Правовое положение отдельных видов юридических лиц. Привет студент. Юридическое лицо: история возникновения, динамика развития теорий

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

> Правовое положение юридических лиц в РФ. Некоторые проблемы регулирования их деятельности

Юридическое лицо в любой развитой стране является одним из основных участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе РФ положения о юридических лицах достаточно проработаны и развиты по сравнению с гражданскими кодексами 1964 и 1922 гг. Появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, подробно расписаны положения об их учреждении, взаимодействии между собой участников, формировании уставного капитала. Все это предопределено новыми реалиями рыночной экономики, при которой для эффективного ведения предпринимательской деятельности необходимо объединение капиталов, что возможно реализовать зачастую только созданием самостоятельного хозяйствующего субъекта - юридического лица. Орлов С.В. Правовое положение юридических лиц в Российской Федерации. Некоторые проблемы регулирования их деятельности. Закон и право № 7 -2003 г. С 30. Вместе с тем очевидна необходимость критического анализа законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования, так, как ГК РФ хотя и создается в целях обеспечения потребностей рыночной экономики, но в тот период, когда она была еще не сформирована, и при отсутствии опыта деятельности в таких условиях.

Его правопреемниками третьим лицам, которые к дню. Внешний вид гражданина не уплатил полную цену, право на требование. Неоплаченная сумма должна быть передана гражданину-гражданину. Лица, которым имущество гражданина, которое было объявлено мертвым. Переданные по компенсированным сделкам, обязаны вернуть это.

Имущества, если будет доказано, что при приобретении этого имущества они. Знал, что гражданин, который объявил мертвым, был среди живых. О невозможности возврата такого имущества в натуральной форме, его стоимость должна быть. Если имущество гражданина, которое было объявлено мертвым.

Правовые основы деятельности юридических лиц в Российской Федерации регулируются ГК РФ, общие положения которого детализируются в федеральных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц, а также других законах (например, «О государственной регистрации юридических лиц»), об особенностях деятельности юридических лиц в той или иной сфере).

Право наследования на государство и продано, что после отмены. Решение о признании гражданина мертвым, сумма, полученная от. Продажа имущества должна быть возвращена ему. Регистрация актов гражданского состояния. Следующие акты гражданского состояния подлежат государственной.

Регистрация актов гражданского состояния осуществляется. Органов регистрации актов гражданского права путем внесения. События и факты - усыновление, принадлежность и изменение фамилии. Имя и отчество, изменение пола отражается в актах гражданского. Статуса, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, путем.

Систему юридических лиц образуют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно ГК РФ коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В отличие от них у некоммерческих организаций извлечение прибыли не является основной целью деятельности и они не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК РФ). При этом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они были созданы, и соответствующую данным целям.

Пункты 3, 4, 5 и 6 рассматриваются в качестве пунктов 4, 5, 6. Корректировка и изменение записей актов гражданского состояния. Производится органами регистрации актов гражданского состояния, если. Есть достаточные основания, и между заинтересованными.

Если есть спор между заинтересованными лицами или отказ от. Агентство регистрации актов гражданского состояния для исправления или изменения. Запись, спор определяется судом. Отмена и восстановление записей актов гражданского. Статус осуществляется органом регистрации актов гражданского.

Коммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества (простое товарищество и товарищество на вере); хозяйственные общества (акционерные общества делятся на закрытое и открытое, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, содержащийся в ГК РФ, является закрытым. Гражданское законодательство. Сборник нормативных актов. Часть 1. М: «Проспект» 1999 - 688с.

Статуса, и существует спор между заинтересованными лицами или. Несоответствие в документах актов гражданского состояния на основании решения. Органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния. Определение порядка регистрации этих актов, процедура.

За изменение, восстановление и аннулирование записей актов гражданского. Статус, формы книг актов и сертификатов, а также. Порядок и сроки хранения книг актов должны быть. Определенных Законом о законодательных актах. Владения, экономического управления или оперативного управления, и это.

Для создания некоммерческих организаций ГК РФ предусмотрены следующие организационно-правовые формы: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Этот перечень, в отличие от коммерческих организаций, является открытым и может быть дополнен федеральным законом. В настоящий момент в Федеральном законе « О некоммерческих организациях» предусмотрены такие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация. Существует также ряд некоммерческих организаций, не упомянутых в указанном Законе, регулированию деятельности которых посвящены отдельные законы; это - товарищества собственников жилья, потребительские кооперативы. Могут быть также приняты также другие законы, устанавливающие организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Это положение является достаточно спорным в действующем законодательстве. Часто случается, что вновь принятый закон о новой организационно-правовой форме противоречит основополагающему Закону в сфере регулирования некоммерческих организаций - «О некоммерческих организациях» - или вводит организационно-правовую форму, имеющую новое название, но по сути являющуюся повторением формы, предусмотренной упомянутым Законом. Следовало бы установить четкую иерархию законодательных нормативных актов в этой области и, возможно, определить, что перечень некоммерческих организаций, установленный в Законе РФ «О некоммерческих организациях», является закрытым.

Несет ответственность за свои обязательства с этим имуществом и может в своем собственном. Имя, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести. Обязанности и быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь независимый баланс или бюджет.

Юридическое лицо может быть организацией, осуществляющей добычу. Прибыль как основная цель их деятельности. Может быть создано юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией. В форме экономических партнерств и компаний, производство. Кооперативов и унитарного предприятия, а также в других.

Некоммерческие организации . В вопросе относительно деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации в действующем законодательстве существуют серьезные противоречия. Многие формы некоммерческих организаций на практике невозможно отличить от коммерческих. Такой спорной формой юридического лица, предусмотренной в ФЗ «О потребительской кооперации в РФ», является потребительский кооператив (потребительское общество). По сути данная форма вряд ли отличима от коммерческой организации. Например, установлено, что основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли, пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.

Может быть создано юридическое лицо, которое является некоммерческой организацией. В форме социальной ассоциации, социальный фонд, финансируемый владельцем. Учреждения, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Некоммерческая организация может проводить предпринимательскую.

В пределах, соответствующих его уставному назначению. Юридическое лицо действует на основании настоящего Кодекса, других. Законодательные акты, а также устав и другие учредительные документы. Правоспособность юридического лица. Цели его деятельности, предусмотренные его учредительными документами.

В определении потребительского общества указано, что это добровольное объединение граждан и(или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и ивой деятельности. Торговая деятельность - это не что иное, как извлечение прибыли, следовательно, такую организацию следовало бы отнести к коммерческим либо вообще устранить такую спорную организационно-правовую форму. В ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» указано, что сельскохозяйственный кооператив может быть либо производственным, либо потребительским. Каким критерием должны руководствоваться учредители, выбирая ту или иную форму, неясно.

Правоспособность юридического лица возникает во время. Определяется специальная правоспособность юридического лица. Его уставом, постановлением или законодательством. Юридическое лицо может осуществлять определенные виды деятельности. Перечень которых определяется Законом, только на основе специальных.

Решение об ограничении прав может быть. Апелляции юридического лица в суд. Юридические лица создаются владельцем или уполномоченным лицом. Также в порядке, предусмотренном законодательством. Учредителями юридического лица являются собственники имущества, субъекты.

Указанные выше организации можно отнести ко многим другим некоммерческих организаций. Например, в течение долгого времени в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» фондовые биржи могли функционировать только в форме некоммерческого партнерства. В настоящий момент, после внесения соответствующих изменений, фондовые биржи могут создаваться в форме либо некоммерческого партнерства, либо акционерного общества. Вместе с тем деятельность фондовой биржи все-таки направлена на извлечение прибыли, и возможность ее существования в форме некоммерческой организации вызывает некоторые сомнения. Таким образом, в действующем законодательстве существует проблема выработки принципов четкого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

Право на экономическое управление или оперативное управление или. Основополагающие документы юридического лица. Юридическое лицо действует на основании устава или учредителя. Договор и устав, или только учредительный договор. По закону, юридическое лицо, которое не является коммерческой организацией, может действовать.

В основе положения для организаций данного типа. Устав утверждается его учредителями. Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом. Единый учредитель действует на основании устава, утвержденного настоящим. Устав и другие учредительные документы юридического лица должны.

Хозяйственные товарищества. Как было указано выше, конкретные организационно-правовые формы юридических лиц регулируются отдельными законами. Между тем о отношении товариществ (полных и на вере) такой закон ГК РФ не предусмотрен, а деятельность товариществ подробно урегулирована самим ГК РФ. Тем не менее в этой области существуют серьезные проблемы. Так, каждый полный товарищ в товариществе должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданский кодекс Российской Федерации: части первая, вторая и третья: (по сост. на 1 янв. 2003 г.). - М.: Юрайт-Издат, 2003. - 461с. (Российское федеральное законодательство). Следовательно, вводится двойная и ничем не обоснованная регистрация - участников и самого юридического лица. К этому добавляется еще и требование двойной отчетности и двойного налогообложения, что значительно осложняет образование товарищества. Между тем во многих странах не требуется регистрации не только товарищей, но и самого товарищества.

И они также должны содержать другую информацию, требуемую. Закон для юридических лиц соответствующего типа. Некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в случаях. Предусмотренные Законом, а также других коммерческих организаций, должны определить.

В учредительном договоре стороны обязуются. Самостоятельно создать юридическое лицо и определить процедуру совместного. Деятельности для его создания и условий передачи их. Собственности на нее и участия в ее деятельности. Определяет условия и порядок распределения прибыли и убытков.

При рассмотрении проблемы функционирования товариществ следует также учитывать, что в Особенной части ГК РФ существует глава 55 «Договор простого товарищества». По сути, складывается система, при которой функционируют две формы товарищества: юридическое лицо и объединение, основанное только на договоре, не являющееся юридическим лицом. При этом участники и того и другого являются индивидуальными предпринимателями. Договор простого товарищества направлен на реализацию конкретного проекта, а создание юридического лица - товарищества - на постоянное осуществление своей деятельности. Тем не менее существование таких схожих институтов и схожесть наказаний могут вносить известную неразбериху в правоприменительную практику.

Среди участников, для управления деятельностью юридических. А также для выхода учредителей оттуда. В обязанности учредителей могут быть включены другие условия. Изменения в учредительных документах вступают в силу для третьих. Случаев, установленных Законом с момента уведомления агентства.

Проведение государственной регистрации таких изменений. Основатели не имеют права полагаться на отсутствие. Регистрация таких изменений в отношениях с третьими лицами, которые. Государственная регистрация юридических лиц. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке.

В связи с функционированием товариществ возникает вопрос о недостаточной регламентации оплаты уставного капитала (сроках, последствиях неисполнения обязанности по внесению вкладов полными товарищами и товарищами на вере).

Хозяйственные общества. Применительно к хозяйственным обществам можно выделить следующие проблемы как общие для них, так и характерные только для акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.

Данные государственной регистрации должны быть. Включенных в единый реестр юридических лиц, открытых для открытого доступа. Поскольку это универсально применяется, в соответствии с казахстанским законодательством термин «лицо» подразумевает кого-то или что-то, что признается законом как субъект прав и обязанностей, то есть кого-то или что-то, что имеет правосубъектность.

Гражданский кодекс различает и устанавливает правила в отношении двух основных типов лиц: физических лиц; и юридических лиц. Хотя государство может также участвовать в гражданско-правовых отношениях, оно может делать это только по принципу равенства с другими участниками этих отношений.

Общие проблемы. Прежде всего, следует рассмотреть проблему формирования уставного капитала хозяйственных обществ (особенно характерна указанная проблема для акционерных обществ). В настоящий момент ФЗ «Об акционерных обществах предусмотрен минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ - 100 МРОТ, для открытых - 1000 МРОТ; ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает для них минимальный уставной капитал 100 МРОТ. Откуда взяты такие суммы, неясно. Если исходить из того, что уставный капитал должен определять минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, эта сумма представляется спорной. Непонятно и то, почему размер уставного капитала должен исчисляться в МРОТах. Вызывает серьезные сомнения оправданность подхода к формированию уставного капитала, при котором устанавливается его обязательный минимальный размер. В странах Европы, например, такого подхода к формированию уставного капитала не существует, а если и есть требования к минимальному уставному капиталу, то он не так жестко фиксирован и действительно отражает экономические потребности компании и ее кредиторов. В России также можно освободить общества от формирования уставного капитала в каком-то конкретном размере, а его кредиторам дать возможность самим решать, стоит ли им иметь дело с обществом, размер уставного капитала которого, например, 100 руб.

Гражданский кодекс полностью отражает это конституционное положение и предусматривает, что все физические лица имеют равные права и обязанности, если иное не предусмотрено законодательными актами. Эти характеристики включают: имя; место жительства; Юридический адрес; и актов гражданского состояния.

«Имя», как это признано в законе, предоставляется физическому лицу при рождении. Он включает фамилию человека, его имя, а также, по его желанию, его отчество; его основная цель - идентифицировать человека и отличить его от других. Гражданский кодекс конкретно предусматривает, что физическое лицо приобретает и осуществляет свои права и обязанности под своим именем. Кроме того, законодательство может разрешать в определенных случаях приобретение прав и обязанностей физическими лицами на анонимной основе, а также использование фиктивного имени.

По существующему законодательству в уставной капитал общества вклады могут вноситься деньгами, имуществом, имущественными правами, исключительными правами, в том числе вкладом в имущество общества может быть так называемое «ноу-хау». Поскольку объективно оценить подобные права затруднительно, такие вклады часто служат для формирования фиктивного уставного капитала, никак не обеспечивающего права кредиторов. При этом не установлена ответственность учредителей за неправильное проведение оценки подобного рода прав и за не привлечение к данной работе оценщика в случаях, когда это установлено законом.

Право на имя считается «личным неимущественным правом», и оно не может быть передано или отчуждено другим лицам. Граждане могут потребовать запрет на использование своего имени, когда это было сделано без его согласия. Приобретение права и обязанностей под именем другого лица запрещено. Кроме того, любой гражданин может потребовать компенсацию за причиненный ему вред в результате незаконного использования его имени.

«Местожительство» - это населенный пункт, в котором постоянно проживают граждане или живут в основном. Местом жительства лиц, не достигших 14-летнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, считается место жительства их родителей, усыновителей или попечителей. Юридическим адресом физического лица считается место его регистрации. Другим средством индивидуализации физического лица являются акты гражданского состояния, которые являются официальными документами, позволяющими идентифицировать каждого человека и индивидуализировать его права и обязанности.

С уставным капиталом связана другая проблема - его уменьшение. Кредиторы общества в случае уменьшения его уставного капитала (даже самого незначительного) вправе потребовать досрочного исполнения обязательств общества перед ними и возмещения убытков. Ясно, что в случае, если все кредиторы воспользуются предоставленным им правом и потребуют досрочного исполнения обязательств, это может привести общество к банкротству. Представляется целесообразным внести изменения в соответствующие статьи Федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» в частности установления судебного порядка предъявления требований об исполнении обществом своих обязательств перед кредиторами в случае уменьшения уставного капитала. Возможны и иные пути решения данной проблемы.

Физическое лицо, как субъект гражданских отношений, обладает правосубъектностью, которая включает в себя два разных компонента: правоспособность и дееспособность. Правоспособность - это способность граждан иметь гражданские права и нести обязательства, в то время как дееспособность определяется как способность гражданина своими собственными действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязательства для себя и выполнять эти обязательства.

Правоспособность физических лиц. Правоспособность признается в равной мере для всех физических лиц. Он возникает в момент рождения и заканчивается смертью. Юридические лица; заключать любые сделки, не запрещенные законодательными актами, и участвовать в обязательствах; иметь право на интеллектуальную собственность в изобретениях, произведениях науки, литературы, искусства и любых других результатах интеллектуальной деятельности; потребовать компенсацию за материальный и моральный вред; и иметь другие имущественные и личные права.

Проблемы формирования интегрированных структур . Общей проблемой для всех видов юридических лиц является формирование интегрированных структур, в особенности учреждение дочерних и зависимых обществ. Для создания организацией такого общества не требуется решения общего собрания акционеров; не прописан порядок его учреждения, что приводит ко множеству злоупотреблений со стороны совета директоров и исполнительных органов общества. Следует установить четкий порядок образования и функционирования дочерних и зависимых обществ, а также определить, что образование таких обществ относится к компетенции общего совета акционеров.

Очевидно, что вышеупомянутый список юридических лиц не является полным, что означает, что физические лица могут обладать другими правами, определенными либо законодательными актами, либо договором. В этой связи, в частности, следует отметить тех физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и получают ряд дополнительных прав.

Устраняющаяся правоспособность физических лиц Устраняющая правоспособность физических лиц возникает в полном объеме с последующим большинством, то есть по достижении 18-летнего возраста. Общепринято исключить два компонента в пределах дееспособности юридического лица: способность заключать сделки и другие законные действия и способность нести контрактную и внедоговорную ответственность.

В отношении дочерних и зависимых организаций можно также указать, что ГК РФ содержит только две статьи: 105 («Дочернее хозяйственное общество») и 106 («Зависимое хозяйственное общество»). Таким образом, встает вопрос о возможности организаций создавать интегрированные структуры не только в виде хозяйственных обществ, но и в какой-либо другой организационно-правовой форме.

Также следует отметить, что в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержатся статьи, посвященные дочерним и зависимым обществам, а в ФЗ «О производственных кооперативах» таких положений нет. Возникает вопрос о возможности и порядках образования подобных структур производственными кооперативами.

Общества с ограниченной ответственностью. Рассматривая проблемы создания и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, в первую очередь следует обратить внимание на проблему необоснованного требования заключения двух учредительных документов (устава и учредительного договора). В данном случае целесообразно установить требование по заключению только одного учредительного документа - устава, как и в случае с акционерным обществом.

Общества с дополнительной ответственностью. В настоящий момент согласно ГК РФ существует отдельная организационно-правовая форма юридического лица - общество с дополнительной ответственностью (п.5 § 2 гл.4 ГК РФ, где содержится всего одна статья - 95). Между тем установлено, что к обществу с дополнительной ответственностью (ОДО) применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью (ООО), если иное не установлено в ст. 95. Зафиксированное указанной статьей отличие ОДО от ООО состоит в ответственности участников ОДО - они солидарно несут ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенном учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами общества.

На практике при применении указанных положений ГК РФ возникает ряд вопросов.

Если к ОДО применяются положения законодательства об ООО, за исключением регулирования ответственности участников, то почему данное юридическое лицо выделяется в отдельную организационно-правовую форму, а не является разновидностью ООО (как в случае с акционерными обществами - они делятся на открытые и закрытые). В результате такого регулирования деятельности ОДО возникают неприятности в применении положений о преобразовании ОДО в ООО, и наоборот. Поскольку ОДО является самостоятельной организационно-правовой формой, его преобразование в ООО должно быть проведено как реорганизация, а не смена типа, как в случае с ЗАО и ОАО. При этом обществу нужно проходить все реорганизационные процедуры, что в данном случае нецелесообразно. Более того, в ст. 92 ГК РФ (реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью) указано, что ООО может быть преобразовано в акционерное общество или производственный кооператив. О возможности преобразования ООО в ОДО не сказано. Этот пробел восполнен в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в ст. 56 которого указано, что ООО вправе преобразовываться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. Однако в соответствии с тем, что нормы, содержащиеся в специальных законах, должны соответствовать ГК РФ, не ясно, каким нормативным актом следует руководствоваться при проведении преобразования ОДО в ООО, и наоборот.

Очевидно, следует провести работу по устранению законодательных противоречий в регулировании деятельности ОДО, возможно, изменить положение о том, что общество с дополнительной ответственностью является отдельной организационно-правовой, на положение о том, что оно является разновидностью общества с ограниченной ответственностью, а также определить четкий порядок преобразований ОДО, уточнить принципы ответственности его участников.

При рассмотрении указанной организационно-правовой формы следует обратить внимание на то, что ОДО - нечто среднее между товариществом и хозяйственным обществом. За исключением размеров ответственности (товарищи отвечают по долгам товарищества всем имуществом, а участники ОДО по его долгам - своим имуществом пропорционально собственным вкладам) она схожа с товариществом.

В связи с вышеизложенным, возможно, следует поставить вопрос о целесообразности существования такой организационно-правовой формы, как ОДО. Многие исследователи отмечают, что данная организационно-правовая форма является крайне устаревшей, изжившей себя и неадекватной современным условиям.

При совершенствовании законодательного регулирования деятельности товариществ, которое сделает их форму более привлекательной для бизнеса (это такие меры, как отмена обязательной регистрации товарищей в качестве индивидуальных предпринимателей, уточнение минимального уставного капитала и т.п.), необходимость существования этой формы вообще может отпасть.

Правоприменительная практика . Анализ использования для ведения бизнеса такой организационно-правовой формы, как ОДО, показывает, что она выбирается участниками крайне редко (согласно данным Госкомстата России, на конец 2001 г. зарегистрировано 218 ОДО), в основном, в сфере оказания услуг. На Западе в таких сферах часто используется форма товарищества, но при отсутствии в законодательстве РФ развитых положений о товариществах учредители выбирают форму ОДО. Подавляющее же большинство компаний, действующих в сфере услуг, выбирают форму ООО или ЗАО.

По мотивировке выбора формы ОДО учредители руководствуются такими мотивами, как повышение обеспечения дополнительных гарантий для кредиторов и, как следствие этого, - рост привлекательности компании как контрагента (от лат. contrahens - договаривающийся - сторона договора в гражданских правоотношениях) в сделке.

Акционерные общества работников (народные предприятия). В настоящий момент в Российской Федерации существует такая своеобразная форма ведения бизнеса, как народные предприятия. В ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее Закон «Об особенностях…») указано, что народные предприятия являются закрытыми акционерными обществами, но в то же время установлены такие особенности их деятельности, которые позволяют говорить о них, как о самостоятельной организационно-правовой форме.

При рассмотрении данного Закона возникают серьезные сомнения в возможности его существования в связи с противоречием ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах».

Статья 1 (п. 3, 4, 5) ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает, деятельность каких акционерных обществ должна регулироваться отдельными федеральными законами.

Следует обратить внимание на следующий момент. В Законе «Об особенностях…» для народных предприятий предусмотрена только форма ЗАО и указано, что к народным предприятиям применяется ФЗ «Об акционерных обществах», в частности не противоречащий данному Закону. Между тем, Закон содержит такое количество противоречий с ФЗ «Об АО», что по сути вводит новую организационно-правовую форму юридического лица. Так, установлен минимальный размер уставного капитала 1000 МРОТ, между тем как в ФЗ «ОБ АО» для ЗАО установлен минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ. В Законе «Об особенностях…» определено, что число акционеров народного предприятия не может превышать 5000, а в ФЗ «Об акционерных обществах» зафиксировано, что число акционеров ЗАО не может быть более 50.

Спорным является и вопрос о том, что один акционер народного предприятия, являющегося его работником, не может владеть количеством акций, номинальная стоимость которых превышает 5% уставного капитала народного предприятия, а в случае увеличения количества акций народное предприятие обязано выкупить у него акции, образующие превышение.

Неясно также, что происходит с участниками коммерческой организации, не являющимися ее работниками, при ее преобразовании в народное предприятие.

Закон «Об особенностях…» противоречит не только ФЗ «Об акционерных обществах», но и ГК РФ, так как в Кодексе указано, что правовое положение открытых и закрытых акционерных обществ (в частности, величина уставного капитала, вопросы управления обществом) устанавливаются Законом РФ «Об акционерных обществах». В силу этого указанные положения не могут быть установлены другими федеральными законами.

В тексте Закона «Об особенностях …» содержатся указания на то, что народное предприятие является особой организационно-правовой формой (так, согласно ст.3 заключается договор о создании именно народного предприятия). Вместе с тем ГК РФ содержит закрытый перечень коммерческих организаций, который не может быть расширен федеральными законами. Орлов С.В. Правовое положение юридических лиц в Российской Федерации. Некоторые проблемы регулирования их деятельности. Закон и право № 7 -2003 г. С 35.

Возникают серьезные сомнения в экономической стабильности данной формы ведения бизнеса. Например, спорным выглядит положение о том, что общество должно выкупать акции у увольняющихся работников, а также в случае, если количество акций у одного работника превышает 5% уровень. Статья 7 Закона «Об особенностях …» устанавливает, что выкупная стоимость акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров; при этом указанная стоимость не должна составлять менее 30 % от стоимости чистых активов народного предприятия и, как правило, должна соответствовать их рыночной стоимости.

Не ясно, что делать в случае, если чистых активов общества недостаточно, и как в таком случае производить обязательную покупку акций у увольняющихся работников-акционеров. При этом установлено, что если число акций, принадлежавших работнику, превысило установленную норму, то они выкупаются у работника по номинальной стоимости (непонятно, почему не по рыночной, если она выше номинальной).

Народное предприятие как организационно-правовая форма практически полностью соответствует производственному кооперативу.

К сожалению, в настоящее время отсутствуют должные правовые механизмы для воплощения института народного предприятия в жизнь. Законодательство в этой области требует дальнейшего совершенствования, и прежде всего на концептуальном уровне.

На сегодня в Российской Федерации функционирует около 50 народных предприятий. Образован даже союз народных предприятий. Поэтому целесообразно не отменять ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», а привести его в соответствие с ФЗ «Об акционерных обществах», предусмотрев в последнем возможность установления особенностей деятельности акционерных обществ работников отдельным законодательством.

Больше внимания следует уделять также кооперативу и способствовать более широкому распространению данной организационно-правовой формы, поскольку в настоящий момент не нашли отражения такие положения ФЗ «О производственных кооперативах, как предоставление налоговых и иных льгот этим организациям.

Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.

Понятие "юридическое лицо". Понятие юр лица не во всех прав системах нормативно определено. В зак-ве и практике признается, что юр лицо создается в порядке, предусмотренном зак-вом, имеет имущество, права и обязанности, преимущественно имущественные, самостоятельно (от своего имени) выступает в гражд правоотношениях и хоз. обороте, отвечает по обязательствам из договоров и деликтов.

Юр лица могут делиться на субъекты публичного и частного права в зависимости от природы акта, вследствие кот оно создано. Юр лица частного права создаются преимущественно в нормативно-явочном порядке. Они учитываются в спец реестрах или получают спец разрешение от компетентных органов.

Устав и "национальность" юр лица. Устав юр лица определяет его прав положение, в частности, явл ли это лицо юр или просто союзом физ лиц; порядок его создания и прекращения деятельности; структуру; управление им; определение объема правоспособности; реализацию ликвидационного остатка после прекращения его деятельности. Для определения устава юр лица необходимо определить его "национальность", то есть гос принадлежность и его личный закон. "Национальность" юр лица определяется по различным критериям. Наиболее распространенным в прав системах явл принцип места создания (основания) юр лица. Это означает распространение на такое юр лицо закона гос-ва, где оно было создано и зарегистрирован его устав.

В МЧП для определения "национальности" используется также принцип места основной деятельности юр лица; принцип принадлежности (гражданства) основателей (участников) и состава правления к определенной прав системе.

Общая хар-ка прав статуса иностранных субъектов хоз. деятельности в Украине. В соотв со ст. 1 Закона "О внешнеэкономической деятельности" таким субъектом считается субъект хоз. деятельности, кот имеет постоянное месторасположение или постоянное место проживания за пределами Украины.

Иностранные субъекты хоз. деятельности подтверждают свой прав статус извлечением из торгового, банковского или судебного реестра. Для осущ предпринимательской деятельности в Украине таким лицам достаточно зарегистрироваться как субъектам предпринимательской деятельности.

Определение правосубъектности указанных иностранных лиц и созданных при их участии обществ в Украине проводится с учетом коллизионного зак-ва Украины и межд соглашений. Определение правосубъектности имеет значение с оглядкой на то, что межд соглашения об эк, торговом, инвестиционном и другом сотрудничестве предоставляют субъектам права определенный вид режима.

Представительства иностранных субъектов хоз. деятельности. В соотв со ст. 5 Закона "О внешнеэкономической деятельности", другими прав актами, межд соглашениями в Украине могут открываться представительства иностранных субъектов хоз. деятельности: компаний и фирм, межд организаций и их филиалов, кот не имеют дипломатических привилегий и иммунитетов, созданные в любой организационной форме без статуса юр лица, посредством кот осущ предпринимательская деятельность иностранного субъекта хозяйствования.



Правовой статус субъектов хозяйствования Украины за рубежом. Юр лица Украины имеют право осущ свою деятельность, кот выходит за пределы Украины, в соотв с: 1) зак-вом Украины; 2) уставными заданиями; 3) зак-вом иностранного гос-ва; 4) межд соглашениями.

Транснациональные корпорации и межд юр лица. ТНК - это союзы, объединения, деятельность кот не ограничена рамками одной нации или гос-ва. ТНК присущи такие признаки:

n эк единая система;

n группа самостоятельных предприятий;

n деятельность проводится на территории нескольких гос-в;

n структурные подразделения явл субъектами нац. права;

n руководство и контроль осуществляется из единого центра;

n корпорация находится вне юрисдикции отдельного гос-ва, группы гос-в или межд организаций.

По характеру взаимоотношений с материнским предприятием зависимые предприятия делятся на: филиалы, дочерние предприятия, совместные предприятия.

В связи с деятельностью ТНК в межд практике возник вопрос о признании их межд юр лицами. Сейчас таковыми считаются лица, созданные: 1) непосредственно межд договором; 2) на основе нац. зак-ва, принятого в соотв с межд договором.

Государство как субъект межд права.

Гос-во в гражд отношениях с "иностранным элементом". Отношения гос-ва с другими гос-вами, межд организациями, юр и физ лицами делятся на два вида:

n такие, кот регулируются нормами межд публичного права (возникают между гос-вами, гос-вом и межд организациями);

n правоотношения, кот регулируются нормами МЧП (возникают при участии гос-ва с, одной стороны, и иностранных юр лиц, межд хоз. организаций, физ. лиц - с другой).

Во всех правоотношениях от имени гос-ва, как субъекта МЧП выступают уполномоченные субъекты: правительство, зарубежные представительства, отдельные должностные лица.

Иммунитет гос-ва и его виды. В МЧП под иммунитетом понимают неподчинение одного гос-ва зак-ву и юрисдикции другого. В теории и практике гос-в различают несколько видов иммунитета:

n судебный состоит в неподсудности гос-ва без его согласия судам другого;

n иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в том, что нельзя без согласия гос-ва применять какие-либо принудительные меры к его имуществу;

n иммунитет от принудительного выполнения решений означает, что без согласия гос-ва нельзя осуществлять принудительное выполнение судебного решения, вынесенного против него судом другого гос-ва.

Доктрине и практике разных прав систем известны две теории понимания иммунитета гос-ва: иммунитета абсолютного и функционального (ограниченного).

В соотв с теорией абсолютного иммунитета гос-ва иммунитет основан на императивном принципе современного межд публичного права - суверенного равенства гос-в. Гос-во всегда явл единым субъектом, хотя проявление его правосубъектности может быть разным. Поэтому как субъект МЧП, гос-во не теряет особенности суверена (властного лица), а продолжает действовать в этой сфере как суверен, пользуясь абсолютным иммунитетом.

В большинстве гос-в получила распространение теория функционального (ограниченного) иммунитета. В соотв с ней гос-во, действуя как суверен, всегда пользуется иммунитетом. Если же гос-во выступает как частное лицо, то в этих случаях оно иммунитетом не обладает.

Особенная часть.

Право собственности.

Общие вопросы права собственности (по зак-ву Украины). Право собственности - это урегулированные законом общ отношения относительно владения, пользования и распоряжения имуществом. Осуществлять отношения относительно владения, пользования и распоряжения собственностью, независимо от ее форм (частной, коллективной, гос), могут не только народ Украины, граждане, юр лица и гос-во, но и другие гос-ва, их юр лица, СП, межд организации, граждане иностранных гос-в и лица без гражданства.

Коллизионные вопросы права собственности в МЧП. Определяющим в формировании коллизионных норм относительно вопросов права собственности почти во всех гос-вах явл деление имущества на движимое и недвижимое. От этого зависит определение права собственности, форма и условия перехода права собственности на это имущество.

Относительно недвижимого имущества зак-во, судебная практика, доктрина многих гос-в свидетельствует, что право собственности регулируется законом местонахождения вещи.

Вопросы коллизионного регулирования прав статуса движимого имущества явл несколько сложнее. В таких случаях часто применяют привязку к закону местонахождения вещи. Кроме этой коллизионной привязки могут применяться и другие, например, личный закон собственника. Но преимущественно этот принцип применяется как исключение или в отдельных странах (Аргентина, Бразилия).

Общепризнанно, что когда вещь в определенном гос-ве правомерно перешла в собственность другого лица по законам этого гос-ва, то в случае изменения местонахождения вещи право собственности на нее сохраняется за ее собственником.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»