Или определенной проблеме которую она. Значение слова «проблема

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

знание о незнании; осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (ибо представляет теоретический и практический интерес), включающая в себя два основных момента (этапа движения познания): постановку вопросов и их решение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРОБЛЕМА

атрибут человеческого бытия и деятельности, который проявляется как затруднение в ее продолжении, требующее осмысления, рефлексии. По мнению X. Ортеги-и-Гассета, "главным в феномене Жизнь является ее туманный характер, ее существенная проблематичность. Из этого проистекает все, но в первую очередь - философия. Поэтому у философии всегда есть своя особая проблема". Проблемность человеческого бытия проявляется в его противоречивости, неопределенности, непредсказуемости, рискованности; она есть онтологическое основание любой формы его постижения и осмысления: художественного, религиозного, научного, философского, которые фиксируются в многообразных видах антиномий, вопросов, задач, парадоксов и т. д.

С т. зр. системного анализа, П. - это целеустремленное состояние, которым не удовлетворен целеустремленный индивид и в котором он испытывает сомнения относительно того, какой из доступных способов действия изменит данное состояние на удовлетворительное (Р. Акофф, Ф. Эмери). В гносеологическом аспекте П. - это идеальное отображение реальной проблемной ситуации (практической и/или познавательной). Проблемная ситуация возникает как несоответствие между: а) целью и средствами ее достижения; б) целью и результатами деятельности; в) необходимостью и возможностью некоторого действия (индивидуального или социального); г) сущим и должным. Это несоответствие может обостряться до противоречия (в т. ч. антагонистического). С т. зр. психологии, возникновение проблемной ситуации и ее последующее преобразование в исходную П. характеризуют начальные стадии процесса мышления. Для философской традиции (Сократ, Августин, Н. Кузанский и др.) характерно понимание П. как знания о незнании. Философы Древней Греции выразили это понимание в форме следующего парадокса мышления: каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то что же нам еще искать? Современная когнитивная психология разрешает данный парадокс, указывая, что здесь неприменим закон "все или ничего".

Вся жизнедеятельность общества (наций, классов, организаций и т. д.), а также индивидов в определенном отношении представляет собой диалектический процесс формирования и разрешения П. "Возникновение и решение проблем, словно систола и диастола - две фазы сердечного цикла, обусловливают характер биения пульса жизни всего социального организма" (В. И. Куценко). Социальная П. - это форма существования и выражения необходимости для общества осуществить определенную деятельность. В более узком смысле социальная П. - это форма существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью определенных общественных действий и недостаточными еще условиями ее реализации. Внутренние основы социальной П. - общественные необходимость, потребность интерес, противоречие - "передают" ей такой фундаментальный а/грибут, как объективный характер. Независимость социальной П. от воли и сознания людей подчеркивается в современной марксистской философской литературе (См.: Куценко В. И. Общественная проблема: генезис и решение. Киев, 1984). Исходя из других оснований, Ж. Делез также подчеркивает объективный характер П.: "Проблематическое является одновременно и объективной категорией познания, и совершенно объективным видом бытия". Он призывает "покончить с застарелой привычкой мысли рассматривать проблематическое как субъективную категорию нашего знания" (Делез Ж. Логика смысла. М., 1995, с. 76). Поиски онтологических оснований проблемности человеческой жизнедеятельности весьма актуальны. Э. Фромм писал: "Человек - единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее не спрятаться". Согласно Э. Фромму, основание проблемности - утрата гармонического единства человека и природы. В поисках указанных оснований весьма перспективны, на наш взгляд, онтология И. Гартмана и идеи синергетики. В современной философскометодологической литературе обсуждается и частично реализуется проект создания проблемологии - специальной дисциплины в рамках общенаучной методологии, призванной системно описать и объяснить закономерности возникновения, функционирования и развития многообразных видов П.: научных и философских, социальных и экзистенциально-личностных, глобальных, региональных и уникальных и т. д. Общепринятая типология П. пока еще не разработана.

Научная П. - форма организации и развития научного знания. Исторически первой работой по проблемологии следует считать "Гопику" Аристотеля (384 - 322 гг. до н. э.). Согласно Стагириту, тезис и П. есть предметы спора: "...тезис есть проблема, но не каждая проблема есть тезис..." (Аристотель. Соч. В 4 т. Т. 2 с. 361). В диалектической П. должны быть явно сформулированы обе альтернативы. Он различал практические и познавательные П.: "Диалектическая проблема есть задача, поставленная или ради выбора и избегания, или ради (достижения) истины и ради познания..." (там же, с. 360), а также самостоятельные и вспомогательные П. Аристотель разработал классификацию П. и формы их опровержения.

Этимологию термина "проблема" (как синонима "задачи") принято вести от греческого глагола "баллейн" - бросать, т. е. П. - это "объект, брошенный вперед" (пред-мет). Неоплатоник Прокл (V в.), комментируя "Начала" Евклида, противопоставлял теоремы и П., для него П. - это практическая (в рамках геометрии) задача, которая выполняется определенным способом, и необходимо найти эти способы, изобрести их и выполнить требуемое построение (отнюдь не единственно возможное). Предыстория проблемологии во многом совпадает с историей становления логики вопросов и ответов. Основополагающие идеи были выдвинуты Р. Декартом, Г. В. Лейбницем и И. Кантом (антиномии чистого разума).

В философии и науке XX в. интерес к исследованию научной П. возникает вследствие преодоления кризиса оснований математики (работы А. Пуанкаре и Д. Гильберта), под влиянием достижений математической логики (в частности, исчисления задач, построенного А. Н. Колмогоровым в 1932 г., и разработки теории алгоритмов - труды К. Геделя, А. А Маркова, П. С. Новикова и др.), кибернетики ("искусственный интеллект"), когнитивной психологии, системного анализа, истории и методологии пауки. Значительный вклад в становление проблемологии внесли работы Д. Пойа, К. Поппера, И. Лакатоса, Л. Лаудана, 3. Цацковского и др., в отечественной литературе - работы В. Ф. Беркова, В. М. Глушкова, В. Н Карповича, П. В Копнина, М. С Бургина и В. И. Кузнецова, Е. С. Жарикова, В Е. Никифорова, Л. М. Фридмана и др.

Структура научной?. включает следующие элементы: а) предпосылочное знание всех уровней (специально-научное, методологическое, мировоззренческое, неявное); б) центральный вопрос научной П.; в) императив - требование разрешить этот вопрос; г) предварительный образ искомого решения. Очевидно, что научная П. не может быть сведена к вопросу Научная П. - это система знания, отображающая проблемную ситуацию и ее социокультурный фон, имеющая личностный смысл для исследователя и принятая (или отвергнутая) научным сообществом. Это развивающаяся, открытая, упорядоченная система исследовательских задач, характеризующаяся неопределенностью методов и результатов решения. С этой т. зр., исследовательская задача - прафеномен научного познания, его "живая клетка", а научная П. - многоклеточный "организм" во внешней среде.

Функционирование научной П. определяется тем, что она является "вечным двигателем" научного познания, источником его самоорганизации и саморазвития. В процессе исследования научная П. выполняет следующие функции: а) детерминирующую - она определяет направление исследования и побуждает к нему; б) интегративную - выступает как форма интеграции научного знания; в) систематизирующую. Кроме того, возможна функциональная типология научных П., в которой выделяются П. описания, объяснения, предвидения и праксеологические П. ("Как это сделать?"). Последний тип П. в современном естествознании, по-видимому, доминирует (П. управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, "искусственного интеллекта" и т. д.).

Развитие научных П. описывается как совокупность состояний и процессов, образующих движение к новому знанию. Эта совокупность может быть упорядочена по разным основаниям: по стадиям проблематизации знания, по функциональным типам П., по стадиям исследования и т. д. Согласно К. Попперу, рост научного знания описывается следующей схемой: Р, - ТТ - ЕЕ - Ру где Р, - исходная научная П., ТТ - "пробные теории", ЕЕ - этап "устранения ошибок", Р, - новая научная П. Эта схема релятивизирует развитие науки. Для указанных выше технологически ориентированных П. более адекватной является другая схема: научная П. порождает исследовательскую программу, которая реализуется в познавательных и практических результатах.

Понятие исследовательской программы вошло в методологию науки после работ И. Лакатоса 1968 - 70 гг., однако в рефлексии ученых оно функционирует очень давно и воплощается в форме программных работ. Эффективность исследовательской программы может служить показателем потенциальной истинности породившей ее научной П. Указанные понятия используют в методологическом анализе научного прогресса. Так, например, в модели Л. Лаудана критерием прогресса является максимизация объема решенных эмпирических П. при минимизации объема аномалий и концептуальных П. Это направление проблемологии находится в процессе становления.

Философская П. - форма организации и функционирования исторически изменяющегося философского знания. Принципиально неустранимое многообразие философских направлений, систем, школ и т. д., отсутствие однолинейного прогресса в истории философии приводят к неоднозначным трактовкам природы философских П. Тем не менее возможно выделить некоторые относительно инвариантные характеристики философской П. 1. Бытийная укорененность. А. Шопенгауэр провозглашал: "Мир, мир, ослы! - вот проблема философии, мир и больше ничего!" У древних греков символом философии была богиня - вестница Ирида (дочь Тавманта - "Удивляющегося"), т. к. она вопрошала о сущем. Дезонтологизация философской системы завершается ее крахом. 2. Экзистенциально-личностная значимость философской П. для ее постановщика и исследователя. "Философия такова, каков сам философ", - отмечал Фихте. Понимание философской П. невозможно без выявления ее жизненных корней, в т. ч. тех, которые находятся в образе жизни мыслителя, складе его души, особенностях биографии и т. д. "Решение встающей перед тобой жизненной проблемы - в образе жизни, приводящем к тому, что проблематичное исчезает", - писал Л. Витгенштейн. 3. Фундаментальность. Она присуща философской П., поскольку философская рефлексия есть поиск оснований. "В каждый метафизический вопрос... всякий раз включается также и вопрошающее человеческое бытие" (М. Хайдеггер). 4. Системное единство предметного, операционного и ценностного аспектов философской П. Система базовых интеллектуальных операций обусловлена не только свойствами предмета, но и стремлениями субъекта. По мнению Д. В. Пивоварова, в основном вопросе философии кристаллизованы базовые умственные операции, из которых произрастают различные философские доктрины и которые придают этим доктринам специфические операционные значения. 5. Синтез вечного и преходящего, инвариантного и вариативного. Подобно "вечным образам" в искусстве, существуют "вечные" П. в философии (например, П. истины, свободы, блага и др.), что не отрицает их конкретно-исторического своеобразия. П., поставленные мыслителями древности, не только понятны современным философам, но и продолжают их волновать: они вечны, поскольку всегда сохраняют свою значимость для человечества. "Не хочу ли я сказать: живущий лишь сиюминутным просто слеп, как крот; сумев прозреть, он увидел бы и проблему?" (Л. Витгенштейн). 6. Голографическая связность философских П. ДРУ!" с другом (по принципу "все со всем"). "Никто, как кажется, и не догадывается о том, как тесно многие отвлеченные вопросы связаны не только с важными интересами человеческой жизни, но и с самим существованием этой жизни. ...А между тем это так" (В. В. Розанов). М. Хайдеггер писал: "Чем ближе мы подходим к опасности, тем ярче начинают светиться пути к спасительному, тем более вопрошающими мы становимся. Ибо вопрошание есть благочестие мысли". Проблемность философского разума всегда будет привлекать мыслящих людей. (См. "Вопрос и Ответ".)

Отличное определение

Неполное определение ↓

У каждого из нас есть свои проблемы. Зарождаясь внутри они переводятся из образов в мысли, из мыслей в слова. Источников проблем бесконечно и раскрывать их суть не имеет здесь смысла. Меня интересует другое. Что такое вообще сама по себе проблема? Как она определяется в образе и мыслях каждого человека, когда он говорит себе или другому человеку, что у него есть проблема?

Меня эти вопросы интересовали. Поискать в интернет, где можно найти очень много информации по сущности проблемы мне не особо хотелось, чтобы самому вывести это определение. При этом до своих рассуждений дело так и не дошло. Несколько раз меня овладевал интерес и я читал сложное определение с большими рассуждениями "что же такое проблема". В итоге запутался ещё больше и вам эти ссылки с громоздкими определениями давать не буду, чтобы не взрывать мозг не всегда нужными громоздкими дискуссиями по этой проблеме.
В ВУЗе, где я обучаюсь, был предмет экспериментальная психология. Наш преподаватель составил нам презентацию, которая мне очень понравилась своей простотой объяснения сложных методов познания мира и конкретно получение психологических знаний. Там же нашёл и определение, интересующегося слова - проблема. Определение мне понравилось своей простотой.

Друзья, прежде чем развернуть определение в скрывающимся окне "прежде чем прочитать, дайте ответ на вопросы выше" мне бы хотелось услышать (прочитать) ответ об сущности проблемы. Напишите свой ответ на эти два вопроса:
1. Что такое проблема? В самых общих словах, можно с примерами.
2. Чем порождаются проблемы? Откуда они берутся?

Проблема — объективно возникающий в ходе познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный прак-тический или теоретический интерес (Философский энциклопедический словарь, 1989).

v Проблемы порождаются изменчивостью мира и внутренней активно-стью самих людей, их постоянным изменением.

v Основания порождения проблемы:

v недостаточность информации для описания или объяснения реальности.

v противоречивость уже имеющейся информации, описывающей или объясняющей какую-либо часть реальность.


Как же всё гениально и просто... Теперь, когда возникают противоречия или нехватка информации, решение которых имеет существенный практический или теоретический интерес, это будет твёрдо называться проблемой. Под существенным имеется ввиду повышенная значимость, вставшей перед нами, задачи.

Разберу небольшой пример на своём случае. Я живу в обычной Московской квартире в спальном районе, где вокруг дома рассажены деревья, ближайшая автодорога на таком расстояние, что звуков не слышно. Я люблю читать сконцентрировано, чтобы было поменьше посторонних звуков. Тишина вокруг дома мне вполне устраивает, кроме одного случая. Напротив моего окна из комнаты находиться детский сад. Дети обычно до обеда очень резво играют, громко радуются жизни. Я разделяю их радость, когда мне не нужно сконцентрироваться на чтение. Когда мне хочется сконцентрироваться, то тут возникает проблема. Громко радостные дети создают помехи, раздражая мои слуховые ощущения.
1. Нехватки информации здесь нет. Есть варианты решения проблем.
1.1 Закрыть окно и их не будет слышно
1.2 Отложить чтение на послеобеденное время, когда они уйдут со двора в детский сад.
1.3 Можно включить спокойную музыку.
2. Противоречия:
2.1 Закрыть окно не могу, так как будет жарко и душно. В этом случае концентрация так же падает и в этом случае помехой будет ощущение дискомфорта в отношение температурного баланса. Свежий воздух, поступающий в окно наоборот придаёт улучшению концентрации и увеличивает скорость мысленных процессов.
2.2. Отложить чтение можно, но это будет очередное откладывание дел на потом.
2.3 Музыка также может отвлекать. Часто могу уйти совсем далеко от темы книги. Заметил, что при музыки это происходит чаще, чем без музыки.

Возникает проблема с противоречиями. Ещё один хороший способ - это понизить значимость и не считать это проблемой. Только как это сделать? У меня это не всегда получается, но если текст захватывает, то значимость всего вокруг отпадает на второй план и тогда уже не слышно радостных громких криков детей из детского сада!

Словарь Ушакова

Проблема

пробле ма , проблемы, жен. (греч. problema - задача) (книж. ). Теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, задача, подлежащая исследованию. Проблема личности в истории. Проблемы использования отходов. Проблемы ирригации степей. Проблемы морали. Разрешить проблему.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Проблема

(от греч. problema - задача, задание) - неразрешенная задача или (вопрос) вопросы, подготовленные к разрешению. Возникающая ситуация связана с тем взглядом, с таким познанием предмета, который не познан, но является знанием о незнании.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Проблема

Проблема

♦ Problème

Трудность, требующая решения. Значит, проблема это вопрос? Обычно она действительно принимает для нас форму вопроса, вернее, мы сами задаем ей эту форму. Вот как об этом говорится в знаменитом фрагменте из работы Башляра: «Прежде всего нужно научиться ставить проблемы. Что бы там ни говорили, сами собой проблемы в науке не ставятся. Именно чувство проблемы и служит признаком подлинно научного ума. Для научного ума всякое знание есть ответ на вопрос. Если бы не было вопросов, не было бы и научного знания. Само собой ничего не происходит. Ничто не дано заранее. Все должно быть выстроено» («Формирование научного ума», I). Это справедливо и по отношению к философии, и вообще ко всякой мыслительной деятельности, достойной этого имени. Но далеко не всякий вопрос является проблемой. Если, например, некто спрашивает у вас, который теперь час, – это не проблема, а вопрос. Но если вы в свою очередь спросите: «Почему вы хотите знать, который теперь час?», вы тем самым превратите, в данном случае, правда, совершенно безосновательно, вопрос в проблему. И ваш собеседник вполне может поинтересоваться: «С какой стати вы раздуваете из моего вопроса проблему?» В философии все обстоит несколько иначе. Здесь значение имеют только проблемы, но, прежде чем приступать к их решению, их необходимо поставить. Но что это значит – поставить проблему? Это значит дать объяснение, почему возник данный вопрос, почему он должен быть задан не тому или иному индивидууму, но всякому конечному рациональному уму, наделенному культурой хотя бы в минимальной степени. Именно такую цель преследует введение диссертации по философии: от случайности вопроса оно переходит к необходимости проблемы, а затем, по возможности, к разработке проблематики.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

Проблема

Ы, ж.

1. Сложный вопрос, требующий особого изучения и решения.

Проблемы экологии.

2. перен. , разг. То, что трудно разрешить, осуществить.

|| прил. (к I знач.) проблемный , -ая, -ое.

Проблемная статья.

Это не проблема . То, что может быть легко выполнено.

Тезаурус русской деловой лексики

Проблема

Syn: вопрос, дело, задача

Энциклопедический словарь

Проблема

(от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

Словарь Ожегова

ПРОБЛЕ МА, ы, ж.

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания.

2. перен. О чёмн. трудно разрешимом, осуществимом (разг.). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений).

парадигма, формы слова ПРОБЛЕМА

проблема

пробле́ма,

пробле́мы,

пробле́мы,

пробле́м,

пробле́ме,

пробле́мам,

пробле́му,

пробле́мы,

пробле́мой,

пробле́мою,

пробле́мами,

пробле́ме,

пробле́мах

+ ПРОБЛЕМА - Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

что такое ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА

(от греч. problema - задача), в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

+ ПРОБЛЕМА - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

что такое ПРОБЛЕМА

проблема

ПРОБЛЕ́МА, -ы, ж.

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Постановка, решение проблемы. Проблемы воспитания.

2. перен. О чём-н. трудно разрешимом, осуществимом (разг. ). Из простого дела устроил целую проблему. Это не п.! (о том, что легко и просто сделать). Нет проблем! (всё идёт хорошо, нет никаких затруднений).

| прил. проблемный , -ая, -ое (к 1 знач. ). Проблемная статья (ставящая проблемы).

Синонимы к ПРОБЛЕМА - Словарь русских синонимов

ПРОБЛЕМА синонимы

проблема

Синонимы:

вопрос, дело, задача; трудность, предмет внимания, геморрой, засада, осложнение, положение, заморочка, рана, заколупка, затруднение, предмет обсуждения, препятствие, апория, рак головы, тема, закавыка, переделка, загвоздка, переплет, закорючка, узкое место, заковырка, закавычка, материя, сложнячка, загадка

+ ПРОБЛЕМА - Словарь иностранных слов

что такое ПРОБЛЕМА

ПРОБЛЕМА

1. Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Теоретическая п. П. воспитания.

Проблемный - содержащий проблему, проблемы.

2. перен. , разг. О чем-нибудь трудно разрешимом, осуществимом. Для него самому проснуться - целая п.

Это не п.! (о том, что легко и просто сделать).

+ ПРОБЛЕМА - Малый академический словарь русского языка

что такое ПРОБЛЕМА

проблема

Ы, ж.

Сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема происхождения Земли. Разрешить проблему.

Проблема землепользования, проблема Человек и Земля приобрела общегосударственное значение. Грибачев, Земля, вода, солнце.

О том, что трудно разрешить, осуществить.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»