Органы гос власти по конституции 1977. Новая конституция ссср

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Глава 15 Верховный Совет СССР

Ст 108 . Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР.

Законы СССР принимаются Верховным Советом СССР или все­народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета СССР.

Ст 109. Верховный Совет СССР состоит из двух палат:

Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты Верховного Совета СССР равноправны.

Ст 110 . Совет Союза и Совет Национальностей состоят из равного числа депутатов.

Совет Союза избирается по -избирательным округам с равной численностью население

Совет Национальностей избирается по норме: 32 депутата от каж­дой союзной республики, 11 депутатов от каждой автономной рес­публики, 5 депутатов от каждой автономной области и один депутат от каж

Ст 112 . Сессии Верховного Совета СССР созываются два раза в год.

Ст 113. Право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР принадлежит Совету Союза, Совету Национальностей, Президиуму Верховного Совета СССР, Совету Министров СССР, союзным республикам в лице и у высших органов государственной власти, комиссиям Верховного Совета СССР и постоянным комиссиям его палат, депутатам Верховного Совета СССР, Верховному Суду СССР, Генеральному прокурору СССР.

Глава 16 Совет Министров СССР

Ст 128 . Совет Министров СССР - Правительство СССР - является высшим исполнительным и распорядительным органом гос власти СССР.

Ст 129 . Совет Министров СССР образуется Верховным Советом СССР на совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей в составе Председателя Совета Министров СССР, пер­вых заместителей и заместителей Председателя, министров СССР, председателей государственных комитетов СССР.

Ст 130 . Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.

Ст 131 . Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению СССР, поскольку они не входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров СССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством;

2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР;

3) осуществляют меры по защите интересов государства;

4) принимает меры по обеспечению государственной безопасности;

5) осуществляет общее руководство строительством Вооруженных Сил СССР;

6) осуществляет общее руководство в области отношений с иностранными государствами;



7) образует в случае необходимости комитеты.

Глава 17 Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Ст 137 . Высшим органом государственной власти союзной республики является Верховный Совет союзной республики.

Законы союзной республики принимаются Верховным Советом союзной республики или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета союзной республики.

Ст 138 . Верховный Совет союзной республики избирает Президиум Верховного Совета.

Конституция СССР 1977 года — конституция СССР, действовавшая с 1977 по 1991 год. Была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.

Первая редакция существенно не изменила государственного строя. Конституция 1977 г. - вошла в историю как "Конституция развитого социализма".

Конституция 1977 года, в отличие от прежних, состоит из крупных разделов, посвященных основам общественного строя и политики СССР, проблеме соотношения государства и личности, национально-государственному устройству страны. Прежние Конституции характеризовали Советское государство, как государство рабочих и крестьян. Основной закон 1977 года включает в эту формулу интеллигенцию.

Конституция 1977 года состояла из преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21 главы, 174 статей.

В преамбуле в обобщенном виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после победы Октябрьской революции, дана характеристика советского общества как "развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму".

В разделе I "Основы общественного строя и политики СССР" были закреплены общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. В разделе I в первой главе "Политическая система" зафиксировано, что СССР "есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны".

В статье 6 раздела I законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций.

О возможности существования других партий в Конституции ничего не говорилось; Конституция признавала лишь право граждан «объединяться в общественные организации» (ст. 51).

В 1990 году были приняты значительные поправки в Конституцию 1977 года, в частности, вводится многопартийная политическая система. Вместе с тем новая редакция статьи 6 сохраняла упоминание о КПСС, что позволяет характеризовать установленный политический строй как систему с доминирующей партией.

В главе второй "Экономическая система" было зафиксировано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная.

14 марта 1990 года статья 10 была изложена в новой редакции, в соответствии с которой основой экономической системы СССР были объявлены собственность советских граждан и государственная собственность.

Статья 16 закрепляла принцип государственного планирования экономики, вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта, прибыли, себестоимости и других экономических рычагов и стимулов

В третьей главе "Социальное развитие и культура" определялось, что социальной основой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции.

В разделе II Конституции "Государство и личность" содержались права и свободы граждан. Полностью сохранив права и свободы, гарантированные советскому народу Конституцией 1936 г., новая Конституция расширила перечень прав и свобод советских граждан. В частности к числу политических прав и свобод были добавлены: право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; право вносить в государственные органы и общественные организациипредложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество и др.

Раздел III Конституции был посвящен национально-государственному устройству СССР. В нем были сохранены принципы федеративного устройства СССР. Новая Конституция усиливала гарантию прав суверенных республик. Конституция закрепила широкие права за депутатами Советов, являвшихся "полномочными представителями народа в Советах народных депутатов".Конституция СССР 1977 г. исходила из принципа преемственности в регулировании вопросов национально-государственного устройства СССР.

В структуре высших государственных органов существенных изменений не произошло. Высшим государственным органом, как и по Консти-туции 1936 года, являлся Верховный Совет СССР. Был лишь увеличен срок его полномочий - с 4 до 5 лет. Верховный Совет по-прежнему со-стоял из двух равнозначных палат: Совета Союза и Совета Национально-стей, насчитывающих по 750 депутатов. Принцип его формирования не изменился. Не изменился и сессионный характер работы. Между сессия-ми Верховного Совета его функции выполнял постоянно действующий Президиум Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом являлся Совет министров СССР, подотчетный Верхов-ному Совету и его Президиуму. Структура республиканских высших ор-ганов власти и управления повторяла федеральную.

Редакция конституции от 1988 года заменила Верховный Совет СССР Съездом Народных Депутатов, число выдвигаемых кандидатов в который не должно было ограничиваться; между съездами народных депутатов действовал орган, который получал название "Верховный Совет СССР" и состоял из двух палат - Совета Национальностей и Совета Союза, организационным органом Верховного Совета становился Президиум Верховного Совета, а большая часть полномочий Прежнего Президиума Верховного Совета переходила к вводимой этими же поправками должности Председателя Верховного Совета. Местные Исполнительные Комитеты упразднялись, а полномочия их переходили к председателям местных советов народных депутатов, при совете народных депутатов можно было образовывать малые советы. Этими же поправками создавался Комитет Конституционного Надзора СССР. Редакция 1990 года вводила должности Президента СССР и глав местных администраций.

12 апреля 1978 г. была принята Конституция РСФСР, которая текстуально повторяла основные положения Конституции СССР, но более детально регламентировала административно-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР.

Многие нормы Конституции 1977 г. были направлены на обеспечение законности в стране. Впервые принцип законности зафиксирован (ст. 4) как один из принципов политической системы общества. Появилась ст. 57, говорящая о том, что «уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц».

Значение Конституции СССР 1977 г. в развитии государственного (конституционного) права России и его источников очень велико. Ее принятие стало важнейшим стимулом и точкой отсчета целого периода развития законодательства об общественном и государственном строе. Тщательный анализ источников государственного права советского периода позволяет сделать вывод о первостепенном месте в целом этапе развития конституционного законодательства, которое связано именно с принятием и вступлением в действие Конституции СССР 1977 г., с ее дальнейшей судьбой. Конституция СССР 1977 г. в контексте всей правовой инфраструктуры закладывала многие гуманитарные и демократические начала, которые пусть трудно и не сразу, но неодолимо разворачивались и в застойные времена.

Конституция была рассчитана на конкретизацию многих своих положений в текущем законодательстве. Ведь большинство конституций обладают прямым воздействием на общественные отношения лишь в определенной части устройства госу-дарства, государственной власти. Во всем остальном они играют роль юридической первоосновы с опосредованным действием. И как только оковы застоя были сняты с законодателя, юридический потенциал Конституции начал реализовываться.

Самое невероятное (для периода конца 70-х), что сделала Конституция, - это то, что она зало-жила первую юридическую “бомбу” под административно-командную систему управления. Этот “снаряд”, которому не хватило запала, действие которого было замедлено историей, состоял в перераспределении полномочий между высшими органами государственной власти и управления. А ведь именно традиционное превалирование вторых над первыми и есть один из атлантов, на плечах коего держится российская бюрократия. Если в ст. 31 Конституции СССР 1936 г. было сказано, что Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, поскольку они не входят в компетенцию подотчетных ему органов (т.е. компетенция высшего представительного органа была “ограничена” снизу компетенцией исполнительных органов), то ст. 108, 130 и 131 Конституции СССР 1977 г. закреплялось право Верховного Совета СССР решать все без исключения вопросы, отнесенные к ведению Союза ССР, а полномочия союзного правительства были ограничены полномочиями высшего органа власти.

Конституция установила курс на развитие форм народовластия, впервые был введен в законодательный оборот термин “политическая сис-тема”, зафиксировано право общественных орга-низаций участвовать в управлении государствен-ными и общественными делами. И хотя в течение целого десятилетия мало, что было реализовано, но даже этот отрицательный результат сыграл в последствии позитивную роль: расхождения между положениями Конституции и реальным состоянием дел наиболее ярко высветили накопившиеся проблемы, что способствовало скорейшему осмыслению и оценке в первые годы перестройки происшедших в политической системе деформаций.

Конституция СССР 1977 г., как и прежние Советские конституции, была традиционно российской, т.е. преимущественно коллективистской во многом ставила интересы общества вперед интересов отдельного человека. Но уже одно то, что в структуре Основного Закона раздел о взаимоотношениях государства и личности был восстановлен на соответствующем ему втором месте после основ общественного строя и политики, а содержание самого раздела было значительно расширено, является существенным шагом вперед.

Развитие государства и права проходило в условиях господства коммунистической идеологии. С самого начала рассматриваемого периода задача построения коммунизма к 1980 г. была фактически снята с повестки дня.

Коммунистическая перспектива была отодвинута в отдаленное будущее. Идеологическим обоснованием этого стали разработанные концепции «общенародного государства» и «развитого социализма». По существу развитой социализм призван был занять в идеологии и общественном сознании нишу «непостроенного» к 1980 г. коммунизма.

Впервые инициатива разработки новой советской Конституции было выдвинута первым секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым на XXI съезде КПСС в 1959 г. XXII съезд КПСС в 1961 г. принял новую программу партии, предусматривавшую построение коммунизма к 1980 г. К этому времени коммунистический характер должно было получить советское общество, включая его политическую организацию. Новая конституция должна была отразить непосредственный переход к коммунизму. В 1962 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О выработке проекта Конституции СССР». Была образована Конституционная комиссия во главе с Н. С. Хрущевым. После смещения Хрущева с партийных и государственных постов председателем комиссии в 1964 г. был утвержден новый первый секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. Однако более десяти лет комиссия по существу бездействовала. Неудача плана построения коммунизма в СССР коренным образом меняла сущность и задачи новой конституции. Лишь в середине 1970-х гг. партийно-государственное руководство поставило вопрос о подготовке новой конституции в практическую плоскость.

В течение нескольких месяцев был составлен проект советской конституции. Работа конституционной комиссии проходила под контролем политбюро и секретариата ЦК КПСС.

Подготовленный проект был рассмотрен и одобрен в мае 1977 г. пленумом ЦК КПСС. Пленум решил провести «всенародное обсуждение проекта конституции». Вслед за этим Президиум Верховного Совета принял указ о порядке обсуждения и утверждения Конституции СССР.

Проект рассматривался в партийных, комсомольских, профсоюзных комитетах. По официальным данным, в обсуждении приняло участие свыше 140 млн человек.

Конституционная комиссия внесла в текст Основного закона поправки и дополнения. 3 октября 1977 г. текст Конституции был одобрен пленумом ЦК КПСС, а 7 октября - утвержден Верховным Советом СССР.

Терминология Конституции соответствовала доктрине «развитого социализма». Конституция СССР 1977 г. в отличие от прежних советских конституций содержала преамбулу, в которой общество характеризовалось как развитое социалистическое, государство - как общенародное. Высшей целью советского государства объявлялось построение бесклассового коммунистического общества. В преамбуле также отмечалось, что все нации и народности СССР составляют «новую историческую общность людей - советский народ». Авангардом народа названа коммунистическая партия.

Конституция состояла из девяти разделов, а некоторые из них делились на главы. Всего насчитывалось 174 статьи,

Еще по теме 33. Конституция СССР 1977 г. Органы государственной власти и управления.:

  1. 14. Конституция СССР 1936 г. Органы государственной власти и управления. Избирательное право. Характеристика репрессивного аппарата: ОГПУ, прокуратура, судебная система.
  2. Конституция ссср 1977 года, история создания и характеристика.
  3. 3. Превращение большевизма в государственную структуру. Органы государственной власти и управления. Крах попыток создания государственной власти на многопартийной основе.

В 1977 г. принята новая Конституция. Конституция законодательно зафиксировала построение в СССР общества «развитого социализма». В Конституции законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР. Высшим исполнительным органом управления и исполнительной власти являлось правительство - Совет Министров СССР, образуемый Верховным Советом нового очередного созыва. Центральными органами управления являлись министерства и государственные комитеты, опиравшиеся на свои структуры.

Местные Советы наделялись правом координировать и контролировать работу всех расположенных на их территории предприятий и организаций по жилищному, коммунальному строительству. Вся эта стройная советская система на практике дополнялась параллельно функционировавшей партийно-номенклатурной системой, которая зачастую подменяла Советы. Верховный Совет и его Президиум по-прежнему были фактически не законотворческим, а законоутверждающим и законопубликующим органом, которые готовили по поручению ЦК КПСС и фиксировали уже принятые партийные решения.

Судебная система также была подконтрольной власти. Система органов народного контроля также была подотчетной партии, более того, она была существенно ограничена в правах даже по сравнению с первоначальными указами и законами.


69) Перестройка органов государственной власти и управления во второй половине 1980-х – начале 1990 гг.

в1985г. Генеральным секретарем ЦК КПСС становится М.С. Горбачев. Он сразу создал новую команду управленцев. Начало перемен в области управления, осуществленных М.С. Горбачевым в 1986-1987 гг., воодушевило всю страну. План экономических реформ предусматривал поэтапный переход к регулируемой рыночной экономике. Единственно, в чем режим Горбачева-Рыжкова достиг заметных результатов, - это кадровая политика. Однако все кадровые и иные перестановки и преобразования не могли обеспечить экономический эффект.

На XIX партконференции, состоявшейся в конце июня 1988 г., были приняты решения о преобразовании всей государственной системы, о развертывании гласности, борьбы с бюрократизмом, о перестройке. Впервые сформулированы понятия «правовое государство» и «гражданское общество» применительно к СССР. Состоявшийся в июле 1990 г. последний XXVIII съезд КПСС выявил полный раскол партийных рядов. Политбюро лишилось части своих полномочий и превратилось в представительский орган. Возникло своеобразное двоевластие - союзного и республиканского - российского центра со своими органами управления и, самое главное, с разными идейно-политическими ориентирами.

В рамках суверенной России оформилась самостоятельная компартия, лидеры которой - Полозков и Сергеев - заняли позицию полного неприятия идей горбачевской перестройки и политики союзного центра во главе с Президентом СССР, объективно подрывая и без того робкие усилия Горбачева по сохранению Союза. В августе 1991 г. высшее руководство СССР предприняло попытку спасти конституционный строй и союзное государство не вполне законными средствами.

19 августа было объявлено о создании Государственного комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Г. Янаев, премьер-министр Павлов и восемь министров правительства СССР. От имени ГКЧП был издан ряд указов, в которых было заявлено о необходимости защиты Конституции и союзного государства от экстремистских сил. В поддержку своей позиции ГКЧП ввел в Москву войска. В ответ Президент РСФСР Ельцин объявил создание ГКЧП незаконным, а его указы преступными деяниями. Крах ГКЧП был концом всей номенклатурной коммунистической элиты, еще раз показавшей свою неспособность решить актуальную задачу сохранения Советского Союза как естественноисторической федерации и сверхдержавы.

Подготовка проекта новой всесоюзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной конституционной комиссией. Окончательный проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено всенародное обсуждение.

Конституция СССР 1977 г. принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября. Структура Конституции 1977 г. следующая:

— I раздел - Основы общественного строя и политики;

— II раздел - Государство и личность;

— III раздел - Национально-государственное устройство;

— IV раздел - Советы народных депутатов и порядок их избрания;

— V раздел - Высшие органы власти и управления;

— VI раздел - Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках;

— VII раздел - правосудие, арбитраж и прокурорский надзор;

— VIII раздел - О гербе, флаге, гимне и столице государства;

— IX раздел - Действие Конституции и порядок ее применения.

Особенности Конституции СССР 1977 г.:

— утверждала впервые в истории СССР окончатель­ное построение развитого социалистического общества и создание общенародного государства;

— общегосударственная цель поданной Конституции - формирование бесклассового коммунистического общества, где все будут равны и по правам, и по обязанностям;

— впервые данная Конституция вводила некоторые формы непосредственной демократии, а именно: всенародное обсуждение законопроектов и референдум по важнейшим вопросам; гражданские права (право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство), но, естественно, всем этим правам всегда сопутствовали обязанности;

— коммунистическая партия по-прежнему была проводником официальной политической идеологии, ей принадлежала руководящая и направляющая роль;

— Конституция 1977 г. провозглашала принцип демократической централизации органов власти, что означало их выборность на всех уровнях, подотчетность народу, их вертикальную соподчиненность, подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим.

Устанавливалась обязанность органов Советского государства соблюдать социалистическую законность.

Устанавливались трудовые гарантии и гарантии трудовым и профессиональным союзам - например, право коллективов организации участвовать в решении и обсуждении общественных и государственных дел.

Конституционные основы СССР:

1) политическая основа: СССР - социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочего класса;

2) экономическая основа: социалистическая собственность (государственная собственность) на средства производства и землю;

3) социальная - нерушимый союз рабочих, крестьян, интеллигенции.

Система государственных органов по Конституции 1977 г.:

— народ являлся единственным источником власти в государстве;

— Советы народных депутатов - единая система органов государственной власти: Верховный Совет, Союзный Совет, Совет автономных республик - выс­шие органы власти (срок их полномочий - пять лет; в составе Верховного Совета формировался также Президиум); местные Советы народных депутатов (срок их полномочий - 2,5 года);

— высший исполнительно-распорядительный орган - Совет министров СССР. Компетенция Верховного Совета СССР - это все вопросы, отнесенные Конституцией к ведению СССР.

Полномочия Совета Союза и Совета автономных республик - право законодательной инициативы в Верховном Совете.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»