Рф в начале 21 века особенности развития. Усиление борьбы с терроризмом

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вопрос 1. Что означает принадлежность России к мировому сообществу? Как живёт российское общество в начале XXI века?

Россия всегда была частью мирового сообщества. Древнерусское государство возникло на торговых путях, которые соединяли Скандинавию с Византийской империей и Арабским халифатом. Религии России - православие, ислам, буддизм и иудаизм пришли в нашу страну из других государств. В 1812 году Россия возглавила освобождение Европы от владычества Наполеона, а в 1945 году наша армия спасла человечество от фашизма. 12 апреля 1961 года полёт Юрия Гагарина в космос открыл всем народам Земли возможность освоения Вселенной.

В XXI век Россия вступила динамично развивающимся обществом. Важные изменения происходили в каждой сфере общественной жизни - политической, экономической, социальной, духовной. Значительные изменения затронули политическую сферу жизни российского общества, где произошло укрепление государственной власти. Частью политической сферы общества являются политические партии. В современной России существуют десятки политических партий, которые выражают интересы различных социальных групп.

Вопрос 2. Что связывает Россию с мировым сообществом?

Наша страна находится в постоянном взаимодействии со всем человечеством, и российское общество развивается по тем же законам, какие присущи другим обществам. Такие процессы, как ускорение развития общества, т.е. сокращение каждой следующей ступени развития, социальный прогресс, присуще всем странам, в том числе и России.

Вопрос 3. Как изменялись политическая, экономическая и социальная сферы нашего общества в начале XXI века?

Значительные изменения затронули политическую сферу жизни российского общества, где произошло укрепление государственной власти. Частью политической сферы общества являются политические партии. В современной России существуют десятки политических партий, которые выражают интересы различных социальных групп. Партии принимают активное участие в политической жизни, в том числе в выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ - парламент нашей страны, а также в выборах в региональные законодательные органы власти.

Современное общество - очень сложное явление, управлять им нелегко, так как Россия - огромная страна с огромными возможностями: людскими и природными ресурсами. Поэтому происходит постоянный рост численности чиновников - государственных служащих, занятых управлением страной. В то же время возрастает влияние общественности, активно выражающей своё мнение на принятие политических и социальных решений по важнейшим вопросам жизни страны.

Социальная сфера претерпевает в нашей стране значительные изменения. Особенно они касаются роста доходов населения. Например, повысился уровень и качество жизни людей, занимающихся предпринимательством. Кроме того, выросли доходы у тех, кто занят в производстве и продаже электричества, предоставлении услуг тепло- и водоснабжения, продаже нефти и газа, строительстве и производстве строительных материалов. Улучшился уровень жизни людей, работающих в сфере услуг и торговле. Поэтому россияне стали больше покупать автомобилей, бытовой техники, делать евроремонт в своих квартирах. В больших и малых городах выросли кварталы новостроек из многоэтажных домов и коттеджей. Граждане России чаще стали выезжать за границу с деловыми и туристическими целями.

Основное население России составляют средний и низший классы, на долю высшего класса приходится 3-5% населения страны. Средний класс представляют высокообразованные граждане нашей страны. Они заняты в бизнесе, образовании, медицине, высокотехнологичных отраслях, в государственном управлении.

В экономической сфере общества в начале XXI века произошли важные изменения.

На сегодняшний день главными отраслями экономики России являются добыча и экспорт полезных ископаемых, в первую очередь нефти, газа и угля, а также леса. Кроме того, в России успешно развиваются производство чёрных и цветных металлов, вооружений, оборудования для атомных электростанций, химических удобрений, пищевая промышленность и промышленность строительных материалов. В последние годы выросло производство автомобилей. Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортёров зерна.

Но есть в экономическом развитии России и проблемы. Наша страна производит очень мало собственной обуви, тканей, одежды; сильно зависит от импорта лекарств, мяса, овощей и фруктов, самолётов, бытовой техники и компьютеров. Но наличие этих проблем означает, что российским предпринимателям есть чем заняться в ближайшее время.

Вопрос 4. Что происходило в духовной сфере российского общества в начале XXI века?

В духовной сфере общества укрепляются связи между представителями разных религиозных конфессий (православием, исламом, буддизмом, иудаизмом) и государством, которое не препятствует людям в выборе веры и посещении культовых объектов, как это было при советской власти. Напротив, современную Россию характеризует процесс массового строительства храмов, монастырей, мечетей.

Серьёзные изменения претерпела сфера образования, где были введены новые направления деятельности, такие, как Единый государственный экзамен (11 класс), Государственная итоговая аттестация (9 класс). Расширилось количество школ, где начиная с 8 класса идёт углублённое изучение отдельных предметов в зависимости от способностей и интересов учащихся. Обучение школьников осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Сегодня жители страны активно посещают музеи и консерватории, театры и кинотеатры, ходят на концерты.

Вопрос 5. Что такое «кризис чтения»? В чём он выражается? Вы чувствуете его влияние на себе?

В современной России, как показывают социологические исследования, школьники меньше читают серьёзную литературу и смотрят фильмы из репертуара художественной классики. Книги стали меньше читать как взрослые, так и подростки.

Интернет, который в 2000-е годы стал доступен большинству жителей нашей страны, превратился в конкурента музеев, кинотеатров и библиотек - всю необходимую информацию люди находят в мировой «паутине».

Нет, я не ощущаю на себе кризис чтения, я читаю книги каждый день и часто смотрю познавательные передачи, высокохудожественные фильмы.

Практикум

1. Найдите в средствах массовой информации, Интернете информацию о том, какие российские фильмы получали призы на международных кинофестивалях в 2000-е годы.

1) 2000 г. – Анимационный фильм "Старик и море";

2) 2000 г. – Актёрский ансамбль "Свадьба";

3) 2008 г. – "Все умрут, а я останусь";

4) 2003 г. – "Отец и сын";

5) 2007 Г. – "12".

2. В ходе социологических опросов россиянам предлагалось ответить на вопрос: «Как часто вы читаете книги?» Результаты опросов представлены в таблице.

Какие выводы можно сделать на основании данных таблицы? Найдите их в приведённом списке.

1) За период с 1994 по 2011 год выросло число опрошенных, которые практически никогда не читают книг;

4) уменьшилось число тех, кто ежедневно читает книги.

3*. Напишите два мини-рассказа на следующие темы: «Моя школа в начале XXI века» и «Моя школа в конце XXI века». Сравните эти две школы (настоящего и будущего) и сделайте вывод по тем изменениям, которые произойдут, по вашему мнению, к концу столетия.

Моя школа в начале 21 века становится более совершенной, появляются электронные дневники и журналы,это уже прогресс видимый, вносятся изменения в виде формы, это идет на пользу ученикам так как в форме все равны.

Школа в конце 21 века в моем понимании выглядит как современное учебное заведение, полностью автоматизированное, электронные книги, журналы, дневники, интерактивные доски и т. д. обучение станет более интересным и разнообразным, детям будет интереснее учиться.

Период правления президента В. В. Путина. В 2000 г. после прихода к власти президента В. В. Путина был взят курс на укрепление федеральной власти, правопорядка, правового государства. Администрация президента при поддержке Государственной думы начала серию реформ, направленных на усиление контроля центра над субъектами Федерации. 13 мая 2000 г. был принят указ «О полномочном представителе президента Российской Федерации в федеральном округе», который заменил прежде существовавших представителей президента в каждом из 89 субъектов Федерации полномочными представителями президента РФ в семи федеральных округах, включающих каждый по нескольку субъектов. Федеральные структуры стали перестраиваться в соответствии с новой, более компактной структурой округов, что ослабило влияние губернаторов. 8 августа 2000 г. по инициативе президента была проведена реформа Совета Федерации. По новому закону губернаторы не могли заседать в верхней палате парламента. Их права уменьшились незначительно - в Совет Федерации губернаторы направляют своих представителей. С 2004 г. губернаторы назначаются по представлению президента законодательными собраниями региона.

Произошла консолидация политической системы. Началось сближение партий «Единство» и «Отечество», которое завершилось в 2001 г. созданием новой правящей партии «Единая Россия». На выборах 2007 г. она получила большинство голосов и депутатских мандатов. Оппозиционные партии обвиняли власти в давлении на избирателей в пользу «Единой России», которое нарушает нормы демократии. В 2005 г. были введены новые, более жесткие нормы по регистрации партий, их количество значительно сократилось - до семи. В парламенте остались четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и лояльная правительству и премьер-министру левоцентристская партия «Справедливая Россия». Сокращение возможностей для парламентской оппозиционной деятельности привело к росту уличной протестной активности, включая несанкционированные митинги, разгоняемые силами милиции.

Важными проблемами России оставались война на Кавказе и терроризм. 23–26 октября 2002 г. Москва снова подверглась нападению террористов - был захвачен Театральный центр на Дубровке, где шел спектакль «Норд-Ост». На этот раз российские власти не пошли на уступки террористам и освободили центр. При этом погибло более 100 человек. Теракты в Москве и на Кавказе продолжались. 1–3 сентября 2004 г. террористы захватили школу в Беслане (Осетия). От рук террористов и при штурме школы погибло более 300 человек, большинство - дети.

После гибели Масхадова (2005) и Басаева (2006), атаки экстремистов на Нальчик (2005) сепаратисты и исламские экстремисты не проводили крупных операций против федеральных войск. В 2003 г. президентом Чеченской Республики был избран бывший муфтий А. Кадыров, но в 2004 г. он погиб в результате теракта. В 2007 г. по представлению президента РФ президентом Чеченской Республики был утвержден Р. Кадыров, сын А. Кадырова.

Сотрудничество президента и парламента России позволило в 2000–2002 гг. осуществить важные правовые реформы - принять важнейшие кодексы: Налоговый, Административный, Трудовой и др. Налоговый кодекс резко снизил подоходный налог (до 13 %), что способствовало росту его собираемости. Трудовой кодекс ввел штрафы, которые предприниматели обязаны платить работникам в случае задержки зарплаты. В декабре 2000 г. президенту удалось добиться принятия новой государственной символики России, которую парламент не утверждал ранее из-за идеологических разногласий.

Были предприняты шаги к ограничению влияния медиамагнатов и региональных групп элиты в пользу центра.

Возникшая в 90-е гг. социальная система оказалась достаточно прочной и не претерпела качественных изменений в результате всех этих мер. В начале XXI в. значительно снизились возможности вертикальной социальной мобильности. Благоприятные условия на мировом рынке (в частности, высокие цены на энергоносители) создавали возможность для экономического роста без существенных структурных изменений.

Рост ВВП за период президентства В. В. Путина составил в 2000 г. - 10 %, в 2005 г. - 6,5 %. В дальнейшем рост продолжался до 2008 г. и был связан прежде всего со стремительным повышением цен на энергоносители.

Нефтегазовые доходы позволили сократить задолженности государства. В 1999 г. внешний государственный долг составлял 143,9 млрд долларов, в 2001 г. - 148,7 млрд, а к 2007 г. снизился до 50,1 млрд. При этом золотовалютные резервы России в 2006 г. превысили 240 млрд долларов. Эти средства вкладываются в зарубежные активы и не используются для модернизации экономики, решения острых социальных проблем страны.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2000–2005 гг. коэффициент распределения доходов (различие доходов самых богатых и самых бедных 10 % населения) вырос с 13,9 до 14,7. Социальные проблемы обострил новый виток роста цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

В 2005 г. начато выполнение приоритетных национальных проектов в области здравоохранения, образования, строительства жилья и сельского хозяйства. Реализацию проектов затрудняют такие проблемы России, как коррупция и неэффективность бюрократии, борьба лоббистских группировок.

«Давайте вспомним середину 90-х годов, когда, как в известной басне, лебедь, рак и щука в разные стороны тащили, а страна стояла на месте. Когда разные ветви власти удовлетворяли только свои политические амбиции, говорили о реформах, но мало что делали… - говорил президент В. В. Путин, обращаясь к Федеральному собранию. - Очень рассчитываю на то, что все ветви власти, осознав свою ответственность перед российским народом, после выборов 2007 и 2008 гг. найдут в себе силы для консолидации и вообще что власть будет сформирована таким образом, что она сможет эффективно функционировать и решать стоящие перед страной задачи».

В 2007 г. при поддержке президента В. В. Путина кандидатом в президенты был выдвинут первый вице-премьер, куратор национальных проектов и бывший руководитель Администрации президента Д. А. Медведев. 2 марта 2008 г. он был избран новым президентом России. В. В. Путин стал премьер-министром.

Период правления президента Д. А. Медведева и избирательные кампании 2011–2012 гг. Проверкой на прочность новой Администрации стали события в Южной Осетии. 4 августа 2008 г. население этой непризнанной республики и находившийся там миротворческий контингент подверглись нападению грузинских войск. Российская армия вошла в Южную Осетию и нанесла поражение грузинским формированиям. Она заняла северные районы собственно Грузии, что вызвало недовольство лидеров государств НАТО. Россия вывела войска с территории Грузии, но признала независимость Южной Осетии и Абхазии от Грузии, создав там свои базы.

Новым испытанием для России, как и для всего мира, стал начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис. Снизился курс рубля, уменьшились зарплаты, хотя продолжался рост цен.

В тяжелых условиях кризиса Д. А. Медведев выступал в поддержку малого и среднего бизнеса, за внедрение новых технологий, расширение роли Интернета в обществе, усиление борьбы с коррупцией, рост эффективности управления. В 2010 г. президент отправил в отставку многолетнего мэра Москвы Ю. М. Лужкова, а в 2011 г. - министра финансов А. Л. Кудрина. В период правления Д. А. Медведева началась политика «перезагрузки», то есть улучшения отношений с США. Однако развитие американской программы ПРО, различие взглядов на свержение авторитарных режимов в Северной Африке и другие проблемы не позволили решить эту задачу.

После выборов в Государственную думу 4 декабря «Единая Россия» получила немногим более половины депутатских мандатов. Однако уже в день выборов началась кампания митингов оппозиции, которая обвиняла власти в фальсификации выборов. 10 декабря на Болотной площади в Москве состоялась манифестация движения «За честные выборы», в которой приняли участие десятки тысяч людей. Они выступили за пересмотр итогов выборов, отказ от злоупотреблений на президентских выборах, освобождение политических заключенных, облегчение порядка регистрации новых партий. Последнее требование было удовлетворено. Массовые митинги и демонстрации периодически проходили до 12 июня 2012 г., когда были приняты не только политические, но и социальные требования движения: повышение зарплат, мораторий на коммерциализацию образования, дальнейшую приватизацию и др. В феврале - мае 2012 г. сторонники В. В. Путина и их союзники также проводили массовые манифестации, где выступали против угрозы «оранжевой революции» в России.

4 марта 2012 г. прошли выборы президента Российской Федерации. Президентом стал В. В. Путин, кандидатуру которого поддержали и Д. А. Медведев, и патриарх РПЦ Кирилл (возглавил церковь после кончины Алексия II в 2008 г.). 6 мая, за день до инаугурации В. В. Путина, произошли столкновения между демонстрантами и полицией. После этого законодательство о митингах было ужесточено, ответственность за его нарушение многократно повышена. Также были приняты законы, усиливающие ответственность за клевету, особенно на государственных служащих, государственный контроль над Интернетом.

В начале XXI в. перед Россией стоят масштабные задачи перехода от сырьевой к инновационной экономике, борьбы с коррупцией и произволом чиновничества, демократизации политической системы, поддержания безопасности и укрепления связей на постсоветском пространстве.

Духовная жизнь современного общества. Демократизация политической жизни и возникновение рыночного механизма повлекли за собой принципиальное изменение направления развития культуры.

Во-первых, в отличие от советского периода, когда субъектом культуры было государство, и от периода перестройки, когда им оказалась интеллигенция, в 1990-е гг. новым субъектом стал бизнес.

Во-вторых, при всем том, что в советский период цензура закрывала дорогу политически оппозиционным идеям, она не давала возможности увидеть свет и малохудожественным произведениям. С ликвидацией же в октябре 1991 г. Главлита на страницы печати, на радио и телевидение, на сцены и экраны кинотеатров хлынул неконтролируемый поток информации и произведений, в том числе низкосортных «поделок».

В-третьих, если Советское государство поддерживало творческие союзы и творчество людей, отвечающих критериям официальной идеологии, то в 1990-е гг. государственное финансирование было сведено к минимуму. Внедрение рыночных начал в сферу культуры ухудшило положение основной массы творческой интеллигенции. Рынок превратил продукт духовной деятельности в товар, который должен быть продан по цене, обеспечивающей максимальную прибыль. Искусство из творчества превратилось в ремесло. Резко сократилась сфера любительского художественного творчества, практически оказалась свернутой культурная жизнь в провинции и особенно на селе.

Эти процессы коснулись всех видов искусства:

¦ кинематограф из искусства и средства агитации превратился в досуг. Кинопрокат заполнили третьесортные боевики, вестерны, триллеры. Стабильно высокую популярность приобрели низкопробные с художественной точки зрения сериалы;

¦ практически перестало быть сферой искусства телевидение. Острая социально-политическая проблематика стала вызывать меньший интерес, чем раньше. Эфир заняли развлекательные программы («Поле чудес», «Угадай мелодию» и др.);

¦ театры, сохранившие в своей основе классический репертуар, в условиях рынка быстро пришли к финансовому кризису. Лишь к началу XXI в. благодаря творчеству режиссеров-новаторов П. Фоменко, В. Фокина, О. Табакова, Р. Виктюка, М. Левитина, Л. Додина, А. Калягина, Г. Волчек, К. Райкина, С. Арцибашева, С. Проханова и других театральные залы стали вновь заполняться;

¦ с проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов заполонила непритязательная художественно-развлекательная литература, рассчитанная на одно невнимательное прочтение; интеллектуальные произведения выходят маленькими тиражами, нередко - за счет авторов.

С точки зрения функционального предназначения массовая культура является развлекательной, с экономической же точки зрения это товар. Деятельность создателей этой культуры - будь то автор или продюсер - ничем не отличается от любой другой деятельности, направленной на производство потребительских товаров. Необходимость быстрого получения дохода с неизбежностью выхолащивает из искусства творчество и вдохновение, заменяя его продаваемым продуктом.

В условиях вытеснения классической культуры массовой культурой существенно возросло значение среднего образования как основного инструмента формирования духовных ценностей.

Система начального и среднего образования сохранила свой гуманистический характер, направленность на воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека. Новизной стал приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Существенно изменилось положение в сфере гуманитарного образования. Оно было освобождено от доминирования марксистско-ленинской доктрины.

Министерство образования и науки пошло на рискованные реформы, вызвавшие широкую критику в обществе: введение двухконцентровой системы изучения истории в школе, единый государственный экзамен и др.

С 1992 г. началось создание коммерческих учреждений образования: лицеев, гимназий и образовательных центров, профилированных школ, негосударственных вузов. Эти структуры не всегда могут обеспечить качественное образование и нередко руководствуются не столько просветительскими, сколько коммерческими соображениями. В конце первого десятилетия XXI в. за счет негосударственных вузов количество студентов превысило их число в 1990 г.

В первом десятилетии XXI в. в условиях вхождения в мировое образовательное пространство началась унификация отечественной системы образования и европейской: получили распространение бакалавриат и магистрат.

Культура - понятие историческое, в каждый период она наполнена разным содержанием. Классовое содержание и политические функции культуры, что было характерно для советской культуры, к началу XXI в. ушли в прошлое. Однако из этого прошлого взято то, чем Россия всегда гордилась, - гуманистические принципы и идеалы. В отличие от 90-х гг. XX в., ситуация в сфере культуры начала исправляться: постепенно строятся новые и реконструируются старые театры, музеи и библиотеки. В феврале 2012 г. правительством России принята федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 гг.)».

Наука и техника. Разрушение институтов социального государства, экономические трудности, сокращение расходов на военно-промышленный комплекс и фундаментальные исследования поставили отечественную науку на грань выживания.

Страна, сделавшая за предыдущие десятилетия невиданный скачок в накоплении национального научного богатства, столкнулась с дезинтеграцией отечественных научных структур и падением престижа науки. За 1990–2000 гг. из-за низкой зарплаты из научно-технической сферы ушло более 2,2 млн человек, то есть две трети. Численность техников и вспомогательного персонала, обеспечивающего техническую работу исследователей, сократилась на 43 и 53 % соответственно.

В первой половине 90-х гг. усилия государства в научной сфере были направлены на решение самых неотложных текущих проблем: урегулирование имущественного статуса научных организаций в условиях рыночной экономики, наделение их земельными участками, закрепление новых форм финансирования научной деятельности, повышение заработной платы. Параллельно шел переход от директивного планирования научно-исследовательских работ к конкурсному на основе независимой экспертизы.

В связи с радикальным изменением экономических основ и внешнеполитических целей военно-промышленный комплекс вступил в период деградации. Государственные закупки вооружения в 1991–1997 гг. сократились на 90 %. В 1995–1997 гг. Министерство обороны практически не сделало никаких крупных закупок военных самолетов и других ключевых видов военной техники. Выпуск многих типов военного оборудования был прекращен. Военные самолеты, вертолеты, танки, средства ПВО, стратегические и крылатые ракеты выпускались единицами. За 1992–1996 гг. военное производство сократилось почти в шесть раз, общий объем производства продукции ВПК - в семь раз. В 1996 г. по сравнению с 1990 г. расходы на военные НИОКР сократились более чем в 11 раз, а их доля в общих военных расходах - до 3,6 % против прежних 18,6 %. Выпуск вооружения поддерживался в некоторой степени экспортом оружия, но и он сильно сократился.

Провести конверсию за 1990-е гг. не удалось в силу ряда причин.

Во-первых, конверсия требовала значительных государственных инвестиций, которых в распоряжении правительства не было. Экономика военных и гражданских предприятий принципиально разная. При разработке оружия главной целью являются технические параметры, а экономические приоритеты - стоимость, возможности сбыта и т. д. - не имеют значения. Для гражданской продукции все наоборот. Во-вторых, были совершены ошибки в выборе стратегии и тактики конверсии, в порядке ее организации и управления ею. В результате передачи передовых технологий ВПК в гражданский сектор экономики повышение эффективности научно-технического потенциала оборонного сектора не произошло.

В первом десятилетии XXI в. внимание правительства к техническим наукам и техническому уровню промышленной продукции усилилось. В начале XXI в. в стране действовало 18 инновационно-технологических центров, 266 малых предприятий в научно-технической сфере, 70 технопарков. В регионах создано 30 узлов, составляющих основу национальной системы компьютерных сетей и коммуникаций в науке. Организовано пять суперкомпьютерных центров. Ускорилась интеграция российской науки в международное научное пространство и т. д.

Несмотря на колоссальные трудности, военно-промышленный комплекс начал выпускать конкурентоспособные разработки мирового уровня (от прицелов ночного видения до ракетных кораблей и ультрасовременной бронетанковой техники). Отечественные системы вооружений не только по-прежнему надежны и качественны, но и дешевле западных образцов, что немаловажно для потенциальных покупателей за рубежом.

Одновременно оборонные НИОКР России демонстрируют весьма значительный рост занятости в конструкторско-технологических подразделениях, работающих над развитием гражданских направлений. Ныне экспортеры российской военной техники начинают объединяться в реализации усилий по отчислению части доходов от экспорта оружия на финансирование перспективных НИОКР. Это наглядный пример того, как сама жизнь заставляет активизировать имеющийся в стране научно-технический потенциал.

Россия продолжает оставаться одной из ведущих космических держав. Федеральная космическая программа на 2006–2015 гг. ориентирована прежде всего на модернизацию имеющихся и создание новых образцов космической техники.

Началось оживление тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения, где производится востребованная рынком конкурентоспособная продукция. Самый значительный прирост - более чем на 30 % - был достигнут в железнодорожном машиностроении и приборостроении. Небольшая, но все-таки положительная динамика наблюдается в металлургическом машиностроении.

Руководство страны приступило к научно-технической модернизации и созданию инновационной экономики.

ВЫВОДЫ

Распад Советского Союза лишь обострил социально-экономические проблемы входивших в него стран. Распад прежней системы управления и хозяйственных связей привел к острому экономическому кризису. В этих условиях большинство граждан поддерживало идею радикальных либеральных преобразований, которые даже ценой некоторых жертв вывели бы страну из состояния социально-экономического падения. В ходе «шоковой терапии» 1992–1993 гг. и последующих реформ, несмотря на ожесточенное сопротивление оппозиции, собственность на средства производства перешла из рук государства в частную собственность. Образовалась система периферийного олигархического капитализма. Россия заняла место поставщика энергоресурсов и другого сырья для промышленности Европы и Китая. Разразилась война на Кавказе. В начале XXI в. ситуация в России стабилизировалась, руководство страны поставило задачи модернизации, понимаемой прежде всего как ускорение научно-технического развития и совершенствование системы государственного управления.

Третье тысячелетие Россия встретила с новым – молодым, пользующимся высоким доверием народа Президентом – В. В. Путиным. В канун 2000 г. он опубликовал статью "Россия на рубеже тысячелетий", в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обществом: укрепление демократического, правового, дееспособного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, образования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна "стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне государств в мире".

Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 г. Президент своим Указом № 849 "О полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах" в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены политические представители Президента. Они инициировали работу по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России. Если до начала 2000 г. в Совете Федерации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законодательных (представительных) органов, то теперь законодательно было закреплено, что от субъектов Федерации делегируются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и авторитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 г. был создан совещательный орган при Президенте РФ, формируемый из представителей губернаторского корпуса, – Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разработки новой законодательной базы.

В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в российской бюрократии сформировались два клана. Они были представлены общественно-политическими объединениями "Единство" и "Отечество". В. В. Путин, сделав ставку на бюрократию как единственную в стране организованную, сплоченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 г. на основе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская политическая партия "Единая Россия". Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 г., набрав 37,5% голосов избирателей, значительно опередив своих соперников коммунистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представителей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока "Родина" (9% голосов).

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва показали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра – "Яблоко" и "Союз правых сил" – не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Кроме того, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные "Единой России" партии в IV Государственной Думе занимали националистические и лево-социалистические позиции.

Такая ситуация, когда стала явной неготовность российского общества к усвоению демократических норм и принципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суверенной демократии.

В 2000–2003 гг. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на основе фракций "Единство", "Отечество – Вся Россия", "Народный депутат" и группы "Регионы России", что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив.

В 2004 г. при Президенте В. В. Путине изменилось законодательство об избрании глав регионов. Если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидатуры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Таким образом, окрепла "вертикаль власти", страна стала более управляемой.

Важным составляющим элементом политических преобразований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 г. был принят Федеральный закон "О политических партиях", предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических партий в стране. В 2004 г. в этот Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной системы (по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к распределению мест в Государственной Думе ("заградительный барьер"), был поднят с 5 до 7%.

Переход от смешанной избирательной системы к пропорциональной преследовал цели упрочения демократии, расширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества российской политической системы.

На состоявшихся 14 марта 2004 г. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.

К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохранения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 г. в стране был введен в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заменивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР. Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С момента задержания человек может воспользоваться своим правом на услуги адвоката, в том числе на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстранения от должности, прослушивания телефонных разговоров. Судебная реформа 2002 г. укрепила независимость органов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.

Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной безопасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную программу вооружений на 2001–2010 гг., Основы государственной политики РФ по военному строительству и др. Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 г. был принят Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 г. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приоритетов реформы стал постепенный переход к профессиональной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспособности страны.

Более последовательной и жесткой стала политика по отношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хасавюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действовали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического анклава, находящегося под контролем полевых командиров – террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выплата пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.

Осенью 1999 г. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волгодонске ими были взорваны жилые дома. Российское правительство ответило на это проведением в Чечне мошной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию основных политических сил. К 2001 г. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти. Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в результате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных против мирного населения (взятие заложников зрителей мюзикла "Норд-Ост" в Москве в 2002 г., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 г. Беслана в Северной Осетии в 2004 г. и др.).

Необходимость начатой в 2002 г. по инициативе главы государства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пенсионного обеспечения преследовало цель – переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопительной. Наряду с государственным обеспечением пенсионные средства пополнились обязательной накопительной частью и индивидуальными добровольными взносами.

Осенью 2005 г. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 г. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лично Президент, введена должность нового вице-премьера, отвечающего за реализацию приоритетных национальных проектов.

И хотя понятие "век" вводится на уроках истории еще в школе, часто не только дети, но и взрослые путаются, когда необходимо правильно определить начало и конец этого временного промежутка.

Немного теории

Под термином "век" в истории принято называть промежуток времени продолжительностью в 100 лет. Чтобы понимать, как определить, с какого года начался 21 век, как и любой другой, необходимо знать один небольшой нюанс общепринятого летоисчисления. Каждый знает, что время происхождения всех событий хронологически разделены на два периода: до нашей эры и после. Вот только какая дата стоит на рубеже этих двух эпох, знает не каждый.

Слышали ли вы когда-нибудь о 0 году? Маловероятно, потому что 1 год до н. э. завершился 31 декабря, а на следующий день наступил новый, 1 год н. э. То есть 0 года в общепринятом летоисчислении просто не существовало. Таким образом, промежуток времени длиною в одно столетие начинается года, и заканчивается, соответственно, 31 декабря 100 года. И только на следующий день, 1 января в 101 году, наступает новый век.

Из-за того, что многие не знают этой, казалось бы незначительной исторической особенности, довольно длительно время существовала путаница по поводу того, когда и в каком году наступит 21 век. Даже некоторые теле- и радио- ведущие призывали отпраздновать новый 2000 год по-особенному. Ведь это начало и нового столетия, и нового тысячелетия!

Когда началось 21 столетие

Вычислить, с какого года начался 21 век, учитывая все вышесказанное, совсем не сложно.

Итак, первым днем 2 века стало 1 января 101 год, 3 - 1 января 201, 4 - 1 января 301 и так далее. Все просто. Соответственно, отвечая, в каком году начался 21 век, следует сказать - в 2001-м.

Когда 21 век закончится

Понимая, каким образом ведется хронология времени, можно легко сказать не только, с какого года начался 21 век, но и когда он закончится.

Аналогично началу определяется и конец столетия: последним днем 1 века было 31 декабря 100 года, 2 - 31 декабря 200 года, 3 - 31 декабря 300 года и так далее. Найти же ответ на поставленный вопрос не так уж и сложно. Последним днем 21 века будет 31 декабря 2100-го.

Если вы хотите вычислить, с какого года отсчитывается новое тысячелетие, руководствоваться следует тем же правилом. Это позволит избежать ошибок. Так, третье тысячелетие по григорианскому календарю, принятому абсолютным большинством мировых государств, началось 1 января 2001-го, одновременно с началом 21 века.

Откуда пошло всеобщее заблуждение

В России принятое сегодня летоисчисление было введено А до этого счет вели от создания мира. И после принятия христианского летоисчисления вместо 7209 года наступил 1700 год. Люди прошлого также боялись круглых дат. Вместе с новым летоисчислением был издан указ о веселой и торжественной встрече нового года и нового века.

Кроме того не стоит забывать, что с принятием в России христианского оставался юлианским. Из-за этого для всех исторических событий до перехода на григорианский календарь (1918) определяют две даты: по старому и по новому стилю. А из-за различной продолжительности года, принятой в каждом из двух типов календарей и появилась разница на несколько дней. И поэтому в 1918 году с вводом григорианского календаря после 31 января наступило 14 февраля.

31 декабря 1999 г. президент Ельцин объявил о сложении президентских полномочий. В соответствии с Конституцией исполняющим обязанности президента должен был стать глава Кабинета Министров - В. Путин. 25 января он стал председателем Совета СНГ. 26 марта 2000 г., набрав 52% голосов, В. Путин стал Президентом РФ. Пост премьер-министра занял М. Касьянов.

Обстановка деидеологизации, разгосударствления и демилитаризации, постоянных политических и экономических кризисов способствовала победе лидера, олицетворявшего сильную военную власть. Умело проведенная предвыборная кампания В. Путина с акцентированием внимания на имидже нового преемника власти, обещании продолжить рыночные либеральные реформы, решить кавказскую проблему по разгрому чеченских террористов, отмежевании от коммунистов - все эти факторы способствовали его победе в выборах.

Реорганизация системы государственного управления

С приходом к власти В. Путина начался процесс формирования новой политической элиты, обусловленный сменой лидера и изменением внутри- и внешнеполитического курса. В кадровой политике делалась ставка на восстановление роли и места силовых элементов в составе политической элиты. Основной опорой нового президента стали ФСБ (бывший КГБ) и МЧС (Министерство по чрезвычайным ситуациям). Укрепление этих силовых групп связано с программами и лозунгами по созданию правового государства, укреплению закона, порядка и борьбе с преступностью.

Реформа федеральных округов (13 мая 2000 г- J стала одним из первых преобразований В. Путина и была связана с поставленной задачей по укреплению роли федерального центра, созданию вертикали власти и формированию верных президенту кадров на местах. Значительно облегчить проведение новых законопроектов позволили очередные выборы в Государственную Думу, в которой большинство участников были лояльны президенту (фракции «Единство» и «Народный депутат»). Согласно президентскому указу о создании в стране семи федеральных округов (объединяющих группу федеральных субъектов: областей, краев, республик) были созданы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский (позже Южный), Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный округа.

Вместо «полномочных представителей Президента РФ в регионах» каждом из созданных федеральных округов назначался «полномочный представитель Президента РФ в федеральных округах» (полпред). Эти семь полпредов в округах были приравнены к вице-премьерам и заместителям главы Администрации Президента РФ. Полпреды назначаются и увольняются Президентом РФ, подотчетны и подчинены непосредственно ему. В функции полпредов в федеральных округах входила организация работы органов исполнительной власти на местах, представление президенту регулярных отчетов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, внесение предложений Президенту РФ по реформированию федеральных округов. Обеспечением деятельности полпреда занимался аппарат полномочного представителя президента создаваемый в каждом федеральном округе и являвшийся самостоятельным подразделением Администрации Президента РФ.

В качестве нового составного элемента исполнительной власти России создали Государственный совет, объединивший всех губернаторов и руководителей субъектов Федерации. В целом реформа укрупнила регионы, сократила бюрократический аппарат федеральных служащих, позволила поставить региональную исполнительную власть под непосредственный контроль правительства, повысила эффективность реализации государственных программ.

В 2000 г. была проведена реформа Совета Федерации РФ, который согласно Конституции 1993 г. являлся одной из двух палат парламента (законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы). До реформы члены Совета Федерации являлись одновременно руководителями каждого субъекта РФ (несколько лет кроме Чеченской республики), что противоречило конституционным принципам разделения властей и отвлекало их от исполнения своих обязанностей на местах. После реформы был изменен принцип и порядок формирования Совета Федерации. В соответствии с законом «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» членом Совета Федерации мог стать представитель от законодательного органа государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа и представитель от региональной исполнительной власти, назначаемый руководящим лицом высшего исполнительного органа субъекта Федерации.

В 2000 г. были приняты законодательные акты, изменившие символику РФ. Парламент утвердил конституционные законы о Гербе, Флаге и Гимне страны.

Судебная реформа началась с предписания трем федеральным округам (Амурской области, Ингушетии и Башкортостану) привести законодательство в соответствие с Конституцией РФ (май 2000 г.). Кроме того, было продолжено начатое в 1993 г. постановлением Верховного Совета РФ создание судов присяжных. В 2003 г. вышел Указ о создании судов присяжных в Москве.

В национальной политике важнейшей целью стало разрешение чеченской проблемы. Российское правительство сделало ставку на непримиримую борьбу с террористами, поддержку лидеров, отвергающих вооруженную борьбу и выступающих за проведение мер по восстановлению экономики. Были предприняты шаги по стабилизации жизни мирного населения. В ходе второй чеченской войны (1999-2003) удалось езять под контроль важнейшие населенные пункты Чеченской республики, разбить крупные сепаратистские объединения (февраль 2000 г.). Однако дальнейшее противостояние российской федеральной армии и чеченских боевиков перешло в стадию партизанской и диверсионной войны. После событий в театре на Дубровке в Москве (захват чеченскими террористами заложников) 23 октября 2002 г. правительство было вынуждено пойти на проведение референдума в Чечне (март 2003 г.) и начать разработку Конституции Чеченской Республики.

Социально-экономические изменения. Финансовая политика

Основной задачей нового правительства был выход из экономического кризиса, стабилизация социатьной сферы. Экономическая программа направлена на достижение устойчивого и динамического развития экономики, повышения ее конкурентоспособности. Правительством предприняты шаги по разработке проектов по установлению контроля над теневой экономикой, частичном)" перераспределению крупной

собственности.

В социальной сфере проводятся регулярные индексации доходов населения, выплачиваются пособия по безработице и дотации многодетным семьям, в крупных населенных пунктах организованы курсы по переподготовке и трудоустройству. Однако сохранялось низкое благосостояние 90% населения страны, в особенности работников бюджетных сфер регионов.

В финансовой сфере одной из важнейших реформ, направленных на стабилизацию развития экономики и контроля доходов теневой экономики, стала реформа налоговой системы. Правительству удалось летом 2000 г. провести через Думу проект, предусматривавший установление единой ставки подоходного налога. 1 января 2001 г. был введен единый 13%-ный налог на доходы физических лиц по большинству получаемых доходов. В целом меры по финансовой стабилизации позволили добиться сокращения бюджетного дефицита - в 2001 г. впервые был принят бездефицитный бюджет.

В развитии промышленности в 2000-2003 гг. продолжился процесс денационализации путем продажи акций крупных государственных предприятий (Славнефть, др.). Продолжилось формирование крупной олигархии и дальнейшая монополизация отдельных отраслей промышленности (газовая, нефтяная отрасли, электроэнергетика, др.). Однако, несмотря на достигнутые результаты, правительство не смогло полностью решить накопившиеся проблемы - не был преодолен спад промышленного производства, не проведена назревшая реформа сельского хозяйства.

Внешняя политика

Важнейшей задачей остается укрепление международной позиции России и сотрудничество с бывшими союзными республиками. В 2000 г. была принята новая концепция внешней политики РФ, приоритетом которой стала защита международных интересов России и ее граждан.

События 11 сентября 2001 г. в США, когда был совершен крупнейший в истории террористический акт, способствовали изменению внешнеполитических отношений России и Запада. Объединение против «общего врага» - терроризма, ликвидация российских военных баз на Кубе и во Вьетнаме (2001), сокращение ядерного оружия, а также личный авторитет В. Путина стали началом нового российско-американского сотрудничества. Временные охлаждения этих двусторонних отношении (особенно после выступления России против англо-американского вторжения в Ирак, 2003 г.) не приводили к серьезным противоречиям в политико-экономическом сотрудничестве США и России.

Интенсивно развивались отношения России с Европой, чему способствовал ряд факторов, важнейшими из которых была поддержка концепции объединения Европы и отказ России от противостояния расширению НАТО на Восток (принятие в НАТО бывших социалистически стран - Польши, Венгрии, Чехии и прибалтийских государств). России поддержала европейскую концепцию «биполярного мира». В современной геополитике концепция «биполярного мира» представляет собой идею баланса мировых политических сил с целью сохранения независимости и безопасности путем отказа от мировой гегемонии одной из держав (США) и противопоставления ему второго полюса - единой Европы (во время «холодной войны» было два мировых политических полюса советский и капиталистический лагерь). Повышение авторитета России на мировой арене позволило правительству развернуть активное сотрудничество со странами «Большой семерки» (7+1), принимать участие в работе ООН, Совета Европы, ОБСЕ. Характерно, что в отличие от предшествовавших периодов важную роль в налаживании международных отношений России сыграла личность самого президента В. Путина, содействовавшего позитивному восприятию России в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Отношения с бывшими союзными республиками были обусловлены экономическим сотрудничеством и решением проблем русскоязычного населения этих республик. Продолжилось укрепление союза с Белоруссией. В апреле 2003 г. были подписаны Омские торговые соглашения с Казахстаном. Регулярно проводились саммиты Европейско-Азиатского экономического сообщества с целью налаживания экономического взаимодействия России с государствами Средней Азии. Регулярно проводились совещания «союза четверки» (Россия, Беларусь, Украина, Казахстан). С целью стабилизации ситуации на Кавказе проведены Сочинские переговоры между руководителями Грузии, России и Абхазии. Благодаря подготовке к вступлению прибалтийских государств в НАТО России удалось добиться решения Калининградской проблемы.

54.Современная россия. внешняя и внутренняя политика.

2.2. Внешняя политика современной России

Изменения в мировой политике пос-ле окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране демок-ратизация поставили Россию в по-ложение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитичес-кой деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отноше-ний Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2001..

В настоящее время можно говорить о трех основных направлениях (путях, вариантах) выработки Россией своей линии поведения на международной арене.

Первый вариант выбора внешнеполитической стратегии связан с попытками сохранения статуса великой державы и продолжения прежней экспансионистской политики, направлен-ной на расширение зоны политического влияния и контроля над другими государствами. Несмотря на несбыточность такого рода аль-тернативы, можно констатировать наличие в стране определенных ресурсов для ее воплощения. Прежде всего такая политика возможна на основе угрозы использования государством своего военного, прежде всего атомного, потенциала, воплощения определенных амбиций части политического руководства, а также непреодоленных массовых стереотипов (антизападнических, шовинистических и др.) Сирота Н.М. Основы геополитики: Учебное пособие. СПб., 2001..

Второй путь предполагает обретение Россией статуса региональ-ной державы. В одном случае ее влияние может основываться по пре-имуществу на факторах силового давления на соседние государства и по сути дела повторять логику поведения «сверхдержавы» в локаль-ном политическом пространстве. При другом варианте завоевание по-литического влияния страной может основываться на налаживании ею равноправных и взаимовыгодных отношений с соседями, отка-зом от военных и силовых угроз по отношению к ним и сознатель-ным уходом от вовлечения в мировые конфликты и противоречия.

Третий путь предполагает, что Россия может занимать сугубо праг-матическую внешнеполитическую позицию, основанную на прин-ципиальной равноудаленности от тех или иных блоков сил и прагматическом сближении или отдалении от конкретных коалиций и госу-дарств. Тем самым ее общегосударственные интересы будут форми-роваться на внеидеологической основе, видоизменяясь в зависимос-ти от конкретной складывающейся ситуации. При таком подходе к внешнеполитическим задачам страна сможет сделать упор на реше-ние экономических и других внутренних проблем Теория политики: Курс лекций: В 3 ч. / Авт.-сост. Н.А. Баранов, Г.А. Пикалов. СПб., 2003..

В реальной политической деятельности государства переплетают-ся элементы каждой из трех возможных стратегий, и каждая из них предполагает непременное решение задач, связанных с выработкой принципиальных отношений как минимум к трем группам своих внеш-неполитических контрагентов: своим союзникам, Западу и странам «третьего мира».

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. М., 2001.:

– создание новой системы взаимоотношений с бывшими соци-алистическими странами;

– вхождение в европейское и ми-ровое сообщество;

– разработка новых принципов межгосударственных отноше-ний с бывшими республиками СССР;

– разработка новой военно-поли-тической доктрины в изменив-шемся геополитическом про-странстве;

– активизация отношений с Кита-ем, странами Юго-Восточной Азии;

– равноправное развитие отношений с США;

– противодействие установлению «однополюсного» мира под эгидой США;

– участие в миротворческих акциях пре-кращения вооруженных конфликтов под эгидой ООН.

§1. Внутренняя политика

В канун нового тысячелетия 31 декабря 1999 г. президент РФ Б.Н. Ельцин подписал указ "Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации", согласно которому Б.Н. Ельцин с 1 января 2000 г. прекратил исполнение полномочий президента РФ. Временное исполнение обязанностей президента РФ было возложено на председателя правительства РФ В.В. Путина.

5 января 2000 г. Совет Федерации Федерального Собрания РФ принял постановление, согласно которому досрочные выборы президента РФ назначались на 26 марта 2000 года. 12 января 2000 г. В.В. Путин был выдвинут инициативной группой на пост президента РФ. По оценкам политологов и по результатам проведенных социологических опросов накануне выборов предпочтительными шансами на победу обладал В.В. Путин. Открытым лишь оставался вопрос о том, какое количество голосов соберет исполняющий обязанности Президента РФ В.В. Путин и будет ли второй тур на предстоящих президентских выбор.

Высочайший рейтинг В.В. Путина был результатом его работы на посту председателя правительства РФ. 30 декабря 1999 г., за день до отставки Б.Н. Ельцина, была опубликована программная статья В.В. Путина " Россия на рубеже тысячелетий". В ней было изложено видение прошлого и будущего России. На взгляд В.В. Путина, самой главной задачей являлась консолидация российского общества. Неотъемлемой частью этой задачи должно было стать укрепление государственности. Государство должно проникнуть во все сферы общественных отношений: политическую, экономическую, социально-культурную настолько, насколько это необходимо для создания "демократического, правового, дееспособного федеративного государства".

Затрагивая экономические проблемы, В.В. Путин настаивал на необходимости повышения эффективности национальной экономики. При этом одной из приоритетных задач была борьба с бедностью и повышение благосостояния населения страны. Для этого предполагалось вывести на качественно новый уровень образование, здравоохранение, науку, культуру и обеспечить социальные гарантии граждан.

В заключении автор программной статьи призвал все слои населения участвовать в реализации поставленных задач. Только благодаря сплоченности российский народ сможет преодолеть тяжелые испытания на данном историческом отрезке и вернуть былое величие России.

26 марта 2000 г. были проведены досрочные выборы президента РФ. Главой государства был избран В.В. Путин, набрав 52, 94% от числа избирателей, принявших участие в голосование. Отрыв победителя от занявшего второе место на президентских выборах Г.А. Зюганова был значительным. Председатель КПРФ набрал 29,21%. Третье место занял лидер "Яблока" Г.А. Явлинский (5,8%).

Начался новый период в жизни страны. В.В. Путин сразу же взял курс на укрепление государственности и суверенитета (См. дополнительный иллюстративный материал).

В мае 2000 г. председателем правительства РФ был назначен М.М. Касьянов (2000-2004) (См. дополнительный иллюстративный материал). Уже в мае 2000 г. В.В. Путин начал проведение административной реформы, так как ослабленная к этому времени вертикаль власти мешала проведению политических и социально-экономических преобразований. Указом Президента РФ "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" 89 субъектов РФ были разделены на семь федеральных округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Округа возглавляли полномоченные представители президента РФ. Их главная задача состояла в координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, а также контроль над исполнением решений федеральных органов исполнительной власти России. Важной задачей было приведение Конституций, Уставов, законов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Таким образом, полномочные представители президента РФ стали, по сути, связующим звеном между центром и регионами.

Укреплению государственной власти способствовала принятие 17 июня 2000 г. Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Членами верхней палаты парламента РФ - Совета Федерации становились теперь не руководители исполнительных и представительных органов власти субъектов Федерации, а их представители, которые стали работать на постоянной основе. Председателем Совета Федерации стал С.М. Миронов (См. дополнительный иллюстративный материал), представитель законодательного собрания Санкт - Петербурга. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав нового совещательного органа при президенте РФ - Государственного Совета.

В период с 2000 по 2002 гг. произошли значительные изменения баланса сил в Государственной Думе РФ. В 2001 г. коммунисты, выступившие с критикой в адрес министра экономики Г.О. Грефа, лишились руководства большинства комитетов в Государственной Думе РФ. Это значительно усилило позиции пропрезидентского большинства ("Единство", "Отечество - вся Россия", "Народный депутат"), стоявшего на центристских позициях.

Эти и другие меры в течение 2002 - 2003 гг. на политической арене страны усилили позиции президента РФ и правительства РФ.

В 2000 г. были начаты реформы по реформированию армии. В январе 2001 г. был принят "План строительства Вооруженных сил РФ", в соответствии с которым предусматривалось увеличение финансирования армии и сокращение личного состава, перевооружение и модернизация войск. К 2010 г. планировалось перейти на преимущественно контрактное комплектование Вооруженных сил РФ.

Новый импульс получила работа по совершенствованию организационных и правовых основ деятельности государственных органов. Происходит модернизация судебной системы. Все эти меры призваны улучшить работу государственного аппарата и создать необходимые предпосылки для более глубокого проведения реформ.

Руководством страны были активизированы усилия по установлению в Чечне конституционного порядка. В 2003 г. была принята новая Конституция Чечни, сформированы новые органы власти. 5 октября 2003 г. в Чечне были проведены выборы. Победу на них одержал А.А. Кадыров (убит террористами на стадионе в Грозном 9 мая 2004 г.) (См. дополнительный иллюстративный материал). Большая роль в достижения мира в Чечне отводилась экономическому развитию региона. Несмотря на то, что удалось достичь определенных успехов в борьбе с террористами в Чечне, кровопролитные террористические акты напоминали о себе, унося жизни мирного населения Чеченской республики.

В декабре 2003 г. состоялись выборы в Государственную Думу четвертого созыва. По результатам выборов пятипроцентный барьер преодолели четыре объединения: блок "Единство" - 38% голосов, КПРФ - 13%, ЛДПР - 11% и народно-патриотический блок "Родина" - 9%.

В конце февраля 2004 г. В.В. Путин распустил правительство М. М. Касьянова. Новый кабинет министров возглавил М.Е. Фрадков (См. дополнительный иллюстративный материал). Дальнейшее развитие получила административная реформа. 9 марта 2004 г. был издан указ Президента РФ "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Согласно данному указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Сократилось число министерств с 30 до 17, при этом значительно увеличилось количество федеральных служб и агентств.

14 марта 2004 г. в России состоялись очередные выборы президента РФ. Президентом России был переизбран В.В. Путин, набравший 71,31% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Всего на пост главы государства претендовало шесть кандидатов. Второе место по итогам выборов занял представитель КПРФ Н.М. Харитонов (13,69%), третье место - лидер блока "Родина" С.Ю. Глазьев (4,1%), четвертое место - представитель от демократов И.М. Хакамада (3,84%), пятое место - представитель ЛДПР О.А. Малышкин (2,02%) и на шестом месте - председатель Совета Федерации РФ С.М. Миронов (0,75%) (См. дополнительный иллюстративный материал).

7 мая 2004 г. в Кремле состоялась церемония вступления В.В. Путина в должность президента РФ на второй срок. В соответствии с Конституцией РФ В.В. Путин произнес слова президентской присяги и торжественно пообещал хранить государство и верно служить народу, уважать права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»