется при выборах в Израиле , Италии и др. Избирательная Система На Украине пропорциональная система действовала на выборах в Верховный совет Украины в 2006 и 2007 годах. Округ, по которому проходят выборы по пропорциональной системе, называется многомандатным избирательным округом.

Смешанная система

Представляет собой параллельное осуществление двух принципов организации избирательной системы. При данной системе часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные избираются по партийным спискам по пропорциональной системе. Использовалась на Украине на выборах народных депутатов Украины в 2002 г. С 2006 г. на Украине действовала пропорциональная система выборов в Верховный Совет. 10 июля 2010 г. был принят закон, согласно которому выборы депутатов Верховного Совета Крыма, областных, районных, городских, районных в городах советов проводятся по смешанной системе.

Гибридная система

Представляет собой итог синтеза двух основных систем: мажоритарной и пропорциональной. Она имеет порядок определения избранных депутатов такой же, как и мажоритарная, но порядок выдвижения - присущий пропорциональной системе.

Избирательный ценз

Для защиты демократического процесса от некомпетентных и не системных политических сил в большинстве стран существуют различные виды цензов для избирателей и кандидатов. Виды цензов:

  • возрастной
  • наличие гражданства
  • имущественный
  • сословный

Большинство в избирательном праве

Большинство - понятие конституционного права, используемое при проведении различных форм голосования. В избирательном праве принято различать абсолютное, простое, относительное и квалификационное.

Абсолютным считается большинство, составляющее 50 % + 1 голос от общего числа избирателей, или депутатов, установленного Конституцией. То есть общее число - конституционное число. Такое большинство требуется при принятии Госдумой законов или решений, относительно их материальной компетенции.

Простое большинство представляет собой набор кандидатом превышение половины голосов избирателей, принимающих участие в голосовании. Как правило, состоявшимися считаются выборы, когда в голосовании приняло участие более половины лиц, внесенных в избирательные списки. В результате «простое большинство» в таком случае означает, что избранный получил 25 % и плюс один голос от общего числа избирателей. Такое правило действует, например, при выборах президентов. Второе значение обозначает принятие решения большинством голосов присутствующих на заседании или даже большинством голосов принявших участие в голосовании. В основном такая форма принятия решений применяется при обсуждении процедурных вопросов.

Относительным большинством считается число голосов победившего кандидата, за которого проголосовало больше избирателей, чем за соперника. Такой принцип применяется при выборе депутатов по территориальным избирательным округам. Неважно, на сколько больше голосов получил победитель, важно, что больше, чем его соперники. Выборы могут считаться несостоявшимися в том случае, когда менее 25 % избирателей приняло участие в голосовании. Метод относительно большинства используется при определении путем голосования предпочтения одного из предложенных вариантов разрешения обсуждаемого вопроса.

Квалифицированным считается большинство, когда кандидат избирается самым высоким числом избирателей, отдавших за него свои голоса, например, 2/3, ¾, от общего числа избирателей или числа избирателей, участвовавших в голосовании. Требуется, например, для того, чтобы преодолеть президента, наложенное на принятый Госдумой закон. Если Госдума настаивает на своем, то она должна получить не менее 2/3 голосов. Для принятия конституционных законов требуется не менее ¾ голосов.

Стадии избирательного процесса

  • назначение даты выборов
  • образование (определение) избирательных округов
  • установление избирательных участков
  • создание избирательных органов
  • Период выдвижения кандидатов или партийных списков.
  • Агитационный период - период, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию .
  • Опрос на выходе, или экзит-поллы - неформальное предложение проголосовавшим записать свой выбор для контроля действий избирательной комиссии.
  • Подсчёт голосов , определение результатов выборов избирательной комиссией . Контроль за соблюдением законоположений об избирательном процессе; избирательно-правовые споры; ответственность за избирательные правонарушения.

Электронные выборы

При электронных выборах вместо обычных бюллетеней используются специальные электронные устройства для голосования. Это позволяет значительно упростить процедуру подсчёта голосов.

Однако, преимущества использования компьютеров при голосовании являются спорными. Некоторые критики утверждают, что электронные выборы противоречат принципу гласности и открытости выборов, так как не позволяют проследить ход голосования и могут быть сфальсифицированы хакерами . Конституционный суд Германии , исходя из этих соображений, вынес решение в марте 2009 года о запрете использования компьютеров при голосовании во время выборов.

Избирательные технологии

В общем понимании это политическая реклама и консультирование . Прогнозирование выборов.

Однако в реальности под политическими технологиями следует понимать комплекс специфических мер, приёмов и методов, применяемых специалистами по организации участия в выборах («политическими технологами »), направленных на победу в выборах. В качестве «инструментария» в выборных технологиях выступают социология, рекламные технологии и технологии формирования общественного мнения (PR), отдельные методы маркетинга и социальной психологии. В настоящее время наиболее крупные выборные кампании организуют и проводят профессиональные коллективы специалистов , объединяющие профессионалов в различных сферах избирательных технологий . Для России сегодня характерно доминирование на выборах команд специалистов объединяющихся вокруг своих лидеров и уход большинства специализированных агентств в сферу бизнес-консультирования.

Недостатки избирательных систем

Применяющиеся в настоящее время системы, базирующиеся на абсолютном или относительном большинстве голосов, не могут обеспечить адекватного отражения желания даже участвовавших в выборах людей. Это было показано с помощью элементарных рассуждений французским математиком и философом Кондорсе

Избирательное право - право гражданина избирать и избираться.

Пассивное избирательное право - право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное избирательное право - право граждан избирать в выборные государственные органы, а также участвовать в референдумах.

Выборы по странам

Выборы в России

История

В Советском Союзе с помощью выборов формировались региональные и районные Советы . Выборы были безальтернативными , так как все кандидаты представляли «Блок коммунистов и беспартийных» и заранее утверждались руководством. Граждане могли теоретически голосовать за или против кандидата, но случаи неизбрания кандидата уникальны. Явка на выборы была почти стопроцентной благодаря массовой агитации.

До 1936 года выборы в России были многоступенчатыми, а затем - прямыми. В 1990 году состоялись выборы народных депутатов РСФСР . 12 июня 1991 года были впервые проведены прямые выборы Президента России , на которых победил Борис Ельцин .

Система выборов в России

В России гражданин имеет право избирать с 18 лет, право быть избранным в представительный орган - с 21 года, а Президентом страны - с 35 лет.

Президент России и Государственная Дума избираются сроком на 6 (статья 81 Конституции России) и 5 лет соответственно. На основании Конституции Президент не может быть избран более чем на два срока подряд.

Отмена результатов выборов

По мнению некоторых юристов процедура обжалования результатов выборов в России проработана недостаточно. Так, глава юридической службы КПРФ , депутат Госдумы Вадим Соловьев считает, что :

Выборы в США

Президент США

Конгресс США

Выборы на Украине

Парламентские выборы:

  • Выборы в Верховную Раду Украины 1994 года (мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 1998 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 2002 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)
  • Выборы в Верховную Раду Украины март 2006 года (пропорциональная система)
  • Досрочные парламентские выборы на Украине в сентябре 2007 года
  • Выборы в Верховную Раду Украины октябрь 2012 года (смешанная, пропорционально-мажоритарная система)

Президентские выборы

  • Первые выборы Президента Украины (декабрь 1991 года). Победил Леонид Кравчук .
  • Выборы Президента Украины. Два тура. 1994 год. Президент - Леонид Кучма .
  • Выборы Президента Украины. Осень 1999 года. Два тура. Президент - Леонид Кучма.
  • Выборы Президента Украины. Осень 2004 года. Два тура. Декабрь 2004 года - переголосование второго тура. Президент Виктор Ющенко .
  • Выборы Президента Украины. 2010 год. Два тура. Президент Виктор Янукович.
  • Досрочные выборы Президента Украины. 2014 год. 25 мая. Один тур. Президент Петр Порошенко .

Местные выборы.

  • Выборы 1994, 1998, 2002, 2006 гг.
  • Выборы депутатов Верховного совета АРК, депутатов областных, районных, городских, поселковых и сельских советов.
  • В 1994 году - прямые выборы председателей областных советов.
  • С 2006 года выборы в областные, районные и городские советы - на пропорциональной основе.
  • В 2006 году городских глав выбрали на четыре года, депутатов местных советов - на пять лет.

См. также

Каждый человек, достигший совершеннолетия, так или иначе, представляет, что такое выборы. Ведь долг граждан - участвовать в политической жизни своей страны, если не напрямую, то посредством избрания представителей данного народа. В самом общем понятии, выборы - это процесс принятия решений, посредством которых народ избирает отдельных представителей на государственные должности, таким образом, формируя государственный аппарат.

Для чего нужны выборы?

Проведение выборов необходимо, чтобы законно утвердить в должности представителя группы лиц, которые участвуют в выборах, или руководителя административного органа управления. Выборы, как процедура, применяются для избрания представителей как государственного управления, так и региональных и местных органов власти. Также данный процесс осуществляется и в различных частных и коммерческих организациях, клубах, ассоциациях, корпорациях и многих других объединениях. Основой процедуры служат утвержденные законы, на которых базируются конкретные единения (Конституция, уставы и т.д.).

Классификация выборов

Выборы можно подразделить на некоторые группы. Выделяют 4 вида выборов:

  • Очередные и досрочные. Очередные выборы проводятся, когда истекает установленный законом срок полномочий должностного лица. Досрочные выборы проводятся, когда полномочия выбираемого органа или лица прекращаются раньше заявленного срока.
  • Основные и дополнительные. Применяются для выбора представителей законодательных органов. Основные выборы проводятся, чтобы избрать весь состав законодательного органа. Дополнительные - в случае, если депутат выбывает досрочно, или в связи с возникновением дополнительных вакансий.
  • Общие и частичные или ротационные. Общие выборы – это одновременные всех депутатов законодательного органа. Ротационные – проводятся для избрания части депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти.
  • Первоначальные и повторные. Первоначальные выборы проводятся, когда сроки полномочий истекают либо прекращаются досрочно. Повторные выборы назначаются в случае, если первоначальные выборы признаются решением суда или избирательной комиссии недействительными или несостоятельными.

Избирательные системы: что такое прямые выборы и косвенные

Наиболее демократичной считается система прямых выборов, при которой избираются депутаты и представители органов власти прямо и непосредственно. Косвенные, они же непрямые и многостепенные, выборы – система, при которой сначала выбираются специальные представительные органы или выборщики, которые, в свою очередь, избирают должностное лицо на соответствующий пост.

Чем отличаются выборы от референдума?

Основное отличие выборов от референдума заключается в объекте волеизъявления граждан. Если в ходе выборов избирается должностное лицо или представитель, то целью референдума является принятие важных государственных вопросов, решений или законов путем народного голосования.

Стадии выборов

Процедура выборов включает следующие стадии:

  1. Назначение даты
  2. Формирование избирательной комиссии и избирательных участков
  3. Регистрация избирателей
  4. Выдвижение кандидатов
  5. Предвыборная агитация
  6. Голосование
  7. Подсчет голосов и определение результатов

Выборы считаются самым демократичным механизмом, при помощи которого происходит замещение руководящих должностей в любых сообществах людей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»