Роль политики в жизни общества примеры. От идеи к идеологии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Политика - это определенная программа деятельности, в которой группа лиц заинтересованных в достижении общей цели, использует четко установленные методы и инструменты для внедрения этих целей в социальной среде. Древнегреческий философ Аристотель в своих трудах писал о том, что человек - это личность в первую очередь политическая, а уже после социальная.

Роль политики в жизни общества

На современном этапе жизни общества роль политики в жизни человека возрастает в геометрической прогрессии. Политическая жизнь укрепляет статус гражданина, то есть, регулирует взаимоотношения индивидуума с государственной властью и ее институтами.

Структура политической жизни достаточно изменчива в своем многообразии, она состоит из различных партий, общественных организаций, временных политических союзов и других группировок - все они принадлежат к определенным идеологическим курсам, так как имеют собственное виденье дальнейших путей развития государства и гражданского общества.

Человек имеет возможность стать частью политической жизни, как на обыденном уровне, так и на теоретическом плане. Роль политики в общественной жизни легко определяется с помощью анализа ее основных функций, основной из которых является обеспечение стабильности общества.

Также политика отвечает за мобилизацию определенных социальных ресурсов для удовлетворения потребностей общества, именно политика решает различные конфликты, которые возникают в жизни социума.

Политическая власть

Политическая власть является реальной возможностью одного человека либо же группы лиц, состоящих в объединении, контролировать и манипулировать общество в целом, исходя из ранее поставленных общегосударственных задач, используя при этом широкий спектр методов. В современном обществе понятия государственной власти и политической власти - тождественны.

Политические организации

Политическая организация представляет собой разновидность общественной организации. Чаще всего она формируется группой лиц, которые объединены политическими интересами, в частности политико-властными целями. Для каждой политической организации присущ ряд особенностей, которые заключаются в ее структурированности и иерархии, а также дисциплинированности членов.

Лидерство в каждой политической организации принадлежит ее председателю, который часто является и ее создателем (если речь идет о современных политических силах). Также довольно широкими прерогативами наделено окружение председателя - его заместители. Национальный и возрастной состав политической организации прямо зависит от программы самой политической силы: так в рядах радикальных националистических сил вы не найдете представителя другой национальности, молодежь не состоит в политических объединениях пенсионеров.

Политические организации не являются стабильными структурами, большинство из них - малоэффективны, и только единицы достигают поставленных в программах целей.

Многопартийность

Многопартийность подразумевает собой возможность легальной деятельности в государстве многих политических организаций, являющихся приверженцев различных, часто противоположных, идеологий.

В первую очередь многопартийность - это признак демократичного и прозрачного общества, в котором доминируют принципы гласности и свободы. Многопартийность существует исключительно в государствах с демократическими путями развития и формой правления. В тоталитарных государствах и абсолютистских монархиях подобное явление исключено.

Понимание природы политики неизбежно требует осознания и выявления ее связей с другими сферами общественной жизни. Это дает возможность выявить весь спектр направлений практической реализации политики, ее масштабность, сферы и границы приложения, степень ее влияния на различные структуры общественной жизни.

Французский политолог Морис Дюверже сформулировал суждение, согласно которому, все или почти все в человеческом обществе имеет политический аспект, и ничто или почти ничто не принадлежит политике целиком.

В то же время стоит отметить, что возможности политики воздействовать на развитие общества, на решение его проблем не безграничны. Политика, которая расходится с интересами общества, не будет эффективной и не достигнет своей цели. Но даже политика, вполне соответствующая потребностям общества, не может рассчитывать на успех, если ее не понимают и потому не поддерживают люди. Связано это с тем, что политика имеет дело и с объективной, и с субъективной сторонами социальных процессов и отношений.

Так, например, испытывая влияние идеологии, экономики, морали, права, искусства, политика и сама оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.

Между тем существующая в практике политической жизни тенденция абсолютизации функциональных связей между различными сферами общественной жизни нередко приводит к серьезнейшим деформациям и политики, и социальной жизни в целом. В этой связи некоторые из них.

Политика и идеология. Политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии, и без идеологии она существовать не может. Эта взаимосвязь осуществляется, прежде всего, через интересы субъектов политики, которые выражаются идеологией и реализуются в их политическом поведении, политической практике.

Идеология, как система ценностей любого общества, обладающего мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации; с другой - функцию оправдания действий. Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая - в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе.

Взаимное влияние идеологии и политики друг на друга при определенных условиях может принимать крайние формы, что негативно сказывается не только на их развитии, но и на состоянии общества в целом. Обычно указывают на недопустимость и вред чрезмерного идеологического влияния на политику (особенно государственную) и общественные процессы - идеологизации политики. Это происходит в условиях монополии одной идеологии и использования идеологической доктрины в качестве первоосновы, фундамента практической политики. Политика, таким образом, превращается в служанку идеологии и сообразует общественную жизнь с мерками идеологических постулатов и догм, а не с требованиями реальностей.

Идеологический диктат КПСС, как известно, стал одной из причин кризиса советской системы и распада СССР. Крайне опасным может быть и чрезмерное влияние политики на идеологию - политизация идеологии. В этом случае идеология испытывает на себе диктат господствующей политики и ставится на службу монопольной власти. Ее содержание превращается в мировоззрение на службе у власти, меняется в угоду правящим кругам, и по конъюнктурным соображениям подвергается идейной эрозии. Политизированные узкогрупповые идеи и ценности преобладают над социальными, нравственными и другими содержательными компонентами, вытесняют общенациональные (общегосударственные) и общечеловеческие интересы и ценности. Оптимальным является равноправное положение и взаимодействие идеологии и политики, при исключении какой-либо монополии, идейной или властной.

Джозеф Лодж писал: «Каждая страна, ее народ, имеют свою идеологию.... Нация только тогда добивается успеха, когда ее идеология внутренне согласована, обладает свойством адаптации, а дистанция между господствующей идеологией и действительной практикой институтов страны минимальна».

Политика и мораль. На обыденном уровне самой распространенной точкой зрения о политике выступает утверждение, об их несовместимости: там, где начинается политика, - кончается мораль.

Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто ею руководит. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, обществу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики - не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».

В политологии выделяют четыре подхода к трактовке взаимоотношений политики и морали:
1. Политика лишь тогда выполняет свою роль, когда она моральна, то есть она может и должна для самореализации использовать только нравственно допустимые средства. В этой связи Плутарх считал, что доверять бесчестному власть - подобно вооружению безумного мечом. Для Платона и Аристотеля было очевидным, что в политике должны участвовать только достойные. Ж.-Ж.Руссо в своих размышлениях взывал к соединению политики и морали: «Кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой, и все, что является нравственным злом, является злом и в политике».

Известный русский историк Н.М.Карамзин в своем труде «История государства Российского» писал: «Правила нравственности и добродетели святее всех и служат основанием истинной политике».

2. Политика вне морали. Согласно этому подходу, политика и мораль автономны и не должны вмешиваться в компетенции друг друга. Мораль - это дело гражданского общества, личной ответственности, политика же - область противоборства групповых интересов, свободная от нравственности. Родоначальником таких взглядов считается Н.Макиавелли. В трактате «Государь» он утверждал, что политика должна учитывать конкретное состояние общественных нравов, в том числе нравственную испорченность людей, и если в народе не развиты гражданские добродетели и в обществе нарастает анархия, то государь вправе использовать любые, в том числе и безнравственные средства. В частной же жизни он обязан руководствоваться общепринятыми нормами морали.

4. В настоящее время большинство политологов исходят из признания необходимости воздействия морали на политику при учете специфики последней. Специфика эта, по словам Вебера, заключается в применении политикой насилия. «Именно специфическое средство легитимного насилия. в руках человеческих союзов, - писал он, - и обусловливает особенность всех этических проблем политики».




Политика, наоборот, представляет собой «искусство возможного». Она возникает там, где имеется неопределенность, и зачастую специфики последней. Специфика эта, по словам Вебера, заключается в применении политикой насилия. «Именно специфическое средство легитимного насилия. в руках человеческих союзов, - писал он, - и обусловливает особенность всех этических проблем политики».

Для того, чтобы очертить границу влияния нравственности на политику, Вебер разделил мораль на этику убеждений и этику ответственности. Этика убеждений означает неотступное следование нравственным принципам, независимо от того, к каким результатам это приведет, не считаясь с затратами и жертвами. Этика ответственности, напротив, по мнению М.Вебера, предполагает учет конкретной обстановки, ориентацию политики в первую очередь на ее последствия, внутреннюю ответственность политиков за те результаты своих действий, которые можно было предвидеть, готовность предотвратить большее зло, в том числе и с помощью зла меньшего.

Политика и экономика. Политика во многом обусловлена материально-производственной и экономической основой общества.

По мнению Адама Смита: «Необходимость гражданского правительства растет с приобретением ценной собственности. До тех пор, пока существует собственность, не могут не существовать государства, самой целью которых не была бы охрана богатства и защита богатых от бедных». Однако определить ее место и роль в экономическом развитии можно, только анализируя конкретные общества. Возможны, по крайней мере, три варианта ответа:
в переходных обществах политика довлеет, преобладает, имеет первенство над экономикой;
в стабильных обществах экономика определяет политику, имеет приоритет;
вообще в любых обществах (да и в течение всей истории человечества) политика должна первенствовать над экономикой.

Политика и право. Право, как и политика, имеет историческую обусловленность. Развитость правовой системы и политических институтов отражают уровень развития общества. При этом право характеризуется определенностью и общеобязательностью норм, выступающих в качестве общего масштаба и меры к ситуациям и отношениям, имеющих одинаковые правовые признаки.

Политика, наоборот, представляет собой «искусство возможного». Она возникает там, где имеется неопределенность, и зачастую

Политика как сфера деятельности включает в себя отношения, возникающие между отдельными государствами, классами, другими социальными группами, и народностями. В центре политики находятся , которые непосредственно связаны с завоеванием, использованием и удержанием власти в государстве. Острота политической борьбы на этапе развития общества такова, что ставит политику в первый ряд наиболее насущных проблем, решаемых цивилизацией.

Политические деятели и те общественные силы, которые за ними стоят, активно участвуют во всех происходящих в социуме процессах, включая экономику и культуру. Органы государственного управления, осуществляя политическую программу правящих кругов, принимают и реализуют решения, имеющие для внутренней государства и для налаживания взаимоотношений между странами в рамках мирового сообщества.

Основные механизмы политического влияния – это контроль над всеми сферами деятельности общества, а также меры убеждения и принуждения. Важную роль в выполнении политических функций государства играют законодательные органы и структуры, ведающие исполнением законов. Обществу, стремящемуся сохранить свою демократическую природу, приходится искать компромисс между подчинением граждан требованиям государства и свободным изъявлением своей воли оппозиционными группами населения.

Роль политики в жизни общества

Будучи общественным явлением, политика призвана выполнять ряд социальных функций. Через нее общественные группы выражают и осуществляют свои коренные интересы. Участвуя в политических событиях, общественные движения, партии и другие организации сплачиваются для своих целей, главной из которых является борьба за власть.

Через политику достигает интеграции. Принимая участие в политических акциях, граждане получают возможность приобщиться к разрешению социальных конфликтов. Без политической активности масс любое может превратиться в закостенелый организм, не способный к изменениям. Участие в политике для граждан и социальных групп – школа социализации и способ проявить свою гражданскую позицию.

Фундаментальной основой политики считается общества в самоорганизации и регуляции своей деятельности. Общество, будучи неоднородным по своему составу, делится на множество групп, интересы и мотивы действий которых чаще всего не совпадают. Задача политиков и общественных деятелей как раз и заключается в том, чтобы увязать взаимоисключающие тенденции и разумные решения, позволяющие учесть насущные потребности всех слоев общества.

Вакуоль – это клеточный органоид, окруженный одной мембраной и имеющийся в наличии у некоторых эукариотических организмов. Несмотря на сходство в строении, вакуоли могут выполнять самые разные функции.

Пищеварительная вакуоль

У человека имеется – удобный орган, где переваривается пища, расщепляется на простые соединения, которые после усваиваются организмом и используются на его нужды. Однако у крошечных – простейших и губок - желудка, разумеется, нет. Его роль играет фагосома, также называемая пищеварительной вакуолью – пузырек, мембраной. Он образуется вокруг твердой частицы или клетки, которую организм решил в пищу. Возникает пищеварительная вакуоль и вокруг заглоченной капли жидкости. Фагосома сливается с лизосомой, активизируются ферменты и начинается процесс пищеварения, который длится около часа. В ходе переваривания среда внутри фагосомы меняется с кислой на щелочную. После того как все питательные вещества извлечены, непереваренные остатки пищи выводятся из тела через порошицу или клеточную мембрану.

Переваривание твердой пищи называется фагоцитоз, жидкой – пиноцитоз.

Сократительная вакуоль

У многих и некоторых представителей губок имеется сократительная вакуоль. Основная функция этого органоида – регуляция осмотического давления. Через клеточную мембрану вода поступает в клетку губки или простейших, и периодически с равным промежутком времени жидкость выводится наружу с использованием сократительной , которая, разрастаясь до определенного момента, затем начинает сокращаться с помощью имеющихся в ней эластичных пучков.

Существует гипотеза, что сократительная вакуоль принимает участие и в клеточном дыхании.

Вакуоль в растительной клетке

У растений также имеются вакуоли. В молодой клетке, как правило, их присутствует несколько штук небольшого размера, однако по мере роста клетки они увеличиваются и сливаются в одну крупную вакуоль, которая способна занимать 70-80% всей клетки. Растительная вакуоль содержит в себе клеточный сок, в состав которого входят , сахара и органические вещества. Основная функция этого органоида – поддержание тургора. Также вакуоли участвуют в водно-солевом обмене, расщеплении и усвоении питательных веществ и утилизации соединений, которые могут оказать вред клетке. Зеленые части растений, не покрытые древесиной, сохраняют свою форму благодаря прочной клеточной стенке и вакуолям, которые поддерживают форму клеток неизменной и не допускают деформации.

Видео по теме

Еще недавно в мире существовали две сверхдержавы: США и СССР, возглавлявшие крупные военно-политические блоки. Роль СССР на мировой политической арене была очень весомой. Однако в декабре 1991 года по целому ряду причин Советский Союз распался. Его правопреемница Россия прошла через тяжелые испытания, и ее влияние заметно упало. Многие уже поспешили «списать» ее со счетов. Однако впоследствии роль России постепенно стала расти, и теперь она снова является влиятельным «игроком» на международной арене.

На чем основано влияние России в мировой политике

Лучшие умы человечества столетиями мечтали о справедливом и гармоничном мире, где не будет войн и вражды, где все уважительно относятся друг к другу, строго соблюдая взаимные интересы. Увы, реальность по-прежнему такова, что считаются в первую очередь с сильными и влиятельными государствами. Хотя Россия по своей мощи и влиянию пока еще не достигла прежнего уровня СССР, она располагает 2-м по величине (после США) арсеналом термоядерного оружия и средствами его доставки, крупными золотовалютными резервами, громадными залежами самых разнообразных полезных ископаемых – нефти и газа, четвертью всех мировых запасов древесины и пресной воды. Одно это делает ее очень влиятельной силой в мировой политике.

Какие острые политические вопросы невозможно решить без участия России

Сейчас в мире много проблем, которые нельзя решить без непосредственного участия российского государства. Например, на Украине бушует кризис, начавшийся как из-за ошибок прежнего руководства этой страны, так и вследствие попыток Запада вывести Украину из зоны геополитического влияния России. К сожалению, дело фактически дошло до гражданской войны со значительными человеческими жертвами, и с каждым днем обстановка становится все напряженнее. Россия жизненно заинтересована в благополучном завершении этого кризиса (хотя бы потому, что Украина граничит с нею), и без ее активного участия разрешить его вряд ли удастся. В настоящее время Россия принимает у себя поток беженцев с Украины, помогает им освоиться в стране.

Все большее и большее в мировом масштабе приобретает борьба за энергоресурсы, их беспрепятственную поставку потребителям. Тут роль России как одного из основных поставщиков топлива (нефти и газа) в различные регионы мира, благодаря чему может работать , трудно переоценить. А ведь именно экономика во многом определяет политику государства.

Россия – один из «ключевых» игроков в неспокойном ближневосточном регионе, где продолжается арабо-израильское противостояние и по-прежнему уносит жертвы в Сирии. Благодаря взвешенной, но твердой позиции России, удалось избежать иностранной интервенции в Сирии, что неминуемо еще больше обострило бы ситуацию, сделав ее неуправляемой.

Социализация – это важнейший процесс, связанный с усвоением и воспроизведением человеком социальных норм. Это многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако особую актуальность социализация имеет для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Неразрывно связаны

Стоит сказать, что воспитание и неразрывно связаны друг с другом. Воспитание – органичная составляющая процесса становления личности. Оно заключается в целенаправленной передаче знаний, правил поведения, этических норм от старшего поколения к младшему.
Еще несколько десятилетий назад, когда термин «социализация» не был еще распространен, его заменяли словом «воспитание». Однако в настоящее время психологи и социальные педагоги пришли к выводу, что социализация – это более широкое понятие, включающее в себя в том числе процесс воспитания.

Вообще если говорить о сущности воспитания как составляющей части личности, то для его успешной реализации обществом предусмотрены всевозможные педагогические практики. Они сложились годами опытным путем, методом проб и ошибок.

Без воспитания полноценной личности невозможно представить ее в целом. Как ни крути, но человек не может жить вне социума, общества себе подобных. А не имея определенного уровня воспитания, невозможно сосуществовать в этом обществе с другими индивидами.

От воспитания к самовоспитанию

Воспитание строится от внешнего к внутреннему. То есть вначале родители подают ребенку , показывают ему, как стоит вести себя в той или иной ситуации. Он запоминает, копирует поведение взрослых людей, при этом еще внутренне не осознает, почему какие-то действия можно совершать, а иные – нет. Это воспитание во внешней форме.

В идеале с взрослением ребенка и его вхождением в общество внешняя воспитанность переходит во внутреннюю, которая становится этичной нормой жизни. Таким образом воспитание перерастает в самовоспитание.

Однако ребенок приобретает воспитание не только путем «вдалбливания» в него общепринятых норм. Он получает представление о воспитании стихийно, из того самого социума, в который он уже попал. Зачастую это происходит неосознанно. Родителям стоит знать, что социум, в котором ребенок получает первые и главные представления, примеряет всевозможные социальные роли, чрезвычайно важен для него. Потому и все полученное из него хорошее равно как и дурное рискует закрепиться в воспитании подрастающего человека прочно.

Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание – это основная составляющая процесса . Наряду с таким важным элементом как воспитание, социальные педагоги выделяют такие его компоненты, как обучение, взросление, адаптация и пр.

Видео по теме

Источники:

  • В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка в 2019

Социальная сфера – обширное и многозначное понятие, которое рассматривается с разных сторон представителями различных наук. С точки зрения социологии ее можно рассматривать как совокупность определенных общественных отношений.

В социологии, как и в других гуманитарных науках, существует по несколько определений того или иного явления. Прежде чем рассматривать социальную сферу как разновидность общественных отношений, нужно выбрать для данного словосочетания наиболее подходящую формулировку. Термин включает в себя все отношения, возникающие в процессе человеческой жизни при рассмотрении человека как единицы социума (межличностные, межнациональные, рабочие связи).

Все значения понятия «социальная сфера» связаны, хотя и оцениваются разнопланово. С точки зрения социологии и социальной философии – это область общественной жизни, которая включает отдельные социальные группы (по профессии, национальности, полу и т.д.) и многообразие связей между ними.

Политология и экономика определяют понятие социальной сферы как совокупность организаций, предприятий и отраслей, которые осуществляют деятельность, повышающую уровень жизни населения (например, коммунальное обслуживание, службы социального обеспечения, здравоохранение). С такой точки зрения это не самостоятельная сфера функционирования общества, а область, соединяющая политику и экономику, в которой происходит перераспределение ресурсов государства.

Общественные отношения в социальной сфере предполагают, что человек в процессе самоопределения и общения с другими индивидами приписывает себя к определенным группам населения, которые в свою очередь взаимодействуют между собой. Занимая определенное место в социуме, человек привязан одновременно ко многим группам (пол, возраст, образование, профессия, семейное положение, место жительства, социальное положение).

Общественные отношения в пределах указанных групп позволяют описать структуру социума: пол, возраст, семейное положение отражают демографическую структуру; место жительства – поселенческую структуру; национальность – этническую структуру. Также можно выделить структуру образовательную и профессиональную, а социальное происхождение и положение создают сословно-классовую структуру, к которой относят касты, классы, сословия и т.д.

Многообразие отношений между группами населения, классами, организациями, обеспечивающими человеку подобающий уровень жизни, создают основу социальной сферы и являются инструментом воздействия на нее, способным тормозить либо ускорять процесс развития не только данной области, но и общества в целом.

Политическая система - совокупность взаимодействий различных субъектов, связанных с осуществлением политической власти. Политическая система состоит из различных элементов и существует благодаря их взаимодействию.

Инструкция

Политическую систему можно структурировать по различным основаниям. Так, выделяют ее элементы на различных политических ролей (или функций) субъектов. Это, в частности, социализирующая, адаптирующая, регулирующая, экстракционная, дистрибутивная, реагирующая функции.

Согласно институциональному подходу структура политической системы изменяется исходя из выделения потребностей, который обслуживает определенный институт. Так, целью государства является представление общественных интересов, партии выражают интересы определенных классов и социальных групп.

Наибольшее распространение в политической науке получил системный подход. В его рамках выделяют институциональную, нормативную и коммуникативную подсистему. Вместе они образуют целостную политическую систему. Ключевое в политической системе принадлежит институциональной (или организационной) системе. Она включает в себя совокупность государственных и негосударственных институтов и норм, которые влияют на политическую жизнь общества. Определяющее место в политической системе принадлежит государству, которое концентрирует в своих руках властные и материальные ресурсы, имеет право на принуждение к своей воле, а также распределяет ценности в обществе. Кроме государства в институциональную подсистему политические и неполитические институты: политические партии, лоббистские группировки, гражданское общество, СМИ, церковь и пр.

Нормативная подсистема включает социально-политические и правовые нормы, которые регулируют политическую жизнь и процесс осуществления политической власти. Сюда входят традиции , базовые ценности, существующие в обществе, т.е. все то, на что опираются властные институты при выполнении своих ролей. Нормативную подсистему можно подразделить на формальный и компонент. К формальному относят нормы конституционного, административного и финансового права, он определяет ключевые игры в обществе. Неформальный аспект выражается через совокупность субкультур, ментальностей, приоритетных ценностей, убеждений и стандартов. Часто его выделяют в состав отдельной культурной подсистемы. Она имеет важное значение для функционирования политической системы, так как чем более однородным является общество по культурному , тем выше эффективность работы политических институтов.

Опираясь на формальные и неформальные нормы, политические субъекты вступают во взаимодействие, т.е. в коммуникацию друг между другом. В ходе политической коммуникации происходит обмен сообщениями, которые имеют важное значение для хода политики. Различают «горизонтальную» и «вертикальную» коммуникации. В первом случае коммуникации между субъектами, которые находятся на одном уровне в социальной лестнице. Например, между элитами или рядовыми гражданами. Во втором случае речь идет о коммуникациях между различными элементами политической системы. Например, между гражданами и политическими партиями. Функции коммуникации могут выполнять СМИ, и другие информационные каналы: например, личные между людьми.

Видео по теме

Некоммерческая организация (НКО) - это организация, которая не занимается извлечением коммерческой прибыли и направляет все свои усилия на улучшение жизни граждан. Однако у российских НКО заявляемые цели часто расходятся с реальными делами.

По ту сторону ширмы

На деле, НКО часто занимаются задачами, преследующими политические цели. Так, советник президента России Сергей Глазьев в одном из своих выступлений заявил, что НКО, финансируемые западными фондами, тратят десятки миллионов долларов на антигосударственную деятельность.

Еще недавно реальная ситуация с НКО была скрыта от общественности. В СМИ заявлялось, что российские некоммерческие организации борются исключительно за развитие в стране гражданского общества. При этом большая их часть финансировалась на средства, выделяемые американскими агентствами.

Не все НКО одинаково полезны

Главную роль в появлении и развитии аффилированных с Государственным департаментом США некоммерческих организаций играл и играет фонд под названием USAID. Он был создан еще в начале 1960-х годов как государственная структура, международному развитию.

На деле же USAID проводит политику так называемой «мягкой силы», направленную на постепенное изменение государственного строя и ослабление потенциала стран. USAID распределяет бюджетные деньги не самостоятельно - для этого у него есть ряд структур, самой яркой из которых является Национальный фонд в поддержку демократии (NED).

НКО действуют не только в России. Так, Джордж Сорос - основатель некоммерческого фонда «Свободное общество» признался, что принимал активное участие в финансировании сил, свергнувших на Украине законного президента. Украинское отделение Фонда Сороса существовало на протяжении многих лет, снабжая деньгами некоммерческие организации, под вывеской которых прятались разного рода деструктивные сообщества. При этом Сорос действовал рука об руку с USAID и NED.

Благодаря своим подконтрольным некоммерческим организациям, USAID, NED, IRI и другие структуры, реализующие политику «мягкой силы», совершили ряд «цветных революций» - в Сербии, Грузии, на Украине и в других странах.

Безусловно, существуют и конструктивные некоммерческие организации, усилия которых действительно направлены на решение ряда социальных вопросов, борьбу с произволом чиновников, бюрократией, болезнями, низким уровнем жизни и т.д. Но большинство современных НКО, которые существуют, благодаря грантам, получаемым от иностранных фондов, на деле представляют собой структуры, созданные для манипуляции общественным мнением и продавливания антигосударственных решений. Именно поэтому в России финансируемые из-за границы и занимающиеся политикой НКО теперь должны добровольно признавать статус иностранных агентов.

Система выборов в России , как и в любом другом демократическом государстве, является важнейшим элементом политической системы. Она регламентируется избирательным правом – сводом норм, законов, обязательных для исполнения всеми субъектами Российской Федерации. Избирательная система отражает принципы и условия формирования государственных органов, а также устанавливает порядок и организацию процесса выборов прямые , всеобщие выборы, осуществляемые тайным голосованием. Оно призвано обеспечить свободу предвыборной агитации и равные права всех кандидатов, участвующих в . При проведении избирательной компании.Особенностью выборного процесса России является смешанный принцип системы представительства. В ней используется как мажоритарный, так и пропорциональный способ выдвижения кандидатов. При мажоритарном подходе один от одного избирательного округа абсолютным или относительным большинством голосов. Но в этом случае меньшинство не имеет своего представительства в органах власти.Использование пропорциональной схемы позволяет меньшинству получать места в и иметь представительство адекватное численности этого меньшинства. При ней устанавливается соответствие между количеством голосов, отданных за ту или иную партию, и количеством мест, которые представители этой партии получат в парламенте. Существенным недостатком этой системы является то, что теряется связь между электоратом и конкретным депутатом, представителем победившей в выборах партии.Пропорциональная прекрасно зарекомендовала себя в тех , где существует давно сформировавшаяся многопартийная система. Поскольку в России этот процесс еще не завершен и новые партии постоянно возникают на политическом поле, в последнее время идет речь о том, чтобы пока остановиться на выборов .

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

  • традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
  • социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;
  • науку и искусство государственного управления ;
  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:
  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
  • Искусство управления государством.

Потребность общества в политике. Необходимость политики

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства .

по своей структуре асимметрично . Существование различных классов и (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы , которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве» .

Роль политики в обществе:
  • выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
  • согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
  • распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

Поле политики

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное . Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы . И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия .

«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка , при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного . В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству , то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.

Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации ; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий .

Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».

По-особому складываются отношения между политикой и наукой . Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.

Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали .

На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло . Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО–ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

Шифр: ВЭУс-2008-183

Контрольная работа

(допущена, не допущена)

г. Волгоград 20 10 г.

Введение

1.Происхождение и природа политики.

2.Сущность и структура политики.

3.Роль политики в функционировании и развитии общества.

Заключение

Список литературы.

Введение

Политика - это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на международной арене (внешняя политика).

Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества. Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности.

Целью работы является рассмотреть основные вопросы, связанные с обзором функций, которые стоят в основе политики, а также ее оценить возрастающую роль политики в обществе.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

Рассмотреть происхождение и природу политики;

Определить понятие и сущность политики;

Рассмотреть роль политики в обществе;

1.Происхождение и природа политики

Понятие политология образуется из двух греческих слов: политик
государственные, общественные дела и логос - слово, мысли, учение. Отцом первого понятия является Аристотель (384 322 гг. до н. э.), второго Гераклит (около 530-480 гг. до н. э.). Сочетание этих двух понятий означает, что политология это учение, наука о политике.

Греческий философ Аристотель определил политику как искусство управления государством . Однако выделение политики в особую сферу общественной жизни произошло задолго до того, как греки начали активно пользоваться этим понятием. Хотя политика возникла несколько тысяч лет назад, она формируется значительно позже, чем экономические и социальные отношения, а также мораль.

Значительный вклад в учение о политике сделал Н. Макиавелли (1469–1527), итальянский политический мыслитель и общественный деятель. Государство и политика, по Макиавелли, имеют не религиозное происхождение, а являются независимой стороной человеческой деятельности, воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости, или фортуны (судьбы, счастья). Политика определяется не богом или моралью, а является результатом практической деятельности человека, естественных законов жизни и человеческой психологии. Главными мотивами, определяющими политическую деятельность, по Макиавелли являются реальные интересы, корысть, стремление к обогащению.

Биологические трактовки происхождения политики подчас имеют много общего с психологическим объяснением политических процессов. Суть этого подхода заключается в том, что в природе человека заложены потребности, интересы, эмоции и влечения. Именно они порождают политические взаимодействия.

Согласно социальной трактовке, политика имеет общественное происхождение. В частности, широкое обоснование получил подход, рассматривающий ее формирование в ходе исторической эволюции общества как результат роста его социальной неоднородности и сложности организации. Политика возникает как деятельность по организации совместной жизни людей в социально-неоднородном обществе вместе с

делением людей на управляющих и управляемых, богатых и бедных.

Таким образом, политика формируется как результат неравного распределения богатства, различия статусов, несовпадающих интересов социальных групп, неизбежности противоречий и конфликтов в обществе. Ее появление было связано с тем, что классовые, этнические и религиозные проблемы, межплеменные конфликты, с которыми столкнулось общество, уже не могли быть решены с помощью прежних регуляторов - традиций, обычаев, нравственных норм. Для решения этих проблем потребовались новые регуляторы (правовые и политические) и новая организационная структура - государство. Наконец, говоря о происхождении политики, следует учитывать и естественные различия людей: биологические, психологические, интеллектуальные (например, физическая сила или ярко выраженное стремление к доминированию - у одних и, наоборот, желание быть ведомыми - у других). Это естественное неравенство людей имеет тенденцию закрепляться в неравенстве социальном, т.е. в разном доступе к богатству, власти, в престиже.

Политика непосредственно связана с такими явлениями, как власть и государство. Власть является главным инструментом политики и основным объектом политической борьбы. С появлением государства связан переход от неполитической (племенной кровно-родственной) к политической организации общества. Государство стало новой социальной силой, призванной поддерживать целостность общества с помощью рычагов административного и правового регулирования общественных отношений.

2. Сущность и структура политики

Хотя сущность политики исследуется в науке более двух тысяч лет, вопрос о том, что такое политика, остается открытым. Существуют различные понимания политики:

1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.

2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии. М. Вебер, например, определяет политику как "стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает".

3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика - это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5. Телеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить (что и делают сторонники этого подхода) в самых разнообразных отношениях, например между супругами, в отношениях преподавателя и студента.

Столь непохожие определения политики по-разному решают вопрос о значимости политики в жизни общества.

Согласно консенсусному подходу, политика - это сфера объединения всех членов общества, когда общественные проблемы разрешаются ненасильственными средствами через поиск компромиссов, без победителей и побежденных. Политика будет пониматься как деятельность, направленная на достижение гражданами согласия исключительно мирными и ненасильственными средствами.

Конфликтный подход рассматривает политику как сферу борьбы, в которой побеждает сильнейший, как господство одних над другими. Политика трактуется как поле столкновения интересов социальных групп и институтов по поводу власти, по поводу контроля над механизмом распределения общественных благ.

Рассматривая проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. В политике присутствуют два начала.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»