Проверка домашнего задания Охарактеризуйте три правильные и три неправильные формы правления. Опишите республиканский тип устройства государства

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В современной политологии для общего обозначения структурных и властных признаков государства используется понятие «форма государства». Это понятие включает три элемента: форму государственного устройства, форму правления и политический режим.

Форма государственного устройства определяет принципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными. Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.

Унитарное государство, наиболее распространенное в современном мире, характеризуется единством конституции и единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т. п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарных государств можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Такой была и Российская империя до 1918 года. В настоящее время в нескольких унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании, Финляндии — существует административная автономия для отдельных территорий. Так, в составе Великобритании ограниченной автономией располагают Шотландия и Северная Ирландия.

Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некоторой политической самостоятельности. Показателем известной суверенности каждого члена федерации является наличие у них собственной конституции, законодательства, органов представительной и исполнительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, герба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парламенте страны обеспечивает существование второй палаты (в России, например, им является Совет Федерации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основополагающий принцип федеративного государства — главенство общефедеральной конституции и законодательства. Важными объединяющими факторами в нем выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоящее время федеративную форму государственного устройства избрали около 20 стран.

Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внешнеполитической. Субъекты конфедерации обладают высокой степенью суверенитета при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении которого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, оборонной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики. При необходимости создания центральных органов, единых вооруженных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.

Конфедерация, достаточно устойчивая и распространенная в прошлом форма государственного объединения (Рейнская конфедерация, 1254–1350; Ганзейская лига, 1367–1665; Швейцарская Конфедерация, 1291–1798 и 1815–1848; Республика Соединенных провинций (Нидерланды), 1579–1798; Соединенные Штаты Америки, 1781–1789; Германский Союз, 1815–1860; Австро-Венгерская монархия, 1867–1918; Конфедеративные Штаты Америки, 1861–1865, Шведсконорвежская уния, 1814–1905), к настоящему времени находит все меньше сторонников, а существование государств-конфедераций оказывается все более кратковременным. В ХХ столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–1962 годы), затем Сенегал и Гамбия — Сенегамбию (1982), Чехия и Словакия — Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (1990–1992 годы). Союз Независимых Государств (СНГ), состоящий из бывших республик СССР, специалисты-правоведы причисляют к конфедеративному типу лишь с большими оговорками; на самом деле он является, вероятно, не более чем консультативным межгосударственным соглашением.

Для обозначения способа организации верховной государственной власти, принципов взаимоотношений ее органов, степени участия населения в их формировании используется термин форма правления. Истории известны две такие формы — республика и монархия.

Отличительным признаком республиканской формы правления, самой распространенной в современном мире, является выборность высшей государственной власти. Типологически выделяются три подвида республики — парламентская, президентская и смешанная.

Парламентскую республику отличает такой признак, как верховенство избираемого законодательного собрания, закрепленное конституционными нормами. Именно парламент формирует ответственное перед ним правительство, подбирая кандидатуры из лидеров победившей на выборах партии включая премьер-министра. Таким образом, высшая исполнительная власть имеет четко выраженную партийную принадлежность. Глава государства (президент) при формировании кабинета министров выполняет не более чем формальную процедуру.

Вместе с тем во многих парламентских республиках высшая исполнительная власть фактически занимает значительно более важное положение сравнительно с тем, что предписано ей законодательством. Парламентский контроль за деятельностью правительства в действительности нередко оказывается декларативным. Напротив, правительство, располагающее правом роспуска парламента, в состоянии контролировать его деятельность и оказывать на него давление. Парламентская форма правления установлена в таких странах, как Германия, Ирландия, Италия, Турция, Швейцария.

В президентской республике реализован принцип жесткого разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них осуществляет свои полномочия в течение всего установленного срока. Право формирования правительства принадлежит президенту, являющемуся одновременно и его главой. Образуемое таким образом на внепартийных началах правительство не несет ответственности перед парламентом. Президент, со своей стороны, не обладает правом роспуска законодательного собрания.

Классическим образцом президентской республики считаются США, ставшие родоначальником этой формы правления в 1787 году. Затем она наиболее широко распространилась в странах латиноамериканского континента — Мексике, Аргентине, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Боливии, Уругвае и др.

В соответствии с конституцией США, президент, будучи одновременно главой государства и исполнительной власти, является единственным должностным лицом федерального правительства, выбираемым гражданами страны на четырехлетний срок с правом лишь одного переизбрания. Поскольку на президенте лежит основной груз ответственности за выбор политической и экономической программы, он наделен широкими административно-исполнительными полномочиями. На него возложено руководство государственным аппаратом включая вооруженные силы; он же отвечает за назначение судей федеральных судов. Формально лишенный права вмешиваться в дела парламента, чтобы не нарушать принцип разделения властей, президент США тем не менее на практике в состоянии оказывать такое вмешательство, блокируя одобренные нижней палатой законопроекты при помощи предоставленного ему права вето. Для преодоления президентского вето парламенту необходимо повторно одобрить законопроект квалифицированным большинством (две трети голосов). Однако и парламент (Конгресс) располагает средством контроля за исполнительной деятельностью президента. Один из основных рычагов — финансовый. При ежегодном голосовании по вопросу о государственном бюджете обе палаты Конгресса (Палата представителей и Сенат) вправе не согласиться с запросами президентской администрации. Кроме того, Сенат наделен правом контролировать назначения президента на некоторые высшие государственные посты (членов кабинета, судей федеральных судов, послов и др.). Существуют и другие парламентские способы контроля за деятельностью президента, вплоть до импичмента.

Смешанной форме правления присущи такие основные черты, как избрание президента всеобщим голосованием; наличие у него собственных достаточно широких властных полномочий, позволяющих ему действовать независимо от правительства; ответственность правительства, возглавляемого премьер-министром, перед парламентом. Такая форма закреплена конституциями ряда западноевропейских стран — например, Франции, Португалии, Австрии, Исландии.

Не вполне определенной, по мнению некоторых исследователей, остается форма правления Российской Федерации. Положение Конституции «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1) не является исчерпывающим, считают они. Напротив, оно оставляет простор для разных толкований. Исходя из фактического статуса президентской власти, не отраженного в должной мере в конституционных нормах, одни из этих исследователей склонны видеть в форме правления черты республики парламентского типа с президентским режимом, другие — президентской или полупрезидентской республики .

До принятия 19 октября 1999 года федерального закона «Об общих принципах организации системы представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации» форма республиканского устройства субъектов Федерации не была регламентирована, и, следовательно, были возможны различные варианты. Так, например, в Удмуртии сформировалась типично парламентская республика. Однако закон потребовал от регионов соответствия общефедеральным конституционным основам, т. е. ориентации на президентскую или полупрезидентскую республику.

Вторая форма правления — монархия — подразделяется на две основные разновидности: абсолютную и конституционную. Абсолютная монархия, чьи корни уходят в эпоху Средневековья, основывается на юридической принадлежности всей полноты государственной власти одному лицу. В настоящее время она практически полностью изжила себя, продолжая сохранять в неизменном виде внешнюю атрибутику и лишь отчасти прежнее содержание в таких государствах, как Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар, Оман.

Конституционная монархия, в свою очередь, условно может подразделяться на парламентскую и дуалистическую. Показательным примером первой считается Великобритания. Реальная законодательная власть в ней принадлежит парламенту, а исполнительная — кабинету министров во главе с премьером, кандидатура которого формально подбирается монархом, осуществляющим на практике лишь церемониальные функции.

Напротив, при дуалистической форме монархии, сохраняющейся в Иордании и Марокко, реальная власть сосредоточена в руках монарха. Парламент, которому конституция предоставляет законодательные полномочия, фактически подконтролен первому лицу государства, обладающему правом вето, и тем более не оказывает влияния на деятельность исполнительной власти.

Довольно экзотическая разновидность конституционной монархии — выборная — существует в Малайзии. Конституция 1957 года установила порядок избрания главы государства на пять лет поочередно всеми девятью государствами, входящими в это своеобразное монархическое федеративное образование.

Не менее своеобразная форма правления родилась в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), представляющих собой по существу федерацию семи монархических государств. Стоящие во главе них эмиры образовали Высший совет, от лица которого коллективно реализуют свои властные полномочия.

Особую разновидность монархической формы правления представляет собой доминион. К доминионам причисляют себя 16 государств из числа бывших британских колоний—Австралия, Новая Зеландия, Канада, Барбадос, Ямайка и др. Фактически почти все они являются парламентскими республиками, но формально продолжают объявлять главой государства британского монарха.

Мировая практика выделяет и несколько форм политического режима. К наиболее распространенным из них относятся демократия, олигархия, авторитаризм (автократия) и тоталитаризм.

Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. В настоящее время унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной в мире. Большинство современных стран представляют собой унитарные государства.

К основным признакам унитарного государства относятся:

Наличие единой и неделимой на составные части территории государства;

Действие единственной единой конституции общенационального масштаба и единой правовой системы государства;

Наличие единой системы общенациональных высших органов государства (исключение составляют политические автономии некоторых унитарных государств, имеющие собственные органы власти);

Наличие единого общенационального гражданства;

Наличие единой общенациональной финансовой и бюджетной системы государства;

Наличие единой общенациональной судебной и правоохранительной системы;

Наличие единых символов государства.

В зависимости от степени самостоятельности административно-территориальных единиц, составляющих унитарное государство, различают следующие виды унитарных государств:

- децентрализованные унитарные государства , в которых все административно-территориальные единицы (от области до общины) являются самоуправляемыми (например, в Великобритании, штатах США, провинциях Канады и др.). В административно-территориальных единицах отсутствуют специально назначенные центральным правительством чиновники. Местное самоуправление и самоуправление реально осуществляются выборными органами населения административно-территориальных единиц. Должностные лица органов административно-территориальных единиц избираются на местах населением или выборными органами местного самоуправления;

- относительно централизованные унитарные государства, в которых действует местное самоуправление на общинном (и иногда на районном) уровне, а области управляются из центра (например, во Франции, в Болгарии, Польше). На высшем, областном уровне административно территориального деления имеются два органа: 1) назначенный сверху чиновник (комиссар, аким, префект и др.) - представитель центральной власти; 2) избранный населением совет – орган местного самоуправления;

- централизованные унитарные государства, в которых отрицается местное самоуправление. Выборные органы самоуправления на местах либо отсутствуют (например, во многих государствах Тропической Африки и Азии (Бутан, Таиланд), либо они действуют лишь формально, т.к. лишены реальных гарантий самостоятельности.

По форме устройства унитарные государства подразделяют напростые (не имеющие автономных образований – Кыргызстан, Эстония, Польша и др.) и сложные (имеющие в своем составе автономные образования (Узбекистан, Украина, Дания, Ирак и др.).

Выделяют также две формы автономии:

- территориальная автономия – предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым из них (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах;

национально-территориальная автономия – предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.

Автономия – это особая политическая территориальная единица в составе унитарного государства, созданная с учетом национального состава, культуры, традиций, быта, проживающего в нем населения (например, Корсика во Франции, Курдистан в Ираке, Гагаузия в Молдове).

Существует две основные формы автономии: 1) национальная территория (этнотерритория); 2) национально-культурная.

Национально-культурная автономия в зависимости от объема и содержания полномочий имеет две формы:

1) политическая автономия - имеет некоторые признаки государственности (парламент, правительство и другие государственные органы). Политическая автономия, высший представительный орган которой имеет право принимать законы, образована на Украине, в Узбекистане, Италии, Ираке, Португалия. Например, яркими примерами такой автономии являются Северная Ирландия в Великобритании, Аландские острова в Финляндии;

2) административная автономия, органы которой имеют право издавать только подзаконные акты (Китай, Молдова и др.).

Кроме этих основных видов автономии используются также:

1) культурно-национальная автономия (применяется в Австрии, Венгрии, скандинавских странах, где некоторые национальности живут некомпактно, а разрозненно, вперемешку с представителями других национальностей).

2) полуавтономные образования (Шотландия и Уэльс в Великобритании).

3) межгосударственная «кочевая автономия», созданная для кочевого племени туарегов, имеющая границы их сезонных миграций.

Федерация (от лат. слова «federere » - «объединять », «укреплять союзом ») - это сложное государство, включающее в свой состав государства или государственные образования (штаты, земли, кантоны и др.), обладающие высокой степенью государственной самостоятельности.

В настоящее время в мире существуют 23 федеративных государства, в которых проживают около трети населения планеты. Федеративную форму имеют пять государств в Европе: Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Россия; четыре – в Азии (Индия, Малайзия, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты); четыре – в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия); шесть в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре – в Океании (Австралия, Папуа-Новая Гвинея, Сент-Китс и Невис, Федеративные Штаты Микронезии).

Федерации, за небольшим исключением, представляют собой крупные государства. Например, по численности населения, размерам территории, экономической мощи штаты США во многом превосходят некоторые европейские государства. Эти штаты обладают весьма значительной собственной компетенцией, и наиболее крупные из них представляют собой почти унитарные государства, чьи губернаторы по своим полномочиям и возложенной на них ответственности (исключая иностранные дела, оборону и некоторые другие) могут быть сопоставимы с главами многих современных государств мира. При этом штаты копируют федеральную систему власти США: они имеют парламент, который именуется законодательным собранием или легислатурой, включающей две палаты. Исключение составляет лишь штат Небраска, учредивший в 1937 г. однопалатный представительный орган.

Многие федерации являются однонациональными государствами (Аргентина, Объединенные Арабские Эмираты и др.), в других проживают лица разных национальностей, но образующих одну нацию (Австрия, Бельгия, Канада, США, ФРГ и др.).

Термины «федерация », «федеративное государство » употребляются во многих конституциях (Аргентины, Пакистана и др.), включаясь иногда в официальное название государства (например, Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия и др.). При образовании федерации употребляются также термины «союз », «соединенные штаты » (Соединенные Штаты Мексики, Соединенные Штаты Америки), «конфедерация » (Швейцария). Но в некоторых конституциях таких терминов нет (Танзания, Королевство Бельгия), и заключение о федеративном характере государства можно сделать лишь на основе анализа самого текста конституции и конституционного законодательства этих стран.

Федерация возникает в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.) или в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Поэтому структура федераций неодинакова. В наиболее простом варианте федерация состоит только из ее субъектов (штатов, провинций, кантонов, земель, султанатов и др.). Например, Швейцария состоит из кантонов.

Другие федерации имеют более сложный состав (Бразилия, Индия, Мексика, Нигерия, Пакистан, США и др.). Например, Бразилия, Мексика, Нигерия, США включают в свой состав, помимо штатов, федеральные округа. Индия, как сложная федерация, состоит из штатов и союзных территорий.

Федерации подразделяются на две основные группы:

1) договорные федерации , т.е. федерации, созданные на основе союза. Такие федерации и ее члены имеют «двойной суверенитет», т.к. субъекты федерации обладают государственным суверенитетом, имея свои конституции, гражданство, законодательство (США, союзные республики бывшего СССР).

2) конституционные федерации - федерации, созданные на основе автономии, поэтому их субъекты не обладают суверенитетом, не имеют собственных конституций.

Кроме того, с точки зрения структуры различают симметричные и ассиметричные федерации. Симметричные федерации – это федерации, в состав которых входят только равноправные субъекты, обладающие одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Бразилия, Австрия, Бельгия, ОАЭ, Папуа-Новая Гвинея, ФРГ, и др.).

Ассиметричные федерации , состоящие из субъектов и иных единиц с различным конституционно-правовым статусом, включают в свой состав особые территориальные образования, которые не являются субъекты федерации. Так, США имеет федеративный округ Колумбию, на территории находится столица США – город Вашингтон; федеральные территории (остров Гуам); ассоциированные государства (Пуэрто-Рико, Микронезию, Палау и др.). К асимметричным федерациям относятся также Австралия, Венесуэла, Канада, Индия.

Выделяют также:

1) централизованные (интеграционные) федерации с высокой степенью централизации (это большинство федераций, основанных на автономии);

2) относительно децентрализованные (деволюционные) федерации – это федерации, учитывающие специфику различных ее субъектов в связи с чем их статус может быть не совсем одинаковым.

Выделяют три принципа построения федерации:

1) территориальный принцип (при создании некоторых федераций национально-этнические различия населения не учитывались, но большинство федераций в мире построены по этому принципу – США, ФРГ, Мексика, ОАЭ, Швейцария;

2) национально-территориальный принцип (федерация строится по национальному признаку – Бельгия, Эфиопия, частично Индия, этот принцип применялся в социалистических странах – СССР, Чехословакии, Югославии). Такой принцип, соответствуя международно-признанному праву народов (наций) на самоопределение, может способствовать снятию противоречий между национальностями, их интеграции на равноправной основе;

3) комплексно-территориальный принцип (при формировании федерации учитываются все факторы - национальный, иностранный, экономический, лингвистический, географический и др. - Индия, Пакистан, Малайзия и др.). Например, в Индии при создании штатов учитывались национально-лингвистические особенности этих государственных образований.

В федеральных конституциях всегда имеется перечень предметов ведения (полномочий), относящихся к исключительному ведению федерации, регулируемые, как правило, федеральными законами. При этом порядок выделения таких вопросов в различных федерациях неодинаков. Так, в США использован негативный подход - в Конституции США названы вопросы, по которым федерации (Конгрессу США) принимать законы запрещено. Следовательно, эти вопросы относятся к исключительному ведению штатов, прежде всего, их законодательным органам.

Но в подавляющем большинстве федераций используется позитивный подход: перечислены исключительные предметы ведения (полномочия) федерации. Например, ст.71 Конституции России к исключительным предметам ведения Российской Федерации относит: федеративное устройство и территорию Российской Федерации, регулирование прав и свобод человека и гражданина, внешнюю политику и международные отношения, оборону и безопасность, судоустройство и прокуратуру, и другие важнейшие вопросы федерального значения. Для осуществления этих полномочий в большинстве случаев необходимо принятие Парламентом России федеральных законов, включая законодательную ратификацию им международных договоров.

Государственная власть субъекта федерации не является суверенной, т.к. имеет относительно подчиненный характер с учетом оговорок о свободе его деятельности в определенных для него сферах и об исключительных предметах его ведения. Так, в настоящее время в конституционном праве, особенно после решения Верховного суда Канады 1998 г. в связи с ситуацией в провинции Квебек – субъекте федерации, утвердилось правило, что субъект федерации не обладает государственным суверенитетом. В России такое же положение об отсутствии государственного суверенитета у субъектов Российской Федерации утвердилось после постановлений Конституционного суда Российской Федерации 2000 г.

В настоящее время конституции федеративных государств, за исключением Эфиопии, не предусматривают права сецессии , т.е. выхода субъектов из их состава. Поэтому такие попытки, как правило, подавляются.

Исключение из такого общего правила составили лишь немногие государства:

Выход Сингапура (города-государства) из состава Малайзии в 1965 г., хотя в Конституции Малайзии не было положения о праве выхода из ее состава;

Выход Латвии, Литвы и Эстонии из состава СССР в 1991 г.;

Разделение Чехословакии на Чехию и Словакию в 1990 г.

В этой связи законами устанавливается чрезвычайные способы федерального контроля:

1) введение чрезвычайного положения на территории субъекта федерации;

2) президентское правление в субъектах федерации (например, в Индии за последние 50 лет было более 100 случаев его применения);

3) федеральное принуждение (по отношению к землям в ФРГ: распускается местный парламент, для управления землей назначается федеральный комиссар);

4) федеральная интервенция (вмешательство) в дела субъектов установлена конституциями Аргентины, Бразилии, Мексики, Венесуэлы, Эфиопии (президенты этих государств, привлекая армию, вправе сместить местные органы и назначить на местах своих представителей);

5) военные действия (гражданская война в США 1861-1865 гг. в связи с попыткой выхода из США 11 южных штатов).

Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры формы правления вы найдете ниже) - это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу - парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг - в Германии, Ландтаг - в Австрии, Сейм - в Польше и т. д.

Форма правления "парламентская республика" отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество "портфелей" в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран - "чистых" парламентских республик - можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года - африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

парламентская, смешанная

На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий - президента - выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики - Германия, Италия, Чехия и другие.

Также выделяется и третий тип республики - так называемый смешанный. В таких государствах обе наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран - Франция, Румыния.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентские республики: список стран

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе - Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии - Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке - Эфиопия;
  • в Америке - Доминика;
  • в Океании - Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, - большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус "полноценная демократия", 21 страна - это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

"Плюсы" и "минусы" этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры - Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик - это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную "штамповочную машинку" для законов.

Федеративная республика Австрия

Австрийский парламент носит название "ландтаг", а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны - Федеральные Сборы Австрии - состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Федеративная Республика Германия

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата - это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года в Германии занимает Ангела Меркель - первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Республика Польша

Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов. Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д"Ондта. При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% голосов в общенациональном голосовании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. включает в себя Народную Палату и Совет Штатов - орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты - 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

В заключение...

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего - около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика - это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

Существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Нетрадиционные республики

Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считалась республика Советов . Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов в пользу их исполнительных комитетов

Республика, являясь древней формой общественной организации, в настоящее время наиболее распространена и востребована в мире как способ государственного устройства, регулируемого большинством его граждан.

Согласно республиканским принципам правления, граждане государства реализуют свои политические права и свободы, регулярно избирая своих представителей (депутатов, президента) в высшие органы власти и тем самым контролируя их состав.

Таким образом, в государстве-республике полномочия верховных властей (парламента и президента) должны основываться на народном доверии. Народ определяет, кому занимать место в представляющей его интересы структуре государственной власти.

Республика – это форма управления государством, в основе которой лежит избирательный принцип. Высшая власть при республиканской форме правления, в противоположность монархической, осуществляется по воле народа или представляющего его учреждения (парламента).

* – это форма государственного правления, при которой пожизненное право на верховную власть передается по наследству одному лицу (монарху).

История происхождения республики

Республика появилась во времена античности как противопоставление монархии. Она открывала новый способ государственного устройства – на демократических началах. Полноправные граждане полиса получали возможность управлять древним городом-государством, принимая участие в собрании или совете.

Этимологически «республика» восходит к латинским res - дело и publicus - общественный, всенародный, что в сочетании переводится как «общественное, народное дело».

Признаки современной республики

Со времен античности мир развивался, и республика, не теряя своих ключевых демократических принципов, приобретала новые черты. Среди основных признаков республики выделяют:

  • Наличие главного лица (президента) или коллегиального органа (парламента), представляющего государство и несущего функции законодательной и\или исполнительной власти.
  • Избираемость главы государства и верховных органов власти на определенный срок.
  • Подчинение главы государства Конституции.
  • Взаимная ответственность личности и государства перед законом.
  • Принцип разделения властей на три ветви (в большинстве республик).

Разновидности республики

Республики в зависимости от того, кто имеет больше полномочий в управлении государством, президент или парламент, а также от механизма реализации власти разделяют на:

  • президентские, в которых парламент подчиняется президенту, формирующему правительство и управляющему им;
  • парламентские, в которых парламент назначает президента, созывает правительство и контролирует его;
  • смешанные, в которых президентская и парламентская власти уравновешены или ведут борьбу между собой: правительство формируется ими совместно и несет ответственность перед обоими; при этом, кому принадлежит реальная власть, возглавляющему парламент премьер-министру или президенту, зависит от количества полученных ими голосов.

С точки зрения государственного устройства и территориальной целостности республики бывают:

  • Унитарные — территориально единые государства, как, например, Италия, Франция, Япония, Польша.
  • Федеративные — состоящие из частей (субъектов федерации), которые разделяют властные полномочия с управляющим центром (президентом и/или парламентом). К таким республикам относятся: Россия, США, Германия.
  • Союзные — входящие в состав больших государственных объединений с республиканской или монархической формой правления (СССР, Исламская республика).

Республики в современном мире

Парламентские республики появились первыми вследствие буржуазных революций в Голландии, Англии и Франции и распространились по всей современной Европе и миру. На сегодняшний день парламентскими республиками являются: Австрия, Греция, Ирландия, Индия, Португалия, ФРГ. Все эти страны представляет премьер-министр, который возглавляет правительство и парламентское большинство.

Первой президентской республикой считается США, в ней президент противопоставил себя парламенту, что стало эффективным способом управления конфедерацией. Сейчас президентскими республиками являются: Россия, Мексика, Аргентина, Бразилия и др.

В современном мире существуют также:

  • суперпрезидентские республики, с единой властью в лице президента, поддерживаемого армией (Сирия, страны Латинской Америки);
  • милитарно-президентские республики, возглавляемые революционным военным советом;
  • президентско-монократические республики, с неограниченным сроком правления президента (Ирак, Тунис, Гвинея).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»