Полномочия совета федерации рф определены конституцией. Вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Функции Государственной Думы и Совета Федерации определены в Конституции. Эти органы относятся к законодательной (представительной) власти в стране. Вместе они формируют парламент – Федеральное Собрание. В Конституции определен количественный состав палат, в ФЗ – порядок создания и ключевые аспекты деятельности. Рассмотрим далее, каковы основные функции Совета Федерации.

Общие сведения

В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.

Основные функции Совета Федерации

К ведению СФ относятся следующие вопросы:


Законодательная деятельность

В функции Совета Федерации Федерального Собрания входит одобрение или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это органу отводится 14 дней. По ст. 105, ФЗ будет считаться одобренным, если в течение указанного периода СФ его не рассмотрел. В ст. 106 Конституции приведен перечень вопросов, нормативные акты по которым должны обязательно обсуждаться в Совете Федерации. Среди них законы о:

  1. Государственном бюджете.
  2. Таможенном, кредитном, финансовом, валютном налоговом регулировании.
  3. Денонсации и ратификации международных соглашений.
  4. Войны и мира.

Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает и федеральные конституционные нормативные акты.

Самоорганизация

В функции Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит принятие постановлений и регламентов, регулирующих деятельность верхней палаты. Общие правила устанавливаются в Конституции и ФЗ. Однако изданные СФ нормативные акты по самоорганизации имеют особое значение в деятельности. Эти акты детально регламентируют процедурные и организационные моменты в работе органа.

Структура

В функции Совета Федерации входит избрание своего Председателя и заместителей. Последние представлены в количестве 3-х человек. Кроме того, Совет Федерации образует специальные комитеты, комиссии, деятельность которых осуществляется в конкретные сроки и по определенным направлениям. Кроме того, формируется и аппарат палаты. Председатель и заместители назначаются и снимаются с должностей по решению СФ. Оно принимается большинством от общего количества членов палаты.

Специфика деятельности

Функции Совета Федерации реализуются по принципу коллективности. Вопросы, включенные в повестку, обсуждаются открыто и свободно. В Регламенте могут предусматриваться случаи, когда проводятся закрытые заседания палаты. На обсуждения по решению СФ могут приглашаться представители госструктур, научных учреждений, общественных объединений, независимые эксперты, специалисты для предоставления заключений и необходимых сведений по тем или иным вопросам. На заседаниях могут присутствовать СМИ, депутаты Госдумы, члены Правительства, Президент, Председатели КС, ВАС, ВС, Генпрокурор.

Организация работы

Заседание СФ будет считаться правомочным, если на нем находится не меньше 2/3 от общего количества членов палаты. Руководит обсуждениями Председатель. Он не имеет права высказывать свое мнение по вопросам повестки, комментировать выступление спикеров, давать им характеристику. Работа палаты осуществляется на официальном языке государства – русском. Члены СФ могут выступать с докладами, заключительным словом, содокладом, предоставлять справки, заявления и так далее. Принятие решений осуществляется тайным или открытым голосованием. Постановление будет считаться утвержденным, если за него проголосовало больше 50% от общего количества членов. Принятие конституционных законов осуществляется также голосованием. Однако для утверждения необходимо не меньше 3/4 от общего числа членов.

Совместные заседания

В функции Совета Федерации входит решение разнообразных вопросов. Часть из них относится к исключительному ведению палаты. Некоторые вопросы подлежат совместному обсуждению с Госдумой. На таких заседаниях выступает Глава государства с посланиями о ключевых направлениях внутренней и внешней политике, о положении в стране в целом. Особое значение на совместных заседаниях придается обращениям Президента о законодательной программе или нормативных предложениях, выступающих в качестве определенного ориентира для органов госвласти. Например, в послании Главы государства может быть рекомендовано:


На совместных заседаниях могут также заслушиваться послания КС, выступления представителей руководства зарубежных государств.

Заключение

ФС выступает в качестве высшего законодательного (представительного) органа в стране. Его полномочия с различной степенью полноты закреплены в гл. 5 Конституции. Палаты парламента находятся в постоянном взаимодействии с органами других ветвей власти. Так, многие функции Совета Федерации реализуются с учетом мнения КС или Президента. Палаты ФС не находятся в привилегированном положении относительно других органов госвласти. Их деятельность играет существенную роль в социальном, экономическом, политическом развитии страны.

В Совете Федерации присутствуют представители субъектов РФ. Это обеспечивает учет интересов регионов при принятии нормативных актов и различных управленческих решений на высшем уровне. В результате в делах государства участвуют все субъекты страны без исключения. В СФ принимаются важнейшие решения для государства. Они касаются не только внутренней, но и внешней политики. Именно эта палата дает согласие на применение ВС за границей государства, обсуждает назначение и снятие с поста Президента. В деятельности СФ особое значение имеют Регламенты и прочие акты, регулирующие работу. В этих документах конкретизируются положения ФЗ и Конституции, определяются порядок принятия решений и утверждения/отклонения законопроектов.

· Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

· Президент Российской Федерации;

· министр обороны Российской Федерации;

· начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

254. Правительство Российской Федерации:

· решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации

· принимает федеральный закон по вопросам федерального бюджета

· осуществляет управление федеральной собственностью

· осуществляет помилование

255. Правительство Российской Федерации состоит из:

· Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и Аппарата Правительства Российской Федерации

· Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров

· Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров

· Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и их заместителей

256. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации определяет:

· всенародный референдум

·

257. Правительство РФ в качестве нормативных актов издает:

· постановления

· распоряжения и инструкции

· указы и распоряжения

· постановления и распоряжения

258. Руководителем Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является:

· глава исполнительной власти Российской Федерации

· Председатель Совета министров Российской Федерации

· Президент Российской Федерации

· Председатель Правительства Российской Федерации

259. Председателя Правительства Российской Федерации назначает:

· Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

·

· Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

· это выборная должность

260. Решение об отставке Правительства Российской Федерации принимает:

· Президент Российской Федерации

· Президент Российской Федерации с согласия палат Федерального Собрания Российской Федерации

· Государственная Дума Российской Федерации

· Совет Федерации Российской Федерации

261. Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед:

· вновь избранным Президентом Российской Федерации

· Правительством Российской Федерации

· Государственной Думой Российской Федерации

· Конституционным Судом Российской Федерации

262. К нормативному правовому акту органа исполнительной власти Российской Федерации относится:

· Конституция Российской Федерации

· федеральный закон

· постановление Правительства Российской Федерации

· федеральный конституционный закон

263. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является:

· представительным и законодательным органом Российской Федерации

· законодательным органом Российской Федерации

· органом исполнительной власти Российской Федерации

· органом судебной власти Российской Федерации

264. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации состоит из:

· Государственной Думы и Совета национальностей

· Совета Федерации и Государственной Думы

· Совета безопасности и Государственной Думы

· Совета Федерации и Совета национальностей

265. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума состоит из:

· представителей субъектов Российской Федерации - по одному представителю от каждого субъекта Российской Федерации

· представителей субъектов Российской Федерации - по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации

· членов Совета Федерации

· 450 депутатов

266. К ведению Государственной Думы НЕ отнесены вопросы:

· Отрешение Президента Российской Федерации от должности

· Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации

· Заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности

· Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации

267. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации (выберите наиболее полный и правильный вариант ответа):

· Распускает Государственную Думу

· Объявляет об отставке Правительства Российской Федерации

· Объявляет референдум по вопросу о доверии Правительству Российской Федерации

· Объявляет об отставке Правительства Российской Федерации или распускает Государственную Думу

268. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Совет Федерации входят:

· 450 депутатов

· по одному представителю от каждого субъекта Российской Федерации

· представители исполнительного органа государственной власти Российской Федерации

· по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

269. К ведению Совета Федерации НЕ относятся вопросы:

· Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации

· Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения

· Назначение выборов Президента Российской Федерации

· Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации

270. Какой орган образует Федеральное Собрание Российской Федерации для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета:

· Счетную палату Российской Федерации

· Федеральную службу финансово-бюджетного надзора

· Федеральное казначейство

· комитет по расходованию бюджетных средств

271. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Государственная Дума избирается сроком на:

· пять лет

· шесть лет

· четыре года

· три года

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Вопросы ведения Совета Федерации перечислены в ч. 1 ст. 102 Конституции, и составляют предмет исключительного ведения Совета Федерации. Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не вправе принять по ним решение.

    Совет Федерации утверждает решение об изменении границ между субъектами Российской Федерации. Это решение, согласно ст. 67, ч. 3 Конституции, должно быть принято с согласия субъектов Российской Федерации, которых затрагивает это изменение.

    Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и введении чрезвычайного положения на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или угрозы агрессии.

    Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, что допустимо в том случае, если это соответствует Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации и федеральным законам.

    Совет Федерации производит назначение выборов Президента Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации " от 17 мая 1995 г. и выносит решение об отрешении Президента Российской Федерации от должности согласно порядку, установленному ст. 93 Конституции.

    Совет Федерации по представлению Президента Российской Федерации назначает на должность судей федеральных судов: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, а также заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Счетная палата образуется Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета на основании принципов законности, объективности, независимости и гласности (ст. 101 Конституции и ст. 3 Федерального Закона «О Счетной палате Российской Федерации »). Формирование состава Счетной палаты осуществляется палатами парламента на паритетных началах. Согласно ст. 1 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации » от 11 января 1995 г. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему. Согласно ст. 5 указанного Закона, Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. При формировании Счетной палаты Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов сроком на шесть лет (ст. 6 Закона).

Состав и порядок формирования Государственной Думы рф.

Согласно ст. 95 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Ст. 96 Конституции РФ устанавливает срок полномочий депутатов Государственной Думы в 4 года. Такой период работы позволяет парламенту реализовать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депутатам – увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, периодический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна.

Согласно Федеральному Закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих и зарегистрированных на территории РФ в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Причем к распределению мандатов допускаются только списки кандидатов, за которые было отдано не менее 5% голосов избирателей, участвовавших в выборах.

Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, и принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

Согласно Федеральному Закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации », срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва.

В соответствии с ч. 4 ст. 111 , в случае, когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству РФ.

Текст Ст. 102 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации*(20);

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации*(21);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 102 Конституции Российской Федерации

1. В части 1 комментируемой статьи закреплены полномочия Совета Федерации. Они определяются и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Регламент Совета Федерации). Так, например, полномочия одобрять федеральные законы, принятые Госдумой, принимать Регламент Совета Федерации, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности содержатся в ст. 105 и 101 Конституции РФ. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с посл. изм. и доп.) установил, что, кроме Генерального прокурора Российской Федерации, Совет Федерации назначает и освобождает от должности его первого заместителя и заместителей. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» дополнил полномочие Совета Федерации об утверждении указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения правом утверждать указы о привлечении Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению. Регламентом Совета Федерации добавлено его полномочие по назначению на должность судей Экономического суда Содружества Независимых Государств*(546).

Таким образом, данный в ч. 1 комментируемой статьи перечень вопросов не является исчерпывающим. Однако закрепление именно этих вопросов в Конституции РФ принципиально важно.

Во-первых, комментируемая статья является юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Поэтому в ч. 1 перечислены вопросы, которые находятся исключительно в ведении Совета Федерации. Это означает, что окончательное решение по этим вопросам принимает данная палата, оформляя свое решение соответствующим постановлением.

Во-вторых, перечисленные в перечне вопросы ведения затрагивают важнейшие стороны государственной жизни. Так, помимо таких чрезвычайных вопросов, как введение военного положения или использование Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации, здесь задаются возможности контроля над широкими полномочиями Президента РФ в кадровой сфере.

Кадровые назначения, входящие, согласно комментируемой статье, в сферу ведения Совета Федерации, являются также и выражением механизма осуществления сдержек и противовесов в отношениях между ветвями власти и в федеративных отношениях. Однако здесь следует отметить, что неурегулированность таких вопросов, как сроки предложения кандидатур Президентом РФ, возможность или невозможность вторичного внесения отклоненной кандидатуры, порождает серьезные проблемы в сфере эффективного функционирования отдельных из указанных государственных органов и легитимности осуществления полномочий некоторыми должностными лицами. Так, например, долгий подбор Президентом РФ кандидатов на должность судей Конституционного Суда РФ привел к тому, что этот орган приступил к работе более чем через год и два месяца после принятия Конституции 1993 г. Практически год (1994-1995) на должности Генерального прокурора (при этом кандидатура, предлагавшаяся на эту должность, неоднократно отклонялась Советом Федерации) находился так называемый исполняющий обязанности Генерального прокурора — должность, неизвестная Конституции РФ и существующая вне легитимирующего ее порядка назначения*(547).

Рассмотрим подробнее вопросы ведения Совета Федерации, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи.

Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.

Изменение границ между субъектами Российской Федерации требует не только их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ), но и утверждения Советом Федерации. Такая конструкция обусловлена тем, что вопрос о границах может выйти за рамки интересов договаривающихся субъектов Российской Федерации и затронуть интересы самой Федерации или других ее субъектов.

Такая возможность вытекает, в частности, из наличия договоров между Российской Федерацией и ее субъектами относительно разграничения предметов ведения и полномочий, в результате чего может изменяться правовой режим объектов, расположенных на территории, которая переходит от одного субъекта Федерации к другому. Возможны и иные причины заинтересованности Российской Федерации и ее третьих субъектов в определенном решении данного территориального вопроса. Совет Федерации призван интегрировать интересы всех субъектов Федерации.

Вопрос об изменении границ между субъектами РФ рассматривается Советом Федерации по взаимному согласию субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить.

Для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации в Совет Федерации представляются:

соглашение (договор) об изменении границ, подписанное главами субъектов Российской Федерации, границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов РФ;

обоснование изменения границ, согласованное субъектами Российской Федерации, т.е. целесообразность изменения этих границ, перечень расположенных на них административно-территориальных и муниципальных образований, результаты мнения населения, проживающего на передаваемых территориях, по данному вопросу;

карта местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами Российской Федерации и предлагаемой линией границы между ними, описание границ.

Решение об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации, которое направляется в недельный срок в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти для исполнения.

В случае неутверждения изменения границ между субъектами РФ Совет Федерации может принять решение о проведении консультаций по рассматриваемому вопросу, кроме того, он может повторно рассмотреть данный вопрос.

Постановления Совета Федерации об утверждении изменения границы между субъектами Федерации принимались дважды: 3 февраля 1994 г. между Ивановской и Нижегородской областями*(548) и 25 октября 1994 г. между Костромской и Вологодской областями*(549).

Утверждение Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения.

Введение военного и чрезвычайного положения даже в отдельной местности затрагивает самые разнообразные интересы (например, права, свободы передвижения, безопасности) многих регионов страны и проживающих в них граждан, поэтому Конституция РФ предусматривает, что Указ Президента о введении военного и чрезвычайного положения подлежит утверждению Советом Федерации — органом, представляющим интересы всех субъектов РФ.

Как военное, так и чрезвычайное положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях вводятся Указом Президента РФ, о чем без промедления сообщается Совету Федерации. Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет текст данного указа в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике для подготовки заключений. Данный текст должен быть рассмотрен Советом Федерации в определенный срок: для военного положения — не превышающий 48 часов с момента получения этого Указа, для чрезвычайного положения — 72 часов с момента обнародования Указа.

В начале 90-х гг. Советом Федерации было утверждено несколько подобных указов Президента РФ. Например, такие указы вводились в ноябре 1991 г. в Чечено-Ингушской Республике, в октябре 1993 г. в г. Москве, а также действовали в 1992-1995 гг. на территориях Северной Осетии и Ингушетии.

Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.

Вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории затрагивает общие интересы не только народа России, но и народов субъектов Федерации, а поэтому каждый раз решается Советом Федерации.

Данное решение имеет общий характер, в нем не определяются цели использования военных формирований и персонала, основания, при которых допускается применение Вооруженных Сил РФ*(550).

Вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации рассматривается Советом Федерации по предложению Президента РФ в форме обращения, содержащего обоснование этого предложения. Указанное обращение Председатель Совета Федерации незамедлительно направляет в Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитет Совета Федерации по международным делам или Комитет Совета Федерации по делам СНГ для подготовки заключений.

Совет Федерации рассматривает указанный вопрос на ближайшем заседании палаты после поступления в Совет Федерации обращения Президента РФ; он может также, в случае необходимости срочного решения вопроса, рассмотреть его на внеочередном заседании палаты. Этот вопрос обсуждается, как правило, на закрытом заседании Совета Федерации, если палатой не будет принято иное решение.

Решение о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Если за это решение не проголосовало необходимое число членов Совета Федерации, Вооруженные Силы РФ не могут использоваться за пределами территории Российской Федерации, что также оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации в двухдневный срок со дня его принятия направляется Президенту РФ.

Постановлением от 25 июня 1999 г. N 262-СФ Совет Федерации выразил согласие на использование воинских формирований Вооруженных Сил РФ общей численностью до 3616 человек в международном присутствии по безопасности в Косово (Союзная Республика Югославия) до 10 июня 2000 г.*(551)

Назначение выборов Президента РФ.

Совет Федерации должен принять постановление о назначении выборов Президента РФ в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Президента РФ или когда должность Президента РФ освободилась досрочно, т.е. в случае отставки или по состоянию здоровья.

Например, в связи с отставкой 31 декабря 1999 г. Президента РФ Б.Н. Ельцина Совет Федерации 5 января 2000 г. постановлением N 4-СФ «О назначении досрочных выборов Президента Российской Федерации» назначил досрочные президентские выборы на 26 марта 2000 г.*(552)

Назначение Советом Федерации выборов главы государства осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»*(553).

Решение о назначении выборов принимается Советом Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является первое воскресенье после месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ.

Досрочные выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации при прекращении Президентом РФ исполнения полномочий до истечения конституционного срока в случае отставки или по состоянию здоровья не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом РФ. Решение о назначении выборов Президента РФ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации, которое подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Отрешение Президента РФ от должности.

Статья 93 Конституции РФ устанавливает в качестве оснований отрешения Президента РФ от должности государственную измену или совершение иного тяжкого преступления; урегулированы условия и порядок отрешения Президента РФ от должности. Никакого законодательного регулирования по этому вопросу нет. В главе 19 Регламента Совета Федерации содержатся детальные правила процедуры, применяемой для решения этого вопроса.

Назначение на должность судей федеральных судов.

Назначение на должности судей федеральных судов отнесено комментируемой статьей к компетенции Совета Федерации. Государственная Дума исключена из процесса назначения судей высших федеральных судов России как фактический законодатель: было бы нарушением принципа сдержек и противовесов доверить нижней палате парламента, определяющей содержание законов, назначение судей, которые будут применять эти законы или оценивать их конституционность. Верхняя же палата российского парламента — Совет Федерации — обладает лишь контрольными полномочиями в законодательном процессе, и поэтому именно ей отведена решающая роль в механизме назначения судей высших федеральных судов*(554).

Кандидатуры для назначения на должности судей федеральных судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ) представляет Совету Федерации Президент РФ либо по его поручению его полномочный представитель в Совете Федерации.

Вопрос о назначении на должность судей Конституционного Суда РФ Совет Федерации рассматривает в четырнадцатидневный срок с момента получения представления Президента РФ. Вопрос о назначении на должность судей федеральных судов включается в повестку дня заседания палаты в качестве отдельного вопроса.

Кандидатуры, представленные для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству, который готовит заключение по каждой кандидатуре. Кандидатуры, представленные для назначения на должности остальных судей федеральных судов, предварительно обсуждаются в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам, который также готовит заключение по каждой кандидатуре.

На заседании Совета Федерации заслушиваются заключения вышеуказанных комитетов. После обсуждения каждая кандидатура включается в бюллетень для тайного голосования. По решению Совета Федерации тайное голосование может быть проведено с использованием электронной системы. Назначенным на должность судьи указанных судов считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Данное назначение оформляется постановлением Совета Федерации. Однако, если кандидатура, представленная Президентом РФ для назначения на должность судьи, не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. Специального голосования для принятия указанного постановления не требуется.

При отклонении Советом Федерации кандидатур, представленных Президентом РФ, Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту РФ о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий. Указанное постановление в трехдневный срок Председателем Совета Федерации направляется Президенту РФ. Для проведения консультаций Совет Федерации образует группу из членов Совета Федерации либо поручает проведение консультаций Председателю Совета Федерации.

Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, принимает присягу, время проведения которой объявляет Председатель Совета Федерации. Приведение к присяге лица проводится Председателем Совета Федерации на заседании палаты в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба РФ и Государственного флага РФ. Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда РФ под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации. После принесения судьей (судьями) Конституционного Суда РФ присяги звучит Государственный гимн РФ.

После оглашения результатов голосования по кандидатурам, представленным Президентом РФ для назначения на должности судей федеральных судов, кроме Конституционного Суда РФ, Председатель Совета Федерации вручает каждому лицу, назначенному на должность судьи, в торжественной обстановке при наличии в Зале заседаний Совета Федерации Государственного герба РФ и Государственного флага РФ, копию постановления Совета Федерации о его назначении.

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Кандидатуру для назначения на должность или освобождении от должности Генерального прокурора РФ представляет Совету Федерации Президент РФ либо по его поручению полномочный представитель Президента РФ в Совете Федерации. Предварительно эти предложения обсуждаются в Комитете Совета Федерации по правовым и судебным вопросам и Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, которые готовят соответствующие заключения.

Решение о назначении на должность или об освобождении от должности проводится тайным голосованием. Генеральный прокурор РФ считается назначенным на должность или освобожденным от нее, если за представленную Президентом РФ кандидатуру или за освобождение его от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Если же предложение Президента РФ о назначении на должность или об освобождении от должности Генерального прокурора РФ не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, оно отклоняется. В случае отклонения предложения о назначении названной кандидатуры Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру для назначения на указанную должность.

Решение о назначении или отклонении на эту должность, а также об освобождении или об оставлении в должности оформляется постановлением Совета Федерации.

В случае положительного голосования Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ. Присягу Генерального прокурора РФ все находящиеся в Зале заседаний Совета Федерации заслушивают стоя. Принесение присяги удостоверяется личной подписью Генерального прокурора РФ под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации. После принесения присяги звучит Государственный гимн РФ.

На практике в связи с назначением и освобождением от должности Генерального прокурора РФ имели место расхождения мнений Президента РФ Б.Н. Ельцина и Совета Федерации.

После отставки Генерального прокурора А.И. Казанника Президент РФ 26 февраля 1994 г. назначил исполняющим обязанности Генерального прокурора А.Н. Ильюшенко, кандидатуру которого Совет Федерации 25 октября 1994 г. отклонил.

Генеральным прокурором 24 октября 1995 г. был назначен Ю.И. Скуратов. В 1999 г. Совет Федерации трижды, 17 марта, 21 апреля и 13 октября, отклонил представление Президента РФ об освобождении Ю.И. Скуратова от должности Генерального прокурора. Президент Указом от 2 апреля 1999 г. N 415 отстранил Ю.И. Скуратова от должности Генерального прокурора на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела*(555). Совет Федерации обратился в Конституционный Суд РФ, полагая, что Президент РФ вторгся в его компетенцию. В Постановлении от 1 декабря 1999 г. N 17-П по спору о компетенции между Советом Федерации и Президентом РФ относительно принадлежности полномочия по изданию акта о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела Конституционный Суд указал в п. 1 резолютивной части, что в соответствии с Конституцией РФ к компетенции Совета Федерации не относится полномочие по изданию акта об отстранении Генерального прокурора РФ от должности на время расследования возбужденного в отношении него уголовного дела и что исходя из Конституции РФ и в отсутствие иного законодательного регулирования акт о временном отстранении Генерального прокурора РФ от должности, необходимость которого обусловлена возбуждением в отношении него уголовного дела, обязан издать Президент РФ*(556). По представлению Президента РФ В.В. Путина 17 мая 2000 г. Совет Федерации освободил Ю.И. Скуратова от должности Генерального прокурора РФ.

Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

Кандидатура на должность заместителя Председателя Счетной палаты РФ, а также вопрос об освобождении от занимаемой должности рассматриваются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Оба эти вопроса предварительно обсуждаются в Комиссии Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ, которая готовит соответствующее заключение.

Вопрос о назначении на указанную должность рассматривается в течение 30 дней со дня, следующего за днем получения представления Президента РФ.

Решение о назначении и об освобождении проводится тайным голосованием. Заместитель Председателя Счетной палаты РФ считается назначенным на должность или освобожденным от нее, если за представленную Президентом РФ кандидатуру или за освобождение его от должности проголосовало большинство от общего числа членов Совета Федерации. Если предложение Президента РФ о назначении на должность или об освобождении от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ не получит при голосовании необходимого количества голосов членов Совета Федерации, оно отклоняется. В случае отклонения предложения о назначении названной кандидатуры Президент РФ в течение двух недель представляет Совету Федерации новую кандидатуру для назначения на эту должность.

Решение о назначении на эту должность или отклонении, а также об освобождении или об оставлении в должности оформляется постановлением Совета Федерации.

2. Совет Федерации принимает постановления по всем перечисленным в п. 1 комментируемой статьи вопросам, а также по вопросам, со держащимся в других статьях Конституции РФ (например, ст. 104-108, 134-137). Постановления относятся к подзаконным актам, которые принимаются на основании и во исполнение законов.

Постановления Совета Федерации могут быть нормативными и ненормативными актами. Под нормативным актом понимается официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)*(557). К таким актам следует отнести, например, постановления о принятии Регламента палаты или внесении в него изменений.

Ненормативный акт — это акт, который не содержит общеобязательных юридических норм и издан в отношении конкретного юридического или физического лица. Здесь речь идет о постановлениях о назначении на должность или освобождении от нее и о других действиях единовременного характера.

3. В части 3 комментируемой статьи определен общий порядок принятия палатой постановлений, для утверждения которых необходимо большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако не все постановления Совета Федерации рассматриваются в таком порядке. Существуют и исключения, когда такие постановления принимаются квалифицированным большинством. Квалифицированное большинство голосов — число голосов, составляющее 3/4, 2/3 или 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Например, при голосовании об отрешении Президента РФ от должности, согласно ч. 2 ст. 93 Конституции РФ, такое решение принимается 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации. Такое же положение действует и в случае повторного рассмотрения и одобрения федерального закона Советом Федерации в ранее принятой редакции (ч. 3 ст. 107). Не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации требуется для принятия федерального конституционного закона (ч. 2 ст. 108). Не менее 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации необходимо для пересмотра положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ ().

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»