Полит власть. Универсальные черты политической власти

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Введение

Власть является одним из фундаментальных принципов политического развития общества. Она имеет правовой, экономический, духовно-идеологический характер, существует везде, где имеются любые стойкие объединения людей, тесно связанная с политической сферой, является средством осуществления и способом утверждения определенной политики. Политическая власть возникла раньше власти государственной и определяет реальную способность социальной группы или индивида обнаруживать свою волю. Она является неотъемлемой составляющей общего определения власти как формы социальных отношений, которой свойственный всеобъемлющий характер, способность проникать во все сферы человеческой деятельности.

Любая система имеет системообразующий компонент. Для политической системы – это политическая власть. Она интегрирует все элементы системы, вокруг нее продолжается политическая борьба, она - источник социального управления, которое, в свою очередь, является средством осуществления власти. Следовательно, власть является необходимым регулятором жизнедеятельности общества, его развития и единства.

Отрасль политической науки, которая исследует власть, называется кратологией, а ученые, которые анализируют ее, - кратологами. Политологи по-разному толкуют понятие “власть”.

1. Власть – это «способность вмешиваться в цепь событий, чтобы как-то их изменить» (Э. Гидденс).

2. Власть – это «вероятность того, что один актор в рамках социальных отношений окажется в состоянии реализовать собственную волю вопреки сопротивлению» (М. Вебер).

3. Власть – это «возможность индивидов и групп оказывать намеренное и предвиденное воздействие на других индивидов и группы» (Д. Ронг).

4. «Власть – это социальное сосредоточение командования, опирающегося на один или несколько слоев или классов общества» (Ж. Френд).

Сущность и особенности политической власти

Политическая власть - способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Признаки политической власти:
моноцентричность

1. Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно правовых актов.

2. Легитимность власти - это добровольное признание ее справедливой, прогрессивной большей частью населения.

3. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых, и др.) всеми членами общества.

4. Влияние власти - это способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений, с целью сформировать или изменить мнение людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение социальных субъектов.

5. Публичность - значит, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества.

6. Моноцентричность власти означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений.

7. Эффективность и результативность заключается в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми областями общественной жизни.

Теории политической власти:


С точки зрения реляционистских теорий (от англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение, как минимум, между двумя субъектами. Характерной чертой такого взаимоотношения является оказание влияния одним субъектом на другого. Методологические основы такого подхода были сформулированы немецким социологом М. Вебером. «Власть, – отмечал он, – возможность одного социального субъекта реализовать свою волю вопреки сопротивлению других участников политического действия».

Общим «знаменателем» теорий сопротивления является концентрация внимания на властном воздействии, преодолевающем сопротивление объекта власти (того, на кого направлено действие власти). Преодоление сопротивления может основываться на вознаграждении, угрозе применения негативных санкций, признании объектом власти права ее субъекта отдавать приказы и распоряжения и требовать их исполнения на идентификации объекта власти с субъектом власти и др. Здесь важно оказание влияния субъектом власти на мотивы подвластного. Другую группу реляционистских теорий власти можно обозначить как теории «обмена ресурсов ». Согласно этим теориям, властные отношения возникают тогда, когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. В обмен на часть этих ресурсов субъект власти требует от объекта подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. В теории раздела «зон влияния » власть оказывается функцией наиболее важной и престижной социальной роли. В зависимости от сложившейся ситуации и разделения ролей будет меняться и субъект власти. Автором этой теории считается Д. Ронг.

Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти. Социальные и политические субъекты активно действуют на таком рынке, стремясь с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы. Аналогом денег в такой модели является власть, «товаром» – имидж кандидата, его предвыборная программа, а «покупателями» – избиратели, делегирующие власть в обмен на предвыборные обещания. Основой такого «обмена» является взаимное стремление сторон к наибольшей выгоде от «сделки».

Согласно системной теории , власть рассматривается как атрибут социальной системы. Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ее роль в политике подобна той, которую играют деньги в экономике. «Мы можем определить власть, – подчеркивал американский социолог, – как реальную способность… осуществлять влияние на различные процессы в системе».

Функции политической власти


Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

1) Функция целеполагания определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

2) Интегративная функция обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

3) Регулятивная функция регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

4) Дистрибутивная функция осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

5) Идеологическая функция заключается в разработке определенного общественного идеала, который включает политические и социальные ценности;
6) Воспитательная функция направлена на социализацию индивидов, то есть их включение в политическую жизнь;
7) Инновационная функция направлена на творческое осмысление политической действительности, выработки способов и методов ее изменения. То есть политика имеет своим заданием создавать новые, более прогрессивные формы социальной организации жизни.

8) Прогностическая функция - определение перспектив общественного развития, создания разнообразных моделей будущего состояния политической системы, и тому подобное.

Легитимность политической власти и её типы

Природа и основа политической власти в политической науке описываются с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Под легальностью (юридической легитимностью) понимается законность власти. Понятие же «легитимность », введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства.


Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.

Механизмы легитимизации политической власти:

Вслед за М. Вебером многие политологи обращались к проблеме легитимности власти. С. Липсет под легитимностью понимал убежденность масс в необходимости сохранения данного политического порядка. «Легитимность, – отмечал он, – подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества». Французский социолог П. Бурдье связывает легитимность со скрытой верностью. Т. Парсонс полагает, что в основе легитимации – приверженность определенным ценностям. Современные политологи предлагают различать легитимность политических лидеров, легитимность политических институтов и легитимность политических режимов.

Обеспечение легитимности власти – ее легитимизация – предмет особой заботы любой власти. Выделяется несколько универсальных механизмов легитимизации власти.

1. Социально-психологический , основывающийся на психологических свойствах групп и масс. При обеспечении легитимности акцент делается на: конформизм массы, стремление среднего человека ориентироваться на авторитеты и мнение большинства; веру в справедливость существующего порядка и принципы распределения ценностей; чувство компетентности и иллюзию контроля.

2. Политическое участие граждан, прежде всего в форме выборов, позволяет гражданам ощутить собственную причастность к власти, ее зависимость от интересов и настроений граждан.

3. Политическая социализация – процесс усвоения политических норм и ценностей, а также форм политического поведения, приемлемых для данного общества. Данный механизм обеспечивает поддержку власти на основе существующих норм и ценностей.

4. Демонстрация эффективности власти, и в первую очередь способности ее институтов к адаптации к новым требованиям и проблемам, к мобилизации ресурсов на достижение целей, а также к обеспечению поддержки со стороны общества. Под эффективностью власти понимается ее способность достигать социально значимых целей, адекватно реагировать на новые потребности и находить новые решения возникающих проблем.

5. Образ «врагов», стремящихся к нарушению общественной стабильности, также можно рассматривать как один из механизмов легитимизации власти. Убежденность в существовании персонифицированных угроз обществу и в возможности власти нейтрализовать эти угрозы способствует сплочению общества вокруг власти.

В противоположность легитимизации власти, процессы делегитимизации – разрушения и кризиса легитимности – ведут к утрате поддержки власти со стороны общества.

Причинами упадка и кризиса легитимности являются: обострение конфликта между ценностями большинства социальных групп и узкокорпоративными ценностями правящей элиты; отсутствие в политической системе институтов, выражающих и согласующих интересы различных социальных групп и доводящих их до органов власти; разрушение традиционных норм и ценностей политической культуры; рост коррумпированности в органах власти; низкая эффективность власти; развитие сепаратизма и национализма; утрата правящей элитой веры в правомочность осуществления власти.

Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который в свою очередь может вызывать радикальные перемены в политической системе.

Выводы

На сегодняшний день политическая ситуация в Российской Федерации, касаемо основных признаков власти, тяготеет к властьустанавливающим тезисам. Очевидно, что этот процесс сопровождается ослаблением позиций легитимности, публичности и результативности. Таким образом, мы наблюдаем перекос академической системы признаков власти с обособлением и отчуждением субъектов власти от объекта. Как следствие этого проявляется дисбаланс в функциональном поле власти. Цели, устанавливаемые властью, зачастую не отвечают задачам прогресса или же непоследовательны. Наблюдается не стихийный, а активный процесс дезинтеграции общества по ряду параметров: социально-имущественному, национальному, религиозному и идейному. Рука об руку с отрицательной интеграцией регулирующая функция стоит на позициях, стимулирующих наращивание политической энтропии. Работу принципа адекватной дистрибуции можно выявить по состоянию ключевых отраслей промышленности, армии, реальному социальному положению и гарантиям для пенсионеров и несовершеннолетних. Тенденции в воспитательной деятельности политической власти нашей страны заставляют судить об индуцированном и поддерживаемом процессе снижения интеллектуального уровня граждан, загоне культуры и подмене понятий с целью снижения потенциала нации. Нельзя не отметить подавления прогрессивных идей, налаживание системы борьбы с инакомыслием, поддерживание института критиков власти, материалы для которой подаёт сама власть, в целях создания видимости оппозиции. Инновационные технологии в промышленности и в социальных отраслях являются спекуляцией, с целью маскировки и обоснования нелегальных или легализуемых денежных средств на уровне высшего руководства государства. Поскольку по всем функциям власти наблюдается налицо обратный результат, напрашивается вывод о тотальной зависимости государства от подчиняющего решения извне, заинтересованности в эксплуатации ресурса страны вовлечённых в систему угнетения России лиц внутри страны. Исходя из этого, предполагаю, что прогностическую функцию несёт на сегодняшний день система сторонней политической власти.

Практическим выходом из сложившейся ситуации полагаю смену правящей коалиции на группу лиц заинтересованных в разрыве порочных политико-финансовых связей и в прогрессе Российского государства. Лиц настолько заинтересованных, насколько компетентных в политтехнологиях и в сферах народного хозяйства и культуры.

Список литературы:

1. А. С. Тургаев, А. Е. Хренов: «Политология в схемах и комментариях». 2009г. Глава 5

2. Истон Д. А.: «Системный анализ политической жизни». 1963 г. Стр. 23

3. Халипов В.: «Кратология» 1974г. Глава 1.

4. Панарин А. С., Василенко И. А. «Политология. Общий курс.» 2003 г., главы 1 и 2.

Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения. В политологии часто встречаются следующие подходы к истолкованию власти: биологический, антропологический, психологический, социологический и философский.

Биологический подход представлен, в частности, в работах французского социолога М. Марсаля, считающего, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными. Антропологический подход подразумевает, что политическая власть распространяется на все социальные, в том числе и доклассовые образования; социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет. Сторонники психологического подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом, считая, что власть - это явление не общественное, а психологическое. Суть социологического подхода состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В его рамках выделяются следующие определения власти: а) бихевиористское, в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей; б) телеологическое, согласно которому власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов; в) инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия; г) структуралистическое, характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым; д) функционалистское, рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций; е) конфликтологическое, определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Исходным пунктом социологического анализа политической власти является ответ на вопрос, интересам каких социальных групп эта власть служит. Что касается философского подхода к понятию "власть", то власть есть способность и возможность субъекта (личности, партии, класса, государства и т. д.) осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность людей с помощью авторитета, права, насилия и других средств. В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.

Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне рассмотрения взаимодействия гражданского и политического общества.

Под ГРАЖДАНСКИМ обществом чаще всего понимается независимая от государства и существующая наряду с ним особая сфера общественной жизни, состоящая из различных социальных групп, движений, объединений, культурных, национальных, территориальных и иных общностей и служащая важнейшей формой выражения многообразных интересов личности. В систему гражданского общества входят экономические, брачно-семейные, этнические, воспитательные, образовательные, культурные, информационные, религиозные отношения, способные существовать и развиваться относительно независимо от государства. Весьма существенным признаком гражданского общества является экономическая и социальная свобода его индивидов. Эта свобода существует там и тогда, где и когда индивиды: не отчуждены от собственности, а выступают в качестве ее полноправных субъектов.

Важный признак гражданского общества состоит также в том, что оно апеллирует к естественным, неотчуждаемым правам человека, создает необходимые условия для наиболее полного удовлетворения потребностей личности, социальных групп и классов, для надежной и эффективной защиты их интересов.

Если попытаться коротко определить гражданское общество, то можно сказать, что оно представляет собой совокупность естественных форм общественной жизнедеятельности индивидов, призванных главным образом негосударственными и неполитическими методами обеспечивать удовлетворение их потребностей и интересов.

Что касается ПОЛИТИЧЕСКОГО общества, то оно не что иное, как официальное выражение гражданского общества. Ведущую роль в нем играют институты и учреждения политической власти. На первом месте среди них стоит государство, т. к. именно оно претендует прежде всего на официальное выражение гражданского общества. Для осуществления своих функций государство как своеобразный коллективный орган располагает не только особым аппаратом управления, но и особой системой социальных норм - правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые, выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким образом сделать свои интересы всеобщими.

Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое общество использует свои властные полномочия для предотвращения деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны.

Культурно-исторический опыт многих стран, в особенности западных, со всей очевидностью свидетельствует. что переход к гражданскому обществу отнюдь не означает отказа от политического общества. Если говорить в общем плане, то гражданско-политическое общество - это такое общество, в котором в равной степени и наиболее полно реализуются многообразные потребности и интересы человека и как гражданина и как политического объекта. Важнейшей чертой такого общества является открытость, выражающаяся в доступе граждан ко всем источникам информации, широкой гласности осуществляемых общественно-политических мероприятий, свободе слова, приверженность общечеловеческим принципам морали, свободу деятельности иностранных и международных организаций.

Плюрализм как существенная черта гражданско-политического общества характеризует все его сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Кроме того, гражданско-политическое общество - это правовое общество, объединяющим началом которого является защита прав человека во всех сферах общественной, политической, экономической и личной жизни. К числу основополагающих принципов гражданско-правового общества как правового общества относятся следующие: 1) господство закона; 2) связанность законом самого государства и его органов; 3) незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность; 4) взаимная ответственность государства личности, предполагающая с одной стороны, четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а с другой - закрепление и соблюдение политического и правового статуса личности; 5) наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и других нормативно-юридических актов, что требует полной независимости суда, прокуратуры и арбитража, совершенствования процессуального законодательства, соблюдения норм правосудия и права на защиту.

Реальная роль тех или иных институтов политической власти, действительное состояние демократии, способы властвования в той или иной стране находят выражение в понятии государственного режима.

В последние десятилетия постепенно стал превалировать взгляд, согласно которому политический режим выходит за пределы формы государства, относится не только к такой форме, но и к политической системе общества в целом. Он не может быть сведен к методам деятельности государственных органов, а включает, например, роль политических партий (в странах тоталитарного социализма невозможно понять существо политического режима без учета руководящей роли коммунистической партии). Поэтому в конституционном праве все чаще говорится не о политическом режиме (категория политологии), а о государственном режиме. Однако эти понятия нельзя разводить или противопоставлять. При демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократическим, и наоборот.

Государственный режим - это обобщенная характеристика форм и методов осуществления государственной власти в той или иной стране. Характер государственного режима в стране. применение тех или иных форм и методов осуществления государственной власти, государственного управления определяется многими факторами. На него оказывают влияние существующая в стране партийная система, взаимоотношения между органами государства, господствующая в стране идеология и др.

В мировой научной литературе существует множество классификаций политических режимов и в гораздо меньшей степени - государственных. Большинство исследователей используют укрупненную классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различают три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Эти же главные членения применяются и для государственных режимов. Более дробные деления приводятся внутри этих трех главных разновидностей.

Различные разновидности ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО государственного режима на практике до сих пор были связаны с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики.

Известны два различных подхода к концепции демократии: либеральный и марксистско-ленинский. При первом акцент делается на политическую демократию (многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство и т. д.), при втором во главу угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и ликвидация имущественного неравенства, всесильное государство как главное орудие создания нового строя и т. д.)

В свою очередь в рамках концепции либеральной демократии существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее влиятельных является теория плюралистической демократии. Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов. В современном "государстве благоденствия", считают приверженцы это теории Р. Даль, В. Кий, А. Роуз и др.

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсусной или социетальной демократии (Дж. Лиджпхард). Согласно этой теории, в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методами компромиссов, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты. Эти компромиссы означают перераспределение общественных богатств и политической власти в пользу наименее обеспеченных слоев, главным образом путем соответствующей налоговой политики. Такое перераспределение осуществляется прежде всего сверху, государством.

Концепция социетальной демократии в основном отражает положение лишь в части тех развитых государств, где социал-демократия длительное время стояла у власти или имеет очень сильные позиции (Австрия, Норвегия, Финляндия, Швеция и др.).

Третья современная теория - теория плебисцитарной демократии - была разработана на опыте Франции голлистского периода. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху НТР, и, во-вторых, с открытыми этой революцией возможностями для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управляться профессионалами (состав парламента не всегда отвечает этим требованиям), во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдумов.

В рамках трех главных теорий есть множество других школ: представительной демократии (ее основа - представительные учреждения), непосредственной демократии (она исходит из принятия решений на собраниях, съездах и других форумах всех граждан-избирателей), демократии партий (ее основа - соревнование политических партий за влияние на избирателей и определение политики государства партией, получившей большинство на выборах парламента или президента) и т.д.

С точки зрения конституционного права демократический государственный режим характеризуется следующими чертами:

1) признание политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только проправительственным, но и оппозиционным партиям;

2) политический плюрализм и переход политического руководства от одной партии к другой, следовательно, формирование основных высших органов государства путем всеобщих и свободных выборов гражданами;

3)разделение властей, ролевая автономия различных ветвей власти при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

4) обязательное и реальное участие в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право издавать законы; решения принимаются большинством при защите прав меньшинства и прав политической оппозиции;

5) свобода пропаганды любой политической идеологии, если ее последователи действуют в рамках закона.

АВТОРИТАРНЫЙ (властный) режим также может существовать в условиях различного общественного строя. Он имел место в развитых капиталистических странах (например, его элементы были во Франции в условиях президентства де Голля). Это довольно частое явление в большинстве развивающихся стран (Индонезия, Марокко, Перу и т. д.).

Авторитарные режимы ищут свое обоснование в различных вариантах концепции героев и толпы. Одним из таких вариантов является теория правящей элиты В. Парето и Г. Моска и развитая затем Р. Михельсом, Р. Милсом и др. Концепции элитаристов нашли продолжение в теориях массового общества и массового государства, исходные начала которых были разработаны М. Вебером, Э. Ледерером, Г. Марселем и др. Они представляют себе общество страны в виде толпы, в которой отдельный человек подчиняется поведению толпы и действует в соответствии с примитивными эмоциями - патриотизмом, расизмом, ненавистью и т. д. Для действий толпы нужен вождь, который направляет ее, хотя она этого и не осознает.

Теории элитаризма в каких-то элементах реализуется во многих государствах, теория массового государства - воплотилась в жизнь при фашистских режимах в Германии, Италии, Испании, Португалии.

1) политические права и свободы граждан признаются в ограниченном объеме, который не обеспечивает возможности самостоятельного участия граждан в определении государственной политики, не предоставляет права некоторым оппозиционным партиям действовать легально;

2) переход политического руководства от одной партии к другой и формирование высших органов государства на основе выборов, но сам выбор партий избирателями ограничен. Выборы депутатов парламента происходят часто на основе этнических и религиозных пристрастий, выборы президентов подчинены харизматическому принципу;

3) признается лишь ограниченный политический плюрализм, разрешаются только некоторые организации, причем только на определенных условиях, государственные решения принимаются большинством правящей партии без учета прав меньшинства, права политической оппозиции нарушены, ее издания подвергаются цензуре, а ее лидеры подвергаются арестам. Это нередко происходило в Гондурасе, Кении, Тунисе, Белоруссии и др;

4) принцип разделения властей может быть упомянут в конституции, но фактически он отвергается. Акты президента или правительства вторгаются в сферу законодательной власти и нередко имеют большее значение, чем закон. Судебная деятельность во многом находится под контролем исполнительной власти;

5) плюрализм политической идеологии ограничивается;

6) вооруженные силы часто играют политическую роль.

Некоторые признаки претерпевают модификации в специфических условиях тех или иных государств, в результате чего возникают разновидности авторитарных режимов (олигархический, конституционно-авторитарный и др.)

В основе ТОТАЛИТАРНОГО режима лежат разные концепции. Его идеологи используют расистские "теории",массового государства, харизматического лидера и толпы, диктатуре пролетариата, двойной роли армии и т.п.

Тоталитарный режим также возможен в условиях различного общественного строя. Он существовал в высокоразвитой капиталистической Германии (фашизм) и социалистических государствах (СССР, Румыния, Албания). С точки зрения институтов конституционного права тоталитарный режим характеризуется следующими чертами:

1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима. У граждан нет выбора, они ориентированы на существование единой системы, для которой нет вариантов: не только выступления против нее, но и простая критика рассматриваются законом как уголовное преступление;

2)переход политического руководства от одной партии к другой не может быть осуществлен путем выборов: обычно существует одна легальная партия, а если допускается существование других, то они, как массовые общественные организации, находятся под контролем партии; руководящая роль партии закреплена конституционно;

3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается; принцип демократического централизма, требовал безусловного подчинения меньшинства большинству. Под руководство правящей партии, фюрера, военного совета поставлены все существующие общественные организации, создается единый механизм политического властвования. Иногда, как это было в Гвинее, провозглашается создание целостного, слитного организма "партии-государства", членами единственной партии объявляются все граждане, а органы государства, как это было в Заире становятся органами партии (парламент - законодательный совет партии, правительство - исполнительный совет и т. д.);

4) разделение властей отвергается, в конституциях в том или ином варианте фигурирует принцип единства власти. Представительные органы либо распущены, либо являются единственными законодательными органами. Местное самоуправление также лишено всякого реального значения: на местах правят назначенные представители главы государства и правительства, а если их нет (власть Советов), то реальные полномочия сосредоточены в руках партийных органов;

5) единая обязательная политическая идеология обеспечивается государственным принуждением в явственных или скрытых формах.

Власть - центральное организационное и регулятивно-контрольное начало политики, средство ее осуществления. Борьба за овладение властью и се использование является одним из важнейших аспектов политической жизни общества.

В политической науке существуют следующие основные интерпретации власти.

Натуралистическая. Исходит из того основания, что человек)" как природному существу свойственны стремление к власти, жажда подчинения и возвышения одних индивидуумов над другими. Этот подход использовался Н. Макиавелли и нашел отражение в договорной теории Т. Гоббса. Обстоятельное обоснование теории власти под утлом зрения природы человека, его влечений, страстей и склонностей принадлежит А. Гельвецию.

Бихевиористская. Исходит из понимания власти как особого типа поведения людей, одни из которых командуют, а другие подчиняются. Согласно Г. Лассуэллу, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Политическая власть складывается из столкновений многих воль к власти как их баланс, как равновесие политических сил.

Психологическая. Основывается на бихевиористском понимании власти как результата поведения индивидов, но делает акцент на раскрытии субъективной мотивации этого поведения, выявлении его корней в сознании и подсознании людей. По мнению создателя теории психоанализа 3. Фрейда, власть возникает как взаимодействие воли к ней у одних людей и готовности к подчинению у других.

Системная. В противоположность бихевиористской и психологической трактовкам основывается на понимании власти не как производной взаимодействия индивидуальных воль, а как способности социальной системы реализовывать коллективные цели, обеспечивать собственную стабильность (Т. Парсонс, Д. Истон и др.).

Структурно-функционалистская. Характеризует власть как способ социальной организации, основывающийся на целесообразном разделении функций управления и исполнения. Согласно этому подходу, в иерархически устроенном обществе с многообразием социальных ролей власть позволяет контролировать ресурсы и средства влияния, воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания.

Реляционистская. Рассматривает власть как межличностное отношение, позволяющее одним индивидам оказывать определяющее воздействие на других, направлять или изменять их поведение. Трактовка власти в реляционистском аспекте, т. е. как отношения, - характерная черта веберианской традиции, предусматривающей возможность волевого воздействия одних индивидов и групп на другие.

В важнейших трактовках власти делается акцент на различных сторонах и проявлениях этого феномена. С учетом этих трактовок власть в самом общем значении можно охарактеризовать как социальное отношение, которое проявляется в возможности и способности одних людей принимать решения, имеющие обязательный характер для других, влиять на их деятельность, используя авторитет, право, насилие и другие средства.

Смысл, исторически закрепившийся за понятием власть , фиксируется в таких терминах, как господство , влияние , подчинение , насилие, авторитет. Эти термины указывают на отдельные функции и формы власти, на доминирование тех или иных их признаков.

Власть в обществе имеет источник и основные параметры - масштабы, объем, время и пространство. Источник власти - то, что дает ей начало, откуда она исходит, а именно народ, его стремление к упорядоченности общественной жизни. Конкретными источниками власти могут быть потребности общества, законодательство, воля монарха и т. п. Масштабы власти - это характеристика значения, размаха, размеров влияния той или иной власти. Объем власти - это количество власти, сосредоточенное в чьих-то руках или в каких-то органах. Время власти - это период функционирования данной власти, того или иного властного органа. Пространство власти - это определенные площади, территории и регионы, в пределах которых данная власть эффективна или, по крайней мере, формально функционирует.

Понятие политическая власть отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовать большие массы людей на достижение поставленных целей, регулировать отношения между отдельными группами.

Отличительными признаками политической власти являются:

  • верховенство, т. е. обязательность ее решений для всего общества;
  • всеобщность, т. е. функционирование на основе права от имени всего общества;
  • моноцентричность. т. е. существование общего государственного центра принятия решений;
  • многообразие ресурсов - экономические, социальные, культурно-информационные, нравственные, принудительные и др.

Основные компоненты структуры власти - это субъект, объект, ресурсы и процесс, характеризующийся механизмом и способами властвования.

Субъект власти - это ее обладатель, носитель, воплощающий в себе активное направляющее начало. Им может быть правящая элита, индивид (лидер), социальная общность (народ, нация, класс, слой), политический институт (государство, партия, группа интересов).

Объектом власти могут быть отдельный гражданин, социальная группа и общество в целом, организации и учреждения, руководимые субъектом власти.

Грань между субъектом и объектом власти бывает условной. В демократическом обществе народ является одновременно и субъектом и объектом власти. В обществе с недемократическим режимом народ является только объектом политической власти.

Границы отношения объекта власти к ее субъекту простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного подчинения. Готовность к подчинению зависит от качеств объекта, от характера предъявляемых ему требований, от средств воздействия на него, от восприятия субъекта.

Качества объекта политической власти во многом определяются политической культурой населения. Так, патриархальный и подданнический типы культуры формируют покорность, привычку повиноваться, желание жить под «твердой рукой». Активистский тип культуры формирует гражданина, готового нести ответственность за страну; а нс покорного слугу властей предержащих.

Ресурсы власти - средства воздействия субъекта на объект в соответствии с поставленными целями. Различают экономические, социальные, культурно-информационные, демографические и принудительные ресурсы.

Экономические ресурсы - материальные ценности, необходимые для производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, земля, полезные ископаемые и т. п.

Социальные ресурсы - группы и слои общества, на поддержку" которых может рассчитывать власть в проведении политики.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения (учреждения науки и образования, средства массовой информации). В современном мире значимость культурно-информационных ресурсов как источника власти повышается.

Демографические ресурсы - наиболее универсальный вид ресурсов: люди, производящие материальные, культурно-информационные и прочие ресурсы.

Принудительные (силовые) ресурсы - оружие, институты принуждения и специально подготовленные люди. Ядро силовых ресурсов составляют армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их вещественными атрибутами.

Власть обычно применяет различные ресурсы в комплексе. Наибольшими возможностями в их использовании располагает государство.

Процесс властвования характеризуется механизмом и способами властвования.

Механизм власти - это социальные институты и аппарат управления, с помощью которых обеспечивается господство субъекта над объектом. При этом первый может находиться под демократическим контролем второго. Тем самым обеспечивается определенная иерархия, позволяющая принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Существуют два главных подхода к властвованию:

  • 1) побуждение объекта к действиям, угодным субъекту,
  • 2) обеспечение бездействия подвластных, блокирование нежелательных для субъекта видов их поведения.

Используемые способы властвования позволяют выделить различные типы политических режимов: демократические (при участии исполнителей в принятии решений); авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными); тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом); деспотические, тиранические (всевластие и произвол).

При классификации способов властвования нередко учитывается столь поведения правителей. Так, Н. Макиавелли рахличал среди них «львов» (приверженцев откровенного прямолинейного господства, склонных к применению насилия) и «лис» (властителей гибких). Эти психологические характеристики впоследствии были использованы известным итальянским ученым В. Парето, исследовавшим роль элит в процессах оптимизации власти.

В истории политической мысли видное место занимает проблема оптимальной организации структуры власти и предотвращения злоупотреблений ею.

Механизм функционирования власти в рамках закона в XVII в. был разработан Дж. Локком. Его проект предусматривал разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных ветвей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга. Согласно этому проекту, власти по функциональному признаку делились на законодательную, исполнительную (она же судебная) и федеративную, ведающую международными отношениями.

В XVIII в. Ш. Монтескье создал теорию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которая легла в основу конституций конца XVIII-XIX вв. Впоследствии эта схема была дополнена еще одним субъектом высшей власти, который мог выступать в качестве координатора и арбитра в конфликтах между вышеназванными тремя ветвями, - монарх или президент.

Принцип разделения властей необходим, во-первых, в силу потребности в их специализации и, во-вторых, для поддержания в обществе определенного баланса власти. Последнее обстоятельство отражает тот факт, что в деле управления государством нельзя опираться лишь на благие намерения и добродетели правителей. Возможность неограниченной власти способна превратить в тирана даже мудрого лидера.

Конституционным правом демократических государств разработана эффективная система сдержек и противовесов во взаимоотношениях трех ветвей власти. Так, законодательная деятельность парламентов контролируется институтами конституционного надзора; представительные органы не имеют права вмешиваться в оперативную деятельность правительства; исполнительная власть может наложить вето на некоторые законы. В свою очередь, исполнительная власть нередко наделяется полномочиями издавать нормативные акты законодательного характера, которые, однако, могут быть заблокированы представительной властью при условии квалифицированного большинства в две трети депутатских голосов. В то же время глава государства - президент может быть отрешен от должности при соответствующей санкции Конституционного суда.

В настоящее время особую и чрезвычайно важную роль высшего арбитра в отношениях между властью и обществом играет Конституционный суд. Он призван определять отношение всех инстанций власти, общества и его членов к праву, закону и прежде всего к Конституции.

Особенности различных элементов атасти (субъекта, объекта и ресурсов) и способы их взаимодействия используются в качестве оснований для ее типологии. В зависимости от су бъектов власть бывает автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия), плутократическая (господство крупных собственников) и самоуттравлен- ческая (власть всех членов группы или организации). По сферам управления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную и пр. По функциям ее органов - на законодательную, исполнительную и судебную, по способам воздействия субъекта на объект - на демократическую, тоталитарную и авторитарную. По широте охвата выделяются:

  • мегавласть - международное сообщество и его организации (ООН, НАТО и др);
  • макровласть - центральные государственные институты;
  • мезовласть - учреждения регионального, областного и районного масштабов, подчиненные центру;
  • микровласть - уровень власти в малых группах, самоуправление.

В соответствии с ресурсами, на которых основывается власть, ее

классифицируют на экономическую, социальную, культурно-информационную и принудительную.

Экономическая власть - контроль над ресурсами, собственность на материальные ценности, способность распределения материальных благ.

Социальная власть , частично совпадая с экономической, предполагает возможность влиять на положение широких слоев населения, обеспечивая их лояльность и поддержку.

Культурно-информационная власть - прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информации и средств их распределения. Этот вид власти способен служить не только распространению объективных сведений, но и манипулятивным целям - управлению сознанием и поведением людей в интересах субъекта. Особенно широко политическое манипулирование применяется в условиях кризисов, дезинтеграции общественной жизни и вызываемой ими дезориентации граждан.

Наконец, принудительная власть предполагает контроль над людьми путем применения или угрозы применения силовых ресурсов.

Общественные власти находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Политическая власть, испытывая сильное влияние со стороны власти экономической, достаточно самостоятельна и способна играть по отношению к ней первенствующую роль. Вместе с тем многие политологи, прежде всего марксистского направления, считают важнейшей власть собственников средств производства и других общественных богатств.

Слияние политической, экономической, социальной и культурноинформационной власти при определяющей роли политики характерно для тоталитарных государств. Демократ!тческий строй предполагает разделение властей и каждой из них. В политике оно осуществляется путем разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые поддерживают определенный баланс между собой, а также между основными институ тами политической системы. В экономике разделение власти осу ществляется благодаря наличию множества конкурирующих центров влияния. В культурноинформационной сфере имеет место плюрализм средств массовой информации и других источников знания.

О характере и содержании власти можно судить по ее функциям и эффективности. Функции власти - крут ее деятельности: организация, упраатение, контроль, воспитание, прогнозирование, достижение общественного согласия. Эффективность власти - ее способность выполнять свои задачи функции с наименьшими затратами и издержками в максиматьно короткие сроки.

Критерии эффективности власти таковы:

  • достаточность оснований власти и оптимальность использования ее ресурсов;
  • рациональность «вертикальной» и «горизонтальной» структур власти;
  • действенность и своевременность контроля за выполнением своих распоряжений;
  • организационно-техническое и кадровое обеспечение улета и анализа властных распоряжений;
  • наличие действенной системы санкций в случае невыполнения распоряжений властных структур;
  • действенность системы самоконтроля власти, одним из показателей которой является ее авторитет.

В современных демократических государствах важнейшими факторами эффективного функционирования власти являются наличие общенационального консенсуса по вопросу о целях и путях развития данного общества, сплоченность и стабильность властвующей элиты. Отсутствие этих условий, как показывает и опыт России, способно вызвать ожесточенное противостояние ветвей власти, которое усугубляет раскол общества и может вести к смуте и беспорядкам.

Деятельность конструктивной оппозиции, анализирующей решения власти, позволяет выявлять их слабые стороны и формулировать содержательные альтернативы. Конкурентная смена президента, парламента и правительства способствует гибкой корректировке политического курса в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Важная характеристика политической власти - ее социальная база. Любая власть зависит от социальных интересов и выражает таковые. Во всей предшествующей истории политическая власть слу"- жила интересам господствующих классов.

В современном западном обществе политическая власть стремится к национальному консенсусу и поэтому" во многом ориентируется на так называемый средний класс. В странах постиндустриального типа на его долю приходятся три четверти населения. Он представлен такими группами, как рабочие, фермеры, интеллигенция, служащие.

Таким образом, политика любого государства должна состоять в выявлении, учете и реализации основных интересов классов, социальных слоев и групп. Игнорирование этого принципа неизбежно ведет к отчуждению общества от власти, нарастанию социальных, национальных и религиозных конфликтов.

Сущность власти:

Социальная природа политической власти.

Системы классификаций политической власти.

Структура политической власти: субъекты, объекты, ресурсы, основания.

Легитимность политической власти.

Функции политической власти.

Неотъемлемой частью любого человеческого общества (страны, этноса, той или иной общности, социальной группы) является власть. Независимо от того, два человека составляют общность или миллионы, в ней всегда присутствует власть, концентрированным выражением которой являются отношения «господства - подчинения».

Анализ исторических форм сообществ людей показывает, что разного рода идеи о якобы некогда существовавших свободных обществах без принуждения и господства относятся к жанру политических утопий, но никак не к реальной истории. То же самое верно и применительно к различным вариантам анархизма, которые, в отличие от большинства традиционных утопий, предлагавших модели справедливой власти, сформулировали (во всяком случае в идеале) идею свободы от любых форм власти. Уже в первобытнообщинных сообществах существовали системы нормирования и регулирования социальных отношений.

Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой, нация или общество в целом), происходит подчинение их деятельности достижению определенных целей. И одновременно определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные, господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели, на убежденности в необходимости выполнения распоряжений, на авторитете властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными последствиями в случае неподчинения и др.

Общественная жизнь может порождать множество других мотивов для отношений «господства - подчинения», т.е. власти, но главное в том, что властные отношения объективно присущи человеческому сообществу, без них цивилизация невозможна. Власть порождается социальной природой человечества, невозможностью существования людей, конкретного индивида вне общества себе подобных. Создавая, формируя те или иные общности как устойчивую совокупность индивидов для существования самих себя как таковых, люди тем самым порождают отношения «господства - подчинения», т.е. порождают власть.

Она всегда была, есть и будет неотъемлемым элементом человеческого общества и важнейшим условием его существования как такового. В обществе, где существуют индивидуальные, групповые интересы (а они есть всегда), обязательно есть власть, которая должна их подчинять интересам социума. Если этого не происходит, т.е. власть не выполняет свою важнейшую функцию, общность распадается, прекращает существование как конкретная целостность.


Таким образом , власть - это право и возможность одних повелевать, распоряжаться и управлять другими, способность и возможность одних осуществлять свою волю по отношению к другим, оказывать определяющее влияние на их поведение и деятельность, используя при этом авторитет, право, насилие и другие средства.

Данное определение власти соотносится с «властью родителей», «властью семьи», «властью чувств», «властью предрассудков», «властью старших», «властью денег», «властью религии», «судебной властью» и т. д. Распространяется оно и на политическую сферу, и тогда мы используем понятие «политическая власть».

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать, управлять другими. Но вместе с тем она имеет, в отличие от других форм власти, свою специфику.

Ее отличительными признаками являются:

Верховенство, обязательность ее решений для всего общества и соответственно для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

Всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

Моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

Широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Какова же природа политической власти с точки зрения политологии? Имея общую основу для исследования феномена власти, политическая наука сформулировала относительно этой проблемы ряд концепций, наиболее значимыми из которых являются следующие.

Особенность харизматического типа властвования М. Вебер видел в том, что лидер обладает максимальной легитимностью. Харизма в ее развитой форме - это, по сути, сверхчеловек, выделяющийся из массы особыми качествами. Образцы харизмы М. Вебер видел в Будде , Магомете, Перикле, Александре Великом и Цезаре, Наполеоне и Ликурге . В XX в. сформировалась целая плеяда лидеров, обладающих качествами харизмы. Элементы харизмы были у Ленина и Мао Цзедуна, Гитлера и де Голля, Сталина и Тито, Троцкого и Рузвельта, Черчиля и Неру.

Харизматический тип личности уже не является традиционным, но развивается в обществах, где нет свободы и прав человека, где дух конституционализма не стал еще основой жизни.

В конституционном обществе развит либерально-демократический, или конституционалистский, тип легитимности , основанный на свободном волеизъявлении граждан, выборности всех центральных органов власти народом, конституционной ограниченности сферы деятельности государства, равноправии всех политических сил, действующих в рамках закона. Конституционалистская легитимность - результат долгой социоэкономической и социокультурной эволюции западных обществ, превращения гуманистических принципов и, прежде всего, свободы человека в основополагающую черту образа жизни народа.

Перечисленные типы легитимной власти в реальной политической жизни переплетаются и взаимно дополняют друг друга. Доминирование отдельного типа легитимности связано с типом существующего режима. Например, харизматическая власть характерна для авторитарных систем. При демократическом строе доминирует легальный тип легитимности власти. Проблема легитимности власти - в значительной мере проблема участия масс в управлении государством. Неспособность системы обеспечить участие масс в управлении государством подрывает ее легитимность.

Политология выделяет признаки падения легитимности политической власти :

Рост степени принуждения;

Ограничение прав и свобод;

Запрет на деятельность политических партий и независимой прессы;

Рост коррумпированности всех институтов власти;

Сращение с криминальными структурами;

Неспособность власти справляться с экономическими проблемами, снижение уровня жизни населения.

Политическая власть, сопровождая человеческое общество на всем протяжении его истории, выполняет роль важнейших функций , объективно присущих ей.

Основная функция политической власти - управление, руководство обществом, государством и каждой его сферой (политической, экономической, социальной и др.). Любая политическая власть с момента становления разрабатывает в соответствии с экономическим и политическим состоянием страны стратегию и тактику управления, конкретную политику в отношении различных слоев общества; особое внимание уделяется отношениям с оппозицией, политике обеспечения ресурсов власти.

Вторая функция тесно связана с первой - это функция оптимизации самой политической системы , приспособление ее институтов (государство, партии, избирательная система и т.д.) к целям и задачам тех сил, которые пришли к власти.

Третья функция - это обеспечение стабильности в государстве и обществе . Выполнить эту функцию стремится любая политическая власть, поскольку от степени достижения этой цели зависит, насколько долго она будет иметь возможность осуществлять властные полномочия в том или ином обществе.

Реализация этих функций политической властью происходит через решение разнообразных задач, которые вытекают из этих функций, но уже носят субъективный характер. Это значит, что какая-либо конкретная власть на основе всестороннего анализа внутренних и внешних обстоятельств, своих ресурсов должна сформулировать перед собой, обществом конкретные задачи (например, экономического характера) и добиваться их решения.

Вопросы для самоконтроля знаний

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»