Что такое Лето Господне? С Новым годом! Как долго будет продолжаться это благоприятное время.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Самарин Денис.
из серии “Благая весть рождества”
проповедовал: Ейск, 21.12.2014
Введение
Сейчас декабрь — время рождественских праздников. Есть люди (например, Свидетели Иеговы), которые утверждают, что праздновать Рождество и другие христианские праздники не нужно, так как поведения об их праздновании в Библии нет. Складывается впечатление, что праздники празднуются по какому-то указу. Действительно, есть праздники, например, государственные, которые появляются благодаря распоряжению правительства.

Но есть и другие примеры. Давайте представим себе, что мы живем в 1945 году. Идет война. Почти в каждой семье горе. Гибнут миллионы людей. Дети голодают. И вдруг объявляют, что война закончилась. Что происходит в сердцах людей. Мы хорошо понимаем, что люди радуются, обнимают друг друга не потому что им так приказали, а по влечению сердца.

Как родители радуются рождению ребенка и для этой радости не требуется какое-то особое указание, так и истинные христиане не могут не радоваться день рождения своего Спасителя.

По отношению к празднику можно узнать человека. Допустим, в какой-то семье торжество: родился малыш. Кто радуется этому? Многие. Чем ближе степень близости того или иного человека к этому малышу, тем больше и искреннее радость. Чрезвычайно рады родители, радуются тети и дяди, другу семьи тоже хорошо в этот день, но его радость не такая как радость родителей. А если в этот дом зайдет посторонний человек (например, почтальон), то он, конечно, тоже будет свидетелем этого праздника. Возможно он даже поздравит присутствующих. К него немного поднимется настроение, его угостят вкусным тортом. Но в целом — его радует сама атмосфера, чем родившийся ребенок.
Благая весть о лете Господнем благоприятном
В прошлое воскресенье мы уже сказали, что ангелы возвестили пастухам великую радость. Мы задали вопрос: а в чем причина этой радости? Один из ответов заключался в том, что тот день мщения и суда, на которой была обречена Земля и живущие на ней, миновал тех, кто был его достоин.

Сегодня у нас вторая проповедь из цикла “Благая весть Рождества”. Тема этой проповеди открывает еще одну грань рождественской радости — лето Господне благоприятное.

Давайте прочитаем текст, который мы читали в прошлый раз.

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его. (Ис. 61:1-3)

Итак, среди благословений, которые принесет с собой Миссия, есть еще одно — Он возвестит о лете Господнем. Это лето и будет сегодня предметом наших рассуждений.

Что означает слово “лето”. В нашем понимании “лето” это время года, наступающее после “весны”. Как это поэтично! Можно было бы сказать, что после греховной зимы наконец-то наступает лето! Но в еврейском лексиконе слово “лето” означает “год”. Это слово употребляется в Библии 646 раз и всегда в значении “год”.

Другими словами можно сказать так “проповедовать год Господень благоприятный”. Вы, конечно, знаете,что почти сразу после Рождества (или по православному обычаю непосредственно перед Рождеством) народ празднует праздник Нового Года. Этот праздник праздновали еще в Месопотамии три тысячи лет назад. А в 46 году до Рождества Христова Юлий Цезарь издал указ праздновать Новый Год именно 1 января. Кстати, само слово Январь тоже языческое. Этот месяц назван в честь бога Януса, у которого было два лица — одно обращенное назад, а другое — вперед. В самом названии праздника “Новый” скрывается чаяния и надежды людей на обновление. Но все прекрасно знают, что новый год редко приносит что-то новое — все как раньше. Ничего не меняется.

Но в народе израильском один раз в пятьдесят лет наступал необычный новый год. Давайте про него прочитаем.

Пятидесятый год да будет у вас юбилей: … (Лев. 25:11)

Это был каждый пятидесятый год. По еврейски он назывался Иовель. То есть, в жизни каждого человека такой год был всего один. В редком случае, если человек был долгожитель, то два. Я уверен, что для любого жителя Израиля это был долгожданный год! Его ждали с большим нетерпением. Почему? Для кого и почему он был благоприятным?

1. Отдых от труда

“Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее ” (Лев. 25:11)

Я плохо знаком с трудом земледельца, но могу себе представить, что это тяжелый, непомерный труд. Я знаю одного тракториста. Во время сеяния и жатвы он работает по 18 часов в сутки. И это на тракторе! А раньше?

В Пс. 25 сказано “Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои”. Почему сеют со слезами? Почему с плачем несут семена?

Только представьте себе, как ждали этого года измученные трудом люди? Целый год можно отдыхать!

2. Возвращение имущества

Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое; если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое. (Лев.25:25-28)

3. Свобода рабам

Объявите свободу на земле всем жителям ее (Лев. 25:10)
Когда обеднеет у тебя брат твой и продан будет тебе, то не налагай на него работы рабской: он должен быть у тебя как наемник, как поселенец; до юбилейного года пусть работает у тебя, а [тогда] пусть отойдет он от тебя, сам и дети его с ним, и возвратится в племя свое, и вступит опять во владение отцов своих… (Лев.25:39-41)

Вообще, древнееврейское слово yo-bale’ означает звук шофара, бараньего рога, оглашавшего наступление Юбилейного года. Только представьте себе раба, который знал, что завтра наступит Юбилейный год. Он ждал этого года долго, зачеркивал дни на календаре. И вот накануне он не лег спать. Он ждал, и вдруг услышал протяжный звук шофара — специального музыкального инструмента, сделанного из рога животного, объявляющий о том, что теперь он свободен!

Но была одна серьезная проблема — год заканчивался. Год это много — это целых 365 дней, но и он заканчивается. А потом — все как и раньше. Опять труд, опять продажа имущества и себя в рабство, потому что ничего особо не изменилось.
В чем заключается лето Господне?
Но ветхозаветний евангелист Исайя пророчески возвестил о наступлении нового Нового Года.

Здесь уместно сделать небольшое отступление в Герменевтику — дисциплину, которую братья изучают на Библейских курсах. Так вот, в Герменевтике есть раздел, посвященный изучению Ветхого Завета. В Ветхом Завете Бог открывал людям небесное в земных образах. Например,

что нужно делать рано утром?
С раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех делающих беззаконие. (Пс.100:8)

О волах ли печется Бог?
Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? (1Кор.9:9)

Итак, мы сказали, что в юбилейный пятидесятый год: люди получали отдых от трудов своих, возвращали имущество свое и получали свободу.

Сегодня мы говорим о Рождестве. Исайя, пророчествую об этом событии, говорит: “начинается год Господа”. Для кого он благоприятный?

Покой от труда и забот

Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. (Евр.4:10)
Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. (1Пет.5:7)

*забота — тревога, волнение.

Возвращение потерянного

В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою ее, как в дни древние…(Ам.9:11)
это не просто пророчество Ветхого Завета… его повторяет Иаков на первом вселенском соборе (Деян. 15:16)

пример про Юру Кулагина и его потерянные годы.

Освобождение от рабства
зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; (Рим.6:6)
Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. (Рим.6:17)
Как долго будет продолжаться это благоприятное время?
Наверное не просто так, Дух Святой сошел в день пятидесятницы. Это как будто намек на юбилейных пятидесятый год — Лето Господне благоприятное началось.

Но мы знаем точно, что это время не вечно. Это время закончится. Когда нибудь люди с огромным сожалением скажут: “Прошла жатва, кончилось лето, а мы не спасены” (Иер. 8:2)

Но сейчас лето еще продолжается. Ап. Павел говорит так.

"Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,

проповедывать пленным освобождение, слепым - прозрение, отпустить измученных на свободу. Проповедывать лето Господне благоприятное"(Лк. 4, 18, 19; Ис. 61, 1, 2)

И до сего дня служители Христа посылаются Им с тою же вестью всему человечеству. Приняв от Него эту проповедь, они должны также "Проповедывать лето Господне благоприятное".Господь в Своем милосердии не громит угрозами отступивших от Него грешников, а посылает им слова любви и прощения, открывая перед ними путь к небу Двери рая широко раскрываются для всякого кающегося нелицемерно. Может войти и нищий, богатство там не требуется. Может войти и неученый наравне с самым просвещенным, если только он научился любить своего Спасителя и уповать на Него. Но это еще не все, проповедь обращается и к "сокрушенным сердцем"; много их на этой несчастной земле. И не перечислить все множество причин, сокрушающих сердца людей в течение их жизни.Знаешь ли ты, читающий эти строки, что значит сокрушенное сердце? Твоя скорбь из таких ли, которую не может утешить ни одно человеческое слово? Твоя рана из тех ли, которым нет исцеления? Жив Тот, Кто сказал: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас" (Мф. 11, 28). "Я с тобою, не смущайся, ибо Я Бог твой: говорю тебе, не бойся, Я помогаю тебе!" (Ис. 41, 10, 13). Жив Спаситель, "взявший на Себя наши немощи и понесший наши болезни" (Ис. 53, 4)! Он может тебя утешить, дать тебе, слепому, прозреть - отпустить тебя "измученного на свободу".Но есть еще другого рода скорби - скорби о грехе, когда совесть пробуждается в нас. Царь Давид испытал это, апостол Павел также, и все искренно кающиеся знают эту гнетущую скорбь. Господь один может дать нам почувствовать весь ужас нашего греха, и тогда-то, дав нам понять, что в себе мы не найдем избавления от этого зла, Он указывает нам на единственный источник исцеления. Мы понимаем, что для каждого из нас есть прощение и примирение через кровь Иисуса Христа. Для нас пришел и пострадал Он. Нам возвещен мир - "дальним и близким" (Ефес. 2, 1), у нас есть любящий Отец Небесный. "Се Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29), Он берет и твой грех, грех каждого, грядущего к Нему с полною верою; Он - Бог любви, готовый быть твоим утешением, твоей опорой, твоим прибежищем навек.Далее: "проповедывать пленным - освобождение, отпустить измученных на свободу". Всех нас, порабощенных греху, опутанных, быть может, и бессознательно, цепями злого духа, пришел освободить Сын Божий и вырвать из власти сатаны. "Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" (Ин. 8, 36). И если мы не всегда сознаем эту безграничную свободу, возвышающую нас над всеми земными мелочами и дрязгами, то не обратится ли и к нам упрек апостола Иакова: "не имеете, потому что не просите" (Иак. 4, 2). Просите, просите горячо, неотступно, чтобы Господь излил на вас богатые дары Святаго Духа. "Дарую им благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения" (Иезек. 34, 26).Да исполнится слово это в наши дни. "Господи, научи нас молиться!" (Лк. 11, 1). И не будем ограничивать молитву нашу узкими человеческими понятиями, а будем просить о ниспослании нам благодати. Когда благодать эта проникнет глубоко в нашу душу, тогда мы почувствуем, что действительно свободны и всецело принадлежим Христу.

Первого сентября мы встретили церковное новолетие, и очередной раз пройдем весь годовой цикл богослужений. Будем не просто «посещать службы по воскресеньям и праздникам», а переживать, участвовать душой в событиях Священной истории. Каждое из этих событий, совершившись некогда в определенном месте и времени, не осталось только историческим фактом, а перешло в Вечность. Домостроительство Божие, запечатленное в Священной истории, совершилось не для абстрактного человечества, а для каждого из людей в отдельности - для живших тогда, живущих теперь - его, вас, меня, и для будущих поколений. Смертному человеку, рожденному святым Крещением для духовной жизни, дарована возможность подняться из плоскости времени в Вечность. От жизни перстной к жизни в Духе. В каждом времени каждому человеку церковный календарь дает возможность приобщиться тем событиям, без этого не совершится дело его личного спасения, они не канули в невозвратное прошлое, они здесь и сейчас - над нашими головами, над нашими душами, как звезды. Мы должны идти за ними по пути нашего спасения, осмысливать и переживать и рождение Девы Марии, и введение Ее во Храм, замереть в священном страхе от Ее слов: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему, прикоснуться к скорби Страстной недели и к радости Воскресения... Проходим снова и снова весь цикл праздников Господских, Богородичных, посвященных святым угодникам Божиим. Удивительны неразрывность, взаимосвязанность, гармония этой трагической и прекрасной симфонии - Священной истории. Ее события - на грани двух миров, и переживая их, человек уже сейчас восхищается из времени в вечность.

Тогда запело в вышине:

И ангелы заговорили

Про Бога, вечность и любовь;

И, в дальних вихрях светлой пыли,

Я видел, как миры ходили,

И слышал музыку миров...

(Федор Глинка).

Но только велики наши душевная леность и отяжеление, недолго мы можем парить в духовном небе, после взлета суета повседневной жизни и грехи опять притягивают к земле, все реже и слабее взмахи крыльев души. И вот спасительная цикличность церковной жизни помогает преодолеть влекущую долу тяжесть нашей смертности - своей центростремительной силой удерживает душу в поле Божественного притяжения.

А вне этого круга совершается другая мистерия - мистерия гибели. Дьявол - обезьяна Бога, и потому он для людей, выхваченных им из реальности Священной истории, приготовил свое действо, свой непрекращающийся спектакль. Не участвуя в Божием, человек попадает в сатанинский театр. Реальности у дьявола нет, у него есть только ложь, представление . В современном мире театр перестал быть только видом искусства, он перешагнул линию рампы и заполонил собою все - кажется, уже нет сфер общественной жизни, которые бы не стали игрой, спектаклем, зрелищем. Политический спектакль, предвыборное шоу, театр военных действий, сценарий развития, модели поведения - у этой квази-реальности соответствующий язык. Образцом для подражания стал не святой, не герой, не творец, а актер, режиссер и дальше по нисходящей - дизайнер, рекламщик, модельер, а подиум и сцена - желанным пьедесталом. В этом калейдоскопе не ищут истину, она попросту исключена из игровой системы координат. Человеку некогда созерцать Божий мир - его глаза прикованы к экранам телевизоров, мониторам; уши не слышат музыки сфер - в них вставлены наушники. Характер настоящего, временного жития - прелесть (Св. прав. Иоанн Кронштадтский). Все грандиозней зрелища на площадях и стадионах, все немыслимей и ослепительней спецэффекты. Погружаясь в эту пучину, человек забывает себя, переживая придуманные судьбы и чувства отождествляет себя с персонажами, сыгранными актерами, сам становясь, таким образом, актером... Игра, в процессе которой похищается время твоей неповторимой жизни.

Режиссеры и актеры в бесчисленных спектаклях, фильмах, сериалах представляют придуманные миры, людей, судьбы, они кажутся себе демиургами, им мнится, что они познали или познают законы жизни, но в действительности - играют чужой сценарий на крохотной площадке, со всех сторон окруженной бездной небытия - тьмой кромешной . Души удерживаются в этом плену смехом и ужасом, как наркотиком, и подобно наркотикам - это самый денежный бизнес.

Как свет рампы скрывает от актеров зрительный зал, так ослепительный блеск игровой цивилизации скрывает от ее рабов мрак смертной бездны. Оторванные от Источника жизни, они валятся в эту пропасть, когда время их пребывания в лучах софитов кончается. Но не иссякают очереди молодых людей, жаждущих стать артистами, не уменьшаются толпы, спешащих на зрелища.

Пс.101:20-23 Ибо Он приникнул с святой высоты Своей; с небес призрел Господь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Его в Иерусалиме, когда соберутся народы вместе и царства для служения Господу. Однажды Всевышний Бог обратил Свое внимание на землю, чтобы услышать стон живущих на ней и освободить их от смерти, потому что: "Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбию и железом; ибо не покорялись словам Божиим, и небрегли о воле Всевышнего" Пс.106:10-11. Конечно, это не значит, что Бог, как бы "вспомнил" о земле, будто бы случайно обратил на нее внимание. Его решение было частью известного Ему плана спасения человечества, и когда пришло время, Бог стал производить действие, о котором читаем. Но еще задолго до того, через Своих пророков Господь говорил об этом времени, говорил также о том, как именно будет это осуществляться. Речь шла о Христе, Которого Бог Отец приготовил для освобождения узников: "Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы" Ис.42:6-7. Уже тогда, за семьсот лет до рождения Христа Иисуса, Бог обещал человечеству избавление, говоря чрез пророка Исаию: "Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет" Ис.9:2.

Но хотя все это было сказано и написано, и слова эти читались каждую субботу во всех синагогах небольшой Иудеи, никто не смог понять сказанное Иисусом Христом однажды, когда после крещения Своего, возвратившись в силе Духа из пустыни, Он пришел в синагогу, взял Писание и начал читать: "Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное" Лк.4:18-19. И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: "ныне исполнилось писание сие, слышанное вами" (Лк.4:20-21). Слушавшие дивились удивлением великим, и говорили: "не плотников ли это сын?", чем открывается, что слова Христа об освобождении пленных они не уразумели, так как были во тьме, из которой и надлежало их вывести помазаннику Божию Иисусу Христу.

Вопрос стоит о тьме, о темнице, в которую заключено человечество, о слепоте и узах, о безводных местах, и жаждущих, которые просят воды, и не находят - почему все это сказано о Земле? И что такое было с Землею в далеком прошлом, отчего Бог назвал ее рвом, в котором нет воды (Зах.9:11), и бездной (Пс.70:20), и мраком (Ис.8:22), пленом и узами (Ис.61:1-3), а также страною смертной тени? (Ис.9:2). Понятно, что речь не идет о физическом устройстве или состоянии Земли, сегодня оно такое же, как и тысячи лет назад, но Бог говорил в Своем слове о духовной ее части, о духовной сфере, в которой пребывало все человечество! Эта духовность есть тьма, мрак, который покрывал все народы, темница, в которой нет света, и узники ее ходят ощупью! Это ров, в который брошены плененные, они ищут воды, но не находят, потому что сделались добычею того, кто ищет украсть, убить и погубить (Ин.10:10), как написано: "Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя, ограблены, и никто не говорит: "отдай назад!" Ис.42:22.

Именно по этой причине человечеству нужен был Избавитель, Который и был обетован от Бога в свое время: "Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: "выходите", и тем, которые во тьме: "покажитесь". Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их. Не будут терпеть голода и жажды, и не поразит их зной и солнце; ибо Милующий их будет вести их, и приведет их к источникам вод" Ис.49:8-10.

Отсюда понятно, что мрак и тьма есть духовное состояние непросвещенного человечества, невежество и неверие, в котором оно находилось, не зная своего Творца. По причине неверия Богу все они поклонялись и служили диаволу, который возвел многоразличные языческие религиозные системы, культы тех или иных богов, так что ни один народ на земле никогда не оставался без своего господина! Но более удивительно то, что не только язычники поклонялись богам земли, но и избранный народ Божий, развратившись, стал приносить жертвы бесам, и укоряя его Господь говорит: "Где же боги твои, которых ты сделал себе? - пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо, сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда" Иер.2:28. То есть все человечество, ко времени прихода Иисуса Христа было погружено в духовную тьму, слепоту и неверие, оставался небольшой остаток тех, кто веровал по истине и только они являлись тогда носителями правды.

В такое бедственное для всей земли время пришел Иисус Христос, о Котором, еще о Младенце, праведный Симеон скажет пророчески: "Свет к просвещению язычников..." Лк.2:32. Позже Сам Иисус скажет о Себе: "Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" Ин.8:12, а еще позже засвидетельствует о Нем Иоанн, один из учеников Господа: "Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились" Ин.1:9-13. Сбылось то, что за сотни лет до прихода Мессии обещал человечеству Бог Отец: Он призрел с небес на землю, чтобы услышать стон ее узников и разрешить сынов смерти! В неверии, в ложном поклонении многоразличных религий, человек, не зная того, всегда поклонялся диаволу и служил ему, отчего такое служение было противно Богу, вменялось в грех и подлежало осуждению. Поклоняясь духам мира сего, человек не мог не зависеть от них духовно, вольно или невольно он принимал на себя их власть, исполняя их злую волю, и переживая на себе написанное Апостолом Павлом: "Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" Рим.7:18-20. Хочу одно, но делаю другое, виновен в этом грех, который живет во мне! Вот почему об этих людях, сидящих во тьме и смертной тени сказано, как о узниках, как о пленных, которым необходимо освобождение.

И освобождение пришло! "Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" Ин.8:31-32. Пришла истина, которая есть Сам Господь Иисус Христос (Ин.14:6). Познавая Его чрез учение Христово (2Ин.9), человек освобождается от власти греха, перестает быть рабом диаволу и становится свободным, живет в совершенном законе свободы (Иак.1:25), являясь теперь рабом праведности, а не греха: "Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности" Рим.6:17-18. Итак видим, что освобождение пленных, открытие темниц, извлечение из рва, прозрение слепых и излитие вод на жаждущих - все это есть ПОЗНАНИЕ ИСТИНЫ чрез слово учения, которое Господь принес на землю Своим пришествием, о чем было сказано за много сотен лет до Его рождения в мир: "Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне и в степи потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля - в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым; нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся" Ис.35:4-8.

Эти замечательные слова сказаны о сегодняшнем дне, который Господь Иисус назвал: "лето Господне благоприятное" (Лк.4:19), день благодати и возможности просвещения, потому что ныне, вот уже две тысячи лет на земле светит свет учения Христова - Христиане! (Мтф.5:14-16). Поэтому и сегодня звучит призыв Божий ко всякому человеку, находящемуся во тьме и в узах: выходите! "Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: "воцарился Бог твой!". Голос сторожей твоих - они возвысили голос, и все вместе ликуют, ибо своими глазами видят, что Господь возвращается в Сион. Торжествуйте, пойте вместе, развалины Иерусалима; ибо утешил Господь народ Свой, искупил Иерусалим. Обнажил Господь святую мышцу Свою пред глазами всех народов; и все концы земли увидят спасение Бога нашего. Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! Ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь, и Бог Израилев будет стражем позади вас" Ис.52:7-12.

Но не все послушались этого призыва. Как и две тысячи лет назад, многие не понимают и не осознают, что находятся в рабстве. Когда Иисус говорил о свободе, которую принесет познание истины, некоторые Иудеи противоречили Ему и отвечали: "...мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?" Ин.8:33. Исполняя закон, ревнуя по Богу, они никак не могли понять, для чего, и от чего им нужно освободиться?! Поясняя это, Иисус говорил: "...истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха; но раб не пребывает в доме вечно: сын пребывает вечно; итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете" Ин.8:34-36.

Сегодня все повторяется, и религиозный верующий, как и Иудей в прошлом, находится в положении раба, у которого есть хозяин: грех, вот, он и понуждает его делать то, чего сам человек не желает! (Рим.7:15-24). Стараясь не согрешить и прикладывая к этому множество усилий, он не может постигнуть, что находится в узах греха, в темнице, которая уже отворена крестной смертью Господа Иисуса Христа. Это непонимание есть тьма, в которой находится верующий, есть мертвая и сухая почва, в которой нет живительной влаги дающей жизнь, это ров, в котором томятся грешники, ожидая избавления, которое уже совершено, но в которое не могут поверить все те, кто верит в Бога по учению религии. Другими словами, описанные образы тьмы и темницы, плена и безводия, от которого стонут живущие на земле - есть РЕЛИГИЯ, во всех ее многообразных формах, потому что сама религиозная система есть плен и томление человеческой души, созданной жить в свободе славы Божией.

Иисус Христос Своим явлением в мир принес не новую религию, тем более, что нужды в ней не было: Иудейский народ уже жил в религиозном поклонении, установленном от Бога; но смертью и воскресением Своим Господь явил жизнь, которая разрушила все религии, как языческие, так и Иудейскую, принесла свет в это мрачное царство тьмы и тени смертной. Теперь всякий человек желающий познания правды может найти ее, потому-то Иисус сказал: "Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю" Ин.7:16-17. Необходимо выйти из тьмы религиозных учений и войти во свет учения Иисуса Христа; перейти из смерти в жизнь, посредством смерти ветхого человека и воскресения новой твари; выйти из духовной сферы земли и войти в духовную сферу Бога; сбросить с себя узы и путы религиозного поклонения и выйти на свободу вышней жизни. Две духовные сферы: одна - есть тьма и плен; другая - свобода славы Иисуса Христа. Вне этих сфер не окажется ни один человек, но каждый изберет свое место пребывания чрез учение, которому он поверит. Религиозные учения томят человека в темнице; учение Иисуса Христа вводит в жизнь.

Г. Белая Церковь. 2001 г.

1–13. Искушение Иисуса Христа в пустыне. – 14–15. Выступление Христа в Галилее. – 16–30. Проповедь Христа в синагоге Назаретской. – 31–44. Посещение Капернаума.

. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.

. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.

. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.

. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.

. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,

. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;

. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.

. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.

. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,

. ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;

. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.

Историю искушения евангелист Лука, в общем, передает согласно с евангелистом Матфеем (). Но в порядке отдельных искушений евангелист Лука отличается от Матфея: на втором месте он ставит то искушение, какое у Матфея поставлено на третьем месте (искушение на крыле храма). На это различие критики нередко указывают как на доказательство противоречия, существующего вообще между Евангелиями, но на самом деле особенно серьезного значения этому различию придавать нельзя. Оно свидетельствует только о том, что евангелист Лука излагает искушение не в хронологическом порядке, как Матфей, а в систематическом. Так как путь из пустыни, где происходило первое искушение, в Иерусалим, – где, как верно сообщает евангелист Матфей, происходило второе искушение, – лежал через горы, то Лука, мысленно проходя этим путем, и решил, попутно, так сказать, изобразить искушение, бывшее на горе, ранее, чем искушение, имевшее место в Иерусалиме. А за то, что евангелист Матфей правильно в хронологическом отношении ставит это искушение на горе последним, говорит то обстоятельство, что оно оканчивается словами Господа: «отойди от Меня, сатана» . Едва ли после такого запрещения сатана мог обратиться ко Христу с новым искушением.

«Сорок дней Он был искушаем...» (см. ).

«Ничего не ел» . Это отмечает только евангелист Лука. Христос соблюдал полное воздержание от всякой пищи.

«Этому камню» . У Матфея – "камни сии" . Превращение одного камня в хлеб казалось уже достаточным сатане.

«Вселенной» (стих 5) точнее, чем у евангелиста Матфея – "мира" (; ср. ).

«Во мгновение времени» – в одной точке времени, в одном моменте (ἐν στιγμῇ χρόνου ). Это значит, что все царства мира не последовательно, одно за другим явились пред взором Христа, а в одном мгновенном образе, несмотря на то что они находились в разных частях света.

«Дам власть над всеми сими царствами...» Вследствие грехопадения людей мир действительно подчинился власти диавола в том, конечно, смысле, что диавол увлекает людей в свои сети и ведет их своими путями. Он может, следовательно, направить их и ко Христу, если захочет. Но, конечно, сущая неправда, будто бы эта власть передана ему (конечно, Богом). Он если и владеет людьми, то только в силу своей хитрости, коварства, Единый же владыка всего – Бог ().

«Поклонишься мне» – точнее: «предо мною» (ἐνωπίον ἐμοῦ ). Отсюда видно, что диавол имеет в виду действительное поклонение.

«Иисус сказал ему в ответ: сказано...» . Точнее: «Иисус в ответ сказал ему, что сказано: не искушай:» (ὅτι εἴρηται οὐκ ). Евангелист Лука, таким образом, слова «что сказано» употребляет в смысле «как сказано», и речь Христа у него начинается словами «не искушай» . Ясно, что это звучит как повеление сатане от Самого Христа «не искушай, сатана, Меня – Господа Бога Твоего!»

«И, окончив все искушение» – этими словами евангелист дает понять, что диавол истощил все свое искусство для искушения Христа и более ничего не мог измыслить.

«До времени» . Таким удобным временем для нового искушения оказалось, по представлению евангелиста Луки (), выступление Иуды-предателя перед врагами Христа с предложением предать Его.

. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

«В силе духа» , т.е. снабженный силой Святого Духа. Эта сила сказалась, конечно, в чудесах, которые стал совершать Христос.

«Молва о Нем» , т.е. молва об этих чудесах. Отсюда видно, что, по представлению Луки, деятельность Господа в Галилее была довольно продолжительна.

«В синагогах их» , т.е. галилеян.

. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

"Назарет" (см. комментарии к ).

«Был воспитан» (см. Лк. 2и сл.).

«По обыкновению Своему» . Во время Своей открытой деятельности Христос имел обыкновение по субботам посещать синагоги. Это замечание показывает, что описываемое дальше событие происходило в сравнительно поздний период Галилейской деятельности Христа («обыкновение» могло создаться в течение известного периода времени).

«Встал читать» . Обыкновенно начальник синагоги предлагал кому-либо из известных ему лиц взять на себя чтение из Священного Писания для собравшихся в синагогу богомольцев, и тот, на приглашение начальника, вставал – прочие богомольцы сидели. Но Христос, встав Сам, выразил этим желание читать, и так как Он был достаточно известен начальнику синагоги как местный житель – о чудесах Его в Назарете евангелист Лука еще не сообщал, – то Ему и подали книгу или свиток.

. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано:

«Книгу пророка Исаии» . По-видимому, чтение отдела из Закона («параша́») было уже закончено, когда Христос выразил желание читать. Поэтому Ему подали книгу Исайи и Он прочитал из нее, вероятно, положенный по порядку отдел (гафтара́). Евангелист, говоря, что Христос, как только раскрыл книгу, так тотчас нашел нужный Ему раздел, очевидно, этим хочет отметить, что книга Исайи раскрылась не случайно на известном листе, а что здесь было дело Божественного Промысла. Книга Исайи, как и другие, конечно, представляла собой пачку листов, обвернутых вокруг скалки и завязанную шнуром. Писали в то время только на одной стороне листа. Такие свитки ставились в особый ящик, причем головки скалок были все наверху, и на каждой было написано название известной священной книги, так что их легко было находить при надобности.

. Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу,

. проповедывать лето Господне благоприятное.

Сокрушенные сердцем – то же, что плачущие (см. ).

Пленные и слепые – термины, обозначающее духовное рабство и невежество людей, которых от этого освободит Мессия.

«Слепым прозрение» – это прибавка Семидесяти.

«Проповедывать лето Господне благоприятное» . Очевидно, здесь содержится указание на так называемый юбилейный год, который, действительно, по обилию назначенных для него по закону льгот (Лев. 25и сл.), был лучшим годом, установленным Богом для еврейского народа. Конечно, под этим «летом» понимается Мессианское время спасения для израильского народа и для всего человечества. Замечательно, что в этом пророчестве Исайи содержится обозначение всех видов помазания, существовавших в Ветхом Завете:

а) пророческое помазание обозначено словами: «благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем» ;

б) царское: «проповедывать» (возвещать) "пленным" и т.д. – все прерогативы царя, которому предоставлено везде право помилования, и

в) первосвященническое: «проповедывать лето...» т.к. возвещали наступление юбилейного года священники, по приказу первосвященника. Таким образом, Христос есть Пророк, Царь и Первосвященник. Нужно еще заметить, что, пользуясь словами 19-го стиха о «лете» или «годе Господнем» (ἐνιαυτὸν κυρίου ), еще древние еретики валентиниане, а затем и многие церковные толкователи утверждали, что деятельность Христа продолжалась только один год. Но выражение «год», очевидно, у евангелиста Луки обозначает мессианский период вообще, а разве этот период мог евангелисту представляться таким малым, как один год? Не говорим уже о том, что в Евангелии Иоанна служение Христа определяется не менее как тремя годами...

. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него.

Служитель синагоги взял от Христа опять свернутый Им свиток книги Исайи, и Христос, намереваясь говорить по поводу прочитанного пророчества, сел, согласно обычаю. Все устремили на Него очи: ясно, что Христос в то время уже пользовался известностью среди жителей Назарета.

. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

Евангелист сообщает только главную мысль речи Христа, обращенной к богомольцам.

«Исполнилось писание сие, слышанное вами» – перевод не совсем точный. Правильнее: «исполнилось это писание (т.е. это писанное; ср. , где также под «писанием» понимается отдельное пророчество) в ваших ушах». Голос Того, о Котором говорил Исайя, дошел теперь до ушей назаретян – Христос проповедует им избавление и потом, конечно, и совершит его (ср. – «исполнилось время» ).

. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

«Свидетельствовали Ему», т.е. выражали мысль, что дошедшие до них слухи о Христе (стихи 14 и сл.) вполне точно изображали Его личность.

«Словам благодати» , т.е. приятным речам.

«И говорили...» . Из приводимого далее ответа Христа на эти слова назаретян видно, что в своих словах они выражали недоверие к тому, чтобы сын Иосифа мог осуществить все обетования, заключающиеся в приведенном выше месте из книги пророка Исайи. Христос был для них простой житель Назарета, и в Нем доселе назаретяне не видели никаких особенных качеств, которые, по их мнению, должен иметь Мессия.

. Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

"Конечно" , – т.е. Я уверен в том (ср. ).

"Врач..." . Пословица эта часто встречается у раввинов, а также у греческих и римских писателей. Смысл ее в настоящем случае такой. Как врач, который хочет лечить других, должен сначала показать свое искусство на себе самом, так поступи и Ты. Если хочешь Ты выступить в качестве богопосланного Избавителя Своего народа (ср. стих 21 со стихами 18–19), то помоги прежде всего Самому Себе избавиться от того, что мешает Тебе добиться Своей цели – заставь нас забыть о Твоем ничтожном происхождении и Твоей скромной жизни, какую Ты вел до сих пор в Назарете: сделай такое чудо, которое действительно и сразу возвысило бы Тебя в глазах всех нас. Тогда мы поверим, что Ты послан от Бога.

«В Твоем отечестве» – в Твоем отечественном городе.

«Было в Капернауме» . Здесь сказывается соревнование незначительного городка, каким был Назарет, с богатым Капернаумом. Очевидно, Господь раньше был в Капернауме и творил там чудеса, о которых, однако, доселе евангелист еще ничего не говорил.

. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

. и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

. много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

Сказав, что неприятие пророков их согражданами – общеизвестный факт, Христос теперь, чтобы объяснить Свое, бросившееся в глаза Его согражданам, некоторое предпочтение чужого города – Капернаума, указывает на то, что и в Ветхом Завете пророки иногда совершали чудеса не для своих сограждан, а для чужих людей, даже для язычников.

Три с половиной года не шло дождя при Илии, по исчислению Господа. Между тем в книге Царств сказано, что дождь пошел на третий год (). По всей вероятности, здесь как и в Послании апостола Иакова (), ведется счет этих лет согласно иудейскому преданию (Ялкут Шимони к 3 Цар.), в котором вообще цифра 3 1/2 года была обычным термином для обозначения преимущественно несчастной эпохи (ср. ).

«По всей земле» – выражение гиперболическое.

Сарепта Сидонская – город, стоявший в зависимости от Сидона и лежавший на берегу Средиземного моря. Ныне – деревня Сюрафенд (ср. 3Цар. 17и сл.).

«Прокаженных» (см. Мф. 8и сл).

«При пророке Елисее» (см. 3Цар. 19и сл).

О Неемане см. .

. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

. и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

. но Он, пройдя посреди них, удалился.

Увлечение речью Христа быстро сменяется в душе назаретян страшной яростью против Того, Кто посмел поставить их ниже язычников. Последние оказывались в Его представлении лучшими, чем евреи, – этого уже никак не могли стерпеть присутствовавшие в синагоге, и, несмотря на то что день был субботний, они начали теснить Христа из Синагоги и потом из города. Дорога из города, лежавшего на склонах гор, резко поднималась кверху (на западном краю города), и назаретяне, очевидно, оттесняя Христа на эту дорогу, незаметно сбросили бы Его с утеса, к которому вела эта дорога и около которого был обрыв футов в сорок над лежащей внизу долиной (место это находится над маронитской церковью). Но вдруг Христос остановился и, Своим одним повелительным взглядом заставив расступиться теснивших Его людей, спокойно прошел среди них. Так как Он, очевидно, пошел дорогой в Капернаум, которая ведет прямо от этого утеса, то теснившие Его должны были остановиться: там дальше уже не было возможности как будто нечаянно столкнуть Христа с утеса.

Одно ли это и то же событие с тем, которое описывают евангелисты Матфей () и Марк ()? Нет, это событие другое. Рассказ евангелиста Луки относится к началу служения Христа, а рассказы евангелистов Матфея и Марка – к позднейшему времени. Это – первое доказательство. Во-вторых, здесь Христос является без Своих учеников, а там – с учениками. В-третьих, согласно Евангелию от Луки, Христос оставляет Назарет после описанного покушения на Него, а у Матфея и Марка – остается некоторое время в Назарете и после того, как назаретяне не обнаружили к Нему доверия. Наконец – и это самое важное – у Матфея и Марка совсем нет речи о покушении на Христа, о чем здесь сообщает евангелист Лука. Не ясно ли, что Лука описывает другое событие? Некоторые же сходные детали в рассказах у него и двух других синоптиков объясняются просто тем, что подобные речи о происхождении Христа должны были слышаться нередко среди невежественных назаретян.

. И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.

. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.

"Пришел" – точнее: сошел (κατῆλθεν ). Назарет лежал выше расположенного у Тивериадского моря Капернаума (см. ).

«Слово Его было со властью» (ср. стих 14).

. И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

. И разнесся слух о Нем по всем окрестным местам.

«Нечистого духа бесовского» – правильнее: «духа демона нечистого». К слову «демон» прибавлено употребленное и у Марка прилагательное «нечистый» ввиду того, что у греков слово «демон» (δαιμόνιον ) не означало непременно существо злое или нечистое.

"Оставь" . Это не глагол, а просто восклицание: «Га!» (ἔα !), выражающее удивление, смешанное с ужасом.

«Нимало не повредив ему» – замечание, находящееся только у одного Луки.

«Что это значит» – точнее: что это за слово или речь такая? В 32-м стихе удивление выражается пред учением Христа, здесь – пред Его повелениями (стих 35).

"Что Он" (стих 36) – правильнее: потому что Он: Евангелист указывает причину, вызвавшую удивление.

«Со властью и силою» . Первое (ἐξουσία ) означает – Христос, второе (δύναμις ) – силу, какая получается отсюда.

. Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. ), и потому Христос у него является здесь идущим в одиночестве.

«Сильною горячкою» . Такая сравнительная точность в определении болезни естественна у Луки как врача.

«Просили Его» , конечно, об исцелении, Петр и его домашние.

«Подойдя к ней» – точнее: «стал над нею склонившись».

«Запретил горячке» . Эта болезнь представляется здесь как бы враждебной личной силой.

. При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их.

"Народ" (точнее «толпы») "искал Его" . Так как евангелист Лука еще не сказал о призвании апостолов, то у него ищущим Христа является вообще народ, а не Симон и бывшие с ним, как у Марка.

«Придя к Нему» – точнее: «доколе не пришли к Нему» (ἦλθον ἕως αύτοῦ ). Они не прежде кончили искать Христа, чем нашли Его.

«На то Я послан» , – т.е. на то, чтобы повсюду в иудейской стране проповедовать.

«В синагогах галилейских» . По более удостоверенному чтению: «Иудейских». Но при этом под Иудеей понимается, конечно, не провинция Иудея, а иудейская страна вообще, включая и Галилею (ср. ).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»