Аверин а н социальная политика государства. Кафедра философии рагс

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В моей жизни условно можно выделить три периода - сорокинский, свердловский и московский. Сорокинский период длился 18 лет с 1947 по 1965 год. Его начало - дата моего рождения: 15 апреля 1947 года. Родился в селе Сорокино (Большое Сорокино) Сорокинского района Тюменской области. Жил в семье, которая была неполной. Меня воспитывала мама Анна Афанасьевна Аверина. Она родилась в 1918 году, долгое время работала в районной больнице сначала санитаркой, затем - поваром. В 1981 году переехала жить ко мне в Москву. Здесь в 1990 году умерла. Похоронена на Хованском кладбище. Членом нашей семьи была родная сестра моей мамы, моя тетя - Марфа Афанасьевна Аверина. Она родилась в 1905 году. Не была замужем. Работала уборщицей в конторе сельского потребительского общества. Умерла в 1981 году и покоится на сорокинском погосте.

В семье получил трудовое воспитание, помогая в доставке воды из колодца, сборе ягод и грибов в лесу, поливке овощей, посадке, окучивании и уборке картофеля на приусадебном участке, ремонте изгороди, уборке снега, заготовке дров и сена. Жили вначале в избе, затем - в небольшом деревянном доме, имевшем две комнаты. В настоящее время изба и дом не сохранились. Хозяйство было небольшим, оно состояло из одной коровы и нескольких кур. В летний период приходилось подрабатывать на кирпичном заводе и на элеваторе. Первые наручные часы купил на деньги, заработанные при разгрузке зерна на элеваторе. Несмотря на то, что наша семья была бедной, а мама и ее сестра были неграмотными, они меня воспитали, создали все условия, чтобы я получил общее среднее и высшее профессиональное образование. За это им земной поклон и благодарность, которую трудно, может быть и невозможно, выразить в словах.

Довелось обучаться в трех школах, причем в семилетней школе - дважды. В сентябре 1954 года пошел учиться в первый класс в семилетнюю школу. К школе не был подготовлен - не умел писать и читать. Поэтому в первом классе учеба давалась с трудом, часто получал неудовлетворительные оценки, особенно по чистописанию. Затем с учебой дела наладились, стал учиться без троек. Всех учеников, проживавших на территории от начала села со стороны деревни Александровка до Кротовского моста, которая называлась “едина”, перевели во вновь организованную Большесорокинскую начальную школу. В этой школе в 1958 году закончил 4-ый класс. Здесь нас учила К.Е. Касаткина. К сожалению, не помню свою учительницу в первом классе, поэтому К.Е Касаткину считаю своей первой учительницей.

После окончания начальной школы приняли учиться в пятый класс в семилетнюю школу, преобразованную в 1961 году в восьмилетнюю школу. Восьмой класс закончил в 1962 году. В 1959 году был принят в пионеры, стал членом Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. В 1961 году поступил в комсомол - Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи. В восьмилетней школе нас учили много замечательных учителей. Назову тех из них, кто оказал значительное влияние на меня во время обучения. Это, прежде всего, - Н.Г. Сухарь. Она работала директором школы и одновременно преподавала математику. Н.Г. Сухарь - обаятельная женщина с тонким чувством юмора. По ее инициативе, меня, как отличника учебы, послали отдыхать в мае 1960 года во Всесоюзный пионерский лагерь “Артек” в Крым.

Самые теплые воспоминания остались о М.А. Зарембо, под влиянием которой хотел стать учителем географии. Ее уроки были всегда увлекательными и познавательными. Она организовала летом 1961 года поездку учащихся в Москву. Для многих из нас это была незабываемая поездка, поскольку никто до этого в столице не был.

Хорошо помню пионервожатую В.И.Губину, учителей русского языка и литературы - А.А.Лакман, З.М.Кохан, З.Б.Панкову, А.И.Югринову. Основы математического знания заложили в моем школьном образовании А.П. Костенко, которая впоследствии стала завучем в средней школе, В.Х. Калашникова. Запомнились учителя: истории - А.В. Кузякова, рисования - А.Н. Гугель, руководитель школьного хора - П.Т. Зубченко, позднее руководивший хором в средней школе, труда - А.А.Кабанов. Трудовое воспитание не сводилось только к урокам труда. Мы работали на пришкольном участке, на уборке в поле льна и картофеля.

После получения неполного среднего образования, в 1962 году начал учиться в 9-ом классе средней школы. Занятия проходили в старом двухэтажном здании и других помещениях, находившихся на школьной территории. Первоначально было организовано три девятых класса на базе выпускников восьмых классов средней школы и Александровской, Ворсихинской, Готопутовской, Пинигинской, Покровской и Сорокинской восьмилетних школ. Затем из трех классов создали два класса, которые сохранились до выпуска в 1965 году. В нашем классе оказались ученики из этих школ, за исключением Готопутовской и Пинигинской. На протяжении трех лет нас учили и воспитывали многие прекрасные учителя. Некоторых из них - М.С.Зубченко, П.Т.Зубченко, А.П.Костенко, П.С.Сметанкина, В.Ф.Фадеева, А.Г.Филиппова - уже нет среди нас, но они останутся в моей памяти навсегда.

Хочу назвать тех учителей, которые существенным образом повлияли на мою жизнь. Директором школы была М.С.Зубченко, знавшая меня еще в восьмилетней школе, где она работала директором школы и преподавала русский язык и литературу. Благодаря М.С.Зубченко, я стал “публичным” человеком, иначе говоря, научился выступать перед аудиторией и приобрел умение работать с людьми. В восьмилетней и средней школе она сделала из меня лектора, выступавшего с лекциями по общественно-политической тематике перед жителями деревень во время поездок в них классной агитбригады, ведущего концерта и чтеца, читавшего стихотворения во время концертов перед населением, учащимися и преподавателями в школе, на районных смотрах художественной самодеятельности. Не имея музыкального слуха и голоса, пел в школьном хоре. Участвовал в спектаклях, которые ставились для школьников. Кстати, после окончания средней школы ни разу не пел в хоре, не выступал в качестве ведущего концерта, не прочитал ни одного стихотворения со сцены, не участвовал ни в одном

спектакле. Единственное, что делал в советское время из этого перечня, постоянно читал по путевкам общества “Знание” лекции перед населением, которые давали дополнительный заработок. По поручению М.С.Зубченко, от имени учеников выступил на торжественном митинге, посвященном открытию нового здания средней школы. Переезд из старого в новое здание был весьма щедрым подарком для школьников и всего коллектива школы.

Значительное влияние на становление меня как человека, умеющего работать с людьми, оказал В.Ф. Фадеев, который вел у нас черчение и вместе с П.С.Сметанкиным - производственное обучение. Черчение я не понимал и не любил. В нашем классе для юношей ввели производственное обучение по специальности “тракторист-машинист”, у девушек оно было связано с изучением пионерского дела. Теоретическую часть производственного обучения не любил. Однако оно предполагало практическую работу на школьном участке и в поле. Мне это нравилось. Научился управлять трактором. Благодаря В.Ф. Фадееву, была организована школьная полеводческая производственная бригада и построен летний производственный лагерь, в оборудовании которого принимали участие ученики под руководством Д.Е. Лакмана. Помогал бригаде И.И. Вакуленко, бывший в то время главным агрономом колхоза “Россия”. Работали неплохо, наши экспонаты демонстрировались на районных и областных выставках, школа занимала призовые места в районе и области. По инициативе В.Ф. Фадеева, меня назначили бригадиром. Исполняя эту роль, приобрел организаторские навыки, умение выступать с информацией о работе бригады на районных и областных слетах, несколько раз вел областные слеты школьных производственных бригад.

Классным руководителем была В.А.Вакуленко, которая вместе с нами ездила в близлежащие деревни, где перед их жителями выступала агитбригада, состоявшая из учеников нашего класса. Запомнилась организованная ей пресс-конференция, посвященная Дню космонавтов. На пресс-конференции ученики играли роли реальных людей, например, мне было поручено исполнять роль Президента АН СССР, одноклассники были космонавтами, журналистами.

В.А.Вакуленко - высокой квалификации учительница, преподававшая нам физику и астрономию. Она придавала большое значение решению задач по физике.

Высококвалифицированной и талантливой учительницей, отлично знающей и умеющей преподавать математику, была М.Ф. Фадеева. Нас она учила алгебре, геометрии и тригонометрии. На уроках, наряду с обязательными заданиями по программе, она всегда давала проявляющим интерес к математике ученикам дополнительные, зачастую сложные задания. М.Ф. Фадеева научила понимать математику и помогла тем самым сформировать абстрактное мышление, которое пригодилось мне при изучении философии.

Химию преподавала Т.А.Сметанкина, которая не ограничивалась содержательным изложением химической теории и придавала большое значение лабораторным работам. С проведением химического опыта в районном Доме пионеров связано не совсем положительное воспоминание. Из-за моей оплошности произошел небольшой взрыв, в результате которого я оказался в Ишимской районной больнице. К счастью, все обошлось благополучно. Этот случай только укрепил наши отношения с Т.А. Сметанкиной, хотя встречались мы с ней очень редко. Рад был ее видеть на встрече выпускников в 2005 году. Интересно преподавала биологию Л.И. Челнокова.

Если математические и естественные науки в средней школе нам преподавали, как правило, одни и те же учителя на протяжении трех лет обучения, то по социально-гуманитарным дисциплинам учителя часто менялись. Русскому языку и литературе нас учили неординарные и знающие свой предмет учителя - Т.Н. Данилова, Л.И.Смоленская, Л.С.Чучмарева. Благодаря учителям русской словесности, у меня развивалась потребность в чтении художественной литературы. В школьные годы много читал художественных книг, как необходимых по школьной программе, так и современных писателей и поэтов.

Истории нас учил колоритный учитель М.С. Иващенко. В выпускном классе историю СССР и всеобщую историю преподавала Т.И. Жилина, которая в то время проходила практику в нашей школе. Изучение истории СССР имело для меня решающее значение при поступлении на учебу в университет. Дело в том, что абитуриенты, имеющие золотую медаль, при получении отличной оценки на вступительном экзамене в ВУЗ сдавали один экзамен. Мне нужно было для поступления сдать на отлично историю СССР. Благодаря полученным знаниям на уроках истории, успешно справился с этой задачей.

Заслуживает глубокого уважения В.С.Ярославцева, преподававшая нам географию и обществоведение. Ее уроки нравились обстоятельностью, неторопливостью, серьезностью. Занятия по физкультуре проводили Г.Ф.Кульков и А.Г.Филиппов. У меня с физкультурой дела шли не очень хорошо. В аттестате о среднем образовании по этому предмету у меня стоит единственная четверка. Вместе с тем, любил играть в волейбол и даже один раз выступал в школьной команде по волейболу на соревнованиях в Ишиме, правда, тогда наша команда проиграла.

В старших классах преподавали два иностранных языка. Немецкому языку учила И.Ф.Кулькова. Тем, кто изучал французский язык, не повезло. Преподаватель французского языка В.Ф. Скляр вышла замуж и навсегда уехала из нашего села. Замену ей не нашли, и нас несколько человек остались без изучения французского языка и соответственно без оценки в школьном аттестате. К сожалению, руководители школы и районо не организовали для тех, кто не имел возможности продолжать изучать французский язык, изучение немецкого языка в начинающей группе при наличии учителя по немецкому языку. Для меня незнание иностранного языка могло стать большой проблемой в случае, если бы не сдал на отлично историю СССР в качестве вступительного экзамена в университет. Тогда нужно было бы сдавать все необходимые вступительные экзамены, в том числе и по иностранному языку, который по объективным обстоятельствам я не изучал и не знал, но все обошлось благополучно. Продолжил изучение французского языка, обучаясь в университете, и при подготовке к сдаче кандидатского экзамена по иностранному языку, необходимого для защиты кандидатской диссертации. Но поскольку основа его изучения не была вовремя заложена, и, что самое главное - не было постоянной языковой разговорной практики, французский язык должным образом я так и не выучил.

Учебным планом философского факультета университета, студентом которого мне довелось быть, предусматривалось изучение основ математических, естественных и социально-гуманитарных наук. Полученные в школе знания по этим наукам мне пригодились в университете. Искренняя благодарность за это всем моим учителям.

Самые теплые воспоминания храню о выпускниках нашего класса. Обобщенный статистический портрет выпускников можно представить следующим образом. Возраст: все 24 выпускника принадлежат к одному послевоенному поколению. Среди выпускников было 12 замечательных юношей и 12 прекрасных девушек. Наши выпускники создали свои семьи, имеют детей и внуков. По статусу территориального проживания 13 выпускников оказались городскими и 11 сельскими жителями, в том числе трое поменяли статус городского жителя на статус сельского жителя. Выпускники в разное время проживали или продолжают проживать в ГДР, Узбекистане, городах: Воркута, Балаково, Грозный, Иваново, Ишим, Москва, Омск, Саратов, Свердловск, Тюмень, Уфа, Чирчик. В Тюменской области живут 15 выпускников, в том числе 8 - в Сорокинском районе. По образовательному уровню 18 имеют высшее профессиональное образование, 6 - среднее профессиональное и общее образование. Среди базового высшего профессионального образования преобладает педагогическое образование (10 выпускников). Трое имеют техническое образование, двое - сельскохозяйственное. На военное, философское и юридическое образование приходится по одному выпускнику. Сфера деятельности выпускников разнообразна: бытовое обслуживание, оборона, образование, проектирование, промышленность, сельское хозяйство, средства массовой информации, управление, энергетика. Одни выпускники были руководителями разного уровня управления, другие - занималась квалифицированным исполнительским трудом. Обобщенный статистический портрет выпускников позволят сделать вывод о том, что наши выпускники стали квалифицированными работниками, сделавшими значительный личный вклад в различных сферах общественной жизни, дали жизнь детям, продолжили свой род.

Не все выпускники дожили до настоящего времени. Нет среди нас Александрова Александра, Алисионка Николая, которого не видел ни разу после окончания школы, Калашниковой Веры. Заслуживают самого глубокого уважения выпускники, оставшиеся жить и работать в родном районе. Как гласит народная мудрость, где родились, там и пригодились. Это Губина Нина, Дробот Николай, Ермакова Любовь, Колосов Иван, Ладошина Нина, Ромащенко Валентина, Суздальцева Галина, Фадеев Анатолий. С ними постоянно встречаемся во время приезда на малую Родину. В связи с 35-летием и 40-летием окончания школы в 2000 и 2005 году состоялись две встречи выпускников. Было радостно и приятно видеть приехавших на эти встречи Калмыкова Виктора, Комарову Светлану, Коневу Любовь, Кузнецова Владислава, Ошвинцеву Надежду, которая в то время проживала в Сорокинском районе, Тимошенко Анатолия, Ушакову Галину. Судьба дала возможность после окончания школы встречаться с Бубновым Сергеем, Дюрягиным Анатолием, Михалевым Василием, Сергеевой Любовью. С ней, будучи студентами, работали летом в одном пионерском отряде в пионерском лагере, расположенном недалеко от деревни Жидоусово. После окончания школы не виделись с Денисовой Галиной.

В июне 1965 года прошли выпускные экзамены и традиционный выпускной вечер. За отличные успехи в учении, труде и примерное поведение был награжден золотой медалью. После получения общего среднего образования каждый из нас стал выбирать себе дальнейший путь. Тогдашний первый секретарь Сорокинского райкома комсомола Н.Ф. Панков предложил работать в аппарате райкома заведующим школьным отделом. Не имея высшего профессионального образования и определенного жизненного опыта, отказался от данного предложения и стал готовиться к поступлению в Уральский государственный университет имени А.М. Горького (УрГУ), находящийся в Свердловске (Екатеринбурге). На выбор специальности и профессии оказал влияние случай. В газете “Тюменский комсомолец” было опубликовано объявление о наборе студентов на вновь открываемое философское отделение исторического факультета УрГУ. После размышлений выбрал это отделение. В качестве вступительного экзамена сдал на отлично историю СССР и был зачислен на учебу на философское отделение, преобразованное в 1966 году в философский факультет.

Дальнейший жизненный путь связан с философским факультетом УрГУ. Это второй десятилетний период моей жизни - свердловский. Студенческая жизнь длилась с сентября 1965 по июнь 1970 года. В университете на военной кафедре прошел военную подготовку по профилю “Командир мотострелкового взвода”, после прохождения военных сборов было присвоено воинское звание - младший лейтенант. Позднее получил очередные воинские звания: лейтенант и старший лейтенант. На этом продвижение по ступеням воинских званий завершилась. Избирался заместителем секретаря по идеологии комитета комсомола университета. В 1967 - 1969 годы был депутатом Октябрьского районного Совета депутатов трудящихся города Свердловска.

Философский факультет окончил в 1970 году, получив диплом с отличием по специальности - философия. Присвоена квалификация философ, преподаватель философии и обществоведения. Государственная комиссия распределила меня в УрГУ для работы ассистентом кафедры диалектического материализма философского факультета.В 1970-1975 годы работал ассистентом, старшим преподавателем этой кафедры, 1972-1975 - заместителем декана философского факультета по учебной работе. В 1973 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по теме “Гносеологический анализ понятия “опыт” в диссертационном совете УрГУ. Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент И.Я. Лойфман. В университете приняли в ряды КПСС. Женился в 1969 году. Жена - Аверина Наталья Ивановна окончила филологический факультет Уральского государственного университета. До 2006 года работала главным специалистом Управления координации образовательной деятельности в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. В настоящее время находится на пенсии. В 1970 году родился первый сын Александр. Он окончил факультет международного права Московского государственного института международных отношений (университета) (МГИМО) и работает начальником правового департамента в компании.

Третий период моей жизни - московский - начался в октябре 1975 года, когда был переведен на работу в ЦК ВЛКСМ на должность ответорганизатора Отдела научной молодежи. Здесь занимался организацией работы Общественного совета по координации научных исследований проблем коммунистического воспитания молодежи при ЦК ВЛКСМ и Академии педагогических наук СССР. Был избран на общественных началах заместителем секретаря партийной организации Отдела научной молодежи.

В 1978 году был переведен на работу в Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР, которая после распада Советского Союза стала называться при Правительстве Российской Федерации. В Академии работал старшим преподавателем, доцентом, профессором, заместителем заведующего по учебной работе кафедры марксизма-ленинизма, директором программы, заведующим отделением обучения руководителей и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления. Избирался членом парткома, заместителем секретаря парткома по идеологии, секретарем парткома. Данную работу выполнял на общественных началах. После упразднения КПСС не состоял ни в одной политической партии. В 1981 году было присвоено ученое звание доцента, 1987 - профессора по кафедре марксизма-ленинизма, 1986 - присуждена ученая степень доктора философских наук. Докторская диссертация по теме “Гносеологические проблемы управления при социализме” защищена в 1985 году в УрГУ. В 1981 году родился второй сын Дмитрий. Он окончил факультет международной экономики Московского государственного института международных отношений (университета) (МГИМО) и работает вице-президентом фирмы.

В 2002 году был переведен на работу в Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации на должность профессора кафедры труда и социальной политики. В настоящее время работаю деканом. Занимаюсь организаторской, педагогической и научной деятельностью. Одновременно, с апреля 2007 года получаю трудовую пенсию по старости, являюсь ветераном труда. Студентам, слушателям и аспирантам преподаю такие учебные дисциплины, как социальная политика, управление персоналом. Осуществляю научное руководство аспирантами и соискателями. Продолжаю читать лекции по социальной политике государства слушателям Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. На условиях совместительства, проводил занятия по философии, социологии, социальной политике со студентами Московского государственного института международных отношений (университета) (МГИМО), Академии труда и социальных отношений, Московского государственного института управления при Правительстве города Москвы. Награжден нагрудным знаком “Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации”.


Область научных интересов - изучение проблем социальной политики и социального развития, подготовки кадров. Опубликовано 200 учебно-методических работ и научных. Являюсь действительным членом (академиком) негосударственных академий: Международной академии информатизации (1996), Академии медико-технических наук (1996), Муниципальной академии (2000), Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка (2006).

Совершил 34 зарубежные поездки, посетив 22 страны, расположенные в Европе, Азии, Северной Америке, Африке. Довелось побывать в бывших союзных республиках СССР: Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдавия, Туркмения, Узбекистан, Украина. Посетил 40 российских регионов.

С 2005 года - член региональной общественной организации “Западно-Сибирское землячество”. Принимал участие в создании секции земляков Сорокинского и Ишимского районов, организованной в составе данной общественной организации.

Албегова И. М., Емцов Р. Г., Холопов А. В. Государственная экономическая политика. – М., 1998.

4. Алмонд Г. и др. Сравнительная политология сегодня. М., 2002.

5. Анохин М. Г., Комаровский B. C. Политика: возможности современных технологий – М., 1998.

Ансофф И. X. Стратегическое управление. – М., 1989.

7. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

8. Архипова Т. Г. Государственность современной России. – М., 2003.

9. Атаманчук Г. В. Демократия и бюрократия в государственном управлении // Государственное управление. Учебное пособие. – М., 2002.

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М., 1997.

11. Афанасьев В. Я., Глазунова Н. И. Система государственного управления. В 5 кн. – М., 2000.

12. Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность. – М., 2000.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 3-е изд., изм. и доп. – М., 2002.

14. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М., 2004.

Беннет Р. Пути децентрализации государственного управления // Проблемы теории и практики управления. – 1992. – №4.

Бергман В. Право и система государственной службы в Германии // Проблемы теории и практики управления. – 1993. – №2.

17. Брэддик У. Менеджмент в организации. – М., 1997.

Валуев С. А., Игнатьева А. В. Организационный менеджмент. Учебное пособие. – М., 1993.

19. Василенко И. Административно-государственное управление: опыт Франции // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – №1.

20. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб., 2001.

21. Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. – М., 1905.

22. Воробьев С. Н., Уткин В. Б., Балдин К. Б. Управленческие решения: Учебник для вузов. – М., 2003.

Высшие органы государственной власти и управления России. IX-XX вв.: Справочник. – СПб., 2000.

24. Гельман В. Я. Сильная исполнительная власть: президент и его правительство // Политическая социология и современная российская политика: Сб. учеб. материалов / Ред. Г. В. Голосов, Е. Ю. Мелешкина. – СПб., 2000. – С. 195 – 225.



Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. – М., 2004.

Гимпельсон В. Е. Численность и состав российской бюрократии: между советской номенклатурой и госслужбой гражданского общества. – М., 2002.

27. Глазырин М. В. Муниципальная самоорганизация. – М., 2003.

Глобализация: Контуры XXI века: Реф.сб. – М., 2002.

Государственная информационная политика. – М., 2001.

31. Государственная служба в парламенте: отечественный и зарубежный опыт. – М., 2001.

32. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. / Под ред. В. А. Козбаненко. – М., 2002.

33. Грибанова Г. И. Местное самоуправление в Западной Европе. Сравнительный анализ политико-социологических аспектов. – СПб., 1998.

34. Гуманитарные технологии и политический процесс в России: Сб. статей / Под ред. Л. В. Сморгунова. – СПб., 2001.

35. Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая со­циология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. – М., 1998.

36. Даль Р. Введение в теорию демократии. М., 1992.

37. Даль Р. Демократия и ее критики. – М., 2003.

38. Демин А. А. Государственная служба: Учебное пособие. – М., 2002.

39. Деобишайр Дж. Д., Деобишайр Я. Политические системы мира: В 2-х т. – М., 2004.

Диагностика российской коррупции: социологический анализ: Краткое резюме доклада. – М., 2002.

41. Драго Р. Административная наука. – М., 1982.

Дюверже М. Политические партии. – М., 2000.

43. Жакке Ж. – П. Конституционное право и политические институты. – М., 2002.

Жуков В. И. Социальная политика. – М., 1999.

45. Замотаев А. А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М., 1999.

46. Зарубежная политология: Словарь-справочник. – М., 1998.

47. Игнатов В., Бутов В. Регионоведение. – Ростов-на-Дону, 1998.

48. Исаев М. А., Чеканский А. Н., Шишкин В. Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. – М., 2001.

Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.

Клямкин И., Шевцова Л.Внесистемный режим Бориса II: некоторые особенности политического развития постсоветской России. – М., 1999.

52. Комаровский В. Бюрократия и ее роль в политической жизни // Политическое управление: Курс лекций. – М., 1999.

Конституция Российской Федерации. – М., 1995.

Кордонский С. Г. Рынки власти: Административные рынки СССР и России. – М., 2000.

55. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества / Под ред. М. Б. Горного. СПб., 2000.

Краснов Ю. К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. – М., 2001.

Лебедева Л. Ф. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования. М., 2000.

Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник. М., 2003.

59. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник. – М., 2004.

Лобанов В. Административные реформы: вызов и решения // Теория и практика управления. – 1998. – №1.

61. Лобанов В. В. Государственное управление и общественная политика: Учебное Пособие. – СПб.,2004.

62. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. – М. 1993.

63. Лютенс Ф. Организационное поведение. – М., 1999.

64. Макаренко В. П. Вера, власть и бюрократия (критика социологии М. Вебера). – Ростов н/Д., 1988.

65. Макарин А. В. Власть бюрократии. – СПб., 2001.

66. Макарин А. В., Шишко П. М. Бюрократия как институт власти. – СПб., 1996.

Малышев А. Ю. Российская Федерация: становление и развитие государственности. – Новосибирск, 2000.

Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: Атака на процветание и демократизацию. М. 2001.

69. Медведев Н. Н. Политическая регионалистика. Учебник. – М., 2002.

70. Милецкий В. П. Введение в историю и теорию институтов конфликторазрешения (Опыт сравнительного анализа). – СПб., 2002.

71. Мильнер Б. Теория организации. – М., 2001.

72. Минцберг Г. Структура в кулаке. – СПб., 2001.

Мишелетти М. Государственное управление в демократическом обществе. – СПб., 1998.

74. Могунова М. А. Государственный строй Финляндии. – М., 1978.

75. Могунова М. А. Государственный строй Швеции. – М. 1983.

76. Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. – М., 2001.

77. Мэннинг Н., Парисон Н. Реформа государственной службы: Методика проведения функциональных обзоров. – М., 2002.

Аверин А. Н. [Об А. А. Брише] // Аркадий Адамович Бриш: статьи, документы, воспоминания. - 2007. - С. 289-290.

Аверин Александр Никитович

Главный конструктор РФЯЦ-ВНИИТФ им. акад. Е. И. Забабахина, лауреат премии Правительства РФ

Сила моего ума заключается в том, что я всегда могу отказаться от ранее данного слова и объяснить, почему.

(народная молва приписывает А.А.Бришу)

Аркадий Адамович Бриш - человек удивительный. Относиться к нему можно по-разному, но не заметить его, быть равнодушным просто невозможно.

Я не буду перечислять его профессиональные достижения. Свидетельства его заслуг - награды Родины и те типы оружия, которые сейчас стоят на вооружении - говорят сами за себя.

Аркадий Адамович удивителен по нескольким факторам.

Это человек, опаленный войной. Война - не самое лучшее занятие даже для мужчин, она оставляет неизгладимый след. Но я ни разу не слышал от него сетований на судьбу, не замечал ни недоброжелательности, ни ноток превосходства.

С 1996 года, когда я стал главным конструктором, началось наше взаимодействие по работе. Мы быстро нашли общий язык. Я вообще не знаю человека, который не находил бы общего языка с Аркадием Адамовичем. Так что это не моя, а скорее, его заслуга. Многие, думаю, беседуют с ним с интересом. И неспроста. Бришу в полной мере присуща способность вовлечь тебя в круг своих интересов, умение входить в круг твоих интересов. Именно это и рождает настоящего собеседника.

У Аркадия Адамовича в разговоре всегда есть эмоции, есть живая реакция. Он мгновенно реагирует на те недовольства, которые выражает оппонент. При этом грубости, персонального «наезда» в свой адрес я от него ни разу не слышал. У Аркадия Адамо-

Вича просто отсутствуют элементы атаки на человека, неуважения к мнению собеседника, пусть и возражающего.

Он умеет увидеть в собеседнике своего коллегу, а не какого-то новичка, которого нужно учить, учить и учить. Когда с ним говоришь, нет чувства принижения, есть ощущение, что вы понимаете друг друга и разговор идет в конструктивном духе. Это в определенном смысле дар Божий. Конечно, помноженный на интуицию, на опыт, знания, но все это коэффициенты к качеству, которое нужно иметь.

Аркадий Адамович умеет при разговоре спускаться с высот своего профессионализма и строить беседу с человеком так, чтобы он тебя понимал.

Приезжая во ВНИИА, я всегда старался к нему заходить. И когда входишь, сразу реакция: «О, вот ты-то мне и нужен». Невольно возникает ощущение востребованности.

Он всегда ответит на твой вопрос. Это не значит, что уйдешь с ответом, нужным или достаточным, но, по крайней мере, состоится откровенный разговор и будет дан импульс для продолжения работы в этом направлении.

Третий фактор, который хотелось бы отметить, пожалуй, это его увлеченность делом.

Человек, который не хвалит свою работу, который не любит свою работу, вообще говоря, как специалист, не существует. Аркадий Адамович всегда пытается доказать правоту своей позиции, обосновывая ее, в первую очередь, пользой для дела, и искренне огорчается, когда с ним не соглашаются. Ему кажется, что все должны его понять и поддержать, ведь то, что он предлагает - это так, на его взгляд, очевидно. И ты начинаешь проникаться его идеей. Возражать ему очень трудно.

Поразительна способность Аркадия Адамовича адаптироваться и чувствовать себя комфортно в любой ситуации. Он мгновенно нащупывает и протягивает ниточки контакта между собой и собеседником.

Был один такой момент. Два «заклятых» друга, ВНИИЭФ и ВНИИТФ, работали над одним документом. Волей случая мне пришлось участвовать в этой работе. Документ рождался очень тяжело, компромисса не получалось. Никто не хотел уступать. В конце концов решением НТС Минатома была создана группа из трех человек под председательством Аркадия Адамовича. В эту группу вошел я и мой коллега Воронин Станислав Николаевич. И буквально через одно заседание мы пришли к консенсусу. До-

Кумент родился, он сейчас находится в составе ОСТовских документов и работает, и попытки его переделать пока не предпринимаются. Как это Аркадий Адамович сделал, я до сих пор не понимаю. Не являясь узким специалистом в нашей с С.Н.Ворониным области, он понял задачу и смог двух «друзей» не то чтобы примирить, но подвести к нужному результату. А ведь до этого мы два года не могли договориться. Писали друг другу толстые бумаги, занимали непримиримые позиции. Это умение Аркадия Адамовича входить в контакт, находить общее, в данной ситуации проявилось в высшей мере.

Его стремление быть нужным, быть востребованным и в настоящее время меня просто поражает. Он пытается всем доказать, что необходимо обсудить проблему, которая его волнует. Причем именно в этом ключе - не то, что он нужен, а что нужно решить тот вопрос, который он поднимает. Я помню первый НТС, в котором Аркадий Адамович участвовал после тяжелой болезни, это было во ВНИИА. Он находился не в лучшей физической форме, но был готов лезть в дискуссию, спорить и доказывать.

Его желание не выпасть из колеи, на что толкает его жизнь - и болезнь, и возраст - его стремление быть нужным, быть услышанным невольно заражает.

Отношение к людям часто определяется чувствами. Я искренне люблю и уважаю Аркадия Адамовича и хочу, чтобы он жил долго и все это время находился в нашем строю - строю бомбоделов.

1. Аверин А.Н. Управление персоналом, кадровая и социальная политика организации: учебное пособие / А.Н. Аверин. 3-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2005. 224 с.

2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами /

М. Армстронг. 10-е изд. СПб.: Питер, 2009. 848 с.

3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Ерёмин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2009. 560 с.

4. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник /

В.Р. Веснин. М.:ТК Велби: Проспект, 2007. 688 с.

5. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. М.: Экономистъ, 2005. 340 с.

6. Генкин Б.М. Основы организации труда: учебное пособие / Б.М. Генкин, В.М. Свистунов. М.: Норма, 2008. 400 с.

7. Десслер Г. Управление персоналом. / Г. Десслер. М.: Бином, 2004. 799 с.

8. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие /

А.П. Егоршин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 352 с.

9. Журавлёв П.В. Менеджмент персонала: учебное пособие. / П.В. Журавлёв. М.: Экзамен, 2004.

10. Захаров Н.Л. Организационное поведение государственных служащих / Н.Л. Захаров. М.: ИНФРА-М, 2009. 237 с.

11. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов.

2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 447 с.

12. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Практикум: учебное пособие / А.Я. Кибанов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 365 с.

13. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2004. 62 с.

14. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: оценка, обучение: учебное пособие / Е.Б. Моргунов. 2-е изд., перераб и доп. М.: Управление персоналом, 2005. 550 с.

15. О государственной службе Российской Федерации: нормативно-правовые акты Российской Федерации: по состоянию на 7 апреля 2005 г. М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2005. 56 с.

16. О системе государственной службы РФ: Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 года №58-ФЗ // Федеральный закон: Вып. 9(276). М.:ИНФРА-М, 2005. 13 с.

17. Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы. Паспорт государственной программы / Министерство образования и науки Российской Федерации. Режим доступа //http://mon.gov.ru/press/news/4897/

18. Овчинникова Н.Н. Инвестиции в обучение персонала как нематериальный актив организации/ Н.Н. Овчинникова // Управление персоналом. 2008. №8(186). С.42-45.

19. Одегов Ю.Г. Организация службы управления персоналом: современный подход: учебно-практическое пособие / Ю.Г. Одегов, Л.Р. Котова. М.: Альфа-Пресс, 2009. 168 с.

20. Одегов Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала: учебное пособие / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. М.: Экзамен, 2004. 544 с.


21. Одегов Ю.Г. Управление персоналом, оценка эффективности: учебное пособие для вузов / Ю.Г. Одегов, Л.В. Карташова. М.: Экзамен, 2004.

22. Положение о проведении конкурса при приеме на работу в центральные органы федеральной исполнительной власти: утв. Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 702 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 3011.

23. Пугачёв В.П. Руководство персоналом: учебник / В.П. Пугачёв. М.: Аспект Пресс, 2008. 416 с.

24. Сардарьян А. Мотивационная функция социального пакета: чем заинтересовать работника XXI века? / А. Сардарьян, Т. Комарова,

В. Хожемпо // Управление персоналом, 2008. № 8 (136). С. 54-62.

25. Скопылатов И.А. Управление персоналом / И.А. Скопылатов,

О.Ю. Ефремов. СПб., 2000. 270 с. (Серия «Университетский учебник»).

26. Сперанский В.И. Современные технологии управления персоналом: учебно-практическое пособие / В.И. Сперанский. М.: Альфа Пресс, 2008. 496 с.

27. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров / В.А. Спивак. М.: Эксмо, 2008. 624 с.

28. Сулемов В.А. Государственная кадровая политика в современной России: теория, история, новые реалии / В.А. Сулемов. М., 2006.

29. Травин В.В. Менеджмент персонала предприятия: учебно-практическое пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. 5-е изд. М.: Дело, 2003. 272 с.

30. Травин В.В.Управление человеческими ресурсами: учебно-практическое пособие / В. Травин, Н.И. Магура, Н.Б. Курбатова. 2-е изд., испр. М.: Дело, 2005. 128 с.

31. Трудовой кодекс Российской Федерации. Новая редакция. Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2008. 212 с.

32. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент/ Э.А. Уткин. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 59.

33. Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79 / Информационно- правовое издание Legis: Законы. Режим доступа: http://www.legis.ru/misc/doc.php?id=3655.

ВВЕДЕНие 3

Тема 1. Место и роль управления персоналом в
системе управления организацией 4

1. Персонал как важнейший ресурс организации……………………….... 4

2. Численность персонала……………………………………………………. 8

3. Структура персонала, её основные виды………………………………... 9

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 13

Тема 2. Служба управления персоналом: структура и функции 14

1. Место службы управления персоналом в организационно-управленческой структуре организации……………………..……………. 14

2. Основные функции служб персонала……………………………………. 18

3. Структура и численность службы управления персоналом…….…….. 21

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 22

Тема 3. Рынок труда в системе рыночного хозяйства 23

1. Трудовые ресурсы и проблемы занятости в современной России …… 23

1.1. Структура трудовых ресурсов. Формы занятости и безработица…. 23

1.2. Основы регулирования рынка труда………………………………….30

2. Особенности регионального рынка труда………………………………. 32

3. Вопросы для повторения и обсуждения……………………………….… 34

Тема 4. Планирование трудовых ресурсов
организации 34

1. Понятие и методы кадрового планирования. Нормирование труда.… 34

2. Анализ и описание работы: основные направления и методы.
Структура и значение должностной инструкции………………………… 37

3. Личностная спецификация (профессиограмма), её основные
разделы…………………………………………………………………………. 39

4. Вопросы для повторения и обсуждения……………………………….… 41

Тема 5. Технология найма и отбора. Адаптация персонаЛА 42

1. Организация набора кадров……………………………………………….. 42

1.1. Источники привлечения кандидатов: их достоинства и недостатки……………………………………………………………………... 4

1.2. Методы отбора кандидатов………………………..…………………. 46

1.3. Трудовой контракт……………………………………………………… 49

2. Сущность и основные формы адаптации. Управление адаптацией.... 51

3. Отбор персонала на государственную и муниципальную службу..…. 55

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 61

Тема 6. Деловая оценка персонала в организации 61

1. Понятие, виды, функции оценки персонала…………………………….. 61

2. Методы выполнения оценочных процедур…………………………..…. 62

3. Аттестация как форма оценки: её достоинства и недостатки………. 63

3.1. Виды аттестации………………………………………………………... 64

3.2. Структура процесса, требования к проведению аттестации……… 65

4. АттестациЯ государственных служащих: сущность и порядок проведения…………………………………………………………...………… 67

5. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 70

Тема 7. Движение и развитие персонала организации 71

1. Основные направления профессионального развития персонала.… 71

2. Профессиональное образование, формы обучения…………………….. 72

3. Структура и методы обучения. ………………….……………………….. 76

4. Особенности профессиональной подготовки и оценки знаний государственных гражданских служащих РФ…………………………… 80

5. Вопросы для повторения и обсуждения………………………………… 81

Тема 8. Управление деловой карьерой персонала организации 82

1. Виды деловой карьеры. Основные этапы карьеры……………………... 82

2. Технология формирования резерва руководителей…………………… 85

3. Основные виды профессионально-квалификационного
продвижения рабочих………………………………………………………... 91

4. Порядок присвоения и сохранения классных чинов
государственной гражданской службы………………………………...….. 94

5. Вопросы для повторения и обсуждения………………………………… 95

Тема 9. Разработка программ стимулирования труда 96

1. Мотивация и стимулирование труда персонала…………………….… 96

2. Разработка системы оплаты труда. Особенности традиционной
(тарифной) и нетрадиционной (бестарифной) моделей оплаты труда… 99

3. Управление системой льгот……………………………………………… 104

4. Особенности системы вознаграждения государственных
гражданских служащих………………………………………………..…… 107

5. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 107

Тема 10. Мобильность персонала организации 108

1. Оборот кадров, направления и методы его анализа…………………… 108

2. Высвобождение персонала………………………………………….…….. 111

2.1. Управление текучестью персонала……………………………..…… 111

2.2. Высвобождение по инициативе администрации………………...… 113

3. Вопросы для повторения и обсуждения………………….……………… 115

Тема 11. Кадровые стратегии и политика организации 115

1. Понятие и виды кадровой стратегии и кадровой политики………….. 116

2. Этапы реализации кадровой политики и оценка ее эффективности.... 118

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 128

Тема 12. Эффективность использования трудовых
ресурсов организации 128

1. Экономическая и социальная эффективность управления персоналом. Показатели эффективности………………………………………………….. 128

2. Организация и управление рабочим временем…………………....…..... 131

3. Кадровый аудит…………………………………………………….…...….. 135

4. Вопросы для повторения и обсуждения…………………………………. 136

Примерный перечень экзаменационных вопросов
по курсу……………………………………………………………………….. 137

Типовые темы курсовых и дипломных работ…………….. 138

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………..……...…… 139

Библиографический список 146

Учебное издание

Банникова Людмила Николаевна

1. Аверин, А.Н. Муниципальная социальная политика и подготовка муниципальных служащих: учебное пособие / А.Н. Аверин.- М.: Изд-во РАГС, 2007. - 96 с.

2. Аверин, А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учебное пособие / А.Н. Аверин.- М.: Дашков и К, 2004. - 280 с.

3. Аверин, А.Н. Социальная политика органов государственной власти субъектов Российской Федерации: учебное пособие / А.Н. Аверин. - М. : Изд-во РАГС, 2006. - 126 с.

4. Аверин, А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти: учебное пособие / А.Н. Аверин.- М.: Изд-во РАГС, 2008. - 128 с.

5. Апостолова, Т.М. Социальная политика и правовой механизм ее реализации: учебное пособие / Т.М. Апостолова, Н.Р. Косевич; под общ. ред. Н.Р. Косевич. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 478 с.

6. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. М., 2002. С. 177.

7. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. Монография - М.: Изд-во РАГС, 2009.

8. Афонин, Ю.А. Социальный менеджмент: учебник / Ю.А. Афонин, А.П. Жабин, А.С. Панкратов. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - 320 с.

9. Бабич, А.М. Основы социальной политики: лекция / А.М. Бабич. - М.: Изд-во РАГС, 2006. - 40 с.

10. Бельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск, 1995. С. 26.

11. Бердычевский В.С., Акопов Д.Р., Сулейманова Г.В. Трудовое право: Учебное пособие / Отв. ред. В.С. Бердычевский. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 512 с.

12. Бородкин, Ф.М. Социальные индикаторы: учебник / Ф.М. Бородкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 607 с.

13. Васильева Ю.В. Пенсии работникам творческих профессий в России: Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 1998. С. 41.

14. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / под ред. Ш. Рамон. - М. : Аспект Пресс, 1997. - 256 с.

15. Волгин, Н.А. Социальное государство: учебник / Н.А. Волгин, Н.Н. Гриценко, Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2003. - 416 с.

16. Государственная служба / Отв. ред. А.В. Оболонский. М., 2000. С. 209.

17. Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969. С. 61-62.

18. Гегель Г.В. Ф. Философия права. - и.: ОЛЛМА. - 2001. - С. 335.

19. Гендерные бюджеты в структуре социальной политики: учебное пособие / под общ. ред. Н.А. Волгина; РАГС, Регион. Офис офиса ЮНИФЕМ для стран СНГ. Ч. 1. - М. : Проспект, 2006. - 286 с.

20. Гансли Теренс М. Социальная политика и социальное обеспечение в условиях рыночной экономики. - М.: ЭКСМО, 2005. - 280 с.

21. Гелей С.Д., Рутар С.М. Основи политологии. - М.:ИНФРА-М, 2009.

22. Головаха Е. Социальная защита населения и социальная политика в России // Социальная политика и социальная работа. - 2007. - № 1. - С. 39 - 43.

23. Герасимов А., Бондов С., Амаглобели Н. Трудовое право. Издательство: Юнити-Дана, 2008 г. - 496 с.

24. Государственная служба Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. Д.М. Овсянко. - М.: Юристъ, 2009- С. 75-98.

25. Государственная служба: теория и организация: Курс лекций / Под ред. Е.В. Охотского, В.Г. Игнатова. - Ростов на Дону: Феникс, 2010- С. 461 -494.

26. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: учебник / В.Д. Граждан. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2010- 496 с.

27. Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной службы // Государство и право. - 2003. - № 4. С. 16-18.

28. Дикон Б., Халс М., Стабс П. Глобальная социальная политика. Международные организации и будущее социального благосостояния. - М.: Наука, 2009. - 346 с.

29. Денисова, И.П. Социальная политика: учебник / И.П. Денисова, Л.Р. Клиновенко. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 347 с.

30. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-юрист. 2004. № 6.

31. Комментарий к Федеральному Закону "О государственной гражданской службе российской федерации": председатель редакционного совета Д.А. Медведев; под редакцией В.А. Козбаненко. - СПб.: Питер. - 2008. - 576 с.

32. Колобова С.В. Трудовое право России: учебное пособие для вузов. - М.: Юстицинформ, 2005. 288 с.

33. Лазарев В.В. Применение советского права. Казань, 1992. С. 24.

34. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2003. С. 110.

35. Миронов В.И. Трудовое право России: Учебник. - М.: Упр. персоналом, 2005. - 1149 с.

37. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9.

38. Политология / Под ред. О.Бабкиной, В. Горбатенка. - К.: Основи. - 2001.

39. Политология: учебник / И.С. Дзюбко, K.M. Левковский, В.П. Андрющенко. - К. - 2008.

40. Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Трудовое право России. Серия: Institutiones. Издательство: Юристъ, 2007 г. - 480 с.

41. Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара./ Под ред. В.И. Якунина; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Выпуск № 3. М.: Научный эксперт, 2006. - 112 с.

42. Рябов С.Г., Томенко M.B. Основные теории политики. - К., 2009.

43. Социальное партнерство - путь к благостостоянию. - М.: ОЛМА, 2003. - 279 с.

44. Социальная политология: под ред. О.И. Семкива. - Львов, 2006.

45. Спикер П. Социальная политика: темы и подходы. - М.: Феникс, 2008. - 400 с.

46. Сборник законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.

47. Сборник законодательства Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.

48. Сборник законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.

49. Сборник законодательства Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.

50. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Принят государственной Думой 21 декабря 2001. - М.: Проспект, "Издательство "Омега Л", 2009. - 2008 с.

51. Трудовое право России / Учебник. Ответственные редакторы: заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова - М.: Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2008. - 608 с.

52. Трудовое право России: учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. д.ю.н., проф. А.М. Куренного. - М.: Юристъ, 2004. - 493с.

53. Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 1996г. "О перечнях государственных должностей федеральной государственной службы категорий "Б" и "В" в управлении делами Президента РФ".

54. Федеральный Закон от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации".

55. Федеральный Закон "О системе государственной службы в Российской Федерации" от 27.05.2003г. № 58-ФЗ (в ред. от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ).

56. Шаманаева И.И. Вопросы соотношения российского законодательства о социальной защите государственных служащих с международными актами о правах человека // Правовое регулирование труда государственных служащих в России и Франции. Екатеринбург, 1998. С. 107-108.

57. Шамхалов Ф. Теория государственного управления - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2002.

58. Щербаков Ю.Н. Государственная и муниципальная служба: учебник/Ю.Н. Щербаков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007. - 256 с.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»