Советская внешняя политика в 20 30 годы. Внешняя политика ссср накануне войны

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Внешняя политика СССР в 20-х - 30-х годах ХХ века

советский капиталистический дипломатический международный

Декрет о мире, принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским Съездом Советов стал первым внешнеполитическим актом Советского государства. Однако очень скоро выяснилось, что дипломатические отношения можно установить только с союзниками Германии - так называемыми Центральными державами. Заключение Брестского мира означало временную передышку. Германский дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал Брестский договор: «Большевики - подлые и в высшей степени противные люди, но это не помешало нам навязать им Брестский мир. Мы не сотрудничаем с ними, а используем их. Это политично, и это - политика». Но, спустя время, стало ясно, кто кого использовал. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир был аннулирован советским правительством , и Красная Армия двинулась на Украину, Белоруссию и Прибалтику.

В первые годы своего существования Советское государство вынужденно было решать две задачи. С одной стороны необходимо было признание советской власти со стороны основных мировых держав. С другой стороны, Ленин и его соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию , что означало свержение существующих правительств и установление в сопредельных государствах, а в перспективе и во всем мире коммунистических режимов. Так, 17 марта 1920 г. Ленин по прямому поводу требовал от находившегося на юге Сталина ускорить операцию по ликвидации деникинских войск в Крыму, поскольку «только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой и спартаковцы (члены коммунистического «Союза Спартака») завладели частью города. Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь вполне свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас двинуться на запад на помощь коммунистам». В действительности в те дни бои в Берлине вели не коммунисты, а правые путчисты во главе с землевладельцем Вольфгангом Каппом. Однако вскоре поход к германским границам всё же состоялся - во время советско-польской войны, но закончился катастрофой под Варшавой. Стало ясно, что «экспортировать революцию» на красноармейских штыках - задача трудновыполнимая. Оставалось надеяться, что внутренние проблемы в сильно пострадавших от Первой мировой войны Германии, Польше и других странах, лежащих к западу от советских границ, вызовут там коммунистические восстания, на помощь которым придёт Красная Армия.

Государства, ранее входившие в состав Российской империи (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, а также Румыния, присоединившая российскую Бессарабию), назывались «лимитрофами», т. е. «пограничными» . По замыслу Англии и Франции они должны были составить своеобразный «санитарный кордон» против проникновения большевиков в Германию и далее на Запад.

Первых успехов советской дипломатии удалось добиться в сопредельных государствах. В 1919 г. Советскую Россию признал Афганистан, в 1920 г. - Эстония и Иран, а в 1921 г. были установлены дипломатические отношения с Монголией .

Следующий шаг в прорыве дипломатической блокады был сделан в 1922 г., когда советскую делегацию пригласили в Германию для обсуждения вопроса о долгах царского и Временного правительства. Признание этих долгов являлось одним из основных условий политического признания Советского государства. И хотя решить эту проблему не удалось, советские дипломаты все же смогли одержать победу, правда, в другом деле. Германия, проиграв войну, оказалась в униженном положении.

В этой ситуации 16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом сотрудничестве . По договору СССР и Германия отказывались от возмещения убытков, которые обе стороны потерпели в Первой мировой войне. Кроме того, Германия отказывалась от претензий на национализированную в России собственность германских подданных.

Тем не менее, вплоть до осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд на победу германской революции. В Германию тайно направлялись агенты Коминтерна, военные специалисты, сотрудники ОГПУ и разведывательного управления Красной Армии. Кроме того, на финансирование германской компартии были потрачены сотни тысяч долларов. Однако после неудачи восстания в Гамбурге в сентябре 1923 г. Сталин, Зиновьев, Троцкий и другие большевистские руководители поняли, что мировая революция откладывается на неопределенный срок.

Постепенно удалось установить дипломатические отношения с Англией и Францией - СССР был заинтересован в торговле с этими странами. Британское правительство во главе с Джеймсом Макдональдом признало СССР в феврале 1924 г., а французское в октябре того же года.

На востоке Советский Союз особенно большое внимание уделял Китаю. Ещё в 1919 г. советское правительство заявило об отказе от всех прав и привилегий, которыми обладала в Китае Российская империя.

Дипломатические отношения с Китаем были установлены в 1924 г. Центрального правительства в то время в Китае фактически не было, там шла гражданская война. Москва поддерживала Гоминьдан (политическая партия Китая, игравшая с 1912 г. прогрессивную роль, а после 1927 г. превратившаяся в правящую партию буржуазно-помещичьей реакции, власть которой была свергнута китайским народом в 1949), возглавляемый Сунь Ятсеном и выступавший в союзе с китайской компартией. Войска гоминьдана вели борьбу на севере страны с армиями китайского генерала Чжан Цзолина, которого поддерживала Япония, и генерала У. Пейфу, которому помогали Англия и США.

Правительству Сунь Ятсена направлялась советская помощь. В город Кантон прибыла группа военных советников во главе с командармом Василием Блюхером. Их опыт помог реорганизовать Национальную армию, одержавшую ряд побед в 1926-1927 г. После этого главнокомандующий армией Гоминьдана маршал Чан Кайши, который сменил умершего Сунь Ятсена, фактически разорвал союз с коммунистами.

В июле 1929 г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную железную дорогу, но в ноябре их разбили части Особой Дальневосточной армии. В связи с этим были разорваны дипломатические отношения с центральным китайск……….

им правительством в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить их удалось только в 1932 г., после того как в 1931 г. Япония оккупировала Манчжурию.

На Среднем Востоке весной 1929 г. СССР предпринял военную интервенцию в Афганистан, чтобы поддержать дружественное правительство короля Амануллы-хана , против которого поднялось народное восстание. За время похода на север страны было убито и ранено до 120 красноармейцев и около 8 тыс. афганцев. Однако к тому времени король уже оставил Кабул и эмигрировал в Индию. Советский корпус вынужден был вернуться. Вскоре в Афганистане установился британское влияние.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х - начала 30-х гг. разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным, который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна). Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к следующему:

  • 1. отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые рассматривались как главные враги рабочего класса;
  • 2. бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;
  • 3. очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин «социал-фашизм», который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения. Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.

Тезисы о нарастании противоречий в капиталистическом мире и о постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. В связи с этим усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией. После назначения канцлером Германии А. Гитлера в январе 1933 г. советско-германские отношения, развивавшиеся в 20_е гг., стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении военного сотрудничества с Германией . В октябре того же года Германия отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а затем вышла из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический режим в Германии приобрёл уже законченный вид, но лишь в 1935 году на VII конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага № 1.

В этих условиях Советский Союз формирует новую внешнеполитическую доктрину. Суть её заключалась в соблюдении нейтралитета в любом конфликте и в участии в создании системы коллективной безопасности, которое было невозможно без расширения сотрудничества с западными демократиями. Показательно то, что к середине 30_х гг. в большинстве европейских стран сложились тоталитарные или авторитарные режимы. Немаловажную роль в реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 г. занявший пост наркома иностранных дел.

В конце 1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашингтон , где в результате переговоров с новым президентом США Ф.Д. Рузвельтом были установлены дипломатические отношения между СССР и США. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу наций и сразу же стал постоянным членом её Совета, что означало его возвращение в международное сообщество в качестве великой державы. В 1935 г. был подписан договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии третьей страны, но он не был подкреплён военной конвенцией (как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор был только через девять месяцев после его подписания, в феврале 1936 г.

Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе. Что касается Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных отраслях народного хозяйства, а главное - в Красной Армии. Такая ситуация, безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении Австрии к Германии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.

В то же время в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией договор о ненападении, что заставляет советское ру……….

ководство подумать о безопасности своих западных границ в условиях, когда на восточных было очень неспокойно. Япония, оккупировавшая в 1931 г. Манчжурию, в 1937 г. перешла к агрессии против остальной территории Китая и Монголии. Действия японских войск затронули и территорию СССР: в августе 1938 г. в районе озера Хасан произошло сражение между советскими и японскими войсками , закончившееся изгнанием японцев с территории, которую они собирались захватить. Следующая попытка была предпринята у реки Халхин-Гол в Монголии, здесь бои длились несколько месяцев, и советским войскам удалось успешно отразить все атаки японцев. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с японской стороной.

На фоне этих событий Советский Союз должен был определиться в выборе наиболее надёжного союзника. Предпринимались попытки заключить трёхстороннее соглашение с Великобританией и Францией, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до прибалтийских государств. Но одновременно статс-секретарь германского министерства иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен в известность о желании советского правительства улучшить отношения с Германией, несмотря на идеологические разногласия. Западные страны, стремясь воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались выяснить намерения Германии. Позиция же руководителей Франции и Великобритании на Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со стороны СССР. Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Их представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г., но советскую делегацию, возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником Генштаба Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в Москву представителей, не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены на более поздний срок.

14 августа 1939 г. о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического соглашения сообщил министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был смещён с поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по национальности) и заменён В.М. Молотовым. Годом раньше такая же операция была проделана с советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым А. Мерекаловым. Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву было ускорено по просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа советско-германский пакт о ненападении, действие которого было рассчитано на 10 лет, был подписан . Он вступал в силу незамедлительно.

К договору прилагался секретный протокол, существование которого СССР отрицал до лета 1989 г. В соответствии с этим документом определялись зоны влияния в Восточной Европе. В советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия и Бесарабия, в немецкой - Литва. О судьбе Польши в протоколе ничего не было сказано, но предполагалось, что украинские и белорусские территории, вошедшие в её состав по Рижскому договору 1921 г., должны отойти к СССР.

Происшедшие незадолго до подписания советско-германского пакта в одной из европейских стран события показали, насколько серьёзной может стать новая война, если она начнётся. Этой страной была Испания, где в 1931 г. была свергнута монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство Народного фронта. Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но немаловажную роль в его деятельности играли и коммунисты, правда, в основном троцкистского толка. В июле 1936 г. в Испании началась гражданская война, продолжавшаяся до весны 1939 г. Жертвами этой войны стали более 1 млн. испанцев. С самого начала этой войны Германия и Италия стали оказывать активную помощь войскам под командованием генерала Ф. Франко, поднявшим мятеж против правительства Народного фронта. Первоначально заявив о политике невмешательства в испанские дела, с октября 1936 г. Советский Союз стал оказывать поддержку Испанской республике . Однако, эта поддержка носила весьма специфический характер:

  • 1. Во-первых, республиканское правительство получало от СССР за золото военную технику и вооружение, качество которых оставляло желать лучшего, а количество было значительно меньшим по сравнению с германской помощью Франко.
  • 2. Во-вторых, в Испанию были направлены три тысячи советников, среди которых были не только военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД.

Советское руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением инакомыслия среди левых сил Испании, против которого и развернули борьбу «компетентные органы». Это не могло способствовать единству республиканских сил, которые потерпели поражение в гражданской войне.

События в Испании дали возможность опробовать в боевых условиях новые образцы военной техники (прежде всего самолётов) и показать всему миру, что новая война будет качественно иной, даже по сравнению с первой мировой. К началу Второй Мировой войны советская пропаганда сформировала у большинства населения представление о том, что Советский Союз одержит победу над потенциальным врагом малой кровью и на чужой территории.

Итоги

Политика 20-х годов показала успешность деятельности советского правительства в прорыве политической блокады с Западом. Удачная политика Советского государства придала уверенности новому правительству, дав толчок для более активной внешней политики с государствами Восточной Азии и Японией. Внешняя политика государства в этот период отличается активностью, но бессистемностью. Позже, в начале 30-х годов, правительство слало структурировать свою деятельность. Придавая ей более строгий осмысленный вид.

Официальная внешняя политика СССР в 30-е была основана на стремлении восстановить дипломатические отношения с другими странами. Не официально внешняя политика Советского государства должна была привести распространению идеологии коммунизма и идей мировой революции. Однако постепенно к началу 30-х годов правительство понимает, что это невозможно. На первый план выходит необходимость укрепления власти в стране.

Благодаря работе советских дипломатов уже к началу 20-х годов была снята экономическая блокада. А к 1933 г. новое государство фактически было признано. В 1924 г. успешно налаживались дипломатические связи с заграницей. Была возобновлена торговля с важнейшими европейскими державами: Англией, Италией, Германией и другими. Во многом это стало возможно благодаря деятельности первых советских наркомов иностранных дел (Чичерин, Литвинов). Так же, способствовало улучшению международной ситуации и подписание декрета о концессиях СНК (1920, 23 ноября).

Правительство СССР, несмотря на достаточно сложную ситуацию в стране, отслеживало и изменения в международной обстановке. Внешняя политика СССР накануне войны, после прихода к власти в Германии партии национал-социалистов была первоначально направлена на укрепление границ и формирование серьезной европейской системы безопасности. Советские дипломаты активно действовали именно в этом направлении. Однако дипломатические усилия не принесли ощутимых результатов, что в итоге, привело к некоторому сближению СССР и Германии. Советский Союз становится участником Лиги Наций (1934 г.), в следующем году был заключен договор о взаимопомощи с Францией. Это обстоятельство с успехом использовал Гитлер. Заключение договора, расцененное как действие, направленное против Германии спровоцировало во многом захват Рейнской области.

Постепенно аппетиты Гитлера росли. В 1936 г. началась интервенция Италии и Испании. Позднее, в 1938 г. СССР осудили передачу Германии Судетской области Чехословакии. Европейская политика умиротворения агрессора спровоцировала позднее и захват территорий Польши и Чехословакии.

События внешней политики уже тогда позволяли предположить вероятность военного конфликта с Германией. Однако курс на сближение давал Советскому Союзу время на развитие промышленности и экономики, создание боеспособной армии. Страна всеми силами стремилась предотвратить слишком раннее начало противостояния.

Результатом смены внешнеполитического курса стали пакт Молотова-Риббентропа о ненападении, заключенный между СССР и Германией в августе 1939 г. и протокол (секретный) о разграничении сфер влияния двух держав. В то же время, дипломатические отношения с Францией и Англией были разорваны.

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановлении разрушенного народного хозяйства.

В 1921-1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи: Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке.

Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт «экспорта революции». Части Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора.

Генуэзская конференция

В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять участие в международной конференции для урегулирования спорных вопросов, связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств - Россия, Англия, Франция. Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.

Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав.

Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения пошла на сотрудничество с Советской Россией. В Рапалло, предместье Генуи, был подписан советско-германский договор. Со стороны Германии он означал политическое признание Советской России, установление с ней дипломатических отношений и широкого экономического сотрудничества. Россия признала Германию, побежденную в Первой мировой войне, равноправным партнером, открыла свой внутренний рынок для сбыта германской промышленной продукции. Обе они отказались от взаимных денежных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным.

Международное признание СССР

В 1924 г. Англия, крайне заинтересованная в торговле с Россией, первой официально признала Советское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира.

Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами: изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил), широким общественным движением в поддержку СССР и экономическими интересами капиталистических государств. В 1924-1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советскою правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией.

В 1927 г. СССР выступил с декларацией о необходимости полного разоружения, в 1928 г. - с проектом конвенции о сокращении вооружений. Несмотря на то что Запад отверг эти предложения, СССР присоединился к пакту Бриана - Келлога 1928 г., содержавшему призыв к отказу от войны как средству решения межгосударственных споров. Попытки всех сторон в 20-е годы обеспечить мир в Европе имели во многом пропагандистский характер и были обречены на провал из-за складывавшейся международной ситуации.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Великобритания в 1927 г. временно разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.

Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Поддержка прокоммунистических сил (Мао Цзедуна) в их борьбе против гоминьдановского правительства привела к временному разрыву советско-китайских отношений. Летом - осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии произошел вооруженный конфликт между советскими войсками и армией Чан Кайши, пытавшейся установить контроль над КВЖД и вторгнуться на территорию СССР. Отношения с Китаем были восстановлены в начале 30-х годов из-за расширявшейся агрессии Японии на Дальнем Востоке, которая представляла опасность как для Советского Союза, так и для Китая.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой сложной международной обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул потенциальных союзников - социал-демократов, объявив их своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Фактически эти решения привели к самоизоляции международного коммунистического движения, нарушению принципа пролетарского интернационализма и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Внешняя политика Российского государства

Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Важным фактором стало существование Советского государства как принципиально новой общественно-политической системы. Сложилось противостояние между Советским государством и ведущими странами капиталистического мира. Именно эта линия преобладала в международных отношениях 20--30-х годов XX в. Одновременно обострились противоречия между самыми крупнейшими капиталистическими государствами, а также между ними и "пробуждающимися" странами Востока. В 30-е годы расстановку международных политических сил во многом определяла усиливавшаяся агрессия милитаристских государств -- Германии, Италии и Японии.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В. И. Лениным.

Первое -- принцип пролетарского интернационализма, предусматривавший взаимную помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн), В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение -- принцип мирного сосуществования с капиталистической системой -- определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и в первую очередь развития экономических связей с Западом.

Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой. С одной стороны, он стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане. С другой стороны, ведущие державы мира ставили своей задачей компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября. Они также преследовали цель вновь "открыть" Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров. Это обусловливало постепенный переход западных стран от непризнания СССР к стремлению установления с ним не только экономических, но и политических отношений.

Внешняя политика Российского государства в 20-е годы XX века.

Внешнеполитическая обстановка в начале 20-годов.

Декрет о мире, принятый в ноябре 1917 года II Всероссийским Съездом Советов стал первым внешнеполитическим актом Советского государства. Однако очень скоро выяснилось, что дипломатические отношения можно установить только с союзниками Германии - так называемыми Центральными державами. Заключение Брестского мира означало временную передышку. Германский дипломат Пауль фон Хинце так прокомментировал Брестский договор: "Большевики - подлые и в высшей степени противные люди, но это не помешало нам навязать им Брестский мир. Мы не сотрудничаем с ними, а используем их. Это политично, и это - политика". Но, спустя время, стало ясно, кто кого использовал. После поражения Германии в Первой мировой войне Брестский мир был аннулирован советским правительством.

В начале 20-х годов Запад смягчил свою непримиримую позицию по отношению к Советской России. Этому способствовали провал прямой военной интервенции, усилившийся кризис перепроизводства и рост рабочего движения в капиталистических странах. Введение нэпа было расценено европейскими правительствами как ослабление большевистской политической системы и фактор, открывающий возможность для экономического сотрудничества. Со своей стороны, Советская Россия нуждалась в помощи развитых капиталистических стран для восстановления разрушенного народного хозяйства.

Решение двух главных внешнеполитических задач.

В первые годы своего существования Советское государство вынужденно было решать две задачи. С одной стороны необходимо было признание советской власти со стороны основных мировых держав. С другой стороны, Ленин и его соратники никогда не отказывались от курса на мировую революцию, что означало свержение существующих правительств и установление в сопредельных государствах, а в перспективе и во всем мире коммунистических режимов. Так, 17 марта 1920 г. Ленин по прямому поводу требовал от находившегося на юге Сталина ускорить операцию по ликвидации деникинских войск в Крыму, поскольку "только что пришло известие из Германии, что в Берлине идет бой и спартаковцы (члены коммунистического "Союза Спартака") завладели частью города. Кто победит, неизвестно, но для нас необходимо … иметь вполне свободные руки, ибо гражданская война в Германии может заставить нас двинуться на запад на помощь коммунистам". В действительности в те дни бои в Берлине вели не коммунисты, а правые путчисты во главе с землевладельцем Вольфгангом Каппом. Однако вскоре поход к германским границам всё же состоялся - во время советско-польской войны, но закончился катастрофой под Варшавой. Стало ясно, что "экспортировать революцию" на красноармейских штыках - задача трудновыполнимая. Оставалось надеяться, что внутренние проблемы в сильно пострадавших от Первой мировой войны Германии, Польше и других странах, лежащих к западу от советских границ, вызовут там коммунистические восстания, на помощь которым придёт Красная Армия.

Государства, ранее входившие в состав Российской империи (Польша, Латвия, Литва, Эстония, Финляндия, а также Румыния, присоединившая российскую Бессарабию), назывались "лимитрофами", т. е. "пограничными". По замыслу Англии и Франции они должны были составить своеобразный "санитарный кордон" против проникновения большевиков в Германию и далее на Запад.

Расширение сферы влияния на Востоке.

Первых успехов советской дипломатии удалось добиться в сопредельных государствах. Большое значение имело укрепление отношений молодого Советского государства с его восточными соседями. В 1921 г. РСФСР подписала договоры с Ираном, Афганистаном и Турцией. В этих документах решались спорные пограничные и имущественные вопросы, провозглашались принципы взаимопризнания и взаимопомощи. Эти соглашения расширяли сферу влияния Советской России на Востоке. Советско-монгольский договор 1921 г. фактически означал установление протектората Советской России над Монголией и первый опыт "экспорта революции". Часть Красной Армии, введенные в эту страну, поддержали монгольскую революцию и укрепили режим ее вождя Сухэ-Батора.

Параллельно этим внешнеполитическим успехам в 1921--1922 гг. были заключены торговые соглашения России с Англией, Австрией, Норвегией и др. В них также содержались обязательства отказаться от взаимной враждебной пропаганды. Одновременно были подписаны договоры, налажены политические и экономические контакты с соседними западными государствами, образовавшимися в результате распада Российской империи, -- Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией и Финляндией.

Генуэзская конференция.

В 1921 г. страны Антанты предложили Советскому правительству принять участие в международной конференции для урегулирования спорных вопросов, связанных с экономическими претензиями Запада к России. В случае их принятия европейские страны обещали официально признать Советскую Россию. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств -- Россия, Англия, Франция, Германия и др.

Западные державы предъявили России совместные требования: компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд., руб. золотом); вернуть национализированную большевиками западную собственность на территории бывшей Российской империи; отменить монополию внешней торговли и открыть дорогу иностранным капиталам; прекратить революционную пропаганду в их странах.

Советское правительство выдвинуло свои условия: компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы гражданской войны (39 млрд. руб.); обеспечить широкое экономическое сотрудничество на основе долгосрочных западных кредитов; принять советскую программу всеобщего сокращения вооружений и запрещения наиболее варварских методов ведения войны.

В ходе конференции наметился раскол среди западных держав. Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. И хотя решить эту проблему не удалось, советские дипломаты все же смогли одержать победу, правда, в другом деле. Германия, проиграв войну, оказалась в униженном положении.

В этой ситуации 16 апреля 1922 г. был подписан советско-германский договор о восстановлении дипломатических отношений и экономическом сотрудничестве. По договору СССР и Германия отказывались от возмещения убытков, которые обе стороны потерпели в Первой мировой войне. Кроме того, Германия отказывалась от претензий на национализированную в России собственность германских подданных. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении.

Тем не менее, вплоть до осени 1923 г. в Кремле не оставляли надежд на победу германской революции. В Германию тайно направлялись агенты Коминтерна, военные специалисты, сотрудники ОГПУ и разведывательного управления Красной Армии. Кроме того, на финансирование германской компартии были потрачены сотни тысяч долларов. Однако после неудачи восстания в Гамбурге в сентябре 1923 г. Сталин, Зиновьев, Троцкий и другие большевистские руководители поняли, что мировая революция откладывается на неопределенный срок.

Временные осложнения с Англией и Францией.

Отношения с другими европейскими государствами (Англией и Францией) имели сложный характер. В 1923 г. возник конфликт между СССР и Великобританией. Она предъявила Советскому правительству ноту (ультиматум Керзона), в которой протестовала против расширения влияния России на Ближнем и Среднем Востоке. Через некоторое время конфликт удалось погасить дипломатическими средствами, стороны заявили, что считают его исчерпанным. Британское правительство во главе с Джеймсом Макдональдом признало СССР в феврале 1924 г.

Постепенно удалось установить дипломатические отношения и с Францией, Италией - СССР был заинтересован в торговле с этими странами не меньше, чем с Англией. Французское правительство признало СССР в октябре 1924 г.

Полоса дипломатического признания была вызвана тремя причинами:

1) изменением внутриполитической обстановки в странах Запада (приход к власти правосоциалистических сил);

2) широким общественным движением в поддержку СССР;

3) экономическими интересами капиталистических государств.

Внешнеполитический курс во второй половине 20-х гг.

Во второй половине 20-х годов официальный внешнеполитический курс Советского правительства был направлен на укрепление своего международного престижа, развитие экономического сотрудничества с капиталистическими странами, решение проблем разоружения и международной безопасности. В 1926 г. был подписан договор о ненападении и нейтралитете с Германией.

Для укрепления безопасности своих южных границ СССР расширял свое влияние в Иране, Афганистане и Турции. В середине 20-х годов с ними были заключены новые соглашения политического и экономического характера.

На Среднем Востоке весной 1929 г. СССР предпринял военную интервенцию в Афганистан, чтобы поддержать дружественное правительство короля Амануллы-хана, против которого поднялось народное восстание. За время похода на север страны было убито и ранено до 120 красноармейцев и около 8 тыс. афганцев. Однако к тому времени король уже оставил Кабул и эмигрировал в Индию. Советский корпус вынужден был вернуться. Вскоре в Афганистане установился британское влияние.

Проведение официальной внешнеполитической линии Советского правительства осложнялось его вмешательством (через Коминтерн) во внутренние дела других государств. В частности, в 1926 г. была оказана материальная помощь бастующим английским рабочим, что болезненно восприняли британские власти. Великобритания в 1927 г. временно разорвала дипломатические и торговые отношения с Советским Союзом. Правительства США, Франции, Бельгии и Канады ввели эмбарго на поставку советских товаров в свои страны.

Внешнеполитические отношения с Китаем.

Дипломатические отношения с Китаем были установлены в 1924 г. Центрального правительства в то время в Китае фактически не было, там шла гражданская война. Москва поддерживала Гоминьдан (политическая партия Китая, игравшая с 1912 г. прогрессивную роль, а после 1927 г. превратившаяся в правящую партию буржуазно-помещичьей реакции, власть которой была свергнута китайским народом в 1949), возглавляемый Сунь Ятсеном и выступавший в союзе с китайской компартией. Войска гоминьдана вели борьбу на севере страны с армиями китайского генерала Чжан Цзолина, которого поддерживала Япония, и генерала У. Пейфу, которому помогали Англия и США.

Под лозунгом пролетарского интернационализма СССР вмешался во внутренние дела Китая. Правительству Сунь Ятсена направлялась советская помощь. В город Кантон прибыла группа военных советников во главе с командармом Василием Блюхером. Их опыт помог реорганизовать Национальную армию, одержавшую ряд побед в 1926-1927 г. После этого главнокомандующий армией Гоминьдана маршал Чан Кайши, который сменил умершего Сунь Ятсена, фактически разорвал союз с коммунистами.

В июле 1929 г. войска Чжан Цзолина захватили Китайско-Восточную железную дорогу, но в ноябре их разбили части Особой Дальневосточной армии. В связи с этим были разорваны дипломатические отношения с центральным китайским правительством в Нанкине, возглавляемым Чан Кайши. Восстановить их удалось только в 1932 г., после того как в 1931 г. Япония оккупировала Манчжурию. Япония представляла опасность как для Советского Союза, так и для Китая.

В 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна. Он констатировал усиление напряженности в международных отношениях, опасность возникновения новой мировой войны и возможность нападения на СССР. В этой сложной международной обстановке Коминтерн допустил ошибку и отторгнул потенциальных союзников -- социал-демократов, объявив их своим главным политическим противником. В связи с этим была провозглашена линия на отказ от всякого сотрудничества и борьбу с ними. Фактически эти решения привели к самоизоляции международного коммунистического движения, нарушению принципа пролетарского интернационализма и способствовали приходу в ряде стран правоэкстремистских (фашистских) сил.

В 1920--1929 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

Внешняя политика Российского государства 30-е годы XX века.

Мировой экономический кризис - зачинщик новых военных конфликтов.

В конце 20-х -- начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократических (фашистских) режимов, использовавших во внутренней политике социальную демагогию одновременно с развязыванием политического террора, нагнетанием шовинизма и милитаризма. Именно эти режимы стали зачинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода А. Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй -- на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

Основные направления советской внешней политики конца 20-х - начала 30-х гг разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 году. На этом конгрессе проявились противоречия в области международных отношений между Сталиным и Бухариным, который в то время был одним из руководителей ИККИ (Исполкома Коминтерна). Если Бухарин предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к следующему:

Отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые рассматривались как главные враги рабочего класса;

Бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;

Очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин "социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения. Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.

С учетом этих факторов в 1933 г. Советское правительство определило новые задачи своей внешней политики:

1) отказ от участия в международных конфликтах, особенно имеющих военный характер;

2) признание возможности сотрудничества с демократическими западными странами для сдерживания агрессивных устремлений Германии и Японии (политика "умиротворения");

3) борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе и на Дальнем Востоке.

Тезисы о нарастании противоречий в капиталистическом мире и о постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. В связи с этим усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией.

Отношения с Германией.

Однако в середине 30-х годов во внешнеполитической деятельности советского руководства наметился отход от принципа невмешательства в международные конфликты. После назначения канцлером Германии А. Гитлера в январе 1933 г. советско-германские отношения, развивавшиеся в 20-е гг., стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении военного сотрудничества с Германией. В октябре того же года Германия отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а затем вышла из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический режим в Германии приобрёл уже законченный вид, но лишь в 1935 году на VII конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага №1.

В 1936 г. СССР оказал помощь правительству Народного фронта Испании оружием и военными специалистами для борьбы с генералом Ф. Франко. Ему, в свою очередь, оказывали широкую политическую и военную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета. Ту же позицию разделяли и США, запретив испанскому правительству закупать американское оружие. Гражданская война в Испании закончилась в 1939 г. победой франкистов.

Новая внешнеполитическая доктрина.

В этих условиях Советский Союз формирует новую внешнеполитическую доктрину. Суть её заключалась в соблюдении нейтралитета в любом конфликте и в участии в создании системы коллективной безопасности, которое было невозможно без расширения сотрудничества с западными демократиями. Показательно то, что к середине 30-х гг. в большинстве европейских стран сложились тоталитарные или авторитарные режимы. Немаловажную роль в реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 г. занявший пост наркома иностранных дел.

В конце 1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где в результате переговоров с новым президентом США Ф.Д. Рузвельтом были установлены дипломатические отношения между СССР и США. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу наций и сразу же стал постоянным членом её Совета, что означало его возвращение в международное сообщество в качестве великой державы. В 1935 г. был подписан договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии третьей страны, но он не был подкреплён военной конвенцией (как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор был только через девять месяцев после его подписания, в феврале 1936 г.

Политика "умиротворения".

Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе. Что касается Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных отраслях народного хозяйства, а главное - в Красной Армии. Такая ситуация, безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении Австрии к Германии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.

В то же время в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией договор о ненападении, что заставляет советское руководство подумать о безопасности своих западных границ в условиях, когда на восточных было очень неспокойно.

Политика "умиротворения", проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского Союза (Антикомин-терновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.

Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Кульминацией этой полигаки стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1939 г. оккупировала всю Чехословакию.

Отношения на Дальнем Востоке.

На Дальнем Востоке Япония, оккупировавшая в 1931 г. Манчжурию, в 1937 г. перешла к агрессии против остальной территории Китая и Монголии. Действия японских войск затронули и территорию СССР: в августе 1938 г. в районе озера Хасан произошло сражение между советскими и японскими войсками, закончившееся изгнанием японцев с территории, которую они собирались захватить. Следующая попытка была предпринята у реки Халхин-Гол в Монголии в мае 1939 г., здесь бои длились несколько месяцев, и советским войскам под командованием Г. К. Жукова удалось успешно отразить все атаки японцев. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с японской стороной.

Советско-германские договоренности.

На фоне этих событий Советский Союз должен был определиться в выборе наиболее надёжного союзника. Предпринимались попытки заключить трёхстороннее соглашение с Великобританией и Францией, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до прибалтийских государств. Но одновременно статс-секретарь германского министерства иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен в известность о желании советского правительства улучшить отношения с Германией, несмотря на идеологические разногласия. Западные страны, стремясь воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались выяснить намерения Германии (в начале 1939 г. была осуществлена последняя попытка создания системы коллективной безопасности между Англией, Францией и Советским Союзом.). Кроме того, Польша категорически отказывалась дать гарантию пропуска советских войск через свою территорию для отражения предполагавшейся фашистской агрессии. Одновременно Великобритания установила тайные контакты с Германией с целью достижения договоренности по широкому кругу политических проблем (в том числе нейтрализации СССР на международной арене). Позиция же руководителей Франции и Великобритании на Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со стороны СССР. Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Их представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г., но советскую делегацию, возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником Генштаба Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в Москву представителей, не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены на более поздний срок.

14 августа 1939 г. о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического соглашения сообщил министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был смещён с поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по национальности) и заменён В.М. Молотовым. Годом раньше такая же операция была проделана с советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым А. Мерекаловым. Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву было ускорено по просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа -- Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии.

К договору прилагался секретный протокол, существование которого СССР отрицал до лета 1989 г. В соответствии с этим документом определялись зоны влияния в Восточной Европе. В советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия и Бесарабия, в немецкой - Литва. О судьбе Польши в протоколе ничего не было сказано, но предполагалось, что украинские и белорусские территории, вошедшие в её состав по Рижскому договору 1921 г., должны отойти к СССР.

Происшедшие незадолго до подписания советско-германского пакта в одной из европейских стран события показали, насколько серьёзной может стать новая война, если она начнётся. Этой страной была Испания, где в 1931 г. была свергнута монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство Народного фронта. Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но немаловажную роль в его деятельности играли и коммунисты, правда, в основном троцкистского толка. В июле 1936 г. в Испании началась гражданская война, продолжавшаяся до весны 1939 г. Жертвами этой войны стали более 1 млн. испанцев. С самого начала этой войны Германия и Италия стали оказывать активную помощь войскам под командованием генерала Ф. Франко, поднявшим мятеж против правительства Народного фронта. Первоначально заявив о политике невмешательства в испанские дела, с октября 1936 г. Советский Союз стал оказывать поддержку Испанской республике. Однако, эта поддержка носила весьма специфический характер:

1) во-первых, республиканское правительство получало от СССР за золото военную технику и вооружение, качество которых оставляло желать лучшего, а количество было значительно меньшим по сравнению с германской помощью Франко;

2) во-вторых, в Испанию были направлены три тысячи советников, среди которых были не только военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД.

События в Испании.

Советское руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением инакомыслия среди левых сил Испании, против которого и развернули борьбу "компетентные органы". Это не могло способствовать единству республиканских сил, которые потерпели поражение в гражданской войне.

События в Испании дали возможность опробовать в боевых условиях новые образцы военной техники (прежде всего самолётов) и показать всему миру, что новая война будет качественно иной, даже по сравнению с первой мировой. К началу Второй Мировой войны советская пропаганда сформировала у большинства населения представление о том, что Советский Союз одержит победу над потенциальным врагом малой кровью и на чужой территории.

Начало Второй мировой войны.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Союзники Польши-- Великобритания и Франция 3 сентября объявили войну Германии. Однако они не оказали реальной военной помощи польскому правительству, что обеспечило А. Гитлеру быструю победу. Началась вторая мировая война.

В новых международных условиях руководство СССР приступило к реализации советско-германских договоренностей августа 1939 г. 17 сентября, после разгрома немцами польской армии и падения польского правительства, Красная Армия вступила в Западную Белоруссию и Западную Украину. 28 сентября был заключен советско-германский договор "О дружбе и границе", закрепивший эти земли в составе Советского Союза. Одновременно СССР настоял на заключении соглашений с Эстонией, Латвией и Литвой, получив право размещения своих войск на их территории. В этих республиках в условиях присутствия советских войск были проведены выборы в законодательные органы, на которых одержали победу коммунистические силы. В 1940 г. Эстония, Латвия и Литва вошли в состав СССР.

В ноябре 1939 г. СССР начал войну с Финляндией в надежде ее быстрого разгрома и создания в ней правительства прокоммунистической ориентации. Существовала также военно-стратегическая необходимость обеспечить безопасность Ленинграда, отодвинув от него советско-финляндскую границу в районе Карельского перешейка. Военные действия сопровождались огромными потерями со стороны Красной Армии. Они продемонстрировали ее плохую подготовленность. Упорное сопротивление финской армии было обеспечено глубоко эшелонированной оборонительной "линией Маннергейма". Западные государства оказывали Финляндии политическую поддержку. СССР под предлогом его агрессии был исключен из Лиги Наций. Ценой огромных усилий сопротивление финских вооруженных сил было сломлено. В марте 1940 г. был подписан советско-финляндский мирный договор, по которому СССР получил весь Карельский перешеек.

Летом 1940 г. в результате политического нажима Румыния уступила Советскому Союзу Бессарабию и Северную Буковину.

В итоге в состав СССР были включены значительные территории с населением 14 млн. человек. Граница страны отодвинулась на западе в разных местах на расстояние от 300 до 600 км.

Внешнеполитические соглашения 1939 г. почти на два года помогли отсрочить нападение Германии на Советский Союз. Советское руководство пошло на соглашение с фашистской Германией, идеологию и политику которой оно ранее осуждало. Подобный поворот мог быть осуществлен в условиях государственной системы, все внутренние средства пропаганды которой были направлены на оправдание действий правительства и формирование нового отношения советского общества к гитлеровскому режиму.

Если Пакт о ненападении, подписанный в августе 1939 г., был в определенной степени вынужденным для СССР шагом, то секретный протокол, договор "О дружбе и границе", другие внешнеполитические акции сталинского правительства, осуществленные накануне войны, нарушали суверенитет ряда государств Восточной Европы.

В течение 20 -- 30-х годов неуклонно возрастал авторитет Советского Союза на международной арене. Однако его взаимоотношения с Западом имели непоследовательный, амплитудный характер.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В. И. Лениным: во-первых, принцип пролетарского интернационализма, во-вторых, принцип мирного сосуществования с капиталистической системой. Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства в течение всех 20-30-х гг. XX века. Политика 20-х годов показала успешность деятельности советского правительства в прорыве политической блокады с Западом. Удачная политика Советского государства придала уверенности новому правительству, дав толчок для более активной внешней политики с государствами Восточной Азии и Японией. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Внешняя политика государства в этот период отличается активностью, но бессистемностью. Позже, в начале 30-х годов, правительство слало структурировать свою деятельность, придавая ей более строгий осмысленный вид. К 40-м годам 20-го столетия Советский Союз подошёл с отсталой по отношению с западными странами экономикой, плохой подготовленностью Красной Армии, почти не способной вести военные действия в таких условиях. Однако, весь мир понимал, что начинается Вторая мировая война, которой СССР не было ни малейшего шанса не избежать.

Список литературы

внешнеполитический кризис война конференция

1. Кисилёв А.Ф., "Новейшая история Отечества. ХХ век", М., Владос, 2002 - 336 с.

2. Мунчаев Ш.М., "История России" М., Норма, 2004 - 768 с.

3. Орлов А.С., "История России", 2-е изд. М., Проспект, 2004 - 520 с.

4. Островский В.П., "История России. ХХ век" М., Дрофа, 2001 - 425 с.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Новые явления в международных отношениях после Второй мировой войны. Ялтинско-подсдамская система международных отношений. Холодная война, её сущность. Уроки Карибского кризиса. Разрядка напряжённости между СССР и США. Начало процесса деколонизации.

    научная работа , добавлен 21.10.2011

    Роль многосторонней публичной дипломатии как важнейшего инструмента достижения внешнеполитических целей государства, согласования международных решений в глобальном масштабе. Переговоры и заключение военных союзов в преддверии Второй Мировой войны.

    презентация , добавлен 29.03.2016

    Основные исторические вехи российско-американских отношений. США и СССР - стратегические партнеры во Второй мировой войне. Советско-американские отношения периода холодной войны. Участие России в афганской операции НАТО. Отношение американцев к России.

    реферат , добавлен 10.05.2013

    Ориентация внешне-политических связей молодого советского государства (1920 - начало 1930-х гг.). Основные "друзья" и "враги" СССР в 30-е гг. ХХ века. Пакт о ненападении и советско-германский договор 1939 г. Война с Финляндией.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2004

    Финансовая глобализация как составная часть глобализация мировой экономики. Начало мирового валютно-финансового кризиса. Подход кредиторов к разрешению кризиса. Подход должников к разрешению кризиса. Эволюция и проблемы финансовых ресурсов России.

    реферат , добавлен 15.03.2008

    Экономика во время финансового кризиса. Мировой финансовый кризис 2008 года. Начало экономического спада в Европе. Совместные действия финансовых и политических властей. Последствия экономического кризиса в России. Действия руководства и денежных властей.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2009

    Взаимоотношения Японии с США и странами Европы в 1825-1876 гг., экспансия Японии в Азии. Народное восстание в Корее, возглавленное сектой Тонхак. Оборонительный союз России и Китая против Японии. Внешняя политика японской империи в 1905-1914 гг.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Конфликты периода конфронтации 1956-1962 гг. Внешняя политика СССР. Начало политики разрядки. Роль процесса деколонизации в мировых отношениях. Испытания МБР в Советском Союзе и изменение глобальной военно-стратегической обстановки. США на мировой арене.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Зарождение американской афганистики как экспертно-аналитического направления в годы Второй мировой войны. Основные труды ученых по проблемам Афганистана, анализ конфликта в стране. Миротворческая политика США в Центральной Азии на рубеже XX–XXI веков.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Исторические условия провозглашения Польского государства. Польско-Советское противостояния 1919-1921. Анализ проблем определения восточной границы. Установление дипломатических отношений со странами Европы. Польша в преддверье Второй мировой войны.

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости блога «сайт»!

Сегодня мы разбираем такую непростую тему, как политическое и экономическое развитие СССР в 20-30 годы.

Советское государство в первой половине 20-х годов XX века

Кризис конца 1920 — начала 1921 года

Состояние экономической и социальной сферы РСФСР по окончании Гражданской войны оставляло желать лучшего. Многим заводам и месторождениям был нанесен серьезный ущерб, значительно сократилось население, уменьшилось количество возделываемых земель. К тому же правительство не сразу осознало провал политики «военного коммунизма», так как после победы большевиков «продотряды» продолжали изымать продукцию у населения, а власти предпринимали действия, противоречащие требованиям рабочих и крестьян (подготовка к отмене денег, усиление распределительной экономической политики). Все это привело к голоду в 1921 году и началу забастовок. После подавления восстания матросов в Крондштадте (март 1921) правительство начало предпринимать меры по восстановлению экономики и удовлетворению требований народа.

Новая экономическая политика

На X съезде РКП(б) (март 1921) Ленин предложил новую экономическую политику. Она состояла в создании многоукладной экономики при сохранении главных «рычагов» в руках правительства (внешняя торговля, централизованная денежная система, государственный сектор в промышленности).

Главными целями НЭП были:

  • Устранение социальной напряженности
  • Предотвращение разрухи и выход из кризиса
  • Создание базы для построения социалистического общества

И для их достижения правительству пришлось отступить от некоторых положений Декретов, принятых в октябре 1917 года, а именно:

  • Отменить всеобщую национализацию
  • Ослабить централизацию в экономике
  • Возродить частную торговлю

Для быстрого восстановления экономики необходимо было увеличить количество средств, поступающих в государственный бюджет, а также предоставить гражданам больше возможностей эти средства заполучить. С этой целью были проведены следующие мероприятия:

  • Замена продразверстки на продналог (меньше в 2 раза)
  • Разрешение на сбыт сверхплановой продукции
  • Разрешение на открытие и аренду мелких и средних предприятий
  • Предоставление концессий
  • Нацеливание гос. предприятий на самоокупаемость
  • Разрешение на аренду земли и использование наемного труда

Произошли некоторые изменения в банковской системе:

  • Появление частных банков
  • Выпуск и принудительное распространение гос. займов
  • Денежная реформа в 1922 году – сокращение объема выпуска бумажных денег (эмиссии) и введение советской купюры 10 рублей

Естественно, экономические реформы не обошлись без преобразований в социальной сфере:

  • Принятие нового кодекса законов о труде (1922) (отмена всеобщей трудовой повинности, введение свободного найма)
  • Реформа системы оплаты труда – введение тарифной сетки
  • Прекращение трудовой мобилизации

Новая экономическая политика вскоре дала свои положительные результаты : стремительно развивалась легкая промышленность, улучшились условия жизни населения, началась отмена карточек. Но все это решало лишь одну из поставленных задач нэпа – преодоление разрухи.

НЭП стала причиной возникновения разногласий внутри партии, что грозило ее разладом. Одни выступали за расширение хозяйственных прав профсоюзов и демократизацию управления («рабочая оппозиция»). Другие стояли за полную централизацию управления и ликвидацию профсоюзов (Троцкий). Во избежание усиления сил оппозиции правительство провело «чистку» среди членов партии. Также многие деятели культуры, которые не поддерживали политику большевиков, были высланы из страны (1922 год «философский пароход»).

Несмотря на декрет об отделении церкви от государства, Советское правительство всеми способами пыталось взять контроль над РПЦ и даже ликвидировать ее. В 1922 году во время массового голода у церкви изымали имущество. Усилилась пропаганда атеизма, началось преследование священников и разрушение храмов.

Все эти вышеописанные действия можно назвать одним словосочетанием – устранение оппозиции правящей партии. И итогом этих мероприятий стало укрепление однопартийной системы и установление диктатуры ЦК РКП(б).

Итоги внутренней политики начала 20х годов

Первое время НЭП оказывала положительное влияние на экономику. Но вскоре данная политика вызвала определенные трудности.

Сельское хозяйство по-прежнему преобладало над промышленностью. Страна нуждалась в повышении обороноспособности, тяжелая отрасль требовала больших капиталовложений. Правительство попыталось решить эту проблему следующим образом: на промышленные товары устанавливалась очень низкая закупочная цена, но в то же время цены её сбыта сильно завышалась. Это фактическое выкачивание денег породило проблему появления на рынке дорогих товаров низкого качества, которые население отказывалось покупать (кризис сбыта в 1923 году). К этому добавился кризис цен 1924 года, когда крестьяне не согласились продавать зерно государству по низким ценам, желая получить за товар больше выгоды на рынке. Все это привело к сокращению экспорта сельхоз продукции, как следствие лишило государство средств на закупку заграничного промышленного оборудования.

В ответ на это государство усилило централизацию управления, ограничило свободу предприятий, увеличило налоги и цены, то есть приступило к свертыванию политики.

Но правительство не могло просто так сознаться перед народом в своих ошибках, поэтому партийное руководство объявило «врагов народа» (зажиточные крестьяне, агрономы, инженеры, нэпманы) причиной своих неудач и начало их преследовать.

Образование СССР

Перед образованием Союза Советских Социалистических Республик между некоторыми из государств, вошедших в него, уже существовали экономические и политические связи.

В период Гражданской войны Россия заключила союз с Украиной и Белоруссией(1919), по которому страны обязывались оказывать военную и политическую помощь в противостоянии антисоветским силам. После Гражданской войны между государствами сохранились политические и усилились экономические связи.

В 1922 году Азербайджан, Армения и Грузия образовали Закавказскую советскую социалистическую федерацию. Принципы Конституции ЗСФСР были такими же, как и у РСФСР.

Для совместного восстановления и развития хозяйства, улучшения обороноспособности и укрепления социалистического строя связи между республиками требовали выхода на новый уровень.

В декабре 1922 года состоялись съезды Советов во всех республиках, которые приняли предложение Ленина о создании союзного государства федерации равноправных республик.

30 декабря 1922 года прошел Первый Всесоюзный съезд, утвердивший Декларацию и Договор об образовании СССР. Первыми в советский союз вошли РСФСР, ЗСФСР, Украинская и Белорусская ССР.

В январе 1924 года Второй съезд утвердил Конституцию СССР.

В следующем посте, посвященном истории России мы разберем тему «Внешняя политика СССР в 20-30 годы», поэтому подписывайтесь на обновления сайта и нажимайте на кнопочки социальных сетей. Ну а сейчас мы предлагаем Вам ознакомиться с видеоуроком по политической жизни СССР в 20-30 годы. Для его просмотра поставьте лайк в одной из Ваших социальных сетей:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»