Предпосылки создания евразийского экономического союза еаэс. История создания и развития еаэс: от евразэс через тс и еэп

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке. Государства-члены ЕАЭС планируют продолжить экономическую интеграцию в ближайшие годы.

История создания Евразийского экономического союза

В 1995 году президенты Беларуси, Казахстана, России и позже присоединяющихся государств - Кыргызстана и Таджикистана подписали первые соглашения о создании Таможенного союза. На основе этих договоренностей в 2000 году было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) Беларусь, Казахстан и Россия подписали соглашение о создании единой таможенной территории и Комиссии Таможенного союза в качестве единого постоянно действующего руководящего органа Таможенного союза.

Евразийский таможенный союз или Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России появился на свет 1 января 2010 года. Таможенный союз был запущен в качестве первого шага на пути к формированию более широкого типа Европейского союза экономического союза бывших советских республик.

Создание Евразийского таможенного союза было гарантировано 3 различными договорами, подписанными в 1995, 1999 и 2007 годах. Первый договор в 1995 году гарантировал его создание, второй в 1999 году гарантировал его формирование, а третий в 2007 году объявил о создании единой таможенной территории и формирование таможенного союза.

Доступ продукции на территорию Таможенного союза предоставлялся после проверки этой продукции на соответствие требованиям технических регламентов Таможенного союза, которые применимы к данным продуктам. По состоянию на декабрь 2012 года, был разработан 31 Технический регламент Таможенного союза, которые охватывают различные виды продукции, некоторые из которых уже вступили в силу, а часть вступят в силу до 2015 года. Некоторые технические регламенты будут еще разработаны.

Перед тем, как Технические регламенты вступили в силу, основой для доступа на рынок стран-членов Таможенного союза являлись следующие правила:

1. Национальный сертификат - для доступа продукта на рынок страны, где было выдан этот сертификат.

2. Сертификат Таможенного союза - сертификат, выданный в соответствии с «Перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках таможенного союза", - такой сертификат действует во всех трех странах-членах Таможенного союза.

С 19 ноября 2011 года государства-члены реализовали работу совместной комиссии (Евразийской экономической комиссии) по укреплению более тесных экономических связей для создания Евразийского экономического союза к 2015 году.

С 1 января 2012 года три государства образовали Единое экономическое пространство для продвижения дальнейшей экономической интеграции. Все три страны ратифицировали базовый пакет из 17 соглашений, регулирующих запуск Единого экономического пространства (ЕЭП).

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза.

Задачи

    Завершение оформления в полном объёме режима свободной торговли, формирование общего таможенного тарифа и единой системы мер нетарифного регулирования

    Обеспечение свободы движения капитала

    Формирование общего финансового рынка

    Согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭС

    Установление общих правил торговли товарами и услугами и их доступа на внутренние рынки

    Создание общей унифицированной системы таможенного регулирования

    Разработка и реализация межгосударственных целевых программ

    Создание равных условий для производственной и предпринимательской деятельности

    Формирование общего рынка транспортных услуг и единой транспортной системы

    Формирование общего энергетического рынка

    Создание равных условий для доступа иностранных инвестиций на рынки Сторон

    Обеспечение свободного передвижения граждан государств ЕврАзЭС внутри Сообщества

    Согласование социальной политики с целью формирования сообщества социальных государств, предусматривающего общий рынок труда, единое образовательное пространство, согласованные подходы в решении вопросов здравоохранения, трудовой миграции и др.

    Сближение и гармонизация национальных законодательств

    Обеспечение взаимодействия правовых систем государств ЕврАзЭС с целью создания общего правового пространства в рамках Сообщества

    Взаимодействие с ООН

Евразийский экономический союз - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Государствами-членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС - форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Страны-участники Таможенного союза:

  • Казахстан - с 1 июля 2010 года
  • Россия - с 1 июля 2010 года
  • Белоруссия - с 6 июля 2010 года
  • Армения - с 10 октября 2014 года
  • Киргизия - с 8 мая 2015 года

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран. С некоторыми странами уже ведутся переговоры о присоединении к Таможенному союзу, поэтому вполне вероятно, что в скором времени территория Таможенного союза будет значительно расширена.

Техническое регулирование в Таможенном союзе ЕАЭС

Техническое регулирование - один из ключевых элементов интеграции государств-участников Таможенного союза.

Механизмы, заложенные в техническом регулировании, позволяют устранить многочисленные, во многих случаях искусственно созданные технические барьеры в торговле, которые являются серьезной проблемой для бизнеса. Этому помогает правовая база, созданная в течение нескольких последних лет, в том числе благодаря усилиям специалистов Евразийской экономической комиссии.

В рамках Таможенного союза и Евразийского экономического сообщества к настоящему времени приняты следующие основные международные договоры, призванные упростить движение товаров на территории государств-участников:

  • Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования;
  • Соглашение об основах гармонизации технических регламентов;
  • Соглашение о применении Единого знака обращения продукции на рынке государств-членов ЕАЭС;
  • Соглашение о создании информационной системы ЕАЭС в области технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
  • Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на территории Таможенного союза;
  • Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (подтверждению соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия.

Подробную информацию о техническом регулировании в Таможенном союзе ЕАЭС вы можете получить из специально брошюры, подготовленной специалистами Евразийской экономической комиссии:

Брошюра Евразийской экономической комиссии (PDF, 3,4 MB)

Государства-участники Таможенного союза

Таможенный союз (ТС) представляет собой официальное объединение на основании соглашения стран-участниц об отмене таможенных границ между ними, и соответственно отмене пошлин. Также основой функционирования союза является использование единого тарифа для всех остальных государств. В итоге Таможенным Союзом создана громадная единая таможенная территория, в пределах которой товары перемещаются без расходов на пересечение таможенных границ.

Хотя ТС юридически создан в 2010 году, фактически работать он начал только с 1 июля 2011 года, когда в странах-участницах вступили в силу акты о создании единой таможенной территории, а также были созданы и начали работать все контрольные и регуляторные органы. На данный момент членами ТС являются пять государств – Россия, Казахстан, Армения, Беларусь и Киргизия. Еще несколько стран являются официальными кандидатами на вступление в организацию или раздумывают над этим шагом.

Россия

Российская Федерация является инициатором и основой ТС. Эта страна обладает наиболее мощной экономикой среди всех стран-участниц, а в рамках Союза получила возможность повысить конкурентоспособность своих товаров в пределах общего рынка, что по оценкам экспертов менее чем за 10 лет даст ей дополнительную прибыль, в общей сумме, составляющую 400 миллиардов долларов.

Казахстан

Для Казахстана участие в Таможенном Союзе в первую очередь хорошо тем, что позволило войти в объединение, дающее в общей сложности до 16% мирового экспорта зерна. Работая в одном поле, Казахстан и Россия получили возможность существенно влиять на мировой зерновой рынок, изменяя его условия в свою пользу. Кроме того, стремительно развивающаяся сельскохозяйственная отрасль Казахстана таким способом сумела существенно укрепить свои позиции в РФ и других странах объединения.

Беларусь

Для Беларуси, давно уже частично интегрированной с Россией в единое таможенное и экономическое поле, участие в ТС позволило расширить географию льготных поставок своей продукции еще на несколько стран, а также увеличило приток инвестиций, в частности, из Казахстана. По прогнозам экспертов ежегодно участие в ТС приносит Беларуси до 2 миллиардов долларов дополнительной прибыли.

Армения и Киргизия

Эти страны совсем недавно стали участниками Таможенного Союза. Их привлечение позволило еще больше упрочнить позиции объединения на мировом энергетическом рынке. Эти же страны получили льготный доступ к рынкам, совокупный объем которых значительно превышает их экономические возможности, поэтому им прогнозируется ускорение роста ВВП и общего благосостояния населения.

В целом же Таможенный Союз рассматривается как взаимовыгодное экономическое партнерство географически и ментально близких стран, имеющих в рамках объединения равные права и возможности. Учитывая перспективы присоединения новых членов можно ожидать, что в ближайшем будущем ТС станет еще более мощным и влиятельным экономическим блоком.

Евразийский союз

Евразийский союз - это интеграционный проект на евразийском пространстве, целью которого является экономическое и политическое сближение постсоветских стран (при этом потенциально данное объединение может привлечь и многие другие страны Евразии за пределами бывшего СССР). К настоящему моменту евразийская интеграция реализована в виде целого ряда союзов разного уровня, важнейшими из которых являются Таможенный союз ЕАЭС и Евразийский экономический союз.

29 мая 2014 года на основе Таможенного союза и ЕЭП была создана более продвинутая форма интеграции - Евразийский экономический союз (ЕАЭС , ЕврАзЭС ), который начал свою работу с 1 января 2015 года. Председателем ЕАЭС в 2015 году была Беларусь, а в 2016 году - Казахстан.

На уровне ЕАЭС был сформирован общий рынок численностью в 183 миллиона человек. Союзные государства - Казахстан, Россия и Беларусь, а также Армения и Киргизия - обязались гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

[править] История евразийской интеграции

В древности на территории Евразии в районах нынешней Центральной и Средней Азии, Южной Сибири, Причерноморья, Кавказа и Юга Европейской России существовали крупные государственные образования ряда народов. Именно в этом евразийском ареале согласно наиболее распространённым гипотезам находятся исторические прародины индоевропейцев (к индоевропейским народам принадлежат славяне, армяне, осетины, таджики и т. д.), тюрков (казахи, киргизы, татары, узбеки и др.) и финно-угров (карелы, мордвины, удмурты, марийцы, коми и пр.). На пространстве Евразии свои государства-империи создавали скифы, сарматы, гунны, тюрки, хазары, монголы.

С XVI века крупнейшим государством на евразийском пространстве стала Россия (в XX веке - Советский Союз). С приходом России в Евразию стало возможным объединение этого важнейшего геополитического региона на основе земледельческого хозяйства и промышленного производства, при этом евразийские традиции скотоводческого и кочевого хозяйства во многом были сохранены. Дезинтеграция СССР в 1990-х годах нарушила выстроенные экономические связи, что привело к глубокому и длительному социально-экономическому кризису, из которого некоторые постсоветские государства так до сих пор и не вышли. Весьма характерно, что развалу Советского Союза в наибольшей мере противился Казахстан и некоторые другие азиатские республики СССР.

Инициатором евразийской реинтеграции по праву можно считать Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, представившему в марте 1994 года проект Евразийского союза, в который на первом этапе должны были войти Россия, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Таджикистан. Однако на тот момент деструктивные политические процессы на постсоветском пространстве были ещё слишком сильны, и полноценную интеграцию пришлось отложить. Тем не менее, объединительный процесс начался. В 1995 году руководители Казахстана, России, Беларуси, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана подписали первый договор о планах создания таможенного союза.

Полноценная евразийская интеграция стала возможной с приходом к власти в России Владимира Путина, поддержавшего идеи Нурсултана Назарбаева; их также поддержал Президент Беларуси Александр Лукашенко (к 26 января 2000 года в качестве особого интеграционного объединения было создано Союзное государство России и Беларуси).

[править] Хронология интеграции

  • 10 октября 2000 года - в Астане (Казахстан) главами государств (Беларусь, Казахстан, Россия, Таджикистан, Киргизия) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. ЕврАзЭС стало первой действенной организацией, обеспечивающей интеграционный процесс на евразийском пространстве.
  • 30 мая 2001 года - вступил в силу договор о создании ЕврАзЭС в составе Казахстана, России, Беларуси, Киргизии и Таджикистана. В 2006-2008 гг. в ЕврАзЭС также участвовал Узбекистан, с 2002 г. статус наблюдателя получили Украина и Молдавия, а с 2003 г. - Армения.
  • 23 февраля 2003 года - президенты России, Казахстана, Беларуси и Украины заявили о намерении сформировать Единое экономическое пространство (ЕЭП).
  • 6 октября 2007 года - в Душанбе (Таджикистан) прошёл саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси. Создана Комиссия Таможенного союза - единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза ЕврАзЭС (в 2012 г. полномочия переданы Евразийской комиссии).
  • 6 июля 2010 года - вступили в силу соглашения о Таможенном союзе (ТС) в составе России, Казахстана и Беларуси, заработал Единый таможенный кодекс .
  • 9 декабря 2010 года - Россия, Казахстан и Беларусь подписали все 17 документов по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) (соглашения о единых правилах конкуренции, о регулировании поддержки сельского хозяйства и промышленных субсидий, о регулировании ж/д транспорта, услуг и инвестиций, о защите интеллектуальной собственности, о правилах технического регулирования, о госзакупках, о статусе мигрантов и противодействии нелегальной миграции из третьих стран, о согласованной макроэкономической и валютной политике, о свободном движении капитала, о регулировании естественных монополий и доступа к их услугам, о создании единого рынка нефти и нефтепродуктов).
  • 1 июля 2011 года - заработала Единая таможенная территория Таможенного союза: на границах России, Казахстана и Беларуси отменён таможенный контроль (его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза).
  • 18 октября 2011 года - в Санкт-Петербурге по итогам заседания совета глав правительств стран содружества был подписан Договор о зоне свободной торговли СНГ . ЗСТ СНГ предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», экспортные пошлины должны быть зафиксированы на определённом уровне, а впоследствии поэтапно отменены.
  • 18 ноября 2011 года - подписан договор о создании Евразийской экономической комиссии.
  • 1 января 2012 года - в результате вступления в силу соответствующего договора создано Единое экономическое пространство (ЕЭП) как общий рынок, России, Беларуси и Казахстана (с 2014 года - ЕЭП Евразийского экономического союза), заработала Евразийская комиссия . Задачей ЕЭП является обеспечение «четырёх свобод» - движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы - а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики, финансов, транспорта и энергетики, торговли, промышленности и сельского хозяйства.
  • 20 сентября 2012 года - вступил в силу договор о ЗСТ СНГ между Беларусью, Россией и Украиной - первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию. В 2012-2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан хоть и подписал договор, но не ратифицировал.
  • 29 мая 2014 года - Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) .
  • 10 октября 2014 года - Армения присоединилась к договору о Евразийском экономическом союзе. Организация ЕврАзЭС была ликвидирована в связи с выполнением своей миссии и формированием Евразийского экономического союза.
  • 23 декабря 2014 года - Киргизия присоединилась (подписала соглашения по присоединению) к Евразийскому экономическому союзу. Утверждено присоединение Армении к ЕАЭС.
  • 1 января 2015 года - вступило в силу соглашение о ЕАЭС, таким образом создан Евразийский экономический союз .
  • 8 мая 2015 года - президенты России, Белоруссии, Казахстана и Арменииподписали документы о присоединении Киргизии к Договору о ЕАЭС .
  • 14 мая 2015 года - Иран планирует присоединиться к зоне свободной торговли с ЕАЭС
  • 25 мая 2015 года - подписано соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.
  • 27 мая 2015 года - Египет подал заявку на создание зоны свободной торговли с ЕАЭС.
  • 12 августа 2015 года - Евразийский союз отменил таможенную границу с Киргизией.

Читайте также: Расчет среднего заработка при увольнении

[править] Евразийский экономический союз

29 мая 2014 года в Астане президенты России, Беларуси и Казахстана подписали договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который вступит в силу с 1 января 2015 года. 10 октября 2014 к союзу присоединилась Армения (подписаны соглашения о присоединении), а 24 декабря 2014 года присоединилась Киргизия (также подписаны соглашения о присоединении).

Таким образом, на данный момент завершено формирование общего рынка в 183 миллиона человек, усиливается интеграция по сравнению с интеграцией на уровне Таможенного союза. Союзные государства обязуются гарантировать свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, а также осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: в энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.

[править] Состав ЕАЭС

  • Армения (с 10 октября 2014 года)
  • Беларусь (с 29 мая 2014 года)
  • Казахстан (с 29 мая 2014 года)
  • Киргизия (c 23 декабря 2014 года)
  • Россия (с 29 мая 2014 года)
  • Молдавия - имеет статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (с 14 апреля 2017 года)

Другие потенциальные участники

  • Таджикистан - в 2012 году объявил о намерении вступить в ТС и ЕАЭС после Киргизии.
  • Монголия

21 июля 2015 г. Сирия заявила о желании вступить в ЕАЭС. 11 августа 2016 г. о схожем намерении также заявил Тунис устами своего посла в РФ.

[править] Уровни интеграции

[править] Единое экономическое пространство

1 января 2012 года было создано Единое экономическое пространство России, Беларуси и Казахстана, ставшее на тот момент наиболее тесной формой интеграции этих стран. Ключевые пункты соглашений по ЕЭП заработали с июля 2012. Таможенный союз является частью соглашений о ЕЭП.

ЕЭП призвано обеспечить свободу движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы между государствами-участниками. Также целью является обеспечение начал координации макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и других важнейших сфер экономики.

Состав ЕЭП тот же, что и у Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия). Также заинтересованность в присоединении к ЕЭП выражают Таджикистан, Узбекистан и Абхазия.

[править] Таможенный союз

Таможенный союз ЕАЭС (до 2014 года - Таможенный союз Евразийского экономического сообщества, ТС ЕврАзЭС) - одна из форм экономической интеграции на постсоветском пространстве. В народе и СМИ данная организация именуется просто «ТС». Именно термин «Таможенный союз» в 2010-2014 гг. наиболее часто упоминался в СМИ при обсуждении экономической интеграции на постсоветском пространстве.

Основным органом Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России является Высший Евразийский экономический совет, в состав которого входят главы государств и правительств Таможенного союза. На уровне глав государств совет собирается не реже одного раза в год, на уровне глав правительств - не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом и становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках.

Функции регулирующего органа с 1 января 2012 года выполняет Евразийская экономическая комиссия.

[править] Состав ТС

В настоящий момент в Таможенный Союз входят следующие государства:

[править] Кандидаты на вступление в ТС

  • Таджикистан - в 2012 году объявил о намерении вступить в ТС и ЕАЭС после Киргизии. Вступление Киргизии затянулось, но состоялось. Переговоры с Таджикистаном также затягиваются.
  • Монголия - объявила о намерении вступить в ТС и ЕАЭС в 2016 году.
  • Молдавия - 14 апреля 2017 года получила статус государства-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе. Поскольку по состоянию на 2017 год в Молдавии президент вступает за евразийскую интеграцию, а парламент — против, то дальнейшая судьба интеграции с Молдавией зависит от развития внутренней ситуации в этой стране.
    • Гагаузия - на проведённом в 2014 году референдуме выступила за присоединение к Таможенному союзу. Следует учесть, что Гагаузская автономия не является самостоятельной страной ни де юре, ни де факто. Это автономная республика в составе Молдавии.
  • Сирия - также заявила о желании присоединиться к Таможенному союзу ещё в 2010 г. В настоящее время готовится подписание договора о зоне свободной торговли между Сирией и ТС.

Также присоединится к ТС хотят ряд непризнанных или частично признанных государств (из-за своего статуса они сталкиваются с препятствиями в осуществлении своих намерений):

  • Абхазия - 16 февраля 2010 года неформально заявила о желании войти в Таможенный союз.
  • Южная Осетия - 15 октября 2013 года объявила о намерении вступления в ТС.
  • Донецкая Народная Республика
  • Луганская Народная Республика - в 2014 году объявила о намерении вступления в ТС.
  • Приднестровская Молдавская Республика - 16 февраля 2012 года объявила о намерении вступления в ТС.

Бывшие потенциальные кандидаты

  • Украина - по своей давней традиции украинское руководство пыталось усидеть одновременно на двух стульях, сближаясь и с Евросоюзом и с Таможенным союзом, однако государства-члены ТС ясно дали понять, что такое развитие событий является неприемлемым. В настоящее время вопрос присоединения к Таможенному союзу затормозился из-за гражданской войны на Украине. Нынешнее украинское руководство взяло курс на так называемую «евроассоциацию», которая предполагает введение на Украине европейских правил и регламентов, а также открытие внутреннего рынка для европейских производителей. Фактически это губит и во многом уже погубило остатки высокотехнологичной промышленности на Украине (украинские экспортёры потеряли за 2014 год 29 % экспорта в Россию, недосчитавшись 3,9 млрд долларов, тогда как экспорт в ЕС вырос лишь на 1 млрд долларов (преимущественно в области сельского хозяйства).

[править] Зона свободной торговли

20 сентября 2012 года заработала зона свободной торговли стран содружества (ЗСТ СНГ) между Беларусью, Россией и Украиной, ратифицировавшими договор. В 2012-2013 гг. договор ратифицировали также Казахстан, Армения, Киргизия и Молдавия, в особом порядке к ЗСТ присоединился Узбекистан, а Таджикистан подписал договор, но пока не ратифицировал.

Зона свободной торговли предусматривает «сведение к минимуму исключений из номенклатуры товаров, к которым применяются импортные пошлины», а экспортные пошлины должны быть сначала зафиксированы, а затем поэтапно отменены.

Соглашения о зоне свободной торговле в двустороннем порядке отдельными странами ЕАЭС подписаны также с Сербией (между Сербией и Россией режим свободной торговли действует с 2000 года, с Беларусью - с 31 марта 2009 года, с Казахстаном - с 7 октября 2010 года). Соглашение с Вьетнамом было подписано 25 мая 2015 года. 27 мая 2015 заявку на образование ЗСТ с ЕАЭС подал Египет.

Читайте также: Пониженный тариф взносов при усн в 2020 году по оквэд

В 2014 году планировалось подписать аналогичное соглашение о зоне свободной торговли с Новой Зеландией (теперь под вопросом из-за участия Новой Зеландии в антироссийских санкциях), Также переговоры о заключении таких соглашений ведутся с Европейской Ассоциацией Свободной Торговли (Швейцария, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн), Израилем, Индией, Сирией, Черногорией и рядом стран Латинской Америки.

Всего к зоне свободной торговли с ЕАЭС намерены присоединиться до 40 стран, сотрудничать с ЕАЭС по состоянию на начало 2017 года выразили желание порядка 50 стран.

[править] Страны, подписавшие ЗСТ

  • Вьетнам - соглашение подписано 29 мая 2015 года. Вступило в силу через 60 дней после ратификации в соответствии с национальным законодательством всеми странами ЕАЭС и Вьетнамом . Закон о ратификации соглашения о ЗСТ был подписан 2 мая 2016 года Президентом России Владимиром Путиным . 31 мая закон о ратификации соглашения о ЗСТ подписал президент Белоруссии Александр Лукашенко, 2 июня - президент Киргизии Алмазбек Атамбаев.

[править] ЗСТ на стадии переговоров

  • Египет - заявка подана 27 мая 2015 года.
  • Таиланд - 1 апреля 2016 года Россия и Таиланд начали переговоры о создании зоны свободной торговли.
  • Иран - переговоры начались в 2015.
  • Монголия - начнёт стадию переговоров о зоне свободной торговли и возможном вступлении с осени 2016 года.
  • Сербия - ведет переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС

[править] Выразили интерес к сотрудничеству

[править] Что даёт вступление в ЕАЭС

ЕАЭС призван улучшить экономическое взаимодействие и существенно упростить жизнь гражданам стран Евразии в целом ряде отношений:

  • Будут ослаблены или убраны процедуры таможенного контроля.
  • Будет проводиться координация экономической, транспортной, энергетической, миграционной политики.
  • Будет частично унифицировано законодательство в отношении ведения бизнеса и торговли.
  • 19 июня 2015 года объявлено, что на территории ЕАЭС отменят международный роуминг.

[править] Реакция стран Запада

Западные политики отнюдь не в восторге от перспективы экономической и политической реинтеграции на постсоветском пространстве. Госсекретарь США Хиллари Клинтон, например, заявила, что «США постараются не допустить воссоздания Советского Союза».

Единственное, чего США пока достигли в воспрепятствовании евразийской интеграции - это организация на Украине госпереворота в феврале 2014 г., в результате чего страна фактически распалась в ходе Украинского кризиса. При этом оставшейся под контролем американских марионеток части Украины был навязан самоубийственный курс на разрыв экономических связей с РФ и «евроассоциацию» с ЕС. Развал украинской промышленности и серьёзный энергетический кризис ярко проявились уже в 2014 г.

Несмотря на столь однозначные намерения и действия Соединённых Штатов, европейские политологи полагают, что Россия в перспективе ближайших 20-30 лет сумеет расширить свои границы примерно до советских размеров.

Путин тем временем не упускает случая подколоть страдающих сейчас от сепаратистских настроений европейцев, намекая на приглашение в Таможенный союз тех или иных европейских стран. Назарбаев допускает вовлечение Турции в евразийскую интеграцию.

Страны Таможенного союза: список

В современном мире многие страны объединяются в союзы — политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.

Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.

Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:

  • Таможенная пошлина не взимается. Причем не только на товары собственного производства, но и на груз из третьих стран.
  • Отсутствуют какие-либо экономические ограничения, кроме компенсационных, антидемпинговых.
  • Страны Таможенного союза применяют единый таможенный тариф.

Действующие страны и кандидаты

Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.

Кандидаты на членство:

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России – Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана – Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси – Сергей Сергеевич Сидорский.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь — от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Выгоды и перспективы

В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.

Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.

Договор

Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.

Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.

Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.

Территория Таможенного союза

Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).

В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели — Россия, Белоруссия и Казахстан — и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.

Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому таможенному тарифу.

Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.

Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС – в Алма-Ате, а суд — в столице Беларуси, Минске.

Органы Союза

Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.

Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная макроэкономическая политика предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

22.01.2020

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

23.04.2019

В этой статье расскажем об истории ЕАЭС: каковы были причины и предпосылки его появления, из каких интеграционных объединений он формировался, и каковы его главные цели и задачи на сегодняшний день.

Для получения индивидуальной консультации по реализации продукции в ЕАЭС оставьте заявку:

Оставить заявку

Предпосылки

Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.

Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе - это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.

Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.

Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:

Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.

Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.

В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.

Хронология событий

1994-2000 - период становления

В это время шёл поиск оптимальных путей сотрудничества и подписывались промежуточные договоры и соглашения, описывающие ещё не сами формы интеграции, а лишь взаимные обязательства по разработке и внедрению этих форм.

1994

Нурсултан Назарбаев впервые выступил в Москве с предложением о создании Евразийского Союза.

1995

6 января Россия и Белоруссия заключают Соглашение о создании Таможенного союза и формировании общего рынка. 20 января к этому соглашению присоединяется Казахстан. Это можно считать отправной точкой в создании современного ЕАЭС.

1996

29 марта Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписывают Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях . По сути, этим договором страны публично и официально подтвердили свои намерения к интеграции, но пока без особой конкретики в формулировках, механизмах и форматах.

1999

26 февраля Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор о Таможенном союзе (ТС) . Этим договором они, собственно, учреждают Таможенный союз. Однако, в таком составе союз просуществует лишь полтора года.

2000-2011 - Единое экономическое пространство

Несмотря на то, что единое таможенное пространство уже было реализовано, главы стран-участниц выражали стремление к более глубокой, уже экономической интеграции. Хотелось не просто "общих границ", а "общей экономики".

2000

10 октября Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) , в котором уже прослеживаются элементы надгосударственного экономического регулирования. Появляется первый надгосударственный орган - Суд Евразийского экономического сообщества.

2001

30 маяэтот договор вступает в силу. С этого момента описанный выше Таможенный союз перестаёт существовать, как таковой, но все его положения и принципы наследуются ЕврАзЭС.

2003

19 сентября Россия, Белоруссия, Украина и Казахстан подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства . С этого момента началась работа по подготовке правовой базы с целью создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы («четыре свободы» ЕАЭС).

2007

6 октября Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза на базе ЕврАзЭС. Появляются ещё один надгосударственный орган - Комиссия Таможенного союза и Высший экономический совет. Это уже тот самый Таможенный союз, в котором спустя 5 лет появится множество технических регламентов.

2010

В январе Таможенный союз начинает работу.

В июле вводится единый Таможенный кодекс для государств-членов Союза.

9 декабря в Декларации о формировании ЕЭП впервые было официально о том, что страны-участницы ЕврАзЭС движутся к новой, более углублённой форме интеграции - Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). В связи с этим, среди прочего, была обозначена необходимость единой системы технического регулирования и введения принципиально новых надгосударственных стандартов (технических регламентов).

2011

С июля таможенный контроль остаётся только на внешних границах Союза.

18 ноября было подписано Решение о создании Евразийской экономической Комиссии .

16 августа были опубликованы первые технические регламенты : ТР ТС 006/2011 «О безопасности пиротехнических изделий» (вступил в силу 15 февраля 2012) и ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (вступил в силу 1 июня 2012 года).

Всего в течение 2011 года было утверждено и опубликовано 24 технических регламента. Все они вступили в силу в период 2012-2015 гг. Вступление в силу технического регламента на определённую продукцию автоматически отменяло действие национального стандарта на эту продукцию.

2012-2019 - Евразийский экономический союз

Это период становления существующего сегодня единого экономического интеграционного объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В это время происходит отказ от переходных форм и развитие наднациональных институтов.

ЕАЭС уже позиционируется, как "ядро континентальной интеграции", объединяющее Азию и Европу. Его концепция разрабатывается с учётом логики глобального китайского проекта «Один пояс и один путь», направленного на создание быстрых и эффективных торговых маршрутов между Европой и Азией. Однако, важно подчеркнуть, что не «в соответствии», а именно «с учётом».

В это же время за океаном начинают говорить о том, что Россия, Казахстан и Белоруссия строят новый СССР. На что руководители стран-участниц неоднократно заявляли, что ЕАЭС - союз не политический, а исключительно экономический. Президент Казахстана вообще предложил радикальный способ пресечь эти разговоры на корню, цитата: «[Бывая за рубежом, часто слышу,] что мы создаём СССР, или что-то под Россией. Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится» .

2012

2 февраля начала функционировать Евразийская экономическая комиссия. Комиссия Таможенного союза была упразднена, её функции перешли к ЕЭК.

19 октября к Таможенному союзу (в котором на данный момент были Россия, Казахстан, Белоруссия) присоединилась Киргизия.

18 ноября были подписаны Декларация о Евразийской экономической интеграции (по сути, дорожная карта создания ЕАЭС) и Договор о Евразийской экономической комиссии (официальное признание главами государств ЕЭК в качестве наднационального органа).

2014

29 мая года в Астане (ныне Нур-Султан) подписан Договор о создании Евразийского экономического союза . Россия, Белоруссия и Казахстан ратифицировали этот договор 5, 9 и 14 октября соответственно.

10 октября подписан подписан Договор о присоединении Армении к ЕАЭС, ратифицирован Арменией 4 декабря.

2015

21 мая Киргизия ратифицировала Договор о присоединении к ЕАЭС и стала его официальным членом в августе.

2016

2017

14 апреля Молдавия стала первой (и до сих пор остаётся единственной) страной-наблюдателем в ЕАЭС.

2018

1 января вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, отменив тем самым предыдущий Таможенный кодекс Таможенного союза. Теперь все страны, вступающие в ЕАЭС, автоматически вступают и в Таможенный союз ЕАЭС.

Не путайтесь в "союзах"!

Использование фразы «Таможенный союз» в качестве имени собственного было изначально не самой лучшей идеей, потому что таможенный союз [нескольких государств] - это нарицательное словосочетание. В мире сегодня существует более 10 таможенных союзов.

Поэтому, с морфологической точки зрения правильно будет сказать, что существует два Союза :

во-первых, Евразийский экономический союз (ЕАЭС) , являющийся уникальной формой объединения нескольких государств,

во-вторых, Таможенный союз Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) , являющийся одним из множества таможенных союзов в мире. И страна, вступающая в ЕАЭС, автоматически становится также членом ТС ЕАЭС.

ЕАЭС сегодня

На сегодняшний день в состав ЕАЭС входят пять стран: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

Молдавия является страной-наблюдателем.

Заключены соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, Ираном, Китаем, Кубой.

Ведутся переговоры по созданию режима свободной торговли с Сингапуром, Индией, Египтом, Таиландом, Израилем и Сербией.

В ЕАЭС действуют 4 наднациональных органа:

Высший Евразийский экономический совет - верховный орган, в который входят главы стран-членов ЕАЭС. Заседания Высшего совета проходят ежегодно.

Евразийский межправительственный экономический совет - орган, в который входят руководители правительств (премьер-министры) стран-членов ЕАЭС. Заседания совета проходят также ежегодно.

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - регулярно действующий регулирующий орган, в задачи которого входит непосредственное функционирование Союза, развитие интеграции и наднациональных институтов и инструментов. Состоит из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии.

Суд Евразийского экономического союза - судебный орган, решающий задачи правоприменительной практики наднационального законодательства ЕАЭС.

На сегодняшний день в ЕАЭС , и их количество с каждым годом растёт.

ТР ТС или ТР ЕАЭС?

Отдельно стоит разъяснить вопрос с наименованием технических регламентов.

На данный момент в ЕАЭС действует два вида технических регламентов: технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС) и технические регламенты Евразийского экономического союза (ТР ЕАЭС).

Это абсолютно идентичные документы, имеющие равную юридическую силу и область применения. Разница между ними исключительно в названии.

Если обратить внимание, то до 2014 года включительно публиковались техрегламенты Таможенного союза (последним стал техрегламент на табачную продукцию), а после 2015, когда уже официально существовал ЕАЭС, стали публиковаться техрегламенты Евразийского экономического союза. И в будущем теперь будут появляться только ТР ЕАЭС, но ТР ТС продолжат действовать без переименования.

Информационная интеграция и ИТ-проекты

История

* 2019: Пенсии для трудовых мигрантов

В июне 2019 г стало известно, что Россия начнет выплачивать пенсии трудовым мигрантам из стран Евразийского экономического союза - Армении, Белоруссии , Казахстана и Киргизии.

Решение готовится в рамках соглашения о пенсионном обеспечении в рамках союза.

Согласно документу, который был подготовлен в марте и должен быть ратифицирован странами-членами ЕАЭС до конца 2019 года, страна, в которой мигрант работал и делал отчисления в пенсионный фонд, будет выплачивать ему пенсию и после возвращения на родину.

Новые меры помогут восстановить приток трудовых мигрантов, который в прошлом году рухнул до минимума за всю постсоветскую историю и перестал покрывать естественную убыль населения.

2018: Китай и ЕАЭС подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве

Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китаем подписано в мае 2018 года в ходе Астанинского экономического форума, который проходит в четверг в столице Казахстана , передает корреспондент РИА Новости .

По данным пресс-службы ЕЭК, что ЕАЭС и Китай вели переговоры по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве в течение последних двух лет. Достигнуты договоренности по широкоформатному и отраслевому сотрудничеству. Соглашение задаёт высокий стандарт регулирования в различных сферах, включая защиту и охрану прав интеллектуальной собственности.

Ранее министр национальной экономики Казахстана Тимур Сулейменов заявил, что "соглашение носит непреференциальный характер и не предусматривает отмены пошлин или автоматического снижения нетарифных барьеров".

2017: План сопряжения транспортных маршрутов с Поясом Шёлкового пути

Как отмечал в 2017 году Адамкул Жунусов, сотрудничество стран ЕАЭС с Китайской Народной Республикой открывает огромные возможности для развития экономических связей, торговли, создания новых транспортных маршрутов между Европой и Азией, что позволит существенно нарастить экономический потенциал. От реализации совместного с Китаем проекта по сопряжению ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути ожидается значительный синергетический эффект.

Финансирование части инфраструктурных проектов предполагается за счет средств Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шёлкового пути. В качестве первого шага китайская сторона предложила государствам, расположенным вдоль Шёлкового пути, формирование перечня пилотных проектов с учетом общих интересов. Такой перечень из 39 проектов уже подготовлен специально созданной рабочей группой и одобрен министрами транспорта государств-членов Союза, напомнил Жунусов. Среди наиболее значимых совместных инициатив он отметил строительство новых автодорог в рамках международного транспортного маршрута Европа – Западный Китай протяженностью 8 445 км, высокоскоростной магистрали Москва – Казань протяженностью 770 км (в рамках ВСМ Москва – Пекин), железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан как южного ответвления континентального моста Евразии, открывающего доступ на рынки Западной Азии и стран Ближнего Востока. Отдельный акцент министр ЕЭК сделал на реализации проекта «Южная железная дорога Армения – Иран», которая соединяет действующую железнодорожную систему Армении с Ираном. Для предметного обсуждения этих проектов решено пригласить министра транспорта Китая Ли Сяопэна на очередное Совещание министров транспорта государств-членов Союза в декабре 2017 года, рассказал Адамкул Жунусов.

2015: Формирование союза

2014: Подписание документов о создании ЕАЭС

29 мая 2014 года в Астане президенты России , Белоруссии и Казахстана подписали документы о создании с 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор был заключен с целью обеспечения экономического прогресса путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами-членами общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.

Система управления будет схожа с той, которая действует с 2012 г. после трансформации Таможенного союза в Единое экономическое пространство (ЕЭП). Члены коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ее председатель Виктор Христенко сохранят должности. Договор завершает пятилетний этап формирования союза, который начался в 2009 г. с созданием Таможенного союза, объясняет министр торговли ЕЭК Андрей Слепнев: союз станет самостоятельным субъектом международного права.

Единый рынок товаров и услуг

Три страны договариваются о создании единого рынка товаров и услуг, хотя в полной мере он заработает не раньше 2025 г. - должны быть созданы единые рынки газа и нефти. Торговая политика ЕАЭС не поменяется: единые таможенное регулирование и тариф, свободное перемещение товаров. Не изменятся и нормативы распределения доходов от ввозных пошлин: 87,97% получит Россия , 7,33% - Казахстан , 4,7% - Белоруссия .

В соглашении прописаны механизмы защиты рынка от импорта. Могут устанавливаться сезонные пошлины на срок до 6 месяцев, применяться защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

«В критических обстоятельствах» комиссия ЕАЭС может до завершения расследования вводить на 200 дней ретроактивные антидемпинговые пошлины. Пока идет антидемпинговое расследование, есть риск, что импортеры завезут годовой запас товаров, и нужно этот ущерб предотвращать. Это разрешенный ВТО инструмент», - рассказывает Слепнев .

О возможности введения таких пошлин гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов просил премьера Дмитрия Медведева еще в 2013 г. Без этого защитные расследования бессмысленны, объяснял он.

Единый режим для инвестиций

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой - в приложении о защите инвестиций описан механизм компенсации: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»