Какая идеология в рф. Россия: государство без идеологии, общество без национальной идеи? Нужна ли идеология современной России

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Там вы не только поймёте все эти политические идеологии, но и еще подтяните географию и историю.

Ну а если лень или нет возможности играть, тогда читайте дальше.

Но стоп, не только читайте, можете так-же посмотреть на картинку, которую я только что нарисовал, которая показывает как в моём понимании располагаются основные идеологии.

Инфографика - основные политические идеологии

Левые и правые это как-бы направления и группы идеологий. Например национализм - ультра правая идеологи (правее всех остальных). Означает что она ближе всего к правому краю. Но на самом деле там еще дальше есть - фашизм, нацизм и расизм.

Самая левая - коммунизм.

Либерализм, например, хотя и левая идеология, но самая мягкая из левых. Равенство - да, свободы - да, капитализм - вроде как да, но государству можно вмешиваться.

Консерватизм тоже довольно мягкая правая идеология. Между либерализмом и консерватизмом где-то есть точка равновесия и многие страны идеологически крутятся где-то около неё.

Сейчас я на картинке набросаю страны, как они на мой взгляд расположены вот тут с точки зрения идеологии. Вот так лично мне кажется:

Тут, заметьте, вообще не идёт речь о том, какой в стране режим, форма правления или богатство.

То есть режим может быть и тоталитарным, и демократическим, и авторитарным, это не относится к идеологии, в моём понимании, напрямую.

Идеология - это в первую очередь позиция по равенству и по распределению благ.

При этом довольно сложный момент. Вот например коммунизм (социализм) предполагает всеобщее равенство. Ну и вот, получите, распишитесь, в Северной Корее всеобщее равенство. Все равны - не у кого ничего нет.

Социализм при этом не предполагает 100% планово административной экономической системы и социализм может неплохо совмещаться с капитализмом, что нам и показывает Китай. Франция, Германия и Швеция сейчас, на мой взгляд, это уже больше социалистические страны. Высокие налоги, и хорошие льготы для тех, кому они нужны. Тут, опять-же, заметьте, не обязательно что социалистическая страна будет бедной.

Бедной или богатой будет страна зависит от многих факторов, но почти все европейские социалистические страны (ок, с элементами социализма) имеют вполне себе капиталистическую экономику.

Или возьмём Беларусь. Тоже вроде как там какой-то типа как социализм, вроде как. Но и свобода еще осталась (много блоггеров в ютубе от туда), ну и в целом вроде как там не тоталитарный режим, а авторитарный. При этом дух совка вот как раз там еще и сидит.

Но страна бедная при этом. Потому что нужно учитывать не только идеологию, но и форму правления . Идеология и форма правления - разные вещи. А экономическую систему вообще нужно разбирать отдельно от всего этого. Как и кстати законодательную систему и т.д.

Кратко, основные политические идеологии:

  • Национализм - нация как высшая ценность. Нация это народ, люди и этнос.
  • Нацизм - форма фашизма. Был в третьем рейхе (национал-социализм). По сути дела один шаг вправо от национализма. Больший упор на расовом элементе, нация уже точно понимается как этнос / раса.
  • Фашизм - обобщённое название идеологий крайне правого толка. Вот как раз нацизм, расизм и т.д.
  • Консерватизм - традиционные ценности. Старейшее понимание термина в том, что консерваторы - это люди, кто против перемен. Ценность - порядок.
  • Либерализм - хотелось-бы сказать что это те, кто за перемены, но это не так. Либерализм от слова "либерти" - свобода. Первичная ценность - права и свободы человека.
  • Социализм - свобода, равенство и справедливость, в очень общем понимании.
  • Коммунизм - тоже самое что и социализм, только в абсолюте. Утопия.
  • Анархизм - свобода первична. Против любого насилия и принуждения. Против любой власти как института в принципе. Не признают государство. Тоже утопия.
  • Либертарианство - запрет на насилие. Близко к анархизму, но не на 100%. Это вообще сложная штука, можете почитать мою статью - Либертарианство. Утопия.

А куда я кинул Россию на своей картинке? Почему между национализмом и консерватизмом?

Вроде как странно... А мне не кажется это странным, мне кажется там нам и место, как раз рядом с Арабскими Эмиратами. Хочется, хочется тут пошутить, буквы переставить, но не буду.

Мне не кажется что политическая идеология в России похожа на какую-то еще.

Думалось кинуть Россию туда-же куда и Беларусь, к левым. Но честно... Ну не левая Россия на самом деле, не левая уже давно. Хотя у нас куча коммунистов всяких, парады, праздники победы и всё такое прочее, на самом деле судя по реальной власти (кто реально управляет страной) и судя по простым людям, на мой взгляд Россия куда ближе к правым идеологиям. Еще не национализм, но куда-то туда.

Хотя Россию можно было-бы поставить даже где-то в середину консерваторов, и даже чуть ближе к либералам. Вот хрен знает на самом деле, не могу нормально идеологию для РФ определить, сложно как-то всё.

Левая или правая идеология, как мы уже с вами выяснили, определяется тем, как в стране распределяются богатства. В России есть много людей живущих за чертой бедности, при этом много очень богатых людей.

Но и в США большой разрыв между богатыми и бедными. Почему тогда я США не кидаю к правым? Ну кстати, вот куда кинуть США я думал долго.

Если-бы победила Хиллари, я бы вот там где сейчас их и оставил точно, но с победой Трампа США немного сдвигаются направо. С Обамой США на 100% катились к социализму.

Называю США близкими к социалистам потому, что вся демократическая пропаганда и риторика левых именно такая. А левые в США захватили большую часть СМИ и они рулят в Голливуде по большей части. При этом в плане экономики республиканцы им не дают расслабиться и стоят за базовый чистый капитализм.

Кстати, коль мы про США. Республиканцы - это правые. Демократы - это левые.

Хотя сейчас всё уже перемешалось и запуталось, но в целом это так.

Раскидывание стран по идеология вот так как сделал я, конечно-же не научно и не объективно. Но для интереса этим бывает любопытно заняться.

Так вот, где Россия-то, если по шкале идеологий?

Мы кто? Консерваторы? Либералы? Или кто?

Какая идеология в современной России? Единая Россия - это партия какой идеологии?

Да вот и хрен я вам скажу. Скажу вот так - никакой. Нет в России на самом деле никакой идеологии, а отношу к правым, так-как всё таки судя по риторике гос СМИ в РФ, ну всё-таки это какая-то правая риторика.

Хотя нужно заметить, проблема расизма и нацизма в России абсолютно и полностью замалчивается, прямо вот на 100%. Власть очень жестоко разбирается с нацистами и фашистами по многим причинам. И вторая мировая война даёт о себе знать, а еще мне кажется что на самом деле только нацисты и фашисты могут перехватить власть в России, только они.

Так-же не нужно путать, опять-же, идеологию и форму правления. По форме правления, Россия, формально, это президентско-парламентская республика , но по факту из-за доминации одной партии в парламенте (думе) это не работает.

РФ авторитарна сейчас, но не так уж вот прям совсем авторитарна. И до тоталитаризма всё-таки еще далеко, хотя туда и шагаем годов эдак с 2010-2013 и даже раньше. Раскручивание и закручивание гаек - это и есть вот это шатание к и от тоталитаризма, но к политической идеологии это всё не относится.

Все условные левые в РФ (социалисты, либералы и т.д.) под контролем. Да и до коммунизма далеко, всё таки народ его уже достаточно насмотрелся. Хотя в целом 2000-2010 годы пенсии росли и Россия в этом плане тоже не так уж и далека от социализма. Просто Россия в целом не богатая (ввп на душу населения) и богатства распределяются очень неравномерно.

Понять что РФ правая страна, можно по законам против геев и т.п.

Как эталон страны с правой идеологией - нацистская германия. Там боролись со свидетелями Иеговы, с Геями, сжигали книги, ну и еще делали кое-какие вещи, которые чем-то кое на что похожи. Тут сильно много писать не могу, а то в угол поставят. Сами докумекайте.

С другой стороны в СССР были ГУЛАГи, расстрелы, цензура и далее по списку. В итоге крайние идеологии (ультраправые - фашисты / нацисты и ультралевые - коммунисты). И те и другие - очень опасные ребята, они человечеству приносили много бед.

Но дело тут не только в идеологии, поэтому и возникают вечные путаницы.

Например Китай, кстати, почитайте мою статью про Китай:

В Китае вроде как социализм, чуть-ли не коммунизм. Но в Швеции тоже социализм, вот только Шведы в миллион раз свободнее и богаче Китайцев. Однако, при этом в Китае в плане экономики вообще чистейший капитализм, даже более свободный чем в США.

Так и получаются такие миксы - когда вроде как авторитарный режим, вроде как социализм, но при этом в плане предпринимательства - абсолютная свобода и полнейший капитализм. Как минимум для иностранцев.

Куба сейчас пытается что-то похожее сделать, но там менталитет другой.

Так что видите какая путаница, ничего у меня в итоге не вышло пояснить...

Единственное что скажу - анархизм и либертарианство вне системы, это уже больше философские течения, а не политические идеологии.

Ну ок, давайте хоть с чем нибудь разберёмся. Вот спросят вас, какая идеология твоя любимая? Какой идеологии ты придерживаешься? Что говорить и как понять?

Смотрите на первую картинку еще раз и держите в голове что:

  • Правые - общественное неравенство, капитализм
  • Левые - общественное равенство, социализм / коммунизм

И теперь философский вопрос - вы считаете что все люди равны, или нет?

Спросите себя. Все равны, но некоторые равнее? Равны только перед законом?

штука странная и в классический список политических идеологий не входит. Он может быть и левый, и правый, и какой угодно. Хотя конечно патриотизм больше всё-таки правый, от национализма эта штука не так уж и сильно отличается. Патриотизм - это почти как национализм, только мы вычёркиваем момент расовой принадлежности и вообще его не касаемся. В принципе и в США патриотов полно, да и много где.

Не уверен что это можно делать идеологией, но это определённо идея.

Хочу заметить, что патриотизм, по определению, вообще никак не предполагает любовь или преданность государству и власти. Этого даже в определении слова нет.

Патриотизм - это любовь к родине, своей земле, культуре, языку и т.д. В классическом понимании патриотизм не так уж и плох, Русскую природу и Русский язык есть за что любить. Как и Русскую музыку, литературу и т.д.

Но, понятное дело, государству хочется чтобы любили его, политическую партию, президента и политическую систему, но патриотизм на самом деле к власти никакого отношения не имеет. Можно быть патриотом и ненавидеть власть, как раз кстати потому что ты патриот.

Это я не про себя, а вообще.

Ну а так, в России нет идеологии, как мне кажется. В этом кстати и проблема. Русские уже так наглотались за века этих идеологий, что сильно от них устали. И это так-то не плохо, идеология - это примерно как вера и религия, догма. Не очень стимулирует думать и не развивает гибкость мышления. И страна вполне себе может жить без государственной идеологии, как живут себе Австралия, Швейцария и еще куча стран.

Хотя какая-то идеология и общие идеи есть и там.

В конце вопрос, а какая идеология близка мне, econ dude у нас кто? Вот реально чем больше мне лет, тем больше я соглашаюсь с Черчиллем (на самом деле он этого не говорил):

Кто в молодости не был радикалом (либералом) — у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором — у того нет ума.

Так что сейчас болтаюсь между консерваторами и либералами. Я однозначно за свободу предпринимательства, верховенство закона, за частную собственность как высшую ценность, за свободу слова, поддерживаю разделение и сменяемость властей. Но в каких-то моментах я вообще странный и уж точно либералом, особенно в современном Российском понимании, я себя не могу назвать ну никак.

Но вообще мне всё больше нравиться Либертарианство, хочу почитать по этой идеологии какую-то серьезную книжку как будет время.

Если вам понравилась моя писанина , поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях или где-то еще, поставьте плюсы от гугла, ВК и палец вверх чуть ниже, ну и заглядывайте в , там я собираю вроде как неплохие свои статьи на разные темы.

Спасибо что прочитали, надеюсь было интересно.


В статье 13 Конституции Российской Федерации зафиксировано: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Из этого положения выводится утверждение о том, что Российское государство не имеет и не может иметь своей идеологии. Но тогда все разговоры об антиэкстремистской, антикризисной, иных формах государственной идеологии, об усилении идеологического противодействия деструктивным идеологиям не более чем заблуждение и самообман. Из конституционного запрета государственной идеологии иногда выводится и отрицание возможности и целесообразности выработки общенациональной идеи для России. Но давайте зададимся вопросом: действительно ли Российское государство изначально обречено на безыдейное существование или же этот запрет на государственную идеологию не более чем «мудрствование от лукавого»?

Что же такое идеология?

В основе понятия «идеология» лежит греческое слово «идея», которое буквально переводится как «то, что видно», «видимое» и с древнейших времен используется для обозначения образа, мысли, представления, намерения, плана. Логос же переводится как слово, речь, понятие. Таким образом, этимологический смысл идеологии состоит в ее понимании как учения об образах, представлениях, намерениях на будущее. Но все слова, обозначающие общественные явления, имеют изменчивый, незавершенный характер; их содержание зависит от конкретно-исторических обстоятельств, социальных, политических, методологических и иных установок. Ясно, что и этимология слова «идеология» не передает современного его понимания.

Дестют де Траси, который и ввел в начале XIX века в научный оборот термин «идеология», использовал его для обозначения науки, предметом которой должны стать всеобщие законы образования идей, их трансформация, влияние на жизнь отдельных социальных групп, классов, сословий. По его замыслу, идеология должна была вытеснить философию с ее места королевы всех наук и сыграть главную интегрирующую роль в объединении всего социального познания.

К.Маркс считал идеологию извращенным, ложным сознанием, выражающим интересы определенного класса, которые выдаются за общественные интересы. По логике Маркса, экономические отношения как базисные общественные отношения формируют социальные позиции, которые получают свое выражение в виде установок, целей, интересов и систематизируются в идеологии. Идеология приближается к статусу «научной» лишь в той мере, в какой она способна выражать максимально «общий» общественный интерес. Этой же традиции отдали дань и некоторые теоретики II Интернационала и их оппоненты. В результате во второй половине XIХ века понятие «идеология» преимущественно употребляется для характеристики неистинного мировоззрения, предназначенного для обмана ради политических и иных интересов.

Попытки соединить в органическое целое науку и идеологию, причем не любую идеологию, а именно марксизм, были предприняты Г.Плехановым, Ф.Мерингом, Р.Люксембург, которые рассматривали марксизм как науку и одновременно как идеологию пролетариата. В.Ленин выдвинул концепцию научной идеологии, оказавшуюся весьма плодотворной в достижении той политической цели, которую ставили перед собой большевики, - захват политической власти. Он считал, что субъективные интересы пролетариата не только могут, но и выражают объективные интересы всего общества. Идеологию стали рассматривать как инструмент политики и орудие управления массами.

В XX веке понятие идеологии стало столь значимым, что его не могли обойти вниманием последователи самых различных политических направлений. Первым этот момент оценил классик теории идеологии К.Манхейм в работе «Диагноз нашего времени», который писал: «Одно время казалось, что выявление идеологического аспекта в мышлении противника является исключительной привилегией борющегося пролетариата… Поэтому... понятие идеологии связывали прежде всего с марксистско-пролетарской системой мышления, более того, даже отождествляли с ней»; но «проблема идеологии носит слишком общий и принципиальный характер, чтобы она могла длительное время оставаться привилегией одной партии». По Манхейму, идеология – это хотя и совокупность искаженного знания о действительности, но имеющего целью сохранить существующий порядок вещей.

В идеологии как системе ориентиров, целей и программ социальной деятельности осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, осмысливаются многообразные социальные проблемы и конфликты. Идеология выполняет вполне определенные функции, вырабатывая соответствующие интересам конкретных классов, социальных групп типы мышления и поведения, программы социального действия. То есть идеология, будучи отражением общественного бытия в сознании людей, в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя или препятствуя ему.

Идеологии существуют в различных формах политических, правовых, этических, религиозных, философских взглядов. Они бывают революционными или реакционными, прогрессивными или консервативными, либеральными или радикальными, религиозными или светскими, интернационалистическими или националистическими. Конкретная идеология может включать в себя различные формы знаний и сочетать различные характеристики. Так, к примеру, идеология восходящей буржуазии XVII-XVIII веков была прогрессивной, либеральной, революционной, интернационалистической, светской.

В обществе, разделенном на противоположные классы, сословия, слои, состоящем из различных конфессиональных сообществ и исторических форм общностей людей, неизбежно возникновение различных идеологий, защищающих и выражающих их интересы. Наличие в обществе нескольких идеологий приводит к их борьбе, которая имеет социальное значение, ибо выражает противоположность интересов больших групп людей. Противостояние идеологий осуществляется не только внутри конкретного общества, но и на международной арене. Любая идеология пытается занять доминирующее положение. Потому ослабление одной идеологии всегда есть усиление другой идеологии.

Россия в плену утопии «деидеологизации»

Острое идеологическое противостояние между либерализмом, коммунизмом и национал-социализмом было характерно первой половине XX века. Но уже к середине 60-х годов на Западе формируется негативное отношение к идеологии вообще, что было связано с осмыслением обществ, функционировавших по типу социальных машин (нацистская Германия, СССР периода культа личности), где жизнедеятельность людей подгонялась под идеологические стандарты. В ходу тогда была концепция «деидеологизации» (Д.Белл и др.), согласно которой индустриальные страны Запада сталкиваются с проблемами, требующими «технических решений», а не идеологических. А потому социальная роль идеологии должна сойти на нет.

Социальный запрос на деидеологизацию сознания вылился в движение «контркультуры» конца 60-х годов, когда идеология стала трактоваться как вид борьбы за утверждение тех или иных идеалов. Акцент в изучении идеологии сместился к ее иррациональным аспектам. В борьбе против социалистического мира стали широко использоваться утверждения об иррациональности, мифологическом характере всякой идеологии. Одновременно заявила о себе и тенденция к «реидеологизации», что больше отвечало устремлениям Запада разрушить социалистический мир изнутри. Социальная утопия деидеологизации проникла и в Россию. В конце 80-х – начале 90-х годов популярным стал тезис: «Долой идеологию!».

С крушением мировой системы социализма и распадом СССР западными мыслителями (Ф.Фукуяма и др.) был возрожден старый социальный миф о «конце истории», протаскивающий идею начала новой эпохи, эпохи, где нет места идеологиям, их борьбе. История как противостояние индивидуалистических обществ, основанных на либеральных и демократических ценностях, и коллективистических обществ, основанных на коммунистических или же национал-социалистических ценностях, завершилась. Настала эпоха торжества либерализма как идеологии и как социальной практики. Банкротство коммунистической идеологии и утверждение либеральных ценностей в постсоветской России прозападно настроенными политиками были представлены как деидеологизация общественного сознания и отказ государства от какой бы то ни было идеологии.

Разработчики Основного Закона новой России оказались в плену пагубных социальных утопий «деидеологизации» и «конца истории», что нашло свое выражение в конституционном закреплении отказа от государственной идеологии. Сегодня мы на примере России видим, что государство без идеологии (как программы действий, совокупности ориентиров и целей) не может полноценно функционировать. Идеология в тех или иных модификациях уже на обыденном уровне сознания существует в психике человека всегда, обеспечивая определенный уровень сохранения основных структур общества и схем жизнедеятельности людей. Косвенным осознанием этого является и то, что с конца 90-годов в России все чаще провозглашается тезис: «Да здравствует новая идеология России!». Однако поиск новой идеологии для России осознается пока только как проблема поиска и развития наиболее оптимальных форм сочетания и сосуществования разных идеологий. Чаще всего в качестве таких идеологий называются либеральная, религиозная и коммунистическая идеологии.

По моему мнению, здесь смешиваются две разные проблемы, а именно, наличие у России государственной идеологии и возможность разработки общенациональной идеи.

Идеология у Российского государства есть, и ее название - консервативный либерализм. И мы сейчас попытаемся обосновать это утверждение. Но начнем с общей характеристики либерализма как идеологии и социальной практики.

Что такое либерализм?

Либерализм – это идейное течение, истоки которого восходят к эпохе буржуазных революций и в основе которого лежит убеждение в необходимости реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей. Основные ценности либерализма этого периода: права и свободы личности, демократическое устройство государства, верховенство закона, нерелигиозная нравственность и пр., которые истолковываются как средства достижения индивидуальной свободы. В либерализме, таким образом, на первый план выдвигается отдельный человек, а ценность общественных групп или учреждений измеряется исключительно тем, в какой мере они защищают права и интересы личности.

Либерализм различает политическую и гражданскую свободу личности. Политическая свобода как гарантия права гражданина участвовать в управлении государством является необходимым и единственно действенным дополнением гражданской свободы. Без политической свободы гражданская свобода хрупка и ненадежна. Гражданская свобода - это те основные права личности, на признании которых базируется сама возможность гражданского общества. Основные гарантии свободы личности либерализм усматривает в частной собственности и правовом государстве. А это позволяет судить о либерализме как об идеологии, выражающей и защищающей интересы тех слоев общества, которые состоят из частных собственников, то есть как о буржуазной идеологии.

Либерализм является не только идеологией, но и определенной социальной практикой. Он еще в XIX веке выступал с критикой феодальной регламентации экономических отношений. Физиократы, а за ними А.Смит, активно поддерживали лозунг: «Не мешайте действовать», Дж.Локк и другие просветители внесли важный вклад в утверждение идей парламентской демократии, конституционного правления, основанного на разделении власти между исполнительными и законодательными органами, обеспечении основных прав граждан, включая свободу слова, печати, вероисповедания и т.д.

В начале ХХ века либерализм еще отстаивал общественное устройство, при котором регулирование социально-экономических отношений осуществляется спонтанно, через механизм «свободного рынка», но был вытеснен с политического олимпа социалистическими идеями, главное содержание которых составляли обобществление собственности и планирование экономической деятельности. Завоеванные либеральные свободы были объявлены новой идеологией ничего не стоящими без экономической свободы, которую должен был принести социализм. Марксистско-пролетарская идеология свела свободу личности к устранению капиталистической эксплуатации и требованию равного распределения общественного богатства.

Либерализм восстановил свой потенциал в 30-40-е годы ХХ века, когда опыт коммунистической России показал, что обещанный радикальными социалистами путь к свободе есть в действительности прямая дорога к тоталитарному коммунистическому рабству. Но постепенно и сам классический либерализм подвергся существенной перестройке, прежде всего в вопросе о социально-экономической роли государства. Возникли концепции «нового либерализма», или неолиберализма, сблизившегося с консерватизмом.

Неолиберализм вменил государству обязанность разработки и воплощения в жизнь общей стратегии экономического развития, предотвращения кризисов и стабилизации финансового положения. Была признана важность социальных и экономических прав индивидов, особая значимость выравнивания возможностей и шансов людей, особенно являющихся членами социальных групп, фактически оказавшихся в наиболее трудном положении. Неолиберализм стал учитывать гуманистические идеалы, стоящие выше механизмов рынка и конкуренции, и подчеркивать значение коллективных действий, ограничивающих сферу применения таких механизмов.

Однако и неолиберализм противопоставляет путь постепенных, шаг за шагом идущих реформ более радикальному пути социальной революции и утверждает, что революции вообще не нужны и даже неразумны в современном обществе. Но без революции не происходят переходы от коллективистического устройства общества к индивидуалистическому его устройству и наоборот. Лицемерие идеологии неолиберализма заключается в том, что для собственного утверждения он признает революционный путь, а после - отрицает его необходимость и разумность.

Идеология Российского государства

Идеологией современного Российского государства является неолиберализм, или же консервативный либерализм. Прежде чем принять или опровергнуть данное утверждение, присмотримся к основным ценностям, зафиксированным в Конституции РФ. Первая же статья Конституции объявляет Россию демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Вторая статья провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина вменяются в обязанность государства. В последующих статьях закрепляется социальный и светский характер государства, утверждается разделение властей, равенство всех перед законом, многообразие форм собственности, многопартийность, идеологический плюрализм и т.д. Но все эти положения и есть сердцевина либеральной идеологии.
Конституционное закрепление этих ценностей лишает всякого позитивного смысла пункт 2 статьи 13: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». С таким же успехом можно было устранить из Конституции СССР 1977 года утверждения о том, что советское государство руководствуется идеями научного коммунизма, и 6 статью о руководящей и направляющей силе общества, вооруженной марксистско-ленинским учением, и заявить об отсутствии государственной идеологии в СССР.

Но важнейшие положения той конституции, в которых были закреплены ценности коммунистической идеологии, не оставляют места сомнениям по поводу государственной идеологии в СССР. Потому и непонятно, почему же современное Российское государство так упорствует в отрицании собственной идеологии?

Парадоксальность ситуации с признанием или отрицанием государственной идеологии России высвечивается даже при таком поверхностном взгляде на современные политические реалии. В декабре прошлого года в Москве прошел Х съезд партии «Единая Россия», на котором с программной речью выступил Председатель партии Владимир Путин. Всем тем, кто отрицает наличие идеологии у Российского государства, предлагаю найти хотя бы две разницы в его выступлении как лидера партии и в его же речах как Председателя Правительства России. Идеологические ориентиры и программные цели одни и те же.

Полное совпадение государственной идеологии России с идеологией партии «Единая Россия» продемонстрировал в своем выступлении и Председатель Высшего совета партии, а по совместительству и Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов. Озвучивая основные целевые установки партийно-государственной идеологии перед делегатами съезда, Грызлов даже неуклюже обозначил эту идеологию следующими словами: «Мы называем свою идеологию российским консерватизмом», хотя точнее было бы назвать ее консервативным либерализмом. Он же сказал и о том, что базовый программный документ партии «должен отражать новый уровень ответственности власти» перед обществом.

Заметьте, на партийном форуме он говорил об ответственности власти, а не партии.

Другие руководители «Единой России» (они же, за редким исключением, руководители органов власти и местного самоуправления), партийные функционеры различного уровня (они же государственные чиновники) прекрасно понимают, что идеология их партии и является идеологией Российского государства. А политический плюрализм и идеологическое многообразие допускаются, по либеральной традиции, лишь в тех пределах, в которых они безвредны для сформировавшегося буржуазного государства и еще не сложившегося гражданского общества.

Очевидно, что у России все-таки есть своя государственная идеология, чего, к сожалению, не скажешь об общенациональной идее. Общенациональная идея должна выразить интересы всех социальных слоев российского общества, способствовать их сплочению. Она должна быть способной объединить их усилия в целях социального созидания и достижения благополучия и стабильности во всем российском обществе. В этой связи еще лет 10 назад я предлагал следующее: «В условиях, когда нет общенациональной идеи, представляется целесообразным возвести на этот уровень идею правового гражданского общества… Против нее нет принципиальных возражений ни у коммунистов, ни у либералов, ни у атеистов, ни у духовенства. Тем более что важнейшие характеристики правового гражданского общества зафиксированы в действующих Конституциях Российской Федерации и Республики Дагестан». Но за прошедшее время она так и не стала национальной идеей России, несмотря на заинтересованное обсуждение и титанические усилия органов власти, отдельных институтов гражданского общества, ученого сообщества по ее пропаганде. Возможно, что одной из причин этого является и то, что правовое гражданское общество воспринимается в массовом сознании как сердцевина либеральной идеологии, а либерализм как буржуазная идеология не может претендовать на что-либо большее, чем быть государственной идеологией капиталистической России.

По всей видимости, в современных условиях общенациональная идея может сформироваться только на основе синтеза, оптимального сочетания позитивных моментов всех существующих в российском обществе гуманистических идеологий. Ни либеральная, ни коммунистическая, ни социал-демократическая, ни религиозная, ни иные идеи сами по себе не могут играть роль национальной идеи России. Потому разработка общенациональной идеи остается актуальной проблемой социально-политической мысли России.

Но почему для нас сегодня так важен сам факт официального признания государственной идеологии России? Да потому, что органы государственной власти и местного самоуправления, которые по сути тоже являются органами власти, не могут вести идеологическую работу, если у государства нет идеологии, у общества – национальной идеи.

Идеологическая борьба – это не столько критика оппозиционной идеологии или правовые ограничения, а то и запрет деструктивных человеконенавистнических идеологий, сколько гуманистическое просвещение и пропаганда собственных идеологических ценностей и программных установок. Ну не может Президент РД требовать от чиновников усилить, совершенствовать, поднять на новый уровень идеологическую работу, если предварительно не вооружить их конкретной государственной идеологией. Идеологии оппозиционных партий для этого не годятся, так как их краеугольная идея – приобщение к государственной власти или ее насильственный захват. Правящая же партия имеет все возможности представить свой корпоративный интерес как «общий» общественный интерес и свою идеологию как государственную идеологию. И только это одно позволяет властным структурам проводить на государственном уровне идеологическую работу.

Мухтар Яхьяев, профессор ДГУ

Ответ на этот вопрос, пожалуй, сегодня один из самых главных. Какая идеология нужна России? Вообще – нужна ли ей идеология? Вот создатели ельцинской Конституции считали, что, нет, не нужна. И потому даже отдельной статьей запретили появление государственной идеологии в стране.

А ведь идеология есть не что иное, как … маршрут в автобусе. Нет маршрута, никто до конечной станции не доедет. Поругаются, подерутся. Будут заставлять водителя ехать сразу в нескольких направлениях. В итоге будут топтаться на месте или двигаться каким-то курсом, но очень медленно. Рывками. Неуверенно.

Появится у пассажиров автобуса утвержденный маршрут – споры сразу прекратятся. Спорить не о чем – не хочешь ехать в эту сторону, можешь сойти.

Вот в Китае нет споров именно потому, что маршрут утвержден, автобус по нему едет. И по мере продвижения вперед пассажиры убеждаются, что «едут правильным курсом».

Есть ли в Китае государственная идеология?

Есть, конечно. И она закреплена Конституцией Китайской Народной Республики. Китай строит социализм с национальной китайской спецификой. При этом главным лозунгом современного китайского общества стало не построение коммунизма, а «великое возрождение нации Китая». Никаких «общечеловеческих ценностей», никакого глобализма. Четко и понятно – возрождение нации Китая. То есть возрождение, развитие, усиление НАРОДА китайского государства.

А какая идеология нужна нам? Проще сказать – какая идея. Ведь идеология и есть идея, просто обточенная со всех сторон, завернутая в красивые одежды, но от этого она ИДЕЕЙ быть не перестает.

Нужна? Идея нам сегодня очень нужна. С этой мыслью не согласится только самый отпетый либерал. Любой другой гражданин России согласится с тем, что именно отсутствие этой четко сформулированной идеи сегодня тормозит развитие страны.

Патриотизм в чистом виде в России не может быть национальной идеей. Почему? Потому, что любовь к Родине, в России действительно сильно развитая исторически, не отвечает на вопрос, какой должна стать страна, куда она идет и что предлагает миру. Мы любим Россию, любим её за то, что она есть. Но какой она должна стать, одно только чувство патриотизма само по себе, нам понять не поможет.

Поэтому нам нужна идеология, нам нужна идея, в которой патриотизм станет лишь все усиливающимся следствием, но никак не причиной! Это значит — любим страну все сильнее, потому, что она движется в правильном направлении, усиливается и отвечает запросам и чаяниям граждан. Вызывает все большее уважение в окружающем мире.

Разрабатывая национальную идею, идеологию (назовите, как хотите), мы должны учитывать несколько аспектов, иметь ввиду несколько уровней её будущего восприятия:

  1. Идеология (идея) России должна гармонично сочетаться с исторически сложившимся менталитетом многонационального народа страны, который куда более схож, нежели различен, у разных частей российского народа.
  2. Предлагаемая Идеология (идея) должна в обязательном порядке делать Россию сильнее, сплоченнее. Если хотите – больше. В смысле влияния в мире и желания «стать, как мы, стать нами».
  3. Новая идеология России должна быть привлекательна «на экспорт». Она должна приносить нам новых союзников, не отметая старых. Она должна достойно конкурировать с другими идеями-идеологиями, которые и есть суть мировых цивилизационных проектов.

В новой идеологии России все должно быть прекрасно – и внутреннее содержание и внешняя форма.

Есть ли сегодня такая идея.

Есть. Мы готовы её предложить нашему народу.

Это Идея Гармонии. Идея Гармонии трех союзов.

О каких союзах идет речь?

Начнем изнутри страны. Сегодня социальное расслоение в нашем обществе приняло невиданные масштабы. Разница в доходах буквально разрывает общество на части, делает его аморфным и крайне уязвимым для внешнего воздействия.

Поэтому первый из трех Союзов, который мы предлагаем.

1.Социальный союз.


Единое общество, в котором государство ограничивает возможность и стремления одной социальной группы извлекать выгоду за счет других социальных слоев. В первую очередь ты — гражданин России и только во вторую наемный работник, предприниматель или чиновник. Солидарность вместо конкуренции и безудержной эксплуатации.

Изменение законодательства так, чтобы любой гражданин России чувствовал себя социально защищенным. Был членом социального общества на деле, а не как сегодня – только на бумаге.

Справедливость — вот главное слово в нашей новой Идее Гармонии Трех Союзов (ИГТС). Все, что не отвечает принципу справедливости, начиная от шкалы подоходного налога и кончая наказанием за наглую езду без прав по детским площадкам, должно быть изменено. В сторону справедливости, что немедленно добавит в наше общество Гармонии и снизит в нем напряжение.

  1. Союз национальностей.

Россия есть союз евразийских народов, свободно объединившихся вокруг государствообразующего русского народа. В этом свободном союзе всех национальностей ценна каждая часть мозаики, каждый народ и народность бесценны, и за их уникальность готова бороться вся многонациональная Россия.

В этом уникальном союзе равных и уважающих друг друга национальностей, есть место и для других народов. Чья историческая уникальность и даже сохранность ставится под сомнение современной глобализацией. Мы никого не хотим делать такими, как мы. И в этом наше коренное отличие от США и «европейских ценностей». Будьте сами собой, оставайтесь такими, как вам завещали ваша история, культура и традиции. Хотите – вместе будем охранять традиции, веру и культуру от попыток все одинаково «отглобалить».

Россия предлагает миру новый цивилизационный проект. Вернее говоря, он вполне себе старый – Русский проект. Только в новом оформлении. Внутри него два Союза: социальный союз и союз национальностей.

Это все та же Россия. Она называлась по-разному в разные периоды. Она была Российская империя, она была Советским Союзом. Но справедливость всегда была написана более или менее четко на наших знаменах. Так давайте не будем этого стесняться и ясно снова напишем на них слово «справедливость»!

А вот для внешнего мира нам нужен ещё третий союз.

  1. Союз цивилизаций.


Россия уже дала миру уникальный опыт успешного мирного развития в рамках одной страны совершенно разных народов, религий и культур. Россия сама есть союз цивилизаций в миниатюре, где объединились совершенно разные (казалось бы!) общности, которые мирно развиваются на протяжении веков. Это пример для всего остального мира. Там, где были мы, наша цивилизация, там никто не исчез, все обрели письменность, национальную интеллигенцию и даже государственность. Там, где нас не было, исчезали народы целых континентов, уничтожалась культура и история. Переплавленные в безликие монеты произведения искусства инков и ацтеков – наглядная иллюстрация того, что происходило везде, куда приходила НЕ НАША ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Россия предлагает миру союз цивилизаций. Мы защищаем свою самобытность, готовы помочь защитить вашу. Мы протягиваем руку дружбы и не требуем за это душу народа.

Россия за всепланетную цивилизацию, состоящую из свободных народов, а не безликих «потребителей», не имеющих национальности, не знающих своих предков и корней.

Это значит, что мы за мир, против войны, против насильственной переделки одних людей в других.

Сегодня, когда никто на планете не может чувствовать себя уверенно, когда любую страну и любого правителя не имеющего ядерного оружия могут просто уничтожить из-за «свидетельств» в фейсбуке или твиттере, такая позиция может быть крайне востребована.

Давайте оттачивать идею. Давайте устроим мозговой штурм, в размере всей страны.

Нам нужна новая национальная идея – идеология.

Идея Гармонии Трех Союзов – новая идеология, которую Россия может предложить миру.

КАКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ НУЖНА РОССИИ?

Общество не может жить без идеологии, часто определяющей смысл жизни людей, их духовную и гражданскую идентичность. Идеология бывает правдивой и ложной, реальной и иллюзорной, она может возвышать и принижать человека; одним словом, ее роль в обществе трудно переоценить. Какая же идеология сегодня нужна России?

Проблемы идеологии приобрели в современных условиях первостепенное значение как для России, так и для всего мирового сообщества. Это объясняется переломным характером исторической эпохи, в которую вступило человечество в конце XX века в связи с распадом советского союза, а точнее целенаправленным развалом Российского государства, что не только нарушило баланс мировых сил, но и поставило под угрозу стабильное развитие всей земной цивилизации. Вот почему центральным вопросом идеологической борьбы у нас стал вопрос: по какому пути пойдет развитие мира вообще, России в частности?

Крах коммунистического эксперимента подтвердил острую необходимость для России иметь свою национальную идеологию. Развал СССР и падение могущества его важнейшей составной части - Российской Федерации - это и результат, и следствие идеологического банкротства КПСС.

Ныне мало у кого вызывает сомнение, что России нужна новая идеология. Вот почему с новой силой вспыхнули идеологические страсти вокруг вопроса: какая идеология нужна России? В среде общественно-политических сил, партий и движений развернулись жаркие дискуссии.

А все дело в том, что идеология и демократов, и коммунистов, и многих других политических движений все больше теряет поддержку населения, граждан России, потому что она им либо чужда, либо не отвечает потребностям современного этапа развития страны. По этой причине и пошли разговоры о необходимости выработать новую идеологию для России. Идеологии складываются из всего уклада жизни общества и назревших общественных потребностей, они вбирают в себя сложившиеся ценности и устоявшиеся традиции.

В последнее время все больше людей сознает, что единственно разумный, достойный и реальный выход из сложившейся современной ситуации состоит в том, чтобы российскому обществу договориться об общезначимых ценностях и национальных приоритетах нашего дальнейшего развития, обозначить перспективную стратегию России внутри страны и за рубежом, то есть, в конечном счете, найти себя в новом мире.

Какая же идеология, на самом деле, возможна и нужна России? Какие духовные идеалы и ценности помогут сплотить ее народ?

Очевидно, что российское общество, вступающее в постиндустриальную эпоху, нуждается в сугубо демократической идеологии, отвечающей вызовам современности и лучшим традициям отечественной культуры. Эта идеология по необходимости должна иметь светский и научный характер, вобрать в себя все лучшее, что накоплено мировой цивилизацией и культурой, отражать интересы абсолютного большинства граждан данного общества, то есть быть действительно гражданской идеологией. Без такой идеологии нет ни единого народа, ни самодостаточной нации. Данная идеология не только возможна, она особенно необходима сегодня, поскольку в ходе неолиберальных реформ большинство россиян оказалась во многом в сходном экономическом и социальном положении. Эта схожесть положения и интересов составляет определенную основу для единства взглядов, ценностей и идеалов.

Сегодня такое признание стало повсеместным. Общечеловеческие интересы существуют. Это, прежде всего, защита людей от ядерной угрозы и акций международного терроризма, охрана окружающей среды, разрушение которой таит в себе угрозу самому существованию человечества. Реально существуют и общегражданские интересы. Это, прежде всего, обеспечение высокого уровня здравоохранения, образования и занятости, гарантия демократических прав и свобод личности, всеобщность и доступность культуры, забота о социально уязвимых слоях общества, и т.д. В осознании и решении этих проблем и проявляется реальность общих интересов. Отсюда же вырастают общие идеалы, цели и ценности, которые, в свою очередь, сплачивают людей в единый народ.

Выше уже отмечалось, что она должна иметь не религиозный, а светский характер.

Это, во-первых, обусловлено тем, что в России существует множество религий, а общество и государство одно. Во-вторых, между религией и светской идеологией существуют принципиальные различия. Религия - это форма духовной жизни, основой которой является стремление людей за пределы материального бытия, их индивидуальная вера в Бога, духовная связь с ним. Светская идеология - это такая сфера общественного сознания, которая основана на знании и понимании идей.

В основу общегражданской идеологии не может быть положен и партийный принцип.

Любая партийная идеология частична и конфликтна, ибо нацелена на борьбу с другими партиями. Поэтому она не может объединить всех граждан и даже их большинство.

Очевидно также, что общегражданская идеология, по своему содержанию и сути, должна быть гуманистической.

Современная постиндустриальная эпоха поставила в центр общественного прогресса человека с его потребностями, интеллектуальными и творческими способностями.

Подчеркнем еще раз, современной России необходима идеология, выражающая интересы подавляющего большинства общества, то есть, по сути своей, она должна быть демократической, светской и общегражданской. Ее основу могут составить идеалы и ценности, выработанные человечеством в ходе его сложной и противоречивой истории. Разумеется, подобную идеологию нельзя навязывать людям, но ее поддержка со стороны различных общественных структур была бы весьма полезным делом.

Социальный идеал и ценности новой идеологии.

На наш взгляд, к числу таких ценностей относятся, прежде всего, «права человека», «справедливость», «свобода», «солидарность», «демократия», «патриотизм» и др. Однако, прежде чем раскрыть их содержание применительно к российской действительности, следует, очевидно, ответить на главный вопрос: какой социальный идеал нужен современной России?

Исходя из этого, можно предложить следующую формулу социального идеала для России: свободный человек в справедливом и демократическом обществе.

Очевидно, что эта краткая формула нуждается в раскрытии.

Первое место в этой формуле принадлежит понятию свободный человек. К нему, как известно, одинаково положительно относятся и либералы, и социалисты, и современные консерваторы- «почвенники». Это важнейшее понятие отражает смысл и конечную цель истории.

Не менее важна для общегражданской демократической идеологии такая ценность, как справедливость. В России она всегда занимала одно из первых мест подобно ценности свободы у американцев. Ее обычно понимали (и понимают поныне) как правду человеческих отношений, включая отношения в процессе труда, отношения человека и государства, власти и общества. Ради справедливости россияне шли на баррикады, сражались с иноземными захватчиками, боролись за свободу и демократию. Поэтому создание будущего российского общества мыслится обычно как реальное преодоление несправедливости в человеческих отношениях.

Из сказанного со всей очевидностью следует, что в России будущего не должно быть состояния, консервирующего нынешнюю социальную ситуацию. Справедливое общество означает, что все его члены располагают равными правами и возможностями, и не существует непроходимого рва между процветающими верхами и бедствующим большинством. Это не означает возврата назад к уравнительности советских времен, но это говорит о том, что российское государство, должно, согласно Конституции, в полной мере выполнять свой долг перед обществом, гарантируя социальную защиту всем своим гражданам.

Демократия, как ценность, означает право и возможность каждого человека участвовать в принятии политических и экономических решений, как на уровне предприятия и региона, так и на уровне государства. Насколько реализуется это право, настолько и демократично общество. У новой России накоплен определенный опыт, связанный с функционированием многопартийной политической системы и появлением гражданского общества. Однако до идеала здесь еще очень далеко. Гражданское общество в России пока не является партнером власти при принятии важных политических решений.

Известно, что высшее руководство России неоднократно заявляло и заявляет о своей приверженности демократии и ее институтам. Означает ли это, что и российская идеология также должна иметь демократический характер? Думается, да! Однако создание такой идеологии в нашей стране наталкивается на ряд серьезных трудностей. Так, исчезновение на наших глазах действенной политической оппозиции, овладение «партией власти» практически всеми административными и идеологическими ресурсами ведения политической борьбы извращают и дискредитируют становящуюся демократию в российском обществе.

Обратимся теперь к такой ценности, как солидарность. Известно, что она может быть реализована в различных формах, отражая уровень развитости человеческих отношений, и быть, как позитивной (конструктивной), так и негативной. Истории России известны разные формы ее проявления. Не удаляясь в далекое прошлое, напомним хотя бы, что в ХХ веке была, с одной стороны, солидарность народа в борьбе против фашизма, при послевоенном восстановлении народного хозяйства, в первые годы перестройки, а, с другой - массовая поддержка репрессий 30-х годов, гонений на творческую интеллигенцию после войны, молчаливое согласие с произволом «реформаторов» в 1990-е годы, и т.д.

При этом очевидно: если власть призывает к солидарности во имя созидательных ценностей (борьба за мир, помощь социально незащищенным и пострадавшим от стихийных бедствий, защита от агрессора), она сплачивает и объединяет народ. Если же она ставит перед обществом нереальные цели, демонизирует оппозицию, провоцирует «охоту на ведьм», не выполняя, одновременно, своего долга, то, в конечном счете, не объединяет, а раскалывает общество.

Близка по содержанию к солидарности такая ценность как патриотизм. Для либералов-западников патриотизм ассоциируется с рыночными отношениями. Для них патриотом является лишь тот, кто верит в священность частной собственности, безусловное всемогущество рынка и боготворит демократию в ее «западном», «американизированном» варианте даже тогда, когда она насильственным путем навязывается суверенным странам. идеология демократический гуманизация

Патриотизм широкое понятийное поле. Он может стать и прибежищем негодяев, и прибежищем честных людей. Все зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово.

Последние десятилетия в повсеместный обиход вошло понятие глобализация. Может ли оно стать ценностью для российской идеологии? Все зависит от того, как его трактовать. Если в глобализации видеть исторически неизбежную форму интеграции социально-экономической жизни человеческого общества, рожденную новыми видами техники и технологии, связывающими человечество в единое целое, то это понятие можно только приветствовать. В этом случае оно объединяет людей разных цивилизаций, стран и народов, способствует их общению, взаимопониманию и развитию, подготавливает объективные предпосылки новой мировой цивилизации, в которой не будет границ, военных конфликтов, расовой и национальной нетерпимости. Такая, по сути дела, гуманистическая цивилизация может стать в будущем «миром миров», где каждому человеку и народу будет гарантированно его свободное и благополучное существование.

Но если под глобализацией понимать процесс господства одной сверхдержавы над мировой периферией, «золотого миллиарда» над остальными пятью миллиардами, то ему следует активно сопротивляться. В специальной литературе такой негативный процесс глобализации нередко именуют «глобализмом». Очевидно, что «глобализм» не может быть ценностью для новой российской идеологии.

Говоря о формировании новой российской идеологии, следует избегать поверхностного противопоставления различных политических ценностей. Напротив, необходима их своеобразная интеграция, о чем уже. уже говорилось выше. Такая интеграция, по существу, уже идет. Так ценности свободы, справедливости и эффективности в определенной мере разделяют и консерваторы, и либералы и социалисты. То же можно сказать о таких ценностях, как демократия, солидарность, всеобщий мир и др. Они нужны всем перед лицом угроз и вызовов, с которыми столкнулось сейчас человечество. Все эти ценности могут быть реализованы на практике, если сложится более-менее четкое представление о том, к какому обществу, к какой модели общественного развития следует стремиться России.

В последнее время в России всё чаще звучат голоса о необходимости разработки собственной идеологии, которая бы отражала взгляды и идеи, в которых осознаются и оцениваются отношения российского общества к действительности и самому себе, которая бы выражала интересы государства и общества, которая была бы основана на общечеловеческих идеалах, нормах и ценностях, воспринимаемых большинством. После краха коммунистической идеологии и последовавшего за ним развала Советского Союза в России непрерывно ведётся поиск официальной идеологии, который, как показало время, результатов пока не дал.

Идеологические изыскания осуществляются на фоне неутихающих споров о том, нужна ли официальная идеология или нет. Примерно треть населения считает, что России официальная идеология не нужна, тогда как с 1991 года страна живёт в условиях доминирования капитализма (общественная идеология), проявляющего себя в совокупности демократии (политическая идеология), либерализма (экономическая идеология) и консерватизма (организационная или корпоративная идеология). Идеология капитализма, суть которой – власть денег, моментально заместила господствовавшую в советский период коммунистическую идеологию с её экономико-политической основой, в качестве которой выступал марксизм-ленинизм.

Первый и последний Президент СССР Горбачёв М.С., положивший начало ликвидации принципа верховенства идеологической власти над государственной, тем самым разрушил саму суть идеократического общества. А завершил его Президент России Ельцин Б.Н., который своим указом о запрете КПСС закрепил вхождение России в западную цивилизацию, в которой отсутствует идеократические общества, где идеологическая власть подчинена государственной власти. Роль главного идеолога в данном случае формально принадлежит Президенту страны, выступающему в качестве ответственного проводника влияния внешнего управления, осуществляемого Западом на основе либерально-демократического воздействия идеологического характера на управляемое общество.

Попытка западного мира наложить либерально-демократические ценности на специфику России, осуществлённая руками российских демократов-реформаторов привела к формированию уродливого явления под названием «российский капитализм», результаты функционирования входят в явное противоречие с цивилизационной спецификой России. Специфика русской цивилизации, в отличие от западной (атлантической), основанной на либерально-демократических ценностях, крайнем индивидуализме и потребительстве, и восточной с регулирующей ролью религии и её абсолютным преобладанием над государством, заключена в:

Жизни ради реализации Божьего замысла;

Вере как главной опоре русского народа;

Верности традициям и истории;

Социальной справедливости;

Целостности общественной и государственной жизни;

Жертвенности;

Духовности;

Самокритичности и готовности к самораскаянию;

Державности.

Отсюда и явная нестыковка внедрённой западной идеологии с сознанием русского человека. Данное несоответствие чрезвычайно опасно для России. Ведь именно идеология лежит в основе возникновения и функционирования любого государства. Несоответствие подобного рода означает только одно: существование государства теряет свой смысл и предназначение, а, значит, самоликвидируется. Фактически под механизм российской государственности заложена бомба замедленного действия в виде западной либеральной идеологии, под воздействием которой государство перестаёт играть общественно значимую роль – формирование благоприятных условий для самореализации общества, а начинает выполнять функцию обеспечения роста социального благосостояния западного общества за счёт всех имеющихся у государства ресурсов и в ущерб социальному благосостоянию собственного общества. Такое положение неизбежно приводит к социальным протестам, на волне которых при активном содействии стран Запада к власти приходит лояльный им режим, и страна в виде колонии со всеми её ресурсами переходит под полный контроль Запада.

Следует отметить, что разрушение коммунистической идеологии проходило под лозунгом деидеологизации вначале советского, а затем и российского общества, что, собственно, и привело к формированию мнения определённой части российского общества о том, что в России после краха советской идеологической системы сформировалось безидеологическое общество.

Разрушив идеологические основы государственности России, Ельцин Б.Н. под влиянием своего помощника по идеологическим вопросам Илюшина В.В. в 1996 году заявил о необходимости разработки официальной идеологии России.

Но, как показало время, создание идеологии оказалось делом весьма сложным. Разработка идеологии требует глубокого понимания сущности процессов устойчивого развития, которое невозможно без знаний особенностей взаимодействия культуры, экономики и общества, в основе которого положена взаимосвязь между управлением, государственным регулированием экономики и экономической деятельностью общества. По причине отсутствия соответствующих знаний разработчики официальной идеологии России быстро охладели к проблеме её создания. Но самое главное состоит в том, что разработчики так и не смогли определить, какую именно идеологию необходимо разрабатывать: неоконсервативную, неолиберальную, социал-демократическую или ещё какую-либо идеологию. Это обстоятельство и привело разработчиков к их отказу от создания официальной идеологии России. В результате тщетных изысканий было принято удивительное по своей некомпетентности решение о том, что идеология сформируется сама по себе в общественном сознании российского общества.

Немалую роль в отказе от разработки официальной идеологии России сыграли Гайдар Е.Т. и другие радикальные реформаторы, которые отвергали необходимость разработки идеологии, признавая её формой ложного сознания. Они, соглашаясь с мнением западного философа Пайпа К., утверждавшего, что государство должно быть нейтральным по отношению к идеологии, что государственная идеология несовместима с демократическими устоями, а стремление к демократическому обществу предполагает плюрализм идеологий. И это всё происходило на фоне активного утверждения западной идеологической доктрины в сознание российского общества, что только усугубило положение страны и прочно поставило российское государство на путь самоуничтожения.

После неудачной попытки создания новой идеологии в России неоднократно предпринимались попытки вброса в общественное сознание лозунгов о создании идеологии. Так, до 2006 г. имел место лозунг создания объединяющей идеологии, затем в 2006 г. была выдвинута идея создания патриотической идеологии. В 2007 г. была попытка внедрения идеи о создании консервативной идеологии с российской спецификой, основанной на российских православных ценностях и традициях.

В настоящее время происходит активизация неоконсервативных ценностей, закамуфлированных под так называемую модернистскую идеологию. Наряду с модернистской идеологией в России продолжает разрабатываться и русская консервативная идеология, которая была обозначена ещё на предшествующем этапе эволюции идеологических преобразований российского общества. В результате возникло взаимодействие между русской консервативной идеологией евразийского толка и модернистской идеологией. Но всё же идеологическое будущее России не связано с этими идеологическими конструкциями, ибо при всей кажущейся на данный момент привлекательности данные идеологии не могут обеспечить баланс интересов различных слоёв общества, продуцируют социальное иждивенчество, абсолютизируют экономический принцип. По этой причине они не могут быть восприняты российским обществом как естественные, отражающие глубинную сущность, характер русского человека и специфику русской цивилизации.

Проблема разработки официальной идеологии России может быть решена посредством применения нестандартного междисциплинароного подхода и новаторских решений, современных знаний о структуре идеологии и сути механизма её влияния на общественное сознание.

Прежде всего, предстоит дать ответ на вопрос, почему именно идеология необходима для формирования успешного общества и какова содержательная структура официальной идеологии России.

Успех любого общества неразрывно связан с официальной идеологией и сознанием самого общества. Идеология – это, прежде всего, информация. Информация представляет собой универсальное свойство предметов, явлений, процессов, заключающееся в способности воспринимать внутреннее состояние и воздействие окружающей среды, преобразовывать полученные сведения и передавать результаты обработки другим предметам, явлениям, процессам. Идеология имеет трёхмерную структуру, включающую в себя идеалы, нормы и ценности. Идеология прямо связана с общественным сознанием. Согласно современным научным взглядам, общественное сознание следует понимать как единое человеческое начало, являющееся частью вселенского начала, как высшую форму развития информации – творящую информацию.

Имея одинаковую информационную природу, идеология и сознание являются неразрывными сущностями. Это единство обусловлено ещё и тем, что человек (а это, прежде всего, кибернетическая система) имеет акупунктурную систему, способную воспринимать сигналы извне и затем трансформировать их в соответствующие формы внутренней активности. Именно поэтому идеология всегда направлена на общественное сознание, посредством которого формируется и существует реальность особого рода – общество, осуществляется его экономическая деятельность и реализуется устойчивое развитие.

Сознание выступает в качестве посредника, объединяющего, с одной стороны, все виды экономической деятельности, а с другой стороны – все составные элементы идеологии. Но сознание способно на большее. Сознание создает мыслеформы – некоторые устойчивые образования, несущие определенную информацию. Оно способно не только создавать мыслеформы, но и объективизировать их по своему желанию из виртуальных частиц. Из этого следует, что мысль, возникшая у человека под влиянием идеологии, представляет собой универсальную энергетическую субстанцию, способную трансформироваться в любые виды экономической деятельности, в процессе реализации которой человек и общество в целом получают импульс в своём развитии.

Так что же происходит, когда в общественное сознание поступает идеологическая установка в виде совокупности идеалов, норм и ценностей? На уровне отдельного человека происходит спиновая поляризация частиц мозга. Так как между отделами головного мозга, а также между головным мозгом и остальными системами организма существует связь, эта идеологическая установка может быть легко преобразована в биохимические рефлексы организма в целом. В частности, установочные рефлексы коры головного мозга преобразуются в нейрохимические и гормональные процессы, проходя через гипоталамус (главная нервная структура, поддерживающая гомеостаз – динамическое равновесие организма), отвечающий за многие системы организма, включая и иммунную систему.

Среди химических систем, регулируемых гипоталамусом, имеется большое число нейропептидов, включая хорошо известные сегодня эндорфины (гормоны радости и удовольствия), имеющие совершенно сходное с опиумом успокаивающее и обезболивающее действие. Нейропептиды обладают дуализмом: иногда ведут себя как гормоны (химические вещества, вызывающие изменения в функционировании организма), а иногда – как нейропередатчики (химические вещества, вызывающие изменения в функционировании головного мозга).

Действуя как нейропередатчики в головном мозге, нейропептиды обеспечивают открытие новых нейронных дорожек, сетей и рефлексов. Это означает, что большая доза нейропептидов оказывает на мозг такое же влияние, как и большая доза любого психоделического вещества, давая возможность воспринимать мир по-новому.

Иными словами, происходит существенное увеличение количества информации, обрабатываемой за единицу времени. Чем больше новых цепей образуется в мозге, тем больше информации мозг способен уловить в самых простых и обыденных предметах и событиях. Большой выброс нейропептидов может восприниматься как озарение или «видение всего мира».

Таким образом, идеологическая установка как информация активизирует мыслительный процесс в том или ином направлении. Мысли – это самоорганизующие образования, которые мы ощущаем как образы и идеи. И здесь определяющим является качество и направленность идей, то есть от содержания идеологии зависит уровень мышления как отдельного человека, так и типичный способ мышления, склад ума, мировосприятия, умонастроения всего общества или общественный менталитет.

Влияя через общественное сознание и мышление на мировоззрение и менталитет, идеология способна разрушить общественные устои, внести хаос в общественные отношения, способствует деградации человеческой личности вплоть до уровня психической аномалии (именно этим объясняется неадекватность, граничащая с психическими отклонениями, рассуждений западных и украинских политиков о сути происходящего сегодня в мире, что определяет антиобщественный и зачастую откровенно преступный характер их действий) или же наоборот, может обеспечить благоприятные возможности для достижения социального успеха и всестороннего развития человеческой личности. Идеология по своей сути является самым мощным оружием в современной войне, которым уже давно пользуется Запад в своих интересах.

Внедряя по всему миру либерально-демократические ценности, западные страны проводят неоколониальную политику, которая даёт им шанс на выживание в современных условиях жизни. Страны, попавшие под влияние западных ценностей, превращаются в стремительно деградирующие территории, находящиеся под полным контролем Запада.

Отсюда возникает проблема противодействия цивилизационной экспансии западного мира, которая в последние десятилетия приобрела угрожающие размеры для всего человечества. Не является исключением и Россия, находящаяся в положении колонии по отношению к западному миру.

Необходимость формирования официальной российской идеологии связана ещё и с тем, что её позитивное определение будет способствовать решению проблемы общественной консолидации и государственной целостности России, вызванной потрясением основ российского общества в 90-е годы прошлого столетия и обострившейся в последние годы в связи с движением России в направлении государственного суверенитета.

Несмотря на качественное изменение государственной политики России и явные успеха избранного курса, до настоящего времени остаётся нерешённой проблема официальной идеологии Российской Федерации. А без наличия идейного ядра развития русской цивилизации достаточно сложно противодействовать идеологической агрессии западного мира, которая подчинила своему влиянию большую часть мирового сообщества. Пока Россия практически в одиночку борется с Западом, преодолевая исключительно силовыми методами гегемонию Запада. А вот в идеологическом плане пока противопоставить практически нечего. Сегодня в условиях ожесточения конкурентной борьбы в условиях стремительных глобализационных изменений становится всё более очевидным тот факт, что именно с официальной идеологией связан социальный успех России и будущее не только русской цивилизации, но мировой цивилизации в целом.

Официальная идеология представляет собой совокупность идей, норм и ценностей, утверждаемых на общегосударственном уровне, реализация которых прямо влияет на общественное сознание, создавая тем самым предпосылки для роста уровня общественной культуры и устойчивого развития общества.

Основное назначение официальной идеологии – обслуживать взаимоувязанные интересы данного государства и общества. Сформированная по принципу «снизу-вверх», освещённая авторитетом государства и общества, идеология способствует мобилизации всех находящихся в распоряжении государства средств для осуществления устойчивого развития общества. Ценностный смысл идеологии состоит в следующем.

Во-первых, она даёт представление обществу о направлении его устойчивого развития, о роли государства в этом процессе. В этом смысле идеология становится движущей силой устойчивого развития общества, выступает как инструмент общественной мобилизации и лежит в основе политики государственного управления.

Во-вторых, идеология, воздействуя на общественное сознание и мышление, обеспечивает стабильный рост уровня общественной культуры, формирование адекватного мировоззрения и менталитета, самодостаточности личности, что является основным условием общественной консолидации и единения государства и общества в ходе решения задач по обеспечению устойчивого развития;

В-третьих, официальная идеология связана с легальностью власти. Идеи и ценности, находящие поддержку у общества, повышают её легитимность, усиливают государственную власть и повышают уровень эффективности общественной и государственной трансформации.

В-четвёртых, идеология определяет ценностную ориентацию общества и его линию поведения. Её отсутствие ведёт к утрате координат, позволяющих человеку ориентироваться в динамично меняющейся жизненной реальности, и, как следствие, реальность для некоторой части общества оказывается лишённой смысла, а будущее выглядит неопределённо. Такие люди очень легко попадают под влияние чужеродной идеологии, пополняя ряды «пятой колонны», выступающей против государственных и общественных устоев на территории своего проживания;

В-пятых, идеология должна иметь духовную основу, образующую стержень русской цивилизации. Логика Триединства (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), лежащая в основе взаимосвязи и взаимозависимости идеалов, норм и ценностей официальной идеологии, отражает сущность духовных скрепов русской цивилизации, которые включают в себя всё то, что объединяет русских людей: нравственные основы, положительные черты народного характера, историческая память, достижения страны, общие традиции, язык и культура. Именно этим официальная идеология России выгодно отличается от западной и восточной цивилизации.

Официальная идеология по своему характеру – это комплексное понятие в силу того, что она представляет собой идейную основу политики государственного управления, на базе которой осуществляется взаимодействие трёх сущностей – государства, общества и управления, каждая из которых несёт в себе определённое смысловое или идейное содержание. По этой причине структура официальной идеологии формируется с учётом принципа триединства – единства трёх взаимосвязанных и взаимозависимых идеологий – государственной, общественной и управленческой. Триединство отражает логику взаимодействия трёх личностей одного Бога и информационного процесса как движущей силы этого взаимодействия, что позволяет говорить о наличии духовного основания у формируемой официальной идеологии России (табл. 1).

Наличие духовного фундамента официальной идеологии не просто дань русской традиции государственности. Духовный стержень официальной идеологии России – это, прежде всего основа государственной целостности страны, угроза потери которой сохраняется до сих пор.

Принятие Русью христианства обусловило ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшего перед государством. Ведь вера, как духовная основа единства общества, определяет общее направление развития культуры, особенности политического и экономического строя, условия развития науки, идеологии, философской и духовно-политической мысли. В христианском мировоззрении народ составляет одну большую общину. У него появляется общая цель – борьба за спасение после смерти, воссоединение с Богом. Человек любой национальности начинает ощущать себя частью единого русского народа, проживающего на территории России, что нисколько не умаляет его принадлежности к той или иной национальности. Более того, национальное многообразие лишь обогащает русскую культуру, делает её более колоритной, а, значит, более привлекательной для окружающего мира.


Таблица 1

Логика структурной взаимосвязи элементов официальной идеологии России, информационного процесса и духовности


Общечеловеческий характер идеалов, норм и ценностей официальной идеологии России легко воспринимается и понимается любым обществом. Это значит, что она вполне конкурентоспособна и способна противостоять либерально-демократической идеологической доктрине западного мира, которая насаждается по всему миру с помощью оружия, экономического шантажа и подкупа властной верхушки стран, стремительно приближая тем самым мир к неизбежной катастрофе.

Даже сами страны Западной Европы несвободны от проявлений колониальной политики США. Так, бывший начальник военной контрразведки Бундесвера генерал Камоса опубликовал книгу «Секретные игры тайных служб», где прямо пишет, что согласно послевоенным германо-американским соглашениям каждый новый канцлер Германии, приходящий к управлению страной, должен сразу после выборов приехать в США и подписаться под документом под названием «Канцлер-акт». Срок окончания «Канцлер-акта» – 2099 год.

Наличие духовного основания по сути превращает официальную идеологию России в главный инструмент влияния на сознание и культуру в мировом масштабе, обеспечивая тем самым достижение желаемого результата – глобальной социальной гармонии и устойчивого развития страны.

В основе структурного замысла официальной идеологии положена совокупность идеалов (духовная основа), норм (организационная основа) и ценностей (регулирующая основа). Поэтому каждая из названных идеологий выступает в качестве носителя той или иной основы официальной идеологии (рис. 1).

Движущей силой, определяющей внедрение и развитие официальной идеологии, является государство. Органы государственной власти в лице государственных служащих являются носителями идеологии, что закрепляется в соответствующих должностных инструкциях, положения которой подлежат обязательному выполнению и тщательно контролируются на всех уровнях управленческой иерархии. В этом заложено основное условие эффективного функционирования государственной системы. Игнорирование установленных в должностных инструкция требований является основанием для замены недобросовестного чиновника на более состоятельного в этом плане работника.

Тем самым система отторгает любого, кто не вписывается в правила её функционирования, обеспечивая тем самым гарантию эффективности своего функционирования. Ничего личного – только работа и выполнение своих прямых обязанностей.

Базовым элементом официальной идеологии России, определяющей её эффективность, является государственная идеология, выступающая в качестве программирующей основы всей идеологической конструкции официальной идеологии. Государственная идеология базируется, в свою очередь, на идеалах новаторства, интенсификации производства, экономического роста, сбалансированности, социальной стабильности, социального успеха, роста уровня жизни. При этом сбалансированность является стержневым принципом, вокруг которого концентрируется вся идеологическая конструкция российского государства.

Новаторство – это проявление нового в созидательной деятельности людей, выражение творческих способностей человека в труде. Официальная идеология России в данном виде открывает большие возможности для свободного проявления творческих способностей и талантов человека для массового новаторства. Трудовое новаторство является неиссякаемым источником роста производительности труда, ускорения научно-технического прогресса. Особую значимость новаторство играет в укреплении связей науки и производства, обеспечивая тем самым его интенсификацию.


Рис. 1. Логическая схема официальной идеологии России


Интенсификация производства основана на более эффективных средствах производства и его организации в отличие от экстенсивного за счёт расширения производства при сохраняющемся уровне технологии и качества ресурсов. Интенсификация предполагает увеличение затрат на производство, однако эти затраты окупаются более эффективным и экономичным использованием всех применяемых ресурсов. Интенсификация обеспечивает ускорение экономического развития. Одним из наиболее значимых результатов интенсификации является рост производительности труда, то есть увеличивается количество продукции, выпущенной за единицу времени. Без роста производительности труда невозможен рост заработной платы, которая является основным источником благосостояния общества и непременным условием экономического роста.

Экономический рост проявляется в увеличении реального ВВП за определённый период времени. Однако сам по себе экономический рост бесполезен, если он не соответствует росту уровня жизни населения. В этом случае он приносит выгоды исключительно владельцам средств производства, ущемляя интересы наёмных работников и обостряя социальные противоречия. Поэтому динамика экономического роста должна быть положительной и стабильной во времени и обязательно сбалансирована с динамикой роста жизненного уровня. Сбалансированность, то есть обеспечение взаимосвязи и взаимозависимости уровня зарплаты, производительности труда и экономического роста в данном случае достигается посредством реализации общественной идеологии.

Общественная идеология представляет собой совокупность идеалов, норм и ценностей, направленных на положительное изменение общественного сознания на основе стремления к общественным идеалам: свобода личности, свобода самореализации, причастность к обществу, духовность, равенство перед законом, социальная справедливость и социальное благополучие. Общественная идеология выполняет организующую роль в структуре официальной идеологии, обеспечивая тем самым создание организационных предпосылок для реализации государственной идеологии посредством активизации внутреннего побуждения членов общества к исполнению ряда норм:

1. Корпоративные нормы. Они представляют собой правила поведения, регулирующие общественное отношения внутри отдельных организаций, трудовых коллективов, учебных заведениях, предпринимательских союзах и т.д.

2. Нормы права. Это признаваемые и обеспечиваемые государством общеобязательное правила, из которых вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призваны регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения

3. Нормы морали (нравственности). Они представляют собой совокупность всех типов взаимоотношений между людьми, возникающих в процессе совместного проживания. Главными факторами морально допустимого поведения являются моральные убеждения личности, уровень её культурного развития и волевой настрой.

4. Нормы обычаев. Это правила внешнего поведения, которые рассматриваются членами социального объединения как обязательные либо на основании непосредственных условий общественной жизни, либо на основании какого-либо общественного авторитета.

Следствием реализации организационной роли общественной идеологии является создание комфортной для органов государственной власти (внутренне не напряженной) ситуации «мыслящего участника». Реализуя общественную идеологию, государство становится способным устанавливать социальным консенсус и осуществлять управление, в основе которого лежит идеологическое воздействие управленческого характера, то есть управленческая идеология.

Управленческая идеология представляет собой совокупность идей по управлению (единоначалие, коллегиальность, гласность, делегирование полномочий, мотивация, экономичность и эффективность), задаёт цели и определяет форму их достижения. Она выступает в системе официальной идеологии своеобразным регулятором направленности общественного сознания, действие которого позволяет обозначать значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в общественном сознании соответствующих ценностей необходимо для формирования единых ценностных ориентиров на уровне общества, государства и государственного управления. К таким ценностям относятся:

1. Личная независимость. Желание быть независимым от обстоятельств и других людей – это одна из главных причин, заставляющих общество стремиться к тому, чтобы сконцентрировать свои усилия для достижения социального успеха. Вместе с тем следует отметить, что достижение полной независимости, даже относительной, практически невозможно. К ней необходимо стремиться, максимально близко приближаясь к её возможному уровню.

2. Трудолюбие. Под трудолюбием понимается черта характера человека, который положительно относится к процессу труда в любом его отношении. Кроме того, трудолюбие – это ещё и способность отдавать большое количество времени и собственных сил труду. Трудолюбие помогает:

Достичь высоких результатов в работе;

Обеспечивает человека положительной энергией и уверенностью в положительных результатах своей деятельности;

Подталкивает его к профессиональному самосовершенствованию и повышает уровень ответственности.

3. Ориентация на прошлое, настоящее и будущее. Временная перспектива – это один из самых значимых факторов, определяющих поведение человека и определяющих результаты работы как отдельного человека, так и коллектива, в котором он работает. Временная перспектива связана с тем, как человек распределяет поток жизненного опыта по определённым временным рамкам или временным зонам. На формирование временной перспективы человека значимое влияние оказывает ряд факторов:

Географическое положение и климат;

Уровень общественной культуры;

Социальный класс;

Уровень образования;

Политическая и экономическая стабильность;

Внешнее окружение (семья, друзья, общество).

Недопустимой является ориентация исключительно на прошлое, настоящее или будущее. Временная перспектива должна быть сбалансированной и исходить из степени понимания конкретной ситуации. Оптимальный баланс: иметь высокий уровень ориентации на положительное прошлое, достаточно высокий уровень ориентации на будущее и средний уровень ориентации на гедонистическое настоящее. Приобретение навыков достижения оптимальной временной перспективы является одним из результатов образования.

4. Профессионализм. Под профессионализмом понимается совокупность качеств, выражающих моральную и социальную ответственность за содержание и результаты профессиональной деятельности. Профессиональный человек – это не только отражение профессиональной компетентности, но и демонстрация компетентности и в других областях: умение вести коммуникации, самоорганизация, управление стрессом, навыки работы в коллективе, лидерские навыки, умение достигать результатов разными способами, стремление к саморазвитию и новаторству в работе, высокая обучаемость, гибкое мышление, инициативность и т.д.

5. Стремление к достижениям. Стремление к достижениям целесообразно рассматривать как стремление к достижению положительных целей своей профессиональной деятельности обладанию новых профессиональных качеств более высокого порядка, нежели до этого. Данное стремление зависит не только от целеустремленности, настойчивого труда ради достижения успеха, предприимчивости, но и эффективности системы мотиваций, функционирующей в той или иной среде.

Ориентация общества, государства и государственного управления на единые ценности обеспечивает равенство в понимании и постановке общих целей устойчивого развития. Это способствует установлению социальной стабильности, которая представляет собой устойчивое состояние общества, позволяющее ему эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя свою структуру и качественные параметры. Механизмами, поддерживающими социальную стабильность, являются социальные институты государства и общества.

Социальная стабильность является залогом социального успеха, который отражает определённый уровень социальных достижений, признаваемый достойным в данной стране. Социальный успех достигается через обретение обществом внутренней свободы и его самореализацию при расширении сферы взаимодействия. Пределом социального успеха является абсолютная власть общества над государством, которая проявляет себя не в тотальном доминировании общества над государственными институтами, а в свободе контроля со стороны общества, осуществляемого в отношении государственных структур с целью обеспечения прозрачности их деятельности и подотчётности государства обществу.

Социальный успех способствует установлению доверительных отношений между государством и обществом и укрепляет их сотрудничество в процессе производства общественно значимого продукта.

В процессе обеспечения социального успеха общественное сознание, знания и мышление получают толчок в развитии, то есть имеет место рост уровня общественной культуры. Так как при этом наблюдается повышение уровня удовлетворения общественных потребностей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени, то есть все основания утверждать, что имеет место рост уровня жизни населения, что указывает на устойчивое развитие общества.

Реализация официальной идеологии России в предложенном виде позволит государству стать эффективным лидером социальных преобразований, обоснованные и целесообразные действия которого будут генерировать доверие со стороны общества к государственным институтам, формировать общенациональную консолидацию и в полной мере способствовать социальному успеху и росту жизненного уровня населения России. Это укрепит конкурентную позицию России на глобальном уровне, поднимет её авторитет в международном сообществе, сделает страну привлекательной для проживания территорией и обеспечит ренессанс русской цивилизации.

Владимир Подгорный


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»