Важнейшие проявления политической жизни в обществе. Конкретные формы проявления политики

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Политология

Учебное пособие

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

УДК 32(075.8)

Учебное пособие подготовлено в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.

Рецензент:

Ф.Н. Поносов – доктор философских наук, профессор

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

Составители:

С.Н. Уваров, Е.Н. Дербин – доценты кафедры

отечественной истории, социологии и политологии

ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА

В учебное пособие по политологии включены материалы, которые помогут студентам при изучении курсов «Политология», «Социология и политология».

Адресовано студентам Ижевской ГСХА всех направлений и специальностей, а также студентам других аграрных вузов.

УДК 32(075.8)

© Уваров С.Н., Дербин Е.Н., сост., 2015

© ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……..……………………………………………………………
Раздел 1. Введение в политологию……………………………………
Глава 1. Политика как общественное явление..…………………...
Глава 2. Аграрная политика в современной России..…………….
Глава 3. Политология как наука..…………………………………..
Раздел 2. История политических учений…………………………….
Глава 4. Политическая мысль на Востоке и Западе ……………….
Глава 5. Политическая мысль в России …………………………....
Раздел 3. Политическая система общества и ее институты ……….
Глава 6. Политическая власть...………………………………….....
Глава 7. Политическая система..…………………………………...
Глава 8. Политические режимы..…………………………………..
Глава 9. Государство как политический институт..………………
Глава 10. Политические партии и партийные системы..…………
Глава 11. Политическая элита..…………………………………….
Глава 12. Политическое лидерство ………………………………...
Раздел 4. Политические процессы и политическая деятельность... Глава 13. Политический процесс..…………………………..…….. Глава 14. Политические конфликты и способы их разрешения.... Глава 15. Выборы и избирательные системы..…………………… Глава 16. Политическое сознание и культура..……………………
Раздел 5. Мировая политика и международные отношения……... Глава 17. Современные международные отношения …………….. Глава 18. Мировая политика ……………………………………......
Термины………………………………………………………………...... Список рекомендуемой литературы …………………………..………

ВВЕДЕНИЕ



Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагается учебное пособие по политологии, базирующееся на продолжительном опыте чтения лекций преподавателями в Ижевской государственной сельскохозяйственной академии и участии студентов в федеральном тестировании. Оно поможет понять, что такое политика, и какова ее роль в жизни общества.

О политике наслышаны все. Политика обладает таким свойством как универсальность, т.е. она имеет всеохватывающий характер, способна воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события, безгранично проникать в них.

В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. По М. Веберу, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству.

Искусство политики заключается в том, чтобы достичь поставленной цели с минимальными затратами и потерями. Любой руководитель ограничен в своей деятельности наличными ресурсами. Он должен учитывать соотношение сил, общественное мнение, состояние политической культуры и ряд других факторов. Политика требует не только знаний, но и мастерства политического лавирования и компромиссов, умения увлечь и повести за собой массы, способность адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, предвидеть ход политических событий.

Миром правит информация. Именно информация позволяет нам принимать правильные решения, делать выводы, оценивать события в политической, экономической и духовной сферах нашего бытия. Вот почему современным людям так важно изучать политику.

Целью освоения дисциплины «Политология» является формирование у студентов комплексной системы представлений о предмете, структуре и возможностях политологии.

Задачи дисциплины:

Изучить теоретические основы политической науки;

Показать основные научные политологические направления, подходы и концепции;

Изучить специфику аграрной политики России и ее роль в развитии сельского хозяйства страны;

Способствовать подготовке широко образованных, ответственных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных и профессиональных проблем;

Содействовать политической социализации;

Содействовать пониманию социальной значимости своей будущей профессии;

Развить способности политического участия, толерантности;

Сформировать политическую позицию, уважение и преданность своему государству.

Изучение политологии позволит сформировать следующие общекультурные и общепрофессиональные компетенции:

Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции;

Способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности;

Способность к коммуникации в устной и письменной формах для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;

Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;

Способность к самоорганизации и самообразованию;

Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность.

Авторы надеются, что изложенный материал поможет изучить такой непростой, но увлекательный предмет, как «Политология». Для удобства изучения содержательная часть пособия разбита на разделы, каждый из которых состоит из близких по смыслу глав. В тексте жирным курсивом и подчеркиванием выделены понятия, знание которых обязательно. Каждая глава заканчивается вопросами для проверки усвоения материала и списком дополнительной литературы, которой можно воспользоваться для более углубленного изучения темы. В конце пособия располагается словарь терминов, список основной литературы и электронных ресурсов.

И предваряя основное содержание, хочется напомнить, что политику часто ругают, многие ею недовольны. Но человечество пока не придумало неполитические способы решения проблем и претворения в жизнь своих идей.

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПОЛИТОЛОГИЮ

ГЛАВА 1. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

1. Понятие и признаки политики.

2. Происхождение политики.

3. Структура политики.

4. Виды политики.

5. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни.

Понятие и признаки политики

Существует множество определений понятия «политика». В узком значении слова, которое чаще всего используется в политологии, политика (от греч. politike – искусство управлять государством) – сфера отношений между социальными группами по поводу использования государственной власти в целях реализации своих интересов и общезначимых потребностей. Другими словами, политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти.

Политика обладает рядом признаков:

Конкуренция между различными общественными группами, имеющих несовпадающие интересы и потребности;

Наличие властных отношений, с помощью которых социальные группы пытаются реализовать определенные интересы и потребности;

Непредсказуемость результата в борьбе за обладание государственной властью.

Значение и роль политики обусловлены функциями , которые она выполняет в обществе. В современных обществах политика выполняет следующие основные функции:

1) регулятивная (управленческая) функция состоит в управлении социальными процессами, регулировании общественных отношений. Политика согласовывает общие и частные интересы, предупреждает или разрешает конфликты;

2) интегративная функция политики имеет своей целью обеспечение единства и сплоченности людей в рамках политической системы;

3) дистрибутивная функция политики заключается в распределении благ, услуг и статусов.

Происхождение политики

Термин «политика» впервые ввел в широкий оборот Аристотель в IV в. до н.э. Но сама политика появилась гораздо раньше. В первобытном обществе, когда все люди были равны, политики еще не существовало. Она возникла IV-III тыс. лет до н.э. в процессе перехода от присваивающего типа хозяйства (охота, собирательство) к производящему (земледелие, скотоводство). В результате появились прибавочный продукт, частная собственность, новые виды деятельности. Общество разделилось по имущественному (богатые, бедные) и социальному (земледельцы, торговцы, воины и т.д.) признаку.

Многообразная структура противоречивых интересов потребовала новых средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровнородственных связей, обычаев, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказались недостаточными для преодоления конфликта интересов.

Следовательно, политика появляется тогда, когда утрачивается естественное согласие, однако существует потребность в согласованном поведении. Политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых и групповых интересов, реализация которых невозможна без вмешательства государства.

Структура политики

Политика состоит из субъектов и объектов. Субъекты политики – участники политического процесса, т.е. те, кто посредством власти пытается согласовать различные интересы. Для обозначения субъекта политики используют понятие актор . К субъектам политики относятся индивиды, социальные группы (политические элиты, классы и др.), политические институты (государство, политические партии и др.).

Объекты политики – общественные явления, на которые направлена деятельность субъектов политики. Например, к числу главных объектов относится власть. В результате взаимодействия субъектов по поводу объектов возникают политические отношения.

Кроме того, структурно политику можно представить по-другому, и тогда в ней выделяются форма, содержание и процесс.

Форма политики отражает ее организационную структуру: институты политической системы – государство, его составные части и органы власти; партийную систему; группы интересов; социальные нормы – обычаи, традиции, законы и др., придающие ей устойчивость и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Процесс отражает характер реализации власти между различными субъектами – индивидами, группами, организациями.

Виды политики

В зависимости от масштабов и уровня осуществления политики выделяется различные виды политики:

1) мировая политика – политика между государствами, международными организациями;

2) национальная (государственная) политика – политика на уровне отдельного государства. Она в свою очередь делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя политика – это политика государства с другими государствами или международными организациями. Внутренняя политика – политика внутри государства (в зависимости от сферы общественной деятельности различают экономическую, аграрную, демографическую, научную, молодежную, военную и т.д.);

3) региональная (локальная) политика – политика, осуществляемая на местном уровне отдельными институтами политической системы, а также органами местного самоуправления и различными социальными группами (в зависимости от субъектов политики выделяют политику партии, общественно-политического движения, лидера).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

Разновидности и проявления политики

Введение

1. Сущность и значение политики

2. Разновидности политики

3. Политический режим и его виды

Заключение

Список использованных источников

внутренняя политика общество режим демократия

В ведение

Сам термин «политика» берет свои истоки от греческого слова «polis » Ї «город-государство», а также производного от этого слова «politikos » : «все, что связано с городом». Он получил распространение под влиянием одноименного трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве.

В современном же понимании - это основная организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, которая доминирует в комплексе с другими тесно связанными сферами: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной. До самого XIX в. политику принято было рассматривать в контексте наук о государстве - власти институционального уровня. В Новое же время развитие политической мысли и взглядов о государстве стало причиной выделения наук о государстве и их отделению от политической философии, а также политической науки.

Данный термин содержит в себе такие значения:

· существование и функционирование государства вместе с органами государственного управления, отражающее общественный строй, а также экономическую структуру страны;

· вопросы и события общественной, государственной жизни;

· определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Таким образом, прежде всего, следует сказать, что политика -- это, так сказать, общее руководство к действиям и принятию решений, облегчающее достижение целей. В тандеме с идеологией она, побуждая к действию, направляет его на достижение цели, выполнение задачи. По сути, оставляя свободу действий, она объясняет, при помощи установления направлений, которым нужно следовать, как именно, каким способом будут и вообще должны быть достигнуты цели.

Актуальность работы обусловливается тем, что под влиянием интеграционных факторов в мире активным образом создаются предпосылки для дальнейшего сплочения национальных государств, а также создания гуманистического мирового порядка, постепенного складывания глобального гражданского общества и утверждения норм и принципов культуры мира в отношениях между народами. Такие тенденции ведут к формированию логики развития многополярного мира, подвергающегося серьезным испытаниям на прочность.

Целью работы выступает определение места и значения политики в жизни общества, а также рассмотрение её сущности и основных разновидностей.

Задачами работы являются:

Представление понятия политики;

Обозначение места политики в жизни современного общества;

Рассмотрение основных разновидностей политики.

1. Сущность и значение политики

Суть политики состоит в том, что она определяет отношения с другими субъектами политических интересов (туда входят: государства, корпорации и т.д.). В контексте государственной политики её основой является конституция, а что касается крупных многопрофильных организаций со сложной структурой, то это может быть, к примеру, генеральное планирование .

Итак, как уже упоминалось, «полис» (греч. « рьлйт » ) -- означает самоорганизацию городской общины, включающую прилегающие владения. Данная форма местного самоуправления, характерна была для Древней Греции, впоследствии получившая развитие и распространение непосредственно через Римскую империю. В связи с разрастанием существующих, появлением новых больших государств и империй принимала новое, все более важное значение политика связей с огромными территориями, а также, наряду с совершенствованием системы государственного управления, требовала маневренности политики.

Как понятие и методология, политика сложилась именно в вышеупомянутых полисах, которые выступали центрами управленческой элиты, а также средоточием различных сословий, ремёсел, искусств и школ.

Великие умы прошлого трактовали политику по-разному: «царское искусство» управления всеми остальными искусствами, такими как ораторское, искусство вести войну, осуществлять правосудие и т. д., а также как умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон). Макиавелли понимал под ней осведомленность о правильном и мудром правлении; Макс Вебер трактовал её как лидерство аппарата государства, либо влияние на данное лидерство ; Карл Маркс характеризовал политику как борьбу классовых интересов.

Современные же политологи характеризуют политику как специфическую деятельность в контексте общественных интересов, которая выражается в поведении групп общества, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, которые регулируют общественные отношения и создают как сам властный контроль, так и конкурентную борьбу за владение силой власти .

В наши дня политика значительно приблизилась по своей сути к управлению, а также к специфическим манипуляциям в довольно-таки сложной и разветвленной иерархии как элит, так и псевдоэлит. Она стал определённой частью, программой или направлением деятельности, в основе которой лежит специфический набор средств, инструментов, методов, техник несущих за собой конкретную цель - реализацию определённых интересов, направленных, в свою очередь, для достижения вполне определённых для субъекта политического процесса целей в определённой социальной среде. Ею также именуют иногда само принятие решений, либо же просто - определенный характер поведения. Самоорганизация общества дает возможность наблюдать политику во взаимоотношениях определённых групп людей, как, к примеру, в корпорациях, университетах, религиозных учреждениях.

В рамках такое науки, как политология, ведется её фундаментальное изучение, поскольку она представляет собой многоплановое социальное явление, инструмент сознательного саморегулирования общества.

2. Разновидности политики

Различными теоретическими направлениями предлагается целый ряд определений политики, в каждом из которых выделяется основной аспект политической деятельности: институциональный, юридический, психологический, социально-экономический, антропологический и т. п.

Если рассматривать политику в самом общем виде, определяя её как социальную деятельность, которая направлена на сохранение либо изменение сложившегося механизма распределения власти и собственности в обществе -внутренняя политика и мире - внешняя политика, мировая политика .

В контексте профиля или степени организации классифицируют политику на государственную (к примеру, фискальную, денежно кредитную, инвестиционную, образовательную и т. д.), военную политику, уставы политических партий и их политику, техническую политику (в промышленности) и т. п.

Зависимо от курса или направления деятельности какой-либо организации классифицируют её на: внутреннюю и внешнюю, социальную и т.п.

Политика это также:

· Своеобразное искусство правления державой и обществом;

· Систематизированный набор общественных идей, а также определяемая данными идеями целенаправленная деятельность, которая неразрывно связана с формированием связей между странами, народами, социальными группами;

· Поле деятельности государства, политических партий и гражданского общества в целом;

· Согласно Максу Веберу: это стремление к участию во власти или же влиять на распределение власти .

С течением времени мнение о политике значительно расширило свои рамки, проблема понимания политики стала достаточно актуальной, по крайней мере, политика стала предметом самых разнообразных её интерпретаций и истолкований. В наши дни время можно выделить четыре самых основных истолкований политики:

1) как взаимоотношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и классовую борьбу (коммунистическое трактование), группами и людьми (внутренняя политика) и государствами (внешняя политика). Акцент на борьбе, является весьма древним, и был в свое время усилен в концепции марксизма, в частности, идеей классовой борьбы в качестве основы истории. Новое, более глубокое обоснование данная концепция политики обрела в XX в. в теории конфликтной природы политики у таких мыслителей, как К. Шмитт и Ж. Френд .

2) из первого истолкования политики логически вытекает приравнивание политики к другим политическим явлениям, таким, как, власть и её средств, в качестве которых выступает, к примеру, аппарат принуждения, а также язык, речь, символика и т.п.

3) Функциональное трактование политики (через её функции) - управления, поддержания порядка, сохранения внутреннего и внешнего мира или же, напротив, ведение войны, тотальный контроль над обществом и человеком и т.д. По сути, перечисление функций политики с целью более полного её определения не имеет конца, а, следовательно, и никакого смысла.

4) Телеологическое (от греч. «teleos» - «цель»), или истолкование политики в контексте её целей, то есть определение её посредством еще гораздо более широкого её трактования, чем функциональное, притом ещё и очень близкого к нему.

Эти все толкования не лишены недостатков.

Решение данной проблемы наметил уже К. Шмитт, а усовершенствовали её исследователи уже нашего времени . Его толкование состоит в выделении в самой политике ее универсальной сущности, принципиального начала, что избавляет от частных, неполных и чересчур конкретных определений и перечислений, позволяя выработать гораздо более общую формулу, которая определяет ее сущность, а также содержит конкретные виды, формы и проявления.

Одной из основных разновидностей политики является внешняя пол и тика . Под нею понимается деятельность страны на международной арене, во взаимоотношениях с иными субъектами внешнеполитической деятельности: государствами, партиями, международными организациями. Внешняя политика берет себе за основу экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциал государства, а их сочетание определяет возможности и мощь внешней политики .

Традиционными формами осуществления внешней политики выступает: - установление дипломатических отношений (либо наоборот - снижение их уровня, приостановка, эмбарго, и объявление войны) между государствами;

Открытие представительств государства в международных организациях;

Сотрудничество с зарубежными политическими партиями и иными организациями гражданского общества;

Осуществление и поддержание на определенном уровне взаимосвязей с другими государствами, зарубежными партиями и движениями, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений или дружественных связей, но в сотрудничестве и конструктивном с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

Наличие стойких связей с иностранными партнерами дает возможность государству сделать более разнообразным комбинацию методов и средств внешнеполитической деятельности, а именно:

Регулярный обмен информацией, визиты различных уровнях;

Подготовка и заключение дву- и многосторонних соглашений широкого диапазона вопросов, включая договоры конфиденциального, секретного характера;

Подготовка и осуществление частичного или полного эмбарго;

Подготовка к войне и обеспечение благоприятной для ведения военных действий;

Внутренней политикой называется набор направлений экономической, демографической, социально-интеграционной, социально-культурной, репрессивной и т.п. деятельности государства, его структур и институтов, которые ориентированы на сохранение или реформирование существующего социально-политического строя.

В осуществлении целей внутренней политики государство имеет в арсенале и использует широкий диапазон средств:

Укрепление существующих отношений собственности либо их трансформацию на своей территории;

Налоговая (фискальная политика) со своими рычагами и механизмами влияния на экономическую систему государства;

Создание социально-престижных, а также социально-непрестижных общественных статусов при помощи экономических, пропагандистско-идеологическим и репрессивным средств;

Регулирование занятости посредством политики занятости;

Политика социального воспитания, политика в сфере образования;

Государственная политика в сфере здравоохранения и спорта;

Организация розыско-следственной, судебной и пенитенциарной системы;

Регламентация службы реадаптации лиц, замеченных в девиантном поведении и т.д.

Основой внутренней политики выступает соотношение социально-экономических укладов, которые сложились на данном этапе развития общества, а также производное от него соотношение господствующих в обществе классов и других общественных групп, которое определяют приоритетность целей, выбор методов и средств, степень удовлетворенности промежуточными результатами внутриполитического развития .

Военной политикой считается часть общей политики определенных социальных сил и целенаправленно созданных ими институтов власти, нацеленная на подготовку и использование средств принуждения для достижения тех или иных классовых, национальных или общечеловеческих целей;

Для ведения войны или противодействия.

В относительно самостоятельную отрасль деятельности военная политика выделилась в XVIII - XIX вв. В наши дни в международной практике укоренился взгляд на военную политику как на одно из довольно специфических направлений системы общей политики государства, поскольку её нельзя отнести только к внешней или сугубо к внутренней политике .

Внутренняя сторона военной политики рассматривается в контексте создания аппарата принуждения и его возможного использования в решении конфликтов внутри государства. Внешняя сторона охватывает всю деятельность по использованию (военному или невоенному) силовых средств политики в межгосударственных отношениях. Военная политика тесным образом взаимодействует со всеми её разновидностями. Следует отметить, что в условиях войны это взаимодействие принимает характер глубокой и всепроникающей интеграции.

Наиболее тесно и очевидно военная политика взаимодействует с экономической, социальной, научно-технической. Именно поэтому военную политику и следует отнести к разряду комплексных, синтезированных её разновидностей.

Геополитика, как разновидность политики, является одним из фундаментальных понятий теории международных отношений, и характеризуется местом и конкретно-историческими формы воздействия территориально-пространственных особенностей положения государств или блоков государств на локальные, региональные, континентальные и глобальные международные процессы. Становление геополитики исторически связано с исследованием роли географического фактора в жизни общества, в первую очередь с концепциями географического детерминизма.

Экологическая политика имеет направленность на охрану и оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов и т. д. Долгое время экология была предметом изучения естественных наук, изначально - биологических, а позже географических. В настоящее время она приковывает к себе все больший интерес, поскольку постоянно возрастает значение антропогенных факторов, обусловленных различными формами влияния деятельности человека на отдельные компоненты и природу в целом, при этом ареал человеческой деятельности постоянно расширяется, включая и глубины океанов, и космическое пространство. Перед человечеством встает общая задача - поиск путей выхода из нарастающего экологического кризиса, а также обеспечения экологической безопасности . Защита человека, экологический императив его выживания, вобравший в себя множество забот и проблем, в том числе социально-экономических и политических, составляет суть экологической политики.

3. Политический режим и его виды

Политический режим, в первую очередь, определяет порядок отношений между государством и обществом. По мнению французского профессора Ж. Керманна, политическим режимом называется совокупность элементов идеологического, институционального, социального порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период.

В современном мире существует приблизительно 140-160 политических режимов, которые несколько отличаются друг от друга . Итак, политические режимы подразделяются, в первую очередь, на демократические и недемократические. Последние, в свою очередь, делятся на тоталитарный и авторитарный режимы.

На выбор того или иного политического режима оказывают влияние как менталитет народа, так и экономическое развитие страны. Именно политический режим отражает степень политической свободы личности в обществе и ее правовое положение.

Свое начало политический режим берет в гражданском обществе. Английский философ Т. Гоббс связывал возникновение государства с добровольным волеизъявлением граждан. Он считал, что изначально все люди были неограниченно равны и неограниченно свободны, что позволяло, так сказать, каждому как «обладать всем» так и претендовать на все. Таким образом появились зависть, вражда, злоба, люди стали истреблять друг друга. Данное состояние общества Гоббс назвал «войной всех против всех», а для того чтобы обезопасить себя, люди пришли к выводу о целесообразности заключения «общественного договора» или создания государства, которое регулировало бы отношения между ними. Следовательно, люди добровольным волеизъявлением отказываются от части своих прав.

Что касается демократических политических режимов, то на современном политическом языке термин «демократия» выступает как один из наиболее распространенных и, при этом, многозначных. Данный термин берет свое начало в Древней Греции, где он обозначал народовластие или такую форму государственного устройства, при которой народ имеет наиболее широкие права и приобщен к участию в политическом процессе. Таким образом, демократия неразрывно связана с народом, имманентна его воле и интересам.

В реальной жизни демократия выступает как сложное и многоаспектное явление, вовсе не сводясь только к политической сфере жизни общества или государства, а распространяется также и на другие сферы: экономическую, социальную, идеологическую, научную .

Именно демократия является тем политическим режимом и той формой государственного устройства, к которой стремится подавляющее большинство государств. Следует отметить, что перед странами, которые в конечном итоге отдали предпочтение демократическому развитию, возникает много не только экономических, социальных, но и политических проблем. Это, прежде всего, проблемы модернизации политической системы, приспособления к функционированию в новой среде, создания демократических политических институтов, решения гуманитарных проблем, вхождения в международные наднациональные организации и т.п. Среди проблем утверждения демократии, связанных с экономикой и политикой, Ї как правило, значительное отставание инфраструктуры рыночной экономики от уровня развития института собственности. Следовательно, рынок и капитализм не могут стать автоматическими и самодостаточными условиями для утверждения демократии .

Соотношение понятий «либерализм» и «демократия» также является, на самом деле, далеко не однозначным и смешивать эти их совсем не нужно, поскольку либерализм предпочитает волю человека перед равенством, а демократия - напротив - равенство перед волей.

При демократическом режиме нет места застою, идеология не заслоняет демократические ценности, а плюрализм является главным источником власти.

Заключение

В зависимости от того, в какой сфере политика осуществляет свою регулятивную функцию, различают такие разновидности политики, как, к примеру: экономическая, социальная, демографическая, аграрная, национальная, научно-техническая, культурная, экологическая и т. д.

В контексте направленности политики на решение внутренних и внешних задач выделяют политику внутреннюю и внешнюю . Если в нутренняя п о литика реализует отношения между субъектами внутри государства, то внешняя определяет курс государства на отношения с субъектами внешнеполитической деятельности. Говоря о международной политике, субъектами её выступают народы, государства, общественные движения разных стран. Политика имеет ряд важнейших функций для общества:

Интеграционную, которая обеспечивает целостность общественной системы, а также стабильность и порядок в обществе;

Регулятивную, которая выражает социально-значимые интересы и потребности всех слоев и групп общества, регулируя на данной основе социальные процессы, и обеспечивая цивилизованное разрешение возникающих противоречий;

Мобилизационную: определяет ресурсы и обеспечивает эффективность совместной деятельности по достижению общественно-значимых целей;

Политической социализации: включает личность в сложный мир общественных отношений, предоставляя ей возможность обрести навык активной созидательной деятельности;

Гуманитарную: обеспечивает права и свободы членов общества, гражданский мир.

Понятие "политический режим" является более объемлющим, чем понятие "государственный режим". Он включает в себя не только методы и приемы осуществления политической власти и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций.

Список использованных источников

1. А. П. Угроватов. Политология: словарь-справочник. -- Новосибирск: ЮКЭА, 2006. -- 486 с.

2. Вебер М. Политика как признание и профессия. -- М., 1997. -- Т. 2. -- (Антология мировой политической мысли).

3. Политология: учебное пособие / под ред. В.И. Власова. - Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. - 300 с.

4. Попов А. Политические системы и политические режимы XX века. Издательство: Экзамен, 2007.- 287 с.

5. Пугачев В.П. Политология. - Издательство: Аспект-Пресс, 2007. - 448 с.

6. Политология: Учеб. пособие / О. В. Бабкина, В. П. Горбатенко, - К.: ИЦ «Академия», оригинал-макет, 2011.

7. Политология: Учеб. пособие / И.В. Волкова, Н.К. Волкова, С.Г. Галаганова и др.; Под ред. В.С. Пусько. - 3-е изд., доп. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009.

8. Хейвуд, Эвдрю. Политология: Учебник для студентов вузов / Пер. с англ. под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Вельского. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика международных отношений. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с внутренней политикой. Проблемы становления нового миропорядка. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства.

    реферат , добавлен 13.06.2013

    Сфера политики как структурный элемент общественной жизни. Институт политических движений и партий, власти и государства. Институциональный подход к сфере политики. Взаимосвязь норм, идеалов, обычаев, традиций, определяющих политическую жизнь общества.

    реферат , добавлен 30.08.2012

    Понятие, сущность и особенности теории глобального политического прогнозирования. Использование его результатов для планирования развития страны. Применение научных предсказаний в социальной сфере. Аспекты внутренней и внешней политики государства.

    презентация , добавлен 20.11.2014

    Деятельность государства в сфере международных отношений. Национальные интересы и приоритеты внешней политики Республики Беларусь. Способы обеспечения внутренней и внешней поддержки целей и задач внешнеполитической стратегии правительства государства.

    контрольная работа , добавлен 17.08.2011

    Понятие политики как искусства управления государством и инструмента реализации властно значимых интересов социальных групп. Внутренняя и внешняя политика. Основные аспекты экономической, социальной, военной и экологической политики государства.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Сущность внутренней и внешней политики государства. Связь между ними. Субъекты и объекты политики, характеристика функциональных компонентов политики. Мотивация стремления человека в политику. Современная политика РФ.

    контрольная работа , добавлен 12.06.2007

    Политика как явление социальной жизни, результат ее усложнения и форма проявления государства. Происхождение политики и ее сущность, основные трактовки, внутренняя структура и функции. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Понятие социальной политики. Основные функции социальной политики. Основные направления реализации социальной политики: страхование, соцзащита работников, соцмеры на рынке труда. Проблемы социальной политики России в переходный период и пути разрешения.

    реферат , добавлен 11.04.2003

    Общая направленность, содержание, принципы реализации и основные задачи внешнеполитической деятельности Украины, приоритеты в развитии ее двусторонних и многосторонних отношений. Сущность и особенности внешней и внутренней валютной политики Украины.

Появление на свет такого явления как «политика» обусловлено тем, что общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом.

Великий древнегреческий философ Аристотель сформулировал положение о том, что «... человек по природе своей есть существо политическое...», а значит в той или иной мере вовлечен в политическую жизнь. Вопрос заключается лишь в том, насколько осознанно личность становится субъектом и объектом политики, обдуманно делает свой политический выбор в тех или иных ситуациях.

Без политики наша жизнь превратилась бы в то, что известный английский мыслитель Т.Гоббс назвал «войной всех против всех», когда народ воюет с народом, город с городом, улица с улицей, дом с домом и, наконец, человек с человеком. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика.

«Политика» - одно из наиболее распространенных и многозначных слов как в русском языке, так и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели.

Однако большинство людей, употребляя термин «политика», практически не задумываются над его истинным содержанием. Древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». В то же время коварство привычных слов в том и состоит, что став общеизвестными, они часто утрачивают свой первоначальный смысл. Великий немецкий философ Георг Гегель предупреждал: «. если нечто становится общеизвестным, значит, мы точно не знаем, о чем идет речь». Касаясь политических терминов, русский историк В.Ключевский писал, что они имеют свою историю, и мы неизбежно впадем в анахронизм, если, встречая их в памятниках истории отдалённого времени, будем понимать их в современном смысле». Это относится и к пониманию термина «политика».

Постичь сущность и содержание категории «политика» можно на трех уровнях.

1. На обыденном уровне. В этом случае гражданин создает первичный, фоновый облик политики, который позволяет ему приспосабливаться к политически организованному сообществу, находить совместные с собственными целями способы взаимоотношения с властью и государством. Обыденное сознание рисует «естественную» картину политики на основе индивидуального эмпирического опыта и традиционно сложившихся идей, обычаев, стереотипов.

2. На научно-теоретическом уровне. Здесь формируется форма абстрактного мышления, с помощью которой человек выстраивает в своем сознании представления о внешних и внутренних связях политики на основе обобщения и систематизации не индивидуального, а интергруппового и универсального опыта. Специфика этого уровня состоит в рационально-критическом осмыслении политической действительности и создании такой картины мира политики, которая описывала бы и объясняла данное явление в целом.

3. На уровне технологического отражения, который служит качественной разновидностью научного сознания, формирующейся для решения конкретной политической задачи и представляющей науку как особое «искусство», «ремесло», «мастерство». Этот уровень существенно влияет на методы формирования и развития такого рода знаний, способы их организации и формы воплощения.

Сегодня, несмотря на бурное развитие научного политологического знания, содержание категории «политика» все еще остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей. Оно демонстрирует тщетность однозначных определений феномена политики, стремления поймать ее вечно ускользающую специфику в границах единожды найденной логики. Термин «политика» практически всегда используется в нескольких смыслах.

Происхождение самого термина «политика» различные авторы интерпретируют по-разному.

Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого «polis» и его производных «politeia» (конституция), «polites» (гражданин) и «politicos» (государственный деятель).

Другие полагают, что данное понятие произошло от «politike», что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от «politeia», обозначавшего законодательное оформление общественно-государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие «политика» произошло от греческих слов «poli» (много) и «tikos» (интересы).

Широкое распространение слово «политика» получило после того, как стал известен трактат древнегреческого мыслителя Аристотеля о государстве и искусстве правления, который так и назывался «Политика».

В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности. Так, в частности, Платон и Аристотель считали политикой управление государством. Аристотель считал правильным те формы государственного устройства (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо. Платон определял политику как искусство жить вместе, т. е. искусство сосуществования. Данный подход называется коммуникационным.

Используя директивный подход, классик политической науки, итальянский мыслитель Николло Макиавелли считал, что есть не что иное, как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее».

А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти».

Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал: «Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». А Д.Истон понимал политику как властное распределение ценностей внутри общества.

На основе институционального подхода В.Ленин считал, что политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики».

Если обратиться к трактовке понятия «политика» в научных словарях, то мы видим, что в Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.
С.Ожегов в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Представленные трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления следующим образом: «Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами».

Политику можно классифицировать по различным основаниям:
По сферам общественной жизни: экономическая; социальная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная; военная и т.д.

По объекту воздействия: внутренняя и внешняя.

По субъекту политики: политика партий; политика общественных объединений и движений; государственная политика и т.д.

По приоритету деятельности (цели): политика нейтралитета; политика национального примирения; политика «открытых дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и т.д.

Таким образом, политика это: участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; деятельность в сфере отношений между классами, нациями, партиями и государствами; совокупность событий или вопросов государственной, общественной жизни; характеристика образа действий, направленных на достижение определённых целей в отношениях людей между собой. В широком смысле политика отождествляется со всей социальной действительностью. В узком смысле под политикой понимаются отношения между большими социальными группами людей по поводу реализации своих политических интересов.

С функциональной точки зрения, роль политики в любом обществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:
1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.
2. Социализация личности, формирование человека как самостоятельного, социально активного индивида. Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.
3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия.
4. Управление и руководство политическими и общественными процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия.
5. Интеграция различных социальных слоев населения, подержание целостности общественной системы, стабильности и порядка.
6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.
7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком природой.
8. Организационная.
9. Контрольно-распределительная.

Понятно, что речь в данном случае идёт только о важнейших функциях политики. По степени развития этих функций можно судить о степени развития самого общества, его зрелости и развитости политической жизни.

В структуре политики выделяются содержание, форма и процесс (отношения). Содержание политики выражается в ее целях, ценностях, мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает. Форма политики - это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. В политическом процессе находит отражение сложный, много субъектный и конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Исходя из этого, рассматривая политику как общественное явление, можно выделить ее следующие структурные элементы:
политический интерес - внутренний, осознанный источник политического поведения;
политические отношения - взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти;
политическое сознание - зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно-значимым интересам;
политическая организация - совокупность институтов политической власти;
политическая деятельность - социальная активность субъектов по реализации ими своих политических статусов.

Политика имеет свои субъекты и объекты. Субъект - это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности, в познании. Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.

Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведёт активную политическую жизнь, участвует в политическом процессе: личность, социальная группа, общественные и религиозные объединения, государство или его органы, международные организации и т.п.

Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта политики: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т.п.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:
мегауровень - международная и мировая политика;
макроуровень - высшие центральные политические институты, государственные органы управления, общественные организации и объединения;
мезоуровень - органы управления регионального, республиканского, областного, районного масштаба;
микроуровень - непосредственное политическое взаимодействие людей, малых социальных групп.

Таким образом, политика обладает всеобъемлющим социальным характером и имеет отношение практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её проявлениях, а изучение политологии способствует формированию социально-активной личности.

Политика - это объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

Характерные черты политики:

Связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

Любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства - такого социального института, который как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

Связь с действиями и интересами больших масс людей;

Целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета многообразия условий и компонентов политических действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной политике);

Властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер политики предопределяет использование государственного механизма; соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к механизмам власти.

Субъекты политики и ее функции

Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них можно выделить следующие:

1. функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию благодаря способности улавливать тенденции общественного прогресса и в русле этих тенденций формулировать общие цели, разрабатывать проекты будущего, определять социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы;

2. мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Помимо формулирования целей поступательного развития политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти;

3. регулирования. Воздействуя на интересы групп, политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие;

4. рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации;

5. политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций;

6. гуманитарная функция - в создание гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности Субъекты политики - носители политического действия. Очевидно многообразие субъектов политических отношений, в качестве которых могут выступать и отдельные люди, и социальные группы, и институты, и движения. Их общей чертой служит наличие интересов, сферой реализации которых являются политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики, как классы (объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Структура политики

субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, орга­низации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее;

социальный институт - структурно организованный субъект по­литики (Н: политическая партия, профсоюз);

социальные общности (слои, классы, нации) и отдельная личность (политический ли­дер, граждане);

политические отношения - отношения распределения и исполь­зования государственной власти на основе политических интере­сов, которыми они руководствуются в своей деятельности;

политическое сознание - система оценок, смыслов и утверждений участников политики;

*политическая психология - эмоции, чувства, переживания, на ос­нове которых происходит оценка реальной действительности и уча­стие в политической жизни;

политическая идеология - система представлений, на основе ко­торой строится рационально осмысленное участие в политической жизни;

* политическая культура субъектов, определяющая характер взаи­модействия участников политической жизни;

* система институтов законодательной, исполнительной и судебной

власти , существующая для своевременного представительства и удовлетворения возникающих и постоянно изменяющихся соци­альных потребностей групп и индивидов;

* политическая организация общества , которая охватывает; госу­дарство и его органы, партийную систему, группы давления и т.д.

Благодаря взаимодействию ее структурных элемен­тов, политика обеспечивает целостность общества.

Сущность власти

Власть - возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть - способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Признаки политической власти:

Делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

Использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

Наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти - государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство - это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

Структура власти

Структура власти выступает как система трех определенным образом субординируемых видов властных отношений:

Социально-политических, которые регулируют отношения социальных слоев и организаций с политической властью.

Политико-управленческих, регулирующих многообразие экономических, социальных, духовных взаимоотношений политических кругов (посредством политических институтов, методов, приемов) с социальными образованьями и организациями в обществе.

Политико-идеологических отношений, оказывающих всестороннее и систематическое идейно-психологическое воздействие на массовое сознание.

политическая власть включает прежде всего власть государства, власть органов местного самоуправления, власть партий, политических лидеров, средств массовой информации. Но центральной в политической власти является власть государства, таким образом, она включает в большей или меньшей степени все другие перечисленные виды власти. Ее центральное положение определяется также монополией на принятие законов, обязательных для всех граждан страны.

Функции власти

Функции политической власти как инструмента социального управления:

Сохранение социальной целостности;

Реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

Регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма.;

Поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.

Легитимность власти

Легитимностъ означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.

Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И, напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

Легитимная власть порождает у руководителей право на управление и соответственно обязанность у населения подчиняться им.

Легитимность и легальность (законность) власти не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам (юридическая характеристика), то Легитимность - это доверие и оправдание власти (характеристика нравственная). Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение,- легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

Типы легитимности политической власти:

1) рациональный - власть узаконена установленными демократическим путем и признанными нормами права, основана на подчинении не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти;

2) идеологический - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены;

3) традиционный - власть признается оправданной в силу укорененных обычаев, традиций, привычки повиноваться, веры в непоколебимость и священность издревле существующих порядков;

4) харизматический (персональный) - власть основывается на вере масс в исключительные качества, особые способности политического лидера (вождя от Бога, обладающего чудесным даром), на личном авторитете правителя и т.д.

Рассмотренные (и некоторые иные) типы легитимности власти являются идеальными и не существуют в “чистом виде”. В конкретно-исторических условиях каждой страны эти типы переплетаются при доминировании одного из них.

О степени легитимности политической власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму.

Классификация власти

В зависимости от используемых средств влияния выделяют следующие типологию власти:

Экономическая, опирающаяся на экономические ресурсы, собственность на различного рода материальные ценности. То есть в основе этого типологии власти – связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями человека;

Социальная власть тесно связана с экономической. Но если экономическая власть имеет рычаги распределения материальных благ, то социальная распределяет положение в социальной структуре – статусы, т.е. влияет на общественное положение широких слоев населения (путем назначения на должности, льгот, привилегий и др.);

Культурно-информационная (духовно-информационная) – это власть над людьми с помощью научных знаний, культурных традиций, религии и морали, информации и средств их распространения и др. На современном этапе из всех видов духовного влияния первостепенное значение приобретает научно-информационная власть. В целях воздействия на сознание людей используются различные каналы – школы, ВУЗы, СМИ и др.;

Основание и ресурсы власти

Ресурсы власти: это те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы власти в организации очень разнообразны. Одна из наиболее популярных классификаций, в соответствии с важнейшими средствами жизнедеятельности:

Экономические (финансовые) – деньги.

Социальные – способность изменения социального статуса или должности работника, а также социальные блага (медицинская страховка и т.п.).

Информационные – знания и информация, обладающие для работников важностью в том или ином аспекте (решение производственных задач, фактор престижа и т.д.).

Принудительные (силовые) – средства физического воздействия. Но в современном производстве такое не используется, поэтому, обычно, под принудительными ресурсами понимают меры административного наказания.

Есть и другие классификации.

Институциональные, связанные с организационным и ценностно- культурным регулированием.

Позиционные - обладание информацией, возможность влиять на определенных должностных лиц.

Персональные – индивидуальные знания, способности, сила воли, убежденность

В зависимости от используемых ресурсов выделяют разные виды власти (экономическая, персональная и т.д.). Основания власти выступают отражением подчиненными ресурсов, которыми обладает руководитель. Основания власти раскрывают мотивы поведения и непосредственно связаны с соответствующими видами власти. Классификация оснований (и, соответственно, видов):

Вознаграждение.

Информация.

Легитимация. Основывается на должностном авторитете, признании норм и ценностей данной организации, а также права руководителей приказывать и обязанности нижестоящих подчиняться.

Убеждение.

Идентификация. – это преимущественно эмоциональная связь субъекта и объекта власти, проявляющаяся в формировании у них чувства единства, в стремлении сотрудников понравиться руководителю, брать с него пример, копировать его поведение. Такое явление может объясняться несколькими причинами (например, харизмой руководителя).

Привычка к подчинению.

Организационная экология. Власть через изменение рабочей среды. Сознательное формирование руководителем условий труда и организации рабочего места сотрудника с целью исключить нежелательные формы его поведения, а также повлиять на него в целом.

Политическое пространство

ПРОСТРАНСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЕ - реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние. Политическое пространство выполняет три функции: 1) предпосылки политической жизни; 2) цели политической деятельности государств (геополитика); 3) экологической среды существования и развития разнообразных форм политической жизни. В качестве предпосылки оно определяет территориальные размеры и границы политической системы, характеризует влияние эколого-географических условий на организацию Политической жизни, на степень управляемости ею со стороны исполнительной власти, на механизм связи центра с властью на местах и др. Так, одной из предпосылок победы демократии в Западной Европе была пространственная открытость границ европейских государств.

В качестве цели политической жизни политическое пространство предстает как важный фактор “геополитики”, которая долгое время осуществлялась под имперскими лозунгами и принимала военные формы. Так, геополитика царской России осуществлялась как военная экспансия и колонизация других народов. Современная геополитика стремится обеспечить многообразие форм политической жизни этносов и народов и отказывается от объявления их геопространства зоной жизненных интересов того или иного государства. Величие государства заключается не в увеличении размеров своей территории силовыми методами, а в расширении демократического политического пространства с помощью повышения уровня и качества жизни как социальных и национальных сообществ, так и отдельного человека.

В качестве экологической среды политическое пространство позволяет осмыслить связи между элементами политической системы, характер этих связей, зафиксировать территорию и границы государственного управления, которые нередко выходят за рамки национального государства, включая, напр., колониальные владения или зоны влияния. В политическом языке политическое пространство имеет символическое и метафорическое значение. Так, в годы “холодной войны” слово “Запад” имело не просто географический смысл, а обозначало, прежде всего, военно-политическое объединение. Ныне же слово “Запад” характеризует региональные границы мирового содружества, определенную модель общественно-политического развития, составной частью которой является демократическая форма правления и рыночная экономика. Составляющие этой модели адаптируются в разных обществах и культурах. Накануне нового тысячелетия формируется мировое политическое пространство, которое характеризуется сближением разных политических систем, отбором наилучших моделей развития, поиском выхода из конфронтации и согласия в международной политике, что свидетельствует о становлении мирового сообщества.

Политическое время

ВРЕМЯ ПОЛИТИЧЕСКОЕ - условное название содержания политической жизни общества на определенном этапе его развития. В. п. многомерно, имеет разные темпы развития. Настоящее в нем во многом зависит от прошлого и в значительной степени определяет будущее. Содержание и рамки В. п. определяются характером, последовательностью и длительностью взаимодействия субъектов и объектов политики, определяющих социальный прогресс.

Политическая жизнь возникла в результате распада общества на социальные группы с несовпадающими ин­тересами. Общество резко усложнилось, и поэтому по­явилась политика как деятельность по согласованию социальных интересов. Все население разделилось на управляющих (элита) и управляемых (масса). Основ­ной функцией политики стало управление обществом с помощью государства в интересах прежде всего наибо­лее влиятельных классов и слоев общества.

Сфера политики явилась следствием и отражением тех процессов, которые зародились и существуют в со­циальной жизн и общества. Речь идет прежде всего о со­циально-экономических интересах людей. Следует иметь в виду, что за всякого рода лозунгами и программами политических партий, заявлениями и действиями по­литиков как правило стоят интересы тех социальных групп, которых они представляют. Сфера политичес кой жизни включает в себя все многообразие явлений и процессов, так или иначе связанных с борьбой за обладание государственной властью. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие проявления политической жизни общества.

Политические потребности и интересы являются по­будительными мотивами («пружинами») деятельности людей в сфере политики. В качестве мотивов выступа­ют имущественные интересы людей, их идеалы и чес­толюбие, нравственные соображения и другое. Данные интересы выражают потребности людей, т.е. то, чего им недостает в реальной жизни. Неудивительно, что политика вовлекает в свой бурный поток не только людей с безупречной совестью, но и негодяев и прохо­димцев. Политическая жизнь - это всегда отстаива­ние своих интересов, в какие бы одежды эти интересы ни рядились.

Политическое сознание людей является духовной стороной политической жизни общества. Оно включа­ет в себя как чисто житейские представления о полити­ке и государстве, так и различные учения и теории. Если нет политического сознания, то нет и полноцен­ной политической жизни в целом. Имея знания и пред­ставления о политике (пусть даже и самые простей­шие), люди получают возможность участвовать в ней сознательно (со знанием дела), давать оценки конкрет­ным фактам и явлениям политики, делать выбор в поль­зу собственных интересов.

Субъекты политической жизни есть ее участники, «актеры». Речь идет о конкретных индивидах и группах, которые являются носителями интересов, сознания и прак­тических действий. Изучая политическую жизнь общест­ва, философия обращает внимание на политическую куль­туру субъектов политики, на взаимоотношения между лидерами и. массой, духовные качества участников поли­тики. Философия отмечает также высокую степень субъ­ективного (личностного) начала в политической жизни. Ее интересует и то, насколько общество демократично, т.е. создает примерно равные возможности для участия в политической деятельности всем ее участникам.

Институты (органы) политической жизни представ­ляют собой специальные «инструменты», создаваемые и используемые субъектами политики для борьбы за власть и ее применение. К числу таковых относятся политические партии, различного рода движения, ас­социации и организации. Основным инструментом по­литики является конечно же само государство как офи­циальное выражение власти в обществе. Наличие на­званных нами институтов свидетельствует о том, что человечество сумело «изобрести» специальные средст­ва для цивилизованного и эффективного протекания политической жизни в обществе.

Собственно политика есть, по определению В.И.Ле­нина, «участие в делах государства». В данном случае политика рассматривается как вид деятельности чело­века наряду с наукой, воспитанием, земледелием и дру­гими. Она выполняет не только лишь функцию завое­вания власти и ее упрочения, но может быть направле­на также и на достижение гражданского согласия (кон­сенсуса) в обществе. В этом случае используются та­кие цивилизованные методы деятельности, как кон­структивный диалог, компромисс (соглашение на ос­нове взаимных уступок), партнерство и т.п. Но в по­литике используются, увы, и не только эти методы. Нередко можно услышать, что политика - это «гряз­ное дело», что это якобы «зверь, не знающий Бога» (Н.А.Бердяев) и т.п. Действительно, в политике имеет место хитрость и даже обман, заигрывание с массами и нечестная игра, лицемерие, цинизм, коварство и жес­токость. Так было всегда, так оно есть и сейчас, и в этом тоже проявляется ее противоречивая природа. Но все это еще не дает оснований полагать, что в этой деятельности нет места для совести, честности, поря­дочности и других позитивных социальных ценностей.

Политические отношения - это те связи и зависи­мости, которое складываются между индивидами и груп­пами людей в ходе их борьбы за власть. Это проявля­ется, например, в формах солидарности, сотрудниче­ства, компромисса. Но эти отношения нередко сущест­вуют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конфликта сторон.

Политическая культура представляет собой типичные для данного общества образцы (формы) мышления и практической деятельности людей, проявляемые ими в сфере политики. Это понятие употребляется также и для характеристики человека как участника политической де­ятельности, раскрытия его политических качеств. Поли­тическая культура представляет собой единство полити­ческого сознания и практических действий, их синтез. Это прежде всего способы и формы участия индивида в политике (мирные или же насильственные действия, активное участие или же неучастие в политике и т.д.). по­литическая культура является инструментом для созна­тельного участия человека в политике и выполняет раз­нообразные функции. Кроме названной выше функции участия в политике, она способствует стабильности в обществе или же, при низкой культуре, разрушает ее. С помощью политической культуры передаются опыт, тра­диции и способы деятельности в политике от поколения к поколению. Она может как способствовать объедине­нию (консолидации) людей на почве общих интересов, так и напротив - разъединять их, вносить вражду и не­приязнь друг к другу. Политическая культура помогает интеллектуальному развитию личности путем освоения индивидом существующих в обществе способов полити­ческого мышления и знаний о политике.

Политические принципы и нормы включают в себя систему правил, запретов и ограничений для полити­ческой деятельности. В политике тоже должна быть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Очень важно, например, принимать в правительстве такие решения, которые бы своевре­менно разрешали назревающие социальные конфлик­ты. От высших государственных деятелей требуются такие поступки, которые бы не ущемляли честь и на­циональное достоинство своего народа и т.д. и т.п. Данные принципы и нормы представляют собой как бы «правила игры» в политике.

В качестве небольшого вывода по второму вопросу мы считаем важным заметить следующее. Политическая жизнь общества глубоко социальна, т.е. она отра­жает интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. На основе этих интересов возникают специаль­ные институты (органы) - партии, государство и др., в задачу которых входят формулировка и реализация этих интересов. Одной из важнейших функций поли­тической сферы является закрепление и сохранение существующего в обществе социально-экономического порядка вещей (например, отношений собственности), либо же его изменение в интересах тех или иных соци­альных групп и слоев. Основная функция политичес­кой жизни есть, следовательно, отражение и реализа­ция социально-экономических и иных интересов лю­дей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»