Проблема массовой демократии. Демократия и свобода в политической теории и практике

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Демократия как основа политической жизни общества

контрольная работа

Введение

Идея гражданского общества восходит к политико-юридической мысли античности. Данное понятие выступает как синоним понятия «политическое общество», т.е. «государство». Быть членом общества означало быть гражданином - членом государства. Это обязывало действовать в соответствии с государственными законами, не нанося вреда другим гражданам. Такое положение вещей определялось тем, что в античности и средние века отдельный человек по сути дела не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной, религиозной и иных сфер жизни общества.

Переход от средневековья к новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и выявлением различий между общественными и сугубо государственными институтами. Идея индивидуальной свободы поставила на повестку дня вопрос о свободе человека как личности, как члена общества, независимого от государства.

Главная заслуга в разработке концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством принадлежит немецкому философу XIX века Гегелю.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых дуг от друга и от государства индивидов. Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид. В демократическом обществе политические и социальные функции четко разделены и выполняются различными институтами. Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством. Наряду с правом частной собственности важное значение имеет гарантированная государством свобода предпринимательской, трудовой и потребительской деятельности.

Политический режим - это методы осуществления политической власти в обществе. Всякий политический режим представляет собой то или иное сочетание двух полярно противоположных принципов организации человеческих взаимодействий: авторитарности и демократизма. Практически невозможны режимы, полностью лишенные форм реализации одного принципа и построенные на формах реализации только другого принципа. Принято делить политические режимы на три типа: тоталитарный, авторитарный и демократический.

В политической сфере тоталитаризму соответствует монополизация власти. Она оказывается у одной партии, а сама партия - под властью одного лидера. Происходит сращение правящей партии с государственным аппаратом. Вместе с тем происходит огосударствление общества, т.е. уничтожение (или крайнее сужение) независимой от государства общественной жизни, уничтожение гражданского общества. Умаляется роль права, закона.

Авторитарный режим возникает, как правило, там, где происходит слом старых социально-экономических институтов и поляризация сил в процессе перехода стран от традиционных структур к индустриальным. Данный режим чаще всего опирается на армию. Она вмешивается в политический процесс для того, чтобы покончить с длительным политическим кризисом, с которым невозможно справиться демократическими, правовыми средствами. В результате этого вмешательства вся власть концентрируется в руках политического лидера или определенного органа.

Понятие демократия родилось в Древней Греции. Существует ряд исторических типов демократии с множеством ее различных форм:

· первобытнообщинная и родоплеменная

· античная

· феодально-сословная

· буржуазная

· социалистическая

Демократия - это прежде всего степень участия масс в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан демократических прав и свобод, официально признаваемых и закрепляемых в конституциях и других законах. Демократия как общественно-политическое явление за свою многовековую историю развития выработала определенные принципы и ценности.

В данной контрольной работе подробно рассмотрим сущность демократического режима, исторические формы, теории и разнообразные модели.

Раскроем предпосылки и условия (политические, экономические, социокультурные) осуществления демократии.

Демократизация - внедрение демократических начал, реорганизация какого-либо общества на демократических основах. Главные направления демократизации: привлечение граждан к управлению делами общества и государства; создание условий для проявления инициативы отдельных лиц, представительных органов власти, общественных организаций, трудовых коллективов, развитие самоуправления общества; свободное развитие каждой нации и народности, укрепление их равноправного сотрудничества; постоянное укрепление законности и правопорядка; расширение гласности; регулярный учет общественного мнения при обсуждении и решении государственных и общественных дел; совершенствование избирательной системы.

В политики популярная теория «волн» демократизации, согласно которой современные институты демократического правления - полиархия - утверждались этапами, причем на каждом из них этот процесс затрагивал разные группы стран, а за расширением ареала демократии (подъемом демократизации), следовало его некоторое сокращение (откат демократизазии).

Первая «волна» демократизации стала нарастать со второй половины XIX в. и достигла пика незадолго после завершения первой мировой войны. Вторая «волна» была стимулирована победой союзников во второй мировой войне и процессами деколонизации, длившимися до 1960-х. гг. Наконец, третья «волна» демократизации началась в сер. 1970-х гг. с падения авторитарных режимов в Португалии, Испании, Греции и др. Так что к концу второго тысячелетия ареал распространения демократии охватывает почти все промышленно развитое северное полушарие вместе с целым рядом стран, включая такие крупнейшие, как Индия.

Демократия - это хрупкая система, и, если не создавать соответствующих условий для ее поддержания, она может быть разрушена. Общество зачастую ожидает немедленной отдачи от избранной власти, не задумываясь над тем, что сами граждане делают для того, чтобы система работала эффективно, чтобы представители народа выражали его интересы, были подконтрольны и управляемы. Такая проблема характерна и для России, вставшей на путь демократического развития, граждане которой не избалованы вниманием власти и не искушены в демократических тонкостях и нюансах.

Как показывает опыт развитых стран, у демократии существуют серьезные проблемы, разрешение которых является необходимым условием ее эффективного функционирования. Эти проблемы Ж.Бешлер называет «искажениями демократиями», Ш.Эйзенштадт - «хрупкостью современных демократических режимов».

В числе главных экономических препятствий демократическому развитию американский политолог С.Хантингтон называет бедность, поэтому будущее демократии он связывает с развитой экономикой. То, что мешает экономическому развитию, является препятствием и для распространения демократии. «Большинство бедных обществ останутся недемократическими до тех пор, пока будут оставаться бедными», - заключает американский ученый.

Для демократии характерно регулярное обновление правящей элиты и проводимой ею политики. Если такое обновление происходит в ненасильственных, жестко обозначенных и определенных правом формах, общество не подвергается потрясениям из-за периодических кризисов власти. Регулярная корректировка власти в демократических системах делает их относительно гибкими, восприимчивыми к технологическим и социальным нововведениям, что в итоге обеспечивает постоянный экономический прогресс, как это было в демократических странах Европы и Северной Америки.

Демократический процесс способствует повышению самостоятельности народа, который учится поступать правомерно. Опыт самостоятельных действий у российского народа очень короткий. Российская политическая практика 1990-х - начала 2000-х гг. свидетельствует о все более заинтересованном участии людей в управлении, о повышении требовательности к руководителям, о критическом отношении к деятельности политических партий и общественных объединений, претендующих на защиту интересов различных социальных групп. Это бесценный опыт, который будет всегда востребован и на основании которого люди учатся не совершать ошибки.

Несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться демократии на своем тернистом пути, актуальной останется мысль, высказанная Робертом Далем: «Демократическая идея не утратит своей привлекательности для людей в недемократических странах, и, по мере того как в этих странах будут формироваться современные, динамичные и более плюралистические общества, их авторитарным правительствам станет все труднее противодействовать устремлениям к расширению демократии».

  • 3. Дайте сравнительный анализ трех исторических форм политической демократии Нового времени: либеральной, коллективистской и плюралистической. Охарактеризуйте их сильные и слабые стороны
  • 1). Настороженное отношение либерализма к массам повлияло на либеральную демократию, которая явилась как бы сплавом либеральной идеи ограничения произвола власти с помощью индивидуальных прав и демократического принципа народного суверенитета. В целом же этой модели демократии в ее классическом варианте (XIX -- начало XX в.) присущи следующие характерные черты:

Отождествление народа как субъекта власти с собственниками--мужчинами, исключение низших слоев, прежде всего наемных рабочих, а также женщин из числа обладающих избирательным правом граждан. В большинстве западных демократий вплоть до начала-- середины XX в. сохранялись имущественные и другие цензы -- обязательные условия, без наличия которых человек не имел права участвовать в голосовании. (В некоторых штатах США своеобразный имущественный ценз -- избирательный налог -- был отменен лишь в 1961 г.)

Индивидуалистичность, признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над законами государства. Права личности в целях защиты закрепляются в конституции, неукоснительное выполнение которой контролирует независимый суд.

3. Узкополитический, формальный характер демократии, вытекающий из узкого, негативного понимания свободы как отсутствия принуждения, ограничений. В отличие от античной демократии свобода здесь трактуется не как возможность активного равноправного участия в политике, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей. "Целью древних, -- писал в этой связи Б. Констан, -- было разделение общественной власти между всеми гражданами страны. Это-то они и называли свободой. Цель наших современников -- безопасность частной сферы; и они называют свободой гарантии, создаваемые общественными институтами в этих целях" .

Парламентаризм, преобладание представительных форм политического влияния. Как писал Д. Актон, урок афинской демократии учит, что правление всего народа, будучи правлением самого многочисленного и могущественного класса, есть зло такого же порядка, что и неограниченная монархия, и нуждается, почти но тем же самым причинам, в институтах, которые бы защищали его от самого себя и утверждали бы постоянную власть закона, ограждая его от произвольных переворотов во мнениях".

Ограничение компетенции и сферы деятельности государства преимущественно охраной общественного порядка, безопасности и прав граждан, социального мира и т.п., его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы.

Разделение властей, создание сдержек и противовесов как условия эффективного контроля граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью. Как отмечал еще в XVIII в. Монтескье, общество в состоянии проконтролировать лишь ту власть, которая раздроблена и отдельные части которой противопоставлены друг другу.

Ограничение власти большинства над меньшинством, обеспечение индивидуальной и групповой автономии и свободы. Меньшинство обязано подчиняться большинству лишь в строго определенных вопросах, за пределами которых оно полностью свободно. Меньшинство вправе иметь свое мнение и отстаивать его в рамках закона, невзирая на принятые большинством решения.

Эти и другие черты либеральной демократии свидетельствуют, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его достоинства и основополагающих прав. В то же время эта модель демократии, представленная в своем классическом варианте, весьма далека от идеала народовластия и обоснованно подвергается критике.

Недостатков классической либеральной демократии:

  • 1. Социально-классовая ограниченность. Подобно античной демократии, она не распространяется на большинство населения: пролетариев, другие низшие слои, женщин, и поэтому не является властью народа в полном смысле этого слова.
  • 2. Формальность и, как следствие, декларативность демократии для бедных, социально не обеспеченных слоев населения, ее превращение из народовластия в соревнование денежных мешков. Нераспространение демократии на экономические и социальные процессы ведет к углублению общественного неравенства и обострению социальных конфликтов, не удовлетворяет интересов большинства граждан. Стимулируемая этой формой власти имущественная поляризация населения обесценивает для низших слоев фундаментальные права и свободы личности, делает их трудноосуществимыми практически и в конечном счете ставит под сомнение демократичность этой формы правления.
  • 3. Ограниченность сферы демократии и политического участия личности. Ставка на представительные органы и лишь эпизодическую преимущественно электоральную политическую активность граждан фактически выводит органы власти из-под контроля масс и превращает демократию в форму господства политической элиты. Следствием крайне ограниченного политического участия является массовая политическая апатия, отчуждение граждан от власти, ее слабая легитимность.
  • 4. Принижение роли государства в управлении обществом и укреплении социальной справедливости. Потребности экономического и социального развития требуют расширения государственного регулирования, проведения активной инвестиционной налоговой и иной политики. Демократическое государство не может ограничиваться ролью "ночного сторожа" и должно иметь право регулировать экономические и социальные процессы, укреплять в обществе справедливость и предотвращать конфликты.
  • 5. Чрезмерный ценностный индивидуализм, игнорирование коллективной природы человека, его принадлежности к различным социальным группам. Это препятствует общественной самореализации личности, ее развитию, стимулирует эгоизм и эгоцентризм, подрывающие основы государства и общества. Практическим ответом на недостатки классической либеральной демократии явились рабочее, социалистическое, коммунистическое и другие движения, а также новые, во многом противоположные либерализму демократические концепции и попытки воплотить их в жизнь.
  • 2). Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократам имеют ряд общих черт. К ним относятся:
  • 1). коллективизм в трактовке народа, признание народа единым однородным целым, имеющим объективные, существующие еще до своего осознания общий интерес и волю;
  • 2). отсутствие противоречий внутри народа, рассмотрение политической оппозиции как патологии или врага, подлежащего насильственному устранению;
  • 3). коллективистское (близкое к античному) понимание свободы как активного равно-нравного участия гражданина в делах всего государства и общества;
  • 4). тоталитарность, всепроникающий абсолютный характер власти, на деле осуществляемой вождями, отождествляемыми с народом (классам, нацией), полная беззащитность меньшинства, в том "числе отдельной личности;
  • 5). устранение самой проблемы прав человека, поскольку целое -- государство -- и без того заинтересовано в благополучии своих собственных составных частей;
  • 6). всеобщая политическая мобилизация, преимущественно прямое участие граждан в управлении, рассмотрение представительных органов и должностных лиц не как самостоятельных в пределах закона и ответственных за принятые решения руководителей, а лишь как проводников воли народа, его слуг;
  • 7). декларирование социальной демократии, перенесение главного акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.

Теории коллективистской демократии показали свою практическую несостоятельность или, по меньшей мере, несовместимость с демократией в ее либеральном понимании. Попытки их осуществления неизбежно приводили к появлению нового господствующею класса -- номенклатуры, к тоталитаризму, подавлению всякой индивидуальной свободы, террору против инакомыслящих. Оказалось, что власть народа (класса, нации) не может быть реальной без гарантий индивидуальной свободы и других прав личности, без признания и институционального закрепления ее роли как первичного источника власти.

Можно выделить следующие общие основополагающие идеи плюралистической демократии:

1). заинтересованная группа - центральный элемент демократической политической системы, гарантирующей реализацию интересов, прав и свобод личности. Сама личность при этом оттесняется на второй план, хотя ее статус как первичного субъекта власти и не отрицается;

Общая воля как результат конфликтного взаимодействия различных групп и их компромиссов. Эта воля не существует априори, до соревнования различных политических акторов, а формируется в процессе "примирения", уравнивания многообразных интересов;

  • 3). соперничество и баланс групповых интересов -- социальная основа демократической власти, ее динамики;
  • 4). сдержки и противовесы распространяются не только на институциональную сферу (либерализм), но и на социальную область, где ими выступают группы-соперники;
  • 5). "разумный эгоизм", личный и, особенно, групповой интересы как генераторы политики;
  • 6). государство -- не "ночной сторож" (либерализм), а орган, ответственный за нормальное функционирование всех секторов общественной системы и поддерживающий в обществе социальную справедливость. С плюралистической теорией демократам вполне совместимы теория и практика социального государства, обеспечивающего достойные условия жизни каждому человеку. Государство -- это также арбитр, гарантирующий соблюдение законов, правил игры в соревновании многообразных групп и не допускающий монополизации власти;
  • 7). диффузия, распыление власти между разнообразными центрами политического влияния: государственными институтами, партиями, группами интересов и т.д.;
  • 8). наличие в обществе ценностного консенсуса, предполагающего признание и уважение всеми участниками политического соревнования основ существующего государственного строя, демократических правил игры, прав личности, закона;
  • 9). демократическая организация самих базисных групп как условие адекватного представительства интересов составляющих их граждан. Без этого демократия превращается в плюрализм элит.

Плюралистическая теория демократии нашла признание и применение во многих странах мира. Однако ее идеи небесспорны и подвергаются критике. Одним из исходных недостатков этой теории нередко считают идеализацию действительности, преувеличение групповой идентификации населения, участия граждан в группах интересов. В странах Запада реально лишь не более одной трети взрослого населения представлены в группах интересов. Поэтому построенная по плюралистическим рецептам модель демократии не будет властью большинства.

В современной политической мысли не только подвергается сомнению соответствие плюралистической теории реальной жизни, но и критикуется сама модель такой демократии. Утверждается, что плюралистическая демократия консервативна, поскольку для принятия решений требует широкого согласия всех заинтересованных групп, что трудно обеспечить на деле, особенно в периоды политического реформирования. Такая демократия сводит общую волю к низшему порогу достижимого в обществе согласия. Кроме того, в плюралистической системе с большим трудом пробивают себе дорогу и получают признание всеобщие, глобальные, долгосрочные и новые интересы.

политический демократизация

Ко второй половине XIX в. относится важный этап эволюции государственности, поскольку его отличительными чертами стали участие народных масс в политической жизн и соответствующее ему преобразование механизма политической власти, которая уже не могла не учитывать данног фактора. Поначалу эта тенденция не была явной, но проблема усиливавшегося влияния со стороны растущего количества избирателей начала ощущаться. Новая ситуация стал складываться по мере увеличения количества избирателей что создавало новые формы самовыражения низших классо общества, получивших право голоса.

Улучшение положения широких народных масс в смысле политического самовыражения поначалу было малозаметно но со временем оно становилось все более весомым и имел следующие последствия:

  • - утверждение власти волеизъявлением масс;
  • - создание и деятельность массовых политических партий;
  • - воздействие власти на массовое сознание.

К рубежу XIX-XX вв. сформировалась массовая демократия как новый тип демократии, которая весьма сильно отличалась от старого либерализма с узкой социально базой. С увеличением числа избирателей их большинств стали составлять бедные и недовольные жизнью люди, экономическое и социальное положение которых было связан с лишениями и унижениями. Классовое сознание этих люде становилось все более угрожающим по отношению к социальной, экономической и политической системе общества Опасность обострялась и тем, что либералы XIX в. не был демократами в современном смысле слова. Хотя все люд в обществе имели одинаковые гражданские права, либерал сопротивлялись внедрению равных и общих политически прав, ограничиваясь только правами собственников.

Таким образом, в ходе расширения либеральной политики на континенте оказалось, что либерализм (идеология) и демократия (процедура, порожденная либерализмом)В начали противоречить друг другу. Дело в том, что к конц века в партии сформировались демократические течени социалистические, анархистские, консервативные, которы не принимали либерализм как идеологию и стремилис к своим целям, игнорировавшим либерализм. Запретить же такие течения было нельзя, поскольку это противоречило либеральным принципам и народному суверенитету.

Как бы то ни было, политические и культурные институты буржуазного либерализма расширились за счет масс новых выборщиков, что привело к оттеснению центральног класса - либеральной буржуазии - на обочину политической жизни. Демократия ликвидировала в большинстве стра буржуазный либерализм как политическую силу и поставил на его место две другие силы - классовое и национально самосознание, которые и соперничали в этот период.

Общественные классы изначально не были однородны и монолитны: даже в пролетариате довольно быстро выделилась «рабочая аристократия», не говоря уже о расслоени крестьянства или в целом среднего класса (мелкой буржуазии). Более того, с развитием общества его расслоени усиливалось, и сама структура общества усложнялась. Те не менее классовый принцип был привлекателен по той причине, что изначально демократическое политическое равенство людей совершенно противоречило различному благосостоянию людей. Поэтому и в развитых странах от издани законов, провозглашавших свободу и равенство, до их воплощения в реальной жизни пролегал большой путь. Французский писатель Апатоль Франс точно изобразил суть идеало буржуазного общества: «Закон в своей величавой справедливости дает право каждому человеку как обедать в ресторан “Ритц”, так и ночевать под мостом».

Внутренняя несправедливость этой системы особенно ярко проявилась во Франции в период Парижской Коммун 1871 г. Установление Парижской Коммуны стало причино массовой гибели людей, которая при обычных условия была немыслимой в цивилизованном государстве последне четверти XIX в. Эта короткая яростная и несвойственна своему времени вспышка свирепого террора с обеих сторон разразившаяся в респектабельном обществе, отразила фундаментальную политическую проблему буржуазного общества - необходимость его демократизации и дополнени политических прав активной социальной политикой государства. Энергия и динамика восстания была такой огромной, что, как отмечал один немецкий историк, складывалос ощущение, что в руки людям каменного века попала атомна бомба - опасность была сравнима...

После 1871 г. стало ясно, что дальнейшей демократизации государственной политики, а главное уступок трудящимся в социальной сфере не избежать. Массы были намерены выступить на политическую арену. Избирательная система основанная на широком предоставлении прав голоса, появилась в 1870-е гг. во Франции, Германии, Швейцарии, Дании В Англии согласно «законам о реформе» 1867 и 1883 гг. количество избирателей увеличилось с 3,9 до 37,3% всего взрослог населения. Однако демократизация была неполной, выборщики составляли лишь 30-40% взрослого населения (женщины исключены). Первым женщинам право голоса предоставили в 1890-е гг. в США (штат Вайоминг), в Новой Зеланди и Австралии, в начале XX в. в Финляндии и Норвегии.

Логическим следствием новой избирательной системы стала политическая мобилизация масс - для проведени выборов и с помощью выборов, с целью оказания давлени на правительства своих государств, что повлекло создани массовых партий и массовой пропаганды, а также развитие средств массовой пропаганды. Это была благоприятна среда для развития всякого рода политической риторик и демагогии.

К изложенным обстоятельствам следует добавить и то, что в начале XX в. рабочий человек на Западе достиг таког уровня материального благополучия, личной независимост и уверенности в завтрашнем дне, который за 100 лет до этог был немыслим. Человек, живущий в атмосфере прогресс и достижений, уже не мог мириться с несовершенством которое стало невыносимым. К этому добавилось справедливое возмущение теми, кто, прикрываясь либеральным лозунгами, отстаивал антиобщественные привилегии. Вс это привело к тому, что к концу XIX в. доверие к основны принципам либерализма стало стремительно падать. То, чт в свое время было достигнуто, воспринималось как надежная собственность, приобретенная раз и навсегда. Люд с жадностью устремляли взор к новым соблазнам, требовали немедленного удовлетворения растущих потребносте и были уверены, что приверженность старым принципа стоит на пути прогресса. Речь шла не о совершенствовани старого механизма, а о том, чтобы его полностью демонтировать и заменить другим.


Владельцы ателье по пошиву одежды несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже относится к переменным издержкам? 1)Арендная плата за помещение; 2)Приобретение сырья 3)Проценты по кредитам 4)Расходы на рекламу 5)Оклады менеджеров 6)Сдельная оплата персонала ОТВЕТ: 26


Гражданин Р. Заключил договор с фирмой «Надежный замок» договор об установке межкомнатных дверей. Бригада монтажников произвела соответствующие работы, качество которых не устроило гражданина. Фирма сочла требования заказчика завышенными и отказалась переделать работу. Найдите в приведенным списке позиции, соответствующие правовому решению описанного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)Истец 2)Ответчик 3)Трудовое право 4)ОВД 5)Гражданское судопроизводство 6)Уголовно-процессуальный кодекс ОТВЕТ: 125


В стране Z развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа. 1)Происходит демократизация политической жизни, провозглашены политические свободы; 2)Религия оказывает значительное влияние на развитие общества. 3)Формируется класс промышленных рабочих. 4)Существует разделение труда. 5)Происходит механизация и автоматизация производства и управления. 6)Развивается сельское хозяйство. ОТВЕТ: 135


Ивану – 17 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие Ивана как личность. 1)У Ивана светлые волосы и голубые глаза. 2)Рост Ивана – 180 см. 3)Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой. 4)Иван занимается легкой атлетикой, серьезно относится к тренировкам. 5)Иван – добрый и отзывчивый человек. 6)Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией. ОТВЕТ: 3456


Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведенном ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. 1)Анкетирование одноклассников 2)Наблюдение за поведением одноклассников 3)Описание внешнего вида 4)Выявление закономерностей поведения 5)Выдвижение гипотезы 6)Формулирование выводов ОТВЕТ:123


Василию Сергеевичу – 35 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие его социальную роль работника. 1)Василий женат, у него трое детей. 2)Василий вступил в партию. 3)Василий внимательно ознакомился с программой кандидата на пост главы администрации. 4)Василий трудится врачом в городской больнице. 5)Василий регулярно посещает курсы повышения квалификации. 6)Василий никогда не опаздывает на работу. ОТВЕТ: 456


В городке Z поставку продуктов питания в магазины осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители, так и отдельные фермерские хозяйства. Выберите из приведенного списка характеристики данного рынка. 1)Рынок товаров 2)Местный рынок 3)Олигополия 4)Рынок информации 5)Избыток продукции 6)Чистая конкуренции ОТВЕТ: 126


Алле 39 лет. Найдите в приведенном ниже списке черты, характеризующие выполнение ею социальной роли семьянина. 1)Алла замужем за Александром. 2)Алла работает бухгалтером 3)Алла помогает своей маме-пенсионерке. 4)Алла отлично водит автомобиль. 5)Алла увлекается астрономией. 6)Алла воспитывает сына Алексея. ОТВЕТ: 136


Какие из приведенных ниже примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? 1)Министерство образования объявило о проведении конкурса «Учитель года». 2)На собрании жителей микрорайона было принято решение о благоустройстве детских площадок. 3)По всей стране прошли выборы в органы местного самоуправления. 4)Органы ГИБДД установили новые светофоры на дорожных переходах возле учебных заведений. 5)Граждане проявили активность в благоустройстве своего района, организации досуга несовершеннолетних. 6)В городе Z учителя математики создали ассоциацию. ОТВЕТ: 256


Татьяне 13 лет. Найдите в списке позиции, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1)Быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей. 2)Распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами. 3)Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. 4)Заключать мелкий трудовой договор с согласия родителей. 5)Совершать мелкие бытовые сделки. 6)Нести уголовную ответственность на общих основаниях. ОТВЕТ: 15


Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа? 1)Общественное сознание базируется на религиозных ценностях. 2)Ведущей отраслью экономики является промышленность. 3)Преобладает экстенсивная технология. 4)Господствует общинная форма собственности. 5)Формируется рыночная экономика. 6)Происходит механизация и автоматизация производства. ОТВЕТ: 134


Ученик 11 кл Максим готовится к экзаменам. Найдите в списке методы, которые позволят максиму достичь его цели. 1)Поступление в ВУЗ 2)Проведение экзамена 3)Консультации педагогов. 4)Решение задач 5)Получение высокого балла 6)Чтение учебников, справочной литературы ОТВЕТ: 346


Найдите в списке признаки, позволяющие сделать вывод, что страна Z развивается как постиндустриальное общество. 1)В стране Z производство промышленных товаров полностью автоматизировано. 2)В стране Z развиваются наукоемкие производства и средства коммуникации. 3)В стране Z созданы необходимые условия для непрерывного образования. 4)В стране Z активно развивается виртуальная культура. 5)В стране Z преобладают экстенсивные технологии. 6)Доступ к информации становится одним из условий успеха в конкурентной борьбе. ОТВЕТ: 234


Популярный актер на собственные средства снял черно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искусству. Выберите в списке характеристики данного произведения. 1)Коммерческий характер 2)Содержательная сложность 3)Внимание критиков и знатоков 4)Использование спецэффектов 5)Привлечение кинозвезд 6)Колоссальный интерес зрителей ОТВЕТ: 23


В стране Z сократилось потребление и экспорт угля, большинство шахт закрылось, десятки тысяч шахтеров потеряло работу. Выберите из приведенного ниже списка характеристики возникшей безработицы. 1)Скрытая безработица 2)Фрикционная безработица 3)Сезонная безработица 4)Добровольная безработица 5)Структурная безработица 6)Массовая безработица ОТВЕТ: 56


Марине 45 лет. Найдите в приведенном списке черты, характеризующие выполнению её социальной роли гражданина. 1)Марина воспитывает двоих детей 2)Марина вовремя уплачивает налоги 3)Марина работает бухгалтером 4)Марина получила второе высшее образование 5)Марина всегда ходит на выборы 6)Марина увлекается восточными танцами. ОТВЕТ: 25


Владельцы хлебопекарни несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного относится к постоянным издержкам? 1)Арендная плата за помещение 2)Приобретение сырья 3)Проценты по кредитам 4)Транспортные расходы 5)Зарплата менеджеров 6)Сдельная оплата персонала ОТВЕТ: 135


Сергей, по совету своего адвоката, подал иск о признании недействительным завещания своего отца, согласно которому в права наследования вступил брат Сергея – Роман. Найдите в списке позиции, соответствующие правовому решению описанной ситуации. 1)Истец 2)Ответчик 3)Трудовое право 4)Конституционное судопроизводство 5)Гражданское судопроизводство 6)Уголовно-процессуальный кодекс ОТВЕТ: 125


В государстве Z существует наследственная передача власти. Власть короля ограничена законами страны. Выборы в парламент происходят регулярно, на альтернативной основе. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя территории субъектов, обладающих частичным суверенитетом. Парламент имеет двухпалатную структуру, субъекты имеют право принятия собственной конституции. Найдите в списке характеристики формы государства Z. 1)Унитарное государство 2)Федеративное государство 3)Конституционная монархия 4)Демократическое государство 5)Абсолютная монархия 6)Президентская республика ОТВЕТ: 234


Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги по истории и культуре Греции, на интернет- форумах общается с ценителями греческой кухни. Он спланировал маршрут своего путешествия и приобрел путевку. Найдите в списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели. 1)Изучение греческого языка 2)Чтение книг о Греции 3)Ценители греческой кухни 4)Путешествие по Греции 5)Покупка турпутевки 6)Общение в Интернете ОТВЕТ: 1256


В процессе социализации формируется правосознание человека. Выберите в списке элементе правосознания. 1)Знание законов 2)Правоохранительные органы 3)Понимание необходимости соблюдения законов 4)Профессиональное юридическое образование 5)Привлечение к юридической ответственности 6)Соблюдение требованиям права ОТВЕТ: 136


Гражданин Р. постоянно оставляет свой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники правоохранитель- ных органов предупредили его о неправомерности таких действий. Выберите позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации. 1)Трудовое право 2)Административный проступок 3)Дисциплинарная ответственность 4)Штраф 5)Конституционное право 6)Судимость ОТВЕТ: 24


Государство Z объединяет несколько штатов, имеющих свои парламенты, правительство и законодательство. В Z периодически проводятся свободные выборы в парламент, который формирует правительство из предста- вителей победивших политических партий. Депутаты парламента избирают президента, выполняющего представительные функции. Выберите характеристики формы государства Z. 1)Президентская республика 2)Унитарное государство 3)Демократическая республика 4)Парламентская республика 5)Авторитарное правление 6)Федеративное государство ОТВЕТ: 346


В стране N под одной крышей живут супруги, их дети, внуки и правнуки. Главой семьи является старший мужчина, чьи решения обязательны для остальных домочадцев. Женщины занимаются домашней работой, а мужчины обеспечивают материальные условия существования семьи. Выберите в списке характеристики данной семьи. 1)Нуклеарная 2)Партнерская 3)Традиционная 4)Многопоколенная 5)Демократическая 6)эгалитарная ОТВЕТ: 34


Партия V создала сеть первичных организаций в разных уголках страны. Члены политического совета партии избраны в различные федеральные и местные органы власти. Партия выступает с идеей защиты прав трудящихся, является сторонницей построения правового и социального государства. Выберите характеристики данной партии. 1)Кадровая 2)Консервативная 3)Социалистическая 4)Правящая 5)Массовая 6)Революционная ОТВЕТ: 345


Аналитик коммерческого банка А уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в списке характеристики социальной мобильности. 1)Индивидуальная 2)Восходящая 3)Миграция 4)Горизонтальная 5)Нисходящая 6)Межпоколенная ОТВЕТ: 134


Найдите в приведенном ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций. 1)Ольге Ивановне присвоили звание «Заслуженный учитель РФ». 2)Коллеги похвалили Сергея Владимировича за хорошо подготовленную презентацию нового продукта. 3)Владимир Александрович получил на заводе премию за своё изобретение. 4)Виталию Викторовичу присвоена степень доктора юридических наук. 5)Выступление Лены на празднике Осени вызвало аплодисменты. 6)Офицеру Смирнову присвоили очередное воинское звание. ОТВЕТ: 1346

Политическая жизнь

Специфическая область человеческого общества - политическая жизнь - одна из важнейших сторон общественного бытия. Она охватывает интересы не только классов, но и социальных групп, наций, отдельных личностей. Особый интерес она представляет потому, что именно в этой сфере люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения доверия или недоверия власти. Это мы наблюдаем во время выборов органов власти. Отсюда следует также, что политическая жизнь - непрекращающийся процесс деятельности членов общества. О ее сложности и многозначности можно судить по структурным компонентам политической жизни. К ним относятся: государство со всеми своими структурами; политические партии; общественные движения и организации; средства массовой информации; все виды политики; политическая культура и политическая деятельность. Все они связаны между собой.

Если исходить из того, что политический процесс есть совокупная деятельность или взаимодействие социальных субъектов с целью изменения функционирования политической системы общества, то его субъекты - социальные группы, классы, отдельные индивиды, имеющие политические интересы. Для них характерны: коллективные действия (обычно стихийные, неорганизованные); групповые действия (действия организованных групп); тотальные действия (при высокой степени концентрации участников); наконец, индивидуальные действия, т.е. действия индивидов в порядке личной инициативы.

По своей форме это могут быть действия, направленные на изменение отношений власти и общественных отношений, на перераспределение властных функций в правящей элите, на воздействие на власть, на регулирование межгосударственных отношений.

Исторический опыт показывает, что наиболее продуктивна политическая жизнь, функционирующая в условиях развитой демократии. Поэтому весьма важно учитывать степень демократизации политической жизни и политического процесса.

Демократия как устойчивый политический порядок

В XX веке слово «демократия» стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей. Что же представляет собой демократия и в чем причины ее популярности?

Если судить по сложившейся на сегодня практике, то можно сказать, что конкретными предпосылками становления демократии как относительно устойчивого политического порядка являются:

Достаточно высокий уровень экономического развития страны

Наличие рыночных отношений и индустриальной экономики;

Урбанизация;

Развитость массовых коммуникаций;

Помощь уже воплотивших демократию зарубежных государств.

Демократия, как правило, невозможна и без довольно высокого уровня благосостояния граждан, наличия определенных духовных традиций, соответствующих политико-культурных оснований.

Можно выделить следующие характерные черты демократии:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти.

2. Периодическая выборность основных органов государства.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государством.

4. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Все факторы, влияющие на становление демократии, так или иначе проявляются в волевом замысле элитарных кругов, ставящих целью создание в собственной стране демократических политических порядков. Это определяет центральную роль тех идеальных представлений, которые закладываются в основание практической политики и являются источником созидания социальной реальности.

Историческая практика дает нам два вида политической демократии - представительную и непосредственную (прямую).

Наиболее развита первая, представительная демократия. Она включает выборные органы власти, начиная от местного самоуправления до государственных. Само ее название говорит о том, что это - система органов, в которых работают представители граждан государства - депутаты различных уровней.

Парламентаризм ныне стал неотъемлемой частью демократического режима. Надо отметить, что в представительных демократиях - как в парламентской, так и президентской формах правления - народ участвует в осуществлении власти не прямо, а передает (делегирует) свое право на это лицам и органам, действующим от его имени. Западноевропейские государства, преимущественно, относятся к парламентскому политическому строю, а США и Россия - к президентской форме правления.

В современной России, согласно действующей конституции, президент наделен значительным объемом власти, а государственная Дума (законодательный орган) не вправе контролировать персональный состав правительства. По сути, современный парламентаризм предоставляет гражданам лишь право раз в четыре (пять) лет решать: какой ставленник господствующей в обществе крупной социальной группы (класса) будет пользоваться государственной властью от их имени.

В неразвитом состоянии находится в России прямая, или непосредственная, демократия. Некоторое время назад она осуществлялась на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах в виде выборов директоров, руководителей хозяйств. Ныне эта практика сошла на нет, круг участников выборов руководства фирмы или акционерного общества ограничивается держателями акций. В известной степени утратила авторитет такая форма прямой демократии как референдум, т.к. все проводившиеся референдумы носили рекомендательный характер.

Таким образом, одним из самых существенных противоречий демократии является несовпадение политических возможностей обладателей формальных прав и реальных ресурсов. Несмотря на провозглашение и даже законодательное закрепление равенства в распределении прав и полномочий граждан, демократия не в состоянии обеспечить это равноправие на деле. И не может по той причине, что разные группы и разные граждане реально обладают неравновесными для системы власти и управления ресурсами. В силу этого, к примеру, рядовой гражданин и медиамагнат в действительности обладают разным весом при демократическом принятии решений. Иными словами, демократия не может уничтожить преобладающего влияния на власть групп, объединений или отдельных граждан, владеющих важнейшими экономическими, информационными, силовыми и иными ресурсами, перераспределение которых, так или иначе, затрагивается государственными решениями. Вот почему сохранение демократии напрямую зависит от примирения интересов и позиций обладателей формальных прав и владельцев реальных ресурсов. А это, в свою очередь, требует большого искусства от правящих кругов в создании разного рода балансирующих механизмов, согласительных комитетов, в проведении соответствующей информационной политики, в утверждении определенных образцов политической культуры в обществе.

Противоречия и проблемы развития демократии показывают, что она представляет собой принципиально открытое различным альтернативам и вместе с тем весьма несовершенное устройство власти. Более того, она не является единственно возможной и тем более привлекательной для всех стран и народов формой правления. К тому же ущербная, несовершенная демократия может принести обществу не меньшие трудности, чем деспотические и тоталитарные режимы, и все же именно демократия является сегодня единственной и наиболее оптимальной формой политического согласования и обеспечения разнообразных интересов и гарантии основополагающих прав граждан в сложносоставных обществах.

В тех странах, где элиты и рядовые граждане стремятся к соблюдению прав человека, где высок авторитет закона, где люди пытаются с пониманием относиться к интересам других народов, там демократия может буквально преобразить их повседневную жизнь, открыв дорогу к материальному и социальному благополучию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»