Должна ли существовать многопартийная система. Многопартийные системы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В настоящее время в разных странах действует различное количество партий, участвующих в борьбе за политическую власть. В зависимости от положения партий в политической системе, взаимодействии между ними, типа самих политических партий складывается партийная система.

Партийная система - это совокупность всех политических партий, действующих в рамках определенной политической системы и отношений между ними .

Природа и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов. Среди них особо следует выделить такие, как:

    уровень политической зрелости общества;

    действующее законодательство;

    политическое сознание и культура общества, исторические традиции;

    национальный состав страны;

    религиозная ситуация в стране;

    расстановка социально-классовых сил и др.

Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и, прежде всего, конституция и избирательные законы.

Партийная система играет одну из главных ролей в политической жизни общества. Она как бы структурирует социальные интересы и политические взгляды, дает им возможность выражаться на общенациональном и местном уровнях, организует политические силы, в частности, избирателей, помогает партиям выдвигать своих представителей в законодательные и исполнительные органы власти. Наряду с государством институт партийной системы является вторым важнейшим каналом осуществления власти.

В политической литературе существуют разные методики классификации партийных систем. Наиболее распространенная основана на количественном критерии - числе партий, которые реально борются за власть или имеют влияние на нее. Соответственно этой методике выделяют однопартийную, двухпартийную и многопартийную системы (см. схему).

Партийные системы

однопартийная

двухпартийная

многопартийная

Одна легальная партия

Несколько партий, среди которых две ведущих

Много партий, среди них несколько влиятельных

Сращивание партийного аппарата с государственным

Формирование состава правительства партией, которая победила на выборах

Правительство формируется или на внепартийной основе или на условиях мирной коалиции

Демократический политический режим

(Куба, Северная Корея, Ливия и др.)

(США, Великобритания и др.)

(Украина, Франция, Италия и др.)

Схема

Однопартийные системы характерны для стран с авторитарными и тоталитарными режимами, где легальный статус и право формировать правительство представленные одной, практически государственной партии. Единственная партия превращается в руководящую силу государства. Основные политические решения принимаются партией и государственная администрация лишь осуществляет их на практике.

Однопартийная система существовала в 20-40-х гг. ХХ в. в Италии, в 30-40-х гг. в Германии, в 20-80-х гг. - в Советском Союзе и в ряде других государств. Сегодня однопартийные системы сохраняются в таких странах, как Куба, Северная Корея, Лаос, Камерун, Габон и др.

В однопартийных системах единственная партия вынуждена выполнять намного более широкие и разнообразные функции. Она становится многофункциональной, особенно в тоталитарных системах, тяготеющих к контролю над всеми видами активности в обществе. Эта система может иметь временный успех. Но, в конечном итоге, она нестабильна и неэффективна. Она приемлема как временное явление в конкретных условиях отдельных государств. Однопартийность целесообразна и оправдана лишь в условиях переходных, исключительных или чрезвычайных.

Двухпартийная система представляет собой систему с двумя сильными политическими партиями, каждая из которых имеет возможность победить на выборах и сформировать свое правительство.

При двухпартийной системе возможное существование и иных партий, однако они не имеют реальных шансов встать у руля государства.

При такой системе одна партия правит, а другая, находясь в оппозиции, критикует ее. В результате выборов они время от времени меняются местами.

Двухпартийность полезна, поскольку ее результаты способствуют хорошему функционированию политической системы. Двухпартийность гарантирует стабильность правительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютное большинство парламентских мест.

Одним из самых существенных недостатков двухпартийной системы является вынужденный обстоятельствами акцент на критику противников, а не на свои конструктивные предложения. Еще один недостаток состоит в том, что перестает существовать политический "центр".

Наиболее ярким примером двухпартийной системы является существование в США демократической и республиканской партий. Попытки в этой стране третьих партий победить на президентских выборах всегда заканчивались неудачей.

Мировой практике известные и такие партийные системы, которые называются "два плюса". Эта система является как бы переходной от двухпартийной к многопартийной: рядом с двумя традиционными партиями появляется и даже участвует во властных структурах третья партия. В ФРГ существуют крупные христианско-демократическая и социал-демократическая партии. Рядом с ними и партия свободных демократов, и "зеленых" завоевывают достаточно голосов для того, чтобы с ними считались две первых партии при формировании правительства. В Великобритании также в течение длительного времени рядом с двумя основными (консервативной и лейбористской) партиями существует и либеральная партия.

Многопартийная система означает, что на политической арене выступают три и более партии, каждая из которых на выборах собирает значительное число голосов. При многопартийной системе каждая партия имеет четко определенные идейно-политические или идеологические позиции, занимает свою нишу в политической системе. Спектр воззрений может простираться от крайне левых до крайне правых. Между двумя полюсами имеются партии, занимающие промежуточное положение и умеренные позиции.

Многопартийные системы более типичны для парламентской формы правления. Чаще всего ни одна из парламентских партий не способна набрать абсолютное большинство мест в парламенте и править в одиночку, и поэтому они вынуждены идти на компромисс и формировать правительственные органы на основе коалиций.

В целом, как и любому другому явлению, многопартийности также присущи свои плюсы и минусы. Их в свое время всесторонне проанализировал русский политолог ХІХ ст. Б. Чигерин. Но его выводы в полной мере относятся и к нашему времени.

К позитивным сторонам многопартийности относятся:

    всестороннее освещение политических вопросов, наличие у людей политической позиции;

    существование оппозиции, не прощающей промахов, сдерживающей бюрократизацию, заставляющей правительство действовать эффективно;

    воспитание в партиях организованности, дисциплины, необходимых для победы над конкурентами;

    выявление и выдвижение в политической борьбе действительно даровитых людей.

Негативное в многопартийности Б. Чигерин видел в следующем:

    систематическое одностороннее направление взглядов и действий членов партии, так как они на все смотрят ее глазами и интересами ее политической борьбы. Например, член оппозиционной партии привыкает смотреть на правительство только отрицательно;

    в политической борьбе разгораются страсти. Для победы сторонники различных партий взывают к самым низменным потребностям масс. В силу этого портятся общественные нравы;

    для достижения своих целей партии прибегают к любым, порой нечистоплотным средствам: лжи, клевете и др. Ложь становится обыденной в общественной жизни, и к ней привыкают;

    непрерывная борьба ведет к ослаблению правительственной власти, ее силы расходуются на борьбу с оппозицией.

Следовательно, многопартийность – это общественное благо, источник развития политической жизни, но и фактор ожесточения политических нравов, серьезное испытание для общественной морали вообще.

Многопартийная система может принимать блоковую форму, когда политические партии группируются в блоки.

Вопросы и задания:

1.Что такое политическая партия? Чем отличается политическая партия от других общественных организаций?

2. Назовите основные предпосылки возникновения современных партий:

А) действие закона общественного разделения труда;

Б) введение всеобщего избирательного права;

В) отмена запрета на формирование партий;

Г) усиление роли отдельных личностей в истории;

Д) формирование социально-классовой структуры индустриального типа.

3. Перечислите основные (безусловные) признаки политической партии:

А) наличие официально принятой программы;

Б) фиксированное членство;

В) уплата членских взносов;

Г) стремление к завоеванию и участию во власти;

Д) наличие формальной организационной структуры;

Е) специфический правовой режим функционирования в обществе.

4. Какие функции выполняют партии в обществе?

5. Сравните кадровые и массовые партии по следующим признакам: а) строение партии, б) принципы деятельности, в) характер членства.

6. В чем различие оппозиционных и правящих партий?

7. Партийная система – это:

А) свод правил, принятых в той или иной партии;

Б) союз дружественных партий;

В) совокупность всех партий, действующих в рамках политической системы и отношений между ними;

Г) совокупность легально действующих в стране политических партий.

8. Сформулируйте достоинства и недостатки однопартийной, двухпартийной и многопартийной систем.

9. От каких факторов зависит выбор той или иной партийной системы в обществе?

10. Чем обусловливается существование такого многообразия партий в современной Украине?

11. По каким критериям различаются современные украинские партии?

Литература

Білоус А. Виборче законодавство та партійна система України в порівнянні з деякими країнами ЄС та Східної Європи // Нова політика. – 1999. - № 1.

Білоус А. Політико-правові системи: світ і Україна. – К., 2000.

Галкин А. Массовая партия сегодня // Свободная мысль – ХХI. – 2000. - № 1.

Галкин А. Модель партии ХХI в. // Свободная мысль – ХХI - 2000. - № 6.

Дюверже М. Политические партии. - М., 2000.

Нікорич А.В. Політологія. - Харків, 2001.

Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001.

Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001.

Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.

Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис -1991. - № 1,2.

политический власть режим партийный

Однопартийные системы, свойственные для тоталитарных и авторитарных режимов, характеризуются наличием в политической подсистеме общества одной партии, не терпящей реальных конкурентов на политической арене. Предназначение однопартийной системы состоит прежде всего в демонстрации «всенародной» поддержки правящему режиму, идеологической и политической интеграции общества, направленной на решение задач мобилизационного его развития. В науке различают однопартийные системы в строгом смысле слова и фактически однопартийные системы.

Однопартийные системы в строгом смысле слова, при которых исключается даже номинальное существование других партий, имеют тенденцию к перерастанию в апартийность: слиянию партии с государством и возникновению такого политического института, как «партия-государство». При наличии такого института партия берет на себя роль единственного стратега, единственного представителя народа, единственного идеолога и воспитателя масс. Это приводит к отчуждению народа от политики, часто сопровождается политическим волюнтаризмом и авантюризмом со стороны политической элиты и «вождей» народа. Фактически однопартийные системы («искусственная многопартийность») характеризуются тем, что в них идеологический и организационный контроль осуществляет одна, государственная партия. Деятельность партий-сателлитов, интегрированных, как правило, в различные национальные и народные фронты, строго регламентируется партией-гегемоном и не влияет на принятие политических решений…

Двухпартийные системы обнаруживают свою эффективность в экономически развитых странах с большим опытом политического плюрализма, в которых можно поочередно решать проблемы экономического роста (на что ориентируется одна партия) и проблемы социального благосостояния (на что ориентируется другая партия).

Многопартийной в полном смысле следует считать ту систему, в которой отсутствует монополия на власть одной партии и существует реальная конкуренция между разными политическими партиями. На практике, правда, существуют многопартийные системы, в которых одна из партий является доминирующей. Такую систему иногда называют квазипартийной: при наличии многих партий государственная власть постоянно принадлежит одной из них.

Многопартийные системы подразделяют на системы «поляризованного плюрализма» и «умеренного плюрализма». Для многопартийных систем «поляризованного плюрализма» характерно:

  • 1) наличие политических партий, выступающих против существующего социально-экономического и политического строя («антисистемные» партии);
  • 2) существование двусторонних оппозиций правительству («слева» и «справа»);
  • 3) центральное положение одной или группы партий.

«Поляризованный плюрализм» является следствием значительного социального и идеологического размежевания в обществе.

Многопартийные системы «умеренного плюрализма» характеризуется тем, что в них отсутствуют явные политические фавориты, т.е. целый ряд политических партий располагает примерно одинаковыми шансами в борьбе за государственную власть и ни одна из них не может самостоятельно прийти к власти. Это заставляет политические партии искать себе политических союзников и партнеров. Поэтому характерным явлением таких многопартийных систем выступают партийные коалиции (союзы равноправных партий на основе консенсуса) и партийные блоки (объединения партий на основе их соподчинения). В таких системах идеологические различия между партиями невелики, в них отсутствуют «антисистемные» партии и двусторонние оппозиции.

Многопартийные системы, как правило, эффективны при наличии в стране гражданского общества и мощного «среднего класса». Например, в США это - демократическая и республиканская партии; в Англии - лейбористская, консервативная и либеральная; в Германии - социал-демократическая, христианско-демократическая и свободных демократов; во Франции - демократическая, республиканская, коммунистическая и социалистическая партии.

Следует проводить различие между многопартийной системой и многопартийностью, или множественностью партий. Как

определенное социально-политическое явление, множественность партий, т. е. наличие более или менее значительного числа партий, характерна для любой демократической страны.

Это имманентная черта гражданского общества: разнообразие существующих в нем интересов предопределяет многообразие отстаивающих эти инте-ресы общественных организаций, в том числе - политических партий.

Что же касается многопартийной системы как конституцион-но-правового института, то она раскрывает специфику механизма формирования центральных органов власти. Это означает, в частности, что в образовании правительства могут на равных правах участвовать несколько различных политических партий. Последнее накладывает отпечаток на организацию и проведение избирательных кампаний, процедуру создания правительства (чаще всего в таких случаях оно бывает коалиционным) и его функционирование, на характер взаимоотношений между самими партиями (они, как правило, взаимозависимы, поскольку правительство несет коллективную ответственность) и т. д. Другими словами, отсюда вытекает значительное своеобразие функционирования государственного механизма в целом.

Многопартийная система имеет ряд важных с точки зрения демократии преимуществ:

Она наиболее полно раскрывает потенциал развития и само регуляции гражданского общества, тем самым обеспечивая последовательный демократизм политического процесса;

Она делает саму политику более открытой, так как включает механизм межпартийной конкуренции и взаимокритики: оп позиция никогда не упустит шанса сделать достоянием глас ности то, о чем правящая партия предпочла бы промолчать;

Она повышает эффективность процесса принятия решений, так как всегда предлагает разнообразные, альтернативные идеи и концепции;

Она обеспечивает необходимую гибкость власти в критичес ких ситуациях. Создание новых блоков и коалиций, перерас пределение мест в представительных учреждениях, смена лидеров - все это зачастую позволяет смягчить, а то и вов се на время снять социальные конфликты, позволяя истэб- лешменту контролировать развитие ситуации в целом.

Не следует однако идеализировать данную систему. Есть у нее и свои серьезные недостатки. Многопартийность обеспечивает возможность легальной деятельности партий, являющихся принципиальными противниками демократии, а это при известном стечении обстоятельств может создать реальную угрозу для самой демократии и многопартийности.

Национал-социалистская партия в Германии, как известно, в 30-е годы пришла к власти путем выборов, опираясь именно на принцип многопартийности. Потому-то, когда представляется такая возможность, правящая элита стремится модернизировать многопартийную систему, отдавая

предпочтение более надежному ее варианту. В целом же можно различать следующие разновидности многопартийных систем. Многопартийные системы без доминирующей партии. Это

классический вариант многопартийности, при котором в борьбе за власть участвуют более или менее равные по силам противники. В таком случае результат борьбы всегда труднопредсказуем. Ни одна из партий не имеет шансов добиться большинства в парламенте и, следовательно, при формировании правительства неизбежны союзы и соглашения. Правительство всегда имеет коалици-онный характер, формирование его связано со значительными трудностями и может затягиваться на неопределенно долгий срок. Обеспечить стабильность такого правительства крайне сложно. Примеры - партийная система Франции Четвертой республики (за 12 лет сменилось 26 кабинетов); Нидерландов, где торги при формировании правительства могут затягиваться на месяцы; Италии, где практически ни одно правительство в послевоенные годы не сумело продержаться весь отведенный ему законом срок, и т. д. Многопартийные системы с доминирующей партией. Своеобразие данного варианта в том, что одна из партий имеет явное преимущество перед всеми остальными. Занимая лидирующие позиции, она в состоянии (самостоятельно либо в союзе с младшим послушным партнером) контролировать парламентское большинство и, соответственно, формировать однопартийное правительство. Подобная многопартийная система очевидно предпочтительнее для правящих кругов. Она позволяет компенсировать слабую сторону классической многопартийности - при формальном сохранении конкуренции выборы всегда предсказуемы, неже-лательные случайности исключаются, стабильность правительства гарантирована. Потому-то, когда представляется возможность, истэблешмент стремится именно к такому варианту. Такая система, в частности, существовала во Франции с 1958 по 1974 год, когда доминировала голлистская партия Объединение в поддержку республики (ОПР). Еще дольше, до 1993 года (38 лет), в политической жизни Японии господствовала ЛДП. Ни один десяток лет занимает лидирующие позиции Институционно-революционная партия Мексики, Индийский национальный конгресс (И) в Индии и т. д.

Еще по теме Многопартийные системы:

  1. Журналистика Советской России в условиях многопартийности (ноябрь 1917-июль 1918 г.)
  2. § 39 Классификация договоров в отдельных видах. – Римская классификация. – Система прусского закона, французского и австрийского кодекса. – Система русского свода. – Система настоящего изложения.

Понятие и типы партийных систем

В процессе своей деятельности политические партии вступают в определенные отношения друг с другом, а также с государством и другими политическими институтами. В подобном взаимодействии они и образуют партийную систему. Партийная система представляет собой объединение взаимосвязанных между собой партий, стремящихся к получению, удержанию и осуществлению власти. Этим понятием охватывается, таким образом, совокупность существующих в стране партий и принципы взаимоотношений между ними.

Характер и особенности партийной системы той или иной страны обусловлены множеством факторов – расстановкой социально-классовых сил, степенью политической зрелости общества, уровнем политического сознания и культуры, историческими традициями, национальным составом, религиозной ситуаций и др. Существенное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и, прежде всего, избирательные законы.

В соответствии с этим формируются различные типы партийных систем. В зависимости от характера политического режима можно говорить о демократических, авторитарных и тоталитарных партийных системах, в соответствии с господствующими социальными ценностями выделяют социалистические и буржуазные системы, учитывая характер отношений между партиями и государством – конкурентные и неконкурентные, альтернативные и неальтернативные партийные системы. Так или иначе, все эти типологии связаны с делением партийных систем на многопартийные, двухпартийные и однопартийные в соответствии с количеством партий, реально участвующих в борьбе за власть.

Как показывает опыт политического развития, оптимальной формой и условием демократического развития общества выступают многопартийные (двухпартийные) системы. Их отличительной особенностью является отсутствие монополии на власть со стороны одной партии и существование реальной политической оппозиции.

Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть. Многопартийность обеспечивает наиболее полное представительство интересов различных социальных групп, содействует состязательности и публичности политического процесса, периодическому обновлению политической элиты общества.

Историческая практика демонстрирует несколько разновидностей многопартийной системы. Ее конкретная структура – партийный уклад – существенно меняется от страны к стране. Классическая многопартийная система (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) характеризуется конкуренцией нескольких политических партий, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть. Поэтому эту разновидность многопартийности часто определяют как уклад многопартийной раздробленности . В этих условиях партии вынуждены идти на компромиссы, искать союзников и партнеров с целью создания коалиционного большинства.



Партийная коалиция – это объединение, союз политических партий для достижения общих политических целей на основе консенсуса, компромисса и баланса интересов. Традиционно выделяются такие разновидности межпартийных коалиций, как электоральные (образуются на период избирательной кампании), парламентские и правительственные . Различают также легислатурные коалиции, в которые партии вступают при подготовке к выборам, и срок действия которых рассчитан на всю легислатуру, т.е. срок полномочий выборного органа, и конъюнктурные коалиции, формирующиеся уже после выборов и носящие зачастую временный характер.

Ввиду нестабильности исполнительной власти при системе многопартийной раздробленности в политической практике наблюдается тенденция перехода к другим партийным укладам, гарантирующим большую стабильность и эффективность политической власти.

Некоторые политологи выделяют в качестве особой разновидности блоковую или поляризованную многопартийность . Здесь на политической арене действует несколько политических партий, объединившихся в два и более крупных политических блока. Притягивая к себе различные партии, блоки способствуют консолидации политических сил, преодолению дробности политического процесса. Партии строят свою предвыборную стратегию и тактику с учетом принадлежности к одному из блоков. Исход выборов определяется соответственно не столько силой каждой отдельной партии, сколько согласованностью действий внутри блока. Так, например, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемый Социалистической партией, и блок правых партий во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР).

Многопартийная система с доминирующей партией (уклад доминации) характеризуется длительным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. Правящая партия получает и удерживает доминирующее положение благодаря слабости и распыленности своих противников, противоречия в рядах которых не позволяют им образовать прочный оппозиционный союз.

К примеру, в Японии с 1955 г. по 1993 г. у власти находилась либерально-демократическая партия, в Индии в послевоенный период долгое время власть удерживал Индийский Национальный Конгресс. В Швеции в качестве доминирующей партии выступает Социал-демократическая рабочая партия. Уклад доминации позволяет сформировать стабильное однопартийное правительство, но несет в себе опасность косности, застоя для правящей партии.

Инструкция

Многопартийная система является такой политической системой, при которой существует многообразие различных политических партий. Чисто теоретически они должны обладать абсолютно равными шансами на то, чтобы получить большинство мест в государства.

Основа многопартийной системы – это принципы свободы для образования и их деятельности различных политических партий, которые заложены в Конституции.

Многопартийность системы говорит о наличии в современном обществе нескольких различных политических партий, которые должны конкурировать между собой за счет их влияния на народные массы и входить в высшие органы государственной власти, то есть в законодательную власть. Партийность здесь выступает синонимом многопартийной системы.

Многопартийная система может осуществляться исключительно в демократических обществах, которые гарантируют всем своим гражданам равные права в политике, в том числе и на организацию политических сил. Здесь можно сделать вывод, что понятие «многопартийная система» намного шире понятия «многопартийности».

Многопартийная система в качестве суммы политических партий создает в обществе некоторые негативные явления. Например, борьба за власть различных политических сил иногда приводит к ее нецивилизованным формам. Мировой опыт показывает, что в случае использования в стране многопартийной системы снимаются многие негативные характеристики, возникающие в случае использования не системы, а просто суммы партий.

Наличие множества партий в той или иной стране еще не говорит, что в данном государстве функционирует многопартийная система. В этих случаях не совпадают задачи, отдельной партией и в целом партийной системой. Ведь каждая взятая в отдельности партия стремится к все большему завоеванию политической власти и (или) большему контролю над своим электоратом, в то время, когда многопартийная система должна обеспечивать эффективное выполнение обещаний перед электоратам, сбалансированность представительства в органах государственной власти интересов различных групп населения.

Сумма политических партий может выступать в роли многопартийной системы только в тех случаях, когда все они будут находиться во взаимозависимых и взаимовлияющих отношениях. Они должны руководствоваться как формализованными, так и неписанными правилами в своей политической борьбе, например, краеугольный принцип ротации политических партий, способность находить компромисс, позиционирование с помощью идеологических ориентиров и группы электората. Только при соблюдении вышеописанных правил теоретическая сумма разрозненных партий может превратиться в динамическую и жизнеспособную политическую структуру. В этом случае и наступает многопартийная система.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»