Разделение властей по вертикали и горизонтали. Принципы устойчивости политической власти

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Разделение власти -- распределение властных полномочий между ветвями власти.

Теория разделения властей происходит из идеи «смешанного правления», которую разрабатывали еще Аристотель и Цицерон. Так, Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью -- оптиматы, свободой -- народы». Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем считал наилучшей.

Принцип разделения властей, появившийся в Новое время в европейской политической мысли, впервые нашла свое юридическое оформление в Конституции США, конституционных актах Французской революции 1789 г. вошел в политическую практику целого ряда стран.

Разделение власти позволяет:

Четко определить.функции, компетенцию и ответственность каждой ветви власти, каждого государственного органа;

Осуществлять взаимный контроль, создавать систему сдержек и противовесов, помогающую достигать единства действий в государственном управлении и поддерживать динамичное равновесие в обществе в процессе преодоления противоречий;

Предотвращать злоупотребления властью, установление диктатуры;

Гармонично соединять такие противоречивые аспекты жизни) общества, как власть и свобода, закон и право, государство и общество, под углом зрения самоценности личности.

Властные полномочия распределяются по горизонтали и по вертикали.

Разделение власти по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В централизованных государствах местные органы власти являются как бы «продолжением» центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.); децентрализованных -- местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.); полуцентрализованных -- местные органы власти в ряде сфер (к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п.) пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).

Разделение власти по горизонтали представляет собой распределение властных полномочий между тремя властными органами («ветвями» власти) -- законодательным, исполнительным и судебным.

Законодательная власть представляет собой, совокупность полномочий по изданию законов, а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение. В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган -- парламент, который бывает двух- или однопалатным. В ряде стран существует двухпартийная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая -- на основе территориальной пропорциональности. В некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе.

Исполнительная власть представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, полномочия внешнеполитического представительства, административного контроля, иногда и законодательные полномочия (в порядке делегированного или чрезвычайного законодательствования), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия.

Современные конституции формально наделяют исполнительной властью главу государства (в парламентских монархиях и республиках, в президентских республиках) или правительство (в республиках смешанного типа). Однако фактически в парламентарных монархиях и республиках вся исполнительная власть целиком принадлежит правительству, в дуалистических монархиях -- монарху совместно с правительством, а в республиках смешанного типа осуществление исполнительной власти правительством, как правило, происходит под непосредственным руководством и контролем главы государства (президента). На региональном и местном уровне исполнительная власть осуществляется различными органами местного управления и самоуправления (губернаторами, мэрами, префектами, старостами и подчиненным им аппаратом).

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права (например, Конституционный Суд РФ, Верховный суд США), нормотворческих полномочий (создание судебных прецедентов судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других второстепенных полномочий (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.), а также систему государственных органов, осуществляющих вышеперечисленные полномочия. Полномочия судебной власти подразделяются на основные (исключительные)

По осуществлению правосудия и вспомогательные. В современных демократических государствах осуществление основных полномочий судебной власти возлагается на суды различных категорий (обычные (общей компетенции и специализированные), административные, конституционные), а также иногда на так называемые квазисудебные органы. В РФ основные полномочия судебной власти осуществляются только судами (в том числе единолично судьями).

Деление власти по вертикали, иными словами, - между Федерацией и субъектами Федерации стало реальным достижением российской демократии, нашим наибольшим демократическим прорывом. В соответствии с Федеративным договором, торжественно подписанным в Москве 31 марта 1992 года и ставшим частью Конституции, усилился процесс на взаимной самокритичной основе делегирования власти в республики, другие автономные образования, края, области России.

Самый существенный вопрос: объем властной самостоятельности основных субъектов современной демократии и рыночной экономики - предприятий, физических и юридических лиц и т.д. Это тот самый объем власти, который позволяет кардинально улучшить жизнь непосредственным производителям материальных благ - населению, каждому человеку, создает условия индивидуальности, самобытности.

На пути таких размышлений плодотворным кажется взгляд на каждый субъект Федерации, снизу, с позиций избирателей. Взгляд от тех, кто делегирует властные полномочия своим депутатам. С таких позиций лучше видны объем и критерий властной самостоятельности каждого региона. Взгляд с колокольни избирателя, гражданина, позволяет лучше видеть характер населения, народа, проживающего здесь: материальную культуру, трудовые традиции, культурные предметы, языки общения, уровень образования, национальную ноосферу, мироощущение и миропонимание, связь старшего поколения с младшим... Словом, все то, что неототалитарный, антидемократический режим просто игнорировал. Ведь перед нами стоит задача яснее понять самостоятельность субъекта Федерации и своеобразие его проявления по Федеративному договору.

Проблема формирования самой Федерации сверху вниз и снизу вверх исторически в разных государствах мира дала неоднозначный результат для живущих поколений. Миротворческая функция парламента в том и состоит, чтобы, используя гуманное содержание Федеративного договора, обеспечить разграничение полномочий делегированием власти субъектами Федерации. Наша Федерация формировалась сверху вниз, и это наложило на нее свой отпечаток. В США федерация формировалась снизу вверх: и своеобразие штатов ярче проявляется через их законы. Распад Союза и создание в Российской Федерации республик с новым статусом, новые отношения с автономными краями и областями означают косвенное изменение России как федеративного государства. Осознаем ли мы это?

Федеративная модель государственности имеет в мире самую устойчивую тенденцию развития. Из 160 современных государств в 58 приняты юридические структуры, основанные на федеративных принципах. Федеративные формы правления просматриваются сегодня в процессах создания Европейского сообщества. Ученым видятся четкие цели нового федерализма:

Примирение единства и разнообразия;

Защита республик, краев, областей от центристских тенденций;

Демократическое участие населения в политической жизни на местном, областном, краевом, республиканском и федеральном уровнях власти;

Усиление контрольных функций представительной власти над деятельностью административного аппарата;

Повышение эффективности власти через региональную конкуренцию;

Стимулирование новаторских идей в региональных органах власти;

Предотвращение формирования местных “вождистских” режимов.

Федерализм базируется на принципах демократического плюрализма, и это обстоятельство сближает на общей основе центральные и региональные органы власти через национальные и региональные формы политической жизни, где принятый Федеративный договор четко определяет функции федеральных органов государственной власти Российской Федерации, те аспекты, которые относятся к совместному ведению федеральных органов государственной власти и региональных органов государственной власти и, наконец, четко определяется власть регионов, территорий. Здесь, в фокусе такого разграничения власти, начинаются процессы принятия новых для Российской Федерации законодательных норм. Особо важно подчеркнуть в этих условиях права граждан, производственных и общественных коллективов.

В Российской Федерации с марта 1992 года началось законодательное формирование федеративной системы - модели конституционнно-демократического государства. Встает вопрос пересмотра критериев по линиям: неототалитаризм - национализм; сепаратизм - регионализм. При этом во главу угла ставится новый порядок критериев, условия демократической жизни народа.

Разделение властей по горизонтали для уровня федерации и регионов представлено законодательной, исполнительной, судебной ветвями власти, а также “четвертой властью” - прессой. Разделение властей по вертикали представлено уровнями власти: село, город, район, край, республика, федерация.

Человек, избирательные права которого позволяют делегировать права власти, передает ее голосами на уровень местной власти на селе, в городе, в районе, в области, крае, республике, наконец, - федерации. На уровнях власти она разделена на законодательную, исполнительную, судебную и прессу.

Возможность реализации концепции разделения властей стала реальностью и для России. Приходится отдавать себе отчет в том, что происходит процесс переосмысливания статусов федеральной законодательной, исполнительной и судебной власти, не менее сложные вопросы переосмысливания процессов законодательной, исполнительной и судебной власти в регионах. Однако самые сложные и конфликтные вопросы возникают на стыках властей. Там, где Федеративный договор обозначил разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также автономных областей и автономных округов в составе Российской Федерации. Это по вертикали. Конфликтные ситуации возникают и при решении вопросов на всех уровнях по горизонтали.

Царский режим и его правопреемник - большевистский режим, и не только они, убедили народы мира, что многонациональные структуры государств всегда ведут к унификации, к уравниловке, где малочисленные народы ассимилируются более многочисленными. Наступает гибель культуры малочисленных народов и их самих. Унифицированная жизнь в империи - путь к застою, от него следующий шаг - к деградации и развалу. Этот путь нами “успешно” пройден. Важно, однако, познать его механизмы.

Все это необходимые исходные мысли о власти и ее структурах. Демократический прорыв вертикального разделения власти сводится сегодня к сохранению условий всех традиционных связей: экономических, политических, культурных, других отношений, исключающих курс на изоляцию, но при этом ведущих к сохранению национально-государственной и территориальной самостоятельности субъектов федерации (официальное название земли Бавария, кстати, “свободное государство Бавария”, но никаких призывов “выйти из состава Германии здесь не услышать).

Нужна иная, новая ступень равноправия народов. Мы больше должны уделять внимания подлинным думам и чаяниям народов.

К сожалению, компас нашей политики показывает лишь на Запад и Америку. Нам не надо придерживаться только такой ориентации. Она психологически носит иждивенческий характер. Нужны иные источники - внутренние, глубинные, российские. Власть и политика - всегда явления смежные. Самое трудное на поворотах истории - уметь предвидеть варианты развития событий и влиять на них принимаемыми решениями.

Чрезмерная надежда на помощь извне всегда чревата тяжелыми последствиями для России. Плюрализм в политике и культуре в своей высшей форме формирует национально-независимое государство с национально-колоритным обществом, где народ выступает самим собой, не приспосабливаясь абсолютно к условиям других наций. На развал Союзной империи, на возможный, увы, развал России Америка и Запад смотрят разными глазами: здесь и страх, и желание обогащения, и сострадание, и слабое желание оказать помощь. Вот почему древний восточный способ перехода горной реки группой людей, когда каждый человек, “ввинчиваясь”, двигается по отношению к другому чуть-чуть против течения, и эта группа людей представляет собой волнолом, где все по-разному помогают, участвуют, но все работают и никто не бездействует, все же более надежен, чем маниловские мечтания, как бы построить мост, а в пруду развести лебедей.

Каждому народу России нужен исторически оправданный индивидуальный подход. Нам, политикам, пора научиться использовать лучшие стороны всех народов в их великой дифференциации. Можно перечислить десятки загубленных народов и территорий в Северной и Южной Америке за пять веков их освоения, вспомнить судьбу аборигенов Австралии, Тибет в Китае и поставить в ряд малые народы на севере России. Искать такие условия, которые опорой имели бы активизацию жизненных сил самих народов. Именно для этого разрабатывался и принимался Федеративный договор.

Федерализм - это система отношений внутри единого государства, в котором субъекты федерации имеют правовые условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей.

Власть как право и возможность активизировать силы в общенациональной и региональной политической жизни берет сегодня на себя функцию выправить бывшие перекосы, иными словами, вернуть людям веру и создать условия для полного самовыражения. И здесь политика как деятельность органов государственной власти и управления начинает искать реальное воплощение Федеративного договора: четко определять функции федерального правительства и регионального “правительства”, администрации в процессе принятия законодательных норм или исполнительных решений. Конституции российских республик, Уставы российских территориальных образований на базе подписанного Федеративного договора дают возможность добиться четкости во взаимоотношениях как между собой, так и с федеральными властями.

России и ее субъектам федерации предстоит процесс постепенного превращения в процветающее федеративное государство. И такого процветания можно достигнуть лишь снизу, из провинции. Не ждать манны небесной в виде западной помощи. Налаживать провинциальную жизнь, добиваться регионального процветания. Для этого от правительства надо требовать поворота на 180 градусов: от “лицом к Европе” к “лицом к провинции”. Федеративный договор нацелен на то, чтобы в субъектах федерации формировалась сильная юридическая, экономическая, финансовая, банковская, административная власть. Россия будет богаче, сильней и уверенней, когда в республиках и краях, областях и открытых зонах будут самостоятельно решаться крупные региональные программы. Федеративный договор призван изменить взгляд на провинцию. Сам документ рожден из позиции: “Возрождение провинции - возрождение России”.

Федеративный договор нацелен на широкое разделение полномочий между федеральными властями и властями субъектов Федерации по всем линиям власти: законодательной, исполнительной и судебной. Он предусматривает возможность договоров между субъектами Федерации, что не менее важно, ибо формирует крепкие связи между ними, а в целом ряде случаев - соглашений во внешнеэкономической области.

Порой складывается впечатление, что труд парламентариев, политиков и юристов не дошел еще до сознания многих людей, местных властей. А ведь он, Договор, пожалуй, первый документ, позволяющий снизу просмотреть законодательную, исполнительную и судебную власть в регионе и заявить о своих полномочиях. Российская Федерация может восстановить свое многоцветье в процессе этой работы, постепенно скидывая с себя панцирь “черемушек” Москвы. Договор призывает к широкому возрождению провинции.

Парламент твердо знает, что в этом процессе столь же важен сильный контроль федеральных властей над местными органами. Процветающая Россия может быть сформирована лишь дружной работой властей всех уровней: по вертикали и по горизонтали.

Важен еще один аспект проблемы. Идея патриотизма. В провинции она чище и сильнее. Здесь в провинции надо за нее бороться. Эту идею нельзя отбрасывать, как это попытались сделать некоторые политические силы, и они теперь терпят поражение. Эта идея сегодня все надежнее овладевает людьми на “малой родине”, в селе, в районе, городе, - там, где человек живет и работает, где его семья.

Политическая власть формируется, выражается и осуществляется через власть государственную, партийную, общественных организаций, трудовых коллективов, информационную и т. д. Ядром политической власти является власть государственная. Государственная власть – один из видов власти в обществе, где субъектом выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а объектом – население страны: граждане (в республиках) и подданные (в монархиях).

Признаки государственной власти

    Публичный характер;

    Суверенный характер, т.е. верховенство по отношению ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и независимость в решении вопросов политики с другими государствами (внешний суверенитет);

    Ограниченность территорией.

Власть структурируется:

по вертикали - это деление между субъектами государственного управления. Центральная и местная (т.е. отсутствует региональный уровень власти или местная власть зависит полностью от центра); федеральная, региональная и местная;

по горизонтали - это деление ее на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Легальность власти формальное описание политической системы и её правовое обоснование.

Легитимность власти неформальная законность, признание, доверие власти, способность обеспечить себе поддержку со стороны большинства членов общества. Легитимность не только юридическая, но и социокультурная характеристика власти . Власть может быть легальной (например, избранной всеобщим голосованием), но не легитимной, не принятой населением.

Принципы устойчивости политической власти

1) Институциональность характеризуется разветвленностью, разнообразием политических институтов и учреждений, множеством субординационных зависимостей.

2) Легитимность . Делегитимация – утрата доверия к власти. Варианты преодоления кризиса легитимности таковы: достижение общественного консенсуса, эффективное управление, реформирование институтов власти.

3) Результативность – это степень выполнения тех функций и ожиданий, которые возлагают на власть агенты политических отношений. Показатели результативности: успешная экономическая политика, устойчивый рост благосостояния основной части населения, укрепление общественного порядка и авторитет на международной арене.

21. Политический режим.

Политический режим – это обобщенная функци­ональная характеристика политической системы общества. Это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия властных решений. Режимы можно классифицировать по трем типам.

I. Тип взаимодействия государства и общества

1. Тоталитаризм (лат. totalis - полный, целый).

Теория тоталитаризма складывается в 1940-50-е годы. Лозунг: «Запрещено всё, что не приказано ». Черты:

    Полный контроль общественного мнения, религии, национальной политики, цензура СМИ.

    Тщательно разработаннаяидеология.

    Однопартийная система.

    Террор, репрессии.

    Контроль над экономикой (её ми­литаризация), контроль запасов оружия.

Всячески подавляется индивидуальность, культивируются стадные чувства, уравниловка, приоритет общества над личностью. Исследователи отмечают два основных вида режимов:

1) Правый тоталитаризм . В основе лежит национальный (расовый) критерий (потомки римлян, возрождение нации) – фашизм в Италии (1922), Испании, Германии, Венгрии и др.

Фашизм – идеология воинствующего антигуманизма, шовинизма и расизма, открытая террористическая диктатура. Фашизм использовал символику Древнего Рима, где пучок прутьев с топором посередине служил знаком власти, а также наказания тех, кто этой власти не подчиняется.

Национал-социализм (НСДАП–национал-социалистическая немецкая рабочая партия) –идеология германского фашизма, выражавшаяся проповедью крайнего национализма, исключительности, мирового господства «арийской расы» в соединении с идеей контроля государства над экономикой. Как строй утвердился в Германии в 1933 г.

2) Левый , в основе которого лежит классовый (социальный) критерий – коммунизм (коммунистическая теория, руководство коммунистической партией). Это сталинизм в СССР, Мао-Цзедун в Китае, КНДР времен Ким Ир Сена. Интернационализм – равенство, солидарность всех народов; взаимоподдержка левых партий.

2. Авторитаризм (от лат. "власть", "влияние") – неограниченная власть одного человека или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но предоставляющая автономию личности во внеполитической сфере. Лозунг: «Разрешено всё, кроме политики ». Занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Авторитарный режим включает в себя большое число модифика­ций:

1) Абсолютная монархия .

2) Военные режимы, например, диктаторский (И.Амин в Уганде), военные хунты в Испании (хунта – собрание политических комитетов), режим генерала Пиночета в Чили, Тайвань при Чан-Кай Ши.

3) Теократиче­ские режимы– прямое правление элитарного духовенства (Иран – аятолла Хомейни, ислам шиитского толка).

3. Демократия. Большинство современных политических режимов заявляют о своей демократической природе. Лозунг: «Все, что не запрещено – разрешено ». «Разрешено все, что не запрещено моралью и законом». Представительная современная форма – делегированность, управление передается народом его посредникам, решения принимаются выборными органами. Представители подлежат переизбранию. Основная характеристика демократии – наличие избирательного процесса.

Принципы современной представительной демократии:

1- власть осуществляет большинство (народ);

2- периодическая свободная выборность органов управления;

3- равноправие, политическое равенство всех граждан;

4- подчинение меньшинства большинству при принятии решений, защита прав меньшинства;

5- конституционализм, т.е. обязанности властей и граждан придерживаться конституции;

6- политический и идеологический плюрализм, законодательно закрепленный в многопартийной или двухпартийной системе;

7- разделение властей.

Демократия опирается на государство в форме республики , хотя в современном обществе наблюдается сосуществование республики и конституционной монархии (Испания, Швеция, Япония и др.).

Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. В некоторых странах, например, в Великобритании, региональный уровень отсутствует.

На практике совершенно очевидно разделение государств на:

Централизованные, где местные органы власти являются как бы продолжением центральных органов (Греция, Ирландия, Исландия, Португалия и др.);

Децентрализованные - местные органы (провинции, земли, департаменты) наделены значительными полномочиями (Италия, Испания, Франция и др.);

Полуцентрализованные - местные органы власти в ряде сфер, к примеру, в сферах образования, здравоохранения, строительства и т.п., пользуются значительной самостоятельностью, а в остальном - зависят от центральных властей (Великобритания, Нидерланды).

Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами (иногда их нестрого называют «ветвями» власти) - законодательной, исполнительной и судебной.

1. Законодательная власть основывается на принципах конституции и верховенства права, формируется в результате выборов. В различных странах функции законодательной власти различны и по объему, и по содержанию. Но, как правило, законодательная власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, обсуждает и принимает законы, обязательные для исполнительных органов и граждан, контролирует их исполнение.

В подавляющем большинстве стран носителем законодательной власти выступает представительный орган- парламент, который бывает двух- или однопалатным. К примеру, однопалатный парламент действует в 8 из 18 западноевропейских стран (в Исландии, Люксембурге, Португалии, Греции, скандинавских государствах). В ряде стран существует двухпалатная парламентская система, при которой одна палата формируется в результате прямых выборов, а другая - на основе территориальной пропорциональности. Причем, в некоторых странах (Бельгии, Италии, Швейцарии) обе палаты - равноправны, принимают одинаковое участие в формировании правительства и в законотворческом процессе.

В нашей стране высшим законодательным органом является Федеральное Собрание- парламент Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Этот орган состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. Исполнительная власть в различных странах еще более разнообразна . В некоторых странах (США) главой исполнительной власти является президент, одновременно занимающий пост главы государства. В других - эти функции разделены. К примеру, в Великобритании глава государства - монарх, глава исполнительной власти - премьер-министр. В государствах с республиканским устройством (Германия, Франция, Италия и др.) главой исполнительной власти является премьер-министр, а главой государства - президент.

Особенностью исполнительной власти является то , что она не только организует выполнение решений законодателей, но и сама может издавать нормативные акты или выступать с законодательной инициативой.

Исполнительную власть в нашей стране осуществляет Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

3. Судебная власть стоит на страже конституционного устройства государства, законности и порядка, прав и свобод граждан . В ее систему включены организации и учреждения, независимые от других органов власти: это конституционные суды (в Австрии, Испании, Португалии, Германии, России и др.) или другие судебные органы (во Франции - Конституционный совет, в Греции- Верховный специальный суд и т.д.). Назначение этих органов состоит в том, чтобы быть гарантом защиты демократической системы от чрезмерных притязаний на власть со стороны законодательной, исполнительной и в какой-то мере общественной власти. Помимо конституционных судов практически во всех странах существуют особые административные суды, которые разрешают конфликты, возникающие между гражданами и органами правительства. За соблюдением законов следят прокуратуры, другие контрольные органы (государственный контроль, налоговая инспекция и т.д.).

По Конституции Российской Федерации (ст. 118) судебная власть в стране «осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства». Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам является Верховный Суд РФ (ст. 126), а по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, - Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 127)».

Кроме органов государственной власти, властные полномочия имеют и органы общественной власти. Здесь в первую очередь нужно назвать органы местного самоуправления, которые не входят в систему государственной власти, к примеру, в Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ). Они призваны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132).

а) Ж.-Ж. Руссо;

а) Ж.-Ж. Руссо;

б) Ш.-Л. Монтескье.

53. Членство в политической партии может быть:

а) индивидуальным;

б) коллективным;

в) индивидуальным и коллективным.

54. В собственности политической партии может находиться:

а) любое имущество;

б) только - то имущество, которое необходимо для обеспечения ее деятельности;

в) имущество, необходимое для ее деятельности, предусмотренное федеральным законом и уставом политической партии.

55. Символика политической партии:

а) не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств;

б) может совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.

56. Численность политической партии должна составлять не менее:

а) 10 000 членов;

б) 50 000 членов;

в) 45 000 членов.

г) 500 членов

57. Политические партии могут принимать пожертвования:

а) от физических лиц;

б) юридических лиц;

в) иностранных государств и иностранных юридических

58. Государство поддерживает политические партии:

59. Организатором публичного мероприятия могут быть:

а) один или несколько граждан;

б) политические партии и общественные объединения;

в) органы местного самоуправления.

60. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается в компетентный орган в срок:

а) не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия;

б) не ранее 15 и не позднее 7 дней до дня проведения публичного мероприятия.

61. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается:

а) в территориальный орган внутренних дел РФ;

б) органы местного самоуправления;

в) орган исполнительной власти субъекта РФ.

62. К местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается, относятся территории, непосредственно прилегающие:



а) к резиденциям Президента РФ;

б) помещениям Совета Федерации и Государственной Думы РФ;

в) зданиям, занимаемым судами;

г) зданиям, занимаемым прокуратурой, органами внутренних дел;

д) территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

63. Создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности:

а) допускается;

б) не допускается.

64. Политические партии вправе осуществлять свою деятельность:

а) на всей территории РФ;

б) территории только тех субъектов, где у них есть региональные отделения.

65. Российское государство:

а) финансирует политические партии;

б) не финансирует политические партии;

в) финансирует политические партии по итогам их участия в выборах.

66. Общественный фонд:

а) основан на членстве;

б) не имеет членства.

67. Организационно-правовые формы общественных объединений:

а) общественные организации;

б) общественные движения;

в) сходы граждан;

г) органы общественной самодеятельности.

68. Общественное учреждение:

а) ставит своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и уставным целям данного общественного объединения;

б) имеет целью совместное решение различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учебы.

69. Идеологический и политический плюрализм – это:

а) тождественные понятия;

б) не тождественные понятия.

70. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются:

а) правила закона РФ;

б) правила международного договора.

71. Государственная власть в РФ согласно ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения:

а) на законодательную, исполнительную, президентскую и судебную;

б) законодательную, исполнительную и судебную.

72. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности:

а) народов, проживающих на соответствующей территории;

б) граждан РФ, иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на соответствующей территории.

73. Граждане РФ, проживающие за пределами ее территории, имеют право участвовать в референдуме РФ:

б) не верно.

74. Референдум может проводиться в любое время без ограничений:

б) не верно.

75. Решения, принятые на референдуме:

а) должны быть утверждены Федеральным Собранием РФ;

б) в утверждении не нуждаются.

76. Местное самоуправление – это:

а) разновидность государственной власти;

б) самостоятельное решение населением отдельных вопросов в рамках государственного управления в стране;

в) самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

77. Правовое государство – это:

а) государство, в котором есть право;

б) государство, в котором все органы государственной власти, должностные лица, граждане подчиняются праву (право «стоит» над государством).

78. Политическое многообразие – это:

а) наличие многих политических идей, течений;

б) многообразие и равенство политических партий.

79. Унитарное государство:

а) состоит из автономных образований и административно-территориальных единиц;

б) делится на административно-территориальные единицы.

80. Федерация – это:

б) союз государств.

81. Конфедерация – это:

а) союзное государство, состоящее из двух и более государств;

б) союз государств.

82. Выберите признаки конфедерации:

а) обладает суверенитетом;

б) имеет гражданство;

в) не имеет единой территории;

г) не имеет единых вооруженных сил.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»