Борьба с коррупцией статистика. Статистика коррупции в россии

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

О коррупции в нашем государстве говорят много и часто. Эта тема является актуальной и на сегодняшний день. Наши специалисты помогут разобраться в таком вопросе, как коррупция в России, ее проявления в 2019 году.

Термин «коррупция»

Само слово «коррупция» не русского происхождения, а латинского. В дословном переводе оно означает несколько понятий сразу:

  • подкуп;
  • порчу;
  • продажность;
  • моральное разложение.

В «Большом юридическом словаре» этот термин трактуется более подробно, так, как его понимает большинство россиян. Коррупция представляет собой опасное явление в обществе государства чаще всего в сфере политики и государственного управления. Такое явление выражается в том, что представители государственной власти стараются умышленно использовать свой служебный статус, чтобы получить какие-то блага в любой форме. В России понятие «коррупция» не является уголовно-правовым, оно выступает в роли собирательного термина, в который входит множество правонарушений самых разнообразных видов (то есть это могут быть и дисциплинарные нарушения, и уголовно-правовые).

В нашем государстве существуют антикоррупционные нормы, которые устанавливаются на официальном уровне в УК:

  1. Статья № 285 – злоупотребление должностными полномочиями.
  2. Статья № 286 – превышение должностных полномочий.
  3. Статья № 290 – получение взяток.
  4. Статья № 292 – служебный подлог.

В «Экономическом словаре» термин «коррупция» объясняется как подкуп или дача взятки для того, чтобы оказывать влияние на госслужащих и политических деятелей. А вот «Юридическая энциклопедия» это понятие трактует, как сращивание в экономической сфере госструктур с преступным миром (сюда же относят и взяточничество).

Специалисты объясняют, что коррупция проявляется в возникновении конфликтной ситуации между непосредственными действиями должностного лица и интересами государственной системы или между действиями выборного лица и интересами нашего общества. Также следует упомянуть: со словом «коррупционный» чаще всего связывают не только правонарушение, но и преступление, поведение, служебный проступок и даже неэтическое поведение.

Основные направления в российской коррупции

Специалисты констатируют следующий факт: коррупция в России имеет сложный, можно сказать, комплексный характер. Это позволяет разделить ее на четыре основных направления:

  1. Отклонение от правовых норм поведения госслужащих (в том числе и служебных, и этических) – сюда относят взяточничество.
  2. Связь с социально-экономическими отношениями – представлена как элемент купли-продажи (то есть торг).
  3. Экономический и политический захват власти на всех уровнях (начиная с криминального теневого бизнеса) – на данный момент можно наблюдать такое коррупционное направление в нашей стране как в явном, так и неявном проявлении:
    • рейдерские захваты;
    • распродажа собственности государства;
    • деструктивные движения политической направленности и т. д.
  4. Борьба за право управлять слоями населения (в широком смысле) в корыстных целях с помощью муниципальных властей и их административного аппарата – в данном случае коррупционером будет выступать служащий/чиновник.

Любое ее проявление на местах влечет за собой негативные результаты, которые не замедлят проявиться в бесконтрольности административного аппарата руководящих работников, бюрократизацию общества и произвол в администрации. Но если коррупционные отклонения в системе законодательства нашего государства начать контролировать с постоянной регулярностью, то их можно обратить в пользу общества и всей страны.

Наличие в России коррупции и ИВК

Дело в том, что давно доказано следующее: наша страна отстает во многих сферах от других более развитых держав из-за неэффективного ведения управленческой деятельности. Такое состояние России на сегодняшний день объясняется наличием коррупции и правонарушений с ней связанных.

Если говорить о статистике таких коррупционных правонарушений, то на ее показатели влияют:

  • вид деятельности;
  • вид субъекта противодействия;
  • стадии расследования уголовных дел, связанных с коррупцией.

Поэтому цифровые показатели различных ведомств, что направлены в своей деятельности на изучение коррупционных правонарушений, имеют некоторые различия.

Сбором статистической информации по коррупции в России занимаются несколько ведомств:

  1. МВД. До 2012 г. это ведомство собирало данные только о взяточничестве, как проявлении коррупционного правонарушения, позже добавили еще и другие преступления той же направленности (согласно статистическим данным, в России каждое пятое преступление, связанное с коррупцией, – это взятка, а каждый третий служащий – взяточник).
  2. Росстат. Занимается как регистрацией подобных правонарушений, так и их выявлением, что непосредственно связано с деятельностью все того же МВД и борьбе с преступностью.
  3. Судебный департамент при Верховном Суде нашего государства. Может предоставить информацию об осужденных за коррупцию (взяточничество и правонарушения коррупционной направленности, которые классифицируются по специальному перечню – УК, статьи №№ 141.1, 184, 204, 226, 229, 289 – 291.1).

Международные службы статистики также проводят свои исследования, собирая каждый год данные по всем странам. На основе этих данных производятся расчеты индекса восприятия коррупции (ИВК) непосредственно в самом государстве. Этот индекс представляет собой цифровой показатель распространенности коррупции в отдельно взятом районе/стране, что формируется на опросах и оценивании сложившейся политической и экономической ситуациях. Так, максимальный уровень коррупции составляет «0», а минимальный – «100»:

Эти ИВК соответствуют статистическим подсчетам за 2017 год.

Сферы коррупции в нашем государстве

Как видим из средств массовой информации, на сегодняшний день коррупция все более охватывает самые различные сферы жизнедеятельности россиян. Рассмотрим наиболее коррумпированные из них:

  1. Бытовая направленность:
    • здравоохранение;
    • образование;
    • жилищно-коммунальное хозяйство.
  2. Правоохранительные органы:
    • ГИБДД.
  3. Государственная сфера:
    • госзаказы/госзакупки;
    • сертификационная система;
    • распределение земельных участков (в том числе и земельные отношения);
    • строительство.

Специалисты утверждают: коррупция в России становится своеобразным бизнесом. Это подтверждает сравнение с 90-ми годами – для осуществления свободной предпринимательской деятельности ИП платили «крыше» (преступной группировке). В наше время функции так называемой крыши исполняют должностные лица и чиновники.

Причины появления коррупции в РФ

Если говорить о причинах появления коррупционных правонарушений в нашем государстве, то стоит упомянуть Древнюю Русь. Именно в те времена были зафиксированы первые попытки борьбы с коррупцией, которая проявлялась в образовании олигархического класса торгово-финансовых представителей и их ротации. А вот уже при ССР коррупция не проявлялась в финансовом плане, она была завязана на личных связях, которые давали возможность получать всяческие блага, услуги, привилегии.

Если говорить о причинах ее появления, то специалисты называют три основные, которые заключаются в отсутствии:

  1. Независимые СМИ.
  2. Независимая судебная система.
  3. Политическая конкуренция.

К ним также можно отнести и отсутствие гражданской общественности, имеющей контроль над исполнительной властью. А в целом винить следует российскую законодательную систему, которая является отнюдь не совершенной, поэтому ее нормативно-правовая база не позволяет задействовать эффективные методы борьбы против коррупции. К примеру, в законах нашего государства термин «коррупция» не выделяется, и нет его четкого толкования.

Воздействие коррупции

Коррупционные правонарушения, как правило, имеют воздействие на многие сферы жизнедеятельности граждан нашего государства:

  1. Рост теневого экономического сектора.
  2. Снижение налоговых сборов.
  3. Появление и развитие бюджетного дефицита.
  4. Препятствие эффективной внутригосударственной конкуренции для сбыта готовой продукции производства отечественных предприятий.

Благодаря коррупции в России только некоторые слои населения могут получить доступ к доходам выше среднего уровня, а большая часть россиян терпит убытки. Это отражается и на нецелесообразном использовании государственных бюджетных средств, что в свою очередь ведет к неспособности отвечать по взятым на себя обязательствам.

Зачем нужен обзор?

Центр антикоррупционной политики (ЦАП) «ЯБЛОКА» подготовил этот краткий аналитической обзор, чтобы оценить насколько изменилась обстановка с коррупцией в России и дать политическую оценку работе властей.

Общепризнанным и самым известным индикатором коррупции является Индекс восприятия коррупции Transparency international. Тем не менее, важно учесть и другие данные, которые Индекс не оценивает. Например, практику правоприменения правоохранительными органами и судами, которая показывает эффективность работы госорганов в этой сфере, а также реакцию властей на гражданские расследования и общественные инициативы.

Материалы обзора отражают мнение специалистов ЦАП.

Упущения в законе

Несмотря на подробную разработанность законодательства, остаётся достаточно пробелов и упущений в нормативном регулировании. В России регулярно Указами Президента принимаются Национальные планы противодействия коррупции. Сейчас действует план на 2016-2017 год , но пока что нет свидетельств о том, что планы дают значимый эффект, как и требование составлять подобные планы каждым органом госвласти и органом местного самоуправления.

Примечательно, что в нацплане даются, в том числе, подробные рекомендации судебным органам вплоть до представления докладов по итогам исполнения этих рекомендаций с точностью до дня. Такой подход сомнителен с точки зрения независимости и разделения властей, а ведь именно этот принцип, во многом, гарантирует низкий уровень коррупции.

Упущений в российском законодательстве больше, чем кажется, несмотря на частичное выполнение рекомендаций группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией («Греко»).

Встречает трудности, например, реформа госзакупок. В январе 2016 стало известно, что в Госдуму о регулировании закупок госкомпаний. В законе сделаны уступки компаниям, а в некоторых вопросах, например, закупок у единственного поставщика, с точки зрения гражданского контроля, ухудшается и действующее положение.

В мае 2016 года Счётная палата выявила у госкомпаний нарушения на сумму 125 млрд. Одна из главный притензий ‒ именно закупки у единственного поставщика. На них приходится 95 % по оценкам ФАС, если считать все экзотические формы тендеров, а их насчитывается почти 4 тысячи видов. Заказчикам будет дано и право самим решать в положениях, какие способы конкурентные, а какие нет.

Такие широкие полномочия позволят уходить от гражданского контроля: проверить обоснованно ли проведена закупка у единственного поставщика не получится, её просто не будет в системе. Также станет сложнее контролировать крупных исполнителей, а именно с ними связан основной массив коррупции. Сейчас для них пролоббированы льготные условия. Вместо предложенных поправок, мы считаем, что нужно вводить единые строгие правила для всех.

В 2016 году ЦАП совместно с экспертами подготовил законодательные инициативы о противодействии коррупции в России, в том числе, в сфере госзакупок. Две антикоррупционные инициативы были внесены в Государственную думу депутатом VI созыва Дмитрием Гудковым, но встретили партии «Единая Россия». Подробнее с нашими предложениями можно ознакомиться по .

Важно, что даже в тех случаях, в которых уже действуют нормы закона, их исполнение часто оставляет желать лучшего.

Незаконное обогащение

В декабре 2016 года Конституционный суд России разъяснил правила конфискации незаконно нажитого имущества публичными должностными лицами. Из того, что произошло в 2016 году, это один из немногих важных и положительных шагов, который, по сути, направлен на реализацию, пусть и в специфичной форме, статьи 20 Конвенции ООН против коррупции (до сих не ратифицирована Россией). «ЯБЛОКО» пункт о ратификации этой статьи ещё в предвыборной программе 2011 года.

Вместо 20 статьи в России действует ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 N 230-ФЗ. Несовершенство этого закона проявляется уже в том, что по нему право заявлять о несоответствии расходов чиновников их доходам дано только ограниченному кругу лиц, куда не входят журналисты и общественные организации.

Данные Прокуратуры показывают, что реагирование на случаи незаконного обогащения чиновников в первом полугодии 2016 года инициировано в 150 случаях, из них 14 случаев доведено до суда, удовлетворено 4 иска на сумму 17 миллионов рублей. Мы считаем, что эта цифра скорее говорит об игнорировании проблемы, чем попытках её устранить. Достаточно упомянуть, что настоящие примеры незаконного обогащения на сотни миллионов рублей остаются без внимания правоохранительных органов, как в случае с особняком бывшего главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова.

Применение закона

По данным судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2015 году 91,1 % осуждённых за преступления коррупционной направленности (по количеству составов преступлений) осуждены за дачу или получение взяток до 50 тысяч рублей. 7,6 % составляют дела с взятками от 50 тыс. до 1 млн руб. И только в 1,3 % дел взятки превысили 1 млн. руб. Более актуальные данные до сих пор не опубликованы, но в ЦАП ожидают, что с учётом статистики прошлых лет, положение в 2016 году существенно не изменилось.

Если суммировать эти данные с данными о среднем размере взяток (145,4 тыс. руб. по данным МВД ), можно сделать вывод, что главный фокус работы правоохранительных органов ‒ бытовая коррупция, а это не тот уровень коррупции, от которого исходит наибольшая угроза.

Нужно учесть, что, по статистике Прокуратуры , в январе ‒ июне 2016 года было выявлено 21 359 преступлений коррупционной направленности. Из них количество выявленных преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) увеличилось на 19,7 % (с 3 884 до 5 027); предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), - на 4,4 % (с 4 000 до 4 176).
В 2015 году по этим составам преступления числится 10 236 осуждённых по количеству составов преступления (7 057 по основной квалификации), по данным судебного департамента при Верховном суде, описанным выше. Если суммировать эти сведения, с учётом размера взяток, то можно отметить только усиление борьбы с мелким взяточничеством. Нужно также учесть, что выявленные преступления не равны числу приговоров, поскольку уголовные дела могут прекращены или может быть вынесен оправдательный приговор, несмотря на карательный характер уголовного правосудия в России Окончательную оценку можно будет дать после выхода обновлённой судебной статистики.

Искусство не замечать

2016 год запомнится чередой резонансных антикоррупционных расследований. Из 24 крупнейших за год кейсов о коррупции, собранных Трансперенси Интернешнл ‒ Россия, как минимум, 6 инициированы масс-медиа и общественными организациями. Среди них материал Новой газеты про Кремлёвский ЖЭК» (получение высокопоставленными чиновниками жилья по социальному найму), офшоры Марата Хуснуллина, квартира Рогозина за 500 млн. руб., элитные квартиры Игоря Шувалова в высотке на Котельнической набережной и т. д.

Не попали в список расследование «Новой газеты» о главе Роснефти Игоре Сечине и яхте «Принцесса Ольга», «Ведомостей» о бизнесе сына министра МВД и другой резонансный материал этой газеты о предполагаемом доме Игоря Сечина в Барвихе (материал удалён по решению суда ) и многие другие. Недавно Трансперенси Интернешнл выпустил обзор 60-ти резонансных коррупционных дел последнего времени.

Важным событием стала утечка документов панамской юрфирмы Mossack Fonseca. Стало известно о связях многих публичных должностных лиц России с офшорными компаниями. ЦАП в именах чиновников с данными «Панамского архива». Прокуратура ещё проводит проверку по нашему заявлению.

Напомним также о других расследованиях ЦАП, вышедших в этом году. Например, о «повара Путина» на рынке школьного питания, Мосгордумы на городских фестивалях, от сыновей другого единоросса, миллиардера Муцоева, Общественной палаты. Подробнее об этих и других наших материалах будет рассказано в годовом отчёте, который мы опубликуем в феврале 2017.

Тем не менее ни один из перечисленных кейсов не получил должного внимания со стороны правоохранительных органов. Нам удалось добиться , но в целом констатируем, что власти, как правило, либо не реагируют на гражданские расследования, либо реагируют ещё большим давлением.

Обратим внимание ещё на то, что органы публичной власти выборочно взаимодействуют с теми организациями, которые воздерживаются от критики системы. Такими, как Объединённый народный фронт. Власти зачастую игнорируют взаимодействие с оппонентами, несмотря на прямые требования законодательства. Так в тратах Пенсионного фонда , руководство фонда сначала заявило о готовности обсудить выводы нашего доклада, но в итоге до сих пор не дало ответа на заявленную критику, что вынуждает нас обратиться в суд.

Статистика прокуратуры показывает, что только 20% публикаций о коррупции в масс-медиа в 2015 ‒ первом полугодии 2016 года «признаны обоснованными». При этом цифра указана как примерная, а всего по стране Прокуратурой было замечено всего 80 публикаций, включая региональные масс-медиа.

Отметим, что одновременно стало больше гражданских антикоррупционных проектов, и это положительная тенденция. Очень активны масс-медиа, ориентированные на регионы, такие как 7*7 и радио «Соль». Чем больше таких проектов появляется в медийном поле, тем выше неприятие коррупции в обществе и шире распространение информации, а это важно для гражданского контроля.

Политическая оценка

По состоянию на 2016 год в России отсутствует системное противодействие коррупции. Отставки и расследования в отношении отдельных чиновников проводятся без какой-либо последовательной политики, основная работа правоохранительных органов сосредоточена на низовой коррупции, которая является следствием, а не причиной коррумпированности органов публичной власти в России.

Резонансные расследования журналистов и общественных организаций не получили должной оценки правоохранителей. Напротив, усиливается давление на масс-медиа и общественные организации. Напомним о вынужденной смене руководства телеканала РБК после череды резонансных расследований, например, уже упомянутого расследования о бизнесе семьи Шамаловых. Была признана «иностранным агентом» экологическая организация «Беллона», которая неоднократно занималась антикоррупционными кейсами. Продолжилось давление на гражданских активистов и политиков. Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин организовал два судебных процесса против СМИ.

Всплеск публикаций о коррупции в федеральных масс-медиа больше говорит о тенденциях пропаганды и показательных чистках бюрократии. Цель этих публикаций в демонстрации видимости противодействия коррупции для улучшения имиджа Владимира Путина перед предстоящими выборами Президента России в 2018 году.

В действительности, системное противодействие коррупции следует начать со смены самого Президента, административной реформы и отставки публичных должностных лиц, дискредитировавших себя на службе. Далее должна быть гарантирована регулярная сменяемость власти, независимость масс-медиа и верховенство права. Без этих условий принимаемые меры останутся имитацией противодействия коррупции, поскольку в России произошёл захват государства (state capture), и правящая клановая элита не заинтересована в собственном отстранении от коррупционной ренты.

Руководитель Центра антикоррупционной политики

Сергей Митрохин

Замруководителя Центра антикоррупционной политики

Алексей Карнаухов

Юрист Центра антикоррупционной политики

Алексей Чумаков

В Как журналисты пропагандируют коррупцию

«Россия продолжает развивать и расширять сферу своего антикоррупционного законодательства, увеличивая число государственных чиновников, которым теперь необходимо раскрывать свои личные доходы и точки потенциального конфликта интересов.

Россия также сосредоточила свое внимание на борьбе с коррупцией как на региональном уровне, взяв под следствие нескольких губернаторов и должностных лиц, так и на межнациональном уровне, репатриировав нескольких известных бизнесменов, чье состояние, как утверждается, было накоплено по мошенническим схемам».

Вы только что прочли выдержку из исследования EY («Эрнст энд Янг»), одной из четырёх самых авторитетных аудиторских компаний планеты. Согласно этому исследованию, коррупция в России находится примерно на уровне Польши и США. В Чехии, Испании и Италии уровень коррупции значительно выше, чем в России, а в Канаде и Великобритании — несколько ниже (страница 44):

Среднемировой уровень коррупции согласно этому исследованию составляет 39%. В России он равен 34%, что ниже среднего.

Уровень коррупции измерялся традиционным лёгким способом — респондентов спрашивали, действительно ли взяточничество и коррупция широко распространены в бизнесе в их стране. В России с этим утверждением согласились 34% участников опроса. Для сравнения, на Украине, которая заняла почётное второе место, наличие массовой коррупции в бизнесе признали аж 88% опрошенных.

Лидерами с другой стороны спектра стали Финляндия и Швеция — страны с ответственными СМИ. Журналисты и блогеры в Скандинавии не используют выражений типа «у нас пьют и воруют» или «погрязшая в воровстве Финляндия», поэтому даже громкие коррупционные скандалы воспринимаются там как единичные, выбивающиеся из общего ряда случаи:

В России, напротив, любой единичный случай журналисты стараются раздуть до правила — хорошие же новости зачастую не публикуются вовсе. Опыт показывает, что если какое-нибудь «деловое» издание и рассказало бы об этом исследовании EY, оно написало бы что-нибудь вроде «Россия в 10 раз коррумпированнее, чем Дания».

Следует понимать, что чернуха в СМИ — это отнюдь не полезный раздражающий фактор, как думают некоторые любители покритиковать родную страну. Исследования показывают, что подражательный рефлекс у людей очень силён. Процитирую гениального Роберта Чалдини:

История открытия феномена Вертера является пугающей и одновременно интригующей. Более двух столетий тому назад великий немецкий писатель Иоганн фон Гёте опубликовал роман, озаглавленный «Страдания юного Вертера» (Die Leiden des jungen Werthers). Книга, главный герой которой, Вертер, совершает самоубийство, имела громадное воздействие на читателей. Она не только сделала Гёте знаменитым, но, кроме того, вызвала волну самоубийств по всей Европе. Этот феномен был настолько мощным, что власти в некоторых странах запретили роман.

Филлипс изучил влияние феномена Вертера на людей в прошлом и в наше время (Phillips, 1974). Проведенное им исследование показало, что сразу после публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве число совершаемых самоубийств резко увеличивается в тех географических районах, где данный случай получил широкую огласку. Это, как считает Филлипс, говорит о том, что некоторые неуравновешенные люди, прочитав о самоубийстве какого-либо человека, убивают себя в подражание ему. Это еще одна иллюстрация принципа социального доказательства — люди решают, как им следует поступать в сложных обстоятельствах, на основании того, как действовали некоторые другие люди, испытывавшие трудности.

Филлипс внимательно изучил статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах с 1947 по 1968 год. Он обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой публикации на первых страницах газет рассказа о самоубийстве в среднем совершалось на пятьдесят восемь самоубийств больше, чем обычно. В определенном смысле каждое сообщение о самоубийстве убивало 58 человек, которые могли бы продолжать жить. Филипс также выяснил, что тенденция самоубийств порождать самоубийства имеет место главным образом в тех областях, где первый случай самоубийства широко освещался в прессе; причем чем шире была огласка, которую получил данный случай, тем больше было число последующих самоубийств.

Вполне очевидно, что если журналисты способны толкнуть читателей даже на такой страшный поступок, как самоубийство, работает эта система и со взятками. Если из каждого утюга рассказывать гражданам, что кругом взяточники, они также захотят брать взятки и раздавать их направо и налево.

Разумеется, нельзя запретить журналистам писать о коррупции — во-первых, мы живём в свободной стране, а во-вторых, страх потерять репутацию является для многих взяточников более сильным сдерживающим фактором, чем даже риск попасть в тюрьму.

Однако ответственным журналистам стоит брать пример со своих финских и шведских коллег — писать о примерах коррупции не как о правиле, а как о единичных случаях. Люди будут гораздо менее охотно участвовать в мутных схемах в том случае, если будут осознавать: в России давать друг другу взятки не принято.

Встречающаяся повсеместно и затрагивающая все аспекты жизни граждан. Столкнуться с коррупцией можно практически на каждом шагу: в полиции, в образовательных учреждениях, в поликлиниках и больницах, на руководящих постах. Попробуем разобраться, какая статистика взяточничества в России?

Что понимается под термином «коррупция»

Под коррупцией подразумевается дача взятки или ее получение, то есть коммерческий подкуп чиновника или злоупотребление должностными полномочиями с целью получения выгоды для себя или третьих лиц. Коррупция преследуется по закону. Любое проявление взяточничества – это преступление против государства или общества. Мелкое взяточничество – получение взятки, сумма которой не превышает 10 тыс. руб.

Область распространения коррупции


По данным Transparency International РФ входит в число 50 наиболее коррумпированных государств. Как показывает статистика взяточничества в России, этот вид преступлений наблюдается в разных сферах деятельности:


  • – выражается в системных выплатах торговым сетям за прием и реализацию от производителей. Этот вид оброка в итоге ложится на плечи покупателя, так как входит в стоимость товара;
  • авиаперевозки – менеджеры авиакомпаний не раз были уличены в получении взяток (так называемых «откатов») от зарубежных авиастроительных предприятий за покупку их техники, в ущерб отечественному самолетостроению;
  • таможенные службы – выражается в возможности пропуска запрещенных товаров через границу за определенную плату, в возврате изъятых вещей и валют. А также в необоснованной задержке грузов, отсрочке сборов, занижении пошлин;
  • налоговые органы – за плату должностным лицам, возможно, уплатить в неполном объеме, вернуть НДС, а также остаться безнаказанным за налоговые ;
  • правоохранительные органы – взятки, как правило, даются в качестве вознаграждения за прекращение или возбуждение уголовного дела, за направление на доп. расследование. Нередки случаи, когда представителю закона дают деньги за то, чтобы то или иное правонарушение осталось безнаказанным;
  • образовательные учреждения – коррупция в этой отрасли выражается в покупке дипломов, при поступлении в с малым багажом знаний, а также завышение итогов экзаменов;
  • бюрократия – взятки за оформление документов, справок и разрешений;
  • политика – в этом случае стоит отметить «политический рэкет». Чиновники нередко требуют деньги с предпринимателей за прекращение развернутых акций протеста в их отношении.

50% опрошенных в 2005–2006 годах признали, что главной причиной препятствующей экономическому подъему нашей страны, является коррупция.

Большинство граждан России не считает взяточничество преступлением: более половины опрошенных лиц сами хотя бы раз давали взятку должностному лицу.

Ответственность за взяточничество

Этот вид наказывается штрафом. Его размер составляет от 60 до 80-кратной суммы взятки. Дополнительно осужденное лицо утрачивает право занимать прежнюю должность. Предусмотрено и иная мера: лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с взысканием штрафа в размере 50-кратной суммы взятки.

Антикоррупционные меры

Правительство РФ периодически вводит новые меры борьбы с коррупцией, направленные на предотвращение подобных правонарушений:

  • нормативно-правовые указы и акты;
  • принятие закона «О противодействии коррупции»;
  • составление Плана противодействия коррупции;
  • надзор за выполнением вышеуказанных мер.

Однако по заключению специалистов за последние 5 лет принятые меры не принесли результата.

Наиболее коррумпированные сферы деятельности в РФ

Статистика взяточничества в России за 2016 показывает, что наиболее коррумпированными считаются:

  1. Органы местного самоуправления – 36%.
  2. ГИБДД – 32%.
  3. Полиция – 26%.
  4. Суды – 21%;.
  5. Медицина – 17%.
  6. – 14%;.
  7. Образование – 13%.

Взяточничество: статистика 2016 года

Статистика взяточничества в России давно перешла из привычной проблемы в категорию катастрофы государственного масштаба. Лидерами по подсчетам Генпрокуратуры за первое полугодие 2016 признаны три региона:

  1. Курская область.
  2. Республика Удмуртия.
  3. Астраханская область.

Росстат одновременно сообщает о регионах, в которых уровень снизился по сравнению с 2015:

  1. Камчатский край.
  2. Архангельская область.
  3. Смоленская область.

Статистика взяточничества в России содержит информацию о возбуждении 21 тыс. дел по коррупционным преступлениям в 2016 году. Этот показатель на 2% больше по сравнению с предыдущим годом. Причиненный государству материальный ущерб представлен в таблице:

За прошедшие 1,5 года удовлетворено исковых заявлений со стороны потерпевших и прокуроров на сумму около 11 млрд. руб. (по сообщению ген. прокурора РФ Юрия Чайки).

Посредничество во взяточничестве: статистика

Под вышеуказанным термином подразумевается передача денег по поручению или пособничество как в даче, так и приеме денег. Наказание за подобное правонарушение: штраф в размере 10 или 20-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок до 5 лет с обязательным штрафом. К сожалению, официальная статистика о посредничестве в коррупции сегодня не ведется.

Transparency International опубликовало данные о том, что по сравнению с 2012 годом негативное отношение к коррупции в Украине значительно усилилось. Согласно опросам 72% граждан Украины не видят особых усилий государства в борьбе с коррупцией. 42% опрошенных утверждают, что обязательно сообщат о коррупционных действиях, если такое будет иметь место.

В мировом рейтинге коррупции за 2016 год Украина заняла 131 место из 176 (в 2014 году она занимала 142 место). Если рассматривать статистику за последние 10 лет, то ситуация с коррупцией в стране сильно изменилась. В 1998 году Украина была на 69 месте мирового рейтинга.

Статистика коррупции в РБ

За 2015 год больше всего коррупционных преступлений зарегистрировано в таких регионах:

  1. Витебск (52 случая).
  2. Новополоцк (33 случая).
  3. Оршанский район (30 случаев).

Сумма общего ущерба составила BR 4,7 млрд. За 2016 год был зарегистрирован 271 случай злоупотребления властью и служебными полномочиями (снижение по сравнению с 2015 годом на 2,9%), а также 897 случаев служебного подлога (увеличение на 3,9% в сравнении с предыдущим годом).

Традиционно коррупцией считают преступную деятельность в органах государственной власти, выражающуюся в использовании должностными лицами своих властных полномочий и служебного положения в целях личного обогащения.

Однако в России коррупция в силу своего характера и масштабов – это не просто какое-то отдельное, локальное явление в области политики и государственного управления. Это система отношений, которая пронизывает все структуры нашего государства и общества.

Никогда ранее в истории России коррупция не принимала такого масштаба. По оценкам всемирной организации по противодействию коррупции «Трансперенси интернешнл» Россия в 2004 году по уровню развития коррупции находится на далеко не почетном 90 месте среди 146 стран мира.

Ситуация складывается очень тревожная. Коррупция достигла уже таких масштабов, что несет угрозу коренным национальным интересам страны. Именно коррупция создает условия для проявлений терроризма, который является сегодня наиболее острой угрозой для безопасности граждан и страны в целом. Коррупция, дискредитируя право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, разрушает правовые и демократические институты государства и общества. Особенно негативно она сказывается на судебной и правоохранительной системах.

Разрушительно воздействие коррупции и на экономическую сферу. Нарушаются механизмы конкуренции, создаются препятствия свободе предпринимательской деятельности, ущемляются права собственности, неэффективно используются бюджетные средства, необоснованно повышаются цены. Все это приводит к расширению теневой экономики, сдерживает приток в Россию прямых иностранных инвестиций на фоне высокого уровня вывоза капитала из страны. Таким образом, коррупция препятствует формированию в России конкурентоспособной экономики, снижению бедности, росту благосостояния россиян, становлению сильного гражданского общества.

Коррупция стимулирует несправедливое перераспределение средств в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых социальных слоев. Неимущая часть общества, наименее защищенные граждане, почти не имеют возможности противостоять вымогательству и иным коррупционным злоупотреблениям. Коррупция приводит к масштабному вытеснению граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг, прежде всего в области образования и медицины, что приводит к массовым нарушениям конституционных прав граждан.

Коррупция самым непосредственным образом содействует криминализации общества. Сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, все больше усиливается организованная преступность, которая не только расширяет возможности «отмывания денег», но и получает доступ к политической власти.

Все это подрывает доверие граждан к государственной власти, разрушает легитимность государственных институтов, препятствует проведению необходимых России преобразований, повышает социальную напряженность, усиливает угрозу терроризма, способствует падению престижа страны в мировом сообществе.

Примечательно, что социологические опросы фиксируют понимание россиянами той угрозы, которую несет коррупция национальным интересам России. Так, на прямой вопрос социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) «Что препятствует выходу России из кризиса и ее экономическому процветанию?» большинство россиян (55 %) на первое место ставят бюрократическое засилье, коррумпированность нынешней политической и экономической элиты страны.

Данные исследования показали, что среди наиболее коррумпированных государственных и общественных институтов россияне выделяют в первую очередь местную власть (34%), и правоохранительные органы (30 %). Обращает на себя внимание, что 32 % опрошенных уверены, что коррупцией поражено все общество в целом. Выступая на первом заседании Совета при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, В. Путин подчеркивал: «В целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственной аппарат. И особенно нетерпима она в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией».

Таким образом, коррупция в России, являясь системой общественных отношений, несет угрозу коренным национальным интересам страны. Между тем меры, принимаемые в Российской Федерации по противодействию коррупции, нельзя назвать эффективнвми. Власть в стране неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие, шаги, однако большого эффекта они не дали.

В основном это объясняют отсутствием должной политической воли, недостатками работы ФСБ, МВД, прокуратуры и судебной системы по выявлению и наказанию взяточников и мздоимцев, а также отсутствием закона о борьбе с коррупцией. Все это, разумеется, играет определенную роль. Однако главные причины, которые не позволяют эффективно бороться с коррупцией – это отсутствие в стране правового государства, демократических традиций, цивилизованной рыночной экономики, сильного гражданского общества, соответствующего законодательства, высокого духовно-нравственного потенциала общества.

Масштабы коррупции в России будут сокращаться только по мере того, как в стране будет укрепляться право, институты демократии, конкурентоспособная, инновационная экономика, формироваться массовый и сильный средний класс, укрепляться духовные и нравственные устои общества. Другими словами, искоренение коррупции в России как системы общественных отношений возможно только тогда, когда все – и государственная власть, и общество – станут бороться не только с последствиями коррупции, но и с ее причинами.

Чтобы отвести угрозу коренным национальным интересам России, необходима комплексная и эффективная антикоррупционная политика, осуществляемая государством и обществом. Эта идея должна сегодня встать в политическую повестку дня и быть общенациональным делом. В самом деле, без победы над коррупцией как системой общественных отношений Россия будет не способна обеспечить безопасность своих граждан, иметь высокий уровень жизни, не сможет построить эффективную экономику, правовое демократическое государство, защитить свой суверенитет. Без победы над коррупцией Россия не в состоянии быть конкурентоспособной среди развитых стран мирового сообщества. В условиях, когда законность, прозрачность госвласти, экономики и общественных отношений становится единым правилом для развитых стран, Россия, где процветают теневые отношения, просто не сможет стать полноправным членом «Большой восьмерки», выдержать конкуренцию среди процветающих стран. Другими словами, коррупция не позволит нашей стране интегрироваться в мир, в котором верховенство закона, защита прав и свобод человека являются высшей ценностью.

Идея искоренения коррупции как угрозы национальным интересам России объединяет, по существу, всех – элиту, общество, страну. А потому она является общенациональной и имеет огромную созидательную энергию. Главными субъектами антикоррупционной деятельности в России должны стать политическая и экономическая элиты. Именно они имеют власть, чтобы принимать решения. Они структурированы и организованы. Именно они имеют огромные финансовые, материально-технические и информационно-медийные ресурсы. Элитам осталось только иметь сильную волю, чтобы искоренить причины и условия, которые порождают коррупцию. Но, чтобы иметь сильную волю, российской элите необходимо верить в правое дело, в собственные силы, верить в российский народ и свою страну. Никакой другой страны для нее в мире нет, элитой она может быть только в России.

Пришло время осознать, потери от нарушения закона значительно больше, чем выгоды от законности. И даже покинув Россию, большие капиталы не помогут элите быть в безопасности, уйти от ответственности, если они приобретены теневым образом. Глобализация требует от российской элиты становиться все более легитимной, а для этого совершенно необходима законность.

Таким образом, российская элита, чтобы защитить себя, народ и страну, должна осознать свою ответственность и организовать совместно с обществом эффективную борьбу с коррупцией. В противном случае нынешняя российская элита будет раньше или позже сметена новой элитой. Той элитой, которая даст обществу новый энергетический импульс, предложит россиянам созидательный, инновационный проект развития.

Почему гражданское общество в России самостоятельно, без элиты, не может организовать эффективную антикоррупционную деятельность? Потому что оно слабо организовано, не имеет необходимых материально-технических, финансовых, информационных и медийных ресурсов. У многих россиян в результате беззакония госвласти, особенно характерной для времени радикальных экономических реформ 90-х годов, деформировались моральные ценности. Социологические исследования ВЦИОМ свидетельствуют, что 85 % россиян спокойно относятся к коррупции в России. Общество считает, что с коррупцией должны бороться именно те государственные структуры, которым это и полагается «по штату». И только 11 % россиян полагают, что с коррупцией должны бороться правозащитные и другие общественные организации. Исследования ВЦИОМ показывают также, что существенным препятствием для активного участия гражданского общества в борьбе с коррупцией является общий низкий уровень общественной активности в стране. Он обусловлен тем, что россиянам приходится решать прежде всего свои собственные жизненные проблемы. Так считают 44 % всех опрошенных. Почти столько же – 43 % объясняют свою пассивность неверием в то, что они могут что-то изменить. Однако есть еще одна важная причина, которая ограничивает общественную активность граждан: три четверти россиян(72%) оценивают влияние самодеятельных организаций на жизнь страны как крайне незначительное. В итоге деятельность в общественной и политической сферах является сегодня привлекательной для не более, чем 2 – 4 % граждан. Пока люди не увидят и не поверят, что от их мнений или действий хоть что-то в стране зависит, у нас не будет сильного гражданского общества.

Чтобы помочь обществу самоорганизоваться, политической и экономической элитам необходимо обеспечить его определенными ресурсами. Но главное – элиты должны обеспечить правовые условия для информационной прозрачности деятельности власти и тем самым способствовать установлению общественного контроля над ней. Для этого необходимо поставить чиновника, депутата, судью, милиционера, прокурора, автоинспектора в строгие процедурные рамки, а результаты его деятельности открыть для гражданского общества, для людей, а по сути для налогоплательщиков, которые оплачивают из своего кармана услуги государственной власти.

В связи с этим, выступая на первом заседании Совета при Президенте России по борьбе с коррупцией, В Путин отметил: «Чем эффективнее и крепче институты гражданского контроля, тем меньше шансов для злоупотребления должностными полномочиями и в личных, и в групповых корыстных интересах. И потому одна из задач Совета – это разработка эффективных форм общественного контроля над государственной и муниципальной властью»

В связи с этим уместно заметить, что Межрегиональной общественной организацией «Общественный антикоррупционный комитет» разработан ряд законопроектов, которые позволят в случае принятия их Федеральным Собранием Российской Федерации установить правовые процедуры общественного контроля над деятельностью власти. Анализ данных законопроектов приводится в «Основным направлениях общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России».

В целом научной экспертной общественностью проделана значительная работа по обобщению мирового и отечественного опыта борьбы с коррупцией, разработке методик антикоррупционной экспертизы законопроектов, выработке предложений по формированию антикоррупционной политики. Представляется актуальным кратко остановиться на данных работах.

Большое значение имеют публикации международно-правовых документов, которые позволяют не только выявить пробелы и несовершенство российского законодательства по борьбе с коррупцией, но и устранить их, приведя законы в соответствие с современными мировыми реалиями.

Следует выделить группу исследований, в которых проблематика борьбы с коррупцией в мире и России рассматривается во взаимосвязи.

Большое значение для разработки предложений по формированию антикоррупционной политики в стране имеют обобщающие работы В.В. Астанина, Ю Болдырева, В.П. Воротникова, А.И. Кирпичникова, А.В. Куракина, И.М. Клямкина, А.А. Мухина, Л.М. Тимофеева.

Значительный интерес для выработки предложений по формированию антикоррупционной политики в России представляют труды, в которых раскрываются политические, социальные, экономические и правовые проблемы развития коррупции в стране.

Обращают на себя внимание работы, которые анализируют специфику региональных проблем коррупции в Российской Федерации.

Большое значение для противодействия коррупции имеет деятельность Центра стратегических разработок. В частности, представляет значительный интерес разработка ЦСР, осуществленная в рамках проекта «Анализ и мониторинг коррупциогенности федерального законодательства и его правоприменения».

Большой вклад в разработку методик выявления коррупциогенных норм права, формирование антикоррупционного общественного сознания в стране, подготовку предложений по борьбе с коррупцией вносит Региональный общественный фонд «Информация для демократии» (Фонд ИНДЕМ).

Существенную роль в разработке проблематики противодействия коррупции в России играет Санкт-Петербургский гуманитарно-политологический центр «Стратегия».

Определенный вклад в разработку предложений по общественной и государственной антикоррупционной деятельности в России вносит Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет».

Таким образом, научное сообщество, эксперты исследовательских центров, общественных фондов и организаций выработали и накопили интересные предложения по формированию и проведению эффективной антикоррупционной политики в стране.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»