Примеры правящей элиты гильдий. Плюсы и минусы системы гильдий

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Процессы формирования, воспроизводства и реорганизации политической элиты являются острой проблемой современного российского общества. Эта тема становится особенно актуальной и сложной в периоды реформирования системы управления и в кризисных социально-экономических ситуациях. Процесс реформирования современной политической элиты в России входит в сферу интересов многих ученых и общественных деятелей.

Вопрос об особенностях рекрутирования элиты - один из самых важных в элитологии. В отличие от профессиональных элитарных сообществ, политическая элита представляет собой открытую систему. Не имеющий специальной профессиональной подготовки взрослый человек, как правило, не может претендовать на место в соответствующей профессиональной элите (исключения, например, сравнительно поздно - в возрастном отношении - пришедшие в сферу музыкального искусства С.Рихтер и Л.Паваротти, крайне редки), тогда как круг политической элиты пополняется за счет лиц различного образовательного, профессионального и имущественного статусов (а в периоды кризисов - в том числе и за счет выходцев из маргинальных слоев). Так, известный голливудский актер Р.Рейган стал политиком в зрелые годы, что не помешало ему сделать головокружительную политическую карьеру и дважды добиться поста президента США. «Главную причину «открытости» политики обусловливает фундаментальный признак данного феномена - универсальность: происходящие здесь коллизии являются формой выражения не только политических, но также экономических, социальных, национальных, духовных и иных противоречий. Поэтому в круг политической элиты могут входить лица различных профессий, обладающие неодинаковым социальным, образовательным и прочим статусом», Ибрагимов А. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита - определение основных понятий. М., 2007. URL: http://www. humanities.edu.ru/db/msg/81518 (Дата обращения: 15.02.2010) - считает доктор политических наук, профессор кафедры политологии и политического управления Российской Академии государственной службы при Президенте РФ Гаман - Голутвина О.В.

Политологи различают «закрытую» и «открытую» элиты в зависимости от оценки того, как осуществляется ротация ее состава за счет выходцев из внеэлитных слоев. Элиту называют открытой, если доступ в нее открыт представителям различных социальных страт. Закрытой элита является в случае, когда процесс рекрутирования приобрел самовоспроизводящийся характер.

При этом следует отметить, что не существует однозначной зависимости между типом общества как системы (открытое/закрытое) и формой элитной ротации: закрытость общества от внешнего мира не есть автоматическое свидетельство закрытого характера элитного рекрутирования. Так, несмотря на то, что советское общество было очевидно закрытым, процессу элитного рекрутирования в раннесоветский период была свойственна открытость в силу весьма интенсивной ротации элиты из внеэлитных слоев. И, наоборот, открытость общества и плюралистический характер элитной организации отнюдь не стопроцентно гарантируют аналогичного характера элитного рекрутирования. М.Марджер на примере изучения особенностей структурирования элит США показал, что, несмотря на плюрализм элитной организации американского общества, система рекрутирования американской элиты «является незначительно открытой для тех, кто имеет низкий социальный статус». Marger, M. 1981. Elites and Masses: an Introduction to Political Sociology. N.Y., p.207. Этот автор описал элиту как систему, состав которой пополняется из ее потенциального пула. Своеобразный резерв элиты образуют индивиды, обладающие качествами, которые в рамках данной системы признаются необходимыми для лидерства. Между претендентами внутри пула элиты существует конкуренция, однако самое главное для них - оказаться в элитном резерве.

Мы называем механизмами рекрутирования политической элиты принципы выдвижения в ее состав новобранцев, неизбежно разнящиеся в зависимости от общественного строя и исторической эпохи (такими принципами, попеременно либо синхронно, были кровное родство, наследование, владение собственностью, профессиональная компетентность, партийная принадлежность, личная преданность, старшинство или выслуга лет, протекционизм и т.д.). И здесь следует снова подчеркнуть, что особенности доминирующих механизмов рекрутирования не всегда коррелируют как с открытостью или закрытостью общества, так и со спецификой элитного рекрутирования. Так, в закрытом советском обществе в основном открытое по своему характеру элитное рекрутирование осуществлялось преимущественно посредством закрытых механизмов (здесь можно вспомнить «номенклатурный» принцип отбора, необходимость выслуги лет, наличие многочисленных институциональных фильтров, учет, например, таких факторов, как социальное происхождение, партийность, возраст, стаж работы). Этот парадокс, по мнению профессора Гаман-Голутвиной О.В., обусловлен тем, что закрытые механизмы элитного рекрутирования были призваны способствовать успешной конкуренции внеэлитных слоев с выходцами из элитного круга, обладавшими в такого рода состязании очевидными преимуществами, с целью обеспечения (в условиях форсированной модернизации) максимальной эффективности управленческого аппарата. Ибрагимов А. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита - определение основных понятий. М., 2007. URL: http://www. humanities.edu.ru/db/msg/81518 (Дата обращения: 15.02.2010)

Рассмотрим еще одну категорию теории элит - каналы рекрутирования. Каналами рекрутирования называются пути продвижения к вершине политической иерархии. Исследователи относят к числу основных институциональных каналов такого рода государственный аппарат, органы местного управления, армию, политические партии, религиозные организации, систему образования. Доминирование того или иного канала обусловлено историческими традициями политического развития, особенностями политического режима и т.д.

Интересный материал для сопоставления эффективности тех или иных каналов рекрутирования элит в различных странах дает работа Р.Патнема «Сравнительное исследование политических элит». Патнем показывает, что роль политических партий в формировании высших эшелонов власти значительна в парламентских режимах большинства западных стран и в странах третьего мира. Putnam R. D. The Comparative Study of Political Elites.Englewood Cliffs, N.J., 1976.

Бюрократический аппарат играет роль важного канала элитообразования главным образом в развивающихся странах, однако и в таких развитых государствах, как Германия, Япония, Швеция, значительная часть высшего эшелона власти обязана своим положением в составе политической элиты именно государственной службе. В системе местного самоуправления работало большинство членов парламентов США, Германии, Франции, Италии, Австрии. Для политических систем Великобритании и США в сравнительном отношении характерны относительно поздняя институционализация государственной службы в качестве канала рекрутирования политической элиты и сравнительно слабое влияние стажа работы на этом поприще на процесс формирования высших эшелонов власти. В России, напротив, государственная служба традиционно была бесспорным, не имеющим конкурентов “лидером” среди других каналов.

Кроме того, роль каналов элитного рекрутирования играют порой и некоторые значимые социальные институты, например, религиозные организации и профсоюзы. В ряде стран Латинской Америки (скажем, Бразилии, Аргентине, Перу) существенным источником пополнения высших эшелонов политической иерархии является армия. Служба в армии и в других силовых структурах традиционно считается залогом удачного политического будущего и в Израиле: по крайней мере четыре последних премьер-министра этой страны (Ш.Перес, И.Рабин, Б.Нетаньяху и Э.Барак, которые, как известно, имеют генеральские звания) во многом обязаны своей политической карьерой успешной службе в армии и спецформированиях.

Практически во всех регионах мира маршрут движения к вершине политической иерархии проходит и через систему образования, однако в ряде стран (прежде всего Великобритании и Франции) образование играет столь значимую роль, что разница между ним и системой элитного рекрутирования фактически стирается. Не случайно герцогу Веллингтонскому принадлежит крылатая фраза о том, что битва при Ватерлоо была выиграна на спортивных площадках Итона. Лишь небольшая часть из нескольких десятков тысяч школ Великобритании принадлежит к категории public school. Здесь обучается около 5% общего числа школьников, однако именно эти учебные заведения (среди которых треть является самыми респектабельными и престижными в стране, а элиту элит составляют Итон, Винчестер, Регби, Харроу) представляют собой первичные каналы воспроизводства политической элиты. Некоторые из описываемых школ отличаются высокой степенью династичности, что, соответственно, благоприятствует замкнутости элиты, ее самовоспроизводимости (например, среди школьников Итона две трети составляют сыновья бывших выпускников данного учебного заведения, между тем из его стен вышли 18 премьер-министров). Второе звено в британской системе элитного воспроизводства - колледжи Кембриджа и Оксфорда.

Во Франции, где образование занимает доминирующее положение среди каналов продвижения в высший административный эшелон, условием отбора в специализированные престижные институты является успешное прохождение жесткого конкурсного отбора в процессе вступительных экзаменов. Поступившему в соответствующее учебное заведение (например, Национальную школу администрации, выпускников которой здесь именуют «энархами» в соответствии с французской аббревиатурой названия школы) гарантированы вхождение в высший слой управленцев и престижное трудоустройство в государственном аппарате. Как пишет известный французский исследователь современных политических элит Д. Пинто, государство во Франции «фактически монополизировано собственной государственной элитой» (Пинтою, 1995). При этом рекрутирование политической элиты Франции ограничено временными рамками: всякий претендент может лишь один раз попытать счастья, так как не прошедшие экзаменационный фильтр не располагают возможностью в следующий раз попытаться добиться успеха.

Категория проницаемости каналов рекрутирования описывает способы горизонтального передвижения членов политической элиты в системе разнообразных каналов рекрутирования. Исследования Патнема, Т.Дая и Дж.Пикеринга показывают, что США свойственна высокая степень проницаемости каналов рекрутирования. Как правило, высший эшелон управленческого аппарата заполняется лицами из различных сфер бизнеса и образования, которые покидают официальный Вашингтон после очередных выборов и возвращаются в администрацию, когда главным руководителем страны вновь становится выдвиженец от их партии. Едва ли не половина представителей высшего американского бизнеса в то или иное время работала на важных правительственных должностях, а карьерные успехи пяти из каждых шести правительственных чиновников были достигнуты в частном секторе (Putnem, 1976). В этом отношении показательна биография Дж.Буша, который пришел в политику, будучи крупным бизнесменом-нефтепромышленником.

Изменения в пользу большей проницаемости каналов рекрутирования происходят и в современном российском обществе: можно привести немало примеров (сегодняшнего дня или недавнего прошлого) вхождения представителей большого бизнеса в структуры государственной власти (В.Потанин, Б.Березовский и др.). И наоборот, ушедшие в отставку высшие чиновники нередко продолжают карьеру в системе большого бизнеса. Очевидно, что проницаемость каналов, равно как и ротация политических элит в целом, имеет тенденцию к увеличению в периоды кризисов. В спокойные времена темпы ротации замедляются.

Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне диффе ренцированная, неоднородная, но относительно интегрирован ная группа лиц (или совокупность групп), в большей или мень шей степени обладающих качествами лидерства и подготовлен ных к выполнению управленческих функций, занимающих руко водящие позиции в общественных институтах и (или) непосред ственно влияющих на принятие властных решений в обществе. Это относительно привилегированная, политически господству ющая группа, претендующая на представительство народа и в де мократическом обществе в той или иной мере подконтрольная массам и относительно открытая для вхождения в ее состав лю бых граждан, обладающих необходимой квалификацией и поли тической активностью.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: гиль дий и антрепренерская (предпринимательская). В чистом виде они встречаются довольно редко. Антрепренерская система пре обладает в демократических государствах, система гильдий - в странах административного социализма, хотя ее элементы широ ко распространены и на Западе, особенно в экономике и госу дарственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Так, для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медлен ный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продви жение по многочисленным ступенькам служебной иерархии; 2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формаль ных требований для занятия должностей. Это могут быть партий ность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руко водства и т.д.;

3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.п.;

4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих - наличия много численных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претен дента в рядах данной организации.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом про тивоположна системе гильдий. Ее отличают: 1) открытость, ши рокие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций; 2) неболь шое число формальных требований, институциональных фильт ров; 3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны; 4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов; 5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и про граммами.

Эта система больше ценит выдающихся людей. Она открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определен ными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность ли деров к чрезмерному увлечению внешним эффектом. В целом же, как показывает практика, антрепренерская система рекрути рования элит хорошо приспособлена к динамизму современной жизни.

Система гильдий также имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, мень шая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внут ренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Глав ные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемст венность. В то же время система гильдий склонна к бюрократи зации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформаль ными. Она порождает массовый конформизм и затрудняет ис правление ошибок и устранение недостатков по инициативе снизу. Без дополнения конкурентными механизмами эта система ведет к постепенной дегенерации элиты, ее отрыву от общества и пре вращению в привилегированную касту.

Собственно так и произошло в стра нах административного социализма, где долгие десятилетия господствова ла номенклатурная система рекрутирования политической элиты - один из наиболее типичных вариантов системы гильдий. Суть номенклатурной системы состоит в назначении лиц на все сколь-нибудь социально значимые руководящие должности лишь с со гласия и по рекомендации соответствующих партийных органов, в подборе элиты сверху.

В СССР, например, негативные социальные последствия функ ционирования этой системы усиливались ее всеобъемлющим ха рактером, полным устранением конкурентных механизмов в эко номике и политике, а также идеологизацией, политизацией и непотизацией (доминированием родственных связей) критериев от бора. Такими критериями стали полнейший идеологический и политический конформизм («политическая зрелость»), партий ность, личная преданность вышестоящему руководству, угодни чество и подхалимаж, родственные связи, показной активизм и т.п. Эти и другие подобные нормы-фильтры отсеивали наиболее честных и способных людей, уродовали личность, порождали массовый тип серого, идеологически закомплексованного, не спо собного на подлинную инициативу работника, видящего в заня тии руководящих постов лишь личную выгоду.

Долголетнее разрушительное воздействие номенклатурной системы, а также уничтожение в войнах и лагерях цвета народа, его лучших представителей привело к вырождению советской по литической элиты. Положение не изменилось и после ликвида ции власти КПСС, поскольку в России, в отличие от многих стран Восточной Европы, не сформировалось сколь-нибудь влиятель ной, подлинно демократической контрэлиты, способной к эф фективному руководству обществом.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутст вием социального контроля и нравами легализировавшихся дель цов теневой экономики, ярко проявилось у посткоммунистичес кой российской элиты. Ее низкие деловые и нравственные каче ства во многом объясняют перманентность и глубину кризиса российского общества в последнее десятилетие, массовое распро странение коррупции и безответственности. Выход из сложив шейся ситуации, успешное реформирование общества возможны лишь на пути создания новой системы рекрутирования элит, ос нованной на конкурентных началах и институциализации требо ваний к деловым и нравственным качествам политических и ад министративных руководителей.

Весьма слабая политическая активность граждан, низкая ре зультативность российской элиты, незавершенность процесса рекрутирования нового руководящего слоя и в то же время его первостепенная значимость для преобразования страны - все это делает проблему политической элиты особенно актуальной для российского общества. Социальные механизмы ее рекрутирова ния непосредственно влияют не только на общественную роль и облик этой группы в целом, но и определяют типичные черты ее отдельных представителей - политических лидеров.

Качество элиты зависит от принципов ее формирования. Или рекрутирования. Политическое рекрутирование – это вовлечение людей в активную политическую жизнь. Посредством рекрутирования политической элиты формируются законодательные и исполнительные органы государств, правительственный аппарат, руководящие кадры государственных учреждений. В стабильных политических системах рекрутирование элиты институционализировано, то есть осуществляется в соответствии с тщательно разработанными процедурами, в результате чего персональный состав элиты периодически обновляется, а сама политическая структура остается в значительной степени неизменной. Метод рекрутирования элиты имеет исключительную важность для политсистемы: она может либо обеспечить более или менее равные возможности доступа к власти всем гражданам, либо ограничить эти возможности. Важнейшие моменты в процессе рекрутирования политической элиты – это широта ее социальной базы, компетентность круга лиц, осуществляющих отбор элиты (селекторат), механизм этого отбора. Закрытая элита , формируясь из представителей узкого привилегированного слоя, то есть, воспроизводясь на своей собственной ограниченной базе, неминуемо деградирует, загнивает, уступая место обществу с более динамичной, более открытой элитой, что ведет к изменению всей политической структуры. Чем более закрытой является элита, чем уже ее социальная база, тем меньше у нее шансов продлить свое господство.

Качество элиты зависит от способов ее рекрутирования, от того, насколько элита «прозрачна», открыта для наиболее активных, образованных, способных к инновациям людей из всех слоев общества. Открытость элит – важный элемент «открытого общества», где высок уровень социальной мобильности. Открытый тип рекрутирования элиты основывается на честном конкурсе, где ценятся личные качества человека, его способности, образованность, нравственные характеристики.

Закрытый тип рекрутирования элиты характерен для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Этот тип сужает социальную базу рекрутирования элиты и обрекает систему на застой.

Процесс отбора на высшие позиции зависит от двух факторов: от той роли, на которую человек отбирается, и от организационного аппарата, преобладающего в политической системе. Можно выделить две системы отбора – система гильдий и антрепренерская система. Под гильдией подразумеваются высокая степень институционализации в процессе отбора, важная роль образования, медленный, но постоянный путь наверх, тенденция к воспроизводству характерных черт уже существующего лидерства и небольшой, относительно закрытый круг лиц, производящих отбор (селекторат), обычно склонный сохранять нормы существующего организационного аппарата. Напротив, антрепренерская система отбора предполагает, что индивидам необходима поддержка, которую они ищут в более широких областях, и что они должны активно продвигать свою карьеру. Здесь действует более широкий селекторат.

Посредством процессов гильдии обычно отбираются бюрократические элиты, в то время как политические элиты, как правило, функционируют в антрепренерском окружении. В системах гильдии селекторат бывает небольшим, а продвижение – иерархическим. В процессе отбора подтверждение господствующих норм очень важно. Кандидаты на продвижение обязательно должны угодить небольшим группам лиц, находящимся выше, суметь быть совместимыми по стилю со своими коллегами. Для системы гильдий характерны заинтересованность бюрократов в организационной рутине, привычных нормах и методах отбора персонала, которые укрепляют существующие организационные модели и технологии, приверженность кандидата на высокие посты господствующим образцам военной доктрины. Система гильдий – это организационно консервативная система, и способность индивида вписаться в нее является ключевой для перспективы его роста. Консенсус, гармония, преемственность – вот сущность системы гильдии.

Антрепренерская система предполагает более широкие селектораты, часто множественные и лишь частично пересекающиеся. Кандидату нужно не только оказать влияние на какое-либо вышестоящее лицо, но и апеллировать к людям, находящимся вовне. Поскольку антрепренерская система предполагает потенциальное разнообразие и широту селекторатов, критерии, также разнообразны. Выдвижение здесь часто принимает форму самопродвижения. В системах гильдии более ценится долгий срок службы и ранее вхождение в нее, в антрепренерской системе предпочтение отдается тем, кто прошел более короткий срок службы, миновал карьерные ступени.

Во всех случаях продвижение к более высокому статусу политика играет определенную роль. В системе гильдии главное место отводится организационной политике, в антрепренерской – наряду с организационной политикой большое значение имеют другие ее типы – массовая политика, выборы, апеллирование к общественному мнению, политика СМИ.

Американская политика, по сути антрепренерская, где слабы процессы организационной фильтрации и велики побудительные мотивы для обращения к более широкой аудитории, с тем чтобы продемонстрировать свою привлекательность. При продвижении к руководящему положению кандидаты тщательнее фильтруются партийным аппаратом, например, в Японии или в Советском Союзе. В некоторых системах путь для претендентов предсказуем. Например, каждый будущий министр или премьер-министр в Англии обязательно должен быть членом парламента.

Система гильдии более предсказуема, система антрепренерства предрасположена к нововведениям и неожиданностям. Коллегиальные реакции и организованные фракции в большей системе присущи системе гильдии, правила игры определены яснее и жестче. Тенденция системы гильдии – продуцирование руководства, избегающего риска. Такая система склонна к консерватизму и осторожности, а часто и к самовоспроизводству.

Антрепренерская система способна продуцировать неустойчивое руководство, поскольку процессы фильтрации менее жестко канонизированы посредством организационных норм и установленного порядка. Самопродвижение имеет важное значение. В любой антрепренерской системе велика доля риска. Меньшее внимание отводится организационным правилам.

В разных странах облик и функции политической элиты заметно различаются. Это обусловлено влиянием множества факторов, на учете которых строятся классификации элит. Та часть элиты, которая обладает государственной властью и принимает важнейшие политические решения, называется правящей. Ту же ее часть, которая лишена возможности осуществлять властные функции, обычно называют контрэлитой. По тому, как обновляется политическая элита, выделяют закрытую элиту, т.е. пополняющуюся выходцами из определенных классов, сословий, например, аристократии, и не допускающую в свои ряды представителей других классов; ей противостоит открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.

Классификация П. Шарана

Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элиту, которые различаются ресурсами властвования . Власть традиционных элит основана на обычаях, ритуалах, религии. В традиционную элиту Шаран включал религиозные элиты, аристократию, военное руководство развивающихся стран.

Современная элита рациональна (она опирается на закон, формальные правила) и состоит из четырех групп.

  • 1. Высшую элиту составляют руководители властных структур. Они принимают все важнейшие решения. Хотя не исключено влияние на этот процесс и тех, кто официально не занимает руководящие должности, например начальник охраны президента, его личные друзья и т.п. Величину высшей элиты в западных демократиях Шаран оценивал в 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, по принимает решения обычно узкий круг в 50 человек.
  • 2. В среднюю элиту входят лица, имеющие определенный уровень дохода, профессиональный статус и образование. Эти показатели позволяют им профессионально судить о том, какой политический курс приемлем для общества, а какой нет. Средняя элита составляет примерно 5% взрослого населения страны.
  • 3. Маргинальную элиту составляют те группы, у которых отсутствует один из трех вышеназванных показателей. После обретения недостающего признака они могут войти в среднюю элиту.
  • 4. И наконец, административную элиту представляет высший слой государственных служащих (руководители министерств, ведомств, комитетов). Она осуществляет исполнительные функции, хотя обладает значительным влиянием на власть, поскольку имеет опыт управления.

Системы отбора в элиту

Зависимость динамики развития общества от эффективности политических решений, которые принимает элита, требует и тщательного отбора для выполнения властно-управленческих функций. В западных странах политика давно превратилась в профессию, поэтому процессу подготовки и отбора в элиту уделяется серьезное внимание. Наиболее важны при этом следующие вопросы: как и из кого осуществляется отбор, кто его осуществляет, каким критериям должен отвечать кандидат на руководящую должность?

В различных странах сложились присущие только им системы отбора, рекрутирования элиты. Можно выделить две такие системы: антрепренерскую и систему гильдии. Конечно, выделение этих систем условно, поскольку на практике используются их различные сочетания. Однако преобладание элементов той или иной системы рекрутирования позволяет судить о действующем механизме отбора.

Антрепренерская (предпринимательская) система

Она ориентирована на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям. При такой системе отбор кандидатов на властные позиции осуществляется из различных по имущественному положению групп общества. Систему характеризуют открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, т.е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию между кандидатами на руководящие посты. В конкурентной борьбе каждый кандидат должен надеяться, прежде всего, на собственную изобретательность, остроумие, активность. Селекторатом, т.е. тем, кто отбирает, в этом случае является все взрослое население. Поэтому антрепренерская система распространена в странах стабильной демократии. В антрепренерской системе не имеют особого значения ни профессиональная компетентность кандидата, ни качество его образования. Она хорошо приспособлена к требованиям времени, момента. Например, президент США Р. Рейган начинал свою карьеру в качестве киноактера, а не профессионального политика, и не имел ни юридического, ни экономического, ни политологического университетского образования. Однако это не помешало ему стать одним из популярных президентов послевоенной Америки.

Наиболее существенным недостатком антрепренерской системы отбора является возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект. Слаба предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты. Кроме того, при антрепренерской системе высока степень неоднородности элиты, возможность конфликтов внутри нее.

Система гильдии

Эта система отбора предполагает медленное продвижение кандидата вверх по ступеням власти, что связано с множеством формальных требований к соискателю на руководящий пост (уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людьми). Отбор кандидатов осуществляется из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т.д.) или партии. Система рекрутирования закрытая. Отбор кандидатов осуществляет узкий круг руководящих работников партии, движения, корпорации. Система гильдии очень консервативна, в ней отсутствует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту. И тем не менее эта система отбора обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. Элементы такой системы характерны и для демократических стран, где существуют партии с сильной структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т.д.

Эффективность деятельности политической элиты зависит не только от системы ее рекрутирования, но и от политической ориентации ее членов, степени поддержки со стороны населения, социального происхождения и партийной принадлежности представителей элиты. В западных странах элита обычно представлена выходцами из тех групп населения, которые имеют высокий социальный статус (состоятельные классы), университетское образование. Входят в нее и представители рабочих, фермеров.

Номенклатурная система

Это особая разновидность системы гильдии. Она была распространена в странах социализма. Ее особенность заключалась в том, что замещение ключевых должностей во всех сферах общественной жизни осуществлялось только партийными организациями определенного уровня. Парадокс состоит в том, что марксизм отрицает элитарность и элиты в социалистическом обществе как проявление неравенства. Однако на практике в СССР и других социалистических странах была создана система власти, основывавшаяся, правда, не на экономическом, а на политическом неравенстве.

Как отмечал М. Джилас, советская номенклатурная элита имела жесткую иерархию (соподчиненность). Все номенклатурные должности были разделены на 14 рангов. Высшую ступень партийно-государственной пирамиды занимал генеральный секретарь ЦК КПСС, далее шли члены политбюро ЦК, кандидаты в члены политбюро и секретари ЦК и т.д. Смысл иерархического построения номенклатуры состоял в том, что кандидат последовательно поднимался со ступеньки на ступеньку. При такой системе были исключены серьезные конфликты внутри элиты, обеспечивалась преемственность политического курса, воспроизводство одного типа лидерства. Вместе с тем эта система культивировала личную преданность кандидата руководству, угодничество, показную активность и т.д. Поэтому со временем способных, талантливых и самостоятельных людей система все реже допускала к власти.

4. Системы рекрутирования элит

Большое влияние на социальную представительность, качественный состав, профессиональную компетентность и результативность элиты в целом оказывают системы ее рекрутирования (отбора). В научный оборот эти два термина ввел американский политолог Б. Рокиэн. В чистом виде эти две системы рекрутирования элит встречаются довольно редко. Антрепренерская система преобладает в демократических государствах, система гильдий - в странах с авторитарными режимами, хотя ее элементы широко распространены и на Западе, особенно в экономике и государственно-административной сфере.

Каждая из этих систем имеет свои специфические черты. Для системы гильдий характерны:

1) закрытость, отбор претендентов на более высокие посты главным образом из нижестоящих слоев самой элиты, медленный, постепенный путь наверх. Примером здесь служит сложная чиновническая лестница, предполагающая постепенное продвижение по многочисленным ступенькам служебной иерархии;

2) высокая степень институциализации процесса отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров - формальных требований для занятия должностей. Это могут быть партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т.д.;

3) небольшой, относительно закрытый круг селектората. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководящего органа или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т.п.;

4) подбор и назначение кадров узким кругом руководителей, отсутствие открытой конкуренции;

5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты. По существу, эта черта вытекает из предыдущих - наличия многочисленных формальных требований, назначения на должность высшим руководством, а также длительного пребывания претендента в рядах данной организации.

Система гильдий имеет свои плюсы и минусы. К числу ее сильных сторон относятся уравновешенность решений, меньшая степень риска при их принятии и меньшая вероятность внутренних конфликтов, большая предсказуемость политики. Главные ценности этой системы - консенсус, гармония и преемственность. В то же время система гильдий склонна к бюрократизации, организационной рутине, консерватизму, произволу селектората и подмене формальных критериев отбора неформальными.

Антрепренерская система рекрутирования элит во многом противоположна системе гильдий. Ее отличают:

1) открытость, широкие возможности для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

2) небольшое число формальных требований, институциональных фильтров;

3) широкий круг селектората, который может включать всех избирателей страны;

4) высокая конкурентность отбора, острота соперничества за занятие руководящих постов;

5) изменчивость состава элиты, первостепенная значимость для этого личностных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Антрепренерская система в большей степени, чем гильдийная, ценит выдающихся людей, она более открыта для молодых лидеров и нововведений. В то же время определенными недостатками ее использования являются относительно большая вероятность риска и непрофессионализма в политике, сравнительно слабая предсказуемость политики, склонность лидеров к чрезмерному увлечению внешними эффектами.

Таким образом, системы рекрутирования определяют: кто, как и из кого осуществляет отбор, каковы его порядок и критерии, круг селектората (лиц, осуществляющих отбор) и побудительные мотивы его действий. Существуют две основные системы рекрутирования элит: гильдий и антрепренерская (предпринимательская).


Заключение

Элита охватывает наиболее влиятельные круги и группировки экономически и политически господствующего класса. Это люди, которые сосредоточили в своих руках огромные материальные ресурсы, средства массовой информации, технико-организационные средства.

“Роль элиты в обществе, в управлении, экономике и т. д. отражают ее функции:

1) элиты играют важнейшую роль в определении политической воли социальной группы, своего класса и в разработке механизмов реализации этой воли;

2) элиты призваны формировать политические цели своей группы, класса, их программные документы;

3) элиты регулируют деятельность по политическому представительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или ограничивая ее;

4) элиты являются основным резервом руководящих кадров, центром набора и расстановки руководителей на различные участки политического и государственного управления”.

В целом, за последнее десятилетие российская элита претерпела существенные изменения. Место монолита номенклатурной пирамиды заняли многочисленные элитарные группировки, находящиеся между собой в отношениях конкуренции. Элита утратила большую часть рычагов власти, имевшихся у старого правящего класса. В этих условиях возросла роль экономических факторов в управлении обществом. Вместо стабильного правящего класса с сильными вертикальными связями между его этажами создано множество динамичных элитных групп, между которыми получили развитие горизонтальные и неформальные связи.

Группировки, составляющие нынешнюю элиту, рыхлы и аморфны, их раздирают острые противоречия. Имеет место ожесточенная конкуренция между самими группировками. Сложившийся внутри элиты расклад сил не позволяет ни одной них занять господствующее положение.

Слабость российской элиты проявляется и в отсутствии у нее долговременной программы реформ, в попытках механически перенести на отечественную почву основные ценности либерализма. В отечественных условиях эти ценности нередко искажаются до неузнаваемости: индивидуализм трансформируется в безудержный эгоизм, свобода - в безответственность и произвол, конкуренция.

Нынешнее состояние российской элиты позволяет утверждать, что процесс ее формирования еще не завершился. Она не обладает такими необходимыми правящей элите свойствами, как относительная сплоченность, целостность и единство. У большинства составляющих ее групп отсутствует сколько-нибудь широкая социальная база, усиливается тенденция к закрытости и замкнутости элиты.

Если провести анализ сегодняшней элиты, то можно отметить, что верхние эшелоны власти в целом характеризуются рыхлостью, разъединением. Общая основа, которая связывает различные группировки элит, очень слаба и, кроме этого, между ними идет борьба за единоличное господство в верхнем эшелоне власти.

Одна из важнейших причин слабости политической элиты – это отсутствие у большинства составляющих ее групп широкой социально-политической опоры.

Поэтому они и элита в целом почти лишены возможности использовать широкую и организованную поддержку общественных масс.


Библиография

1.Боришполец К.П. Политология. Проспект (ТК Велби) ,2009.

2.Васильева Л.Н. Теория элит (синергетический подход)// ОНС. 2005. N4.

3.Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии // Полис. 2000. N3.

4.Грязнова А.Г., Эскиндаров М.А. Политология.- Инфра-М, 2007.

5.Любченков Ю.Н. Политическое лидерство как технология // Вестник Московского университета. Сер. 16. Социология и политология. 2005. N1.

6.Кодин М.И. Общественно-политические объединения и формирование политической элиты в России (1990-2005). М., 2005.

7.Кравченко А.И.Основы социологии и политологии.- Проспект, ТК Велби, 2008.

8.Крыштановская О.В. Анатомия российской элиты. М., 2005.

9.Понеделков А. Партийные элиты и партийное строительство в России // Обозреватель - Observer. 2004. N 5.


Власть не может быть сосредоточена в одном центре. Политическая элита носит относительно самостоятельный характер, хотя и имеет широко разветвленные связи с экономической элитой. Политическая элита по отношению к существующей системе власти делится на собственно правящую и оппозиционную (контрэлиту). По функциональному признаку политическая элита может быть разделена на собственно политическую, ...

Жизнь строила на православном миросозерцании». 4.1 ОТ ЗЕМСКИХ СОБОРОВ ДО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ За этот период в 200 лет, на мой взгляд, было только два момента в истории представительных органов власти, на которые стоит обратить внимание. Это созыв уложенной комиссии при Екатерине II и проект Сперанского. В контексте декларирования значения идей просвети­тельства для государственного...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»