Движение консерваторов в 19 веке. Курсовая работа: Теоретические представления консерваторов о государстве и власти (Н.Я

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

ГЛАВА 1. КОНСЕРВАТИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

Прежде чем перейти к изучению консервативного движения непосредственно в Российской империи 2-й половины XIX века, необходимо рассмотреть, что же такое «консерватизм» вообще, когда он зарождается, и на чем базируются его основные принципы. Долгое время в советской и российской историографии, консерваторы изображались как убежденные противники прогресса и любых изменений в политической, культурной и других сферах общественной жизни, стремившиеся повернуть историю вспять. Такая точка зрения заведомо грешит односторонностью.

Итак, что же такое консерватизм. Согласно советской трактовке: Консерватизм (от франц. Conservatisme – охраняю, сохраняю), приверженность к старому, отжившему и вражда ко всему новому, передовому 1 . Соответственно: консерватор (от франц. Conservator – охранитель), приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований 2 .

Современные ученые-энциклопедисты дают более точное и развернутое объяснение данного понятия:

Консерватизм – политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности 3 .

Впервые термин «консерватизм» использовал французский писатель Франсуа Шатобриан (1768 – 1848), основавший журнал «Консерватор», в котором выражались взгляды сторонников политической реставрации Франции после Великой французской буржуазной революции 1789 – 1799 годов. Консерватизм того времени представлял собой идеологию феодально-аристократической реакции и критику идей Просвещения. В котором искали «защиты» от тех социальных потрясений, которые произошли в Европе в связи с крушением феодальных отношений.

Датой зарождения консервативной идеологии принято считать 1790 год, когда была опубликован труд английского мыслителя Эдмунда Берка (1729 – 1797) «Размышление о революции во Франции», в которой он крайне враждебно отнеся к событиям во Франции, утверждая что «ни одно поколение не имеет права подвергать насильственной ломке учреждения, созданные усилием предшествующих поколений» 1 . Основным вопросом его работы было, почему английская революция, породила в обществе свободу, а французская – выродилась в жуткую тиранию. Данная книга стала своеобразной «библией» консерватизма.

Другими ведущими теоретиками консерватизма XVIII - XIX веков были Луи де Бональд («Теория политической и религиозной власти»), Жозеф де Местр («Рассуждения о Франции»), Сэмюэл Колридж и другие.

В своих работах они вывили следующие общие положения данного направления общественной мысли середины-конца XVIII - начала XIX веков:

    Революция приносит лишь разрушения, а не освобождает человека. Скорее революция управляет человеком – чем человек революцией.

    Весь ход истории общества предопределен Богом, следовательно, человек не может создать каких-либо принципиально новых общественных институтов: «Человек способен все изменить в сфере своей деятельности, но он ничего не создает как в физической области, так и в моральной» 2 .

    Сложившиеся общественные отношения сложны и слишком запутанны, поэтому резкий переход от них к простому, рациональному устройству невозможен и вреден. Совершенствование человека и общества должно осуществляться постепенно, за счет воспитания и правильного образования в рамках уже существующих и проверенных институтов: «Искусство реформирования правительств заключается отнюдь не в том, чтобы свергнуть их и перестроить на основании идеальных теорий» 1 .

    Любые попытки человека вмешаться в естественный ход развития общества может принести только вред. Поэтому любые перемены могут быть только постепенными и касаться лишь отдельных сторон общественной и политической жизни.

    Традиции и «вековая мудрость народа» имеют преимущество перед любыми философско-политическими теориями, сформулированными разумом отдельного человека, поскольку подкрепляются опытом предшествующих поколений: «Каковы бы ни были суждения или предрассудки, они хороши, поскольку они устойчивы» (Антуан де Ривароль, 1753-1801) 2 . Разум отдельного человека не может охватить всей сферы существующих проблем, в вопросах политики и общественного устройства, и обречен на ошибку. Данный тезис в своем труде подчеркивает Э. Берк «Разум у отдельного человека ограничен, и индивиду лучше воспользоваться накопленным в течение веков общим банком и капиталом народов» 3 . Его идею подтверждает и Ж. де Местр, который указывает что «опыт и история практически всегда противоречат отвлеченным теориям» 4 .

    Любые законы, эффективны, только если опираются на моральные и религиозные нормы, и имеют неписанный характер: «Существует немало законов, которым нужно следовать, но которые не нужно записывать» 5 .

Консерватизм конца XVIII века стал своего рода реакцией на радикализм Великой Французской буржуазной революции, поэтому многие из первоначальных идей консерватизма: неограниченность и своеобразный культ монархической власти, клерикализм, неприкосновенность сословных привилегий, в последующем были отвергнуты. Но идеологическая основа: уважительного отношения к государству, нормам и традициям народа, допущению лишь постепенных изменений общества, критика уравнительной психологии; нашли свое продолжение в идеологии неоконсерватизма. Более того, в процессе своего развития в течении XIX века, многие из положений классического консерватизма были переняты идеологами либерального толка (например: идея сильной, централизованной власти государства), в то же время ряд идей изначально являвшихся либеральными, стали неотъемлемой частью консервативной идеологии (свобода рынка, ограничение государственного вмешательства и т.д.).

Другим следствием развития консервативных идей стало расслоение движения на два крупных пласта, объединенных лишь общей функцией сохранения традиционных общественных порядков и структур. Одни поддерживали устоявшуюся систему, в ее неизменном виде (в тех странах, где консерваторы имели реальную власть и старались ее сохранить). Другие ориентировались на устранение враждебных им политических сил, и восстановлении, реставрации прежних (там, где они власти не имели, но представляли собой реальную оппозиционную силу). В таком виде консерватизм представляется и как политическая идеология сохранения существующих порядков, и как апелляция к утраченным, «разрушенным» порядкам предшествующих поколений.

Следует отметить, что современные исследователи, предлагают большое число классификаций и типологий консерватизма. Например, А.А. Галкин и П.Ю. Рахшмир выделяют три типа консерватизма: традиционалистский, реформистский и революционный 1 .

Под традиционалистским авторы понимают консерватизм начала XIX века, и относят к нему взгляды Ж. де Местра, Ф. де Шатобриана, Л. де Бональда. Реформистский (умеренно-либеральный) консерватизм - течение середины-конца XIX века, воспринявшее ряд либеральных идей. Характеризующиеся стремлением объединить основополагающую ориентацию на традиции, с умеренным приспособлением, к переменам происходящим в обществе. Революционный консерватизм, возник в начале XX века, в рамках традиционалистского течения и движения так называемой Консервативной революции в странах Европы в первой четверти столетия.

Таким образом, европейский консерватизм за свою более чем двухсотлетнюю историю, прошел ряд этапов, каждый из которых существенно повлиял на идеологию движения. Неизменными остались лишь два основных принципа, выделенных американским политологом Д. Алленом: «отрицание революции и неприятие любых теорий, предлагающих радикальное переустройство общества» 1 . Эти две идеи объединяют консерваторов всех времен в единое общественно-политическое движение.

ГЛАВА 2. КОНСЕРВАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА II

Александр II Николаевич старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, родился 17 апреля 1818 года в Москве. Наследник престола с 1825, цесаревич с 1831 года. Генерал от инфантерии (1844) 1 .

18 февраля 1855 года, после смерти императора Николая I Александр II всходит на престол, при очень тяжелых обстоятельствах. Первые годы правления были посвящены завершению Крымской (Восточной) войны, и ликвидации реакционных порядков николаевского времени.

Крымская война обнажила все внутренние язвы Российской империи, и заставила правительство приступить к социально-политическим преобразованиям. Объявляя особым манифестом о заключении мира, император закончил его определенным пожеланием внутреннего обновления России: «Да утверждается и совершенствуется ее внутренне благоустройство; правда и милость да царствуют в судах ее; да развивается повсюду и с новой силой стремление к прощению и всякой полезной деятельности» 2 . В этой фразе выражалось обещание реформ, необходимость которых осознавало как правительство, так и русское общество, среди которого все больше назревало недовольство от понимания отсталости Российского государства от более передовых стран Западной Европы.

Другой причиной растущего общественного движения, стали народные волнения: частновладельческих крестьян, городской бедноты и работных людей. И хотя они не носили столь массового размаха, как XVII – XVIII века, однако заставляли правительство смягчать наиболее одиозные стороны крепостничества и создавать идеологическое обоснование существующего социально-политического строя. Постепенно с нарастанием кризиса феодально-крепостнической системы, проявлявшейся, прежде всего в сокращении экспорта русского хлеба за границу, повышении до крайних пределов крестьянских повинностей (барщины и оброка) и непосредственного кризиса дворянства как сословия, правительство стало все сильнее понимать неизбежность реформаторского курса и, прежде всего необходимость отмены института крепостного права.

Для общественного движения в России во 2-й половине XIX века характерно наличие трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного.

Российский консерватизм, на протяжении всего XIX века, опирался на теории, доказывающие несокрушимость самодержавия. Основными теоретиками данного принципа в 1 половине XIX века, были Н.М. Карамзин и С.С. Уваров.

Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) составил в 1811 году, по просьбе Великой Княгини Екатерины Павловны «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», где выражал взгляды наиболее дальновидной части консервативной оппозиции, о незыблемости и спасительной роли самодержавия как основы российского государственного порядка и описывал состояние Российской империи 1 .

Министр народного просвещения, граф Сергей Семенович Уваров (1786 – 1855) выдвинул «Теорию официальной народности» базировавшуюся на трех основных принципах: Самодержавие, Православие, Народность. Вопрос о времени появления уваровской триады остается открытым до сих пор, но считается, что впервые она была сформулирована в 1832 году в отчете о ревизии Московского университета, хотя ее основа появилась раньше 2 .

С восшествием на престол императора Александра II, особенно в первое десятилетие его правления, русский консерватизм переживал период своего кризиса. Это связанно, прежде всего, с тем что, правительственная политика полностью перестала опираться на какую-либо идеологическую систему. Самодержавие использовало как либеральные, так и консервативные меры для достижения задач стоящих перед страной в то время: сохранение абсолютной власти монарха и сложившейся системы управления, а так же проведение буржуазных по своему характеру реформ. Это приводило к постоянному колебанию правительственного курса, либеральные периоды 1857 – 1866 и 1880 – 1881 годов, сменялись консервативной реакцией 1866 – 1879 и 1881 года.

В конце 50-х годов, с политической сцены сходят идеологи николаевского времени (Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский), происходит постепенное оттеснение консерваторов из высших эшелонов власти 1 . А во взглядах прежних поклонников консервативной идеологии (Ф.И. Тютчев, М.П. Погодин) произошли перемены, указывавшие об их сближении со сторонниками неотложных реформ. Консерваторам новой волны (А.М. Безобразов, С.И. Мальцев, В.В. Апраксин и др.) приходилось искать более эффективные аргументы, чтобы выдвинуть свою концепцию дальнейшего развития страны, основанную на принципах консервативного реформизма 2 .

Начало либеральных реформ и переход самодержавия к политике ускоренной модернизации социально-экономических и правовых отношений, привел к тому что, сторонники консерватизма, оказались в непривычном для себя положении оппонентов «справа» реформаторским начинаниям правительства Александра II 3 .

В истории русской консервативной мысли наступил качественно новый период. Консерваторы эпохи реформ продолжили стремление своих предшественников сохранить основные традиции государственной и общественной жизни России. Главными, из которых являлись неограниченное самодержавие, самобытность русского народа (в том числе и крестьянская община) и православие. Впрочем, еще до признания императора о необходимости реформ, среди дворянства начали распространяться тревожные настроения. Консервативные публицисты сделали ряд попыток защитить уникальность и самобытность России как государства. Так в 1856 году помещик Е. Ладыженский писал о благотворительности патриархальных отношений между помещиком и крестьянами. Его поддерживал, уманский помещик Г. Бланк, доказывавший, что от социальных бедствий свирепствовавших в Западной Европе Россия спасалась только благодаря крепостному праву, а забота дворян обеспечивала благосостояние и нравственное здоровье крестьян 1 .

Многие русские писатели 19 века чувствовали, что Россия поставлена перед бездной и летит в бездну.

Н.А. Бердяев

С середины 19 века русская литература становится не только искусством номер один, но и властительницей политических идей. В условиях отсутствия политических свобод общественное мнение формируется писателями, а в произведениях преобладает социальная тематика. Социальность и публицистичность - отличительные черты литературы второй половины 19 века. Именно в середине столетия были поставлены два болезненных русских вопроса: "Кто виноват?" (название романа Александра Ивановича Герцена, 1847) и "Что делать?" (название романа Николая Гавриловича Чернышевского, 1863).

Русская литература обращается к анализу общественных явлений, поэтому действие большинства произведений - современное, то есть происходит в то время, когда создаётся произведение. Жизнь героев изображается в контексте широкой социальной картины. Проще говоря, герои "вписываются" в эпоху, их характеры и поведение мотивируются особенностями социально-исторической атмосферы. Именно поэтому ведущим литературным направлением и методом второй половины 19 века становится критический реализм , а ведущими жанрами - роман и драма . При этом, в отличие от первой половины столетия, в русской литературе возобладала проза, а поэзия отошла на второй план.

Острота социальной проблематики была связана ещё и с тем, что в русском обществе 1840-1860-х гг. произошла поляризация мнений относительно будущего России, что выразилось в появлении славянофильства и западничества .

Славянофилы (наиболее известные среди них - Алексей Хомяков, Иван Киреевский, Юрий Самарин, Константин и Иван Аксаковы) считали, что у России свой, особенный путь развития, предначертанный ей православием. Они решительно выступали против западной модели политического развития, дабы избежать обездушивания человека и общества. Славянофилы требовали отмены крепостного права, желали всеобщего просвещения и освобождения русского народа от государственной власти. Идеал они видели в допетровской Руси, где первоосновой народного бытия были православие и соборность (термин введён А. Хомяковым как обозначение единства в православной вере). Трибуной славянофилов был литературный журнал "Москвитянин".

Западники (Пётр Чаадаев, Александр Герцен, Николай Огарёв, Иван Тургенев, Виссарион Белинский, Николай Добролюбов, Василий Боткин, Тимофей Грановский, к ним примыкал и теоретик анархизма Михаил Бакунин) были уверены в том, что Россия должна пройти в своём развитии тот же путь, что и страны Западной Европы. Западничество не было единым направлением и делилось на либеральное и революционно-демократическое течения. Как и славянофилы, западники выступали за немедленную отмену крепостного права, рассматривая это как основное условие европеизации России, требовали свободы печати и развития промышленности. В области литературы поддерживали реализм, основателем которого считали Н.В. Гоголя. Трибуной западников были журналы "Современник" и "Отечественные записки" в период их редактирования Н.А. Некрасовым.

Славянофилы и западники не были врагами, они лишь по-разному смотрели на будущее России. По выражению Н.А. Бердяева, первые видели в России мать, вторые - дитя. Предлагаем для наглядности таблицу , составленную по данным "Википедии", где сопоставляются позиции славянофилов и западников.

Критерии сопоставления Славянофилы Западники
Отношение к самодержавию Монархия + совещательное народное представительство Ограниченная монархия, парламентский строй, демократические свободы
Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права снизу
Отношение к Петру I Отрицательное. Пётр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил страну и вывел её на международный уровень
По какому пути должна идти Россия Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги Россия с опозданием, но идёт и должна идти по западному пути развития
Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Либералы выступали за путь постепенных реформ. Революционеры-демократы - за революционный путь.

Преодолеть полярность мнений славянофилов и западников попытались почвенники . Это течение зародилось в 1860-е гг. в кругу интеллигенции, близкому к журналу "Время" / "Эпоха". Идеологами почвенничества были Фёдор Достоевский, Аполлон Григорьев, Николай Страхов. Почвенники отвергали как самодержавно-крепостнический строй, так и западную буржуазную демократию. Достоевский считал, что представители "просвещённого общества" должны слиться с "народной почвой", что позволит верхам и низам русского общества взаимно обогатить друг друга. В русском характере почвенники подчёркивали религиозно-нравственное начало. Отрицательно относились к материализму и идее революции. Прогресс, по их мнению, это соединение образованных классов с народом. Олицетворение идеала русского духа почвенники видели в А.С. Пушкине. Многие идеи западников считали утопичными.

Предметом споров с середины 19 века становится вопрос о природе и назначении художественной литературы. В русской критике складываются три взгляда на этот вопрос.

Александр Васильевич Дружинин

Представители "эстетической критики" (Александр Дружинин, Павел Анненков, Василий Боткин) выдвинули теорию "чистого искусства", суть которой в том, что литература должна обращаться только к вечным темам и не зависеть от политических целей, от общественной конъюнктуры.

Аполлон Александрович Григорьев

Аполлон Григорьев сформулировал теорию "органической критики" , выступив за создание произведений, которые бы охватывали жизнь во всей её полноте, целостности. При этом акцент в литературе предлагается делать на нравственных ценностях.

Николай Александрович Добролюбов

Принципы "реальной критики" были провозглашены Николаем Чернышевским и Николаем Добролюбовым. Они рассматривали литературу как силу, способную преобразить мир и способствующую познанию. Литература, по их мнению, должна содействовать распространению прогрессивных политических идей, ставить и решать в первую очередь социальные проблемы.

По разным, диаметрально противоположным путям развивалась и поэзия. Пафос гражданственности объединил поэтов "некрасовской школы": Николая Некрасова, Николая Огарёва, Ивана Никитина, Михаила Михайлова, Ивана Гольца-Миллера, Алексея Плещеева. Сторонники "чистого искусства": Афанасий Фет, Аполлон Майков, Лев Мей, Яков Полонский, Алексей Константинович Толстой - писали стихи преимущественно о любви и природе.

Социально-политические и литературно-эстетические споры существенно повлияли на развитие отечественной журналистики. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли литературные журналы.

Обложка журнала "Современник", 1847

Название журнала Годы издания Издатели Кто публиковался Взгляды Примечания
"Современник" 1836-1866

А.С. Пушкин; П.А.Плетнёв;

с 1847 – Н.А. Некрасов, И.И. Панаев

Тургенев, Гончаров, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, Островский, Тютчев, Фет, Чернышевский, Добролюбов Революционно-демократические Пик популярности – при Некрасове. Закрыт после покушения на Александра II в 1866 году
"Отечественные записки" 1820-1884

С 1820 – П.П.Свиньин,

с 1839 – А.А.Краевский,

с 1868 по 1877 – Некрасов,

с 1878 по 1884 – Салтыков-Щедрин

Гоголь, Лермонтов, Тургенев,
Герцен, Плещеев, Салтыков-Щедрин,
Гаршин, Г.Успенский, Крестовский,
Достоевский, Мамин-Сибиряк, Надсон
До 1868 – либеральные, затем – революционно-демократические

Журнал был закрыт при Александре III за «распространение вредных идей»

"Искра" 1859-1873

Поэт В.Курочкин,

художник-карикатурист Н.Степанов

Минаев, Богданов, Пальмин, Ломан
(все они – поэты «некрасовской школы») ,
Добролюбов, Г.Успенский

Революционно-демократические

Название журнала – намёк на смелое стихотворение поэта-декабриста А.Одоевского «Из искры возгорится пламя». Журнал был закрыт «за вредное направление»

"Русское слово" 1859-1866 Г.А. Кушелев-Безбородко, Г.Е.Благосветлов Писемский, Лесков, Тургенев, Достоевский, Крестовский, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, Фет Революционно-демократические Несмотря на сходство политических взглядов, журнал вёл полемику с «Современником» по ряду вопросов
"Колокол" (газета) 1857-1867 А.И. Герцен, Н.П. Огарёв

Лермонтов (посмертно) , Некрасов, Михайлов

Революционно-демократические Эмигрантская газета, эпиграфом которой было латинское выражение «Vivos voco!» («Зову живых!»)
"Русский вестник" 1808-1906

В разное время – С.Н.Глинка,

Н.И.Греч, М.Н.Катков, Ф.Н.Берг

Тургенев, Писарев, Зайцев, Шелгунов, Минаев, Г.Успенский Либеральные Журнал выступал против Белинского и Гоголя, против «Современника» и «Колокола», отстаивал консервативные полит. взгляды
"Время" / "Эпоха" 1861-1865 М.М. и Ф.М. Достоевские Островский, Лесков, Некрасов, Плещеев, Майков, Крестовский, Страхов, Полонский Почвеннические Вёл резкую полемику с «Современником»
"Москвитянин" 1841-1856 М.П. Погодин Жуковский, Гоголь, Островский, Загоскин, Вяземский, Даль, Павлова,
Писемский, Фет, Тютчев, Григорович
Славянофильские Журнал придерживался теории «официальной народности», боролся с идеями Белинского и писателями «натуральной школы»

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Теория официальной народности возникла в годы царствования Николая 1; эта теории основывалась на принципах православной веры, самодержавия и народности. Данная идеология впервые была озвучена в 1833 году графом Уваровым, который в Российской Империи занимал пост министра народного Просвещения.

Основное содержание теории

Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Реализацию этой идеи доверили С.С. Уварову, который 19 ноября 1833 года направил в адрес императора специальный доклад, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при укреплении Министерства».

В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

  • Самодержавие. Уваров искренне верил, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна». Для людей это все является единым, гарантирующим счастье, силу и славу.
  • Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религия можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием.
  • Народность. Основа России кроется в единении всех народностей.

Общая суть новой концепции сводилась к тому, что русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требовалось, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви. В дальнейшем сторонники данной программы использовали в своей деятельности лозунг «Самодержавие. Православие. Народность».

Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.


Недостатки новой идеалогии

Теория Уварова была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:

  • Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.
  • Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Реакция современников

Естественно, что недостатки новой идеологии были очевидны для всех мыслящих людей, но лишь единицы решались озвучивать вслух свою позицию, опасаясь негативной реакции государства. Одним из немногих, кто решил высказать свою позицию, был Петр Яковлевич Чаадаев. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы.

Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной - Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.


Литература

  • История России 19 век. П.Н. Зырянов. Москва, 1999 "Просвещение"
  • Доклады Уварова императору Николаю 1.
  • Официальная народность. Р. Вортман. Москва, 1999.

Защита устоев государственного устройства. Теория "официальной народности". Ограничение деятельности прессы и учебных заведений в 30-40-х гг. Консервативное направление в общественном движении второй половины XIX в. Сторонники "охранительных начал".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Охранительное (консервативное) направление (консерватизм)

Охранительное (консервативное) направление (консерватизм) - направление общественной мысли и политическое движение, ориентирующееся на защиту традиционных устоев государственного устройства, отрицающее радикальные изменения. В России консерватизм в наибольшей степени проявлялся в вопросах государственного устройства, защищая незыблемость самодержавной власти.

Охранительная альтернатива

Теория "официальной народности". Дело декабристов оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность нового императора Николая I. Для себя он сделал вывод о неблагонадежном настроении всего дворянства. Заметив, что большое количество людей, связанных с революционными союзами были из дворян, он не доверял дворянству, подозревая его в стремлении к политическому господству. Править при помощи дворянского сословия Николай не хотел, он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушных чиновников. Покарав декабристов, Николай показал свою готовность начать реформы при условии неизменности самодержавного строя, но проводить их он намеревался без участия общественных сил. В свою очередь дворянство дистанцировалось от бюрократии нового царствования. Оно было запугано делом декабристов и само устранялось от общественной деятельности. Между властью и обществом произошло отчуждение. Правительство считало, что брожение 20-х гг. происходило от поверхностного воспитания и вольнодумства, заимствованного из иностранных учений, поэтому следовало обратить внимание на "воспитание" молодого поколения, дать силу в воспитании "истинно русским началам" и удалять из него все, что бы им противоречило. На этих же началах должна была основываться и вся государственная и общественная жизнь. К таким исконным началам русской жизни, по мнению идеолога николаевского царствования министра народного просвещения и духовных дел С.С. Уварова, относились "православие, самодержавие, народность", которые были положены в основу так называемой теории "официальной народности", ставшей идейным выражением охранительного направления.

Но главные положения вышеназванной теории были сформулированы в 1811 г. историком Н.М. Карамзиным в его "Записке о древней и новой России". Эти идеи вошли в коронационный манифест императора Николая I и последующее законодательство, обосновав необходимость для Российского государства самодержавной формы правления и крепостнических порядков, а добавлением С.С. Уварова было понятие "народность". Провозглашенную триаду он считал "залогом силы и величия" Российской империи. Понятие "народность" рассматривалось С.С. Уваровым как самобытная черта русского народа, как исконная приверженность к царскому самодержавию и крепостному праву.

Сущность уваровского представления о русской жизни состояла в том, что Россия - совершенно особое государство и особая национальность, непохожая на государства и национальности Европы.

На этом основании она отличается всеми основными чертами национального и государственного быта: к ней невозможно приложить требования и стремления европейской жизни. Россия имеет свои особые учреждения, с древней верой, она сохранила патриархальные добродетели, мало известные народам Запада. Прежде всего, это касалось народного благочестия, полного доверия народа к властям и повиновения, простоты нравов и потребностей. Крепостное право сохранило в себе много патриархального: хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем могли бы они сами, и положение русского крестьянина лучше положения западного рабочего.

С.С. Уваров полагал, что главной политической задачей является сдерживание наплыва новых идей в Россию. "Устойчивая" крепостная Россия противопоставлялась мятущемуся Западу: "там" - мятежи и революции, "здесь"- порядок и покой. Этими идеями должны были руководствоваться литераторы, историки, воспитатели.

Ограничение деятельности прессы и учебных заведений в 30-40-х гг. Теория "официальной народности" стала главным идеологическим оружием консерваторов. Она пропагандировалась во всех учебных заведениях, на страницах периодических изданий, в художественной литературе и в религиозных наставлениях.

После событий 30-х гг. ("холерные бунты", прокатившиеся по стране, восстания в военных поселениях и др.) правительство Николая I особое внимание обратило на периодическую прессу, которая оказывала сильное воздействие на народ. От имени императора последовал приказ о запрещении печатать статьи без подписи автора. Каждое издание просматривалось двумя цензорами. Усилились преследования прогрессивно настроенных журналистов и литераторов.

Давление на печать и школу усилилось в 40-х гг. под влиянием крестьянского движения в стране. Для подкрепления действующей цензуры были созданы специальные комитеты для пересмотра издающихся журналов и тайного наблюдения за "духом и направлением всех произведений…книгопечатания". Начался период цензурного террора, которому подверглись литераторы, редакторы и цензоры.

При вступлении на престол Николай I отдал распоряжение министру народного просвещения А.С. Шишкову о пересмотре уставов всех учебных заведений. Средняя и низшая школы были изъяты из ведения университетов и подчинены прямому руководству назначаемых попечителей учебных округов, ставших послушными проводниками правительственной программы. Частные учебные заведения, свободнее и шире ставившие преподавание, были подвергнуты строжайшему контролю правительства; открытие частных пансионов там, где имелись казенные школы, было запрещено. Теперь домашние учителя обязательно проходили предварительные испытания и получали свидетельство не только о знаниях, но и о своих "нравственных качествах". Иностранцы, воспитывавшие российских детей, не допускались к ним без специальных удостоверений о добром поведении и благочестии.

Считая школы достаточно обеспеченными от действий "разрушительных понятий", Уваров считал важным обратить внимание на университеты, рассадники "своеволия и вольнодумства". По уставу, принятому в 1835 г., университеты теряли значительную часть своих прав и самостоятельности: они перестали быть научными органами, превратившись в учебные заведения; перестал действовать университетский суд; министр получил право, не считаясь с мнением совета, назначать профессоров. Большое влияние в университете получил инспектор, который должен был вести надзор за нравственностью студентов.

Идеологи теории "официальной народности". Толкователями и проводниками официальной теории были профессора Московского университета М.П. Погодин, Н.Г. Устрялов, С.П. Швырев, писатели и публицисты Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, Н.В. Кукольник и др. Они доказывали, что в стране существует самый лучший порядок, который соответствует всем канонам религии и "политической мудрости". По их мнению, крепостное право сохраняет много патриархального, хотя нуждается в частичном улучшении. Помещики (хорошие) лучше охраняют интересы крестьян, чем они смогли бы это сами сделать. Изданием консервативного направления стал журнал "Москвитянин", выходивший под редакцией М.П. Погодина.

М.П. Погодин доказывал отсутствие в России условий для революций. В качестве аргументов он выдвигал "благодетельность" крепостничества, отсутствие в стране сословной вражды. Он считал, что история России не имела большого разнообразия событий, как западная, но она была "богата мудрыми государями", "славными подвигами", "высокими добродетелями". Историк доказывал исконность самодержавия, начиная с Рюрика. По его представлению, "истинное просвещение" Россия установила благодаря принятию христианства от Византии. Кроме того, с петровских времен Россия много заимствовала у Европы, но М.П. Погодин сожалеет о заимствовании "заблуждений". Теперь, говорит он, "пора возвратить ее к истинным началам народности", с установлением которых "русская жизнь, наконец, устроится на истинной стезе преуспеяния, и Россия будет усваивать плоды цивилизации без ее заблуждений".

Другой консерватор, С.П. Шевырев, противопоставлял Восток (т.е. Россию и родственные ей славянские страны) "загнивающему" Западу с его "ядовитой" цивилизацией. При этом "здоровые начала", которые Запад должен был "занять" у Востока, заключались, по С.П. Шевыреву, в духе христианской веры и смирении. Эта концепция лежала в основе его научных разработок и выражена в статье "Взгляд русского на образование Европы".

Содержанием произведений Н.И. Греча, Ф.В. Булгарина, Н.В. Кукольника были верноподданнические чувства и настроения, казенный патриотизм, выпады против прогрессивных писателей и идей. Так, Ф.В. Булгарин скептически относился к проектам демократического переустройства русской жизни, делал ставку на царя и царское правительство как инициаторов прогресса России. Напуганный выступлением декабристов (среди репрессированных властями было много его друзей), он стал всеми силами демонстрировать преданность режиму - дал словесный портрет разыскиваемого В.К. Кюхельбекера, подготовил несколько докладных записок для правительства по вопросам литературы и театра. Сначала Ф.В. Булгарин представлял их генерал-губернатору и в генеральный штаб, а с середины 1826 г., после создания III отделения, стал адресоваться туда. Он выступал "как доброволец-осведомитель, а не как наемный агент сыска". Власти высоко ценили его осведомительную деятельность и литературное творчество. В конце 1826 г. по указу царя Ф.В. Булгарин был зачислен в штат Министерства народного просвещения (с чином 8-го класса) и, как писал А.Х. Бенкендорф в 1831 г., "был употребляем по моему усмотрению по письменной части на пользу службы, и … все поручения он исполнял с отличным усердием". С 1825 г. Ф.В. Булгарин совместно с Н.И. Гречем издавал официозную "Северную пчелу", первую частную газету, имеющую право печатать политические известия и до 1860 г. остающуюся рупором монархизма в стране. Николай I в 1848 г. считал эту газету изданием, отличающимся "благонамеренностью и направлением, совершенно соответствующим цели и видам правительства".

Но в деятельности Ф.В. Булгарина были и положительные моменты: он помогал А.С. Грибоедову - провел в печать фрагменты из "Горя от ума", пропагандировал его творчество в "Северной пчеле", помогал ему, временно заключенному в крепость после восстания декабристов. Высоко оценил в "Северной пчеле" "Героя нашего времени" М.Ю. Лермонтова, способствуя распространению романа. При всей его благонамеренности, Булгарин вступал в конфликты с цензурой по поводу запрещения публикаций статей, получал выговоры от царя или высокопоставленных сановников за уже напечатанные материалы.

В целом Ф.В. Булгарин был в значительной мере творцом мировоззрения николаевской эпохи. Выступая идеологом "мещанской народности", он выражал интересы средних слоев, на которые стремилось опереться правительство: чиновничество, военные, провинциальное дворянство, часть купечества и мещанство. Поэтому он получил поддержку сверху, но в то же время пользовался популярностью в читательских кругах российского общества.

Другой представитель консервативного направления - Н.И. Греч в середине 20-х гг. перешел в консервативный лагерь, покончив с либеральными идеями. В начале 30-х гг. он становится соредактором (вместе Ф.В. Булгариным) "Северной пчелы". В представлении писателей последующих поколений Н.И. Греч отождествлялся с Ф.В. Булгариным. Действительно, их объединяли консервативные убеждения и близость к III отделению. Так, одобрение А.Х. Бенкендорфа вызвала брошюра Н.И. Греча "Разбор сочинения, озаглавленного "Россия в 1839 г.", маркиза Кюстина (1844 г.), в которой Н.И. Греч пытался опровергнуть критику французским литератором А. де Кюстином российского самодержавия.

На 50-летний юбилей Греча откликнулся Н.И. Добролюбов сатирическим стихотворением, в котором юбиляр был назван "поборником лжи и мрака". Добролюбов был также автором памфлета, направленного Гречу, где критикует Греча за статью, посвященную им памяти Николая I.

Кризис теории официальной народности наступил в годы Крымской войны (1853-1856 гг.), когда под влиянием поражений несостоятельность николаевской системы стала очевидной даже для ее сторонников. Но повторения этой теории будут предприняты правительством Российской империи позднее, в период усиления самодержавия.

Консервативное направление в общественном движении второй половины XIX в. После крестьянской реформы 1861 г. в стране усилилось общественное движение. Главные цели консерваторов сводились к попыткам оградить власть от влияния либеральных чиновников и не допустить ограничения интересов дворянства в проводимых реформах 60-70-х гг. Для начала Александр II удалил из правительства основных участников разработки крестьянской реформы, надеясь тем самым примирить различные сословия. Положение консерваторов стало постепенно укрепляться. Покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II привело к усилению влияния консерваторов в правительстве.

Сторонники "охранительных начал" объединились вокруг наследника престола Александра Александровича. Они выступали за возвращение дореформенных порядков, понимая потребности дворянства в духе старых крепостнических представлений. Их политические устремления были направлены против дальнейших реформ и на ограничения действовавшего буржуазного законодательства.

Крупнейшими представителями консерватизма в пореформенной России были государственные деятели, литераторы, философы, к числу которых принадлежали П.А. Шувалов, К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, Н.Я. Данилевский и др. Они развивали идеи М.П. Погодина, С.П. Шевырева, С.С. Уварова. Русский консерватизм не был организационно оформлен, т.к. власти открыто поддерживали его.

Ключевой фигурой в правительстве императора Александра II стал крупный представитель консервативного направления, противник проведения реформ, начальник III отделения граф П.А. Шувалов. Он стал ближайшим советником царя и оказывал значительное влияние на внутреннюю политику. У современников П.А. Шувалов получил прозвище "второго Аракчеева", а за сосредоточение большой власти в своих руках - "Петра IV".

Вдохновителем консервативного направления был публицист, издатель, критик, ранее видный либерал, М.Н. Катков. В 1863 г. он стал во главе газеты "Московские ведомости". Некогда скромная университетская газета превратилась во влиятельный политический орган. В начале 1882 г. М.Н. Катков писал Александру III, только что вступившему на престол, что в его газете "не просто отражались дела, в ней многие дела делались". Основной политический вес Катков приобрел благодаря восстанию в Царстве Польском. Недавняя отмена крепостного права, подготовка земского положения и новых судебных уставов и пр. вызвали определенную растерянность в кругах правительства. Воспользовавшись колебаниями правительства в отношении Польши, М.Н. Катков показал себя решительным сторонником "энергичных мер": он выступил за полное подчинение Польши Российской империи, что нашло одобрение в российском правительстве.

Вся публицистическая деятельность М.Н. Каткова теперь посвящалась поискам "заговора против России", центр которого, по его убеждению, находился в Польше. Он убеждает читателя в том, что социалистические учения, нигилизм, студенческие волнения в столицах, сепаратистские тенденции на национальных окраинах спровоцированы "врагами России".

С 1881 г. в изданиях М.Н. Каткова политика Александра III встречает полную поддержку и даже формирует ее. По словам историка, "Московские ведомости" превращаются в своеобразный государственный департамент, в котором разрабатываются различные проекты по тем или иным вопросам внутренней и внешней политики. В эти годы М.Н. Катков выступает против суда присяжных, отстаивает привилегии дворянства в государственной жизни и органах самоуправления. Влиятельный консерватор обвинял либералов в политической неблагонадежности, причем его выпады граничили с политическим доносом. Так, писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин был убежден в том, что в закрытии журнала "Отечественные записки" М.Н. Катков сыграл решающую роль. По мнению многих, фигура М.Н. Каткова стала мрачным символом политической реакции.

Некоторые представители консервативного направления оказывали большое влияние на императора и его ближайшее окружение. Среди них выделялся К.П. Победоносцев, обер-прокурор Синода, который преподавал законоведение будущим императорам Александру III и Николаю II. В течение всей жизни он вел упорную борьбу с революционным движением, был решительным противником либеральных реформ 60-70 гг., сторонником самодержавия, опирающегося на Православную Церковь. К.П. Победоносцев являлся инициатором цензурных преследований представителей прогрессивной литературы, полицейских гонений на Л.Н. Толстого, а также на сектантство. В малейших уступках общественному мнению он видел "гибель России", т.к. царская власть, с его точки зрения, должна была недосягаемо возвышаться над обществом и народом. В первые месяцы правления Александра III К.П. Победоносцев приложил немало усилий, чтобы отстранить М.Т. Лорис-Меликова. В дальнейшем он содействовал возвращению к правительственной деятельности графа Д.А. Толстого, уволенного за два года до того под общественным давлением.

Д.А. Толстой (с 1882 г. - министр внутренних дел), как и К.П. Победоносцев, при Александре III пользовался большим влиянием: он являлся руководителем разработки "контрреформ", в которых была выражена цель деятельности Александра III, связанная с утверждением самодержавной власти и поколебленного государственного порядка. Борьба с крамолой завершилась успехом: революционное движение было подавлено и террористические действия прекратились. Пересмотр законодательных актов времен Александра II коснулся всех сторон государственной и общественной жизни и был направлен к тому, чтобы усилить надзор и влияние правительства в сфере суда и общественного самоуправления, а также укрепить и поднять авторитет правительственной власти.

Охранительное направление

Неудача преобразований А I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления, - “теорию официальной народности”. Уваров хотел совместить охранительную политику и строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром должны были служить три взаимосвязанных начала - “православие, самодержавие, народность”. Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения. По Уваровской теории, именно самодержавная власть отражала чаяния простого народа. Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Булгарин и Греч, издававшие газету “Северная пчела”.

Партии консервативно-охранительного направления

Монархическо-традиционалистский лагерь в событиях 1905--1907 гг. поддерживали правые партии и организации, выступавшие за восстановление и укрепление «исконных русских начал». Они объявили себя защитниками самодержавия от революционных посягательств и провозгласили классические имперские лозунги: «За веру, царя и Отечество!», «Православие, Самодержавие и Народность!», «Россия для русских!». Обобщенное название партии консервативно-охранительного направления -- черносотенцы. Черносотенцы предпочитали именовать себя «истинно русскими», «патриотами», «монархистами».

Охранительное направление

Середина 20-х годов XIX в. обозначила резкую грань в истории русского общественного движения. Неудача преобразований Александра I и угроза революционных потрясений после восстания декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Царизм, который со времен Петра I вел Россию по пути европеизации, стал рассматривать Европу как источник опасной "революционной заразы", расшатывающей прочные самобытные устои российского государственного порядка.

Правительство осознавало, что идеям и программам декабристов надо противопоставить свою идеологию. Эту задачу попытался решить крупный государственный деятель николаевской эпохи, министр народного просвещения граф С.С. Уваров, выдвинувший новую правительственную концепцию, ставшую выражением охранительного направления,-- «теорию официальной народности» (название дано историками во второй половине XIX в.). Высокообразованный человек, в молодости -- вольнодумец, Уваров задался целью совместить охранительную политику строгую дисциплину николаевского царствования с развитием просвещения и культуры. Ориентиром развития русской культуры, по мысли Уварова, должны были служить три взаимосвязанных начала -- "православие, самодержавие, народность". Эта формула подчеркивала священный характер самодержавия и уделяла особое внимание православной церкви, которая издавна поддерживала царскую власть и воспитывала народ в духе терпения и смирения.

Именно самодержавная власть, согласно уваровской теории, наиболее глубоко и полно отражала чаяния простого народа. При этом Уваров подчеркивал принципиальное отличие исторического пути России от Европы. Министр народного просвещения полагал, что просвещение и культура, развиваясь в русле "официальной народности", не будут колебать существующего в России порядка, гармонично впишутся в его рамки. Рупором правительственной идеологии стали популярные журналисты Ф.В. Булгарин и Н.И. Греч, издававшие газету "Северная пчела". Идеи "официальной народности" нашли отзвук в творчестве плодовитого драматурга Н.В. Кукольника. Идейно обосновывали и подробно разрабатывали правительственную концепцию профессора Московского университета историк М.П. Погодин и филолог, специалист по русской литературе С.П. Шевырев.

Шевырев и Погодин резко противопоставляли Россию "гниющему Западу": Запад сотрясают революции, в России же царит спокойствие. Связано это было, по мнению сторонников официальной идеологии, с благодетельным влиянием самодержавия и крепостного права -- попечительная власть самодержца и патриархальная забота помещика о своих крестьянах обеспечивали России социальный мир.

Монархическо-традиционалистский лагерь в событиях 1905--1907 гг. поддерживали правые партии и организации, выступавшие за восстановление и укрепление «исконных русских начал».

Они объявили себя защитниками самодержавия от революционных посягательств и провозгласили классические имперские лозунги: «За веру, царя и Отечество!», «Православие, Самодержавие и Народность!», «Россия для русских!». Обобщенное название партии консервативно-охранительного направления -- черносотенцы. Черносотенцы предпочитали именовать себя «истинно русскими», «патриотами», «монархистами».

Самой крупной из черносотенных партий был «Союз русского народа», созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге. К весне 1907 г. Союз выдвинулся на первые роли в черносотенном движении. К концу 1907 г. общая численность черносотенцев достигала примерно 410 тыс. человек. Среди многочисленных лидеров монархического движения наибольшей известностью пользовался один из учредителей «Союза русского народа» В.М. Пуришкевич (1870--1920).

Значительная часть руководителей черной сотни принадлежала к интеллигенции. Это были преподаватели, врачи, юристы, инженеры. Председателем Главного совета «Союза русского народа» был детский врач, доктор медицины А.И. Дубровин.

В уставе «Союза русского народа» было подчеркнуто, что членами Союза могли быть «только природные русские люди обоего пола, всех сословий и достояний», т.е. Союз провозгласил себя неклассовой, русской национальной организацией. В программе был выражен социальный идеал партии -- патриархальная сословная Россия во главе с самодержавным монархом. Православие признавалось основой всей русской жизни и являлось государственной религией. Самодержавие рассматривалось незыблемым, а царь как высшая правда, закон и сила.

В программе по национальному вопросу содержался пункт о единстве и неделимости России: ни о какой автономии не могло быть и речи. Провозглашалось, что «русская народность, как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая». Главным стержнем черносотенной идеологии был антисемитизм.

По социальному составу «Союз русского народа» был довольно пестрым. В руководстве преобладали представители интеллигенции, дворян-землевладельцев, духовенства. Среди рядовых членов было немало крестьян, рабочих, городских мещан: мелких лавочников, торговцев.

В борьбе с революционным движением черносотенцы использовали как легальные, так и нелегальные методы. Идеологическая установка черносотенцев была на редкость простой: все беды России происходят от революционеров-интеллигентов и инородцев, стремящихся развалить империю. Они создавали боевые дружины для защиты порядка и законности, которые стали затем организаторами погромов и индивидуального террора.

Правые националисты, как правило, не принимали Манифест 17 октября. Черносотенцы относились отрицательно к рыночно-капиталистической модернизации, видя в ней измену «особому пути» российской истории, выступали против Государственной думы, предлагая вместо нее законосовещательный орган в лице Земского собора из представителей «истинно» русских людей.

Консерваторы. Само понятие «консерватизм» происходит от латинского слова conservare -- охранять, сохранять. В качестве идейно-политического направления консерватизм рождается в Западной Европе в конце XVIII--начале XIX столетия как реакция на события Великой французской революции и предшествующий этому период развития просветительских и либеральных идей. Теоретики европейского консерватизма (Э. Берк, Ж. де Местр и др.) в своих работах отстаивали ценности традиционных основ и институтов общественной жизни, высказывали антилиберальные и антиреволюционные идеи о неправомерности вмешательства человека в сложившийся веками органический строй общественно-политических отношений, о преступности любых попыток переделать общество в соответствии с абстрактными теоретическими схемами. Они писали о необходимости бережного отношения (буквально -- «охранения») к сложившемуся «порядку вещей», который носит свехличностный, божественный, природно-социальный характер.

Влияние западноевропейского консерватизма с одной стороны, и православно-философская традиция с другой, определили появление консервативной идеологии в России в первой половине XIX в. Несомненно, что элементы консерватизма можно найти и в предшествующие эпохи истории России. Достаточно упомянуть о «Поучении» Владимира Мономаха, о концепции «Третьего Рима» Филофея, о работах И. Пересветова, В. Татищева, И. Посошкова, М. Щербатова, о деятельности и политическом творчестве Ивана IV и поздней Екатерины II, о поэзии А. Сумарокова и Г. Державина и т.д. В начале XIX в. развитие консервативных идей было связано с творчеством и деятельностью русского историка Н.М. Карамзина (1766--1826). Карамзин в своих исторических сочинениях, а также в таких публицистических работах, как «Записка о древней и новой России» (1811), «Мнение русского гражданина» (1819) и др. обосновывал правомерность сохранения православно-монархического строя русской жизни, выступал против либеральных реформ самодержавной политической системы.

После восстания декабристов российское правительство осознало необходимость создания своей консервативно-монархической идеологии, в основу которой должен был лечь принцип неприкосновенности самодержавного государственного строя. Автором подобной охранительной идеологии стал граф С.С. Уваров (1786--1855) -- президент Российской Академии наук (в 1818--1855 гг.), министр народного просвещения при Николае I. Доктрина Уварова получила название «теории официальной народности». В соответствии с теорией, исконные основы русской жизни -- это православие, самодержавие и народность. Самодержавный строй, по мнению графа, наиболее полно отражает чаяния русского общества. Принцип православия не только подчеркивал особую роль русской православной церкви в жизни страны, но и показывал, что русский человек традиционно ориентирован не на личный, а на общественный интерес, он стремится к общему благу и справедливости. Народность, в понимании Уварова, означала, что между народом (без его разделения на сословия) и монархом существует неразрывная духовная связь (как между родителем и детьми), которая и является гарантом процветания России.

Свой вклад в развитие консервативной идеологии внесли и профессора Московского университета М.П. Погодин и С.П. Шевырев. Они отмечали, что в России, в отличие от сотрясаемой революциями Европы, царит социальный мир. И заслуга в этом принадлежит самодержавию и крепостному праву. Как монарх заботится о своем народе, так и помещик о своих крестьянах.

Эти идеи озвучивались в газете «Северная пчела» известными журналистами Ф.В. Булганиным и Н.И. Гречем, они нашли отражение в пьесах Н.В. Кукольника, в творчестве литераторов О.Н. Сенковского и М.Н. Загоскина.

В этих условиях в общественном сознании огромное значение приобретает консервативный императив, благодаря которому инновации осмысливаются и усваиваются через своеобразные фильтры собственной культуры и представляют собой возможности, выводимые из собственных исторических оснований. Многие общественные деятели осознавали несоответствие развития страны по западному пути отечественной национально-культурной традиции и основополагающим принципам русской государственности. Результатом этого стало возникновение консервативной альтернативы данному курсу, представлявшей собой не столько сохранение прошлого в неизменном виде, сколько поиск собственного, особого пути исторического развития. Временем окончательного оформления консерватизма, как особого направления русской общественной мысли стала вторая половина XIX века, когда модернизационные процессы в стране значительно ускорились. Именно в этот период под влиянием многих факторов, таких как проведение широких реформ буржуазно-либерального характера и все возраставшая угроза ограничения самодержавной власти, сложилась консервативная концепция модернизации России.

Научное осмысление российского консерватизма в своем развитии прошло несколько этапов, каждый из которых имел свои характерные особенности. Первый этап его изучения (конец XIX-начало XX веков) характеризуется постановкой основных вопросов и проблем, определением места консерватизма в общем спектре российской общественно-политической мысли. Как общественно-политическое течение, оказывавшее серьезное влияние на правительственную политику, консерватизм начинает рассматриваться в работах дореволюционных либеральных исследователей Л. Барриве, A.A. Корнилова, С.Г. Сватикова, Н.В. Щелгунова посвященных общественному движению, происходившему в России в пореформенные десятилетия. В этих исследованиях консерватизм оценивался преимущественно как антиреформационная тенденция, которая, воспользовавшись естественной реакцией общества на широкие преобразования 60-х годов, стремилась воспрепятствовать движению страны по пути становления конституционно-правовых отношений. Более глубокий анализ феномена консерватизма имеет место в работах H.A. Бердяева, который рассматривал его с философской и культурологической точки зрения3. В его статьях, посвященных данному вопросу, прослеживаются попытки объяснить возникновение консерватизма в России, осмыслить его место в модернизирующемся обществе, рассмотреть перспективы его дальнейшего развития. Исследователь разграничивал консерватизм как вечное религиозно-онтологическое начало человеческого общества и как политическое направление, в практической деятельности которого консервативные принципы могут искажаться. Безусловной заслугой H.A. Бердяева было то, что он стремился к всестороннему рассмотрению явления консерватизма, видя в нем не препятствие для общественного развития, а главную организующую силу общества, соединяющую прошлое и будущее.

Первый значительный шаг в типологизации консерватизма и определении его взаимосвязи с другими общественно-политическими направлениями был предпринят А.Д. Градовским в его статье «Что такое консерватизм?» Градовский А.Д. Собрание сочинений. Т. III. СПб., 1899. С.313-323. . В этой работе впервые в отечественной историографии предпринимается попытка теоретического обоснования разделения таких понятий как консерватизм и реакционизм, либерализм и прогрессизм, определяются критерии их разделения. Главным теоретическим выводом А.Д. Градовского было признание того, что либерализм и консерватизм не являются противоположными направлениями мысли, и, следовательно, их основные принципы могут совмещаться в рамках единой модернизационной доктрины. Проблема либерально-консервативного синтеза в русской общественной мысли также затрагивались дореволюционной историографией. Б.Н. Чичерин в своей статье «Различные виды либерализма» дал обстоятельную характеристику сущности данного направления, отделив его как от реакционных, так и от либерально-оппозиционных тенденций Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма. // Общественные науки и современность. 1993. №3. . В это время появляются отдельные работы, посвященные жизни и общественно-политической деятельности наиболее видных представителей русского консерватизма Глинский Б.Б. Константин Петрович Победоносцев (материалы для биографии). // К.П. Победоносцев: pro et contra. СПб., 1996.; Любимов H.A. М.Н. Катков и его историческая заслуга. СПб., 1889.; Розанов В.В. Катков как государственный человек. СПб., 1902. .

Таким образом, уже в дореволюционной историографии сложились все необходимые предпосылки для изучения модернизационных концепций, предлагаемых различными направлениями русской консервативной мысли; были сделаны важные шаги в раскрытии сущности консерватизма, его типологизации.

Либеральный консерватизм сформировался в условиях модернизации как направление, стремящееся к эволюционному развитию государства на основе традиционных элементов, определяющих особый цивилизационный тип России. Это течение, важнейшими представителями которого были Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин и А.Д. Градовский, являясь своеобразной пограничной зоной между «чистым» либерализмом и консерватизмом, стремилось отыскать более гибкий путь развития страны, синтезируя их важнейшие положения в своей концепции. Главной проблемой, стоящей в центре либерально-консервативной идеологии, был вопрос соотношения традиций и инноваций. Разумное их совмещение, по мнению представителей данного направления, даёт возможность бесконфликтного разрешения многих актуальных вопросов и проблем, поставленных ходом развития истории. Консервативные и либеральные элементы, взаимно дополняющие и подкрепляющие друг друга, способны удовлетворить наиболее значимые потребности общественного развития, такие как обновление и капитализация. В своих программных установках либеральные консерваторы стремились исходить из эмпирической реальности, политической практики и реального уровня духовного развития общества, что, по их мнению, позволит избежать множества конфликтных ситуаций, порождаемых модернизационным процессом.

государственный народность консервативный охранительный

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика юриспруденции России первой половины ХIХ в. Концепция русского легитимизма Н.М. Карамзина, юриспуденция М.М. Сперанского. Теория официальной народности. Государственно-правовая мысль декабристов. Краткий очерк истории юриспруденции.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2011

    Особенности развития криминологии в рамках теории естественного права. Антропологическое направление криминологии. Теория дифференциальной ассоциации. Социологическое направление криминологии. Теория уменьшающих преступность человеческих ценностей.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2013

    Сущность и содержание охранительных институтов права. Развитие законодательства о защите гражданских прав и охранительных правоотношениях. Нарушение субъективного гражданского интереса. Защита нарушенного права в рамках охранительного обязательства.

    реферат , добавлен 08.01.2014

    Сущность и особенности теорий возникновения государства. Договорная теория Руссо. Понятие типа государственного устройства, его формы: унитарные федеративные, конфедеративные. Характеристика юридических признаков единства системы государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2008

    Значение государственного устройства в истории государства. Определение формы государственного устройства. Виды государственного устройства. Различия между унитарной и федеративной формами. Значение федерации как формы государственного устройства.

    реферат , добавлен 12.11.2009

    Структурные изменения в центральном аппарате во второй половине 1960-х гг. Профилактика преступлений как основное направление деятельности органов внутренних дел. Основные направления деятельности данных структур в 1970-первой половине 1980-х гг.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2012

    Предпосылки и история развития государственного устройства Российской Федерации. Общее понятие и теория федеративного государства. Наиболее общие черты, характерные для федерации. Принципы и особенности федеративного устройства современной России.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2011

    Рассмотрение положений Федерального Закона "Об образовании". Направления политики Российской Федерации в сфере образования. Необходимость осуществления государственного контроля за деятельностью учебных заведений, независимо от форм собственности.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2013

    Виды форм государственного устройства. Унитарное государство. Федеральная форма государственного устройства. Форма государственного устройства - это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2003

    Понятие, виды и формы государственного устройства. Примирительная теория, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим. Арабский халифат: история организации власти и управления, четыре школы мусульманского законоведения.

Вторая половина XIX века в истории России имеет особое значение для понимания эволюции общественной мысли, истоков различных общественных движений. Повторной вехой в истории развития русского общества стала отмена крепостного права. Развитие капитализма активизировало общественные и социальные процессы в России. Однако развитие капитализма происходило в условиях абсолютизма. Для него были характерны: отсутствие политических свобод, произвол бюрократии, сословные ограничения, различные формы социального гнета. Вместе с тем появилась способность самодержавия к самореформированию. Это накладывало отпечаток на социально-экономическое развитие страны, обуславливало его сложность и противоречивость. Поэтому появление различных общественных течений, организаций и идеологий – закономерный процесс и объясняется многими объективными причинами:

  • во-первых, это связано с зарождением новых классов, социальных групп, для которых были характерны специфические, а зачастую противоположные интересы, отличавшиеся от интересов старых господствующих классов;
  • во-вторых, причиной возникновения общественных течений в России была ограниченность реформ, проводимых царским правительством, что привело к обострению противоречий в обществе. Развитию общественного движения способствовал кризис веры в царя, в самодержавие среди интеллигенции;
  • в-третьих, благоприятной средой для зарождения различных обществ являлось расширение гласности в стране, первые шаги к возрождению правового государства.

Основные общественные движения XIX века в России

В середине XIX века в России наметились три основных общественных движения: дворянско-консервативное, буржуазно-либеральное и революционно-демократическое.

Влиятельным общественным течением было дворянско- консервативное. На протяжении многих десятилетий слово «консерватор» считалось чуть ли не бранным. «Словарь русского языка» определил слово «консерватизм» как «приверженность ко всему старому, отжившему». Оказывается, «консерватизм» – понятие широкое, он связан не с интересами определенного класса сословия, а защищает интересы всех, кто ищет способ обновления общества наименее кровавыми методами. Н. Бердяев в статье «Судьба русского консерватизма» пишет, что консерватизм, начинавшийся в России со славянофильства… «не существует как идейное направление… Русский «консерватизм невозможен потому, что ему нечего охранять».

Среди консерваторов были идеологи застоя, отстаивающие верность прошлому. Но были консерваторы, для которых обращение к прошлому было основой существования. Консерваторы отстаивали и охраняли стабильность общества. Среди идеологов первого типа были Н. М. Карамзин, С. С. Уваров, Н. К. Победоносцев и др. Ко второму типу относятся славянофилы, «авторы русской идеи». При этом следует иметь в виду относительность, условность предложенного деления.

Великий писатель и историк Н. Карамзин, автор «Истории государства Российского», отстаивал монархическое устройство, которое наиболее полно отвечало нравственности, просвещенности и существующему уровню развития России. «Самодержавие есть душа, жизнь ее… Эксперименты не годятся». (Карамзин Н. М. Избранные статьи и письма // Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX-XXвв. – М.: Наука, 1994. – С. 24). Мо- нархия означала единоличную власть самодержца, но его произвол должен ограничиваться управлением страны на основе твердых законов.

Царь воспринимался как отец семейства, помещики – попечители крестьян. Освобождение крестьян гибельно, так как поля останутся необработанными, крестьяне будут пьянствовать и лиходействовать. «Дворянство и духовенство, Сенат и Синод, как хранилище законов, над всеми – государь, единственный законодатель, единственный источник властей. Вот основание Российской монархии» (Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России //Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в: Учеб. Пособие / Под редакцией И.А.Федосова. – М.: Высшая школа, 1991. – C. 37).

Консерваторы верили в самобытность и исключительность России. Так, госсекретарь В. К. Плеве заявлял: «Россия имеет свою самобытную историю и специальный строй и имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий» (Соловьев Ю.В. Самодержавие и дворянство в конце XIXв. – Л.: Лениздат, 1973. – С. 295).

Идеологической основой консервативного течения явилась «теория официальной народности», созданная министром просвещения графом С.Уваровым еще в 30 – 40-е годы XIXв. Эта теория основывалась на триаде – православие, самодержавие, народность. Как утверждает Н. Бердяев, что … «для системы официальной народности примат принадлежит принципу самодержавия, православие же и народность были ему подчинены» (Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: 1990. – С.25). Создавая эту концепцию, самодержавие стремилось укрепить мощь государства, преданность народа.

Идеи Н. М. Карамзина были использованы сторонниками неограниченной власти самодержавия Н.М. Катковым и К.П. Победоносцевым. Константин Петрович Победоносцев – профессор Московского университета, оберпрокурор Синода, наставник и советник Александра III – человек, ставший символом самодержавия, воплощение леденящего петербургского бюрократа. Он был противником издания Александром III манифеста о созыве Земского Собора, что означало бы введение в стране конституционной монархии. К. П. Победоносцев относится к консерваторам-реакционерам, по вине которых в России на четверть века опоздало введение конституционной монархии. Его монархические взгляды основаны на религиозности. Он считал, что порядок в стране держится на вере. «Исчезни вера – погибнет государство.

Царь, избранный Богом, призван оберегать «народ-дитя» от вредных влияний». «Победоносцев верил в Бога, но жил под гипнозом силы зла, верил в Зло, а не в Добро. Добро считал бессильным, жалким в своей немощи», – замечал Н.А. Бердяев.

Консерваторы скептически оценивали К.П. Победоносцева. «Он как мороз: препятствует гниению; но расти при нем ничего не будет. Он не только не творец; он даже не реакционер…мороз; я говорю, сторож; безвоздушная гробница». К.П. Победоносцев писал, что «история свидетельствует, что самые существенные, плодотворные для народа меры и преобразования исходили из центральной воли государственных людей» (Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. – М.: Наука, 1993. – С.61). А между тем силой своего влияния на монарха он стремился мешать этим государственным деятелям осуществлять преобразования.

Победоносцев – приверженец сословных привилегий дворянства, сильной власти. Все же важнейшей ценностью считал соблюдение закона. «Ведь закон – писал он, с одной стороны – правило, с другой стороны – заповедь» (Там же. – С.61).

В теоретической общественной мысли консервативного течения особое место занимало творчество К.Н. Леонтьева. Самой значительной работой К. Леонтьева, содержавшей его мировоззрение, является «Византизм и славянство». В ней он признает особую мировую роль России, которая возможна при сохранении и укреплении государственной монархии. Он отвергает конституцию, всеобщее избирательное право, равенство, буржуазный либерализм, демократизм.

Особую ненависть мыслителя вызывали рабочее движение, революционно-демократическая борьба интеллигенции. Глубокая ненависть к «гнилому» Западу сочеталась у него с любовью к традициям монархизма, феодализма. Он ищет варианты «спасения» России от буржуазных начал. Монархия, сословность, церковь – основа цивилизации для К. Леонтьева. «Сильны и могучи у нас только три вещи: византийское православие, родовое, безграничное самодержавие наше, и, может быть, наш сельский поземельный мир» (Леонтьев К. Византизм и славянство // Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX-XXв. – М.: Наука, 1994. – С.249).

Великий русский мыслитель В. Соловьев оценил К. Леонтьева «принципиальным и идейным консерватором, оригинальным и талантливым проповедником крайне консервативных взглядов». К. Леонтьев считал, что народ не должен вмешиваться в государственные дела.

Консерватизм второй половины XIX в. опирался на идеи славянофилов. Большая часть славянофилов относилась критически к существующему режиму, выступала за некоторые свободы, отмену крепостного права, но против заимствования западных политических идей. Однако главным в их поисках было не столько устранение пороков общества, сколько поиск общих идей, согласие народа и его духовность.

Острота классовой борьбы в стране способствовала постоянным колебаниям в правительстве. В это время развивается правительственный либерализм под влиянием революционной борьбы, разрабатывается теория постепенности реформ и мирного разрешения общественных проблем. В разработку этой теории внес вклад историк, профессор Московского и Петербургского университетов К.Д. Кавелин.

Он составил во второй половине 1850-х годов целую программу «того, что у нас должно быть иначе». Программа эта касалась, по его словам, и центрального, и местного управления, и судов, и участия выборных в делах управления. В то же время Кавелин писал: «Я верю в совершенную необходимость абсолютизма для теперешней России, но он должен быть прогрессивный и просвещенный» (Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917г.: Учеб. пособие. – М.: Культура, 1993. – С.401).

В либеральных кругах правительства заметную роль имел военный министр Д.А.Милютин и министр госимущества П.А. Валуев. Они играли активную роль при проведении буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX века. В то же время среди консервативного дворянства, недовольного реформой 1861г., возникло стремление к созданию дворянской конституции, которая закрепила бы их главную роль в жизни страны, диктатуру старого правящего класса. Под руководством министра внутренних дел М.Т.Лорис-Меликова был разработан проект конституции. Александр II одобрил его, но конституция была запрещена самим же Лорис-Меликовым.

Причины запрета

Во-первых, потому что забитое и отсталое население России было не готово к конституционному порядку. К.Д.Кавелин считал, что «Общество должно сперва переродиться, чтобы политические гарантии не обратились в театральные декорации» (Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. – М.: Правда, 1989. – С.153).

Во-вторых, отрицательное отношение к конституции обуславливалось особенностями исторического момента. Конституционализм выступил под флагом дворянской оппозиции к самодержавию, на защиту сословных интересов дворянства, поэтому либералы выступили против него.

В-третьих, самодержавие в союзе с бюрократией способно было осуществить реформы.

Реакционные преобразования 1880-1890 гг. получили название контр- реформ. Своей цели они не достигли, но в то же время обострили отношения между правительством и обществом. Прогрессивные государственные деятели считали необходимым продолжить буржуазные реформы. С другой стороны зрела консервативная оппозиция, которая была всегда против реформ. Эта оппозиция выдвигала требования вернуться к старым порядкам. Прогрессивное направление выражалось в проекте реформ графа М.Т.Лорис- Меликова – министра внутренних дел шефа, корпуса жандармов.

Суть этого проекта состояла в постепенном понижении выкупных платежей, ликвидации временнообязанных отношений, преобразовании податной системы, учреждении кредита для крестьян (Хрестоматия по истории СССР, 1861–1917: Учеб. пособие для пединститутов /Под редакцией В.Г.Тюкавкина. – М.: Про- свещение, 1990. – С.194).

Итак, основная цель консервативного течения – сохранение в стране самодержавия, общественного уклада, закона и порядка, сложившегося в ходе многовековой истории. Окостенелость, неподвижность самодержавия сдерживало капиталистическое развитие страны. Отсюда – непоследовательность, метание от прогрессивных реформ к контрреформам.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»