Существуют две формы правления: монархия и республика.

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

I. Форма правления
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
Формы государственного правления подразделяются на:
- монархические (единоличные, наследственные)
- республиканские (коллегиальные, выборные)
1.1. Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются:
- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
- наследственный порядок преемственности верховной власти;
- представительство государства монарха по своему усмотрению;
- юридическая безответственность монарха.
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
В свою очередь монархия делится на: - абсолютную; - ограниченную (парламентарную);- дуалистическую; - теократическую;

Парламентарную.
Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.
1.2. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Общими признаками республиканской формы правления являются:
существование единоличного и коллегиального главы государств;
выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
обязательность решений верховной государственной власти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентарные; президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики:
внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
II. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы: - унитарное;
- федеративное; - конфедеративное.

2.1.Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
2.2. Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств: 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы. 4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
3.3. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
III. Формы государственного режима

Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим -понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
3.1. Антидемократические режимы
Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:
определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности;
антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;
ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.
3.2. Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:
режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;
реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

Форма государственного правления - это эле­мент формы государства, который выражает способ организации высших органов власти.

По форме правления различают монархию и республику.

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит представителю пра­вящей династии - монарху.

Монархическая власть отличается порядком своей легитима­ции (утверждения): власть передается по наследству в бессрочное и пожизненное владение независимо от воли народа.

Среди монархий выделяют две разновидности: абсолютную и конституционную.

Абсолютная (неограниченная) монархия - это форма правле­ния единодержавного характера: монарх единолично издает зако­ны, руководит правительством и контролирует правосудие (Рос­сия XVII-XVIII вв., абсолютные монархии эпохи феодализма, из современных - Бруней). Основным признаком абсолютной мо­нархии является неограниченная и ни перед кем неподотчетная власть монарха (это положение зафиксировано в Воинском уставе Петра I). В рабовладельческом государстве монархия зачастую вы­ступает как восточная деспотия, характерными чертами которой являются самовластие и произвол правителей в отношении под­властного населения (Древний Египет).

Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия - это форма правления, при которой глава государства одновременно представляет светскую и религиозную власть (Сау­довская Аравия).

Конституционная (ограниченная) монархия представляет собой форму правления, при которой власть монарха ограничена выбор- 157

ным органом - парламентом - и особым правовым актом - кон­ституцией, то есть имеет место распределение полномочий вер­ховной власти между единоличным органом - монархом и коллективным органом - парламентом.

Конституционная монархия бывает парламентской и дуали­стической.

В парламентской монархии законодательная власть принадле­жит парламенту. Монарх уже не обладает всей полнотой власти. В ряде случаев монарх сохраняет право назначать и смещать мини­стров. Назначенные им министры зависят от вотума доверия пар­ламента. Монарх обладает правом вето в отношении принятых пар­ламентом законов. Акты монарха подлежат скреплению подписью (контрассигнации) соответствующего министра, то есть министр принимает на себя политическую и юридическую ответственность за данный акт. Парламент регулирует отдельные вопросы личной жизни монарха (Великобритания, Бельгия, Дания и др.).

Сохранение этой разновидности монархии обусловлено дове­рием к монарху, верностью традициям и особенностями мента­литета, то есть национального мышления.

В дуалистической монархии государственная власть имеет двойственный характер. Монарх выражает интересы феодалов и формирует путем назначения верхнюю палату парламента. Ниж­няя палата, которая формируется выборным путем, представляет интересы буржуазии (Марокко, Иордания и др.).

Дуалистическая монархия возникает на стыке двух историче­ских эпох - феодальной и буржуазной, когда феодалы не в со­стоянии безраздельно управлять государством, а буржуазия не в силах взять всю полноту власти.

Республика - это форма правления, при которой верхов­ная власть принадлежит избранным на определенный срок орга­нам власти.

Истории известны различные республики: античные государ­ства-полисы (Рим, Афины и т. д.); феодальные, к числу которых относятся Новгород и Псков; буржуазные, в которых республи­канская форма правления выступает как способ политической ор­ганизации гражданского общества; социалистические - респуб­лика Советов и так называемые страны народной демократии (ГДР, ПНР, ЧССР и др.).

Современные республики делятся на парламентские и прези­дентские. Различие между этими двумя формами проводится по признаку порядка формирования правительства и его ответствен­ности.

Парламентская республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства (Ита- 158

лия, ФРГ, Австрия и др.). Правительство формируется парламен­том из числа лидеров партий, победивших на выборах. Формаль­ной особенностью такой республики является наличие должности премьер-министра, которого назначает парламент. Парламент вправе вынести вотум недоверия всему составу правительства или отдельному его члену. Это влечет автоматический уход со своего поста министра или всего состава правительства. Президент фор­мально наделен большими полномочиями. Осуществить их может с согласия правительства. Исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу после одобрения правительства или утверждения парламентом.

Президентская республика характеризуется тем, что президент является самостоятельной государственной фигурой и наделен реальными властными полномочиями. Существует две модели правления президентской республики.

По одной модели президент обладает полномочиями главы го­сударства и главы правительства (США, Мексика, Бразилия). Пре­зидент при известном парламентском контроле формирует прави­тельство, ответственное перед ним. Президенту принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Он является главно­командующим и вправе объявить военное либо чрезвычайное по­ложение. Вместе с тем президент лишен права роспуска парла­мента, в то время как парламент может отстранить президента от власти путем инпичмента, то есть особой процедуры в случае зло­употребления властью, совершения преступления либо грубого нарушения конституции.

По другой модели президент является главой государства, но не имеет статуса главы правительства. При президенте образуется система органов - государственных и общественных, которые со­действуют ему в выполнении полномочий главы государства и га­ранта конституции.

Некоторые государства имеют смешанные парламентско-пре­зидентские формы правления. Такие формы правления имеют свои особенности. Для них характерно сочетание парламентарной и пре­зидентской республик. Так, во Франции Президент при соблюде­нии определенных условий может объявить о роспуске Националь­ного Собрания. Президент России, не являясь формально главой исполнительной власти, определяет основные направления внут­ренней и внешней политики, назначает с согласия Государствен­ной Думы Премьер-министра и принимает решение о его отставке, вправе председательствовать на заседаниях Правительства.

Еще по теме § 2. Формы государственного правления:

  1. Эволюция формы государственного устройства во Франции в период правления Наполеона Бонапарта и создание бюрократического государственного аппарата.
  2. Глава V. Перспективы развития системы государственной власти и формы правления в Республике Казахстан
  3. § З.Форма правления и государственный режим в Республике Казахстан как составные элементы формы современного казахстанского государства
  4. § 4. Закрепление формы правления в Конституции Республики Казахстан
  5. § 3. Основные этапы развития формы правления в Республике Казахстан
  6. Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим). Местное управление. Суд и судопроизводство в Древнем Египте.
  7. Государственный строй Киевской Руси (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).
  8. Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим), местное управление, суд и судопроизводство в Древней Индии.
  9. Государственный строй (форма правления, форма государственного устройства, политический режим) Спарты.
  10. 6. Соотношение исполнительной власти с государственным правлением.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право -

1.2. Классификация государственных форм

Формы государства подвергались глубокому изучению уже в древности. Философы рабовладельческих государств Древней Греции, Рима и стран Древнего Востока неизменно занимались объяснением и соответствующей классификацией государственных форм. В своем понимании государственных форм философы рабовладельческой эпохи стремились анализировать фактический режим власти в государстве. Юридический подход к проблеме еще не сформировался.

В период средневековья в учениях о формах государства так или иначе обосновывается божественный источник политической власти.

Великие просветители, мыслители идущей к власти буржуазии (Монтескье, Руссо и др.) в своих политических учениях стремились обосновать формы государства, исходя не из воли бога, а из принципов деятельности человеческого разума. Понятие формы государства и соответствующие классификации политических форм основывались в то время на принципах правления, в которых находили отражение связь между властвующими и подвластными, то или иное положение личности в государстве.

Монтескье подразделял государственные формы на республику (власть основана на добродетели, равенстве), монархию (основой власти является честь), деспотию (в основе власти лежит страх) и аристократию (принципом власти служит умеренность). Он считал, что формы государства зависят от территории, климата, других свойств географической среды. Идеальной формой Монтескье считал конституционную монархию английского образца, в которой, по его мнению, наилучшим образом объединяются все принципы правильного управления.

Руссо считал, что высшая суверенная власть в государстве должна принадлежать только народу, который может передать исполнение этой власти различным лицам и органам. В зависимости от того, одному человеку, группе людей или большинству народ передавал исполнительную власть, Руссо различал монархию, аристократию и демократию.

Концепции буржуазных теоретиков характеризуются тем, что формы государства они исследуют исключительно с юридических позиций. Об организации политической власти в целом судят по юридическому положению главы государства.

Один из виднейших юристов Запада XX века Я.М.Магазинер, например, в своей книге “Общее учение о государстве” в зависимости от полноты власти с одной стороны монарха, с другой стороны - народа различает 8 основных форм правления:

* деспотия - юридически не существует органа, который бы содействовал монарху в осуществлении суверенной власти;

* самодержавие - юридически имеется орган, содействующий осуществлению суверенной власти монарха (например, Государственный Совет, Совет Министров);

* дуалистическая монархия - политику правительства определяет монарх (конституционная монархия в узком смысле слова);

* парламентская монархия - политику правительства определяет парламент;

* парламентская республика - политику правительства определяет парламент;

* президентская республика (или дуалистическая) - политику правительства определяет президент;

* представительственно-непосредственная республика - осуществлению суверенной власти народа содействует парламент с окончательной законодательной властью;

* чисто-непосредственная республика - осуществлению суверенной власти народа содействует правительственный Совет с законосовещательными функциями.

Данная классификация охватывает лишь основные формы и не включает переходных, смешанных и даже замаскированных форм.

А.И.Денисов дает иную классификацию форм государства. В его трактовке формы в основном подразделяются на монархии и республики.

Монархия - форма правления, характеризующаяся следующими юридическими признаками:

* бессрочность власти монарха;

* занятие трона по праву родства;

* представительство государства не по поручению, а по собственному праву;

* безответственность монарха.

Монархии подразделяются на деспотические (примером может служить рабовладельческая монархия, в которой власть монарха обожествлялась), абсолютные и ограниченные (власть короля ограничена либо сословно-представительским органом, либо парламентом).

Республика - форма правления, отличающаяся следующими юридическими признаками:

* ограниченность срока полномочий власти;

* выборность главы государства;

* представительство по поручению парламента и избирателей;

* ответственность главы государства.

Республики подразделяются на аристократические (властвует меньшинство) и демократические (источником власти является народ или его большинство).

Формы государственного устройства Денисов поделил на унитарные (государство разделено только на административно-территориальные единицы), федерации (союзное государство, объединившее два и более государств) и конфедерации (объединение юридически независимых государств).

Я привела лишь несколько наиболее ярких примеров возможного подхода к классификации форм государства.

Классификация государственных форм имеет большое научное и практическое значение, а потому составляет важную задачу теории государства и права.

В основу классификации, на мой взгляд, следует положить в качестве критерия понятие формы государства как единства трех ее основных сторон: формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Классификация государственных форм по их внешним признакам может быть осуществлена следующим образом. По форме правления государство является монархией либо республикой.

Монархия - форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу, осуществляющему эту власть по собственному праву родства или наследства, юридически бессрочно и безответственно.

Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве является избираемой, а потому срочной и юридически ответственной.

По форме государственного устройства государство может быть простым и сложным. Простое государство не имеет в своем составе частей, обладающих суверенитетом. Сложное государство имеет в своем составе такие части.

По политическому режиму государства можно разделить на демократические и антидемократические.

Демократическое государство - такое, в котором власть исходит от большинства, обладающего правом направлять государственную политику.

Антидемократическое государство - такое, где власть исходит от меньшинства, где большинство по закону отстранено от участия в делах государства.

Разобравшись с вопросом, что включает в себя понятие формы государства и каковы его составные части, мы можем перейти к подробному рассмотрению одной из них - формы правления.


2. Форма правления

2.1. Понятие

Под формой правления, как уже было сказано выше, мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто теоретическая абстрактная категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.

При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства - в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, - словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.

2.2. Характеристика форм правления.

Как мы видели, порядком замещения должности главы государства определяются две основные формы правления - монархия и республика. Разновидности же их определяются соотношением полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования.

Монархия была характерна для аграрного строя, хотя и в то время в отдельных странах существовали республики. Переход к индустриальному строю нередко сопровождался ликвидацией монархии, поскольку монарх сам был крупнейшим феодалом, и установлением республиканской формы правления. Однако в ряде высокоразвитых стран монархия сохранилась до настоящего времени.

Более того, не всегда мы можем с легкостью определить, с каким государством - монархическим или республиканским - имеем дело. Например, в Малайзии и в Объединенных Арабских Эмиратах существует форма правления, которую обычно называют выборной монархией, о чем более подробно пойдет речь далее. В данной связи стоит лишний раз вспомнить о том, что любая классификация в той или иной мере условна.

2.2.1. Монархия

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако в современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Немаловажное значение для уяснения политических процессов и конкретной политики имеет вопрос о формах государства, под которыми понимается та или иная совокупность внешних признаков и проявлений государства, определяемых характером и содержанием деятельности этого института. Существуют две основные формы государства:

а) форма правления (способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании и контроле деятельности)

б) форма государственного устройства (национально-территориальная организация государства и характер взаимоотношений между центральными и региональными органами власти).

Формы правления

С точки зрения формы правления различают две основные разновидности государства: монархию и республику.

Монархия – форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью или частично сосредоточена в руках одного человека, занимающего свою должность по наследству (в порядке престолонаследия).

Различают монархии – абсолютные (неограниченные) и конституционные.

В условиях абсолютной монархии никем и ничем не ограниченная власть сосредоточена в руках монарха. Какие-либо представительные органы, а также политические партии и организации отсутствуют. В наши дни этот тип монархи сохраняется в ограниченном числе стран: Саудовской Аравии, Катаре, Омане и др.

В странах, где удалось достичь компромисса между дворянством и буржуазией, установились конституционные монархии, подразделяемые на два вида: парламентские и дуалистические.

В условиях дуалистической (двойственной) монархии государь независим от парламента в сфере исполнительной власти (сам формирует и контролирует правительство), обладает правом вето на законодательные инициативы парламента, который может распустить в любое время. Часть депутатов назначается монархом, часть избирается народом. Такая форма правления существует в Иордании, Марокко, Кувейте и др.

В парламентских монархиях Западной Европы, возникших после длительной борьбы отдельных сословий и городских общин с всевластием правителей, монарх является как бы национальным символом и скорее царствует, чем правит. Чаще всего он лишен возможности действовать по своему усмотрению. Монарх назначает премьер-министра, но делает это только в соответствии с рекомендацией руководителя партии, победившей на парламентских выборах, т.е. завоевавшей большинство мест в нижней палате парламента. Формально правительство считается правительством Его Величества, но никакой ответственности перед ним не несет. Правительство не только осуществляет исполнительную власть, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента.

Наиболее типичной для этой формы правления является парламентская монархия в Великобритании. С формально-юридической точки зрения, высшим органом исполнительной власти является действующий при монархе (королеве) Тайный совет, включающий около трехсот человек. В его состав входят все члены кабинета министров во главе с премьер-министром, а также бывшие члены кабинета министров и другие лица, назначаемые монархом по рекомендации премьер-министра. Практически этот Совет выполняет лишь церемониальные функции, тогда как решения принимает сам кабинет министров. К тому же, все акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской подписи, причем ответственность несет только правительство.

Наиболее значимое лицо в политической жизни страны – премьер-министр . Формально его выбирает монарх, хотя фактически на эту должность назначается лидер партии, получившей большинство мест в нижней палате парламента – Палате общин. Занимая исключительное место в системе центральных органов государственной власти, премьер-министр обладает огромной компетенцией, позволяющей ему влиять на все стороны жизни общества. Он подбирает членов правительства, руководит их деятельностью, обладает рядом важнейших полномочий по отношению к парламенту (созыв, фактическое право роспуска нижней палаты и т.д.).

Законодательная власть принадлежит парламенту , состоящему из двух палат: – Палаты общин и Палаты лордов. В настоящее время парламент фактически утратил свою прежнюю самостоятельность, поскольку большинство полномочий осуществляется под руководством и контролем кабинета министров через механизм партийного контроля парламентариев – членов победившей на выборах партии (консерваторов или лейбористов).

Встречаются и такие формы монархического правления, которые не укладываются в принятую классификацию. Например, Малайзия. Согласно конституции 1957 г., Малазийская Федерация представляет собой редкую разновидность конституционной монархии – выборную (или избирательную), когда монарх, называемый Янг ди-Пертуан Агонг, избирается на 5 лет. Он должен быть правителем одного из 9 монархических государств, составляющих Федерацию. Его выборы осуществляются Советом правителей. У Янга ди-Пертуан Агонга те же права, что и у монарха парламентской монархии.

В ОАЭ действует коллегиальный монарх: эмиры всех семи составных частей страны, образуют Высший Совет эмиров, который является законодательным органом. Он решает по существу большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства.

Своеобразная форма монархии существует в некоторых странах – членах Британского содружества. Значительная часть стран содружества является республиками и имеет собственного главу государства – президента (Кения, Индия, Гайана и др.), но почти половина стран, входящих в содружество (Австралия, Канада, Ямайка и др.), признают главой государства английскую королеву.

Преимущества монархической формы правления (в виде парламентской монархии) заключаются в том, что в ней органически совмещаются политические институты зрелой демократии и объединяющее их национальное начало. Монарх мало зависим от политических пристрастий, ибо он практически несменяем; в то же время из-за четко очерченных пределов его политического вмешательства он не может впасть в деспотизм.

Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти. Республики существовали и в Древнем мире (Афины, Рим) и в Средневековье (Новгородская и Псковская средневековые республики, правление дожей в Венеции и др.), однако наибольшее развитие и распространение они получили в новое и новейшее время.

Современная государственная организация знает следующие виды республик:

а) Президентские (классический пример – США, в которых президентская республика введена на основе конституции 1787 г.). В этих республиках президент, избираемый чаще всего непосредственно народом, одновременно выступает и главой государства, и главой правительства (должность премьер-министра не предусмотрена). Он руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Президент назначает членов кабинета министров, которые ответственны перед ним, а не перед парламентом.

При президентской республике законодательная и исполнительная ветви власти жестко разделены и обладают значительной самостоятельностью. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, президент же не вправе распустить парламент. Лишь в случае серьезных антиконституционных действий или преступления со стороны президента ему может быть выражен импичмент, и он досрочно отстраняется от власти.

Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдерживания, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент же обычно обладает правом отлагательного вето на решение парламента.

б) Парламентские республики . Правительство формируется на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и лишь формально ответственно перед парламентом. В случае необходимости последний может выразить правительству вотум недоверия, что влечет за собой либо его отставку, либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Правительство обладает исполнительной властью, а нередко и законодательной инициативой, а также правом ходатайства перед президентом о роспуске парламента.

В отличие от президентской, в парламентской республике членство в правительстве совместимо с парламентским мандатом. Хотя руководитель правительства (премьер-министр, канцлер) официально и не является главой государства, реально он первое лицо в политической иерархии. Президент же как глава государства выполняет чаще всего только представительские функции (Италия, Германия и др.).

в) Смешанные (или полупрезидентские) республики. Существует сильная президентская власть, которая сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Последнее (правительство) ответственно и перед парламентом, и перед президентом (Австрия, Португалия, Франция и др.). К смешанному типу, сочетающему в себе черты и парламентской, и президентской республики, относится и Украина.

В зависимости от положения и характера высших органов государственной власти различают две основные формы правления: монархию и республику.

Монархия -форма правления государства, при которой в руках его единоличного главы сосредоточена полностью или частично, фактически или формально верховная государственная власть.

Признаки монархии:

Существование монарха фараон, король, князь, шах, царь, султан и другие);

Обладание монархом всей полноты власти, которая безраздельная, верховная и суверенная;

Занятие трона в порядке престолонаследования, то есть путем передачи власти по наследственному праву в порядке родства, то есть по фамильному праву;

Бессрочность монарха, то есть пожизненность его правления;

Представительство во внешних отношениях не по поручительству (мандату),а по собственному праву;

Юридическая безответственность монарха, неприкасаемость и неподсудность его личности.

Виды монархии: неограниченная (абсолютная) и ограниченная (конституционная или парламентская) и другие разновидности. Абсолютная монархия -самодержец является единственным субъектом и творцом права. Классический деспотизм присущ государствам Древнего Востока.(Непал, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Теократическая монархия -разновидность абсолютной монархии, где глава государства является одновременно и религиозной главой. Дуалистическая монархия - переходная модель государственного правления, где монарх сформировал правительство, подотчетное ему, а избираемый парламент лишь принимает законы, которые монарх мог утвердить, либо отрицать. Члены правительства были неподотчетны парламенту(Россия к началу двадцатого века).

Парламентская монархия - действует в Великобритании, Швеции, Испании, Японии и в других странах. Права монарха ограничены, он «царствует, но не правит» , является символом и номинальной главой государства.

Республика - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются прямым тайным голосованием граждан, имеющих право голоса, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. К началу двадцать первого века в мире насчитывается 65 президентских, 13 парламентских и 20 смешанных республик, их основные элементы.

Президентская республика - (США, Бразилия, Мексика), признаки:

1) президент является и главой государства и главой правительства;

2) президент избирается всем народом;

3) парламент не в праве сместить правительство, а президент не вправе распустить парламент.

Парламентская республика - (Италия, Германия, Австрия), признаки:

1) наличие института премьер-министра;

2) политическая ответственность правительства перед парламентом;

3) возможность досрочного роспуска одной из палат парламента главой государства;

4) глава государства не избирается всенародно.

Смешанная республика - (Франция, Россия), признаки:

1) президент- глава государства, но не глава правительства;

2) наличие института премьер-министра;

3)правительство «двойной ответственности», то есть перед

парламентом и президентом;

4) возможность досрочного роспуска главой государства одной из палат парламента;

5) глава государства избирается всенародно.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»