Полный доспех. Доспехи: история возникновения, этапы развития и обзор солдатской защиты разных государств

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Латные доспехи, защищающие грудь и нижние конечности, использовались древними греками и римлянами, но вышли из употребления после краха Римской империи из-за их стоимости и трудозатрат, требовавшихся для производства или доспехов. Отдельные металлические пластины снова стали использоваться с конца 13 века для защиты суставов и голеней, их носили на полном . К концу 14 века были разработаны большие и более полные элементы для доспехов. В начале 1500-х годов дизайн шлема и подшлемника изменился, в результате чего появился так называемый нюрнбергский доспех, многие экземпляры которого являются шедеврами мастерства и дизайна. Европейскими лидерами в производстве доспехов были северные итальянцы и южные немцы. Это привело к появлению миланского стиля доспеха в Милане, и готического стиля доспеха в Священной Римской империи. Англия производила доспехи в Гринвиче, и развивала свой собственный уникальный стиль. Максимилиановские доспехи появился спустя непродолжительное время, в начале 16 века. Максимилиановский доспех обычно выражался рифлением и декоративной гравировкой, в противоположность более простому так называемому белому (т.е. гладкому) доспеху конца 15 века. Эта эра характерна появлением закрытых шлемов , в противоположность и образца 15 века. В Японии элитные самураи носили доспехи, сделанные из плотно сшитых пластин , которые имели характеристики, аналогичные цельному латному доспеху. С прибытием европейцев японцы добавили стальные пластины к своим вариантам доспехов. Турция также широко использовала латные доспехи, но турецкие доспехи включали в себя большое количество , которая широко использовалась ударными войсками, такими как корпус янычаров. В остальной части мира, тем не менее, общая тенденция была: кольчуга, чешуйчатые доспехи , и лямеллярный доспех .

Полный латный доспех был очень дорог в производстве, и использовался в основном только верхними слоями общества; щедро украшенные доспехи оставались модными среди знати 18 века и генералов долго после того, как они потеряли военное значение на поле боя вследствии появления мушкетов. Упрощенный латный доспех, обычно состоявший из нагрудника , мориона или кабассета, и перчаток, однако, также стал популярным среди наемников 16 века, и есть много ссылок на так называемый амуниционный доспех, массово производимый для пехотинцев по цене много меньшей, чем полный латный доспех. Этот выпускаемый серийно доспех был часто более тяжелым и изготовленным из металла более низкого качества, чем рыцарский доспех. Начиная с 15 века доспехи, специально разработанные для турниров (а не для сражений), и парадные доспехи вновь становятся популярными. Многие из поздних доспехов были украшены библейскими или мифологическими мотивами.

Использование доспехов не было ограничено Средневековьем, и фактически доспехи широко использовалась большинством армий до конца 17 века, как для пеших, так и для конных войск. Шло развитие огнестрельного оружия, которое сделало все доспехи, кроме самых лучших и самых тяжелых, устаревшими. Увеличивающаяся мощность и доступность огнестрельного оружия и природа массовой, финансируемой государством пехоты привели к тому, что оставалось все меньшее число воинов в латных доспехах, которые заменялись на более дешевые и более мобильные войска. Защита ног (набедренники, наколенники , поножи , сабатоны) была первой частью доспеха, от которой отказались в пользу мобильности, она была заменена высокими кожаными ботинками. К началу 18 века только фельдмаршалы, командующие и члены королевских семей оставались в полном доспехе на поле боя, поскольку они представляли собой заманчивую цель для огня мушкетов. Однако всадники, особенно кирасиры, продолжали использовать нагрудные и наспинные пластины, которые могли защитить их от дистанцированного огня, и либо шлемы, либо «секреты» - стальную защиту, которая носилась на голове под мягкой шляпой. Другие доспехи были скрыты под декоративной униформой. Доспехи (бронежилеты) имели краткое появление в американской гражданской войне с переменным успехом. Однако бронежилеты того времени были дороги и таким образом покупались отдельными солдатами, а не были штатными, поскольку эффективность такого доспеха очень сильно варьировалась в зависимости от его производителя. Импровизированный латный доспех был успешно воспроизведен известным австралийским преступником Недом Келли и его бандой, давая им большое преимущество в их перестрелках с полицией. Бронированная конница Наполеона, как и Французской, Немецкой, и Британской империй (тяжелая конница, известная как кирасиры), активно использовались в течение 19 века вплоть до первого года Первой мировой войны, когда французские кирасиры пошли чтобы встретить врага в доспехах за пределами Парижа. Во время войны обе стороны экспериментировали со шрапнельными доспехами, и некоторые солдаты использовали свои собственные доспехи, но узкоспециализированные баллистические доспехи, такие как «американский щит тела Брюстера», не имели широкого распространения.

Латные доспехи вновь кратковременно появились во время Второй мировой войны в советских войсках пехотных штурмовых войсках, которые носил стальные нагрудники, способные остановить пули пистолетов и пистолетов-пулеметов. Японцы и американцы имели несколько опытных образцов, но ни один не выпускался серийно из-за их стоимости и потребности в металле в других производствах. В корейской войне бронежилет вновь появился у пехоты США, и затем в еще большей степени бронежилеты использовались во Вьетнаме. В наше время существуют легкие кевларовые шлемы и бронежилеты, последние часто усилены керамическими вставками.

Материалы, используемые в латных доспехах

Первый латный доспех был бронзовым, и носился элитными солдатами, в греческих армиях в частности. Бронза, хотя и не была столь же прочной, как железо, была проще в изготовлении и обработке, что делало ее удобной для изготовления больших пластин. Железо со временем стало использоваться продвинутых вооруженных силах Европы и Ближнего Востока. Постепенно методы обработки стали были усовершенствованы, и сталь заменила железо почти везде, кроме нательных доспехов. Сталь постоянно делалась все более прочной и более толстой для защиты от пуль, но, в конечном счете, достаточная защита была слишком тяжела и дорога для большинства войск. В 20 веке для изготовления пластин стали использоваться титан и особо прочная «баллистическая» сталь. Впоследствии появились керамические пластины, сделанные из оксида алюминия и кремниевого карбида.

Латные доспехи сегодня

Технология изготовления латных доспехов значительно продвинулась за последние 50 лет, возможно, опережая развитие огнестрельного оружия в течение этого периода. Таким образом, можно утверждать, что уровень усовершенствования технологий материалов и бронежилета будет означать возврат к философии Средневековья: высококвалифицированные и хорошо защищенные отдельные воины заменят массы недостаточно обученных и дешевых призывников. Текущая тенденция, показанная в войнах нашего времени, таких как те в Ираке, Ливане, и Шри-Ланке, состоит в том, что стороны конфликта, способные предоставлять лучшую броню своим войскам, дают им большое преимущество в бою. Эта тенденция способствует различиям в уровне потерь современными экипированными войсками и их врагами, партизанами, которые часто не имеют аналогичного уровня защиты. Современные баллистические жилеты предлагают намного лучшую защиту против обычного армейского огнестрельного оружия, чем даже таковые 40 лет назад, увеличивая шансы выжить в бою и уменьшая потребность в людских ресурсах.

Строение латного доспеха

Латный доспех состоял из шлема, (или ), наручей, рукавиц, кирасы (задняя и нагрудная пластины) с , набедренных щитков и кулета , набедренников, наколенников, поножей и сабатонов. В то время как такой доспех выглядит весьма тяжелым, полный латный доспех мог весить всего 20 кг, если он был сделан из пропорциональной по толщине стали. Это меньше, чем вес современной полной выкладки пехотинца (обычно 25 - 35 кг), и вес латного доспеха был распределен более равномерно. Вес доспеха был настолько хорошо распределен, что здоровый человек мог бежать, или вскочить в седло лошади. Современная реконструкция показала, что было возможно даже плавать в таком доспехе, хотя это было конечно трудно. Для здорового и обученного человека в доспехе было возможно бежать и поймать небронированного лучника, как это было показано в реконструкционных боях. Мнение, что полностью вооруженного рыцаря нужно было поднимать на коня с помощью системы блоков, является мифом, происходящим от произведения Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». (И, фактически, существование латного доспеха в течение эры Короля Артура - также миф: рыцари 6 века носили бы кольчугу вместо этого). Даже рыцари в чрезвычайно тяжелых турнирных доспехах не поднимались лебедкой на своих лошадей. Этот тип «спортивных» доспехов предназначался только для церемониальных копейных матчей, и они изготавливались чрезвычайно толстыми, чтобы защитить владельца от серьезных несчастных случаев, таких как тот, что вызвал смерть Короля Франции Генри II.

Турнирные доспехи всегда более тяжелые, более неуклюжие и более защищенные, чем боевые. Это объясняется тем, что никто не хочет быть убитым в игре, но на поле битвы стоит вопрос жизни и смерти, поэтому подвижность и выносливость - более важный аспект для выживания в бою, чем пассивная защита. Поэтому боевой доспех - это компромисс между защищенностью и подвижностью, в то время как турнирный доспех делает акцент на защищенности, в ущерб подвижности.

Влияние развития оружия

Латный доспех является «мече -стойким». Он также хорошо защищает владельца от копья, или ударов пики , и обеспечивает приличную защиту против дробящего оружия . Развитие латного доспеха спровоцировало развитие наступательного оружия. В то время как этот доспех был эффективен против режущих и рубящих ударов, их слабые места могли быть поражены длинными клиновидными мечами (эстоками) или другим оружием, разработанным специально для этой цели, таким как поллэксы и алебарды. Эффективность стрел и болтов арбалетов против латных доспехов все еще является предметом споров. Некоторые утверждают, что большие луки и/или арбалеты могли регулярно пробивать латный доспех, другие утверждают, что они могли это делать крайне редко вследствие того, что наконечники стрел были сделаны из намного менее качественного металла, по сравнению с лучшей сталью того времени, которая обычно шла на латные доспехи. В пользу последней версии приводят также такие аргументы, что стоимость экипировки лучников, при предположении, что наконечники стрел изготавливались бы из высококачественной стали, была бы огромной. Различные рифления на поверхности доспехов были не только украшением, но также укрепляли пластины доспеха против изгиба под тупым ударом и могли привести к тому, что удары рубящего оружия застревали на поверхности доспеха или отскакивали, вместо того, чтобы соскользнуть в более уязвимый сустав. В руководствах по фехтованию в доспехах, преподававшихся в немецкой школе фехтования, нападающий концентрируется на этих «слабых точках», что привело к появлению стиля борьбы, сильно отличающемуся от боя без доспехов. Из-за наличия таких слабых мест большинство воинов носило кольчугу под латным доспехом. Позднее, полные кольчуги были заменены частичным их использованием, названными госсетами, вшитыми в поддоспешник. Дальнейшая защита латного доспеха заключалась в использовании маленьких круглых пластин, названных ронделями , которые закрывали область подмышек, налокотники и наколенники с «крыльями», чтобы защитить внутреннюю часть сустава. Развитие в 14 веке латного доспеха также вызвало развитие различного древкового оружия . Это оружие разрабатывалось, чтобы обеспечить сильный удар и концентрацию энергии на маленькой площади, и тем самым нанести урон через пластины доспеха. Булавы и поллэксы с молоткообразными наконечниками использовались для нанесения травм через доспех без его разрушения.

Появление первых доспехов произошло задолго до появления военного дела, войны как таковых, а следовательно солдат и армии. Люди каменного века впервые научились изготавливать простые доспехи из шкур животных. Доспехи часто ассоциируются с чем-то металлическим, но кожа и ткань являлись гораздо более распространенным материалом для их изготовления. Шкуры стали прототипом первых кожаных и тканевых доспехов. Кожа защищала первых людей во время охоты. Конечно подобная броня не могла спасти от серьезных ран, ведь для придания прочности кожу надо было обрабатывать, а такие технологии появятся лишь тысячелетия спустя. Да и боевые доспехи были ни к чему, орудия тогда были крайне простыми, а стычки с себе подобными — редкими.

Античные доспехи

Период первых цивилизаций ознаменовал начало эпохи войн между государствами и появление армии как организации. Люди научились обрабатывать ткань, метал, кожу, поэтому в эту эпоху появились возможности для создания брони, которая давала настоящую защиту. Кожаные доспехи, а так же тканевые стали первыми на пути к рыцарю в латах. Метал научились обрабатывать очень давно, но по настоящему крепкие доспехи появились лишь в позднем средневековье, поэтому ткань и кожа долгое время оставались на первом плане.

Египетские доспехи

Древний Египет не сильно отличался по климату от нынешнего Египта, что накладывало отпечаток на то, какую броню использовали египтяне. Из-за невыносимой жары и относительной дороговизны изготовления даже матерчатых доспехов, простые солдаты почти никогда не носили доспехов. Они использовали щит и носили традиционные египетские парики, которые были выполнены из твердой кожи и часто имели деревянную основу. Это было некое подобие шлема, который мог смягчить удар популярного в то время оружия – булавы или палицы. Бронзовые топоры были достаточно редким оружием, а уж про мечи и говорить не стоит. Такое было по карману только особам, приближенным к Фараону. То же можно сказать и про доспехи, даже из ткани и кожи. За многие годы раскопок почти не было найдено ни одного металлического панциря, что говорит о дороговизне его производства и, возможно, малой эффективности. Визитной карточкой египетской армии, да и многих армий того периода, были конечно же колесницы, поэтому все знатные, хорошо обученные войны сражались верхом на колеснице. В основном выступали они в роли мобильной кавалерии и стреляли из лука . Подобного рода действия требовали немалого умения, в связи с чем воины на колесницах обязательно носили тканевый или кожаный доспех, потому что потеря такого умелого солдата стоила недешево. Не говоря уже о том, что зачастую это были знатные люди.

Доспехи Греции

Древняя Греция по праву может считаться некой родиной доспехов, в том смысле, в котором мы их знаем. Гоплиты – греческая тяжелая пехота. Легкая пехота именовалась – пельтасты. Их названия происходят от типов щитов, которые они использовали: гоплон и пельта соответственно. Воин в доспехах в те времена была не менее страшен, чем рыцари, закованные в полный доспех, мчащиеся на коне. Лучшие армии греческих полисов состояли из обеспеченных граждан, ведь для того, чтобы стать членом фаланги (строй тяжеловооружённых пехотинцев) нужно было купить себе снаряжение, а это стоило больших денег. Основным средством защиты конечно же был большой круглый щит – гоплон, который весил около 8кг и защищал тело от шеи до колен. Благодаря такому строю, гоплит по-большому счету и не нуждался в защите тела, потому что фаланга предполагала, что тело будет всегда находится за щитом. Не смотря на то, что в эти времена обработка бронзы достигла очень высокого уровня, доспехи из бронзы были не так популярны как тканевые.

Линноторакс – боевые доспехи из нескольких слоев плотной ткани, чаще всего использовались гоплитами, а также легкой пехотой и кавалерией. Доспех не стеснял движения, и был приятным облегчением для и без того закованного в бронзу солдата. Бронзовая версия доспеха называлась гиппоторакс, и часто мы можем видеть ее в анатомическом исполнении. Так же, как наручи и поножи, выполненные как будто плотно облегают мышцы солдата. Чешуя так и не закрепилась в Греции, как основной вид брони, чего нельзя было сказать об их восточных соседях.

Помимо щита, знаменитым атрибутом греческого гоплита являлся шлем. Коринфский шлем можно считать наиболее узнаваемым. Это полностью закрытый шлем с прорезами для глаз и рта, имеющий Т-образную форму. Шлем часто украшался конским волосом, украшения напоминало ирокез. В истории греческого шлема было два изначальных прототипа. Иллирийский шлем имел открытое лицо и не имел защиты для носа, также он имел вырезы для ушей. Шлем не давал такую защиту как коринфский, но в нем было гораздо удобнее, не говоря о лучшем обзоре. В последствии коринфский шлем эволюционирует в подобие иллирийского, но большую часть своей истории будет оставаться закрытым со всех сторон.

Римские доспехи

Римская армия является неким продолжением и развитием идей фаланги. В это время наступает железный век. Боевые доспехи из бронзы и ткани сменяются железными, римские легионы адаптируются под материалы современности. Использование меча в бронзовый век было малоэффективным, так как нужно было подходить вплотную к противнику и ломать строй. Даже отличные мечи бронзового века были очень короткими и малопрочными. Копье было оружием гоплита и многих армий этого времени. В железный же век, меч становится все более прочным и длинным, появляется необходимость в доспехе, который мог эффективно останавливать рубящие удары. Так тяжелый доспех гоплита сменяется кольчугой – lorica hamata. Кольчуга не слишком эффективна против копья, но может остановить рубящий удар меча или топора. Легионы часто сражались с племенами, не имевшими строя как такового, многие варвары с севера были вооружены топорами, что делало кольчугу отличной защитой.

С эволюцией кузнечного дела идет и эволюция брони. Lorica segmentata – пластинчатые доспехи, Римских воинов можно было отличить среди многих именно по этой броне. Эти боевые доспехи пришли на смену кольчуге, которая со временем стала неэффективной против германских длинных мечей, которые стали просты и дешевы в изготовлении, что сделало их обычным явлением в армиях племен. Пластины, скрепленные попарно на груди, и пестичные наплечники давали большую защиту, чем кольчуга.
Последней «обновкой» римской армии, уже после рождества Христова, стала lorica sqamata. Чешуйчатые или ламеллярные доспехи часто использовались вспомогательными войсками. Металлические пластины скрепляли внахлест кожаными шнурами или металлическими прутьями, делая доспех похожим на чешую.

Доспехи гладиаторов

Доспехи в римскою эпоху носили не только солдаты, но и гладиаторы – воины-рабы, сражающиеся на аренах для развлечения публики. Подтвержденным фактом является участие женщин в боях, но они мало изучены, поэтому мужские доспехи более известны. Доспехи гладиатора были необычны и порой не слишком эффективны, что логично, ведь бои гладиаторов проводятся для публики, внешний вид и зрелищность были на первом месте. Гладиаторы часто использовали шлемы, закрытые полностью, иногда с украшениями и даже с зазубренным или заточенным гребнем для сражения против гладиатора с сетью. Торс чаще всего был открыт, но использование нагрудных пластин и кирас не было явлением необычным. Очень часто можно было увидеть пластичные или кольчужные рукава с наплечником или без, они прикрывали руку без щита или же руку без оружия. Поножи часто выглядели как греческие, иногда изготавливались из плотной ткани. Один из видов гладиаторов, коих было больше дюжины, имел пластичный доспех, покрывающий все тело, и закрытый шлем.

Доспехи раннего средневековья

Падение римской империи и переселение народов знаменуют начало раннего средневековья — отправную точку эволюции европейского доспеха. В это время популярность набирают легкие доспехи. В частности дешевый в производстве и удобный в использование стеганый доспех. Его вес составлял по разным оценкам от 2 до 8 кг, самый тяжелый был среди русских пеньковых доспехов, закрывавший ноги в том числе. Хорошая защита достигалась сшиванием до тридцати слоев ткани. Такой доспех мог легко защитить от стрел и рубящего оружия. Этот вид брони использовали в Европе без малого тысячу с лишним лет, как и на Руси, что неудивительно, ведь отличный доспех из ткани мог сравниться по степени защиты с кольчугой. Доспехи из римской эры, а конкретно ламеллярный доспех, также был популярен в это время. Он был прост в изготовлении и давал должный уровень защиты.

Более продвинутая версия тканевых доспехов имела металлические пластины разной величины вшитые в доспех или поверх него. Такая броня встречается в основном у более зажиточных солдат.

Шлемы в эту эпоху в основном были похожи на металлические шапки, иногда с подобием защиты для носа или лица, но в большинстве своем защищали лишь голову. В постримскую эпоху начинается достаточно быстрый переход на кольчугу. Германские и славянские племена начинают носить кольчугу поверх одежды или стеганых доспехов. В ту эпоху оружие и военная стратегия предполагали ближний бой, редко в организованном строю, поэтому подобная защита была крайне надежна, ведь слабое место кольчуги — это как раз противостояние копью. Шлемы начинают «расти», закрывая лицо все больше. Кольчугу начинают надевать и на голову, иногда даже без шлема. Длина кольчуги на теле также увеличивается. Теперь боевой доспех выглядит как кольчужное пальто. Броня кавалериста часто включала кольчужную защиту для ног.

Впоследствии на протяжении почти 600 лет доспехи не меняются, увеличивается лишь длина кольчуги, которая в 13 веке становится чуть ли не второй кожей и закрывает все тело. Однако качество кольчуги в этот период, пусть и превосходило раннюю кольчугу, все равно отставало от качества оружия. Кольчуга была крайне уязвима для копий, стрел с особым наконечником, ударов булавы и подобного оружия, и даже тяжелые мечи могли принести фатальное увечье воину. А что уж говорить про арбалетные болты, которые пробивали кольчугу как бумагу, и были крайне распространены в европейских армиях. В связи с этим был лишь вопрос времени — когда появится броня, способная решить эти проблемы. С конца 13-го века в Европе получают распространение латные доспехи – венец кузнечного дела средневековья, самые прочные доспехи в мире. Броню делали из стальных листов, и они покрывали сначала тело, а через короткое время руки и ноги, а после — полностью заковывали воина в сталь. Оставались открытыми лишь несколько точек для того, чтобы можно было вообще двигаться, но и они впоследствии стали закрываться. Это был золотой век тяжелой кавалерии, от вида которой у пехоты начиналась паника. Легендарные доспехи рыцарей, сделанные качественно, были практически непробиваемы для оружия ополченцев. Бывало, что рыцаря, сбитого с коня во время атаки, просто не могли добить. Само собой такой комплект доспехов мог стоить дороже, чем небольшая деревня с поместьем, и был доступен лишь аристократии и рыцарскому сословию.

Закат доспехов

Тяжёлые европейские средневековые доспехи становятся пережитком истории с повсеместным внедрением огнестрельного оружия и артиллерии. Первые образцы огнестрела были крайне ненадежны, эффективность была десятки метров, перезаряжать их нужно было до второго пришествия, поэтому тяжелые доспехи не сразу ушли со сцены театра войны. Однако уже в эпоху ренессанса латные доспехи можно было увидеть разве что на церемониях и коронациях. На смену латному доспеху приходит кираса. Нагрудные доспехи нового дизайна позволяли пулям и длинным пикам рикошетить от брони, для этого на кирасе создавалось так называемое ребро, фактически доспех как бы вытягивался вперед и создавал угол, который и должен был способствовать шансу рикошета. С появлением более современных видов ружей в конце 17 века, кираса окончательно потеряла смысл.

Также 18ый век был ознаменован переходом к регулярным армиям, которые были на содержании у государств. Так как доспехи по разумной цене были не адекватны, то от них отказались вовсе. Однако необходимость в тяжелой кавалерии никуда не ушла, и кирасы хорошего качества все же давали приемлемую защиту. Теперь боевые доспехи на поле боя носят лишь кавалеристы — кирасиры, тяжелая кавалерия нового поколения. Их броня позволяла чувствовать себя спокойно на дистанции в 100 метров от вражеского войска, чего нельзя было сказать о простых пехотинцах, которые начинали «сыпаться» уже на расстоянии 150-160 метров.
Дальнейшие изменения в вооружении и военной доктрине окончательно вывели доспехи из строя. Воины нового времени уже шли без использования доспехов.

Доспехи на Руси

До прихода монголов, русские доспехи эволюционировали примерно по такой же схеме, что и в Европе. Кольчужные доспехи оставались основной защитой русского война, вплоть до появления стрелкового оружия. Как и в Китае, эпоха рыцарей и тяжелой бронированной конницы так и не наступила. Русский воин всегда должен был оставаться подвижным и «легким». В этой связи средние доспехи выглядели более разумным выбор в борьбе с кочевыми армиями, опирающимися на мобильность и конных лучников, поэтому русские доспехи так и не перешли в латы. Доспехи конника могли быть более тяжелыми, но все же оставались в средней категории. Так, помимо стандартных кольчуг, боевые доспехи на Руси принимали форму чешуи, кольчуги с металлическими пластинами, а также зерцальных доспехов. Такие доспехи надевались поверх кольчуги и представляли собой металлическую пластину – зерцало, создавая некое подобие кирасы.

Японские доспехи

Японский воин в доспехах, именуемый самураем , известен всем. Его оружие и броня всегда были очень выдающимися в «толпе» средневековых лат и кольчуг. Как и в других регионах самураи не пользовались латами. Классическая броня самурая была в основном ламеллярной, но также использовались нагрудные пластины и кирасы. Различные части доспеха могли быть выполнены в «кольчужных тонах». Японская кольчуга отличалась от Европейской не только видом, но и более мелки плетением. Классические японские доспехи состояли из:

  • шлема, закрывавшего полостью голову и часто лицо, обычно оно закрывалось устрашающей маской, шлем часто имел рога;
  • ламеллярного доспеха, иногда укрепленного пластиной, наподобие зерцала или с кирасой сверху;
  • поножи и наручи, металлические или ламеллярные, под ними могли быть кольчужные рукавицы и обувь;
  • доспехи на плече, изготавливались из разных материалов, но их интересной особенностью было удобство в ношении для лучников. В Европе лучник никогда не носил наплечники, потому что они сильно мешали стрельбе, а то время как в Японии наплечник как бы сползал назад при натягивании тетивы и возвращался когда самурай сделал выстрел.

Такой доспех так же, как и в случае с рыцарями, был показателем статуса и богатства. Рядовые солдаты использовали более простые доспехи, иногда кольчужные или смесь.

Современные доспехи

Доспехи эволюционировали вместе с оружием. Как только появлялась защита, тут же появлялось оружие, способное преодолеть ее. И пусть в этой гонке оружие часто является более совершенно, создатели доспехов не отстают, а иногда и выходят вперед, пусть и не надолго.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий - идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такая броня была на вооружении нашей армии вплоть до Крымской войны 1853-1856 гг., когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков - излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция - начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей - ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток - вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество - доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи - вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя - настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия - родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи - символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая - защита. Вторая - доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи - это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

Отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда доминирующее положение заняло огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, а оружейники лишь подстраивались под них.

Рыцарь в кольчуге, поверх которой надето сюрко
На плечах имеются эспаулеры (прародители эполет)

Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное - это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым. Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем.

Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу же после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.

Рыцарские шлемы XII-XIII веков

Щиты делались каплевидной формы. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках - эспаулерах . Впоследствии их заменили эполеты. Сами же эспаулеры делались не из металла, а из кожи, и выполняли чисто декоративные функции. Нашлемные украшения делались из дерева и обтягивались кожей. Чаше всего их делали в виде рогов, орлиных крыльев или фигур людей, животных.

В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион . Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.

Фальшион сверху и два рыцарских меча

В конце XII века появились первые доспехи для лошадей. Это были вначале стёганые, а затем кольчужные попоны. На морду животного натягивали маску. Делали её обычно из кожи и покрывали краской.

В XIII веке на кольчугу стали накладывать кожаные пластины. Делали их из нескольких слоёв варёной кожи. Добавляли их только на руки и на ноги. Ну и, конечно, сюрко . Это был очень важный элемент одежды. Представлял он собой тканевый кафтан, который надевали поверх доспехов. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами.

Данный вид одежды был обязателен. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их и закрывали тканью. К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни.

Рыцарь в латах

Рыцари в латах

Как уже говорилось, во второй половине XIII века появились большие луки и арбалеты. В высоту лук достигал 1,8 метра, а выпущенная из него стрела пробивала кольчугу на расстоянии 400 метров. Арбалеты были не такими мощными. Они пробивали доспехи на расстоянии 120 метров. Поэтому пришлось постепенно отказаться от кольчуг, а на смену им пришли сплошные металлические латы.

Изменились и мечи. Раньше они были рубящими, а теперь стали колющими. Острый конец мог вонзиться в сочленение пластин и поразить противника. На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его. Шлемы такой формы стали называть бундхугелями или "собачьими мордами".

К началу XV века латы полностью вытеснили кольчугу, и рыцарские доспехи перешли в другое качество. Металл стали украшать позолотой и чернью. Если же металл был без украшений, то его называли "белым". Продолжали совершенствоваться шлемы.

Слева направо: армэ, бундхугелям, бикок

Довольно оригинальным был шлем бикок . У него забрало не поднималось, а открывалось, как дверка. Самым крепким и дорогим шлемом считался армэ . Он выдерживал любые удары. Придумали его итальянские мастера. Правда, весил он около 5 кг, но зато рыцарь чувствовал себя в нём абсолютно безопасно.

Появились целые школы мастеров, которые соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи внешне сильно отличались от германских и испанских. А те имели очень мало общих черт с английскими.

Совершенствовалось мастерство, росли и цена. Латы стоили всё дороже и дороже. Поэтому в моду вошли доспешные гарнитуры. То есть можно было заказать полный комплект, а можно было оплатить лишь его часть. Количество деталей в таких сборных латах доходило до 200. Вес полного комплекта иногда достигал 40 кг. Если закованный в них человек падал, то уже не мог встать без посторонней помощи.

Но не надо забывать, что люди ко всему привыкают. Рыцари чувствовали себя в латах вполне комфортно. Надо было лишь походить в них недели две, и они становились как родные. Следует также заметить, что после появления лат стали исчезать щиты. Воин-профессионал, закованный в железные пластины, в этом виде защиты уже не нуждался. Щит потерял свою актуальность, так как латы сами по себе выполняли функции щита.

Шло время, и рыцарские доспехи постепенно из средства защиты превратились в предмет роскоши. Связано это было с появлением огнестрельного оружия. Пуля пробивала металл. Конечно, латы можно было делать толще, но в этом случае значительно возрастал их вес. А это негативно сказывалось и на лошадях, и на всадниках.

Стреляли вначале из фитильных ружей каменными пулями, а позже свинцовыми. И даже если они не пробивали металл, то делали на нём большие вмятины и приводили латы в негодность. Поэтому к концу XVI века рыцари в латах стали редкостью. А в начале XVII века они исчезли совсем.

От лат остались лишь отдельные элементы. Это металлические нагрудники (кирасы) и шлемы. Главной ударной силой в европейских армиях стали аркебузиры и мушкетёры. Шпага вытеснила меч, а пистолет заменил копьё. Начался новый этап истории, в котором облачённым в доспехи рыцарям уже не было места .

Кольчуга. (Германия, XV в.) Длина 73 см, рукава до локтя, диаметр кольца 11 мм проволока 1.6 мм, вес 4.47 кг.

Кольчуга. Длина 71 см, рукава до локтя, проволока 0.9 мм (кольца плоские), диаметр кольца 4 мм, вес 8.8 кг.

(первая половина XV века, Германия). Длина 68 см, Длина рукава (от подмышки) 60 см, проволока 1 мм (кольца полукруглые), диаметр кольца 11 мм, вес 9.015 кг.

Кольчуга с длинными рукавами. (конец XV в.) Длина 71 см, проволока 1 - 1.2 мм (кольца плоские), диаметр кольца 11 - 9.9 мм, вес 7.485 кг.

Кольчужные рукава. (XV - XVI вв.) Общая длина 90 см, длина собственно рукава 64 см, кольца диаметром 5.4 мм двух типов: клепаные (проволока 0.9 мм) и штампованные (0.4 мм), вес 1,94 кг.

Кольчужные рукава. (XVI в.) Общая длина 60 см, длина собственно рукава 53, кольца диаметром 7 мм, вес 1,57 кг.

Кольчужная шапочка (Германия(?) XV в.) Вес 0.59 кг.

Полные доспехи

Гарнитур Томаса Сэквила.
Гринвич. 1590-1600 гг.

Гарнитур Томаса Сэквила (Thomas Sackville), лорда Бакхурста Мастер Джэкоб Хальдер, Гринвич, 1590-1600 гг.

Негравированые части (темные на снимке) были выкрашены в пурпурный цвет (сохранился рисунок в "каталоге" оружейника)

Вес: шлем (без буфа) - 2.8 кг; буф - 1.42 кг; "нашейник" - 1.7 кг; передняя пластина кирасы - 5.38 кг; задняя пластина - 4.03 кг; юбка и налядвяники - 2.3 кг; наплечник левый - 3.7 кг; наплечник правый - 3.5 кг; перчатки - 0.705 кг каждая; набедренники с наколенниками - 1.2 кг каждый; левый понож и ботинок - 1,5 кг; правый понож и ботинок - 1.6.

Общий вес - 32 кг или 70 фунтов

Из турнирных частей к этому доспеху есть только плакат (placate - усиление нагрудника кирассы) весом в 4 кг.

Общий вес - 29 кг или 66 фунтов.


Полные позденеготические доспехи.
Южная Германия. 1475-1485 гг.

Полные позденеготические доспехи. Южная Германия, 1475-1485 гг.

Вес доспеха всадника 27 кг, плюс 7 кг кольчуги.

Вес конских доспехов (включая бронированое седло - 9 кг) 30.07 плюс 3 кг кольчуги.

Общий вес - 67 кг или 148 фунтов.


Турнирный полудоспех "штехцойг".
Ауксбург. ок. 1590 г.

Турнирный полудоспех "штехцойг", Ауксбург, ок. 1590 г.

Толшина шлема (спереди у прорези) 13 мм, вес шлема - 8 кг; толшина нагрудника 3 - 7 мм.

Общий вес - 40.9 кг или 90 фунтов.

Турнирный доспех работы
мастера Антона Пефенхаузера.

Общий вес - 31.06 кг или 68 фунтов.

Боевой доспех работы
мастера Антона Пефенхаузера.

Общий вес 25.58 кг или 56 фунтов.

Защитное снаряжение: список терминов

Словарь подготовлен при непосредственном участии А.Лемешко ([email protected])

Aceton - (акетон) стеганая куртка с рукавами или без. Надевалась как под доспех в 13 и 14 веке, сродни гамбезону .

Armet - (армэ) тип глухого шлема XV в, с двойным забралом и защитой для шеи;

Arming Cap - (подшлемник) тканевая шапка со смягчающим валиком вокруг головы. Поддевалась под кольчатый капюшон или шлем;

Arming Doublet -(дублет) простеганная матерчатая или кожаная куртка рукавами и с кольчужными накладками (см. gussets ). Носилась под латным доспехом, части которого (например наручи) крепились непосредственно к дублету при помощи ремешков (arming points );

Arming points - ремешки, при помощи которых детали доспеха крепились к дублету;

Armour - доспех, общее название;

Aventail - (бармица ) кольчатая защита шеи и нижней части лица, обычно крепившаяся к шлему;

Bard (barb, barding) - общее название конского доспеха. Мог изготавливаться из кольчуги, кожи или простеганой ткани, позднее - из латных деталей (латный конский доспех включал в себя chanfron (защиту морды), crinet (защиту шеи), peytral (защиту груди), crupper (защиту крупа) и flanchards (пластины для защиты боков)). Некоторые из этих деталей для уменьшения веса также могли делаться из специально обработанной кожи (см curbolli ), раскрашиваться и покрываться тканью.

Balonia Sallet - "болонский салад", тип салада, полностью открывающий лицо;

Barbute - (барбют) итальянский открытый шлем (XIV -XV в.), в значительной мере закрывающий лицо и щеки. Т-образный вырез некоторых образцов XV века копирует классические античные образцы (см corinphian barbute ). Существует два объяснения этого названия, буквально означающего "бородатый": шлем "с бородой", то есть с выступами, закрывающими щеки, и "шлем, из-под которого торчит борода владельца". Некоторые барбюты снабжались бармицей (barbute a camalia), некоторые - нет (barbute sin camalia). В Италии XIV-XV века слово "барбют" использовалось для обозначения численности латников в отряде (например, "отряд в 1000 барбют");

Barrel Helm - "ведро" закрытый цилиндрический шлем с прорезью для глаз. Иногда снабжался подвижным забралом;

Bascinet (bassinet, basnet) - (бацинет) сферо-конический открытый шлем (XIV в.). Трансформировался из малого шлема (см. cerveiller ), носимого под Great Helm . Снабжался бармицей. Мог комплектоваться наносником или забралом. В XV веке приобрел более закругленную форму и стал снабжаться латным ошейником вместо бармицы. В XVI веке термином "bassnet-piece" иногда обозначали купольную часть шлема;

Besegew (besague) - круглый (как правило) щиток наплечника, закрывающий подмышку;

Bevor (beaver) - "бувигер", защита для шеи и нижней части лица. Слово может обозначать как часть доспеха, закрывающую подбородок и использовавшуюся с шлемами типа салад в XV веке, так и две нижние подвижные пластины забрала шлемов типа армэ закрывавшие подбородок и лицо;

Bishop"s Mantle (cap of mail) - широкое кольчатое ожерелье, закрывающее плечи;

Bouche - вырез в углу турнирного щита для копья;

Bracer - (наруч) защита для предплечья;

Breastplate - грудная часть кирасы;

Brigandine - (бригантина) защита корпуса, состоящая из пластин нашитых или наклепанных изнутри на тканевую или кожаную основу, снаружи могла обтягиваться бархатом или шелком;

Buff - латная защита подбородка, аналогичная бувигеру. "Складывающийся" буфф (falling buffe) состоял из нескольких пластин с пружинной защелкой и использовался в XVI в с шлемами типа бургиньот;

Buckler - (баклер) маленький круглый кулачный щит;

Burgonet - (бургиньот) открытй шлем XVI века, с козырьком и нащечниками;

Burgundian Sallet - "бургундский салад" тип салада. Глубокий шлем с подвижным забралом;

Byrnie - древнее (англосаксонское) название кольчуги. В настоящее время в основном используется для обозначения кольчуги с короткими рукавами (как противоположность хауберку);

Cabasset - (кабасет) поздний конический шлем с небольшими плоскими полями;

Camail - см. aventail ;

Cap-a-pied - французское название полного доспеха Full Plate ;

Casque - "каска", поздний открытый шлем типа бургиньот;

Cerveiller - "цервейер", небольшой шлем с закругленным куполом, поверх которого в XIII веке надевался большой шлем (см Helm ). Эти шлемы, также называвшиеся бацинетами , непрерывно совершенствовались и в XIV веке полностью вытеснили большие шлемы;

Chainmail - см. mail ;

Chanfron (champfrein, shaffron) - часть конского доспеха (см. bard ); металлический или кожаный наголовник;

Chapel - (шапель) французский аналог Kettle Hat ;

Chausses - кольчатые чулки;

Coat-of-arms - герб, гербовая накидка;

Coat of plates - доспех из крупных пластин, наклепанных изнутри на кожаную или тканевую основу. Ранняя бригантина;

Cod-piece - "гульфик", защита для паха;

Coif - кольчатый капюшон. Сначала составлял одно целое с хауберком, позже изготавливался отдельно;

Collar - "ожерелье", защита груди и шеи, см. Gorget ;

Comb - металлический гребень на шлеме;

Comb morion - морион с высоким гребнем;

Corinthian Barbute - шлем типа барбют, по виду схожий с античным шлемом;

Corslet - поздний доспех т.н. три четверти (без поножей);

Couter - налокотник;

Coventry Sallet - тип салада, с заостренным верхом;

Crest - нашлемное геральдическое украшение (с XIII века);

Crupper - часть конского доспеха, защита крупа (см. bard );

Crinet - часть конского доспеха, защита шеи (см. bard );

Cuirass - кираса - нагрудник и наспинник;

Cuir Bouili (Curbolli) - специальным образом вымоченая (но не "вывареная") и формованая кожа. Применялась как для изготовления бытовых предметов и частей доспехов - как парадных и турнирных, так и боевых;

Cuisee - набедренник;

Culet - защита для ягодиц, крепилась в продолжение наспинника. Задняя часть пластинчатой юбки;

Doublet - см. arming doublet ;

Enarmes - ремни для руки на обратной стороне щита;

Espalier - современный термин, обозначающий наплечник, состоящий из нескольких пластин (см. rerebrace или munnion ). Обычно ламелярный (с XIII века);

Exchange pieces - сменные (съемные) части доспеха для усиления основного доспеха (например для копейной сшибки или пеших поединков). Входили в состав гарнитура (см. garniture );

Fault - "юбка" кирасы, могла переходить в набедренники;

Field Armor - "полевой доспех", боевой доспех;

Finger Gauntlet - латная перчатка с отдельными пальцами;

Foot Combat - пеший поединок;

Frog Mouth Helmet - "жабья голова", тип шлема для копейной сшибки, с мощной защитой шеи и лица. Неподвижно крепился к кирасе;

Full Plate Armour - (фул плэйт) латы - общее название полного латного доспеха с середины XV века;

Gambeson (wambais) - "гамбезон", длинный (до колена) стеганный поддоспешник. Надевался под кольчугу, но мог использоваться и как отдельный доспех более бедными воинами;

Gardbrace - дополнительная пластина, крепившаяся к наплечнику;

Gardlings - накладки на латной перчатке. Располагались над костяшками пальцев и часто богато украшались (на перчатках Черного Принца сделаны в виде леопардов). В случае необходимости с успехом использовались как кастет;

Gamboised Cuisses - стеганые набедренники;

Garniture - "гарнитур", полный доспех (XVI в.) с дополнительными съемными частями (до 30 штук);

Gauntlet - латная перчатка или рукавица (см. mitten gauntlet ). Существовало много вариантов латных перчаток и рукавиц, в том числе briddle gauntlet - для защиты левой руки, державшей поводья или locking gauntlet - латная рукавица, пластины которой могли фиксироваться в закрытом положении, что не позволяло выронить оружие;

Gorget - (ожерелье) защита шеи и верха груди. Могла комбинироваться со шлемом или с кирасой. После выхода доспеха из употребления эта деталь выродилась в месяцевидную металлическую бляху, которую носили на шее офицеры;

Gothic Armour - "готический доспех" - тип доспеха, распространенный в конце XV века в первую очередь в Германии. Делался из относительно небольших рифленых деталей и обычно комплектовался шлемом типа салад и бувигером. Носки сабатонов готического доспеха обычно острые и длинные, иногда съемные;

Grandguard - деталь турнирного доспеха. Изготовлялась из одной пластины и закрывала целиком левую руку и плечо, а также левую сторону забрала и груди;

Great Helm (heaume, helm) - "большой шлем" - тяжелый закрытый рыцарский шлем с прорезью для глаз. Появился в середине XIII века и использовался на поле боя до середины XIV века, когда его сменил более удобный бацинет. Турнирные варианты "большого шлема" (в том числе "жабья голова") просуществовали до XVI века, став настолько тяжелыми, что их необходимо было крепить винтами к груди и спине;

Great Bascinet - глухой бацинет, с защитой шеи и забралом типа клапвизор;

Greave - (понож) защита голени;

Greenwich Armour - "гринвичский доспех", тип полного доспеха, производившийся в мастерских Гринвича, основанных Генрихом VIII в 1511 году (закрыты в 1637 году);

Guard Chains - цепи для крепления кинжала, меча, щита и шлема;

Guige - ремень, для ношения щита на шее или на плече "через голову";

Gussets - кольчужные или латные "подмышники". Ранний вариант представлял собой куски кольчуги различного размера, нашивавшиеся под мышками дублета. Позднее для той же цели стали употребляться шарнирно скрепленные пластины;

Half Armor - полудоспех (защита рук и корпуса);

Haqueton - см. Aсeton ;

Harness - общее название военного снаряжения (кроме наступательного вооружения), в том числе и доспеха;

Haubergeon - (хаубержон) иногда переводится как короткий хауберк, но скорее всего слова хауберк и хаубержон были синонимами;

Hauberk - (хауберк) длинная кольчуга с длинными рукавами в некоторых случаях с кольчужными рукавицами и капюшоном;

Haute-Piece - дополнительна пластина на наплечнике для защиты шеи;

Heaume - см. Helme ;

Helm - см. Great Helmet ;

Helmet - шлем - общее название;

Hounskull Bascinet (Hundsgugel, Hounskull) - (хундсгугель) "собачья морда", бацинет с длинным коническим забралом. Слово hounskull, искаженный вариант оригинального немецкого названия, считается одним из самых ранних примеров английского солдатского сленга;

Hour-Glass Gauntlet - латная перчатка (XIV в.) с узким запястьем и широким манжетой;

Jack - дублет или куртка усиленная маленькими металлическими пластинками или просто простеганная;

Jamb - см. Schynbald ;

Jambart - см. Schynbald ;

Just - основной вид турнирного состязания - конная копейная сшибка;

Jupon - во второй половине XIV в. накидка на доспех (иногда стеганая). Несла на себе герб и цвета владельца;

Kettle Hat - (кэтл хэт) пехотный шлем, состоящий из полусферы и круглых полей. Название переводится как "котелок" и является очень точным: в Британском музее экспонируются средневековые котелки изготовленные из шлемов этого типа;

Klappvisier Bascinet - "клапвизор", бацинет с коротким плоским или полукруглым забралом;

Mail (maile) - кольчуга. Слово chainmail , также использующееся иногда для обозначения кольчуги является нововведением и не совсем корректно (букв. перевод "кольчуга из цепочек");

Manifer - жесткая, сделанная из одной пластины рукавица для левой руки (происходит от французского main-de-fer, железная рука;

Maximilian Armour - "максимилиановский доспех" современный термин для обозначения широко распространенного в XVI веке тяжелого доспеха с рифлеными или гофрированными плоскостями. От более раннего готического доспеха "максимилианы" отличались массивностью, большим размером пластин, шлемом типа армэ и башмаками с квадратными носами;

Milanese armour - "миланский доспех". Итальянский полный доспех XV века, современник готического доспеха, отличавшийся от него более скругленными формами и меньшим количеством рифленых деталей. В основном производился в Милане и Венеции;

Mitten Gauntlet - латная рукавица;

Morion - (морион) шлем пикинера, конической формы с ладьеобразными полями и высоким гребнем;

Muffler - рукавица, приплетенная к хауберку;

Nasel - наносник, узкая вертикальная пластина для защиты лица. На ранних шлемах крепилась неподвижно, позднее на открытых шлемах "восточного" типа наносник мог подниматься и опускаться;

Pasguard - специальный щиток для локтя левой руки. Использовался в копейных сшибках;

Pauldron - (наплечник) пластина или набор пластин для защиты плечевого сустава и плеча;

Pavise - "павеза" большой "ростовой" щит, род переносного укрепления;

Pickadil - окантовка дублета или подкладки доспеха. Использовалась для снижения лязга и трения (например, наплечников о нагрудник). Считается, что от этого слова происходит название знаменитой лондонской улицы Пикадилли;

Plastron - жесткий нагрудник, предшественник кирасы;

Peytral - часть конского доспеха, нагрудник;

Poldermitton - защита для правой руки в копейной сшибке (от французского "epaule-de-mouton" - баранье плечо);

Poleyn - наколенник. В европейском средневековом доспехе начинает применяться с XIII века, когда первые наколенники (кожаные или металлические) пришнуровывались к кольчужным чулкам;

Queue - копейный крюк на кирасе;

Rerebrace - защита верхней части руки;

Rondel - круглый диск на ножке сзади на основании армэ. Предположительно, прикрывал ремень забрала;

Rondache - см. target ;

Sabaton - (ботинок) защита ступни, крепилась к поножу;

Sallet - (салад) тип шлема, с "хвостом", закрывающим шею сзади. Пришел в XV веке на смену бацинету;

Schynbald - защита голени;

Scale armour - (чешуйчатый доспех) доспех, изготовлявшийся из кожаных (cuir bouilli ) или металлических пластин чешуевидной формы, нашитых на матерчатую или кожаную подкладку;

Sight - смотровая щель в забрале шлема;

Skull - купол (буквально "череп"), верхняя часть шлема, общее название;

Solleret - защита ступни. То же что и sabaton ;

Sparrows Beak Armet - "воробьиный клюв" - шлем типа арме с острым забралом от уорвиковского доспеха;

Spaulder - ламелярный наплечник, для защиты плечевого сустава и верхней части руки;

Surcoat - "суркоат", "котта" тканевое покрытие доспеха для защиты его от дождя и солнца. Могло нести герб или цвета владельца. Появляется в XIII веке и, постепенно укорачиваясь, к середине XIV века превращается в jupon (см.). Самой поздней формой сюркота является табард , появившийся в XV-XVI веке;

Shaffron - часть конского доспеха, наголовник;

Shield - щит - общее название;

Spangenhelm - (спангенхелм) тип раннего сфероконического каркасного шлема;

Sugarloaf helm - ("сахарная голова") переходная форма шлема, нечто среднее между большим шлемом и бацинетом: закрытый шлем с заостренным, как у бацинета, куполом и закрытой, как у большого шлема, лицевой частью. В последней четверти XIV века эти шлемы были полностью вытеснены бацинетами с забралом;

Tabard - "табард" короткая накидка с короткими рукавами открытая с боков с цветами и гербом владельца;

Target - небольшой круглый щит XVI века для пешего боя. То же что и buckler . Позже стал называться рондашом (rondache ). Обычно изготавливался в комплекте с полудоспехом и декорировался в одном стиле с ним;

Tassets - (налядвянник) защита верхней части бедра, крепившаяся к юбке кирасы;

Tonlet - широкая пластинчатая юбка для пешего поединка;

Top Helm - (топ хелм) то же, что и Great Helm ;

Undercap - неглубокий нижний шлем с бармицей, см. cerveiller ;

Umbo - "умбон", металлический шишак на кулачных щитах;

Vambrace - (наруч) защита предплечья (от французского avant-bras);

Vamplate - буквально "передняя пластина" (от французского avant-plate). Чаще всего этим термином обозначали круглый металлический щиток, крепившийся на древке копья;

Ventail - защита лица. Значение изменялось со временем: от кольчужной бармицы (см. aventail ) до решетки забрала или решетчатого забрала;

Visor - забрало, общее название;

Warwick Armour - "уорвиковский доспех" тип доспеха XVI века;

White Аrmor - "белый доспех", полированный доспех без дополнительных накладок. В XV-XVI веках доспехи нередко раскрашивали, чернили и золотили;

Zishagge - "шишак", открытый шлем с острым куполом, козырьком, наносником, нащечниками и назатыльником. Хотя в Европе шлемы подобного типа в основном использовались в Польше, Венгрии Литве и Росии, некоторые мастерские Германии и Австрии также производили их в XVI-XVII веке, как на экспорт, так и для внутреннего рынка.

Холодное и метательное оружие: список терминов

...К великому огорчению историков у людей не заведено всякий раз,
как они меняют обычаи, менять и словарь.
М. Блок "Апология Истории"
В составлении словаря также приняли участие:
А. Лемешко ([email protected]) и А. Юричко ([email protected])

Алебарда (helberd) - колющее и рубящее древковое холодное оружие в виде увенчанного пикообразным острием топора (часто c шипом на обухе), посаженого на длинное древко. Излюбленное оружие пехоты с XIV в. Английский вариант алебарды - с клювоподобным крюком, "вырастающим" из верхней части небольшого лезвия - в английском языке называется "клюв" (bill). Поздние алебарды часто использовались в качестве церемониального оружия, при этом их лезвия или уменьшали, или наоборот увеличивали до гротескных размеров и украшали прорезями, гравировкой и позолотой.

Альшпис (awl-pike, ahlshpiess) - колющее древковое оружие с длинным граненым клинком и небольшим круглым щитком (ронделем) в основании клинка.

Ангон (angon) - тонкое метательное копье, с длинным наконечником с невозвратными зубцами, с VIII в.

Акинак - скифский меч. Первоначально короткие, акинаки удлинялись с развитием металлургии.

Арбалет (crossbow) - метательное оружие. Состояло из лука, первоначально сложного (из дерева и рога), позднее стального, укрепленного на ложе и спускового механизма. Мощные модели использовались совместно с натягивающим устройством (поясной крюк , козья нога , блок и веревка, английский, французский или немецкий ворот).

Баделер (badelaire) - нож с изогнутым лезвием, расширяющимся к острию, с XIV в.

Баллистр (ballestre) - арбалет , предназначенный для стрельбы пулями. Ложа баллестров делалась изогнутой, а тетива - двойной, с небольшим кармашком для пули. Баллестры - средневековый аналог духового ружья - использовались в основном для охоты на мелкую дичь.

Бастард (bastard sword) - меч-бастард "полуторный меч". Этот термин, встречающийся иногда встречающийся в средневековых рукописях, начал широко (и без особых оснований) использоваться в 19 веке для обозначения мечей с удлиненной рукоятью, которые нельзя было классифицировать как двуручные.

Бердыш (bardiche, berdishe) - восточноевропейское рубящее древковое оружие в виде топора с широким лезвием в форме полумесяца на длинном древке. Во многом аналогичные алебардам, бердыши также использовались как церемониальное или парадное оружие. Лезвия таких парадных бердышей могли быть больше метра в длину и украшались (впрочем, как и лезвия боевого оружия) отверстиями и гравировкой.

Болт (bolt) - метательный снаряд для стрельбы из арбалета . Отличался от стрелы меньшей длиной и большей толщиной. Мог не иметь оперения. Часто древко болта делалось в форме веретена для уменьшения трения о ложе арбалета.

Брус - разновидность булавы с головкой призматической формы.

Булава (mace) - ударное оружие, состоящее из шаровидной ударной головки, укрепленной на рукояти. Булавы часто богато украшались и служили признаком высоком ранга их владельца.

"Воловий язык" - другое название чинкуэды . Так же называние длинного древкового оружия (одной из разновидностей протазана ) с наконечником той же формы.

Вуж (vouge) - название двух типов древкового оружия: оружие, сходное с рункой или совней (vouge francaise) а также ранний вариант алебарды с лезвием, крепящимся к древку двумя кольцами, иногда называемое "швейцарским вужем" (vouge suisse).

Гарда (guarde) - часть эфеса клинкового холодного оружия с рукоятью, выполненная в виде чаши и предназначенная для защиты от удара пальцев руки, охватывающей рукоять.

Гвизарма (guisarme) - разновидность боевой косы. Длинное изогнутое лезвие, снабженное длинным шиловидным лезвием направленным вверх. Также может быть отнесено к совнам (глефам ).

Гладиус - короткий прямой римский меч.

Глефа (gllaive) - Слово, первоначально обозначавшее копье , позже стало употребляться, как поэтический и литературный синоним меча. В настоящее время используется для обозначения древкового оружия с тяжелым однолезвийным клинком в форме тесака или косы. В XVI-XVII веках глефы использовались как церемониальное оружие (аналогично протазанам ) и богато украшались.

Дага (dague) - короткоклинковое колющее оружие, являющееся дополнительным к основному длинноклинковому (шпаге, палашу и т. п.), обычно удерживается в левой руке. Часто снабжалось захватами, зубьями и ловушками для захвата и обламывания клинка противника.

Дол (fuller) - углубление в виде желобка овального, треугольного или четырехугольного сечения, идущее вдоль клинка. Предназначаются для облегчения веса клинка и увеличения его жесткости (сопротивления изгибу).

Джирд, джид, джирид (djerid) - дротик (арабск.). Обычно джирды хранились в специальных футлярах.

Древковое оружие (polearms) - общее название холодного оружия, поражающие элементы которого укреплены на длинной деревянной рукояти (древке).

Дротик (javelin) - собирательное название коротких метательных копий.

Елмань - уширение сабельного лезвия в верхней части.

"Кабаний меч" или "Охотничий меч" - охотничье оружие, использовавшееся для охоты на кабана. Представляло собой меч со специальным отверстием в верхней части лезвия, для укрепления в нем специальных рогов-ограничителей.

Колчан (quiver) - футляр для стрел. Вместе с налучем (саадаком ) составляли саадачный набор.

Кибить - рабочая часть лука, предназначенная для натягивания тетивы.

Кортелас - однолезвийный меч с коротким слегка изогнутым в верхней части клинком.

Килич, клыч (kilic, kilij) - турецкая сабля , оказавшая большое влияние во время турецкого нашествия XV века на форму европейских сабель. Собственно говоря, "килич" по-турецки означает "меч" или "клинок" вообще.

Кинжал (dagger) - общее название колюще-режущего обоюдоострого оружия с коротким клинком.

"Кинжал милосердия" - название стилетообразного кинжала, использовавшегося для добивания противника.

Кистень - ударное оружие, состоящее из ударной головки на ремне или цепи. Вторым концом ремень или цепь могли крепиться к короткой рукояти.

Клевец - ударное оружие предназначенное для прибивания доспехов. Ударная поверхность выполнена ввиде заостренного клюва или толстого шипа.

Клеймор, клаймора (claymore) - от гэльского claidheamh-more "большой меч" двуручные шотландские мечи с узким клинком, длинной рукоятью и прямыми, поднятыми к верху ветвям крестовины. С XVIII века "клайморами" называют и шотландские палаши.

Клинок (blade) - общее название поражающей части холодного оружия. В зависимости от формы и принципа использования клинки делятся на колющие, режущие, рубящие или смешанные.

"Козья нога" (goat foot lever) - приспособление для натягивания тетивы арбалета .

Кончар (kanzer) - с XV восточно-европейское название эстока .

Копье (lance, spear) - собирательное название длинного древкового оружия, предназначенного для нанесения колющего удара и состоящего из древка и наконечника.

Корсека (corseque) - см. рунка .

Крестовина, крыж (crosspiece) - часть клинкового оружия отделяющая рукоятку от клинка и предназначенная для защиты руки.

Куза, коуз (couse) - то же, что и совна .

Лабрис - древнегреческая двухлезвийная секира.

Лангсакс (langsax) - германский обоюдоострый меч, увеличенная модель сакса .

Лезвие (edge) - поражающая часть режуще рубящего клинка.

Лук (bow) - метательное оружие, предназначенное для стрельбы стрелами . Состояло из древка и тетивы , натягиваемой на древко.

Малхус - кривой тяжелый меч балканских стран.

Махайра - кривой серповидный древнегреческий меч с лезвием на внутренней стороне клинка.

Меч (sword) - собирательное название длинного клинкового оружия. В более узком смысле - оружие с длинным, прямым обоюдоострым клинком.

Мизеркорд - см. "Кинжал милосердия" .

Молот боевой (warhammer) - ударное оружие, поражающие элементы которого выполнены в виде бойка молотка (отнесены от древка и имеют малую площадь удара). Также см. чекан и клевец .

"Моргенштерн" (morgenshtern) "утренняя звезда" (нем), "звезда Жижки" - название ударного оружия с шаровидной боевой поверхностью снабженной металлическими шипами. Это название могло применяться к булавам , палицам , кистеням .

Налуч (bowcase) - футляр для лука . На Руси часто назывался монгольским словом саадак . Вместе с колчаном составляли саадачный набор (иногда также называвшийся саадаком ).

Навершие (pommel) - деталь, завершающая рукоять меча . Предназначалась для предотвращения выскальзывания последней из руки и балансировки клинка. Часто, хотя и далеко не всегда, делалась округлой "яблоковидной" формы, отсюда и английское название.

Ножны (scabbard) - футляр для хранения клинкового оружия. Предохраняет клинок от воздействия внешней среды.

Обух (back) - часть клинка , обратная лезвию .

Острие (point) - поражающая часть колющего клинка .

Палаш (broadsword) - однолезвийное колюще-рубящее оружие с прямым или слегка изогнутым клинком.

Палица (club) - простейшее ударное оружие, представляющее собой массивную деревянную дубину. Могла также использоваться для метания.

Паразониум (parazonium) - короткий римский меч.

Пернач (flanged mace) - род ударного оружия, ударные поверхности которого выполнены в виде пластин (перьев), торцом прикрепленных к рукояти.

Перекрестие - то же, что крестовина .

Пика (pike) - копье с небольшим наконечником (иногда граненым), на длинном, обычно частично окованном железом, древке. Применялось в позднем средневековье пехотинцами, получившими название пикинеров. Позже слово "пика" в русском языке стало обозначать легкое кавалерийское копье.

Пилум (pilum) - метательное копье римских легионеров. Имело очень длинный металлический наконечник, предотвращающий перерубание древка при попадании в щит.

Поясной крюк (belt hook) - крюк, крепившейся на поясе арбалетчика. Одно из самых первых приспособлений для натяжения тетивы арбалета .

Праща (sling) - метательное оружие, состоящее из веревочной петли, в которую вкладывали ядро или пулю . Известны варианты крепления пращи на рукояти.

Протазан (protazan) - древковое оружие с большим обоюдоострым прямым клинком. Часто снабжалось небольшими усами в основании клинка (XVI в.), богато украшалось и использовалось в качестве церемониального оружия.

Пуля (bullet) - метательный снаряд. Представляет собой шарик из металла камня или глины. Использовался для метания из балестра или пращи , позднее - для стрельбы из из огнестрельного оружия.

Рапира (rapier) - колющее, (первоначально колюще-рубящее) оружие с узким прямым клинком. Рапиры появились в начале 16 века и быстро завоевали популярность в качестве дуэльного оружия.

Рогатина (boar spear) - охотничье древковое оружие. Состояло из широкого листовидного копейного наконечника (часто с поперечиной под наконечником для удержания наколотого зверя на безопасном расстоянии от охотника) на недлинном древке.

Рукоять (hilt) - часть оружия, предназначенная для удержания клинка.

Рунка (runca) - древковое оружие с длинным колющим наконечником, от основания которого отходят два уса в форме полумесяца. Мароццо (1536) использует термин roncha для обозначения алебарды, а spiedo - для обозначения трезубца

Сабля (sabre) - общее название режуще рубящего клинкового оружия с изогнутым клинком.

Сабля абордажная (cutlass) - сабля с укороченным массивным лезвием и сильно развитой гардой. Применялось в XVIII-XIX веках в абордажном бою.

Саадак - см. налуч .

Сакс (sax, seax) - германский нож с клинком прямой или слегка изогнутой формы.

Сарисса - длинное тяжелое копье. Вооружение македонской фаланги.

Самострел - русское название арбалета .

Секира - рубящее оружие. Топор с расширенным лезвием , иногда на удлиненном древке. В восточных странах богато украшенные секиры использовались как знаки высокого ранга.

Скрамасакс (scramasax) - тяжелый короткий однолезвийный меч германцев.

Скутум - римский строевой щит прямоугольной, овальной или шестиугольной формы.

Скьявона (schiavona) - меч с длинным клинком и ажурной закрытой гардой, XVI в. Использовался венецианскими наемниками из Далмации.

Совна, совня - восточно-европейское древковое оружие с наконечником в виде ножа, прямого или изогнутого. Могло дополнятся крючками или шипами. Западноевропейские аналоги: вуж , глефа и куза .

Спетум (spetum) - длинное колющее древковое оружие с прямым узким лезвием и длинными крюкам в его основании, загнутыми к низу.

Стилет (stiletto, stylet) - колющее кинжалообразное оружие с узким граненым или круглым клинком без режущей кромки.

Стрела (arrow) - метательный снаряд, предназначенный для стрельбы из лука или арбалета . Состоит из древка, поражающего наконечника, стабилизирующего оперения и пятки.

Сулица - легкое метательное копье . см также дротик и джирд .

Тетива (bowstring) - часть лука , веревка, удерживающая древко лука в согнутом положении и служащая для наложения стрелы .

Топор (axe) - простейшее рубящее холодное оружие или собирательное название рубящего оружия и его элементов.

Фаларики (falarigues) - зажигательные стрелы или болты .

Фальката (falcata) - испанский (иберийский) меч с изогнутым лезвием, подобный махайре .

Фальшион (falchion) - однолезвийный меч с массивным, расширяющимся к острию клинком. Основное предназначение - нанесение мощных рубящих ударов (острия фальшионов часто делали закругленными).

Фламберг - эспадон с волнистым лезвием.

Фрамея (framea) - метательное копье древних германцев, напоминающее римский пилум .

Франциска (francisca) - метательный топор германцев и франков.

Шамшер - арабская сабля.

Шестопер - вариант пернача , имеющий шесть перьев.

Шотландский палаш (highland broadsword) - шотландский меч, схожий со скьявоной, с XVI в. до нашего времени. С XVIII века, когда двуручные мечи вышли из употребления, их также стали называть клайморами .

Шпага - см. рапира .

Цеп боевой - ударное оружие, состоящее из древка и ударной головки, соединенных гибким сочленением (цепь, кожаный ремень).

Чекан - небольшой топорик.

Чинкуэда (cinquedea) - итальянский прямой короткий меч с обоюдоострым клинком, очень широким у рукояти.

Эспадон - большой пехотный двуручный меч, кон. XV - нач. XVI вв.

Эсток - двуручный меч-шпага с длинным, жестким клинком преимущественно треугольного сечения, предназначенный для пробивания доспехов мощным колющим ударом (немецкое название эстока - Panzerstecher-означает буквально "панцирепробойник").

Эфес (gefass) - часть рапиры или шпаги , состоящая из рукоятки, крестовины, перекрестия дужки или гарды.

"Яблоко" - см. навершие .

Ятаган (yatagan) - изогнутое однолезвийное клинковое оружие, с лезвием на вогнутой стороне клинка.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»