Антитабачное законодательство. Федеральный закон о запрете курения

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Курение - это очень плохая привычка, которая приводит к зависимости и проблемам со здоровьем. Правительство Российской Федерации упорно борется с любителями никотина, и именно поэтому были приняты законы о запрете курения в общественных местах. Многие о них слышали, но мало кто знает все поправки и размеры штрафов. В этой статье мы наиболее подробно разберем законы, касающиеся курильщиков, а также суммы денежных взысканий с нарушителей.

О законопроекте

23.02.2013 года был принят закон о запрете курения в РФ. Он имеет официальное название № 15-ФЗ. В нем идет речь об охране здоровья и окружающей среды от воздействия табачного дыма. Стоит отметить, что некоторые пункты законопроекта вступили в силу только через год после его непосредственного принятия. Например, поправки про повышение налогообложений на табачную продукцию, а также минимальные и максимальные цены на сигареты вступили в силу только в январе 2014 года.

В июле 2014-го закон о запрете курения в общественных местах РФ усовершенствовали. Были приняты поправки, которые касаются незаконной торговли табачными изделиями. Однако в силу они вступят только в следующем, 2017 году.

Цели законопроекта

По статистике Министерства здравоохранения ежегодно от онкологических и множества других серьезных заболеваний легких умирает около полумиллиона граждан Российской Федерации. Множество проблем со здоровьем вызвано пассивным или же активным курением. Данная цифра шокирует. Именно как следствие тенденции роста числа курильщиков правительство приняло законопроект о запрете курения в общественных местах. По их мнению, он должен стать толчком для сокращения числа курящих, а также обеспечивать пропаганду здорового образа жизни среди подрастающего поколения.

Целями законопроекта являются, как мы уже говорили ранее, сокращение числа курильщиков, исключение незаконных точек продаж табачной продукции, а также улучшение общего состояния окружающей среды и охрана жизнедеятельности некурящих граждан. Несмотря на поставленные цели, эксперты считают, что первые результаты работы закона можно будет увидеть только спустя как минимум пять лет.

Где именно нельзя курить?

Закон о запрете курения в общественных местах подразумевает перечень зон, в которых запрещено использовать табачные изделия. Несоблюдение норм закона влечет за собой немалые денежные взыскания за его нарушение. С июня 2013 года на территории Российской Федерации запрещено курить ближе, чем на 15 метров от всех видов вокзалов, морских, речных и авиационных портов, метрополитенов. На все остальные территориальные категории распространяется меньшее ограничение, о котором мы сейчас и поговорим.

Санатории, больницы, общественный транспорт, помещения многоэтажных домов, пляжи, детские площадки, образовательные или культурные учреждения - это места, где действует запрет курения в общественных местах (закон). 5 метров от помещений - это то расстояние, на котором действует данная норма. Нарушитель обязан будет оплатить штраф.

Курение в многоквартирном доме

Довольно часто курильщики имеют ошибочное мнение, что дымить в подъездах разрешено, поскольку это частная собственность. Однако все не так. Подъезд - это государственная собственность, которая считается общественным местом. Полагаем, каждому известно, что в любом указе существуют исключения. Закон о курении в общественных местах РФ также их имеет. Курить в многоквартирном доме разрешено, если в нем есть отдельное закрытое помещение с хорошей вентиляцией и разрешается использовать его под курилку.

Кто следит за соблюдением этих норм?

По сегодняшний день в общественных местах РФ совершенствуется и дополняется. Несмотря на то что он существует уже третий год, не все знают, кто именно должен следить за соблюдением указанных в нем норм.

Правительство пока не создало отдельную организацию, которая будет штрафовать незаконных курильщиков, однако давно уже задумалось об этом. Пока новая структура, которая будет следить за исполнением закона, не создана, за курящими наблюдает полиция. Депутат Государственной Думы Олег Нилов считает, что в первую очередь за исполнением закона должны следить сами же граждане. Он советует россиянам при виде курящего незамедлительно обращаться к полицейскому. Также Нилов рекомендует зафиксировать невыполнение норм на камеру. На данный момент из ста процентов нарушителей наказывается только пятнадцать.

Нилов считает, что если бы больше граждан России реагировало на подобные нарушения, то закон оказался бы более действенным.

Размер денежных взысканий

Три года назад был принят закон о курении в общественных местах. Штрафы разработали только спустя год. Олег Нилов считает, что главное - это не размер денежного взыскания, а необратимость оплаты. Давайте более подробно рассмотрим, какие штрафы ожидают нарушителей. За курение на детской площадке или рядом с ней придется заплатить от двух до трех тысяч рублей. Такая же сумма актуальна и для других территорий, в отношении которых действует этот запрет.

Как и алкоголь, сигареты запрещено покупать и употреблять лицам, которые не достигли совершеннолетия. Подросток, не соблюдающий требования нормативного акта, будет наказан штрафом в размере трех-пяти тысяч рублей. Также денежное взыскание грозит и продавцу. Сумма составит от 30 до 50 тысяч рублей.

Мало кому известно, но законы о запрете курения в общественных местах предусматривают штрафные санкции и для тех, кто знакомит подростка с вредной привычкой. Сумма такого взыскания обычно составляет от одной до двух тысяч рублей. Если гражданин демонстрирует аудио или видео с упоминанием табачных изделий подростку, то он обязан оплатить штраф, который составит 20-200 тысяч рублей.

По мнению правительства, шагом к современному обществу является закон о запрете курения в общественных местах. Штрафы должны научить курильщиков ценить здоровье не только своё, но и окружающих. Под жесткий контроль попадают и общественные заведения. В случае если организация не полностью соблюдает рекомендации относительно обустройства то на нее налагается штраф в размере от 20 до 80 тысяч рублей. За соблюдением норм обязан следить участковый полицейский и при любом нарушении незамедлительно принимать меры.

Мнение помощника премьер-министра

Помощник премьер-министра Российской Федерации поддержал запрет курения в общественных местах. Россия, по его мнению, становится действительно цивилизованной страной, в которой ценят свое здоровье. Онищенко подчеркивает, что курение уносит жизни миллионов. Законы о запрете курения в общественных местах, по его мнению, - лучший вариант в борьбе со злом. Он считает, что это медленный яд, и с ним нужно бескомпромиссно бороться.

Законы о курении в общественных местах за рубежом

Если Россия только делает первые шаги на пути к здоровому образу жизни без курения, то во многих других странах борьба идет уже более десяти лет. Например, в Америке и Великобритании за использование табачных изделий в неположенных местах нарушитель будет обязан оплатить штраф размером от одной до двух тысяч долларов.

Законы о курении в особо тщательно контролируют в Греции и Японии. Там штраф нарушителю может составить от трех тысяч долларов. Удивительно, но в Японии существует список улиц, на которых полностью запрещено курить.

Сигареты из-под прилавка

Нарушение законопроекта, о котором сейчас пойдет речь, встречается наиболее часто. Мало кто знает, но закон № 15-ФЗ запрещает торговым точкам выкладывать табачные изделия на витрину. Правительство рекомендует держать сигареты под прилавком, а на общее обозрение представить только ценник. На нем не должно быть изображений, только название и цена.

Спустя три года

В 2013 г. были приняты законы о запрете курения в общественных местах, но принесли ли они обществу пользу, которую ожидало правительство и некурящая часть населения? Как мы говорили ранее, статистику можно будет узнать только через пять лет, но тем не менее некоторые изменения все же есть. О них и поговорим.

Эксперты считают, что еще рано делать выводы, однако стоит отметить, что курящих людей стало меньше. Значительно упал процент курящих подростков. Если раньше они могли затянуться за углом школы, то сейчас за этим тщательно следит участковый полицейский.

Неточность в законопроекте

Опытный юрист Тимур Бондарев считает, что законопроект составлен не совсем корректно. Как мы помним, нормативный акт запрещает курить в помещениях ресторанов и кафе. Однако сама трактовка помещения не представлена. Поэтому нарушение можно с легкостью оспорить. По его мнению, закон нужно дорабатывать, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с разногласиями.

Мнение граждан Российской Федерации

Изучив все отзывы, можно сделать вывод, что мнения о принятом законе разделились. Чаще всего некурящие жители поддерживают нововведение, а вот курильщики реагируют по-разному. Чаще всего они против такого запрета.

Делаем выводы

Закон № 15-ФЗ вступил в силу не так давно, лишь три года назад. Глобальные выводы делать рано, но стоит признать, что улучшения все же есть. Прекратилась не только пропаганда табачных изделий по телевидению, но и их открытая продажа. Это привело к снижению числа курильщиков, среди которых есть и подростки. Будем надеяться, что это только начало, и закон принесет пользу обществу, в том числе подрастающему поколению.

Минздрав запретит кальяны в кафе, позволит продлевать рабочий день курящих сотрудников и сделает невозможным покупку табака для тех, кто родился после 2015 года. Такой план ведомство разработало на ближайшие пять лет

Будущее без дыма

Министерство здравоохранения подготовило концепцию по борьбе с курением с 2017 до 2022 года. Как говорится в документе, копия которого есть в распоряжении РБК, проект был разослан на согласование в 18 ведомств, включая Минфин, Минэкономразвития и МВД. После этого концепцию должно утвердить правительство. Пока в кабинете министров документ не видели, рассказал РБК источник в аппарате Белого дома.

Официально концепция не публиковалась, но подлинность документа РБК подтвердил пресс-секретарь министра здравоохранения Олег Салагай, который является одним из авторов: его подпись стоит под проектом.

План Минздрава разработан в соответствии с Рамочной конвенцией по борьбе против табака, которая вступила в силу в 2005 году по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Концепция должна заменить предыдущую редакцию документа, которая действовала в 2010-2015 годах, пояснили РБК в пресс-службе ведомства.

Как отмечают авторы проекта, обосновывая необходимость подобной концепции, курение — причина 10% смертей взрослого населения. Ежегодно из-за табака гибнут 5,4 млн людей в мире и от 300 тыс. до 400 тыс. человек в России. С табаком связывают развитие онкологии, заболеваний дыхательной системы и сердца, потерю слуха, зрения, повышение риска бесплодия и выкидышей, а также развитие импотенции , говорится в документе.

В тексте подчеркивается, что меры, которые уже принял Минздрав, привели к снижению процента курящих с 39% взрослого населения России в 2009 году до 33% в 2016 году. ​Этот уровень все еще катастрофически высокий, полагают в ведомстве, поэтому цель концепции — добиться к 2022 году снижения до 25%. Из-за курения мужчины теряют в среднем девять лет жизни, а женщины — пять с половиной лет. Упущенная выгода ВВП составляет 2%.

Кроме того, ​Минздрав хочет увеличить количество мест, в которых нельзя курить. Запрет распространится на коммунальные квартиры, все виды общественного транспорта, остановки и прилегающую территорию в радиусе трех метров. Под запрет попадет такая же зона у входов в здания торговых центров, подземные и наземные переходы и даже личный транспорт, если в нем находятся дети. Кроме того, курильщик будет обязан потушить сигарету в присутствии любого человека, возражающего против курения.

Ужесточение коснется продавцов и потребителей электронных сигарет и других «электронных средств доставки никотина», не являющихся лекарствами.

Акцизы и упаковка

Концепция напрямую отразится и на производителях. В 2016 году минимальная ставка акциза на сигареты составляла 1680 руб. за 1 тыс. шт. Это 33,6 руб. за одну пачку. В 2017 году до 1930 руб. за 1 тыс. шт. Теперь на одну упаковку приходится 38,6 руб. Это чуть больше 40% от розничной цены продукции. Акциз, рекомендованный ВОЗ, должен составлять 70% от цены, и Минздрав намерен стремиться к такому показателю.

Еще один ориентир для Минздрава — средний акциз в европейских странах. Там он составляет $2,38, или 185 руб., за пачку. По подсчетам ведомства, если довести российские показатели до среднеевропейских, бюджет получит дополнительные 900 млрд руб. по сравнению со сборами 2015 года, а от преждевременной смерти спасутся 2 млн человек.

В 2018 году акциз планируется повысить до 3 тыс. руб. за 1 тыс. шт., в 2020-м — до 4,4 тыс. С 2022 года индексация, опережающая инфляцию, должна быть ежегодной.

В 2017 году Минздрав также запланировал введение десятипроцентного налога на розничную продажу табачных изделий и электронных сигарет. С 2018 года табачные компании должны будут платить и экологический налог. По мнению Минздрава, сигареты — наиболее распространенный вид отходов, а потому наносят вред окружающей среде.

Планирует Минздрав реформировать и сферу потребительской привлекательности табачной продукции. Ведомство собирается запретить использование в сигаретах добавок со вкусом пищевых продуктов и усиливающих эффект привыкания, а все упаковки должны быть стандартизированы.

На пачках сигарет нельзя будет размещать товарные знаки, рекламу или информацию, стимулирующую продажи. Упаковки будут одного цвета с указанием только наименования продукции, напечатанного установленным шрифтом.

Информация о вреде курения, как полагает Минздрав, займет не меньше 65% основной стороны упаковки. Картинки и надписи о вреде курения будут располагаться и на самих сигаретах.

Хранить табак обяжут не просто в закрытых коробах, как это происходит сегодня, а в ящиках болотного цвета без дополнительных надписей и подсветок.

Запреты для компаний

Помимо роста акцизов табачные компании ждет усиленный контроль их деятельности. Им запретят вести партнерские отношения с государственными учреждениями. Они должны будут предоставлять информацию о затратах на маркетинговые расходы, лоббирование, благотворительные взносы и т.д. За непредоставление информации введут санкции.

Представителям табачных компаний также нельзя участвовать в каких-либо комитетах по вопросам здравоохранения.

Многие предложения данной концепции слишком радикальные и не учитывают интересов потребителей и государства, считает директор по внешнекорпоративным связям «Бритиш Американ Тобакко Россия» Яна Гуськова. По ее мнению, в том числе неоправданны ограничения для электронных сигарет. «Если руководствоваться интересами потребителей и заботой о здоровье, государство должно стимулировать разработку продукции со сниженным риском для здоровья, а не запрещать ее», — подчеркнула она.

Действующее российское закон​одательство уже содержит большое количество запретов в отношении производства, маркировки и оборота табачных изделий, заметил в разговоре с РБК вице-президент JTI по коммуникациям в России Сергей Киселев. «На этом фоне попытка сократить потребление табака только за счет введения новых жестких ограничений, без анализа эффективности действующих мер и их корректировки, не приведет к ожидаемому результату, а только подорвет функционирование легальной отрасли, ускорит замещение легальной продукции более дешевыми аналогами с теневого рынка и в итоге подорвет стабильность налоговых отчислений в бюджет», — резюмировал он.

По данным Роспотребнадзора только в 2017 г. жители России были оштрафованы за курение в неположенных местах и другие нарушения более чем на 60 млн рублей.

Пассивное курение наносит ощутимый вред здоровью окружающих некурящих людей. Поэтому закон довольно серьезно ограничил права курильщиков в общественных местах, тем самым предоставив возможность некурящим людям сохранить свое здоровье и отгородив молодое поколение от пагубного пристрастия.

Где нельзя курить в России

Закон о запрете курения вышел несколько лет назад, но полностью заработал и вошел в силу только в 2017 году. Его действие направлено на охрану здоровья некурящих граждан и предотвращение распространения табака среди несовершеннолетних.

Принятие закона связано напрямую с ратификацией Россией конвенции Всемирной Организации Здоровья по борьбе против табака.

В документе четко прописаны места, где запрещено курить по закону:

  • автозаправки;
  • общественные пляжи;
  • детские площадки;
  • лифты и подъезды в жилых домах;
  • рабочие места;
  • помещения органов государственной власти;
  • метро;
  • вокзалы;
  • аэропорты;
  • помещения социальных служб;
  • морские и речные порты;
  • общественный транспорт;
  • образовательные учреждения;
  • лечебные учреждения;
  • спортивные объекты;
  • культурные объекты;
  • детские сады;
  • заведения общественного питания;
  • гостиницы и общежития;
  • магазины;
  • крытые рынки;
  • помещения бытовых услуг.

Во всех местах, где курение запрещено, должен быть размещен специальный знак, запрещающий курение. Если человек, несмотря на запретительный знак, все-таки решит закурить, то рискует получить внушительный штраф. Все учреждения, не имеющие запретительного знака, подвергаются наказанию по закону.

Штраф за применение табачных изделий в запрещенных зонах

Закон о запрете курения представлен 25 статьями, которые датируются декабрем 2016 года. Из них подробнее всего о штрафных санкциях в 6 статье.

Статья 6. 23 ФЗ 15. Предусматривает наказание в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. рублей в случае привлечения несовершеннолетних детей к курению.

Под эти действия подпадает покупка сигарет, совместное курение с детьми, не достигшими совершеннолетия и т. д. Если эти же курительная продукция покупается родителями для детей до 18 лет, то штрафные санкции применяются к родителям и составляют сумму 2-3 тыс.рублей.

Статья 6 . 24 ФЗ 15 . Предусматривает штрафные санкции за употребление табачной продукции в общественных местах и составляет сумму от 500 до 1 тыс.рублей. Отдельной статьей идет наказание за табакокурение в местах, специально отведенных для детей - в этом случае наказание составит 2-3 тысячи рублей.

Статья 6. 25 ФЗ 15 . Предусматривает штрафные санкции за игнорирование ограничений, предусмотренных законом и отсутствие специальных запрещающих знаков для индивидуальных предпринимателей, должностных и юридических лиц. Сумма наказания варьируется от 10 тыс. до 90 тыс.рублей.

Специальное место для курения на улице обязано иметь достаточную освещенность в ночное время, пепельницу и соответствующий указатель. В закрытых помещениях расположение для курения должно быть закрытого типа, иметь пепельницу, огнетушитель, соответствующую табличку-указатель "Место для курения", искусственное освещение и систему вентиляции.

Модель вентилирующего устройства должна обеспечивать полную ассимиляцию загрязненного воздуха и препятствовать проникновению дыма в смежные помещения.

Для профилактики борьбы с табакокурением предусмотрено просвещение населения о вреде курения и табачного дыма. Запрещается показ курения в любых театральных постановках, мультфильмах и других детских передачах, а также для взрослых, кроме программ, где сигарета требуется для раскрытия художественного замысла.

Не допускается реклама, стимулирующая использование табака. Производители обязаны указывать на пачках с сигаретами подробный состав веществ, в них входящих и предупреждать о вреде курения соответствующим слоганом. Продажа подросткам до 18 лет табакосодержащей продукции строго запрещена. За это предусмотрен штраф до 100 тысяч рублей предприятиям и до 50 тысяч - частным предпринимателям.

С 2018 года за отпуск сигарет несовершеннолетним лицам несут ответственность не только продавцы, но их родители. За спонсорство рекламы и изготовления табака - штраф 80-150 тысяч рублей. На муниципальном уровне руководство имеет полномочия дополнительно ввести запрет курение в некоторых местах.

Места для употребления табака

Не запрещено использовать табачные изделия на улице. Условием для этого является удаленность курильщика на расстоянии 15 метров от всех объектов, где курение запрещено. Разрешено использовать табачную продукцию в собственных домах и квартирах, на балконах и террасах, принадлежащих им.

В виде исключения можно курить в многоквартирных домах и на суднах дальнего плавания, если эти места оборудованы всем необходимым и имеют достаточную вентиляцию помещения.

Законно можно использовать табачную продукцию в собственном автомобиле и в специально созданных местах для курения. Можно курить на остановках городского и междугороднего транспорта.

Не запрещается использовать табачные изделия на работе в местах для курения, но только с разрешения руководства предприятия.

На использование электронных сигарет официального запрета в России нет.

Не распространяется закон на использование кальянов в кафе и барах, но лишь при условии, что они находятся на открытых площадках.

Контроль за соблюдением исполнения закона о запрете курения в общественных местах обеспечивают сотрудники полиции.

Если нарушение постановления обнаруживается в закрытом помещении, то накладывать штраф по закону имеет право Пожарная служба или Роспотребнадзор. В июле 2018 года вступит в силу 2 и 4 часть 18 статьи Федерального Закона 15. Они будут способствовать еще более жесткому контролю за реализацией оптовой и розничной продажи сигарет.

ЗАКОН О КУРЕНИИ 2019 ГОДА. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО ТАБАЧНОГО ДЫМА И ПОСЛЕДСТВИЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ ТАБАКА.

Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) курение табака - использование табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления;

2) окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака;

3) последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия;

4) потребление табака - курение табака, сосание, жевание, нюханье табачных изделий;

5) спонсорство табака - любой вид вклада в любые событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно;

6) табачные организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) или через Государственную границу РФ с государствами - членами Союза табачной продукции, либо организации, признаваемые в соответствии с законодательством РФ аффилированными лицами этих юридических лиц, дочерние и зависимые организации, объединения таких лиц, а также организации, созданные такими лицами. В целях настоящего Федерального закона к табачным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, перемещение через таможенную границу Союза или через Государственную границу РФ с государствами - членами Союза табачной продукции.

(п. 6 в ред. Федерального закона О курении от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2. Иные понятия используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака, Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ".

Статья 3. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака

1. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

2. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те правила, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора РФ.

Статья 4. Основные принципы охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака

Основными принципами охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

2) предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смертности населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака;

3) ответственность органов власти и органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

4) системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака, непрерывность и последовательность их реализации;

5) приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций;

6) обеспечение международного сотрудничества РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

7) взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, не связанных с табачными организациями;

8) открытость и независимость оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака;

9) информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

10) возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, имуществу гражданина, в том числе имуществу индивидуального предпринимателя, или юридического лица вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 5. Полномочия федеральных органов власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям федеральных органов власти в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

2) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

3) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в федеральных медицинских организациях в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

4) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, включение указанных мероприятий в установленном порядке в федеральные целевые программы в сфере охраны и укрепления здоровья граждан, в государственную программу развития здравоохранения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

6) организация и осуществление государственного контроля (надзора) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

7) международное сотрудничество РФ, включая заключение международных договоров РФ, в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

8) мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака, а также информирование на основе полученных данных органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории РФ, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления.

Статья 6. Полномочия органов власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов РФ;

2) разработка и реализация мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака на территориях субъектов РФ;

3) координация деятельности исполнительных органов власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, субъектов государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения на территориях субъектов РФ по оказанию гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

4) участие в осуществлении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака, на территориях субъектов РФ, а также информирование органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего субъекта РФ, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению потребления табака;

5) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях субъектов РФ в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

6) принятие дополнительных мер, направленных на охрану здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака

К полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака относятся:

1) участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований;

2) обеспечение организации оказания гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья;

3) информирование населения о масштабах потребления табака на территории соответствующего муниципального образования, о реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления, в том числе на основании мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 8. Взаимодействие органов власти и органов местного самоуправления с табачными организациями

1. При взаимодействии с индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака органы власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить подотчетность и прозрачность такого взаимодействия.

2. Взаимодействие органов власти и органов местного самоуправления с табачными организациями по вопросам, являющимся предметом регулирования настоящего Федерального закона, должно осуществляться публично, и обращения табачных организаций, направляемые в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы на эти обращения подлежат размещению на официальных сайтах органов власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 9. Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака граждане имеют право на:

1) благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

2) медицинскую помощь, направленную на прекращение потребления табака и лечение табачной зависимости;

3) получение в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, у индивидуальных предпринимателей, юридических лиц информации о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака;

4) осуществление общественного контроля за реализацией мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака;

5) внесение в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений об обеспечении охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

6) возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака граждане обязаны:

2) заботиться о формировании у детей отрицательного отношения к потреблению табака, а также о недопустимости их вовлечения в процесс потребления табака;

3) не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.

Статья 10. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака

1. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака;

(в ред. Федерального закона О курении от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

2. В сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака.

Статья 11. Организация осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления табака осуществляются следующие меры:

1) установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах;

2) ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия;

3) регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий;

4) просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма;

6) оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака;

7) предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

8) ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

9) установление запрета продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, запрета потребления табака несовершеннолетними, запрета вовлечения детей в процесс потребления табака.

Статья 12. Запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах

1. Для предотвращения воздействия табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством РФ гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Статья 13. Ценовые и налоговые меры, направленные на сокращение спроса на табачные изделия

1. В целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.

2. Меры государственного воздействия на уровень цен табачной продукции осуществляются посредством установления минимальных розничных цен такой продукции. Минимальная розничная цена табачной продукции представляет собой цену, ниже которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли, общественного питания, сферы услуг, а также индивидуальными предпринимателями.

3. Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне семидесяти пяти процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

4. Порядок опубликования минимальных розничных цен табачной продукции устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности.

5. Реализация табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, установленных в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, запрещена.

Статья 14. Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий

Регулирование состава табачных изделий и регулирование раскрытия состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий осуществляются в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании.

Статья 15. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия, профилактики заболеваний, связанных с потреблением табака, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, которые включают в себя предоставление информации:

1) о преимуществах прекращения потребления табака;

2) об отрицательных медицинских, демографических и социально-экономических последствиях потребления табака;

3) о табачной промышленности.

2. Просвещение населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в образовательных организациях, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах.

3. Основные направления и цели просвещения населения определяются в рамках информационно-коммуникационной стратегии по борьбе с потреблением табака, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. Просвещение населения и информирование его о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляются, в частности, посредством использования информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также "горячих линий", способствующих прекращению потребления табака и лечению табачной зависимости, созданных и функционирующих в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Органами власти субъектов РФ может предусматриваться создание "горячих линий" или использование информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака.

6. Информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма осуществляется органами власти и органами местного самоуправления, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.

7. Материалы, подготовленные органами власти субъектов РФ для информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма на территории соответствующего субъекта РФ, подлежат согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, в установленном им порядке.

1. В целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:

а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков;

б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов;

в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий;

г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами;

д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака;

е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий;

ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов);

з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;

2) спонсорство табака.

2. Не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла.

3. При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.

4. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.

Статья 17. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака

1. Лицам, потребляющим табак и обратившимся в медицинские организации, оказывается медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака.

2. Оказание гражданам медицинской помощи, направленной на прекращение потребления табака, включая профилактику, диагностику и лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, муниципальной системы здравоохранения и частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

3. Медицинская помощь, направленная на прекращение потребления табака, лечение табачной зависимости и последствий потребления табака, оказывается на основе стандартов медицинской помощи и в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.

4. Лечащий врач обязан дать пациенту, обратившемуся за оказанием медицинской помощи в медицинскую организацию независимо от причины обращения, рекомендации о прекращении потребления табака и предоставить необходимую информацию о медицинской помощи, которая может быть оказана.

Статья 18. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Предотвращение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями включает в себя:

1) обеспечение учета производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу РФ с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями;

2) отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий;

3) пресечение случаев незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями и привлечение к ответственности, в том числе конфискацию контрафактных, незаконно перемещенных через таможенную границу Союза или через Государственную границу РФ с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, оборудования, на котором были произведены контрафактные табачные изделия, их уничтожение в соответствии с законодательством РФ.

(в ред. Федерального закона О курении от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ.

2.1. Учет производства табачных изделий, перемещения через таможенную границу Союза или через Государственную границу РФ с государствами - членами Союза табачной продукции и табачных изделий, осуществления оптовой и розничной торговли табачной продукцией и табачными изделиями, отслеживание оборота производственного оборудования, движения и распределения табачной продукции и табачных изделий осуществляются на основании данных таможенного и налогового учета, систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации, и собственных систем учета производителей. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий анализ информации, указанной в настоящей статье, и порядок обмена информацией между контролирующими органами определяются Правительством РФ.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3. В целях предупреждения незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями каждая пачка и каждая упаковка табачных изделий подлежат в обязательном порядке маркировке средствами идентификации, а также маркировке в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании.

(в ред. Федерального закона О курении от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 29.07.2018 N 272-ФЗ.

5. Проверка средств идентификации проводится организациями, осуществляющими оптовую и розничную торговлю табачной продукцией и табачными изделиями, уполномоченными органами с использованием систем, созданных в целях информационного обеспечения маркировки товаров средствами идентификации.

(часть 5 введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

Статья 19. Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями

1. Розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест.

2. В случае отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов допускается торговля табачной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля табачной продукцией.

3. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.

4. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

5. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.

6. Не допускаются розничная торговля сигаретами, содержащимися в количестве менее чем или более чем двадцать штук в единице потребительской упаковки (пачке), розничная торговля сигаретами и папиросами поштучно, табачными изделиями без потребительской тары, табачными изделиями, упакованными в одну потребительскую тару с товарами, не являющимися табачными изделиями.

(в ред. Федерального закона О курении от 26.04.2016 N 115-ФЗ)

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

2) на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг;

3) на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания, бытовых услуг.

(в ред. Федерального закона О курении от 30.12.2015 N 456-ФЗ)

Статья 20. Запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, потребления табака несовершеннолетними, а также вовлечения детей в процесс потребления табака

1. Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

2. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск табачной продукции (продавца), сомнения в достижении лицом, приобретающим табачную продукцию (покупателем), совершеннолетия продавец обязан потребовать у покупателя документ, удостоверяющий его личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ) и позволяющий установить возраст покупателя. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

3. Продавец обязан отказать покупателю в продаже табачной продукции, если в отношении покупателя имеются сомнения в достижении им совершеннолетия, а документ, удостоверяющий личность покупателя и позволяющий установить его возраст, не представлен.

4. Не допускается потребление табака несовершеннолетними.

Статья 21. Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака

(в ред. Федерального закона О курении от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

Государственный контроль (надзор) в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного надзора в сфере рекламы, а также таможенного контроля.

Статья 22. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака

1. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака, включают в себя:

1) проведение научных исследований, направленных на изучение причин и последствий потребления табака, действий по стимулированию продажи и потребления табака;

2) проведение санитарно-эпидемиологических исследований масштабов потребления табака;

3) установление показателей здоровья граждан и динамики сокращения потребления табака для разработки и реализации мероприятий по противодействию потреблению табака.

2. Мониторинг и оценка эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака, проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ, в порядке, установленном Правительством РФ.

(в ред. Федерального закона О курении от 29.07.2018 N 272-ФЗ)

3. Субъекты РФ участвуют в проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака, в соответствии с законодательством субъектов РФ и на основании соглашений о мониторинге и об оценке эффективности реализации указанных мероприятий с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

4. На основании результатов мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и сокращение потребления табака, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, осуществляются:

1) разработка мероприятий по противодействию потреблению табака, подлежащих включению в федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья граждан и в государственную программу развития здравоохранения;

2) информирование органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и населения о масштабах потребления табака на территории РФ и реализуемых и (или) планируемых мероприятиях по сокращению его потребления;

3) подготовка и представление доклада о выполнении Российской Федерацией Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Статья 23. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Статья 24. Признание утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) РФ

Признать утратившими силу:

1) Федеральный закон от 10 июля 2001 года N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства РФ, 2001, N 29, ст. 2942);

2) Федеральный закон от 31 декабря 2002 года N 189-ФЗ "О внесении дополнения в статью 10 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства РФ, 2003, N 1, ст. 4);

3) статью 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства РФ, 2003, N 2, ст. 167);

4) Федеральный закон от 1 декабря 2004 года N 148-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (Собрание законодательства РФ, 2004, N 49, ст. 4847);

5) статью 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ" (Собрание законодательства РФ, 2006, N 31, ст. 3433).

Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

3. Пункты 3, 5, 6 и 12 части 1 статьи 12, часть 3 статьи 16, части 1 - 5, пункт 3 части 7 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июня 2014 года.

4. Пункты 1 и 2 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2017 года.

С 14 октября 2017 года вступают в силу новые антитабачные меры. Курильщикам придется даже на свежем воздухе искать специально выделенную территорию.

Антитабачный закон ФЗ-15: курить вредно

По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

Курение в России - настоящий бич современности, самое ужасное, что с каждым годом к курению все больше приобщаются подростки и женщины. Последние не бросают вредную привычку даже будучи в положении. Поэтому не стоит удивляться, что подрастающее поколение вместе с новорожденными, мягко говоря, не отличаются здоровьем.

В 2013 году Правительство России решило взяться за проблему курения в стране. Был подписан и введен в действие закон о запрете курения в общественных местах. Законопроект о курении призван решить две задачи:

  1. Разграничить курящих от некурящих, защитив интересы последних.
  2. Позаботиться о состоянии здоровья граждан, не приобщенных к курению.

Если в 2013 году закон регламентировал небольшой перечень мест, где оштрафуют за сигарету, то в 2017 году он расширен по максимуму.

Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

Интернет-магазин кальянов «Dark Hydra» предлагает всё необходимое для качественного отдыха: кальяны, табак и уголь. Мы поставляем всё для кальяна владельцам кальянных заведений и отдельным ценителям кальянной культуры: https://darkhydra.com.ua

Штрафы за курение в неположеном месте

Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500-1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000-3 000 рублей.

Где нельзя курить

Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

  • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
  • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
  • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
  • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
  • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
  • В госучреждениях.
  • На работе (внутри помещения).
  • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
  • На пляжах и детских площадках.
  • На автозаправках.

Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

Когда запретят курить около подъездов

Минздрав сформировал проект положительного отзыва правительства на поправки в статью 12 закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Минздрав поддерживает запрет курения на открытом воздухе на расстоянии менее чем 10 м от входа в подъезды жилых домов.

Ситуация, когда соседи или гости курят у входа в многоквартирный дом, широко распространена, сказано в пояснительной записке к законопроекту. При этом все граждане, проживающие в подъезде, в том числе дети, пожилые граждане и особенно граждане, страдающие астмой и другими заболеваниями дыхательных путей, вынуждены постоянно вдыхать табачный дым, проходя в собственные дома. А жители нижних этажей многоквартирных домов становятся «заложниками» данной ситуации, вовсе не имея возможности открыть окна, считают в Совете Федерации.

Закон работает - бюджет пополняется

По данным МВД за 2016 год, органы внутренних дел рассмотрели 449 201 материал об административных правонарушениях по ст. 6.24 КоАП «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах». Было вынесено 5371 решение об устном замечании и 415 260 — о наложении административного штрафа. Общая сумма денежных штрафов по данной статье составила 211,8 млн рублей. По сравнению с предыдущем годом цифра снизились примерно на 8%.

Требования к оборудованию мест для курения

Изолированные помещения для курения табака оборудуются:

  • дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен
  • знак "Место для курения";
  • пепельницами;
  • искусственным освещением;
  • огнетушителем;
  • приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения;

Специальные места на открытом воздухе для курения табака оснащаются:

  • знаком "Место для курения";
  • пепельницами;
  • искусственным освещением (в темное время суток);
  • информационными материалами о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма.

Видео по теме о запрете курения


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»