Высший орган власти по конституции 1977. Новая конституция ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

7 октября Конституция СССР была утверждена Верхновным СОветом СССР. Она состояла из 174 статей, которые объединялись в 21 главу и 9 разделов. Действовала она до момента ликвидации СССР (8 декабря 1991 гоода)

Данная конституция принципиально не отличалась от предшествующего ей Основного закона.

Впервые в истории отечественных конституций в Основном законе появилась преамбула. В соответствии с Конституцией государство являлось социалистическим и общенародным, его полит основой выступали Советы народных депутатов, экономической основой - социалистическая собственность на средства производства в виде государственной и кооперативно-колхозной собственности.

В основе гос устрйоства лежал принцип социалистического федерализма - свободное объединение равноправных республик с правом выхода из союза.

В конституции ст.6 была посвящена роли коммунистической парти. Партия объявлялась руководящей и направляющей силой советского общества.

К числу функции партии относилось: определение развития общества, линии внутренней и внешней политики СССР".

Система Органов гос власти, закрепленная в Конституции 1977 в целом не отличалась от той, которая указывалась в конституциоонном акте 1936:

1. Верховный Совет СССР - высший орган гос власти СССР. Избирался гражданами страны, был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией 1977 к ведению СССР.

2. Президиум Верховного Совета СССР - Высший орган гос власти СССР в период между сессиями Верховного СОвета ССР. , принимал правовые акты в форме указов и постановлений.

3. Совет Министров СССР - правительство СССР, всший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. Состав формировался Верховным Советом СССР.

Подобная система органов власти действовала и в союзных республиках

4. Министерства и государственные комитеты - органы исполнительной власти, осуществляли руководство отдельными отраслями управления. Министерства делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

В данный период руководством страны предпринимались попытки повысить эффективность управления отдельными сферами общественной жизни. Законом СССР "О коренной перестройке управления промышленностью" в целях преодоления чрезмерного централизма был упразднен ряд собзных и союзно-республиканских министерств, а страна была разделена на 105 экономических даминистративных районов.

5. Местные органы гос власти - областные, районные, городские, сельские Советы народных депутатов, которые избирались населением соответствующей местности.

По сравнению с прежним оОсновным законом в КОнситтуции СССР 1977 был значительно расширен раздел о правах и обязаннастях граждан. Появилось право на охрану здоровья, право на жилище, право участвовать в управлении государственными и общественными делами.

Вслед за союзной Конституцией в 1978 были приняты конституции союзных и автономных республик.

Включала в себя 185 статей, которые объединялись в 22 главы и 11 разделов и являлась действующим актом до вступления в силу Конституции РФ (25 дек 1993).

Вторая половина 70-х гг. стала временем принятия очередной Конституции СССР. Она должна была сменить старую, сталинскую 1936 г., а также в известной степени проваленную окончательно Программу КПСС, принятую в 1961 г. на XXII съезде КПСС и обещавшую построить коммунизм через 20 лет, т.е. к началу 80-х гг. В новом Основном законе сохранялось положение о всемирно-историческом повороте человечества от капитализма к социализму: «Советская власть осуществила глубочайшие социально-экономические преобразования, навсегда покончила с эксплуатацией человека человеком, с классовыми антагонизмами и национальной враждой...»

Определяя социальную природу государства, новая Конституция утверждала: «В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни...». Признаками «развитого социализма» она называла «общество зрелых социалистических общественных отношений, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей - советский народ». Целью государства провозглашалось «построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Политическая система СССР была определена как «социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». Устанавливалось, что «основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности», т.е., по сути, в стране сохранялась государственная собственность. «В исключительной собственности государства, - было зафиксировано в Конституции, - ...находятся: земля, ее недра, воды, леса. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и с/х, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий...» При этом «никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных целях».

Законодательная власть. Конституция 1977 г. не изменила политическую организацию общества. Как и раньше,Верховный Совет СССР объявлялся высшим органом государственной власти СССР. Теоретически он олицетворял представительную власть и был законодательным органом. Он избирался сроком на 4 года путем всеобщего, равного и прямого избирательного права. Депутатом мог быть избран гражданин СССР не моложе 23 лет. Депутаты собирались дважды в год на сессии Верховного Совета. Остальное время они должны были работать на своей прежней работе.


Верховный Совет СССР был наделен правом высшего контроля за деятельностью гос.аппарата. На него же возлагалось избрание Президиума Верховного Совета СССР, образование Правительства СССР, избрание Верховного суда и назначение Генерального прокурора СССР. Верховный Совет СССР мог назначить следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу. Он состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался по норме: один депутат от 300 тыс. человек населения. В Совет Национальностей избирались по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой национальной области и по 1 депутату от каждого национального округа. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно.

Верховный Совет избирал Президиум, который работал между сессиями и обладал широкими полномочиями, фактически сопоставимыми с правами самого Верховного Совета. Президиум Верховного Совета издавал указы, обязательные к исполнению. Эти указы утверждались на очередной сессии Верховного Совета и становились законами.

Исполнительная власть. Формально исполнительная власть была представлена системой министерств и ведомств, возглавляемых Советом Министров СССР. Это был высший исполнительно-распорядительный орган СССР. Число союзных министерств и госкомитетов постоянно увеличивалось и достигло более 80. Новые возникали, как правило, в результате деления старых промышленных министерств.

Судебная власть оставалась в значительной зависимости от исполнительной. Министерство юстиции СССР, восстановленное в 1970 г., должно было руководить адвокатурой; в составе Минюста были управления общих судов, военных трибуналов. Высшим судебным органом был Верховный суд СССР. На него возлагался надзор за судебной деятельностью, он обладал правами суда первой инстанции и надзора дел в кассационном порядке. Высший надзор за соблюдением законов Конституция возлагала на Прокуратуру СССР.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СССР

ПО КОНСТИТУЦИИ 1977 г.

Конституция СССР 1977 года — конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.

Первая редакция существенно не изменила государственного строя. Конституция 1977 г. - вошла в историю как "Конституция развитого социализма".

Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию.

Конституция 1977 года состояла из преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21 главы, 174 статей.

В преамбуле в обобщенном виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после победы Октябрьской революции, дана характеристика советского общества как "развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму".

В разделе I "Основы общественного строя и политики СССР" были закреплены общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. В разделе I в первой главе "Политическая система" зафиксировано, что СССР "есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны".

В статье 6 раздела I законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией.

В главе второй "Экономическая система" было зафиксировано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

В третьей главе "Социальное развитие и культура" определялось, что социальной основой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

В разделе II Конституции "Государство и личность" содержались права и свободы граждан. Полностью сохранив права и свободы, гарантированные советскому народу Конституцией 1936 г., новая Конституция расширила перечень прав и свобод советских граждан. В частности к числу политических прав и свобод были добавлены: право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; право вносить в государственные органы и общественные организациипредложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество и др.

Раздел III Конституции был посвящен национально-государственному устройству СССР. В нем были сохранены принципы федеративного устройства СССР. Новая Конституция усиливала гарантию прав суверенных республик. Конституция закрепила широкие права за депутатами Советов, являвшихся "полномочными представителями народа в Советах народных депутатов".Конституция СССР 1977 г. исходила из принципа преемственности в регулировании вопросов национально-государственного устройства СССР.

В структуре высших государственных органов существенных изменений не произошло. Высшим государственным органом, как и по Консти-туции 1936 года, являлся Верховный Совет СССР. Был лишь увеличен срок его полномочий - с 4 до 5 лет. Верховный Совет по-прежнему со-стоял из двух равнозначных палат: Совета Союза и Совета Национально-стей, насчитывающих по 750 депутатов. Принцип его формирования не изменился. Не изменился и сессионный характер работы. Между сессия-ми Верховного Совета его функции выполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР, подотчетный Верхов-ному Совету и его Президиуму. Структура республиканских высших ор-ганов власти и управления повторяла федеральную.

Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР Съездом Народных Депутатов, число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться; между съездами народных депутатов действовал орган, который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись, а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов можно было образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должности Президента СССР и глав местных администраций.

12 апреля 1978 г. была принята Конституция РСФСР, которая текстуально повторяла основные положения Конституции СССР, но более детально регламентировала административно-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР.

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст. 4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст. 57, говорящая о том, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц».

Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии государственного (конституционного) права России и его источников очень велико. Ее принятие стало важнейшим стимулом и точкой отсчета целого периода развития законодательства об общественном и государственном строе. Тщательный анализ источников государственного права советского периода позволяет сделать вывод о первостепенном месте в целом этапе развития конституционного законодательства, которое связано именно с принятием и вступлением в действие Конституции СССР 1977 г., с ее дальнейшей судьбой. Конституция СССР 1977 г. в контексте всей правовой инфраструктуры закладывала многие гуманитарные и демократические начала, которые пусть трудно и не сразу, но неодолимо разворачивались и в застойные времена.

Конституция была рассчитана на конкретизацию многих своих положений в текущем законодательстве. Ведь большинство конституций обладают прямым воздействием на общественные отношения лишь в определенной части устройства госу-дарства, государственной власти. Во всем остальном они играют роль юридической первоосновы с опосредованным действием. И как только оковы застоя были сняты с законодателя, юридический потенциал Конституции начал реализовываться.

Самое невероятное (для периода конца 70-х), что сделала Конституция, - это то, что она зало-жила первую юридическую “бомбу” под административно-командную систему управления. Этот “снаряд”, которому не хватило запала, действие которого было замедлено историей, состоял в перераспределении полномочий между высшими органами государственной власти и управления. А ведь именно традиционное превалирование вторых над первыми и есть один из атлантов, на плечах коего держится российская бюрократия. Если в ст. 31 Конституции СССР 1936 г. было сказано, что Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, поскольку они не входят в компетенцию подотчетных ему органов (т.е. компетенция высшего представительного органа была “ограничена” снизу компетенцией исполнительных органов), то ст. 108, 130 и 131 Конституции СССР 1977 г. закреплялось право Верховного Совета СССР решать все без исключения вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, а полномочия союзного правительства были ограничены полномочиями высшего органа власти.

Конституция установила курс на развитие форм народовластия, впервые был введен в законодательный оборот термин “политическая сис-тема”, зафиксировано право общественных орга-низаций участвовать в управлении государствен-ными и общественными делами. И хотя в течение целого десятилетия мало, что было реализовано, но даже этот отрицательный результат сыграл в последствии позитивную роль: расхождения между положениями Конституции и реальным состоянием дел наиболее ярко высветили накопившиеся проблемы, что способствовало скорейшему осмыслению и оценке в первые годы перестройки происшедших в политической системе деформаций.

Конституция СССР 1977 г., как и прежние Советские конституции, была традиционно российской, т.е. преимущественно коллективистской во многом ставила интересы общества вперед интересов отдельного человека. Но уже одно то, что в структуре Основного Закона раздел о взаимоотношениях государства и личности был восстановлен на соответствующем ему втором месте после основ общественного строя и политики, а содержание самого раздела было значительно расширено, является существенным шагом вперед.

Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет министров СССР, высшим судебным органом – Верховный суд СССР. Конституция устанавливала также структуру органов власти союзных и автономных республик, предусматривалось существование автономных округов и областей.

46. Становление новой российской государственности и ее институтов

1 вариант

Переход государственной власти в условиях распада СССР

В 1991 г. наиболее острой проблемой государственного управления в СССР было обострение межнациональных отношений. Тяга союзных республик к независимости привела к необходимости пересмотра союзного договора. Главным пунктом для обсуждения был вопрос о налогах. Каждая республика стремилась сохранить у себя максимум денежных средств, чтобы самостоятельно решать экономические проблемы. В результате государственное управление на союзном уровне лишалось финансовой базы. Президент СССР М.С.Горбачев не мог на это согласиться, стороны долго не могли прийти к общему мнению. Новый союзный договор планировалось подписать 20 августа 1991 г.

Подписание нового союзного договора было сорвано. 19 августа произошел государственный переворот. Группа высших государственных деятелей СССР основала Государственный комитет по чрезвычайному положению, объявила о недееспособности Горбачева и в соответствии с Конституцией провозгласила Президентом вице-президента Янаева. Выступление ГКЧП не было поддержано, Горбачева освободили из-под домашнего ареста.

После поражения ГКЧП в большинстве союзных республик была провозглашена независимость. Первой получила независимость Украина – это означало распад СССР, хотя формально СССР просуществовал еще несколько месяцев.

Осенью 1991 г. разрабатывались проекты нового союзного договора, идеологом которых был Горбачев. Союзные республики тем временем проводили независимую политику, в том числе в экономической и военной сферах. В республиках вводились собственные денежные единицы, образовывались собственные вооруженные силы. Союзное правительство фактически потеряло контроль над армией и финансами. Кроме того, Президент России Б.Н.Ельцин подписал Указ о запрещении деятельности КПСС на территории России, региональные комитеты партии были занятии милицией и закрыты.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще был подписан договор о создании Содружества Независимых Государств. Это была новая форма союзного договора, которая подразумевала полную независимость бывших союзных республик. Договор об образовании СНГ подписали: от России – Ельцин, от Украины – Кравчук, от Белоруссии – Шушкевич. Первоначально СНГ воспринимался как содружество славянских государств. В частности, Кравчук не исключал возможности присоединения к СНГ и других Восточно-Европейских стран. Однако интерес к СНГ стал проявляться и у других союзных республик. В течение декабря 1991 г. в СНГ вошли и другие бывшие союзные республики, кроме Прибалтики. Это означало, что старая система государственного управления потеряла власть над всеми регионами СССР. 21 декабря в Алма-Ате заключено соглашение о распаде СССР, и Горбачев добровольно сложил с себя обязанности Президента СССР. В конце 1991 г. был созван Съезд народных депутатов СССР, который принял Декларацию о роспуске СССР.

Реорганизация государственного управления в 1993 г., принятие Конституции России

Конфликт между исполнительной и законодательной властью, определявший развитие российской политики в 1992-1993 гг., завершился кровавой схваткой осенью 1993 г. Он отразил углублявшиеся разногласия в лагере реформаторов по вопросам социально-экономического и политического развития страны. На референдум 12 декабря 1993 г. был вынесен президентский проект новой Конституции. За него проголосовала большая часть пришедших на выборы россиян.

Конституция, принятая 12декабря 1993 г., не только закрепила экономические и политические изменения, произошедшие в стране и обществе, но и поставила заслон на пути нарастающей суверенизации регионов. Она провозгласила РФ федеративным демократическим государством с республиканской формой правления, определила права входящих в нее республик, краев, областей и других субъектов федерации, зафиксировала разграничение предметов ведения и полномочий между ними и центром, а также определила круг вопросов, находящийся в совместном ведении. Особое место уделено в Конституции статусу Президента РФ. Предоставив ему больше полномочий, чем другим институтам власти, она фактически вывела его из-под их контроля за границы принципа разделения властей. Согласно Конституции президент стал не просто главой государства, гарантом конституционных прав и свобод граждан, но и высшим арбитром, возвышающимся над всеми ветвями власти. Полученные полномочия позволяют президенту определять основные направления внешней и внутренней политики, формировать и возглавлять Совет Безопасности, назначать (с согласия Государственной Думы) Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров, представлять кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального банка, судей Конституционного Суда, Генерального прокурора.

В соответствии с принципом разделения властей высшим законодательным и представительным органом в России стало Федеральное собрание. Оно заменило институты, унаследованные от советского периода, - Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ. Новое Федеральное собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации до августа 2000 г. формировался по должности двух представителей от каждого субъекта Федерации. Как правило, это были главы исполнительной и представительной власти - президент или губернатор и председатель регионального законодательного собрания соответственно. Новый федеральный закон изменил сложившийся порядок. Теперь членами Совета Федерации от регионов должны быть не главы ветвей власти, а их представители, соответственно назначаемые главой субъекта Федерации и избираемые региональными собраниями.

Государственная Дума избирается на основе прямых, равных и тайных выборов, причем половина депутатов избирается по округам с равной численностью населения, а половина - по партийным спискам. Общая численность депутатского корпуса нижней палаты составляет 450 человек.

Обе палаты равноправны в пределах своих полномочий, но в законодательном процессе ведущую роль играет Государственная Дума. Существует четкий механизм прохождения и принятия новых законов: законопроект проходит три чтения в Государственной Думе, затем поступает в Совет Федерации и после одобрения им направляется на подпись президенту.

Высшим органом исполнительной власти в РФ выступает Правительство в составе Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров и руководителей ряда министерств и ведомств. Главными направлениями деятельности Правительства являются оперативное руководство внешней и внутренней политикой, составление и исполнение бюджета, контроль за подведомственными ему учреждениями. В систему исполнительной власти входят как органы госвласти и госуправления федерального значения, так и органы, созданные ими или субъектами РФ на местах. Все они действуют в рамках правового пространства РФ, охватывая все сферы жизни общества.

Сейчас утверждена новая структура федеральных органов исполнительной власти. Теперь в нее входят: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Общее руководство этой структурой власти осуществляется Президентом РФ.

Следующим уровнем исполнительной власти являются органы субъектов Федерации. Администрация республики, края, области формируется главой соответствующего органа исполнительной власти (президент, губернатор, глава администрации), избранным на основе всеобщих выборов в данном субъекте Федерации, и включает в себя Правительство, наделенное общей компетенцией, госструктуры по сферам управления, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции, территориальные органы специальной компетенции, действующие на территории районов и городов. Администрация республик, краев, областей осуществляет связь между федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, разрабатывает бюджет и обеспечивает его наполнение, а также реализует политику государства в сфере культуры, социальной сфере, охране правопорядка и т. д.

Третьей ветвью власти является судебная. Она независима и действует исключительно на основе российских законов, прежде всего Конституции. Судебная система РФ включает в себя высшие суды, к которым относятся Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды и другие федеральные суды. К числу последних относятся арбитражные суды в субъектах Федерации, а также суды общей компетенции республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах. Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, судьи остальных судов назначаются им же. Надзор за точным и единообразным исполнением законов министерствами, госкомитетами, ведомствами, предприятиями, администрацией любого уровня, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возложен на Прокуратуру РФ во главе с Генеральным прокурором, а также на нижестоящих прокуроров. Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается от нее Советом Федерации по представлению Президента, а прокуроры субъектов Федерации - Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации.

2 вариант.

Распад СССР: причины и последствия для государственного управления.

РАСПАД СССР, процесс прекращения существования СССР в 1991.

Распад СССР имел несколько объективных причин: усиление этнонациональных противоречий в 1980-е гг., тяжелый экономический кризис, ослабление центральной власти СССР (союзного центра) в ходе перестройки (см. ПЕРЕСТРОЙКА). В то же время эти факторы необязательно могли привести к распаду Советского Союза, а лишь изменили бы его форму, при этом из состава СССР, скорее всего, вышли бы несколько республик. Решающий удар по СССР нанесли конкретные факторы острой политической борьбы в 1990-1991, непримиримое соперничество «демократов» во главе с Б. Н. Ельциным (см. ЕЛЬЦИН Борис Николаевич), пришедших к власти в РСФСР, и союзного центра во главе с М. С. Горбачевым (см. ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич)при одновременной изоляции Горбачева как от радикальных реформаторов («демократов»), так и от консерваторов. Противоборство двух центров власти на территории центральных регионов СССР привело к резкому ослаблению всей системы Советского Союза.

Система государственного управления и местного самоуправления по Конституции РФ 1993 г.

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила новые принципы организации системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, отразив произошедшие демократические преобразования в стране. Государственная власть в настоящее время осуществляется на основе принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственное управление осуществляют следующие органы:

1) Президент РФ (глава государства);

2) Федеральное Собрание (парламент, состоящий из двух палат: Государственная Дума и Совет Федерации – органы законодательной власти);

3) Правительство РФ как орган исполнительной власти;

4) министерства, службы, агентства;

5) система судебных органов (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и т.д.).

Органы местного самоуправления выделены из системы органов государственной власти и самостоятельно осуществляют собственную компетенцию в пределах законодательства.

Итак, в истории России не произошло постепенного эволюционного развития институтов государственного и муниципального управления, закономерного для большинства современных развитых государств. На протяжении всей отечественной истории тенденция к централизации сменялась стремлением к децентрализации управления и наоборот, а вместе с системой государственных органов развивались формы местного самоуправления.

Реформы государственного управления и местного самоуправления в 2000-2009 гг. Влияние на них системного кризиса.

2009 год знаменует собой новый этап в развитии системы публичной власти в России. В результате реформы местного самоуправления впервые в нашей современной истории публичная власть начинает полноценно работать на самом близком к населению уровне – в масштабах сельских и городских поселений. Сейчас уже можно говорить, что поселенческие органы местного самоуправления заработали и приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах.

При всех неизбежных издержках и оговорках, нельзя отрицать главного: муниципальная реформа в России состоялась. Произошедшие изменения носят необратимый характер – они приняты всеми заинтересованными лицами и рассматриваются, в основном, как дающие потенциал для дальнейшего развития.

Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования. Неслучайно, ставя в Послании Федеральному Собранию задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти, Президент России Д.А. Медведев акцентировал те аспекты этой работы, которые непосредственно связаны с низовыми уровнями публичной власти.

Система органов государственной власти по Конституции СССР 1977 г.

· 86 Государственно–правовые изменения в 1986 – 1991 г.

Пришедшее к власти в 1985 г. новое руководство Советского Союза во главе с М. С. Горбачевым столкнулось с проблемой продолжающегося ухудшения социально-экономического положения в стране в сравнении с развитыми капиталистическими странами. В этих условиях оно выбрало путь реформирования социализма, который выразился в пересмотре исторически сложившихся политических и экономических догматов социализма. Начавшиеся реформы основывались на устранении идеологического диктата КПСС и демократизации отношений внутри самой КПСС. Демократизация внутрипартийных отношений привела к отказу от важнейшего принципа партийного строительства - принципа единства партии. В обществе свободно и открыто, в том числе и на страницах печати, начинают обсуждаться актуальные вопросы общественной и государственной жизни, наиболее драматические и сложные периоды нашей истории. Отменяется цензура. Появляются новые газеты, журналы и другие издания, а впоследствии телевизионные и радиовещательные организации и программы. Формируются общественные движения и политические партии. Возрождается многопартийность. Власти перестали чинить препятствия гражданам, выражающим оппозиционные мнения путем различных общественных акций: демонстраций, митингов, пикетирований и т. д. Реабилитируются диссиденты. Съезд народных депутатов СССР становится высшим органом государственной власти в стране. Этот орган наделяется полнотой власти и имеет право принять к рассмотрению любой вопрос. Съезд состоял из 2250 депутатов. При этом меняется избирательное законодательство. Новый Закон о выборах, принятый 1 декабря 1988 г., предусматривал возможность свободного выдвижения неограниченного количества кандидатов, в том числе от общественных объединений и собраниями избирателей по месту жительства, и проведение выборов на альтернативной основе в условиях нескольких кандидатов. Проведенные в 1989 г. на основе этого Закона выборы депутатов съезда народных депутатов СССР были первыми демократичными выборами. В соответствии с изменениями в Конституции Верховный Совет СССР потерял роль органа, олицетворяющего полновластие Советов. Теперь он становится постоянно действующим высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в стране. В этой связи ему передается ряд полномочий, ранее принадлежавших Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР. Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат, сохранивших свои названия и выбиравшихся съездами народных депутатов. Длительное время фактическим руководителем в СССР являлся глава КПСС. Процесс отделения КПСС от государства поставил вопрос о руководителе государства и механизме замещения этой должности. 14 марта 1990 г. съезд народных депутатов учреждает пост Президента СССР. Президент - это высшее должностное лицо - глава государства. Первый Президент СССР М. С. Горбачев избирался на съезде народных депутатов* 15 марта 1990 г., однако впоследствии предусматривалось проводить выборы президента всенародным голосованием. На должность президента мог быть избран гражданин СССР в возрасте от 35 до 65 лет. Одно и то же лицо не могло занимать этот пост более двух сроков. Срок полномочий президента составлял 5 лет. Президент объявлялся гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов СССР, обладал законодательной инициативой и правом вето, преодолеваемого большинством Верховного Совета, принимал участие в формировании правительства и назначении на высшие должности в государстве. На президента возлагалось принятие мер по охране суверенитета СССР и союзных республик. Он координировал деятельность всех государственных органов по обеспечению обороны страны, являлся Верховным Главнокомандующим, имел право объявлять мобилизацию, состояние войны, военное положение, чрезвычайное положение, президентское правление. Изменениями к Конституции СССР от 1 декабря 1988 г. начинается реформа судебной системы. Появляется структура, похожая на конституционный суд, - Комитет конституционного надзора. Меняются порядок замещения судей и сроки их полномочий. Теперь судей избирали вышестоящие Советы, а срок их полномочий увеличивался до 10 лет. Впоследствии принимается ряд нормативных актов, направленных на повышение авторитета суда, придание большей значимости судебной власти. Реформируется арбитраж. 17 мая 1991 г. принимаются законы «О Высшем арбитражном суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим арбитражным судом СССР». Арбитраж входит в систему судебных органов, расширяется его подсудность. Если раньше он рассматривал хозяйственные споры только между государственными организациями, то теперь стал рассматривать споры и между другими субъектами.

87 Ликвидация СССР и упразднение органов Советской власти в РФ 1993 г.

Говоря о Советском Союзе, необходимо указать, что это был достаточно сложный период в истории государства. Именно поэтому причины его раскола столь разнообразны. Но всё-таки, почему произошёл распад СССР и образование СНГ? Этому способствовали многие нижеперечисленные события:

1. Социальный и экономический кризис, вследствие чего возник разрыв экономических связей между республиками, появились национальные конфликты, что способствовало уничтожению советской системы. Так, в 1988 году Прибалтика, Литва, Эстония и Латвия берут курс на выход из Советского Союза. В этом же году начинается армяно-азербайджанский конфликт. А в 1990 г. все республики объявляют суверенитет. Распад КПСС, что послужило причиной создания многопартийности в 90-91 годах, в свою очередь действующие партии предложили распустить Союз. Распад СССР и образование СНГ произошло также по причине того, что союзный центр, не имея сил удерживать власть демократическим путём, использует военную силу (в Тбилиси, Баку, Риге, Вильнюсе и Москве, а также в Душанбе, Фергане и др.). Всем этим событиям также способствовала угроза создания иного Союзного договора, разработка которого происходила в Ново-Огарево силами представителей республик. Обсуждение договора закончилось голосованием, в результате которого большая часть присутствующих высказалась за сохранение Советского Союза. По новому проекту предвиделся распад Советского Союза и создание ССГ, то есть равноправных суверенных республик. Подписание договора намечалось на 20 августа 1991 года, но многие республики отказались это делать и сообщили о сотворении независимых государств.



Множество лиц, которые на тот момент занимали высокие должностные посты в Советском Союзе, советовали Л. Горбачёву установить чрезвычайное положение в стране, но тот отказался. Большая часть государственного руководства сделала попытку захвата власти, она не допускала того, чтобы произошел распад СССР и образование СНГ. Однако попытка переворота не удалась, поскольку народные массы защищали свои политические свободы. Этот факт способствовал ускорению раскола Союза, Горбачёв потерял авторитет, а Ельцин приобрёл популярность. Вскоре восемь республик заявили о своей независимости. Уже восьмого декабря Союзный договор прекратил своё существование, при этом Украина, Белоруссия и Россия в ходе переговоров достигли согласия относительно создания СНГ, впоследствии они приглашали иные государства вступить в данное Содружество. Распад СССР и образование СНГ открыло новые возможности для бывших республик. Было подписано множество договоров между независимыми государствами (о коллективной безопасности, об урегулировании интеграции в различных областях, о сотрудничестве и партнёрстве, о создании единого финансового пространства). Таким образом, за весь период существования СНГ было подписано больше девятисот нормативно-правовых актов касаемо обороны, безопасности, открытости границ и прочее. Если рассматривать последствия распада СССР, следует отметить следующее: 1. Мир стал одной экономической, политической и информационной системой. 2. Появилось большое количество новых государств, а также республик, которые раннее вели между собою жесточайшие войны. 3. США и страны НАТО начинают сотрудничество с бывшими республиками. Таким образом, падение Советского Союза имело ряд причин, оно было неизбежным. Впоследствии вместо республик появились независимые государства со своей экономикой, политикой, культурой и уровнем жизни. Хотя и есть негативные последствия образования Содружества Независимых Государств, в целом изъявление воли народных масс было услышано и достигнуто.

Принятие новой Конституции России. 21 сентября 1993 г. в связи со сложившейся в обществе и государстве взрывоопасной ситуацией Б. Н. Ельцин в телевизионном обращении к россиянам обнародовал основные положения указа № 1400 "О поэтапной конституционной реформе". Он объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ и формировании двухпалатного Федерального Собрания на базе проведения выборов в Государственную Думу с наделением функциями верхней палаты нового парламента Совета Федерации (последний был создан летом 1993 г. как консультативный орган при Президенте РФ). Фактически это означало роспуск прежних советских органов законодательной власти. Новые выборы были назначены на 12 декабря 1993 г. В тот же вечер Председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатов охарактеризовал действия Президента как антиконституционный переворот. Его поддержало большинство членов Конституционного Суда. В ночь на 22 сентября, опираясь на уже отмененную Президентом РФ Конституцию, вице-президент А. В. Руцкой заявил о возложении на себя президентских полномочий. Собравшиеся на следующий день на X (внеочередной) Съезд народные депутаты решили не покидать здание Верховного Совета - "Белый дом", которое к этому времени уже было оцеплено силами правопорядка, подчиненными Президенту. На требование исполнительной власти сдать оружие защитники власти Советов ответили отказом. В течение 10 дней продолжалось напряженное противостояние. Неоднократно предпринимались попытки разрешить его мирным путем: сторонники Верховного Совета и представители Президента при посредничестве Русской православной церкви вели напряженные переговоры. Однако прийти к желаемому компромиссу так и не удалось.

Трагические события в Москве 3-4 октября 1993 г. стали апогеем противостояния между ветвями власти. 3 октября массовые митинги и манифестации сторонников Верховного Совета переросли в открытое вооруженное противоборство. Было захвачено здание мэрии на Новом Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. Утром 4 октября начался обстрел "Белого дома" из танковых орудий, а затем отряды спецподразделений взяли здание Верховного Совета штурмом. Главные политические оппоненты Ельцина - Р. И. Хасбулатов, А. В. Руцкой, А. М. Макашов и ряд других были арестованы. В ходе этих трагических событий 1993 г. в Москве погибло и было ранено несколько сот человек.

После разгрома мятежного парламента Б. Н. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Федеральное Собрание и референдума по Конституции России. Одновременно повсеместно начался процесс упразднения органов советской власти, а их полномочия переходили к представителям Президента РФ. Таким образом, конституционный кризис в России был разрешен силовыми методами.

В соответствии с указом Президента РФ выборы депутатов Государственной Думы должны были пройти как на основе традиционной мажоритарной системы - по одномандатным округам, так и по партийным спискам. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Федеральное Собрание. Одновременно был проведен Всероссийский референдум по проекту новой Конституции Российской Федерации. Представленный на референдум текст Основного Закона получил одобрение большинства граждан, принявших участие в голосовании (около 55% от общего числа избирателей).

По итогам проведенных в конце 1993 г. выборов в Государственную Думу первого созыва из 450 депутатских мест 96 заняли (с учетом депутатов, избранных по территориальным округам) представители проправительственного блока "Выбор России", возглавляемого Е. Т. Гайдаром. Наибольшее число мандатов по партийным спискам неожиданно получила Либерально-демократическая партия России В. В. Жириновского. На Коммунистическую партию РФ (председатель Г. А. Зюганов) пришлось 65 мандатов, а на ее союзницу - Аграрную партию России (лидер М. И. Лапшин) - 47. Другие избирательные блоки и партии: "Яблоко", Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России и "Женщины России" - получили в новом российском парламенте от 14 до 21 места. На пост председателя Госдумы первого созыва был избран представитель Аграрной партии - бывший секретарь Волгоградского обкома КПСС И. П. Рыбкин.

Пятая в истории нашего Отечества Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., подвела черту под 75-летним советским периодом российской государственности, определив контуры новой системы государственно-политического устройства. Однако она носила отпечаток переходного периода. Статья 1 новой Конституции гласила: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Это давало ясное представление о главных целях строительства нового Российского государства и о тех ценностях, к достижению которых стремится наше общество.

Вся полнота государственной власти в России осуществляется Президентом РФ, имеющим чрезвычайно широкие полномочия, совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент - Федеральное Собрание РФ), исполнительной (Правительство РФ) и судебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) власти, действующими самостоятельно. Система органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно, в соответствии с основами конституционного строя России.

Как глава государства Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, а также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами (ВС) РФ. С согласия Думы он назначает Председателя Правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров, принимает решение об отставке Правительства. Президент представляет Думе кандидатуру Председателя Центрального банка РФ, а также кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора РФ. В его полномочия входит утверждение военной доктрины страны, формирование Совета Безопасности РФ, Администрации Президента РФ, назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ и высшего командования ВС РФ. Президент России имеет право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной им кандидатуры на пост премьер-министра. Президент избирается (до 2012 г.) сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого голосования. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Отрешение Президента от должности, хотя и предусмотрено Конституцией (статья 93), но весьма сложно, поскольку конкретный механизм этой процедуры не отработан. Вместе с тем само декларирование данного положения в Конституции уже не позволяет считать президентскую власть абсолютной.

Нижняя палата Федерального Собрания - Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых (до 2012) на срок четыре года. В отличие от Думы, верхняя палата парламента - Совет Федерации до 2000 г. формировался из руководителей субъектов РФ (по одному представителю от исполнительной и законодательной власти). Депутаты Думы и Совета Федерации работают в парламенте на постоянной основе.

Впервые в истории нашей страны ее Основной Закон содержит гарантии прав и свобод человека, а также механизм их защиты. В Конституции РФ провозглашается право для всех граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая и такую форму, как забастовка. Впервые права частной собственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - главной обязанностью государства.

В соответствии с Конституцией в компетенцию Федерального Собрания входит обязательное одобрение обеими его палатами государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты. Однако реальное воздействие нижней палаты парламента на развитие внутриполитических процессов и формирование общественного мнения в нашей стране оказалось значительно шире закрепленных за Думой полномочий. Так, с начала 1994 г., в силу того что значительная часть депутатского корпуса Государственной Думы находилась в оппозиции проводимому исполнительными органами власти курсу рыночных реформ, постепенно осуществлялась его корректировка. В официальных документах и заявлениях российского правительства, возглавляемого В. С. Черномырдиным, все более четко прослеживалось смещение акцентов в сторону умеренности "шоковых" социально-экономических преобразований. В обнародованной летом 1994 г. новой программе реформ основной целью развития провозглашалось формирование в стране "высокоэффективной, социально ориентированной рыночной экономики".

Президент и его ближайшие советники также стали уделять больше внимания проблемам укрепления федерализма и общенационального единения. В целях реализации данного курса в феврале 1994 г. Б. Н. Ельцин выступил с инициативой о достижении общественного согласия, и в качестве первого шага предложил провести амнистию. В ответ депутаты Думы первого созыва, расширив понимание идеи согласия в обществе, 23 февраля 1994 г, в День защитника Отечества, приняли постановление о политической амнистии и прекращении уголовных дел в отношении участников "дела ГКЧП" 1991 г., а также первомайских и октябрьских событий 1993 г., которое сразу же было принято к исполнению Генеральной прокуратурой РФ.

Следующим шагом в установлении диалога между ветвями исполнительной и законодательной власти стало подписание 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии при участии представителей федеральных органов власти, субъектов РФ, лидеров большинства политических партий и движений, представителей духовных конфессий, руководителей творческих союзов и других объединений. Однако нарастание политической напряженности в стране после принятия Основного Закона свидетельствовало о том, что создание новой правовой основы российской государственности еще не устранило всех проблем, препятствующих ее развитию. В качестве средства разрешения противоречий между интересами федеральных властей и регионами стало заключение индивидуально проработанных двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Первым такого рода документом стал договор между федеральными властями и руководством Татарстана, подписанный 15 февраля 1994 г. Затем подобные соглашения заключались со всеми остальными субъектами РФ. Несмотря на успехи, достигнутые в развитии конструктивного диалога с регионами, российскому руководству не удалось найти оптимальное решение вопроса о статусе Чеченской Республики, формально являющейся субъектом РФ, но фактически ставшей "самопровозглашенным государством" на территории России.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»