Мероприятия на день русского языка в школе. День русского языка: мероприятия, посвященные празднику

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В русском языке есть все элементы искусства:
И стройная синтаксическая архитектура, и музыка
Слова, и словесная живопись.
С.Я. Маршак

Среди всех современных технологий и способов обучения, разнообразных методик и подходов есть одна универсальная технология, универсальное средство обучения и воспитания – великий наш язык!

Но «великий и могучий» русский язык сегодня нуждается в особом общественном внимании. Как выполнить долг по сбережению этого бесценного духовного достояния русского народа? Как воспитать в наших детях уважение к русской речи, русскому языку? Эти проблемы волнуют каждого словесника, каждого гражданина Отечества. Неслучайно 2007 год был объявлен Годом русского языка. Чтобы подвести итоги достижениям учащихся в изучении русского языка не только на уроках, но и во внеклассной деятельности в Год русского языка, было решено 18 декабря провести День русского языка в школах района. Так был дан старт новому мероприятию. С тех пор День русского языка является традиционным в нашем районе. Он стал как увлекательное событие в жизни школ, как праздник! Проходит в творческой обстановке, направленной на неуклонный подъем авторитета русского языка, от глубинного усвоения которого во многом зависит степень культуры каждого человека, качество знаний и уровень воспитанности человека.

Постараюсь описать технологию проведения Дня русского языка, который проходит во всех образовательных учреждениях (далее ОУ) нашего района. Это мероприятие, созданное с целью воспитания интереса, любви и бережного отношения к родному языку, постижения красоты и величия русского слова, подведения итогов работы за календарный год.

Были определены задачи :

  1. Проинформировать ОУ района о проведении Дня русского языка.
  2. Собрать отчетные материалы и классифицировать их.
  3. Пропагандировать проведение Дня русского языка.

С целью решения первой задачи были направлены методические рекомендации в каждое ОУ, в которых предложены примерные варианты проведения Дня, своеобразный калейдоскоп мероприятий на выбор ОУ.

Решение второй задачи выявило различные формы диагностики, принципы, направления работы и технологии. Формами диагностики проведения Дня русского языка стали:

  • отчеты ОУ района;
  • беседы с учителями русского языка и литературы;
  • обмен опытом учителей русского языка и литературы на заседании методического объединения;
  • выступления учителей русского языка и литературы, библиотекарей ОУ на районном семинаре.

Выявлен ряд принципов :

  • принцип креативности (развитие творческих способностей учащихся)
  • принцип научности (участие в олимпиадах и викторинах)
  • принцип занимательности (особенно для младших школьников)
  • принцип наглядности
  • принцип самостоятельности
  • принцип добровольности

Хотелось бы остановиться на принципе наглядности, так как его роль значительна. Представьте себе: вы переступаете порог школы и попадаете в особый мир: красочные плакаты о проведении Дня русского языка, приглашения в мир загадок, тайн родного языка, открытий, поиска:

К словам разумным ты ищи пути,
Весь мир пройди, чтоб знанья обрести.
О том, что ты услышал, всем поведай,
С упорством корни знания исследуй.
(Фирдоуси)

В фойе школы, рекреациях - стихи о русском языке, высказывания М.В.Ломоносова, Н.М. Карамзина, В.Г. Белинского, И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, А.И. Куприна, В.В. Маяковского, Д.С. Лихачева и многих других о богатстве и красоте русского языка. Аллея народной мудрости или словарные слова всюду, взор невольно останавливается, и ваша зрительная память запечатлевает их. Фотостенды, стенгазеты, викторины. Шарады, ребусы, метаграммы, кроссворды – подходи и разгадывай. В рекреациях школы – выставки лучших сочинений, тетрадей, а также «Словари – главные помощники», «Любителям русского слова», «Самый красивый почерк» и другие. Во многих школах – слайдовые презентации.

Удалось выявить основные направления работы:

  • урочная деятельность;
  • внеурочная деятельность;
  • сотрудничество с библиотеками, учителями других предметов;
  • проведение Недель, Декад русского языка и другое.

Среди технологий ведущее место занимает технология погружения . Это день русского языка! В школе закладываются основы того отношения к языку, плоды которого человек пожинает всю последующую жизнь. Способствует погружению в предмет наглядность, о которой было сказано выше, а также урочная, внеурочная деятельность. Самые разнообразные уроки были проведены в День русского языка:

  • уроки-путешествия (в Филологию, Лингвинию, страну Фразеологию)
  • уроки занимательной грамматики
  • уроки КВН
  • уроки-беседы
  • уроки-конференции
  • уроки-исследования.

Во многих школах прошли пятиминутки, посвященные русскому языку, терминологические диктанты по всем школьным предметам, словарные диктанты с целью выявления самого грамотного, работа со словарем «Кто быстрее отыщет незнакомое слово».

Мероприятия прошли в этот день и после уроков: классные часы, праздники, вечера, фестивали, смотры, олимпиады. Во многих мероприятиях принимали участие ребята с 1 по 11 класс.

Технология исследовательской деятельности . В некоторых школах проведены конференции, к которым учащиеся готовились заранее: «Магия слова», «История русской орфографии», «Секреты пунктуации». В одной школе состоялось заседание Ученого совета по вопросам русской орфографии.

Технология развития творческих способностей учащихся.

Во время Дня были проведены самые разнообразные виды деятельности, помогающие развитию лингвистического мышления, лингвистической зоркости, приучающие понимать слово и проникать в тайны, помогающие оценить языковую интуицию, лингвистический кругозор.

Самое главное – пополнилась районная копилка новыми мероприятиями как урочной, так и внеурочной деятельности по русскому языку. Это:

  • линейка, посвященная Дню русского языка,
  • лингвистический марафон,
  • филологический ринг,
  • лингвистическая зарядка,
  • лингвистические барьеры,
  • акции «Повторим русский»
  • народные диктанты, к написанию которых привлекались не только ученики, но и учителя, жители населенных пунктов, и многое другое.

Мы все прекрасно понимаем, что чем разнообразнее виды внеклассной деятельности по русскому языку, тем живее интерес учеников к ней и языку. Великий педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием и односторонностью»

В ряде ОУ День русского языка прошел под девизом:

«То нежно звучит, то сурово великое русское слово»,
«Необыкновенный язык наш есть тайна».

Мониторинг Дня русского языка

Дети: «Русский язык невообразимо богат и интересен».

Выпускники: «Очень радует, что в нашей школе каждый год проводится День русского языка. Интересные мероприятия, проводимые в этот день, надолго остаются в памяти. Они заставляют задуматься о значимости русского языка в нашей жизни. Огромное спасибо!»

Педагоги: «Такие мероприятия полезны всем: ученикам, учителям».

Библиотекари: «Дни русского языка нужно проводить в школе: они объединяют всех».

Результативность Дня русского языка

Создание «поля успехов» для реализации личностного развития ученика

Активное участие образовательных учреждений (100 %)

Творческий характер отчетов ОУ

Пополнение районного банка мероприятий

В проведении Дней русского языка велика роль учителя. Он проводник всех мероприятий. Если учитель отлично владеет словом, любит родной язык, то закономерно, что и дети будут интересоваться языком, тянуться к учителю.

Надо всегда помнить слова академика Лихачева: «Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека». Воспитание любви и бережного отношения к родному языку, интереса к слову, постижение красоты и величия слова – задача не только учителей русского языка и литературы, а общешкольная политика. Этому способствуют Дни русского языка.

6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина, в России и в мире отмечается День русского языка. Так, работники библиотек Алатырского района для учащихся организовали и провели викторины, литературные игры, игровые программы, литературные часы.

В дни летних каникул в школьном лагере МБОУ «Алтышевская ООШ» библиотекарь модельной библиотеки МБУК «Алтышевский национально - культурный центр» Автаева Надежда Ивановна провела викторину «Уроки золотой рыбки» по сказкам А.С. Пушкина.

Надежда Ивановна познакомила школьников с историей и особенностями праздника. Затем учащиеся разделились на две команды «Цари» и «Королевичи» и приняли активное участие в следующих заданиях: отвечали на вопросы теста по произведениям А.С. Пушкина, из предложенных слов библиотекаря сочиняли сказку, капитаны доказывали кто из них лучший знаток героев сказок Александра Сергеевича. Учащиеся показали отличные знания по творчеству писателя. По итогам викторины победила дружба. Все участники получили сладкие призы.

В модельной библиотеке МБУК «Ахматовский информационно - культурный центр» прошёл тематический час «Образ бережно хранимый».

В ходе мероприятия состоялась беседа о жизни и творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Современное поколение по - новому оценило многогранную поэзию классика. Затем были проведены громкие чтения по сказкам Александра Сергеевича.

Завершилось мероприятие просмотром видеофильма «Барышня-крестьянка».

«Незаходящее солнце русской поэзии», под таким названием в модельной библиотеке МБУК «Иваньково - Ленинский информационно - культурный центр» состоялась литературная гостиная.

В ходе мероприятия ребята познакомились с историей и особенностями праздника, с биографией и творчеством основоположника современного русского литературного языка Александра Сергеевича Пушкина. Школьники приняли участие в викторинах по произведениям писателя, отгадывали названия сказок, вспоминали и рассказывали стихи.

В завершение состоялся просмотр фильма «Сказка о царе Салтане».

Работники модельной библиотеки МБУК «Кирский информационно - культурный центр» пригласили в этот день детей на литературную игру по сказкам великого поэта «Что за прелесть эти сказки».

На крыльях «Синей Птицы» школьники отправились в страну Пушкиниану, где жил и творил Александр Сергеевич Пушкин. Ребята вспоминали сказки поэта, а затем отвечали на вопросы викторин «Продолжи строчку сказки» и «Сказки водят хоровод», разгадывали литературный кроссворд «Сказки Пушкина». Победителем литературной игры стала учащаяся 4 класса МБОУ «Кирская СОШ» Шаренкова Таня. Завершился пушкинский день просмотром фрагментов из видеофильма «Пушкин»

В информационном зале модельной библиотеки оформлена книжная выставка - портрет «Читаем Пушкина», где каждый желающий может еще и еще раз почитать сказки Пушкина, роман «Евгений Онегин», познакомиться с романом Ю.Н. Тынянова «Пушкин» и другими произведениями поэта.

В модельной библиотеке МБУК «Восходский информационно - культурный центр» дети пришкольного лагеря МБОУ «Восходская СОШ» совершили увлекательное путешествие в сказочный мир Пушкина. С помощью электронной презентации «Что за прелесть эти сказки» ребята приняли участие в литературной викторине, где отгадывали героев сказок Пушкина, находили ключ-кроссворд к замку от ворот «града дивного», вспоминали любимые строки стихотворений поэта. Особый интерес у детей вызвал мультипликационный фильм «Сказка о попе и работнике его Балде». Самые активные знатоки сказок получили в подарок призы, а все остальные сладости.

Сценарий

внеклассного мероприятия посвящённого

Дню русского языка.

Ведущий : Ребята, сегодня наше занятие посвящено» Дню русского языка». Идею учреждения Дня русского языка впервые высказал автор Русской игры слов Иван КЛИМЕНКО на страницах "Парламентской газеты" 26 декабря 2007 года В статье "Да будет День!" автор, подводя итоги Года русского языка, отмечает "...опыт именного Года свидетельствует о том, что для непременного развития языка в каждом грядущем календарном году обязательно должен еще быть и один именной День. День русского языка. Всемирный праздник для всего Русского мира". Но ни законодательная, ни исполнительная власти России на предложение не отреагировали.

Еще раньше, в 1996 году, День защиты русского языка 6 июня, в День рождения А.С. Пушкина, начала праздновать Русская община Крыма. С 2007 года 6 июня стал открываться Международный фестиваль русской, славянской культуры «ВЕЛИКОЕ РУССКОЕ СЛОВО», проводимый в Крыму по инициативе Русской общины Крыма. Именно в этот день участников фестиваля на протяжении многих лет поздравляет Президент Российской Федерации.

Идею в 2010 году поддержала ООН, учредив и отпраздновав 6 июня, в день рождения Александра Пушкина, День русского языка . А через год соответствующий указ был подписан и : «Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка ».

6 июня, в день рождения великого русского поэта А. С. Пушкина, в рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия, в отмечается День русского языка. Одна из целей этой программы - поддержание равноправия всех шести официальных языков ООН : , и .

Памятные дни языков (программа ООН):

    20 марта - День французского языка ().

    20 апреля - (посвящен , основателю китайской письменности).

    23 апреля - (день рождения ).

    6 июня - День русского языка (день рождения ).

    12 октября - («Dia de la Hispanidad» - день испаноязычной культуры).

    18 декабря - (день утверждения в 1973 году решения о включении арабского языка в число официальных и рабочих языков и ее главных комитетов).

2. Выступления у чащихся

Более 250 миллионов человек в мире владеют русским. Для празднования Дня русского языка была установлена дата 6 июня. Это день рождения Александра Пушкина, великого писателя, поэта, драматурга. Кроме того, Пушкин считается создателем современного литературного русского языка. Перечислять произведения Александра Сергеевича не имеет смысла - они знакомы любому человеку, живущему в России или говорящему по-русски. Русский язык - один из крупнейших языков мира, является самым распространенным из славянских языков, самым распространенным европейским языком в географическом смысле и по общему числу говорящих занимает место в первой десятке мировых языков.

Учитель : - Ребята, а кто из вас приготовил высказывания о русском языке?

Высказывания выдающихся писателей о русском языке

Русский язык - это прежде всего Пушкин - нерушимый причал русского языка. Это Лермонтов, Лев Толстой, Лесков, Чехов, Горький.

Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. Я. А. Добролюбов

Что русский язык - один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Г. Белинский

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!., нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! И. С. Тургенев

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. Н. В. Гоголь

Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен . А. И. Куприн

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. К. Г. Паустовский

Русский язык - язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. П. Мериме

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. М. Горький

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И. С. Тургенев

Учитель: Сегодня мы коснемся поэзии о русском языке.

(чтение учащимися стихов)

Поэты тонко чувствуют красоту и глубину языка, на котором творят. Напевность русской речи и богатство ее оттенков – в полной мере проявляется в русской поэзии. Как тонко подметил Константин Паустовский:

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…”

Константин Дмитриевич Бальмонт сказал о русском языке:

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

С этим соглашается М. Дудин в своем стихотворении:

Ты твёрд и гибок, нежен и силён,
Ты – соловей на ветке бересклета.
Ты – сталь и пепел, колокол и лён,
Загадка тьмы и откровенье света.

Анна Ахматова в тяжелую пору Великой Отечественной войны писала:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

С огромной любовью Набоков, переживая утрату своей Родины, говорил о русском языке: «Все, что есть у меня – мой язык…»:

Нельзя не вспомнить и слова Лермонтова в его стихотворении «Молитва»:

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненья далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

И как современно звучит призыв Ивана Бунина беречь этот яркий многоликий меткий язык:

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Учитель: А сейчас мы отправимся с вами в Занимательный мир Русского языка. Я приглашаю вас поучаствовать в Викторине «Мой Русский язык»

Пояснительная записка

Викторина проводится в форме командной игры среди обучающихся 2 -4 классов. В каждой команде по 4 человека. Команды располагаются за отдельными столами, имеют свой флажок для сигнала готовности команды отвечать на вопрос. У ведущего – жетоны для оценивания ответов команд. Представители команд тянут карточки с заданиями. Если команда затрудняется дать ответ после обсуждения, право ответа переходит к соперникам. За правильный ответ – жетон.

Ход викторины.

    Конкурс « Собери пословицу»

(Командам предлагаются разрезанные пословицы):

Птицу видно по полёту, а человека по делам.

Нет умного соседа – побеседуй с книгой.

Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

Работе время, а досугу час.

    Задания для конкурсов:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»