Форма правления Республики Казахстан: конституционная модель и практика государственного управления Мухамеджанов Бауржан Алимович. Характеристика республиканской формы правления в республике казахстан

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Обретение государственного суверенитета и образование на политической карте мира независимого Казахстана обусловило потребность выработки отечественной модели государства и власти. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев определил перспективу процесса становления современной казахской государственности, отметив, что теперь у народа Казахстана есть «серьезные перспективы на основе уже имеющихся достижений формирования нового типа государственности в терминах...XXI века». Поэтому, прежде всего, казахстанские государственные деятели и государствоведы должны были найти ответы на основные вопросы, предопределяющие выбор формы нового казахстанского государства:

1) Какую выбрать форму правления (президентскую, парламентскую или смешанную)?

2) Каково должно быть государственное устройство (унитарное государство, региональное государство с высокой долей автономии составных частей или федерация)?

3) Какой из механизмов разделения властей и «сдержек и противовесов» обеспечит стабильность и эффективное взаимодействие органов государственной власти?

Итогом ответов на поставленные вопросы должна была стать модель функционирования государства. Конечно, процесс развития новой государственности находится еще в стадии становления, разработки и утверждения в государственно-политической практике новых для республики правовых и управленческих регуляторов. В то же время, сегодня по прошествии уже двадцати лет можно подвести некоторые итоги и проанализировать перспективы.

Исторические традиции развития казахской государственности, новейшая история государственно-правового становления независимого Казахстана обусловили выбор страной президентской формы правления, согласно требованиям, которой Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики, а, по сути, общенациональным лидером.

Казахстан -- унитарная президентская республика парламентского типа. Президент является главой государства и Верховным Главнокомандующим.

Президент Республики Казахстан избирается совершеннолетними гражданами Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента -- 5 лет, однако действующий президент сохраняет полномочия на 7 лет (по прежней версии Конституции) до 2012 года. Текущий Президент Назарбаев находится в своей должности с 24 апреля 1990 года, а руководит Казахстаном с 22 июня 1989 года (21 год на 2010 год).

Первый Президент Казахстана (Нурсултан Назарбаев) в соответствии с Конституционным законом имеет особое политическое и правовое положение: расширенное обеспечение его и его семьи, возможность выступать перед Парламентом, на заседаниях Правительства после прекращения им своих полномочий, а также иные льготные условия.

Исполнительную власть осуществляет Правительство. Система органов исполнительной власти состоит из министерств, служб и агентств. Законодательную власть осуществляет Парламент. Состоит из двух Палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе. Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан (14 областей, 2 города). Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества. Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат. Срок полномочий депутатов Сената -- шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса -- пять лет. Судебную власть осуществляют суды: Верховный Суд, областные, военные, городские, районные и специализированные суды. Судебная система республики осуществляется посредством Верховного Суда и местных судебных органов. Верховный Суд Казахстана является высшим судебным органом по гражданским и уголовным делам. Контроль за соблюдением Конституционных законов осуществляет Конституционный совет, который состоит из 7-ми членов, избираемых на 6-ти летний срок. На местах государственное управление принадлежит местным представительным и исполнительным органам. Местные представительные органы - маслихаты выражают волю населения соответствующих административно-территориальных единиц. Местная исполнительная власть представлена областными администрациями во главе с акимами областей. Акимы областей назначаются Президентом страны по представлению премьер-министра.

Проблемы становления и развития президентской формы правления состоят в организации, функционировании и взаимодействии исполнительной власти, законодательных органов государственной власти, судебных органов государственной власти с институтом Президента Республики Казахстан. Детального научного исследования заслуживают структурно-функциональные аспекты реализации полномочий главы государства, поиск новых механизмов и технологий их осуществления.

Проблематика республиканской формы правления Республики Казахстан на нынешнем этапе ее развития является сложной как в практическом, так и в теоретическом отношении. Так, современное состояние научной разработанности понятия «республиканская форма правления» не позволяет в полной мере использовать его в качестве творческой конструкции для фундаментальных теоретических исследований.

Все это затрудняет поиск объективных закономерностей развития республиканской формы правления в условиях формирования нового общественно-политического устройства Республики Казахстан, изучения соответствия казахстанской модели президентской системы правления совокупности исторических, социальных, политических и иных предпосылок ее формирования, уровню политической и правовой культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду других социальных факторов.

Выбор формы правления осуществляется не по воле просто случая, а осуществляется в ответ на конкретные традиции общества, то и этот выбор сознательно принимается как средство решения проблем, представленных этими традициями. Однако анализ показывает, что реальная природа государства и общества не может быть выведена из простого анализа набора учреждений. Следовательно, реальная природа государства и общества может быть исследована исключительно на основе анализа встроенности системы органов и учреждений в контекст конкретного общества. Сами же административные учреждения являются в своей сущности, по меткому определению У.Ливингстона, лишь «институциональными средствами взаимодействия разнообразных социальных отношений с различными народами, погруженными в систему этих отношений».

Главной и основной задачей при формировании институтов государственной власти исторически является выбор разновидности их политико-правового оформления, соответствующей определенной экономической и политической системе общества. Именно такой выбор определяет политико-правовые основы функционирования государственной власти и характер взаимодействия государства и общества. Поэтому очевидно, что форма республиканского правления является одной из важнейших форм государства, характеризующих структуру и порядок взаимоотношений органов государственной власти и населения, механизм взаимодействия основных органов государства - главы государства, высшего представительного и законодательного органа и правительства.

Принцип разделения властей закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя Казахстана. Следовательно, исследуя организацию государственной власти Республики Казахстан, надо исходить из того, что она должна эффективно функционировать в условиях разделения властей, что в свою очередь вызывает необходимость рассмотрения теоретических аспектов организации исполнительной власти в теории разделения властей, практических вариантов воплощения данной доктрины в жизнь и выявления критериев эффективности исполнительной власти в условиях разделения властей.

Помимо принципа разделения властей, организация государственной власти предопределяется в первую очередь формой правления в стране, поскольку форма правления есть «наиболее внешнее выражение содержания государства, определяемое структурой и правовым положением высших органов государственной власти».

Практически все исследователи формы правления в качестве основного критерия определения типа республики называют вопрос об ответственности Правительства. Если Правительство ответственно только перед Президентом то это республика президентская, если только перед парламентом - республика парламентарная. Если же Правительство ответственно и перед Президентом и перед парламентом, то подобную систему называют полупрезидентской или «смешанной» республикой.

Форма правления как элемент формы государства воплощается в множестве моделей. В каждом государстве система формируемой им власти имеет свою специфику, которая определяется многими объективными и субъективными условиями, факторами и причинами. Поэтому любой сравнительный анализ имеет свои пределы, ограничения и является весьма относительным. Причем, везде во власти главным считается не набор известных формальных элементов, скажем, парламент, выборы, разделение власти и т.д., а ее способность обеспечивать целостность, суверенность, безопасность, упорядоченность и развитие общества. Предназначение (миссия) государственной власти усматривается не в ней самой, а в обслуживании ее потребностей, интересов и целей общества, объединенного в соответствующее государство.

Президентская форма правления Республики Казахстан, установленная Конституцией 1995 г., вполне отвечает современным реалиям переходного времени и способствует стабильности курса постепенной политической модернизации страны. Именно в этом историческом контексте необходимо решать вопрос о перспективах совершенствования президентской формы правления в Казахстане, превращения ее президентско-парламентскую.. Основополагающими принципами деятельности казахстанского государства являются общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в парламенте. Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления. В Казахстане признается идеологическое и политическое многообразие, не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий, а также незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов, государственное финансирование общественных объединений.

Обобщая опыт стран Содружества Независимых Государств, можно придти к обобщающему выводу о том, что для Республики Казахстан, как и других постсоветских республик, в условиях переходного времени наиболее предпочтительной является конституционная модель президентско-парламентской формы правления. В этой связи важно отметить, что реализация возможностей сильной президентской формы правления может всемерно способствовать не только эволюционному и политически выверенному воплощению принципа разделения властей, но и позволит усилить роль главы государства как общенационального политического лидера, что может нейтрализовать не только мощный потенциал авторитаризма в условиях переходного периода, но и всемерно помогать становлению эффективной демократической политической системы казахстанского общества.

Кроме того, президентско-парламентская форма правления позволяет интегрировать законодательную и исполнительную ветви власти в единый работающий механизм, основанный на системе сдержек и противовесов, эффективного их взаимодействия. Президент, имеющий весомые полномочия, при этом должен ориентироваться на парламентское большинство и в соответствии с этим строить политику; неотъемлемыми прерогативами Парламента должны стать сильные контрольные полномочия, более эффективный контроль за деятельностью Правительства и др.

Проблема конституционного развития Республики Казахстан является многоаспектной. Один из значимых таких аспектов - историко-правовой, изучение которого позволяет не только охарактеризовать этапы конституционного развития, но и выявить черты и признаки развития самой казахской государственности, особенности становления системы органов государственной власти, конституционно-правовых институтов, государственного устройства и административно-территориального деления.

Началом первого этапа становления современного казахского государства и развития формы правления в нем стало принятие 25 октября 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики. Декларация наделила государственную власть Казахской ССР верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях, определенных Союзным договором.

Вторым этапом утверждения президентской республики в Казахстане признается принятие 24 апреля 1990 г. на первой сессии Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва Закона «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Закон определил Президента как главу Казахской Советской Социалистической Республики -составной части Союза ССР, что и предопределило особенности конституционно-правового статуса президента республики. Президент наделялся правом представлять Верховному Совету Казахской ССР кандидатуру на пост Председателя Совета Министров Казахской ССР. При этом Президент не признавался главой исполнительной власти. Характерной чертой этого этапа следует признать своеобразный дуализм в осуществлении государственной власти в республике.

Переход к следующему (третьему) этапу последовал достаточно быстро, что обусловлено общим динамизмом развития ситуации как в Советском Союзе в целом, так и в Казахстане. Этот переход связан с принятием Закона Казахской ССР от 20 ноября 1990 г. «О совершенствовании структуры государственной власти и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Положения Декларации о государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики были инкорпорированы в текст Конституции Казахской ССР 20 ноября 1990 г. посредством Закона «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». Согласно изменениям Президент Казахской ССР стал главой высшей исполнительной и распорядительной власти, был учрежден пост Вице-президента Казахской ССР, Совет министров преобразован в Кабинет министров, образованы должности премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов. Вице-президент Казахской ССР избирался Верховным Советом по представлению Президента республики.

Таким образом, говоря о становлении президентской власти в Республике Казахстан, можно отметить, что в самом его начале президентская власть функционировала в системе, приближавшейся к парламентской форме правления: Верховный Совет избирал президента и контролировал правительство, которое было ему подотчетно. В ноябре 1990 г. к президенту перешел весь объем полномочий исполнительной власти. Была сделана попытка сформировать единую исполнительную власть во главе с Президентом, произошло слияние Аппарата Президента и Кабинета Министров. В основу политической системы этого периода была положена классическая модель президентской республики. В целом же в периоде становления президентской власти она становилась и укреплялась как важнейший политический институт, обеспечивающий независимость, самостоятельность Республики.

Но наряду с этими нововведениями в государстве оставалось много пережитков прошлого, и не последнее место в этом списке занимали устаревшие правовая база и законодательство республики. Создав новое государство, новые институты власти, необходимо было привести их в логически завершенную форму. Все эти обстоятельства привели к принятию Верховным Советом почти единогласно (309 из 312 голосов) 28 января 1993 года первой Конституции независимого Казахстана.

Современный этап развития формы правления в Республике Казахстан отсчитывается с 2001 г. Потребность перехода к качественно новому этапу развития формы правления в стране обусловлены тем обстоятельством, что к началу XXI века стало очевидно, что политическое реформирования, уровень развития государственно-правовой системы, механизмы государственного управления не в полной мере отвечали запросам экономического роста. Особо явственно противоречие проявилось в регионах страны. Переломить негативные тенденции был призван Закон «О местном государственном управлении в Республике Казахстан».

По сути, это этап децентрализации осуществления управленческих процессов, перехода на новое качество взаимодействия органов государственной власти, относящихся к ее различным ветвям. Если 1990-е годы характеризуются как период высокой степени централизации власти, что позволило обеспечить стабильность государственного строительства в сложнейшее время, то, начиная с 2001 г., на первый план выходят механизмы децентрализации. Децентрализация названа в качестве значимой линии в Стратегическим плане развития Республики Казахстан.

Совершенствование избранной Казахстаном модели формы правления предполагает создание механизма разрешения и преодоления возникающих конфликтных ситуаций. Важную роль в сдерживании и разрешении конфликтов между различными звеньями единого государственного механизма призваны играть независимые судебные органы, которые способны контролировать законность и правомочность решений и действий органов государственной власти и защитить общество от возможных законодательных нарушений. Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, судебная власть осуществляет важные для демократического государства функции правового контроля за деятельностью органов государственной власти. Поэтому любая реформа судебной власти должна заключаться, в первую очередь, в создании условий для осуществления этих функций и повышения эффективности правосудия, а не сводиться к увеличению числа полномочий судебных органов за счет полномочий других органов государственной власти.

КАЗАХСТАН

(Республика Казахстан)

Общие сведения

Географическое положение. Казахстан - государство в Средней Азии. На севере граничит с Россией, на востоке - с Китаем, на юге - с Кыргызстаном, Узбекистаном и Туркменистаном, на западе омывается Каспийским морем.

Площадь. Территория Казахстана занимает 2 717 300 кв.

Главные города, административное деление. Столица Казахстана - Астана. Крупнейшие города: Алма-Ата (1 262 тыс. человек), Караганда (613 тыс. чел.), Чимкент (401 тыс. чел.), Семей (Семипалатинск) (339 тыс.

чел.), Павлодар (337 тыс. чел.), Ошкемен (Целиноград) (330 тыс. чел.). Административно-территориальное деление страны: 20 областей.

Государственный строй

Казахстан-республика.

Глава государства-президент, глава правительства- премьер-министр. Законодательный орган-однопалатный Верховный Совет

Рельеф. Большую часть территории Казахстана занимает равнина, обрамленная горами на востоке и юго-востоке. Разница в высоте над уровнем моря между востоком и западом страны огромная. Горы вдоль границы с Кыргызстаном поднимаются почти до 5000 м над уровнем моря, а впадина Карагие (Батыр) на Мангышлаке расположена на 132 м ниже уровня моря.

Геологическое строение и полезные ископаемые.

Недра страны содержат запасы урана, свинца, цинка, хрома, золота, висмута, меди, молибдена, нефти, фосфоритов, бокситов, железа, марганца.

Климат. Климат страны резко континентальный. Средняя температура января-от -19°С до -4°С, средняя температура июля - от+19°С до +26°С.

Летом температура может достигать отметки +45°С, а зимой 45°С.

Внутренние воды. Главные реки страны: Урал и Эмба, впадающие в Каспийское море; Сырдарья, впадающая в Аральское море; Или, впадающая в озеро Балхаш; Тобол, Иртыш и Ишим текут на север и впадают в Северный Ледовитый океан.

Почвы и растительность.

Почвы черноземные, каштановые, бурые, сероземы, коричневые. Равнинный Казахстан по характеру растительности делится на три зоны: степную (ковыль, типчак, тимофеевка), полупустынную (полынь, тырсик) и пустынную (засухоустойчивые кустарники).

В Джунгарском Алатау распространены тянь-шаньская ель и сибирская пихта. Леса занимают 3% площади Казахстана.

Животный мир. Среди представителей фауны - сайгак, охраняемый государством, суслик, хомяк, полевка, сурок, заяц, джейран, архар. В лесах водится белка, росомаха, рысь, снежный барс, бурый медведь.

Население и язык

Население страны составляет около 16,847 млн.

человек, средняя плотность населения около 6 человек на 1 кв. км. Этнические группы: казахи - 41,9%, русские - 37%, украинцы - 5,2%, немцы - 4,7%, узбеки - 2,1%, татары - 2%. Языки: казахский (государственный), русский.

Вероисповедание

Мусульмане - 47%, православные - 44%, протестанты - 2%.

Краткий исторический очерк

Территория современного Казахстана была населена тюркскими племенами с VIII в.

В XIII в. Казахстан вошел в состав империи монголов и находился в ней до XVIII в. В начале XVI в. первые казацкие отряды основали поселения вдоль реки Урал и с течением времени распространились на территорию северной части современного Казахстана, однако до 30-х годах XIX в. Россия не предпринимала активных действий по колонизации Казахстана.

В 1830-е годы российская армия организовала поход на юг, и к 1866 г. вся территория современного Казахстана находилась под властью России. В 1918 г. в восточной части Казахстана была провозглашена автономная республика, однако в скором времени ее захватили большевики, которые в 1920 г. провозгласили на территории Казахстана автономную республику. До 1936 г. она называлась Автономной Советской Социалистической Республикой, а в 1936 г. вошла в состав СССР как союзная республика.

Республика Казахстан

Казахстан провозгласил независимость.

Краткий экономический очерк

Добыча каменного угля, нефти, природного газа, железных, медных, свинцово-цинковых, никелевых руд, бокситов и других полезных ископаемых. Ведущие отрасли промышленности: цветная и черная металлургия, химическая, машиностроение, легкая, пищевая. Развиты также нефтепереработка и производство стройматериалов. Посевы зерновых (главным образом пшеница), кормовых и технических (подсолнечник, хлопчатник, лен-кудряш) культуры.

Плодоводство, виноградарство, бахчеводство. Мясо-шерстяное овцеводство, мясное и мясо-молочное скотоводство; разводят также свиней, верблюдов и лошадей. Курорты: Боровое, Алма-Арасан, Сарыагач и др.

Денежная единица-тенге.

Общая информация о Казахстане

Казахстан расположен в самом сердце Евразийского континента. Его территория составляет 2 724 900 квадратных метров. км (1 049 150 кв. км). Это вторая в СНГ и девятая по величине страна в мире. На его территории Казахстан больше двенадцати стран Европейского Союза!

Он граничит с Казахстаном с Китаем, Кыргызстаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Россией. Общая протяженность границы составляет 12187 км.

Казахстан протяженностью более 3000 км (два часовых пояса) от нижней Волги на западе до предгорий Алтайских гор на востоке и почти в 2000 километрах от Западно-Сибирской равнины на севере до пустыни Кызылкум на юге.

Расстояние государства от океанов и обширность его территории определяются климатическими условиями Казахстана. Климат здесь сильно континентальный со средней температурой между -19 … -4 ° C в январе и июле между +19 … + 26 ° C.

Зимой температура может снизиться до -45 ° C, а летом — при + 30 ° C.

население: 17.948.000 (01.07.2014)
Основной капитал: Астана (с 10 декабря 1997 года) с населением 828 759 человек (06/02/2014).

Административно-территориальное деление: Казахстан административно разделен на 14 регионов, 84 города, 159 районов, 241 город и 2,042 деревни.

Что касается населения, то города Казахстана разделены следующим образом:

  • 300-400 тыс.

    жители — Караганда, Шымкент, Павлодар, Тараз и Усть-Каменогорск;

  • 200-280 тысяч

    Влада Казахстана

    жители — Уральск, Темиртау, Кустанай, Актобе, Петропавловск и Семипалатинск;

  • 110-160 тысяч жителей. Джезказган, Экибастуз, Кызылорда, Актау, Кокшетау и Атырау.

язык: В качестве официального языка принят казахский язык.

Русский широко используется.

валюта: Казахская валюта — тенге, равная 100 туй (с 1993 года).

Национальные символы: Флаг, герб

Праздники в Республике Казахстан:

Национальные праздники:

  • День независимости — с 16 по 17 декабря.

Общественные праздники:

  • Новый год — 1-2 января;
  • Международный женский день — 8 марта;
  • Наурыз мейрамы — 21-23 марта;
  • День единства народа в Казахстане — 1 мая;
  • Отец Отца — 7 мая;
  • День Победы — 9 мая;
  • День столицы — 6 июля;
  • День Конституции Республики Казахстан — 30 августа;
  • Первый Президент Республики Казахстан — 1 декабря.
  • Первый день Курбан-Айеты, отмечаемый в мусульманском календаре, и 7 января — праздник православного Рождества.

религия: Республика Казахстан является многонациональной страной с представителями более чем 120 стран.

Основной религией является ислам, но казахи терпимы к другим религиям и народам, проживающим на их территории, таким как христианство, иудаизм и т. Д. В последние годы в стране были построены многие мечети и церкви.

география: На территории Казахстана насчитывается 8500 рек. Длина семи из них (самая длинная), превышающая 1000 км, включая потоки Урала и Эмбы в Каспийском море, сэр Дарья, впадающая в Аральское море, Иртыш, Ишим и Тобол, несет свои воды в Северном Ледовитом океане. В Казахстане насчитывается 48 тысяч озер.

Самые крупные из них — Балхаш, Зайсан, Алаколь, Тенгиз и Селетенгиз. Казахстан занимает север и половину восточного побережья Каспийского моря. Казахское побережье Каспийского моря составляет 2340 км. Большая часть территории Казахстана занимает пустыни и степи. Остальная часть области занята полуоболочками и лесами. Флора и фауна состоят из 155 видов млекопитающих, птиц 480, 150 видов и 250 видов лекарственных растений, среди которых очень редкие случаи.

минералы: Большая территория Казахстана богата полезными ископаемыми.

Компании, занимающиеся добычей и переработкой угля, нефти, газа, цветных и черных металлов, играют ведущую роль в национальной экономике. Основными минералами являются: цветные и руды из черных металлов, урана.

Казахстан исследует крупнейшие в мире запасы хрома, ванадия, висмута, фтора, железа, цинка, вольфрама, молибдена, фосфорита, меди, калия, кобальта, кадмия и каолина. В стране около 160 нефтяных и газовых месторождений, в том числе крупнейших — Тенгиз. На Тенгизском и Королевском полях измеряется от 750 мельниц. 1,1 миллиарда. Тон. Казахстан имеет 160 миллионов тонн запасов угля в 155 пунктов, в том числе десять угля, битума и бурого угля. Источники железной руды в Казахстане относятся к числу самых чистых загрязнений в мире. Казахстан является вторым по величине в мире запасов фосфатных пород (Россия) из-за месторождений Жанатас и Каратау. Казахстан является ведущим производителем алюминия в мире. Огромные запасы медной руды находятся в Джезказгане, втором по величине нефтяном месторождении в мире.

Казахстан располагает значительными ресурсами для соли и строительной древесины.

Республика Казахстан как независимое суверенное государство было провозглашено 16 декабря 1991 года.

Данный факт зафиксирован в Конституционном законе РК ’’О государственной независимости РК’’ от 16.12.91г.

Как суверенное государство Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. РК создает собственные вооруженные силы, которые охраняют ее независимость и национальную государственность.

Главным законом нашей страны является действующая Конституция, принятая на всенародном референдуме 30 августа 1995 года.

8 октября 1998 года Конституционным законом были внесены 19 изменений и дополнений в действующую Конституцию.

Конституция РК закрепила конституционный строй, экономическую и политическую основу РК.

Конституционный строй РК- это система основополагающих общественных отношений, представляющая собой способ организации государства, его связь с личностью, закрепленная нормами Конституции и характеризующее его как конституционное государство.

В Конституции закреплены следующие основополагающие принципы Конституционного строя РК: принципы народовластия, государственного суверенитета, унитаризма, разделения властей, верховенства права, решения наиболее важных вопросов в государственной жизни демократическими методами, идеологического и политического плюрализма и другие.

В качестве основной черты конституционного строя РК можно привести народовластие. Единственным источником государственной власти в Конституции РК определен народ. Народовластие определяется путем республиканского референдума и свободных выборов.



Кроме того, народ делегирует осуществление своей власти государственным органам. Поэтому демократия осуществляется в непосредственной и представительной формах.

Экономическая основа РК - основана на многообразных формах собственности. Тем самым конституционно закреплены рыночные отношения. Конституция РК равным образом признает и защищает как государственную так и частную собственность.

Также в Конституции установлено, что земля может находиться в частной собственности.

Государство гарантирует право собственности. Отчуждение же собственности может иметь место лишь в судебном порядке. Конституция гарантирует и право наследования.

Государство признает и поддерживает право на свободу предпринимательской деятельности и свободу хозяйственной конкуренции. При этом монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом.

В государственной собственности согласно Конституции находится земля и ее недра, растительный и животный мир и другие природные ресурсы. Конституция устанавливает, что собственность обязывает и пользование его должно одновременно служить и общественному благу.

Политическую основу РК образуют многообразные организации, институты и учреждения, осуществляющие борьбу за власть, ее организацию и функционирование. К элементам политической системы относятся общественные организации, объединения и органы государства.

Конституция закрепляет идеологический и политический плюрализм, подчеркивая, что не допускается слияние общественных и государственных институтов, создание в государственных органах организаций политических партий.

В Республике идет процесс становления многопартийной системы, которая предполагает легальность политической оппозиции и будет способствовать вовлечению в политическую жизнь широких слоев населения. Десять депутатов Мажилиса Парламента избираются на основе партийных списков.

Форма государства Республики Казахстан отличается внутренним единством трех элементов формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима.

По форме правления Казахстан является президентской республикой.

Согласно Конституции РК Президент - это глава государства и его высшее должностное лицо. Как глава государства Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики, а также является высшим представителем государства в сфере международных отношений и внутри страны. Президент РК является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании всеми совершеннолетними гражданами РК сроком на 7 лет.

Конституцией закреплена система гарантий, ограничивающих власть Президента. Так, во-первых ограничен срок полномочий Президента - 7 лет, Во-вторых, не допускается занятие поста Президента более 2 сроков подряд. В-третьих, предусмотрен конституционный механизм отрешения Президента от должности в случае государственной измены. Институт отрешения Президента от должности называется импичмент.

В-четвертых, предусмотрен конституционный механизм признания несоответствующими Конституции нормативных актов Президента.

Что же касается полномочий Президента, то здесь хотелось бы отметить одну из главнейших. Так, Президент РК с согласия Парламента назначает на должность Премьер-Министра Республики, назначает членов Правительства и освобождает их от должности, назначает Председателя Национального банка РК, Генерального прокурора и Председателя Комитета Национальной Безопасности.

Кроме того Президент РК осуществляет ряд других полномочий.

По форме государственного устройства Республика Казахстан является унитарным государством. Как унитарное государство Казахстан характеризуется единой, политически однородной структурой, состоящей из административно- территориальных единиц, не обладающих своей собственной государственностью.

В Республике Казахстан существует единое гражданство, единое законодательство, единая система государственных органов.

В Конституции закреплено, что унитарность и территориальная целостность, форма правления Республики не могут быть изменены.

Форму государственного правового режима в РК можно отнести к демократическому.

Так, Конституция РК признает народ единственным источником государственной власти, признает абсолютность и не отчуждаемость прав и свобод человека и гарантирует их провозглашает, что права и свободы человека принадлежат каждому от рождения.

Конституция признает человека, его жизнь, права и свободы высшими ценностями. При этом в отношениях человека и государства приоритетным становится взаимная ответственность.

В Конституции закреплен широкий объем прав и свобод человека и гражданина.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина имеет ограничительные рамки, которые выражаются в следующем:

1) оно не должно нарушать права и свободы других лиц;

2) оно не должно посягать на Конституционный строй;

3) оно не должно посягать на общественную нравственность.

Республика Казахстан - светское, социальное и правовое государство.

Республика Казахстан является светским государством. Это обеспечивается отделением религиозных объединений от государства и светским характером образования, т.е. школы отделены от религии.

В Казахстане ни одно из вероучений не признается обязательным либо предпочтительным. В Республике не существует официальной государственной религии, не допускается деятельность партий на религиозной основе.

Республика Казахстан утверждает себя правовым государством. Использованием слова ’’утверждает’’, а не слова ’’является’’ в Конституции подчеркивается, что РК находится на начальном этапе формирования правового государства.

Так, в Конституции РК выражены следующие главнейшие признаки правового государства

Безусловное верховенство Конституции и законов перед иными нормативными актами;

Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви и взаимодействия ветвей власти на основе системы сдержек и противовесов;

Принцип верховенства права, приоритет прав и свобод человека, признание их естественными и неотчуждаемыми;

Связанность государства и гражданина взаимными правами и обязанностями;

Независимость правосудия;

Использование при реализации гражданских прав и свобод принципа ’’разрешено все, что не запрещено законом’’;

Принцип равенства всех перед законом.

В Конституции заложена основа построения в Казахстане социального государства.

Так государство обязывается заботиться об установлении социальной справедливости во всех областях, особенно в сфере производства и распределения. Для достижения такой цели государство решает следующие задачи:

Не допустить формирование социальных полюсов и возникновения на этой основе классового антагонизма;

Разумно и целенаправленно регулировать экономические, социальные, демократические и другие отношения;

Ориентировать законодательство на человека, на удовлетворение его жизненных потребностей и интересов, создавая социальную защиту от безработицы, социальное обеспечение нетрудоспособных, пенсионеров и др.

Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте форму правления Республики Казахстан.

2. В чем особенности президентской власти в Республике Казахстан?

3. Укажите форму государственного устройства РК и свяжите с историческими особенностями ее развития.

4. Выделите характерные черты демократического политического режима в РК.

5. Раскройте содержание ст.1 п.1 Конституции РК ’’Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы’’.

Республика Казахстан .

Название страны происходит от этнонима народа казахи.

Столица Казахстана . Астана.

Площадь Казахстана . 2 724 900 км2.

Население Казахстана . 16 847 тыс. чел.

Административное деление Казахстана . Государство разделено на 14 областей.

Форма правления Казахстана . Республика.

Глава государства Казахстан . Президент, избираемый сроком на 5 лет.

Высший законодательный орган Казахстана . Двухпалатный парламент (Сенат и Мажилис), срок полномочий которого 5 лет.

Высший исполнительный орган Казахстана . Кабинет министров.

Крупные города Казахстана . Алматы, Караганда, Шымкент, Семей, Павлодар, Ошкемен.

Государственный язык Казахстана . Казахский, русский.

Религия Казахстана . 47% - мусульмане, 44% - православные, 2% - протестанты.

Этнический состав Казахстана . 41,9% - казахи, 37% - русские, 5,2%- , 4,7% - немцы, 2,1% - узбеки, 2% - татары.

Валюта Казахстана . Тенге = 100 тиын.

Фауна Казахстана . Представители животного мира Казахстана - сайгак (охраняется государством), суслик, хомяк, полевка, сурок, заяц, джейран. В водятся белка, росомаха, рысь, в горах - архар, снежный барс, бурый медведь.

Достопримечательности Казахстана . В Алматы - 12 музеев, в т. ч. деревянный православный храм XIX в., Музей Казахстана. В Таразе - мавзолей Карахана (XI в.), в Караганде - большой ботанический сад. Туристов привлекают горные районы и курортная зона озера Балхаш.

Полезная информация для туристов

С давних пор наиболее отличительной чертой казахского народа было гостеприимство. Дорогого гостя радушно встречали, усаживали на самое почетное место, угощали лучшим, что было в доме. Мясо - основа большинства блюд. Деликатесные мясные изделия - казы, чужук, жал, жая и карта - готовят из конины. В традиционной казахской кухне предпочтение всегда отдается варке. Издавна широко используются молоко и кисло-молочные продукты. Кумыс, шубат и айран легче сохранять в условиях кочевой жизни. Хлеб выпекается в виде лепешек, любимое изделие из теста - баурсаки, самый популярный напиток - чай с молоком. Любое застолье в казахской семье обычно начинается с молочных напитков - кумыса, шубата или айрана, потом подается чай с молоком, баурсаками, изюмом, иримшиком, куртом. После этого наступает очередь холодных закусок из конины - казы, чужук, жал, жая, карта. Единственная горячая закуска в казахской кухне - куырдак. И все же самым излюбленным блюдом был и есть бешбармак, или мясо по-казахски. Бешбармак так же популярен у казахов, как пельмени у русского народа и плов у

Казахстан является крупным государством на территории постсоветского пространства. Что известно об этой стране? Какая форма правления установлена в Казахстане, каковы особенности ее территориального устройства? С опорой на в этой статье будут предоставлены ответы на все актуальные вопросы об устройстве казахского государства.

Общая характеристика Республики Казахстан (РК)

Согласно первой статье казахской Конституции, РК - это демократическое, унитарное и социально-правовое государство с президентской формой правления. Казахстан принял основной закон страны в Спустя два года была принята новая Конституция. В 1998 году в нее был внесен ряд крупных поправок и изменений.

Государственное устройство Казахской Республики базируется на принципе разделения властей. Все властные органы относятся к одной из трех ветвей: законодательной, судебной или исполнительной. Президент же не зависим ни от одной ветви.

Казахское государство делится на регионы. Всего в стране существует 14 областей и 2 города республиканского значения - Алма-Ата и столица Астана. Есть также Байконур - город с особым статусом, который временно арендует Российская Федерация. Население Казахстана - 18 млн человек.

Форма правления в Казахстане

Что такое "форма правления"? Европейская теория государства и права гласит, что это организация власти в стране. Форма правления представляет характеристику взаимоотношениям между государственными органами. Дается представление о вертикально-горизонтальной системе отношений.

В Республике Казахстан форма правления именуется полупрезидентской, или же смешанной. Насколько совпадает казахская система с классической республиканской, как, например, в США? Безусловно, Казахстану далеко до американского устройства. При разработке Конституции и формировании государственного устройства в начале 90-х годов за основу бралась французская модель. Надо сказать, что само формирование сегодняшней формы правления Казахстана проходило по нескольким этапам. О каждой ступени развития будет подробно рассказано далее.

Становления полупрезидентской формы правления в Республике Казахстан

В апреле 1990 года в был учрежден пост главы государства, то есть президента. Первый Президент избирался народными представителями - членами Верховного казахского совета. Права его в значительной мере ограничивались полномочиями Президента СССР и Советом Министров. К слову, сами министры наделялись полномочиями от Верховного Совета.

В ноябре 1990 года было внесено множество изменений в Конституцию Казахской ССР. Был укреплен статус главы государства. Отныне он стал не просто формальным главой республики, но и председателем распорядительной и исполнительной власти. Министерский Совет был преобразован в Кабмин. Формировался он главой государства. В декабре 1991 года состоялись первые выборы казахского Президента. В этом же месяце была провозглашена независимость Казахстана. Президент становится независимым от советских глав государства. 28 января 1993 года была принята первая казахстанская Конституция, в которой провозглашались принципы демократичности, светскости, разделения властей и приоритета правовых основ. Президент становится единственным главой государства и председателем исполнительной власти Казахстана. Какая форма правления в стране установилась по Конституции? Если Президент был поставлен главой исполнительной власти, то в стране установилось президентское правление. Просуществовало оно до 1995 года.

Смена формы правления

До 30 августа 1995 года в РК действовала норма, согласно которой Правительство формировалось по приказу главы государства. Также президент мог наделять полномочиями премьер -министра, а также ряд исполнительных министров. Однако для этого уже требовалось согласие Верховного Совета.

В декабре 1993 года Президенту была предоставлена возможность делегировать дополнительные полномочия главам местных администраций. Подобная мера была принята из-за массового самороспуска членов Верховного Совета. Весной 1994 года был сформирован первый казахстанский Парламент - Верховный Совет 13 созыва. Спустя год он был признан нелегитимным по указу Президента.

Полгода Казахстан не имел законодательного органа власти. Лишь летом 1995 года был разработан текст второй государственной Конституции. Согласно ее положениям, Президент провозглашался равноудаленным от всех ветвей власти. Ему же присваивался статус арбитра. Установилась президентская форма правления в Казахстане.

В настоящее время нормы 1995 года имеют чуть измененный вид. Так, спустя три года после принятия второй Конституции были расширены полномочия Парламента. Несколько изменились права Президента. В 2007 году в Конституцию были внесены поправки. Правительство должно формироваться в соответствии с партийным большинством Мажилиса - нижней палаты казахстанского Парламента. Данная норма утвердила окончательный переход к смешанной республике.

О Президенте Казахстана

Разобравшись с вопросом о том, какая форма правления в Казахстане установлена на данный момент, следует перейти к подробному изучению каждого государственного органа, который и составляет управленческую систему в стране. Однако начать следует с Президента - главы казахского государства.

Президент РК является высшим должностным лицом. Именно он определяет основные направления внешней и внутренней политики, а также обеспечивает функционирование всех государственных инстанций. Наконец, глава казахстанского государства является верховным главнокомандующим в стране.

В основные полномочия Президента входит создание и обнародование законов, роспуск Парламента, наделение полномочиями некоторых должностных лиц, а также ведение международных переговоров. Остальные функции главы государства РК зафиксированы в Конституции. с 1990 года по сегодняшний день - это Нурсултан Назарбаев.

Правительство

Казахстанский орган исполнительной власти возглавляется премьер-министром. Назначается он главой государства с согласия Парламента. В полномочия Правительства входят следующие моменты:

  • законотворческая деятельность в рамках своих полномочий;
  • разработка социально-экономической, оборонной и социальной программ;
  • управление государственной собственностью;
  • наделение полномочиями некоторых должностных лиц;
  • выработка мер внешней политики РК;
  • исполнение других функций и полномочий, зафиксированных в казахстанской Конституции.

Правительство Казахстана слагает свои полномочия лишь после избрания главы государства. Ему же исполнительная власть полностью подотчетна.

Законодательная власть

Основным органом законодательной власти в Казахстане является Парламент. Он имеет двухпалатную структуру. В его составе есть Сенат, формируемый сроком на шесть лет, и Мажилис. Сенат состоит из 47 членов. 32 из них избираются представительными областными органами - по 2 представителя от каждого региона. Остальные 15 человек наделяются полномочиями по приказу Президента. Сенат - это верхняя парламентская палата. Основное назначение - рассмотрение законопроектов, принятых Мажилисом.

Мажилис является нижней парламентской палатой. Избирается этот орган на 5 лет. В полномочия данной палаты входит утверждение бюджета страны, решение вопросов мира и войны, ратификация международных договоров и многое другое.

Судебная власть

Система судов также является элементом смешанной формы правления в Казахстане. Особенности и принципы устройства судебной системы в РК регламентированы Конституцией.

Высший судебный орган в стране именуется Верховным Судом. Его председатель и судьи назначаются Сенатом по представлению Президента. Есть также Высший Судебный Совет - общество, занимающееся финансированием всех судов, представлением кандидатур, а также контролем над судебной системой.

В РК существует Конституционный Совет, в обязанности которого входит осуществление функций Конституционного суда. В систему судебной власти Совет не входит.

Государственное устройство в РК

Разобравшись с тем, что по форме правления Казахстан является президентско-парламенстким (смешанным), следует приступить к изучению территориального устройства государства. В казахстанской Конституции сказано, что страна является унитарной. Это означает, что РК есть неделимое государство с одним бюджетом и единой налоговой системой. Все административно-территориальные единицы в стране не обладают самостоятельностью, а целиком зависят от центра.

В РК есть единая система власти: это один Президент, единое Правительство и Парламент. Налоговая, кредитная и денежная системы также централизованы, а потому не могут обладать суверенитетом на местах.

Таким образом, Конституция Казахстана не предполагает наделения регионов некоторой долей суверенитета, как это предусмотрено, например, в США или в России. В рассматриваемом государстве все едино и строго централизовано.

Административное устройство РК

Казахстанская Республика делится на области и районы. Областей в стране 14, районы же находятся в пределах каждой области. Алма-Аты и Астана являются городами республиканского значения, причем Астана является государственной столицей. Остальные 14 областей именуются следующим образом:

  • Западно-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области;
  • Акмолинская, Алматинская, Жамбылская, Костанайская, Атырауская, Карагандийская, Павлодарская, Кызылординская, Актюбинская и Мангистауская области.

Всего в казахстанских областях - 11 городских и 160 сельских районов, а также 46 городов. В стране 2453 сельских округа. До вхождения в начале XIX века в Российскую Империю Казахстан состоял из 11 областей. Само государство именовалось Казахским Ханством. В составе Российской империи Казахстан включал в себя Закаспийскую и Уральскую области. При этом Букеевская Орда в 1801-1845 гг. входила в состав Астраханской губернии.

Форма правления и форма государственного устройства Казахстана не раз менялись за тысячелетнюю историю страны. Окончательно сформировалось правление лишь в 2007 году - когда были внесены крупные поправки в Конституцию. Процесс же государственного устройства был завершен к 2001 году - тогда центр Алматинской области был перенесен в Талдыкорган.

Экономическое состояние РК

Характеристику территориального устройства и формы правления Казахстана следует дополнить информацией о финансовом и экономическом состоянии государства.

Национальной валютой в стране является тенге. Министерство бюджетного планирования и экономического состояния отвечает в Казахстане за формирование финансово-экономических связей, а также за их развитие. Первый банк в стране именуется Национальным Банком РК. Все активы в государстве сконцентрированы в Самрук-Казыне - крупнейшем холдинге. Он инвестирует крупные проекты, которые направлены на развитие Казахстана.

В стране особенно развита горнодобывающая промышленность. Государство "питается" за счет нефти, угля, газа, руды и прочих полезных ископаемых. Ведущими отраслями промышленности являются цветная и черная металлургия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»