В словаре современной под политикой понимается особая. Политическая система, ее структура и функции

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

"В словаре современной (1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием (2) , политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием (3) . Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное (4) , воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть. Политическая деятельность – деятельность в сфере политических, властных (5) .

В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания (6) ".

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) отношения; 2) политология; 3) управление; 4) политический процесс

5) развитие; 6) общественные сферы; 7) социальные группы

8) власть; 9) общественные движения

Исполнительной властью в демократическом государстве обладает

1) парламент; 2) правительство; 3) арбитраж; 4) верховный суд

Верны ли следующие суждения о политической власти?

А.Для политической власти особо значимо признание народом её полномочий.

Б.Политическая власть обладает широким набором ресурсов, включая силовые, нормативные, информационные, финансовые.



Осударство отличается от политической партии тем, что оно

1) является политическим институтом

2) создаёт правовые нормы

3) разрабатывает политические программы

4) представляет общественные интересы

Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые были включены в избирательные списки своих партий и движений, характерно для

1) мажоритарной избирательной системы

2) пропорциональной избирательной системы

3) прямого делегирования депутатов

4) смешанной избирательной системы

В государстве Н. отсутствует правительственная цензура, свободно издаются оппозиционные печатные издания, существует независимое телевидение. Какой политический режим сложился в государстве Н.?

3) демократический; 4) диктаторский

Найдите в приведённом списке функции политической партии в демократическом обществе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) выражение мнений граждан по вопросам общественной жизни

2) участие в судопроизводстве

3) руководство министерствами и ведомствами

4) выдвижение кандидатов на выборах в органы местного самоуправления

5) политическое просвещение граждан

6) регулирование правовых отношений

Термин «политический режим» используется для характеристики

1) административного устройства государства

2) методов осуществления государственной власти

3) совокупности государственных функций

4) формы территориального устройства

По форме государственного устройства государства делятся на

1) унитарные и федеративные; 2) федеративные и авторитарные

3) монархии и демократии; 4) монархии и республики

187.Политическая партия, критикующая программу правительства и предлагающая альтернативный вариант развития страны, называется

1) оппозиционной; 2) либеральной;

3) демократической; 4) консервативной

188.Верны ли следующие суждения о политической идеологии ?

А.Консерваторы признают ценность семейных традиций, влияние религии.

Б.Либералы отрицают ценность истории, прошлого, предлагая строить общество «с чистого листа».

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

Задание №9E3BF7

189.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданское общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о гражданском обществе .

Коммуникативный компонент политической системы включает

1) общественные движения

2) центры политического консультирования

3) взаимодействия между партиями и государственными органами

4) средства массовой информации

Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийной системе.

Наличие единственной обязательной идеологии, монополия на власть одной партии характерны для государства

1) унитарного;2) тоталитарного;3) федеративного;4) демократического

Выдвижение кандидатов от различных политических партий и движений, их конкуренция отличают политический режим

1) диктаторский; 2) демократический

Политология«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж. Б. Шоу) .

Особый тип действий, основанный на возможности изменять поведение других людей, – это

1) власть; 2) иммунитет; 3) плюрализм; 4) компромисс

196.Установите соответствие между функциями и политическими институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца .

А) представительство совокупных интересов общества

Б) разработка политических программ

В) выдвижение политических лидеров

Г) создание норм права

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

1) государство; 2) партии

Высшие органы государственной власти в стране Н. формируются выборным путем. Ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная) независимы друг от друга. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что страна Н. является президентской республикой?

1) законодательная власть принадлежит парламенту

2) президент исполняет представительные функции

3) президент олицетворяет единство нации

4) глава государства одновременно является главой исполнительной власти

Какой признак отличает государство от иных институтов политической системы общества?

1) закрепление властной воли в издаваемых правовых актах

2) представление интересов определённых групп людей

3) разработка программ политических действий

4) пропаганда определённой политической идеологии

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:

    участие в делах государства;

    историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;

    политика - наука государственного управления (В.И. Даль) Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;

    политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);

    политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политической участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть.

Политическая деятельность – есть деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения , в свою очередь, это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности – это политической руководство, включающее в себя следующие звенья:

    Выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы

    Определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности

    Подбор и расстановка кадров

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов и можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя - то есть такая, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика - внешняя - она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвовать в ней будут Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например - те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов можно назвать экономической политикой . Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите о том, что Государственная дума обсудила и приняла(или не приняла) в первом чтении новый Налоговый Кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного Кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы не были. Если мы учимся в школе. То нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты - нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины - мы заинтересованы в том. Чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры людей преклонного возраста. Разрешить все эти сомнения и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика . От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов и задача государства найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы. Вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому - распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов и призвана решать национальная политика .

Должно государство заботится и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это - задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступности. Политик много и в то же самое время она - одна и представляет она в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

Определение целей, задач и путей развития общества;

Организация деятельности общества;

Распределение духовных и материальных ресурсов;

Согласование разных политических интересов;

Пропаганда различных норм поведения;

Стабильность и безопасность общества;

Приобщение людей к политической жизни;

Контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

а) Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.

б) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.

в) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).

г) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политич. идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политич. психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).

Классификация политических систем.

а) В зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные).

б) Открытые (конкурентность) - закрытые (назначение).

в) Военные - гражданские - теократические.

г) Диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества).

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости,инициативы, суверенитете народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические - коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использование любых средств ради достижения поставленных целей, утопизм (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т.п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующие положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология как наука использует различные методы исследования:

    Институциональный: изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации

    Системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни

    Сравнительный: направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов

    Исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов

    Социологический: с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом

    Нормативно-ценностный: предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу

4) политическое руководство (проведение политики) в частных делах;

5) политические принципы, убеждения, мнения или симпатии отдельной личности (женская или иная политика);

6) общая совокупность взаимодействующих и обычно конфликтующих отношений между людьми, живущими в обществе; отношения между лидерами и нелидерами в любом социальном организме (политическое сообщество, церковь, клуб или профсоюз);

7) политическая наука.

Ноа Уэбстер

В массовом сознании политика обычно отождествляется с управлением каким-либо процессом. Например, когда речь заходит об «экономической политике» или «политике в области образования», то это означает, что проблемы, накопившиеся в экономике или образовании, требуют внимания и контроля со стороны государства. Такое внимание выражается в формировании задач развития и определении средств, которыми могут быть решены поставленные задачи, исходя из возможностей государства. Другой смысл термина «политика» в обыденном сознании связан с характеристикой активного человеческого начала: способности сознательно ставить цели и определять средства их достижения, а также умения соизмерять затраты и результаты. В данном случае политика отождествляется с понятием «стратегия».

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление , воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политической участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть.

Политическая деятельность – есть деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения - это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности – это политической руководство, включающее в себя следующие звенья:

· Выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы

· Определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности

· Подбор и расстановка кадров

СТРУКТУРА ПОЛИТИКИ

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов и можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя - то есть такая, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Внешняя политика включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвовать в ней будут Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству. (Более подробно этот вопрос рассмотрен в параграфе «Функции государства»). Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступности. Политика представляет в целостном виде деятельность , направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Задание: Приведите примеры реализации внутренней и внешней политики государства, используя знания по истории

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы:

Определение целей, задач и путей развития общества;

Организация деятельности общества;

Распределение духовных и материальных ресурсов;

Согласование разных политических интересов;

Пропаганда различных норм поведения;

Стабильность и безопасность общества;

Приобщение людей к политической жизни;

Контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

а) Институциональная подсистема - политические организации : партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.

б) Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.

в) Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).

г) Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).

Классификация политических систем

а) В зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные).

б) Открытые (конкурентность) - закрытые (назначение).

в) Военные - гражданские - теократические.

г) Диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества).

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, социальной справедливости, инициативы, суверенитете народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические –на основе коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан, государственной опеке, использование любых средств ради достижения поставленных целей, утопизм (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Задание: на основе исторических примеров проиллюстрируйте виды политических систем

В зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом, можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующие положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политической системы и составляющих ее институтов.

Вопросы:

1. Дайте определение понятий: политика, политическая система, политическая деятельность, политические отношения, политический лидер

2. Что в себя включает политическая деятельность? Приведите примеры политической деятельности.

3. Что такое политическая система? Каковы элементы политической системы?

4. Какие основания классификации политических систем Вам известны? Объясните, используя исторические примеры.

Задания:

1. Работа с текстом:

Немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920): политика «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем». «Политика... означает стремление к участию во власти или оказания влияния на распределение власти, будь то между государств ами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя включает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как к средству, подчиненному другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти "ради нее самой", чтобы наслаждаться чувством престижа, которая она дает».

Вопросы :

- На основании предложенного текста определите главный смысл понятия «политика».

- Какие субъекты политики названы в тексте? Приведите примеры их политической деятельности.

2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:

Фрагмент 1. _________________- это и «деятельность органов __________, объединений граждан и отдельных лиц, направленная на отстаивание своих интересов и связанная с устремлением к ___________, ее об­ладанием и осуществлением», и «участие в делах государства».

Фрагмент 2. ___________ политик - тот, кто сумел соблюсти свои _____________, сочетая их с интереса­ми других, кто сумел обрести __________ над ситуацией, над собой, над другими.

Фрагмент 3. _________________ (переводе с латинского означает «за­конность») - означает признание права на управление и со­гласие подчиняться ________________; способность власти формировать убеждение в оптимальности и справедливости существующих политических институ­тов для данного общества.

3. Продолжите высказывания:

Политика – искусство, так как ___________________________________

Политика – наука, потому, что ___________________________________

Политика сродни бизнесу, поскольку _____________________________

Политика похожа на спорт, когда ________________________________

4. Работа с цитатами: Выберите одну цитату из предложенных. Выскажите свое отношение к позиции автора. Обоснуйте на основании исторических примеров.

А) «Правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной политики» ()

Б) «Политика должна быть наукой и искусством, покоящимся всегда на определенной философии и морали, на определенном философском и нравственном понимании всей жизни как личной, так и общественной» (Э. Бенеш)

В) «Политика – это неустанный выбор из двух зол» (Д. Морли)

Г) «Все, что является нравственным злом, является злом и в политике» ()

Д) «Путь к облагораживанию политики – в усилении ее соответствия положениям религии» (Фома Аквинский)

Е) «Искусство политики - это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К. Гельвеций)

Ж) «В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом - нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя» (К. Маркс)

5. Подготовьте развернутый ответ по теме «Политическое сознание и политическое поведение ». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

Школьный возраст
программы обучения для детей
  • Школьная целевая программа - Развитие системы образования
  • Программа развития - компетентностная модель школьного образования
  • Школьные учебные программы - по этике и праву, граждановедению , правоведению и обществознанию
  • Школьная целевая комплексная программа - духовно-нравственное воспитание школьников
  • Программа внеурочной деятельности младших школьников - срок реализации 2011-2015 гг

Общество

  • Информационное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
  • Императорское общество для содействия русскому торговому мореходству

Проекты по теме:

Основные порталы, построенные редакторами

Домашний очаг

Дом Дача Садоводство Дети Активность ребенка Игры Красота Женщины (Беременность) Семья Хобби
Здоровье : Анатомия Болезни Вредные привычки Диагностика Народная медицина Первая помощь Питание Фармацевтика
История : СССР История России Российская Империя
Окружающий мир : Животный мир Домашние животные Насекомые Растения Природа Катаклизмы Космос Климат Стихийные бедствия

Справочная информация

Документы Законы Извещения Утверждения документов Договора Запросы предложений Технические задания Планы развития Документоведение Аналитика Мероприятия Конкурсы Итоги Администрации городов Приказы Контракты Выполнение работ Протоколы рассмотрения заявок Аукционы Проекты Протоколы Бюджетные организации
Муниципалитеты Районы Образования Программы
Отчеты : Документная база Ценные бумаги
Положения : Финансовые документы
Постановления : Рубрикатор по темам Финансы города Российской Федерации регионы по точным датам
Регламенты
Термины : Научная терминология Финансовая Экономическая
Время : Даты 2015 год 2016 год
Документы в финансовой сфере в инвестиционной Финансовые документы - программы

Техника

Авиация Авто Вычислительная техника Оборудование (Электрооборудование) Радио Технологии (Аудио-видео) (Компьютеры)

Общество

Безопасность Гражданские права и свободы Искусство (Музыка) Культура (Этика) Мировые имена Политика (Геополитика) (Идеологические конфликты) Власть Заговоры и перевороты Гражданская позиция Миграция Религии и верования (Конфессии) Христианство Мифология Развлечения Масс Медиа Спорт (Боевые искусства) Транспорт Туризм
Войны и конфликты : Армия Военная техника Звания и награды

Образование и наука

Наука : Контрольные работы Научно-технический прогресс Педагогика Рабочие программы Факультеты Методические рекомендации Школа Профессиональное образование Мотивация учащихся
Предметы : Биология География Геология История Литература Литературные жанры Литературные герои Математика Медицина Музыка Право Жилищное право Земельное право Уголовное право Кодексы Психология (Логика) Русский язык Социология Физика Филология Философия Химия Юриспруденция

Мир

Регионы : Азия Америка Африка Европа Прибалтика Европейская политика Океания Города мира
Россия : Москва Кавказ
Регионы России Программы регионов Экономика

Бизнес и финансы

Бизнес : Банки Богатство и благосостояние Коррупция (Преступность) Маркетинг Менеджмент Инвестиции Ценные бумаги : Управление Открытые акционерные общества Проекты Документы Ценные бумаги - контроль Ценные бумаги - оценки Облигации Долги Валюта Недвижимость (Аренда) Профессии Работа Торговля Услуги Финансы Страхование Бюджет Финансовые услуги Кредиты Компании Государственные предприятия Экономика Макроэкономика Микроэкономика Налоги Аудит
Промышленность : Металлургия Нефть Сельское хозяйство Энергетика
Строительство Архитектура Интерьер

словаре современной (1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием _________ (2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием (3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное (4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политиче­ское участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление - и экономическое, и социальное, и культурное - может быть политически окрашен­ным, связанным с воздействием на власть. Политическая деятельность - деятельность в сфере политических, властных _____(5).В теории и на практике политическая деятельность часто ас­социируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью,
жёсткостью протекания__________ (6)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в спи­ске слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) отношения Б) политология B) управление Г) политический процесс Д) развитие Е) общественные сферы Ж) социальные группы З) власть И) общественные движения

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

1.Богатые имеют много ценностей. У них нет сострадания и доброты. Все они преступники. Они наживают свои богатства, эксплотируя бедных.

2. Богатые платят налоги. Они дают деньги на развитие культуры искусства. Своими постройками они украшают наши города. Говоре помогают бедными.

Написать сочинение-рассуждение на одну из этих тем.

Читайте также

из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропус
ков.
В философии предлагается много определений понятия « » (А).
Под этим понятием может рассматриваться определённая (Б),
объединившаяся для общения и совместного выполнения какойлибо
(В). В широком смысле под обществом понимается обособившаяся
от (Г), но тесно с ней связанная часть материального мира. Оно со
стоит из индивидуумов, обладающих волей и (Д). Ещё общество
может характеризоваться как динамичная (Е), которая способна к
постоянному развитию.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание)
может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каж
дый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам пот
ребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) природа
2) деятельность
3) группа людей
4) социализация
5) общество
6) общественные отношения
7) сознание
8) система
9) подсистема

слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на
место пропусков.

«Важное значение в экономических процессах играет так
называемый закон спроса. Действие этого закона полнее всего проявляется в
рыночной экономике свободной __________(1). __________(2) определяется
экономистами как общее количество товара, которое __________(3) в каждый конкретный
момент времени желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести по
определённым ценам. Этот закон означает, что при равных прочих условиях
__________(4) спроса уменьшается по мере увеличения __________(5). Надо,
однако, отметить, что изменение цены и изменение спроса на товар не находятся в
прямой пропорциональной зависимости. В рыночной экономике существует ещё много
факторов, влияющих на __________(6) цены и спроса». Слова в списке даны в именительном падеже.
Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый
пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется
для заполнения пропусков.

1.Верны ли утверждения о производственных отношениях? А. Производственные отношения связаны с получением и удержанием власти. Б.

Производственные отношения связаны с производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

2. Спрос потребителя определяется

1) уровнем индивидуальных доходов

3) затратами на производство товаров

2) ограниченностью природных ресурсов

4) качеством трудовых ресурсов

3. Основная цель экономической деятельности

1) снижение затрат производства

3) достижение социального равенства

2) удовлетворение потребностей людей

4) увеличение индивидуальных доходов

4. Если доход фирмы больше ее издержек, то фирма

1) сокращает административный аппарат

3) увеличивает цены на продукцию

2) снижает производительность труда

4) получает прибыль

5. Основными подразделениями сферы производства выступают
1) магазины 2) фирмы 3) покупатели 4) банки

5. Главными производителями товаров считаются

1) совхозы и фермы 2) банки и биржи 3) промышленные предприятия

4) супермаркеты

6. В роли потребителей выступают

1) продавцы и покупатели 3) организации и население, 2) собственники и наемные работники 4) взрослые и дети.

7. В условиях рыночной экономики производитель может самостоятельно:

1) определять виды налогов 3) назначать социальные пособия 2) устанавливать размеры минимальной зарплаты 4) решать, что и как производить

8. Признаком рыночной экономики является

1) преобладание государственной собственности 3) централизованное ценообразование 2) директивное планирование производства 4) конкуренция товаропроизводителей

9. Конкуренция производителей в рыночной экономике

1) способствует росту монополий 3) уравновешивает спрос и предложение 2) приводит к снижению потребления 4) увеличивает объемы производства

10. Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии 1) низкого уровня безработицы 3) разделения труда 2) высокого потребительского спроса 4) частной собственности на средства производства

11. Основной целью экономической деятельности является

1) регулирование социальных отношений 3) внедрение новых технологий 2) производство материальных благ 4) распределение природных ресурсов

12. В рыночной экономике, в отличие от командной, производителя характеризует 1) экономное ведение дела 3) соблюдение трудовой этики 2) экономическая самостоятельность 4) стремление повышать квалификацию

13. Верны ли суждения о командной экономике?

А. Командная экономика - это экономическая система, в которой обычаи и традиции определяют использование ограниченных ресурсов.

Б. Командная экономика - это экономическая система, в которой действует централизованное планирование производства, распределения и потребления материальных благ 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны А и Б 4) оба суждения неверны

Часть 2(В)

1. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца ХАРАКТЕРНАЯ ЧЕРТА ТИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

1) люди свободны от власти традиций и

А) традиционная распоряжений «сверху»

Б) рыночная

2) широко используется ручной труд

В) командная

3) экономические решения принимаются государственным органом

4) ресурсы производства находятся в частной собственности Запишите в таблицу выбранные буквы.

2. Найдите в приведенном ниже списке положения, относящиеся к средствам производства, и запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.

1) автомобильная дорога

2) производственное оборудование

3) транспорт

4) загородный парк

5) энергоресурсы

6) городской пляж

3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«_________ (1) открывает возможности самостоятельно, без диктата ________ (2), на свой страх и риск производить и продавать нужные товары. Рынок высоко ценит ________ (3). Предприниматели могут добиться успеха, принести пользу и себе, и _________ (4)». Слова даны в именительном падеже, помните, что в списке слов больше, чем потребуется для заполнения пробелов. Ответ запишите в таблицу. А) государство Б) государственная собственность В) традиции Г) общество Д) предприимчивость Е) командная экономика Ж) рыночная экономика

Часть 3(С)

1. По мнению ученых, рыночная экономика немыслима без конкуренции. Конкуренция, в свою очередь имеет как позитивные, так и негативные последствия. Заполните таблицу, указав их. Последствия конкуренции Позитивные Негативные

Определите,какие предложения текста являются:
А)Установленными фактами
Б)мнением,оценочным суждением

Вы находитесь на странице вопроса "Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «В ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Задание В6

Позиция кодификатора: «Политический процесс»

Тип задания: задание с кратким ответом.

Разновидность задания: задание на понимание текста, определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту.

Проверяемый уровень знаний: повышенный.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В словаре современной ____________ (1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием _________ (2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием _________________ (3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное _____________ (4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное, могут быть политически окрашенными, связанными с воздействием на власть. Политическая деятельность – деятельность в сфере политических, властных__________ (5).

В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жестокостью протекания ____________ (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выберите последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    отношения

    политология

    управление

    политический процесс

    развитие

    общественные сферы

    социальные группы

  1. общественные движения

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Таблица № 12

Результаты выполнения задания с развернутым ответом (Часть С)

Третью часть экзаменационной работы образуют задания с развернутым ответом. Они помогают выявить выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Все разновидности заданий с развернутым ответом позволяют проверить качественное овладение содержанием курса обществознания и сформированность сложных интеллектуальных умений.

Задания части 3 оцениваются от двух до пяти баллов. За правильное выполнение заданий С1, С2, С5, С8 присваивается 2 балла; С3, С4, С6, С7, – 3 балла, С9 – 5 баллов.

В отличие от прошлых лет, в третьей части экзаменационной работы (части «С») содержится не 8, а 9 заданий; из них задания базового уровня сложности это задания С1и С2, задания высокого уровня сложности – задания С3, С4, С5, С6, С7, С8 и С9. В отличие от прошлого года в задании С2 изменился уровень сложности, вместо повышенного, это задание стало по уровню сложности базовым. В структуре работы все задания с развернутыми ответами даются в строгой последовательности.

Задания С1–С4 объединены в составное задание с фрагментом текста.

Задания С1 и С2 преимущественно направлены на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний.

Задание С3 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания.

Задание С4 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, аргументацию и формулировку оценочных суждений, связанных с положениями текста.

Задание С5 – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте.

Задание С6 – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни.

Задание С7 – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической.

Задание С8 – задание, требующее составления сложного плана ответа по конкретной теме обществоведческого курса.

В каждом варианте работы заданиями С1–С8 представлены любые пять из шести наук, лежащих в основе обществоведческого курса (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение ).

Завершает работу альтернативное задание С9, оно требует от экзаменуемых написания сочинения-размышления (эссе) на основе выбора одного из шести предложенных высказываний. Каждая тема-высказывание соотносится с одной из шести базовых наук обществоведческого курса (философией, экономикой, социологией, политологией, социальной психологией, правоведением ).

Проверка выполнения заданий части «С» проводится экспертами из числа учителей обществознания общеобразовательных учреждений и преподавателей общественных дисциплин ВУЗов и ССУЗов., В соответствии с методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами, подготовленными Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), эти эксперты в 2010 году на базе Педагогической академии последипломной образования прошли специальную подготовку.

Проверка заданий части «С» осуществляется экспертами на основе специально разработанной системы критериев. К этим критериям прилагается обобщенная шкала оценивания от 0 до 5-х баллов. Вес заданий этой части работы от 2 до 5 баллов.

Задания части 3 оцениваются от двух до пяти баллов. За правильное выполнение заданий С1, С2, С5, С8 присваивается 2 балла, при неполном правильном ответе – выставляется 1 балл; за правильное выполнение заданий С3, С4, С6, С7, выставляется 3 балла, при правильном но неполном ответе, в зависимости от представленности требуемых компонентов, выпускнику выставляется – 2 или 1 балл. Цена альтернативного задания С9 в 2010 году составляет 5 баллов, это задание проверяется экспертами и оценивается по новой схеме, построенной как система критериев.

Требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на государственной итоговой аттестации по обществознанию.

Выпускники общеобразовательных учреждений должны знать и понимать:

биосоциальную сущность человека;

основные этапы и факторы социализации личности;

место и роль человека в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

основные социальные институты и процессы;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания.

В ходе данной части работы проверялись следующие умения:

целостно формулировать, логично и последовательно излагать свои мысли;

характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления. процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы, проблемы человека в современном обществе, сопоставлять различные научные подходы;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности:

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в раз-личных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения для:

самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Отдельные умения из этого ряда проверялись в ходе ЕГЭ с помощью нескольких разновидностей заданий части С. Каждое из них основано на определенном виде деятельности, владение которым требуется продемонстрировать на экзамене, ниже приведен перечень этих умений:

перечислять (называть, указывать) признаки определенного социального явления;

применять обществоведческие понятия в заданном контексте;

раскрывать теоретическое положение (понятие) на конкретном примере или приводить примеры взаимосвязи (взаимообусловленности) определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания;

осуществлять анализ, интерпретацию и оценку оригинальных источников – текстов различного характера;

излагать собственные рассуждения (суждения и аргументы) по определенной социальной проблеме с опорой на знания курса. Факты общественной жизни и личный социальный опыт.

Во всех вариантах работы имеются задания указанных разновидностей.

Задания с развернутым ответом (третья часть работы) ввиду относительно небольшого их количества не закреплены за конкретными содержательными линиями. Отбор этих заданий в каждый вариант работы определялся проверяемыми ими умениями. В этой связи в третьей частях на одних и тех же позициях в различных вариантах находятся взаимозаменяемые задания на один и тот же или сходные виды деятельности одного уровня сложности, проверяющие различные элементы содержания. Вместе с тем, в каждом варианте устанавливается такое сочетание заданий третьей части, что в совокупности они охватывают все содержательные линии обществоведческого курса основной и полной средней школы (философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию и правоведение).

В число заданий с развернутым ответом (третья часть работы) входят:

семь заданий – четыре из которых объединены в составное задание с фрагментами текста. В каждом варианте работы эти задания представляют любые из шести базовых наук обществоведческого курса (философию, экономику, политологию, социологию, социальной психологии, правоведение);

задание, предполагающее составление плана развернутого ответа по определенной теме обществоведческого курса.

альтернативное задание, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в виде афористических высказываний. Каждая тема- высказывание соотносится с одной из шести базовых наук (философией, экономикой, политологией, правоведением, социологией, социальной психологией).

В заданиях третьей части работы ответ экзаменуемым формулируется и записывается самостоятельно в развернутой форме. Задания с развернутым ответом начинаются фрагментом текста и вопросами по его анализу и интерпретации.

Остановимся на анализе заданий с развернутым ответом. В анализе сопоставлены результаты работ выпускников первой волны на протяжении трех последних лет.

Задания С1 – С4 объединены в составное задание с фрагментом текста. Эти задания направлены на анализ источников.

Задание С1 непосредственно опирается на содержание текста, во многих случаях требуя приведения цитат или близкого к тексту пересказа определенных фрагментов содержании, оно направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний. Данное задание проверяет умение использовать понятия, перечислять признаки какого-либо явления.

Показатели овладения данными умениями даны в таблице №13.

Таблица № 13

Кол-во правильных ответов

% правильных ответов

Как показывают результаты выполнения задания С1, как и год назад, выпускники в целом умеют воспроизводить и интерпретировать текст без привлечения контекстных знаний, умеют использовать понятия, перечислять признаки какого-либо явления, лишь14,99% выпускников не справились с данным заданием (год назад с заданием не справились 12,23% выпускников)

Задание С2. Это задание на правильную интерпретацию авторского положения («Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что…? Свой вывод обоснуйте»). Задание направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, а также на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста без привлечения контекстных знаний, оно направлено на проверку умения раскрывать теоретическое положение (понятие) на конкретном примере и умение приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций. Оцениваемые элементы – правильность ответа на вопрос и нужное количество обоснований.

Показатели овладения данными умениями отображены в таблице №14

Таблица № 14

Кол-во правильных ответов

% правильных ответов

Результаты выполнения задания С2 свидетельствуют, о том что основная масса сдававших экзамен умеют раскрывать теоретическое положение (понятие), приводят обоснованные примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций. Отрицательные отметки в этом году получили 16,72% выпускников, год назад 21,01% были неуспевающими.

Задание С3 Составное задание на основе фрагмента оригинального текста нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на полученные знания, оно направлено на проверку умения решать проблемные задачи, применяя социально-гуманитарные знания. Ответ требует привлечения дополнительной информации (контекстных знаний, фактов социальной жизни, собственного опыта и т.п.).

Показатели овладения данными умениями даны в таблице№15

Таблица № 15

Кол-во правильных ответов

% правильных ответов

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»