Разведка великобритании ми 6. Секретная разведывательная служба

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Внешняя разведка всегда была, есть и будет той силой, которая обеспечивает стабильность любого государства. Конечно, методы подобных подразделений существенно отличаются от тех, которые используются правоохранительными органами государств, однако именно благодаря внешней разведке любая страна может предвидеть наступающую угрозу и предупредить её.

Сегодня наиболее мощными и дееспособными разведывательными службами являются ЦРУ (США), ФСБ (РФ) и МИ-6 (Великобритания).

Что касается последней, то о её существовании практически никто не знал вплоть до конца XX века, когда власти Великобритании официально признали эту службу. До этого времени о МИ-6 ходили самые разнообразные слухи. На сегодняшний день завеса таинственности понемногу рассеивается. Это даёт нам возможность узнать, что на самом деле представляет собой МИ-6 (разведка).

История основания

Английская разведка МИ-6 была создана в 1909 году. На том далёком этапе служба была сформирована в виде специального бюро совместными силами Адмиралтейства (высшее командование военно-морских сил) и Военным министерством. Как мы понимаем, на этом этапе задачи бюро были достаточно размытыми. Лишь через пару лет оно стало специализироваться на внешней разведке и контрразведке. Уже в 1914 году данная специализация полностью закрепилась за бюро. Основным толчком к созданию подобного разведывательного органа была нарастающая мощь Германской империи. Создание мобильной сети шпионов позволило бы постоянно получать информацию о состоянии германской армии.

МИ-6 во времена Первой мировой войны

Существует множество легенд по поводу того, как действовала МИ-6 (разведка) во времена Первой мировой войны. Большая часть материалов этого периода засекречена, что не даёт возможности говорить о событиях столетней давности с уверенностью. Тем не менее достоверно известно, что британская разведка МИ-6, а точнее, её сотрудники, активно работала на территории России, Германской империи и других стран Европы.

Вторая мировая война

Намного больше информации есть о том, как действовала разведка Великобритании МИ-6 во времена Второй мировой войны. Прежде всего, нужно вспомнить о знаменитом Управлении специальных операций, которое было создано и подчинялось лично ему. Управление сформировалось на основе специальной диверсионной секции разведывательной службы.

Оно занималось саботажем, а также организовывало диверсии в глубоком тылу противника и на оккупированных территориях. Сегодня известно о большом количестве операций УСО в таких странах, как Франция, Греция, Нидерланды, Бельгия, Польша, Югославия, Германия, Норвегия и СССР. Что касается последнего, то об операциях на территории этого государства известно очень мало, хотя офис УСО находился во времена войны в Москве. Его возглавлял Джордж Хилл, который работал с коммунистами до

МИ-6 сегодня

На сегодняшний день МИ-6 - разведка, которая является наиболее эффективной и одной из самых засекреченных разведывательных организаций в мире. Сотрудники службы работают под прикрытием во многих террористических организациях, которые существуют на данный момент. Большая секретность объясняется тем, что многие иностранные граждане перестанут сотрудничать с МИ-6, если не будут уверены в секретности своей деятельности.

Таким образом, даже сегодня мало известно об операциях этого ведомства, в отличие от ЦРУ и ФСБ России. Для большей конспирации служба включена в Возглавляется МИ-6 директором, являющимся заместителем министра.

Тем не менее служба подчиняется премьер-министру, а уже непосредственная координация её деятельности происходит через министра иностранных дел. За рубежом МИ-6 имеет около 87 известных резиденций и штаб-квартиру в Лондоне, расположенную по адресу: Набережная Альберта, дом 85. В романах Флеминга о Джеймсе Бонде (агенте МИ-6), «книжная» штаб-квартиранаходилась в Риджент-парке. В действительности разведывательная служба там никогда не располагалась.

Структура ведомства

МИ-6 является структурным ведомством, состоящим из пяти основных директорий, а именно:

1. Директория административно-кадрового обеспечения. По сути, этот элемент отвечает за подбор новых кадров на службу короне, а также занимается другими административно-управленческими вопросами.

2. Директория подготовки разведывательной информации. Это в котором фильтруется вся получаемая в МИ-6 информация, а также готовятся отчёты и другая необходимая документация.

3. Директория контролёров состоит из нескольких региональных оперативных отделов английской разведки. Данная директория является одной из самых мобильных в МИ-6.

4. Директория внешней контрразведки и безопасности. Отдел занимается разработкой иностранных спецслужб, а также обеспечивает безопасность деятельности своих агентов.

5. Наиболее засекреченным отделом является директория специальной разведки. Официально она обеспечивает агентуру МИ-6 новшествами в мире шпионажа, хотя существует множество слухов о специальной внешнеразведывательной деятельности директории.

Помимо перечисленных структурных элементов МИ-6, разведка Англии имеет отдел советников по вопросам, касающимся международных отношений. Количество личного состава МИ-6 не известно и по сей день, так как данная информация является Следует отметить тот факт, что МИ-6 (разведка, фото структуры которой представлено в статье), никогда не опубликовывает данные о своей деятельности в СМИ.

Кого берут на службу в английскую разведку?

Разведывательная служба Великобритании МИ-6 - наиболее престижное ведомство. В неё активно привлекаются выходцы из аристократических семей, военные различных выпускники Кембриджского и Оксфордского университетов, военнослужащие САС, полицейские, а также кадровый состав Министерства иностранных дел. Следует учитывать тот факт, что МИ-6 - это прежде всего шпионская организация, а не военная разведка. Поэтому к сотрудникам выдвигаются специфические требования, наряду с достаточным уровнем и моральными качествами.

Правовая основа деятельности

До 1994 года деятельность МИ-6 не имела правовой основы в Великобритании. Однако после принятия закона «О разведывательных службах» определённый правовой регламент появился. В этом нормативном акте чётко прописано определение разведывательной деятельности, а также описывается право спецслужб на осуществление деятельности в интересах государства. Помимо этого, закон снимает с сотрудников разведывательных служб ответственность за действия, которые в Великобритании считаются преступлениями, если они осуществлялись в интересах государства и его безопасности. Законом предусмотрено создание специального комитета при парламенте, который должен контролировать деятельность спецслужб, а также следить за распределением бюджетных средств на их содержание.

Заключение

Итак, мы рассмотрели структуру, правовую основу и аспекты деятельности специальной разведывательной службы МИ-6. Учитывая большой уровень секретности, многие интересные данные об этом ведомстве все ещё не известны. Будем надеяться, что со временем завеса тайны приоткроется.

И именно благодаря тому, что сбор секретной информации является очень важным занятием, во многих странах мира секретные агентства играют очень важную роль. Провалы секретных заданий могут привести к ужасным последствиям (атака 11 сентября – один из таких примеров), в то время как успешные операции помогают стране избежать многих трагедий.

Представляем вашему вниманию десятку лучших, по нашему мнению, секретных мировых агентств современности. Обратите внимание на то, что здесь приведены существующие в настоящее время агентства (просим прощения у фанатов КГБ).

Номер 10 – КСРС (Канада)

Канадская секретная разведывательная служба (КСРС) была образована в 1984 на основе Королевской канадской конной полиции. Как ЦРУ и MI6, служба КСРС была образована как гражданское агентство, не связанное с военными или полицией. Канадские секретные агенты работали как внутри страны, так и за ее пределами.

Они старались отслеживать и предотвращать угрозы безопасности Канады. КСРС попала под критику после трагедии 1985 года, когда был сбит самолет Air India Flight 182, на борту которого находилось 280 граждан Канады. Официальные лица КСРС заявили, что в результате нескольких стратегических ошибок были потеряны данные "черных ящиков". До настоящего момента никто не привлечен к ответственности за данный инцидент.

Чем можно гордиться: C 1988 по 1994 год агент КСРС Грант Бристоу (Grant Bristow) был внедрен в канадское движение белого превосходства и стал начальником безопасности "Фронта Наследия" – самой известной организации белого превосходства в Канаде. Деятельность Бристоу привела к нескольким арестам и позволила предотвратить несколько "актов возмездия". Его прикрытие была раскрыто в 1994 году журналистом из Торонто.

Номер 9 – АСРА (Австралия)

Австралийское секретное разведывательное агентство (АСРА) было образовано в 1952 году. В его обязанности входил сбор секретной информации, контрразведка и особенно, противодействие другим разведслужбам мира.

Совсем недавно правительство Австралии опубликовало оспариваемый иск, который позволяет АСРА сотрудничать с другими организациями (вроде ЦРУ) в различных полувоенных операциях, но при этом агенты АСРА не должны лично принимать в них участие.

Деятельность агентства АСРА несколько раз подвергалась критике, включая один инцидент в 1994 году, когда его обвинили в том, что агентство в тайне от всех держало у себя личные дела тысяч австралийских граждан.

Чем можно "гордиться": В 1983 году во время тренировочной операции в отеле "Шератон" (Мельбурн) нежелательное внимание общественности привлекло обычное низкопрофильное агентство. То, что начиналось, как проверка готовности организации к спасению зарубежного агента секретной службы, превратилось "тотальное освобождение".
Участвующие в тренировке агенты оказывали давление на служащих и гостей отеля, и применяли физическую силу к менеджеру отеля, выполняя тем самым "свою миссию".

Номер 8 – ПИА (Индия)

Агентство внешней разведки Индии – подразделение изучения и анализа (ПИА) было образовано в 1968 году, как результат большого недостатка в разведданных, которые требовались во время войн с Пакистаном и Китаем.

В отличие от большинства западных агентств ПИА было образовано, как одно из подразделений федерального кабинета Индии и не несет никакой ответственности перед парламентом Индии. Большинство внимания ПИА в последнее время сконцентрировано на соседе Индии Пакистане.

Во время Каргиловой войны в Кашмире в 1999 году ПИА установило связь между пакистанской разведкой и террористическими группами, а также проникло практически во все военизированные подразделения долины Кашмира.

Чем можно гордиться: ПИА сыграло значительную роль в образовании Бангладеш в 1971 году. Агентство помогло поднять волну раздражения правящим режимом среди населения Бангладеш (тогда эта страна была частью Пакистана и называлась Восточным Пакистаном), что привело к образованию партизанской армии Бангладеш.
ПИА под прикрытием проникли в Восточный Пакистан и провели ряд секретных операций, что и помогло победить пакистанскую армию.

Номер 7 – МОССАД (Израиль)

Предельно активное разведывательное агентство Израиля (МОССАД) занимается сбором разведданных, противодействием терроризму и различными секретными операциями.

Директор агентства отвечает напрямую главе государства – премьер-министру. МОССАД является гражданской службой, у его сотрудников нет никаких военных званий, хотя большинство из них служили в вооруженных силах Израиля (это является обязательным).
Самым известным подразделением МОССАД-а является "Отдел специальных операций" или "Metsada". Metsada отвечает за несколько убийств, проведение военных операций, саботажи и психологическую войну.

Чем можно гордиться: В 1960 году агенты МОССАД-а узнали, что Адольф Ейхманн (Adolf Eichmann) – известный нацистский преступник, проживал в Аргентине под именем Рикардо Клемента (Ricardo Klement). Он был выкраден из страны группой агентов МОССАД-а и перевезен в Израиль, где был осужден и казнен.

Номер 6 – ФСРК (Германия)

Агентство-предшественник Федеральной службы разведки и контрразведки (ФСРК) Германии было образовано до Второй мировой войны и было предназначено для слежения за Советским Союзом.
В настоящее время агентство является своеобразной "системой раннего предупреждения" немецкого правительства о появлении потенциальных угроз безопасности страны (прослушивание телефонных разговоров и электронное наблюдение за службой международной связи).

Годовой бюджет ФСРК очень велик и превышает 430 миллионов евро. ФСРК было впутано в несколько недавних внутренних скандалов, имеющих отношение к прослушиванию телефонных разговоров и наблюдению за журналистами, кроме того, они использовали репортеров в качестве шпионов.

Чем можно гордиться: Во время войны в Ираке в 2003 году правительство германии отказало президенту США Джорджу Бушу в предоставлении военных подразделений для участия в коалиции. В то же время, отличились два агента ФСРК, которые передали копии планов обороны Багдада, которые были разработаны Саддамом Хуссейном, еще за месяц до вторжения.

Номер 5 – МСР (Пакистан)

Плохое взаимодействие между армией, ВМС и ВВС во время Индо-пакистанской войны в 1947 году через год привело к образованию Межслужбенной разведки (МСР). С того времени влияние агентства постоянно растет, благодаря влиянию пакистанских лидеров.

С момента 11 сентября МСР активно сотрудничало с ЦРУ для предотвращения террористических актов, проводимых как Аль-Каидой (Al-Qaeda) и движением "Талибан", так и местных террористов Пакистана. МСР обманчиво активное и сильное агентство, которое известно благодаря своей манере вести "невидимые" войны.

Чем можно гордиться: В 1980 году МСР предотвратила попытку заговора против президента Пакистана, генерала Мухаммеда Зиа-ул-Хака (Muhammad Zia-ul-Haq) во время национального парада.

Заговорщики, среди которых были и высокопоставленные военные начальники, планировали осуществить кровавый переворот в стране и заменить существующее правление экстремистским исламским правительством. МСР арестовала предполагаемых заговорщиков и их сторонников до начала планируемого переворота.

Номер 4 – ГДВБ (Франция)

Генеральная дирекция внешней безопасности (ГДВБ) была образована относительно недавно, в 1982 году на замену службе внешней контрразведки SDECE. Дирекция отвечает за сбор секретной информации и проведение превентивных мер по обнаружению и нахождению деятельности агентов других стан мира, направленных против интересов Франции.

Хотя агентство является низкопрофильным, но это не помешало им провести бомбежку флота "ГРИНПИСа", которые протестовали против проведения Францией ядерных испытаний. Благодаря деятельности правоохранительных органов Новой Зеландии заговор был разоблачен. Были арестованы двое агентов ГДВБ, которые были признаны виновными в гибели журналиста, который утонул в том инциденте.

Чем можно гордиться: Агентство ГДВБ быстро продемонстрировало чего оно стоит. В 80-х годах была разоблачена группа советских шпионов, занимающихся сбором информации о технических разработках западных стран для СССР. Это до сих пор является самой крупной группой секретных агентов промышленного шпионажа, которые когда-либо были раскрыты в Европе или США.

Номер 3 – ГРУ (Россия)

Когда мы думаем о российской разведке, обычно вспоминается КГБ. Однако КГБ было распущено Борисом Ельциным в 1995 году, в то время как еще более старое Главное разведывательное управление (ГРУ) продолжало работу, несмотря на падение СССР. ГРУ было образовано в 1918 году Владимиром Лениным, и занималось всеми вопросами военной разведки.

С того времени ГРУ принимало участие во многих значимых антинациональных восстаниях в Восточной Европе. Если верить словам бывшего агента, ГРУ создало в США ряд тайных складов оружия, которые доступны российским спецагентам.

Чем можно гордиться: Деятельность ГРУ не очень заметна. Но считается, что оно было причастно к покушению на бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева, который до 2004 года жил в Катаре и обвинялся в сотрудничестве с Аль-Каидой. Покушение было совершено в столице Катара – Дохе – прямое попадание бомбы в автомобиль, в котором находился президент.

Номер 2 – MI6 (Великобритания)

Секретная разведывательная служба или MI6 была образована непосредственно перед Первой мировой войной, чтобы следить за деятельностью имперского правительства Германии. За прошедшее время MI6 была вовлечена во все значимые конфликты 20-го и 21-го столетий.

Еще до террористической атаки 11 сентября MI6 активно сотрудничало со своими американскими коллегами и делилось секретными разведданными, а также принимало активное участие в секретных операциях. MI6 при содействии ЦРУ принимало участие в свержении нескольких правящих мировых режимов, самым известным из которых были революции в Конго в 1961 году и Иране в 1953 году.

Чем можно гордиться: Если не обращать внимание на истории об агенте 007, самой успешной операцией MI6 в последнее время стало освобождение заложников в Ливане в 80-х годах. В частности, благодаря агентам MI6 возник серьезный внутренний конфликт внутри парламентских групп Ливана, что не позволило больше удерживать заложников.

Номер 1 – ЦРУ (США)

Центральное разведывательное агентство (ЦРУ) было образовано 1947 году. Деятельность агентства включает следующие три основные функции:
1) Получение и анализ информации об иностранцах,
2) Пропаганда и общественные отношения,
3) Секретные операции, касающиеся безопасности президента.

Во времена холодной войны ЦРУ получило большую свободу действий, поскольку американское правительство считало, что подобная свобода необходима успешного противостояния КГБ.
В результате, ЦРУ принимало участие во многих успешных операциях и неудавшихся попыток устранения ненужных лидеров стран. Самыми известными среди них были операции в Чили и Конго (успешные), а также на Кубе (неудачно).

Чем можно "гордиться": Вторжение в бухту Свиней, возможно, является наиболее значимым, но проект "BLUEBIRD" (фильмы про агента Джеймса Борна с участием Мэта Дэймона) более шокирующий. С 1951 по 1953 года ЦРУ проводило эксперименты, связанные с контролем человеческого разума, в рамках которого проводилось исследование процесса создания новой человеческой личности (или нескольких) и замены памяти. С этой целью в мозг человека помещались электроды, которые позволяли контролировать его поведение при помощи дистанционных передатчиков, и использовалось лечение электрошоком для стирания памяти.

Тссс…тихо. Это секрет

Как вы уже поняли, разведка это не только точные науки. В ней наряди с успешными операциями, случаются и провалы. Сбор разведданных и секретные операции являются чрезвычайно рискованными, для которых кроме трезвого расчета (зачастую все строиться на догадках) нужно очень много удачи.

А провалы, вроде неудачных попыток устранения Фиделя Кастро в 60-х года, только подтверждают тот факт, что операции не всегда проходят так гладко, как в фильмах про Джеймса Бонда.

Учитывая темпы возрождения России, уже скоро данный список будет видоизменён;).


Правительственный комитет по разведке Вышестоящее ведомство МИД Великобритании Штаб-квартира Число сотрудников гостайна Великобритании Годовой бюджет гостайна Великобритании Ответственный министр
А. Янгер Сайт www.sis.gov.uk Аудио, фото, видео на Викискладе

Образование

Объединенная служба внешней разведки Великобритании берет свое начало из Разведуправления (Secret Service Bureau) Правительственного комитета обороны и Главного управления разведки Сухопутных войск . Сформированное в 1909 г. РУ Комитета обороны включало разведывательный и контрразведывательный отделы с небольшим по численности аппаратом. Начальником разведотдела по рекомендации РУ ВМС был назначен капитан 2-го ранга М. Камминг , отдела безопасности - генерал-майор В. Келл . В связи с финансовыми и кадровыми сложностями поддержания нескольких параллельных спецслужб РУ Комитета обороны было слито с ГУР Сухопутных войск . Капитан 2-го ранга М. Камминг стал начальником 6-го, а генерал-майор В. Келл - 5-го управления. Разведка Сухопутных войск на тот момент имела в составе 19 функциональных управлений.

Главное управление разведки Сухопутных войск

Структура

№ управления Функции
1-е Шифровальной службы
2-е Военно-статистическое
(колонии
З. полушарие
СССР, Скандинавия (до 1941 г.)
3-е Военно-статистическое
(страны Европы
СССР, Скандинавия (с 1941 г.)
4-е Топографическое
5-е Военная контрразведка
6-е Разведывательное
(после организации СИС группа связи)
7-е Военная пропаганда
8-е Радиоперехват
9-е Опрос вернувшихся из плена военнослужащих
10-е Разведка техническими средствами
(с 1949 г. Центр правительственной связи)
11-е Военная полиция
12-е Военная цензура
13-е Спецоперации
14-е Военно-статистическое
(Германия
и оккупированные территории )
15-е Видовая разведка
и аэрофотосъёмка (с 1943 г. РУ ВВС)
16-е Научно-техническая разведка
17-е Секретариат
18-е Для использования
в литературе
без разглашения гостайны
19-е Опрос военнопленных
JIS Группа связи с
Правительственным комитетом по разведке
L (R) Группа связи с атташатом в СССР

Руководство

В связи с традицией руководства госведомств помечать документы своими инициалами, первый начальник 6-го управления М. Камминг помечал документы своим инициалом «Си» в зеленых чернилах. Впоследствии инициал «Си» стал неофициальным обозначением должности начальника внешнеполитической разведки . Начальник военной контрразведки (5-го управления) генерал-майор В. Келл помечал документацию управления инициалом «К», но не был столь известен, как бросавшийся в глаза инвалид М. Камминг .

Первая мировая война

Реорганизация разведки Сухопутных войск

В 1916 году по политическим и финансовым причинам было принято решение о переподчинении спецслужб Сухопутных войск гражданским ведомствам. 1-е управление было передано из состава Министерства Сухопутных войск в ведение Главного штаба ВМС (Адмиралтейства), 6-е - Министерства иностранных , 5-е - Министерства внутренних дел с финансированием спецслужб через бюджеты ВМС и двух гражданских министерств, а не Сухопутных войск . В ведении ГУР Сухопутных войск оставались управления военной пропаганды, спецопераций и работы с военнопленными. В 1920 г. выведенные из состава ГУР Сухопутных войск управления получили обозначения:

  • 1-е - «Училища шифровальной службы» МИД
  • 5-е - «Службы безопасности» МВД
  • 6-е - «Службы разведки» МИД

Служба разведки Министерства иностранных дел

1920-30-е гг

В 1923 году после смерти капитана 1-го ранга М. Камминга с должности начальника РУ ВМС на должность начальника службы внешнеполитической разведки был переведен адмирал Х. Синклер . Под его руководством началось расширение аппарата внешнеполитической разведки, ввключавшее создание новых управлений:

Управление нелегальной разведки «Z»

Резидент СИС в Риме в 1930-х годах подполковник К. Дэнси отметил, что ко времени его вступления в должность прикрытие офицеров разведки в посольстве в качестве «сотрудников паспортной службы» было в основном раскрыто противником, и его должность резидента не вызывала сомнений у итальянской контрразведки. Кроме этого, в резидентурах политической разведки работало много профессионалов Генштаба Сухопутных войск , которые были компетентными разведчиками-аналитиками, но не всегда надежно владели методами подпольной работы за рубежом.

После возвращения из Италии и назначения на должность заместителя начальника службы подполковник Дэнси предложил руководству в работе делать упор на использование не посольских, а деловых связей в мире бизнеса, который не подвергался столь пристальному вниманию контрразведки, в том числе привлекая для работы и бизнесменов, имевших дружественное гражданство США, а не подданство Великобритании. По предложению Дэнси в СИС было организовано управление нелегальной разведки «Z», использовавшее в работе за рубежом прикрытия как международных торговых фирм, так и индивидуальных предпринимателей и финансистов. К 1936 г. личный и агентурный состав управления «Z» насчитывал до 200 чел. Среди сотрудников управления «Z» числился, например, британский режиссёр венгерского происхождения А. Корда , чью международная киностудия «Лондон филмз» нередко использовалась в качестве неофициального прикрытия сотрудников разведки.

Смена руководства СИС

Захват резидентуры СИС в Нидерландах

Важнейшими европейскими разведцентрами СИС являлись резидентуры в Гааге и Брюсселе, которые являлись основными связными пунктами между другими европейскими точками и лондонским центром. Резидентура в Гааге имела двух старших офицеров, один из которых будучи сотрудником управления «Z» без дипломатического прикрытия, имел связи в правительственных кругах и королевской семье Нидерландов, а старший офицер посольской резидентуры обеспечивал связь европейских точек с Центром. Пытаясь найти подход к резидентуре СИС на ближайшей к Германии нейтральной территории, в сентябре 1939 г. отдел контрразведки службы безопасности СС под руководством майора В. Шелленберга , якобы с целью избежания всеевропейской войны, внес предложение о начале переговоров на тему смещения А. Гитлера мирным или насильственным путем, прекращения вторжения в Польшу и преобразования сложившегося режима при помощи союзников.

С самого начала переговоров целью контрразведчиков СС был захват британских разведчиков в зоне германо-голландской границы, для чего не представлялось возможности, поскольку сотрудники резидентуры появлялись в приграничной зоне только в сопровождении сотрудников разведки и полиции Нидерландов. Через месяц после начала переговоров оба сотрудника гаагской резидентуры и сотрудник 3-го управления Генштаба Нидерландов на одной из встреч в приграничном г. Венло были захвачены группой спецназа СС и вывезены на территорию Германии. Тяжело раненный сотрудник 3-го управления Генштаба Нидерландов скончался в госпитале на германской территории в г. Дюссельдорф .

Сотрудники гаагской резидентуры СИС были осуждены германским военным судом за шпионаж с отбыванием срока в концентрационном лагере, откуда они были освобождены лишь с наступлением союзников в 1945 г. Таким образом, одна из главных европейских резидентур СИС была полностью парализована в самом начале Второй мировой войны в Европе. Важным моментом в ходе первой фазы войны явилось то, что гитлеровская Германия получила формальный предлог для оккупации территории нейтрального Нидерландского королевства в связи с тем, что на ней активно работают спецслужбы Великобритании.

Работа в Западном полушарии

С весны 1940 году в США (г. Нью-Йорк) был сформировано так называемое «Управление безопасности» СИС (British Security Co-ordination/BSC) по США и Канаде для контакта со спецслужбами США (на тот момент 2-м управлением Генштаба Сухопутных войск и РУ ВМС США). В сотрудничестве с посольской резидентурой СИС и аппаратом военных атташе в США Управление безопасности по США и Канаде оказывало помощь в формировании Управления стратегических служб (УСС) США

Вторая мировая война

В начале Второй мировой войны Великобритания сконцентрировала усилия не только на агентурной разведке в тылу противника, но и диверсионно-силовых акциях, радиоперехвате линий связи противника и массовой дешифровке шифрограмм оперативного значения.

Правительственная программа радиоперехвата

Для организации крупного вычислительного центра и полномасштабной программы радиоперехвата всех каналов стратегической связи Вооруженных сил гитлеровской Германии с 1941 г. Училищу шифровальной службы МИД была выделена территория в пригороде Лондона н.п. Блечли (т. н. ВЦ «Блечли-парк»). Основной задачей правительственного дешифровального ВЦ была разработка и внедрение новейших на то время компьютерных методов дешифровки данных, зашифрованных германскими электронными шифровальными средствами . Вся информация, получаемая специалистами ВЦ дешифровальной службы передавалась специальным управлением СИС в Объединённый комитет правительства по разведке для дальнейшего распределения по запросам ВМС и Сухопутных войск .

Правительственная контрразведывательная программа «20»

С началом военных действий в Европе и далее воздушной войны с континента против метрополии, правительство Великобритании приняло к исполнению контрразведывательную программу «20» («ХХ»), по которой в задачи Службы безопасности МВД входили выявление и перевербовка агентурной сети гитлеровской Германии в Великобритании. Основной целью операции было использование выявленной агентуры для передачи германскому командованию дезинформации о положении в метрополии. Контрразведывательная программа «20» координировалась специалистом Корпуса военной разведки Сухопутных войск и зам. начальника Службы безопасности МВД Д. Мастерманом . Ключевым моментом в организации превентивной широкомасштабной операции на территории метрополии явился доступ контрразведывательных органов Службы безопасности МВД к материалам ВЦ Училища шифровальной службы МИД .

После начала боевых действий в Европе органы Службы безопасности МВД за короткий период арестовали более двадцати человек из числа выявленной германской агентуры на территории метрополии. Следствие по делам арестованной агентуры велось в 20-й тюрьме МВД в р-не Ричмонд в З. Лондоне. Для непосредственной организации разведигры с участием перевербованной агентуры в управлении «Б» (контрразведки) Службы безопасности МВД был создан отдел дезинформации № 1А под руководством опытного оперативного сотрудника Т. Робертсона .

Работа в гитлеровской Германии

Вплоть до начала Второй мировой войны резидентура СИС в Берлине обменивалась информацией с разведкой и контрразведкой службы безопасности СС по вопросам противодействию деятельности Коминтерна в Европе. Резидент СИС в Берлине Ф. Фоли считал свои взаимоотношения с коллегами из Службы безопасности СС вполне дружескими.

Правительственная программа специальных операций в оккупированной Европе

В военное время на базе 13-го управления ГУР Сухопутных войск и управления «D» СИС было сформировано т. н. Управление специальных операций (УСО), занимавшееся разведывательно-диверсионной деятельностью на оккупированных территориях в Европе. УСО было расформировано в 1946 г. в условиях мирного времени, часть бойцов диверсионных групп была переведена на работу в СИС. С 1940 г. сотрудником центра УСО по подготовке диверсионных групп в недалеко от пр. Кале являлся К. Филби .

Работа в Западном полушарии

Работа в Восточноазиатском регионе

Для противодействия в С. Африке и на Ближнем Востоке гитлеровской Германии и Императорской Японии в Юго-восточной Азии было сформировано Управление связи СИС по Б. и Д. Востоку (Interservice Liaison Department/ISLD) с главными резидентурами в Индии (г. Дели) и Египте (г. Каир) .

Правительственная программа аэрофоторазведки

С 1940 г. на базе 4-го (топографического) и 15-го (воздушной разведки) управлений ГУР Сухопутных войск был сформировано управление видовой фоторазведки (Photographic Development Unit/PDU), перед началом боевых действий в Европе развернутое в Центральное управление анализа материалов фоторазведки (Central Interpretation Unit/PIU/CIU). После войны управление было развернуто в Центр видовой разведки Сухопутных войск и ВВС.

СИС в 1940-1980-х гг

СИС в послевоенное время

Сразу после освобождения территории СССР и выхода частей РККА на государственную границу в 1944 г. в составе СИС было восстановлено расформированное в 1941 г. 9-е (антикоминтерновское) управление для противодействия советской разведке в Европе. Начальником 9-го управления был назначен сотрудник управления спецопераций К. Филби , позже направленный руководителем в посольские резидентуры СИС в Турции (г. Анкара) и США (г. Вашингтон).

Летом 1945 года на контакт с резидентурой СИС в Анкаре инициативно вышел сотрудник генконсульства СССР К. Волков , предложивший выдать сотрудникам СИС список советской агентуры в аппарате госслужбы Великобритании. Контакт с советским дипломатом в Турции был доложен резидентурой начальнику 9-го управления К. Филби , который вышел на связь с лондонской резидентурой НКВД и предупредил советскую разведку о предательстве . К. Волков был спешно вывезен из Анкары в Москву и осужден.

В 1946 г. оперативные отделы были формально сведены в т. н. «добывающее» («Production Sections», «Directorate of Production»), а информационные - в «запросное» («Requirements Sections», «Directorate of Requirements») управления. В ведение СИС были переданы аппарат и агентура расформированного УСО .

Большой ущерб работе СИС в военные и послевоенные год нанес тот факт, что начальник управления спецопераций и контрразведывательного управления К. Филби являлся агентом советской разведки. Он продолжал агентурную деятельность и после перевода из лондонского аппарата резидентом в Анкару и затем в Вашингтон (США). В послевоенный период советской разведке удалось получить с его помощью информацию о совместных спецоперациях США и Великобритании против СССР с территории Турции и Албании, а также о всех подробностях работы ЦРУ США в Вашингтоне. Филби был уволен из СИС по служебному несоответствию после того, как его однокурсник и коллега по МИД Д. Маклин и коллега по СИС Г. Берджесс бежали из Великобритании в СССР при содействии советской разведки .

Современная структура СИС

Оперативные управления

Расположение СИС

Исторически спецслужбы Великобритании находились в правительственном квартале Вестминстер (в районе Букингемского дворца и парламента, позже на ул. Уайтхолл).

Вестминстер (1909-1919 гг.)

Вестминстер (1926-1996 гг.)

В 1926 г. разведка и криптографическая служба Сухопутных войск были переведены обратно в Вестминстер на ул. Бродвей , д. 54 (рядом с Главным управлением метрополитена). В 1964 г. для СИС было построено новое высотное здание «Сентюри» на ул. Воксхолльского моста .

Главный корпус СИС (1996- н.вр.)

В 1995 году по проекту архитектора Терри Фаррелла для СИС Министерства иностранных дел недалеко от здания 1960-х гг. было построено новейшее здание на набережной у Воксхолльского моста . Здание СИС можно увидеть в кадрах фильмов о Джеймсе Бонде : «Золотой глаз », «И целого мира мало », «Умри, но не сейчас », «Казино „Рояль“ », «007. Координаты: „Скайфолл“ », а также в сериале «Призраки » о работе MI5 , сериале BBC «Шерлок » и мини-сериале «Ночной администратор ». В фильме 007: Спектр здание СИС взорвано.

Список руководителей

No. Чин Знаки различия Имя Портрет В должности Прав.
награды
1 Капитан
1-го ранга
М. Камминг 1909-23 гг.
2. Адмирал Х. Синклер 1923-39 гг.
3. Генерал-майор С. Мензис 1939-52 гг.


4. Генерал-майор Д. Синклер 1953-56 гг.
Как королевская служба английская разведка начала складываться еще в период становления Британской империи? Ее создание было обусловлено, прежде всего, потребностями государственной колониальной внешней политики важнейшей торговой и морской державы Европы.

В марте 1909 г. премьер-министр Великобритании рекомендовал Комитету обороны империи обратить особое внимание на угрозу, исходящую от разведки Германии, и соответственно реорганизовать национальную спецслужбу. На основании рекомендаций премьера были подготовлены инструкции по созданию Бюро секретных служб при Иностранном департаменте Комитета обороны империи, датой основания которого стало 1 октября

Непосредственными основателями нового ведомства были капитан Вернон Келл и легендарный одноногий моряк капитан Мэнсфилд Камминг. Последний и стал руководителем Иностранного отдела Бюро секретных служб. Так в те годы называлась прародительница современных западных разведывательных служб. В честь Камминга всех последующих директоров британской разведки в переписке и беседах стали сокращенно именовать «С».

Так, на волне страхов перед лицом немецкой агрессии была создана специальная разведывательная служба, которая стала основой для будущей Сикрет интеллидженс сервис. Первоначально она получила сокращенное название МИ-1с. После первой мировой войны это ведомство сменило индекс на МИ-6. Перед новой организацией была поставлена цель: «осуществление позитивной разведывательной деятельности», что означало сбор и анализ информации. После этого главными функциями МИ-6 стали добывание секретной информации по военным, политическим, экономическим, научно-техническим и другим проблемам, представляющим государственный интерес, а также проведение тайных операций по оказанию выгодного для Великобритании влияния на внешнюю и внутреннюю политику других стран. Эта организация в целях прикрытия традиционно находилась в структуре Министерства иностранных дел и по делам Содружества (Форин оффис).

Наиболее сильное влияние на становление британской спецслужбы, несомненно, оказал Уинстон Черчилль, который стал премьер-министром в 1940 г. К этому времени он уже обладал большим опытом в политике, военных и военно-морских вопросах. После окончания Королевского военного колледжа в Сандхерсте в 1885 г. он успел пройти службу в армии, был военным корреспондентом, членом парламента, позже — министром военного снабжения, военным министром, министром авиации, а также министром колоний.

Секретная разведывательная служба

Секретная разведывательная служба, действовавшая в рамках Форин оффиса, была полностью законспирирована. Она была известна определенному кругу лиц как 6-й отдел военной разведки (МИ-6). Одной из причин того, что в Великобритании долгое время скрывался сам факт существования МИ-6, являлась естественная щепетильность вопроса дипломатической «крыши» для шпионов.

Современная служба британской разведки представлена пятью директоратами или управлениями, главное из которых — оперативное.

Управление оперативной работы осуществляет руководство деятельностью всех заграничных и «лондонских» резидентур. Его структура построена по регионально-географическому принципу. Основными направлениями в деятельности управления являются сбор информации, касающейся внешней и внутренней политики иностранных государств, включая сведения экономического характера; военных доктрин и строительства вооруженных сил иностранных государств; терроризма и международной организованной преступности, в частности маршрутов нелегальной доставки наркотиков и практики легализации «грязных денег».

В своей деятельности управление руководствуется заданиями правительства и Объединенного разведывательного комитета при кабинете министров. Оно оказывает содействие проведению внешнеполитического курса Великобритании на международной арене и ее политике в военной области, включая операции нелегальной разведки. В состав оперативного управления СИС/МИ-6 входят регионально-географические отделы (всего семь).

Британский территориальный отдел

Первый отдел оперативного управления осуществляет руководство разведывательной работой, проводимой на территории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, занимается вербовкой источников информации из числа лиц, представляющих интерес для других оперативных отделов МИ-6. Объектами первого отдела главным образом являются иностранцы, приезжающие в Англию на достаточно продолжительный срок. К этой категории относятся сотрудники постоянных дипломатических представительств иностранных государств, ученые, специалисты, аспиранты и студенты, моряки и сотрудники авиакомпаний и т.д. Поэтому лондонской резидентурой отдела разработана система наблюдения за зарубежными дипломатами и другими иностранцами, представляющими разведывательный интерес.

Объектами вербовки из числа британских подданных являются те, кто выезжает в страны потенциального противника. К ним относятся ученые, специалисты, журналисты, другие лица, имеющие определенные связи за границей. Естественно, что при этом МИ-6 больше интересуется политической разведкой.

При проведении вербовочных операций сотрудники отдела пользуются прикрытиями государственных и частных организаций Великобритании, такими как Британский совет, многочисленные СМИ, переводческие и консалтинговые бюро, ассоциации туризма, отвечающие за различные виды обменов на международном уровне.

Европейский отдел

Второй отдел управления традиционно специализируется на европейских странах и осуществляет координацию разведывательной деятельности против союзников по ЕС. Его сотрудники работают под дипломатическими прикрытиями в посольствах Великобритании и Германии, а также во Франции, Италии, Испании, Швейцарии. В странах, являющихся сферой деятельности второго отдела, оперативная работа традиционно строится в контакте с местными службами. Формальное взаимодействие с европейскими партнерами, особенно с разведками стран НАТО, МИ-6 осуществляет по каналам связи второго отдела с европейским штабом ЦРУ, расположенным во Франкфурте-на-Майне.

Внешняя сторона сотрудничества натовских разведок не является препятствием для ведения ими вербовочной работы с целью перехвата источников информации. Сотрудники второго отдела, в свою очередь, не стесняются осуществлять прямые разведывательные операции против европейских партнеров Великобритании.

Группа русской орбиты

Третий отдел оперативного управления был сформирован еще в середине 20-х гг. В период существования Советского Союза он отвечал за разработку объектов стран Восточного блока («Группа русской орбиты»). Отдел должен был обеспечивать координацию деятельности на этом направлении всех национальных (правительственных) учреждений и всех подразделений разведки. Особо тесный контакт поддерживался с департаментом, отвечавшим в МИ-6 за выработку заданий.

В период Второй мировой войны информация о самом существовании третьего отдела, работающего против СССР, была классифицирована как совершенно секретная. Однако главным лицом, ответственным за борьбу с коммунистическим проникновением, в этот период был советский разведчик Ким Филби.

После того как Черчилль в 1946 г. провозгласил в своей речи в Фултоне политику холодной войны, английская разведка стала основным инструментом психологической войны. Следует подчеркнуть, что наряду со специальными политическими акциями в понятие «психологическая война» руководство МИ-6 включало и акции по террору, диверсиям и саботажу.

Вполне очевидно, что успехи советской разведки в Великобритании в послевоенные годы останутся непревзойденными за всю историю советских и российских спецслужб. Количество и качество агентов, внедренных в этот период в британские разведку, контрразведку, Министерство иностранных дел, другие ключевые ведомства страны, до сих пор не имеют аналогов в истории мирового шпионажа.

Битвы на полях тайных сражений периодически завершались «визовыми войнами», накладывавшими определенный отпечаток на развитие двусторонних отношений СССР и Великобритании. В 1996 г. в ходе парламентских дебатов состоялось обсуждение вопроса о взаимоотношениях с Россией и роли английских спецслужб в этом процессе. Подчеркивалось, в частности, что «Англия не может позволить себе роскошь быть в неведении относительно распространения ядерного, бактериологического и химического оружия с учетом ситуации в России, а также ее взаимоотношений со странами СНГ, Китаем и некоторыми другими государствами Европы и Ближнего Востока». Итак, российское направление останется приоритетным в работе спецслужб Великобритании.

Ближневосточный отдел

Пятый отдел управления оперативной работы всегда считался «ближневосточным». Его резидентуры действуют в Израиле, Сирии, Турции, Иране, Ливане, на Кипре и в ряде других стран.

Долгое время центром напряженности на Ближнем Востоке являлся Ливан. В этой связи в Бейруте размещалась региональная резидентура МИ-6, с позиций которой осуществлялось руководство деятельностью агентурных сетей практически во всех арабских странах. Основная направленность подрывных операций МИ-6 носила антиегипетский и антисирийский характер. В оперативном обслуживании резидентуры находился Ближневосточный центр арабистики МИД Великобритании, расположенный в ливанском городе Шемлан, недалеко от Бейрута.

Несмотря на то что иракская резидентура МИ-6 смогла своевременно выявить попытки Багдада приобрести химическое и биологическое оружие, на пятый отдел тем не менее возлагают вину за то, что британские спецслужбы не смогли предсказать в конце 80-х гг. развитие событий в Персидском заливе. Доказательством неэффективности английской разведки оказалась ее неспособность своевременно сигнализировать о вступлении иракских войск в Кувейт, что нанесло немалый ущерб национальным интересам Великобритании и поставило под угрозу жизнь британских подданных. Результатом разбирательства было заключение о том, что британский МИД проглядел подготовку к вторжению из-за стремления наладить отношения с Багдадом. Кроме того, было подчеркнуто, что западные спецслужбы привыкли традиционно полагаться на сложную электронную технику, что в случае с вторжением Ирака в Кувейт оказалось недостаточным.

Дальневосточный отдел

Шестой отдел — «дальневосточный». Наиболее активной сферой деятельности резидентур этого отдела были Япония, Сингапур, Малайзия, Индонезия, Филиппины. Кроме того, спецслужбы Великобритании для решения проблем в данном регионе традиционно поддерживали контакты с соответствующими ведомствами Австралии, Новой Зеландии. МИ-6 стремилась координировать свою деятельность с тайной полицией и разведслужбами Индонезии (БАКИН), Малайзии, Японии.

Следует сказать, что один из будущих руководителей МИ-6 Колин Маккол начал свое продвижение по служебной лестнице в период работы в Индокитае. С 1958 по 1962 г. Маккол занимал разные посты в Бангкоке (Таиланд) и Вьентьяне, столице Лаоса, где являлся заместителем резидента, а потом и резидентом.

В начале 90-х гг. в структуре МИ-6 создан Отдел глобального контроля планирования и проведения операций по борьбе с международным наркобизнесом, в том числе в государствах Юго-Восточной Азии. К работе отдела были подключены возможности штаб-квартиры правительственной связи (ШКПС), специализирующейся на криптоанализе и перехвате каналов связи иностранных государств. Дальневосточный отдел участвовал в координации деятельности МИ-6, Скотланд-Ярда, Таможенной службы и ШКПС.

Латинский отдел

Седьмой отдел управления считается «латинским». Наибольшая активность его резидентур проявлялась в Аргентине (особенно в период Мальвинского, или Фолклендского кризиса), а также в Уругвае, Сальвадоре, Гватемале, Чили, Бразилии, Мексике и Колумбии.

Скрытым фактором, обеспечившим Англии победу в конфликте 1982 г. с Аргентиной из-за Мальвинских островов, был тайный союз ЦРУ, МИ-6, чилийской военной разведки и израильской разведки «Моссад». Это секретное соглашение дало правительству Тэтчер возможность использовать в период вторжения секретные аэродромы союзников для британских самолетов-шпионов, базы «коммандос» этих стран, шпионские центры и другие важные военные объекты, находящиеся на чилийской территории. Известно, что английская разведка в период Мальвинского конфликта активно использовала агентуру чилийских спецслужб для сбора информации об аргентинских Вооруженных силах. В Пунта-Аренасе были созданы центры, проводившие интенсивную разведку средствами связи с помощью английского электронного оборудования. Они занимались перехватом донесений, направлявшихся аргентинским Вооруженным силам.

Административно-кадровое обеспечение

Административно-кадровое управление призвано осуществлять в структуре МИ-6 штабные функции, решать административно-управленческие и юридические дела, а также руководить вопросами подбора, обучения и расстановки кадров. Кроме того, на управление всегда было возложено финансовое обеспечение деятельности СИС. С 1979 г. к набору персонала в разведку управлением стали привлекаться Комиссия по делам государственных служащих и университетские службы по вопросам трудоустройства. Кредо административно-кадрового управления МИ-6 выражал следующий тезис: «Империя в упадке, но тайная национальная элита сохраняет чистоту традиций, и в этом заложена сила британской нации, что и способствует ее выживанию; основой британской государственности являются лояльность и патриотизм; престиж нации — имидж и репутация недекларированного превосходства британского джентльмена».

Управление оперативной техники (или специальной поддержки) в структуре МИ-6 всегда было в почете, хотя и являлось вспомогательным. Оно обеспечивает оперативные подразделения современными техническими средствами ведения разведки. Управление внешней контрразведки и собственной безопасности отвечает за проникновение МИ-6 в спецслужбы иностранных государств и, в свою очередь, осуществляет противодействие проникновению иностранной агентуры в английскую разведку. Главной его задачей является заблаговременное получение информации о шпионских операциях против Британии, готовящихся извне. Кроме этого в функции управления внешней контрразведки входит борьба с дезинформацией враждебных разведывательных служб.

Управление информации и выработки заданий ведает разработкой заданий, а также подготовкой разведывательной продукции. Оно же отвечает за организацию получения заказов-заявок от потребителей, главным образом из министерств иностранных дел и обороны, за формулировку и постановку заданий на получение соответствующей информации. После аналитической и прогностической обработки добытой информации конечная продукция разведки направляется заказчикам. Это управление всегда славилось высококачественным политическим анализом.

Экономическая разведка

В начале 70-х гг. Лондон активизировал возможности национальных спецслужб для сбора промышленных и коммерческих сведений. В обязанности МИ-6 было включено оперативное проникновение в международные нефтяные компании с целью заблаговременного выявления тенденций, «негативно сказывающихся на благосостоянии Великобритании», для принятия всевозможных мер, чтобы не допустить повторения нефтяного кризиса, разразившегося в 1974 г.

В 1984 г. секретарь министерства финансов Питер Мидлтон добился предоставления МИ-6 ассигнований для сбора информации экономического и коммерческого характера. После этого сфера экономики становится для британской разведки главной. Начинается агрессивная охота за технологическими и экономическими секретами конкурентов. В последнее время с целью сбора экономической информации активно используются торгово-экономические каналы, в частности поездки британских предпринимателей по иностранным предприятиям как гражданского, так и военного профиля под предлогом оценки их перспективности для создания совместных предприятий или их возможного участия в конверсии.

Управлением деятельностью разведывательного сообщества Великобритании в сфере промышленного шпионажа ведает межведомственный орган в лице Комитета по внешнеэкономической разведке. Курирование деятельности деловой и финансовой разведки осуществляет заместитель министра финансов по внешнеэкономическим вопросам.

Дислокация МИ-6/СИС

До середины 80-х гг. МИ-6 размещалась в здании «Сенчури хаус», в центре Лондона рядом с Вестминстерским мостом. Исключение составил лишь период войны, когда ряд подразделений размещался в Лондоне по адресу Бродвей-стрит, 54.

Позднее штаб-квартира МИ-6 получила прописку в замке, стоимость которого составляла 200 млн. фунтов стерлингов. Он расположен в другом микрорайоне Лондона — Ламбет, Воксхолл-кросс, 85, в непосредственной близости от станции метро с этим же названием. Видимо, ни один писатель из числа бывших сотрудников МИ-6 так и не смог придумать иное название на табличке, красующейся перед входом в ее штаб-квартиру. Благодаря этому британский налогоплательщик теперь знает точный адрес гнезда своей разведки - постройки, не имеющей в округе равных по величине. Можно получить почтовый адрес МИ-6 в МИД Великобритании (MI-6 /SIS, PO Box 1300, London SE1 1BD, England).

Кто работает в СИС

На протяжении всей истории работа в английской разведке считалась престижной и привлекала к себе выходцев из аристократических семейств и творческой интеллигенции. Обычно персонал разведки набирается из кадров МИД, Вооруженных сил, десантников САС, полиции, а также из числа выпускников университетов (преимущественно Кембриджского и Оксфордского). Принято считать, что кадровый состав СИС состоит из «джентльменов, которые элегантно нарушают законы и права человека», и авантюристов в духе легендарного Томаса Лоуренса или Сиднея Рейли, которые занимались разведкой еще в начале столетия. Это были профессионалы, относящиеся к редкой категории «независимых оперативников».

Число сотрудников МИ-6, особенно в годы активизации разведывательной деятельности, доходило до 3 тыс. человек. В середине 80-х штат МИ-6 составлял 1,5 тыс. человек, что считалось достаточным на тот момент. В марте 1994 г. в штате разведки находилось уже 2303 сотрудника. Известно, что после окончания холодной войны МИ-6, оказавшись в условиях сложной экономической ситуации в стране, была вынуждена принять участие в политике «затягивания поясов». В целях сокращения расходов предполагалось существенно уменьшить количество сотрудников. Однако значительных сокращений удалось избежать за счет временного вывода из штата некоторых категорий сотрудников.

Секретная служба МИ-6 возглавляется генеральным директором, который одновременно является постоянным первым заместителем министра иностранных дел. Таким образом, формально МИ-6 находится под контролем и структурно входит в штат МИД Великобритании. Однако главную роль в механизме государственного контроля за деятельностью системы национальных спецслужб и разведки в качестве ее составляющей играет премьер-министр, на которого разведка имеет прямой выход и часто действует по его личным указаниям.

Нужна ли Англии разведка?

В период, наступивший после окончания холодной войны, опасения остаться без работы толкнули британские спецслужбы на запугивание общественности. Профессор истории Кристофер Эндрю развил версию о том, что в ближайшие годы в Великобритании можно ожидать вылазки международных террористов с применением оружия массового уничтожения. Контрразведка МИ-5 и МИ-6 были вынуждены оправдывать свое существование этим дежурным набором угроз, так как шпионская деятельность против русских потеряла свою актуальность.

Вслед за другими европейскими спецслужбами в МИ-6 с радостью подхватили идею об открытии «русской мафией» в Европе «второго фронта». Опираясь на этот тезис, британской разведке удалось убедить своих хозяев в том, что значительная часть их российских коллег, наследников прежнего КГБ, является своего рода двойными агентами мафии. В конце концов сработала идея о том, что «влияние организованной преступности на отдельных лиц или группы в спецслужбах стало настолько интенсивным, что следует говорить о некоем взаимопроникновении: мафия и тайные агенты используют симбиоз своих связей для взаимной выгоды».

В начале 90-х гг. в Великобритании развернулись дебаты о будущем разведки. Нужна ли она в наше время, когда холодная война окончена, русские уже не так опасны, как когда-то, операции против ИРА свертываются, поскольку последняя объявила перемирие? Налогоплательщик полагал, что шпионская деятельность против русских уже не является достаточным основанием для содержания громоздкого аппарата национальных спецслужб.
В 1991 г. высказывалось предложение ликвидировать разделение на МИ-5 и МИ-6 и создать единую организацию, принципиальной целью которой являлась бы борьба против терроризма. К радости сотрудников обеих спецслужб это предложение было отвергнуто.

Загранрезидентуры МИ-6/СИС

Все отделы Управления оперативной работы МИ-6 отвечают за организацию агентурной и иной разведывательно-подрывной деятельности на территории «подотчетных» им государств. В этих целях используется широкая сеть больших и малых резидентур (stations), которые всегда составляли основу деятельности британской разведки, ее «золотой фонд».

По своей численности заграничная резидентура МИ-6 может состоять как из двух человек, так и из нескольких десятков сотрудников. Обычно резидентура, в функции которой входит планирование и осуществление мероприятий по сбору разведывательной информации, хранение первичной информации и поддерживание связи с центром, располагается в зданиях посольств Великобритании, но известны и такие случаи, когда они работали под прикрытием других учреждений, в частности, консульств, корпораций и фирм, авиакомпаний, культурных центров и издательств, или же располагались в помещениях какой-либо нейтральной компании, причем не обязательно в той стране, против которой работала британская разведка.

Правовая база

Фактически до середины 90-х гг. британская разведка действовала, не имея государственного статуса, будучи фактически неподотчетной парламенту. Финансирование МИ-6, как было сказано выше, осуществляется через Министерство иностранных дел.

Закон «О разведывательных службах» был принят парламентом Великобритании в 1994 г. В нем впервые дано определение разведывательной деятельности как «добывание и распространение информации о деятельности и намерениях иностранцев за пределами Великобритании, а также проведение специальных операций в интересах национальной безопасности».

Этот документ подтвердил и без того существовавшее де-факто право спецслужб осуществлять свои операции, если они направлены на защиту национальной безопасности и экономического благополучия Великобритании, а также предупреждение и раскрытие серьезных уголовных преступлений. Кроме того, закон освободил от ответственности сотрудников спецслужб за действия, совершаемые ими за пределами страны в целях выполнения своих функций, даже в тех случаях, когда в самой Англии они бы расценивались как преступные. Министрам, в ведении которых находятся спецслужбы, предоставлены полномочия санкционировать по своему усмотрению операции, связанные с вмешательством в частную жизнь, прослушиванием и негласным проникновением в жилые и служебные помещения.

Законом «О разведывательных службах» было предусмотрено создание парламентского комитета по вопросам разведки и безопасности. Указанному органу дано право осуществлять контроль за расходованием спецслужбами бюджетных средств, управлением и политикой в области решения основных задач по обеспечению внутренней и внешней безопасности государства.

Состав комитета формируется из девяти депутатов парламента от правящей и оппозиционной партий. При этом члены комитета не должны избираться коллегами парламентариями, а назначаются премьер-министром. Работу этого органа должны обеспечивать сотрудники аппарата кабинета министров, главным образом из штата правительственного Объединенного комитета по разведке. Еженедельные заседания проводятся в специально отведенном помещении в канцелярии премьер-министра.

В законе не содержалось четких указаний относительно полномочий и круга вопросов, которые призван решать комитет. Отмечалось лишь, что он обязан представлять премьер-министру, но не парламенту, ежегодный отчет, а также другие доклады по своему усмотрению.

Законом предусматривалось три положения, касающиеся предоставления комитету необходимой для его работы информации. Согласно этим положениям, руководитель национальной спецслужбы может: предоставить требуемую информацию «согласно договоренностям, утвержденным министром»; отказать в ее предоставлении на основании распоряжения министра, который при этом должен руководствоваться критериями национальной безопасности; уведомить комитет о том, что запрашиваемая им информация не может быть раскрыта в силу своей секретности и особой важности. При этом под секретной информацией особой важности подразумеваются сведения, которые способны раскрыть источники и оперативные методы либо содержат подробные данные о таковых, касаются конкретных операций (прошлых, настоящих или будущих) или предоставлены третьей стороной, которая не желает их раскрытия.

Однако на практике этот комитет не обрел каких-либо полномочий, позволяющих глубоко вникать в положение дел в организациях разведывательного сообщества Великобритании и заслушивать руководителей спецслужб по интересующим вопросам. На первом же заседании комитета премьер-министр выразил пожелание, чтобы его члены не пытались как-либо контролировать оперативную деятельность спецслужб. Таким образом, фактически комитет превратился в сугубо консультативный орган при премьер-министре Великобритании.

До 2001 года (а именно до печально известного 11 сентября) правительство Великобритании имело надежное антитеррористическое законодательство, основные пункты которого были сформулированы в Законе о терроризме в 2000 году. Этот закон стал одним из главных инструментов в борьбе с террористическими организациями, предоставлял возможность ареста финансов террористов и способствовал предотвращению террористических правонарушений. Также он поставил вне закона такие экстремистские организации, как «Аль-Каида».


Однако события 11 сентября вынудили правительство Объединенного Королевства принять дополнительные меры безопасности, следствием которых стало принятие ряда законов: антитеррористического закона 2001 года, закона о предотвращении терроризма 2005 года. Таким образом, в настоящее время в Великобритании существует большое количество спецслужб, на которые возложена обязанность защиты страны от возможных террористических действий.

Контроль над разведсообществом от Парламента осуществляется силами Парламентского комитета по разведке и безопасности. Он был основан в 1994 году на основании закона «О разведывательных службах». В полномочия комитета входит контроль за расходом бюджетного финансирования, а также управление деятельностью трех спецслужб: разведки SIS, Секретной службы (MI5) и центра правительственной связи GCHQ. В состав комитета входит 9 членов Парламента. О результатах своей работы руководство комитета отчитывается перед премьер-министром.

Члены спецслужбы назначаются непосредственно премьер-министром. Каждую неделю в специальном помещении его канцелярии проводятся заседания. Законом «О разведывательных службах» предусмотрено и положение относительно предоставления комитету необходимой информации. Руководитель данной спецслужбы может предоставить или отказать в предоставлении требуемой информации согласно распоряжениям министра, а также поставить в известность комитет о том, что запрашиваемая информация не подлежит обнародованию в силу своей особой важности или секретности.

Закон «О разведслужбах» был принят парламентом в 1994 году. Согласно ему, разведдеятельность – это добывание и распространение данных о деятельности иностранцев за пределами страны, а также проведение спецопераций в пределах осуществления национальной безопасности.

Этот правовой документ подтвердил право спецслужб осуществлять свою деятельность в интересах национальной и экономической безопасности Великобритании, а также предупреждать и раскрывать уголовные преступления повышенной сложности. Закон также освободил спецагентов от ответственности за совершение ими преступных действий с целью успешного выполнения операций за пределами страны. Министры, в подчинении которых находятся данные службы, получили полномочия давать «добро» на проведение операций, связанных с негласным прослушиванием и проникновением в частную жизнь и помещения.

За 4 года деятельности комитета Тони Блэр, который в то время являлся премьер-министром британского государства, ни разу не встречался с его руководством по поводу финансовых проблем. В 2002 году члены парламента выступили с требованиями увеличить расходы на нужды спецслужб. По их мнению, недостаточное финансирование приводит к несвоевременному и неполному получению разведданных, что делает Королевство уязвимым перед лицом международного терроризма.

От правительства контроль над разведывательными службами осуществляется Координатором службы разведки и безопасности Кабинета министров.
Эту должность с 2002 года занимает Дэвид Оманд. Должность эта предполагает координацию деятельности разведывательных служб с премьер-министром, а ее появление – результатом реакции правительства на события 11 сентября 2001 года.

В обязанности координатора входит контроль за выполнение следующих обязанностей: офицера по финансовому контролю расходов на разведслужбы; председателя комитета постоянных секретарей разведки, в полномочия которого входит формирование требований к сбору разведданных, плану проведения совместных спецопераций, а также сотрудничества спецагентов с другими департаментами; председателя Официального комитета безопасности, который формирует специфику деятельности в области защиты и сотрудничества, а также советника Секретариата по чрезвычайным положениям при министерстве внутренних дел. В результате реорганизации глава комитета по разведке также оказался под руководством Оманда.

В 2004 году координатор сделал заявление о возможных перспективах борьбы с терроризмом. Оманд подчеркнул, что в ближайшее время наиболее возможными мишенями террористов могут стать торговые центры, биржевые рынки, а также компьютерные системы. Кроме того, по его мнению, боевики «Аль-Каиды» проявляют все возрастающий интерес к биологическому и химическому .

В этом же году он выступил одним из авторов доклада, предлагающего превратить британский парламент в неприступный бункер, усилив для этого охрану, создать вокруг парламентского здания пешеходную зону, а также усилить охрану подступов к нему со стороны Темзы. Однако контрразведка не поддержала Оманда, предложив усилить контрольно-пропускной режим.

Британская система борьбы с терроризмом явилась результатом пассивности британских спецслужб. В структуре системы разработана стратегия борьбы с терроризмом «Contest», которая имеет четыре направления: предотвращение, защита, преследование и готовность.

Приоритетными для системы являются обеспечение общественной безопасности, обеспечение гарантированной эффективной защиты от террористов и ликвидации результатов терактов, доведение до общественности информации о степени угрозы, а также обеспечение условий для принятия мер необходимой защиты.

В стране ответственными за предотвращение терактов выступают такие организации и ведомства, как Министерство внутренних дел (главная ответственность за предотвращение террористических актов), Министерство иностранных дел, которое обеспечивает защиту от терактов и борьбу с возможными угрозами за пределами государства, контрразведка MI5 (в ее структуре был создан Объединенный центр анализа терроризма в 2003 году). Также сюда вошли служба радиоперехвата GCHQ и разведка MI6, антитеррористическое полицейское подразделение SO15, отвечающее за предотвращение террористических угроз на территории Лондона, отдел по пресечению финансирования террористических организаций (создана в 2001 году), а также общенациональная сеть контртеррористических служб.

Основываясь на разведданных, полученных британской разведкой в сотрудничестве с американской NSA, подразделение MI5 регулярно предупреждает министерства и большие корпорации о возможных угрозах объектам, находящимся в их подчинении.

В случае захвата заложников руководителем оперштаба становится начальник Скотланд-Ярда. Решение об атаке принимается премьер-министром после совещания с подразделением «Кобра», состоящем из руководителей спецслужб. Таким образом, вся ответственность за результаты подобных операций ложится на федеральные структуры.

Что касается сотрудничества с другими государствами, то необходимо отметить, что в 2004 году Великобритания, США и Австралия объявили о создании глобальной противотеррористической сети, деятельность которой в основном направлена против акций «Аль-Каиды» и ее группировок во всем мире. Вскоре к ним присоединились Новая Зеландия и Канада. Таким образом, была создана структура, в точности повторившая систему радиоперехвата, действующую во время войны под названием ECHELON.

В декабре 2001 года началась подготовка по созданию британо-российской рабочей группы по борьбе с терроризмом, а в 2005 году совместное подразделение начало свою деятельность.

Кроме антитеррористических законов 2001 и 2005 годов, в 2006 году, в связи с новой серией террористических актов в Лондоне, был принят новый антитеррористический закон. Он ввел новые виды террористических преступлений: прямая и непрямая поддержка терроризма, распространение публикаций, поддерживающих экстремизм, подготовка и обучение терактам, изготовление и ненадлежащее использование устройств, террористические угрозы, а также нарушение границ ядерных объектов.

Также было предусмотрено расширение полномочий премьер-министра в вопросах изменения закона и спецслужб при получении разрешения на прослушивание.

А в 2007 году вступил в силу еще один закон, который значительно расширил возможности контроля жителей Великобритании.

В структуре Министерства иностранных дел выделяют два подразделения. Это внешняя разведка и центр правительственной связи.

Внешняя разведка MI6 является основной разведслужбой британского государства. Годом основания ее принято считать 1909 год, когда возникла угроза со стороны немецкой разведки. Премьер-министр предложил создать Бюро секретных служб при Комитете обороны империи. Основателями Бюро стали Вернон Келл и Мэнсфилд Камминг. В настоящее время спецслужбу возглавляет Джон Скарлетт, который работал в России, Кении, а также стоял во главе группы, разработавшей иракское досье. С целью конспирации внешняя разведка включена в структуру МИД, она имеет 87 резидентур по всему миру. И хотя формально она находится в подчинении министерства иностранных дел, очень часто действует либо самостоятельно, либо согласно указаниям премьер-министра.

В структуре самого подразделения существует несколько отделов: административно-кадровый, отдел постановки задач и подготовки разведданных, отдел региональных контролеров, отдел внешней разведки и безопасности, а также отдел спецразведки. Кроме того, существует также группа советника по международным вопросам и группа связи с мировыми спецслужбами. Наиболее тесные связи британская внешняя разведка поддерживает со спецслужбами Австрии, Канады, Новой Зеландии.

Кадры в разведку набираются в основном из полиции, десантников САС, вооруженных сил, а также выпускников известных университетов. И хотя точное количество спецагентов является государственной тайной, журналисты называют цифру порядка 3 тысяч человек.

До 1994 года официальное финансирование MI6 составляло ежегодно 150 миллионов фунтов стерлингов. После 1995 года – бюджет снизился на 10 миллионов, до настоящего времени он составляет 140 миллионов фунтов. Финансирование осуществляется через МИД.

Центр правительственной связи несет ответственность за осуществление радиошпионажа разведслужб Великобритании. Точно так же, как и внешняя разведка, он, с целью прикрытия, входит в структуру Министерства иностранных дел. Центр является независимым органом, подчиняющимся непосредственно премьер-министру. Подразделения, находящиеся на периферии (на военных базах), подчинены Министерству обороны.

Центр стал официальным продолжением правительственной школы шифров и кода, созданной в 1919 году. Годом создания самого Центра считается 1946 год. В период Второй мировой войны именно работники центра сумели разгадать немецкий код «Энигма», а потом, в 1952 году, стали преподавателями Агентства Нацбезопасности. За рубежом центр владеет сетью пунктов радиоперехвата в Германии, Турции, Гибралтаре, Омане, на острове Вознесения и на Кипре. Количество сотрудников Центра достигает 11 тысяч человек. Он работает в тесном сотрудничестве с МИ-5 и МИ-6. Для координации деятельности этих трех организаций и был сформирован объединенный комитет трех служб.

В структуру Министерства обороны входят штаб военной разведки и специальная диверсионно-разведывательная воздушно-десантная служба.

Штаб разведки был создан в 1964 году в качестве структуры, ответственной за обеспечение развединформацией британских вооруженных сил. В состав штаба входят два подразделения: оборонное разведывательное управление (DGIA) и Центр военной разведки и безопасности (DISC).

На сегодня численность состава штаба составляет 4,5 тысячи сотрудников, из которых 700 работают в штаб-квартире в Лондоне, а остальные – в Вооруженных силах.

В 2006 году в составе штаба появилось и еще дно подразделение – Группа разведки, в которой задействовано 3312 сотрудников.

Специальная диверсионно-разведывательная воздушно-десантная служба была сформирована в начале Второй мировой войны. «Отцом» ее был Дэвид Стирлинг. В конце войны Великобритания решила избавиться от спецназа, однако полностью этого сделать не удалось. В результате было создано два подразделения – «Территориальная армия» и «Добровольцы винтовки».

Основной принцип деятельности спецподразделения – стрелять на поражение при любых обстоятельствах. Именно он и стал причиной вовлечения SAS в большое количество скандалов. Это и точечные ликвидации воинов ИРА в 1969 году в Северной Ирландии, и убийство трех боевиков этой же армии в Гибралтаре в 1988 году.

Одним из самых знаменитых эпизодов деятельности спецслужбы было освобождение заложников в Лондоне в иранском посольстве. Однако многие военные аналитики утверждают, что уничтожение боевиков было хладнокровным и нецелесообразным.

В 90-х годах SAS принимали активное участие в спецоперации «Буря в пустыне», а также действовали на территориях Боснии, Заира, Лимы, Сьерра-Леоне и Косово.

В составе подразделения преобладают в основном представители армейских подразделений, многие из которых остаются в нем на целые десятилетия, получая офицерские звания.

Новобранцы получают звание рядового, вне зависимости от того, какое имели в «родном» полку. После этого начинается пятимесячное обучение. Всех новобранцев распределяют по четырем эскадронам, каждый из которых состоит из штаба и четырех рот, а рота – из полка численностью 4 человека каждый. Каждая рота имеет свою специфику деятельности – в условиях горной местности, на спецсредствах передвижения, воздушные пути, морские пути. После распределения бойцы попадают в тренировочное крыло.

Подразделение входит в состав спецсил Великобритании вместе с водной спецслужбой, специальным полком разведки и группой поддержки специальных сил.

После террористических актов 2001 года было принято решение об увеличении численности спецгрупп. В 2006 году была создана группа специальной поддержки сил, в которую вошли представители парашютного полка, морской пехоты и полка королевских военно-воздушных сил. Немногим раннее был создан полк специальной разведки. Кроме того, было приказано и SAS увеличить численность своего состава на 80 бойцов для борьбы с исламскими террористами. Все это реформирование стало возможным благодаря выделению дополнительных бюджетных средств, которые составили 1,5 миллиарда фунтов стерлингов. Более того, в 2004 году было признано официально существование SAS.

С 2005 года бойцы спецподразделения проходят тренировочные учения по прыжкам с парашютом совместно с американскими бойцами в Форт-Брагге. В 2007 году в прессе появились заявления, что одно из подразделений SAS находится на постоянной основе в зоне лондонского метрополитена.

Эта спецслужба успела проявить себя и во время военных действий в Ираке. Именно силами SAS было проведено большее количество всех операций, среди которых и операция, связанная с уничтожением сыновей Саддама Хусейна.

В составе Министерства внутренних дел выделяют несколько подразделений. Это секретная служба MI5, агентство борьбы с организованной преступностью, специальная служба полиции, отдел спецрасследований и объединенная группа планирования и контроля в борьбе с терроризмом.

В структуре внутренней разведки существует несколько департаментов: оперативная поддержка, людские ресурсы, нетерроритстические организации, международный терроризм, корпоративное подразделение, а также ирландский терроризм.

Для проведения силовых спецопераций, вербовки агентов и проведения наружного наблюдения MI5 использует офицеров местной полиции, целью которых является поддержка проведения силовых действий на местном уровне. В 2006 году на основе специальной службы полиции и антитеррористического отдела SO13 была создана новая структура – антитеррористическое подразделение SO15, штат которого составляет 2 тысячи человек.

Бюджетное финансирование внутренней разведки оценивается в 200 миллионов фунтов стерлингов.

После первого «знакомства» с Аль-Каидой было принято решение увеличить численный состав MI5. И если раньше к службе привлекались только выпускники Оксфорда или Кембриджа (кстати, большое количество предателей, завербованных российским КГБ, было именно из этих университетов), то сейчас было решено принимать людей из более широкого общественного круга. Таким образом, к февралю 2004 года штат сотрудников увеличился на тысячу человек, составив в общей сложности около 3,5 тыс. сотрудников. Эта тысяча – в основном кабинетные рабочие (переводчики и аналитики).

В плане международного сотрудничества в 2003 году был создан объединенный центр анализа терроризма, в структуре которого работают представители 11 правительственных департаментов и агентств. Центр функционирует как отдельная структура и активно сотрудничает с Австралией и США. Эти три государства создали глобальную антитеррористическую сеть с целью предотвращения действий Аль-Каиды во всех уголках мира.

Активно действует и агентство борьбы с организованной преступностью, которое является аналогом американского ФБР. Решение о его создании было принято в феврале. В сферу его полномочий, кроме традиционных, будут входить также более сложная программа защиты свидетелей и использование перехваченных телефонных разговоров в качестве доказательств в суде.

Численность нового агентства составит 5 тысяч сотрудников – представителей четырех государственных департаментов: National Criminal Intelligence Service, National Crime Squad, Immigration Service и Customs and Excise Service. Это самая большая реформа в Великобритании за последние 4 десятилетия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»