Создание единого образовательного пространства. В минобрнауки рф обсудили развитие единого образовательного пространства россии Кто сохраняет единое образовательное пространство в рф

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий и специальностей среднего профессионального образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям и специальностям среднего профессионального образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим специальностям и направлениям подготовки высшего образования, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

В Государственной Думе прошёл круглый стол на тему «Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации». В нём приняли участие депутаты Госдумы, представители педагогического сообщества, издатели профильной литературы,авторы учебников, родительская общественность, эксперты,представители средств массовой информации…

Открывая мероприятие, Первый зампред Комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов сказал: «Обеспечение единого образовательного пространства – одно из непременных условий обеспечения единства России. Правовое обеспечение единства образовательного пространства в РФ имеет в настоящее время нормативное закрепление в нескольких статьях ФЗ «Об образовании в РФ». В статье №3 закреплен один из базовых принципов государственной образовательной политики РФ – принцип единства образовательного пространства. Основным инструментом его обеспечения в соответствии со статьей 11 являются ФГОСы и федеральные государственные требования. Весной текущего года решением нашего Комитета была создана межфракционная Рабочая группа с целью выработки рекомендаций по исполнению пункта №5 перечня поручений Президента РФ Владимира Путина, принятого по итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны». Рабочей группой был сформирован перечень проблем в части отбора содержания общего образования, руководитель группы Ирина Мануйлова подробно расскажет об имеющихся результатах и наших предложениях по обеспечению единого образовательного пространства РФ».

Зампред Комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова озвучила эти предложения: «Для реализации принципа обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации представляется комплекс таких инструментов, куда входят:

1. Система формирования содержания образования, включающая федеральные государственные образовательные стандарты, примерные основные образовательные программы и образовательные программы образовательных организаций

2. Средства обучения и воспитания, включая учебники и учебные пособия

3. Система комплексной оценки качества образования, включая промежуточную и государственную итоговую аттестацию учащихся, и разработку КИМов.

Безусловно, все три составляющие обеспечения единства образовательного пространства взаимосвязаны между собой. В концепции Закона об образовании основополагающим инструментом формирования содержания образования являются ФГОСы, которые должны обеспечивать преемственность основных образовательных программ, вариативность их содержания, возможность формирования различных образовательных программ по сложности и направленности для учета образовательных потребностей и способностей обучающихся, а так же обеспечивать государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации и результатам их освоения этих программ. Дополнением ФГОС в части создания содержательной базы формирования школьной образовательной программы являются примерные основные образовательные программы».

Также депутат констатировала, что Закон об образовании в его сегодняшней редакции допускает избыточную свободу в формировании обязательной для всех школ части их образовательной программы, что создает потенциальную угрозу целостности образовательного пространства страны. По мнению Ирины Мануйловой, что главная опасность сегодня в потере единства образовательного пространства страны.

Замдиректора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Алексей Благинин рассказал о работе министерства в данном направлении: «Мы в нескольких аспектах рассматриваем единство образовательного пространства. Первый и главный аспект - правовое нормативное единство. В ФЗ №273 предусмотрены государственные процедуры, которые обеспечивают единые правила игры в российской системе образования: допуск образовательных программ через систему государственной аккредитации, оценка условий, в которых они реализуются, через систему государственного лицензирования, и допуск педагогических кадров, которые реализуют программы, через аттестацию. Следующее очень важное направление – содержательное единство. Сегодня два главных документа в той или иной степени регулируют содержание общего образования: Федеральный государственные образовательные стандарты (ФГОС) и Примерные основные образовательные программы (ПООП). Сегодня мы готовим изменения во ФГОС основной школы по четырём основным направлениям: будут конкретизированы предметные результаты; предметы «Русский язык» и «Литература» будут выделены в отдельную область; вводятся специальные требования для детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне подростковой школы. Изменяются требования к структуре рабочей программы учебных предметов: структура уменьшается практически в 3,5 раза, а значит, изменится административная нагрузка на учителей.

Следующий очень важный документ - это Примерные основные образовательные программы (ПООП). Впервые за всю историю отечественного образования мы «всем миром» составляем и обсуждаем на специальном ресурсе примерную программу среднего общего образования. Также у нас зарождается новый формат документа, который косвенно будет определять содержание образования в нашей стране, - это Предметные концепции.

Впервые стандарт предъявил единые подходы к организации воспитательной деятельности. Единство обеспечивается и за счёт единства финансовых условий. Здесь важно говорить про одинаковую наполняемость норматива в субъектах РФ, проблемы есть, внеурочная деятельность сегодня финансируется в разных субъектах по-разному.

«Наше законодательство отвечает на много важных вопросов, но не отвечает на самый главный – чему учить наших детей, - заявил Первый зампред Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин. - Когда принимали Федеральный Закон №309 в 2007 году, мы предупреждали, что он таит в себе угрозу разрушения единого образовательного пространства, потому что из стандарта убрали содержание образования. Я не говорю, что это обязательно. Но вы можете переехать из одного региона страны в другой и попасть в другое образовательное пространство, поскольку в стандартах содержания нет, программы имеют характер примерных, школа может учить чему-нибудь и как-нибудь, лишь бы подготовить к ЕГЭ, который должен быть приговорен к высшей мере совершенствования. В действующем Законе об образовании содержится явное противоречие между теми функциями стандарта, которые прописаны, и его содержанием. Что касается законопроекта Ирины Яровой о единых учебниках – это важная проблема, но начинаем решать не с того конца. Не с учебников надо решать проблему, а с возвращения в стандарты содержания».

Зампред Комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодёжи Республики Карелия Эмилия Слабунова отметила, что сейчас учебник как средство образования вообще переживает свой кризис. А директор Гимназии №56 Санкт-Петербурга, Народный учитель РФ Майя Пильдес считает: «Не единые учебники решают поставленную задачу. Её решает учитель, подготовленный к работе, обученный и заинтересованный в постоянном повышении своего профессионального уровня. Поэтому наиважнейшие вопросы – это вопросы педагогического образования. Всё, что мы надстраиваем над учителем: и новые предметные концепции, и структуры рабочих программ, и специальные требования - он не в состоянии вникнуть во все эти серьёзные документы, которые на него свалились. Мы сейчас бюрократически придавили учителя и требуем с него то, что обязаны сами ему дать».

Автор учебника по российской истории Евгений Спицын увидел главную проблему ФГОС в том, кому будет доверено их составление и изменение: «Никто не против того, чтобы ФГОСы были, но мы что, опять в той же команде, которая 25 лет гробила наше образование? Мы сейчас упали в наших показателях до уровня стран Азии и Африки… Теперь по поводу учебников. Вот лежит мой четырехтомник «Полный курс истории России», я его издал на свои деньги. Говорят, что конкурс прошёл по учебнику истории - самый лучший. Опять мы сказки рассказывают! Меня до конкурса не допустили!».

Доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО Ольга Четверикова сказала: «Сегодня очень широкие круги и в педагогической и в научной общественности осознали, что наше образование находится в катастрофическом состоянии. И эта проблема уже не социальной политики, а национальной безопасности, потому что общий уровень образования наших детей и тот мировоззренческий хаос, в котором они пребывают, таковы, что наши дети стали сегодня объектом манипулирования зарубежных центров, которые разработали целую серию программ, направленных на перестройку их сознания. Одна из этих программ -«Учителя для всех», которая уже реализуется в Подмосковье. Кроме неё существуют программы «Золотой песок», «Учитель для Америки», которые созданы при участии американских структур и разведки. Всё это создаёт ситуацию, при которой наша система образования фактически превращается в каналы по перекачке мозгов за рубеж…».

«Обеспечение единства образовательного пространства включает две совершенно разные вещи, - сказал профессор РГПУ имени А.И.Герцена Сергей Рукшин. - Первое – это равенство доступа к образованию, независимо от материального, социального положения семьи и регионов проживания. Его надо достигать путем создания академической сети. Скажем, в Петербурге есть президентский лицей для одаренных, а почему-то в Тюмени нет? Второе – это обеспечение действительно единства и вариативности индивидуальных траекторий, и единство шансов при переходе с одной траектории на другую. Как математик, я хорошо знаю, что по учебнику Виленкина человек проходит обыкновенные дроби в 6-м классе, по учебнику Никольского (серия «МГУ в школе») - в 5-м. Переходя из одной школы в другую, он может два года подряд проходить одну часть материала и не пройти другую. Поэтому кроме равенства содержания, должна быть унификация сроков по базовым дисциплинам». Вариативность же, по мнению Сергея Рукшина, должна быть перенесена в широкие сопроводительные функции учебно-методического комплекса для детей с особыми возможностями и потребностями.

Президент Института мобильных образовательных систем Александр Кондаков заметил: «Почему-то говоря о стандарте и его совершенствовании, мы не говорим о результатах его введения. В прошлом году завершился первый этап введения стандарта начальной школы. И проведенные исследования показали, что на 13% выросло количество детей, которые достигли повышенного уровня по математике и русскому языку на 10%. Для России этот показатель очень значимый. Также, по словам Александра Кондакова, содержание образования - уникальная конструкция, где можно разрабатывать единые концепции по отдельным предметам, но если между ними нет связки и они не представляют собой единого целого, это не улучшает ситуацию.

Председатель Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы Людмила Мясникова рассказала о видении проблемы глазами школьников: «Я задала 11-классникам вопрос, что такое в их представлении единое образовательное пространство? Мы обработали ответы выпускников московской школы № 1347 и вот что получили: они хотят видеть это пространство таким, где смогут общаться между собой, с преподавателями образовательных учреждений, колледжей, вузов, обсуждать интересующие их вопросы, получать профессиональные консультации и ответы. Это пространство, на котором собрано огромное количество материала: видеоуроки, теоретические, практические материалы, которые в свою очередь могут помочь всем заинтересованным в подготовке к экзаменам, олимпиадам и банальному расширению кругозора. Это пространство, которым сможет воспользоваться ученик любого класса, любой школы и любого города. Вот их мнение».

Не все участники «круглого стола» имели единый взгляд на проблему формирования единого образовательного пространства: озвучивались противоположные точки зрения, начинались оживлённые дискуссии. Подытожила мероприятие Ирина Мануйлова: «Сегодня нет единства мнений, потому что за этим столом собрались очень разные и опытные эксперты, каждый из которых представляет позицию целого сообщества. Что касается идей, я с огромным удовольствием услышала отзыв на предложение комитета: дать право школе работать по примерной образовательной программе, не пытаясь что-то туда ещё вкладывать, потому что уверена, что 99% российских школ именно так и сделают. Считаю, что наш с вами круглый стол прошёл не зря».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О проблемах сохранения единства образовательного пространства
в Российской Федерации

Во исполнение решения коллегии Министерства образования Российской Федерации от 05.12.2000 N 19 "О проблемах сохранения единства образовательного пространства в Российской Федерации"

приказываю:

1. Департаменту образовательных программ и стандартов общего образования (М.Р. Леонтьевой), Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С. Гребневу), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я. Бутко), Управлению дошкольного образования (Т.И. Оверчук) запланировать проведение совещаний и конференций на 2001 и 2002 годы по проблемам непрерывного образования и сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации и в срок до 01.12.2002:

завершить работу по формированию требований к уровню подготовки выпускников, как важнейшей составляющей федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, в формах, позволяющих контролировать соответствие уровня указанным требованиям;

разработать средства измерения, позволяющие контролировать соответствие уровня подготовленности обучающихся требованиям, установленным федеральными компонентами государственных образовательных стандартов;

разработать предложения об использовании в системе образования Российской Федерации новой шкалы баллов оценки учебных достижений обучающихся.

2. Департаменту образовательных программ и стандартов общего образования (М.Р.Леонтьевой), Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребневу), Управлению высшего профессионального образования (Ю.А.Новикову), Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко) разработать до 01.12.2001 предложения о формировании системы базовых и дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку обучающихся к освоению основных профессиональных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, и сформировать принципы интеграции образовательных учреждений различных уровней в образовательные комплексы.

3. Управлению дошкольного образования (Т.И.Оверчук) в 2001 году организовать разработку федеральных компонентов государственных образовательных стандартов дошкольного образования, обеспечивающих развитие личности ребенка.

4. Департаменту образовательных программ и стандартов общего образования (М.Р. Леонтьевой) при разработке нового обязательного минимума содержания начального образования опираться на показатели и критерии готовности детей к школе.

5. Рекомендовать Российской академии образования (Н.Д.Никандрову):

включить в план важнейших научных исследований на 2001 и последующие годы разработку рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению перехода обучающихся с одной ступени образования на другую и методических рекомендаций по организации обучения ребенка при его переходе в начальной школе с одной системы обучения на другую и при переходе в основную школу;

в срок до 01.03.2001 разработать предложения о научном обеспечении решения проблемы сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации.

6. Департаменту образовательных программ и стандартов профессионального образования (Л.С.Гребневу):

обеспечить до 01.08.2001 разработку изменений и дополнений в действующий Порядок перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое на новых принципах в условиях реализации основных образовательных программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения;

организовать разработку до 01.07.2002 содержания общепрофессиональных дисциплин для родственных направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в области техники и технологии;

обеспечить в срок до 01.06.2001 совместно с Управлением среднего профессионального образования (П.Ф. Анисимовым) разработку примерных учебных планов для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, по специальностям высшего профессионального образования, по которым практикуется подготовка специалистов в сокращенные сроки.

7. Управлению среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимову), Управлению начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Департаменту образовательных программ и стандартов общего образования (М.Р.Леонтьевой) совместно с РАО (по согласованию) с целью обеспечения единства образовательных программ для лиц, получающих начальное и среднее профессиональное образование на базе основного общего образования, в срок до 01.04.2001 обеспечить разработку концептуальных подходов по реализации обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования в рамках профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования с учетом профиля будущей профессии обучающихся.

8. Ректорам высших учебных заведений, директорам (начальникам) средних специальных учебных заведений Российской Федерации исключить практику введения в перечень вступительных испытаний предметов, не установленных Порядком приема, а также включение в программы вступительных испытаний вопросов, выходящих за рамки примерных программ вступительных испытаний, разработанных Минобразованием России.

9. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечить соблюдение действующего законодательства в области образования в части приема в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования и их филиалы независимо от ведомственной принадлежности.

10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Д.Шадрикова.

Министр
В.М.Филиппов

Юлия Сергеева

Сохранение и укрепление единства образовательного пространства России является одной из основных задач в сфере образования. Об этом в пятницу, 23 октября, заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов на круглом столе по теме «Правовое обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации». За круглым столом для обсуждения проблемы собрались депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители органов исполнительной власти, руководители образовательных организаций, представители общественных организаций. Сегодня нет единства в подходах к образованию, с точки зрения лидеров мнений. Поэтому за столом собрались опытные эксперты, каждый из которых представил позицию — даже не свою собственную, а целого сообщества. Прямая трансляция круглого стола шла в сети Интернет на сайте Государственной думы Российской Федерации, потому что число заинтересованных слушателей и зрителей гораздо больше, чем могла вместить небольшая аудитория.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» действует на протяжении трёх лет. Наша страна огромна — 85 регионов, абсолютно разные школы: сельские и городские, гимназии и лицеи, — не учитывать эти особенности нельзя. Именно поэтому закон во многом рамочный, и надо найти объединяющие принципы, чтобы сохранить единое образовательное пространство страны. Главные вопросы, на которые пытались ответить парламентарии: зачем учить? Второй: чему учить? И третий: как учить?

«Укрепление единства образовательного пространства страны является ключевым вопросом в обеспечении как такового единства России, и на решение этой задачи должны быть направлены все необходимые силы и ресурсы. К сожалению, сейчас пока мы этого не видим, и недоработки в этой сфере со стороны того же Министерства образования и науки РФ очень серьёзные и очевидные. У нас есть масса претензий к профильному ведомству по этому направлению работы», — заявил Владимир Бурматов, первый заместитель главы комитета по образованию.

Комитет по образованию Государственной думы системно занимается этой проблемой. Ещё в феврале 2013 года на заседании комитета был рассмотрен вопрос о нормативном, правовом обеспечении, формировании и содержании общего образования. Были проведены парламентские слушания по этой тематике и создана межфракционная рабочая группа, которая занимается этой проблематикой в постоянном режиме. Бурматов отметил, что в обеспечении единства образовательного пространства Российской Федерации ключевую роль играют федеральные государственные образовательные стандарты, к качеству которых неоднократно предъявлялись претензии как со стороны экспертного сообщества, так и со стороны школьной общественности.

Немаловажными для обеспечения единства образовательного пространства России, помимо ФГОСов, являются контрольно-измерительные материалы, с помощью которых проводится аттестация школьников, и концепции преподавания учебных предметов. Понимание решения проблемы есть, но, тем не менее, по словам депутата, ситуация в этой сфере весьма далека от идеальной. Депутат подчеркнул, что существуют серьёзные проблемы с обеспечением школ качественными учебниками — это один из базовых факторов формирования единого образовательного пространства.

«Я считаю, что нужно реализовывать концепцию единых учебников по основным предметам и добиваться того, чтобы они были качественными и общедоступными. К сожалению, мы не видим адекватных усилий в этом направлении со стороны Министерства образования. Наоборот: единого учебника по истории, который уже должен был стоять на полках школьных библиотек, так и не появилось, а по другим предметам ситуация ещё хуже, этим вопросом в Минобре никто не занимается. Пока те, кто отвечает за обеспечение школ учебной литературой, в первую очередь думают о своих прибылях и в последнюю — о детях, а не наоборот, ситуация не нормализуется», — отметил Бурматов. Парламентарии пришли к выводу, что учебно-методический комплект должен включать, помимо учебника, учебные пособия, рабочие тетради для учащихся и электронную форму учебника. Безусловно, нужно предоставить учителю возможность использования и иных дополнительных учебных пособий, таких материалов, как первоисточники, хрестоматии, документы, периодическая печать, научные статьи и так далее.

Выступление продолжила руководитель межфракционной рабочей группы Ирина Викторовна Мануйлова, заместитель председателя комитета по образованию. Она предложила «установить порядок разработки учебников для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учебников для углублённого и расширенного изучения обязательных предметов с условием, что их содержание также будет включать в себя содержание основных или базовых учебников». Такой подход, считает она, позволит избавиться от ненужного многообразия, сохраняя единое образовательное пространство, но вместе с тем даст ту вариативность, которая позволит каждому обучающемуся в зависимости от выбранной программы найти свой, оптимальный для него учебник.

«Для обеспечения единства нам нужно рассмотреть весь комплекс таких инструментов, и туда, на наш взгляд, входит система формирования содержания образования, включающая и ФГОСы, и примерные основные образовательные программы, и программы образовательных организаций. Вторым компонентом будут средства обучения и воспитания, включая учебники и учебные пособия. И, наконец, третьим компонентом будет система комплексной оценки качества образования, включая промежуточную итоговую аттестацию учащихся и разработку контрольно-измерительных материалов. Безусловно, все три составляющие взаимосвязаны между собой. Но ещё раз напомню, что, согласно концепции закона, основополагающим инструментом для формирования содержания образования являются ФГОСы», — подчеркнула она.

Ирина Викторовна обратила внимание присутствующих на то, что «ФГОСы должны обеспечить и преемственность основных образовательных программ, вариативность их содержания, возможность формирования различных программ по сложности и направленности, чтобы учесть образовательные потребности и способности обучающихся, а также обеспечить государственные гарантии уровня и качества образования на основе единых требований к условиям реализации и результатам освоения этих программ». По мнению зампреда комитета по образованию, в самом законе «Об образовании в Российской Федерации» в его сегодняшней редакции допущена избыточная свобода формирования обязательной для всех школ части их образовательной программы, что и создаёт потенциальную угрозу целостности образовательного пространства страны.

Подобную оценку высказывали и депутаты Государственной думы, это звучало в выступлениях известных педагогов. И на сегодня в портфеле комитета есть уже два законопроекта, по сути, имеющие одинаковую концепцию и общую цель — гарантированно обеспечить единство образовательного пространства страны.

«Мы предлагаем включить в стандарт не требования к результатам, как это сегодня звучит, а сами результаты освоения образовательной программы. В этом случае содержание во ФГОСах будет представлено в форме результатов обучения для всей образовательной программы. Сразу хочу оговориться, что межпредметные и личностные результаты есть в действующих стандартах, но сегодня мы больше внимания будем уделять предметным результатам. Потому что именно предметные должны быть сформулированы в форме обязательных (ученик должен научиться) и возможных (ученик получит возможность научиться). И включены, соответственно, во ФГОСы», — подвела итог депутат.

Депутат перечислила группу изменений, которые войдут в стандарты уже в ближайшее время. Во-первых, выделение предметов «Русский язык» и «Литература» в отдельную предметную область — это исполнение поручений президента Российской Федерации. Ещё одно изменение: впервые в Российской Федерации вводится специальное требование для детей с ограниченными возможностями здоровья на уровне подростковой школы, в том числе и предметные результаты обучения. И последняя группа изменений: меняется требование к структуре рабочей программы учебных предметов — она содержательно уменьшается практически в 3,5 раза, а значит, и объём административной нагрузки на учителей уменьшится. Ещё один важный шаг в укреплении единого образовательного пространства: зарождается новый формат документа, который также косвенно будет определять содержание образования в стране, — это предметные концепции. В 2016 году в рамках Федеральной целевой программы развития образования предусмотрена реализация проекта, который ответит на два главных вопроса: а) определит место предметной концепции в нормативном поле среди регуляторов содержания общего образования и б) даст примерную структуру этой предметной концепции. Те концепции, которые на сегодня разработаны, разноформатные; в 2016 появится национальная рамка для предметной концепции.

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Что такое - образовательное пространство?

В педагогической науке образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; как пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.

Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности. В зависимости от уровня и аспекта его рассмотрения возникают различные определения - как совокупности образовательных учреждений, образовательных стандартов и программ, различных видов деятельности и т.д. Под образовательным пространством понимают локализацию многообразия индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. внешнее по отношению к человеку пространство выбора. От взаимодействия составляющих образовательного пространства зависит его эффективность.

Единое образовательное пространство - это система, включающая в себя следующие структурные элементы:

  • совокупность образовательных программ, применяемых технологий,
  • внеучебная и досуговая деятельность;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Наряду с понятием «образовательное пространство» используется термин « образовательная среда », т.е. система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда содержит элементы общего пространства и служит условием развития личности ребенка.

В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.

Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия, по сути, являются конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные и личностные.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.

При этом возникает ряд вопросов:

Что такое метапредметность?

Как увязать необходимость реализации метапредметности с высокой подготовкой?

Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода и к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня являются: формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций (коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности (целеустремленность, самоорганизация и др.), формирующиеся в процессе воспитания. А для успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения - рассуждение, сопоставление, анализ и т.д.

Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно-значимой для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающейся на их сотрудничество.

Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция урочной и внеурочной деятельности, на основе активных деятельностных форм. Использование педагогами в учебное и внеучебное время интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИКТ и др.) способствует формированию у учащихся компетентности в решении проблем, умению работать в команде, развитию творчества и множества других свойств и качеств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школы, которое выстраивает образовательную и воспитательную деятельность ученика как самостоятельную, разнообразную и активную деятельность, по следующим направлениям:

Образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

Внеурочная деятельность;

Взаимодействие семьи и школы;

Повышение квалификации педагогов школы.

Подобная ситуация нуждается в выработке особенного образовательного пространства для младшего школьника, чтобы ему легче было адаптироваться к школе, чтобы он дальше развивал свои творческие способности, сохранил свое здоровье, чтобы родители и учителя нашли общие параметры взаимодействия для благополучного развития личности младшего школьника.

Основной целью в начальной школе является развитие общеучебных навыков и общих способностей, а также создание условий для проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных задатков ребенка.

Особенности организации образовательного процесса в начальных классах:

  • предшкольная подготовка для поступающих в 1 класс;
  • продолжительность уроков- 35 минут для первоклассников;
  • безотметочная система обучения – в 1 классе;
  • режим дня первоклассников: динамические паузы и дневной сон;
  • организация питания школьников;
  • физкультминутки и игровые паузы между уроками;
  • использование средств ИКТ на уроках – интерактивная доска, персональные ноутбуки и т.д.

Основным видом деятельности ребенка в школе является учение, оно должно быть организовано не с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а на их основе, и поэтому образовательное пространство отвечает следующим требованиям:

  1. Предоставление обучающимся многообразия знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
  2. Предоставление возможности овладения основами наук на уровне и в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям обучающегося.
  3. Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
  4. Учет физиологических и психических особенностей обучающихся с целью сохранения их здоровья.

Знание личностных особенностей каждого ребенка помогает более рационально и эффективно спланировать образовательное пространство.

Начинаем свою работу с первого класса. Определив на основе тестирования, каков уровень образного мышления, логического мышления, памяти, внимания, моторики руки, насколько сформирован внутренний план действий, оптимальную работоспособность и настроение (эмоционально-волевая сфера) ребенка. Все это позволяет строить правильный (развитие ребенка) образовательный процесс.

Все учителя начальных классов нашей школы ведут тщательное отслеживание за развитием каждого ребенка. Учитель фиксирует результаты различных срезов, их динамику, выявляет затруднения, причину их появления и на этой основе планирует индивидуальную работу, что способствует предупреждению пробелов в знаниях, своевременному обнаружению «сбоев» в собственной деятельности.

Воспитательный процесс охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность учащихся.

Наиболее значимые черты воспитательной системы школы:

  • деятельностный подход в обучении и воспитании. Дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, к учебе, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни наполнены делами и событиями, связанными с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. В каждом из этих направлений ребенок пробует свои силы и в каком-то из них обязательно добьется успеха;
  • реализация принципа воспитывающего обучения, предполагающего, что обучение и воспитание - единый процесс. Важнейшие задачи воспитания решаются именно на уроке, в процессе обучения. Внеурочная воспитательная работа дополняет этот процесс своими специфическими способами, обеспечивая гармоничное развитие ребенка;
  • в основе образовательного пространства лежат многовариативные модели развивающего обучения. Результатом образования и мерилом успешности учащихся становится не только то, что они узнали по отдельным предметам, а еще и то, как именно изменились их личностные качества, способы осмысления себя и мира, каковы проявления в коммуникативной и творческих сферах;
  • интеграция базового и дополнительного образования;
  • гуманизация отношений внутри коллектива, отказ от авторитарности, назидательности по отношению к ребенку. Ведущая технология обучения – педагогика сотрудничества. Качества воспитания оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми.

С целью раскрытия в детях задатков, склонностей, формирования в них интересов определенной направленности были организованы занятия по интересам – кружки: «Турист-краевед», «Народные игры», «Умелые руки», «Мир Деятельности», «Юный натуралист», «Аэробика». Педагогический коллектив следит за отношением детей к ним.

Курсы по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной познавательной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношений между учителем и учеником. Учитель перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся (об этом свидетельствуют отзывы детей).

Широкой многолетней практикой стало сотрудничество школы с культурными и образовательными учреждениями района и области (театры, музеи, выставки, учреждения высшего и среднего образования) и интересными людьми. Многие учащиеся посещают занятия Воскресной школы при храме в с.Морозовы-Борки, занимаются в Доме Детского Творчества. Организуются совместные экскурсии в Сапожковский краеведческий музей, на базе школы проходила встреча с участниками ансамбля гусляров «Гудьба» из Рыбновского района, работал студенческий отряд «Звездный» и т.д. Данные ресурсы значительно обогащают образовательные программы и досуговую деятельность учащихся.

Неотъемлемую часть внеурочной деятельности составляет работа с родителями . Это совместные тематические вечера, классные часы, а также участие семьи в создании разного рода проектов – об истории своей семьи, составление генеалогического древа, об истории края и т.д.

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения в законе “Об образовании” является одной из социально значимых задач современного российского общества.

Благодаря этому:

  • активизировался образовательный процесс – каждый ребенок выступает в роли активного участника познавательной деятельности;
  • созданы условия для самостоятельного приобретения знаний обучающимися (работа с научно-популярной литературой, медиатека, интернет, компьютерные классы).

В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»