Кто устанавливает тарифные ставки и должностные оклады. Чем отличается оклад от ставки. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Тарифные ставки и должностные оклады являются тем размером оплаты труда, который устанавливается работнику за единицу времени (час, день, месяц, на многих зарубежных предприятиях - год).

Как отмечалось выше, исходной нормативной величиной, определяющей уровень тарифной ставки и должностного оклада, выступает тарифная ставка 1-го разряда

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Как фрилансер, выяснение того, сколько стоит ваше время, может быть одной из самых сложных задач, и может потребоваться время, чтобы узнать, чего требуют различные проекты, и, следовательно, стоить. Некоторые задания могут платить меньше, но занимают небольшую часть вашего времени, поэтому они в конечном итоге стоят того, в то время как гораздо большие усилия могут принести большую зарплату, но в конечном итоге могут завладеть вашей жизнью! Когда вы выходите в мир внештатных работ, важно, чтобы вы определили свою ставку.

При этом ставки и оклады работников бюджетной сферы определяются по разрядам и коэффициентам Единой тарифной сетки (ЕТС) по профессионально-квалификационным группам исходя из ставки 1-го разряда.

Что касается хозрасчетных предприятий всех форм собственности, в том числе и осуществляющих закупку и реализацию товаров, то определение размеров тарифных ставок и окладов на них производится в порядке, предусмотренном коллективными договорами или нанимателями В пределах имеющихся средств эти предприятия, как правило, устанавливают тарифную ставку 1-го разряда выше, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь. Например, с 1 мая 1999 г. установлена единая тарифная ставка 1-го разряда в размере 3900 тыс. р. для оплаты труда работников системы потребительской кооперации республики (кроме учреждений образования и здравоохранения) при действующей ставке по постановлению Совета Министров - 2150 тыс. р. Дальнейшее повышение заработной платы может производиться только в случае роста реализации товаров и улучшения финансовых результатов.

Чтобы выбрать целевой доход, который вы хотите получить от фриланса, помните, что как независимый бизнес-человек вы должны оплачивать все накладные расходы, пособия на здоровье, отпускные каникулы, пенсионные сбережения и налоги. Общая стоимость жизни, расходов и накладных расходов затем делится на оплачиваемые часы, чтобы определить минимальную скорость в час, которую вам нужно оставаться на плаву.

Что клиент действительно просит

Вот несколько советов по выяснению ваших ставок как внештатного дизайнера. Какие компоненты и функции они хотят? Насколько сложными они будут строить? Построение чей-то личного блога по сравнению с сайтом для процветающего бизнеса будет явно показывать некоторые изменения стоимости. Вы должны больше взимать плату за добавление таких вещей, как форумы, электронная торговля, привилегии, членство и другие пользовательские функции.

Оклады основной категории рабочих, занятых реализацией товаров (продавцов, кассиров, контролеров, контролеров-кассиров), определяются на основе кратных размеров ставки первого разряда для расчета тарифных ставок (окладов) рабочих и служащих, не тарифицируемых по разрядам. Кратные размеры ставки первого разряда зависят от группы реализуемых товаров.

Является ли это клиентом, который просто будет выглядеть как Сделай свою вещь! Хорошо, хорошо, хорошо, или они собираются быть микроменеджментом, а на вашем лице и в вашем ухе постоянно. Как воскресные электронные письма и многое другое. Если они режут ваше личное время или занимают много дополнительного времени на телефоне или встречаются с вами, тогда это необходимо учитывать.

Вы должны быть честными о том, сколько опыта у вас есть с различными проектами. У вас может быть не так много опыта, когда речь заходит о том, чего хочет ваш клиент, и вы не сможете это сделать, а также другого дизайнера, или, может быть, вам просто потребуется дополнительное время и исследования для вас. Послушайте, давайте будем настоящими, вот где опытные люди побеждают новичков: чем больше у вас опыта с проектом, тем больше вы можете заряжать его, и чем быстрее вы это сделаете. С другой стороны, новичкам платят, чтобы учиться, поэтому все это проявляется в стирке, не так ли?

Более высокие кратные размеры установлены при продаже технически сложных товаров и букинистической книги. Продавцы, контролеры-кассиры, контролеры, кассиры торгового зала магазинов «Промышленные товары» относятся к группе по продаже остальных товаров. В качестве примера мы привели тарифные коэффициенты работников массовых профессий торговли, применяемые в потребительской кооперации.

Однако, когда вы говорите, что вы платите в час, есть определенные вещи, которые не могут быть включены, по словам блоггера Миранды Маркит. Если вам нужно изучить новый навык, вы не можете взимать плату с клиента, потому что вы приняли проект, зная ожидания, и это образование поможет вам получить больше рабочих мест. Иногда вы можете просто отказаться от часов, которые вы потратили на обучение, в то время как в других случаях было бы разумнее всего выставить клиенту единую ставку для этого проекта.

Вы также не можете взимать плату за потерянное время, когда совершаете ошибку. Но если это ваша ошибка или если клиент недоволен, вам может потребоваться сделать небольшую дополнительную работу без биллинга или предложить скидку. И, как и большинство других, здесь нет жестких и быстрых правил, просто ваша кишка и ваши отношение к вашему клиенту!

Для определения размера должностных окладов руководителей предприятий и организаций устанавливаются группы по оплате труда. Распределение предприятий и организаций отраслей экономики республики по группам минимальных ставок руководителей и специалистов производится в соответствии с приложением к действующим на конкретный момент времени рекомендациям по применению ЕТС.

Дизайнеры также часто имеют разные почасовые ставки для разных функций. Основными преимуществами зарядки по часам являются то, что это самый прямой способ обработки биллинга, и это позволяет клиенту иметь гибкость, если они хотят добавить дополнительные задачи, плюс, они получают бонус за то, что их легко угодить час очень прозрачный. Тем не менее, клиент не всегда хорошо относится к тому, что они подбежали к вашим часам, так что будьте осторожны!

Вы также можете оплачивать стандартные пакеты, которые включают определенную работу, которую вы всегда выполняете. Это, вероятно, самый редкий способ оплаты, но некоторые дизайнеры его используют. Это обычно имеет смысл только для дизайнеров, которые производят относительно простые сайты в стиле маркетинга, но это еще один способ зарядки, который вы должны учитывать.

Дифференциация предприятий, организаций, отдельных производств и видов деятельности по группам ставок обусловлена различиями сложности выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, сложившимися общими условиями труда, его направленностью, степенью ответственности и другими факторами.

Министерство торговли (письмо № 03-01/33 от 28.01.98 г.) при определении размеров оплаты труда руководителей предприятий розничной, оптовой торговли и общественного питания выделило группы по оплате труда в зависимости от численности работающих и размера чистой прибыли.

Мы не будем использовать ваш адрес электронной почты для чего-нибудь еще, обещаем! В этом анализе мы представляем третью публикацию «Экономиста» по наиболее важным экономическим теориям, объясняемым менее «математическим» образом, и с упором на то, как эти теории применяются сегодня.

Эта статья относится к теореме Столпера-Самуэльсона и ее ссылке на свободную торговлю. Свободная торговля - это принцип, призванный содействовать международной торговле посредством устранения тарифных и нетарифных барьеров и национальных правил, которые могут ограничивать импорт товаров и услуг.

Белкоопсоюз в основу выделения групп положил среднесписочную численность и СОВОкупный объем деятельности (для председателей правлений райпо и райпотребсоюзов, директоров оптово-розничных торговых объединений райпо, хозрасчетных розничных торговых предприятий (объединений), фирм и председателей правлений потребительских обществ). В совокупный объем деятельности включаются фактические объемы за 1997 г. всего розничного товарооборота, заготовительного оборота, производство товаров народного потребления, платных услуг. Для оптово-розничных объединений учитывается и объем оптового товарооборота.

Основой этой системы являются классические экономические теории разделения труда между различными нациями и сравнительные преимущества. Его цель, в принципе, - увеличить богатство каждой нации наций, которые обменивают товары и услуги. Здесь и возникает теорема Столпера-Самуэльсона и как она революционизировала экономическое видение свободной торговли. Теорема показывает, как импорт товаров из стран с более дешевой рабочей силой отрицательно влияет на заработную плату рабочих в более богатых странах, которые платят лучшую заработную плату.

Тарифные разряды и коэффициенты для определения должностных окладов специалистов устанавливаются в соответствии с применяемой Единой тарифной сеткой в зависимости от занимаемой должности, уровня квалификации и квалификационной категории. Должностные оклады специалистов, как правило, не зависят от группы по оплате труда руководителей.

Их результаты можно резюмировать следующее утверждение: Международная торговля приводит к реальным заработным платам производственных факторов в добре, в которых страна имеет сравнительное преимущество интенсивно она выглядит однозначно выступает в ущерб фактической оплаты другие факторы.

Чтобы лучше понять этот анализ, экономисты Вольфганг Столпер и Пол Самуэльсон использовали повествование страны, которая производила часы и пшеницу. Вахта получает 10% -ный тариф. Когда этот тариф отменяется, цены на часы падают в аналогичной пропорции. Промышленность, которая уже не может быть устойчивой, начинает увольнять рабочих и освобождать землю.

Тарифные коэффициенты работников массовых профессий торговли общественного питания, определенные постановлением Правления Белкоопсоюза и Президиума БРК профсоюза работников потребительской кооперации от 26 ноября 1998 г. № 12/2

Продавец, контролер-кассир, контролер; кассир торгового зала %

При продаже технически сложных товаров и букинистической книги 1

Поскольку цены на пшеницу не упали, а заработная плата и арендная плата, то производители пшеницы будут исключительно прибыльными и расширяться. Но поскольку они требуют больше земли, чем рабочей силы, их расширение будет оказывать более активное давление на доходы, чем на заработную плату. В то же время сокращение часовой индустрии оказывает более низкое давление на заработную плату, чем на арендную плату. Это приведет к падению заработной платы более чем на 10%, тогда как арендная плата немного возрастет.

Их универсальность не спасет их. Неважно, какое сочетание часов и пшеницы они покупают. Хотя этот аргумент использовался для защиты протекционистских мер, Самуэльсон всегда защищал свободную торговлю, но он подчеркивал необходимость того, чтобы общество помогало и компенсировало пострадавшим более негативно свободную торговлю. В мире с двумя товарами и двумя факторами производства, где специализация остается неполной, наиболее уязвимым является «дефицитный» фактор. Не в относительном выражении, а в абсолютном выражении.

При продаже картофеля, овощей, мяса и рыбы 1

При продаже книг 1

При продаже остальных товаров 1

Комментарий К. Я. Ананьевой

Оплата труда работников осуществляется, как правило, в соответствии с тарифной системой, действующей в организации. Тарифная система представляет собой совокупность норм оплаты за труд определенного качества в единицу времени. Основными элементами тарифной системы являются: тарифные ставки (оклады), тарифная сетка и тарифные коэффициенты.

Но теорема также весьма ограничена в ее применимости. Это относится только к делу с двумя товарами и двумя факторами, поэтому его истинная актуальность в мире всегда под вопросом. Однако, если глобализация может наблюдать некоторую значимость в структуре текущей заработной платы. В богатых странах квалифицированные рабочие изобилуют международными стандартами, а неквалифицированных рабочих мало. По мере того как глобализация продвигается, работники, получившие образование в колледже, получили более быстрый рост заработной платы, чем их менее образованные соотечественники, многие из которых пострадали от застойных реальных доходов.

Тарифная ставка (оклад) определяет размер оплаты труда в единицу времени (час, день, месяц), т.е. она содержит исходные размеры вознаграждения за выполненную работу с учетом общественной значимости затраченного труда, степени его сложности и интенсивности. Размер тарифных ставок (окладов) устанавливается организациями самостоятельно, они закрепляются в коллективных договорах или тарифных соглашениях. Исключение сделано для бюджетных организаций. Труд работников бюджетных организаций оплачивается на основе Единой тарифной сетки (ETC ), поэтому их тарифные ставки (оклады) утверждаются в централизованном порядке.

Глобализация нанесла ущерб дефициту «факторов» в богатых странах и помогла фактор численности. Однако в общих чертах можно сделать вывод о том, что свободная торговля, ясное выражение экономической глобализации в последние десятилетия, вызвала большие успехи человечества в плане сокращения масштабов нищеты и глобального неравенства, детской смертности, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, появление глобального среднего класса и рост населения мира в два раза больше, чем было несколько десятилетий назад, с лучшим качеством жизни, здоровьем и доходами.

По мере увеличения разряда (который определяет сложность выполняемых работ и уровень квалификации работника) тарифные ставки возрастают. Соотношение тарифных ставок различных разрядов определяется с помощью тарифной сетки. Тарифная сетка включает разряды и тарифные коэффициенты, стоящие против каждого разряда, начиная со второго. Он показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда выше тарифной ставки первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и соответствующих тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов.

Южный пирс порта Кальяо. Пропаганда в борьбе с торговлей быстро размножается в более богатых странах, которые обвиняют свои проблемы неравенства в делокализации занятости, аутсорсинге труда в экономику с более низкой заработной платой. Однако, поскольку невозможно изолировать воздействие одного фактора в сложных экономиках, вполне можно было бы постулировать, что стагнация доходов менее квалифицированной рабочей силы в богатых странах обусловлена ​​скорее воздействием технологического прогресса, к четвертой промышленной революции, что без звонков, объявляющих об этом, уже будет производить эффекты, которые каждый надеется на потом.

Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации. Тарификация работ и присвоение работникам тарифных разрядов производятся в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС), а также Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Обратите внимание, что это альтернативное воздействие, сбитое проповедью неравенства, создается более богатыми странами. Или, может быть, объяснение заключается в сочетании этих двух факторов и, безусловно, других. Теперь мы должны подготовиться к защите свободной торговли на всех международных форумах и позаботиться о наших соглашениях о свободной торговле.

Неловкая вершина правды. Третья статья в нашей серии посвящена теореме Столпера-Самуэльсона. И все же для этого требовался 90% -ный тариф. Квалифицированная рабочая сила была недостаточной: на мельнице было обнаружено шесть северян, способных тренироваться в качестве мастеров. Некоторые сотрудники проехали десять миль, чтобы добраться до работы, другие возлагали надежды на своих родственников на спину. Многие подали в отставку, увеличив расходы на поиск и обучение замен. Часто многие из тех, кто остался, слишком устали, не имели необходимого опыта или не смогли выполнить надлежащее обслуживание машин. «Африканский труд - худший заработанный и самый дорогой в мире», - пожаловался Столпер.

ЕТКС составлен по видам производств независимо от отраслевой принадлежности организации. В нем устанавливаются требования, которые должны быть выполнены работником, претендующим на присвоение определенного разряда. Эти требования фиксируются в справочнике путем указания, какими знаниями должен работник обладать и какие навыки он должен иметь, чтобы выполнить работы определенной сложности. Применение ЕТКС в организациях бюджетной сферы обязательно, для других организаций он носит рекомендательный характер.

Квалификационные требования, предъявляемые к руководителям, специалистам и служащим содержатся в Едином квалификационном справочнике. В нем даются характеристики по каждой должности, которые включают три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по разрядам оплаты». Данный справочник применяется в организациях, находящихся на бюджетном финансировании. Для остальных организаций он носит рекомендуемый характер. Как следует из ч. 3 ст. 143 ТК, указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями работодателей и Правительства РФ на 2002 – 2004 годы считает необходимым придать ЕТКС и ЕКС статус, обязательный для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

В основе тарифной системы оплата труда работников организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, лежит единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (ETC ). ETC утверждается в порядке, установленном федеральным законом. Она гарантирует оплату труда работников бюджетной сферы. В качестве одной из важнейших задач в области оплаты труда упомянутое выше Генеральное соглашение ставит подготовку предложений о законодательном придании тарифным ставкам (окладам) ETC статуса социальных государственных стандартов в области оплаты труда, применение которых обеспечивается на всей территории РФ за счет средств бюджетов всех уровней. ETC была введена в бюджетной сфере Указом Президента РФ от 19 августа 1992 г. Данная сетка состоит из 18 разрядов; первые восемь предназначены для рабочих бюджетной сферы, хотя руководители вправе устанавливать оклады высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, в соответствии с перечнями, утвержденными министерствами и ведомствами РФ, исходя из 9 и 10 разрядов, а на особо важных и на особо ответственных работах – по перечню, утвержденному Министерством труда и социального развития РФ – исходя из 11 и 12 разрядов ETC . Для служащих предназначены 2-18 разряды. Второй разряд устанавливается для должностей, занятие которых не требует особых знаний и подготовки (например, для дежурного бюро пропусков). В ETC по должности может быть предусмотрена «вилка» разрядов. Так, у стенографистов – 4-5 разряды, у других работников этот диапазон выше. Размер оплаты труда по общеотраслевым должностям служащих утверждены постановлением Минтруда РФ от 6 июля 1996 г.

Первоначальное соотношение между 1 и 18 разрядами было определено как 1:10. Однако в дальнейшем это соотношение неоднократно менялось. С 1 декабря 2001 г. установлены тарифные коэффициенты в соотношении 1:4,5. Основанием для изменения соотношений тарифных коэффициентов послужило то, что ФЗ РФ «О тарифной ставке (окладе) первого размера Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 25 октября 2001 г. увеличил тарифную ставку (оклад) первого разряда до 450 рублей. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы утверждена Приложением к постановлению Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. (см. таблицу на с. 487).

Тарифная система оплаты труда работников других организаций может определяться коллективным договором, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. Это означает, что тарифная система оплаты труда работников соответствующей организации не должна понижать уровень государственных гарантий по оплате труда.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. До начала реформ ведущей системой оплаты труда являлась система тарифов. На ее основе формировалась основная (постоянная) часть заработной платы. С переходом к рыночной экономике стали высказываться предложения о полном отказе от системы тарифов в оплате труда, однако прошедшие годы реформ и приобретенный опыт функционирования рынка труда убедительно доказали, что тарифная система и в новых условиях не теряет своей актуальности. На современном этапе усилилось ее значение в обеспечении социального стандарта в оплате труда равной ценности, т.е. она становится гарантом реализации общепризнанного международной практикой принципа равной оплаты за равный труд. Кроме того, являясь правовой системой, она гарантирует каждому наемному работнику, труд которого оплачивается на основе бестарифной системы, уровень оплаты не ниже того, который предусмотрен ею для аналогичных видов работ.

§ 2. Тарифная система – это совокупность норм (установленных централизованно или в локальном порядке), обеспечивающих дифференцированную (т. е. различную) оплату труда в зависимости от следующих критериев: 1) сложности выполняемой работы; 2) условий труда; 3) природно-климатических условий выполнения работы; 4) интенсивности труда; 5) характера труда; 6) народнохозяйственного значения отрасли.

Показателем сложности выполняемой работы является разряд, по которому тарифицируется тот или иной вид работ. В то же время разряд служит также показателем уровня квалификации и самого работника, поскольку размер оплаты труда рабочего возрастает по мере повышения разряда выполняемой им работы.

Интенсивность труда и его характер также являются самостоятельными основаниями для дифференциации оплаты через тарифную систему.

Тарифная система как совокупность норм включает следующие элементы, закрепленные этими нормами: тарифно-квалификационные справочники, тарифную ставку, тарифную сетку, тарифные коэффициенты.

§ 3. Тарифная ставка, которая может применяться при оплате труда рабочих, – это размер вознаграждения за труд определенной сложности, произведенный в единицу времени (час, день, месяц). Тарифная ставка всегда выражается в денежной форме.

Размер тарифной ставки первого разряда в расчете на месяц не может быть ниже минимального размера заработной платы, предусмотренного законом. Данная тарифная ставка применяется для оплаты самых простейших видов труда, не требующих какой-либо квалификации работника.

Единицей времени для оплаты труда могут быть выбраны час, день, месяц. В зависимости от этого применяется и соответствующий вид тарифной ставки, которая может быть часовой, дневной либо месячной. Выбор того или иного ее вида для оплаты труда рабочих обусловлен тем, какие виды норм труда применяются на данном предприятии. Если они выражаются в форме сменного задания (например, в угольной промышленности, сельском хозяйстве), то для оплаты применяются дневные тарифные ставки.

На современном этапе четко прослеживается тенденция возрастания значения часовой тарифной ставки. Это связано с тем, что, во-первых, оплата труда в большинстве отраслей народного хозяйства производится на основе таких ставок; во-вторых, на основе именно часовой тарифной ставки определяются размеры доплат, гарантированных работнику действующим законодательством (при сокращенном рабочем времени в связи с вредными условиями труда, при выполнении сверхурочной работы, работы в ночное время и т.д.); в-третьих, все более настойчивыми стали предложения, вносимые законодателю, о придании часовой ставке значения социального стандарта при установлении государством гарантированного минимального размера оплаты труда.

Часовую тарифную ставку следует отличать от часового среднего заработка, используемого для исчисления среднего заработка конкретного работника в организациях, где применяется суммированный учет рабочего времени.

Размеры всех видов тарифных ставок (часовых, дневных и месячных) повышаются в зависимости от сложности выполняемых работ, а также условий труда и его напряженности.

Дифференциация размеров тарифных ставок в зависимости от напряженности труда выражается в установлении более высоких размеров тарифных ставок для оплаты труда равной сложности, требующего повышенных трудовых затрат. Такая дифференциация реализуется через систему оплаты труда. Для оплаты напряженного труда применяется сдельная система, предусматривающая более высокий размер тарифных ставок по сравнению с размером ставок при повременной системе оплаты труда. Однако в настоящее время широкое распространение получает применение тарифных ставок рабочего-сдельщика и для оплаты труда рабочего-повременщика. Это вызвано тем, что часто работы, оплачиваемые повременно, требуют не меньше трудовых затрат, чем оплачиваемые сдельно, поскольку применяемые в производстве технологические процессы задают жесткий режим работы оборудования, что, в свою очередь, связано с высокой интенсификацией труда тех, кто это оборудование обслуживает.

Решение вопроса об оплате труда рабочих на основе месячных ставок (окладов) отнесено к компетенции организаций, которые самостоятельно утверждают перечни профессий рабочих, труд которых подлежит оплате на основе окладов, с указанием их размеров. Такие перечни могут быть оформлены и в виде приложений к коллективному договору.

Применение месячной тарифной ставки (оклада) имеет широкое распространение и при оплате труда рабочих таких профессий, норма труда которых выражается лишь в форме общеобязательной продолжительности рабочего времени в учетном периоде (например, работники охраны, лифтеры, уборщики и др.).

§ 4. Размеры тарифных ставок возрастают по мере повышения сложности выполняемой работы. Соотношение между ними в зависимости от разряда выполненной работы определяется посредством применения тарифного коэффициента, указываемого в тарифной сетке для каждого разряда. Тарифный коэффициент первого разряда равен единице. Начиная со второго разряда он возрастает и достигает своей максимальной величины для последнего, самого высокого разряда, предусмотренного тарифной сеткой. Соотношение тарифных коэффициентов первого и последнего разрядов принято называть диапазоном тарифной сетки.

Таким образом, тарифная сетка наряду с тарифной ставкой является важным элементом тарифной системы. Тарифная сетка – это шкала, разбитая на разряды, которая позволяет определить размер тарифной ставки для оплаты труда рабочих в зависимости от сложности выполняемых работ и их квалификации путем умножения тарифной ставки первого разряда на тарифный коэффициент.

§ 5. Для определения степени сложности многообразных видов работ, выполняемых рабочими, в тарифную систему введен и такой элемент, как тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. Он позволяет руководствоваться едиными критериями при определении сложности выполняемой работы и присвоении ей соответствующего разряда. С учетом требований, предъявляемых к рабочему, выполняющему (или способному выполнять) виды работ определенной степени сложности, решается вопрос о присвоении ему определенного разряда. Эти требования фиксируются в тарифно-квалификационном справочнике путем четкого указания, какими знаниями должен работник обладать и какие навыки, необходимые для выполнения работы данной степени сложности, он должен иметь. В настоящее время применяется Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС), утвержденный в 1985 г. Он составлен по видам производств, независимо от отраслевой принадлежности предприятия, организации, где имеются соответствующие производства и выполняются указанные в нем виды работ. В ЕТКС постоянно вносятся изменения и дополнения.

Тарификация работ и присвоение разрядов производится также и на основе единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по общеотраслевым должностям служащих утверждены постановлением Минтруда РФ от 6 июня 1996 г. № 32 (Бюллетень Минтруда РФ. 1996. № 7).

В тарифно-квалификационных характеристиках приведен перечень основных работ исходя из сложившихся в отраслях экономики разделения и кооперации труда.

Отнесение к разрядам оплаты труда руководителей организаций и их структурных подразделений, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется на основе группировки по оплате труда руководителей, исходя из масштаба и сложности руководства, и устанавливаются соответствующими министерствами и ведомствами. Группы по оплате труда руководителей определяются в зависимости от технико-экономических показателей, характеризующих их работу, а также от факторов, влияющих на труд руководителя, таких, как численность подчиненного персонала, техническая вооруженность и др.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации служащих требованиям тарифно-квалификационных характеристик устанавливается аттестационной комиссией согласно действующим положениям о порядке проведения аттестации руководителей, специалистов и других служащих организаций.

Другим элементом системы тарифов является нормативный акт, закрепляющий тарификацию должностей служащих. Она дана в форме утвержденных разрядов оплаты труда ETC по общеотраслевым должностям служащих (см. постановление Минтруда РФ от 6 июня 1996 г. № 32 // Бюллетень Минтруда РФ. 1996. № 7. С. 2).

Тарифно-квалификационные справочники, как и тарифную систему в целом, следует отнести к числу гарантий реализации каждым права на равную оплату за труд равной ценности.

Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. До вступления в силу Кодекса ранее принятые тарифно-квалификационные справочники были обязательными для организаций, финансируемых из бюджета, а для других организаций они носили рекомендательный характер. Статья 143 ТК предусматривает тарификацию разрядов работников на основе этих справочников во всех организациях.

§ 6. Единая тарифная сетка (ETC ) была введена в соответствии с Указом Президента РФ от 19 августа 1992 г. (САПП РФ. 1992. № 8. Ст. 503) постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 785 (САПП РФ. 1992. № 16. Ст. 1253). Принимая данное постановление, правительство сочло необходимым упорядочить соотношения в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалификации работников, создать механизм поддержания этих соотношений на основе применения ETC ; осуществить действенные меры по улучшению материального положения и усилению стимулирующей роли заработной платы работников здравоохранения, системы социальной защиты населения, образования, культуры, науки и других учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании. Кроме того, постановление предусматривало, что применение ETC является обязательным для всех организаций, находящихся на бюджетном финансировании, которым в то же время было предоставлено право самостоятельно определять виды и размеры надбавок и доплат, других выплат стимулирующего характера в пределах выделенных бюджетных ассигнований, имея в виду, что квалификация работников и сложность выполняемых ими работ учтены в размерах ставок и окладов, определяемых на основе ETC .

Первые восемь разрядов применяются для оплаты труда рабочих бюджетной сферы. При этом руководители предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, вправе устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, оклады, тарифицируемые по 9-му и 10-му разрядам Единой тарифной сетки. Перечни таких работ утверждаются министерствами и ведомствами РФ. Оплата труда рабочих, занятых на особо важных и ответственных работах, перечень которых устанавливается Министерством труда РФ, производится по тарифным ставкам, предусмотренным для 11-го и 12-го разрядов ETC . Разряды оплаты служащих определяются по результатам их аттестации.

Единая тарифная сетка состоит из 18 разрядов. По мере увеличения разряда увеличивается и размер оклада (ставки). Диапазон ETC менялся неоднократно: первоначально он составлял 10,07, с 1 апреля 1999 г. – 8,23, с 1 января 2001 г. – вновь 10,07.

Федеральный закон «О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» от 25 октября 2001 г. (СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4150) установил с 1 января 2001 г. тарифную ставку первого разряда ETC в размере 132 руб. в месяц, а с 1 декабря 2001 г. - в размере 450 руб. в месяц. С 1 декабря 2001 г. соотношение между тарифными ставками (окладами) первого и восемнадцатого разрядов ETC утверждено в размере не менее 1 к 4,5.

Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» (СЗ РФ. 2001. № 46. Ст. 4365) утверждены согласованные с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей тарифные коэффициенты ETC , с учетом которых с 1 декабря 2001 г. введены новые тарифные ставки (оклады). Повышение тарифных ставок (окладов) работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и муниципальных (местных) бюджетов, производится субъектами РФ за счет средств соответствующих бюджетов.

Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты

Тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы

Разряды оплаты труда

Тарифные ставки (оклады)

Тарифные ставки(оклады)

Повышение тарифных ставок (окладов) работникам организаций бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, производится субъектами РФ самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов, а также может осуществляться указанными организациями за счет привлечения внебюджетных источников (п. 3 постановления Правительства РФ от 18 марта 1999 г. № 309 // СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1605). В судебной практике в связи с этим возник вопрос: вправе ли субъекты РФ в своих нормативных актах устанавливать иную (более позднюю) дату повышения тарифных ставок (окладов) работников бюджетной сферы, финансируемых из бюджетов соответствующих субъектов, по сравнению с датой, установленной для работников бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, а также уменьшать размеры этих ставок, но не ниже пределов минимального размера оплаты труда?

Верховный Суд РФ обратился с соответствующим запросом в Минтруд РФ и получил следующий ответ. В соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы законодательства о труде отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. В настоящее время согласно ст. 37 Конституции РФ и ст. 133 ТК РФ по этим вопросам действует только минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Вопросы организации оплаты труда учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, не нашли отражения в действующем законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровнях. В связи с этим, по мнению Минтруда РФ, постановления Правительства РФ в правовом отношении являются обязательными только в отношении организаций, финансируемых из федерального бюджета. Для учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, постановления о повышении тарифных ставок (окладов) ETC не являются обязательными, а носят лишь рекомендательный характер. Конкретные сроки и размеры повышения ставок и окладов работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, определяются субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из имеющихся финансовых возможностей (см. Бюллетень ВС РФ. 1997. № 3. С. 16).

Данный ответ Минтруда в настоящее время не согласуется с положениями Трудового Кодекса, который при разграничении положений между федеральными органами государственной власти субъектов РФ в среде трудовых отношений отнес к ведению федеральных органов установление обеспечиваемых государством уровня трудовых прав, свобод и гарантий работникам (см. комментарий к ст. 6 ТК). В число основных государственных гарантий по оплате труда работников включены: величина минимального размера оплаты труда в РФ и величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в РФ (см. комментарий к ст. 130 ТК).

Генеральным соглашением на 2002-2004 гг. предусматривается при подготовке проектов федерального бюджета на 2003-2005 гг. проводить в Российской трехсторонней комиссии консультации по соотношению между минимальным размером оплаты труда, размером тарифной ставки первого разряда ETC и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной финансовый год. Соглашение предусматривает также проведение в 2002 г. индексации тарифных ставок (окладов) ETC путем их повышения не менее чем в 1,5 раза; обеспечение в 2002-2004 гг. опережающего темпа роста ставок (окладов) ETC по сравнению с уровнем инфляции. В Генеральном соглашении содержится также условие о том, что при поэтапном повышении тарифной ставки первого разряда ETC до уровня прожиточного минимума и принятии решений о снижении дифференциации тарифных ставок ETC должна учитываться необходимость соблюдения обоснованных соотношений в оплате труда основных профессионально-квалификационных групп работников: руководителей, специалистов, технических исполнителей.

§ 7. Наряду с регулированием оплаты труда за счет бюджетных средств на основе ETC законодательство РФ предусматривает для отдельных категорий работников особые правила организации оплаты труда, причем какой-либо общей системы, подобной ETC , в данном случае не закреплено. Нормативные правовые акты (а это, как правило, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ), устанавливающие условия оплаты труда, особые по сравнению с ETC , составляют громадный массив, однако ни КЗоТ, ни Трудовой Кодекс не закрепляют правового основания для такого регулирования.

В одном из вариантов проекта Кодекса предлагалось закрепить механизм правового регулирования оплаты труда за счет бюджетных средств всех работников независимо от того, к какой категории они относятся, имея в виду, что нормы оплаты труда за счет бюджетных средств закрепляются в законе, а не в подзаконных актах.

| |

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»