Осуществления внешней политики государств. Понятие, функции, цели, формы и средства внешней политики государства

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Общий курс, регулирующий отношения одного государства с другими, называется международной (внешней) политикой. Способы и методы, реализующиеся в международных делах, соответствуют принципам и целям, которые это государство преследует. Внешняя политика тесно связана с внутренней и отражает характер общественного и государственного строя. В ней сочетаются национальные ценности и интересы с общечеловеческими, решаются вопросы сотрудничества, безопасности, укрепления мира, разбираются международные проблемы, иначе невозможен социальный прогресс.

Понятие

Общий курс внешней политики никак не может быть выработан без становления политики внутренней, до созревания потребностей общества. Когда объективные потребности сложатся и будут ясно определены цели, сформируется внешняя политика как необходимость вступить во взаимоотношения с остальным миром, другими обществами, народами, государствами. Здесь важен обыкновенный человеческий интерес: что есть у соседей такого, чего нет у нас?

По мере осознания он превращается в стратегию, то есть в конкретные действия по реализации интереса. Теорий внешняя политика имеет множество, все они по-разному трактуют её задачи и цели, функции и сущность. Однако общая теория составляет базу для самых эффективных методов и средств достижения политических целей, с её помощью планируются и координируются различные внешнеполитические акции и мероприятия.

Международная политика

Большую роль играет план разработки на перспективу всех конкретных действий, которые будут предприняты на международной арене. Внешняя политика государства должна быть продуманной до мелочей, потому планирование включает в себя несколько стадий. Сначала составляются прогнозы вероятного развития международных отношений данной страны с другими государствами и отдельными регионами. Это один из самых сложных видов политического прогнозирования, где непременно анализируются все тенденции возможных изменений элементов всей системы отношений между странами.

Планируемые внешнеполитические действия получают достаточно точную оценку своих последствий. Затем нужно определить размеры средств и ресурсов, которых данные задачи внешней политики потребуют для полного решения. И напоследок необходимо установить главные цели экономических и политических интересов государства по всем направлениям. После прохождения этих этапов можно разрабатывать комплексную программу внешнеполитических мероприятий, которые и имеют название международная политика. Все мероприятия должны быть утверждены правительством данной страны.

Теория Моргенау

Конкретные теории, в которых рассматривается внешняя политика, кратко обрисовывают труды политолога из Америки Г. Моргенау. Он определил главным свойством внешней политики прежде всего силу, где национальные интересы гораздо выше любых международных норм и принципов. Поэтому любая сила - финансовая, экономическая, военная - служит основным средством достижения любых поставленных целей.

Отсюда появляется и выведенная им формула: цели внешняя политика определяет в рамках национальных интересов и поддерживает их силой. Звучит знакомо. Вся современная внешняя политика США (особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке) построена на этом постулате. Немного другим смыслом наполнена максима, также знакомая людям очень давно: хочешь мира - готовься к войне. И вот по этой формуле строится внешняя политика России.

Приоритеты

Задачами национальных интересов обозначены следующие:

  1. Общая ориентация цели внешней политики.
  2. Критерий выбора в конкретной ситуации.

Значит, национальный интерес определяет всё: и долговременную стратегию, и направления внешней политики на тактические краткосрочные цели. Оправданием использования силы служит термин известный со времён Возрождения как баланс сил.

Под этим подразумевается расстановка военной силы, действительное состояние сил в мировой политике, более или менее равное распределение сил на международном уровне - это всё задачи внешней политики. При таком подходе, надо сказать, взаимовыгодному сотрудничеству развиваться довольно трудно, поскольку здесь целиком и полностью царствует конкуренция, а к её услугам присягнула только борьба, в том числе и политическая.

Война как средство

В современном мире война никак не должна была быть главным инструментом внешней политики, но, к сожалению, пока она таким средством достижения целей является. Именно поэтому ни одна страна не может гарантировать равенство государств, недопустимость захвата чужих территорий, самоопределение народов относительно выбора пути развития, установление взаимовыгодных и справедливых хозяйственных и экономических связей. Направления внешней политики, проявляющиеся сейчас в мировых международных отношениях, не могут гарантировать безоблачность завтрашнего дня ни в одной стране мира.

Международная безопасность может быть обеспечена только тремя известными мировой практике способами:

  1. Сдерживание прогнозируемой агрессии путём давления: психологического, политического, экономического и любой другой формы.
  2. Наказание агрессора конкретными практическими действиями.
  3. Достижение мирных целей с помощью политического процесса без силовых решений: переговорами, совещаниями, встречами на высшем уровне и так далее.

Цели и функции

Основными целями внешняя политика называет как минимум три:

  1. Обеспечение государственной безопасности.
  2. Увеличение потенциала политического, материального, интеллектуального, военного и так далее.
  3. Рост престижа государства в международных отношениях.

Реализовать цели внешней политики можно, развивая международные отношения с учётом конкретной ситуации в мире. Деятельность государства не может не учитывать деятельность, интересы и цели других государств, поскольку тогда внешняя политика не станет эффективной, напротив, затормозит социальный прогресс.

Внешняя политика должна быть действенной. Функции её включают в себя следующие:

  1. Оборонительная функция, которая противодействует любым проявлениям милитаризма, реваншизма, агрессии со стороны остальных государств.
  2. Представительно-информационная функция имеет двойное назначение: информирование о политике своего государства руководителей других стран и информирование о событиях и положении в других странах собственного правительства.
  3. Торгово-организационная устанавливает, развивает и укрепляет научно-техничесике и торгово-экономические связи с другими государствами.

Дипломатия как средство

Этот внешнеполитический термин пришёл к нам из античности. Сдвоенные дощечки с письменами древние греки выдавали посланцам вместо современных верительных грамот, подтверждающий полномочия. Они назывались дипломами.

Дипломатия является одним из главнейших средств внешнеполитических отношений. Она представляет собой совокупность практических мероприятий невоенного плана, приёмы и методы, которые применяются, согласно поставленным задачам, и учитывают конкретные условия. Дипломатическую службу несут специалисты, обучавшиеся в специальных вузах. Внешняя политика России, например, устанавливается выпускниками Дипломатической академии и МГИМО.

Дипломат - государственное должностное лицо, представляющее интересы своей страны за рубежом в миссиях или посольствах, а также на внешнеполитических международных конференциях, защищая права людей, их имущества, то есть всех граждан своего государства, находящихся за границей. Здесь необходимо знать искусство ведения переговоров, чтобы предотвратить или урегулировать международный конфликт, найти согласие (консенсус), компромисс или взаимоприемлемое решение, чтобы расширять и углублять взаимовыгодное сотрудничество по всем направлениям.

СССР

Деятельность, которую проводил Народный комиссариат иностранных дел, а позже министерство (то есть внешняя политика СССР), основывалась на красивую идею мировой революции, затем просто мирное сосуществование. Государство сразу поставило себе множество задач:

  1. Подписание мирных договоров (Германия и другие страны).
  2. Московский договор 1921 года.
  3. Рапалльский договор 1922 года.

Эти договорённости стали прорывом из дипломатически изолированного пространства, к тому же завершили войну с уже независимыми соседями на западе: Финляндией, Эстонией, Латвией, Литвой, Польшей, сохранился только спор с Румынией из-за Бессарабии.

Далее дипломатические отношения были восстановлены с Великобританией в 1924 году, а в 1923-м создана концессия с Главным концессионным комитетом. Последовал ряд договоров, в том числе Пекинский и Берлинский, создан Коминтерн, в 1932-м пакты о ненападении с Польшей и Францией, в 1933-м созданы дипломатические отношения с Соединёнными Штатами Америки. В 1934-м внешняя политика СССР была направлена на вступление в Лигу Наций. В 1940 состоялась советско-финская война, и с Лигой Наций пришлось проститься. История внешней политики СССР богата материалами и чрезвычайно интересна.

Перестройка

С её началом во внешней и внутренней политике СССР начали происходить огромные и зачастую необратимые изменения. В основу внешней политики легла концепция философско-политическая, крайне выгодная странам Западной Европы и США. Новое политическое мышление отказывалось от классовой и идеологической конфронтации в построении многообразного, но взаимозависимого и целостного мира. Из Восточной Европы советские войска были выведены. Видимо, для того, чтобы там сразу же были обустроены американские базы. То же самое произошло и с Афганистаном. Война прекращена, войска покинули территорию страны и собственные базы. Немедленно в тех же местах появились американские.

Но, как это ни странно, стержнем советской внешней политики времён Горбачёва были советско-американские отношения: М. С. Горбачёв и Р. Рейган с ДЖ. Бушем очень полюбили друг друга. Подписание договора о ликвидации ракет меньшей и средней дальности в 1987-м - это не самое значительное событие, апофеозом стало соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений, причём значительных. А как интересно разграничили морские пространства Соглашением 1990 года между США и СССР! Немудрено, что в результате такой внешней политики СССР перестал существовать.

Современность

Роль России в международном политическом процессе при формировании новой государственности получилась, естественно, проблемной, если учесть взаимозависимость основных субъектов политического процесса, которым удалось расчленить сильнейшую страну и сразу же её разорить, разрушив все производственные наработки. Мировой исторический процесс значительнейшим образом ускорился в связи с распадом СССР и началом формирования СНГ на бывших его территориях. Сменились цели внешней политики, изменились приоритеты и ориентиры. Россия стала вести себя во внешней политике и в мировом сообществе совершенно иначе.

Приоритетными стали и заняли центральное место отношения вовсе не с США и Японией, Англией и Францией, а с Германией. Непримиримые противники Второй мировой войны, которая принесла огромное количество горя и разрушений обеим сторонам, вдруг установили взаимовыгодные связи в научно-технической, экономической и, как это ни странно, в военной сферах. Угроза развязывания войны против России и теперь не потеряла актуальности. Это обусловило определение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных интересов безопасности РФ.

Безопасность

Долгосрочные интересы безопасности:

  1. Проведение внешней политики, способствующей сохранению стабильности в мире, без локальных или межрегиональных конфликтов.
  2. Предотвратить или ликвидировать любые очаги напряжённости неподалёку от территории России.
  3. Установить и сохранять нормальные отношения со всеми государствами, даже если в них царит политический режим или общественный строй нежелательной формы.
  4. Укреплять и развивать миротворческие возможности РФ по линии ООН и многих международных организаций, чтобы быстро политически урегулировать конфликты, угрожающие вооружёнными столкновениями.
  5. Восстановить в полной мере международный престиж РФ как правопреемника СССР, который был признан мировым сообществом.

Среднесрочные интересы безопасности предполагают нормализацию и стабилизацию обстановки Ближнего зарубежья. Единое экономическое пространство требует пересмотра вопросов о границах и между странами СНГ, и по периметру бывшего СССР. Иначе страны будут захлёстывать экономические диверсии, вырастет преступность, коррупция и так далее.

Краткосрочные интересы - решение вопросов относительно террористических группировок на Кавказе, недопущение локальных войн вдоль юго-западных границ, где поднял голову нацизм. Необходимо противостоять конфликтам, основанным на клановой, националистической или религиозной почве. Для этого внешняя политика России координируется со странами СНГ в общую, а также конкретизируются действия, обеспечивающие взаимную безопасность.

Внешняя политика – общий курс государства в международных делах, который призван регулировать отношения данного государства с другими государствами и народами, в соответствии его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. Внешняя политика не может обеспечить в полной мере потребности и интересы данного государства. В этом смысле внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики. Т.о, внутренняя и внешняя политика тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь распространяется практически на все сферы общественной жизни.

Внутренняя политика каждого государства не только определяет направление, но и обеспечивает средства реализации внешней политики. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутренней политики и осуществлять её корректировку в соответствии с международными условиями.

Виды внешней политики:

Активная заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой.

Пассивная присуща в основном экономически слаборазвитым государствам, вынужденным приспосабливаться к международной коньюктуре.

Агрессивная заключается в формировании собственной внутренней политики, стремлении с помощью своей внешнеполитической деятельности оказать давление на изменение внутренней и внешней политики других государств.

Консервативная - заключается в активной, иногда агрессивной, охране достигнутого ранее равновесия между внутренней и внешней политикой.

Сущность внешнеполитической деятельности государства нельзя рассматривать в отрыве от целей, которые оно ставит перед собой.

Цели внешней политики разнообразны, но в концентрированном виде основные цели можно выделить в группы:

1) Обеспечение национальной безопасности данного государства: одна из важнейших задач государства. В периоды конфликтов, угроз суверенитета и территориальной целостности, государство обычно подчиняет все другие цели, обеспечение своей национальной безопасности, чтобы создать эффективные гарантии от внешнего нападения.

2) Возрастание экономического и политического могущества государства: представляет одно из первостепенных направлений в деятельности государства. Могущество государства зависит от его внутриполитической стабильности, способности регулировать противоречия интересов различных слоёв общества. Государство посредством своей внешнеполитической деятельности, участие в экономических и политических группировках может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению материального и культурного уровня жизни.

3) Рост престижа государства в международных делах: Каждое государство заинтересовано в создании позитивного международного имиджа, прочих международных позиций среди остальных государств мирового сообщества.



Для внешней политики характерно выполнение ряда функций:

Охранительная – направлена на охрану прав и интересов государства и его граждан за границей; на предотвращение угрозы, на поиски мирного политического решения спорных проблем. Угрозу для государства могут представлять:

· Снижение престижа в глазах мирового сообщества

· Появление территориальных претензий со стороны соседних государств

· Поддержка националистических сепаратистских движений внутри страны со стороны иностранных держав.

Институтами, способствующими реализации охранительной функции являются посольства, консульство, представительства, культурные центры. Специальная задача лежит на плечах разведки и контрразведки.

Представительно-информационная – направлена на аналитический анализ международной обстановки по конкретным вопросам, на формирование посредством влияния на общественное мнение и политические группы стран, благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Находит своё выражение в деятельности соответствующих органов по формированию международного авторитета государства в мировом сообществе. Реализуется в рамках культурных и научных обменов, деятельности центров культуры иностранных государств и т.д.

Организаторская - заключается в инициативных действиях, направленных на поиски выгодных торговых, научно-технических и других контактов, благоприятствующих внешнеполитическим условиям в деятельности государства.

Реализация этих функций осуществляется через министерство иностранных дел, посольства, консульства.

Важным элементом процесса внешнеполитической деятельности государства является выбор средств и оценка их эффективности. Осуществляя свою внешнюю политику государство обычно применяет разнообразные средства. Сгруппировать их можно следующим образом:

1. Инфомационно-прогностические средства

2. Экономические средства – Государство, обладающее сильной экономикой имеет и прочные международные отношения. Важнейшими экономическими средствами внешней политики являются также энергетическая и сырьевая базы государства, внешняя торговля, импорт и экспорт, инвестиционная и лицензионная политика. В международной практике часто используют такие средства. Как экономическое эмбарго, или режим наибольшего благоприятствования в торговле.

3. Политические (дипломатические отношения)

4. Военные. Военными средствами принято считать военную мощь государства, т.е. численность армии, виды вооружённых сил и вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства часто используются в целях оказания давления на другие страны. Формами такого давления могут быть учения, маневры, парады, испытания новых видов оружия и т.д.

43.Сущность и основные субъекты международных отношений.

Международные отношен.-совокупн.экономич.,политич., правовых, идеологич, дипломатич, военных, и др, связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Отлич. Особен.междунар.отношений явл.следующее:

1)полицентризм-отсутствие центра власти;

2) значительная степень стихийности междунар.отношен.;

3)большая значимость субъективного фактора опред.внешнеполитич.курса гос-ва.

Субъектами междунар.отношен.явл.:

1)государство;

2)сообщества государства;

3)религиозные, интернац.гос-ва;

4)организации идеологич.хар-ра;

5)военно-политич.блоки или союзы(НАТО и др.)

Действия участников междунар.отношен.зависят от многих объективных и субъект.факторов:

1)географ;

2)Религиозных;

3)научно-технич.;

4)идеологич.

5)культурно-цивилизац.;

6)обществен.мнение;

7)междунар.право.

45. Основные направления политической мысли в России в XIX – нач.XX века.

Сложились два течения русской общественно-политической мысли, столкнувшиеся между собой в непримиримом конфликте. Это были учения западников (П.В.Анненков, И.К.Бабст, И.В.Вернадский, Т.Н.Грановский). Они верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа. Она указывает правильный путь всему остальному человечеству, поскольку здесь наиболее полно и успешно осуществляются принципы гуманности, свободы и прогресса. Они всячески пропагандировали конституционные политические учреждения и другие прогрессивные, в сравнении с Россией, образцы западноевропейской, социальной и духовно-культурной жизни. Славянофилы (К.С.Аксаков, И.В.Киреевский, Ю.Ф.Самарин, А.С.Хомяков) утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной жизнью, в основе которой лежат глубокие идейные начала. Отвергали отсталость российского общества в духовно-культурном плане, признавая лишь отставание экономическое и техническое. Поздние славянофилы – Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев – были убеждены, что русский народ, для сохранения своей независимости должен избавиться от болезни бездумного подражательства западноевропейским, либеральным формам общественной жизни.

В ХХ в. Весьма плодотворная идея конвергенции , т.е. взаимосближения, взаимопроникновения и взаимодополняемости западных и восточных форм организации общественной жизни, оптимизации соотношения между ее индивидуалистским (Запад) и коллективистским (Восток) началами.

Революционно-демократическая идеология (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов). Они считали, что главной движущей силой развития общества составляют народные массы. Считали, что в России можно избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, в которой они видели прообраз будущего общества. Обеспечить это могла бы Республика, в которой власть принадлежит народу.

Вопрос о новом социально-политическом устройстве России становиться основным в произведениях идеологов народничества . Она соединяла в себе демократические политические идеи и идеи крестьянского социализма. Существуют две тенденции: революционная и либеральная, которые сходились в основных теоретических принципах и расходились в вопросах тактики. Революционное направление (М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев), либеральное (Н.К.Михайловский, В.П.Воронцов, Н.Ф.Даниельсон).

В конце XIX в.в России появляется марксистское направление (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Занимались критикой идей либерального народничества, в особенности положения о самобытном пути России к социализму. Они исходили из того, что движущей силой грядущей социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат. Вскоре его представители разделились на различные политические группы: Ленин возглавил большевиков, Плеханов стал лидером меньшевиков, Бердяев перешел на либерально-демократические позиции.

Ленинизм в теории в конечном счете исходил из идеи самобытного пути России к социализму, а в политическом действии он ориентировался на восстание, захват власти, диктатуру во имя спасения народа. Произошло незаметное соединение традиции революционного марксизма с традицией старой русской революционности, не желавшей допустить капиталистической стадии в развитии России.

В нач. ХХ в. перед страной открылась перспектива перехода к правовым, демократическим формам политической жизни, но этот шанс реализовать не удалось. Парламентарии атаковали друг друга и правительство отвергало какие бы то ни было формы политического сотрудничества. В стране отвергалось нестандартная, творческая мысль, а роль единственного генератора социально-политических идей присвоил себе Сталин. Он выдвинул ряд политических постулатов: обострение классовой борьбы, переход к коммунизму в отдельно взятой стране, сосредоточение власти в руках исполнительного аппарата государства, которые привели к массовым репрессиям, отчуждению народа от средств производства и власти.

В 1955 г. создается советская ассоциация политических наук, а с сер.70-ых годов в ряде вузов стали читать отдельные лекции по актуальным проблемам советской и зарубежной политологии.



Внешняя политика

Внешняя политика

политика, регулирующая взаимоотношения между государствами и народами на международной арене. Внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретную практическую реализацию соответствующим (внешнеполитическим) ведомством основных принципов международной политики государства. Внешнеполи­тические цели отражают национальные интересы. Реализуя их, госу­дарство осуществляет внешнеполитическую деятельность. Политика государства на международной арене формируется под воздействием как внешних, так и особенно внутренних факторов. Существует тес­ная взаимосвязь и взаимовлияние внутриобщественных и международ­ных отношений. Рассмотрим внешнеполитическую деятельность государства на примере России. Так, становление внешней политики России испытывает всю сложность внутренней борьбы по принципиальным вопросам об­щественной жизни, в том числе и выбору пути социально-экономичес­кого развития страны. На сегодняшний день еще не сложилось общероссийское согласие по внутренним проблемам, и внешняя политика нередко будет служить средством в этой борьбе и вызвать диаметрально противоположные оценки по её формированию, осуществлению и анализу. Особенностью «Основных положений концепции внешней политики Российской Федерации» является отсутствие идеологических установок или политических пристрастий какой-либо политической силы. Постулируется поворот к национальным интересам России и её гражданам, защита которых и есть предназначение внешней политики ответственного де­мократического государства.

Эти положения раскрываются следующим образом:

Обеспечение процессов формирования государственности России и защита её территориальной целостности;

Создание условий, обеспечивающих стабильность и необрати­мость политических и экономических реформ;

Активное и полноправное участие России в строительстве но­вой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспе­чено достойное место.

Россия, несмотря на переживаемый кризис, остается одной из великих держав и по своему потенциалу и по влиянию в мире. Россия несёт ответс­твенность за формирующийся постсоветский новый миропорядок, за построение новой системы позитивных взаимоотношений государств, ранее входивших в состав СССР. Действия, направленные на подрыв целостности Российс­кой Федерации, интеграционных процессов в СНГ, нарушение прав и свобод человека, вооружённые конфликты в сопредельных государс­твах, рассматриваются как угроза безопасности страны и жиз­ненно важным интересам её граждан. Особое значение для защиты внешнеэкономических инте­ресов России имеет сохранение и развитие хозяйственных связей с бывшими союзными республиками. В целях создания эффективной сис­темы комплексной безопасности развивается сотрудничество и воен­но-политической сфере. В центре внимания российской внешней политики остаются от­ношения со странами Востока и Центральной Европы, находящихся в исторически сложившейся сфере её интересов. Ни в коей мере не должна ущемляться роль России в урегулировании ряда международ­ных конфликтов, чреватых угрозой перерастания в широкомасштабную войну. Большую значимость для России имеют отношения со странами Западной Европы. Они важны с точки зрения вхождения в формирую­щееся политическое, экономическое, правовое, социальное пространс­тво, ядром которого выступает Европейское Сообщество. Объективной базой развития российско-американских отношений является взаимная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений. Здесь ставятся задачи обеспечения на взаимной основе выполнения достигнутых договорён­ностей по сокращению и уничтожению ядерных, химических и иных вооружений, соблюдения положений Договора по ПРО. В азиатско-тихоокеанском регионе внешнеполитические приори­теты включают развитие сбалансированных и стабильных отношений со всеми странами, особенно с ключевыми - Китаем, Японией и Индией. Наполнение конкретно-историческим содержанием внешнеполитической концепции поможет приобрести России свойственную ей самодостаточность. Россия найдет и займет свое неповторимое место в мире.

Коновалов В.Н.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Внешняя политика

деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.


Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "Внешняя политика" в других словарях:

    Есть имитация войны другими средствами. Жан Франсуа Ревель Главный принцип моей внешней политики хорошее правление внутри страны. Уильям Гладстон Мы не должны отдавать панамцам Панамский канал. В конце концов, мы украли его честно и справедливо.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    внешняя политика - ▲ политика в отношении, иностранный, государство внешняя политика. внешнеполитический (# курс). геополитика. нейтрализм. изоляционизм. экспансионизм. экспансионист. империализм стремление государства к расширению границ. континентализм.… … Идеографический словарь русского языка

    внешняя политика - — EN foreign policy The diplomatic policy of a nation in its interactions with other nations. (Source: WEBSTE) Тематики… … Справочник технического переводчика

    - (внешние сношения государства) общий курс государства в международных делах. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, достигаемыми применением… … Википедия

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - вся совокупность отношений данного государства с другими государствами, с международными организациями, а также общий курс государства в международных отношениях. Термин внешняя политика используется как в конституциях государств, так и в иных… … Энциклопедический словарь конституционного права

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - Политика, регулирующая отношения с другими государствами и народами на международной арене. В. п. неразрывно связана с внутренней политикой и отражает характер внутригосударственных отношений … Словарь политических терминов

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА - – продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с др. государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Как и внутренняя политика, В. п. тесно связана с экономикой, общественным и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Политика Портал:Политика Россия … Википедия

    Внешняя политика Республики Беларусь совокупность отношений с другими государствами и международными структурами. Содержание 1 Основные принципы, цели и задачи 2 Член … Википедия

    Политика Портал:Политика Болгария Эта статья часть серии: Политическая система Бо … Википедия

Книги

  • Внешняя политика России и положение иностранных держав , Скальковский. Внешняя политика России и положение иностранных держав / К. Скальковский:Типография А. С. Суворина, 1901:К. Скальковский Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1901 года…
  • Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940-2012) , Е. О. Обичкина. Внешняя политика Франции представлена в книге через деятельность ее творцов: от Ш. де Голля до Н. Саркози. Отправной точкой повествования являются трагические дни военного разгрома 1940 г. В…

России осуществляется одновременно с развитием общества в целом. Так, после того, как прекратил свое существование СССР, начался совершенно новый этап во взаимодействии нашего государства с другими странами мира. И уже к январю 1992 года Россия была признана 131 государством.

История внешней политики России сегодня основывается на выборе основного приоритета - создании СНГ как новой формы равноправного и добровольного сотрудничества бывших республик СССР. Соглашение о формировании данного Содружества было подписано 8 декабря 1991г. в Минске, а в январе 1993 г. был принят Устав СНГ. Однако сегодня несколько утратило свою актуальность, и одновременно стали терять ценность документы, которые были приняты координирующими органами, начиная от урегулирования вопросов сотрудничества по экономическим вопросам до Достаточно тревожным стал процесс распада тех которые действовали до прекращения существования СССР.

Внешняя политика России в последние годы направлена на улучшение отношений с Грузией, Казахстаном и Узбекистаном. Наше государство стало единственным участником осуществления миротворческих задач в так называемых «горячих точках» СНГ (в Грузии, Молдавии и Таджикистане).

В последнее время сложились достаточно сложные и запутанные взаимоотношения с Украиной. Дружба, сотрудничество и союзнические связи соответствуют интересам народов этих двух стран, однако амбициозность и взаимное недоверие конкретных политиков данных государств постепенно привели к продолжительному застою в их отношениях.

Концепция внешней политики России основывается на следующих приоритетах:

Место РФ в изменчивой ситуации. Так, после с дальнейшим созданием СНГ для нашего государства сложилась совершенно новая внешнеполитическая ситуация. Глубокие перемены геостратегической и геополитической обстановки выдвинули требование переосмысления роли и места России в системе отношений на международном уровне;

Внешняя политика России в значительной степени находится в зависимости от внешних факторов, которые ослабляют позиции государства на международной арене. В рамках современной геополитической ситуации наше государство столкнулось с огромным количеством проблемных вопросов. Из-за изменений в политической, экономической и идеологической ситуации в РФ резко снижается ее внешнеполитическая активность.

От сокращения существенно пострадала обороноспособность государства, вследствие оно было отодвинуто в сторону северо-востока, при этом потеряв торговый флот, около половины морских портов и прямой выход на Западе и Юге к морским путям.

Внешняя политика России осуществляется в направлении интеграции нашего государства в рынок мирового уровня и гармонизации политической направленности курса с политиками ведущих держав мира.

Внешняя политика – это общий курс государства в международных делах. Она регулирует отношения данного государства с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, которые реализуются различными способами и методами. Внешняя политика любого государства тесно взаимосвязана с его внутренней политикой и должна отражать характер государственного и общественного строя. В этом случае она сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями особенно в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных международных проблем, возникающих на пути социального прогресса.

Формирование внешней политики происходит по мере вызревания объективных потребностей данного общества или государства вступить в определенные взаимоотношения с внешним миром, то есть с другими обществами или государствами. Поэтому она появляется позднее, чем внутренняя политика. Обычно начинается с простого интереса: а что у них есть такого, чего у нас нет? И когда этот интерес становится осознанным, то он превращается уже в политику – в конкретные действия по его реализации.

Существует множество теорий внешней политики, которые по-разному объясняют ее основные цели и задачи, сущность и функции. Но есть и общая теория, на базе которой разрабатываются наиболее эффективные средства и методы достижения поставленных целей, осуществляется планирование и координация различных внешнеполитических мероприятий и акций.

В свою очередь планирование внешней политики означает перспективную разработку конкретных действий на международной арене, и оно состоит из нескольких стадий. Во-первых , составляется прогноз вероятного развития системы международных отношений в целом или в отдельных регионах, а также отношений между данным государством и другими государствами. Такой прогноз является одним из самых сложных видов политического прогнозирования и он дается на основе анализа тенденций возможного изменения тех или иных элементов системы международных отношений. Это позволяет произвести достаточно точную оценку вероятностных последствий планируемых внешнеполитических действий. Во-вторых , определяются размеры ресурсов и средств, которые потребуются для решения выдвинутых внешнеполитических задач. В-третьих , устанавливаются первоочередные цели внешней политики данного государства по различным направлениям, исходя прежде всего из его экономических и политических интересов. В-четвертых , разрабатывается комплексная программа всех внешнеполитических мероприятий, которая обязательно утверждается правительством страны.

Из конкретных теорий внешней политики наиболее известной считается теория американского политолога Г. Моргентау. Он определяет внешнюю политику прежде всего как политику силы, в которой национальные интересы возвышаются над любыми международными нормами, принципами и поэтому сила (военная, экономическая, финансовая) превращается в основное средство достижения поставленных целей. Отсюда вытекает и его формула: «Цели внешней политики должны определяться в духе национальных интересов и поддерживаться силой».

Приоритет национальных интересов служит двум задачам:

1. Придает внешней политике общую ориентацию;

2. Становится критерием выбора в конкретных ситуациях.

Таким образом, национальные интересы определяют как долговременные, стратегические цели, так и краткосрочные, тактические действия. Для оправдания использования силы Г. Моргентау вводит в оборот термин «баланс сил», который известен еще с эпохи Возрождения. Под этим термином он подразумевает, во-первых, политику, направленную на определенную расстановку военной силы, во-вторых, описание любого действительного состояния сил в мировой политике, в-третьих, относительно равное распределение силы на международном уровне. Однако при таком подходе, когда руководствуются только собственными национальными интересами, взаимовыгодное сотрудничество может отойти на второй план, так как предпочтение отдается только конкуренции и борьбе. В конечном счете, это та же древняя максима: хочешь мира – готовься к войне.

В конце ХХ века война не должна быть инструментом внешней политики, иначе нельзя гарантировать суверенное равенство всех государств, самоопределение народов в выборе пути развития, недопустимости захвата чужих территорий, установление справедливых и взаимовыгодных экономических и хозяйственных связей и т.п.

Современная мировая практика знает три основных способа обеспечения международной безопасности:

1. Сдерживание возможной агрессии при помощи различных форм давления (экономических, политических, психологических и др.);

2. Наказание агрессора путем применения против него конкретных практических действий;

3. Политический процесс как способ достижения мирных целей без силового решения (переговоры, совещания, встречи на высшем уровне и т.п.).

Среди основных целей внешней политики следует выделить, во-первых, обеспечение безопасности данного государства, во-вторых, стремление к увеличению материального, политического, военного, интеллектуального и др. потенциала страны и, в-третьих, рост ее престижа в международных отношениях. Реализация этих целей обусловливается определенным этапом развития международных отношений и конкретной ситуацией в мире. При этом деятельность государства во внешней политике должна учитывать цели, интересы и деятельность других государств, иначе она окажется неэффективной и может стать тормозом на пути социального прогресса.

К важнейшим функциям внешней политики государства относятся:

1. Оборонительная, противодействующая любым проявлениям реваншизма, милитаризма, агрессии со стороны других стран;

2. Представительно-информационная, имеющая двойное назначение: информирование своего правительства о положении и событиях в той или иной стране и информирование руководства других стран о политике своего государства;

3. Торгово-организаторская, направленная на установление, развитие и укрепление торгово-экономических и научно-технических связей с различными государствами.

Главным средством внешней политики является дипломатия. Этот термин греческого происхождения: диплома – сдвоенные дощечки с нанесенными на них письменами, которые выдавались посланцам вместо ныне действующих верительных грамот, подтверждающих их полномочия. Дипломатия – это совокупность невоенных практических мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и поставленных задач. Работники дипломатической службы, как правило, готовятся в специальных высших учебных заведениях, в частности, в России – это Московский государственный институт международных отношений и Дипломатическая академия. Дипломат – это должностное лицо государства, которое представляет его интересы за рубежом в посольствах или миссиях, на международных конференциях по внешней политике, по защите прав человека, имущества и граждан своего государства, временно находящихся за границей. Поэтому дипломат должен обладать искусством ведения переговоров с целью предотвращения или урегулирования международных конфликтов, поиска консенсуса (согласия), компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления взаимовыгодного сотрудничества по всем направлениям.

К наиболее распространенным дипломатическим методам относятся официальные визиты и переговоры на высшем и высоком уровне, конгрессы, конференции, совещания и встречи, консультации и обмен мнениями, подготовка и заключение двусторонних и многосторонних договоров и других дипломатических документов, участие в работе международных и межправительственных организаций и их органов, дипломатическая переписка, публикации документов и т.п., периодические беседы государственных деятелей во время приемов в посольствах и миссиях.

Внешняя политика имеет свой собственный конституционно-правовой механизм организации, главными определяющими которого являются обязательства данного государства, закрепленные в нормах международного права, созданного на основе взаимных уступок и компромиссов.

Одним из важнейших принципов международного права и отношений между государствами стала их территориальная целостность. Это означает недопустимость каких-либо посягательств на территорию другого государства или насильственных мер, направленных против неприкосновенности его территории. Такой принцип основывается на правиле взаимного уважения территориальной целостности государств, тесно связан с их обязанностью воздерживаться от применения или угрозы применения силы, с правом любого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения извне. Это закреплено в Уставе Организации Объединенных Наций и в многочисленных межгосударственных соглашениях. В соответствии с Декларацией ООН от 1960 г. о предоставлении независимости колониальным странам и народам каждый народ имеет неотъемлемое право на полную свободу осуществления своего суверенитета и целостность национальной территории. Поэтому любое насильственное удержание чужой территории или угроза захвата ее представляет собой либо аннексию, либо агрессию. И сегодня стало очевидным, что безопасность каждого народа неотделима от безопасности всего человечества. Таким образом, возникает проблема всестороннего осмысления нового построения мира и перспектив его развития.

В политологии обычно используются два понятия: «мировой порядок» и «международный порядок». Они не идентичны. Первое охватывает более широкую сферу, так как характеризует не только внешние, но и внутриполитические отношения государств. Иначе говоря, это понятие помогает разрешить противоречия, возникающие в процессе функционирования международной системы, помогает упорядочить взаимодействие и взаимовлияние совершающихся в мире политических процессов. Второе понятие – «международный порядок» является основой мирового порядка, потому что оно требует интернационализации международных связей на базе укрепления мира и безопасности, на базе прогрессивного развития международного правопорядка, обеспечивающего суверенное равенство всех государств, больших и малых, самоопределения народов в выборе пути развития, установление справедливых экономических и хозяйственных отношений и т.д.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»