Макиавелли какой должен быть правитель. Сильная армия? залог обороноспособности государства

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Образ идеального государя

Опираясь на потребности общества того времени, Макиавелли приходит к выводу, что важнейшей задачей является формирование единого унитарного итальянского государства. Развивая свои мысли, он приходит к следующему умозаключению: стать лидером, способным повести за собой народ и построить объединенное государство, может только государь. Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное, символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны никакому живому правителю. Именно поэтому Макиавелли большую часть своего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобы выполнить историческую задачу -- построение нового государства. Исследование построено строго логически, объективно.

Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. После истощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти подданных. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И на протяжении всего произведения приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения. В итоге автор формулирует такое качество, как умеренная щедрость. Минимальные пожертвования от государя народу, которые заставят подданных относиться к лидеру с большим уважением, но не разглядеть в нем бездумного авантюриста и расточителя государственных богатств.

Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит.,1982. - С. 88.. Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если государству грозит хаос, беспорядок, то задача государя - не допустить этого, даже если придется устроить какие-то расправы. Ведь по отношению к остальным гражданам эти казни станут благородным поступком, так как беспорядки и хаос доставили бы им страдания.

Именно из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств. «Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, а его объявили пособием для абсолютных монархов и диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности государственного управления.

К тому же обвинители «не замечали» в той же главе такие слова автора: «Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит.,1982. - С. 90.. Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах. Если под угрозой находилось благополучие государства и его граждан.

При этом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит от него самого.

Также Макиавелли подчеркивает, что для государя неприемлемо быть романтиком. Он должен быть реалистом. Это касается и вопроса о том, нужно ли держать данное ранее слово. Ответ таков: слово держать нужно лишь в той ситуации, когда это не может навредить государству. Иными словами, Макиавелли включает в список полезных качеств идеального политического лидера способность действовать по обстоятельствам. «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит.,1982. - С. 96.. То есть пусть он будет силен, как царь зверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса, -- Макиавелли призывает государя к бдительности.

Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя.

Много внимания уделяет автор отношениям нового государя с народом. Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.

Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.

Автор утверждает, что государя могут подстерегать две опасности. Одна исходит изнутри, другая -- снаружи. И, если от второй можно защититься оружием, толстыми стенами крепостей, то от первой можно защититься, допуская поступков, за которые подданные будут иметь основание ненавидеть государя. Ненависть народа, по словам Макиавелли, опаснейшее явление для политического лидера.

Макиавелли проводит четкую грань между народом и знатью. И считает, что достижение равновесия между этими двумя группами общества -- одна из важнейших задач государя. Также он утверждал, что народ -- это самая мощная сила.

Макиавелли уделяет внимание не только тому, как организовать власть, а ещё и тому, как эту власть удержать. Советы автор дает не отвлеченные, а подтвержденные реальными историческими событиями. В вопросе сохранения власти после ее завоевания Макиавелли рассматривает большое количество подходящих способов: выбор друзей и советников, постройка или, наоборот, разрушение крепостей, содержание армии и т.д.

Почитание и уважение государя подданными -- одно из главных условий сохранения им власти в стране. «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит.,1982. - С. 124, -- утверждает Макиавелли. По существу, он излагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, которые должны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, добродетелей и доблестей. «Государя уважают также, если он открыто заявляет себя врагом или другом», то есть не колеблется, если нужно выступить за или против. Макиавелли рисует многосторонний облик нового государя.

Не обходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя -- его ближайшее окружение. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей». Именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя, это выбор советников. Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.

Макиавелли считает важным уметь не попадаться под влияние льстецов. Однако уберечься от них, не попасть под их влияние, не потеряв почтения, не так просто, как кажется. Макиавелли опровергает и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависит от добрых советов. Это не так. Наоборот, по словам автора, государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы. Макиавелли возлагает на правителя всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Автор советует правителю меньше полагаться на судьбу, а больше уделять внимание правлению, мудрому и умелому. Государь должен рассчитывать, прежде всего, на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу. Хотя Макиавелли и признает, что судьба «повинна» в половине происходящих событий, однако вторую половину он отдает в руки человека.

Не раз и не два, в различных главах различной тематики, Макиавелли возвращается к вопросу о войске государя. Любое войско можно отнести, по его мнению, к одной из четырех групп: собственное, наемное, союзническое и смешанное. И постоянно, рассматривая различные исторические ситуации, автор приходит к выводу, что наемные и союзнические войска опасны для правителя. Макиавелли считает, что собственная сильная армия просто необходима любому правителю, который не хочет потерять власть. Собственную армию автор рассматривает «как подлинную основу любого военного предприятия, потому что нельзя иметь более хороших солдат, чем свои» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит.,1982. - С. 61.

Макиавелли исходит из реального жизненного опыта и пытается возводить свои теоретические построения на фундаменте этого опыта. Поэтому созданный им образ идеального государя, который описан в трактате, может послужить помощью для политического лидера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Никколо Макиавелли о качествах правителя

макиавелли политический государь

Никколо Макиавелли (3 мая 1469, Флоренция - 21 июня 1527, там же) - итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

Макиавелли пытался создать универсальный портрет идеального правителя, который смог бы не только завоевать власть, но и распорядиться ею надлежащим образом.

С чего же начинается поиск? Несмотря на то, что государи стоят выше прочих, пороки и добродетели Макиавелли ищет именно среди качеств, присущих обыкновенным людям. Весь мир условно делится на две половинки: добро и зло, олицетворяющие собой положительные и отрицательные качества. Если смешать эти противоположности, то как раз получится богатая палитра красок, которая и отобразит загадочный и противоречивый мир, окружающий нас. Итак, положительные качества: щедрость, честность, твердость духа, смелость, снисходительность, целомудрие, прямодушие, покладистость, набожность и др. Отрицательные качества: скупость, алчность, жестокость, вероломство, малодушие, надменность, распутство, лукавство, упрямство, легкомыслие и т.д. Самое похвальное для государя - соединять в себе все перечисленные положительные качества, но это невозможно и Макиавелли прекрасно понимает это. «Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздерживаться по мере сил, но не более». Эта фраза, вполне закономерная в данном контексте, как и многие другие будет критически воспринята многими исследователями, которые отрицательно оценивают понятие «макиавеллизм». Но к этому мы вернемся позже, а пока обратимся к описанию основных качеств, которыми должен обладать государь.

Первое - щедрость. Качество очень хорошее, но его довольно трудно проявить. Если быть щедрым в меру, тебя могут обвинить в скупости. А если действительно постоянно тратить огромные суммы на благотворительность, быстро разоришься. Следовательно, самым благоразумным будет «примириться со славой скупого правителя». «Ибо со временем, когда люди увидят, что благодаря бережливости он (государь) удовлетворяется своими доходами и ведет военные кампании, не обременяя народ дополнительными налогами, за ним утвердится слава щедрого правителя». Государь должен знать чувство меры. Щедрость просто необходима, если ты еще не получил власть и возможна, если тратишь чужое добро: «расточая чужое ты прибавляешь себе славы, тогда как расточая свое - ты только себе вредишь». «Между тем презрение и ненависть подданных - это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же вдет к тому и к другому». Вот яркий пример того, как положительное качество может обернуться против своего обладателя.

Вторая категория, которую рассматривает Макиавелли - понятия любви и страха. Государь не должен считаться с обвинениями в жестокости. «Учинив несколько расправ, он проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его потворствуют беспорядку». Но при этом не надо быть скорым на расправу. Следует взвесить все «за» и «против» и только тогда принять решение, т.к. исправить положение впоследствии уже не удастся. Если же государь должен выбирать между любовью и страхом со стороны своих подданных, то надежнее выбрать страх. «Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, ибо вполне возможно внушать страх без ненависти». И уж ни в коем случае нельзя проявлять мягкосердечие по отношению к войскам. Дисциплина и полное повиновение командованию - вот залог успешного ведения боевых действий.

Еще два замечательных людских качества - верность и прямодушие. Но и они не всегда приемлемы для государя. Политическая борьба - это тонкая игра, основным правилом которой является умение хитрить. История показывает, что большего добивались те правители, которые не всегда следовали своим обещаниям и в нужный момент умели обводить своих противников вокруг пальца. Честность не всегда уместна. Если бы все правители держали свое слово, тогда было бы легче, но это вовсе не так. Следовательно, нужно учитывать конкретные обстоятельства и приноравливаться к ним. На первый план в данном случае выходят не личные симпатии, а государственные интересы.

В борьбе с врагом можно руководствоваться двумя способами: законами или силой. Первый из этих способов присущ человеку, второй - зверю. «Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя». Макиавелли обращает внимание читателя на интересный пример из истории: древних героев (Ахилла и др.) отдавали на воспитание кентаврам. Эти полулюди-полузвери, совмещающие в себе два начала, могли передать своим воспитанникам информацию из совершенно различных областей знания, могли развить в них поразительную силу и выносливость. В итоге этих героев никто не мог победить. Так, может, и государю следует соединить в себе две различных природы? Макиавелли полностью придерживается этого мнения. Государь должен уподобиться двум зверям: льву и лисе, т.е. соединить в себе силу и хитрость. Разумный правитель, считает Макиавелли, не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам. Зато в нужный момент он обязан проявить силу и доказать при помощи оружия свое превосходство.

В глазах людей государь должен быть сострадательным, милостивым, верным слову, искренним и благочестивым. Самое лучшее, если эти качества будут не просто внешними, но и отразят сущность правителя. Однако следует учитывать, что при необходимости надо уметь проявлять и противоположные качества, «то есть… по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла».

Итак, государь должен вести себя так, чтобы не навлечь на себя ненависть или презрение подданных. Презрение можно возбудить непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Следовательно, от этих качеств надо избавляться. Самая главная опасность, которая находится внутри страны - заговорщики. Для того чтобы избежать их появления, просто необходимо расположить к себе своих подданных. Если заговорщик будет один, он не рискнет бунтовать против законного государя. Но если соберется большое число недовольных правлением, то государь может лишиться власти. Хорошее устройство государства - вот основная составляющая его стабильного развития. В качестве примера в данном случае Макиавелли приводит устройство Франции. Власть короля здесь находится в неразрывной связи с деятельностью парламента. Это «полезное учреждение» помогает «обуздывать сильных» и «поощрять слабых». В результате достигается необходимый компромисс между основными силами, способными выказывать свое недовольство.

Вообще проблема достижения компромисса очень актуальна для внутренней стабильности государства. Обратимся к римским императорам. Им приходилось сдерживать честолюбие знати, необузданность народа, а также жестокость и алчность войска. Трудно угодить сразу всем трем силам, особенно учитывая то, что они имеют различные интересы. Одни хотят спокойной, размеренной жизни, другие, напротив, жаждут войны и жестокости. Опять мы возвращаемся к вопросу о войске и особом отношении к нему со стороны государя. Войску действительно нужно уделять очень много внимания, но нельзя обходить стороной и других подданных. Ведь, в конечном счете, хоть войско и является привилегированным, хоть и составляет опору правления, простого народа гораздо больше в численном отношении. А большинство, как известно, - мощная сила. И нельзя не прислушиваться к его требованиям.

Рано или поздно перед государем встает вопрос: какие враги для него опаснее - внутренние или внешние? Если правитель не может положиться на свой народ, то ему необходимо иметь убежище на случай возможного восстания, для этих целей и строятся крепости. Если же основную угрозу представляют внешние враги, то возведение крепостей не обязательно. «Лучшая из всех крепостей - не быть ненавистным народу». Что же должен делать государь, чтобы его почитали? Ответ закономерен: «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки».

Макиавелли и здесь остается верным своим убеждениям. Военное дело - основа основ правления. В качестве нового государя, который прекрасно понимает это, выступает Фердинанд Арагонский, король Испании. Он сумел занять своих подданных делом, а сам в это время решал внешние проблемы. Государя уважают, если он способен на решительные поступки. И в противостоянии двух государств гораздо лучше поддержать одно из них, чем оставаться в стороне и бездействовать. Но при этом следует опасаться союза с теми, кто сильнее тебя, чтобы не попасть в зависимость.

Помимо военных дел и благоустройства войска у правителя есть масса других задач во внутренней политике. Он должен покровительствовать искусству, развивать торговлю, земледелие и ремесла, заботиться об украшении как отдельных городов, так и всего государства. Все эти компоненты составляют основу экономической, социальной. политической и культурной жизни страны. В каждом поступке государя должны присутствовать достоинство и величие, которые помогут укрепить власть и избежать ненужных ошибок.

И уж конечно мудрый правитель не сможет обойтись без советников. Он должен выбрать самых достойных людей, с которым сможет советоваться по различным вопросам. Мы уже убедились в том, что государь отвечает за совершенно различные аспекты жизни страны и граждан, а, следовательно, не может заниматься всеми делами лично. Вот для этого и пригодятся верные и преданные подданные, на которых можно было бы положиться. «Об уме правителя первым делом судят по тому, каких людей он к себе приближает». Следует учесть, однако, что, какими бы умными ни были советники, последнее слово должно всегда оставаться за правителем. Выслушав все советы, он сам должен принять единственно правильное решение.

Основная проблема, с которой может столкнуться государь при общении со своими приближенными, - это огромное количество льстецов. Таких людей всегда можно найти в непосредственной близости к трону. Их речи весьма приятны, и много усилий надо приложить к тому, чтобы не подпасть под влияние подобных хитрецов. Настоящие советники должны заботиться о благе государства, а не о личной выгоде. Если правитель сочтет нужным, он сам окажет верным соратникам должные почести. Но какие бы советы ни давались, ответственным за принятое решение будет государь. Следовательно, он должен обладать мудростью, чтобы привести различные мнения к должному компромиссу.

Итак, портрет истинного государя готов. Макиавелли постепенно, шаг за шагом воссоздал образ сильной и неординарной личности, которая способна управлять могущественнейшим государством. Отличительная черта этого образа - стремление к «золотой середине». Личные качества правителя, по возможности, не должны переходить определенные рамки дозволенного. Щедрость должна быть умеренной, любовь соседствовать со страхом, а прямодушие и честность могут запросто ужиться с хитростью и даже лукавством. Государь обязан совместить в себе качества льва и лисы, уметь правильно оценивать действия и советы своих приближенных, принимать волевые решения и, наконец, обладать природной мудростью. Все поступки должны совершаться во имя государственных интересов и на благо подданных.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ основного труда философа-мыслителя Н. Макиавелли под названием "Государь". Особенности образа правителя, которому, по мнению автора, необходимо владеть искусством подражания зверям - льву и лисице. Отношение Макиавелли к щедрости и бережливости.

    анализ книги , добавлен 22.05.2012

    Изучение деятельности Никколо Макиавелли как политического деятеля и философа Исторические условия написания трактата "Государь". Исследование соотношений политики и морали, принципов политической деятельности с точки зрения современной политологии.

    реферат , добавлен 20.05.2014

    Биография Никколо Макиавелли, его мировоззрение и политические идеи. Краткое содержание трактата "Государь". Советы итальянского мыслителя о защите Отечества, любви и страхе, хлебе и зрелищах, окружении, законе и насилии. Концепции социологии управления.

    реферат , добавлен 13.01.2013

    Исследование историко-политических условий написания трудов Никколо Макиавелли, его политической деятельности. Анализ характеристик идеального правителя в трактате "Государь". Изучение принципов политической жизни государства и деятельности государя.

    реферат , добавлен 10.03.2015

    Краткая биография Н. Макиавелли и общие идеи. Его вклад в историю социальной мысли. Никколо Макиавелли как один из выдающихся итальянских философов. Сущность принципа относительности управления. Особенности учения Макиавелли о государственной власти.

    реферат , добавлен 16.10.2013

    Политическая философия Никколо Макиавелли. Удержание власти, подлинное соотношение целей и средств по Макиавелли. Кодекс поведения и действий нового государя, руководство по созданию сильного централизованного государства в работе Макиавелли "Государь".

    реферат , добавлен 03.09.2010

    Биографические сведения о Н. Макиавелли - итальянском учёном, жившем во Флоренции, считавшимся основателем современной политологии. Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения. Содержание его трактата "Государь".

    презентация , добавлен 08.12.2014

    Понятие государства как политической организации общества в научных работах Н. Макиавелли, его антиморальная политическая концепция. Идеи Н. Макиавелли о природе государственной власти и качествах правителя, их дальнейшее использование в политике.

    контрольная работа , добавлен 07.02.2011

    Судьба Макиавелли оказалась тесно связана внешней политикой его родины. Макиавелли понимал необходимость создания устойчивых политических структур. Автор "Государя" не ставит перед собой задачи создания определенной целостной модели.

    реферат , добавлен 26.05.2007

    Основные положения политической концепции Макиавелли: трехэлементная структура государства; качества государя как основы успешного правления; военная составляющая. Оборона и внешняя политика государства. Человек и общество в трудах Макиавелли и Канта.

Выполняем все виды студенческих работ

Значение образа идеального государя для современного политического лидера (по произведению Н. Макиавелли "Государь")

Тип работы: Курсовая Предмет: История

Оригинальная работа

Тема

Выдержка из работы

Российский Государственный Социальный Университет Социально — гуманитарный факультет Кафедра политологии и социальной политики Курсовая работа

«Значение образа идеального государя для современного политического лидера (по произведению Н. Макиавелли „Государь“)»

по дисциплине «История политических учений»

студента 2 курса очного отделения Лотышева Евгения Александровича Москва — 2011 г.

  • Введение
  • Глава 1. Основные идеи Н. Макиавелли как предпосылки формирования образа идеального политического лидера
    • 1. 1 Европа на рубеже XV—XVI вв. еков
    • 1.2 Образ идеального государя
  • Глава 2. Особенности развития политического лидерства на современном этапе
    • 2 . 1 Политическое лидерство как основа формирования имиджа современного руководителя
    • 2. 2 Образ современного политического лидера
  • Заключение
  • Использованная литература
  • Введение
  • Актуальность исследования.
  • На сегодняшний момент тема политического лидерства достаточно актуальна, в первую очередь это обусловлено грядущими парламентскими и президентскими выборами, а также довольно нестабильной политической ситуацией в стране, что привело к снижению уровня доверия населения к действующим государственным управленцам.
  • В связи со сложившимися обстоятельствами вопрос «как должен вести себя политический лидер, и кто в принципе может стать этим самым лидером» обрел немалую важность. Чрезвычайно активно данная тема обсуждается на просторах интернета: в социальных сетях, блогах, на общественных порталах.
  • В данной ситуации вполне закономерной выглядит попытка обратиться к историческому опыту человечества, а именно к политическому трактату выдающегося просветителя рубежа XV — XVI веков Николо Макиавелли «Государь», в котором великий мыслитель излагает свои представления о том, как должен вести себя человек, которому волею судьбы или собственным трудом досталось право управлять государством.
  • В этом произведении собрано большое количество примеров правления государей, а также принятых ими важных политических решений. Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть в применении к политической деятельности государей.
  • К примеру, мысль Макиавелли о том, что «государь не должен иметь ни других помыслов, ни других забот, ни другого дела, кроме войны, военных установлений и военной науки, ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого» Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.: «Знание», 1982., настолько категорична и радикальна, что не может не обратить на себя внимание. В том числе высказывание философа о том, что «государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности» Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.: «Знание», 1982. Эти тезисы, как и множество других тезисов Макиавелли, входящих в трактат, подкреплены объективными аргументами в виде примеров из реальной жизни, поэтому заслуживают того внимания, которое оказывают им на протяжении вот уже пяти веков люди, политической наукой в той или иной степени заинтересованные.
  • Таким образом, произведение «Государь» можно считать хорошим практическим трудом, потому что в нем обобщен опыт прошедших веков и современные ему политические события, в нем содержатся оригинальные выводы и полезные рекомендации опытного практика, специалиста в своём деле.
  • Объект изу чения -- труд Макиавелли «Государь».
  • Предмет исследования -- особенности становления образа идеального государя в трактовке Н. Макиавелли.
  • Цель курсовой работы -- определить основные критерии и положения деятельности идеального государя, имеющие значение при формировании современного политического лидера.
  • Заявленная цель обуславливает следующие задачи:

§ определить основные личностные качества идеального государя согласно трактату;

§ выяснить, какой была политическая обстановка в Европе на рубеже XV-XVI;

§ выявить основные критерии успешной деятельности современного политического лидера.

Степень научной разработанности.

При исследовании поставленной проблемы, были изучены произведения и идеи многих авторов. Из них особое внимание уделяли эпохе возрождения такие авторы, как Гуковский В. А. Гуковский В.А. Итальянское Возрождение, Ленинград, 1990., Лосев А. Ф. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения, Москва, Мысль, 1978., Реале Дж. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. — ТОО ТК «Петрополис», 1995., Соколов В. Соколов В. И. Европейская философия 15- 17 веков, Москва, 1984. И., Марсилио Фичино Марсилио Фичино — Воспоминания СПб, 1990.

В том числе изучались труды, посвященные более подробному рассмотрению философии Макиавелли на примере его выдающегося трактата. Авторами этих трудов являются такие ученые, как Ганс Дельбрук Ганс Дельбрук — История военного искусства, т.IV. М, Рутенбург В. И. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения, Ленинград, 1976., Горфункель А. Х. Горфункель А.Х. Философия Возрождения, Москва, Высшая школа, 1980., Дживелегов А. К. Дживелегов А.К. — «Никколо Макиавелли», т.1. — М, 1996., Кузнецов Б. Г. Кузнецов Б.Г. Идеи и образы Возрождения, Москва, Наука, 1985., Кравченко И. А. Кравченко И.А. Макиавелли: технология эффективного лидерства. // Социс. — 1993. и многие другие.

идеальный государь политический лидерство

Глава 1. Основные идеи Н. Макиавелли как предпосылки формирования образа идеального политического лидера

1.1 Европа на рубеже XV—XVI вв. еков

Макиавелли является выдающейся фигурой в области политической философии эпохи возрождения. Период его творческой деятельности совпал с довольно специфическим временем. Но прежде чем описывать существующее на то время положение Европы и в том числе Италии, имеет смысл рассмотреть несколько фактов из биографии автора.

Никколо ди Бернардо Макиавелли (3 мая 1469, Флоренция -- 21 июня 1527, там же). Его семья была достаточно древней, -- во Флоренции они обосновались еще в XII веке, многие члены этого семейства входили в городской Совет Пятисот, были в семье и военачальники, и священники. Его отец был достаточно известным юристом, к тому же, поскольку он происходил из сословия нобилей (аристократов), он владел также небольшим поместьем. В целом, вопреки заявлениям Никколо, семья их далеко не бедствовала. Во всяком случае, родители смогли дать своему сыну блестящее классическое образование, пусть даже финансовое положение семьи и не позволило Никколо пройти университетский курс. Хорошее образование воспитало в нем любовь к классической греко-римской литературе, к истории. Закончив городскую и школу магистра Маттео, он не стал поступать в университет, выбрав себе в учителя Тита Ливия, Цицерона, Тацита, Цезаря, Вергилия и Светония.

Макиавелли долгое время заведовал военными и иностранными делами в качестве секретаря Комиссии Десяти Флорентийской республики. Вплоть до 1512 года Макиавелли занимался бурной политической деятельностью: проявлял себя и в качестве успешного дипломата, и в качестве психолога, организатора. В качестве дипломата Макиавелли побывал в Испании, Германии, Риме, во Франции, чьи отчеты о поездках отличались глубоким анализом политического и военного устройства этих государств. Изучение трудов античных авторов и богатый опыт в дальнейшем послужат фундаментом для написания его работы.

Как политический деятель Макиавелли умел принимать и ценить, прежде всего, успех и вполне по-иезуитски оправдывать практически любые средства, ведущие к достижению поставленной цели. Но все же он был патриотом своей страны, как Флоренции, так и всей Италии, что доказывается уже тем, что он взялся писать свой трактат, в котором отчаянно пытается сформулировать образ идеального правителя для своей любимой страны.

Теперь стоит дать некоторое описание той общественной среде, в которой приходилось пребывать автору во время написания своего основного труда. Это важно по той причине, что постоянно изменяющиеся обстоятельства зачастую определяют видение проблемы автором. А обстоятельства, сопровождающие творческую деятельность Макиавелли, были весьма специфическими. В частности, Европа того времени, как и сама Италия, представляли собой нечто бурное, неспокойное, противоречивое: человеческая свобода признавалась главнейшей ценностью, однако сама жизнь не стоила ничего. Все государства и в том числе Италия утопали в крови своих граждан. Участились религиозные войны, такие как в Нидерландах, где гезы воевали против испанцев-католиков; Франции, где католики противостояли гугенотам; Англии, где католики и протестанты нещадно истребляли друг друга.

Родина Макиавелли, Италия, вовсе перестала быть государством. Все ее части завоевали суверенитет, многие превратились в сеньории. При этом строе сохранились внешние формы республиканского строя, но фактически города-государства управлялись представителями одного знатного рода, передававшего власть по чисто династическому принципу. Италия превратилась в беспорядочное смешение независимых государств, внутри которых по воле случая устанавливалось монархическое, аристократическое или демократическое правление. В её состав входили Пaпская область, Миланское герцoгство, Флорентийская и Венецианская республики и Неаполитанское королевство.

Самые известные люди того времени были чрезвычайно противоречивыми личностями. Знаменитый папа Александр VI Борджиа был одарен выдающимися способностями в области политической деятельности, но в то же время он слыл развратником, стремящимся убить всех, кто не желал быть ему покорным. Тиран Сигизмунд Малатеста «в жестокости превзошел всех варваров. Своими окровавленными руками он подвергал ужасным пыткам неповинных и виновных. Он теснил бедных, отнимал у богатых их имущество, не щадил ни сирот, ни вдов» Венедиктов А. Ренессанс в Римини. М., 1970. С. 63. Однако вопреки всему Малатеста, по словам своего современника Папы Пия II, «обладал широкими познаниями в философии, подолгу беседовал с гуманистами, слушал с наслаждением любовные сонеты и в суждениях о живописи и скульптуре проявлял самый утонченный вкус» Венедиктов А. Ренессанс в Римини. М., 1970. С. 64.

В то же время имеет место высказывание Марсилио Фичино, описывающее Италию:

«Я ничего не слышу, кроме шума оружия, топота коней, ударов бомбарды, я ничего не вижу, кроме слез, грабежа, пожаров, убийств» Соч. итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). М., 1985, С. 211., -- вот, по его словам, исчерпывающая характеристика жизни эпохи.

Но не смотря на это, кажется, ни в предыдущие, ни в последующие века не только Италия, но и любая другая страна не рождала столько гигантов философского дела. Именно в Италии раньше всего выплеснулось наружу все новое, что зрело в глубинах Средневековья, и словно бы кругами разошлось по тогдашней Европе. Пусть даже это преувеличение, но в каком-то смысле эти волны пробудили Шекспира в Англии, Вийона и Ронсара во Франции, Дюрера в Германии. Что же тогда говорить о самой Италии, где в течении трех веков сияли такие светочи человеческого гения, равных которым в истории Европы уже не появлялось более. Это время впитало в себя все ценности античного мира, -- сама земля Италии, хранящая в себе бесценнейшее наследие Республиканского и Императорского Рима, а через него и Греции времен ее наивысшего расцвета, подарила вновь взглянувшему на мир человечеству мудрость Аристотеля, Платона, Геродота, красноречие Цицерона, гений Вергилия и Овидия, чеканную латынь Цезаря. Но века христианства, века веры в духовное начало, в божественное предназначение человека, в торжество Духа над бренной плотью обогатили античный культ человека как прекраснейшего творения природы осознанием духовной мощи человека -- творца, движущей силы своей судьбы.

Можно по-разному объяснять взлет культуры того времени на фоне трагедий реальной жизни. Возможно, духовная истина и должна рождаться в страданиях как единственно возможный способ их преодоления. Здесь интересна точка зрения Николая Бердяева, который пытается объяснить противоречия Возрождения тем, что «Ренессанс является бурным столкновением двух начал, что в нем сильны и начала языческие, и начала христианские. На Ренессанс (Возрождение) наложила свою печать двойственность сознания, унаследованная от опыта средневековья со всеми его раздвоениями на Бога и дьявола, на небо и землю, на дух и плоть, — в нем сочетается христианское трансцендентное сознание, разрывающее все грани, с сознанием античного натурализма. Весь Ренессанс ни на одно мгновение не был цельным, не мог быть просто возвратом к язычеству» Бердяев Н. А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — С. 107.

В том числе к этому стоит добавить, что в это время стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, не аскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания в свою очередь сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

Само время тогда требовало гениев. Человек хоть сколько-нибудь талантливый не мог позволить себе оставаться в безвестности. И Макиавелли стал одним из таких людей. Эпоха возрождения подарила миру выдающегося философа в области политической мысли.

Взгляды Макиавелли на политику имели обоснованный характер и обуславливались богатейшим личным опытом, поэтому его труд вызывает столько внимания. К слову, оценки творчества Н. Макиавелли на протяжении истории были самыми разными: одни критикуют его за аморализм, другие, напротив, восхваляют за реализм. Однако очевидно, что его труд является выдающимся произведением, что подтверждалось на протяжении нескольких веков.

Но гигантскую популярность сначала среди итальянцев, а после и всех народов Европы, Макиавелли все же обрел в первые годы после того, как был опубликован трактат. Так как народ где-то в глубине своих масс понимал, что итальянцы смогут стать сильной, способной соперничать с другими народами нацией только в том случае, если Итальянские земли объединятся и превратятся из разрозненных частей в цельное унитарное государство. В таком случае на роль главы такого государства мог сгодиться только настоящий лидер, человек, способный объединить разрозненные силы во едино и, самое главное, управлять ими.

В этих условиях трактат Макиавелли приходится как нельзя кстати, ведь в этом произведении описан образ того самого лидера. Причем описан он довольно доступно, без лишних фраз, сбивающих с толку. Именно так, как описал бы его человек неравнодушный; человек осведомленный; человек, желающий достичь посредством своего труда результата -- описать полноценный образ политического лидера, в котором в тот момент нуждалась Италия.

1.2 Образ идеального государя

Опираясь на потребности общества того времени, Макиавелли приходит к выводу, что важнейшей задачей является формирование единого унитарного итальянского государства. Развивая свои мысли, он приходит к следующему умозаключению: стать лидером, способным повести за собой народ и построить объединенное государство, может только государь. Не конкретно-историческая личность, а нечто отвлеченное, символическое, обладающее такими качествами, которые в совокупности своей недоступны никакому живому правителю. Именно поэтому Макиавелли большую часть своего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобы выполнить историческую задачу -- построение нового государства. Исследование построено строго логически, объективно.

Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. После истощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вело к ненависти подданных. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И на протяжении всего произведения приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения. В итоге автор формулирует такое качество, как умеренная щедрость. Минимальные пожертвования от государя народу, которые заставят подданных относиться к лидеру с большим уважением, но не разглядеть в нем бездумного авантюриста и расточителя государственных богатств.

Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит., 1982. — С. 88. Другое дело, что часто, для удержания власти, правителю приходится проявлять жестокость. Если государству грозит хаос, беспорядок, то задача государя — не допустить этого, даже если придется устроить какие-то расправы. Ведь по отношению к остальным гражданам эти казни станут благородным поступком, так как беспорядки и хаос доставили бы им страдания.

Именно из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств. «Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, а его объявили пособием для абсолютных монархов и диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности государственного управления.

К тому же обвинители «не замечали» в той же главе такие слова автора: «Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит., 1982. — С. 90. Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах. Если под угрозой находилось благополучие государства и его граждан.

При этом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит от него самого.

Также Макиавелли подчеркивает, что для государя неприемлемо быть романтиком. Он должен быть реалистом. Это касается и вопроса о том, нужно ли держать данное ранее слово. Ответ таков: слово держать нужно лишь в той ситуации, когда это не может навредить государству. Иными словами, Макиавелли включает в список полезных качеств идеального политического лидера способность действовать по обстоятельствам. «Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит., 1982. — С. 96. То есть пусть он будет силен, как царь зверей, и в то же время хитер и изворотлив, как лиса, -- Макиавелли призывает государя к бдительности.

Преобладание общих государственных интересов над частными, общеполитических целей над любыми другими определяет характер психологии нового государя.

Много внимания уделяет автор отношениям нового государя с народом. Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.

Именно в этой главе Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо, приведет к ненависти к правителю со стороны народа.

Автор утверждает, что государя могут подстерегать две опасности. Одна исходит изнутри, другая -- снаружи. И, если от второй можно защититься оружием, толстыми стенами крепостей, то от первой можно защититься, допуская поступков, за которые подданные будут иметь основание ненавидеть государя. Ненависть народа, по словам Макиавелли, опаснейшее явление для политического лидера.

Макиавелли проводит четкую грань между народом и знатью. И считает, что достижение равновесия между этими двумя группами общества -- одна из важнейших задач государя. Также он утверждал, что народ -- это самая мощная сила.

Макиавелли уделяет внимание не только тому, как организовать власть, а ещё и тому, как эту власть удержать. Советы автор дает не отвлеченные, а подтвержденные реальными историческими событиями. В вопросе сохранения власти после ее завоевания Макиавелли рассматривает большое количество подходящих способов: выбор друзей и советников, постройка или, наоборот, разрушение крепостей, содержание армии и т. д.

Почитание и уважение государя подданными -- одно из главных условий сохранения им власти в стране. «Ничто не может внушить к государю такого почтения, как военные предприятия и необычайные поступки» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит., 1982. — С. 124, -- утверждает Макиавелли. По существу, он излагает своеобразный кодекс поведения и действий нового государя, которые должны быть направлены на повышение его авторитета внутри страны и за рубежом, на прославление его имени, добродетелей и доблестей. «Государя уважают также, если он открыто заявляет себя врагом или другом», то есть не колеблется, если нужно выступить за или против. Макиавелли рисует многосторонний облик нового государя.

Не обходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя -- его ближайшее окружение. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей». Именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что первая ошибка или, наоборот, первая удача правителя, это выбор советников. Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.

Макиавелли считает важным уметь не попадаться под влияние льстецов. Однако уберечься от них, не попасть под их влияние, не потеряв почтения, не так просто, как кажется. Макиавелли опровергает и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависит от добрых советов. Это не так. Наоборот, по словам автора, государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы. Макиавелли возлагает на правителя всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти. Автор советует правителю меньше полагаться на судьбу, а больше уделять внимание правлению, мудрому и умелому. Государь должен рассчитывать, прежде всего, на свое умение управлять государством и на созданное войско, а не на судьбу. Хотя Макиавелли и признает, что судьба «повинна» в половине происходящих событий, однако вторую половину он отдает в руки человека.

Не раз и не два, в различных главах различной тематики, Макиавелли возвращается к вопросу о войске государя. Любое войско можно отнести, по его мнению, к одной из четырех групп: собственное, наемное, союзническое и смешанное. И постоянно, рассматривая различные исторические ситуации, автор приходит к выводу, что наемные и союзнические войска опасны для правителя. Макиавелли считает, что собственная сильная армия просто необходима любому правителю, который не хочет потерять власть. Собственную армию автор рассматривает «как подлинную основу любого военного предприятия, потому что нельзя иметь более хороших солдат, чем свои» Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит., 1982. — С. 61.

Макиавелли исходит из реального жизненного опыта и пытается возводить свои теоретические построения на фундаменте этого опыта. Поэтому созданный им образ идеального государя, который описан в трактате, может послужить помощью для политического лидера.

Глава 2. Особенности развития политического лидерства на современном этапе

2.1 Политическое лидерство как основа формирования имиджа современного руководителя

Политическое лидерство -- это политическое управление, руководство, движение во главе событий, процессов. Зачастую эту миссию выполняют люди с набором особых качеств, не свойственных среднему уровню населения страны, политических, личностных, деловых.

На основе выделения наиболее характерных черт политического лидерства можно определить тип лидера, его предсказуемость, выяснить, эффективен ли он для каких-то конкретных условий. М.Дж. Херманн Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики // Политические исследования. — 1991. выделяет пять политических стилей поведения, каждый из которых влияет на имидж лидера: депрессивный, демонстративный, параноидальный, шизоидальный и компульсивный.

Параноидальный политический стиль. Тип лидера, которого можно обозначить термином «хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие к другим, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти, контроля над другими людьми. Его поведение и действия часто непредсказуемы. Кроме того политик параноидального стиля не приемлет другой точки зрения, кроме собственной, отвергает любую информацию, не подтверждающую его теории, установки и убеждения.

Тип мышления подобного политика инверсионный, когда реальность рассматривается через крайности «белое» — «черное», а люди делятся на «врагов» и «друзей». Стремление лидера к безграничной власти обеспечивается им путем постоянных манипуляций подчиненными, интригами и столкновениями их друг с другом в собственных интересах. Подобный стиль часто сопровождается желанием любой ценой подавить или унизить другого политика, даже вопреки элементарной логике.

Опасность такого лидера состоит в том, что его стиль может совпадать с политическим поведением широких масс в обществах без устойчивых демократических традиций, со слабой политической культурой. Подобный политический стиль не столь эффективен внешне, но может обладать значительным ресурсом мобилизации населения, способен решать стратегически важные задачи в ограниченные сроки, последовательно осуществлять свой политический курс. Однако «хозяин» может эффективно лидировать, только опираясь на развитую карательную систему, политический террор. Представителями параноидального политического считаются И. В. Сталин, Иван Грозный.

Демонстративный политический стиль. Он характерен для типа лидера, которого можно назвать «артист», поскольку он всегда «играет на публику». Его отличает любовь к демонстрациям, он охвачен страстным желанием нравиться, постоянно привлекать к себе внимание. Такой лидер достаточно «управляем», предсказуем, может потерять бдительность, наслушавшись льстецов. Однако он может лишиться самообладания, столкнувшись с критикой в свой адрес. Менее всего представители демонстративного стиля предрасположены к упорной и созидательной работе, рассчитанной на длительное время. Они хороши в переломные моменты, в ситуациях недовольства, разочарования, когда надо «завести» и повести за собой толпу. Однако надолго их энергии не хватает, они, как правило, оказываются неспособными завершить начатое дело. «Артисты» более эмоциональны, чем прагматичны. К подобному стилю лидерства можно отнести А. Ф. Керенского, Л. Д. Троцкого, В. В. Жириновского.

Компульсивный политический стиль обычно характерен для лидера, собирательный образ которого можно обозначить термином «отличник». Ему свойственно почти навязчивое желание делать все наилучшим образом, независимо от возможностей. Стиль его поведения характеризуют напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра. Он постоянно озабочен, мелочен, слишком пунктуален. Особенно дискомфортно «отличник» чувствует себя в экстремальных условиях, когда необходимо быстро принимать решения, использовать нестандартные методы. Вследствие этого «отличник» строго следует избранному политическому курсу, хотя тот может и не соответствовать реальностям жизни, стремится не поступаться принципами и на основе данных принципов объединяться с другими «отличниками». Типичным представителем такого политического стиля можно считать Л. И. Брежнева.

Депрессивный политический стиль олицетворяет «соратник». Лидер этого типа не способен играть ведущую роль и потому пытается объединиться с теми, кто реально может «делать политику». «Соратник» часто идеализирует отдельных людей и политические движения, а сам плетется в хвосте событий. Он не имеет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению возникающих проблем. Политическую реальность он воспринимает настороженно и пессимистически, обнаруживая слабость и политическое безволие. К подобным лидерам можно отнести императора России Николая II.

Шизоидальный политический стиль тесно связан с депрессивным. Его представляет лидер-«одиночка». Самоизоляция и самоустранение его от участия в конкретных событиях имеют более отчетливый характер. «Одиночка» предпочитает позицию стороннего наблюдателя. Политическая ответственность в таком случае практически отсутствует.

Шизоидальный стиль поведения исторически преходящ, менее самостоятелен и не эффективен. Лидер-«одиночка» по мере участия в политической жизни и расширения властных полномочий трансформирует свой стиль, дополняя его чертами параноидального и демонстративного стиля. Подобное изменение политического стиля было свойственно политической биографии В. И. Ленина (до революции 1917 г. — «одиночка», а после нее добавились черты «хозяина» и «артиста»).

Если отталкиваться от этих стилей, можно сделать вывод, что наиболее подходящим под образ идеального государя является параноидальный стиль. Именно он способствует политическим решениям, направленным на централизацию власти, ужесточение карательных мер, а, следовательно, и быстрому геополитическому развитию. А имидж управленца при таком стиле политического лидерства формируется довольно конкретный: максимально серьезный, собранный, жесткий государь.

Указанные политические стили определяют то, каким является имидж политического лидера и в какой-то степени позволяют предсказывать направленность политических решений политика.

Таким образом, можно утверждать, что стиль политического лидерства определяет имидж руководителя, а, следовательно, и его судьбу как управленца.

2.2 Образ современного политического лидера

Политическое лидерство как феномен, который рассматривает политология, играет важнейшую роль в общественном, государственном устройстве. От того, какими качествами будет наделен политический лидер, к примеру, недавно приступивший к государственному управлению, может зависеть курс развития общества, государства или даже ряда государств в будущем. А в условиях глобального мира это в особенности заслуживает внимания.

Переходя к рассмотрению качеств, которые являются неотъемлемыми для образа современного политического лидера, можно привести в пример мнение Л. Троцкого который считал, что Февральская революция подняла к власти Керенского и Церетели не потому, что они были умнее и проворнее, чем царская клика, а потому, что они представляли, по крайней мере, временно, революционные народные массы. Большевики победили мелкобуржуазную демократию не личным превосходством вождей, а новым сочетанием социальных сил: пролетариату, в соответствии с теорией Ленина, удалось, наконец, повести за собой неудовлетворенных крестьян против буржуазии. Опираясь на этот пример, можно выделить первое и необходимое качество политического лидера. Способность адекватно аккумулировать и квалифицированно выражать своими действиями интересы широких масс.

Второй важнейшей чертой образа политического лидера является его инновационность. Это означает, что лидер должен постоянно выдвигать новые идеи, интегрировать их в массы, и в то же время он должен принимать во внимание чужие инновационные предложения. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция.

Инновационность, конструктивность мышления политического лидера лучше всего выражаются в его политическом кредо, выраженном в программе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Шескар, Д’Эстен, Ленин и др.). Важной частью инновационной программы является четко выраженная цель, способная рационально объединить интересы самых различных общественных объединений и групп. Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления программы лидера.

Третьим важнейшим аспектом образа политического лидера должна быть политическая информированность. Без глубокого знания проблем уровня жизни, интересов различных общностей людей, общественного мнения трудно претендовать на роль политика даже местного масштаба. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому и, как может показаться на первый взгляд, мелкая, дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, и сверхкрупная, валовая, описывающая общество в целом и по регионам, это всё есть политическая информация. Политическая информация должна служить, прежде всего, тому, что бы не выпустить из виду момент стыка интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.

Четвертое важнейшее качество -- лексикон политического лидера. Нынешний профессиональный лексикон политических лидеров очень густо окрашен современными терминами, без глубокого их понимания. К тому же большинство людей его (лексикон) не понимает. Много еще в политическом лексиконе слов призванных заклеймить противника, выявить врага, размежеваться с оппонентом. Всё это неважно сказывается на имидже политика. Следовательно, лидер должен как можно реже употреблять редкие, непонятные для обывателя слова и выражения. Если за рубежом быстро развивается герменевтика с помощью которой анализируется язык, политические тезисы, терминологический багаж политических лидеров, то в России это пока еще в самом начале развития.

Пятое качество -- чувство политического времени. И, в частности, прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер идущий на компромисс с опозданием теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика). Поэтому, в выигрыше те лидеры, которые остро чувствуют ход политического времени и все делают вовремя. Стоит политическому лидеру не почувствовать изменения политических условий, конъюнктуры, к которой он уже не в состоянии приспособиться, и он становиться либо посмешищем, либо бедствием для своей партии, страны.

Положение лидера вынуждает его быть очень аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все это более строго оценивается людьми, и от этого во многом зависят успех или неудача той партии, того курса, того направления которому он служит.

Претендента на лидерство подстерегает так же опасность полного растворения, абсолютной идентификации себя с этими интересами. В таком случае это уже не лидер, а просто вожак. Вожак -- это тот, кто аккумулировал сиюминутные интересы, запросы определенного социального строя, чаще -- толпы, и не смог пойти дальше, глубже этих поверхностных запросов. Вожак -- это тот, кто не в состоянии оторваться, превзойти самые низшие слои общественного сознания. Если номенклатурщик -- это послушный рупор «верхов», то вожак не менее послушный рупор «низов». Потакание же «низам» не менее разрушительно пресмыкания перед верхами. Это ведет к Охлократии — власти толпы. Беспределу и разрушению уже существующего социального строя, вплоть до распада государства. В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т. д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот.

Опасность для политического лидера также представляет собой и негативизм, обвинение и бичевание врагов. Прошедшее время подтвердило необходимость выдвижения на руководящие посты политических лидеров нового, демократического типа способных вести подлинную борьбу за влияние в среде граждан, доказывающих свою способность управлять словом и делом. Наиболее характерная ошибка современных лидеров -- это подмена цели средствами ее достижения. И на макро- и на микроуровнях. Цель -- благосостояние и свободное развитие народа, а средства -- это демократизация и рынок. Но сейчас эти средства рассматриваются в качестве цели. Без сомнения ясно, что глубокая разработка механизмов достижения поставленных целей является важнейшим элементом деятельности политического лидера, но совершенно недопустимо смешение целей и средств. Но если в первые годы перестройки в России общество привлекали люди слова, образно мыслящие, владеющие ораторским искусством, то сейчас взгляды общества обратились к людям дела, практических поступков -- подлинным выразителям политических интересов народа.

Заключение

В данной работе были определены основные критерии и положения деятельности идеального государя по Макиавелли, имеющие значение при формировании образа современного политического лидера.

Для наиболее глубокого понимания идей автора была описана картина, которую собой представляла Италия и Европа периода творчества Макиавелли. Разрозненные земли, огромное количество воин, противоречивые личности во главе государств. Всё это способствовало созданию радикального образа политического лидера, в котором нуждалась Италия.

На основе изученного труда Н. Макиавелли «Государь» можно выделить следующие основные положения деятельности идеального государя: умеренная щедрость (минимальные пожертвования, достаточные для формирования положительного образа среди подданных); реализм, гибкость (способность отказаться от былых обещаний, но лишь во благо серьезной цели -- благополучия государства); способность активно пользоваться карательным аппаратом; умение выбирать мудрых советников; способность чувствовать перемены настроений в обществе.

Для дальнейшего анализа требовалось определить критерии успешной деятельности современного политического лидера. В их число вошли такие качества, как инновационность, способность чувствовать политическое время (делать всё вовремя, опираясь на сопутствующие обстоятельства), возможность доносить свои идеи до народа, способность чувствовать общественные настроения и потребности, а также важной составляющей современного политического лидера является информированность.

На основании приведенных вариантов основных стилей политического лидерства, имеющих значение при формировании имиджа политика, можно сделать вывод, что наиболее подходящим под образ идеального государя по Макиавелли подошел бы параноидальный стиль. Именно он способствует политическим решениям, направленным на централизацию власти, ужесточение карательных мер, а, следовательно, и быстрому геополитическому развитию.

Можно утверждать, что образ идеального государя пересекается с образом современного политического лидера в таких аспектах, как реализм, гибкость, способность чувствовать политическое время, иновационность и т. д. Это позволяет сделать вывод, что созданный Макиавелли образ идеального государя может служить подспорьем в деятельности современных политических лидеров.

Список использованной литературы

1. Эффективный менеджер. Взгляды и иллюстрации / под ред. Дж. Биллсберри. МИМ. М.: ЛИНК, 1999.

2. История менеджмента: Учебное пособие/под. ред. Валового Д. В. — М.: ИНФРА-М, 1997.

3. Ганс Дельбрук — История военного искусства, т.IV. — М, 1996.

4. Горфункель А. Х. Философия Возрождения, Москва, Высшая школа, 1980.

5. Гуковский В. А. Итальянское Возрождение, Ленинград, 1990.

6. Дживелегов А. К. — «Никколо Макиавелли», т.1. — М, 1996.

7. Кравченко А. И. История менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2000

8. Кравченко И. А. Макиавелли: технология эффективного лидерства. // Социс. — 1993.

9. Кузнецов Б. Г. Идеи и образы Возрождения, Москва, Наука, 1985.

10. История политических и правовых учений. Учебник/Под ред. О. Э. Лейста. — М.: Юрид.лит., 1997.

11. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения, Москва, Мысль, 1978 / 8, "www.сайт" /.

12. Макиавелли Н. Избранные произведения. М.:Худ.лит., 1982.

13. Макиавелли Н. Сочинения. СПб.: Кристалл, 1998.

14. Марсилио Фичино — Воспоминания СПб, 1990.

15. Никколо Макиавелли «Государь» М.: Эксмо-Пресс, 1999 г.

16. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов/Под ред. В. С. Норсеянца. — М.: Инфра-М, 1997.

17. Пугачев В. П. и Соловьев А. И. «Введение в политологию» — М., 1996

18. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 2. Средневековье. — ТОО ТК «Петрополис», 1995.

19. Рутенбург В. И. Титаны Возрождения, Ленинград, 1976.

20. Семенова И. И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

21. Семь нот менеджера. Настольная книга руководителя. М.: Делал АРТ, 1996.

22. Соколов В. И. Европейская философия 15- 17 веков, Москва, 1984.

23. Великие мыслители запада/Пер. с англ. Федорина В. — М.: Крон-пресс, 1999.

24. Херманн М. Стили лидерства в формировании внешней политики // Политические исследования. — 1991.

Отношение к власти, ее субъективное восприятие людьми зависит от того, в каком образе власть и властители будут представлены в сознании человека, какие вызывать эмоции. Одним из классиков и первым «политтехнологом» власти был Н. Макиавелли. В своей работе «Государь» он исследует проблему завоевания, удержания и использования власти государем. Конкретные рекомендации по решению властных проблем государем Макиавелли дает с учетом типологии государств Италии XII-XV вв. (наследственных; смешанных; новых, например гражданских; церковных). Он советует осуществлять в них по возможности прямое властное воздействие и использовать, когда это необходимо, метод принуждения (если перед человеком не стоит естественная цель, то ее перед ним необходимо поставить). Инновационность рекомендаций Макиавелли в том, что, говоря современным языком, при выборе режима правления государь как лидер обязан учитывать народные традиции, стереотипы и устоявшиеся образцы Политических ориентаций. Вот некоторые рецепты поведения властителя как лидера. 1. Лидер и сторонники. Государь приобретает власть благодаря расположению народа и знати. Макиавелли делает вывод, что тактически выгоднее опираться на народ, а не на знатных людей, так как именно среди знати из-за ее близости к государю появляются его соперники, и именно знать составляет заговоры против власти. К знатным слоям общества необходимо относиться дифференцированно: тех, 8 Зак. 3662 кто предан, почитать, а того, кто «не примыкает», разделять на категории. Если «непримкнувшие» просто нерешительны, то их можно использовать, например, в качестве советников; но если они отъявленные честолюбцы, то их надо опасаться, как врагов. Народ же менее опасен, поскольку от власти отдален, и кроме того, его легко нейтрализовать, превратив его лояльных представителей в новых знатных вельмож. Для улаживания споров между знатью и народом полезно использовать парламент, сделав его своего рода арбитражным учреждением в системе сторонников лидера для отвлечения недовольных высказываний с персоны государя на него. 2. Лидер и советники. В вопросе отношения к советникам государь должен жестко контролировать ситуацию: надо отбить у советников охоту давать советы по своему почину. Вообще, по мнению Макиавелли, каков правитель, таковы и советники, ведь инициатива всегда исходит от государя. Развернутые рекомендации далее сводятся к следующему: нельзя допускать, чтобы советник стал соперником государя (не опасен «умный» советник, а критерий отбора - выгода государя); надо отдавать должное советнику и обязательно хорошо оплачивать его труд, чтобы советник не воровал; необходимо опасаться льстецов, так как они скрывают информацию (в результате неосведомленный государь может вызывать лишь презрение), поэтому советник должен иметь возможность говорить правду; государю стоит делать вид, что все полученные советы ему нравятся, но принимать решение должен государь единолично; лучше иметь как можно более узкий круг советников, чтобы избежать колебания мнений. Макиавелли предложил шокирующую максиму: кто исповедует в политике веру в добро, тот погибнет. Автор исходил из посыла, что человек от природы эгоистичен, никто не может быть полностью добродетельным, и государь не способен объединять в себе лишь одни положительные качества. Поэтому государю, желающему удержать власть, надо научиться быть недобродетельным. Князь должен избегать только тех пороков, которые могут лишить его государства, остальных же недостатков можно не страшиться. За этим вступлением следует знаменитое рассуждение о конкретных личных качествах госу даря, известное как «политический макиавеллизм» (разрыв между политикой и этикой). Макиавелли предположил, какие личные свойства полезны государю, а какие вредны. Щедрость и бережливость. Излишняя щедрость правителя ведет к расточительности, и князь вынужден хищнически обирать своих подданных, поэтому лучше прослыть скупцом, чем хищником. Жестокость и милосердие. Проявлять одновременно и то и другое трудно. Страх следует внушить в любом случае, это более прочное чувство, но оно никогда не должно вызывать ненависти. (Макиавелли цинично замечает, что безопаснее пролить кровь, чем трогать имущество подданных.) Считается, что любят люди сами по себе, а боятся по воле властителя, поэтому мудрый государь опирается на те качества, проявление которых зависит от него. Княжеское слово. Здесь следует знаменитое рассуждение Макиавелли о львах и лисицах, то есть о сильных и хитрых властителях. Г осу дарю выгоднее быть лисицей, значит, и слово он держать не обязан. Но лисью суть надо скрывать и, нарушая слово, ссылаться на благовидный предлог. (Фактически Макиавелли предлагает типологию лидеров, основанную на разнице в стиле поведения.) Презрение и ненависть. Если презрение и ненависть подчиненных постигли князя, то надо ждать заговора, а средством против измен могут служить уважение и любовь подданных. Почтение к государю. Такое чувство весьма желательно. Почтение внушают свершения великих дел, демонстрация щедрости, прямота действий. Не употребляя сам термин, Макиавелли придает большое значение тому, что сегодня называется искусственно сформированным образом лидера. Для достижения успеха государю важно, как считал Макиавелли, не быть, а слыть добродетельным, ведь главное - это видимость добродетели. Мнение толпы в деле формирования образа государя весьма существенно, поэтому надо создавать славу «великого человека». Термин «великий человек» Макиавелли употребляет не в качестве отличительной характеристики явления лидерства, а как пример эффективного образа политика. Резюмируя, можно отметить: «Государь» по содержанию - пособие по искусству властвования. В современном понимании книга Макиавелли есть технология властвования, демонстрирующая инструментальное отношение к политике (где все зависит от факта, а он либо средство, либо препятствие, то есть выбор метода отвечает критерию эффективности). Макиавелли выводит своего нового князя за сферу морали и создает «чистое технологическое поле» власти. Конечно, это тип сильной власти и жесткого руководства, неслучайно книга Макиавелли стала пользоваться успехом в эпоху абсолютизма, а затем и в период тоталитаризма. Однако тенденция разделения политики и морали продолжилась не только в политической практике, но и в исследованиях рационального типа поведения (М. Вебер) и в системном подходе к менеджменту (Г. Саймон). Макиавелли не пытался определить роль личности в истории, а стремился выявить пределы власти, сформулировать закономерности политического режима, заложить основы политического лидерства. Между эпохой Н. Макиавелли и современностью почти шестьсот лет истории, и эта история контрастно и ярко подтверждает его правоту.

Почти пять веков не затихают дискуссии вокруг литературного и политического наследия великого флорентийца, Николло Макиавелли. Размышления Макиавелли полнее всего выражены в двух трактатах, “Государь” и “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”. Не следует противопоставлять эти два труда, в которых автор исследует формы и способы политической организации общества, “Государь” и “Рассуждения” хорошо дополняют друг друга, хотя не случайно, что именно “Государь” притягивает к себе пристальное внимание поклонников творчества Макиавелли.

В небольшом по объему сочинении Макиавелли рисует идеальный образ правителя, без которого, по мнению автора, задыхается современная ему Италия. Идеальный образ, но ни в коем случае не образ идеального правителя. Как следует из “Рассуждений”, Макиавелли является приверженцем “демократии”, то есть республиканской формы правления. Однако Макиавелли признает, что для демократии необходимо наличие определенных предпосылок, а в кризисные периоды общество нуждается в единоличном правителе. “Воля одного” должна давать “государству его порядок”, а распоряжаться всеми его учреждениями должен “единичный ум”.

Создавая образ своего государя, Макиавелли ставит перед ним две задачи — освободить Италию от господства иноземного, а затем объединить ее. Непосредственной задачей государя является освобождение Италии, в то время как объединение страны — скорее мечта, на воплощение которой Макиавелли боится, не смеет надеяться.

Однако будучи по определению Вл.Топор-Рабчинского “мечтателем реализма” Макиавелли предлагает вполне конкретные способы для осуществления своей мечты.

Для выполнения сверхзадачи (каковой несомненно являлось объединение Италии в XVI в.) необходима неординарная личность. Не найдя достойного кандидата в современной ему действительности (ни один из Медичи, на которых Макиавелли собственно и рассчитывал, на эту роль, по большому счету, не подходил; Цезарь Борджиа ко времени написания “Государя” был уже мертв, но и он не отвечал всем требованиям Макиавелли.) Макиавелли создает идеальный образ. Нельзя ограничивать роль государя лишь практическими рекомендациями или же низводить его до абстрактного теоретизирования по вопросу каким должен быть идеальный правитель. Государь Макиавелли — это культурный герой, призванный преобразить Италию, это титан, стоящий на равных с такими великими личностями прошлого как Александр Македонский и Юлий Цезарь. У Макиавелли государь постепенно превращается в мифологического героя.

Одновременно государя следует рассматривать как конкретный художественный образ, как особый тип литературного персонажа, который является “действующим лицом” не художественного романа, а общественно-политического трактата. Взгляды, которые Макиавелли приписывает своему герою — далеко не всегда идентичны взглядам самого Макиавелли. И уж тем более он не руководствовался в жизни теми принципами, которые ложатся в основу мировоззрения и образа действия государя.

Макиавелли не считает нужным проводить грань между общественным и личным в образе государя, что подчеркивает ценность его характера, естественность его поступков. Правителю недостаточно просто следовать рекомендациям Макиавелли чтобы оказаться в роли “государя”. Государем Макиавелли невозможно стать, им можно только быть — в этом главная причина невозможности воплотить “руководство к действию”, которое дает Макиавелли в своем трактате, на практике.

Создавая своего государя, Макиавелли рисует внутренне непротиворечивый характер, который, однако, нельзя ни в коем случае идеализировать. Государь — это прежде всего герой, призванный решить рад задач, вокруг которых Макиавелли и создает его образ.

Следует иметь в виду, что хотя Макиавелли и создает идеальный образ государя (образ как идеальный тип), его облик вполне конкретен и наделен вполне определенными чертами характера, образом мыслей, мировосприятием. Государь отражает свою эпоху также как каждый литературный герой в той или иной степени является отражением своего времени. Хота государь является ответом на вызов времени, ответом, который предлагает Макиавелли. Его государь призван побороть, преодолеть тенденции времени, в частности освободить и объединить Италию, сокрушив господствовавшие в то время силы раздробленности и порабощения.

Соответственно и качества, которыми Макиавелли наделяет своего героя, является “сверхчеловеческими” в том смысле, что никому из реальных людей того времени они не присущи. Государь должен, как и положено культурному герою, повернуть течение реки времени, подчинить его себе. Макиавелли наделяет государя качествами, которые направлены на сохранение и укрепление власти.

Прежде всего государь молод — “судьба всегда благоволит к молодым, потому что они не так осмотрительны, более отважны и смелее ею повелевают”. Он смел, “потому что судьба — женщина, и, если хочешь владеть ею, надо ее бить и толкать”.

Итак, во-первых, государь Макиавелли это военный вождь, смелый, решительный, воинственный. Война — “единственное ремесло, подобающее повелителю”, поэтому государь лично предводительствуют в походах. Армия является главной опорой власти государя Макиавелли, поэтому всеми военными вопросами он должен заниматься самостоятельно. Важно отметить, что агрессивная внешняя политика и ведение войн, как считает Макиавелли, соответствуют интересам государя, который сам «пользуется своими завоеваниями» а не интересам его подданных.

Под хорошим правителем Макиавелли понимает ‘Человека… воинственного”, что вполне естественно, так как освобождение, а в дальнейшем и объединение Италии возможны исключительно военным путем. Государь Макиавелли действует исходя из целесообразности, полагаясь прежде всего на военную силу. Он ревностно оберегает свою власть, до конца не доверяя никому.

Государь решителен, если надо, то жесток. Жестокость эта в основном оправдана интересами и благом государства. Он ни в коем случае не удовлетворяется полумерами — он никогда не угрожает понапрасну; окружающих следует “или ласкать… или разом отделываться от них”. Свои жестокости государь совершает быстро и решительно, без колебаний и ненужных сантиментов; последующие благодеяния всегда смогут вернуть поддержку народа.

Одновременно государь заботиться о том, чтобы не навлекать на себя всеобщую ненависть, внушая своим подданным одновременно страх и любовь, причем ведущую роль играет именно страх. Государь внушает народу страх “таким образом, чтобы если не заслужить любовь, то избежать ненависти, потому что вполне возможно устрашить и в тоже время не стать ненавистным”.

Во-вторых, государь является здравомыслящим и реалистичным политиком. Следует отметить, что для Макиавелли из двух основных качеств государя — смелый и решительный военный вождь с одной стороны, и здравомыслящий политик с другой, — наиболее важным является первое.

Государь не презирает и не оскорбляет своих подданных, так как “презрение и оскорбление только возбуждают ненависть, не принося никакой пользы” правителю, он избегает чрезмерной расточительности и не предается излишествам, чтобы не обременять народ налогами.

Здравомыслие, или мудрость государя, необходимы для успешного ведения государственных дел. Государь “сам по себе не мудрый, не может иметь хороших советников”, за советом он обращается «только тогда, когда этого хочет он, а не другие». Одним словом, “хорошие советы, кто бы их ни давал, происходят от благоразумия князя, а не благоразумие князя — от хороших советов”.

Рассуждая о качествах своего героя, Макиавелли выводит мораль из области политики. Цель оправдывает средства — вот кредо государя Макиавелли (но ни в коем случае не самого автора). Государь должен прежде всего заботиться “о победе и о сохранении государства”, тогда как “средства всегда будут считаться достойными”. Для него “не может быть позорно не соблюдать обещаний, предписанных силой”, более того, Макиавелли прямо говорит, что “великие дела творили как раз князья, которые мало считать с обещаниями, хитростью умели кружить людям головы и в конце концов одолели тех, кто полагался на честность”.

Государь заботится об общем благосостоянии государства, причем Макиавелли не противопоставляет выгоду государя и интересы государства — как уже было сказано общественное и личное тесно переплетено в образе государя. Макиавелли пишет, что “величии государств основывается не на частной выгоде, а на общем благосостоянии”; его государь является выразителем общественного благосостояния, которое противопоставляется своекорыстным интересам отдельных граждан.

Своего героя, государя, Макиавелли мыслит в движении. У него еще нет своего княжества, ему еще предстоит его создать. Именно создать, а не завоевать, так как ни одно из существующих на Апеннинском полуострове государств ему не подходит. Смысл существования государя Макиавелли — в создании этого государства, объединенной Италии. В какой-то мере прототипом государя можно считать Цезаря Борджиа, который сам выкроил себе княжество, однако Борджиа является не более чем прототипом, бледным отражением идеального государя. Успех сопутствовал Борджиа пока тому благоприятствовали внешние обстоятельства, в отличие от макиавеллевского государя он государя он оказался недостаточно сильной личностью чтобы противостоять ударам судьбы, когда та перестала быть к нему благосклонной.

Государь Макиавелли не плетется уныло за Фортуной. Он победитель, которого уже ничто не остановит. Все его существование подчинено единой миссии — освобождении и объединении Италии. В отличие от Медичи или Цезаря Борджиа государь не сможет удовольствоваться малым, удовлетвориться частичной победой, закончить свои дни в спокойной старости, присоединив лишь пару соседних государств. Объединенная Италия становится тем мифологическим государством, которое создает и в котором действует герой трактата Макиавелли, государь. Объединив Италию, государь откроет новую страницу истории, истории Италии.

Государь далек от того, чтобы претендовать на мировое господство. Он не стремится наподобие Александра Македонского или Юлия Цезаря к покорению ойкумены. Государь Макиавелли — это Прометей нового времени, чей огонь — Италия. Италия единая и свободная. Миф и мечта Макиавелли.

К сожалению, XVI в. не смог предложить достойного кандидата. Бессильными оказались и все последующие века. И хотя XIX в. ознаменовал воплощение мечты Макиавелли, государя мир не увидел. Да и о такой ли Италии мечтал великий флорентиец? И могло ли быть иначе? Гений Макиавелли создал неописуемый по силе художественный образ, настоящего мифологического героя, которому тесно а нашем реальном мире.

Миньяр-Белоручев К. г. Москва

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»