Национальная культурная политика рф. Актуальные проблемы развития государственной и национальной политики

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»

Тема: « Национальная политика Российской Федерации как важнейший инструмент, укрепления целостности российского государства и гармонизации межэтнических отношений в регионах»

Букина Валерия Олеговна

Лясина Вероника Олеговна

Научный руководитель:

Санькова Тамара Дмитриевна

Введение

Россия - самая большая по территории страна, обладающая уникальным культурным многообразием. Вместе с тем, при всем богатстве этнокультурного многообразия у российского общества есть проблемы в сфере межнациональных отношений. Рост нетерпимости, межэтнической напряженности, религиозно-политического экстремизма, молодежного радикализма вызывает тревогу и общества, и государства.

Результаты проводимого Минрегионом России мониторинга межнациональных отношений показывают актуальность так называемого "национального вопроса" для российского общества. Количество публикаций в российских СМИ на эту тему имеет устойчивый тренд к ежегодному росту: со 367 тыс. в 2009 г. до 832 тыс. за неполный 2016 год. С 2006 по 2015 годы медийный интерес к "национальному вопросу" увеличился в 7,3 раза.

Тема национальной политики и национальных отношений нас заинтересовала. В своей работе мы постарались отразить основные принципы и осуществление национальной политики в РФ, на Ставрополье. Попытались проанализировать национальные отношения на территории Александровского района Ставропольского края.

Цель исследовательской работы - исследовать сложный процесс становления и реализации государственной национальной политики Российской Федерации, в том числе региональный компонент её реализации

Задачи: политика национальный государство

1. Оценить деятельность руководства края и местного самоуправления по реализации национальной политики с целью регулированию межнациональных отношений;

2. Определить оценки населением состояния межнациональных отношений в Ставропольском крае.

Объектом исследования является государственная национальная политика как инструмент гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации.

Проблема - улучшение национальных отношений на Ставрополье.

Одним из направлений в исследовательской работе являются методы исследования:

1.Теоретические методы:

Фиксирование одной или нескольких интересующих сторон предмета изучения;

Анализ и синтез.

2.Эмпирические методы:

Наблюдение;

Сравнение.

3.Статистические методы:

Социологический опрос; метод визуализации данных (функции, графики, диаграммы).

1. Понятие национальной политики. Задачи национальной политики

Национальная политика - политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Национальная политика в РФ - система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем.

Государственная национальная политика - включает стратегические задачи жизнедеятельности государства, это политика осуществления интересов всей нации. Так это принято понимать во всем мире.

Главной задачей национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества.

Ст. 26 Конституции гласит: «1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».

Основные цели и задачи национальной политики в РФ:

обеспечение условий для улучшения благосостояния народов через мобилизацию традиционного трудового опыта, сохранение и развитие национальных культур;

утверждение приоритета прав и свобод граждан независимо от национальной принадлежности и территории проживания при соблюдении права народов на национальное самоопределение в рамках федеративного государства;

реализация и обновление федеративных отношений на основе конституционного распределения полномочий и эффективного их осуществления как важнейшего компонента построения нового демократического государства;

участие граждан всех национальностей в общегосударственном политическом процессе через широкое и справедливое представительство в законодательных и исполнительных органах, автономия и самоуправление больших и малых общин, этнических анклавов, малочисленных групп.

2. Национальная политика и национальные отношения на Ставрополье

Гармонизация межэтнических отношений в крае строится на базе отказа от навязывания административных методов в решении этнических вопросов. Органы государственной власти края исходят из того, что при разработке программы реализации государственной национальной политики должно уделяться внимание:

Учету традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности этносов, населяющих край;

Содействию развитию хозяйственной деятельности национально- культурных автономий;

Учету взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией.

На 01 января 2016 года население Ставропольского края составляет 2 800 551 млн. человек. На территории края проживают представители более 100 национальностей.

Русские, составляющие 89,04% населения края (2 232 153 млн. чел.), по-прежнему играют ключевую роль в его социально-экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений.

Вторыми по численности являются армяне (161 324 тыс. чел.) - 6,4%. Они расселены по всей территории края. На третьем месте - даргинцы (49 302 тыс. чел.) - 1,97%. Численность греков (33 573 тыс. чел.), украинцев (30 373 тыс. чел.) составляет соответственно 1,3% и 1,2%. Численность других этнических групп составляет 0,09% от общего числа жителей края.

В целях дальнейшего совершенствования работы по реализации государственной национальной политики, комитетом Ставропольского края по делам национальностей и казачества реализуется краевая целевая программа "Гармонизация межнациональных отношений в Ставропольском крае на 2012 - 2015 годы".

В качестве ее приоритетов выделяется:

Обеспечение стабильной социально-политической ситуации;

Объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и религиозных объединений в гармонизации межэтнических отношений;

Противодействие национальному и религиозному экстремизму.

Социологический опрос проведенный, на территории Александровского муниципального района показал, что население волнуют проблемы безработицы, здравоохранения, невыплата заработной платы. 87% опрошенного населения выдвигают главную проблему - безработица, 73% называют плохое медицинское обеспечение, 71% обеспокоены загрязнением окружающей среды, 69% не достаточно высокими пенсиями.

На решение этих вопросов и направлена краевая целевая программа, с целью предотвращения этнических конфликтов. Программа является механизмом координации деятельности на направлениях этнокультурного и духовного развития Ставропольского края и поддержки диалога между органами исполнительной власти Ставропольского края и общественными, национальными и религиозными объединениями.

В ходе опроса респондентов Александровского муниципального района было выяснено, что 21 % опрошенного населения приходилось испытывать ущемление своих прав из-за своей национальности. 69 % не приходилось испытывать ущемление своих прав.

Анализ проведенного опроса показывает, фактор этнодискриминации в нашем районе имеет место быть и оказывает влияние на особенности межнациональных отношений.

3. Реализация национальной политики на территории Александровского муниципального района

Население Александровского района составляет 46 685 тысяч человек. На конец 2015 года национальный состав составляет 50 национальностей. Русские составляют 93 %, вторую позицию занимают цыгане - 1,4 %, армяне - 5,6 %. Таким образом, главной особенностью этнополитической и этноконфессиональной ситуации в Александровском районе состоит в том, что русские, составляющие 90 % играют ключевую роль в его социально- экономическом и культурном развитии, вносят существенный вклад в экономику, хозяйственное управление, образование, культуру, выступают в роли стабилизатора межэтнических отношений.

Одним из вопросов к жителям Александровского муниципального района был вопрос, касающийся оценки межнациональных отношений на территории района. 40 % респондентов как славянской, так и неславянской национальностей считают, что национальная напряженность имеет место, 29% опрошенного населения указывают на сильную национальную напряженность в районе, 6 % считают, что отношения стабильные.

Краевая целевая программа и план мероприятий администрации Александровского района направлен на обеспечение конституционного права, гарантирующего равенство граждан любой расы и национальности, формированию культуры межнациональных межконфессиональных отношений. 25 % опрошенного населения называют национальные отношения стабильными это свидетельствует о том, что постепенно происходит сглаживание межэтнических взаимодействий, переход этих отношений на качественно новый уровень, характеризующийся менее острыми противоречиями.

Для определения этнического самочувствия населения Александровского муниципального района необходимо изучить оценку степени учета интересов различных национальных групп в решениях руководства района.

Из 217 респондентов, в основном представители славянской национальности, отмечают, что интересы их национальной группы в решениях местных властей учитываются полностью (49 %), 4 % опрошенного населения считают интересы их национальной группы полностью игнорируются, на это в основном указывают представители неславянской национальности. Таким образом, проведенная обработка данных показывает, что среди русских участников опроса наблюдается тенденция к увеличению числа тех, кто удовлетворен защитой своих национальных интересов со стороны власти. В то же время среди представителей других национальных групп - к его уменьшению. В таких условиях становится возможным накопление отрицательных эмоций представителей других национальных групп жителей нашего района по поводу неравномерного учета их национальных интересов.

В целях реализации основных направлений национальной и региональной политики Ставропольского края при администрации Александровского сельсовета создан совет по вопросам межэтнических отношений. Положение утверждено Главой администрации Александровского, выработан план работы при администрации по вопросам межэтнических отношений на 2016 г. Главной задачей работы Этнического совета является урегулирование межнациональных отношений на территории райцентра на уровне делегатов от Этнических групп входящих в Совет.

Респондентам разных национальностей было предложено ответить на вопрос: смогут ли они принять участие в конфликте в интересах своей национальной группы?

43 % опрошенных ответили отрицательно, 17 % - зависит от обстоятельств, 15 % - затруднились ответить и 13 % высказали готовность отстаивать интересы своей группы вплоть до включения в национальный конфликт. Причем положительный ответ был дан людьми разных национальностей. Таким образом, сравнительный анализ позволяет говорить о восприятии большим количеством населения Ставрополья представителей различных национальных групп. Что является важным показателем развития процесса взаимодействия представителей различных народов.

Приоритетным направлением в работе Этнического совета является воспитание молодежи различных национальностей на основе обмена культурными ценностями, создание предпосылок для уважения и терпимости между народами на этой основе.

Молодому поколению Александровского муниципального района был предложен вопрос, в ходе социологического опроса, - «Есть ли национальности, к которым вы испытываете неприязнь?».

Как показывает сравнительный анализ - 64 % опрошенного населения указывают, что они не испытывают неприязни к людям другой национальности, 21% испытывают неприязнь и 15 % затруднились ответить.

Таким образом, сравнительный анализ позволяет говорить о снижении межэтнической неприязни у жителей Александровского района. Опасение вызывают граждане, которые испытывают неприязнь к людям другой национальности. Поэтому необходимо органам местного самоуправления, общеобразовательным учреждениям проводить наиболее активную разъяснительную работу среди молодежи о толерантном отношении между народами, формировать Этнические советы во всех муниципалитетах Александровского района.

Заключение

Таким образом, обозначенная в работе проблема реализации национальной политики и национальных отношений на территории РФ находится на стыке различных подходов в изучении сферы межнациональных отношений как таковой и механизмов ее регулирования как управленческой проблемы.

В ходе исследовательской работы, познакомились с нормативно - правовой базой по реализации национальной политики на территории Ставропольского края, Александровского муниципального сельсовета. Изучили и проанализировали, на основе социологического опроса, проводимые мероприятия по предотвращению этноконфликтов Александровским муниципальным сельсоветом.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что материалы работы могут быть использованы в качестве теоретической основы преподавания в общеобразовательных учебных учреждениях на уроках гуманитарного профиля. Анализ социологического опроса по проблеме национальных отношений может быть востребован органами местного самоуправления, для разработки новых и совершенствования существующих концепций, платформ и программ действий в области национальной политики.

Новизна исследования заключается в авторском обобщении накопленного опыта реализации государственной национальной политики в одном из субъектов Российской Федерации -- Ставропольском крае -- и выявлении на основе этого наиболее проблемных областей государственного воздействия на этнонациональные процессы в регионах.

Предложения по усилению эффективности реализации национальной политики в Ставропольском крае и других субъектах РФ:

Необходимо учитывать историческую специфику региона, в частности - исторически сложившиеся особенности совместного проживания различных этносов в рамках единых административных границ;

Координирующая роль в сфере регулирования межнациональных отношений на уровне субъекта федерации должна быть отведена специальному органу при исполнительной власти края (области, республики). Который отслеживал бы соблюдение условий для развития эффективных систем образования, природопользования, национально-культурного самоуправления и других сфер жизни различных этносов, проводил оперативную оценку и мониторинг этнополитической ситуации в пределах административной территории.

Литература

1.Андриченко Л. К вопросу о понятиях «национальные меньшинства» и «коренные народы»// Федерализм. - 2002. - № 3, с.123-158.

2.Конституция Российской Федерации

3. «Концепция государственной национальной политики Российской Федерации».

4. Краевая целевая программа «Развитие этнических и этноконфессиональных отношений в Ставропольском крае на 2007-2009 годы".

5. Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000-2005 годы».

6. Национальная политика России: история и современность. - М.: Информационно-издательское агентство «Русский мир», 1997. - 680 с.

7. ФЦП "Этнокультурное развитие регионов России (на 2008-2012 гг.)».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    реферат , добавлен 27.12.2012

    Понятие "национальной идеологии" и ее положение в современной России. Уровни сложности идеологического самоопределения общества. Взаимосвязь политики, идеологии и национальной идеи. Основа политических манипуляций. Главные функции национальной культуры.

    реферат , добавлен 11.12.2013

    Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации. Конституционные основы национальной политики. Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики. Проблемы миграции и ксенофобии.

    контрольная работа , добавлен 25.02.2012

    История национальной политики Российской империи нового времени. Стремление к укреплению административно-территориальной целостности государства. Взаимоотношения народов России, Сибири и народов Кавказа. Проблемы веротерпимости в Российской империи.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    Нынешняя ситуация в мире и ее отличия от периода холодной войны. Сущность и функции политики как основы международной политики. Концепция национального интереса и национальной безопасности. Особенности внешней политики России на современном этапе.

    реферат , добавлен 05.03.2008

    Геополитический потенциал России и факторы обеспечения национальной безопасности государства на современном этапе. Угрозы национальной безопасности и пути их преодоления. Анализ концепций национальной безопасности России и США, преимущества и недостатки.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2011

    Понятие политики как искусства управления государством и инструмента реализации властно значимых интересов социальных групп. Внутренняя и внешняя политика. Основные аспекты экономической, социальной, военной и экологической политики государства.

    презентация , добавлен 09.03.2015

    Конфликтные способы взаимодействия в социуме. Понятие "национальной безопасности" РФ. Влияние конфликта на систему национальной безопасности. Уровень военного потенциала государства. Внутренние и внешние конфликтные угрозы национальной безопасности.

    дипломная работа , добавлен 01.10.2014

    Сущность и понятие национальной безопасности, ее базовые принципы и основные составляющие. Характеристика национальной безопасности Российской Федерации и путей ее укрепления. Меры и средства ее обеспечения. Обзор и анализ угроз: их разновидности и формы.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2014

    Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Политика и экономика. Политика и право. Проблема соотношения политики и морали. Возможность нравственной политики. Обеспечение целостности общественной системы.

Национальная политика

1) совокупность законодательных организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними;

2) стратегия и деятельность, осуществляемые государством и направленные на учет, сочетание и реализацию национальных интересов всех этнических общностей.

Н.п. - один из наиболее очевидных путей некон-фронтационного политического развития государства; наиболее конструктивный способ разблокирования хронических внутринациональных, а также межнациональных и даже региональных конфликтов, достаточно длительный социальный процесс, включающий несколько этапов и требующий встречных усилий всех участвующих в конфликте сторон. Главный смысл Н.п. в координации национальных интересов как предпосылке их реализации.

Н.п. возникла как особое направление государственной политики при формировании национальных и многонациональных государств в Европе. Провозглашенный Великой Французской революцией "принцип национальности", согласно которому каждый народ су-веренен и имеет право на создание своего государства, способствовал росту национализма и сепарационных тенденций в этническом развитии Европы. При этом интересы нации обычно отождествлялись с интересами представляющего ее государства и почти неизбежно противопоставлялись интересам других этносов.

В России после октябрьской революции 1917 г. была создана концепция национально-территориальной автономии, предусматривающая право нации на самоопределение в пределах занимаемых территорий, вплоть до политического отделения и создания собственной государственности. При этом процесс создания национально-государственных образований не разрешил национальных проблем вследствие сильного территориального смешения народов (см.: ), а также часто неотчетливости этнического самосознания и др. причин. Этот подход породил рост национального сепаратизма и создал почву для этнических конфликтов. Те же проблемы характерны для некоторых стран Восточной Европы.

В экономически развитых странах с середины XX в. происходит уменьшение роли этничности в жизни государства, преобладающим становится направление Н. п. на социальную интеграцию общества при сохранении языкового и культурного плюрализма составляющих его этнических групп. При этом этнокультурные потребности меньшинств этнических могут удовлетворяться путем создания национально-культурных автономий и национальных общин землячеств. Особыми правами могут быть наделены народы, ведущие племенной образ жизни, в целях их защиты от жесткого воздействия индустриальной цивилизации. По отношению к ним может проводиться патерналистская политика, состоящая в осуществлении спецгосударственных программ в области образования, здравоохранения, социального развития и т. п. В большинстве случаев, однако, стимуляция развития этноса возложена на его собственные национальные организации. Это направление Н. п. является нормативным для современного международного права и доминирующих идеологических и политических концепций и противостоит как тенденции к этнической гомогенизации общества путем ассимиляции этнических меньшинств, их депортации или истребления (геноцида), так и тенденции к ограничению межэтнических контактов (сегрегации).

Н.п.- это искусство. Она предполагает как глубинный анализ диалектики национальных процессов в их конкретности, так и учет меняющихся национальных настроений. Чем меньше национальные интересы учитываются и реализуются в национальной политике, тем более гипертрофированно они отражаются в массовом национальном сознании. В таких условиях национальные настроения перерастают в националистические. Это, в свою очередь, создает национально-популистский фон, который используется в политических целях некоторыми лидерами национальных движений.


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "национальная политика" в других словарях:

    Национальная политика - Национальная политика политика государства по отношению к различным национальностям внутри страны. В разное время и в разных странах может менять характер от национального террора (погромы, этнические чистки и т. п.),… … Википедия

    Национальная политика - политика многонациональных государств по отношению к проживающим в них нациям, народностям, племенам. Национальная политика в РФ система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в… … Финансовый словарь

    Национальная политика - всесторонне обоснованная система мер, осуществляемых государством в сфере национальных отношений, направленная на реализацию национальных интересов разрешение национальных противоречий. Национальная политика в сложных современных условиях… … Политология. Словарь.

    национальная политика - национальная политика, принятое в бывшем СССР и в Российской Федерации обозначение государственной политики в отношении этнических групп (национальностей) и в сфере регулирования межэтнических отношений. Аналогично используемым за рубежом (где… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Национальная политика - В практическом плане национальная политика представляет собой систему мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных… … Словарь юридических понятий

    Национальная политика - Деятельность государственной власти, партии или общественной группы по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами. Н.п. связана с языковой политикой … Словарь социолингвистических терминов

    НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - 1) совокупность законодательных организационных и идеологических мер государства, направленных на организацию жизни этносов и взаимоотношений между ними; 2) стратегия и деятельность, осуществляемые государством и направленные на учет, сочетание и … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    национальная политика Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Национальная политика - Деятельность государственных ветвей власти, партий или общественных групп по регулированию экономических, правовых, идеологических, культурных и языковых отношений между нациями, народностями и этническими группами … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

    Национальная политика России - Национальная политика в России комплекс политических и организационных мер, проводимых властями России в отношении народов разных национальностей (национальных меньшинств), проживающих на её территории. Содержание 1 Российская империя 2 РСФСР,… … Википедия

Книги

  • Национальная политика в России: XVI - начало XXI века. Учебное пособие , Перепелкин Л.С.. Книга посвящена истории национальной политики российских властей, начиная с XVI в., когда Россия начала приобретать имперские черты, и заканчивая распадом СССР. Отдельный раздел посвящен…

Введение

Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации

Конституционные основы национальной политики в РФ

Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики РФ

1 Взаимодействие между федеральным центром и национальными автономиями: правовые принципы и практика

2 Проблемы регионального сепаратизма и национализма. Истоки и пути разрешения чеченского конфликта

3 Проблемы миграции и ксенофобии в РФ

Заключение


Введение


Начало XX века в истории народов Северного Кавказа (кабардинцев, балкарцев, осетин, ингушей, чеченцев, карачаевцев и др.), как и других народов Российской империи, было отмечено грандиозными социально-политическими событиями, связанными с русско-японской и первой мировой войнами и тремя революциями.

Великодержавная колониальная политика на Северном Кавказе в начале XX века является составной частью внутренней политики Петербурга на всей территории Российской империи. Естественно, что всесторонний объективный научный анализ этой политики представляет большой интерес для отечественной исторической науки.

Актуальность настоящего исследования состоит в том, что, несмотря на целый ряд солидных научных работ, где затрагиваются отдельные вопросы национальной политики и межнациональных отношений на Северном Кавказе в начале XX века1, до настоящего времени не было специальных и обобщающих работ, охватывающих начало XX века (с 1906 по 1921 годы). Между тем подобный подход к изучению национальной политики и межнациональных отношений в начале XX в. имеет, на мой взгляд, важное научное и практическое значение, так как помогает воссоздать более полную картину тяжелого положения народов Северного Кавказа в составе Российской империи. Объективный анализ национальной политики и межнациональных отношений в 1906-1921 годы помогает воссоздать состояние кризиса, в котором находилась государственность царской России накануне двух революций 1917 г. Это тем боле^ажно, что в современном российском обществе есть политики, писатели, деятели искусства (например, В.В.Жириновский, А.И.Солженицын и др.), которые считают, что в дореволюционной России не было притеснений нерусских народов, а право наций на самоопределение считают чуть-ли не преступным изобретением большевиков. Они же считают право нации на самоопределение самой большой угрозой для целостности современной

Российской Федерации и ратуют за ликвидацию национальной государственности нерусских народов, в том числе и Северного Кавказа. Сторонники такой концепции политического развития Российской Федерации пытаются свести права нерусских народов лишь к культурно-национальной автономии, ссылаясь на малую эффективность сложившейся за годы советской власти административно-территориальной системы, якобы тормозящей социально-политическое развитие страны. Они предлагают вернуться к дореволюционному принципу обустройства России, в котором ошибочно, на мой взгляд, видят стимул политического развития многонационального государства. Следует подчеркнуть, что подобные «концепции» и «планы развития страны», будь они реализованы, приведут к серьезным осложнениям межнациональных отношений, федеративного устройства Российской Федерации. Такие «концепции» и «планы», по моему убеждению, способны развалить нашу многонациональную федеративную страну, опыт которой действительно представляется уникальным и поучительным.

Объект исследования - национальная политика.

Предмет исследования - реализация национальной политики в РФ.

Цель работы - анализ современной национальной политики в РФ.

Рассмотреть особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации.

проанализировать конституционные основы национальной политики в РФ.

Рассмотреть взаимодействие между федеральным центром и национальными автономиями: правовые принципы и практика.

рассмотреть проблемы регионального сепаратизма и национализма. Истоки и пути разрешения чеченского конфликта.

Многоплановость темы определили комплексную методологию работы, использование как общенаучных, так и частных методов: функционального, сравнительного, исторического, логического, системного, социологического, структурного, институционального и др.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

1. Особенности этнической структуры населения и национально-государственного устройства в Российской Федерации


Россия - многонациональная страна, в ней живут более ста народов. Большинство из них - коренные народы и народности, для которых Россия - основное или даже единственное место обитания. Кроме того, имеются представители еще более шестидесяти народов, чье основное место проживания находится за пределами Российской Федерации.

Коренные народы России составляют 93% населения, из них свыше 81% - русские. Свыше 6% населения - народы стран ближнего (5%, например, украинцы, армяне и др.) и дальнего (1%, например, немцы, корейцы и др.) зарубежья.

Этнографы объединяют коренные народы России в несколько региональных групп, близких не только географически, но и, до известной степени, культурно-исторически. На долю народов Поволжья и Урала - башкир, калмыков, коми, марийцев, мордвы, татар, удмуртов и чувашей - приходится менее 8% населения страны (из них почти 4% татары - второй по численности народ России). Традиционная религия татар и башкир - ислам, калмыков - буддизм, остальных - православие.

Народы Северного Кавказа: абазины, адыгейцы, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы, народы Дагестана (аварцы, агулы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, рутульцы, табасараны и цахуры) - составляют менее 3% населения России. Кроме большинства осетин - христиан, они традиционно исповедуют ислам.

Народы Сибири и Севера - алтайцы, буряты, тувинцы, хакасы, шорцы, якуты и почти три десятка так называемых малочисленных народов Севера - это 0,6% всего населения страны. Буряты и тувинцы - буддисты, остальные - православные, с сильными пережитками язычества и просто язычники.

Более чем за сто лет (с 1897 г.) в России (Российской империи - СССР) было проведено 9 переписей, причем во всех восьми советских переписях ставился вопрос о том, к какой национальности / народности относит себя переписываемый, и сведения о национальном/этническом составе населения всегда публиковались. Очередная перепись была намечена на 1999 г., но не состоялась и перенесена на 2002 год.

Таким образом, достоверных сведений о национальном составе населения России спустя десять лет после последней переписи 1989 г. не существует. Однако, учитывая важность вопроса, можно попытаться оценить численность различных народов России с помощью расчетов, основанных на текущих статистических данных о движении населения.

Россия, как наследница СССР, - одна из немногих стран, где в документе, удостоверяющем личность, имеется запись о национальной принадлежности. В актовых записях о рождении и смерти также имеется запись о национальности умершего или родителей родившегося, и статистические органы разрабатывают данные о естественном движении по национальности.

До войны эти разработки были приурочены к переписям населения (1926-1927, 1936-1939), а начиная с 1958 года данные о национальной принадлежности родившихся и умерших разрабатываются ежегодно. Это общие числа родившихся и умерших (в том числе детей до 1 года) мужчин и женщин по нескольким основным (сквозным) национальностям, определенным для каждой бывшей союзной республики. В России (РСФСР) такими национальностями были русские, украинцы, белорусы (с 1958 г.), казахи, татары и евреи (1958-1968 и с 1976 по настоящее время), армяне (1958-1968, 1978-1980). В отдельных регионах, главным образом, в автономных образованиях, разрабатывались также и данные о некоторых других национальностях.

Начиная с 1988 г., с введением электронной обработки информации по всей территории России, разрабатывались, кроме вышеуказанных, еще и титульные национальности бывших союзных республик, а также немцы. А начиная с 1991 г., к ним добавились еще и титульные национальности республик в составе России (бывших автономных республик и областей). Сейчас по всей территории России выделяются самые общие данные о естественном движении по 49 национальностям. Начиная с 1988 г., органы госстатистики разрабатывают также национальный состав мигрантов, в том числе за границу и из-за границы.

Таким образом, суммируя естественный и миграционный прирост какого-либо народа / национальности за период, прошедший со времени переписи, и прибавляя его к переписной численности, можно рассчитать численность этого народа на любую дату. Однако, существует несколько источников неточностей при оценке демографических показателей по национальному / этническому признаку.

Первый - это банальный недоучет демографических событий. Хотя в целом по России недоучет невелик, для отдельных народов он может быть существенным. Так, например, обстоит дело с народами, у которых заметная часть населения ведет кочевой образ жизни. Традиционно велик недоучет среди исламских народов (у чеченцев, по нашей оценке, в 1960-е годы недоучитывалось до трети естественного прироста населения). При прочих равных условиях недоучет более заметен в сельской местности.

Второй - проблема сопоставимости данных текущей статистики, когда национальность участников демографических событий определяется (в идеале) по документу (паспорту), и данных переписи, во время которой национальность записывается по самоопределению. Нередко эти определения не совпадают.

Третий - элементарные ошибки при обработке информации. Поскольку демография отдельных народов не считалась особенно важной, соответствующие данные почти не публиковались и не анализировались государственной статистикой, материалы отдельных территорий шли в итог без должного контроля, а общая сумма зачастую скрадывала необъяснимые скачки показателей по регионам.

Кроме того, расчеты, сделанные на основании данных о демографических процессах, никак не учитывают этнических процессов, а они, наряду с естественным движением и миграцией, также служат одним из компонентов динамики численности народов и могут проявляться через прямое изменение этнического самоопределения при переписи (так, при переписи 1989 г. в Якутии показали себя эвенками и эвенами около 1,5 тысяч человек, в более ранних переписях относивших себя к другим народам, скорее всего, к якутам (Для двух десятков тысяч эвенков и эвенов Саха Якутии это очень заметное количество). Вероятность такого изменения выше для народов, подверженных ассимиляции. В России сильно ассимилированы русскими такие народы, как этнически близкие белорусы и украинцы, а также евреи, карелы, мордва, немцы, представители многих других народов стран ближнего и дальнего зарубежья, живущие в инонациональном русском окружении.

Важным каналом ассимиляционных процессов служат этнически смешанные браки семьи. (Этот канал единственный для официальной, т.е. документальной ассимиляции, т.к. запись о национальности в паспорт подростка вносится на основании записи о национальности в документах родителей. Такое наследственное прикрепление к национальности восходит к указаниям НКВД 1938 г.). А именно у украинок и белорусок, а также немок, евреек, представительниц финоязычных народов (карелов, мордвы, коми и удмуртов) - наибольшая доля детей, рожденных в смешанных браках (40-90%).

Возможности предлагаемого метода расчета национального состава на 1999 год можно проверить на материале более ранних десятилетий, когда результаты расчета можно сопоставить с прямыми результатами переписей. Такая проверка была выполнена для русских и украинцев, по которым были данные о естественном приросте. Сделать это можно лишь для всего СССР, так как данных о межреспубликанской миграции по национальностям в то время не было.

Приведенные примеры указывают на важность этнических процессов, без учета которых оценки динамики численности народов будут заведомо неточными. Но мы все-таки решили выполнить такие оценки, полагая, что общее направление изменений этнической структуры России они покажут правильно. Разумеется, следующая перепись населения даст более точный ответ на вопрос о том, что же происходило с численностью народов России, и какой вклад в ее изменение внесли собственно этнические процессы.

Влияет на естественный прирост и уровень смертности. Различия здесь не столь заметны, как в рождаемости, а ранжированный по величине продолжительности жизни ряд не совпадает с рангами прироста населения. По нашей оценке, наименьшая продолжительность жизни у малочисленных народов Севера и тувинцев, затем идут другие народы Сибири, калмыки и казахи, финноязычные народы (кроме мордвы), русские, мордва и нефинские народы Поволжья, восточнославянские народы, немцы, евреи и армяне, народы Северного Кавказа.

Этот ряд неплохо коррелировал бы с такими показателями, как доля городского населения и уровень образования, если бы не два самых больших исключения - слишком низкое место в нем русских и слишком высокое - северокавказских народов.

Миграционный прирост положителен для большинства народов. Но особенно он велик (относительно) у армян, таджиков, азербайджанцев, осетин, грузин и лезгин. Если у народов Закавказья - это продолжение старых тенденций, подстегнутое межнациональными конфликтами и экономическим кризисом, то для таджиков - это почти исключительно следствие гражданской войны на родине, ведь у других среднеазиатских народов наблюдался или отток из России или слабый приток в нее. Славянским народам миграция лишь частично компенсирует естественную убыль. И только для двух народов из этого списка - евреев и немцев - это было десятилетие массовой эмиграции. Для армян, напротив, это было десятилетие массовой иммиграции. В результате армяне, которых десять лет назад в России было почти столько же, сколько евреев, теперь по численности почти на 600 тысяч превосходят евреев.

Но для большинства народов динамику численности определяет естественное движение (если оставить в стороне ассимиляционные процессы). Разумеется, такая динамика численности повлияла и на национальную структуру страны в целом.

2. Конституционные основы национальной политики в РФ


Нормы принятых в последние годы Законов ("О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"; "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока"; "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и другие) регулируют культуру, экономику, права собственности. Однако председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей IV созыва Е. Трофимов отметил, что Законом N 122-ФЗ "было выхолощено все, что касается финансовой поддержки, особенно федеральных национально-культурных автономий", "а Водный и Земельный кодексы выхолостили это (права на землю и природные ресурсы на территориях традиционного проживания. - А.Ю.) до конца".

Тревогу ряда аналитиков вызывает тот факт, что Концепция государственной национальной политики, которая должна была быть по поручению Президента откорректирована, "зависла". А параллельно ей продвигается в качестве основополагающего Закон "Об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации".

Данный Закон именуют базовым законом, но существует реальная угроза "этнического перекоса" в законодательстве, регулирующем национальную политику. Замена "государственной национальной политики" "государственной политикой в области межэтнических отношений" может оказаться не просто сменой терминологии, но выхолащиванием содержательной стороны национальной политики, сведением всего спектра национального развития и взаимодействия к узкой нише собственно межэтнических отношений и этнокультурного развития.

Прослеживается связь таких подходов с доминированием мультикультурных конструктивистских дискурсов в отечественной науке и публицистике.

Так, ряд авторов резко негативно относятся к использованию самого термина "нация" и этнической основе данного понятия. "Одновременное использование слова "нация", - пишет, например, А. Кустарев, - как синонима понятий "государство", "народ", "республика", "общество", "общественность" и, по первоначальному смыслу, как синонима всех понятий, относящихся к этногенетическим общностям ("родичи", "племя", "раса"), мешает адекватному пониманию всей связанной с этим проблематики". "Понятие "нация" слишком репрессивно, то есть навязывает обществу и индивиду определенные практики, эффективность которых для общественного блага сомнительна или даже негативна. Неопределенность и эмоциональная нагруженность этого понятия позволяют легко им манипулировать в расистских, ксенофобских и репрессивных риториках. Разумнее всего было бы вообще изъять его из обращения - "забыть о нации", как выразился Валерий Тишков".

Попытаемся понять логику данной позиции. Избавляясь от понятия нации в этногенетическом смысле, "отменяя" этничность как архаику, фактически целый класс политических проблем объявляется несуществующим. Так, например, это проблемы разделенных наций (русской, осетинской, лезгинской), проблемы статуса русского языка и русскоязычных соотечественников. Соотечественники в рамках этой логики становятся просто невидимыми, превращаясь из дискриминируемых меньшинств и диаспор в материал для гражданских наций в обществах с сильными этнократическими тенденциями. "Забыть о нации" означает на практике забыть об этих и других проблемах.

В качестве противоположного примера можно назвать политику Венгрии, Китая, Франции, ряда других государств, которые тщательно поддерживают связи с этническими соотечественниками, в законодательном порядке сохраняют их представительство в органах власти, нередко, независимо от гражданства, укрепляют связи соответствующих этнических диаспор с родиной. Практическая польза от такой политики, как показывает международный опыт, слишком высока, чтобы ее можно было игнорировать.

Еще одной актуальной задачей государственной национальной политики является нейтрализация этнических партий, этнократических тенденций в политической жизни.

Этнонационализм, будучи в настоящее время относительно маргинальным политическим явлением, пытается компенсировать собственную слабость повышенной агрессивностью, спекуляцией на реальных проблемах, ошибках и упущениях государственной национальной политики, всячески этнизируя любую проблему.

Тревожит, что этничность сегодня осознается и рассматривается почти исключительно с точки зрения скрытых в ней угроз единству России и предпосылок этнических конфликтов. Представляется своевременным рассмотрение и другой стороны этничности: как конструктивного культурного, морального и политического ресурса развития страны.


3. Достижения, проблемы и приоритеты современной национальной политики РФ


3.1 Взаимодействие между федеральным центром и национальными автономиями: правовые принципы и практика


В то же время обострившаяся в науке и публицистике полемика по национальной проблематике далеко не всегда проясняет проблемы и разницу в подходах. Но она, несомненно, является индикатором осознания значимости национальной проблематики, стремления различных идейных течений и политических сил отстоять собственные интерпретации ситуации, оценки и варианты разрешения проблем.

В этой ситуации далеко не простой является задача синтеза различных подходов. Подход к выработке политики не должен становиться однобоким, превращаться в догматический отказ от многовариантности, в навязывание упрощенных решений-схем.

Не менее важной для политической практики является задача не завязнуть в спорах об определении понятий "национализм", "нация", "этнос", "цивилизация", "империя", "национальное государство". Речь идет не о пренебрежении к теории или ключевым понятиям науки, но о вреде противостояния сторонников разных научных школ, которые вполне способны конструктивно сотрудничать.

Такая постановка задачи носит методологический характер. Она дает возможность выявить плюсы и минусы каждого варианта политики, понять, с какими трудностями сталкиваются принимаемые политические решения, законотворчество, политическая практика в сфере межнациональных отношений.

Необходимо показать связь разных истолкований этнополитических реалий, способов категоризации и приоритетов целеполагания в процессе выработки и проведения государственной национальной политики.

Целесообразно разведение разных классов проблем в проблемном поле текущей этнополитической ситуации.

1. Собственно этнические проблемы, связанные с воспроизводством и развитием этнокультурного своеобразия народов России. Строго говоря, этнические или межэтнические отношения и конфликты - это взаимоотношения наций и народов в своем этнокультурном своеобразии. На межличностном уровне межэтнические отношения в строгом смысле проявляются тогда, когда люди позиционируют себя как "этнофоры" - носители системных этнокультурных качеств. Криминальные по содержанию столкновения, например, не являются "межэтническими конфликтами" лишь потому, что конфликтующие уголовники принадлежат к разным национальностям. Нередко ярлык "этнический" прикрепляется к явлениям, в которых этническая определенность общностей и личностей не играет роли.

Этнический аспект могут иметь и проблемы засилья в СМИ или в детских передачах западной культурной продукции, замаскированной под детские передачи и издания рекламы. Глобализация в информационной сфере может деформировать каналы и механизмы передачи и воспроизводства в социуме этнических, традиционных культурных ценностей. Обостряется угроза этническому воспроизводству в ситуации, когда для поколения детей образы героев традиционных сказок, былин, песен перестают быть значимыми конструкциями менталитета и идентичности.

В ситуации глобализации, информационной революции информационные каналы, начиная с содержания школьных учебников и кончая сюжетами компьютерных игр, становятся не менее значимым этническим транслятором, нежели во времена Пушкина сказки, рассказанные маленькому поэту его няней Ариной Родионовной. Как считают многие эксперты, прочность национальной идентичности становится крайне важным конкурентным преимуществом, определяющим будущее положение и статус государств и наций в мире.

Представляется, что острота полемики вокруг введения курса "Основы православной культуры" вызвана именно вопросом: должна ли государственная школа быть институтом воспроизводства цивилизационной и национальной идентичности либо она должна быть институтом, встроенным в глобализационные денационализирующие проекты, которые размывают формирование этнической идентичности, блокируют передачу этнических ценностей? Один из отцов объединенной Европы мондиалист Ж. Аттали, прогнозируя появление "глобальных кочевников", которым национальные корни, культурные традиции, государственные лояльности не нужны, уверял, что "новый человек будет свободен от каких бы то ни было "ограничивающих влияний".

Таким образом, этничность может быть рассмотрена и оценена не только как рудимент, но и как важный элемент становления наций и народов. Этническое развитие в современных условиях не есть только консервация этнической архаики, но сохранение преемственности, воспроизводство проверенных временем ценностей, институтов, практик.

Для малых народов, ведущих образ жизни, основой которого являются традиционные формы хозяйствования, вопрос сохранения собственной этничности особенно актуален.

этнический национальный государственный политика

3.2 Проблемы регионального сепаратизма и национализма. Истоки и пути разрешения чеченского конфликта


Исследование сепаратизма следует начать с анализа основных воззрений на данный феномен в политико-правовой науке.

Под сепаратизмом (от фр. separatisme - отдельный) в юридической науке, как правило, понимается "стремление отделиться, обособиться; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии". Сходная точка зрения бытует и за рубежом. Так, например, в рамках американской политико-правовой школы получила признание точка зрения, в соответствии с которой под сепаратизмом понимается "выход социальной группы и занимаемой ею территории из-под юрисдикции государства, частью которого она является".

На наш взгляд, сепаратизм является особой формой политико-правовой девиации и, таким образом, представляет собой отклоняющееся от общепринятых, получивших закрепление в правовых нормах и одобряемых большинством населения принципов и норм взаимного сосуществования и совместного проживания на единой территории. Девиантный характер сепаратизма с точки зрения юридического аспекта данного понятия выражается в таких его свойствах, как нелигитимность и противоправность.

Противоправность сепаратизма предполагает его характеристику в качестве "поведения, отклоняющегося от действующей юридической нормы, судебной практики или прямо такую норму нарушающего".

Оставаясь неизменным по идеологическому содержанию и противоправным по смыслу и юридической оценке, сепаратизм может осуществляться в разных формах. Причем противоправная и антиобщественная природа данного явления позволяет охарактеризовать деятельностные формы его реализации как экстремистские (от лат. exstremus - крайний), так как сам фактор противоправности той или иной поведенческой формы подразумевает "крайность" методов и способов достижения постулируемых целевых установок. Характерной чертой экстремистских форм сепаратизма являются методы и способы, носящие характер уголовно наказуемых деяний: возбуждение национальной, расовой, или религиозной вражды (ст. 282 УК РФ); организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК РФ); захват заложников (ст. 206 УК РФ); насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278); действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя (ст. 278 УК РФ), вооруженный мятеж (ст. 279 УК РФ), широкий круг преступлений против жизни и здоровья и т.д. При этом наибольшую социальную опасность представляют акции экстремистских организаций, осуществляемые в форме террористических актов (ст. 205 УК РФ), а также развязываемые ими "войны за независимость" и различного рода "национально-освободительные движения", нередко оборачивающиеся для представителей наций, отличных от тех, к которым принадлежат "борцы за независимость", геноцидом (ст. 357 УК РФ).

В современном мире целью экстремистской деятельности чаще всего выступает политико-территориальное обособление. Именно интенция к "своей" обособленной территории, являющейся материальной основой жизнедеятельности социальной общности, характеризует сущность современных экстремистских движений. Это дает основания охарактеризовать большинство из них как сепаратистские. Таким образом, сепаратизм и его экстремистские проявления имеют своей целью достижение территориальной независимости, т.е., по сути, государственного суверенитета, для конкретно-определенной этнической или религиозной общности. Причем достижение этой цели осуществляется вопреки интересам других этнических и конфессиональных групп.

Экстремизм как сложный политико-правовой феномен может носить различную идеологическую окраску. Прежде всего выделяют этнический и религиозный экстремизм.

В последние годы в Российской Федерации значительно актуализировалась проблема исламского экстремизма. Связано это как с внутренними факторами, породившими политическую нестабильность и сепаратистские тенденции в регионах, где ислам традиционно является доминирующей религией (юридическая суверенизация национальных субъектов Федерации, экономическая нестабильность, проблема занятости, резкое падение уровня жизни, идеологический вакуум и т.д.), так и с внешним воздействием со стороны государств и организаций, заинтересованных в дестабилизации политической ситуации на территории всей России и в отдельных ее регионах.

Деструктивная роль экстремистских проявлений национально-этического и религиозного сепаратизма определяется тем, что последние часто являются решающими факторами в разжигании межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

В этом смысле межэтнический (межрелигиозный) конфликт является крайней формой острых противоречий между людьми разных национальностей (разной конфессиональной принадлежности), коренящихся в объективных закономерностях экономического, исторического и политического характера. При этом одной из таких закономерностей является обусловленность нормального развития культурной общности (этнической или религиозной) материальными факторами, к числу которых прежде всего относится обособленная территория. Поэтому "предметом межнационального конфликта с точки зрения права могут быть как территории, так и различные элементы правового статуса представителей той или иной национально-этнической группы, их имущественные и неимущественные права".

Завершая анализ этнорелигиозной природы сепаратизма и экстремизма, а также межнациональных и межрелигиозных конфликтов как крайних проявлений сепаратистских интенций, следует сделать вывод о том, что многонациональный и многоконфессиональный состав российского общества объективно продуцирует этнические и религиозные конфликты, в качестве одной из форм разрешения которых политическими лидерами, строящими свои программы на постулатах сепаратизма и экстремизма, предлагается и, по всей видимости, будет предлагаться пересмотр существующих границ и выделение из России тех или иных территорий. Сложившаяся ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия сепаратизму, разработки действенной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России.

Предлагаются два пути решения проблемы урегулирования чеченского конфликта: первый - дать Чечне независимость и второй - оставить Чечню в составе России на определенных условиях. На наш взгляд, первый путь сложнее, чем второй. Почему?

Юридические сложности. Они возникнут в связи с юридическим оформлением независимости Чечни. Не существует законодательной базы для данных действий. Кроме того, не было и прецедентов подобного рода.

Сложности, связанные с сепаратистами. Чеченские сепаратисты не пойдут на независимость без выдвижения условий со своей стороны. Они будут требовать компенсаций, передачи собственности и т.д.

Не ясно, с какого момента считать Чечню независимой. Если считать Чечню независимой с того момента, когда она была провозглашена таковой сепаратистами, то в этом случае Россия вела войну с независимым государством. Следовательно, возникнет вопрос о компенсациях за нанесенный войной ущерб. К тому же Россия в данном случае будет выступать в качестве агрессора.

Международные осложнения. Если Чечня получит независимость, то будет создан нежелательный прецедент в международном праве. Проблема сепаратизма свойственна не только России, но и другим странам. Факт получения Чечней независимости вызовет немедленную реакцию на территории бывшего СССР, а также и во всем мире.

Сложности, связанные с построением отношений между Россией и независимой Чечней. Так или иначе Россия вынуждена будет строить отношения с Чечней, т.к. она расположена непосредственно рядом с Россией, входит в круг ее интересов и в дальнейшем может стать источником нестабильности.

Сложности восприятия независимости Чечни российским обществом. Среди прочих возникает, в частности, вопрос: за что воевали и гибли российские граждане.

Оставаясь субъектом Российской Федерации, Чечня может иметь все функции, присущие независимому государству, за некоторыми исключениями (армия, внешняя политика). Предметы ведения, согласно Ст.71 Конституции РФ, и предметы совместного ведения, определяемые Ст.72, могут передаваться в ведение субъекта федерации (Ст. 78, п. 2).

Чечня должна будет платить налоги, но при этом никто не ограничивает размера дотаций ей. Самой Чечне, на наш взгляд, выгоднее оставаться в составе России, т.к. это практически ни в чем ее не ограничивает, дает выгоды в виде федеральных дотаций. У Чечни не возникнет проблем международного характера, финансирования, а также проблем, связанных с восстановления разрушенного в ходе военных действий хозяйства.


3.3 Проблемы миграции и ксенофобии в РФ


На сегодняшний день миграционные процессы приобретают особую актуальность не только в контексте мощного источника привлечения дешевой рабочей силы. Как показали последние события в Косово, Франции и Дании, неконтролируемая массовая международная миграция чуждых по культуре и языку людей может повлечь за собой межэтнические и межконфессиональные противоречия и дестабилизировать общество.

История знает немало примеров, когда массовая этническая миграция выступала в роли значимого инструмента геополитики и впоследствии ставила под угрозу территориальную целостность принимающей страны.

В этой связи положение нашей страны в контексте длительного периода депопуляции, огромных масштабов нелегальной миграции и нарастания этнических и межконфессиональных конфликтов вызывает большие опасения. Так, по данным ФМС России, численность нелегальных мигрантов, находящихся в стране в 2007 г., составила 5 - 7 млн. человек. Несмотря на значительное снижение масштабов, это по-прежнему огромная цифра. Нелегальная миграция является питательной средой для теневой экономики, коррупции, национальных анклавов и преступных группировок. По данным МВД России, число преступлений, совершенных иностранцами, неуклонно растет и за 15 лет выросло в 130 раз. В 2007 г. иностранцами совершено 50,1 тыс. преступлений, из них более 90% приходится на выходцев из СНГ. Около 14% трудовых мигрантов, прибывающих в Москву, являются носителями опасных инфекций: СПИДа, туберкулеза, гепатита и т.д. За счет трансфертов происходит значительная утечка капиталов за рубеж. Кроме того, по отношению к мигрантам постоянно растут антипатия и ксенофобия со стороны российского общества. За первую половину 2007 г. число совершенных против иностранцев преступлений составило 7,9 тыс.

Активно растут проявления русофобии и этнических конфликтов в отдельных субъектах Южного федерального округа. Особую тревогу вызывают процессы обезлюдения в приграничных и стратегически важных регионах России, обусловленные длительной депопуляцией и оттоком населения в экономически благополучные регионы России. Особые опасения связаны с Дальним Востоком. Взамен постепенно "вымывающемуся" русскому населению противопоставляется масштабная миграция китайцев из приграничных районов, что с учетом официальных претензий на 1 млн. кв. км российской территории и перенаселением Китая является прямой угрозой для суверенитета дальневосточных районов России.

Все это может в любой момент буквально "взорвать" российское общество, поставить под вопрос территориальную целостность и безопасность страны. От осознания и решения этих вопросов во многом зависит дальнейшее существование нашего государства. В противном случае афоризм Бернарда Шоу о том, что "единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков", будет отнесен и к России.

Заключение


Современная этнополитическая ситуация в Российской Федерации представляет собой систему проблем и противоречий разного уровня, остроты и сложности, разрешить которые призвана государственная национальная политика.

Создана правовая основа государственной национальной политики, действуют нормы, обеспечивающие межнациональное и межэтническое равноправие. Приняты основополагающие законодательные акты, устанавливающие гарантии прав коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни этнических общностей, совершенствуется языковое законодательство, созданы правовые основы этнокультурного развития народов России и т.д.

Но в целом вопросы этнического развития и межэтнических отношений не являются наиболее острым вызовом стабильности этнополитической ситуации в стране, направлением работы государственных органов и ведомств.

Сепаратизм является особой формой политико-правовой девиации и, таким образом, представляет собой отклоняющееся от общепринятых, получивших закрепление в правовых нормах и одобряемых большинством населения принципов и норм взаимного сосуществования и совместного проживания на единой территории. Девиантный характер сепаратизма с точки зрения юридического аспекта данного понятия выражается в таких его свойствах, как нелигитимность и противоправность.

Нелегитимность сепаратизма обусловливается неприятием ценностных детерминант и целевых установок сепаратистского характера большей частью населения страны.

Многонациональный и многоконфессиональный состав российского общества объективно продуцирует этнические и религиозные конфликты, в качестве одной из форм разрешения которых политическими лидерами, строящими свои программы на постулатах сепаратизма и экстремизма, предлагается и, по всей видимости, будет предлагаться пересмотр существующих границ и выделение из России тех или иных территорий. Сложившаяся ситуация предопределяет необходимость выработки эффективной государственной программы противодействия сепаратизму, разработки действенной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России.


Список использованных источников и литературы


1.Балаян Г. Сепаратизм: его содержание и особенности в России // Федерализм. 2001. № 3.

2.Белоусов В., Белоусов М. Актуальные проблемы реализации политики федерального Центра на Северном Кавказе // Власть. 2001. № 2.

.Бочарников И. Основные направления противодействия сепаратизму в РФ // Власть. 2008. № 11.

.Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. 1989. № 7.

5.Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение // Национальная политика в Российской Федерации. М., 1993. С. 147.

.Горовиц Д. Л. Структура и стратегия этнического конфликта // Власть. 2007. № 2.

.Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. СПб., 2001. С. 252.

8.Давитатзе М.Д. Деятельность органов внутренних дел в условиях межнациональных конфликтов: Монография. М., 1999. С. 10.

9.Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М., 1996.

.Касьяненко М.А. Криминальная политика государства в области национальных отношений // Безопасность бизнеса. 2011. N 3. С. 57-65.

.Кустарев А. Нация: кризис проекта и понятия // Pro et Contra. 2007. N 3(37). С. 71 - 72.

.Рыбаковский Л.Л. Концепция миграционной политики России в свете ее национальной безопасности // Миграционное право. 2010. N 3. С. 9 - 12.

13.Юсуповский А.М. Стратегические проблемы национального развития: к сравнительному анализу приоритетов государственной национальной политики // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 4. С. 56-60.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одним из направлений социальной политики является национальная политика.

Что же такое национальная политика?

Национальная политика государства - это целенаправленная дея­тельность по регулированию взаимоотношений наций и народностей, выражающаяся в планомерном сознательном воздействии государственных органов, общественно-политических организаций на развитие и гармони­зацию национальных отношений.

За примерами обратимся к регулированию национальных отношений в наиболее цивилизованных демократических странах Запада.

В США в настоящее время приобрела наибольшую популярность концепция "культурного плюрализма". Для ее реализации в вузах прово­дятся спецкурсы по изучению истории, культуры афро-американцев, индейцев и др. национальных меньшинств.

Основными задачами политики, строящейся на основе концепций "культурного плюрализма" являются: 1) оказание помощи в сохранении культуры; 2) удовлетворение социально-экономических запросов. Эта политика приводит к снижению межнациональной напряженности, но не приводит к равенству разных наций и национальных групп.

По данным переписи 1980 г. в США среди семей с доходом менее 4 тыс. долларов в год - афро-америкацев - 15.9%, белых - 4.3%. Имеющих доходы свыше 25 тыс. долларов: афро-америкацев - 13.4%, белых - 29.5%.

Согласно исследованию 1983 г. в Чикаго по представительству наименьшинств в управленческом аппарате: американцев польского происхождения, составляющих 11.2% населения,среди директоров - 0.5%, а среди других управленцев - 2.6%. Среди черных (негров), состав­ляющих 20.1% населения: среди директоров - 1.8%, прочих управлен­цев - 0.5%.

В Канаде регулирует национальные отношения политика многокуль­турности. Она явилась противовесом политики двух культур, представ­лявшей интересы англоканадской и франкоканадской общностей и не учитывающей интересы других этнических общностей.

Цель новой национальной политики - создание равных возможностей для развития разных народов. Для достижения этой цели с 1972 г. в Канаде учреждена должность министра многокультурности. Выделены средства на создание многокультурных центров,активизацию культурного обмена между группами, стимулирование деятельности музеев,националь­ной киностудии, национальной библиотеки и др. Создан Канадский совет по многокультурности, такие же советы созданы в городах и районах с полиэтническим населением. Помимо того, создаются "этнические" кафедры, научно-исследовательские центры. Особую позицию занимает франкоязычная провинция Квебек. Ее сепаратистские тенденции поддер­живает Квебекская партия, образовавшаяся в 1968 г. В настоящее время особенно остро стоит вопрос об отделении Квебека и создании самосто­ятельного государства.

В Соединенное королевство Великобритании входят: Англия, Уэльс, Шотландия, Северная Ирландия.

Проведение национальной политики в королевстве испытывает серьезные трудности.

В 1972 году в названных регионах были распущены автономные органы законодательной и исполнительной власти. Сейчас идут попытки их восстановления.

Так, конституционный статус Северной Ирландии определен как временно отсроченная внутренняя автономия с перспективой достижения суверенитета. Последнее возможно при консенсусе двух ирландских общин - католической и протестантской - достижению которого препят­ствует позиция самого британского правительства, поддерживающего основные политические партии протестантской общины. Это обстоятель­ство может сыграть решающую роль в нагнетании напряженности в межэтнических отношениях данного региона. Вместе с тем, намечающиеся попытки межобщинного диалога могут усиливать консолидацию ирландского общества и способствовать обострению противоречий между Северной Ирландией и Англией. На дальнейшее развитие указанных тенденций значительное влияние может оказать соотношение сил, группирующихся по линии этнического самосознания. Их три:сторонники полной интегра­ции Северной Ирландии в Великобританию, представленные в основном британцами проживающими в ирладском регионе; сторонники протестант­ского сепаратистского движения (ольстерцы); сторонники соединения Северной Ирландии с Ирландской республикой.

Этнические движения в Шотландии и Уэльсе привели к предоставлению им политического самоуправления и условия для развития этнических культур и языков, что в дальнейшем вело бы их через автономию к отделению.Причем,центральное правительство вынуждено идти на новые уступки; расширение сферы преподавания родного языка в школе, учреж­дение в 1967 г. радиовещания, а в 1980 г. телепрограмм на валлийском языке (Уэльс), предоставление возможности принятия регионального законодательства.

В то же время, следует иметь в виду, что идею автономии Уэльса поддерживают 20.3% населения, а, например, Шотландии - 80%. Это объясняется, видимо, двумя обстоятельствами: 1) нет уверенности, что новый статус улучшит положение коренного населения; 2) готовностью центральной власти в кризисных ситуациях идти на уступки.

Возьмем еще два небольших государства - Бельгию и Швейцарию. В Бельгии в 1980 г. принят закон о распределении страны на два равноправных региона - Фландрию и Валдонию. В результате этого деления Бельгия была преобразована в федеративное государство. Центральная власть оставила за собой право решающего голоса в вопросах единой общегосударственной политики.

В Швейцарии существуют 4 равноправных языка: немецкий (на нем разговаривают 65% населения), французский (18%), итальянский (12%), ретороманский (1%).

В отношении эммигрантов действует политика многокультурности. Правительством финансируется этническая пресса, специальные радио­и телепередачи на языках крупных эммигрантских групп.

Как видим, в демократических цивилизованных странах национальные отношения противоречивы, хотя в последнее время многое сделано и делается для их гармонизации.

Непросто развиваются национальные отношения в развивающихся странах.

Как известно, колониальная система рухнула в конце 50-х годов. Но означает ли это, что все виды зависимости развивающихся стран от бывших метрополий искоренены? нет. И это поддтверждает Движение неприсоединения, которое и в 90-е годы считает одной из первоочеред­ных задач "полное искоренение колониализма и экономическое осво­бождение всех народов в качестве необходимого условия, сохранения и укрепления ими своей политической независимости".Вскоре по инициативе

Движения неприсединения 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 90-е гг. Десятилетием искоренения колониализма, имея ввиду не только предоставление независимости тем немногим и небольшим территориям, которые еще остаются несамоуправляющимися.

Да и не могла широко разветвленная система, развивавшаяся и набиравшая силу столетиями, целиком исчезнуть за 20-30 лет. Рухнули ее наиболее одиозные формы, как колониальные режимы и колониальные империи. На базе элементов на старой системы колониализма была создана более завуалированная неоколониальная система эксплуатации и подчинения народов. Ее основным методом стало экономическое, торговое,финансовое давление, которое предполагает частичные уступки молодым государствам, некоторое содействие их индустриализации, проведения аграрных и других социальных реформ. Появился новый вид колониализма, который в документах Движения неприсоединения назван "технологическим колониализмом".

При ближайшем рассмотрении обращает на себя внимание всесторон­няя, особенно экономическая отсталость молодых государств, особенно в Африке.

Отставание усугубляется экономической зависимостью молодых государств. Результат - огромная задолженность странам капитализма - 1.3 трлн.долларов. Неуклонно растущая внешняя задолженность молодых государств поставила их в такое положение,что,выплачивая свои долги, они по сути, вынуждены финансировать развитие богатейших империа­листических держав и монополий, продолжающих их же эксплуатировать.

Колониальную природу имеет также целый ряд социально-политичес­ких и правовых явления в жизни молодых государств.В законодательстве и судопроизводстве, в системе и программах подготовки кадров народ­ного просвещения и высшего образования, в области информации и здравоохранения еще далеко не все переведено на национальную почву и ориетируется или на модель бывшей метрополии,или прямо на заведенные в свое время колонизаторами порядки.

Сложное явление - этническая и религиозная рознь народов,живущих в пределах одного и того же молодого государства. Несомненно, что одна из главных причин состоит в административных переделах, которые проводились колонизаторами в свое время без учета этнических и других факторов. В колониальные времена у ходят исторические корни целого ряда нынешних территориальных споров и вооруженных конфликтов между молодыми государствами. Как правило, здесь же следует искать первопричину произвольных колониальных разделов и переделов мира. В частности,Багдад свои претензии на аннексию независимого соседнего государства пытался оправдать тем,что никогда не признавал законными границы с Кувейтом, который до Первой мировой войны входил в состав Ирака, но затем "был оторван от него британскими колонизаторами".

Наконец, не следует упускать из виду пережитки колониализма в политике бывших метрополий и других неоколониалистских держав в " третьем мире " - они тоже пока полностью не искоренены. Запад по-прежнему продолжает смотреть на освободившиеся страны как на зону только своих жизненных интересов. Отсюда и стремление сохранить в своих руках "котрольный пакет" на международные связи молодых госу­дарств. Отсюда же и угроза силой или открытое ее применение к "непокорным", вооруженное вмешательство во внутренние дела осво­бодившихся стран. (Вспомним недавнюю войну стран Запада против Ирака за независимость Кувейта).

Словом вопрос о колониализме еще рано снимать с повестки дня. От "деколонизации экономики" до "деколонизации информации" и "духовной деколонизации" - таков диапазон требования, с которыми теперь высту­пают народы и правительства развивающихся стран.

Говоря о развивающихся странах, желая быть объективными, следует объяснить одно явление, которое на первый взгляд представляется пародоксом. Дело в том, что молодые госуларства оказываются заинте­ресованными в сохранении некоторых элементов колониального наследия, исторических связей с бывшей метрополией.

Страны, населенные множеством разноязыких народностей, как правило, предпочли сохранить язык колонизаторов в качестве государ­ственного языка или языка международного общения. Став независимыми, вчерашние колонии тем не менее сохранили и развили привилегированные торгово-экономические отношения с бывшими метрополиями. (Например, Гвинея с Францией). Более того, вопреки всей прошлой враждебности между молодыми государствами и бывшими метрополиями,они объединились в многосторонние международные организации, которые занимаются не только экономическими, но и политическими проблемами. С 1965 г., например, активное развитие получило Содружество (ранее - Британское содружество наций), в которое входят, кроме Британии еще 40 стран Африки, Азии, Америки и Океании - бывших английских колоний и доминионов.

Тридцать стран Латинской Америки осуществляют постоянное и все­стороннее - от культурного до военного - сотрудничество с США в рамках Организации американских государств. Около 70 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана - бывшие колонии Англии,Франции, Италии и Бельгии - вступили в ассоциацию с Европейским экономическим обществом,которое также постепенно превращается в политический союз.

Словом, происходит прямое и вполне добровольное восстановление и развитие исторически сложившихся связей.

(Думается, не так ли будет и у нас с межреспубликанскими отноше­ниями? Через размежевание - к объединению).

Причины тут разные, в том числе и прекращение "холодной войны" между СССР и США содействует эволюции отношение по линии Юг-Запад.

Разумеется, круг национальных проблем очень широк и не ограничи­вается сказанным. Нами ставилась лишь задача - нарисовать общую картину развития молодых государств и связанных с ним проблем.

После анализа национальных отношений в капиталистическом мире и развивающихся странах мы логически подошли к третьей группе стран - СНГ.

Однако по ряду причин (развал мира социализма, неопределенность перспектив развития многих бывших социалистических стран и др.) мы обратим главное внимание на развитие национальных отношений и нацио­нальной политике в нашей стране.

Для проведения национальной политики после Октября 1917 г. были разработаны основные принципы, которыми нужно было руководствоваться в решении национальных вопросов:

1) классовый подход, рассмотрение их с позиции пролетариата;

2) демократизация национальных отношений;

а) представление всем нациям права на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;

б) равноправие народов во всех областях общественной жизни;

3) достижение не только юридического,но и фактического равенства наций, осуществление братской помощи и взаимопомощи народов в целях преодоления отсталости национальных окраин, отрицание каких-либо национальных привилегий, дискриминации по национальному признаку;

4) интернациональное сплочение народов, непримиримость к любым проявлениям национализма и шовинизма;

5) строгая научная обоснованность и осмотрительность при осу­ществлении акций, затрагивающих национальные чувства и интересы;

6) конкретно - исторический подход, учет всего многообразия национальных особенностей народов.

С учетом этих принципов и строилась программа развития националь­ных отношений в нашей стране.

Надо сказать, что в процессе национального строительства были достигнуты определенные успехи: была ликвидирована социально-классовая база национального гнета,заложена основа для формирования дружбы наций и народностей, многие народы создали свою государственность.

В процессе создания единого народно-хозяйственного комплекса выравнивались условия существования народов. По всей стране ликвиди­ровалась неграмотность,создавались национальные кадры, многие народы создали свою письменность и литературу. Для наглядности приведем данные до образования Союза ССР: в Туркмении было 98% неграмотных, 50 народов не имели своей письменности и национально-государственных образований. Были губернии Российской империи, в которой проживали подданные его императорского величества.

Однако со временем многие достижения были утрачены. Как и почему это произошло?

Ко времени создания Союза ССР существовало две идеи по нацио­нальному вопросу: 1)сталинская теория автономизации, заключающаяся в присоединении нерусских народов к русскому как старшему брату;

1) ленинская теория равноправного союза, основанного на договоре равноправных народов.

Партия приняла ленинскую идею решения национального вопроса, но пришедший к власти Сталин отверг ее и принял свою. Кроме того, еще в Программе партии, принятой на VIII съезде партии, были заложены основы для будущих национальных конфликтов. Многие руководители партии выступили против ленинской идеи самоопределения наций. Аргу­менты были таковы: 1) его несоответствие диктатуре пролетариата;

2) его препятствование хозяйственному единству. Они ближе к сталин­ской идеи автономизации.

А теоретические и социальные корни ее идут еще дальше.

Перед основоположниками марксизма противоречивость социального и национального предстала как классовая, связанная с расколом наций на классы. В "Манифесте Коммунистической партии" они писали: "В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, будет уничтожена и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падет и враждебное отношение наций" /27/.

С точки зрения одновременной победы революции в развитых капита­листических странах этот подход закономерен. Вопрос "пролетарской нации" в странах с развитым рабочим классом являлся бы единственно возможным. Но социалистическая революция победила в России, у боль­шинства народов которой рабочий класс отсутствовал вообще. Поэтому ни о какой консолидации наций на пролетарской основе не могло быть и речи. Но партия возлагала надежду на скорую победу мировой революции и торопились объединить народы царской империи под эгидой русского рабочего класса в едином государстве, к которому затем присоединятся другие нации и народы Европы.

Дальнейшее развитие событий происходило таким образом. Группа лиц во главе со Сталиным породила командно-административную систему, которая со временем поглотила в себя все демократические начинания. Произошло огосударствление всех сфер общественной жизни, в том числе и национальной. Для бюрократического государства ведомственные инте­ресы являются гораздо важнее, чем национальные. Поэтому оно было заинтересовано в ликвидации реальных механизмов защиты национальных интересов.

Теоретические просчеты, администрирование првели к политическим ошибкам, накоплению неразрешенных проблем.

Какое-то время серьезные противоречия в области национальных отношений были завуалированы.Однако рост национального самосознания, процессы демократизации в обществе обнажили их.

Какие же диалектические противоречия сформировались в сференациональных отношений?

В области политики:

между принципами федерализма (союзом равных) и демократического централизма;

между динамическим процессом развития наций и устойчивостью консерватизмом форм, национально-государственного устройства;

между принципом равноправия и неполной его реализацией по отно­шению ко многим народам;

между провозглашенным в Конституции принципом равноправия наций, недопущением каких-либо привилегий и фактической ориентации в каждой из республик на кадры коренной национальности.

В области экономики:

между тенденцией к обоществлению производства и стремлением к хозяйственной самостоятельности республик;

между стремлением республик использовать свое материальное богатство в интересах собственного населения и общенародными потреб­ностями сираны в целом.

В области духовной жизни:

между ростом национального самосознания и углубление интерна­ционализации;

между общесоветским и национальным патриотизмом;

между принципом духовного равноправия народов и стремлением отстоять проритет языка и культуры народа, давшего название респуб­лики, области;

между потребностью во взаимообогащении культур и стремлением части интеллегенции замкнуться в рамках своей национальной культуры, во имя сохранения "чистоты нациии" и самобытности ее культуры.

Таким образом, даже краткий анализ национальных проблем в мире показывает, что они очень сложны и противоречивы. Ни в одном регионе мира дело не обходится без противоречий, трудностей, и они, видимо, будут нарастать.

Сравнительный анализ межнациональной напряженности и конфликтных ситуаций в России и в ее отношениях с вновь возникшими государствами позволяет сделать вывод о доминирующей роли политики в национально­этнических конфликтах. Речь идет о том, что развитие этих конфликтов не может быть объяснено с помощью концепции определяющей роли эконо­мических факторов и интересов. Однако при рассмотрении содержание самой политики необходимо учесть ее различные варианты и наслоения.

national politics, nationalities policy) - одно из наиболее сложных направлений общей внутренней и международной политики государства, партий и других субъектов. Государственная П.н. направлена на утверждение и укрепление экономического, социального, политического и культурного сотрудничества наций, этнических образований, удовлетворение их коренных интересов, демократизацию процессов развития национального сознания и самосознания, на предупреждение или эффективное разрешение межнациональных конфликтов. В соответствии со ст.26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

политика государства по отношению к различным национальностям, живущим в одной стране. В разное время и в разных государствах может менять характер от национального террора («погромы», этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства. Т. е. по своей сути, национальная политика - это политика многонационального государства по отношению к проживающим в государстве народам.

В Российской Федерации национальной политикой считается система мер, направленных на обновление и дальнейшее эволюционное развитие национальной жизни всех народов России в рамках федеративного государства, а также на создание равноправных отношений между народами страны, формирование демократических механизмов разрешения национальных и межнациональных проблем. На деле же все довольно банально. Любому малому народу, живущему на территории России, предоставляются любые права, вплоть до выделения территории под национальные государственные образования - даже для народов, чья численность не превышает и нескольких десятков тысяч человек, выделяются огромные территории, где представители этих народов имеют де-факто прав больше, чем представители любой другой национальности, в первую очередь русской. При этом зачастую в национальных образованиях Русских проживает больше, иной раз больше в несколько раз, чем представителей титульного народа. И при этом в конституции декларируется полное равенство, в том числе и не зависимо от этнической принадлежности.

Считается, что подобная национальная политика властей в России позволяет сохранить хрупкое межнациональное равновесие. Однако многие забывают, что подобная национальная политика в СССР, когда за счет прав Русского народа поощрялись всякие малые народцы, в том числе и абсолютно враждебные Русскому, привела к возникновению множества очагов напряженности, многие из которых вызвали прямые боестолкновения на почве межнациональной ненависти.

Вполне естественно, что в таких условиях любое проявление национального самосознания большого народа будет всячески подавляться - последуют любые обвинения, в первую очередь в великодержавном шовинизме. А преступления ненависти против представителей большого народа будут всячески замалчиваться, чтобы не разжигать эту пресловутую межнациональную рознь.

См. также: национальное государство, общепризнанный авторитет, социальная политика, экспертное мнение, экстремистские группировки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»