Политика и ее роль в жизни общества. Сущность и основные черты политики

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Политика — чрезвычайно сложная сфера человеческих отношений. Одна из ее важнейших задач — управление обществом с учетом интересов различных социальных субъектов. Эти интересы часто исключаю друг друга.

Категория «политика» получила широкое распространение благодаря одноименной работе древнегреческого философа Аристотеля. Он рассматривал политику как форму общения семей и родов ради счастливой, благой жизни. В настоящее время этим термином часто обозначают различные виды влияния и руководства. Так, говорят о политике президента, партии, фирмы, редакции, учебного заведения, преподавателя, лидера и участников какой-либо группы.

Политика — определяется как сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами в целях достижения безопасности общества.

В самом широком смысле политику трактуют не иначе, как деятельность по организации совместной жизни людей в обществе, как необходимое и полезное в этом плане распорядительство. А политические отношения — как систему отношений между людьми, которые возникают и развиваются именно по поводу организации и функционирования государственной власти.

Наличие и состояние политики зависит от ряда факторов. Эта устойчивые необходимые факторы, или связи, и есть законы политики . К таким связям можно отнести следующие:

  • зависимость политики субъекта от интереса к другому субъекту. Политику выстраивает тот, кто испытывает недостаток безопасности: в благах, в том числе в жизни и здоровье, в социальном положении, общении и т. д.; кто обладает большими ресурсами, тот и диктует условия политического (коллективного) существования; т. е. диктует тот, кто меньше заинтересован;
  • зависимость устойчивости политических отношений от готовности субъектов жертвовать некоторыми частными (личными) интересами;
  • зависимость совместной безопасности сообщества от справедливости распределения социальных позиций субъектов политики.

Безопасность содержит три основных элемента. Социальная безопасность подразумевает сохранение существования субъекта в определенном статусе. Экономическая безопасность означает наличие доступа к средствам существования. Духовная безопасность предполагает возможность свободного выбора идей, веры, вкусов и т. п., не ущемляющих интересы других людей.

Политика как общественное явление

  • традиционный , когда политику определяют через государство и участие людей в осуществлении или оппонировании власти;
  • социологический , в рамках которого политику трактуют в самом широком смысле, как любой вид социальной деятельности, связанный с самостоятельным руководством людьми, распределением благ и ресурсов, урегулированием конфликтов и т.д.

В традиционном подходе политика предстает как особая, отличная от других государственно-властная сфера общественной жизни и в ней же реализуется. Отсюда такие специфические дефиниции политики, трактующие ее как:

  • сферу борьбы за власть и способ реализации этой власти ;
  • науку и искусство государственного управления ;
  • способ производства законных социальных приказов и предписаний и др.

В социологическом подходе политика как общественная деятельность не обязательно связана с государственной властью, а, следовательно, и не образует особой сферы общественной жизни. Она присутствует везде, и любое явление или действие приобретают политический характер в той мере, в какой они «затрагивают организацию и мобилизацию ресурсов, необходимых для осуществления целей конкретного коллектива, общности и т.д.» Поэтому нередко говорят: «Куда ни кинь — везде политика». Она присутствует даже в семье, когда умная жена так управляет мужем, что последнему кажется, что он в доме хозяин, хотя фактически находится у жены «под каблуком».

Интерпретация понятия «политика»:
  • Курс, на основе которого принимаются решения, меры по выполнению и формированию задач.
  • Искусство управления людьми, все виды деятельности по самостоятельному руководству.
  • Сфера борьбы за завоевание, удержание и использование государственной власти.
  • Искусство управления государством.

Потребность общества в политике. Необходимость политики

В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства .

по своей структуре асимметрично . Существование различных классов и (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы , которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве» .

Роль политики в обществе:
  • выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
  • согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
  • выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
  • распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
  • создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают:

Поле политики

«Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное . Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды.

Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы . И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия .

«Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка , при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного . В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству , то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ.

Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации ; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий .

Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано».

По-особому складываются отношения между политикой и наукой . Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр.

Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали .

На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло . Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».

Известно, что политика существовала не всегда. Долгое время люди жили без политики. Их жизнь носила общественный, а не политический характер. Это объяснялось тем, что общество было социально однородным, а людей объединяли общие интересы. В первобытном обществе при наличии примитивных орудий труда главной заботой людей было, как выжить, а выжить можно было только сообща, всем вместе. Целостность общества поддерживали обычаи, традиции, нравы, религиозные обряды и верования, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов. Но с ростом производительных сил и материального производства резко усилилась дифференциация общества: социальная, религиозная, этническая. Произошло разделение людей на классы и слои с разными, нередко противоположными, интересами и потребностями. Возникла угроза самому существованию общества. Чтобы не допустить распада общества и сохранить человеческую цивилизацию, постепенно возникают специальные институты (вожди, князья, советники, суды), высшей формой которых стало государство. Государство путём принуждения смогло снять и урегулировать имеющиеся социальные конфликты и противоречия, а также защитить население своей страны от внешних врагов. Таким образом, политика появилась как инструмент сознательного саморегулирования общества.

В древней Греции главной формой социально-экономической и общественной жизни был «полис» (город-государство), а ведение государственных и общественных дел в полисе именовалось «политикой» . В процессе исторического развития определение политики неоднократно менялось. Приведём лишь некоторые примеры в толковании этого понятия. Так, например, Платон определял политику как «искусство управления людьми». Однако ученик Платона Аристотель не согласился со своим учителем, заявив, что политика – это «обеспечение наивысшего блага граждан государства». Своеобразная трактовка политики даётся французским драматургом XVIII века Бомарше: «Политика – это искусство создавать факты, шутя подчинять себе события и людей, выгода – её цель, интрига – средство». Прудон считал, что «политика – это наука о свободе». В.И. Ленин утверждал, что «политика – это фактическая судьба миллионов людей».

В настоящее время существуют десятки определений политики, отражающих ту или иную черту, свойство, аспект или функцию политики, включая всё богатство и сложность политики как общественного явления. Несмотря на кажущиеся различия в определении политики, это многообразие можно свести к четырём подходам.

Во-первых, политика как деятельность по достижению поставленной цели (Платон, М. Вебер, Г. Лассуэл, Т. Парсонс).

Во-вторых, политика как средство реализации интересов и потребностей людей с использованием институтов государственной власти (М. Дэбре, Б. Корчак).


В-третьих, политика как отношения людей, их организаций по поводу власти (Н. Макиавелли, В.И. Ленин, Р. Даль, К. Шмитт).

В-четвёртых, определение политики через её функции: поддержание стабильности и порядка, распределение ценностей, разрешение конфликтов, контроль над людьми (Ж.Ж. Руссо, Д. Истон, Г. Алмонд, М. Дюверже).

Все эти многообразные проявления политики позволяют выделить её главную сущность, ибо, как говорил Гегель: «сущность является, явление существенно». Сущность политики – это вопрос о власти. Любой общественный процесс, событие или явление становятся политическими лишь в том случае, если затрагивают вопрос о власти. Никакая политика не может существовать отдельно от власти, как и власть не может существовать без политики. В итоге политика это отношения и деятельность людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти. Не случайно классик политической мысли М. Вебер подчёркивал, что политика – это «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает».

Политика имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. В качестве её элементов можно выделить:

– субъекты и объекты политики;

– политические отношения и деятельность;

– политическое сознание (это не только ценностные ориентации и установки индивидов, но и политические взгляды и теории);

– политическая власть и политический режим. Присущие политической власти принуждение и волевое воздействие придают политике характер господства и подчинения, консенсуса и сотрудничества. Политическая власть с помощью имеющихся у неё средств может влиять и даже изменять поведение не только отдельных людей и групп, но и общества в целом.

Политика в зависимости от характера, содержания и целей имеет множество конкретных форм проявления, которые условно можно разделить на две группы: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика – это деятельность государства и других политических сил, направленная на сохранение, реформирование или коренное переустройство общества. К ней относится экономическая политика, социальная политика, культурная политика и т. д. Внешняя политика – это деятельность государства за пределами своих национальных границ. Внешняя политика, как правило, продолжение внутренней политики. Её задача – создание благоприятных внешних условий для внутреннего развития, обеспечение национальных интересов и национальной безопасности страны.

В новостных программах и аналитических материалах мы постоянно слышим о политике. Она присутствует везде. Даже люди, совершенно не интересующиеся проблемами мира и государства, никуда от нее не спрячутся. А какую роль играет политика в жизни общества? Можно ли без нее обойтись? Давайте разберемся.

Определимся с понятиями

Разобраться, какую роль играет политика в жизни общества, невозможно без трактовки терминов. Часто люди путаются именно потому, что их понятия далеки от научных. Слово «политика» имеет греческое происхождение. Оно буквально означает «искусство управления государством». Возникло оно тогда, когда появились богатые и бедные, выделился класс просвещённых и поднялся над остальной массой граждан. То есть, политика является некоей надстройкой над обществом. Состоит она в рождении, развитии и реализации идей, которые приводят к тем или иным изменениям. Следует заметить, что в настоящее время политику принято делить на внешнюю и внутреннюю. Последняя влияет на положение в одной стране, подталкивает ее развитие. Внешняя - направлена на регулирование межгосударственных отношений. Два этих направления так или иначе влияют на жизнь обычного человека. Место политики в жизни общества иной раз трудно определить неспециалисту. Ведь большая часть процессов проходит в государственных органах. Граждане сталкиваются с реальной политикой во время Но это лишь вершина айсберга. На самом деле роль государства, а, следовательно, политики велика практически во всех сферах жизни. Будь-то строительство предприятий, регулирование заработной платы, работа жилищно-коммунальных служб или мероприятия культуры - везде существует организационно-управленческий элемент.

Зачем обществу политика?

Любой инструмент настолько всеобъемлющий, как рассматриваемый, что имеет собственные функции. Без их выявления невозможно понять, какую роль играет политика в жизни общества. Ведь мы не сможем увидеть глубинных основ функционирования государства. Функции политики разнообразны:

  • определение основных целей и направлений развития;
  • организация работы общества по их достижению;
  • распределение ресурсов (материальных, человеческих, духовных);
  • выявление и согласование интересов субъектов процесса;
  • разработка норм поведения и их внедрение;
  • обеспечение безопасности (любого рода);
  • приобщение людей к процессам управления;
  • контроль.

Данный перечень можно расширить за счет расшифровки каждого из пунктов. На практике они сложны и многоплановы. За каждым стоит работа соответствующих служб, учреждений и организаций. Но уже из приведенного перечня понятно, какую роль играет политика в жизни общества. Можно ответить коротко - важнейшую.

Политическая система

Необходимо отметить, что государственные системы бывают разными. От этого напрямую зависит, как взаимодействуют общество, политика и власть. К примеру, социалистический строй серьезно отличается от рабовладельческого или капиталистического. Цели ставятся несоизмеримые по масштабам и значимости для гражданина. Наука разделяет политические системы на авторитарные, демократические и тоталитарные. Каждая по-своему организует управление, реализует его взаимодействие с населением. Политическая система делится на:

  • нормативную;
  • институциональную;
  • коммуникативную;
  • культурно-идеологическую.

Они характеризуют степень и характер отношений между властными структурами и обществом. Подсистему включают в себя организации, государственные службы и учреждения, а также граждан. Давайте их рассмотрим.

Институциональная подсистема

Наверняка данный термин не всем понятен. Оттолкнемся от слова «институт». Оно обозначает высшее учебное заведение, но так же специальное учреждение, занимающееся научными изысканиями. Получается у нас некая структура, выполняющая ряд функций, среди которых выделим организационную и идееобразующую. Когда рассматривается общество в политике, то в первую очередь говорят об этой подсистеме. Она включает в себя политические партии, общественные движения и государство. Их общая цель - осуществление властных полномочий, на законодательно закрепленном уровне. Понятно, что государство, как система, принимает и внедряет их в жизнь. Партии и движения влияют на деятельность последнего, исходя из взглядов своих сторонников. Они же принимают активное участие в формировании законотворческих структур. Существуют структуры, включенные в институциональную подсистему, не участвующие в Возьмите, например, профсоюзы. Они не претендуют на власть, не борются за нее. Но определенные задачи в обществе решают. Таковых организаций множество.

Государство

Этот институт имеет самые широкие полномочия. Ведь он, как правило, концентрирует и реализует власть в обществе. Его функции весьма разнообразны. Связано это с тем, что государство опирается на большую часть народа, выражает его интересы. Оно создает специальные институты, аппарат управления и принуждения. Политика государства должна быть согласована с чаяниями и надеждами народа, быть направлена на создание условий для реализации потенциала общества. Иначе в стране может возникнуть кризисная ситуация. Другими словами, иная политическая сила разрушит государство, чтобы создать иное, более отвечающее требованиям населения. Чтобы такого не произошло, необходим консенсус между политическими силами. Его обеспечивают основные партии, имеющие сторонников среди большей части населения. Государство пишет правила и принципы функционирования всей политической системы. То есть, занимается законотворческой деятельностью, регулирует работу общественных организаций вплоть до их запрета. Критерий у подобных решений один - безопасность населения в любой сфере. Для реализации собственных задач государство обладает громадными ресурсами. Кроме того, оно должно объединять (интегрировать) общество, объединять вокруг себя, как возле стержня, все иные институты.

Коммуникативная подсистема

Нельзя оценить суть влияния политики на жизнь общества, если рассматривать его однородным. В любой стране существуют слои и группы населения. У них различные интересы, они объединяются в организации или партии, выдвигающие собственные требования. Совокупность взаимоотношений между подобными образованиями называют коммуникативной подсистемой. Оно специальными нормативными актами и принятыми в обществе нормами регулирует отношения субъектов, к каковым относится и отдельная личность. Цель взаимодействия общественных организаций, партий, граждан - влияние на власть для того, чтобы последняя учитывала их потребности в своей деятельности. То есть группы населения борются за собственные интересы. А государство призвано их балансировать, учитывая по возможности в принятии властных решений.

Культурно-идеологическая подсистема

На жизнь общества не только законы влияют. Есть еще целый пласт идеологических установок, на которые люди привыкли опираться, вырабатывая отношение к власти. К ним относятся и настроения и предрассудки. Наверняка вы и сами замечали, что какие-то лозунги, продвигаемые политическими силами, не находят у граждан сочувствия, не вызывают интереса. Но тут возникнет идея и как пожар распространяется повсюду. Просто она отвечает чаяниям народа, опирается на совокупность установок, принимаемых людьми как естественные. любого общества опирается на выработанные поколениями, укоренившиеся образы, именуемые стереотипами. Они занимают особую роль в политической культуре, так как внедрены очень глубоко и плохо поддаются изменениям. К примеру, монархические идеи до сих пор имеют множество сторонников в России, хотя со дня падения царского режима прошло почти сто лет.

Нормативная подсистема

Это, пожалуй, самая понятная из всех составляющих частей политики. Она представляет собой совокупность законов. Также к ней можно отнести учреждения и организации, выполняющие контрольную функцию. Как правило, нормы вырабатывает государство. Они обязательны для исполнения всем обществом. Демократии часть прав по инициированию законотворчества могут передавать гражданам или их объединениям.

Политика и сферы жизни общества

Такова, что любой ее сегмент не может работать и существовать отдельно. Все взаимосвязано. А инструментом, позволяющим объектам реализации власти находить консенсус, является политика. Можно смело сделать вывод, что без ее влияния не обходится ни один человек. И от желания личности этот факт не зависит. Как говорится, жить в обществе и быть от него свободным не получается. Какую сферу ни возьми, политика присутствует везде. Ходите ли вы в магазин, на работу или дома сидите. Рядом невидимо присутствует государство и иные участники политической системы.

Политическая жизнь возникла в результате распада общества на социальные группы с несовпадающими ин­тересами. Общество резко усложнилось, и поэтому по­явилась политика как деятельность по согласованию социальных интересов. Все население разделилось на управляющих (элита) и управляемых (масса). Основ­ной функцией политики стало управление обществом с помощью государства в интересах прежде всего наибо­лее влиятельных классов и слоев общества.

Сфера политики явилась следствием и отражением тех процессов, которые зародились и существуют в со­циальной жизн и общества. Речь идет прежде всего о со­циально-экономических интересах людей. Следует иметь в виду, что за всякого рода лозунгами и программами политических партий, заявлениями и действиями по­литиков как правило стоят интересы тех социальных групп, которых они представляют. Сфера политичес кой жизни включает в себя все многообразие явлений и процессов, так или иначе связанных с борьбой за обладание государственной властью. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие проявления политической жизни общества.

Политические потребности и интересы являются по­будительными мотивами («пружинами») деятельности людей в сфере политики. В качестве мотивов выступа­ют имущественные интересы людей, их идеалы и чес­толюбие, нравственные соображения и другое. Данные интересы выражают потребности людей, т.е. то, чего им недостает в реальной жизни. Неудивительно, что политика вовлекает в свой бурный поток не только людей с безупречной совестью, но и негодяев и прохо­димцев. Политическая жизнь - это всегда отстаива­ние своих интересов, в какие бы одежды эти интересы ни рядились.

Политическое сознание людей является духовной стороной политической жизни общества. Оно включа­ет в себя как чисто житейские представления о полити­ке и государстве, так и различные учения и теории. Если нет политического сознания, то нет и полноцен­ной политической жизни в целом. Имея знания и пред­ставления о политике (пусть даже и самые простей­шие), люди получают возможность участвовать в ней сознательно (со знанием дела), давать оценки конкрет­ным фактам и явлениям политики, делать выбор в поль­зу собственных интересов.

Субъекты политической жизни есть ее участники, «актеры». Речь идет о конкретных индивидах и группах, которые являются носителями интересов, сознания и прак­тических действий. Изучая политическую жизнь общест­ва, философия обращает внимание на политическую куль­туру субъектов политики, на взаимоотношения между лидерами и. массой, духовные качества участников поли­тики. Философия отмечает также высокую степень субъ­ективного (личностного) начала в политической жизни. Ее интересует и то, насколько общество демократично, т.е. создает примерно равные возможности для участия в политической деятельности всем ее участникам.

Институты (органы) политической жизни представ­ляют собой специальные «инструменты», создаваемые и используемые субъектами политики для борьбы за власть и ее применение. К числу таковых относятся политические партии, различного рода движения, ас­социации и организации. Основным инструментом по­литики является конечно же само государство как офи­циальное выражение власти в обществе. Наличие на­званных нами институтов свидетельствует о том, что человечество сумело «изобрести» специальные средст­ва для цивилизованного и эффективного протекания политической жизни в обществе.

Собственно политика есть, по определению В.И.Ле­нина, «участие в делах государства». В данном случае политика рассматривается как вид деятельности чело­века наряду с наукой, воспитанием, земледелием и дру­гими. Она выполняет не только лишь функцию завое­вания власти и ее упрочения, но может быть направле­на также и на достижение гражданского согласия (кон­сенсуса) в обществе. В этом случае используются та­кие цивилизованные методы деятельности, как кон­структивный диалог, компромисс (соглашение на ос­нове взаимных уступок), партнерство и т.п. Но в по­литике используются, увы, и не только эти методы. Нередко можно услышать, что политика - это «гряз­ное дело», что это якобы «зверь, не знающий Бога» (Н.А.Бердяев) и т.п. Действительно, в политике имеет место хитрость и даже обман, заигрывание с массами и нечестная игра, лицемерие, цинизм, коварство и жес­токость. Так было всегда, так оно есть и сейчас, и в этом тоже проявляется ее противоречивая природа. Но все это еще не дает оснований полагать, что в этой деятельности нет места для совести, честности, поря­дочности и других позитивных социальных ценностей.

Политические отношения - это те связи и зависи­мости, которое складываются между индивидами и груп­пами людей в ходе их борьбы за власть. Это проявля­ется, например, в формах солидарности, сотрудниче­ства, компромисса. Но эти отношения нередко сущест­вуют и в формах соперничества, конфронтации и даже грубого конфликта сторон.

Политическая культура представляет собой типичные для данного общества образцы (формы) мышления и практической деятельности людей, проявляемые ими в сфере политики. Это понятие употребляется также и для характеристики человека как участника политической де­ятельности, раскрытия его политических качеств. Поли­тическая культура представляет собой единство полити­ческого сознания и практических действий, их синтез. Это прежде всего способы и формы участия индивида в политике (мирные или же насильственные действия, активное участие или же неучастие в политике и т.д.). по­литическая культура является инструментом для созна­тельного участия человека в политике и выполняет раз­нообразные функции. Кроме названной выше функции участия в политике, она способствует стабильности в обществе или же, при низкой культуре, разрушает ее. С помощью политической культуры передаются опыт, тра­диции и способы деятельности в политике от поколения к поколению. Она может как способствовать объедине­нию (консолидации) людей на почве общих интересов, так и напротив - разъединять их, вносить вражду и не­приязнь друг к другу. Политическая культура помогает интеллектуальному развитию личности путем освоения индивидом существующих в обществе способов полити­ческого мышления и знаний о политике.

Политические принципы и нормы включают в себя систему правил, запретов и ограничений для полити­ческой деятельности. В политике тоже должна быть своя мера, т.е. разумный предел допустимого. Эта мера определяется интересами безопасности и стабильного развития общества. Очень важно, например, принимать в правительстве такие решения, которые бы своевре­менно разрешали назревающие социальные конфлик­ты. От высших государственных деятелей требуются такие поступки, которые бы не ущемляли честь и на­циональное достоинство своего народа и т.д. и т.п. Данные принципы и нормы представляют собой как бы «правила игры» в политике.

В качестве небольшого вывода по второму вопросу мы считаем важным заметить следующее. Политическая жизнь общества глубоко социальна, т.е. она отра­жает интересы людей, формирующиеся в социальной сфере. На основе этих интересов возникают специаль­ные институты (органы) - партии, государство и др., в задачу которых входят формулировка и реализация этих интересов. Одной из важнейших функций поли­тической сферы является закрепление и сохранение существующего в обществе социально-экономического порядка вещей (например, отношений собственности), либо же его изменение в интересах тех или иных соци­альных групп и слоев. Основная функция политичес­кой жизни есть, следовательно, отражение и реализа­ция социально-экономических и иных интересов лю­дей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»