Режимы государственного управления. Судебная власть в РФ

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Государственные режимы различно классифицируют в литературе, к примеру, существует разделение государственного режима на военные и гражданские. Также используются разграничения на демократические, авторитарные, тоталитарные режимы, которые достаточно часто в литературе полагаются в основу классификации режимов. При использовании данной классификации, следует выделить признаки, характерные формам и методам осуществления государственной власти.

Государственный режим является подвижным элементом формы государства. Власенко Н.А. Теория государства и права. Учебное пособие. Москва: Проспект, 2014 - 416 стр.В некоторых случаях могут преобладать одни методы, в других - другие. При всей подвижности природы режима его суть остается неизменной, что дает шанс для устойчивой классификации. Это основной и главенствующий фактор при определении видов государственного режима.

Гражданский и военный государственные режимы различаются по способам регулирования и защиты конституционных прав и свобод граждан и характеру органов, применяющих методы осуществления государственной власти. Государственную власть в условиях гражданского режима определяют предусмотренные конституцией органы методами, закрепленными в законе. Однако, это не исключает, что конституция может быть реакционной, а методы могут быть антидемократического и террористического характера. Ярким примером могут послужить концентрационные лагеря для евреев в фашистской Германии или апартеид в ЮАР. Исходя из этого, гражданский режим может подразделить на демократический, и антидемократический. При этом, условиях чрезвычайного положения органы исполнительной власти, в частности охраны публичного порядка, наделяются расширенными полномочиями, как следствие, ограничиваются конституционные права граждан.

Государственная власть использует военные методы управления при военном государственном режиме, при этом, подразделяется на режим военного положения и режим военного совета. Режиме военного совета предполагает приостановление действия конституции, в некоторых случаях юридической отменены. Управление государством осуществляют органы, сформировавшиеся в результате военного либо государственного переворота не предусмотренные конституцией. Как следствие, ранее избранные должностные лица, в соответствии с конституцией и законами, смещаются и, высшие и местные органы государства распускаются. Государственный военный совет является высшим органом власти и как правило представлен военными, которые также занимают в правительстве ключевые посты, однако, может присутствовать совещательный орган из специалистов. Местные органы самоуправления чаще всего сохраняются. Характерной особенностью является то, что суды гражданской и уголовной юстиции сохраняются, при этом создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц за определенные виды преступлений.

Для режима военного положения характерно сохранение конституций и прежних конституционных органов сохраняются. Отличительной чертой является тот момент, что компетенция существующих судов гражданской юстиции изменяется, и наказания ужесточаются, и военные трибуналы не создаются. Однако за счет образования новых высших органов государства, подменяющих парламент и правительство, которые принимают акты, имеющие высшую силу для всех гражданских и военных властей, либо посредством наделения исполнительной власти чрезвычайными полномочиями, ограничены действия конституционных органов. При этом местная власть переходит к военным органам, осуществляемое методами военного управления, вследствие чего, возрастает роль принуждения и императивных методов.

В особой взаимосвязи классификаций политических режимов различаются демократические, полудемократические, авторитарные и тоталитарные государственные режимы. Тоталитарный в свою очередь, может, как и военным, так и гражданским и также способен обладать теократической формой, иногда ее называют полуфеодально-теократическим режимом, и присутствует в таких государствах как Бруней, Бахрейн, Катар и др.

Для стран с социально ориентированной рыночной экономикой, в которых сформировался сильный «средний класс», заинтересованный в демократических методах управления, стабильности, способного оказывать определяющее давление через прессу, общественное мнение и выборы на государственную власть характерен демократический режим. Методы осуществления государственной власти определяются в строгом соответствии с конституционными положениями о разделении властей и основываются на системы противовесов и сдержек, а также взаимодействия ветвей власти. Основной идеей является создание социального, светского и правового государства путем поиска консенсуса и компромиссов с политической оппозицией. Оппозиция рассматривается как элемент совершенствования государственного управления, однако на практике государственная власть всегда применяет ограничительные меры в рамках закона.

В условиях демократического государственного режима главенствующую роль занимают методы либерализма, стимулирование, поддержка, уступки и ориентирование на результат, желаемый властью и использование методов принуждения, ограничено. Демократический государственный режим обеспечивается посредством создания требований к деятельности органов государства, должного поведению граждан, общественных объединений. Государственная власть обеспечивает за счет развитие политической активности граждан. Особое внимание уделяется защите прав граждан, как правило, конституционные права граждан соответствуют международным стандартам. Органы государства имеют развитую и устойчивую прямую и обратную связь с населением.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Германии, Японии, во многих странах Европы.

В некоторых странах государственный режим является полудемократическим. В условиях данного режима методы осуществления государственной власти соединяют в себе преобладающие черты демократии и элементов авторитаризма. При этом главенствующую роль имеют методы либерализма, методы требований и запретов преследуют цель сохранения и защиты демократических институтов, принуждение ограничено.

Конституционные права граждан также, как и при демократическом режиме соответствуют международным стандартам, но защита их со стороны органов государственной власти в результате деятельности мафиозных структур, коррупции в органах государства, принижения роли суда осуществляется не в полном объеме. Политическая оппозиция не подавляется, однако, государственная власть негативно ее оценивает и стесняет ее деятельность прикрытым образом. Ограничено политическое участие граждан по причине неразвитости их политическая активность, что обусловлено том числе трудностями материального положения. Обратная связи граждан и органов государства недостаточна в силу того, что значительная часть граждан просматривает благоприятных последствий для себя в деятельности органов государства.

Полудемократический государственный режим присущ многим постсоциалистическим странам, в том числе в России, а также ряду стран Латинской Америки, Турции, Шри-Ланке.

Методы принуждения преобладают в авторитарном государственном при сохранении отдельных методов либерализма. Бошно С.В. Правоведение: основы государства и права. Учебник для академического бакалавриата. М: Юриайт, 2015 - 533 стр. Деятельность политической оппозиции практически прекращена, она может действовать определенных рамках и часто основывается только на определенной государственной идеологии. Как следствие представительные органы сохраняются, но выборы становятся формальными. Исполнительная власть, глава государства, имеет доминирующее значение. Органы государства видят свою роль не в защите конституционных прав граждан, а в служении клану президента, его окружению или окружению премьер-министра, ввиду чего эти права открыто нарушаются. Выборы, как правило имеют показной характер, в результате чего отсутствует возможность отстранить от власти прежние силы и привести новые партии, господствует принцип назначения власти. Реальная политическая активность граждан, общественных объединений снижается, т.к. ограничивается рамками и законодательства, и установившейся практики.

Тоталитарный государственный режим базируется на методах физического, психического и идеологического принуждения со стороны органов партийно-государственной машины. Деятельность государственных органов направлена, прежде всего, на безусловное исполнение указаний «вождя», лидера правящей партии, пожизненного президента. Открыто нарушаются конституционные права граждан государственным аппаратом по причине обеспечения «высших» прав общества, нации, расы или государства. Политическая активность граждан настолько низка, что полностью подчинена указаниям органов правящей партии, при этом государственные органы организуют бутафорские выборы, проводимые различными общественными объединениями, создавая некую активность.

Тоталитарные режимы прежде всего существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов. В странах мусульманского фундаментализма специфический характер имеет тоталитарный государственный режим. Он основывается на религиозно-духовном принуждении и силе традиций. Особое значение имеют государственные режимы тоталитарного социализма. Он кардинально отличается от фашизма, и от мусульманского фундаментализма, т.к. связан с абсолютно противоположной идеологией, при этом основой деятельности органов государственного управления является физическое и психическое принуждение, превращающее человека в послушный «винтик» системы.

Политический режим и его взаимосвязь с государственным управлением.

Государ­ство можно определить как способ и форму организации общества, механизм взаи­мосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой тер­ритории, объединенных институтом гражданства, системой публичной власти и права.

Форма государства - это способ организации и осуществления государственной власти и степень учас­тия в этом общества.

Форма государства имеет три выражения:

1. Форма правления.

2. Форма политико-территориального устройства.

3. Политический режим.

Политический режим представляет собой ту сторону государствен­ного управления, которую рассматривают с точки зрения используемых средств, методов политического влияния государства на общественные институты. Значение политического режима в механизме формирования системы государственного управления состоит в том, чтобы адаптировать сло­жившуюся в обществе совокупность общественных институтов целям государства, в частности, заложенным в их основу ценностям и приори­тетам. Наиболее характерными для современных государств являются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

Демократический политический режим предполагает наличие раз­витых институтов гражданского общества, поддерживаемых госу­дарством и вступающих с ним в равноправные отношения. Признаками демократии являются: соблюдение принципа разделения властей, прежде всего, на высших уровнях государствен­ной власти, полноправное участие граждан в формировании органов власти всех уровней, наличие политических свобод (свобода слова, многопартийность, всеобщее и равное избирательное право и др.).

В рамках демократического режима принято различать прямую (непосред­ственную) и представительную формы демократии. Непосредственная демократия означает возможность граждан непосредственно участво­вать в решении стоящих перед ними проблем: примеры – референдум, сход граждан, территориальное общественное самоуправление. Представительная демократия предусматривает выборы представителей от населения, об­лаченных полномочиями в принятии общезначимых решений. Представительная демократия воплощается как в коллегиальной форме (парламент), так и единоличной (президент, губернатор, мэр).

Авторитарный политический режим означает такой способ государственного управ­ления, при котором реакция общества на управление блокируется или игнорируется властной элитой. В условиях авторитарного режима от­сутствуют или сдерживаются такие институты демократического об­щества, как свобода слова, свободные выборы или политические сво­боды. Авторитарный режим сдерживает деятельность оппозиционных политических сил, вводит предварительную цензуру на репортажи и публикации в СМИ. Наибольшее распро­странение авторитарный режим государственного управления получил в странах «третьего мира», где президентские указы могут становить­ся едва ли не основным источником законодательства страны.

Тоталитарный политический режим предполагает тотальный конт­роль государственных органов власти над функционированием боль­шинства сфер общественной жизни и подчиняется идее целостного и неделимого государства. Режим тоталитаризма есть не что иное, как разновидность деспотизма, способного проявиться при любой форме государственного правления. Инструментами насаждения тоталитарного режима являются внеэкономическое принуждение к труду, бю­рократический механизм в принятии решений, принудительная идео­логия, репрессии в отношении нелояльных граждан и т. д.

Следует отметить, что полити­ческие режимы в «чистом виде», т.е. во всей совокупности своих черт, проявляются нечасто. Жизнь богаче любых схем, а для характеристики конкретной политической обстановки исполь­зуются многочисленные разновидности режимов, такие вариа­ции в названиях, как.

В предыдущем параграфе отмечалось, что в современной политической науке для описания и объяснения социальной направленности и порядка взаимодействия государственных органов с гражданами, а также самих методов государственного управления обществом используется понятие "политический режим". Категория политического режима, таким образом, в широком смысле этого слова дает возможность анализа социального характера и эффективности государственного воздействия на общество, выяснения порядка взаимоотношений между органами государства и рядовыми гражданами. Прежде всего необходимо поэтому остановиться на развернутом определении самого понятия "политический режим".

Понятие и сущность политического режима

Понятие политического режима появилось в западной политической науке еще в XIX ве-ке, а в широкий научный оборот оно вошло после Второй мировой войны. Этимологически термин "режим" происходит от латинского "regimen" (порядок управления), производными от которого являются французское и английское слово "regime", обозначающее приблизительно то же самое. На сегодняшний день в политологии существует немало трактовок и определений этого научного понятия. Остановимся лишь на наиболее распространенных из них.

Два основных направления в политической науке аккумулируют в себе большинство концептуальных интерпретаций и дефиниций понятия политического режима: правовое и социологическое. В первом случае политический режим редуцируется лишь к официальным формам и легальным методам управления, которые опираются на формально-юридические критерии функционирования государства, связанные с декларируемыми нормами конституционного права. Таким образом, понятие "политический режим" становится довольно близким по смыслу к "форме правления" государства, его конституционно-правовому режиму. На базе формально-правовых критериев выделяются режимы демократические, где право ограничивает действие правительства, и автократические, где существует произвол правителей, не соблюдающих законов. В рамках приведенного подхода весьма существенным является отношение государственных органов к провозглашенным конституционно-правовым нормам (в том числе и к основным правам и свободам граждан), а также внутренний механизм институционального взаимодействия органов государственной власти.

Другое, более современное, социологическое направление в интерпретации политических режимов исходит из иных критериев в его определении. М. Дюверже считает, что политический режим это скорее особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой,- способы политического участия партий и групп давления. Р. Макридис исходит из функциональной концепции политической системы, в соответствии с которой "политический режим" определяет специфические пути и способы, при помощи которых идеально заданные функции системы реализуются в процессе практического функционирования государственных институтов. При этом весьма существенным является тот момент, что одна и та же политическая система может в зависимости от исторических обстоятельств функционировать в различных режимах. Советская политическая система, например, в разные периоды работала в различных режимах: от сталинского террора 30 - начала 50-х годов до либерализации в период перестройки в середине-конце 80-х годов.

В главе, посвященной структуре власти, было выделено институциональное измерение, связанное с инструментальными средствами и способами взаимодействия государственных органов и социальных групп. Именно в этой аналитической плоскости и находится понятие политического режима. Оно в то же время уже по объему категории "политический процесс", включающей в свой анализ спонтанные, неинституционализированные компоненты социально-политической динамики, как и категории "государственное управление", описывающей регулирование коллективных ресурсов, выработку моделей публичной стратегии и тактики, и, наконец, вопросы чисто организационного менеджмента. Анализ функционирования политических режимов сопряжен прежде всего с методами руководства людьми и способами поддержания легитимного порядка, а не с текущей организацией аппаратной работы и оперативным распределением ресурсов, являющимися "смежными" измерениями государственной политики, которые связаны с уже собственно административно-организационной деятельностью.

Институциональные способы государственного руководства, выступающие средствами достижения общих целей политики государства, составляют основное содержание понятия политического режима. Именно в таком духе дает определение демократическому типу режимов Й. Шумпетер: "Демократия - этовсего лишь метод (курсив мой.-А. Д.), так сказать, определенный тип институционального устройства для достижения законодательных и административных политических решений" 15 . Ряд авторов идут еще дальше, подразумевая под политическим режимом общий характер взаимодействия государственных органов и социальных групп, который включает в себя не только государственное воздействие "сверху", но и "обратные связи", то есть функционирование механизмов гражданского представительства и давления, участия и выборов. "Под политическим режимом следует пониматьспособ политического существования (курсив мой.-А. Д.) любого общественного коллектива, племени, нации или государства"16,- дает подобную предельно широкую формулировку французский политолог Ж. -М. Денкэн.

Итак, если попытаться обобщить сказанное выше, то можно дать следующее определение политического режима. Под политическим режимом понимается институциональный способ взаимодействия государства и общества, правительства и граждан, включающий в себя следующие параметры: характер функционального отношения властного порядка к фундаментальным правам и свободам граждан; соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам, проявляющееся в соблюдении конституционных норм и других законов страны, и в удельном весе официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства; степень политического участия народа и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающих меру социального представительства, общественного контроля и гражданского волеизъявления; уровень возможности свободного и конкурентного соперничества правящей и оппозиционной группировок в процессе формирования органов государственной власти; роль открытого насилия и силового принуждения в совокупности методов государственного управления. Другими словами, между рядовыми гражданами и правительственной администрацией происходит как бы заключение "общественного договора" о правилах игры, а динамика осуществления государственного управления регулярно отражает действительное состояние дел при поддержании властного порядка, да и сам характер регулирования взаимодействия между человеком и государством.

Методы государственного управления в структуре политического режима

Вопрос о методах государственного управле-ния, как средствах достижения правителями своих политических целей, всегда интересовал ученых философов и социальных мыслителей. Телеологические максимы типа "цель оправдывает средства" обосновывались и "отцом инквизиции" И. Лойолой, и флорентийским госсекретарем Н. Макиавелли. В истории политики для того, чтобы обеспечить процесс властвования над народом и управления государством, в ход нередко пускались самые разные инструменты: от религиозных проповедей до массового геноцида. Если попытаться кратко определить понятие методов государственного управления, то они представляют собой, во-первых, средства осуществления государственных целей и управленческих решений, во-вторых, способы поддержания стабильности политической системы и воспроизводства институционального порядка в обществе и, в-третьих, инструменты мобилизации ресурсов и руководства людьми.

Исторический опыт политического развития подводит к выводу о том, что существует два базовых типа методов государственного управления: убеждение, опирающееся в основном на манипулирование механизмами сознания и установками поведения граждан, и принуждение, в целом основывающееся на использовании силы, а то и крайних форм насилия. Эти два "идеальных типа" образуют двухполюсную шкалу "принуждение - убеждение", на которой располагаются все промежуточные оттенки применения инструментов руководства людьми со стороны государственной администрации. Кроме того, на базе этих двух архетипов возможна масса комбинаций различных приемов и методов в государственном управлении в зависимости от политического режима той или иной страны.

Рассмотрим последовательно и в соответствии с этой "шкалой" основные методы государственного управления. Во-первых, пожалуй, наиболее радикальным приемом управления является открытое насилие и применение карательно-силовых средств. Когда-то на начальных этапах политической истории человечества этот метод "воздействия на тело" (по выражению М. Фуко) был одним из доминирующих. Например, этот метод активно использовался в восточных деспотиях, захватывавших новые территории и вплоть до полного уничтожения притеснявших при помощи грубой силы их население (монголо-татарская империя Чингизидов и другие). На современном же этапе инструменты насилия преобладали в основном в тоталитарных государствах, как, к примеру, в фашистской Германии и СССР в 30-е годы или в Кампучии в 70-е годы нынешнего века. Во-вторых, возможно такое применение принудительной мобилизации и административной регламентации населения, когда органы государства обходятся и без регулярного насилия и открытого террора. При этом в качестве опоры используется вполне реальная угроза использования административных санкций со стороны государства (например, в ряде арабских и африканских авторитарных режимов, а при определенных кризисных ситуациях и в условиях переходных обществ становящейся демократии).

В-третьих, одним из главных методов современного государственного управления выступает правовое регулирование на базе законодательных норм и судебно-арбитражиой системы. Конечно же, данные методы используются прежде всего в правовых государствах, где норма закона становится основным регулятором жизни граждан. В-четвертых, эффективным методом управления в условиях стабильного общества является систематическое социально-политическое маневрирование, включающее в себя инструменты компромиссов между правящей и оппозиционными группировками, уступки и повороты в социальной и экономической политике, связанные с перегруппировкой сил и перераспределением ресурсов. Например, в случае, если консервативная модель политики правительства не дает ожидаемых результатов, то последнее может усилить социальные программы и перебросить на их осуществление определенные ресурсы.

И наконец, пятым основным средством управления можно назвать идейно-политическое манипулирование, действующее в "мягких" формах на механизмы сознания и установки поведения граждан, то есть прежде всего на "голову" людей, в отличие от грубой силы, действующей на их "тело". На ранних этапах государственного развития подобную роль инструмента идейно-политического и морального воздействия на массы выполняла религиозная проповедь. Сегодня же на первый план выдвигаются средства идейно-политического и социально-психологического манипулирования со стороны "масс-медиа". Средства телекоммуникаций и массовой информации (СМИ) в конце XX века стали приоритетным и эффективным инструментом манипулирования народными массами, играя в особенности заметную роль в структуре демократических режимов Запада.

Конечно, не следует забывать о том, что в структуре средств и методов практически каждого государства имеется весь арсенал упомянутых выше инструментов в той или иной пропорции и комбинации, которые используются в зависимости от конкретной ситуации (кризис, война и так далее), типа режима и фазы его становления, воспроизводства или трансформации.

Типология политических режимов

Критерии, которые были сформулированы при определении категории политического режима, могут быть использованы и как основание при их классификации или типологизации. Существует множество подходов к выделению типов политических режимов 17 . Например, Р. Даль в работах "Полиархия" и "Режимы и оппозиция. Введение" на основе двух критериев, конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление, выделяет два основных полюса или архетипа политических режимов: гегемонию (или автократию) и полиархию, между которыми и располагаются все переходные формы 18 .

Наиболее распространенной в современной политологии является типология политических режимов по шкале "демократия - автократия", на основе которой выделяются их три основных типа:демократический, авторитарный итоталитарный.

Рассмотрим вначале демократический политический режим. Его признаками являются верховенство представительных органов власти, широкое распространение институтов самоуправления, провозглашение и защита прав и свобод личности, правовой характер государства. Вместе с тем можно выделить две разновидности такого режима: демократический политический режим в развитой форме и ограниченно демократический режим.

В настоящее время с демократическим политическим режимом в наиболее развитой форме мы встречаемся в таких странах, как Великобритания, Швеция, Италия, Португалия, Швейцария и другие 19 . Ограниченно демократический политический режим сохраняет основные черты, присущие демократии, однако не всегда в полной мере. Несмотря на то что в целом в США действует зрелый демократический режим, до настоящего времени в 10 штатах сохраняется запрет на регистрацию коммунистической партии в качестве легальной политической партии, сохраняются некоторые элементы расовой дискриминации (хотя определенные силы борются с расовой дискриминацией более ста лет и добились по сравнению с ситуацией середины XIX века значительных успехов). Не получила достаточной поддержки и не вступила пока в силу поправка к Конституции, закрепляющая равноправие женщин и тому подобное. В недалеком прошлом в США также наблюдались определенные ограничения демократии, например, так называемый "обезьяний процесс" в 20-е годы - судебное осуждение сторонников дарвинизма, "охота за ведьмами", шпиономания и гонения за различные демократические и миротворческие организации в период "маккартизма" в 50-е годы и тому подобное.

В ФРГ также случались отдельные ограничения демократии, в частности, в практике "запретов на профессии". С 1956 по 1968 год в этой стране под запретом находилась компартия, запрет на которую был наложен Федеральным конституционным судом. В его решении осуждалась вообще всякая коммунистическая деятельность как антиконституционная. Затем органы власти не стали расширительно толковать это решение, формально относя его лишь к той компартии КПГ, которая действовала до 1956 года, в результате чего была создана уже новая коммунистическая партия (ГКП).

В то же время в условиях демократического политического режима в любом случае самым главным является активное и достаточно эффективное, во многом все определяющее воздействие гражданского общества на деятельность государства, на весь его механизм управления.

Для авторитарного политического режима характерна большая самостоятельность государства по отношению к гражданскому обществу. Гражданское общество сохраняется и стремится влиять на действия государства, но такое влияние ограничено, поскольку государство в условиях такого режима ищет опору не в гражданском обществе, а в самом себе. Признаками авторитарного политического режима являются существенное ограничение полномочий или полное отсутствие представительных органов власти, преобладание по своей значимости в механизме реализации власти государственных органов, сформированных на основе назначения, по наследственному принципу, в результате выдвижения узкой олигархической группой, большее или меньшее ограничение прав и свобод граждан. Крупный специалист по авторитарным режимам "третьего мира" Ф. Риггс отмечает, что подобные режимы в Европе и Северной Америке постепенно эволюционировали к демократии, достигая способности контролировать свою бюрократию единовременно или даже до того, как появятся мощные бюрократические структуры в этих странах. По большей части они оказались в состоянии сохранить контроль над государственными бюрократическими структурами, необходимыми для осуществления возросшего управления, проведения в жизнь социальных мер и обеспечения страны. В отличие от этого государства "третьего мира" не имели необходимого времени и возможности подготовиться к решению новых задач и институционального опыта, а их лидеры вынуждены были прибегать к авторитарным способам управления для достижения национальных целей 20 .

Авторитарный политический режим можно подразделить на две разновидности: авторитарно-либерализированный и радикально-авторитарный политические режимы. Авторитарно-либеральный политический режим характеризуется стремлением к преобладанию ненасильственных методов управления (хотя это не значит, что от насилия совершенно отказываются, в случае угрозы правящей группировке насилие применяется самым решительным образом), к учету мнения различных слоев гражданского общества, предоставлением гражданам определенных прав и свобод. Но авторитаризм тем и отличается от демократии, что сроки представления и дозировку прав и свобод, степень их гарантированности определяет само государство, а не общество, причем государство считает себя вправе ликвидировать предоставленные права и свободы в том случае, когда это покажется ему необходимым. Авторитарно-либерализированный политический режим существовал, например, в России в период реформ 60-70-х годов XIX века.

Радикально-авторитарный режим стремится опираться, прежде всего, на силу. И если авторитарно-либерализированный режим в какой-то мере стимулирует развитие гражданского общества, хотя государство стремится делать это дозированно и под своим неусыпным контролем, то радикально-авторитарный режим терпит гражданское общество как необходимость, с которой государство справиться не может, хотя и старается поставить его под свой жесткий контроль. Примерами радикально-авторитарного политического режима служат военные режимы, существовавшие в Бразилии с 1964 по 1979 год, в Испании в период диктатуры Франко и другие.

При реакционно-авторитарном или военно-диктаторском режимах гражданское общество сохраняет свою самостоятельность и даже активность, правящая группировка оказывает на него серьезное воздействие, налагает определенные ограничения, но полностью под свой контроль авторитарными методами поставить не может.

Только в условиях тоталитарного режима государству удается подчинить себе общество, уничтожить его гражданский характер Государство подминает под себя общество, пронизывает все его поры, подвергает огосударствлению все стороны его жизнедеятельности. При тоталитарном режиме создается политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства государства, возглавляемого вождем, над обществом используется целый комплекс мер и средств. Насилие же здесь является самым главным инструментом. Активно применяются методы политического, экономического, идеологического, пропагандистского воздействия. Но репрессии являются естественным следствием концентрации власти в руках одного человека, выражающего интересы достаточно узкой олигархической группировки и подчиняющего при помощи государственного и партийного аппарата все общество. Репрессиям подвергаются прежде всего те, кого не удалось подчинить другими методами. При этом различными как ненасильственными, так и насильственными методами на определенном этапе тоталитарному режиму удается создать достаточно массовую социальную опору. Поэтому в условиях этого режима иногда проводят плебисциты и референдумы как доказательство наличия такой массовой опоры.

Основные черты тоталитаризма были выделены западными политологами в работах X. Арендта "Истоки тоталитаризма" (1951), Д. Арона "Демократия и тоталитаризм" (1956) и К. Фридриха и 3. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956) 21 . Характерными чертами тоталитарного политического режима являются сосредоточение власти в руках одного человека, пришедшего к власти недемократическим путем и сохраняющего свою власть в течение длительного времени, хотя возможны и перевороты внутри олигархии, установление принудительной, как правило, однопартийной системы, сращивание государственного аппарата и аппарата правящей партии, превращение представительных органов и институтов непосредственной демократии в фикцию, огосударствление общественных организаций и всех без исключения средств массовой информации, дифференциация статуса (то есть наличие разного объема прав и обязанностей) у разных иерархически расположенных групп населения в зависимости от того, какое место в системе властвования занимает данная группа, рассмотрение прав и свобод личности как некое благодеяние со стороны государства, отсутствие гарантий этих прав и свобод, за исключением соизволения самого государства.

В этих условиях все люди превращаются в винтики огромного всеобъемлющего государственного механизма. Тоталитарное государство без колебании расправляется с теми людьми, которые, по его мнению, не выполняют или плохо выполняют функции винтика или сделали уже все, на что были способны. При этом могут пострадать и отдельные представители господствующей группировки во имя сохранения и упрочения власти группировки в целом. Возможность подчинения государством общества заключается в относительной самостоятельности первого, хоть это и вызвано объективными процессами, протекающими в обществе. Эволюция общества ведет к подрыву всемогущества государства и в конце концов к краху тоталитарного режима, хотя он не падает сам собой, поскольку для его уничтожения требуются активные действия его противников.

Тоталитарные режимы существуют в течение более коротких исторических периодов по сравнению со временем существования других политических режимов, поскольку для общества такое состояние противоестественно и устанавливается в результате неординарных обстоятельств.

Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное - «государственный (государственно-правовой режим)». В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Государственно-политический режим - это совокупность методов и средств легитимизации и осуществления власти определенным типом государства. Легализация государственной власти как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку власти законом прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимация же государственной власти - это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определенные социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой. Легитимизация - это поддержка власти народом в виде выборов или референдумов. Определить суть режима, значит, определить насколько данная государственная власть формируется и контролируется народом.

Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, союзов).

Государственно-политический режим - это понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления государственной и политической власти в обществе. Это функциональная характеристика власти. Характер государственно-политичекого режима никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.

Выделяют следующие разновидности политических режимов:

1. Демократический . Он присущ прежде всего странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением.

Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима.

Первая группа это формальные признаки: а) народ - основной источник власти;

б) юридическое равенство всех граждан;

в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений;

г) выборность основных государственных органов.

Вторая группа это реальные признаки : а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств.

Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы.

2. Авторитарный . При таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти являются формальными. Существует искаженный принцип разделения властей и как результат этого искажения явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено.

3. Тоталитарный . Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.

4. Переходный . В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

Рассмотрим подробнее черты демократичесмких и антидемократических режимов.

Демократия - (от греч. demokratia, буквально - народовластие) - политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, все граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством, в том числе через свободно избранных представителей. Гражданам обеспечиваются личные, политические и гражданские права и свободы.

Как историческое явление демократия имеет свои весьма отдаленные прообразы, существовавшие в первобытнообщинном обществе - догосударственные, неразвитые, зачаточные формы отдельных демократических общественных институтов (неполитические демократические формы родового и племенного самоуправления). По мере эволюции древних обществ, возникали и развивались государства, изменялось их устройство, демократические институты видоизменялись, отмирали и возрождались в новых формах, в зависимости от конкретных исторических условий.

Первым демократическим государством, в античном понимании демократии, являлся город-государство Афины (V век до н.э.). Афинская демократия имела сословный характер, полноправные граждане не составляли большинства жителей. Содержание понятия демократия пересматривалось и расширялось в ходе исторического развития государства и общественных наук. Наибольший импульс развитию демократического политического режима придал созыв первого английского парламента (1265 г.) и дальнейшая парламентская практика в Англии, Великая французская революция (1789 г.) и рождение американского конституционализма (1787 г.).

Демократическое государство, в современном его понимании, отличается от государств других типов (деспотического, тоталитарного, авторитарного) следующими основными признаками, принципами: признание народа источником власти, носителем суверенитета (исключительно ему принадлежащей учредительной власти в государстве; равное право всех граждан на участие в управлении государством; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина в объеме, установленном законами, признание принципа подчинения меньшинства большинству (при принятии законов, выборах и других коллективных решениях); формирование основных органов государственной власти путем свободных выборов. Производными от основных признаков демократии являются: подконтрольность, подотчетность и ответственность государственных органов (и должностных лиц), формируемых путем назначения, перед представительными органами государственной власти и избранными должностными лицами; идеологическое и политическое многообразие, свобода деятельности общественных объединений; верховенство закона во всех сферах общественных отношений, в том числе и в деятельности государственных органов.

Различают институты представительной демократии (принятие основных решений полномочными выборными учреждениями - парламентом, другими представительными органами) и непосредственной демократии (принятие основных решений непосредственно гражданами, путем референдума, выборов, плебисцита).

Политический режим демократического типа имеет своей социально-экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора. Политическими предпосылками этого режима являются:

Отсутствие единой, обязательной для всех государственной официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно-исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;

Наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;

Ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества:

Функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально-экономической конкуренции внутри гражданского общества;

Существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;

Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни.

Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, так как обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.

Либерально-демократический режим является наиболее современной формой демократии . Либерально-демократический режим существует во многих странах. Некоторые ученые считают, что либеральный режим - это собственно не режим государственной власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов, в том числе и либерально-демократической формы. Либеральным называют такой демократический режим, политические методы и способы осуществления власти которого основаны на системе гуманистических и демократических принципов. Это прежде всего экономическая сфера взаимоотношений личности и государства. В условиях либерального политического режима человек в этой сфере обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе политически независим. В отношениях личности и государства приоритет сохраняется за личностью. Либеральный режим отстаивает ценности индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном итоге к тоталитарным формам правления.

Из основного принципа демократического государства (признания народа источником власти) следует вывод о направленности деятельности государства в целом - в интересах большинства граждан. Однако, даже будучи закрепленной в законодательстве, социальная направленность политики государства реализуется в разных сферах жизни общества в разной мере в зависимости от соотношения политических сил. Степень активности участия граждан в управлении государства и степень открытости и подконтрольности гражданскому обществу деятельности государства в значительной мере зависит от правового режима деятельности средств массовой информации. В демократическом государстве СМИ играют основную роль в формировании общественного мнения, что непосредственно сказывается на действиях граждан во время выборов, референдумов. Если законодательством государства не обеспечены гарантии множественности, плюрализма, открытости, альтернативности, свободы и ответственности СМИ, гарантии недопущения монопольного влияния на СМИ со стороны реально властвующих финансовой и политической элит, то неизбежно манипулирование общественным мнением, навязывание обществу неадекватной картины социальной жизни.

Основные черты антидемократических режимов:

Тоталитаризм - это одна из форм господства (тоталитарное государство) характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества; фактической ликвидацией конституции, прав и свобод; репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих. Для политического режима тоталитарного толка характерно насильственное навязывание населению государства общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством партии, возглавляемой вождем. Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладают политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор. Подобные свойства, казалось, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако опыт государств Восточной Европы и СССР показал, что тоталитарный политический режим способен к самоизлечению, с постепенным и относительно мирным переходом посттоталитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому государственно-политическому режиму.

Авторитаризм - это система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Характеризуется сосредоточением всей государственной власти в руках одного лица или органа, отсутствием или ущемлением основных политических свобод (слова, печати), подавлением политической оппозиции. Обычно сочетается с личной диктатурой. В зависимости от сочетания методов правления может варьироваться, от умерено авторитарного режима с формальным сохранением атрибутов демократии до классической фашисткой диктатуры.

Авторитарный политический режим является промежуточным между тоталитарным и демократическими режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма. Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость его свойств. В нем наблюдаются черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами жизни. В нем нет единой государственной, обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма. Управление осуществляется не столь жестким, как при тоталитарном режиме способом. Массовый террор отсутствует.

Понятие и функции режима государственного управления

Каждое государство, на определенном этапе социально-экономического или исторического развития свободно в выборе способов и методов осуществления государственного управления.

Определение 1

Конкретная совокупность приемов, способов и методов осуществления государственного управления, в относительно краткосрочный период, в политологии и юриспруденции получила название государственно-правового или политического режима.

Являясь одной из трех ключевых характеристик государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства, политический режим является характеристикой функциональной стороны государства, а не организационной как первые две характеристики.

Политический режим, помимо прочего отражает те приемы и способы, которые государство использует для решения двух ключевых задач:

  1. Легитимации государственной власти.
  2. Легализации государственной власти.

Процесс легализации государственной власти представляет собой законодательное установление власти в государстве, как правило, основным инстурментом в данном процессе является Конституция.

Легитимация предполагает принятие и поддержку власти со стороны населения, признание ее права на управление обществом, выраженное, в том числе в готовности подчиняться властным велениям государства.

Замечание 1

Зачастую, в государстве складывает ситуация, в которой власть оказывается легальной, то есть осуществляющей государственное управление в силу и на условиях, установленных законом, но не легитимной, то есть не поддерживаемой широкими слоями населения, в силу проблем социально-экономического характера, негативных процессов коррупционного характера, недостаточной гласности в деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, и т.д.

Таким образом, представляется наиболее верным понимать режим государственного управления как систему приемов, форм и способов осуществления государственной и политической власти в стране.

Виды режимов государственного управления:

Анализ конкретных совокупностей вышеназванных элементов, позволил выделять четыре основные типа режимов государственного управления:

  1. Демократический режим, характерен для государств с сильной социально-ориентированной экономикой, широко распространенным «средним классом». Государственное управление в рамках данного режима осуществляется с опорой на конституционные положения о приоритете личности, о разделении независимых ветвей власти. В то же время, строго законодательно ограничиваются применение методов принуждения, случаи ограничения прав и свобод личности и т.д.
  2. Авторитарному режиму присуще преобладание методов подавления и принуждения, однако при сохранении отдельных черт демократии в неполитических сферах общественной жизни. В свою очередь, институты политической системы очень ограничены: формально провозглашаемые выборы в различные органы государственной власти на практике носят формальный характер, поскольку, фактически, свобода выбора или реальный политический плюрализм в условиях авторитаризма отсутствуют. Аналогичным образом ситуация состоит с принципом разделения властей, поскольку реальным образом система сдержек и противовесов не достигает стоящих перед ней задач и наблюдается сильный перевес в сторону преобладания роли исполнительной власти в государстве.Глава государства, как правило, фактически несменяем, раз за разом переизбираясь на свою должность
  3. Тоталитарный режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения, которое в отличие от авторитарного режима распространяет свое действие на все сферы общественной жизни. Государственное управление находится в руках партийно-государственных органов, постепенно сращивающихся воедино.
  4. Переходный. В некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других - режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»