Коррупционные правонарушения статистика. Основные направления в российской коррупции

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Что в первые девять месяцев 2016 года в производстве его следователей находились 24,8 тысяч уголовных коррупционных дел (около пяти тысяч дел оставались нерасследованными с прошлого года). В 2015 году их было чуть больше - 25,3 тысячи. Если судить по опубликованным данным, в 2016 году, как и раньше, чаще всего поводом для возбуждения дела становились дача и получение взяток, мошенничество, растрата и злоупотребление должностными полномочиями.

Следователи СКР подчеркивают, что среди фигурантов коррупционных дел есть не только чиновники, но и лица, обладающие особым правовым статусом. В 2016 году в суды были направлены дела в отношении 427 таких лиц, это сотрудники органов внутренних дел, Госнаркоконтроля, прокуроры, адвокаты, судьи, сотрудники самого СКР, а также: 56 членов избирательных комиссий, 130 депутатов органов местного самоуправления, 116 глав муниципальных образований, 13 депутатов органов законодательной власти.

Среди обвиненных в коррупции, есть высокопоставленные бывшие чиновники: губернаторы Сахалинской области Александр Хорошавин и Кировской области Никита Белых, глава республики Коми Вячеслав Гайзер, министр экономического развития Алексей Улюкаев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян и заместитель губернатора Челябинской области Николай Сандаков, мэр Переславля-Залесского Денис Кошурников. Расследуются дела высокопоставленного сотрудника МВД Дмитрия Захарченко и директора ФСИН России Александра Реймера.

Подробную статистику по коррупционным преступлениям в разрезе регионов можно найти на сайте «Портал правовой статистики», его курирует Генпрокуратура РФ:

По данным портала, с января по октябрь 2016 года в России было зарегистрировано 5570 случаев получения взяток . Лидером в этой области стала Москва (249 таких преступлений). Второе место занимает Краснодарский край (216 случаев), третье – Забайкальский край (207). Далее по списку следуют Ростовская область, Татарстан, Башкирия, Волгоградская область, Воронежская область, Челябинская область и Алтайский край. При этом в Еврейской автономной области и в Чукотском автономном округе за год не зафиксировали ни одного случая получения взятки. Единичные случаи взяточничества удалось выявить в Ненецком автономном округе, Мурманской области, Ингушетии, Якутии, Камчатском крае, Тамбовской области, в Карачаево-Черкессии, Калмыкии и Республике Тыва, Карелии и Севастополе.

Случаев дачи взяток за то же время было зафиксировано немного меньше – 4593. Лидером по этому виду преступлений стала Волгоградская область (221 случай), далее следуют опять же Москва (191), Московская область (179), Татарстан, Свердловская область, Пермский край, Ростовская область, Ставропольский край и Санкт-Петербург. И вновь: в Чукотском автономном не было зарегистрировано ни одного случая дачи взятки. Единичные случаи дачи взяток обнаружены в Ненецком автономном округе, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, Камчатском крае и республике Хакасия, в Республике Тыва, Ингушетии и Еврейской автономной области.

Преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями было зарегистрировано 2037. Больше всего их выявлено в Татарстане (205 случаев). Далее с большим отрывом следуют Вологодская область (100), Краснодарский край (98), республика Крым (65) и Москва (61), Челябинская область, Пермский край, Дагестан, Башкирия и Ханты-Мансийский автономный округ. И напротив, такие преступления редко выявляют в республике Алтай, Смоленской, Ярославской и Калининградской областях, в Алтайском крае, Тыве и Псковской области. В Чукотском автономном округе, Хакасии, Орловской области, Магаданской области и Ненецком автономном округе зафиксировали только по одному случаю злоупотребления должностными полномочиями.

Довольно много выявленных коррупционных преступлений при этом так и остаются нераскрытыми. По данным Портала правовой статистики, на октябрь 2016 года числятся нераскрытыми 106 случаев получения взятки и 79 случаев дачи взятки; нераскрытыми считаются 78 случаев злоупотребления полномочиями, из них 18 -- в республике Крым и 8 в Севастополе.

Мы уже писали, что в ближайшее время понятие коррупции может быть существенно . СКР вновь напомнил, что ведомство подготовило ряд законопроектов, касающихся противодействия коррупции, и в частности злоупотреблений при приватизации и вывода капитала за рубеж для ухода от налогов. Глава СКР Александр Бастрыкин не раз говорил, что считает необходимым восстановить в Уголовном кодексе конфискацию имущества в качестве дополнительной меры наказания за корыстные преступления, соответствующий законопроект также ждет рассмотрения в Думе (сегодня конфискация - это мера уголовно-правового характера, конфисковано может быть то имущество, деньги и ценности, которые получены или использовались для совершения преступления).

Пока же по данным СКР, стоимость арестованного имущества обвиняемых в коррупционных преступлениях составляет всего семь миллиардов рублей, а фигуранты расследований возместили ущерб на сумму около трех миллиардов рублей. Для сравнения: по оценкам Генпрокуратуры, материальный ущерб от преступлений коррупционной направленности в 2015 году составил 43 млрд рублей, а в первой половине нынешнего года - около 28,5 млрд рублей.

Объем ущерба, как видим, не снижается, и значит наши по борьбе с тягой к взяточничеству по прежнему актуальны. Если же кто-то из ваших коллег стал фигурантом дела о коррупции, придерживайтесь разумной поведения.

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

Зачем нужен обзор?

Центр антикоррупционной политики (ЦАП) «ЯБЛОКА» подготовил этот краткий аналитической обзор, чтобы оценить насколько изменилась обстановка с коррупцией в России и дать политическую оценку работе властей.

Общепризнанным и самым известным индикатором коррупции является Индекс восприятия коррупции Transparency international. Тем не менее, важно учесть и другие данные, которые Индекс не оценивает. Например, практику правоприменения правоохранительными органами и судами, которая показывает эффективность работы госорганов в этой сфере, а также реакцию властей на гражданские расследования и общественные инициативы.

Материалы обзора отражают мнение специалистов ЦАП.

Упущения в законе

Несмотря на подробную разработанность законодательства, остаётся достаточно пробелов и упущений в нормативном регулировании. В России регулярно Указами Президента принимаются Национальные планы противодействия коррупции. Сейчас действует план на 2016-2017 год , но пока что нет свидетельств о том, что планы дают значимый эффект, как и требование составлять подобные планы каждым органом госвласти и органом местного самоуправления.

Примечательно, что в нацплане даются, в том числе, подробные рекомендации судебным органам вплоть до представления докладов по итогам исполнения этих рекомендаций с точностью до дня. Такой подход сомнителен с точки зрения независимости и разделения властей, а ведь именно этот принцип, во многом, гарантирует низкий уровень коррупции.

Упущений в российском законодательстве больше, чем кажется, несмотря на частичное выполнение рекомендаций группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией («Греко»).

Встречает трудности, например, реформа госзакупок. В январе 2016 стало известно, что в Госдуму о регулировании закупок госкомпаний. В законе сделаны уступки компаниям, а в некоторых вопросах, например, закупок у единственного поставщика, с точки зрения гражданского контроля, ухудшается и действующее положение.

В мае 2016 года Счётная палата выявила у госкомпаний нарушения на сумму 125 млрд. Одна из главный притензий ‒ именно закупки у единственного поставщика. На них приходится 95 % по оценкам ФАС, если считать все экзотические формы тендеров, а их насчитывается почти 4 тысячи видов. Заказчикам будет дано и право самим решать в положениях, какие способы конкурентные, а какие нет.

Такие широкие полномочия позволят уходить от гражданского контроля: проверить обоснованно ли проведена закупка у единственного поставщика не получится, её просто не будет в системе. Также станет сложнее контролировать крупных исполнителей, а именно с ними связан основной массив коррупции. Сейчас для них пролоббированы льготные условия. Вместо предложенных поправок, мы считаем, что нужно вводить единые строгие правила для всех.

В 2016 году ЦАП совместно с экспертами подготовил законодательные инициативы о противодействии коррупции в России, в том числе, в сфере госзакупок. Две антикоррупционные инициативы были внесены в Государственную думу депутатом VI созыва Дмитрием Гудковым, но встретили партии «Единая Россия». Подробнее с нашими предложениями можно ознакомиться по .

Важно, что даже в тех случаях, в которых уже действуют нормы закона, их исполнение часто оставляет желать лучшего.

Незаконное обогащение

В декабре 2016 года Конституционный суд России разъяснил правила конфискации незаконно нажитого имущества публичными должностными лицами. Из того, что произошло в 2016 году, это один из немногих важных и положительных шагов, который, по сути, направлен на реализацию, пусть и в специфичной форме, статьи 20 Конвенции ООН против коррупции (до сих не ратифицирована Россией). «ЯБЛОКО» пункт о ратификации этой статьи ещё в предвыборной программе 2011 года.

Вместо 20 статьи в России действует ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 N 230-ФЗ. Несовершенство этого закона проявляется уже в том, что по нему право заявлять о несоответствии расходов чиновников их доходам дано только ограниченному кругу лиц, куда не входят журналисты и общественные организации.

Данные Прокуратуры показывают, что реагирование на случаи незаконного обогащения чиновников в первом полугодии 2016 года инициировано в 150 случаях, из них 14 случаев доведено до суда, удовлетворено 4 иска на сумму 17 миллионов рублей. Мы считаем, что эта цифра скорее говорит об игнорировании проблемы, чем попытках её устранить. Достаточно упомянуть, что настоящие примеры незаконного обогащения на сотни миллионов рублей остаются без внимания правоохранительных органов, как в случае с особняком бывшего главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова.

Применение закона

По данным судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2015 году 91,1 % осуждённых за преступления коррупционной направленности (по количеству составов преступлений) осуждены за дачу или получение взяток до 50 тысяч рублей. 7,6 % составляют дела с взятками от 50 тыс. до 1 млн руб. И только в 1,3 % дел взятки превысили 1 млн. руб. Более актуальные данные до сих пор не опубликованы, но в ЦАП ожидают, что с учётом статистики прошлых лет, положение в 2016 году существенно не изменилось.

Если суммировать эти данные с данными о среднем размере взяток (145,4 тыс. руб. по данным МВД ), можно сделать вывод, что главный фокус работы правоохранительных органов ‒ бытовая коррупция, а это не тот уровень коррупции, от которого исходит наибольшая угроза.

Нужно учесть, что, по статистике Прокуратуры , в январе ‒ июне 2016 года было выявлено 21 359 преступлений коррупционной направленности. Из них количество выявленных преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) увеличилось на 19,7 % (с 3 884 до 5 027); предусмотренных ст. 291 УК РФ (дача взятки), - на 4,4 % (с 4 000 до 4 176).
В 2015 году по этим составам преступления числится 10 236 осуждённых по количеству составов преступления (7 057 по основной квалификации), по данным судебного департамента при Верховном суде, описанным выше. Если суммировать эти сведения, с учётом размера взяток, то можно отметить только усиление борьбы с мелким взяточничеством. Нужно также учесть, что выявленные преступления не равны числу приговоров, поскольку уголовные дела могут прекращены или может быть вынесен оправдательный приговор, несмотря на карательный характер уголовного правосудия в России Окончательную оценку можно будет дать после выхода обновлённой судебной статистики.

Искусство не замечать

2016 год запомнится чередой резонансных антикоррупционных расследований. Из 24 крупнейших за год кейсов о коррупции, собранных Трансперенси Интернешнл ‒ Россия, как минимум, 6 инициированы масс-медиа и общественными организациями. Среди них материал Новой газеты про Кремлёвский ЖЭК» (получение высокопоставленными чиновниками жилья по социальному найму), офшоры Марата Хуснуллина, квартира Рогозина за 500 млн. руб., элитные квартиры Игоря Шувалова в высотке на Котельнической набережной и т. д.

Не попали в список расследование «Новой газеты» о главе Роснефти Игоре Сечине и яхте «Принцесса Ольга», «Ведомостей» о бизнесе сына министра МВД и другой резонансный материал этой газеты о предполагаемом доме Игоря Сечина в Барвихе (материал удалён по решению суда ) и многие другие. Недавно Трансперенси Интернешнл выпустил обзор 60-ти резонансных коррупционных дел последнего времени.

Важным событием стала утечка документов панамской юрфирмы Mossack Fonseca. Стало известно о связях многих публичных должностных лиц России с офшорными компаниями. ЦАП в именах чиновников с данными «Панамского архива». Прокуратура ещё проводит проверку по нашему заявлению.

Напомним также о других расследованиях ЦАП, вышедших в этом году. Например, о «повара Путина» на рынке школьного питания, Мосгордумы на городских фестивалях, от сыновей другого единоросса, миллиардера Муцоева, Общественной палаты. Подробнее об этих и других наших материалах будет рассказано в годовом отчёте, который мы опубликуем в феврале 2017.

Тем не менее ни один из перечисленных кейсов не получил должного внимания со стороны правоохранительных органов. Нам удалось добиться , но в целом констатируем, что власти, как правило, либо не реагируют на гражданские расследования, либо реагируют ещё большим давлением.

Обратим внимание ещё на то, что органы публичной власти выборочно взаимодействуют с теми организациями, которые воздерживаются от критики системы. Такими, как Объединённый народный фронт. Власти зачастую игнорируют взаимодействие с оппонентами, несмотря на прямые требования законодательства. Так в тратах Пенсионного фонда , руководство фонда сначала заявило о готовности обсудить выводы нашего доклада, но в итоге до сих пор не дало ответа на заявленную критику, что вынуждает нас обратиться в суд.

Статистика прокуратуры показывает, что только 20% публикаций о коррупции в масс-медиа в 2015 ‒ первом полугодии 2016 года «признаны обоснованными». При этом цифра указана как примерная, а всего по стране Прокуратурой было замечено всего 80 публикаций, включая региональные масс-медиа.

Отметим, что одновременно стало больше гражданских антикоррупционных проектов, и это положительная тенденция. Очень активны масс-медиа, ориентированные на регионы, такие как 7*7 и радио «Соль». Чем больше таких проектов появляется в медийном поле, тем выше неприятие коррупции в обществе и шире распространение информации, а это важно для гражданского контроля.

Политическая оценка

По состоянию на 2016 год в России отсутствует системное противодействие коррупции. Отставки и расследования в отношении отдельных чиновников проводятся без какой-либо последовательной политики, основная работа правоохранительных органов сосредоточена на низовой коррупции, которая является следствием, а не причиной коррумпированности органов публичной власти в России.

Резонансные расследования журналистов и общественных организаций не получили должной оценки правоохранителей. Напротив, усиливается давление на масс-медиа и общественные организации. Напомним о вынужденной смене руководства телеканала РБК после череды резонансных расследований, например, уже упомянутого расследования о бизнесе семьи Шамаловых. Была признана «иностранным агентом» экологическая организация «Беллона», которая неоднократно занималась антикоррупционными кейсами. Продолжилось давление на гражданских активистов и политиков. Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин организовал два судебных процесса против СМИ.

Всплеск публикаций о коррупции в федеральных масс-медиа больше говорит о тенденциях пропаганды и показательных чистках бюрократии. Цель этих публикаций в демонстрации видимости противодействия коррупции для улучшения имиджа Владимира Путина перед предстоящими выборами Президента России в 2018 году.

В действительности, системное противодействие коррупции следует начать со смены самого Президента, административной реформы и отставки публичных должностных лиц, дискредитировавших себя на службе. Далее должна быть гарантирована регулярная сменяемость власти, независимость масс-медиа и верховенство права. Без этих условий принимаемые меры останутся имитацией противодействия коррупции, поскольку в России произошёл захват государства (state capture), и правящая клановая элита не заинтересована в собственном отстранении от коррупционной ренты.

Руководитель Центра антикоррупционной политики

Сергей Митрохин

Замруководителя Центра антикоррупционной политики

Алексей Карнаухов

Юрист Центра антикоррупционной политики

Алексей Чумаков

В недавнем отчёте международной организации Transparency International РФ заняла 131-е место в рейтинге восприятия коррупции. Конечно, вполне вероятно, что коррупция в России 2016 года оценивалась организацией не совсем точно, поскольку статистика показывает , а не фактическую проблему.

Как сообщили в Transparency International, "Индекс восприятия коррупции" отражает представления предпринимателей и аналитиков из разных стран об уровне коррупции в государственном секторе. Правозащитники оценивали именно восприятие коррупции, а не уровень преступлений в этой сфере. Безусловно, это нельзя считать сознательной ошибкой международной организации, ведь полицейская статистика не позволяет в полной мере оценить масштаб проблемы (проблема коррупции в России как раз в том, что она находится в тени).

Коррупция в России - итоги 2016 года

boombob.ru

Впрочем, коррупция (место РФ – 131-е или нет) в стране, безусловно, есть.Отрицать это глупо. Как рассказал « » Андрей Белковский (политолог, заместитель главного редактора журнала "Менеджмент в России и за рубежом»), проблемы есть, причём они несут за собой тяжёлые последствия.

«Беда в том, что при отечественном уровне коррупции (который сходно, как беспрецедентно высокий, оценивает не только вполне российское отделение TransparencyInternational, но и российский же PwC, и не менее российский ФБК) цена «коррупционной смазки», которая сама входит в непроизводительные издержки, становится выше, чем экономия от её применения. А это в перспективе угрожает параличу всей рыночной части экономики страны», - считает Белковский.

По его мнению, «апатия» общества объясняется двумя причинами. Примеры показательных расправ со СМИ и сообществами, раскрывавшими коррупционные схемы, читаются как чёткий сигнал государства: сидеть тихо безопаснее.

«Участие каждого совершеннолетнего россиянина в мелких коррупционных схемах вызывает привыкание и даже социальное одобрение … Коррупция в России выступает сильнейшим усилителем социального неравенства и оправдывает сословную подразделённость общества. Из-за этого РФ и её жители понемногу теряют шанс интегрироваться в современный мир. В частности, идеи информационной изоляции страны и цензуры в Сети связаны с «панамскими оффшорами». То есть элита показывает: коррупция сохранится, важно сохранить незнание про истинные фигуры крупнейших коррупционеров, поскольку они одновременно являются правящим сословием России», - подчеркнул политолог.

Коррупционные скандалы


helpprison.ru

Конечно, можно назвать два последних скандала с последующими и растущей тенденцией и повышением уровня борьбы с коррупцией в России. Но если взять всю картину в целом, то вряд ли можно говорить о серьёзных изменениях, считает директор ООО «Регул-Консалт» Николай Жданкин.

«Пример с очень показателен. Это же надо, у полковника МВД изымают почти $300 млн, и это проходит почти незаметно, а у министра «всего» $2 млн, и это вызвало бурю протеста власти. Так что это: действительно борьба или показательные выступления?

В России за последние годы сформировались совершенно новые «стандарты» коррупции, при которых откаты выросли от «общепринятых» 2-5% (помните, у тогдашнего премьера было в народе прозвище «Миша-2%», и это было по-божески) до 50-60% сегодня. Теряем от этого мы все с вами, дело здесь в системе, которая сложилась в последние 10-15 лет, в доверенных лицах власти, которым сама власть «доплачивает» за труды, закрывая глаза на их коррупцию. А если ты выпал из списка доверия, тогда и получай по полной. Но тоже все это избирательно», – прокомментировал борьбу с коррупцией в РФ Жданкин.

Политолог Аббас Галлямов,отвечая специально для «24СМИ» на вопрос «насколько успешно проходит борьба с коррупцией в России», подчёркивает, что силовые структуры попросту забыли, как нужно работать с этой проблемой.

«Главная тенденция 2016 года – силовики перестали быть неприкасаемыми. Их тоже арестовывают и против них возбуждают дела. Конечно, это показывает серьёзность намерений президента, однако в целом скептическое отношение общества пока не преодолено», - отмечает Галлямов.

Большая часть людей, по его мнению, воспринимает происходящее не как проявление системной борьбы с коррупцией, а как пиар-активность властей или сведение счётов между властными группировками. Во-первых, это связано с недостаточной сфокусированностью кремлёвской информационной политики на данной теме, а во-вторых – с недостаточной системностью самой борьбы.

«На тридцать обвинений приходится одно возбуждённое дело и ни одного приговора… Силовики совершенно разучились вести реальные уголовные дела и собирать убедительные доказательства преступлений. По громким коррупционным делам с участием серьёзных чиновников судьи отказываются им подыгрывать и, страхуясь («дело-то резонансное!»), требуют неопровержимых улик. Предоставить их силовики не в состоянии, вот все и буксует. Долгие годы фабрикации уголовных дел полностью разложили правоохранительную систему», - добавил политолог.

Прогнозы политологов


pixabay.com

Большинство политологов все же сходятся во мнении, что Россия, возможно, и не на одном уровне с теми развивающимися странами, которые указаны в рейтинге международной организации Transparency International, но, как показывает история коррупции в РФ, процесс набирает обороты. Они не отрицают пользы от принятого в РФ закона о чёрном списке людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов, но практика взяточничества де-факто от него не изменилась.

Отсюда простой вывод – масштабы коррупции в ближайшие годы если и снизятся, то только по причине «внутренних разборок» отдельных частей элит и силовых ведомств. О тектонических сдвигах говорить не приходится хотя бы потому, что большая часть чиновников удерживает за собой посты слишком долго, благодаря чему обрастает связями. В один миг сместить их не представляется возможным, поскольку это потрясение будет равнозначно смещению власти, т. е. перевороту, что в итоге может обернуться для страны катастрофическими последствиями. Отсюда следует, что противодействие коррупции в РФ будет по большей мере показательным, чем результативным.

Встречающаяся повсеместно и затрагивающая все аспекты жизни граждан. Столкнуться с коррупцией можно практически на каждом шагу: в полиции, в образовательных учреждениях, в поликлиниках и больницах, на руководящих постах. Попробуем разобраться, какая статистика взяточничества в России?

Что понимается под термином «коррупция»

Под коррупцией подразумевается дача взятки или ее получение, то есть коммерческий подкуп чиновника или злоупотребление должностными полномочиями с целью получения выгоды для себя или третьих лиц. Коррупция преследуется по закону. Любое проявление взяточничества – это преступление против государства или общества. Мелкое взяточничество – получение взятки, сумма которой не превышает 10 тыс. руб.

Область распространения коррупции


По данным Transparency International РФ входит в число 50 наиболее коррумпированных государств. Как показывает статистика взяточничества в России, этот вид преступлений наблюдается в разных сферах деятельности:


  • – выражается в системных выплатах торговым сетям за прием и реализацию от производителей. Этот вид оброка в итоге ложится на плечи покупателя, так как входит в стоимость товара;
  • авиаперевозки – менеджеры авиакомпаний не раз были уличены в получении взяток (так называемых «откатов») от зарубежных авиастроительных предприятий за покупку их техники, в ущерб отечественному самолетостроению;
  • таможенные службы – выражается в возможности пропуска запрещенных товаров через границу за определенную плату, в возврате изъятых вещей и валют. А также в необоснованной задержке грузов, отсрочке сборов, занижении пошлин;
  • налоговые органы – за плату должностным лицам, возможно, уплатить в неполном объеме, вернуть НДС, а также остаться безнаказанным за налоговые ;
  • правоохранительные органы – взятки, как правило, даются в качестве вознаграждения за прекращение или возбуждение уголовного дела, за направление на доп. расследование. Нередки случаи, когда представителю закона дают деньги за то, чтобы то или иное правонарушение осталось безнаказанным;
  • образовательные учреждения – коррупция в этой отрасли выражается в покупке дипломов, при поступлении в с малым багажом знаний, а также завышение итогов экзаменов;
  • бюрократия – взятки за оформление документов, справок и разрешений;
  • политика – в этом случае стоит отметить «политический рэкет». Чиновники нередко требуют деньги с предпринимателей за прекращение развернутых акций протеста в их отношении.

50% опрошенных в 2005–2006 годах признали, что главной причиной препятствующей экономическому подъему нашей страны, является коррупция.

Большинство граждан России не считает взяточничество преступлением: более половины опрошенных лиц сами хотя бы раз давали взятку должностному лицу.

Ответственность за взяточничество

Этот вид наказывается штрафом. Его размер составляет от 60 до 80-кратной суммы взятки. Дополнительно осужденное лицо утрачивает право занимать прежнюю должность. Предусмотрено и иная мера: лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с взысканием штрафа в размере 50-кратной суммы взятки.

Антикоррупционные меры

Правительство РФ периодически вводит новые меры борьбы с коррупцией, направленные на предотвращение подобных правонарушений:

  • нормативно-правовые указы и акты;
  • принятие закона «О противодействии коррупции»;
  • составление Плана противодействия коррупции;
  • надзор за выполнением вышеуказанных мер.

Однако по заключению специалистов за последние 5 лет принятые меры не принесли результата.

Наиболее коррумпированные сферы деятельности в РФ

Статистика взяточничества в России за 2016 показывает, что наиболее коррумпированными считаются:

  1. Органы местного самоуправления – 36%.
  2. ГИБДД – 32%.
  3. Полиция – 26%.
  4. Суды – 21%;.
  5. Медицина – 17%.
  6. – 14%;.
  7. Образование – 13%.

Взяточничество: статистика 2016 года

Статистика взяточничества в России давно перешла из привычной проблемы в категорию катастрофы государственного масштаба. Лидерами по подсчетам Генпрокуратуры за первое полугодие 2016 признаны три региона:

  1. Курская область.
  2. Республика Удмуртия.
  3. Астраханская область.

Росстат одновременно сообщает о регионах, в которых уровень снизился по сравнению с 2015:

  1. Камчатский край.
  2. Архангельская область.
  3. Смоленская область.

Статистика взяточничества в России содержит информацию о возбуждении 21 тыс. дел по коррупционным преступлениям в 2016 году. Этот показатель на 2% больше по сравнению с предыдущим годом. Причиненный государству материальный ущерб представлен в таблице:

За прошедшие 1,5 года удовлетворено исковых заявлений со стороны потерпевших и прокуроров на сумму около 11 млрд. руб. (по сообщению ген. прокурора РФ Юрия Чайки).

Посредничество во взяточничестве: статистика

Под вышеуказанным термином подразумевается передача денег по поручению или пособничество как в даче, так и приеме денег. Наказание за подобное правонарушение: штраф в размере 10 или 20-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок до 5 лет с обязательным штрафом. К сожалению, официальная статистика о посредничестве в коррупции сегодня не ведется.

Transparency International опубликовало данные о том, что по сравнению с 2012 годом негативное отношение к коррупции в Украине значительно усилилось. Согласно опросам 72% граждан Украины не видят особых усилий государства в борьбе с коррупцией. 42% опрошенных утверждают, что обязательно сообщат о коррупционных действиях, если такое будет иметь место.

В мировом рейтинге коррупции за 2016 год Украина заняла 131 место из 176 (в 2014 году она занимала 142 место). Если рассматривать статистику за последние 10 лет, то ситуация с коррупцией в стране сильно изменилась. В 1998 году Украина была на 69 месте мирового рейтинга.

Статистика коррупции в РБ

За 2015 год больше всего коррупционных преступлений зарегистрировано в таких регионах:

  1. Витебск (52 случая).
  2. Новополоцк (33 случая).
  3. Оршанский район (30 случаев).

Сумма общего ущерба составила BR 4,7 млрд. За 2016 год был зарегистрирован 271 случай злоупотребления властью и служебными полномочиями (снижение по сравнению с 2015 годом на 2,9%), а также 897 случаев служебного подлога (увеличение на 3,9% в сравнении с предыдущим годом).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»