События 20 30 годов. г - сплошная коллективизация

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Экономическая политика:

Во второй половине 20-х годов важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, обеспечение се экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства.

Политика индустриализации. Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925 г. XIV съезд Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (переименована после образования СССР). На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В его документах обосновывалась потребность в максимальном развитии производства средств производства (группа «А») для обеспечения экономической независимости страны. Подчеркивалась важность создания социалистической промышленности на основа повышения се технического оснащения. Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 г. IV съездом Советов СССР. Главное внимание в первые годы уделялось реконструкции старых промышленных предприятий. Одновременно строились свыше 500 новых заводов, в их числе Саратовский и Ростовский сельскохозяйственного машиностроения, Карсакнайскии медеплавильный и др. Началось сооружение Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб) и Днепровской гидроэлектростанции (Днепрогэс). Развитие и расширение промышленного производства почти на 40% велось за счет ресурсов самих предприятии, кроме внутрипромышленного накопления источником финансирования стало перераспределение в пользу индустрии национального дохода.

Осуществление политики индустриализации потребовало изменений в системе управления промышленностью. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялось единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. На базе ВСНХ СССР были образованы наркоматы тяжелой, легкой и лесной промышленности. Сложившиеся в 20-30-х годах формы и методы управления промышленностью стали частью механизма хозяйствования, сохранявшегося в течение длительного времени. Для него были характерны чрезмерная централизация, директивное командование и подавление инициативы с мест. Не были четко разграничены функции хозяйственных и партийных органов, которые вмешивались во все стороны деятельности промышленных предприятий.

Развитие промышленности. Первый пятилетний план. На рубеже 20-30-х годов руководством страны был принят курс на всемерное ускорение, «подхлестывание» индустриального развития, на форсированное создание социалистической промышленности. Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства. Первый пятилетний план (1928/29-1932/33 гг.) вступил в действие с 1 октября 1928 г. К этому времени еще не были утверждены задания пятилетки, а разработка некоторых разделов (в частности, по промышленности) продолжалась. Пятилетний план разрабатывался при участии крупнейших специалистов. К его составлению были привлечены А. Н. Бах - известный ученый-биохимик и общественный деятель, И. Г. Александров и А. В. Винтер - ведущие ученые-энергетики, Д. Н. Прянишников - основатель научной школы агрохимии и др.

Раздел пятилетнего плана в части индустриального развития был создан работниками ВСНХ под руководством его председателя В. В. Куйбышева. Он предусматривал среднегодовой прирост промышленной продукции в объеме 19-20%. Обеспечение столь высоких темпов развития требовало максимального напряжения сил, что хорошо понимали многие руководители партии и государства. Н. И. Бухарин в статье «Заметки экономиста» (1929 г.) поддержал необходимость высоких темпов индустриализации. По его мнению, осуществлению таких темпов могли способствовать повышение эффективности и снижение себестоимости производства, экономия ресурсов и уменьшение непроизводительных затрат, повышение роли науки и борьба с бюрократизмом. Одновременно автор статьи предостерегал против «коммунистических» увлечений и призывал к более полному учету объективных экономических законов.

План был утвержден на V Всесоюзном съезде Советов в мае 1929 г. Главная задача пятилетки заключалась в том, чтобы превратить страну из аграрно-индустриальиой в индустриальную. В соответствии с этим началось сооружение предприятий металлургии, тракторо-, автомобиле- и авиастроения (в Сталинграде, Магнитогорске, Кузнецке, Ростове-на-Дону. Керчи, Москве и других городах). Полным ходом шло строительство Днепрогэса и Турксиба.

Однако очень скоро начался пересмотр плановых заданий индустрии в сторону их повышения. Были «откорректированы» задания по производству строительных материалов, по выплавке чугуна и стали, по выпуску сельскохозяйственных машин. Пленум ЦК партии, состоявшийся в ноябре 1929 г., утвердил новые контрольные цифры развития промышленности в сторону их резкого увеличения. По мнению И. В. Сталина и его ближайшего окружения, можно было к концу пятилетки выплавить чугуна вместо планируемых 10 млн. тонн - 17 млн., выпустить 170 тыс. тракторов вместо 55 тыс., произвести 200 тыс. автомобилей вместо 100 тыс. и т. д. Новые контрольные цифры не были продуманы и не имели под собой реальной основы.

Руководство страны выдвинуло лозунг - в кратчайший срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны. За ним стояло желание в кратчайшие сроки любой ценой ликвидировать отставание в развитии страны и построить новое общество. Промышленная отсталость и международная изоляция СССР стимулировали выбор плана форсированного развития тяжелой промышленности.

В первые два года пятилетки, пока не иссякли резервы нэпа, промышленность развивалась в соответствии с плановыми заданиями и даже превышала их. В начале 30-х годов темпы ее росла значительно упали: в 1933 г. они составили 5% против 23,7% в 1928-1929 гг. Ускоренные темпы индустриализации потребовали увеличения капиталовложений. Субсидирование промышленности велось в основном за счет внутрипромышленного накопления и перераспределения национального дохода через госбюджет в ее пользу. Важнейшим источником ее финансирования стала «перекачка» средств из аграрного сектора в индустриальный. Кроме того, для получения дополнительных средств правительство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег, что вызвало резкое углубление инфляции. И хотя было объявлено о завершении пятилетки в 4 года и 3 месяца, «откорректированные» задания плана по выпуску большинства видов продукции выполнить не удалось.

Вторая пятилетка. Второй пятилетний план (1933-1937 гг.), утвержденный XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 г., сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии в ущерб отраслям легкой промышленности. Его главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции народного хозяйства на основе новейшей техники для всех его отраслей. Плановые задания в области индустрии по сравнению с предыдущим пятилетием были более умеренными и казались реальными для выполнения. За годы второй пятилетки были сооружены 4,5 тыс. крупных промышленных предприятий. Вошли в строй Уральский машиностроительный и Челябинский тракторный, Ново-Тульский металлургический и другие заводы, десятки доменных и мартеновских печей, шахт и электростанций. В Москве была проложена первая линия метрополитена. Ускоренными темпами развивалась индустрия союзных республик. На Украине были возведены предприятия машиностроения, в Узбекистане - заводы по обработке металла.

Завершение выполнения второго пятилетнего плана было объявлено досрочным - снова за 4 года и 3 месяца. В некоторых отраслях промышленности действительно были достигнуты очень высокие результаты. В 3 раза выросла выплавка стали, в 2,5 раза - производство электроэнергии. Возникли мощные индустриальные центры и новые отрасли промышленности: химическая, станко-, тракторо-и авиастроительная. Вместе с тем развитию легкой промышленности, производящей предметы потребления, не уделялось должного внимания. Сюда направлялись ограниченные финансовые и материальные ресурсы, поэтому результаты выполнения второй пятилетки по группе «Б» оказались значительно ниже запланированных (от 40 до 80% по разным отраслям).

Масштабы промышленного строительства заражали энтузиазмом многих советских людей. На призыв XV! конференции ВКП(б) организовать социалистическое соревнование откликнулись тысячи тружеников заводов и фабрик.

Среди рабочих разных отраслей промышленности получило широкое развитие стахановское движение. Его инициатор - шахтер Алексей Стаханов в сентябре 1935 г. установил выдающийся рекорд, выполнив за смену 14 трудовых норм. Последователи А. Стаханова показывали примеры небывалого подъема производительности труда. На многих предприятиях выдвигались встречные планы производственного развития, более высокие по сравнению с установленными. Трудовой энтузиазм рабочего класса имел большое значение для решения задач индустриализации. Вместе с тем рабочие нередко поддавались нереальным призывам, таким, как призывы выполнить пятилетку за четыре года или догнать и перегнать капиталистические страны. Стремление к установлению рекордов имело и оборотную сторону. Недостаточная подготовленность вновь назначенных хозяйственных руководителей и неумение большинства рабочих освоить новую технику порой приводили к ее порче и к дезорганизации производства.

Аграрная политика. Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличивались цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало осложнения с хлебозаготовками и глубокий хлебный кризис конца 1927 г. Он ухудшил экономическую ситуацию в стране, поставил под угрозу выполнение плана индустриализации. Часть экономистов и хозяйственников видели причину кризиса в ошибочности курса партии. Для выхода из создавшегося положения предлагалось изменить взаимоотношения между городом и деревней, добиться их большей сбалансированности. Но для борьбы с хлебозаготовительным кризисом был избран иной путь.

Для активизации хлебозаготовок руководство страны прибегло к чрезвычайным мерам, напоминающим политику периода «военного коммунизма». Запрещалась свободная рыночная торговля зерном. При отказе продавать хлеб по твердым ценам крестьяне подлежали уголовной ответственности, местные Советы могли конфисковывать часть их имущества. Особые «оперуполномоченные» и «рабочие отряды» изымали не только излишки, но и необходимый крестьянской семье хлеб. Эти действия привели к обострению отношений между государством и сельским населением, которое в 1929 г. уменьшило посевные площади.

Переход к коллективизации. Кризис заготовительной кампании 1927/28 гг. и тенденция части работников аппарата ЦК ВКП(б) к централизованному, административно-командному руководству всеми отраслями экономики ускорили переход к всеобщей коллективизации. Проходивший в декабре. 1927 г. XV съезд ВКП(б) принял специальную резолюцию по вопросу о работе в деревне. В ней шла речь о развитии на селе всех форм кооперации, которые к этому времени объединяли почти треть крестьянских хозяйств. В качестве перспективной задачи намечался постепенный переход к коллективной обработке земли. Но уже в марте 1928 г. ЦК партии в циркулярном письме в местные парторганизации потребовал укрепления действующих и создания новых колхозов и совхозов.

Практическое проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании новых колхозов. Из госбюджета выделялись значительные суммы на финансирование коллективных хозяйств. Им предоставлялись льготы в области кредита, налогообложения, снабжения сельхозтехникой. Принимались меры по ограничению возможностей развития кулацких хозяйств (ограничение аренды земли и т. д.). Непосредственное руководство колхозным строительством осуществлял секретарь ЦК ВКП(б) по работе в деревне В. М. Молотов. Был создан Колхозцентр СССР, возглавляемый Г. Н. Каминским.

В январе 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству». В нем намечались жесткие сроки ее проведения. В основных зерновых районах страны (Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ) ее должны были завершить к весне 1931 г., в Центральной Черноземной области, на Украине, Урале, в Сибири и Казахстане - к весне 1932 г. К концу первой пятилетки коллективизацию планировалось осуществить в масштабе всей страны.

Несмотря на принятое решение, и Политбюро ЦК ВКП(б), и низовые партийные организации были намерены провести коллективизацию в более сжатые соки. Началось «соревнование» местных властей за рекордно быстрое создание «районов сплошной коллективизации». В марте 1930 г. был принят Примерный устав сельскохозяйственной артели. В нем провозглашался принцип добровольности вхождения в колхоз, определялся порядок объединения и объем обобществляемых средств производства. Однако на практике эти положения повсеместно нарушались, что вызвало сопротивление крестьян. Поэтому многие первые колхозы, созданные весной 1930 г., быстро распались. Потребовалась отправка на село отрядов «сознательных» рабочих-партийцев («двадцатипятитысячники»). Вместе с работниками местных парторганизаций и ОГПУ, переходя от уговоров к угрозам, они убеждали крестьян вступать в колхозы. Для технического обслуживания вновь возникавших крестьянских производственных кооперативов в сельских районах организовывались машинно-тракторные станции (МТС).

В ходе массовой коллективизации была проведена ликвидация кулацких хозяйств[i]. (В предшествующие годы осуществлялась политика ограничения их развития.) В соответствии с постановлениями конца 20-х - начала 30-х годов прекращалось кредитование и усиливалось налоговое обложение частных хозяйств, отменялись законы об аренде земли и найме рабочей силы. Было запрещено принимать кулаков в колхозы. Все эти меры вызывали их протесты и террористические действия против колхозных активистов. В феврале 1930 г. был принят закон, определивший порядок ликвидации кулацких хозяйств. В соответствии с ним слои кулачества разделяли на три категории. В первую включались организаторы антисоветских и антиколхозных выступлений. Они подвергались аресту и суду. Наиболее крупных кулаков, отнесенных ко второй категории, надлежало переселять в другие районы. Остальные кулацкие хозяйства подлежали частичной конфискации, а их владельцы - выселению на новые территории из областей прежнего проживания. В процессе раскулачивания были ликвидированы 1- 1,1 млн. хозяйств (до 15% крестьянских дворов).

Итоги коллективизации. Ломка сложившихся в деревне форм хозяйствования вызвана серьезные трудности в развитии аграрного сектора. Среднегодовое производство зерна в 1933-1937 гг. снизилось до уровня 1909-1913 гг., на 40-50% уменьшилось поголовье скота. Это было прямым следствием насильственного создания колхозов и неумелого руководства присланных в них председателей. В то же время росли планы по заготовкам продовольствия. Вслед за урожайным 1930 г. зерновые районы Украины, Нижней Волги и Западной Сибири охватил неурожай. Для выполнения планов хлебозаготовок вновь вводились чрезвычайные меры. У колхозов изымалось 70% Урожая, вплоть до семенного фонда. Зимой 1932-1933 гг. многие только что коллективизированные хозяйства охватил голод, от которого умерло, по разным данным, от 3 млн. до 5 млн. человек (точная Цифра неизвестна, информация о голоде тщательно скрывалась),

Экономические издержки коллективизации не остановили ее проведения. К концу второй пятилетки было организовано свыше 243 тыс. колхозов. В их составе находилось свыше 93% от общего числа крестьянских дворов. В 1933 г. была введена система обязательных поставок сельскохозяйственной продукции государству. Устанавливаемые на нее государственные цены были в несколько раз ниже рыночных. Планы колхозных посевов составлялись руководством МТС, утверждались исполкомами районных Советов, затем сообщались сельскохозяйственным предприятиям. Вводилась натуральная оплата (зерном и сельхозпродуктами) труда механизаторов МТС; ее размеры определялись не колхозами, а вышестоящими инстанциями. Введенный в 1932 г. паспортный режим ограничивал права крестьян на передвижение. Административно-командная система управления колхозами, высокие размеры государственных поставок, низкие заготовительные цены на сельхозпродукцию тормозили экономическое развитие хозяйств.

К середине 30-х годов усилилась бюрократизация управления экономикой. Углубились деформации в развитии народного хозяйства: легкая промышленность все более отставала от тяжелой индустрии. Серьезные трудности испытывали сельское хозяйство, железнодорожный и речной транспорт.

Борьба с инакомыслием. Параллельно с формированием режима личной власти И. В: Сталина развертывалась борьба с инакомыслием. Увеличивались масштабы репрессий в отношении «классово-враждебных» лиц. Карательные меры коснулись практически всех слоев населения. Вслед за раскулачиванием были проведены репрессивные меры в отношении городских слоев населения. В категорию «врагов народа» попали многие ответственные работники Госплана, ВСНХ, наркоматов. Виновниками срывов промышленных планов были объявлены хозяйственники и инженеры, прежде всего представители старых (буржуазных) специалистов. В конце 1930 г. по делу «Промпартии» была привлечена к суду и осуждена группа научно-технической интеллигенции во главе с директором научно-исследовательского Теплотехнического института Л. К. Рамзиным. По обвинению в принадлежности к Трудовой крестьянской партии на скамье подсудимых оказались видные ученые-аграрники Н. Д. Кондратьев, А. В. Чаянов и др. «Вина» ученых заключалась в том, что их взгляды на проводившуюся коллективизацию отличались от официальных взглядов. В частности, они считали необходимым условием развития сельской кооперации наличие рынка. Аресту подверглась группа бывших деятелей партии меньшевиков, а также бывшие царские генералы и офицеры, служившие в Красной Армии.

Расширение масштабов репрессий сопровождалось нарушением законности. ЦИК СССР принял несколько постановлений, ставших основой проводимых беззаконий. Создавалось особое совещание - внесудебный орган в системе госбезопасности. Решение им вопросов об основании и мерах репрессий не подлежало контролю. На таком же принципе строили свою работу и другие внесудебные неконституционные органы - «тройки» и «двойки» НКВД. Устанавливался новый порядок ведения дел о террористических актах. Их рассмотрение проводилось в десятидневный срок без участия защиты и обвинения. Одним из теоретиков права, подводивших «научную базу» под произвол 30-х годов, был генеральный прокурор СССР А. Я. Вышинский.

Усиливались административно-командные методы руководства социально-политической и культурной жизнью страны. Были ликвидированы многие общественные организации. Причины их упразднения были различными. В одних случаях - малочисленность или финансовые неурядицы. В других - пребывание в составе обществ «врагов народа». Были ликвидированы Всесоюзная ассоциация инженеров, Российское общество радиоинженеров. Общество любителей российской словесности, Общество истории и древностей российских. Прекратили существование Общество старых большевиков и Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, объединявшие, кроме большевиков, бывших анархистов, меньшевиков, бундовцев, эсеров и т. п. Продолжали действовать в основном те объединения, которые могли быть использованы в интересах государства (Осоавиахим, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная организация помощи борцам революции - МОПР и др.). Профессиональные объединения творческой интеллигенции были поставлены под контроль партийно-государственных чиновников.

Конституция СССР 1936 г. Преобразование экономики и усиление централизции в системе управления привели к формированию новой модели общества, к почти полному «огосударствлению» народного хозяйства. Произошедшие изменения в экономическом, социально-политическом и национально-государственном развитии Советского Союза с середины 20-х голов потребовали изменения Основного Закона. В разработке проекта новой Конституции принимали участие видные государственные и партийные работники, в их числе - М. И. Калинин, Н. И. Бухарин, А. С. Бубнов, Г. К. Орджоникидзе, а также большая группа специалистов в области права.

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформировавшейся в стране административно-командной системы. Однако в тот период (и в последующие годы существования Советского государства) считалось, что Конституция законодательно закрепляла построение в СССР социалистического общества.

В Основном Законе были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР, появление новых союзных и автономных республик и областей. В связи с ликвидацией ЗСФСР возникли самостоятельные республики: Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР. Казахская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в союзные республики. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11. Подтверждалась добровольность государственного объединения советских социалистических республик.

Политическую основу страны составляли Советы депутатов трудящихся. Изменялась структура государственной власти: ее высшим законодательным органом становился Верховный Совет, состоявший из двух палат (Совета Союза и Совета Национальностей). В число его задач входило утверждение состава правительства СССР. Расширялись обязанности общесоюзных наркоматов в области законодательства, народнохозяйственного развития, укрепления обороноспособности страны. Одновременно были неоправданно сужены права некоторых республиканских органов власти, в частности, в законодательной сфере.

Социальная основа государства декларировалась как союз рабочих и крестьян при сохранении диктатуры пролетариата. (На практике это выражалось в диктатуре ВКП(б), ее аппарата.) Социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства объявлялись экономической основой СССР. Эта собственность существовала в двух формах: государственной (шахты, заводы в промышленности, совхозы и МТС на селе) и колхозно-кооперативной.

В связи с ликвидацией бывших эксплуататорских классов и частной собственности были внесены изменения в избирательную систему. Отменялись ограничения избирательного права для сельского населения. Упразднялись система многоступенчатости выборов в государственные органы власти и открытое голосование. Конституция законодательно зафиксировала всеобщие, тайные, равные и прямые выборы в Советы всех уровней.

Гражданам СССР гарантировались права на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости. Труд объявлялся обязанностью каждого способного к нему гражданина по принципу: «Кто не работает, тот не ест». Провозглашалась свобода отправления религиозных культов. Одновременно вводилась свобода антирелигиозной пропаганды.

В книге «История Коммунистической партии большевиков. Краткий курс», подготовленной при непосредственном участии И. В. Сталина и опубликованной в 1938 г., новый Основной Закон был назван Конституцией «победы социализма и рабоче-крестьянской демократии». История показала иллюзорность этого вывода главы государства. Однако положение о победе социализма в СССР, о завершении в середине 30-х годов переходного периода от капитализма к социализму на многие десятилетия укрепилось в советской исторической литературе.

Политические процессы 30-х годов. Политический курс И. В. Сталина, концентрация в его руках неограниченной власти вызывали оппозиционные настроения у многих руководящих партийных работников и рядовых членов ВКП(б). «Злым гением русской революции» называли И. В. Сталина противники репрессий, стремившиеся противодействовать им. Группа московских партработников («Союз защиты ленинизма») во главе с М. Н. Рютиным обратилась с манифестом «Ко всем членам ВКГТ(б)». В нем предлагалось отстранить И. В. Сталина от должности Генерального секретаря ЦК и внести коррективы в систему управления народным хозяйством. В 1932 г. участники группы были арестованы, обвинены в попытке реставрации капитализма и расстреляны. Насаждение методов произвола и беззакония создавало в стране обстановку страха, подозрительности, взаимного недоверия друг к другу.

В середине 30-х годов начались репрессии против старых партийцев, не согласных с установившимися методами руководства страной. Поводом для массовых репрессий послужило убийство 1 декабря 1934 г. С. М. Кирова, первого секретаря Ленинградского горкома и обкома партии, члена Политбюро ЦК ВКП(б). Расследование обстоятельств этого террористического акта направлял И. В. Сталин. Согласно официальной версии, убийство было совершено по поручению подпольной троцкистско-зиновьсвской группы в целях дезорганизации руководства страны. К высшей мере наказания приговорили несколько партийно-государственных работников, хотя их участие в покушении на С. М. Кирова не было доказано.

В. 1937 г. по делу так называемого параллельного антисоветского троцкистскою центра к суду была привлечена группа ответственных работников наркоматов тяжелой и лесной промышленности. В их числе находились Ю. Л. Пятаков (в прошлом - один из участников оппозиции И. В. Сталину) и Г. Я. Сокольников. Они обвинялись, ко всему прочему, в попытках подорвать экономическую мощь СССР, во вредительстве, в организации аварий на предприятиях, в преднамеренном срыве государственных планов. Тринадцать обвиняемых были приговорены к расстрелу и четверо - к тюремному заключению. Попытку воспрепятствовать беззакониям предпринял нарком тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе. Вместе с сотрудниками наркомата он проверил дела группы «врагов народа», занятых на строительстве предприятий тяжелой промышленности, и доказал их невиновность.

В 1936 г. по вымышленному обвинению в антисоветской деятельности и шпионаже (дело об антисоветском «объединенном троцкистско-зиновьевском центре») осудили бывших лидеров партии Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева и др. Жертвами репрессий стали тысячи политэмигрантов, многие работники Коминтерна. Репрессивная политика проводилась против целых народов. В 1937 г. СНК и ЦК ВКП(б) постановили немедленно выселить из Дальневосточного края проживавшее там корейское население. Необходимость этого акта мотивировалась возможной засылкой на Дальний Восток японскими спецслужбами китайских и корейских шпионов. Вслед за тем свыше 36 тыс. корейских семей (более 170 тыс. человек) были депортированы в районы Средней Азии.

Репрессии коснулись командных кадров Красной Армии (М. Н. Тухачевский, И. Э. Якир, И. П. Уборевич, А. И. Егоров, В. К. Блюхер). В 1938 г. был сфабрикован еще один политический процесс по делу «антисоветского правотроцкистского блока» (Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.). Подсудимых обвиняли в намерении ликвидировать существующий в СССР общественный и государственный строй, реставрировать капитализм. Добиться этой цели они якобы предполагали средствами шпионской и. диверсионной деятельности, путем подрыва экономики страны. Все эти акции проходили с нарушением норм правосудия и завершились расстрелом осужденных.

По ложным доносам и обвинениям в «контрреволюционной» деятельности арестовывали десятки тысяч невинных людей. Их приговаривали к заключению и принудительным работам в системе Государственного управления лагерей (ГУЛАГ). Труд заключенных использовался на лесоповалах, строительстве новых заводов и железных дорог. К концу 30-х годов система ГУЛАГа включала более 50 лагерей, свыше 420 исправительных колоний, 50 колоний для несовершеннолетних. Численность заключенных в них лиц увеличилась со 179 тыс. в 1930 г. до 839,4 тыс. - в конце 1935 г. и до 996,4 тыс. - в конце 1937 г. (официальные данные). Однако общее количество жертв репрессий было значительно больше. Одним из косвенных показателей масштабов репрессий служат данные о динамике численности населения в СССР. С 1 января 1929 г. по I января 1933 г. количество жителей увеличилось на 11 млн. человек. С 1 января 1933 г. но декабрь 1937 г. население сократилось почти на 2 млн.

Отношение государства к религии. В конце 20-х голов усилилось государственное регулирование деятельности религиозных объединений. К этому времени почти все религиозные организации объявили о своей лояльности к новому строю. Началась разработка союзного закона о религиозных культах. Обсуждение его проекта проводилось в ведомствах, осуществляющих «церковную политику»: НКВД, Президиуме ЦИК СССР. В ходе обсуждения развернулась дискуссия о перспективах религии в советском обществе, о характере деятельности культовых организаций, о формах антирелигиозной пропаганды. Утверждалось, что работа многих церковных общин приобрела антисоветский характер. Предлагалось усилить борьбу с ними как с контрреволюционной силой. Было решено сохранить существующее в республиках законодательство по отношению к религии.

Весной 1930 г. Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление «О религиозных объединениях». Вводился запрет на хозяйственную (создание кооперативов) и благотворительную работу общин. Запрещалось преподавание религиозных вероучений в учебных заведениях - государственных, общественных, частных. Для связи с религиозными организациями создавалась комиссия по вопросам культа при ВЦИК. В нес вошли представители наркоматов юстиции, внутренних дел, просвещения, ОГПУ. Позднее комиссия была преобразована в общесоюзную при Президиуме ЦИК СССР (председателем ее стал П. Л. Красиков).

Усилилась пропагандистская кампания с разъяснением населению «несостоятельности» религиозных вероучений. Центром атеистической пропаганды являлся «Союз воинствующих безбожников», возглавляемый публицистом и автором многих антирелигиозных книг Км. Ярославским. Союз издавал многотысячными тиражами газеты к журналы («Воинствующий атеизм», «Безбожник у станка», «Антирелигиозник», «Юные безбожники» и др.). Создавались антирелигиозные музеи и выставки, организовывались курсы для подготовки пропагандистов атеизма. II съезд Союза безбожников (1929 г.) провозгласил атеистическую работу важнейшим участком классовой борьбы. Борьба с религией объявлялась борьбой за социализм.

В феврале 1930 г. ЦИК и СНК приняли постановление «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений». Местным органам власти рекомендовалось усилить контроль за составом руководителей общин. «Враждебных» советскому строю лиц предлагалось исключить из актива религиозных объединений. Участились целенаправленные репрессии против духовенства. Было увеличено налоговое обложение церковнослужителей. В случае неуплаты налогов их имущество конфисковывалось, а сами они выселялись в другие районы страны. Был упрощен порядок закрытия церквей: решение этого вопроса передавалось облисполкомам и крайисполкомам Советов. В середине 30-х годов число действующих культовых зданий (храмов, церквей, мечетей, синагог и др.) составляло 28,5% имевшихся в дореволюционной России. В связи с этим ЦИК счел нужным упразднить созданную ранее комиссию по вопросам культа. В новую Конституцию СССР не было включено положение о свободе религиозной пропаганды.

К середине 30-х годов в СССР завершилось формирование административно-командной системы. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью. Сужение демократических свобод и прав граждан и общественных институтов сопровождалось ростом и укреплением культа личности И. В. Сталина. Многие отечественные и зарубежные историки считают возможным говорить о том, что в 30-е годы в СССР сформировалось тоталитарное общество.

СССР в 1938 г. - начале 1941 г.:

Внутриполитическое и экономическое развитие СССР оставалось сложным и противоречивым. Это объяснялось усилением культа личности И. В. Сталина, всевластием партийного руководства, дальнейшим укреплением бюрократизации и централизации управления. Одновременно росли вера большей части народа в социалистические идеалы, трудовой энтузиазм и высокая гражданственность.

Культ личности И. В. Сталина был вызван разными факторами; отсутствием в стране демократических традиций; во многом сохранившейся монархистской психологией масс, порождающей иллюзию мудрости и непогрешимости вождя, атмосферой страха в условиях репрессий и политических процессов. Укреплению веры народа в И. В. Сталина способствовали также подлинные и мнимые (распропагандированные) успехи социалистического строительства. Культ И. В. Сталина насаждался его ближайшим окружением, делавшим на этом быструю политическую карьеру: К. Е. Ворошиловым, Л. М. Кагановичем, В. М. Молотовым, Г. М. Маленковым, Н. С. Хрущевым, Л. П. Берией и др. По всей стране культ И. В. Сталина внедряли в сознание народа многочисленные партийные работники и государственные служащие.

В области экономики продолжала развиваться система государственного социализма - жесткого планирования, распределения и контроля во всех сферах хозяйственной деятельности. Были расширены полномочия Госплана, создан Наркомат государственного контроля. Укреплялись командно-административные методы управления, которые, несмотря на их недостатки, сыграли положительную роль в мобилизации экономических и людских ресурсов для отражения фашистской агрессии. Советское правительство провело серию экономических, военных, социально-политических и идеологических мероприятий для укрепления обороноспособности страны.

Экономическая политика. Развитие СССР определялось заданиями третьего пятилетнего плана (1938-1942 гг.), утвержденного XVIII съездом ВКП(б) в марте 1939 г. Был выдвинут политический лозунг - догнать и перегнать по уровню производства продукции на душу населения развитые капиталистические страны. Эта установка была демагогической. Она исходила из сфальсифицированных и завышенных показателей итогов выполнения второго пятилетнего плана. Несмотря на несомненные успехи (в 1937 г. СССР по объему производства вышел на 2-е место в мире после США), промышленное (и особенно техническое) отставание от Запада не было преодолено. Наглядно проявлялись перекосы в экономике. Передовые позиции, достигнутые в металлургической, химической, некоторых отраслях машиностроительной промышленности, сочетались с заметным отставанием в освоении новых технологий, и особенно в выпуске предметов народного потребления, В легкой промышленности планы были выполнены на 40-60% и не отвечали уровню потребностей населения. Тяжелое положение наблюдалось и в сельском хозяйстве, где производство к 1938 г. резко снизилось по сравнению с концом 20-х годов.

Главные усилия в третьей пятилетке были направлены на развитие отраслей промышленности, обеспечивающих обороноспособность с граны. Темпы их роста значительно превышали темпы роста промышленности в целом. К 1941 г. в эти отрасли направлялось до 43% общих капиталовложений.

Становление молодого Советского государства проходило достаточно сложно и долго. Во многом обусловлено это было тем, что международное сообщество не слишком-то торопилось признавать его. В таких условиях внешняя политика СССР в 20-30 годы 20 столетия отличалась жесткостью и последовательностью, так как необходимо было решить немало проблем.

Основные задачи, стоявшие перед дипломатами

Как мы и говорили, основной задачей была нормализация отношений с другими странами. Но СССР в 20-30 годы предполагала также экспорт революционных идей в другие государства. Впрочем, романтические идеалы революции были быстро охлаждены действительностью. Осознав нереальность некоторых идей, правительство новоиспеченной страны быстро переключилось на более реальные задачи.

Первые достижения

В самом начале ХХ века произошло действительно знаменательное событие: СССР добился полного снятия торговой блокады, которая очень болезненно ударяла по экономике страны, и без того сильно ослабленной. Весьма важную роль сыграл Декрет о концессиях, который был издан 23 ноября 1920 года.

В принципе, сразу после подписания всех торговых соглашений с Великобританией, кайзеровской Германией и прочими странами, дипломаты фактически добились неофициального признания СССР во всем мире. Официальное же растянулось с 1924-го по Особенно удачным выдался именно 1924-й, когда удалось возобновить отношения более чем с тремя десятками иностранных государств.

Вот такой была внешняя политика СССР в 20-30 годы. Кратко говоря, удалось переориентировать хозяйство на промышленное направление, так как страна начала получать в достаточном количестве сырье и технологии.

Первыми министрами иностранных дел, благодаря которым и стал возможен такой прорыв, были Чичерин и Литвинов. Эти блестящие дипломаты, которые получили свое образование еще в царской России, стали настоящим «путеводным мостом» между молодым СССР и остальным миром. Ими велась внешняя политика СССР в 20-30 годы 20 века.

Именно они добились подписания торгового соглашения с Англией, а также другими европейскими державами. Соответственно, именно им Советский Союз обязан снятием торгово-экономической блокады, которая препятствовала нормальному развитию страны.

Новое ухудшение отношений

Но внешняя политика СССР в 20-30 годы знала не только победы. Приблизительно в начале тридцатых годов начался новый виток ухудшения отношений с западным миром. На сей раз предлогом стало то обстоятельство, что правительство СССР официально поддержало национальное движение в Китае. С Англией же отношения были практически разорваны из-за того, что страна с сочувствием относилась к бастующим английским рабочим. Дошло до того, что лидеры Ватикана в открытую стали призывать к «Крестовому походу» против Советского Союза.

Неудивительно, что в 20-30-е гг. XX в. отличалась крайней осторожностью: нельзя было дать ни малейшего повода для агрессии.

Отношения с нацистской Германией

Не стоит предполагать, будто советское руководство вело какую-то неадекватную, несоразмерную времени политику. Как раз-таки правительство СССР отличалось в те годы редкостным здравомыслием. Так, сразу после 1933 года, когда в Германии к единоличной власти пришла партия национал-социалистов, именно Советский Союз начал активно настаивать на создании коллективной европейской системы безопасности. Все усилия дипломатов были традиционно проигнорированы лидерами европейских держав.

Попытка остановки гитлеровской агрессии

В 1934 году произошло другое событие, которого долго ждала страна. СССР наконец-то был принят в Лигу Наций, являвшуюся предком ООН. Уже в 1935 году был заключен союзнический договор с Францией, который предусматривал дружескую взаимопомощь в случае нападения на кого-то из союзников. Гитлер сразу ответил захватом Рейнской области. Уже в 1936 году начался процесс фактической агрессии Рейха в отношении Италии и Испании.

Разумеется, политические силы в стране понимали, чем все это грозит, а потому внешняя политика СССР в 20-30-е годы стала снова претерпевать серьезные изменения. Началась отправка техники и специалистов для противоборства с гитлеровцами. Так ознаменовалось шествие фашизма по Европе, причем лидеры европейских держав этому практически и не противились.

Дальнейшее обострение обстановки

Опасения советских политиков полностью подтвердились, когда в 1938 году Гитлер произвел «аншлюс» Австрии. В сентябре того же года прошла Мюнхенская конференция, на которой присутствовали представители Германии, Великобритании и других стран.

Никого уже не удивило, что по ее итогам Судетская область Чехословакии была единогласно отдана под власть Советский Союз оказался едва ли не единственной страной, которая в открытую осудила факт неприкрытой агрессии Гитлера. Всего через год под его властью оказывается не только вся Чехословакия, но и Польша.

Положение осложнялось тем, что и на Дальнем Востоке ситуация непрерывно ухудшалась. В 1938 и 1939 годах части РККА вступили в огневой контакт с японской Это были знаменитые Хасанское и Халкин-Гольское сражения. Также боевые действия велись на монгольской территории. Микадо считал, что наследник царской России в лице СССР сохранил все слабости своего предшественника, но сильно просчитался: Япония потерпела поражение, будучи вынуждена пойти на значительные территориальные уступки.

Дипломатические отношения с Германией

После того как Сталин не менее трех раз пытался договориться о создании злосчастной европейской системы безопасности, руководство СССР было вынуждено налаживать дипломатические отношения с нацистской Германией. В настоящее время западные историки наперебой пытаются убедить мир в агрессивных намерениях Советского Союза, но его истинная цель была простой. Страна пыталась обезопасить свои рубежи от нападения, вынужденно договариваясь с вероятным противником.

Договоры с Рейхом

В середине 1939 года был подписан Пакт Молотова-Риббентропа. По условиям секретной части документа Германия получала Западную Польшу, а СССР доставались Финляндия, Прибалтика, Восточная Польша, большая часть нынешней Украины. Нормализовавшиеся до того отношения с Англией и Францией были полностью испорчены.

В конце сентября политиками СССР и Германии подписывается договор о дружбе и границах. Как лучше понять цели, которые преследовала внешняя политика СССР в 20-30 годы? Таблица, которую мы приводим ниже, поможет вам в этом.

Название этапа, годы

Основная характеристика

Первичный этап, 1922-1933 годы. Постоянные попытки прорыва международной блокады.

В основном вся политика сосредотачивалась на том, чтобы поднять престиж СССР в глазах западных стран. Отношения с Германией на тот период были скорее дружественными, так как с ее помощью руководство страны надеялось противостоять Англии и Франции.

«Эра пацифизма», 1933-1939 годы.

Советская внешняя политика начала масштабную переориентацию, взяв курс на установление нормальных отношений с лидерами западных держав. Отношение к Гитлеру - настороженное, неоднократные попытки создания европейской системы безопасности.

Третий этап, кризис международных отношений, 1939-1940 годы.

Потерпев неудачу в попытках нормально договориться с Францией и Англией, политики СССР начали новое сближение с Германией. Международные отношения резко ухудшились после Зимней войны 1939 года в Финляндии.

Вот чем характеризовалась внешняя политика СССР в 20-30 годы.

В марте 1921 г. X съезд РКП(б) провозгласил переход от продовольственной разверстки к фиксированному продовольственному налогу Новая модель «смычки» с крестьянством стимулировала сельскохозяйственное производство, так как излишки продовольствия оставались в руках крестьян и могли продаваться. Таким образом, началось восстановление рыночных отношений. Это решение стало первым шагом к отмене военного коммунизма и переходу к курсу, получившему название «новая экономическая политика» (НЭП).

В марте ВЦИК утвердил положение о продналоге. Его размер становился в два раза меньше размера прежней разверстки. В мае большевикам пришлось легализовать свободную торговлю, а с ней и весь комплекс товарно-денежных отношений. В июле СНК восстановил плату за железнодорожные и водные перевозки грузов и пассажиров, в августе - за услуги почт, телеграфа, коммунальные услуги и т. д.

На протяжении марта - мая 1921 г. большевики уступили почти всем экономическим требованиям народных восстаний. После этого крестьяне перестали поддерживать вооруженную борьбу, и повстанчество было подавлено. В частные руки перешли сотни предприятий легкой и пищевой промышленности, большая часть торговли. В то же время государство продолжало удерживать ключевые высоты экономики - большую часть тяжелой промышленности и транспорт. Однако и государственные предприятия переходили на рыночные отношения. Они объединялись в самоокупаемые тресты, которые должны были реализовывать свою продукцию на рынке. В реальности сохранялось командное управление трестами, их убытки компенсировались дотациями. Одновременно расцвела коррупция, перекачка средств с государственных предприятий в частный сектор. Получалось, что за счет налогов, собираемых прежде всего с крестьян, оплачивалась некомпетентность государственной бюрократии и предприимчивость новых капиталистов - нэпманов.

НЭП стал первой системой государственного регулирования индустриально-аграрной экономики в условиях мирного времени (до этого такое регулирование в Европе вводилось только в условиях войны).

Однако вся полнота политической власти оставалась в руках руководства РКП(б), что давало ему возможность в любое время возобновить политику, близкую к военному коммунизму.

Несмотря на неустойчивость и временность системы НЭПа, он закрепил важнейший социально-экономический итог революции - крестьянство получило землю в полное распоряжение, что в мае 1922 г. было закреплено Основным законом о трудовом землепользовании.

Господство большевистской бюрократии не давало возможности компетентно распорядиться государственной собственностью. Контроль за правящей партией со стороны народа и оппозиции был исключен.

Летом 1921 г. в результате засухи и разорения Гражданской войны разразился голод в Поволжье. Голодали 36 млн человек, погибло несколько миллионов. Разрастались начавшиеся во время Гражданской войны эпидемии тифа и холеры.

В это время патриарх Тихон, избранный на этот пост после восстановления патриаршества в 1917 г., использовал для помощи голодающим свои международные связи. Руководство церкви было враждебно настроено по отношению к новой власти. Еще в феврале 1918 г. церковь была отделена от государства, но после Гражданской войны коммунисты не собирались пускать церковную жизнь на самотек. Рост авторитета церкви был опасен для большевиков, стремившихся к монопольному контролю над настроениями.

В начале 1922 г. в советской печати развернулась кампания с требованием передать золото, принадлежащее церкви, для закупки продовольствия. Часть этого золота представляла собой бесценные произведения искусства и святыни. Велись переговоры большевиков с Тихоном о добровольном даре властям части золота. Однако 26 февраля 1922 г., не дожидаясь исхода переговоров, правительство издало декрет о конфискации церковных ценностей. Массы верующих вышли защищать свои святыни. В столкновениях пролилась кровь. Священники, которых власти обвинили в кровопролитии, арестовывались и предавались суду; на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие были казнены. Всего к 1923 г. было репрессировано до 10 тыс. священников, расстреляно до 2 тыс. Удар властей потряс сами основы церкви. Часть священников во главе с А. И. Введенским и А. А. Грановским выступила против Тихона и потребовала поддержать идеи революции и христианского социализма, договориться с большевиками. Новое движение, получившее название обновленчества, стало попыткой реформации православия, модернизации его обрядов и традиций. Однако идеи христианского социализма, по существу, превращали церковь в политическое течение. Фактически оно действовало при поддержке атеистических властей, стремившихся расколоть церковь. В июне 1923 г. Тихон осудил «всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило». После этого отношение властей к церкви стало несколько более терпимым. Часть приходов не признала сосуществования с новой властью. Верующие ожесточенно спорили по вопросам места церкви в новом обществе. Несмотря на многочисленные расколы и репрессии властей, церковная жизнь сохранилась, православие продолжало оказывать сильное воздействие на мировоззрение населения. В мусульманских регионах влияние религии было еще сильнее.

Патриарх Тихон скончался в 1925 г. Выборы нового патриарха не состоялись. В 1927 г. митрополит Сергий призвал священников быть лояльными к власти, установившейся в России.

Коммунистический режим усилил давление на интеллектуальную жизнь общества. С 1921 г. ликвидировалась автономия высших учебных заведений. В 1922 г. был создан Главлит для обеспечения политической цензуры.

В крупных городах были проведены аресты видных деятелей культуры и науки. В августе 1922 г. ВЦИК принял декрет «Об административной высылке лиц, признаваемых социально опасными». Осенью из страны были высланы 160 «особо активных контрреволюционных элементов», в том числе философы Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, историки А. А. Кизеветтер, С. П. Мельгунов, социолог П. А. Сорокин, идеолог анархизма Г. П. Максимов.

Всего в эмиграции в результате Гражданской войны оказалось более 1 млн жителей бывшей Российской империи. Несмотря на тяжелые условия жизни большинства эмигрантов, они создали «вторую Россию», продолжившую культурную и политическую традицию начала века. Они вели споры о причинах катастрофы, произошедшей с ними и со страной, сводили старые политические счеты, пытались осмыслить и оправдаться. Это была благодатная среда для издательской деятельности - в 1924 г. в Германии вышло более 1 тыс. наименований изданий на русском языке. Затем ажиотаж стал спадать. До 30-х гг. белая эмиграция надеялась на скорое возвращение на родину и смену власти силовым путем.

Более суровая расправа, чем высылка, ждала лидеров оппозиционных партий, оставшихся в стране. В условиях НЭПа коммунисты опасались, что рост буржуазных элементов приведет к усилению оппозиции. Поэтому, пока положение режима было стабильным, коммунистическое руководство решило разгромить оппозиционные партии.

В декабре 1921 г. ЦК РКП(б) принял решение о полной ликвидации партии эсеров. В начале 1922 г. было решено организовать несколько «образцовых громких воспитательных процессов» в целях создания в обществе отрицательного мнения об эсерах и меньшевиках.

В мае 1922 г. В. И. Ленин писал наркому юстиции Д. И. Курскому по поводу проекта вводного закона к уголовному кодексу: «По-моему, надо расширять применение расстрела (с заменой высылкой за границу)… ко всем видам деятельности меньшевиков, с.-р. и т. п.».

7 августа суд приговорил 12 обвиняемых к смертной казни, 10 получили от двух до 10 лет тюремного заключения. Однако смертная казнь была заменена заключением.

Репрессиям подверглись и другие партии и движения: меньшевики, левые эсеры, максималисты и анархисты. Некоторые оппозиционные структуры под давлением властей заявили о самороспуске, несогласных с этим арестовывали. В мае 1925 г. был взят под стражу последний состав центрального бюро ПСР.

ВЧК в январе 1922 г. была преобразована в Главное политическое управление - ГПУ (с 1923 г. - Объединенное ГПУ - ОГПУ). Ее руководителем остался Ф. Э. Дзержинский. ОГПУ и его органы вели борьбу с бандитизмом, шпионажем, осуществляли подавление открытых контрреволюционных выступлений, охрану границ, железнодорожных и водных путей сообщения, борьбу с контрабандой. ОГПУ контролировало настроения населения и пресекало антисоветскую пропаганду, к которой относили иногда и простую критику жизни в СССР.

Внесудебные репрессии отменялись, а подготовленные дела передавались в суд. Однако уже в октябре 1922 г. ВЦИК предоставил ГПУ право внесудебной расправы, правда, с ограничениями как по сфере применения, так и по суровости наказания.

ОГПУ занималось не только выполнением своих непосредственных обязанностей, но и решением неотложных хозяйственных задач: борьбой с разрухой, эпидемиями, перебоями в работе транспорта, детской беспризорностью.

В развитие идей рабочего контроля в 1920 г. была создана полуобщественная-полугосударственная организация - Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ). Предполагалось, что рабочие и крестьяне через участие в деятельности РКИ обретают опыт управления обществом. Представители РКИ работали во всех органах государственного аппарата. Низовые структуры этого комиссариата создавались на каждом предприятии и в сельской местности. В основном в состав инспекции входили рабочие, делегированные с предприятий на четырехмесячный срок.

В 1923 г. совместным декретом ЦИК и СНК «О реорганизации народных комиссариатов рабоче-крестьянской инспекции союзных республик» были уточнены функции РКИ: отныне они состояли в разработке методов научной организации труда в государственном аппарате и проверке эффективности его работы. Однако, поскольку выполнение этих задач требовало знания механизма работы государственных органов, набор рабочих в РКИ был прекращен, а ее штат резко уменьшен. Из инструмента контроля снизу РКИ окончательно превратилась в структуру партийно-государственного контроля сверху.

В апреле 1921 г. СНК РСФСР принял декрет «О привлечении работниц и крестьянок к работе в советских учреждениях». Согласно ему устанавливалась система, когда в течение двух недель практикантки должны были приходить на работу в советские учреждения. Основное место работы на это время за ними бронировалось. Вскоре аналогичный декрет был принят в отношении молодежи. Таким образом, шла подготовка вытеснения старого чиновничества новыми кадрами.

В соответствии с решением состоявшегося в мае 1923 г. XIII съезда РКП(б) был взят курс на поддержку общественных организаций. Они возникали практически ежедневно: «Левый фронт искусств», «Искусство коммуны», Российская ассоциация пролетарских музыкантов. Некоторые из них - Коммунистический союз молодежи, Международная организация помощи борцам революции (МОПР), общество «Долой неграмотность», Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству (ОСОАВИАХИМ) - насчитывали миллионы членов. В то же время прекратили существование Общество истории и древностей российских при Московском университете, созданное в 1804 г., Русское археологическое общество (1846), Московское археологическое общество (1865) и др.

Основной формой самоуправления в стране оставались сельские сходы. Они сохранялись, несмотря на Столыпинскую реформу и перипетии Гражданской войны. До 1927 г. сходы и большевистские сельские Советы существовали параллельно. Естественно, властью крестьяне признавали именно сходы. Этого власть терпеть, конечно, не могла. В соответствии с решениями ВЦИК и СНК от 14 марта 1927 г. сельские Советы взяли сходы под свой контроль.

В 1925 г. были несколько расширены избирательные права крестьян, их явка возросла с 35 % до 50,8 %, но число коммунистов в Советах сократилось. Большевики поощряли активность населения лишь в выгодном и безопасном для себя направлении.

В 1922 г. закончился голод. Год был урожайным, сказалась и хорошая погода, и заинтересованность крестьян в труде. Доходы государства были достаточными для проведения финансовой реформы. В 1924 г. была введена твердая валюта (обесценившиеся старые деньги отменили), продналог теперь приобрел денежную форму. Заготовка хлеба в 1924 г. прошла относительно успешно - план был выполнен на 86 %. Кризис затоваривания удалось преодолеть. Стабилизировались цены на хлеб.

Государство с помощью налогов регулировало рыночное хозяйство, а с помощью командно-административных методов - оставшуюся в его руках крупную промышленность. Основой рыночного сектора российской экономики было крестьянское хозяйство. В городе частные предприятия действовали преимущественно в легкой промышленности: на них было занято 11 % рабочих и производили они 45 % товаров. Эффективность частного бизнеса снижалась из-за больших налогов, которые выдавливали его в сферу торговли. Однако внешние формы буржуазности были очень заметны. Снова стали работать дорогие рестораны, на улицах появились модно одетые люди, звучала легкая музыка. Разбогатевшие люди - нэпманы - могли открыто использовать свои богатства, однако многие смотрели на них с ненавистью.

После первых успехов НЭПа обнаружились первые трудности. Кризис сбыта 1923–1924 г. показал, что НЭП еще не означал реального перехода промышленности на рыночные рельсы. Рыночные отношения лишь начали пробиваться через господствующие командно-административные структуры. Из-за низкой квалификации бюрократии руководство государственной собственностью и регулирование хозяйства было неустойчивым.

В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально – технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

После гражданской войны политика « Военного коммунизма » продолжала действовать, но возникший политический и экономический кризис в конце 1920 – начала 1921 гг. показал, что большевистскому правительству необходимо переходить к более гибкой экономической политике.

На X съезде РКП(б) в марте 1921г. Ленин провозгласил о переходе к НЭПу. Законодательно переход к НЭПу был оформлен декретами ВЦИК и Совнаркома, решениями IX съезда Советов, в декабре 1921 г.

Главные цели НЭПа:

Политическая – снять социальную напряженность в стране, укрепить социальную базу советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

Экономическая – предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство.

Социальная – обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества.

Основные мероприятия НЭПа:

  1. Введение НЭПа началось с сельского хозяйства – продразверстка заменена на продовольственный налог. Теперь у крестьян не изымался почти весь хлеб превышающий нормы посева и пропитания, а платится только фиксированный налог, который объявлялся заранее. Все излишки оставшиеся после внесения налога оставались в распоряжении крестьян.
  2. Крестьянину разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства.
  3. В промышленности частным лицам разрешалось открывать мелкие предприятия и брать в аренду средние предприятия.
  4. Государственным предприятиям давалось больше самостоятельности (самоокупаемость и хозрасчет).
  5. Иностранному капиталу было дано право создавать совместные предприятия с нашим государством.
  6. Отменен принудительный труд, это дало рынок рабочей силы.
  7. Вместо уравнительной системы зарплаты введена тарифная система оплаты.
  8. Проведена денежная реформа – введена твердая денежная единица, обеспеченная золотом.

Итоги НЭПа:

К 1923 году в основном были восстановлены дореволюционные посевные площади.

В 1925г. валовый сбор зерна почти на 21% превысил среднегодовой уровень предвоенной России.

Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем сырьем.

В 1926 году по основным видам продукции был достигнут довоенный уровень промышленного производства.

Улучшились условия жизни городского и сельского населения.

Началась отмена карточной системы распределения продуктов питания.

НЭП считался переходным этапом от капитализма к социализму на основе широкого использования рыночных отношений, временным отступлением, допуском капитализма при контроле партии. Частные предприниматели («нэпманы») облагались налогом, ставились под контроль, ограничивались в правах. Пока рынок находился у частника, предстояло развить государственную экономику. НЭП должен был обеспечить победу социализма.

  1. Образование СССР:

После Февральской и Октябрьской революций 1917г наблюдался процесс распада Российской империи. Однако ни на одной национальной территории, кроме Финляндии и Польши, не образовалось действительно самостоятельных государств. Все территории, объявляя о своей государственной самостоятельности были вынуждены, в конечном счете опираться на союз с «белыми», либо с «красными». Это свидетельствовало о том, что национальные движения стремились к региональной самостоятельности, но не к национальной государственности.

После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Бухарская ССР, Хорезмская НСР, Дальневосточная республика. В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Это облегчало процесс объединения суверенных республик в единое государство. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость и экономическая взаимосвязь национальных районов.

В 1920 – 1922 гг. все советские республики заключили с РСФСР и между собой двусторонние соглашения о хозяйственном и дипломатическом союзе. А в 1922 году Азербайджан, Грузия, Армения образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию.

Задачи восстановления и развития хозяйства республик, укрепление советского политического строя и обороноспособности потребовали дальнейшего совершенствования существующих связей.

В августе 1922 года Политбюро ЦК РКП(б) образовало комиссию для подготовки законопроекта о новой форме государственного объединения.

Была принята идея Ленина об образовании союзного государства как федерации равных республик.

В декабре 1922г.во всех республиках состоялись съезды советов, участники которых одобрили предложение Ленина.

30 декабря 1922 г. состоялся первый Всесоюзный съезд Советов, который утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР.

Декларация провозгласила принципы добровольности объединения, равноправия республик и их права свободного выхода из союза.

Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами.

Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь.

В ведении союзных республик оставались: внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение, здравоохранение. Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Высшим исполнительным органом стал Совет Народных Комиссаров СССР.

Постепенно СССР расширялся: в 1924 году в его состав вошли Узбекистан и Туркмения, в 1929 году – Таджикистан, в 1936 – Киргизия, Казахстан, а Закавказская республика разделилась на Азербайджанскую, Армянскую и Грузинскую республики, которые самостоятельно вошли в СССР. В 1940 году были присоединены Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Карело-Финская республика (последняя в 1956 году была преобразована из статуса республики в Карельскую автономную ССР). С этого времени СССР состоял из 15 республик.

СССР просуществовал до конца 1991 года.

  1. Индустриализация в СССР.

Индустриализация- это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства.

Во второй половине 20х годов важнейшей задачей экономического развития страны стало решение проблемы модернизации - превращения страны из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепления обороноспособности. Но экономические механизмы НЭПа, пригодные для восстановительного периода, стали давать сбои:

Иссякли резервы промышленного оборудования и необходимы были огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности;

Предприниматели, чувствуя свою временность и непрочность положения, получаемую прибыль старались скорее израсходовать, пожить в свое удовольствие и ни о каких долговременных вложениях капиталов, расширении сферы деятельности и выпуска товаров не думали;

Дефицит промышленных товаров (происходил также и потому, что частные капиталы направлялись прежде всего в торговлю).

В этих условиях требовалось разработать принципиально новую экономическую программу, отвечающую требованиям модернизации.

В декабре 1925 года на XIV съезде ВКП(б) был провозглашен курс на индустриализацию. Тогда же были определены и ее основные цели:

Ликвидировать технико-экономическую отсталость страны;

Достигнуть экономической независимости;

Создать мощную оборонную промышленность;

Развивать в первую очередь базовые отрасли промышленности (топливную, металлургическую, химическую, машиностроительную).

Начало политики индустриализации было законодательно закреплено в апреле 1927 года IV съездом Советов СССР.

Основные мероприятия индустриализации:

1) Введена система пятилетнего планирования – пятилетки (четко определены цели, которые необходимо было достигнуть в течение пяти лет – количество заводов, годовой продукции и т.п.).

2) Централизация распределения средств и ресурсов.

3) Единоначалие в руководстве отраслями промышленности и директивное командование.

4) Максимальное развитие производства средств производства (товары группы «А»)

Механизмы и средства для индустриализации:

1) Перекачка средств из аграрного сектора в индустриальный (из страны вывозилось продовольствие на продажу).

2) Вывозилось на продажу сырье (лес, нефть и т.д.).

3) Распродавались сокровища музеев.

4) Правительство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег.

5) Организована система социалистического соревнования, вызвавшая массовый энтузиазм, стахановское движение.

Итоги первых пятилеток

Первая пятилетка была завершена за 4,3 года (1928-32 гг.). Хотя не все задания пятилетки были выполнены, но в области индустриализации был сделан значительный шаг:

Производство продукции тяжелой промышленности выросло в 2.8 раза;

Производство в области машиностроения – в 4 раза;

Было сооружено 1500 предприятий;

Создано 100 городов;

Была введена в строй Туркестано-Сибирская железная дорога – 1500км;

Запущены в работу гиганты Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы, Московский и Горьковский автозаводы.

В мире СССР вышел на I место по темпам роста производства, получил экономическую независимость.

Вторая пятилетка также была выполнена досрочно, за 4 года 3 месяца (1933 – 1937гг.) – во II пятилетке СССР из аграрно-индустриальной страны начал превращаться в индустриально-аграрную державу:

Возведено уже 4500 предприятий;

Выплавка стали выросла в 3 раза;

Производство электроэнергии возросло в 2,5 раза;

Появились гиганты – Уралмаш, Краматорский машиностроительный завод, Челябинский тракторный, Уральский вагоностроительный, «Азовсталь», «Запорожсталь», авиазаводы в Москве, Харькове, Куйбышеве.

В Москве проложена первая линия метрополитена.

Всего производство промышленной продукции за две пятилетки увеличилось в 4,5 раза. В намеченный Сталиным 10 летний срок страна, путем неимоверных усилий и лишений, все-таки обогнана по своей индустриальной мощи крупнейшие государства Европы.

  1. Коллективизация

Индустриальный рывок тяжело отразился на положении крестьянских хозяйств. Чрезмерное налоговое обложение возбуждало недовольство сельского населения. Непомерно увеличились цены на промышленные товары. Одновременно искусственно занижались государственные закупочные цены на хлеб. В результате от крестьянства резко сократились поставки зерна государству. Это вызвало осложнения с хлебозаготовками и глубокий хлебный кризис конца 1927г. Требовалась коренная перестройка аграрного сектора.

В декабре 1927г., на XV съезде партии было решено провести реформирование аграрного сектора по ленинскому принципу – осуществить постепенный переход от мелких частных крестьянских хозяйств через кооперацию к крупному коллективному труду.

7 ноября 1929г. в «Правде» появилась статья Сталина «Год великого перелома», где говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию.

Практическое проведение курса на коллективизацию выразилось в повсеместном создании колхозов. Из госбюджета выделялись значительные суммы на финансирование колхозов. Им предоставлялись льготные кредиты, льготы в налогообложении и снабжения сельхозтехникой.

Для обеспечения колхозов первоначальной базой проводилась политика раскулачивания. С конца 1929г. до середины 1930г. было раскулачено свыше 320тыс. крестьянских хозяйств. Их имущество стоимостью более 175млн. рублей было передано колхозам.

Для оказания помощи местным властям в организации колхозов и контроле за ними, в деревню было направлено 25тыс. городских коммунистов («Двадцатипятитысячники»).

Коллективизацию планировалось осуществить в масштабе всей страны к концу первой пятилетки. В сентябре 1931г. колхозы объединяли 60% крестьянских хозяйств.

В 1934г. колхозами было охвачено 75% крестьянских хозяйств. К концу второй пятилетки в колхозах находилось 93% крестьянских хозяйств.

Колхозники первоначально использовали собственный инвентарь и скот (обобществленный), скот и инвентарь кулацких хозяйств, затем по мере развития промышленности на колхозных полях появляется техника, переданная или проданная государством. Для технического обслуживания колхозов в районах организовывались МТС (машинотракторные станции). Одна МТС на несколько колхозов. В руководство колхозов избирались председатели (по рекомендации партийных органов), которые затем контролировались партийными и светскими органами. Планы колхозных посевов утверждались исполкомами районных Советов, а затем сообщались в хозяйства.

Размеры зарплаты колхозников и механизаторов определялись не колхозами, а партийными и советскими органами. В 1933г. была введена система обязательных поставок сельхозпродукции государству. У колхозов изымалось до 70% урожая. Остальное оставлялось на нужды колхозов и колхозников.

Реорганизация села и изъятие с/х продукции у еще не окрепших колхозов вызвали в 1933г. голод в некоторых регионах и сокращение с/х производства.

Но главная проблема государства все же была решена успешно – несмотря на сокращение производства с/х продукции на начальном этапе коллективизации, государственные поставки зерна увеличились в 2 раза. Это позволило обеспечить стабильность в снабжении продовольствием городов и промышленных работников, накопить средства для развития промышленности.

Кроме того, коллективизация выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний пережиток капитализма – частнособственническое крестьянское хозяйство.

Лекция № 12


Похожая информация.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

В 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик, предполагалось право наций на самоопределение. Следуя этому, советское правительство признало независимость Финляндии и государственность Польши.

Распад Российской Империи и империалистическая война привели к установлению советской власти на всей территории России.

Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.

С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.

В Украине не обошлось без борьбы с прокиевским курсом. Тяжело шел процесс утверждения советской власти в среднеазиатских Советских народных республиках - Бухарской и Хорезмской. Там продолжали сопротивление отряды местной вооруженной оппозиции.

Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.

Компартия оказалась той реальной властью, которая благодаря своей безупречной организации, и иерархичной подчиненности создала структуру управления огромной страной.

Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.

Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.

План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.

30 декабря 1922 г. на 1 Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.

В декларации говорилось о причинах, целях и принципах объединения. Основной целью объявлено создание в конечном итоге всемирного союза коммунистических республик. Формально и юридически эта цель была отменена в дек. 1991 г.

В компетенции Союза были вопросы внешней политики, внешней торговли, обороны, финансов, связи и путей сообщения. Остальные вопросы входили в компетенцию республик.

Высшим законодательным органом был избран Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК), который состоял из двух палат: Союзного Совета и Совета Национальностей.

31 января 1924 г. 2 Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятием конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

С принятием Конституции СССР 1924 г. и союзных конституций продолжился процесс национально-государственного строительства. В 1924 году ЦК ВКП (б) решил упразднить Туркестанскую АССР и «независимые» Хорезм и Бухару. Образованы две союзные республики:

Узбекская СССР и Туркменская СССР;

Две автономных республики: Таджикская в составе Узбекской СССР и Киргизская в составе РСФСР (с 1926 года - автономная);

Автономная Каракиргизская область в составе РСФСР.

В 1924 г. в составе УССР была образована Молдавская автономная республика, в составе Азербайджанской СССР - Нахичеванская автономная республика и автономная область Нагорный Карабах с преобладающим армянским населением. В 1924 г. была ликвидирована Горная республика, из которой выделился ряд автономных областей.

Политическая и идеологическая доминанта в процессе национально-государственного строительства создавала фундамент для будущих национально-этнических конфликтов конца 80-х годов ХХ века.

Конституция СССР 1936 г. закрепила в составе Союза 11 союзных республик. При этом ЗСФСР была разделена на три самостоятельных республики (Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР). В состав СССР вошли Таджикская ССР, Казахская ССР, Киргизская ССР (1936).

5 декабря 1936 г. на VIII Чрезвычайном съезде Советов СССР была принята новая Конституция СССР. В составе Союза теперь было 11 союзных республик, а также автономные республики и автономные области. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета национальностей. Решения принимались, если за них проголосовали обе палаты (каждая в отдельности). Закреплялось главенство законодательной власти над исполнительной и судебной.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»