Компетентностная модель подготовки выпускника в системе спо. Профессионально – личностная модель выпускника как желаемый результат спо скворцова е.в

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

В стратегии развития образования в РФ на период до 2025 года приоритетной задачей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными профессиональными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

    ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Компетентностная модель выпускника разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по профессии.

Модель представляет собой как совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессии 35.01.13 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», профессиональным образовательным учреждением ОГАПОУ ШАРТ, имеющим право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной профессии. Модель разработана в соответствии с региональной системой профессионального образования, регионального рынка труда и возможности построения индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся за счет использования вариативной части ФГОС СПО.

    ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящей компетентностной модели выпускника используются следующие сокращения:

СПО – среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО – федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ОУ – образовательное учреждение;

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа по специальности;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция;

ПМ – профессиональный модуль;

МДК – междисциплинарный курс.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНСТИ

3.1. Нормативныесроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводится:

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

тракторы, самоходные сельскохозяйственные машины;

прицепные и навесные устройства;

оборудование животноводческих ферм и комплексов;

механизмы, установки, приспособления и другое инженерно-техническое оборудование сельскохозяйственного назначения;

автомобили категории "С";

инструменты, оборудование, стационарные и передвижные средства для монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

технологические процессы монтажа, ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственных машин и оборудования;

сырье и сельскохозяйственная продукция;

технологические операции в сельском хозяйстве.

4.3. Обучающийся по профессии 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

4.3.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

4.3.3. Транспортировка грузов.

    ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования.

ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.

ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.

5.2.2. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.

ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.

ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.

ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.

ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.

ПК 2.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные сельскохозяйственные машины и оборудование.

ПК 2.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования.

5.2.3. Транспортировка грузов.

ПК 3.1. Управлять автомобилями категории "С".

ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения ППКРС должна включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль

Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 1

ART15393УДК 37.013.46

Утёмов Вячеслав Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУВПО «Вятскийгосударственный гуманитарный университет», заместитель директора по учебнометодической работе КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры», г. Киров[email protected]

Компетентностная модель обучения в колледжепри реализации ФГОС среднего профессионального образования

Аннотация.В статье описывается компетентностная модель формирования образовательных результатов при освоении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования при подготовке специалистов среднего звена. Предложенная модель прошла успешную апробацию в КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры» в 2011–2015 гг. при прохождении полного курса обучения по ФГОС СПО специальностей группы «Искусство и культура».Ключевые слова:федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, компетентность, компетенция, виды профессиональной деятельности, компетентностный подход.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Система образования, ориентированная на освоение знаний, накопленных человечеством, устанавливает естественный предел для развития науки, технологий, познания в целом . Цель современного профессионального образования состоит в том, чтобы будущий профессионал обладал широким набором взаимосвязанных и взаимодействующих качеств, таких как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность, стремление к самообразованию, владение новыми технологиями и способами их применения, способностьпринимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сфере, уметь работать в команде, быть готовым к перегрузкам и стрессовым ситуациям и т. д. Список подобных качеств можно значительно расширить, но важнее выявить нечто общее, что сводит их воедино. Такая системообразующая роль в современном образовании отводится понятию «компетентность».Компетентностный подход мы рассматриваем как объективное явление, вызванное к жизни социальноэкономическими, образовательными и педагогическими предпосылками. Современная экономика предъявляет к специалисту среднего звена новые требования, которые надо учитывать в программах подготовки специалистов. Эти новые требования носят междисциплинарный характер и являются универсальными для различных областей деятельности. Попытка удовлетворить эти требования заставляет обновлять содержание изучаемых дисциплин и вводить новые педагогические технологии, а также новые подходы к реализации основной профессиональной образовательной программы.Однако при наличии почти 70летнего опыта подготовки специалистов среднего звена сферы культуры и искусства в Вятском колледже культуры приемлемым рабочим является понятие «профессиональная компетентность», удачно сочетающееся с внутренним пониманием педагогической цели работы. Профессиональная компетентность–это полнота качеств и способностей работника, обеспечивающая выполнение им действий в соответствии с компетенцией, определяемой требованиями должности.Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 2

Согласно действующим ФГОС СПО 3+ для всех направлений подготовки,компетенции подготавливаемых специалистов обобщены через прикладные виды профессиональной деятельности :51.02.01 Народное художественное творчество (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1382 от 27 октября 2014 г.);51.02.02 Социальнокультурная деятельность (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1356 от 27 октября 2014 г.);51.02.03 Библиотековедение (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки №1357 от 27 октября 2014 г.);53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 997 от 13 августа 2014 г.);54.02.08 Техника и искусство фотографии (ФГОС утвержден приказом Минобрнауки № 1363 от 27 октября 2014 г.).Поэтому, на наш взгляд, основная образовательная цель при реализации данного подхода с учетом ФГОС СПО –эторазвитие компетентности через присвоение вида профессиональной деятельности.Для реализации ФГОС СПО нами разработана компетентностная модель обучения (см. рис. 1).Вид профессиональной деятельности, утвержденный стандартом, является компонентом, уточняющим требование и содержание программы подготовки, и включает в себя интегрированный результат формирования общихи профессиональных компетенций специалиста. Компетенции,в свою очередь,формируются через этапы: знает (знания), умеет (умения), владеет (опыт).

При реализации образовательной программы знания и умения мы рассматриваем как один из результатов базовых и специальных дисциплин, а опыт в основном –как результат учебных, производственных практик и исследовательских, в частности курсовых, работ, в рамках которых студенты выполняют прикладное исследование. Компетентность обязательно включает в себя способность и мотивацию к совершенствованию в данной предметной области как за счет усвоения новых знаний и методов извне, так и за счет формирования новых знаний и методов из опыта проявления данной компетентности в практической деятельности после завершения процесса обучения . Создание условий для мотивации к обучению остается первостепенной задачей. Для этого учебный план с первого года обучения должен включать специальные дисциплины. Кроме этого, согласно образовательным стандартам, целесообразно обеспечить подготовку специалистов на базе соответствующих учебных творческих коллективов, сформированных из обучающихся по направлениям подготовки. Так,в колледже сейчас функционируют шестьучебных творческих коллективов, где студенты кроме мотивации к освоению образовательной программыприобретают опыт профессиональной деятельности. Если говорить об объеме времени, отводимого на работу в коллективе, можно сказать, что студент, являясь членом коллектива, в среднем участвует в пятирепетициях в неделю, в 20 концертах и 30 показах в год, а также в достаточном количестве конкурсов и фестивалей в составе коллектива.Уровень мотивации студентов к будущей профессииежегодно отражается в тестировании увлеченности будущей профессией. Так, на 2015 г.увлеченность распределена следующим образом: I курс –60%, II курс –40%, II курс –65%, IVкурс –80%. Падение интереса к профессии в начале IIкурса связано по большейчасти с несоответствием представления о выбранной профессии с реальной, изза фрагментарного понимания профессии и незнания спецификии её содержания. А после Iкурса такое понимание приходит. Такой аудит интереса позволяет вовремя усилить работу по адаптации к получаемой профессии через систему внеурочной деятельности, отраженной в компетентностной модели.

Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 3

Рис. 1. Компетентностная модель обучения при реализации ФГОС среднего профессионального образования

Образовательная деятельностьколледжа рассматривается нами как процесс взаимодействия интеллектуальных, творческих способностей, рефлексии и мотивации. Интеллектуальная и творческая деятельность в программе подготовки специалистов сферы культуры и искусства переплетены и осуществляютсяв двух направлениях: формированиеи развитиепрофессиональной индивидуализации (субъективизация) в комплексе специальных знаний, уменийи навыков;развитиеи формированиеличности (профессиональная социализация) в процессе формирования психических новообразований и развития сформированных качеств в практической деятельности. Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 4

Единство субъективизации и социализации создает гармоничное сочетание профессионального и личностного начал в развитии компетентности.Субъективизация проходит через изучение дисциплин, практик, исследовательских работ, а также через работу в учебных творческих коллективах.Социализация реализуется через основания профессиональных модулей. Для этого ежегодно методическим советом колледжа обновляется матрица формируемых компетенций и матрица замеряемых компетенций для понимания целевых ориентиров освоения профессиональных модулей.

Обобщенными профессиональными модулями по направлениям подготовки в колледже являются творческая/технологическая, организационноуправленческая и педагогическая/социальнокультурная деятельность. Каждый модуль содержит производственную практику, содержание междисциплинарных курсов частично усваивается через работу и её осмысление в учебном творческом коллективе и завершается квалификационным экзаменом, результатом которого является готовность к выполнению вида профессиональной деятельности. На данный момент формой такого экзамена является портфолио достижений (грамоты, дипломы, благодарности, отзывы, характеристики студентов), проектное портфолио (разработанныйиндивидуальный проект в рамках междисциплинарного курса модуля) и портфолио работ (разработки занятий, разработанные репертуарные планы, доклады, рефераты, анализы произведений, обобщение опыта работы). Анализ представленного портфолио позволяет оценить сформированность каждой выносимой для замера компетенции.Следующим компонентом, учтенным в модели, является рефлексия.

Рефлексия рассматривается как компонент учебной деятельности, являющийся мощным средством самоорганизации познавательной деятельности. Объектрефлексии –непосредственно профессиональные знания, знания о собственной профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом. Так,во внеурочной деятельности и на практиках студенты после посещения культурнодосуговых учреждений, просмотров концертных и театрализованных программ на занятиях проводят всесторонний анализ мероприятия, позволяющий рефлексировать устойчивые мотивы, способствующие осознанию целей профессиональной деятельности,и стать мотивом для дальнейшего освоения образовательной программы. Таким образом, обучение в рамках профессиональных модулей учитывает описанную в методической литературе зависимость между уровнем развития рефлексии и результативностью профессиональной деятельности. Главное при достижении результативности заключается в поиске для каждого студента оптимальной сложности конкретного задания, для этого дифференцируются темы исследовательских работ, концертные номера, театрализованные представления и прочее. Интеллектуальные результаты за счет творчества и рефлексииобладают свойством саморазвития и саморасширения накопленного опыта. Рефлексия в данном случае не просто играет роль рекурсии в самоприменении некоторого накопленного результата, а проявляется как обращение самой формируемой профессиональной деятельности студента к собственным приемам и знаниямкак к объекту анализасинтеза.Итогосвоения образовательной программы –выпускная квалификационная работа, выполняемая на последнем курсе по освоенным профессиональным модулям, результатам которой является разработанный и внедренный продукт интеллектуальной деятельности (хореографический номер, обрядовое действо, театрализованное представление, кинематографический образ, фонограммы музыкальных произведений и т. д.). Выпускная работа является конечной точкой организации учебной исследовательской деятельности студентов на протяжении всех лет обучения в предложенной модели.

Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 5

Таким образом, работа по направлениям «субъективизация» и «профессиональная социализация» позволяет представлять формируемый результат у студента через взаимосвязь общих и профессиональных компетентностей, составляющих требования к выпускнику колледжа. Приэтомформируемые качества и способностичеловека «организовываются в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду» (согласно Б. Ф. Ломову, ) (рис. 2).

Рис. 2. Четырехкомпонентная компетентностная модель

В четырехкомпонентной компетентностной модели особый смысл приобретают и ребра пирамиды,и еёвершины, иллюстрирующие парное и тройное взаимодействие компетентностей. Поэтому, например, в образовательной программе предусматриваются виды учебной деятельности, направленные на оформлениеребер пирамиды: выполнение курсовых и учебных исследовательских работ и проектов . За качественное формирование компетентностной пирамиды отвечает следующий компонент модели –система профессионального развития и саморазвития педагога. Этосистема мероприятий, направленных на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога, проводимыхв целях овладения педагогами технологиями и методиками учебновоспитательной работы, творческого применения их на занятиях и во внеурочной деятельности, поиска инновационных, новых и наиболее рациональных и эффективных форми методов организации, проведения и анализа образовательного процесса. Формирование системы повышения квалификации и самообразования педагогов в колледже ежегодно строится поединой методической теме с обобщением и пропагандой педагогического опыта. Обобщение опыта работы преподавателей проходит в разных формах, отраженных в модели. Благодаря существующей системе методической работы в колледже формируется единое информационное и методическое обеспечение реализации компетентностного подхода.Таким образом, с учетомежегодно в образовательной программе внутреннихи внешних факторовсуществующий результат обучения позволяет говорить о сформированной компетентности выпускника, позволяющей осуществлять виды профессиональной деятельности.Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 6

В качествеперспективы дальнейшего развития описанной модели в системе профессионального образованиямы выделяем работу по реализации замера сформированности компетентности в форме компетентностного профиля, то есть разработку таких заданий, которые показывают, какие составляющие компетентности и в какой степени проявляются при решении данной задачи. При этом каждое решение задачи будет иметь компетентностную структуру (рис. 3).

Рис. 3. Компетентностный профиль решений

Компетентностная структура заданий определяется весовыми коэффициентами формируемых компетентностей. Полученные весовые коэффициенты составляющих компетентностей позволяют построить профиль испытуемого (рис. 4).

Рис. 4. Пример компетентностного профиля выпускника

Данный профиль может быть для нас очень удобным при обновлении реализуемых образовательных программ.

В качестве другой ближайшей задачи для методического оснащения обучения в СПО необходимо заметить, что в соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011–2015 гг., утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507р, введение ФГОС осуществляется поэтапно (см. рис. 5):ФГОС начального общего образования –с 2011 г.;ФГОС основного общего образования –с 2015 г.;ФГОС среднего общего образования –с 2020 г. Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 7

Если учесть, что для системы общего образования ФГОС стали предписывать образовательные результаты не только предметные, но личностные и метапредметные, т. е. выпускник школы будет обладать «новым» наборомучебных достижений, то и следующая ступень образования (профессиональное) должна быть готова кобучениютакого выпускника с обеспечением преемственности обучения. Поэтому задача адаптации учебных материалов и методов обучения в СПО с общим образованием должна стать ключевой в методической работе в системе среднего профессионального образования.

Рис. 5. Удельный вес численности обучающихся организаций общего образования, обучающихся по ФГОС (%)

Таким образом, предложенная компетентностная модель формирования образовательных результатов при освоении федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессиональногообразования при подготовке специалистов среднего звена может стать стрежневым элементом организации учебнометодической работы.

Ссылки на источники1.Ярыгин О. Н. Система формирования компетентности в аналитической деятельности при подготовке научнопедагогических кадров: автореф. дис. ... дра пед. наук. –Тольятти, 2013. –44 с.2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1382 от 27 октября 2014 г.3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.02 Социальнокультурная деятельность (по видам) утвержден приказом Минобрнауки № 1356 от 27 октября 2014 г.4.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 51.02.03 Библиотековедение утвержден приказом Минобрнауки №1357 от 27 октября 2014 г.5.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 53.02.08 Музыкальное звукооператорское мастерство утвержден приказом Минобрнауки № 997 от 13 августа 2014 г.6.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.08 Техника и искусство фотографии утвержден приказом Минобрнауки № 1363 от 27 октября 2014 г.7.Ярыгин О. Н.,Коростелев А. А., Денисова О. П., Дмитриев Д. А. Аналитическая деятельность в системе образовательного менеджмента. –Тольятти: Издво ТГУ, 2012. –320 с.8.Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. –М.: Наука, 1984.–226 с.9.Утёмов В. В. Программные средства работы над документами при организации самостоятельной работы учащихся // Концепт. –2012. –№ 9 (сентябрь).–URL: http://ekoncept.ru/2012/12113.htm.10.Публичный доклад Министерства образования и науки РФ. Публичная декларация целей и задач, 2015 г. –12 с.Утёмов В. В.Компетентностная модель обучения в колледже при реализации ФГОС среднегопрофессионального образования // Концепт. –2015. –№ 11(ноябрь).–ART15393. –0,4п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15393.htm.–ISSN 2304120X. 8

Vyacheslav Utemov, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy,Vyatka State Universityof Humanities, Deputy Director on educational work, Vyatka College of Culture, Kirov [email protected]

Competencebased learning model in College during implementation of the Federal State Educational Standard of secondary vocationaleducation Abstract.The paper describes competencebasedmodel of formation of educational outcomes during the development of Federal State Educational Standards of secondary vocational education in preparing midcareer professionals. The proposed model has been successfully tested in Vyatka College of Culturein 20112015 at thefull course of study of Federal State Educational Standards of secondary vocational education for the major “Artand culture”. Keywords:Federal state educational standards of secondary professional education, competence, competence, professional activities, competence approach.References1.Jarygin,O. N. (2013). Sistema formirovanija kompetentnosti v analiticheskoj dejatel"nosti pri podgotovke nauchnopedagogicheskih kadrov: avtoref. dis. ... dra ped. nauk, Tol"jatti, 44 p.(in Russian).2.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart srednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 51.02.01 Narodnoe hudozhestvennoe tvorchestvo (po vidam) utverzhden prikazom Minobrnauki № 1382 ot 27 oktjabrja 2014 g.(in Russian).3.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart srednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 51.02.02 Social"nokul"turnaja dejatel"nost" (po vidam) utverzhden prikazom Minobrnauki №1356 ot 27 oktjabrja 2014 g.(in Russian).4.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart srednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 51.02.03 Bibliotekovedenie utverzhden prikazom Minobrnauki № 1357 ot 27 oktjabrja 2014g.(in Russian).5.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standartsrednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 53.02.08 Muzykal"noe zvukooperatorskoe masterstvo utverzhden prikazom Minobrnauki № 997 ot 13 avgusta 2014 g.(in Russian).6.Federal"nyj gosudarstvennyj obrazovatel"nyj standart srednego professional"nogo obrazovanija po special"nosti 54.02.08 Tehnika i iskusstvo fotografii utverzhden prikazom Minobrnauki № 1363 ot 27 oktjabrja 2014 g.(in Russian).7.Jarygin,O. N., Korostelev,A. A., Denisova,O. P. & Dmitriev,D. A. (2012). Analiticheskaja dejatel"nost" v sisteme obrazovatel"nogo menedzhmenta,Izdvo TGU, Tol"jatti, 320 p.(in Russian).8.Lomov,B. F. (1984). Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii,Nauka, Moscow,226 p.(in Russian).9.Utjomov,V. V. (2012). “Programmnye sredstvaraboty nad dokumentami pri organizacii samostojatel"noj raboty uchashhihsja”,Koncept, № 9 (sentjabr"). Available at: http://ekoncept.ru/2012/12113.htm(in Russian).10.Publichnyj doklad Ministerstva obrazovanija i nauki RF. Publichnaja deklaracija celej i zadach, 2015 g., 12 p.(in Russian).

ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакциюReceived25.10.15Получена положительная рецензияReceived a positive review28.10.15ПринятакпубликацииAccepted for publication28.10.15ОпубликованаPublished27.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Утёмов В. В., 2015


СТАТЬЯ 68 ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ» « Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования»






Цель исследования: повышение качества подготовки выпускников Объект исследования: образовательный процесс Предмет исследования: технология подготовки Гипотеза исследования: подготовка выпускника обеспечит формирование его конкурентоспособности, если учесть требования работодателей, технологию подготовки и личностные характеристики в образовательном процессе.


Этапы выполнения работы Анализ рынка труда; Разработка модели выпускника, содержащая требования ФГОС с учетом требований работодателей в виде отличительных компетенций. Модернизация учебных планов и программ по дисциплинам, модулям и практическому обучению Системный мониторинг модели выпускника, содержащий «портфолио», тестирование, анкетирование, самооценку и др.







Модель конкурентных качеств выпускника КМТТ Профессиональные компетенции выпускника (согласно ФГОС по специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий») Отличительные компетенции выпускника (согласно требованиям работодателей) Создавать эскизы новых видов и стилей швейных изделий по описанию или с применением творческого источника Способность разрабатывать эскизы новых видов и стилей швейных изделий Выполнять чертежи базовых конструкций швейных изделий на типовые и индивидуальные фигуры Способность выполнять новые чертежи базовых конструкций швейных изделий из ранее разработанных. Осуществлять технический контроль качества выпускаемой продукции Готовность управлять качеством выпускаемой продукции Осуществлять авторский надзор за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства Готовность осуществлять авторский контроль за реализацией художественного решения модели на каждом этапе производства Участвовать в работе по планированию и расчетам технико-экономического обоснования запускаемых моделей Готовность самостоятельно проводить работу по планированию и расчетам технико-экономического обоснования запускаемых моделей



Согласовано Утверждаю

с Управляющим советом колледжа Директор ГБОУ СПО «Бежецкий

Протокол № ___ от колледж им. А.М.Переслегина»

«____»______________20_____г. _____________ Сергина Л.А.

«____»______________20____г.

050146 «Преподавание в начальных классах»

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» очная, заочная.

2. Нормативный срок освоения

3. Квалификация выпускника - учитель начальных классов.

4.

Выпускник должен быть готов к выполнению обязанностей учителя начальных классов, классного руководителя, воспитателя группы продленного дня.

5.Основные виды деятельности учителя начальных классов:

1. общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

2. Учитель начальных классов должен обладать

2.1. Преподавание по программам начального общего образования.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

2.2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

2.3. Классное руководство.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

2.4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Преподавание в начальных классах "подготовлен:

Производственная практика студентов организуется в начальном звене средних общеобразовательных учреждений.

Модель выпускника специальности 050144 Дошкольное образование

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности «Дошкольное образование» очная, заочная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 3 год 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 4 года 10 месяцев.

3. Квалификация выпускника - воспитатель детей дошкольного возраста.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к выполнению обязанностей воспитателя детей дошкольного возраста в учреждениях дошкольного образования.

5.Основные виды деятельности воспитателя детей дошкольного возраста:

1. Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями , включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями , соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

2.1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

2.2. Организация различных видов деятельности и общения детей.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

2.3. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

2.4. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

2.5. Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Возможности продолжения образования:

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Дошкольное образование "подготовлен:

— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.

Производственная практика студентов

Производственная практика студентов организуется в учреждениях дошкольного образования.

Модель выпускника специальности

230701 Прикладная информатика (в образовании)

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 230701 Прикладная информатика очная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 2 год 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев.

3. Квалификация выпускника - техник-программист.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Техник-программист - это специалист, который:

Получил специальное образование в области информатики и занимается созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем;

Является профессионалом в области применения информационных систем, решает функциональные задачи, а также управляет информационными, материальными потоками с помощью таких информационных систем.

5.Основные виды деятельности техника - программиста

Техник - программист должен осуществлять профессиональную деятельность и уметь решать задачи, соответствующие его квалификации. Он должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. Техник-программист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

2.1. Обработка отраслевой информации.

ПК 1.1. Обрабатывать статический информационный контент.

ПК 1.2. Обрабатывать динамический информационный контент.

ПК 1.3. Осуществлять подготовку оборудования к работе.

ПК 1.4. Настраивать и работать с отраслевым оборудованием обработки информационного контента.

ПК 1.5. Контролировать работу компьютерных, периферийных устройств и телекоммуникационных систем, обеспечивать их правильную эксплуатацию.

2.2. Разработка, внедрение и адаптация программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 2.1. Осуществлять сбор и анализ информации для определения потребностей клиента.

ПК 2.2. Разрабатывать и публиковать программное обеспечение и информационные ресурсы отраслевой направленности со статическим и динамическим контентом на основе готовых спецификаций и стандартов.

ПК 2.3. Проводить отладку и тестирование программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 2.4. Проводить адаптацию отраслевого программного обеспечения.

ПК 2.5. Разрабатывать и вести проектную и техническую документацию.

ПК 2.6. Участвовать в измерении и контроле качества продуктов.

2.3. Сопровождение и продвижение программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.1. Разрешать проблемы совместимости программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.2. Осуществлять продвижение и презентацию программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.3. Проводить обслуживание, тестовые проверки, настройку программного обеспечения отраслевой направленности.

ПК 3.4. Работать с системами управления взаимоотношениями с клиентами.

2.4. Обеспечение проектной деятельности.

ПК 4.1. Обеспечивать содержание проектных операций.

ПК 4.2. Определять сроки и стоимость проектных операций.

ПК 4.3. Определять качество проектных операций.

ПК 4.4. Определять ресурсы проектных операций.

ПК 4.5. Определять риски проектных операций.

ПК 5.3. Проводить мониторинг и оценку деятельности подразделения организации.

Возможности продолжения образования:

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Прикладная информатика" подготовлен:

— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.

Производственная практика студентов

Производственная практика студентов организуется в учреждениях, связанных с информационными технологиями, в которых они могут выполнять функции техника-программиста, наладчика компьютерных сетей, офис - менеджера.

Модель выпускника специальности

080110 Банковское дело

Квалификация - специалист банковского дела

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 080110 Банковское дело: очная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

3. Квалификация выпускника - специалист банковского дела.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности по осуществлению и учету банковских операций, составлению отчетности и проведению финансово-экономических расчетов в банках и других кредитно-финансовых учреждениях.

5.Основные виды деятельности специалиста банковского дела:

финансово-кредитная - осуществление депозитных и других операций по привлечению денежных средств; сбор и анализ информации о финансовом состоянии клиентов; оформление операций по предоставлению кредитов, контроль за их использованием и погашением, сохранностью обеспечения; проведение факторинговых, лизинговых операций, операций с ценными бумагами, иностранной валютой и прочих банковских операций и сделок; обеспечение кассового обслуживания клиентов, контроль за соблюдением клиентами кассовой дисциплины; выполнение финансово-экономических расчетов, применяемых в банковских операциях; оформление, ведение и хранение документации по совершаемым операциям и сделкам; подготовка экономической информации для целей анализа и обобщения;

учетно-операционная - осуществление налично-денежных операций; ведение счетов юридических и физических лиц, корреспондентских счетов кредитных организаций, счетов бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов; проведение расчетных операций, меж-банковских расчетов; бухгалтерский учет активных и пассивных банковских операций и услуг; бухгалтерский учет доходов и расходов, в т.ч. по внутрихозяйственной деятельности банка, результатов деятельности; осуществление внутрибанковского последующего контроля; проведение инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей; со-ставление бухгалтерской, финансовой и статистической отчетности банка.

Выпускник должен уметь: проводить и документально оформлять основные виды банковских операций (депозитные, кредитные, операции с ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями, по расчетно-кассовому обслуживанию и другие операции и сделки банков); отражать на счетах бухгалтерского учета банковские операции и услуги, а также внутрихозяйственные операции банков; составлять бухгалтерскую, финансовую и статистическую отчетность; проводить анализ кредитоспособности клиентов банка; использовать в работе нормативные документы и методические материалы Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и других государственных органов, регулирующие порядок проведения банковских операций и сделок и их бухгалтерского учета, отчетность и налогообложение; использовать банковские информационные технологии.

Выпускник должен знать: базовые экономические модели, рыночные методы хозяйствования и принципы функционирования банковской системы Российской Федерации; принципы организации труда и профессиональную этику; нормативно-правовые акты органов го-сударственной власти, Центрального банка Российской Федерации по вопросам совершения и бухгалтерского учета банковских операций и сделок, внутрихозяйственных операций банка и составления отчетности; налоговое законодательство Российской Федерации; порядок со-вершения банковских операций и сделок, методы оценки кредитоспособности и платежеспо-собности клиентов, методику расчета основных нормативов деятельности банка; организацию и правила ведения бухгалтерского учета в банках, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях; правила ведения и План счетов бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях; порядок бухгалтерского учета банковских и внутрихозяйственных операций, документы и регистры бухгалтерского учета и их документооборот; формы и методы проведения контрольно-статистической работы; способы обработки и защиты банковской информации; принципы организации и эксплуатации интегрированных информационно-расчетных систем.

5. . Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности Банковское дело, подготовлен:

К освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

К освоению в сокращенные сроки основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности «Финансы и кредит».

Производственная практика студентов

Производственная практика студентов организуется в учреждениях кредитно - финансовой сферы.

Модель выпускника специальности

030912 "Право и организация социального обеспечения"

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" очная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 1 год 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 2 года 10 месяцев.

3. Квалификация выпускника - юрист.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности, направленной на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах социальной защиты населения в качестве юриста в органах социальной защиты населения, в органах Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондах.

5.Основные виды деятельности юриста:

организационно-правовая — работа по организации и контролю за соблюдением законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации; информирование и консультирование граждан по вопросам применения законодательных актов в области социальной защиты населения;

организационно-управленческая — обеспечение организационно-управленческих функций в органах и службах социальной защиты населения, в органах системы Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондах; информирование граждан и должностных лиц о положениях законов и других нормативных актов; выявление лиц, нуждающихся в социальной защите и оказание им помощи в защите их прав; контроль за соблюдением законодательных актов при назначении, перерасчете и выплате пенсий, за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в пенсионные фонды; применение нормативных документов, регулирующих уплату взносов, погашения задолженностей по платежам; организация и ведение персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования.

Возможности продолжения образования:

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности «Право и организация социального обеспечения", подготовлен:

— к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.

Производственная практика студентов

Производственная практика студентов организуется в учреждениях правоохранительных органов, в коммерческих, экономических и юридических отделах производственных объединений.

Модель выпускника специальности

050202 Информатика

1. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 050202 Информатика очная.

2. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

на базе среднего (полного) общего образования - 3 год 10 месяцев;

на базе основного общего образования - 4 года 10 месяцев.

3. Квалификация выпускника - учитель информатики основной общеобразовательной школы.

4. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к выполнению обязанностей учителя информатики основной общеобразовательной школы, классного руководителя.

5.Основные требования к уровню образованности учителя информатики:

Выпускник должен:

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

  • иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;

Знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;

Обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;

Обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;

  • быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
  • быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
  • быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
  • быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
  • быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
  • быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремится к творческой самореализации;
  • знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;

Иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.

По дисциплинам предметной подготовки выпускник должен:

Иметь представление о роли информации в современном мире, об основных этапах развития информатики;

Знать основы теории информации;

Знать элементы теории алгоритмов;

Знать арифметические основы компьютера;

Знать логические основы компьютера;

Знать устройство ЭВМ, тенденции развития архитектуры ЭВМ;

Знать способы представления различных данных в компьютере;

Знать устройство и способы организации компьютерных сетей;

Знать основные этапы решения задач с помощью ЭВМ;

Знать возможности использования вычислительной техники в управлении учебными заведениями, для создания банка данных педагогической информации;

Уметь программировать как минимум на одном из языков программирования;

Уметь работать на компьютере, с различными вспомогательными устройствами, с системными и прикладными программными средствами общего назначения;

Уметь работать в персональных, локальных и глобальных компьютерных сетях, системах телекоммуникаций;

Уметь организовывать телекоммуникационные порталы в компьютерных сетях;

Уметь внедрять новые информационные технологии в практику работы учебного заведения;

Владеть методикой обучения информатике в основной общеобразовательной школе.

  • Возможности продолжения образования:
  • Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности « Информатика» подготовлен:
  • — к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.
  • Производственная практика студентов
  • Производственная практика студентов организуется в среднем звене средних общеобразовательных учреждений.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»