Метеорологические явления классификация. Опасные погодные явления

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Министерство Просвещения ПМР

Приднестровский Государственный Университет им. Т. Г. Шевченко

Кафедра безопасности жизнедеятельности и основы медицинских знаний

Тема: "Метеорологические и агрометеорологические опасные явления"

Руководитель:

Дяговец Е. В.

Исполнитель:

Студент 208 группы

Руденко Евгений

г. Тирасполь

ПЛАН

Введение

Глава 1. Метрологические и агрометрологические опасные явления

1. Сильные туманы

Метели и снежные заносы

Нежные и ледяные корки

Правила поведения населения при снежных заносах и действия по ликвидации их последствий

Глава 2. Описание обледенения в Каменском, Рыбницком и Дубоссарском районах

Заключение

Список литературы

туман метель снежный занос ликвидация

Введение

Стихийные действия сил природы, пока еще не в полной мере подвластные человеку наносят экономике государства и населению огромный ущерб.

Стихийные бедствия - это такие явления природы, которые вызывают экстремальные ситуации, нарушают нормальную жизнедеятельность людей и работу объектов.

К стихийным бедствиям обычно относятся землетрясения, наводнения, селевые потоки, оползни, снежные заносы, извержения вулканов, обвалы, засухи, ураганы, бури, пожары, особенно массовые, лесные и торфяные. Опасными бедствиями являются, кроме того, производственные аварии. Особую опасность представляют аварии на предприятиях нефтяной, газовой и химической промышленности. . Стихийные бедствия возникают внезапно и носят чрезвычайный характер. Они могут разрушать здания и сооружения, уничтожать ценности, нарушать процессы производства, вызывать гибель людей и животных.

По характеру своего воздействия на объекты отдельные явления природы могут быть аналогичны воздействию некоторых поражающих факторов ядерного взрыва и других средств нападения противника.

Каждому стихийному бедствию присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений, величина бедствий и человеческих жертв. Каждое по-своему накладывает отпечаток на окружающую среду.

Заблаговременная информация дает возможность провести предупредительные работы, привести в готовность силы и средства, разъяснить людям правила поведения.

Все население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, к участию в работах по ликвидации стихийных бедствий, уметь владеть способами оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, поражением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей и животных.

Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимосвязи: одно из них может повлечь за собой другое. Некоторые из них часто возникают в результате не всегда разумной деятельности человека (например, лесные и торфяные пожары, производственные взрывы в горной местности, при строительстве плотин, закладке (разработке) карьеров, что зачастую приводит к оползням, снежным лавинам, обвалам ледников и т. п.).

Подлинным бичом человечества являются землетрясения, наводнения, обширные лесные и торфяные пожары, селевые потоки и оползни, бури и ураганы, смерчи, снежные заносы, обледенения. За последние 20 лет XX века от стихийных бедствий в мире пострадало в общей сложности более 800 млн. человек (свыше 40 млн. человек в год), погибло более 140 тыс. человек, а ежегодный материальный ущерб составил более 100 млрд. долларов.

Наглядными примерами могут служить три стихийных бедствия в 1995 г. Сан-Анджело, Техас, США, 28 мая 1995 года: смерчи и град обрушились на город с 90-тысячным населением; причиненный ущерб оценивается в 120 миллионов американских долларов.

Аккра, Гана, 4 июля 1995 года: самые обильные за последние почти 60 лет осадки вызвали сильные наводнения. Около 200 000 жителей потеряли все свое имущество, еще более 500 000 не могли попасть в свои дома, и 22 человека погибли.

Кобе, Япония, 17 января 1995 года: землетрясение, длившееся всего 20 секунд, унесло жизни тысяч людей; десятки тысяч получили ранения, и сотни остались без крова.

Чрезвычайные ситуации природного характера можно классифицировать следующим образом:

1.Геофизические опасные явления:

2.Геологические опасные явления:

.Морские гидрологические опасные явления:

.Гидрологические опасные явления:

.Гидрогеологические опасные явления:

.Природные пожары:

.Инфекционная заболеваемость людей:

.Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных:

.Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями.

.Метеорологические и агрометеорологические опасные явления:

бури (9 - 11 баллов);

ураганы и бури (12 - 15 баллов);

смерчи, торнадо (разновидность смерча в виде части грозового облака);

вертикальные вихри;

крупный град;

сильный дождь (ливень);

сильный снегопад;

сильный гололед;

сильный мороз;

сильная метель;

сильная жара;

сильный туман;

заморозки.

ГЛАВА 1. Метрологические и агрометрологические опасные явления

Под опасным гидрометеорологическим явлением (ОЯ) понимается явление, которое по своей интенсивности, продолжительности или времени возникновения представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб отраслям экономики. При этом гидрометеорологические явления оцениваются как ОЯ при достижении критических значений гидрометеорологических величин. Опасные гидрометеорологические явления оказывают неблагоприятное воздействие на производственно-хозяйственную деятельность общества. По данным ООН, в последнее десятилетие 1991-2000 гг. более 90% людей, ставших жертвами опасных природных явлений, погибли от суровых метеорологических и гидрологических явлений.

1. Сильные туманы

Туман в общем случае представляет собой аэрозоль с капельно-жидкостной дисперсной фазой. Он образуется из перенасыщенных паров в результате конденсации. Атмосферный туман - это взвесь мелких водных капель или даже ледяных кристалликов в приземном слое. Преобладающие размеры капель - 5-15 мкм. Такие капельки могут поддерживаться во взвешенном состоянии восходящими потоками воздуха со скоростью 0,6 м/с. Когда число таких капелек в 1 дм3 воздуха достигает 500 и более, горизонтальная видимость в приземном слое атмосферы падает до 1 км и ниже. Тогда-то метеорологи и говорят о тумане. Масса капель воды в 1 м3 (эту величину называют водностью) при этом невелика - сотые доли грамма. Более густой туман, естественно, отличается более высокой водностью - до 1,5 и 2 г на 1 м.

Характеристики туманов . Показатель водность тумана используется для характеристики туманов, он обозначает общую массу водяных капелек в единице объёма тумана. Водность туманов обычно не превышает 0,05-0,1 г/м3, но в отдельных плотных туманах может достигать 1-1,5 г/м3. Кроме водности на прозрачность тумана влияет размер частиц его образующих. Радиус капель тумана обычно колеблется от 1 до 60 мкм. Большинство же капель имеет радиус 5-15 мкм при положительной температуре воздуха и 2-5 мкм при отрицательной температуре.

Туманы - более частое явление в прибрежных районах морей и океанов, особенно на возвышенных берегах.

Откуда же берутся в воздухе капельки воды? Они образуются из водяного пара. Когда земная поверхность охлаждается за счет теплового излучения (тепловой радиации), охлаждается и прилежащий к ней слой воздуха. Содержание водяного пара в воздухе при этом может оказаться выше предельного для данной температуры. Иными словами, относительная влажность становится равной 100%, и избыток влаги конденсируется в виде капель. Туман, образующийся по такому (кстати сказать, наиболее распространенному) механизму, называется радиационным. Радиационный туман образуется чаще всего во вторую половину ночи; в первой половине дня он рассеивается, а иногда переходит в тонкий слой низких слоистых облаков, высота которых не превышает 100-200 м. Особенно часто радиационные туманы возникают в низинах и заболоченных местах.

Туман адвективный образуется при горизонтальном перемещении (адвекции) теплого, влажного воздуха над охлажденной поверхностью. Такие туманы часты в океанических районах с холодными течениями, например, около острова Ванкувер, а также у берегов Перу и Чили; вы Беринговом проливе и вдоль гряды Алеутских островов; у западного берега Южной Африки" над Бенгальским, холодным -течением и в районе Ньюфаундленд, где Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением; на восточном побережье Камчатки над Камчатским холодным течением и северо-восточнее Японии, где встречаются холодное Курильское течение и теплое течение Куросио. Подобные туманы нередко наблюдаются и на суше, когда теплый и влажный океанический или морской воздух вторгается на охлажденную территорию континента или большого острова.

Туманы восхождения появляются в теплом и влажном воздухе, когда он поднимается вдоль склонов гор. (Как известно, в горах - чем выше, тем холоднее.) Примером может служить остров Мадейра. На уровне моря туманов здесь практически не бывает. Чем выше в горы, тем больше и среднегодовое число туманных дней. На высоте 1610 м над уровнем моря таких дней уже бывает 233. Правда, в горах туманы практически неотделимы от низкой облачности. Поэтому на горных метеостанциях в среднем туманов значительно больше, чем на равнинах. На станции Эль-Пасо в Колумбии на высоте 3624 м над уровнем моря в среднем наблюдается 359 туманных дней в году. На Эльбрусе на высоте 4250 м в среднем в году бывает 234 дня с туманом, на вершине горы Таганай на Южном Урале - 237 дней. Среди станций, близких к уровню моря, наибольшее среднее число дней с туманом за год (251) наблюдается в американском штате Вашингтон - на острове Татуш, а в нашей стране - на сахалинском мысе Терпения (121) и на камчатском мысе Лопатка (115). Один из крупнейших очагов образования туманов находится в Республике Заир. На ее территории много болот, господствующий здесь экваториально-тропический климат отличается высокими температурами и влажностью воздуха, страна расположена в обширной котловине с ослабленной циркуляцией воздуха в приземных слоях атмосферы. Благодаря таким условиям в юго-западной части республики отмечается 200 и более дней с туманом ежегодно. Конечно, когда говорят о туманном дне, это еще не означает, что туман держится круглые сутки. Наибольшая в среднем продолжительность тумана наблюдается в нашей стране на мысе Терпения и составляет 11,5 ч. Но если ввести другой показатель "туманности" - среднегодовое число часов с туманом, то здесь рекорд держит горная метеостанция Фихтельберг (ГДР) - 3881 ч. Это чуть меньше половины числа часов в году. Самым длительным был трехмесячный сухой туман над Европой в 1783 г., вызванный интенсивной деятельностью исландских вулканов. В 1932 г. влажный туман в американском аэропорту Цинциннати на высоте 170 м над уровнем моря продолжался 38 суток. Туманы могут учащаться в отдельные месяцы года. В июле на м все Терпения может быть до 29 дней с туманом, в августе на Курильских островах. - до 28 дней, в январе-феврале на горных вершинах Крыма и Урала - до 24 дней.

Туманы существенно осложняют транспортное сообщение из-за снижения горизонтальной видимости, поэтому данное атмосферное явление особенно волнует диспетчеров аэропортов, работников морских и речных портов, летчиков, капитанов кораблей, водителей автомашин. За период последние 50 лет на Земле от деятельности туманов погибли 7000 человек.

Затруднения, связанные с авиацией и полетами.

Скорость ветра при радиационном тумане не превышает 3 м/сек. Вертикальная мощность тумана может колебаться от нескольких метров до нескольких десятков метров; сквозь него хорошо просматриваются реки, крупные наземные ориентиры и огни. Видимость у земли может ухудшиться до 100 ти и менее. Полетная видимость резко ухудшается при входе в слой тумана на посадке. Полет выше радиационного тумана не представляет особых затруднений, так как он в большинстве случаев располагается пятнами и дает возможность вести визуальную ориентировку. Однако в холодное время года такие туманы могут занимать значительные площади и, сливаясь с вышележащей слоистой облачностью, сохраняться в течение нескольких суток. В этом случае туман может представлять серьезное препятствие для выполнения полетов.

Полет на малых высотах через фронт, на котором образовался туман, довольно сложен, особенно если слой тумана сливается с: вышележащей фронтальной облачностью и зона тумана широка. При наличии тумана на фронте полет целесообразнее выполнять выше верхней границы тумана.

Туманы в горных районах возникают вследствие подъема и охлаждения воздуха вдоль наветренных склонов или когда облака, образовавшиеся в другом районе, надвигаются и закрывают возвышенности. При отсутствии облачности над хребтом полет выше такого тумана не представляет серьезных затруднений.

Морозные туманы - частое явление на аэродромах, где они возникают при взлете и посадке, при рулежке самолетов, при работе автотранспорта. В этих случаях видимость на взлетно-посадочной полосе может ухудшиться до нескольких сотен метров, тогда как вокруг аэродрома в это время, удерживается отличная видимость.

Туманом принято называть такое, когда дальность горизонтальной видимости не превышает 1 км. При дальности видимости от 1 до 10 км скопление мельчайших капель воды или ледяных кристаллов в приземном слое воздуха следует называть не туман а дымка. При полёте над слоем мглы летчик может не видеть земли, в то время как самолет с земли хорошо виден. При более тонком слое мглы летчик будет видеть землю непосредственно под собой, но при снижении и попадании в слой мглы может не видеть аэродрома, особенно при полете против солнца. При слабом ветре посадку лучше производить в таком направлении, чтобы солнце оставалось сзади. Верхняя граница мглы при наличии задерживающего слоя (инверсия, изотермия) обычно бывает резко очерченной и может иногда восприниматься как второй горизонт.

Отмена полетов в связи с сильными туманами. В Москве 22 ноября 2006 года случился небывалый туман. Аэропорты Шереметьево и Внуково оказались в такой густой пелене, что диспетчерам пришлось перенаправить на запасные аэродромы два десятка лайнеров.

Затруднения, возникающие на автомобильных дорогах.

Туманы, как известно, при своём возникновении создают густую пелену над поверхностью земли, мешая автомобильному и железнодорожному движению. При этом возникает затруднение в движении, замедление в перемещении, а также автомобильные аварии, в которых гибнет много людей.

Примеры аварий на автодорогах. Крупное дорожно-транспортное происшествие произошло 11 сентября 2006 года у въезда в Краснодар. Из-за сильного тумана у въезда в город со стороны Ростова-на-Дону столкнулись 62 автомобиля. В результате автокатастрофы погиб один человек, 42 человека госпитализированы с травмами различной степени тяжести.

В Стамбуле 17 ноября 2006 из-за тумана столкнулись более ста автомобилей. Ранения получили 33 человека, врачи опасаются за жизнь по меньше мере двоих из пострадавших. Крупное ДТП случилось на шоссе, ведущем из Стамбула в город Эдирне, который расположен рядом с болгарской границей.

Затруднения, связанные с морской навигацией.

При слабом тумане видимость снижается до 1 км, при умеренном - до сотен метров, а при сильном - до нескольких десятков метров. И тогда временно встают на якорь суда, включаются сирены маяков. Иногда из-за тумана корабли натыкаются на скалы, или айсберги. Так, возможно

Пример. Турецкие морские проливы Босфор и Дарданеллы закрыты для судоходства из-за сгустившегося тумана, снизилась видимость в проливах до 200 метров.

Известнейшая трагедия на море, связанная с туманом. Тита́ник - английский лайнер класса "Олимпик", крупнейший пассажирский пароход мира на момент своей постройки, принадлежавший компании "Уайт Стар Лайн". Bо время первого рейса 14 апреля 1912 г. столкнулся с айсбергом по причине густого тумана и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2223 пассажиров и членов команды выжило 706. Катастрофа "Титаникa" стала легендарной и явилась одной из самых крупных в истории кораблекрушений.

Защита от тумана на море. Система навигации малых судов предназначена для навигации малотоннажных судов в условиях ограниченной оптической видимости (ночь, туман, снег, дождь, высокая задымленность и т.п.) или ее отсутствия, когда управление и навигация путем визуального контроля, либо по данным других оптических или ИК-датчиков, затруднен или невозможен.

Вред для сельского хозяйства.

Туманы отрицательно сказываются на развитии сельскохозяйственных культур. При тумане относительная влажность достигает 100%, поэтому частые туманы в теплое время года благоприятствуют размножению вредителей растений, появлению бактерий, грибковых заболеваний и т. д. При уборке зерновых туман способствует накоплению влаги в зерне и соломе; отсыревшая солома наматывается на рабочие части комбайна, зерно плохо вымолачивается и значительная часть его уходит в мякину. Влажное зерно нуждается в более длительной сушке, иначе оно может прорасти. Частые туманы в конце лета и осенью затрудняют уборку картофеля, так как клубни при этом медленно сохнут. Зимой туманы "съедают" снег, и если после этого наступает резкое похолодание, то образуется ледяная корка.

. Метели и снежные заносы

Метель (вьюга) -это перенос снега сильным ветром над поверхностью земли. Количество переносимого снега определяется скоростью ветра, а участки аккумуляции снега - его направлением. В процессе метельного переноса снег движется параллельно поверхности земли. При этом основная масса его переносится в слое высотой менее 1,5 м. Рыхлый снег поднимается и переносится ветром при скорости 3-5 м/с и более (на вы соте 0,2 м).

Различают низовые (при отсутствии снегопада), верховые (при-ветре лишь в свободной атмосфере) и общие метели, а также метели насыщенные, т. е. переносящие предельно возможное при данной скорости ветра количество снега, и ненасыщенные. Последние наблюдаются при нехватке снега или при большой прочности снежного покрова. Твердый расход насыщенной низовой метели пропорционален третьей степени скорости ветра, верховой метели - первой ее степе ни. При скорости ветра до 20 м/с метели относятся к слабым и обычным, при скорости 20-30 м/с - к сильным, при большой скорости -- к очень сильным и сверхсильным (фактически это уже штормы и ураганы). Слабые и обычные метели длятся до нескольких суток, более сильные - до нескольких часов.

Снегонакопление при метельном переносе во много раз превышает аккумуляцию снега, которая наблюдается в результате снегопадов при безветренной погоде.

Отложение снега происходит в результате уменьшения скорости ветра вблизи наземных препятствий. Форма и размер запасов определяются формой и размером препятствий и их ориентацией по отношению к направлению ветра.

В России сильным снежным заносам подвержены, прежде все го, многоснежные районы Заполярья, Сибири, Урала, Дальнего Востока и Севера Европейской части. В Заполярье снежный покров сохраняется до 240 дней в году и достигает 60 см, в Сибири, соответственно - до 240 дней и 90 см, на Урале - до 200 дней и 90 см, на Дальнем Востоке - до 240 дней и 50 см, на севере Европейской части России - до 160 дней и 50 см.

Дополнительный отрицательный эффект при снежных заносах возникает за счет сильного мороза, сильного ветра при метелях и обледенений. Последствия снежных заносов могут быть достаточно тяжелыми. Они в состоянии парализовать работу большинства видов транспорта, приостановив перевозку людей и грузов. Колесные автомобили не могут обычно двигаться по ровным заснеженным дорогам, если толщина снежного покрова превышает половину диаметра колеса. Люди, оказавшиеся на местности в изоляции из-за снежных заносов, подвергаются опасности обморожения и гибели, а в условиях буранов теряют ориентировку. При сильных заносах небольшие населенные пункты могут быть полностью отрезанными от коммуникаций снабжения. Осложняется работа предприятий коммунального и энергетического хозяйства. Если заносам сопутствуют сильные морозы и ветры, могут выходить из строя системы электроснабжения, теплоснабжения, связи. Аккумуляция снега на крышах зданий и сооружений свыше избыточных нагрузок приводит к их обрушению.

В многоснежных районах проектирование и строительство зданий, сооружений и коммуникаций, особенно дорог, должно проводиться с учетом уменьшения их снегозаносимости.

Для предупреждения заносов используют снегозащитные ограждения из приготовленных заранее конструкций или в виде снежных стенок, валов и т. д. Ограждения сооружают на снегоопасных направлениях, особенно вдоль железных и важных шоссейных дорог. При этом их устанавливают на расстоянии не менее 20 м от обреза дороги.

Предупредительной мерой является оповещение органов власти, организаций и населения о прогнозе снегопадов и метелей.

Для ориентировки пешеходов и водителей транспортных средств, застигнутых бураном, вдоль дорог устанавливают вехи и другие указатели. В горных и северных районах практикуется растяжка канатов на опасных участках троп, дорог, от здания к зданию. Держась за них, в условиях бурана люди ориентируются на маршруте.

В предвидении бурана на строительных и промышленных площадках производят крепление стрел кранов, других конструкций, не защищенных от воздействия ветра. Прекращают работы на открытой местности и высоте. Усиливают швартовку судов в портах. Сводят до минимума выход транспорта на маршруты.

При получении угрожающего прогноза приводят в готовность силы и средства, предназначенные для борьбы с заносами, проведения аварийно-восстановительных работ.

Основной мерой борьбы со снежными заносами является расчистка дорог и территорий. В первую очередь расчищают от заносов железнодорожные и автомобильные магистрали, взлетно-посадочные полосы аэродромов, пристанционные пути железнодорожных станций, а также оказывают помощь автотранспорту, застигнутому бедствием в пути.

В наиболее тяжелых случаях, парализующих жизнедеятельность целых населенных пунктов, к расчистке снега привлекают все трудоспособное население.

Одновременно с расчисткой заносов организуют непрерывное метеонаблюдение, розыск и освобождение от снежного плена людей и транспортных средств, оказание помощи пострадавшим, регулирование движения и проводку транс порта, защиту и восстановление систем жизнеобеспечения, доставку экстренных грузов специальным снегопроходимым транспортом в блокированные населенные пункты, защиту животноводческих объектов. При необходимости проводят частичную эвакуацию населения и организуют специальные маршруты коммунального транспорта колоннами, а также прекращают работу учебных заведений и учреждений.

Метели и создаваемые ими снежные заносы раз в несколько десятков лет возможны в субтропиках Азии, Северной Африки, США, но особенно распространены в областях устойчивого снежного покрова. Здесь объем снегопереноса за зиму через один метр фронта метели обычно измеряется десятками, а местами - тысячами кубометров; толщина заносов на дорогах Скандинавии, Канады, севера США превышает 5 м.

На европейской части России среднее число дней с метелью - 30-40, средняя продолжительность метели - 6-9 ч. Опасные метели составляют около 25%, особо опасные - около 10% обще го их количества. На территории всей страны ежегодно бывает в среднем 5-6 сильнейших буранов, способных парализовать железные и автомобильные дороги, обрывать линии связи и электропередач и т. д.

3. Снежные и ледяные корки

Снежные и ледяные корки образуются при налипании снега и намерзании капель воды на различных поверхностях. Налипание мокрого снега, наиболее опасное для линий связи и электропередач, происходит при снегопадах и температуре воздуха в диапазоне от 0° до +3°С, особенно при температуре +1 -3°С и ветре 10-20 м/с. Диаметр отложений снега на про водах достигает 20 см, вес 2-4 кг на 1 м. Провода рвутся не столько под тяжестью снега, сколько от ветровой нагрузки. На полотне автодорог в таких условиях образуется скользкий снежный накат, парализующий движение почти так же, как гололедная корка. Такие явления характерны для приморских районов с мягкими влажными зимами (запад Европы, Япония, Сахалин и т. д.), но распространены также во внутриконтинентальных районах в начале и в конце зимы.

При выпадении дождя на промороженную землю и при намокании и последующем замерзании поверхности снежного покрова образуются ледяные корки, называемые гололедицей. Она опасна для пастбищных животных, например, на Чукотке в начале 80-х годов гололедица вызвала массовую гибель оленей. К типу гололедицы относится явление обледенения причалов, морских платформ, судов вследствие намерзания брызг воды во время шторма. Обледенение особо опасно для небольших судов, палуба и надстройки которых невысоко подняты над водой. Такое судно может набрать ледяную нагрузку критической величины за считанные часы. Ежегодно в мире от этого гибнет около десяти рыболовных судов, сотни оказываются в рискованном положении. Набрызговые наледи на берегах Охотского и Японского морей достигают толщины 3-4 м, сильно мешая хозяйственной деятельности в прибрежной полосе.

При намерзании переохлажденных капель тумана на различных предметах образуются гололедные и изморозевые корки, первые - при диапазоне температуры воздуха от 0 до -5°С, реже до -20°С, вторые - при температуре -10-30°С, реже до -40°С.

Вес гололедных корок может превышать 10 кг/м (до 35 кг/м на Сахалине, до 86 кг/м на Урале). Такая нагрузка разрушительна для большинства проводных линий и для многих мачт. Повторяемость гололеда наиболее высока там, где часты туманы при температуре воздуха от 0 до -5°С. На территории России она достигает местами десятков дней в году.

Воздействие гололеда на хозяйство наиболее заметно в Западной Европе, США, Канаде, Японии, в южных районах бывшего СССР и носит в основном угнетающий характер. Изредко создаются чрезвычайные ситуации. Например, в феврале 1984 г. в Ставропольском крае гололед с ветром парализовал автодороги и вызвал аварии на 175 высоковольтных линиях; их нормальная работа возобновилась лишь через 4 суток. При гололеде в Москве количество автоаварий увеличивается втрое.

4. Правила поведения населения при снежных заносах и действия по ликвидации их последствий

Зимнее проявление стихийных сил природы нередко выражается снежными заносами в результате снегопадов и метелей.

Снегопады, продолжительность которых может быть от 16 до 24 ч. сильно влияют на хозяйственную деятельность населения, особенно в сельской местности. Отрицательное влияние этого явления усугубляется метелями (пургой, снежными буранами) при которых резко ухудшается видимость, прерывается транспортное сообщение, как и междугороднее. Выпадение снега с дождем при пониженной температуре и ураганном ветре создает условие для обледенения линий электропередач, связи, контактных сетей, электротранспорта, кровли зданий, различного вида опор и конструкций, вызывая их разрушение.

С объявлением штормого предупреждения-предупреждения о возможных снежных заносах - необходимо ограничить передвижение, особенно в сельской местности, создать дома необходимый запас продуктов, воды и топлива. В отдельных районах с наступлением зимнего периода по улицам, между домами, необходимо натянуть канаты, помогающие в сильную пургу ориентироваться пешеходам и преодолевать сильный ветер.

Особенную опасность снежные заносы представляют для людей, застигнутых в пути, далеко от человеческого жилья. Занесенные снегом дороги, потеря видимости вызывают полное дезориентирование на местности. При следовании автомобильным транспортом не следует пытаться преодолеть снежные заносы, необходимо остановиться, полностью закрыть жалюзи машины, укрыть двигатель со стороны радиатора. Если есть возможность автомобиль нужно устанавливать двигателем в ветреную сторону. Периодически нужно выходить из автомобиля, разгребать снег, чтобы не оказаться погребенным под ним. Кроме того, не занесенный снегом автомобиль - хороший ориентир для поисковой группы. Двигатель автомобиля необходимо периодически прогревать во избежании его "размерзания". При прогревании автомобиля важно не допустить затекания в кабину (кузов, салон) выхлопных газов, с этой целью важно следить, чтобы выхлопная труба не заваливалась снегом. Если в пути вместе окажется несколько человек (на нескольких автомобилях) целесообразно собраться всем вместе и использовать один автомобиль в качестве укрытия; из двигателей остальных автомобилей необходимо слить воду. Ни в коем случае нельзя покидать укрытие-автомобиль: в сильный снегопад (пургу) ориентиры с первого взгляда, казалось бы надежные, через несколько десятков метров могут быть потеряны. В сельской местности с получением штормового предупреждения нужно заготовить в необходимом количестве корм и воду для животных, содержащихся на фермах. Скот, содержащийся на отгонных пастбищах в срочном порядке перегоняется в ближайшие укрытия, заранее оборудованные в складках местности или на стационарные стойбища.

С образованием гололеда масштабы бедствия увеличиваются. Гололедные образования на дорогах затрудняют, а на сильно пересеченной местности и совсем останавливают работу автомобильного транспорта. Передвижения пешеходов затрудняются, а обрушения различных конструкций и предметов под нагрузкой становятся реальной опасностью. В этих условиях необходимо избегать нахождения в ветхих строениях, под линиями электропередач и связи и вблизи их опор, под деревьями.

В горных районах после сильных снегопадах возрастает опасность схода снежных лавин. Об этой опасности население извещается различными предупредительными сигналами, устанавливаемыми в местах возможного схода снежных лавин и возможных снежных обвалов. Не следует пренебрегать этими предупрежденными, надо строго выполнять их рекомендации. Для борьбы со снежными заносами и обледенением привлекаются формирования и службы гражданской обороны, а также все трудоспособное население данного района, а при необходимости и соседних районов. Снегоочистительные работы в городах в первую очередь проводиться на основных транспортных магистралях, восстанавливается работа жизнеобеспечивающих объектов энерго-, тепло-, и водоснабжения. Снег с дорожного полотна удаляют в подветренную сторону. Широко используют инженерную технику, находящуюся на оснащении формирований, а также снегоочистительную технику объектов. Для проведения работ привлекается весь наличный транспорт, погрузочная техника и население.

ГЛАВА 2. Описание обледенения в Каменском, Рыбницком и Дубоссарском районах

Свыше трех тысяч населенных пунктов Украины, особенно Виницкой области, а так же северного Приднестровья, в одночасье лишилась света, тепла и связи в результате буйства стихии в ночь с 26 на 27 ноября. Намокшие от затяжных дождей деревья, столбы, провода в результате внезапного похолодания моментально обросли толстым слоем льда и разрушились от тяжести и порывов ветра 18-20 метров в секунду. Не уцелели даже некоторые антенные мачты приднестровского телерадиоцентра "Маяк".

По предварительным подсчетам погибло около 25% всех лесов ПМР, которые выращивали десятилетиями. Разбушевавшиеся стихия пощадила сам город Дубоссары. Буквально в нескольких метрах от головной станции, питающей весь город, она замерла, иначе бы и Дубоссары надолго лишились бы тепла и света.

Иначе картина в масштабах района. Разрушено 370 опор высоковольтных линий электропередач, 80 низковольтных. Поврежден 12 трансформаторов. По предварительным данным ущерб нанесенным только предприятиям районных электросетей составил 826 миллиардов рублей. В 72,7 млрд. рублей оценивается материальные потери ТГ "Телеком". Итого - почти 900 млрд.рублей.

Каменский район, как самый северный, больше всех пострадал от природного катаклизма. Стихией повреждено около 2,5 тыс. гектаров государственного лесного фонда. Это составляет от 50% до 70% лесных массивов. Выведено из строя свыше 150 км. линий электропередач, завалено 2880 электроопор. Сильно пострадали сады. На несколько дней районный центр остался без тепла и света. Сутки с половиной без воды.

В поселке "Маяк" Григориопольского района стихия смела бетонные опоры линий электропередач, как спички. Радиоантенна, которая в пасмурную погоду подпирала облака, рухнула. Для ее ремонта ориентировочно понадобиться до 400 тыс. у.д.е.

Без электричества остались поселок Маяк, села Гыртон, Глинное, Камарово, Колосово, Макаровка, Котовка, Победа, Красная, Бессарабия, Фрунзовка, Веселое, Кипка.

Тяжелый антициклон оставил стихию на подступах к Тирасполю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Есть серьезные основания полагать, что масштабность влияния бедствий и катастроф на социальные, экономические, политические и другие процессы современного общества и их драматизм уже превысили тот уровень, который позволял относиться к ним как к локальным сбоям в размеренном функционировании государственных и общественных структур. Тот порог системной адаптации, которая позволяет системе (в данном случае - обществу) амортизировать отклонения от допустимых параметров жизни и сохранять при этом свое качественное содержание, по-видимому, пройден в ХХ в.

Перед человеком и обществом в XXI в. все более отчетливо вырисовывается новая цель - глобальная безопасность. Достижение этой цели требует изменения мировоззрения человека, системы ценностей, индивидуальной и общественной культуры. Необходимы новые постулаты в сохранении цивилизации, обеспечении ее устойчивого развития, принципиально новые подходы в достижении комплексной безопасности. При этом весьма важным является то, что в обеспечении безопасности не должно быть доминирующих проблем, так как их последовательное решение не может привести к успеху. Решать проблемы безопасности можно только комплексно.

Поверхность Земли будет непрерывно изменяться под действием природных процессов. Оползни будут происходить на неустойчивых горных склонах, по-прежнему будет чередоваться большая и малая вода в реках, а штормовые приливы станут, время от времени затоплять морские побережья, не обойдется и без пожаров. Человек бессилен предотвратить сами природные процессы, но в его силах избежать жертв и ущерба.

Мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий. Надо добиться того, чтобы эти меры были поняты людьми, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологических установках человека. Иначе государство и общество столкнутся с "эффектом Кассандры", о котором почти всегда упоминают очевидцы крупнейших бедствий: многие люди не следуют предостережениям, игнорируют предупреждения об опасности, не предпринимают шагов для спасения (или совершают ошибочные действия).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Крючек Н.А., Латчук В.Н., Миронов С. К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: НЦ ЭИАС, 2000

.С.П. Хромов "Метеорология и климатология":-Спб, Гидрометеоиздат, 1983

.Шилов И.А. Экология М.: Высшая школа, 2000.

.Газета "Приднестровье". Выпуск от 30.10.00 - 30.12.00

Похожие работы на - Метеорологические и агрометеорологические опасные явления

Планета Земля окутана многокилометровым слоем атмосферы (воздуха). Воздух находится в постоянном движении. Это движение обусловлено в первую очередь разной температурой воздушных масс, что связанно с неравномерным нагревом поверхности Земли и воды Солнцем, а также разным атмосферным давлением. Перемещение воздушных масс относительно земной и водной поверхности называется ветром. Основными характеристиками ветра являются скорость, направление движения, сила.

Скорость ветра измеряется специальным прибором - анемометром

Направление ветра определяется той частью горизонта, откуда он дует.

Сила ветра определяется в баллах. Балльную систему оценки силы ветра разработал в 19 веке английский адмирал Ф. Бофорт. Она названа его именем.

Таблица 12

Шкала Бофорта

Ветер является непременным участником и главной движущей силой многих ЧС. В зависимости от его скорости различают следующие катастрофические ветры.

Ураган – это чрезвычайно быстрое и сильное, нередко огромной разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха со скоростью свыше 117 км/час, продолжительностью несколько (3-12 и более) суток.

При ураганах ширина зоны катастрофических разрушений достигает нескольких сотен километров (иногда тысячи км). Ураган длится 9-12 дней, причиняя большое количество жертв и разрушений. Поперечный размер тропического циклона (называемого также тропическим ураганом, тайфуном) несколько сот километров. Давление в ураганах падает намного ниже, чем во внетропическом циклоне. При этом скорость ветра достигает 400-600 км/час. По мере того как поверхностное давление продолжает падать, тропическое возмущение становится ураганом, когда скорость ветра начинает превышать 64 узла. Заметное вращение развивается вокруг центра урагана, так как спиральные полосы выпадения осадков закручиваются вокруг глаза урагана. Самые тяжелые осадки и самые сильные ветры связаны со стеной глаза.

Глаз – область диаметром в 20-50 км, находится в центре урагана, где небо часто ясное, ветры слабые, а давление самое низкое.

Стена глаза – кольцо кучево-дождевых облаков, закрученное вокруг глаза. Самые тяжелые осадки и самые сильные ветры обнаруживаются именно здесь.

Спиральные полосы выпадения осадков – полосы мощных конвективных ливней, направленных к центру циклона.

Разрушительное действие ураганов определяется энергией ветра, т.е. скоростным напором (q ), пропорциональным произведению плотности амосферного воздуха (р ) на квадрат скорости воздушного потока (V )

q = 0,5pV² (кПа)

Смерч (торнадо) – атмосферный вихрь, возникающий в грозовых облаках и спускающийся по направлению к суше в виде темного рукава с вертикальной изогнутой осью и воронкообразным расширением в верхней и нижней частях. О происхождении смерчей известно значительно меньше, чем о других СГЯ. О природе смерчей можно судить лишь по визуальным наблюдениям за облачностью и состоянием погоды, по характеру разрушений, связанному с ними, и по анализу аэросиноптических условий, предшествующих этому явлению. Большинство смерчей связано с линиями шквалов или активными холодными фронтами с грозами. Наиболее благоприятные условия для образования смерчей имеются непосредственно на линии приземного фронта, вблизи поверхности Земли (это узкая полоса шириной около 50 км по обе стороны линии фронта). Минимально возможная высота очагов зарождения смерчей лежит в пределах 0,5 – 1.0 км, а максимальная - до 3 км от поверхности Земли. При зарождении смерча на более высоко уровне ему труднее «пробить» нижележащий слой воздуха и достигнуть поверхности Земли. Обычно визуально смерч проявляется, когда из грозового облака как бы отщепляется облачный столб в виде воронки с отростком, напоминающим хобот слона. В сердцевине смерча давления падает очень низко, поэтому смерчи «всасывают» в себя различные, иногда очень тяжелые предметы, которые переносят затем на большие расстояния, люди, оказавшиеся в центре смерча, погибают.

Смерч имеет большую разрушительную силу. Он вырывает с корнем деревья, срывает крыши, иногда разрушает каменные постройки и разбрасывает различные предметы на большие расстояния. Такие катастрофы не остаются незамеченными. Так согласно летописным данным от 1406 г. в Нижнем Новгороде разразилась «великая буря, вихрем подняло в воздух упряжку вместе с лошадью и унесло. На следующий день телегу нашли на другой стороне р. Волги. Она повисла на высоком дереве. Лошадь была мертвой, а человек исчез без вести». Диаметр смерча над сушей бывает порядка 100-1000 м, иногда до 2 км. Видимая высота «хобота» составляет 800-1500 м. Бывают и такие случаи: летом 1940 года в деревне Мещеры Горьковской области в один из дней разразилась гроза, и вместе с дождем на землю посыпались серебряные монеты времен Ивана IV – результат прошедшего смерча.

Следует отметить, что смерч имеет много названий. В зависимости от вида поверхности, над которой он проходит (вода или суша), его именуют торнадо, тромбом или смерчем. Однако все эти явления имеют практически одинаковую природу.

Шквалы и смерчи относятся к локальным явлениям природы. Они возникают внезапно (чаще после полудня), кратковременны (в одном месте наблюдаются обычно в течение нескольких минут) и охватывают сравнительно небольшие площади (от нескольких десятков до сотен квадратных метров). Смерчи и шквалы представляют собой результат действия процессов всех масштабов, который приводит к накоплению больших запасов потенциальной энергии воздушных масс в тропосфере, переходящей за короткий срок в кинетическую энергию движения большой массы воздуха. Такие процессы приводят к гибели людей и значительным материальным разрушениям.

Шквал – кратковременное, неожиданное резкое усиление ветра с постоянным изменением направления его движения в течение короткого времени. Скорость ветра при шквале нередко достигает 25-30 м/с, что намного превышает скорость обычного градиентного ветра. Максимальная повторяемость шквалов отмечается в послеполуденные и вечерние часы суток. Они обычно связаны с грозами, но нередко наблюдаются и как самостоятельные явление. Шквал – это вихрь с горизонтальной осью вращения. Причиной его возникновения является перемещение воздушных масс под влиянием разницы температур. Продолжительность шквала составляет от нескольких секунд до десятков минут. Шквалы часто сопровождаются осадками интенсивностью более 20мм/12 ч и градом.

Выпадение ливневых осадков вызывает интенсивные нисходящие движения. Нисходящий поток воздуха с верхних уровней, на которых ветер слабее, переносит вниз некоторое количество движения и кинетической энергии. Этот воздух, попадая в нижние слои, тормозится из-за трения о земную поверхность и столкновения с теплыми воздушными массами, лежащими перед фронтом. В результате образуется ветровой вал, направленный в сторону движения грозового очага. Шквал присущи многие черты волны, в которой сдвиги ветра наблюдаются как в вертикальном, так и в горизонтальном направлении.

Шторм – продолжительный сильный ветер скоростью 103-120 км/час вызывающий большие волнения на море и разрушения на суше. Шторм является причиной ежегодной гибели десятков морских судов.

Уже при силе в 9 баллов по шкале Бофорта, когда скорость составляет от 20 до 24 м/сек, ветер валит ветхие строения, срывает крыши с домов. Его называют штормом. Если же скорость ветра достигает 32 м/сек, о нём говорят как об урагане. Более подробно проявление шторма как морского гидрологического явления будет рассмотрено в 6 главе.

Буря - это разновидность ураганов и штормов, движение воздуха со скоростью 62-100 км/час (15-20 м/с). Такой ветер способен выдуть верхний слой почвы на десятках и сотнях квадратных километров, переносить по воздуху на большие расстояния миллионы тонн мелкозернистых частиц почвы, а в пустыни песка.

Буря длится от нескольких часов до нескольких суток, ширина фронта при Буре несколько сот километров. Буря причиняет большое количество жертв и разрушений.

Пыльные (песчаные) бури могут засыпать огромные территории пылью, песком, землей. При этом толщина нанесенного слоя составляет десятки сантиметров. Уничтожаются посевы, засыпаются дороги, загрязняются водоемы и атмосфера, ухудшается видимость. Известны случаи гибели во время бури людей и караванов.

Во время бури в воздух поднимается огромное количество снега (снежные бури), что приводит к огромным снегопадам, метелям, снежным заносам. Снежные бури парализуют движение транспорта, нарушают энергоснабжение, привычную жизнедеятельность людей, приводят к трагическим последствиям. Чтобы избежать несчастного случая во время бури, необходимо прекратить движение, оборудовать временное надежное укрытие. С целью предотвращения попадания пыли, песка, снега в глаза, горло, уши необходимо закрыть голову тканью, дышать через нос, использовать марлевую повязку или носовой платок.

«БОРА» – является специфическим ветром для России. Это сильный, холодный, северо-восточный ветер чаще всего дует на черноморском побережье в районе между Новороссийском и Анапой. Скорость ветра может достигать 40 м/с.

В 1975 году ураган «Бора» нанес огромный ущерб г. Новороссийску. Скорость ветра достигала 144 км/ч. Спустя 18 лет такой же ураган выбросил на берег 3 судна, имелись человеческие жертвы

Довольно легко устать от одной и той же погоды, стоящей на дворе изо дня в день, тем не менее, резкие перемены могут по-настоящему шокировать людей. Ниже представлены одни из самых редких метеорологических явлений: некоторые из них прекрасны, другие смертельно опасны, но все они без исключения внушают людям благоговение.

10. Разноцветный снег

Морозным утром 2010 года жители Ставрополя, Россия проснулись и увидели разноцветный снег, выстилавший их улицы. Люди были ошеломлены, когда они увидели светло-фиолетовые и коричневые снежные сугробы. Другие люди, которые слышали историю, возможно, думали, что это была выдумка, однако учёные, исследовавшие этот вопрос, подтвердили, что это был снегопад, состоявший из снега множества цветов.

Он не был токсичен, но эксперты предупредили, что глотать снег любого цвета не стоит, так как он, скорее всего, был загрязнён пылью, перенесённой из Африки. Пыль достигла головокружительных высот в верхних слоях атмосферы, где она смешалась с обычными снежными облаками. Это взаимодействие послужило причиной выпадения красиво окрашенного снега. Это был не первый раз, когда произошло нечто подобное - в 1912 году чёрный снег выпал на Аляске и в Канаде. Чёрный цвет был обусловлен вулканическим пеплом и горными породами, которые также смешались со снежными облаками.

9. «Деречо» (Derecho)


В 2012 году огромный и сильный шторм, состоявший из нескольких гроз и сильных ветров, оставил за собой след разрушения по всему Среднему Западу и среднеатлантическому региону. Этот ужасающий тип шторма называется деречо, а в данном случае уровень шторма был повышен до «супер деречо» из-за его силы.

Основной причиной супершторма была сильная жара, стоявшая в этой области в сочетании с пульсацией в струйном течении. Штат Вирджиния перенёс массовое отключение электроэнергии, кабели лопались, как веточки, грузовики переворачивались на бок, будто они были сделаны из картона. Погибло 13 человек.

Деречо встречаются очень редко в среднеатлантическом регионе, случаясь только раз в четыре года или около того. Ещё один чрезвычайно разрушительный деречо случился в США в 2009 году. Шторм покрыл расстояние в 1600 километров в течение одного дня, оставив позади несколько убитых и ещё больше тех, кто получил ранения. Во время этого шторма на землю обрушились 45 ужасных торнадо.


8. Снежная гроза


Жители восточного побережья США наблюдали обычную метель в 2011 году, когда они вдруг стали свидетелями вспышек молний и раскатов грома, которые смешались со снегом. Снежная гроза происходила прямо перед их глазами.

Снежная гроза имитирует внутренние процессы обычной грозы путем формирования посредством восходящего движения влажного воздуха. Это сочетание воздуха с низкой влажностью и более высоко расположенного более холодного воздуха вызывает молнии и грозу. Именно поэтому снеговые грозы происходят настолько редко, учитывая, что в нижнем слое обычно не бывает тёплой температуры во время выпадения снега.

Метеорологи отметили, что появление снеговой грозы, скорее всего, означает, что будут выпадать обильные снегопады. Исследователи обнаружили, что существует более чем 80-процентный шанс того, что снег глубиной как минимум 15 сантиметров выпадет в радиусе 112 километров от вспышки молнии, случающейся во время метели.

7. Красочная солнечная буря


Мы все знакомы с явлением северного сияния, которое обычно появляется в виде голубых и зелёных завихрений в небе. Тем не менее, иногда солнечные бури настолько сильны, что они вызывают появление калейдоскопа цветов и их даже становится возможным увидеть в тех регионах, где люди никогда не видели их раньше. В 2012 году одна из этих интенсивных солнечных бурь создала особенно красивое сияние над кратерным озером в штате Орегон. Учёные предположили, что два облака светящихся частиц запущены в сторону Земли солнечными пятнами, крупнее нашей планеты по размеру. Интенсивность полярных сияний позволила людям увидеть их на огромном расстоянии, вплоть до штатов Мэриленд и Висконсин. Кроме того, они также показали красивое шоу в Канаде по пути вниз от Арктики.

6. Двойной торнадо


Торнадо происходят каждый год во всём мире, однако двойные торнадо происходят лишь раз в 10 - 20 лет. Когда они появляются, они вызывают огромные разрушения. Город Пилгера (Pilger) в штате Небраска знает не понаслышке, какой огромный ущерб могут нанести эти торнадо в течение нескольких минут. Двойное торнадо, обрушившееся на город в 2014 году, унесло жизнь ребёнка и нанесло травмы девятнадцати другим людям.

Существуют некоторые разногласия относительно того, как именно образуются двойные торнадо. Некоторые эксперты считают, что процесс окклюзии способствует формированию этих вихрей. Окклюзия происходит, когда один торнадо оказывается в окружении холодного влажного воздуха. Когда этот «завернутый» торнадо начинает ослабевать, это может привести к образованию второго торнадо. Это обычно происходит, когда в исходном шторме присутствует много энергии.

Другие утверждают, что штормы с множественными вихрями или даже отдельные суперселлы являются причиной образования двойных торнадо. Какой бы ни была причина, все эксперты сходятся во мнении, что двойные торнадо смертельно опасны и в случае этого явления людям необходимо срочно искать место для укрытия.

5. Вихревой шквал (Gustnado)


Вихревой шквал это термин, используемый для обозначения краткосрочного торнадо, который абсолютно изолирован от основной грозы, из которой обычно появляются стандартные торнадо. В 2012 сильная гроза породила вихревой шквал из-за ветра высокой скорости на юго-востоке штата Висконсин. Это редкое явление ошеломило местное пожарное отделение, которое бросилось на помощь людям, оказавшимся в буре.

Вихревой шквал не настолько сильный, как торнадо и образуется, когда ливень увлекает вниз холодный воздух изнутри бури. Холодный воздух, который толкается вниз дождём, сильно ударяется о землю, а затем извергает порыв ветра, который, в свою очередь, становится вихревым шквалом. Сильный вихревой шквал обычно образуется, когда множество холодных порывов, сформированных на земле, смешиваются с горячим воздухом. Вихревые шквалы продолжаются лишь несколько минут, тем не менее, они вполне способны нанести серьёзные повреждения на окружающей их территории.

4. Инверсия


Сразу после Дня благодарения в 2013 году посетители Гранд-Каньона заметили что-то странное - каньон быстро наполнялся густым туманом. Туристы остались в восторге, когда туман накатил на парк и в конечном итоге сформировал то, что выглядело как водопад облаков. Эта аномалия погоды известна как инверсия.

Инверсия обусловлена холодным воздухом, который опускается близко к земле, в то время как более теплый воздух движется над ним. Инверсия на Гранд-Каньоне началась, когда шторм прошёл через эту территорию как раз перед праздником, в результате чего земля замёрзла. Когда в область переместился более теплый воздух, образовалось красивое явление инверсии. Рейнджеры в парке подтвердили, что инверсии более мелкого размера встречаются здесь довольно часто, однако более крупные, которые заполняют весь каньон, случаются лишь раз в десять лет или около того. Эта инверсия длилась целый день и туман рассеялся только когда начало темнеть.

3. Солнечное цунами


2013 был хорошим годом для редких метеорологических явлений. В середине года два спутника зарегистрировали, как что-то необычное происходило на поверхности Солнца. Цунами катилось по его поверхности в результате реакции на выброс материи в пространство.

Впрыск и последующее солнечное цунами дало учёным более глубокое понимание динамики цунами, а также того, как они происходят на Земле. Японский спутник Хиндое (Hindoe) и Обсерватория солнечной динамики (Solar Dynamics Observatory) играют важную роль в исследовании событий, которые происходят на Солнце. Они оба изучают его ультрафиолетовое излучение, чтобы установить точные условия на поверхности.

{banner_ads_inline}


Хиндое также собрал достаточно данных, чтобы специалисты смогли, наконец, выяснить, почему солнечная корона на тысячи градусов горячее его поверхности. Именно в течение этого исследования учёные узнали об ударных волнах, следующих за выбросом материи. Этот инцидент был очень похож на движение цунами на Земле после того, как произошло землетрясение. Ударные волны очень редки, из-за чего солнечные цунами также являются редким явлением.

2. Суперрефракция


Также в 2013 году люди, живущие на севере штата Огайо, проснулись однажды утром и были ошеломлены, обнаружив, что они могли видеть всё вплоть до канадской береговой линии. Это абсолютно невозможно в нормальных условиях из-за того, как изогнута Земля. Тем не менее, местные жители могли видеть всю территорию до Канады из-за редкого природного явления, известного как суперрефракции, в ходе которой лучи света сгибаются вниз к поверхности Земли. Лучи сгибаются таким образом из-за изменений в плотности воздуха. В ходе этого изгиба света далеко расположенные объекты можно с лёгкостью увидеть, потому что они отражаются в лучах света. Свет от солнца согнулся вниз настолько сильно над озером Эри (Lake Erie), что рефракция сделала канадскую береговую линию видимой на расстоянии более чем в 80 километров.

1. Атмосферное блокирование

Атмосферное блокирование вполне возможно является самым редким метеорологическим явлением на Земле, что очень хорошо, так как оно также является одним из самых опасных. Оно происходит, когда система высокого давления застревает и не может перейти из одного места в другое. В зависимости от типа системы это может либо привести к наводнению или к чрезвычайно жаркой и сухой погоде.

Примером атмосферного блокирования является сильная жара в Европе 2003 года, которая убила 70 000 человек. Антициклон, который застрял в этом случае, был очень мощным и заблокировал любые фронты сброса давления. В 2010 году 15 000 россиян погибли в результате жары, вызванной другим атмосферным блокированием. А в 2004 году атмосферное блокирование на Аляске вызвало такие высокие температуры, что ледники начали таять и в этом районе начались крупные лесные пожары. Однако это не всегда означает гибель и мрак - в ходе другого атмосферного блокирования в 2004 году положительные эффекты были отмечены в штате Миссури, так как температуры оставались приятными и в конечном итоге дали фантастические урожаи.



Выделяются два основных типа осадков. Первый – это осадки, выпадающие на обширной территории в результате циклонической деятельности, их можно подразделить на фронтальные и нефронтальные. Фронтальные формируются, когда теплый воздух поднимается над холодным, нефронтальные – когда происходит горизонтальная конвергенция и поднимающийся воздух перетекает в область низкого давления. Осадки второго типа выпадают на меньшей территории и представляют собой более интенсивные грозовые ливни , при которых более теплый воздух нижних слоев быстро выносится вверх сильными конвективными течениями. Осадки конвективного типа могут быть одной из стадий циклона , и оба типа осадков могут усиливаться за счет дополнительного подъема воздуха над высокими формами рельефа.

При определенных условиях из облаков выпадают осадки, т.е. капли или кристаллы достаточно крупных размеров, которые не могут удерживаться в атмосфере во взвешенном состоянии. Наиболее типичны и важны дождь и снег, однако есть еще несколько видов осадков, отличающихся от типичных форм дождя и снега. В зависимости от физических условий образования (по генетическому признаку) осадки подразделяют на три вида. Из облаков упорядоченного восходящего движения (слоисто-дождевых и высокослоистых), связанных с фронтами, выпадают обложные осадки. Это осадки средней интенсивности. Они выпадают сразу на больших площадях (порядка сотен тысяч квадратных километров), распространяются сравнительно равномерно и продолжаются достаточно длительное время (порядка десятков часов). В области, захваченной фронтальной облачной системой, осадки отмечаются на всех или на большинстве станций и суммы осадков на отдельных станциях не слишком сильно отличаются одна от другой. Наибольший процент в общем количестве осадков в умеренных широтах составляют именно обложные осадки.

Классификация облаков.

  1. Перистые – Cirrus (Ci);
  2. Перисто-кучевые – Cirrocumulus (Cc);
  3. Перисто-слоистые – Cirrostratus (Cs);
  4. Высококучевые – Altocumulus (Ac);
  5. Высокослоистые – Altostratus (As);
  6. Слоисто-дождевые – Nimbostratus (Ns);
  7. Слоисто-кучевые – Stratocumulus (Sc);
  8. Слоистые – Stratus (St);
  9. Кучевые – Cumulus (Cu);
  10. Кучево-дождевые – Cumulonimbus (Cb).

Из кучево-дождевых облаков, связанных с конвекцией, выпадают интенсивные, но недолгие ливневые осадки. Сразу же после начала они могут иметь большую интенсивность, но вскоре быстро обрываются. Их сравнительно небольшая продолжительность объясняется тем, что они связаны с отдельными облаками или узкими зонами облаков. В холодной воздушной массе, движущейся над теплой земной поверхностью, ливневый дождь в каждом конкретном пункте иногда продолжается всего несколько минут. При местной конвекции летом над сушей, когда атмосфера неустойчива в течение всего дня и непрерывно образуются кучево-дождевые облака или при прохождении фронтов ливни иногда продолжаются часами. По наблюдениям в США, средняя площадь, одновременно захватываемая одним и тем же ливневым дождем, около 20 квадратных километров. Интенсивность ливневых осадков сильно колеблется. Даже во время одного дождя количество осадков, выпавшее на расстоянии всего 1–2 км, может различаться на 50 мм. Ливневые осадки являются основным видом осадков в низких тропических и экваториальных зонах. Кроме обложных и ливневых осадков различают еще осадки моросящие. Это внутримассовые осадки, выпадающие из слоистых и слоисто-кучевых облаков, типичных для теплых или местных устойчивых воздушных масс. Вертикальная протяженность этих облаков невелика, поэтому в теплое время года осадки могут выпадать из них только в результате взаимного слияния капель. Выпадающие жидкие осадки – морось – состоят из очень мелких капелек. Зимой при низких температурах такие облака могут содержать кристаллы, тогда вместо мороси из них выпадают мелкие снежинки и так называемые снежные зерна. Как правило, моросящие осадки не дают существенных суточных количеств влаги. Зимой они заметно не увеличивают снежный покров. Только в особых условиях, например, в горах, морось может быть более интенсивной и обильной.

Форма осадков.

По форме различают следующие виды осадков.

Дождь

Дождь – жидкие осадки, состоящие из капель диаметром 0,5–6 мм. Капли более значительных размеров при падении разбиваются на части. В ливневых дождях величина капель больше, чем в обложных, особенно в начале дождя. При отрицательных температурах иногда могут выпадать переохлажденные капли. Соприкасаясь с земной поверхностью, они замерзают и покрывают ее ледяной коркой.

Морось

Морось – жидкие осадки, состоящие из капель диаметром порядка 0,5–0,05 мм с очень малой скоростью падения. Они легко переносятся ветром в горизонтальном направлении.

Снег

Снег – твердые осадки, состоящие из сложных ледяных кристаллов (снежинок). Формы их разнообразны и зависят от условий образования. Основная форма снежных кристаллов – шестилучевая звезда. Звезды получаются из шестиугольных пластинок, потому что сублимация водяного пара наиболее быстро происходит на углах пластинок, где и нарастают лучи. На этих лучах, в свою очередь, создаются разветвления. Диаметры выпадающих снежинок могут быть очень различными (в среднем, порядка нескольких миллиметров). Снежинки при падении часто сливаются в крупные хлопья. При температурах, близких к нулю и выше нуля, выпадает мокрый снег или снег с дождем. Для него характерны крупные хлопья. Из слоисто-дождевых и кучево-дождевых облаков при отрицательных температурах выпадает еще крупа, снежная и ледяная, – осадки, состоящие из ледяных и сильно озерненных снежинок диаметром более 1 мм. Чаще всего крупа наблюдается при температурах, близких к нулю, особенно осенью и весной. Снежная крупа имеет снегоподобное строение: крупинки легко сжимаются пальцами. Ядрышки ледяной крупы имеют оледеневшую поверхность. Раздавить их трудно, при падении на землю они подскакивают. Из слоистых облаков зимой вместо мороси выпадают снежные зерна – маленькие крупинки диаметром менее 1 мм, напоминающие манную крупу. Зимой при низких температурах из облаков нижнего или среднего яруса иногда выпадают снежные иглы – осадки, состоящие из ледяных кристаллов в виде шестиугольных призм и пластин без разветвлений. При значительных морозах такие кристаллы могут возникать в воздухе вблизи земной поверхности. Они особенно хорошо видны в солнечный день, когда сверкают своими гранями, отражая солнечные лучи. Из подобных ледяных игл состоят облака верхнего яруса. Особый характер имеет ледяной дождь – осадки, состоящие из прозрачных ледяных шариков (замерзших в воздухе капель дождя) диаметром 1–3 мм. Их выпадение ясно говорит о наличии инверсии температуры. Где-то в атмосфере есть слой воздуха с положительной температурой, в котором выпадающие сверху кристаллы растаяли и превратились в капли, а под ним – слой с отрицательной температурой, где капли замерзли. Летом в достаточно жаркую погоду из кучево-дождевых облаков иногда выпадает град.

Град

Град – осадки в виде кусочков льда шарообразной или неправильной формы (градин) диаметром от нескольких миллиметров и более. Масса градин в отдельных случаях превышает 300 г. Градины состоят из белого матового ядра и далее из последовательных прозрачных и мутных слоев льда. Град выпадает из кучево-дождевых облаков при грозах и, как правило, вместе с ливневым дождем. Вид и размеры градин говорят о том, что они в течение своей «жизни» многократно увлекаются то вверх, то вниз сильными токами конвекции. В результате столкновения с переохлажденными каплями градины наращивают свои размеры.

В нисходящих токах градины опускаются в слои с положительными температурами, где обтаивают сверху затем в восходящих потоках они снова поднимаются вверх и замерзают с поверхности и т.д. Для образования градин необходима большая водность облаков, поэтому град выпадает только в теплое время года при высоких температурах у земной поверхности. Чаще всего град выпадает в умеренных широтах, а с наибольшей интенсивностью – в тропиках. В полярных широтах град не наблюдается. Отмечены случаи, когда град долго лежал на земле слоем в несколько десятков сантиметров. Град часто вредит посевам и уничтожает их (градобития). В отдельных случаях от него могут пострадать животные и даже люди.

Гроза

Гроза – электрическое атмосферное явление, при котором в мощных кучево-дождевых облаках или между облаками и земной поверхностью возникают многократные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом. Грозам обычно сопутствуют шквалистые ветры, ливневые осадки, нередко с градом .

Средняя продолжительность ливневого дождя – 25 минут, в основном, сильный дождь продолжается от 5–15 мин., затем его интенсивность ослабевает, причем гораздо медленнее, чем нарастает в начале его выпадения.

По условиям развития грозы разделяются: на внутримассовые и фронтальные .

Внутримассовые грозы над материком возникают в результате местного прогревания воздуха от земной поверхности, что приводит к развитию в нём восходящих токов местной конвекции и к образованию мощных кучево-дождевых облаков. Поэтому внутримассовые грозы над сушей развиваются преимущественно в послеполуденные часы. Над морями наиболее благоприятные условия для развития конвекции наблюдаются в ночные часы, и максимум в суточном ходе приходится на 4–5 часов утра.

Фронтальные грозы возникают на фронтальных разделах, т.е. на границах между теплыми и холодными воздушными массами и не имеют регулярного суточного хода. Над материками умеренного пояса они наиболее часты и интенсивны летом, в засушливых районах – весной и осенью. Зимние грозы возникают в исключительных случаях – при прохождении особенно резких холодных фронтов.

Грозы на Земле распределены неравномерно: в Арктике они возникают раз в несколько лет, в умеренном поясе в каждом отдельном пункте бывает несколько десятков дней с грозами. Тропики и экваториальная область являются самыми грозоопасными районами Земли и получили название «пояс вечных гроз», у них свой «полюс» – район Бютензорга на острове Ява: здесь грозы буйствуют 322 дня в году. В пустыне Сахара гроз вообще почти не бывает.

Гром

Гром – звуковое явление в атмосфере, сопровождающее молнию. Гром вызывается колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии. Гром имеет характер длительных раскатов и обычно слышен на расстоянии не более 15-20 км. Раскаты грома объясняются отражением звука от облаков, а также тем, что молния имеет большую длину, и звук от разных ее участков доходит до уха наблюдателя не одновременно.

Молния

Молния – гигантский электрический искровой разряд в атмосфере между облаками или между облаками и земной поверхностью длиной несколько километров, диаметром десятки сантиметров и длительностью десятые доли секунды (линейная молния). Изредка наблюдаются шаровые молнии. Обычно молния –это яркая вспышка света, она сопровождается громом и содержит несколько повторных разрядов, длительность многократной молнии иногда превышает 1 с.

Эдвард Кононович

Бури и ураганы

Неравномерность нагревания атмосферы приводит к изменению атмосферного давления и, как следствие, вызывает общую циркуляцию воздуха в атмосфере, что и предопределяет особенности климата, погоду, возможность и частоту возникновения метеорологических чрезвычайных ситуаций.

Область пониженного атмосферного давления с минимумом в центре называется циклоном. Циклон в диаметре достигает нескольких тысяч километров. Циклоны формируют пасмурную с сильными ветрами погоду.

Бури и ураганы возникают во время циклонов. Скорость ветра около земной поверхности превышает 20 м/с и может достигать 100 м/с.

Опасность этих явлений природы создается в результате динамической нагрузки от потока воздушных масс. Разрушение зданий, сооружений и других объектов, поражения людей происходит в результате действия скоростного напора воздуха, который вызывает значительное давление на объекты.

Для характеристики силы ветра часто пользуются 12-ти бальной шкалой Бофорта, которая основывается на характерных следствиях действия ветра на земной поверхности (табл. 2.2).

Таблица 2.2 - Шкала Бофорта

Баллы Скорость ветра м/с Характеристика ветра Следствия действия ветра
0-0,5 штиль листья на деревьях не шевелятся, дым из дымоходов поднимается вертикально
0,5-1,7 тихий дым немного отклоняется, ветер почти не чувствуется
1,7-3,3 легкий чувствуется слабый ветерок
3,3-5,2 слабый качаются мелкие ветки
5,2-7,4 умеренный поднимается пыль, качаются ветки средней толщины
7,4-9,8 достаточно большой качаются тонкие деревья и толстые ветки, на воде образуется рябь
9,8-12 сильный качаются толстые стволы деревьев
12,0-15,0 очень сильный качаются большие деревья, тяжело идти против ветра
15,0-18,0 чрезвычайно сильный ломаются толстые стволы деревьев
18,0-22,0 шторм разрушаются легкие здания, заборы
22,0-25,0 сильный шторм разрушаются достаточно крепкие здания, ветер вырывает деревья с корнем
25,0-29,0 жестокий шторм значительные разрушения, опрокидываются вагоны, автомобили
свыше 29 ураган разрушаются кирпичные дома, каменные ограждения

Бури разделяют на вихревые, пылевые и потоковые (на море шторм) - сила ветра 9-11 баллов, скорость ветра 20-32 м/с вызывает повреждение зданий, вырывает деревья с корнем, переворачивает машины, разрушает воздушные линии связи и линии электропередач. Поражение людей происходит в результате повреждения строений, переворачивания машин и механизмов, падения деревьев.

Ураган - сила ветра 12 баллов, скорость ветра 32-60 м/с, порой до 100 м/с - разрушает и опустошает все на своем пути.

Для обеспечения безопасности во время бури и урагана объявляется "Штормовое предупреждение". По этому сообщению, ограничивается выход в море плавсредств, закрепляются по "штормовому" башенные краны и другие строительные механизмы больших габаритов, ограничивается движение транспортных средств, прекращается заготовка леса, полевые работы и др. Кроме того на предприятиях меры пресечений предусматривают укрепление сооружений, зданий, уборку или закрепление предметов, которые могут травмировать людей, принимают меры для сохранения техники.

В частных домах, квартирах и в производственных помещениях плотно закрывают двери, окна. С крыш, лоджий, балконов забирают предметы, которые от порывов ветра могут упасть вниз и травмировать людей. Предметы, находящиеся во дворах, закрепляют или заносят в помещение.

Бурю (ураган) может сопровождать гроза. При этом необходимо избегать ситуаций, при которых растет возможность поражения молнией.

Прогнозирование и предупреждение о буре (урагане) осуществляется гидрометеослужбой с помощью современных приборов, в т. ч. метеорологических спутников, фиксирующих возникновение чрезвычайных метеорологических явлений, после чего рассчитывается возможное направление их перемещения, вероятная мощность и время подхода к определенному району. Оповещаются о приближении урагана (бури) административные органы областей, районов, штабы гражданской защиты, сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные объекты. Местные органы власти оповещают население, а руководители предприятий и штабы ГЗ - работников. Это позволяет вовремя привести в готовность формирования гражданской защиты, провести предупредительные работы в зонах возможного действия урагана или бури и эффективно ликвидировать последствия стихийного бедствия.

В районе урагана, бури, смерча формирования гражданской защиты и населения должны быть готовыми к:

Проведению эвакуации населения и материальных ценностей из опасных районов;

Спасанию людей; поиска и освобождения потерпевших из под разрушенных зданий и сооружений;

Предоставлению первой медицинской помощи и доставке потерпевших в лечебные учреждения;

Тушению пожаров;

Ликвидации аварий на производственных объектах и коммунально-энергетических сетях.

Град

Град - атмосферные осадки в виде частиц льда неправильной формы. Интенсивный град уничтожает сельскохозяйственные посевы, а особенно крупный приводит к разрушению кровель, повреждает автомобили, может нанести серьезные травмы или даже привести к смерти человека.

Смог

Химические реакции, которые происходят в воздухе приводят к возникновению дымных туманов-смогов. Смоги возникают при следующих условиях: во-первых, загрязнение атмосферы в результате интенсивного поступления пыли, дыма, выхлопных и промышленных газов, других продуктов в виде мелкодисперсных частиц, которые города выбрасывают в воздух, и во-вторых, длинного существования антициклонов, при которых загрязнители накапливаются в приземном слое атмосферы. Большая задымленность, что по своему действию подобно смогу, возникает также при больших лесных пожарах. Смог и задымленность вызывают у людей обострение хронических легочных заболеваний, ухудшения самочувствия, вызывают определены материальный ущерб, связанный с удалением налета на оборудовании, размещенном на улице, окнах и тому подобное.

Выделяют три слоя смога:

Нижний, размещенный в приземных слоях воздуха. Он образуется в основном от выхлопных газов транспорта и перераспределения поднятой в воздух пыли;

Второй слой образуется благодаря выбросам отопительных систем, располагается на высоте около 20-30 м над поверхностью земли;

Третий слой размещается на высоте 50-100 м и больше, образуется, в основном, в результате выбросов промышленных предприятий. Смог достаточно токсичен.

Молния

Молнии и разряды в той или иной мере связаны с веществом в состоянии плазмы. Молнии бывают линейные и шаровые.

Линейные молнии возникают при росте напряженности электрического поля между тучами и землей. Параметры линейных молний:

Длина - не больше 10 км;

Диаметр канала - до 40 см;

Сила тока - 105-106 А;

Время одного разряда молнии - 10 -4 с;

Температура в канале молнии до 10 000°К.

Удар молнии, в результате ее термического и электродинамического действия, может повлечь травмы и гибель людей, разрушения сооружений, пожар. Наибольшие разрушения возникают от удара молнии в наземные объекты при отсутствии громоотвода или других хороших проводников между местом удара и землей. При ударе молнии, от электрического пробоя в материале возникают каналы, в которых образуется высокая температура и часть материала испаряющегося с последующим взрывом и пожаром. Кроме прямого действия молнии, во время удара возможно возникновение значительной разницы электрических потенциалов между отдельными предметами, что может привести к поражению людей электрическим током.

Защита от молний осуществляется с помощью громоотводов, которыми оснащаются все дома и сооружения. Степень защиты зависит от назначения дома или сооружения, интенсивности грозовой деятельности в данном районе и ожидаемой достоверности поражения объекта молнией.

Шаровые молнии зарождаются при ударе мощных линейных молний, имеют диаметр около 30 см, их световое излучение приблизительно равняется 100 Вт лампочке, световой поток ~ 1400 люмен, тепловое излучение небольшое, скорость передвижения 3-5 м/с, иногда до 10 м/с, энергия, выделяющаяся во время взрыва составляет около 10000 Дж. Шаровая молния часто притягивается к металлическим предметам, ее распад происходит в большинстве случаев взрывом, но она также может просто угасать и разрушаться на части. Взрыв шаровой молнии не мощный, однако может вызывать ожоги, опасность представляют предметы, сорванные взрывом. Результатом действия шаровой молнии может быть пожар.

Личная безопасность во время встречи с шаровой молнией нужно сидеть или стоять неподвижно, наблюдая за ней. Если молния приблизилась, можно подуть на нее - молния отлетит. В любом случае необходимо отойти как можно дальше от шаровой молнии, так как "поведение" молнии непредсказуемо.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»