Политическое прогнозирование как метод исследования. Политическое прогнозирование: сущность, виды и типы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Под методами политического прогнозирования мы понимаем систему правил и методических приемов, используемых для комплексного получения прогностических выводов относительно будущего развития политических событий (ситуаций). В фундаменте любого метода должна лежать какая-либо теоретическая основа – систематизированная определенным образом совокупность специальных знаний (теория, гипотезы, эмпирические модели и т.д.)
Изучение сложных социально-политических явлений определяет и сложный характер научных методов, необходимых для этого. Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должны быть истинными. Качество принятого прогноза, степень его научной обоснованности всецело зависит от того, какой метод или система методов лежат в основе прогностического исследования. В современной России расширение поля прогнозирования в связи с модернизацией всего жизненного уклада ведет к росту числа используемых в исследованиях будущего методов прогнозирования.
К настоящему времени в мировой практике сформировалось более 150 методов прогнозирования, носящих как общий, так и частный характер. Сложность состоит в том, чтобы определить возможную область использования каждого метода и выбрать наиболее эффективный. Рассмотрим более подробно некоторые прогностические методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики, сформулированных ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).
Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:
· для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек, в зависимости от сложности объекта);
· перед тем, как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей;
· данный метод предполагает обязательно разработку вопросника для экспертов, который должен быть составлен по определенной структурно-иерархической схеме, а именно: от широких вопросов к узким, от сложных к простым;
· в ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление "руководящего" мнения должно быть исключено;
· на заключительном этапе проводится обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщённое мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов;
· выводы экспертов служат исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.
Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценок.
Коллективная генерация идей – метод "мозговой атаки" – широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при "мозговой атаке" проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее их разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод "мозговой атаки" называют ещё методом деструктивной отнесённой оценки. Можно выделить ряд этапов работы по этому методу.
Первый этап – формирование группы участников "мозговой атаки" (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.
Второй этап – составление группой анализа проблемной записки участника "мозговой атаки", которая включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и сущности проблемной ситуации.
Третий этап – генерация идей. Он начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения "мозговой атаки": высказывания должны быть ясными и сжатыми; критика предыдущих выступлений не допускается (говори своё); не разрешается выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать и не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной. Запись высказываемых идей лучше всего вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.
Четвертый этап – систематизация идей группой анализа.
Пятый этап – разрушение систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников "мозговой атаки", число которых доводится до 25-30 человек. На этом этапе действует основное правило – рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к её осуществлению, т.е. участники атаки не отвергают предварительно выдвинутые идеи, а выдвигают доводы, отвергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации идей до одного часа.
Шестой этап – оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.
Метод сценариев. В последние годы он получил широкое распространение. Политический процесс может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходит в своем движении политическая система, её отдельные институты и другие компоненты. В этом аспекте можно утверждать, что политика движется от ситуации к ситуации, а ситуация – элементарный "шаг" политического процесса.
Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям.
Сценарий – это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития политических реалий (международных отношений, национальной экономики, социальной политики, конфликтов и т.п.). Рассматриваемый метод является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в современной России. Подтверждением этого являются исследования: С. Кургиняна – "Седьмой сценарий"; Института социально-политических исследований РАН – "Реформирование России: мифы и реальность": исследования теологов, например, "Сценарии смуты" в книге "Выбор судьбы"; Л.И. Абалкина “К самопознанию России”. Следует обратить внимание также на специальные рубрики "Сценарии" в печатных изданиях (журналах, газетах).
В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период времени. Поэтому сценариями и называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут произойти в будущем в исследуемой ситуации. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния могут различаться всё значительнее, что и приводит к проблеме выбора.
Как практически использовать метод сценариев?
Метод составления сценариевследует реализовывать на практике с помощью двух последовательных этапов:
1) Описание структуры системы в заданный момент времени и проверка ее внутренней согласованности в этот момент.
2) Эволюция во времени от одного описания к другому под естественным воздействием тенденций или под сознательным воздействием решений, соответствующих определенному курсу действий.
Например, к 2000 году сложилась ситуация, развитие которой могло быть описано тремя сценариями:
· катастрофическим, предполагавшим полный провал правительства в экономической сфере;
· промежуточным, когда центральная власть лишь частично теряет контроль над негативными процессами и нарастания кризисных явлений;
· оптимистическим, когда правительство овладевает ситуацией и положение в стране постепенно нормализуется.
Теперь, спустя время, можно убедиться, что в этих сценариях присутствовала вполне определенная доля достоверности развития событий.
Используя сценарный анализ, следует всегда иметь в виду существование факторов вероятного развития политических событий. Эти факторы могут быть объективными и субъективными, внутренними и внешними, постоянными и временными, необходимыми и случайными, общими, особенными и единичными, способствующими прогрессу и препятствующими ему.
Матричный метод прогнозирования и планирования служит для оценки относительного влияния взаимосвязанных факторов на достижение намеченных целей. Суть метода – в получении комплексных оценок путём преобразований матриц результатов экспертных оценок взаимного влияния отдельных факторов. Метод позволяет:
· провести анализ различных вариантов развития событий и проранжировать их по степени важности для достижения поставленной цели;
· выявить наиболее значимые области политики, имеющие наибольшее значение в решении поставленных задач;
· определить наиболее важные отрасли социальной сферы, развитие которых обеспечивает достижение желаемых результатов;
· выбрать наиболее эффективные политические технологии;
· обосновать оптимальное размещение ресурсов власти.
Дельфийская техника (метод Дельфи) – последовательное анкетирование мнений экспертов о перспективах какого-либо объекта с целью выявления преобладающего суждения специалистов. Анкетирование исключает прямые дебаты, но позволяет экспертам периодически корректировать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Название метода восходит к оракулу при храме Аполлона в Дельфах (древний религиозный центр в Греции). С вопросами к дельфийскому оракулу обращались как отдельные граждане, так и представители государств. Прорицательница Пифея в состоянии экстаза изрекала ответы вопрошавшим, которые облекались кем-либо из жрецов в стихотворную форму и имели значение пророчеств, данных Апполоном. Прорицания дельфийского оракула сохранились у Геродота и в других источниках.
Метод экстраполяции. Экстраполяция логическая – это перенесение выводов, правомерных внутри пространственного или временного отрезка, наблюдения за пределы этого отрезка. Экстраполяционные методы прогнозирования лежат в основе всех исследовательских прогнозов. Экстраполяция математическая – процедура установления значения функции f(x) в точках х, лежащих вне интервала {х0, хn}, по известным значениям функции в точках х0 Прогнозирование на основе метода моделирования. Моделирование означает материальное или мысленное имитирование реально существующей (натуральной) системы путём специального конструирования аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы; исследования в моделях или на реальных объектах проводятся с применением методов теории подобия. Подобными называются явления, при которых все параметры (полное подобие) или наиболее существенные при данном исследовании (локальное подобие) в любой момент времени и в любой точке пространства отличаются от соответственных параметров другого явления в определённое (постоянное в течение всего исследования) число раз. Выделяют два типа моделирования. В первом случае – это конструкция, изоморфная моделируемой системе. Используется в чистой математике и при математическом описании общественных систем. Смысл такого описания состоит в том, что отношения между элементами системы выражаются с помощью уравнений, причем так, чтобы каждому термину содержательного описания системы соответствовала какая-либо величина (константа, переменная) или функция, фигурирующая в уравнении. Сами уравнения называются при этом моделью. Важным гносеологическим условием такого моделирования является измеряемость всех описываемых процессов. Второй тип моделирования основан на понятии «черный ящик». В кибернетике этим термином называют объект, внутренняя структура которого недоступна для наблюдения, и о котором можно судить, в частности, по тому, как он преобразует приходящие на вход сигналы.
Кроме названных методов в прогнозировании используются: индивидуальные экспериментальные оценки, прогнозирование по аналогии, интерполяционные методы, интуиция, корреляционный анализ, морфологический анализ, эвристический метод, прогнозирование на основе историко-логического анализа, прогнозирование на основе теорий принятия решений, прогнозирование на основе систем "профайл", "скор", "фэйм", прогнозирование на основе индивидуальных выводов и т.д.
Использование того или иного метода или группы методов зависит от сложности и специфики конкретного объекта исследования.
Семинарское занятие:
"Прогнозирование в политической деятельности: понятие, назначение, особенности, принципы, методы"

Вопросы для обсуждения:
1. Дайте несколько трактовок понятий «прогноз» и «прогнозирование». Какая трактовка, на Ваш взгляд, наиболее удачна и почему? В чём сущность политического прогнозирования?
2. Представьте, что Вы известный политик. Насколько широко вы будете опираться на прогноз в своей деятельности и почему?
3. На каких принципах должно основываться политическое прогнозирование?
4. В чём суть методов "коллективной экспертной оценки" и "мозговой атаки"? Подумайте, каковы преимущества и ограниченность этих методов?
5. В чём суть и значение метода сценариев в политике? От каких факторов, на Ваш взгляд, зависит его эффективность? Почему сценарный анализ в политическом прогнозировании самый распространённый?
6. Что Вы знаете о "методе Дельфи"?
7. В каких случаях используется метод экстраполяции? В чём его особенность?
8. Расскажите о методе имитационного моделирования. В связи с чем этот метод приобрёл популярность?
9. Есть ли различия между прогностикой и футурологией? Дайте обоснованный ответ.
10. В чём Вы видите разницу между понятиями "прогноз" и "утопия"?
11. Проанализируйте цепочку понятий: прогноз – предвидение – гипотеза – план. Что между ними общего и в чём различие?
12. Что Вы знаете о представителях "Римского клуба". Какие доклады ими опубликованы?

Практические занятия
Практикум 1
Прогностический дебют

1. Опишите сегодняшнюю социально-политическую ситуацию в России.
2. Назовите те общественные силы (персоналии), которые, по Вашему мнению, будут оказывать наибольшее влияние на развитие событий в промежуток времени до конца текущего года.
3. Назовите ключевые события, которые с наибольшей вероятностью должны произойти в этот период.
4. Определите те элементы общественной жизни в России, которые, скорее всего, прекратят свое существование в ближайшем будущем, а также новые элементы, которые придут на смену исчезнувшим.
5. Назовите главные проблемы, с которыми столкнется общество при наиболее вероятном развитии событий и от решения (или нерешения) которых, будет зависеть дальнейший ход политического процесса.
6. Опишите наиболее желательную, наимение желательную и катастрофическую политическую ситуацию в России.
7. Опишите наиболее реальную политическую ситуацию к концу текущего года.
8. Укажите какие меры необходимо предпринять, чтобы добиться наиболее благоприятной политической обстановки в ближайшее время.
9. Опишите, какие международные факторы могут оказать наибольшее воздействие на развитие политических событий в России в ближайшем будущем.
Вариант ответа студента на поставленные вопросы, исходя из сложившейся ситуации, сложившейся к лету 2001г.

Сегодняшняя социально-политическая ситуация в России достаточно определенна. С одной стороны, наметился ряд позитивных сдвигов: достигнута отосительная политическая стабильность; снята острая напряженность в вопросе противоречий между региональными и федеральным законодательствами; положено начало реформированию законодательной и судебной властей; парламентом принимаются значимые законодательные акты. Однако, во-первых, это видимое благополучие может быстро закончиться, так как в России существует множество нерешенных проблем (в социальной, политической, экономической и военной сферах), которые могут в любой момент перейти в разряд катастрофических. Во-вторых, все позитивные изменения выглядят достаточно несистемно. Страна не может четко определить, куда ведет ее нынешняя элита – к авторитаризму, к «управляемой демократии» или развитой демократии по западному типу.
Естественно, что наибольшую роль в развитии политических событий в рассматриваемый период будет играть вся «верхушка» политической власти России. В первую очередь речь идет о Президенте, Президентской администрации, представителях исполнительной и законодательной властей, региональных лидерах, бизнес элите, а также СМИ и различных персонах, не относящихся непосредственно к политической власти (Алексий II и др.).
Анализируя политическую обстановку, следует признать, что промежуток времени от сегодняшних дней до конца 2001 г., будет насыщен различными важными событиями. Именно в это время должны быть решены такие ключевые вопросы как принятие законов о партиях, о земле, нового КЗОТа, вполне вероятно, что решение этих вопросов может повлечь за собой политические кризисы, в первую очередь, из-за непримиримой позиции КПРФ. Вряд ли стоит ждать решения Чеченской проблемы, однако проблемы беженцев и переселенцев могут быть положительно решены волевым усилием Президента.
Одним из ключевых событий является поднятие подводной лодки «Курск», так как в случае неудачи, это может повлечь за собой цепочку политических кризисов.
Будут приняты важные внешнеполитические решения, касающиеся проблемы долга России, отношений со странами ближнего зарубежья, «восьмерки», проблемы Курильских островов (хотя полное решение этой проблемы следует ожидать в более далеком будущем) и др. Особое место во внешней политике России занимает проблема договора по ПРО.
Прогнозируемый период достаточно небольшой, поэтому сомнительно, что какие-либо важные элементы общественной жизни прекратят свое существование. Однако, вполне возможно, что уже к концу этого года произойдет реструктуризация и уплотнение министерств, а также комитетов в Государственной Думе, что повлечет за собой исчезновение некоторых из них, хотя такой вариант наиболее вероятен в более отдаленном будущем. Что же касается новых элементов общественно-политической жизни страны, то их появление до конца этого года оцениваются скептически.
Основные проблемы, от решения или нерешения которых будет зависеть наше дальнейшее развитие общеизвестны: проблема консолидации и осознания невозможности дальнейшего внутреннего противостояния, для решения которой возможно заключение некоего «пакта о согласии» общественных сил; проблема Чечни; долговые проблемы; решение вопроса о роли и месте политических партий и парламента в России; решение земельного вопроса.
Наиболее желательный вариант для России, связывается с консолидацией политической элиты. В этом случае могут быть решены самые серьезные политические и социально-экономические проблемы без потрясений для страны. Однако, следует признать, что это скорее всего идеальный вариант развития событий. Наимение желательным сценарием следует признать вариант, при котором Российское общество не сможет консолидироваться, и все важные решения, которые планируется принять (подробнее о них говорилось выше) будут сильно затягиваться и сопровождаться постоянными политическими кризисами.
На международной арене Россия будет вести себя вяло и не сможет добиться серьезных положительных сдвигов. Многие внутренние проблемы вообще не будут решены, например, проблема Чечни, повышение зарплат и пенсий, проблемы с теплом и светом, замедление темпов экономического роста и др., что может привести к серьезному кризису. Возможен и катастрофический вариант, если Кремль будет «продавливать» свои политические решения вопреки интересам людей труда, что, возможно, приведет к роспуску Думы и беспорядкам. Ситуация в Чечне и, в целом, на Кавказе может стать неуправляемой, что приведет к возобновлению широкомасштабных военных действий. Во внешней политике будут совершены грубейшие ошибки (во взаимоотношениях с США, ЕС и СНГ), которые приведут к международной изоляции России и потери всех основных рынков сбыта.
Однако, наиболее вероятный сценарий политического развития России следующий:
· Никакого заключения соглашения о приоритетных целях государства и средствах их достижения между всеми политическими силами достигнуто не будет. Другими словами, не произойдет консолидации политической элиты. Это, естественно, не поставит нашу страну на грань катастрофы, но и не повысит наши потенциальные возможности для достижения стратегических целей.
· Основные важные законопроекты будут приняты.
· Ситуация в Чечне не претерпит значительных изменений, не улучшится и не ухудшится.
· Во внешнеполитической сфере будут достигнуты определенные успехи (налаживание партнерских отношений с Евросоюзом, взаимоприемлемое решение проблемы ПРО, налаживание отношений со странами Латинской Америки и Африки, недопущение военных конфликтов на Балканах и Ближнем Востоке). В целом, год может получиться успешным.
Если касаться международных факторов, которые будут оказывать наибольшее влияние на развитие политических событий в России, то здесь выделяются несколько. Во-первых, проблема внешнего долга. Во-вторых, - взаимоотношения с США, связанные с проблемой международной безопасности, изменениями договора по ПРО. Также следует отметить взаимоотношения со странами СНГ и прежде всего с Украиной и Белоруссией, здесь особое место занимает Союз Белоруссии и России.

Задание:
Дайте Ваш вариант ответа, исходя из сложившейся ситуации на сегодняшний день.

Практикум 2
Заполните таблицу "Общественно-политическая обстановка в России на современном этапе и в перспективе".

Сферы общества Негативные тенденции Позитивные тенденции Ваш прогноз на ближайшее будущее
Экономическая сфера
Политическая сфера
Социальная сфера
Духовно-идеологическая сфера

Практикум 3
Составьте сценарий развития социально-политической ситуации на основе анализа событий сегодняшнего дня:

Элементы сценария
· политические события;
· текущая динамика политического положения;
· партии и общественные движения;
· уровень социальной напряжённости в стране и др.

Темы докладов, рефератов, сообщений
· Прогностика и структура её предмета.
· Диалектика "вызова и ответа" и её эвристическое значение в прогностике.
· “Четвёртая мировая война”: её характер и цели. Прогностический вариант.
· Проблемы конкретности и точности прогноза;
· Футурология в ХХ веке;
· Роль оперативных прогнозов в политической жизни;
· Прогноз, гипотеза, план: сходство и различия;
· Долгосрочный прогноз в политическом процессе;
· Политический прогноз и формирование общественного сознания.
· Место и роль прогнозирования в системе функций управления.
· Глобальное политическое прогнозирование.

  1. Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования.
  2. Этапы и типы прогнозирования.

Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем. В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной .

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные .

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (за пределами долгосрочных).

Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология .

Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в том, что их будущее заключено в настоящем, но только в возможности . Поэтому научные прогнозы политических событий, явлений и процессов - это осмысленные, осознанные возможности развития политической жизни общества, взятые в их теоретической обоснованности.

Возможность существует объективно в самой действительности как скрытая тенденция ее дальнейшего развития. Поэтому иного пути для прогнозирования будущего нет, кроме познания возможностей, тенденций, заключенные в настоящем состоянии политической системы . Таким образом, научный прогноз раскрывает будущее политическое событие как нечто объективно обусловленное предыдущим ходом вещей, то есть нечто детерминированное, предопределенное законами развития и функционирования политической системы.

Обычно считается, что за новыми явлениями, фактами и процессами развития настоящего стоит будущее, что в них имеется будущее. Однако утверждать это с достоверностью можно лишь с учетом действия вскрытых наукой законов развития объектов политического прогноза. Иначе говоря, важнейшей основой прогнозирования является действие объективных законов определенной области действительности, в данном случае политической .

Политическая жизнь представляет собой одну из сфер жизнедеятельности людей, общества. И ей так же, как и другим сферам, присущи существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи и отношения, то есть объективные закономерности.

Законы, действующие в социально-политической области, проявляются как тенденции или возможности, которые не всегда превращаются в действительность. Это, естественно, затрудняет разработку политических прогнозов.

Практика прогнозирования и ее теоретическое осмысление показали, что при осуществлении этой деятельности необходимо руководствоваться определенными принципами . Важнейшими из них являются принципы альтернативности и верификации .

Принцип альтернативности в данном случае означает, что при разработке прогноза должны быть предусмотрены, обоснованы все вероятные направления развития объекта, разные варианты превращения имеющейся возможности в действительность.

Принцип верификации (проверяемости) означает, что прогноз должен содержать в себе возможность его подтверждения или опровержения. Прогноз, который не может быть ни подтвержден, ни опровергнут, бесполезен.

Рассмотрим кратко некоторые группы методов того и другого типа.

Одним из важнейших способов современного социально-экономического и политического прогнозирования является экстраполяция . Ее сущность заключается в том, что достоверные выводы по одной части какого-либо явления распространяются на другую часть, на явление в целом, на будущее данного явления. Экстраполяция – это ведущий метод прогнозирования будущего на основе существующих, действующих в настоящем тенденций.

Моделирование – это метод исследования объектов познания, то есть явлений, процессов, систем, на их моделях. Возможность моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования модели, на оригинал, основана на том, что модель в определенном смысле отображает, воспроизводит, моделирует какие-либо его стороны. Прогнозирование методом моделирования базируется на том, что модель имеет теоретическую основу. При отсутствии теории, которая послужила бы основой для разработки предположения о будущих отношениях, одной информации о настоящем для этого недостаточно. Из числа спекулятивных методов рассмотрим брейнсторминг , то есть метод внезапных идей (по отечественной терминологии «мозговая атака»). Первая ступень брейнсторминга – это генерация большого количества идеей в небольшой период времени и в небольшой группе (5-12 человек). На данной ступени не делается оценки или комментариев насчет осуществимости этих идей, что могло бы привести к преждевременному отрицанию. После того, как эта творческая стадия завершена, идеи объединяются и оцениваются, создаются дополнительные возможности к вариантам вероятных событий, затем наиболее важные прогностические идеи выделяются.

Прогнозирование - Prediction

Моделирование – Modeling

Типологизация – Typology

Экстраполяция – Extrapolation

  1. Как вы понимаете термин «прогнозирование»?
  2. Назовите главные методы политического прогнозирования.
  3. Назовите два принципа в практике прогнозирования.

Задание на СРС и СРСП: Понятие, сущность и особенности политического прогнозирования.

Этапы и типы прогнозирования.

(написать сообщение на одну из предложенных тем на 5-6 стр.)

Политическое прогнозирование – это процесс получения научно обоснованных знаний о возможном состоянии политической жизни общества, политической ситуации, политики в будущем на основе уже известных знаний об их прошлом и настоящем.

Научное предвидение не может претендовать на абсолютно точное и полное знание будущего, на свою обязательную достоверность: даже тщательно выверенные и взвешенные прогнозы оправдываются лишь с определенной степенью достоверности. Следовательно, научное предвидение есть вероятное знание. Степень его достоверности зависит от ряда факторов:

1. Срок, который отделяет нас от предвидимого события, явления, процесса.

2. Знания соответствующих закономерностей, традиций, менталитета.

3. Сложность и динамичность прогнозируемого состояния общества или отдельного его компонента.

Всякое будущее таит в себе много неопределенностей. И естественно стремление человека заглянуть в это будущее, с тем, чтобы предсказать возможный ход событий, снизить уровень этой неопределенности. Непосредственная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что, заглядывая в будущее, он имеет возможность предвидеть последствия решений, принимаемых сегодня, корректировать эти решения с учетом их последствий в будущем. Кроме того, никогда, пожалуй, в прошлом будущее не было столь неопределенным, пугающим, как в наше время. Поэтому и такое стремление как можно в большей мере рассеять эту неопределенность, более ясно увидеть перспективу.

Политическое прогнозирование – вероятностное суждение о динамике важнейших характеристик политического рынка, о перспективах будущего состояния того или иного политического явления и их альтернативных вариантах при условии выполнения заранее сформулированных гипотез и предпосылок.

Целью политического прогнозирования является начертание картины вероятного будущего: определение возможных состояний политических событий, явлений и процессов, своевременное предвидение желательных и нежелательных событий. Хотя прогнозирование не только наука, но и искусство, применяемые для прогноза методы опираются на научные законы, используя прогностическую функцию научных теорий.

Объектом политического прогнозирования выступает политика (внутренняя и внешняя), а предметом – познание возможных состояний политических событий, явлений, процессов.

Типы политического прогнозирования:

1. Внутриполитическое прогнозирование охватывает всю сферу внутренней политики и связано, с одной стороны, с оценками конкретных политических событий (эту работу выполняют государственные и политические органы), с другой – с оценками политических процессов в деятельности самих политических институтов общества.

2. Внешнеполитическое прогнозирование касается области международных отношений и внешней политики, оценок политической обстановки в мире, тенденций и факторов ее развития.

Методологической базой политического прогнозирования являются принципы научного предвидения: это результат исследования закономерностей развития политической жизни, анализа политических событий прошлого и настоящего.

Политическое прогнозирование – это часть практической политики. Оно должно учитывать обратное воздействие прогноза на сознание людей и их деятельность, что может приводить к их политической активности или, наоборот, к пассивности и апатии.

Типология политических прогнозов:

1. Поисковый прогноз призван описывать возможное состояние того или иного политического явления, процесса, события в будущем, исходя из действующих тенденций с учетом управляющих воздействий.

Такой прогноз отвечает на вопрос, что вероятнее произойдет при условии сохранения существующих тенденций.

2. Нормативный прогноз связан с постановкой целей, описывает желаемое состояние, пути и средства его достижения.

Такой прогноз отвечает на вопрос, какими путями достичь желаемого.

3. Краткосрочный прогноз рассчитан на период до 1 года. Как правило, они относятся к перспективной оценке отдельных, частных событий, таких, как исход выборов, развитие того или иного политического кризиса.

4. Среднесрочные, на период 5 – 7 лет, связанные с развитием систем макроуровня (государства, системы международных отношений).

5. Долгосрочные прогнозы охватывают период до 20 лет, затрагивая чаще всего самые общие проблемы глобального политического развития.

6. Сверхдолгосрочный (дальнесрочный) выходит за пределы долгосрочных и рассчитан на далекую перспективу.

Долгосрочные прогнозы приобрели популярность лишь в последние десятилетия, они разрабатываются научными центрами, учреждениями ООН, занимающимися проблемами мирового развития, вопросами укрепления мира и безопасности между народами.

В практику политического прогнозирования все больше внедряется оперативный прогноз, охватывающий обычно ближайшие 1 – 3 месяца. На протяжении этого периода, как правило, не ожидается существенных изменений объекта исследования.

29.Прикладная политологи: политический менеджмент.

Напомним, что политика есть деятельность социальных групп и индивидов по выработке обязательных для всего общества целей и практической их реализации через государственную власть. Политические решения как процесс выявления общезначимых целей, определение способов их достижения посредством использования политической власти представляют, таким образом, основополагающую черту политической деятельности. Принятие политических решений – это технологическое преобразование политической власти в управление социальными процессами. Знания о подготовке, принятии и реализации политических решений составляют самостоятельную сферу политической науки – политический менеджмент. Политическим менеджментом называют и саму практику управления в сфере политики.
Существует несколько концепций принятия политических решений. Одна из них концепция двух шкал – шкалы интересов и шкалы возможностей. На шкале интересов расположены возможные варианты выбора в зависимости от того, насколько они соответствуют интересам субъекта. На другую шкалу заносятся варианты развития событий в зависимости от степени вероятности их наступления. Субъект стремится к выбору тех вариантов развития событий, которые максимально соответствуют его интересам, однако он должен свои желания соизмерять с возможностями своего влияния на них. Процесс принятия решения согласно данной концепции представляется соотнесением целей и издержек, затрат на их осуществление.
В науке имеется два основных подхода к пониманию процесса принятия решений. Так, нормативная теория трактует его как процесс рационального выбора политических целей. Здесь исследуются роль институтов и органов управления, регламента, процедур принятия решений. Поведенческая теория рассматривает принятие решений как взаимодействие людей, ориентированных на различные, конкурирующие ценности, предпочтения, результат которого трудно предопределить. В действительности же процесс принятия решений представляет собой синтез рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур, институтов власти и значительного субъективизма управляющих.
Перевод политических интересов в решения и последующая их реализация связаны с прохождением ряда этапов.
Первый этап – подготовительный. Его содержанием является определение значимости тех или иных проблем для населения, типология их в зависимости от сложности, возможности быстрого реагирования, затрат, последствий. На этом этапе важно обладать исчерпывающим знанием о содержании проблемы в тех группах, которые заинтересованы в ее решении.
Последние отстаивают собственное понимание того, в какой очередности следует решать важные общественные проблемы. Возможность включать те или иные проблемы в «повестку дня» или удерживать какие-то вопросы вне сферы политики означает обладание властью. Полученная информация об общественных проблемах всегда соотносится с ценностными предпочтениями лиц, принимающих решения. Необходимо ее соотнесение также с действующими правилами и регламентом рассмотрения вопросов. Например, чтобы включить рассмотрение того или иного вопроса в повестку парламента, требуется не менее 50% голосов законодателей.
Второй этап – принятие решения. На нем формулируются политические цели и средства их достижения. В политическом менеджменте выделяются два основных метода принятия решения. Первый – рационально-универсальный метод – предполагает нахождение оптимального варианта решения проблемы на основе учета всех факторов. На практике такой «идеальный» вариант не проходит, ибо ситуация в ходе реализация решений быстро меняется, в любом случае какие-то важные факторы оказываются неучтенными. В политической жизни, как правило, решаются рисковые, вероятностные задачи, отличающиеся низкой «просчитываемостью» результатов и принимаемые в условиях социальной определенности. В условиях же неопределенности социальных процессов удачных решений может в принципе не существовать. Поэтому более прагматичным является метод ветвей, исходящий из поэтапных шагов в достижении глобальной цели, при возможных отступлениях в сторону и возвратах на первоначальную позицию в зависимости от складывающейся ситуации. Этот метод позволяет вносить поправки в стратегию движения к цели и соизмерять его с затратами. Допуская даже действия, противоречащие общей стратегии управления, политическое руководство таким путем может добиваться успеха в достижении поставленных целей. Однако, при такой тактике почти невозможно обеспечить значительных прорывов в реформировании общества. Часто решения принимаются смешанным методом, учитывающим возможности первого и второго метода.
Третий этап – реализация политического решения. Здесь важно добиться поддержки принятых решений и средств их осуществления со стороны населения. Для этого необходим политический маркетинг.
Практика политического менеджмента показывает существование различных подходов в принятии и реализации решений. Их называют стилями политики. В зависимости от того, какие применяются стандартные процедуры выработки, принятия и реализации решений, выделяют демократический и авторитарный стили политики. При демократическом стиле принятие решений производится через согласование интересов всех заинтересованных групп, в постоянном диалоге политической элиты с населением. В противоположность ему авторитарный стиль выражается в навязывании решений, политической элитой сверху, без диалога с людьми.
Противоположными являются консервативный и радикальный стили: они отличаются направленностью принимаемых решений. При консервативном стиле доминирует установка на сохранение существующих структур и функций, следование традициям. Радикальный стиль ориентирован на революционное переустройство общества, он часто несет в себе насилие.
Выделяют также популистский стиль, основанный на прямом обращении за поддержкой к массам. От демократического стиля кроме игнорирования необходимых процедур и возможного пренебрежения к существующим политическим институтам он отличается упрощенностью решений, необоснованными обещаниями: например, «переход к рынку значительно и быстро повысит уровень жизни населения» и др.

30.Прикладная политологи: политический маркетинг.

В задачу прикладной политологии входит разработка и рекомендация политических технологий. Политическая технология представляет собой способ (совокупность способов) решения политической проблемы, достижения желаемой цели в сфере политики. Например, политолог-прикладник может порекомендовать политические технологии разрешения или наоборот создания конфликта между определенными социальными группами, государствами, стабилизации или наоборот – дестабилизации ситуации в той или иной стране. Так, аналитические органы ЦРУ разработали план действий (совокупность технологий) по свержению президента С. Альенде в Чили. Определенную совокупность технологий представляла собой и «революция роз» в Грузии, в ходе которой был устранен от власти Э. Шеварнадзе.
Совокупность политических технологий, связанных с подготовкой общественного мнения к воплощению определенных политических решений и обеспечению победы на выборах тех или иных кандидатов, партий, называется политическим маркетингом.
В данном случае политика рассматривается по аналогии с экономикой как политический рынок. Если экономический рынок есть средство согласования интересов потребителей и производителей, то политический рынок выступает как механизм координации и сотрудничества различных сил, позволяющий достичь согласия относительно общезначимых ценностей и идеалов, актуальных в конкретный период для большинства населения. Эта нецентрализованная координация достигается в рамках согласования спроса и предложения. В качестве «продавцов» выступают политические лидеры, элиты, партии, движения, предлагающие свой специфический товар (политические программы, обещания, личные качества кандидатов). «Покупателями» являются граждане, избиратели, рядовые члены партий, движений, которые в обмен на свои голоса (поддержку) получают ожидаемые услуги.
Если экономический маркетинг представляет собой совокупность теорий и приемов, обеспечивающих сбыт товара на рынке, то политический маркетинг – это совокупность приемов, нацеленных, на «сбыт» политического товара – кандидата, той или иной идеи, цели, программы.
Политический маркетинг – это совокупность технологий политических кампаний, нацеленных на получение массовой поддержки населения в достижении определенных целей.
Среди разновидностей политических кампаний можно выделить:
- принятие основополагающих нормативно-правовых актов (так в 1993 году было обеспечено одобрение населением новой Конституции России);
- изменение структуры властных органов;
- перераспределение властных полномочий (в конце 80-х годов прошлого века велась масштабная кампания по дискредитации КПСС с целью лишения ее властных полномочий, в начале 90-х годов была организована компания по передаче значительной части властных полномочий от парламента президенту);
- формирование органов власти, включая выборы;
- формирование национальной идеи;
- реформирование общественной системы и т.д.
В каждом отдельном случае необходимо выявлять возможные реакции населения на те или иные решения, определять средства и методы создания поддержки населением действий властей.
Маркетинг политической кампании включает в себя ряд стадий.
На первой стадии проводится изучение конъюнктуры на политическом рынке:
- выявляются настроения и ожидания различных групп населения;
- определяются характер и типы реакций на возможные действия по решению актуальной проблемы.
На второй стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия:
- ожидания населения трансформируются в конкретную программу, в которой определяются цели, методы и средства их достижения;
- просчитываются вероятные результаты;
- выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать.
На третьей стадии происходит продвижение «товара» (программы, политического курса, кандидата, проекта реформ) на политический рынок, сопровождаемое политической пропагандой, смысл которой заключается в формировании позитивного и устойчивого интереса к целям кампании.
Одним из видов политического маркетинга является избирательный маркетинг. Его назначением является оказание помощи политическим партиям и кандидатам при разработке и проведении эффективной избирательной кампании. Как отмечаю специалисты, на сегодняшний день «куда чаще предрешает доступ к средствам массовой информации, чем численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область технологий… В наши дни можно иметь любое мнение и открыто выражать его, но если оно не транслируется СМИ, то его общественное значение будет бесконечно малым, А поскольку членство в массовых партиях не гарантирует участия в политическом процессе, политическая активность большинства граждан сведена к просмотру телепрограмм» .
Содержанием избирательного маркетинга является:
- изучение конъюнктуры политического рынка в рамках избирательного округа, определение степени соответствия качеств избираемого объединения (партии, блока) или кандидата ожиданиям избирателей, что предполагает анализ результатов прошлых выборов;
- выявление проблем, представляющих повышенный интерес для населения, выявление образа «идеального кандидата», существующего в общественном сознании, основных идей кампании;
- сегментация групп избирателей со специфическими интересами с целью нахождения особых средств воздействия на них;
- разработка плана рекламной кампании и ее осуществление (проведение теледебатов, личное общение кандидатов с избирателями, рассылка по почте листовок, писем, приглашений, расклеивание плакатов, мониторинг предвыборной ситуации и т.п.);
- контроль над ситуацией на избирательных участках, сбор копий протоколов участковых избирательных комиссий, самостоятельный подсчет голосов;
- подведение итогов выборов и др.
На выборах используется и широкий спектр грязных технологий: подкуп избирателей, угрозы в адрес кандидатов и членов избирательных комиссий, распространение ложной информации, дискредитирующей оппонентов, выставление в качестве кандидатов однофамильцев оппонента (что дезориентирует избирателей и снижает долю голосов, отданных за соперника), расклеивание листовок с призывами голосовать за оппонента, от имени лиц, общение с которыми дискредитирует оппонента, фальсификация результатов выборов (вбрасывание в урну для голосования дополнительных бюллетеней, неправильный подсчет голосов и т.п.).

Термин «прогноз» (от греческого «прогнозис») означает предвидение, предсказание. Прогнозирование – это разработка прогноза.

Прогнозирование обычно понимают в широком и узком значении. В широком – это выработка вероятного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.В узком – это специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения данного явления. По выражению Б.И.Краснова «в самом общем виде прогнозирование – это опережающее отражение действительности».

Основная причина, побуждающая человека заниматься прогнозированием, состоит в том, что существуют явления, будущее которых он не знает, но они имеют важное значение для решений, принимаемых им сегодня. Поэтому он стремится проникнуть своим интеллектом в будущее. Каждый прогноз разрабатывается с целью избежать нежелательных результатов вероятного развития событий и ускорения вероятного развития в желательном направлении, а также с целью приспособиться к неизбежному.

Поэтому прогнозирование как одна из форм научного предвидения находится в социальной сфере во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там же, где объекты неуправляемы, особенно в природе, имеет место безусловное предсказание с целью приспособить действия к ожидаемому состоянию объекта.

Прогнозирование в социальной сфере как научное предсказание, предвидение будущего состояния объекта требует информации о прошлом и настоящем состоянии этого объекта, о тенденциях его развития. Но даже при наличии исходных данных мы не способны сделать прогноз, если не понимаем социальных и экономических взаимосвязей внутри процесса, объекта, явления. Поэтому прогнозирование должно основываться на определенной теории . Без теории оно будет простым собиранием информации и разных предположений.

Прогнозирование практикуется во всех сферах жизни общества. Одним из его направлений является политическое прогнозирование, объектом которого выступает политика . Как известно, различают политику внутреннюю и внешнюю. Каждая из двух основных областей политики имеет свою специфику. Поэтому прогнозирование в области политики выступает в двух видах: внутриполитическое и внешнеполитическое .

Для выявления сущности политического прогнозирования необходимо охарактеризовать его особенности, специфику. Эта специфика прежде всего проявляется в своеобразии объекта прогнозирования, а затем связанных с ним особенностях целей и задач разработки прогнозов, а также подхода к выбору методов прогнозирования.

Объект политического прогнозирования очень широкий и сложный по структуре. Поэтому понятие «политическое прогнозирование» означает многогранную и разноаспектную деятельность по проведению специальных научных исследований и разработке прогнозов многочисленных составляющих политики, в сфере их разносторонних взаимосвязей и взаимодействий, а также в области взаимосвязей с другими сферами жизнедеятельности общества: экономической, социальной, духовной .

Политические прогнозы разрабатываются с целью повысить эффективность и результативность принимаемых решений, избежать нежелательного направления развития событий в различных областях политической жизни и на участках воздействия политики на экономику, социальную и духовную сферы.

В целом в рассматриваемой сфере важнейшей задачей прогнозирования считается выявление перспективных политических проблем и наилучших путей их решения в интересах оптимизации управления политическими процессами, а также предвидение тех или иных политических событий, как желательных, так и нежелательных.

Типологизация политических прогнозов строится на различных критериях в зависимости от цели, задач, объектов, характера периода упреждения, методов и других факторов.

На основе проблемно-целевого критерия, то есть в зависимости от того, для чего разрабатывается прогноз, различают прогнозы поисковые и нормативные .

По периоду упреждения – промежутку времени, на который рассчитан прогноз – различают оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (обычно до 5 лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальносрочные (за пределами долгосрочных).

Общие принципы, на которых строится политическое прогнозирование, обусловлены самой природой политической реальности. Большую роль здесь играют индивидуально-личностное начало, иррациональные компоненты и стохастические процессы. Поэтому при прогнозировании надо уметь:

Интегрировать, обрабатывать и анализировать разноплановую разнокачественную информацию - как собственно политическую, так и социальную, экономическую, социокультурную и т. д.;

Учитывать факторы альтернативности и вероятности, то есть понимать, что нет жесткой предопределенности развития политических процессов и цель прогнозирования - это установление «веера» основных вариантов и расчет их вероятности;

Ориентироваться в междисциплинарных технологиях, обеспечивать эффективное воздействие экспертов разных направлений;

Использовать и сочетать в работе различные методики, добиваться более полного и всестороннего охвата исследуемого фрагмента политики;

Соотносить используемый при прогнозировании инструментарий с самим процессом принятия и реализации политических решений.

Кроме следования этим общим принципам необходимо ясно представлять те специфические условия, в которых протекают исследуемые процессы и принимаются решения.

В основе прогнозирования лежат три способа формирования информации о будущем, которые определяют необходимость использования тех или иных методов прогнозирования:

Мнение, оценка перспектив развития процессов или ситуаций на основе опыта, чаще всего при помощи аналогии с достаточно хорошо известными последствиями;

Условное продолжение в будущее (экстраполяция) тенденций, закономерность развития которых в прошлом и настоящем хорошо известны;

Модель состояния в будущем того или иного явления, процесса, построенная сообразно ожидаемым или желаемым изменениям ряда условий, параметров и того подобного, о перспективах развития которых достаточно хорошо известно.

На выбор методов и возможностей прогнозирования существенное влияние оказывают способы разработки прогнозов, среди которых различаются: экспертный опрос (анкетирование, интервьюирование); экстраполирование (построение динамических рядов развития показателей прогнозируемого процесса); моделирование (построение поисковых и нормативных моделей).

В зависимости от конкретного исследования по прогнозированию политической ситуации определяются используемые в нем методы. Классификация прогнозов может осуществляться по следующим основаниям.

1. Круг исследуемых вопросов: тематические, комплексные.

3. Период упреждения: оперативные (до 1 месяца), краткосрочные (от 1 месяца до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 15 лет), дальнесрочные (20 и более лет).


Программно-целевой критерий: поисковые (прогноз, определяющий возможное состояние явления в будущем). Такой прогноз отвечает на вопрос: «Что вероятнее всего произойдет при условии сохранения существующих тенденций?»); нормативные (прогноз, определяющий пути и сроки достижения воз­можных состояний явления, принимаемого в качестве цели.

Такой прогноз отвечает на вопрос: «Какими путями достичь желаемого?»); плановые (такой прогноз отвечает на вопрос: «Как и в каком направлении ориентировать планирование, чтобы эффективнее достичь поставленных целей?»); программные (прогноз отвечает на вопрос: «Что конкретно необходимо для достижения желаемого?»); проектные (прогноз отвечает на вопрос: «Как конкретно сделать и как это может выглядеть?»); организационные (прогноз текущих решений). Такой прогноз отвечает на вопрос: «В каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели?».

Прогнозирование как сложное аналитическое исследование состоит из ряда этапов. Общая логическая последовательность важнейших операций разработки политического прогноза сводится к следующим основным этапам.

Первый этап - предпрогнозная ориентация (программа исследования). Уточняются задания, анализируется характер прогноза, его масштабы, периоды основания и упреждения, формулируются цель и задачи, рабочие гипотезы, определяются методы и сам процесс организации прогнозирования. Однако главным является анализ объекта прогнозирования. Цель анализа - разработка прогностической модели, позволяющей получить прогнозную информацию об объекте. Описание объекта начинается уже при разработке задания на прогноз. Сначала проводится предварительное описание. Оно содержит сведения о наиболее обобщенных показателях объекта. Здесь ведущую роль обычно играют опыт и интуиция специалистов.

При анализе объекта прогнозирования должны соблюдаться методические принципы. Так, принцип системности требует рассматривать объект и прогнозный фон в соответствии с целями и задачами исследования. Принцип природной специфичности предполагает обязательный учет специфики природы объекта прогнозирования, закономерностей его развития, абсолютных и расчетных значений пределов развития. Принцип аналогичности предполагает при анализе объекта постоянное сопоставление его свойств с известными в данной области сходными объектами и их моделями с целью отыскания объекта-аналога и использования при анализе и прогнозировании его модели или отдельных элементов.

Второй этап разработки прогноза - построение исходной (базовой) модели прогнозируемого объекта методами системного анализа. Для уточнения модели возможен опрос населения и экспертов. В системном анализе используются два подхода к анализу и синтезу подобных структур, которые применимы и к анализу объектов прогнозирования. Первый подход называется объектным, второй - функциональным.

Третий этап разработки прогноза - сбор данных прогнозного фона методами, о которых говорилось выше. Прогнозный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задачи политического прогнозирования. Например, прогноз стабильности политической системы предполагает как необходимое условие учет прогнозов экономического развития на перспективу. Без этого рассчитывать на точность политического прогноза вряд ли возможно.

Четвертый этап - построение динамических рядов показателей - основы будущих прогнозных моделей методами экстраполяции; возможно обобщение этого материала в виде прогнозных предмодельных сценариев. Динамический ряд - это временная последовательность ретроспективных значений переменной объекта прогнозирования. В свою очередь, переменная объекта прогнозирования означает количественную характеристику объекта, которая является или принимается за изменяемую в течение периода основания и периода упреждения прогноза.

Пятый этап - построение серии гипотетических (предварительных) поисковых моделей методами поискового анализа профильных и фоновых показателей с конкретизацией минимального, максимального и наиболее вероятного значения. Как известно, содержанием поискового прогноза является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем. К поисковым методам обычно относят экстраполяцию, а также историческую аналогию, написание сценариев, аналитический метод и др.

Шестой этап - построение серии гипотетических нормативных моделей прогнозируемого объекта методами нормативного анализа с конкретизацией значений абсолютного (т. е. не ограниченного рамками прогнозного фона) и относительного (т. е. привязанного к этим рамкам) оптимума по заранее определенным критериям сообразно заданным нормам, идеалам, целям. Цели и нормы должны быть реальными.

Седьмой этап - оценка достоверности и точности, а также обоснованности (верификации) прогноза - уточнение гипотетических моделей методами опроса экспертов.

Искусство политического прогнозирования состоит в том, чтобы, основываясь на объективных законах развития тех или иных явлений, суметь определить будущие качества, направления и характер развития этих явлений и вместе с тем суметь направить это развитие по нужному руслу в соответствии с поставленной целью. В целом методами проверки достоверности прогноза следует считать его научную обоснованность, логическую доказательность, экспериментальную проверку и интуитивную очевидность.

Восьмой этап - выработка рекомендаций для решений в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных моделей. Изменения в области внутренней и внешней политики со всей очевидностью требуют, чтобы при принятии политических решений максимально учитывались прогностические разработки. Это накладывает на политологов-прогнозистов огромную ответственность.

Девятый этап - разбор (экспертиза) подготовленного прогноза и рекомендаций, их доработка с учетом обсуждения и сдача заказчику.

Десятый этап - новая предпрогнозная ориентация на основе сопоставления материалов разработанного прогноза с новыми данными прогнозного фона и начало нового цикла исследования (прогнозирование должно быть таким же непрерывным, как целеполагание, планирование, управление, повышению эффективности которого оно призвано служить).

По оценкам отечественных и зарубежных ученых и специалистов в настоящее время насчитывается более 150 методов прогнозирования. По степени формализации их можно условно разделить на формализованные и интуитивные.

К формализованным методам прогнозирования относятся:

Группа методов экстраполяции: метод наименьших квадратов; метод экспонентного сглаживания; метод вероятного моделирования; метод адаптивного сглаживания и др.;

Группа системно-структурных методов: методы функционально-иерархического моделирования; метод морфологического анализа; матричный метод; метод сетевого моделирования; метод структурной аналогии и др.;

Группа ассоциативных методов: методы имитационного моделирования; метод историко-логического анализа и др.;

Группа методов опережающей информации: методы анализа потока публикаций и др.

К интуитивным методам прогнозирования относятся:

Группа методов индивидуальной экспертной оценки: метод интервьюирования экспертов; метод анкетирования экспертов; метод самостоятельной подготовки экспертом оценок и др.;

Группа методов коллективной экспертной оценки: метод анкетирования представителей социальных групп на основе квотно-пропорциональной выборки; методы «комиссий»; методы «мозговых атак»; метод «Дельфи» и др.;

Группа методов аналитических документов: методы написания сценариев политической ситуации и др.

Прогнозирование можно условно разделить на три стадии: подготовительную, основную и заключительную, которые различаются применяемыми методами.

На подготовительной стадии прогнозирования используются следующие методы: изучение документов, опрос (анкетный, интервью), наблюдение, моделирование и т. д.

На основной стадии прогнозирования используются следующие методы: логический и исторический, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, статистики и т. д.

На заключительной стадии прогнозирования используются следующие методы: описательный, сравнительный, эксперимент, моделирование, математические методы, методы кибернетики, методы социологии, методы психологии и т. д.

Методы, применяемые для изучения социально-политической ситуации, также можно условно разделить на три вида: сравнительно-исторические, эмпирические, системные.

Сравнительно-исторические методы позволяют субъектам исследования изучать социально-политические объекты, факты и явления в их динамическом состоянии, на различных этапах развития. Это необходимо для анализа неоднократно повторяющихся явлений и очень важно для изучения социально-политических процессов, происходящих в сравнительных исторических ситуациях. Практически невозможно понять место и роль политических партий в современных политических процессах, тщательно не изучив их генезис и развитие.

Эмпирические методы способствуют более глубокому исследованию общественного мнения и политической культуры людей, влияния различных социальных фактов на политические процессы, системному анализу больших и малых общественных структур, структурно-функциональному изучению политических институтов и т. д. Для эмпирических исследований широко используются социологические исследования (анкетный опрос, интервьюирование, контент-анализ, включенное и исключенное наблюдение, эксперимент, моделирование и т. д.).

Системные методы позволяют изучать политические процессы и явления в целом и социально-политическую ситуацию в частности как комплексный процесс, выявлять наиболее важные элементы и подсистемы, прослеживать их взаимосвязь и взаимообусловленность, возможность воздействия на ход развития всей ситуации.

Рассмотрим более подробно некоторые методы. Метод коллективной экспертной оценки. Его сущность состоит в определении согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития внутренней или внешней политики или отдельных их сфер, сформулированным ранее отдельными специалистами, а также в оценке аспектов развития политических отношений, которая не может быть определена другими методами (например, экспериментом).

Метод коллективной экспертной оценки предполагает четыре действия:

Для организации проведения экспертных оценок создаются рабочие группы. В их функции входят проведение опроса, обработка материалов и анализ результатов коллективной экспертной оценки. Рабочая группа назначает экспертов, они дают ответы на поставленные вопросы, касающиеся перспектив развития тех или иных направлений внутренней или внешней политики (количество экспертов, привлекаемых для разработки прогноза, может колебаться от 10 до 100-150 человек в зависимости от сложности объекта);

Перед тем как организовать опрос экспертов, необходимо уточнить основные направления развития политических процессов, событий, а также составить матрицу, отражающую генеральную цель, подцели и средства их достижения. Под средствами достижения цели понимаются направления научных исследований и разработок, результаты которых могут быть использованы для достижения политических целей. Далее, перед организацией опроса нужно разработать вопросы для экспертов (они должны быть составлены по определенной структурно-иерархической схеме, т. е. от широких вопросов к узким, от сложных к простым);

В ходе опроса экспертов необходимо обеспечить однозначность понимания отдельных вопросов, а также независимость суждений экспертов. Давление «руководящего» мнения должно быть исключено;

Обработка материалов экспертной оценки, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов. Обработка этих оценок экспертов служит исходным материалом для синтеза прогнозных гипотез и вариантов развития политических событий.

Окончательная оценка определяется либо как среднее суждение, либо как среднее арифметическое значение оценок всех экспертов, либо как среднее нормализованное взвешенное значение оценки.

Коллективная генерация идей - метод «мозговой атаки» - широко применяемый способ при исследовании будущего. Его сущность состоит в актуализации творческого потенциала специалистов при «мозговой атаке» проблемной ситуации, реализующей вначале генерацию идей и последующее разрушение, критику этих идей с формулированием контридей. Метод «мозговой атаки» называют еще методом деструктивной отнесенной оценки. Можно выделить ряд этапов работы с этим методом.

Первый этап - формирование группы участников «мозговой атаки» (не более 15 человек). Это должны быть специалисты, обладающие высоким уровнем общей эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.

Второй этап - составление проблемной записки участника «мозговой атаки». Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание метода деструктивной отнесенной оценки и описание проблемной ситуации.

Третий этап - генерация идей. Она начинается с того, что ведущий раскрывает содержание проблемной записки и концентрирует внимание участников на правилах проведения «мозговой атаки»: высказывания должны быть ясными и сжатыми, критика предыдущих выступлений не допускается (говори свое), не разрешается выступать много раз подряд, зачитывать список идей, который может быть подготовлен участниками заранее. Основная задача ведущего состоит в поощрении высказываний по проблемной ситуации. Главное его правило не объявлять ложной, не осуждать и не прекращать исследование любой идеи, даже если она кажется абсурдной.

Запись высказываемых идей лучше вести на магнитофон, чтобы не пропустить ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.

Четвертый этап - систематизация идей группой анализа.

Пятый этап - разрушение систематизированных идей. Каждая идея подвергается критике со стороны участников «мозговой атаки», число которых доводится до 25-30 человек. На этом этапе действует основное правило: рассматривать каждую систематизированную идею только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки не отвергают идеи, а выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. Продолжительность этапа до двух часов, а этапа генерации идей до одного часа.

Шестой этап - оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей.

Метод сценариев. Политическая ситуация может развиваться по нескольким сценариям. Сценарий - это способ установления логической последовательности событий с целью определения альтернатив развития больших систем (международных отношений, национальной экономики, области политики, социальных отношений и т. п.).

Следует заметить, что рассматриваемый метод в нынешних условиях является наиболее эффективным при анализе политической ситуации в России. В сценарии описание обычно совершается во временных координатах. Значение сценария - определение основной цели развития объекта исследования. В сценарии используются заранее подготовленные аналитические материалы. Он должен быть написан так, чтобы после ознакомления с ним стала ясна генеральная цель проводимой работы в свете политических задач на определенный период.

Поэтому сценариями называют различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут произойти в будущем в исследуемой ситуации. Эти последовательности имеют общее начало (настоящее состояние), но затем возможные состояния различаются все сильнее, что и приводит к проблеме выбора.

Итак, прогнозирование является одной из составляющих любого познания, любой науки, в том числе политологии. Интерес к проблеме прогнозирования переживает в настоящее время в России очевидный подъем. Прогнозами занимаются аналитики-политологи, многочисленные аналитические институты, государственные деятели, журналисты и др. При прогнозировании актуальным является вопрос о социальной ответственности аналитика за результаты своего исследования, которыми можно распорядиться по-разному. Тем более это актуально для полито­логии, так как на знаниях, полученных в этой области, строятся конкретные политические решения, а затем действия, которые определяют развитие всего общества, жизнь реальных людей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»