Химические явления в быту. Химические реакции в повседневной жизни

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Вокруг нас постоянно протекают различные химические реакции. Химия присутствует каждый раз, когда мы готовим, дышим или жуем. На сковородах и в кастрюлях происходят сложнейшие химические и биохимические процессы. В этой статье вы узнаете, как их использовать в повседневной жизни.

1. Анализ веществ с помощью жидкости-индикатора

Материалы и инструменты :

    красная капуста;

  • пищевая сода;

    кастрюля;

  • стеклянная банка;

    чайная ложка;

    три стакана.

Ход опыта

  1. Нарежьте капусту тонкими ломтиками и залейте кипятком.
  2. Когда вода окрасится в фиолетовый цвет, слейте ее через ситечко в банку. Получилась жидкость-индикатор.
  3. В один стакан налейте воды и выжмите сок лимона, в другой - воды с пищевой содой, в третий - только воды.
  4. В каждый стакан добавьте ложку жидкости-индикатора.

Результат опыта

Вода с лимоном окрашивается в розовый цвет, вода с содой - в сине-зеленый, чистая вода приобретает цвет жидкости-индикатора.

Red cabbage indicator

Научное объяснение

Отвар красной капусты является индикатором - веществом, способным менять цвет в зависимости от того, взаимодействует ли оно с кислотой (в нашем случае становится розовым) или с основанием (становится синим или зеленым, как во втором стакане). В ходе опыта жидкость-индикатор дала понять, что в первом стакане находится кислое вещество, во втором - основание, а вода в третьем стакане является нейтральным веществом.

2. Как удалить накипь в чайнике?

Материалы и инструменты :

  • лимонная кислота;

Ход опыта

  1. Нужно развести в 1 литре воды 1-2 чайные ложки кислоты.
  2. Залить раствор в чайник и прокипятить.
  3. Ополоснуть чайник и прокипятить воду «вхолостую».

Результат опыта

Накипь исчезнет без следа, легко отслоившись под действием кислоты.

Научное объяснение

Накипь состоит в основном из карбоната кальция, который образуется при разложении гидрокарбоната кальция, содержащегося в природных водах. В результате реакции под действием лимонной кислоты образуются растворимый в воде цитрат кальция, углекислый газ и вода.

2C₆H₈O₇ + 3Ca­CO₃ = Ca₃(C₆H₅O₇)₂ + 3CO₂ + 3H₂O

3. Свежая ли рыба?

Материалы и инструменты :

    жидкость-индикатор (см. п. 1);

    чайная ложка.

Ход опыта

  1. На туловище рыбы делаем глубокий надрез.
  2. Залейте в надрез ложку жидкости-индикатора.

Результат опыта

Если надрез приобрел розовый или сиреневый оттенок, рыба свежая. Синий или зеленый цвет свидетельствует об обратном.

Научное объяснение

Будучи хорошим индикатором, отвар красной капусты позволил нам определить кислотность среды. Слабо-сиреневая или розовая окраска указывает на нейтральную или слабокислую реакцию - значит, рыба хорошего качества.

Синий или зеленый цвет свидетельствует о щелочной среде, то есть рыба испортилась. Нажмите , чтобы узнать из чего еще можно приготовить природный рН-индикатор в домашних условиях.

4. Есть ли в молоке крахмал?

Самый верный способ определить, есть ли в молоке крахмал, - капнуть туда немного йода. В обезжиренное молоко нередко добавляют крахмал, чтобы придать ему густоты.


Материалы и инструменты :

  • раствор йода;

Ход опыта

  1. Наливаем в стакан немного молока.
  2. Капаем йод.
  3. Наблюдаем за реакцией.

Результат опыта

Если жидкость приобрела синеватый оттенок, значит, в молоке есть крахмал. Если по ней пошли желтоватые круги, то вам повезло: добавок в таком молоке нет.

Научное объяснение

Раствор йода сработал как индикатор: при контакте с крахмалом он изменил цвет.

5. Свежее ли молоко?

Материалы и инструменты :

  • пищевая сода;

Ход опыта

  1. Наливаем полстакана молока.
  2. Всыпаем ½ ч. л. соды.
  3. Наблюдаем за реакцией.

Результат опыта

Если появилась пена, молоко прокисло.

Научное объяснение

При добавлении бикарбоната натрия (соды) в кислую среду происходит реакция нейтрализации. Кислота и щелочь (сода) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ, который вспенивает смесь.

6. Готовим лимонад

Материалы и инструменты :

    лимонная кислота;

    пищевая сода;

Ход опыта

  1. Насыпаем в пробирку по одной чайной ложке лимонной кислоты и соды, затем добавляем две чайные ложки сахарного песка.
  2. Пересыпаем всю смесь в сухую чистую чашку, основательно перемешиваем.
  3. Разделяем смесь на несколько равных частей. Каждую часть можно упаковать в пакетик.
  4. Одну такую часть высыпать в стакан и залить водой.

Результат опыта

Получится шипучий и газированный напиток, освежающий, как лимонад.

Научное объяснение

При взаимодействии лимонной кислоты и гидрокарбоната натрия происходит реакция нейтрализации. Получаем натриевую соль лимонной кислоты, углекислый газ и воду.

Н₃С₆Н₅О₇ + 3NaH­CO₃ –> Na₃C₆H₅O₇ + 3CO₂ + 3H₂O

7. Как сварить треснутое яйцо?

Материалы и инструменты :

Ход опыта

В кипящую подсоленную воду кладем яйцо и варим 5 минут.

Результат опыта

Яйцо сварится и не вытечет из скорлупы.


Научное объяснение

Соль действует на белок, как коагулянт на коллоидный раствор. В результате белок свертывается в щели скорлупы.

Динамические изменения встроены в саму природу. Все меняется так или иначе каждый момент. Если вы внимательно осмотритесь, вы найдете сотни примеров физических и химических явлений, которые являются вполне себе естественными преобразованиями.

Изменения - единственная константа во Вселенной

Как ни странно, изменение является единственной константой в нашей Вселенной. Чтобы понять физические и химические явления (примеры в природе встречаются на каждом шагу), принято классифицировать их по типам, в зависимости от характера конечного результата, вызванного ими. Различают физические, химические и смешанные изменения, которые содержат в себе и первые, и вторые.

Физические и химические явления: примеры и значение

Что такое физическое явление? Любые изменения, происходящие в веществе без изменения его химического состава, являются физическими. Они характеризуется изменениями физических атрибутов и материального состояния (твердое, жидкое или газообразное), плотности, температуры, объема, которые происходят без изменения его фундаментальной химической структуры. Не происходит создание новых химических продуктов или изменения общей массы. Кроме того, этот тип изменений обычно является временным и в некоторых случаях полностью обратимым.

Когда вы смешиваете химикаты в лаборатории, можно легко увидеть реакцию, но в мире вокруг вас происходит множество химических реакций каждый день. Химическая реакция изменяет молекулы, в то время как физическое изменение только перестраивает их. Например, если мы возьмем газ хлора и металлический натрий и объединим их, мы получим столовую соль. Полученное вещество сильно отличается от любого из его составных частей. Это химическая реакция. Если затем растворить эту соль в воде, мы просто смешиваем молекулы соли с молекулами воды. В этих частицах нет изменений, это физическое преобразование.

Примеры физических изменений

Все состоит из атомов. При соединении атомов образуются разные молекулы. Различные свойства, которые наследуют объекты, являются следствием различных молекулярных или атомных структур. Основные свойства объекта зависят от их молекулярного расположения. Физические изменения происходят без изменения молекулярной или атомной структуры объектов. Они просто преобразуют состояние объекта, не изменяя его природы. Плавление, конденсация, изменение объема и испарения являются примерами физических явлений.

Дополнительные примеры физических изменений: металл, расширяющийся при нагревании, передача звука через воздух, замерзание воды зимой в лед, медь втягивается в провода, формирование глины на разных объектах, мороженое плавится до жидкости, нагревание металла и преобразование его в другую форму, сублимация йода при нагревании, падение любого объекта под действием силы тяжести, чернила поглощаются мелом, намагничивание железных гвоздей, снеговик, тающий на солнце, светящиеся лампы накаливания, магнитная левитация объекта.

Как различать физические и химические изменения?

Множество примеров химических явлений и физических можно встретить в жизни. Часто трудно определить разницу между ними, особенно когда оба могут происходить одновременно. Чтобы определить физические изменения, задайте следующие вопросы:

  • Является ли состояние состояния объекта изменением (газообразным, твердым и жидким)?
  • Является ли изменение чисто ограниченным физическим параметром или характеристикой, такой как плотность, форма, температура или объем?
  • Является ли химическая природа объекта изменением?
  • Возникают ли химические реакции, приводящие к созданию новых продуктов?

Если ответ на один из первых двух вопросов да, и ответы на последующие вопросы отсутствуют, это, скорее всего, это физическое явление. И наоборот, если ответ на любой из двух последних вопросов положительный, в то время как первые два отрицательные, это, безусловно, химическое явление. Трюк состоит в том, чтобы просто четко наблюдать и анализировать то, что вы видите.

Примеры химических реакций в повседневной жизни

Химия происходит в окружающем вас мире, а не только в лаборатории. Материя взаимодействует для образования новых продуктов посредством процесса, называемого химической реакцией или химическим изменением. Каждый раз, когда вы готовите или убираете, это химия в действии. Ваше тело живет и растет благодаря химическим реакциям. Есть реакции, когда вы принимаете лекарства, зажигаете спичку и вздыхаете. Вот 10 химических реакций в повседневной жизни. Это всего лишь небольшая выборка из тех примеров физических и химических явлений в жизни, которые вы видите и испытываете много раз каждый день:

  1. Фотосинтез. Хлорофилл в листьях растений превращает углекислый газ и воду в глюкозу и кислород. Это одна из самых распространенных ежедневных химических реакций, а также одна из самых важных, поскольку именно так растения производят пищу для себя и животных и превращают углекислый газ в кислород.
  2. Аэробное клеточное дыхание является реакцией с кислородом в человеческих клетках. Аэробное клеточное дыхание является противоположным процессом фотосинтеза. Разница заключается в том, что молекулы энергии объединяются с кислородом, которым мы дышим, чтобы высвободить энергию, необходимую нашим клеткам, а также углекислый газ и воду. Энергия, используемая клетками, представляет собой химическую энергию в виде АТФ.
  3. Анаэробное дыхание. Анаэробное дыхание производит вино и другие ферментированные продукты. Ваши мышечные клетки выполняют анаэробное дыхание, когда вы исчерпываете подаваемый кислород, например, при интенсивном или продолжительном упражнении. Анаэробное дыхание дрожжами и бактериями используется для ферментации для производства этанола, углекислого газа и других химических веществ, которые производят сыр, вино, пиво, йогурт, хлеб и многие другие распространенные продукты.
  4. Сгорание - это тип химической реакции. Это химическая реакция в повседневной жизни. Каждый раз, когда вы зажигаете спичку или свечу, разжигаете костер, вы видите реакцию горения. Сжигание объединяет энергетические молекулы с кислородом для получения двуокиси углерода и воды.
  5. Ржавчина - общая химическая реакция. Со временем железо развивает красное, шелушащееся покрытие, называемое ржавчиной. Это пример реакции окисления. Другие повседневные примеры включают формирование вердигров на меди и потускнение серебра.
  6. Смешивание химических веществ вызывает химические реакции. Пекарский порошок и пищевая сода выполняют аналогичные функции при выпечке, но они по-разному реагируют на другие ингредиенты, поэтому вы не всегда можете заменить их на другой. Если вы комбинируете уксус и пищевую соду для химического "вулкана" или молока с порошком для выпечки в рецепте, вы испытываете реакцию двойного смещения или метатезиса (плюс некоторые другие). Ингредиенты рекомбинируют для получения газообразного диоксида углерода и воды. Углекислый газ образует пузырьки и помогает "выращиванию" хлебобулочных изделий. Эти реакции кажутся простыми на практике, но часто состоят из нескольких этапов.
  7. Батареи являются примерами электрохимии. Батареи используют электрохимические или окислительно-восстановительные реакции для превращения химической энергии в электрическую.
  8. Пищеварение. Тысячи химических реакций происходят во время пищеварения. Как только вы положите пищу в рот, фермент в вашей слюне, называемый амилазой, начинает разрушать сахара и другие углеводы в более простые формы, которые ваше тело может поглощать. Соляная кислота в вашем желудке реагирует с пищей, чтобы ее разрушить, а ферменты расщепляют белки и жиры, чтобы они могли всасываться в кровь через стенки кишечника.
  9. Кислотно-базовые реакции. Всякий раз, когда вы смешиваете кислоту (например, уксус, лимонный сок, серную кислоту, соляную кислоту) со щелочью (например, пищевой содой, мылом, аммиаком, ацетоном), вы выполняете кислотно-щелочную реакцию. Эти процессы нейтрализуют друг друга, получая соль и воду. Хлорид натрия не является единственной солью, которая может быть образована. Например, здесь приведено химическое уравнение для реакции кислотно-щелочной реакции, в которой образуется хлорид калия, обычный заменитель столовой соли: HCl + KOH → KCl + H 2 O.
  10. Мыло и моющие средства. Их очищают путем химических реакций. Мыло эмульгирует грязь, что означает, что масляные пятна связываются с мылом, чтобы их можно было снять водой. Моющие средства снижают поверхностное натяжение воды, поэтому они могут взаимодействовать с маслами, изолировать их и смывать.
  11. Химические реакции при приготовлении пищи. Кулинария - один большой практический эксперимент по химии. Приготовление использует тепло, чтобы вызвать химические изменения в пище. Например, когда вы сильно кипятите яйцо, сероводород, полученный нагреванием яичного белка, может реагировать с железом из яичного желтка, образуя серо-зеленое кольцо вокруг желтка. Когда вы готовите мясо или выпечку, реакция Майяра между аминокислотами и сахарами дает коричневый цвет и желательный вкус.

Другие примеры химических и физических явлений

Физические свойства описывают характеристики, которые не изменяют вещество. Например, вы можете изменить цвет бумаги, но это еще бумага. Вы можете кипятить воду, но когда вы собираете и конденсируете пар, это все еще вода. Вы можете определить массу листа бумаги, и это все еще бумага.

Химическими свойствами являются те, которые показывают, как вещество реагирует или не реагирует с другими веществами. Когда металлический натрий помещают в воду, он реагирует бурно, образуя гидроксид натрия и водород. Достаточное тепло выделяется тем, что водород вырывается в пламя, реагируя с кислородом в воздухе. С другой стороны, когда вы кладете кусок медного металла в воду, реакция не возникает. Таким образом, химическое свойство натрия заключается в том, что он реагирует с водой, а химическое свойство меди заключается в том, что это не так.

Какие еще можно привести примеры химических явлений и физических? Химические реакции всегда происходят между электронами в валентных оболочках атомов элементов в периодической таблице. Физические явления на низких энергетических уровнях просто включают механические взаимодействия - случайные столкновения атомов без химических реакций, таких как атомы или молекулы газа. Когда энергии столкновений очень велики, целостность ядра атомов нарушается, что приводит к делению или слиянию вовлеченных видов. Спонтанный радиоактивный распад обычно считается физическим явлением.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №93»

Разработка урока по природоведению

ФИЗИЧЕСКИЕ И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ И БЫТУ

Составлено учителем географии

Сейтягьяевой Татьяны Алексеевны

Новокузнецк, 2012

По теме: « Физические и химические явления в природе и быту»

Цель урока : урок усвоения новых знаний учащимися.

Форма проведения — объяснение новой темы.

Задачи:

Образовательная: формирование знаний о физических и химических явлениях в природе; закрепить понятия о веществах и явлениях, познакомить с процессом горения и окисления.

Развивающая: развитие навыков связной речи, умение объяснять понятия, умения слушать учителя и товарищей; продолжить формирование умения устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой; развивать интерес школьников к учению (посредством показа значимости изучаемых вопросов для науки, для развития творческих способностей)

Воспитательная: развитие положительной мотивации к знаниям; формирование представлений о единстве и красоте живой и неживой природы.

Оборудование: порошок серы и железа, спички, магнит, свечи, банки разного объема, бумага, пластмассовая расческа, видеопроектор, компьютер.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний и умений.

Фронтальный опрос:

    Что такое вещество? (Вещество- это то, из чего состоит тело)

    Приведите пример веществ? (стекло, вода и т.д.)

    В каком состоянии будет находиться вещество? (В твердом, жидком и газообразном)

    Свойства твердых тел (приведите примеры)

    Свойства жидких тел, газов (привести примеры)

    Какие изменение могут происходить с веществами? Приведите примеры.

III . Формирование новых понятий, знаний, умений, развитие мышления.

Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений. В нем непрерывно происходят изменения. Любые изменения, которые происходят с телами, называют явления. (Показ слайдов )

Учитель демонстрирует природные явления, при этом комментируя слайды. После показа слайдов учащиеся записывают схему с экрана

Явления

Физические Химические

Физические явление — изменение состояния вещества или его формы. Физические свойства: цвет, плотность, температура кипения и замерзания, температура плавления, твердость, пластичность и т.д. (Показ слайдов )

Затем производиться запись определение в тетрадь.

Задание . Пользуясь рисунками, следует обосновать, почему все изображенные явления относятся к физическим.

Демонстрация опытов на уроке:

Демонстрация опыта № 1. Взять лист бумаги разорвать пополам.

Что произошло с бумагой? (ответ обосновывают учащиеся) Бумага, не смотря на изменение формы, остается бумагой.

Демонстрация опыта № 2

Если бумагу сжечь то получается, что одно вещество превращается в другое вещество пепел и дым.

Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают механические, тепловые, электрические, световые . ( Показ слайдов сопровождается объяснением нового материала в форме беседы)

Механические — явления, связанные с изменением положения какого либо тела по отношению к другим телам.

Тепловые – явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел. (Просмотр фильма физического явления – плавление парафина)

Рассмотрим электрические явления. Вспомните, что когда вы быстро снимаете с себя шерстяной свитер, вы слышите легкий треск. Проделав это в темноте, вы увидите еще и искры. Это простейшее электрическое явление.

Чтобы ознакомиться еще с одним электрическим явлением, проделаем следующим опытом.

Демонстрация опыта № 3.

Нарвите маленькие кусочки бумаги, положите их на поверхность стола. Расчешите чистые сухие волосы пластмассовой расческой и поднесите ее к бумажкам. Что произошло? (Ответ учащихся : небольшие кусочки бумаги притягиваются к расческе).

Тела, которые способны после натирания притягивать мелкие и легкие предметы, называют наэлектризованными. (Просмотр слайдов)

Явления, которые связаны со светом, называют световыми . Свет излучает Солнце, звезды, лампа и некоторые насекомые, например жук-светлячок.

Химическое явление — процесс, в результате которого из одних веществ образуются другие. (Демонстрация фильмов химических реакций)

Рассмотрим основные признаки химических реакций. При химических реакциях исходные вещества превращаются в другие вещества, обладающие другими свойствами. Об этом можно судить по ряду внешних признаков. К основным признакам химических реакций относятся:

    Выделение теплоты (иногда света).

    Изменение окраски.

    Появление запаха.

    Образование осадка.

    Выделение газа.

Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при воздействии на них электрическим током, сильным давлением и др. Свойства химических явлений: горение и окисление. Демонстрация опыта № 4.

Зажечь 3 свечи, 2 из них накрыть банками разного объема, а 3 свечу не закрывать. Отметить время горения во всех трех случаях. Что происходит со свечами?

( Учащиеся отвечают на вопрос, делают вывод)

Работа в тетрадях: подписать строение пламени свечи.

Горение – химическая реакция, при которой происходит окисление веществ, выделяется тепло, свет. Процесс горения может происходить только при наличии кислорода, нагревании до температуры воспламенения.

В ходе беседы обсуждается значение горения, как потушить небольшие участки горения.

Окисление – это взаимодействие веществ с кислородом. (Показ слайдов и по ходу ведется беседа с учащимися, делаются выводы)

Окисление проходит медленно, без выделения света, иногда с выделением тепла.

IV . Закрепление нового материала

1. Закрепление материала можно провести по вопросам после параграфа.

2 . Зачитать отрывок из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Гадкий утенок».

«Кота она звала сыночком: он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти».

Ответьте на вопросы.

Какое физическое явление упомянуто в сказке? Почему кот «испускал искры», когда его гладили?

3. Работа учащихся в печатных тетрадях на стр. 29-31 задание 45,46,47,48,49

V . Подведение итогов урока

Запись в дневниках домашнего задания.

Выставление оценок за урок.

VI . Постановка задания на дом

Домашнее задание:

    Нарисовать на альбомном листе примеры физических и химических явлений природы

    §13-14 стр. 57-62

    Рабочая тетрадь стр.29-31 задания 49-53.

Список литературы:

Основная литература:

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Учебник).-М.: Дрофа,2002

  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Рабочая тетрадь).-М.: Дрофа,2002

  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В, Природа. Неживая и живая. (Рабочая тетрадь для учителя).-М.: Дрофа,2002

  4. Парфирова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику Пакуловой В.М., Ивановой Н.В. «Природа. Неживая и живая. 5 класс» М.: изд-во « Экзамен»,2005

Дополнительная литература:

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. -М.: Дрофа,2003

  2. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. Биологические карты.

М.: Дрофа,2005

  1. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. Биологические лабиринты. М.: Дрофа,2005

  2. I. Новый материал

    Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят разнообразные изменения.

    Прежде чем приступить к изучению темы урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание, не торопитесь с ответами, выполните задание до конца.

    Задание:

    Рассмотрите внимательно картинки и попробуйте ответить на следующие вопросы:

    1. Где можно наблюдать явления, представленные на рисунках и картинках?

    №1

    №2

    №3

    №4


    №5

    №6

    2. Дайте название каждому явлению. Какие вещества участвуют в представленных явлениях? Что происходит с каждым веществом в происходящем явлении? Запишите в рабочих тетрадях и заполните следующую таблицу:

    №, Название явления

    Вещество, участвующее в явлении

    Изменения, происходящие с веществом

    №1,..





    №6,..



    3. В каких явлениях образуются новые вещества?

    4. Как и по каким признакам можно разделить представленные явления?

    Физические и химические явления

    Проводя опыты и наблюдения, мы убеждаемся, что вещества могут изменяться.

    Изменения веществ, которые не ведут к образованию новых веществ (с иными свойствами), называют физическими явлениями.


    1. Вода при нагревании может переходить в пар, а при охлаждении – в лед .

    2. Длина медных проводов изменяется летом и зимой: увеличивается при нагревании и уменьшается при охлаждении.

    3. Объем воздуха в шаре увеличивается в теплом помещении.

    Изменения с веществами произошли, но при этом вода осталась водой, медь – медью, воздух – воздухом.

    Новых веществ, несмотря на их изменения, не образовалось.

    ПРОАНАЛИЗИРУЕМ ОПЫТ

    1. Закроем пробирку пробкой со вставленной в нее трубкой

    2. Опустим конец трубки в стакан с водой. Рукой нагреем пробирку. Объем воздуха в ней увеличивается, и часть воздуха из пробирки выходит в стакан с водой (выделяются пузырьки воздуха).

    3. При охлаждении пробирки объем воздуха уменьшается, и вода входит в пробирку.

    Вывод. Изменения объема воздуха – физическое явление.

    Химическое явление (реакция) – явление, при котором образуются новые вещества.

    А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция ? При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света.

    Примеры таких реакций рассмотри в таблице

    Признаки химических реакций

    Изменение цвета исходного вещества

    Изменение вкуса исходного вещества

    Выпадение осадка

    Выделение газа

    Появление запаха

    РЕАКЦИЯ

    ПРИЗНАК


    ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА


    ИЗМЕНЕНИЕ ВКУСА


    ВЫДЕЛЕНИЕ ГАЗА

    В живой и неживой природе постоянно протекают различные химические реакции. Наш с тобой организм тоже настоящая фабрика химических превращений одних веществ в другие.

    Понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

    Опыты с огнем самостоятельно проводить нельзя!!!

    Опыт 1

    Подержим над огнем кусочек белого хлеба, содержащего органические вещества.

    Наблюдаем:

    1. Обугливание, то есть изменение цвета;

    2. Появление запаха.

    Вывод . Произошло химическое явление (образовалось новое вещество - уголь)

    Опыт 2

    Приготовим стаканчик с крахмалом. Добавим немного воды, перемешаем. Затем капнем раствором йода.

    Наблюдаем:

    1. Признак реакции: изменение цвета (посинение крахмала)

    Вывод. Произошла химическая реакция. Крахмал превратился в другое вещество.

    Опыт 3

    1. Разведем в стакане небольшое количество питьевой соды.

    2. Добавим туда несколько капель уксуса (можно взять сок лимона или раствор лимонной кислоты).


    Наблюдаем :
    1. Выделение пузырьков газа.

    Вывод. Выделение газа – один из признаков химической реакции.

    Некоторые химические реакции сопровождаются выделением тепла.

    Подведём итоги

    1. Вещества могут участвовать в физических и химических явлениях

    2. Сравнительная характеристика физических и химических явлений представлены следующей интерактивной анимацией

    3. Отличие физических и химических явлений

    ·При физических явлениях молекулы вещества не разрушаются, вещество сохраняется.

    ·При химических явлениях молекулы вещества распадаются на атомы, из атомов образуются молекулы нового вещества.

    Признаки химических реакций

    Изменение цвета


    Выпадение или растворение осадка

    >> Физические и химические явления (химические реакции). Экспериментируем дома. Внешние эффекты при химических реакциях

    Физические и химические явления (химические реакции)

    Материал параграфа поможет вам выяснить:

    > чем различаются физические и химические явления . (химические реакции);
    > какие внешние эффекты сопровождают химические реакции.

    На уроках природоведения вы узнали, что в природе происходят различные физические и химйческие явления.

    Физические явления.

    Каждый из вас неоднократно наблюдал за тем, как плавится лед, кипит или замерзает вода. Лед, вода и водяной пар состоят из одних и тех же молекул, поэтому они являются одним веществом (в разных агрегатных состояниях).

    Явления, при которых вещество не превращается в другое, называют физическими.

    К физическим явлениям относится не только изменение веществ, но и свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока в металлах, распространение запаха веществ в воздухе, растворение жира в бензине, притяжение железа к магниту. Такие явления изучает наука физика.

    Химические явления (химические реакции).

    Одним из химических явлений является горение . Рассмотрим процесс горения спирта (рис. 46). Он происходит при участии кислорода, который содержится в воздухе. Сгорая, спирт, казалось бы, переходит в газообразное состояние подобно тому, как вода при нагревании превращается в пар. Ho это не так. Если газ, полученный в результате сгорания спирта, охладить, то часть его сконденсируется в жидкость, но не в спирт, а в воду. Другая часть газа останется. С помощью дополнительного опыта можно доказать, что этот остаток - углекислый газ.

    Рис. 46. Горение спирта

    Таким образом, спирт, который горит, и кислород , который участвует в процессе горения, превращаются в воду и углекислый газ.

    Явления, при которых одни вещества превращаются в другие, называют химическими явлениями, или химическими реакциями.

    Вещества, вступающие в химическую реакцию, называют исходными веществами, или реагентами, а те, которые образуются, - конечными веществами, или продуктами реакции.

    Суть рассмотренной химической реакции передает такая запись:

    спирт + кислород -> вода + углекислий газ
    исходные вещества конечные вещества
    (реагенты) (продукты реакции)

    Реагенты и продукты этой реакции состоят из молекул. Во время горения создается высокая температура. В этих условиях молекулы реагентов распадаются на атомы, которые, соединяясь, образуют молекулы новых веществ - продуктов. Следовательно, все атомы во время реакции сохраняются.

    Если реагентами являются два ионных вещества, то они обмениваются своими ионами. Известны и другие варианты взаимодействия веществ.

    Внешние эффекты, сопровождающие химические реакции.

    Наблюдая за химическими реакциями, можно зафиксировать такие эффекты:

    Изменение цвета (рис. 47, а);
    выделение газа (рис. 47, б);
    образование или исчезновение осадка (рис. 47, в);
    появление, исчезновение или изменение запаха;
    выделение или поглощение теплоты;
    появление пламени (рис. 46), иногда - свечение.


    Рис. 47. Некоторые внешние эффекты при химических реакциях: а - появление
    окраски; б - выделение газа; в - появление осадка

    Лабораторный опыт № 3

    Появление окраски в результате реакции

    Окрашены ли растворы кальцинированной соды и фенолфталеина?

    Добавьте к порции раствора соды I-2 капли раствора фенолфталеина. Какая окраска появилась?

    Лабораторный опыт № 4

    Выделение газа в результате реакции

    К раствору кальцинированной соды добавьте немного хлоридной кислоты. Что наблюдаете?

    Лабораторный опыт № 5

    Появление осадка в результате реакции

    К раствору кальцинированной соды добавьте 1 мл раствора медного купороса. Что происходит?

    Появление пламени является признаком химической реакции, т. е. свидетельствует именно о химическом явлении. Другие внешние эффекты можно наблюдать и во время физических явлений. Приведем несколько примеров.

    Пример 1. Порошок серебра, полученный в пробирке в результате химической реакции, имеет серый цвет. Если его расплавить, а затем расплав охладить, то получим кусочек металла, но не серого, а белого, с характерным блеском.

    Пример 2. Если нагревать природную воду, то из нее задолго до кипения начнут выделяться пузырьки газа. Это растворенный воздух; его растворимость в воде при нагревании уменьшается.

    Пример 3. Неприятный запах в холодильнике исчезает, если в него поместить гранулы силикагеля - одного из соединений Силиция. Силика­гель поглощает молекулы различных веществ без их разрушения. Аналогично действует активированный уголь в противогазе.

    Пример 4 . При превращении воды в пар теплота поглощается, а при замерзании воды - выделяется.

    Чтобы определить, какое превращение произошло - физическое или химическое, следует внимательно наблюдать за ним, а также всесторонне исследовать вещества до и после эксперимента.

    Химические реакции в природе, повседневной жизни и их значение.

    В природе постоянно происходят химические реакции. Вещества, растворенные в реках, морях, океанах, взаимодействуют между собой, некоторые реагируют с кислородом. Растения поглощают из атмосферы углекислый газ, из почвы - воду, растворенные в ней вещества и перерабатывают их на белки, жиры, глюкозу, крахмал, витамины , другие соединения, а также на кислород.

    Это интересно

    Вследствие фотосинтеза ежегодно из атмосферы поглощается около 300 млрд т углекислого газа, выделяется 200 млрд т кислорода и образуется 150 млрд т органических веществ.

    Очень важны реакции с участием кислорода, который поступает в живые организмы при дыхании.

    Многие химические реакции сопровождают нас в повседневной жизни. Они происходят во время поджаривания мяса, овощей, выпекания хлеба, прокисания молока, брожения виноградного сока, отбеливания тканей, горения различных видов топлива, затвердевания цемента и алебастра, почернения со временем серебряных украшений и т. п.

    Химические реакции составляют основу таких технологических процессов как получение металлов из руд, производство удобрений, пластмасс, синтетических волокон, лекарств, других важных веществ. Сжигая топливо, люди обеспечивают себя теплом и электричеством. С помощью химических реакций обезвреживают токсичные вещества, перерабатывают промышленные и бытовые отходы.

    Протекание некоторых реакций приводит к негативным последствиям. Ржавление железа сокращает срок работы разных механизмов, оборудования, транспортных средств, приводит к большим потерям этого металла. Пожары уничтожают жилье, промышленные и культурные объекты, исторические ценности. Большинство пищевых продуктов портится вследствие их взаимодействия с кислородом, находящимся в воздухе; при этом образуются вещества, которые имеют неприятный запах, вкус и являются вредными для человека.

    Выводы

    Физическими явлениями называют явления, при которых каждое вещество сохраняется.

    Химические явления, или химические реакции, это превращения одних веществ в другие. Они могут сопровождаться различными внешними эффектами.

    Множество химических реакций происходят в окружающей среде, в растениях, организмах животных и человека, сопровождают нас в повседневной жизни.

    ?
    100. Найдите соответствие:

    1) взрыв динамита; а) физическое явление;
    2) затвердевание расплавленного парафина; б) химическое явление.
    3) подгорание пищи на сковороде;
    4) образование соли при испарении морской воды;
    5) расслоение сильно взболтанной смеси воды и растительного масла;
    6) выцветание окрашенной ткани на солнце;
    7) прохождение электрического тока в металле;

    101. Какими внешними эффектами сопровождаются такие химические превращения: а) горение спички; б) образование ржавчины; в) броже­ние виноградного сока.

    102. Как вы думаете, почему одни пищевые продукты (сахар, крахмал, уксус, соль) могут храниться неограниченное время, а другие (сыр, сливочное масло, молоко) быстро портятся?

    Экспериментируем дома

    Внешние эффекты при химических реакциях

    1. Приготовьте небольшие количества водных растворов лимонной кислоты и питьевой соды. Слейте вместе порции обоих растворов в отдельный стакан. Что происходит?

    К остатку раствора лимонной кислоты добавьте немного кристалликов соды, а к остатку раствора соды - немного кристалликов лимонной кислоты. Какие эффекты наблюдаете - такие же или другие?

    2. В три небольших стакана налейте немного воды и в каждый добавьте 1-2 капли спиртового раствора бриллиантового зеленого, известного под названием «зеленка». В первый стакан долейте несколько капель нашатырного спирта, во второй - раствора лимонной кислоты. Изменился ли цвет красителя (зеленки) в этих стаканах? Если да, то как именно?

    Результаты опытов запишите в тетрадь и сделайте выводы.

    Попель П. П., Крикля Л. С., Хімія: Підруч. для 7 кл. загальноосвіт. навч. закл. - К.: ВЦ «Академія», 2008. - 136 с.: іл.

    Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»