События конца XX - начала XXI века, изменившие мир. Россия в конце XX начале XXI века

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
МОУ «Ульяновская СОШ» Зубцовский р. Тверская обл.

07.01.2012

Терминологическая работа для 9-го класса на 2 варианта.

Тема: «Россия в конце 20 – начале 21 века».

Вариант №1

1.Внеэкономическое принуждение.

1.Существование в системе страны различных политических партий и движений.

2.Многопартийность.

2.Установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.

3.Разделение властей.

3.Передача государственного имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.

4.Союзный договор.

4.Орган, занимающей определенное место в системе судебных органов.

5.Федерация.

5.Отсутствие в достаточном количестве товаров.

6.Валютный коридор.

6.Ценная бумага целевого назначения.

7.Ваучер.

7.Вид литературы, связанный с обсуждением насущных социальных вопросов.

8.Конвертируемая валюта.

8.Группа членов какой-либо партии и движения в парламенте.

9.Приватизация.

9.Принуждение к труду прямым насилием, личная зависимость работника от работодателя.

10.Товарный дефицит.

10.Ограничение или лишение прав определенной категории граждан по определенному признаку.

11.Инстанция судебная.

10.Договор о принципах и условиях создания союзного государства.

12.Фракция.

11.Течение авангардного искусства 60-90-х гг.

13.Концептуализм.

12.Государство состоящие из федеральных единиц.

14.Публицистика.

14.Денежная единица, подлежащая свободному обмену на волюту другого государства.

15.Дискриминация.

15.Принцып, согласно которому власть в государстве осуществляют независимые исполнители, законодательная и судебная ветви власти.

Ответы: 1-9;2-1;3-15;4-10;5-12;6-2;7-6;8-14;9-3;10-5;11-4;12-8;13-11;14-7;15-10.

Вариант №2

1.Конфедерация.

1.Государство в котором отсутствуют самостоятельные государственные образования.

2.Плюрализм.

2.Тоска по чему-либо.

3.Сепаратизм.

3.Лицо, на которое возложена ответственность за исполнение принятого решения.

4.Унитарное государство.

4.Орган созываемый для разработки конституции.

5.Инфляция.

5.Множественность, многообразие.

6.Либерализация цен.

6.Избиратели.

7.Рыночная экономика.

7.Система взглядов на место и роль страны в мире.

8.Гарант.

8.Общекультурный феномен 70-90 гг., стилевой плюрализм.

9.Референдум.

9.Стремление к отделению, обособлению.

10.Электорат.

10.Социально-экономическая система развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений.

11.Постмодернизм

11.Отказ от государственного регулирования цен.

12.Ностальгия.

12.Объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти.

13.Концепция внешней политики.

13.Бесспорная, не требующая доказательств истина.

14.Конституционная ассамблея.

15.Постулат

15.Рост цен, связанный с увеличением находящихся в обороте бумажных денег.

Ответы: 1-12;2-5;3-9;4-1;5-15;6-11;7-10;8-3;9-14;10-6;11-8;12-2;13-7;14-4;15-13.

Далее, взаимодействие народов, как целостный фактор, многократно возросло. Формируется основанный на единстве прав и обязанностей новый мировой порядок. При этом следует обратить внимание на следующее.

  • Развитие науки, техники и технологий вышло на новый уровень.
  • Осуществился переход производства на новый тип, общественно-политические результаты которого являются до-стоянием не только одной страны.
  • Углубились мировые хозяйственные связи.
  • Возникли глобальные связи, охватившие основные сферы жизнедеятельности народов и государств .

Все это привело к обновлению картины Социума.

Глобализация

Современный мир производит впечатление плюралистическо-го, что резко отличает его от мироустройства периода «холодной войны ». В современном многополярном мире выделяют несколько основных центров международной политики: Европа, Китай, Ази-атско-Тихоокеанский регион (АТР), Южная Азия (Индия), Латин-ская Америка (Бразилия) и США.

Западная Европа

После долгих лет нахождения Европы в тени США начался её мощный подъём. На рубеже XX-XXI вв. страны Евросоюза, населе-ние которых составляет примерно 350 млн человек, производят товаров и услуг на сумму чуть более 5,5 трлн долларов в год, то есть больше, чем в США (чуть менее 5,5 трлн долларов, 270 млн человек). Эти достижения стали основой возрождения Европы как особой политической и духовной силы, формирования новой европейской общности. Это дало повод европейцам пересмотреть позиции применительно к США: перейти от отношений по типу «младший брат — старший брат» к равному партнёрству.

Восточная Европа

Россия

Помимо Европы, огромное влияние на судьбы современного мира оказывает Азиатско-Тихоокеанский регион. Динамично раз-вивающийся АТР охватывает треугольник от российского Дальне-го Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Па-кистана на западе. В этом треугольнике проживает примерно по-ловина человечества и находятся такие динамичные страны, как Япония, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Малайзия, Сингапур.

Если в 1960 г. суммарный ВНП стран данно-го региона достиг 7,8 % мирового ВНП, то к 1982 г. он удвоился, а к началу XXI в. составил около 20 % мирового валового нацио-нального продукта (то есть приблизительно стал равен доле ЕС или США). АТР превратился в один из главных центров мировой экономической мощи, что ставит вопрос о расширении его поли-тического влияния. Подъём в Юго-Восточной Азии во многом был связан с политикой протекционизма и защитой национальной эко-номики.

Китай

В АТР на себя обращает внимание невероятно динамич-ный рост Китая: по сути, ВНП так называемого «большого Китая», включающего собственно Китай, Тайвань, Сингапур, превышает японский и практически приближается к ВНП США.

«Большим Китаем» влияние китайцев не ограничивается — отчасти оно распространяется и на страны китайской диаспоры в Азии; в странах Юго-Восточной Азии они составляют наиболее динамичный элемент. Так, например, к концу XX в. китайцы состав-ляли 1 % населения Филиппин, но контролировали 35 % продаж местных фирм. В Индонезии китайцев насчитывалось 2-3 % обще-го числа населения, но в их руках было сосредоточено около 70 % местного частного капитала. Вся восточноазиатская экономика вне Японии и Кореи — это, по сути, китайская экономика. Недавно вступило в силу соглашение между КНР и странами Юго-Восточной Азии о создании общей экономической зоны.

Ближний Восток

В Латинской Америке либеральная экономическая политика в 1980-1990-е гг. привела к росту экономики. Вместе с тем использо-вание в дальнейшем жёстких либеральных рецептов модернизации, не предусматривавших при проведении рыночных реформ достаточных социаль-ных гарантий, усилило социальную не-стабильность, способствовало относи-тельной стагнации и росту внешней за-долженности стран Латинской Америки.

Именно реакцией на эту стагнацию объясняют тот факт, что в Венесуэле в 1999 г. на выборах победили «боливарийцы» во главе с полковником Уго Чаве-сом. В том же году на референдуме была принята конституция, гарантировавшая населению большое количество социаль-ных прав, в том числе право на труд и на отдых, бесплатное образо-вание и медицинское обслуживание. С января 2000 г. страна обрела новое название — Боливарианская Республика Венесуэла. Наряду с традиционными ветвями власти здесь образованы ещё две — элек-торальная и гражданская. Уго Чавес, используя поддержку значи-тельной части населения, выбрал строгий антиамериканский курс.

СССР проводил единую политику, подкрепленную монолитной идеологией и защищал свои интересы на мировой арене. Планы его расчленения вынашивали и враги и союзники.

Стремясь сохранить рычаги управления, Б.Н. Ельцин предложил национальным окраинам брать власти столько, сколько они смогут. Власть в национальных республиках оказалась в руках местной бюрократии, несмотря на то, что в большинстве субъектов федерации русского населения было более половины, поэтому резко возрос национализм, и ухудшилось положение русского населения. В результате отсутствия четко продуманной национальной политики в Чечне установился криминальный режим, с которым до 1994 года никто не боролся. В результате, ситуация стала настолько сложной, что там начинается контртеррористическая операция, более напоминающая военные действия. Все это происходит на фоне расширения блока НАТО на восток, агрессии против Сербии, утраты рынков сбыта вооружений, нелегального проникновения и расселения на Дальнем Востоке граждан Китая, активизации японской дипломатии, вновь поднявшей вопрос о Южных Курилах.

Давайте предоставим слово одному из идеологов концепции крестового похода против СССР Збигневу Бжезинскому: «На Западе, вследствие процесса распада Советского Союза границы России существенно изменились в неблагоприятную для нее сторону, а сфера ее геополитического влияния серьезно сократилась. Прибалтийские государства находились под контролем России с 1700-х годов, и потеря таких портов как Рига и Таллинн, сделало доступ России к Балтийскому морю более ограниченным, причем в зонах, где оно зимой замерзает. Хотя Москва и сумела сохранить политическое главенствующее положение в новой, получившей официальный статус независимости, но в высшей степени русифицированной Белоруссии, однако еще далеко не ясно, не одержит ли в конечном счете и здесь верх националистическая инфекция. А за границами бывшего Советского Союза крах Организации Варшавского договора означал, что бывшие сателлиты Центральной Европы, среди которых на первое место выдвинулась Польша, быстрыми темпами склоняются в сторону НАТО и Европейского Союза. Самым беспокоящим моментом явилась потеря Украины…означало потерю потенциально богатой и индустриальной и сельскохозяйственной экономики и 52 млн. человек этнически и религиозно наиболее связанных с русскими, которые способны были превратить Россию в действительно крупную и уверенную в себе имперскую державу». Он предлагает осознать три беспрецедентных условия, которые в настоящее время определяют геополитическое состояние мировых дел: 1) впервые в истории одно государство является действительно мировой державой; 2) государством, превосходящим все другие в мировом масштабе, является неевразийское государство и 3) центральная арена мира – Евразия – находится под превалирующим влиянием неевразийской державы.

В краткосрочной перспективе Америка заинтересована укрепить и сохранить существующий геополитический плюрализм на карте Евразии.

Вместе с тем хотелось бы отметить: из того факта, что позиция Горбачева и Ельцина по многим вопросам была выгодна США, еще не вытекает то, что они были «агентами империализма». Просто их политика пересекалась с интересами некой заокеанской сверхдержавы. Для того чтобы опрокинуть СССР необходимо было сочетание целого ряда политических, социальных, экономических и иных явлений, которые и приведут к 1991 году.

Будущий писатель Владимир Богомолов в 15 лет бросил школу, приписал себе два года и ушел воевать. В 19 лет он был победителем, шесть боевых наград. В 1951 году попал в тюрьму, где невинно сидел. Когда его выпустили, на последние копейки дал телеграмму: «Кремль. Сталину. Я, офицер, участник войны, без суда и следствия пробыл в тюрьме 13 месяцев. Выпущен без предъявления обвинения. Ожидаю назначения. Нахожусь в бедственном положении, не на что купить хлеба. Прошу вашего незамедлительного вмешательства». Телеграмма была дана в субботу, а уже в понедельник его срочно вызвали в отдел кадров округа, накормили, неся ерунду, которую умеют плести в армии для солдат и младших офицеров, и в течение недели выплатили задолженность по зарплате за все тринадцать, теперь уже с половиной месяцев. С момента отправки телеграммы не прошло ни одной рабочей минуты (воскресенье – выходной). Все телеграммы в адрес вождя шли под грифом «правительственная», и их строго запрещалось задерживать. Почти полвека прошло после той телеграммы. В середине девяностых в Палдиски была ликвидирована база атомных подводных лодок. Русских офицеров бросили, их было 319 человек вместе с семьями, они жили в холодных бараках и были никому не нужны. Они трижды обращались к президенту России Ельцину, пять раз – к министру обороны Грачеву, много раз – в военную прокуратуру!

«Знаете почему? – говорил Владимир Богомолов, – у нас нет государства! Нет! Когда я отправлял свою телеграмму после войны, государство было!… Я не идеализирую Сталина, считаю его одним из величайших преступников в истории человечества…Государство может быть тоталитарным или демократическим – но оно должно быть».

31 декабря 1999 года Б.Н. Ельцин добровольно ушел в отставку, его главной заслугой было то, что он все-таки сумел сохранить Российскую Федерацию в условиях, когда почва колебалась под ногами, и государство напоминало космический корабль, потерпевший крушение на орбите – его гигантские обломки продолжали нестись вместе, влекомые лишь силой инерции. Исполняющим обязанности президента страны стал В.В. Путин, который в марте 2000 года победил на выборах.

6 февраля 2000 года завершилась операция по освобождению города Грозного, а через 10 дней появляется Постановление правительства Российской Федерации № 122 (г.Москва) от 16 февраля 2001 года «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

Начинается эпоха возрождения государственности на основе демократических начал. Постепенно меняется отношение к России и Запада. Террористические акты 11 сентября 2001 года ясно показали США, что необходима совместная борьба с терроризмом. В начале XXI века начинается курс на конструктивное сближение, и хотя политика двойных стандартов относительно России еще не закончена, но проводится она уже не столь явно, как было в 90-е годы. Однако обольщаться пока не следует, осознание того, что СССР больше не существует, уже наступило, но перспективы дальнейшего существования России пока еще довольно расплывчаты. Вместе с тем, уже сегодня видно, что Россия стала осознавать свои национальные интересы и все больше их отстаивать. 25 сентября 2003 года даже А.Б.Чубайс заявил в своей предвыборной речи: «Я считаю, что Россия не просто уже является лидером, а она может и должна всемерно наращивать и укреплять свои лидирующие позиции в этой части планеты (СНГ – А.К.) в следующие 50 лет. Скажу больше. Я считаю, что идеология России, – я глубоко в этом убежден, – на всю обозримую историческую перспективу должна стать идеологией либерального империализма, а целью российского государства должно стать построение либеральной империи ». Правда, на выборах правых все равно народ прокатил. По всей видимости, не последнюю роль в этом сыграло стремление проамерикански настроенных «разрушителей» СССР сыграть роль созидателей нового мира. Но и правые, и левые политические силы прекрасно понимают, что вслед за экономической интеграцией и восстановлением прерванных связей на всем постсоветском пространстве неизбежно должна последовать интеграция политическая, но строго на добровольной основе. Эта интеграция должна проходить с учетом национальных особенностей населения нашего государства и опыта объединенной Европы. Впрочем, пытаться предсказывать будущее довольно бессмысленное занятие, гораздо интереснее попытаться разобраться в прошлом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как вы полагаете, по каким причинам Б.Н. Ельцин добровольно отрекся от власти?

2. Почему после прихода к власти В.В. Путина ситуация в стране стала постепенно улучшаться?

Заключение

Вы познакомились с историей России, насчитывающей более тысячи лет. Обольщаться по поводу древности нашей истории не стоит, в мире есть и более древние государства, а есть и относительно недавно возникшие. Но нет ни одного, просуществовавшего дольше Древнего Египта. На исторический процесс оказывают влияние тысячи факторов, как объективных, так и субъективных. Огромную роль в этом процессе играет борьба идей. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский сформулирует эту проблему в 2003 году так: «К сожалению, люди перестают думать об искусстве как таковом, а думают лишь о том, сколько это искусство стоит. Картины, скульптуры превращаются в капитал». Но великий режиссер Борис Александрович Покровский год спустя, прокомментировал получение Государственной премии: «Знаю, что меня награждают не просто, чтобы «поддержать», а убедить, что я иду верной дорогой, борясь против всякой пошлости и попсы. Это не популярное искусство, как думают многие, а разложение вкусов общества… Если не будет у нас достойного искусства – не будет и страны. Никакая экономика, никакая политика, ничто кроме подлинной культуры не поможет нам поднять голову. Вот за утверждение в России подлинной культуры я и борюсь».

История делается сегодня и не знает чернового варианта, поскольку каждый раз пишется набело. «Одним из отличительных признаков великого народа, - писал В.О. Ключевский, - служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу». Проблема выбора культурных и этических образцов для подражания рано или поздно встанет перед каждым из нас.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеенков А.Е., Барышников Н.И., Белозеров Б.П., Бурлаков А.И., Вишняков-Вишневецкий К.К., Дзенискевич А.Р., Ежов М.В., Захаров И.З., Иноземцев И.Г., Ковальчук В.М., Козлов Н.Д., Колосов Ю.И., Комал Ф.Б., Крюковских А.П., Кутузов А.В., Махнев В.А., Мусаев А.Г., Олейников Г.А., Рожков А.М., Соболев Г.Л., Сухов В.Н., Федотов В.Г., Фролов М.И., Цамутали А.М. Ленинград в борьбе месяц за месяцем 1941 – 1944. СПб.: Lans, 1994.

Аль Д.Н. Истории из истории От Вещего Олега до Петра Великого. СПб., 1997.

Аммон Г.А., Ионычев Н.П. История России 1Х-ХХ вв. М., 2002.

Анисимов Е.М.,.Балашов Е.М, А.З. Ваксер, Р.Ш. Ганелин, А.Р.Дзенискевич, В.М.Ковальчук, А.П. Купайгородская, В.А. Нардова, А.С.Сухорукова, А.Н.Цамутали, А.Н.Чистяков. Санкт-Петербург 300 лет истории. СПб.: Наука, 2003.

Апальков В.С., Миняева И.М. История Отечества: Учебное пособие. М., 2004.

Артемов В.В. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: Учебник. М., 2002.

Бастрыкин А.И., Громцева О.Ф. Тени исчезают в Смольном. Убийство Кирова. СПб.: Европейский Дом, 2001.

Брусилов А.А. Мои воспоминания. М.: Военное издательство. 1983.

Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История Государства Российского. Историко-библиографические очерки. Книга первая. IX – XVI вв. М.,1991.

Верт А. Россия в войне 1941-1945. М., 1967.

Верт Н. История Советского государства. 1900 – 1991. М.: Прогресс, 1992

Верт Н. История Советского государства: 1900-1991. М., 2000.

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева, Б.А. Кистяковского, П.Б.Струве, С.Л.Франка. Репринтное воспроизведение издания 1909 года. М., 1990.

Война Германии против Советского Союза 1941-1945. Документальная экспозиция под редакцией Рейнгарда Рюрупа. 1992.

Воинские повести Древней Руси. Л., 1985.

Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский. Битва за Россию. СПб., 1993.

Гальдер Ф. Военный дневник. 22.06. 1941 – 24.09. 1942. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2004.

Гарнич Н.Ф. 1812 год. М.: Гос. Изд. Культурно-просветительной литературы, 1952.

Гладкий С. Полководцы и маленький «я» (продолжение) // Русский мир. Книга четвертая. Санкт-Петербургская организация союза писателей России. СПб., 1996.

Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-пресс, 2003.

Гумилев Л. Панченко А. Чтобы свеча не погасла Диалог. Л.: Сов. писатель, 1990.

Гаврилов Б.И. История России с древнейших времен до наших дней. М., 2003.

Давыдов Д. Дневник партизанских действий 1812 г. Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. Л.: Лениздат, 1985.

Данилов А.А., Косулин Л.Г. История России ХIХв. М., 2002.

Данилов А.А., Косулина Л.Г, История России XX в. М., 2002.

Дмитренко В.П. История Отечества XX в. М., 2001.

Деникин А.И. Путь русского офицера. М.: Современник. 1991.

Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

Долматовский Е.А. Зеленая брама. Докум. легенда об одном из сражений Великой Отеч. войны. – 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1985.

Десятый съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи 11 – 21 апреля 1936 г. Стенографический отчет. М.: Партиздат ЦК ВКП(б), 1936.

Жданов Ю.А. Взгляд в прошлое: воспоминания очевидца. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

Жизнь Замечательных Людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. Иоанн Грозный Хмельницкий Потемкин Суворов Скобелев. СПб.: ЛИО Редактор, 1995.

Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: Учебное пособие для поступающих в вузы. М., 2003.

Зуев М.Н. История России с древнейших времен до начала XXI в.: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2003.

Засосов Д.А. Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890 – 1910-х годов записки очевидцев. Л.: Лениздат, 1991.

И примкнувший к ним Шепилов. Правда о человеке, ученом, воине, политике. М.:Звонница-МГ, 1998.

Ионичев Н.П. История России 1Х-ХХ вв.: Учебное пособие. М., 2003.

Исаев И.А. История Отечества: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

История Отечества. Энциклопедический словарь // Большая Российская энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2003.

История России IX-XX вв. Пособие по отечественной истории для старшеклассников, абитуриентов и студентов. 4-е издание, переработанное и дополненное. СПб.: Нева, 1996.

История России с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. А.Н. Сахарова, Л.П. Новосельцева. М, 2000.

История России с древнейших времен до 1861 г. / Под ред. И.Н. Павленко. М., 2002.

История России с начала XVIII до конца XIX вв. / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 2000.

Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). М.: Художественная литература, 1969.

Карамзин Н.М. История Государства Российского. Тт. 2 – 3. М., 1991.

Кара-Мурза С. Интеллигенция на пепелище России. М.: Былина, 1997.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Репринтное воспроизведение издания 1873 – 1888 гг Книга I. М.: Книга, 1990.

Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М., 1990.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.: Индрик, 1993

Кутузов В.А., Лебина Н.Б., Ратьковский И.С., Рачковский В.А., Флоринский М.Ф., Ходяков М.В. Новейшая история России. 1914 – 2002: Учебное пособие / под ред. М.В. Ходякова. М.: Юрайт-издат, 2004.

Кириллов В., Кулагин Г. История Отечества с древнейших времен до наших дней: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

Кочепасова Т.Ю., ЕрмольевВ.Н., Ивашко М.И., Плетушков М.С. История России: Учебное пособие для абитуриентов. М., 2003.

Кузнецов И.Н. История России: Справочник. М., 2000.

Курукин И.В. История Отечества: Для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 2003.

Лебединцев А.З. Мухин Ю.И. Отцы-командиры. М.: Яуза, Эксмо, 2004.

Лихачев Д.С. Лев Толстой и традиции древней русской литературы//Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. Л., 1984.

Лозинская Л.Я. во главе двух академий. М.: Наука, 1979.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). СПб.:Искусство – СПб. 1997.

Милюков П.Н. Воспоминания. М.: Политиздат. 1991.

Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие. М., 2003.

Моряков В.И. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. М., 2003.

Нестеров Ф.Ф. Связь времен: опыт исторической публицистики. – 2-е изд. М: Молодая гвардия, 1984.

Отечественная артиллерия 600 лет. Под редакцией маршала артиллерии Г.Е. Передельского. М., 1986.

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России: Учебное пособие. М., 2004.

Островский В.П., Уткин А.И. История России XX в. М., 1997.

Отечественная история: Учебное пособие/ И.А. Кольцов (научный руководитель авторского коллектива), Л.Н. Дмитриева, В.Ю. Жуков, А.И. Коротков, А.В. Кутузов, И.Ю.Лапина, Л.Б.Назаренко, А.А. Недвецкая, В.Н. Роденков. СПб.: СПбГАСУ, 2002.

Отечественная история: Учебное пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой, С.Н. Полторака. М., 2004.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М., 2002.

Полунов А.Ю., Головкина Н.Л., Сдобина Т.Е. История России: Учебное пособие для абитуриентов вузов. М., 2002.

Пятецкий Л.М. История России XX в.: Для старшеклассников и абитуриентов. М., 1991.

Патриотизм советской армии и народа – важнейший источник победы в Великой Отечественной войне. Сборник материалов Международной научной конференции посвященной 55-летию Великой Победы (18 – 19 мая 2000 года) СПб., 2000.

Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков// Памятники литературы древней Руси. Втор. пол. XVI в. М., 1986.

Россия XY – XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986

Руководители Санкт-Петербурга. СПб.: Изд. дом Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Селиванов В.Н. Стояли как солдаты. Блокада. Дети. Ленинград. СПб.: ЭГО. 2002.

Скрынников Р.Г. Ермак. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1992.

Советско-германский фронт – главный фронт второй мировой войны. Сборник материалов Международной научной конференции (3 – 4 мая 2001 года). СПб., 2002.

Сокровища древнерусской литературы. Мудрое слово Древней Руси (XI – XVII вв.). М.: Советская Россия, 1989.

Тит Ливий История Рима от основания города. Т.2. М.: Наука, 1991.

Толстой Л.Н. Война и мир. М.: «Художественная литература», 1962.

Харт Лиддел Бэзил. Битвы третьего рейха. Воспоминания высших чинов генералитета нацистской Германии. / Пер. с англ. – С.В. Лисогорского. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004.

Тревор-Ропер Хью Застольные беседы Гитлера. М.: Центрполиграф, 2004.

Федоров В.А. История России. 1861-1917. М., 2002.

Чтения по военной истории. Сборник статей. СПб.: СПбГУ. 2005.

Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым: из дневника Ф.Чуева. М.: Терра, 1991.

Чуев Ф.И. Молотов: Полудержавный властелин. М., 1999.

Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Курс лекций. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982.

  • Адаптация человека в условиях инфосферы. Ноосфера и ее концепция
  • Аналитическая психология: основные концепции и принципы
  • Аппарат районного суда, Дополнительные права и обязанности зав. Концелярией секретаря суда, секретаря судебного заседания, администратора суда
  • Апреля 1854 г. Австрия и Пруссия требуют, чтобы Россия очистила от своих войск Дунайские княжества. Россия вынуждена выполнить требования

  • Лекция. РФ в конце 20-начале 21 вв.

    1 вопрос . Политические и экономические преобразования в мире

    2 вопрос . Становление новой Российской государственности.

    3 вопрос . Внешняя политика России в новой геополитической ситуации.

    В начале 1991 г на V Съезде Народных депутатов СССР Ельцин изложил план экономических реформ. В основе плана лежали методы «шоковой терапии».

    Экономическая реформа проводилась в 3 этапа:

    Вывод цен из-под государственного контроля

    Проведение свободной торговли

    Приватизация

    Результаты и последствия экономических реформ :

    Массовое обнищание населения (до 65% за чертой бедности)

    Задержки заработной платы

    Кризис взаимных неплатежей промышленных предприятий

    Резкое падение курса рубля

    Обесценивание вкладов населения

    Резкий рост цен

    С декабря 1992 года правительство возглавляет Виктор Черномырдин.

    Его мероприятия:

    Начинает оказываться финансовая поддержка из средств государственного бюджета убыточным предприятиям

    Предоставляются льготные кредиты длительного развития топливно-энергетического комплекса

    Несколько стабилизируется выдача заработной платы.

    Вводится система индексации тарифных ставок бюджетников.

    Задачи внешней политики:

    Добиться международного признания РФ как преемницы СССР

    Войти в мировое сообщество

    Сформировать внешнеэкономические связи

    Получить помощь Запада поведения курса реформ

    Обеспечить благоприятные внешнеполитические условия для развития рыночной экономики.

    …уже численность населения составляло 6 млрд. Через 10 лет численность населения Земного шара превысило 7 млрд. По прогнозам в 2050 году численность населения Земного шара может достигнуть 9 млрд. Когда мы пытаемся определить, где растет численность населения, то это Латинская Америка, Азия, Африка. И в то же время замедляется темпы роста населения в Западной Европе и в СССР, а теперь и в России. В 2000 году средний возраст африканца – 18,4 года. А жителя Европы – 37,8 лет. С 1990 г численность населения России не только не росло, но даже и снижалось. Были годы, когда смертность превышала рождаемость в России на 500-700 тысяч человек.

    В 1950 году в России проживало 102,2 млн. человек. В 1990 г – 148,3 млн. С 1990 года снижается численность населения. И сейчас численность населения России составляет примерно 142 млн.

    В среднем рост численности населения Земного шара превышает в 2,6 раза рост населения в нашей стране.

    В Западной Европе создаются целые поселения, где живут жители Африки, Азии. Некоторые говорят, что Москва приобретает постепенно афро-азиатские черты.



    В области экономики в мире происходит интернационализация . Усиливается процесс международной кооперации. По некоторым данным в 1997 г. объем мирового производства более, чем наполовину контролировался транснациональными компаниями. Некоторые специалисты все эти процессы называют глобализацией . Глобализация охватывает политическую сферу, экономику, культуру. Процессы глобализации, однако, происходят неравномерно (особенно в экономике). Процессы глобализации приносят радикальные перемены в положение национальных государств.

    Национальные государства все большее количество своих функций передают межгосударственным объединениям. А кто контролирует эти объединения, не стоит и говорить.

    Культурная глобализация приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру.

    Конспект открытого урока по теме «Россия в конце 20-начале 21 века»

    Предмет : история России

    Группа :19М-1

    Цель урока : показать изменения происшедшие в России в начале XXI века, охарактеризовать политику руководителей страны, воспитывать любовь к России, чувство национальной гордости.

    Ожидаемые учебные результаты : давать описание исторических событий на основе текста фрагментов исторических источников и иллюстраций; определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий, делать выводы.

    Оборудование урока : отрывок из документа, рабочий лист для каждой группы, презентация «Россия в начале XXI века»

    Тип урока : урок лабораторного типа.

    Межпредметные связи: Всемирная история, право, обществознание

    Основная литература: учебник В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. История.М., 2013

    СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:

    Организационный момент(1 мин.)

    Объявление темы и хода занятия. Целеполагание. (2 мин.) Как вы считаете, что является целью нашего занятия?

    Мотивация (3 мин.): важные позитивные перемены наметились во всех областях жизни нашей страны. Что представляет наша страна в начале третьего тысячелетия? Какие проблемы нам необходимо решать сегодня?

    План урока

    Политическое развитие

    Борьба с терроризмом

    Духовная жизнь российского общества

    Опрос домашнего задания

    Работа с тестом (5 мин.)

    1.Внеэкономическое принуждение.

    1.Существование в системе страны различных политических партий и движений.

    2.Многопартийность.

    2.Установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.

    3.Разделение властей.

    3.Передача государственного имущества за плату или безвозмездно в собственность трудовых коллективов или отдельных лиц.

    4.Союзный договор.

    4.Орган, занимающей определенное место в системе судебных органов.

    5.Федерация.

    5.Отсутствие в достаточном количестве товаров.

    6.Валютный коридор.

    6.Ценная бумага целевого назначения.

    7.Ваучер.

    7.Вид литературы, связанный с обсуждением насущных социальных вопросов.

    8.Конвертируемая валюта.

    8.Группа членов какой-либо партии и движения в парламенте.

    9.Приватизация.

    9.Принуждение к труду прямым насилием, личная зависимость работника от работодателя.

    10.Товарный дефицит.

    10.Ограничение или лишение прав определенной категории граждан по определенному признаку.

    11.Инстанция судебная.

    10.Договор о принципах и условиях создания союзного государства.

    12.Фракция.

    11.Течение авангардного искусства 60-90-х гг.

    13.Концептуализм.

    12.Государство состоящие из федеральных единиц.

    14.Публицистика.

    14.Денежная единица, подлежащая свободному обмену на волюту другого государства.

    15.Дискриминация.

    15.Принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют независимые исполнители, законодательная и судебная ветви власти.

    Изложение нового материала (25 мин.)

    Учитель: мы с вами живем в России в начале XXI века и можем изучать данную тему не только по учебнику и документам. Мы с вами очевидцы, свидетели, участники исторических событий. Мы имеем возможность не просто изучать, но и описывать эти исторические события. И это очень интересно. Будем искать ответы на проблемы дня сегодняшнего. Сегодня мы работаем и анализируем материал учебника, затем обсуждаем его. Класс делится на четыре группы исследователей. Вы изучаете материал и отвечаете на вопросы к нему.

    Политическое развитие

    Первая творческая группа - характеристика политической системы

    Вопросы:

    Выделите главные пункты программы В.В.Путина.

    Какова была цель административной реформы?

    Какая реорганизация произошла в Совете Федераций?

    Цель создания Государственного совета?

    Как изменилась российская многопартийная система с принятием Государственной думой закона «О политических партиях»?

    Борьба с терроризмом

    Вторая творческая группа - проанализировать формы и методы борьбы с террористами.

    Выскажите свое суждение об известных вам террористических актах в нашей стране.

    Какие меры приняты федеральным центром для борьбы с терроризмом?

    Расскажите об успешных операциях российских спецслужб

    Социально-экономическое развитие

    Третья творческая группа - охарактеризовать меры правительства в социально-экономической сфере.

    Вопросы:

    Какие шаги приняло правительство для развития рыночной экономики?

    Укажите на серьезные проблемы российской экономики. Попробуйте предложить свои решения этих проблем.

    Расскажите о четырех национальных проектах. Назовите положительные моменты. А какие есть недоработки? Предложите свои варианты решения.

    Россия и мир в начале третьего тысячелетия

    Четвертая творческая группа - характеристика и анализ положения России в мире.

    Вопросы:

    Изложите пункты Концепции внешней политики РФ.

    Как вы думаете, почему у ШОС есть большие перспективы для развития?

    Основываясь на материалах из СМИ объясните: в чем вы видите проблему взаимоотношений между РФ и США?

    Сделайте оценочный вывод относительно места России в мире.

    Закрепление нового материала: (6 мин.)

    -Исходя из материала услышанного сегодня ответьте на следующие вопросы:

    -Какие реформы проходят или проходили наиболее успешно?

    -Как вы считаете, что необходимо изменить в политике современной власти?

    Посмотрите на экран, это одно из последних выступлений президента РФ В.В. Путина, и ответь на вопрос:

    -Какую главную проблему видит президент РФ в отношениях с западными державами?

    -Рефлексия?

    Урок достиг своей цели:

    Подведение итогов занятия и домашнее задание (3 мин.)

    Учитель: Россия возродилась, уверенно двигается вперед. На пути развития будут вставать новые вопросы, задачи, проблемы. И решать их будете вы, новое поколение. Дерзайте!

    Домашнее задание: подготовка к дифференцированному зачету.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»