Был создан кгб. Военно-политические органы в войсках КГБ

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Комитет Государственной Безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР был создан 13 марта 1954 г., путем выделения из МВД управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с МВД и МГБ, предшественниками КГБ – новый орган занимал более низкое положение: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти – Политбюро – он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии – человека, способного отстранить ее от власти ради осуществления собственных политических проектов

Первым Председателем КГБ стал И.А.Серов, а в 1958 г., – А.Н.Шелепин, затем – с 1961 по 1967 гг. – В.Е.Семичастный, а после этого – до 1982 г. – Ю.В.Андропов.

Влияние КГБ, по сравнению со сталинскими временами, сократилось. Однако гарантия безопасности распространялась лишь на высшую номенклатуру – кроме тех случаев, когда кто-то из ее представителей нарушал принятые в этой среде «правила игры».

Оппозиционные настроения в обществе не исчезли, – просто они ушли «вглубь», а власть перестала выявлять их с прежней интенсивностью, так как не видела для себя прямой угрозы. Главным противником режима стали не какие-то подпольные группировки, а песни, стихи, книги, религиозные убеждения, личная честность и порядочность тех или иных лиц. Борьба переместилась в сферу идей, где правящий режим был обречен на конечный проигрыш: «социализм», созданный в СССР, никого не привлекал, а предложить что-либо, помимо избитых коммунистических штампов, он не мог.

Поменялись, и методы «работы» спецслужб. Применялось осуждение по статьям 70 и 190 УК РСФСР: «антисоветская агитация» и «антисоветская пропаганда», чаще всего – на незначительный срок. Также применялось осуждение по фальсифицированным уголовным обвинениям. Широко применялось осуждение за «тунеядство»: диссидента увольняли с работы, и нигде больше не принимали, а затем привлекали к ответственности (безработные в СССР считались преступниками). Практиковался запрет на проживание в столичных городах (ссылка «за 101-й километр»). Обыденным делом было прослушивание телефонов, вскрытие переписки, демонстративное наружное наблюдение.
Новым «изобретением» спецслужб стало заключение наиболее активных диссидентов в психиатрические больницы. Тех, чья деятельность вызывала наибольшее раздражение, а арест был невозможен в силу международного резонанса – высылали за рубеж, либо понуждали к выезду. Вместе с тем, были и списки «невыездных» – тех, кому отказывали в выезде за границу. Характерным явлением этой эпохи стало движение «отказников» – лиц еврейской национальности, которым власти отказывали в праве выезда в Израиль.

Следует отметить, что диссидентское движение в СССР не столько массовым, сколько морально и политически значимым, и оказывало заметное воздействие на общественные настроения той эпохи, а некоторые из диссидентских групп стали в дальнейшем основой для формирования политических партий и общественных движений периода «перестройки», – в особенности, в Литве, Грузии, Украине.

КГБ того периода – до 1978 г. – имел следующую структуру:
– Первое главное управление (ПГУ) (внешняя разведка). Руководители: А.Панюшкин, А.Сахаровский, а с 1974г. – В.А.Крючков. Управление включало:
1. Управление «Р» – оперативное планирование и анализ. Из воспоминаний разведчиков того времени можно сделать вывод, что преимущество отдавалось планированию, – как правило, директивному. Отдельной аналитической службы КГБ так и не создал вплоть до 1991 г.
2. Управление «К» – контрразведка за рубежом (выявление агентуры противника, внедренной в советскую разведку, как легальную (посольства и прочее), так и нелегальную.
3. Управление «С» – нелегальные резидентуры за рубежом.
4. Управление «ОТ» – оперативно-техническое.
5. Управление «И» – компьютерная служба. Появилось только в конце 70-х – на 20 лет позже, чем в США.
6. Управление «Т» – научно-техническая разведка. В основном занималось воровством западных технологий, в первую очередь – военных. Изучения «магистральных» направлений в мировой науке, поиска ноу-хау, могущих быть внедренными в гражданскую промышленность, не велось. А ставка на копирование западных технологий лишала отечественных конструкторов стимулов к творчеству.
7. Управление разведывательной информации (анализ и оценка внешних угроз). К сожалению, в своей работе это управление руководствовалось не столько реальной ситуацией в мире, сколько указаниями ЦК КПСС. В итоге Генсеку и Политбюро докладывали то, что те хотели слышать, что делало неизбежными трагедии, подобные бессмысленной гражданской войне в Анголе.
8. Управление «РТ» – разведопераци на территории СССР. В мировой практике такого больше нет: нигде разведка не имеет права проведения разведывательных операций на собственной территории. На деле такая ситуация означала возможности для противоправных актов: можно было сделать все, что угодно, и скрыть содеянное грифом «совершенно секретно».
9. Служба «А» – активные мероприятия. Это понятие может включать в себя многое: от внедрения в разведку противника, до создания «легендированных» (то есть, поддельных) диссидентских групп, от заброски диверсантов – до похищения людей.
10. Служба «Р» – радиосвязь.
11. Служба «А» восьмого управления КГБ – шифровальные службы. На Западе к такой работе привлекались целые научные институты, а талантливые математики и программисты получали крупные гранты на свои исследования в интересах разведки. В СССР ничего подобного не было: ученым предлагали «труд на благо Родины» за «спасибо».

Интересно посмотреть на «специализацию» ПГУ по регионам мира:
– США и Канада (упор – на военную разведку);
– Латинская Америка (упор – на поддержку левоэкстремистских повстанцев и противодействие китайскому влиянию на них, основная база – Куба);
– Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Африка (бывшие британские колонии) (упор – на Африку: поддержка стран «некапиталистического пути развития»);
– ГДР,ФРГ, Австрия. Характерно, что Германию рассматривали, как единое целое, – значит, искусственность ее разделения осознавали. И еще: нейтральная Австрия пользовалась столь же высоким вниманием разведки, что и член НАТО ФРГ;
– Бенилюкс, Франция, Швейцария, Италия, Испания, Португалия, Югославия, Румыния, Греция, Албания. Интересно, что «социалистическая» Румыния ставилась в один ряд с «вражескими» странами, как и Югославия. Официально в рамках Варшавского Пакта 1955г. было установлено, что страны ОВД не ведут разведывательной деятельности друг против друга. Как видим, на Румынию это не распространялось;
– КНР, Лаос, КНДР, Южная Корея, Вьетнам, Камбоджа. Южную и Северную Корею рассматривали, как единое целое, имея в виду использование их разведвозможностей друг против друга;
– Япония, Индонезия, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Филиппины. База – Япония, упор – на поддержку повстанческих движений (Индонезия, Филиппины);
– неарабские страны Ближнего Востока, Иран, Турция, Израиль, Афганистан. Такое объединение было явной ошибкой: слишком уж разные страны КГБ пытался рассматривать «в комплексе». Иран, Турцию, Афганистан, Израиль следовало выделить в отдельные направления. В ЦРУ так и было;
– контакты с социалистическими странами.

Второе Главное Управление (внутренняя безопасность и контрразведка). Руководители (до 1980 г.): П.В.Федотов, О.М.Грибанов, С.Г.Банников, Г.К.Цинев, Г.Ф.Григоренко. Его структура также любопытна:
– 1-й отдел – США;
– 2-й отдел – Великобритания;
– 3-й отдел – ФРГ;
– 4-й отдел – Восток;
– 5-й отдел (его функции нам неизвестны);
– 6-й отдел – эмигрантские организации (такие, как НТС, «Наша страна», и так далее);
– 7-й отдел – борьба с терроризмом. Акцент делался на выявление возможной связи с террористами работников иностранных дипмиссий;
– 8-й отдел – иностранцы в СССР. По этой линии работали и ПГУ КГБ, и ГРУ, и МВД. Все они стремились к контролю над проституцией, спекуляцией импортными вещами, наркотиками, порнографией. Отсюда – коррупция и моральное разложение «органов». Выявлению реальной иностранной агентуры все это мало помогало, зато «опека» КГБ отравляла жизнь обычным интуристам и студентам-иностранцам;
– 9-й отдел – следственный;
– 10-й отдел – охрана дипкорпуса и наружное наблюдение;
– 11-й отдел – розыск и поимка агентов-парашютистов. Примерно с 1962 г., и до самого 1991 г. этот отдел бездействовал: Запад отказался от нелегальной переброски своей агентуры в СССР вообще, а не только по воздуху. Затраты на такие операции не оправдывали себя – провалившийся «засланец» терялся, чаще всего, не успев сделать ничего существенного. Подготовка же таких «засланцев» занимает много лет и стоит большие деньги.

В 1960 г. Второе Главное Управление КГБ было реформировано, по инициативе А.Н.Шелепина. Первые 6 отделов оставались прежними, остальные же изменились так:
– 8-й отдел – антисоветские листовки и анонимки (в связи со значительным ухудшением социально-экономической ситуации в стране эта «проблема» стала к началу 60х достаточно значимой. Проверки чаще всего выявляли, однако, не какие-то подпольные группировки, а отчаявшихся и обозленных людей, писавших свои листовки от руки – за отсутствием свободы слова;
– 9-й отдел – контрразведывательное обеспечение промышленности;
– 10-й – иностранцы, приезжающие по линии науки и культуры, на учебу, агентурная разработка лиц, устанавливающих «преступные связи» с иностранцами;
– 11-й – духовенство и буржуазные националисты. В Литве, Эстонии, Западной Украине, Грузии и Армении это было серьезной проблемой для властей. Так, в Литве католическая церковь де-факто была легальной оппозицией режиму, и имела широкую общественную поддержку, а в Грузии движение в защиту грузинского языка и памятников истории и культуры захватило даже многих партработников;
– 13-й отдел – атомная промышленность;
– транспорт;
– контрабанда и незаконные валютные операции.

Третье Главное Управление КГБ – военная контрразведка. Следует отметить, что во всей структуре КГБ это Управление было наиболее эффективным, и наименее поражено коррупцией, так как занималось нужным делом – защитой военной тайны, технических и научных достижений, имеющих оборонное значение, складов оружия и боеприпасов, ядерных объектов, НИИ и лабораторий военного назначения, военных заводов. «Политики» там было мало, поэтому к работе привлекались настоящие профессионалы. Военная контрразведка действительно выявила немало иностранных агентов, пытавшихся завладеть военными секретами СССР.

Четвертое Управление – до 1960 г., Пятое – с 1967 г. – борьба с антисоветскими элементами. Другое название – «Идеологическое». Наличие такого отдела, специализирующегося на политическом сыске, основанном на некоей идеологической доктрине (в данном случае – марксизм-ленинизм) – характерный признак несвободного государства.

Инициировал его создание в качестве самостоятельного подразделения КГБ Ю.В.Андропов. Считалось, что его задача – «борьба с идеологическими диверсиями противника». Много позже – в 1989 г. – ввели иной термин: «защита конституционного строя». Разница между этими двумя терминами – не только внешняя, но и смысловая. Идеологической диверсией можно было назвать что угодно, тогда как покушением на конституционный строй – ограниченный перечень деяний. С «идеологическим противником» можно было бороться, не выбирая средств, тогда как при защите конституционного строя приходится считаться с Конституцией. Кроме того, борьба с «идеологическими диверсиями» означала приверженность КГБ определенной идеологии, тогда как «защита конституционного строя» означает внеидеологический статус спецслужб: они призваны служить стране, а не лицам и партиям. Следует отметить, что первым подобное изменение функций спецслужб намеревался осуществить Л.П.Берия.

Численность центрального аппарата 5го Управления КГБ была поначалу небольшой: в 1967 г. – около 200 чел, но она быстро росла. Структура Управления была такова:
-1-й отдел – работа по каналам культурного обмена, творческим союзам, НИИ, медицинским и культурным учреждениям. Писатели, поэты, врачи и музыканты, архитекторы и скульпторы – находились в его «ведении».
– 2-й отдел – работа совместно с ПГУ против центров «идеологических диверсий» западных стран, против националистических и шовинистических групп и эмигрантских организаций.
– 3-й отдел – работа по линии студенческого обмена, студентов и преподавателей. Занимался вербовкой «стукачей» в студенческой и преподавательской среде.
– 4-й отдел: «работа» по линии религиозных конфессий, «курировал» церковь, фактически ведал назначениями и перемещениями священнослужителей, закрытием и открытием храмов, и так далее.
– 5-й отдел: розыск авторов анонимных антисоветских листовок, проверка сигналов о фактах терроризма («телефонный терроризм» и тогда был), «предотвращение массовых антиобщественных проявлений». Под этим термином понимались забастовки, митинги, собрания, пикетирования, сбор подписей под различными воззваниями и петициями, – словом, любое несанкционированное коммунистической партией групповое действие политического характера.
– 6-й отдел: планирование и информационная работа, «обобщение и анализ данных о деятельности противника по планированию идеологических диверсий, разработка мероприятий по перспективному планированию и информационной работе».также занимался перлюстрацией корреспонденции.
– 7-й: (образован в 1969 г.): «выявление и проверка лиц, вынашивающих намерения (!)применить взрывчатые вещества и взрывные устройства в антисоветских целях». «Выявленных» ставили на оперативный учет – годами вели на них агентурные дела. А вот когда в 1977 г. группа армянских террористов-националистов произвела теракт в московском метра, КГБ их заранее «выявить» не смог. Еще 7-й отдел проверял «сигналы» об угрозах в адрес высших руководителей страны – вопрос, которым в США, например, занимаются служба безопасности президента и ФБР, а вовсе не разведка. А поскольку людей, желавших «вождям» всего самого «доброго» было множество, легко представить себе объем копившихся в 7м отделе Пятого Управления ненужных бумаг.
– 8-й: (образован в 1973 г.): «выявление и пресечение идеологических диверсий подрывных сионистских центров». За отсутствием реальных «сионистских центров» отдел занимался преследованием за религиозную деятельность, за намерение выехать в Израиль, и даже за попытки отмечать еврейские праздники или изучать иврит. К «подрывным центрам» причислялись такие всемирно известные еврейские благотворительные и культурно-просветительские организации, как «Сохнут», «Джойнт», и прочее.
– 9-й: (образован в 1974 г.): «ведение наиболее важных разработок на лиц, подозреваемых в организованной антисоветской деятельности, (кроме националистов, церковников, сектантов), выявление и пресечение враждебной деятельности лиц, изготовляющих и распространяющих антисоветские материалы, проведение агентурно-оперативных мероприятий по вскрытию на территории СССР антисоветской деятельности зарубежных ревизионистских центров». Занимался «разработкой» «крупных» диссидентов, – таких, как А.Солженицын, В.Буковский, Л.Алексеева. Тех, кто составлял издания, подобные «Хронике текущих событий», либо регулярно передавал информацию иностранным корреспондентам, устраивал пресс-конференции. Что касается «ревизионистских центров», то имеются в виду лица, разделяющие социал-демократические или социалистические, но не отвечающие «линии партии» убеждения. Сюда же относились сторонники «конвергенции» – синтеза капитализма и социализма (Рой и Жорес Медведевы, например).
– 10-й: (образован в 1974г.): проведение контрразведывательных мероприятий против зарубежных антисоветских организаций (кроме украинских и прибалтийских националистов).
– 11-й: (образован в 1977 г.): по проведению «оперативно-чекистских мероприятий по срыву подрывных акций противника и враждебных элементов в период подготовки и проведения Летних Олимпийских игр в Москве. По окончании игр отдел «занялся» «курированием» спортивных организаций.
– 12-й отдел занимался прослушиванием телефонных переговоров населения;
– 14-й отдел – «курировал» телевидение и радиовещание – как в отношении цензурной и редакционной политики, так и в плане «разработки» кадров.

Кто и как охранял председателя Совета Министров? Легко ли стать «тенью» президента? Ответы на эти вопросы как никто другой знает полковник 9-го управления КГБ СССР Олег Борщев, который охранял многих руководителей страны - от Косыгина до Ельцина.

«МК» выяснил, что:

■ телохранитель должен был уметь при необходимости надевать охраняемому линзы и предугадывать желания;

■ офицерам охраны полагалось блистать чувством юмора;

■ самой скорбной своей миссией телохранитель считал сопровождение тела бывшего шефа до морга.

Олег Александрович, в 9-е управление КГБ просто так не попадают... Как вы получили такую работу?

Я проходил срочную службу в Кремлевском (сейчас он называется Президентским) полку. Москвичей в ту пору сюда призывали два раза в год и старались брать физически подготовленных, а еще лучше - спортсменов-разрядников. Когда пришла пора демобилизоваться, мне предложили остаться работать в Кремле. Тем более что я неоднократно был призером соревнования по плаванию Мосгорсовета и Центрального совета «Динамо». Ну и вообще мне самому было интересно поработать в таком месте.

И вас сразу приставили охранять кого-то из первых лиц?

Нет, что вы! Я еще проходил обучение в школе КГБ. Потом несколько лет работал в комендатуре зданий правительства 9-го управления. И только в 1976 году был переведен в подразделение личной охраны. Что входило в мои обязанности? Повседневная работа по изучению объектов, посещаемых охраняемыми лицами, работа с государственными и политическими деятелями зарубежных стран. Помню, на одном из последних съездов ЦК КПСС я в течение двух недель нес службу на основном подъезде, через который охраняемые проходили на заседания в Кремль два раза в день.
И только когда руководство решило, что мне можно доверить более ответственную работу, я был направлен в подразделение по охране председателя Совета Министров РСФСР (позже он возглавил Комитет партийного контроля при ЦК КПСС) Михаила Сергеевича Соломенцева.
Моя должность тогда называлась «заместитель начальника отделения охраны». В общей сложности я работал с Соломенцевым 6 лет. Он не любил привлекать к себе внимание и всячески старался, чтобы вокруг него было поменьше охраны.

Вот один из примеров: когда были в Сочи, Михаил Сергеевич внезапно решил посетить рынок и попросил никому об этом не говорить. Поехали. Пока мы ходили, одна женщина все у меня спрашивала: «Не Соломенцев это?» - «Похож, наверное», - невозмутимо отвечал я. А Соломенцев был очень доволен, что ему удалось слиться в толпе с обычными покупателями. Михаил Сергеевич с супругой любили бывать на воздухе: обязательно гуляли по территории объекта в Барвихе, в лесу, часа по два.
А зимой Михаил Сергеевич каждые выходные катался на лыжах. Охрана, разумеется, всегда была рядом. Также он очень любил плавать. Заплывал очень далеко, несмотря на свой солидный возраст. В море его всегда сопровождали личный врач и офицеры охраны, конечно.

Еще он был заядлым охотником и рыбаком. На юге часто ловил ставридку на удочку. На леске был десяток голых крючков, и на них сразу попадалось штук по пять рыбок. Их готовили на специальных дровишках и, копченых, подавали к ужину.

Руководители советского государства сами выбирали себе сотрудников охраны?

Нет, конечно. Но их согласие на предложенную кандидатуру требовалось. И когда меня привели к Соломенцеву, он мою кандидатуру сразу одобрил. Оказалось, он запомнил меня, когда я работал на съезде КПСС.

Потом вы перешли к члену Политбюро ЦК КПСС Анатолию Лукьянову (он в 1990–1991 гг. был председателем Верховного Совета СССР)?

Да. Но работал я с ним недолго, когда его основные сотрудники охраны были в отпуске (был на подмене). Я поразился тому, насколько он корректный и умный человек. Как-то он выступал в МГУ, где собрались юристы со всего СССР (в стране тогда был период так называемой перестройки и гласности). Лукьянов сказал короткую вступительную речь и неожиданно предложил задать ему любые вопросы.

И из зала посыпались записки, в том числе с очень острыми, подчас провокационными вопросами. Он запретил перехватывать их и подвергать цензуре. И отвечал на все не раздумывая, да так, что весь зал аплодировал. Это длилось более двух часов! И когда мы с ним возвращались вместе в машине, он поинтересовался: «Как я, по-твоему, отвечал?»

И что вы ответили?

Что я мог ответить? Честно сказал, что был восхищен. А потом меня от Лукьянова перевели к Борису Карловичу Пуго. Помню, когда Лукьянов об этом узнал, сказал мне: «Пуго очень хороший человек. Вам повезло».

И вам действительно повезло?

Еще как! Работать с Пуго было очень легко. Он оказался человеком простым, доступным и интеллигентным. И я, кстати, был с ним сразу после избрания его кандидатом в члены Политбюро и до последнего. Когда я спрашивал у него, есть ли замечания к кому-либо из нашей группы охраны по работе, неизменно следовала улыбка и ответ: «Все нормально». Ко мне он всегда обращался по имени-отчеству и на «вы».

Мои коллеги часто носили папки и портфели, принадлежавшие охраняемым. А Борис Карлович никогда мне папку в руки не давал - понимал, что у «прикрепленного» руки всегда должны быть свободными. Думаю, это связано с тем, что в свое время он возглавлял КГБ Латвии и понимал работу охраны. Единственное исключение - когда мы вдвоем ехали в лифте, и ему необходимо было причесаться.

Много воспоминаний связано с Пуго. Вот, помню, как-то мы были в Крыму. Встречал нас у трапа самолета начальник местного отдела охраны, которого я отлично знал. Я представил его Пуго: «Борис Карлович, это Лев Николаевич Толстой». Пуго решил, что я пошутил. А ведь мой коллега и впрямь был и потомком, и полным тезкой великого писателя.

Другой забавный случай был во время командировки в Китай. Супруга просила Бориса Карловича купить ей там обувь. А я сразу предупредил не делать этого: я уже бывал в Китае с другими охраняемыми и знал, что женская обувь у них - с жесткой колодкой. Посоветовал приобрести вазочки из тонкого фарфора и шелковый халат с драконом.
Но он все равно купил туфли. А потом, когда вернулись в Москву, смеялся: ни одни не подошли, а вот халат и вазочки действительно на нее произвели впечатление. Во время отпуска в санатории «Южный» (где отдыхало одновременно много охраняемых лиц, включая Яковлева, Примакова) Пуго любил играть в бильярд, и я часто составлял ему компанию. А еще он увлекся теннисом. Даже играл с инструктором в Доме приемов на Воробьевых горах.

СПРАВКА "МК"
В 1990-1991 гг. Пуго был министром внутренних дел СССР. После поражения ГКЧП против Б.К.Пуго было возбуждено уголовное дело по обвинению в участии в антиконституционном заговоре. Другими словами, за организацию и членство в ГКЧП Борису Пуго грозил арест, публичный судебный процесс. Но он не стал дожидаться решения своей участи новой властью и 22 августа 1991 года покончил жизнь самоубийством. Вместе с ним ушла и его супруга. Сын Бориса Пуго, Вадим Пуго, говорил позже: “Я считаю, что они с мамой сделали все правильно. Я не представляю, как бы отец мог жить после августа 1991 года”.

В день его гибели вы были с ним?

Нет. 20 августа я сменился и за событиями, происходившими в стране 20-го и 21-го, наблюдал по телевизору. А 22-го числа мне позвонили и сказали срочно прибыть в подразделение. Тогда-то я и узнал, что Борис Карлович застрелился... А за несколько дней до этого, в мое дежурство, он был в хорошем расположении духа.
Ждал гостей - мать и брата из Риги. При мне он выезжал накануне трагических событий в Министерство обороны на встречу с министром Язовым и председателем КГБ Крючковым. Я тогда подумал, что речь шла о конфликте в Нагорном Карабахе, но, видимо, ошибался... Вся наша группа, которая его охраняла, очень скорбела по Борису Карловичу и его супруге.

Как думаете, почему жена тоже решила покончить с собой?

Валентина Ивановна очень любила его. Это было заметно любому невооруженным глазом. Он тоже в ней души не чаял. Это была необыкновенная пара. Так что, вероятно, и решение уйти они приняли вместе.

Суслова тоже охраняли?

Более того, когда он умер, я даже сопровождал его тело из больницы в морг. Был с ним до начала вскрытия... При жизни Михаил Андреевич был очень скромным, непритязательным человеком. Но он одним из первых стал носить линзы. Врачи проводили с нами специальные занятия и объясняли, как мы могли при необходимости снять и надеть их. Они также предупредили, что при передвижении с линзами по неровным поверхностям (например, по лестнице) охране надо быть внимательной.

Потому что линзы могут потеряться?

Нет, не поэтому. Была вероятность, что Суслов споткнется с непривычки (зрение-то корректируется). А еще был один интересный случай с ним. Приезжаем мы с Михаилом Андреевичем в здание ЦК, поднимаемся по лестнице к лифту. Перед нами на площадке стоят трое и что-то активно обсуждают. И именно в тот момент, когда мы подошли, один из них, в форме генерала армии, объясняя что-то своим собеседникам, резко бросает свою руку назад, и она летит прямо в сторону головы Суслова. Мне удалось блокировать этот жест. Генерал армии обернулся (видимо, хотел отчитать того, кто помешал его рассказу и жестикуляции). Видели бы вы его извинения перед Михаилом Андреевичем!..

Многие из окружения Ельцина говорили, что с ним было очень-очень трудно...

Я работал с ним больше 4 лет, но не выполнял функции именно телохранителя. В мои задачи входило участие в подготовке и обеспечении охранных мероприятий с его участием в Москве и при поездках по стране и за рубежом. Это было интересное время. Борис Николаевич много ездил, часто принимал решения неожиданно, и нам приходилось всегда быть в «боевой готовности». Ельцин был ярчайшей, ни на кого не похожей фигурой. Мы старались подстраиваться под его настроение, где-то даже предугадывать. Получалось не всегда...

Однажды в Благовещенске (там было совещание с руководством края) он по дороге в резиденцию скомандовал: остановиться возле первого попавшегося магазина. Отклонились от маршрута, остановились. Он пошел туда, посмотрел на ассортимент (было 4 вида рыбы, да и то не очень хорошей) и гневно отчитал представителей местной власти: «Мне сказали, что в крае более 200 пород рыб и чуть ли не все есть на прилавках магазинов!»

Руководителей иностранных государств приходилось охранять во время их визита в нашу страну?

Конечно. Список очень длинный - приходилось работать с Кадаром, Цеденбалом, Кейсоном Фонвиханом, Индирой Ганди... Но больше всего мне запомнился президент Пакистана Зия-уль-Хак. Он приехал на похороны одного из Генеральных секретарей ЦК КПСС. И по протоколу общаться с охраняемым во время таких визитов сотрудники охраны должны были по минимуму.

К тому же в Советском Союзе правление пакистанского президента считалось диктаторским. Одним словом, я вел себя предельно аккуратно. Вдруг перед тем, как подняться по трапу на борт самолета, Зия-уль-Хак подошел ко мне и дважды обнял. Это было настолько неожиданно, что я опешил. Теперь мне очень приятно об этом вспоминать. Думаю, ему понравилась работа советской охраны.

Еще материалы на эту тему:

Святая охрана

В соборе Святого Петра в полночь по местному времени завершилась рождественская божественная литургия, которую возглавил папа римский Бенедикт XVI. Начало церемонии было омрачено инцидентом: некая женщина, перепрыгнув через барьер, отделявший публику, сбила с ног 83-летнего понтифика.

Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР - это спецслужба Советского Союза, отвечавшая с марта 1954 по ноябрь 1991 года за обеспечение госбезопасности и прекратившая свое существование накануне распада СССР после подписания Президентом СССР М. С. Горбачевым 3 декабря 1991 года Закона “О реорганизации органов государственной безопасности”.

В годы своей деятельности КГБ сочетал в себе функции контрразведки, внешней разведки и анализа получаемой информации, контрразведки в Вооруженных Силах, охраны наземных и морских границ СССР, держал под контролем ядерные вооружения, ведал правительственной связью и осуществлял охрану руководителей КПСС и Советского государства.

За время существования КГБ его структура несколько раз изменялась и к моменту его упразднения имела вид, показанный на рис. 3.1.

К моменту распада СССР в состав КГБ входили следующие Главные управления:

· 1-е Главное управление - внешняя разведка и контрразведка, анализ информации;

· 2-е Главное управление - внутренняя контрразведка, борьба с подрывными действиями, направленными против государства, промышленная безопасность;

· Главное управление Пограничных войск (ГУПВ);

· 8-е Главное управление - разведка связи, безопасность средств связи, шифровальная служба;

· Помимо Главных управлений, в структуре КГБ были следующие управления:

· 3-е управление - контрразведка в Вооруженных Силах;

· 4-е управление - охрана и внутренняя безопасность посольств;

· 5-е управление - защита конституционного строя, под которой понималось искоренение инакомыслия;

· 6-е управление - вопросы экономической безопасности;

· 7-е управление - наружное наблюдение;

· 15-е управление - охрана государственных объектов;

· 16-е управление - радиоперехват и электронная разведка;

· управление строительства военных объектов.

В конце 60-х годов 4-е, 5-е и 6-е управления вошли в состав 2-го ГУ, а в 1969 г. они вновь были выделены в самостоятельные управления. Офицеры 3-го управления КГБ, отвечающего за контрразведку в ВС, имелись во всех родах войск (так называемые “особисты”). Они подчинялись только КГБ и имели в армии разветвленную сеть “информаторов”. В ВМФ эти сотрудники проходили службу на всех крупных надводных кораблях, подводных лодках и береговых базах.

Рис. 3.1. Структура КГБ СССР

8-е ГУ отвечало за защиту технических средств связи вообще и создание шифросистем, в частности;

Созданное в 1969 году 16-е управление занималось добыванием информации из линий связи других стран, что включало в себя перехват шифросообщений из каналов, принадлежавших как легальным, так и разведывательным сетям связи, с последующим их дешифрованием, а также прослушивание с помощью технических приспособлений и средств обработки информации, размещенных на территории дипломатических представительств зарубежных стран.


1-е ГУ, организационно входившее в структуру КГБ, фактически представляло собой вполне самостоятельную организацию и базировалось в отдельном комплексе зданий, находящихся в Ясенево (“в лесу”, на профессиональном сленге офицеров КГБ). Структура 1-го ГУ представлена на рис. 3.2.

Рис. 3.2. Структура 1-го ГУ КГБ

Работа 1-го ГУ велась в следующих отделах.

1. США, Канада.

2. Латинская Америка.

3. Великобритания, Австралия, Африка, Новая Зеландия, Скандинавия.

4. Восточная Германия, Западная Германия, Австрия.

5. Страны Бенилюкса, Франция, Испания, Португалия, Швейцария, Греция, Италия, Югославия, Албания, Румыния.

6. Китай, Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Северная Корея.

7. Таиланд, Индонезия, Япония, Малайзия, Сингапур, Филиппины.

8. Неарабские страны Ближнего Востока, включая Афганистан, Иран, Израиль, Турцию.

9. Англоговорящие страны Африки.

10. Франкоговорящие страны Африки.

11. Контакты с социалистическими странами.

12. Регистрация и архивы.

13. Электронный перехват и операции против шифровальных служб западных стран.

14. Индия, Шри-Ланка, Пакистан, Непал, Бангладеш, Бирма.

15. Арабские страны Ближнего Востока, а также Египет.

16. Эмиграция.

17. Контакты с развивающимися странами.

Одной из интереснейших совместных технических операций 1-го и 8-го ГУ было применение уже упоминавшейся в предыдущей главе системы “Амхерст” для обеспечения связи с зарубежной агентурой, как легальной, так и нелегальной.

После распада СССР 16-е управление и служба правительственной связи были выведены из состава КГБ и реорганизованы в Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) Российской Федерации. Сам КГБ после ряда реорганизаций был преобразован в Федеральную службу безопасности (ФСБ). (В настоящее время Указом Президента РФ производится реорганизация российских спецслужб, в результате которой ФАПСИ и Пограничные войска должны войти в структуру ФСБ.) По сравнению с КГБ СССР, ФСБ является достаточно открытой организацией (конечно, в той мере, в какой может быть открыта спецслужба). С ее задачами и структурой можно ознакомиться в Internet на официальном Web-узле ФСБ по адресу http://www.fsb.ru. При реорганизации КГБ 1-е ГУ было выведено из его состава и преобразовано в отдельную службу, получившую название Службы внешней разведки (СВР) РФ. Последняя, учитывая квалификацию ее специалистов, а также роль РФ в мировой политике, заслуживает отдельного рассмотрения.

В соответствии с новой разведывательной доктриной России, внешняя разведка РФ в 90-х годах отказалась от политики глобализма. В настоящее время СВР действует только в тех регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы. Разведка не формирует собственные задачи, они определяются руководством страны, исходя из интересов государства. Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, нелегальной торговлей оружием и т.п.). Тем не менее, это взаимодействие не носит всеобъемлющего характера и не исключает ведения разведки на территории тех или иных стран, исходя из национальных интересов РФ.

В настоящее время СВР ведет разведку по трем основным направлениям: политическом, экономическом и научно-техническом.

В области политической разведки перед СВР стоят задачи: получать упреждающую информацию о политике ведущих государств мира на международной арене в отношении России; отслеживать развитие кризисных ситуаций в “горячих точках” планеты, которые могут представлять угрозу для национальной безопасности России; добывать сведения о попытках отдельных стран создать новые виды вооружения, особенно ядерные; через свои каналы оказывать активное содействие осуществлению внешней политики России.

В области экономической разведки перед СВР стоят задачи: защита экономических интересов России; получение секретных сведений о надежности торгово-экономических партнеров, деятельности международных экономических и финансовых организаций, затрагивающей интересы России; обеспечение экономической безопасности страны.

По линии научно-технической разведки задачи СВР практически остались прежними. Они заключаются в получении данных о новейших достижениях в области науки и техники, особенно военных технологий и технологий двойного применения, в интересах укрепления обороноспособности РФ.

Организационная структура СВР РФ строится в соответствии с Законом “О внешней разведке”. В структуру СВР (рис. 3.3) входят оперативные, аналитические и функциональные подразделения (управления, службы, самостоятельные отделы). Впервые в практике российских спецслужб создано Бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации.

Рис. 3.3. Структура СВР РФ, образованной на основе 1-го ГУ КГБ СССР

Федеральная служба безопасности (ФСБ) России отмечает свой 20-летний юбилей. 3 апреля 1995 года президент РФ Борис Ельцин подписал закон «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». В соответствии с документом Федеральная служба контрразведки (ФСК) была преобразована в Федеральную службу безопасности.

В 2014 году преступлений террористической направленности совершено в 2,6 раза меньше, чем в 2013 году. В прошлом году Служба пресекла деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб, в тот же период удалось предотвратить нанесение государству ущерба от коррупционных действий в размере около 142 миллиардов рублей

АиФ.ru рассказывает о ФСБ и её предшественниках, стоявших на страже государственных интересов СССР.

ВЧК (1917-1922)

Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) была создана 7 декабря 1917 года как орган «диктатуры пролетариата». Главной задачей комиссии была борьба с контрреволюцией и саботажем. Также орган выполнял функции разведки, контрразведки и политического розыска. С 1921 года в число задач ВЧК входила ликвидация беспризорности и безнадзорности среди детей.

Председатель Совнаркома СССР Владимир Ленин называл ЧК «разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть со стороны людей, которые были бесконечно сильнее нас».

В народе комиссию прозвали «чрезвычайкой», а её сотрудников — «чекистами». Возглавил первый советский орган госбезопасности Феликс Дзержинский. Под новую структуру было отведено здание бывшего градоначальника Петрограда, расположенное по адресу Гороховая, 2.

В феврале 1918 года сотрудники ВЧК получили право расстреливать преступников на месте без суда и следствия согласно декрету «Отечество в опасности!».

Высшую меру разрешено было применять в отношении «неприятельских агентов, спекулянтов, громил, хулиганов, контрреволюционных агитаторов, германских шпионов», а позднее «всех лиц, прикосновенных к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам».

Окончание гражданской войны и спад волны крестьянских восстаний сделали бессмысленным дальнейшее существование разросшегося репрессивного аппарата, чья деятельность практически не имела юридических ограничений. Поэтому к 1921 году перед партией встал вопрос о реформировании организации.

ОГПУ (1923-1934)

6 февраля 1922 года ВЧК была окончательно упразднена, а её полномочия перешли к Государственному политическому управлению, которое впоследствии получило название объединённого (ОГПУ). Как подчёркивал Ленин: «... упразднение ВЧК и создание ГПУ не означает просто изменение название органов, а заключается в изменении характера всей деятельности органа в период мирного строительства государства в новой обстановке...».

Председателем ведомства до 20 июля 1926 года являлся Феликс Дзержинский, после его смерти этот пост занял бывший нарком финансов Вячеслав Менжинский.

Главной задачей нового органа была всё та же борьба с контрреволюцией в любых её проявлениях. В подчинении ОГПУ находились особые части войск, необходимые для подавления общественных беспорядков и борьбы с бандитизмом.

Помимо этого, на ведомство были возложены следующие функции:

  • охрана железнодорожных и водных путей сообщения;
  • борьба с контрабандой и переходом границ советскими гражданами);
  • выполнение специальных поручений Президиума ВЦИК и СНК.

9 мая 1924 года полномочия ОГПУ были существенно расширены. Ведомству стали подчиняться органы милиции и уголовного розыска. Так начался процесс слияния органов госбезопасности с органами внутренних дел.

НКВД (1934-1943)

10 июля 1934 был образован Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД). Наркомат был общесоюзным, а ОГПУ включалось в него в виде структурного подразделения под названием Главного Управления Государственной безопасности (ГУГБ). Принципиальное новшество заключалось в том, что упразднялась судебная коллегия ОГПУ: новое ведомство не должно было иметь судебных функций. Новый наркомат возглавил Генрих Ягода.

В сфере ответственности НКВД находились политический сыск и право вынесения приговоров во внесудебном порядке, система исполнения наказаний, внешняя разведка, пограничные войска, контрразведка в армии. В 1935 году к функциям НКВД отнесено и регулирование дорожного движения (ГАИ), а в 1937 г. создаются отделы НКВД на транспорте, включая морские и речные порты.

28 марта 1937 года Ягода был арестован НКВД, при обыске у него дома, согласно протоколу, были найдены фотографии порнографического характера, троцкистская литература и резиновый фаллоимитатор. Ввиду «антигосударственной» деятельности Политбюро ЦК ВКП(б) исключило Ягоду из партии. Новым главой НКВД был назначен Николай Ежов.

В 1937 году появились «тройки» НКВД. Комиссия их трёх человек заочно выносила тысячи приговоров «врагам народа», основываясь на материалах органов, а порой и просто по спискам. Особенностью этого процесса было отсутствие протоколов и минимальное количество документов, на основании которых выносились решение о вине подсудимого. Вердикт «тройки» обжалованию не подлежал.

За год работы « тройками» были осуждены 767 397 человек, из них 386 798 человек были приговорены к расстрелу. Жертвами чаще всего становились кулаки — зажиточные крестьяне, не желавшие добровольно отдавать колхозу своё имущество.

10 апреля 1939 года Ежов был арестован в кабинете Георгия Маленкова. Впоследствии бывший глава НКВД признался в гомосексуальной ориентации и подготовке государственного переворота. Третьим народным комиссаром внутренних дел стал Лаврентий Берия.

НКГБ — МГБ (1943-1954)

3 февраля 1941 года НКВД разделили на два наркомата — Народный комиссариат государственной безопасности (НКГБ) и Народный комиссариат внутренних дел (НКВД).

Сделано это было с целью улучшения агентурно-оперативной работы органов государственной безопасности и распределения возросшего объёма работы НКВД СССР.

На НКГБ возлагались задачи:

  • ведение разведывательной работы за границей;
  • борьба с подрывной, шпионской, террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР;
  • оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветских партий и контрреволюционных формирований среди различных слоёв населения СССР, в системе промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства;
  • охрана руководителей партии и правительства.

На НКВД возлагались задачи по обеспечению государственной безопасности. В ведении этого ведомства оставались войсковые и тюремные подразделения, милиция, пожарная охрана.

4 июля 1941 года в связи с начавшейся войной было решено в целях уменьшения бюрократии объединить НКГБ и НКВД в одно ведомство.

Повторное создание НКГБ СССР состоялось в апреле 1943-го. Основной задачей комитета была разведывательно-диверсионная деятельность в тылу немецких войск. По мере продвижения на запад возрастало значение работы в странах Восточной Европы, где НКГБ занимался «ликвидацией антисоветских элементов».

В 1946 году все народные комиссариаты были переименованы в министерства, соответственно, НКГБ стал Министерством государственной безопасности СССР. Тогда же министром госбезопасности стал Виктор Абакумов . С его приходом начался переход функций МВД в ведение МГБ. В 1947-1952 годах ведомству были переданы внутренние войска, милиция, пограничные войска и другие подразделения (в составе МВД остались лагерные и строительные управления, пожарная охрана, конвойные войска, фельдъегерская связь).

После смерти Сталина в 1953 году Никита Хрущёв сместил Берию и организовал кампанию против незаконных репрессий НКВД. Впоследствии несколько тысяч несправедливо осуждённых были реабилитированы.

КГБ (1954-1991)

13 марта 1954 года создан Комитет государственной безопасности (КГБ) путём выделения из МГБ управлений, служб и отделов, имевших отношение к вопросам обеспечения госбезопасности. По сравнению с предшественниками, новый орган имел более низкий статус: был не министерством в составе правительства, а комитетом при правительстве. Председатель КГБ был членом ЦК КПСС, но в высший орган власти — Политбюро — он не входил. Объяснялось это тем, что партийная верхушка хотела обезопасить себя от появления нового Берии — человека, способного отстранить её от власти ради осуществления собственных политических проектов.

В зону ответственности нового органа входили: внешняя разведка, контрразведка, оперативно-розыскная деятельность, охрана государственной границы СССР, охрана руководителей КПСС и правительства, организация и обеспечение правительственной связи, а также борьба с национализмом, инакомыслием, преступностью и антисоветской деятельностью.

Практически сразу же после своего образования в КГБ провели масштабное сокращение штата в связи с начавшимся процессом десталинизации общества и государства. С 1953 по 1955 год органы госбезопасности были сокращены на 52%.

В 1970-е годы КГБ усилил борьбу с инакомыслием и диссидентским движением. Однако действия ведомства стали более утончёнными и замаскированными. Активно применялись такие средства психологического давления, как слежка, общественное осуждение, подрыв профессиональной карьеры, профилактические разговоры, принуждение к выезду за границу, принудительное заключение в психиатрические клиники, политические судебные процессы, клевета, ложь и компромат, различные провокации и запугивания. Вместе с тем, были и списки «невыездных» — тех, кому отказывали в выезде за границу.

Новым «изобретением» спецслужб стала так называемая «ссылка за 101-й километр»: политически неблагонадёжных граждан выселяли за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Под пристальным вниманием КГБ в этот период находились в первую очередь представители творческой интеллигенции — деятели литературы, искусства и науки — которые по своему общественному статусу и международному авторитету могли нанести наиболее масштабный вред репутации советского государства и коммунистической партии.

В 90-х годах изменения в обществе и системе государственного управления СССР, вызванные процессами перестройки и гласности, привели к необходимости пересмотра основ и принципов деятельности органов государственной безопасности.

С 1954 по 1958 год руководство КГБ осуществлял И. А. Серов.

С 1958 по 1961 год — А. Н. Шелепин.

С 1961 по 1967 год — В. Е. Семичастный.

С 1967 по 1982 год — Ю. В. Андропов.

С мая по декабрь 1982 года — В. В. Федорчук.

С 1982 по 1988 год — В. М. Чебриков.

С августа по ноябрь 1991 года — В. В. Бакатин.

3 декабря 1991 года президент СССР Михаил Горбачёв подписал закон «О реорганизации органов государственной безопасности». На основании документа КГБ СССР был упразднён и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время — Служба внешней разведки РФ).

ФСБ

После упразднения КГБ процесс создания новых органов госбезопасности занял порядка трёх лет. В течение этого времени отделы расформированного комитета переходили из одного ведомства в другое.

21 декабря 1993 года Борис Ельцин подписал указ о создании Федеральной службы контрразведки РФ (ФСК). Директором нового органа с декабря 1993 года по март 1994 года был Николай Голушко , а с марта 1994 по июнь 1995 года этот пост занимал Сергей Степашин .

В настоящее время ФСБ сотрудничает со 142 спецслужбами, правоохранительными органами и пограничными структурами 86 государств. В 45 странах функционируют аппараты официальных представителей органов Службы.

В целом, деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

  • контрразведывательная деятельность;
  • борьба с терроризмом;
  • защита конституционного строя;
  • борьба с особо опасными формами преступности;
  • разведывательная деятельность;
  • пограничная деятельность;
  • обеспечение информационной безопасности; борьба с коррупцией.

ФСБ возглавляли:

в 1995- 1996 году М. И. Барсуков;

в 1996- 1998 году Н. Д. Ковалёв;

в 1998- 1999 году В. В. Путин;

в 1999- 2008 Н. П. Патрушев;

с мая 2008года — А. В. Бортников.

Структура ФСБ России:


1917-1922 ВЧК при СНК РСФСР
1922-1923 ГПУ при НКВД РСФСР
1923-1934 ОГПУ при СНК CCCР
1934-1946 НКВД СССР
1934-1943 ГУГБ НКВД СССР
1941, 1943-1946 НКГБ СССР
1946-1953 МГБ СССР
1946-1954 МВД СССР
1954-1978 КГБ при СМ СССР
1978-1991 КГБ СССР

Особенности, определяемые историческими, геополитическими и этническими условиями Российской империи, опыт деятельности ее специальных служб, в основном агентурной работы и конспирации, был реализован большевиками после Октябрьской революции. Находясь в постоянной борьбе с режимом и наблюдая как сильные, так и слабые стороны деятельности его спецслужб, они сумели создать, пожалуй, одну из самых мощных в мире систему специальных служб. Она позволила Коммунистической партии обеспечивать более 70 лет свое политическое господство в стране и успешно противостоять внешним угрозам.

В.И Ленин и первый председатель ВЧК Ф.Дзержинский создавали этот государственный институт как "боевой отряд партии", то есть как партийно-государственную спецслужбу, имеющую четкую идеологическую установку на решительную борьбу с политическими и идейными противниками.

Экстремальные условия контрреволюционного противодействия власти большевиков, развернувшаяся гражданская война и иностранная интервенция оправдали такую основу создания спецслужб Советского государства. ВЧК, а затем ГПУ и ОГПУ действовали решительно и наступательно, умело перехватывали инициативу у своих противников, которые были намного опытнее. Личный состав органов безопасности РСФСР, а в дальнейшем СССР, без сомнения, был глубоко предан коммунистическим идеям. И хотя общеобразовательный уровень большей части руководящего, не говоря уже об оперативном составе, был невысок,четкая политическая линия, революционный пафос, чувство исключительности, прививаемое чекистам с первого дня службы, сделали советские органы госбезопасности в течение 10-12 лет одной из самых сильных спецслужб в мире.

Органы государственной безопасности с момента их создания претерпели более десяти реорганизаций, причем половина из них приходится на период 1991-1994 годов.

Первоначальное название известно всем - это ВЧК (1917 год). После окончания гражданской войны в 1922 году появилась новая аббревиатура - ГПУ. Вслед за образованием СССР на его базе возникло Объединенное ГПУ (ОГПУ СССР). В 1934 году ОГПУ объединено с органами внутренних дел (милицией) и образован союзно-республиканский Наркомат внутренних дел. Наркомом стал Г.Ягода, потом Н.Ежов. Наркомом внутренних дел в 1938 г. был назначен Л.Берия. В феврале 1941 года из этой объединенной структуры выделен в качестве самостоятельного - Народный комиссариат госбезопасности (НКГБ). В июле 1941 года он вновь возвращен в НКВД, а в 1943 г. опять отделен на долгие годы в самостоятельную структуру - НКГБ, переименованную в 1946 году в Министерство госбезопасности. С 1943 года его возглавлял В.Меркулов.

После смерти Сталина Берия еще раз объединил органы внутренних дел и органы государственной безопасности в единое министерство - МВД и сам возглавил его. Затем Министром внутренних дел стал С.Круглов.

В марте 1954 года был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, отделившийся от МВД. Его председателем назначен И.Серов. На этом посту его последовательно сменяли А.Шелепин, В.Семичастный, Ю.Андропов (находился в этой должности около 15 лет), В.Федорчук, В.Чебриков, В.Крючков, Л.Шебаршин, В.Бакатин.

Назначенный после августа 1991 г. на пост председателя КГБ СССР В.Бакатин разработал и стал реализовывать концепцию дезинтеграции КГБ, т.е. раздробления его на ряд самостоятельных ведомств в целях лишения его монополии в сфере обеспечения госбезопасности страны. Из состава КГБ были переданы в ведение Президента Управление охраны, Служба внешней разведки, ФАПСИ, Пограничные войска, дивизии специального назначения.

После таких "преобразований" КГБ СССР прекратил свое существование и с ноября 1991 года стал называться Межреспубликанской службой безопасности (МСБ СССР).

На протяжении всех 74 лет своего существования органы. ВЧК-КГБ были уникальной государственной организацией, а их деятельность - всеобъемлющей как по уровню решаемых задач, так и по охвату практически всех сфер жизни государства и общества. Органы ВЧК-КГБ в Центре и на местах, наряду с КПСС и системой Советов, являлись одной из трех структурных составляющих советского государственного и общественного строя. Жесткая иерархия органов КГБ, контроль, осуществлявшийся наряду с партийными органами, за Вооруженными Силами, экономикой страны, национальной и культурной политикой, загранкадрами и т.д. сделали Комитет госбезопасности сверхспецслужбой, не имевшей до этого аналогов в мире.

Естественно, исключительное положение в государстве и обществе, возможность быстро концентрировать огромный потенциал, если необходимо, то и всего общества, для решения ставившихся руководством партии задач делали органы ВЧК-КГБ чрезвычайно эффективной системой, особенно в экстремальных ситуациях - в годы войны и обострения социальной напряженности. Так, именно Л.Берия, используя органы госбезопасности, мобилизовал огромные ресурсы страны для создания в кратчайшие сроки атомного оружия.

Система ВЧК-КГБ представляла собой действительно феномен. Дело в том. что КГБ являлся уникальным комплексом спецслужб. Комитет госбезопасности СССР включал в себя внешнюю разведку (Первое главное управление), контрразведку (Второе главное управление), военную контрразведку (Третье главное управление), обеспечение безопасности транспорта и связи (Четвертое управление), экономическую контрразведку (Шестое управление), идеологическую контрразведку и политический сыск (Управление "3"), борьбу с организованной преступностью (Управление по борьбе с оргпреступностью), охрану высшего руководства СССР и КПСС (Служба охраны), пограничную охрану (Главное управление пограничных войск), специальные войска (Главное управление спецвойск), обеспечение правительственной связи (Управление правительственной связи), шифровальную службу (Восьмое главное управление), службу дешифровки и радиоперехвата (Шестнадцатое главное управление) и т.д. Общая численность сотрудников войск и органов КГБ в 1991 году достигла около 420 тыс. человек.

Этот гигантский механизм позволял быстро маневрировать силами и концентрировать их на важнейших в данный момент направлениях работы, сокращать финансовые и материальные затраты, избегать дублирования. Такая структура КГБ обеспечивала добывание важной информации из различных источников, эффективную ее перепроверку, комплексный анализ и обобщение, хотя, конечно, превращала комитет в значительной степени в поставщика-монополиста важнейших сведений для руководства СССР. Отсутствие межведомственных барьеров между разведкой, контрразведкой и другими службами обеспечивало быстрое согласование, разработку и успешное осуществление комплексных долговременных операций. Это существенно повышало результативность деятельности КГБ по сравнению со спецслужбами США.

В основе деятельности органов КГБ лежала марксистско-ленинская идеология. Сегодня многие рассматривают это обстоятельство исключительно как негативное, способствовавшее исчезновению этой суперспецслужбы. Однако надо помнить, что в течение многих десятилетий именно коммунистическая идеология была сильнейшим оружием ВЧК-КГБ. Большая часть наиболее ценных агентов за рубежом стала работать с чекистами по идеологическим соображениям, искренне уверовав в мессианские идеалы создания справедливого общества и международного мира. Достаточно назвать в свое время третьего человека британской разведки К.Филби и завербованного КГБ в середине 80-х годов шефа сектора контрразведывательных операций против СССР ЦРУ О.Эймса. И таких сотрудников иностранных спецслужб, министров, политиков, видных дипломатов и чиновников, офицеров и генералов, профессоров и студентов, которые решили бороться против империализма за социальную справедливость и связали свою жизнь с КГБ, повсюду в мире были сотни и тысячи. В то время как предатели и перебежчики из числа сотрудников органов госбезопасности СССР, как правило, делали свой выбор из-за других, далеко не идеологических соображений.

Заслуживает внимания тот факт, что когда с середины 70-х годов система партийных органов, возглавляемая престарелым Политбюро ЦК КПСС, стала терять авторитет в народе,многие простые люди устремили свои взоры на КГБ. Недаром даже ярый противник этой организации академик А. Сахаров считал ее наименее коррумпированной. И действительно, начиная с 1975 года в КГБ поступало больше писем с жалобами, просьбами и предложениями, чем в главную структуру власти СССР - ЦК КПСС. Причем ради справедливости нужно сказать, что ни одно из этих писем не осталось без внимания, многие находили свое разрешение. Работа с письмами трудящихся постоянно находилась в поле зрения председателя КГБ СССР Ю.Андропова, который создал специальный отдел, отвечающий за эту деятельность.

В то же время в последние годы КГБ как гигантский конгломерат спецслужб становился все более сложным в управлении. Председатель КГБ практически стал по уровню своего влияния третьей после Президента (он же Генеральный секретарь ЦК КПСС) и премьер-министра СССР фигурой, а по объему реальной власти - вторым человеком в государстве.

Недаром председатель КГБ Ю.Андропов смог быстро и эффективно унаследовать власть Л.Брежнева. Именно в КГБ, раньше чем в других структурах власти, возникло понимание необходимости реформ. И, конечно, надо сказать, что шеф госбезопасности В.Крючков и его подчиненные острее других осознали страшную опасность распада СССР и грядущие неисчислимые бедствия для ее народов. Именно поэтому они приняли активное участие в организации попытки спасти страну в августе 1991 года. Однако было слишком поздно: процесс разложения КПСС, всего структур власти в СССР, в том числе и КГБ, зашел слишком далеко.

Главнейшим принципом деятельности органов ВЧК-КГБ на протяжении всей их истории являлся принцип партийного руководства. Эти спецслужбы никогда и ни при каких обстоятельствах не играли самостоятельной политической роли и всегда являлись послушнным, наиболее острым орудием КПСС. Именно связь КГБ с партийными структурами власти способствовала росту силы и влияния этой спецслужбы, но, с другой стороны, привела КГБ к дезинтеграции по мере ослабления, внутренней деградации и, наконец, краха КПСС и Советского Союза.

Сильными чертами КГБ являлись жесткая централизация и комплексный характер структур этой спецслужбы, охватывающий множество областей обеспечения безопасности, экономия сил и средств, отсутствие дублирования звеньев, корпоративность, элитарный кадровый состав, непосредственная встроенность в систему высшего политического и государственного руководства страны, а отсюда - четкая политическая и идеологическая направленность деятельности.

В марте 1954 года из состава МВД были выделены оперативные подразделения. обеспечивающие государственную безопасность страны. На их базе было учреждено самостоятельное ведомство - Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР на правах союзно-республиканского министерства. Для органов КГБ была избрана такая система их построения, функционирования, подотчетности и подконтрольности, которая на деле упраздняла бы их сверхцентрализацию и в максимальной мере вписывала бы их в конституционную систему управления Союза ССР.

Уже само новое наименование чекистских органов - Комитет госбезопасности недвусмысленно означало, что наиболее важные проблемы их организации и деятельности должны решаться на коллегиальных началах. В этих целях в КГБ была учреждена Коллегия, которая по своему правовому статусу существенно отличалась от коллегий других министерств и ведомств. Если коллегии министерств являлись совещательными органами при соответствующих министрах, то коллегия КГБ создавалась как решающий орган. В положении о ней предусматривалось, что в тех гипотетических случаях, когда при голосовании председатель КГБ оказывается в меньшинстве, то разбираемый вопрос должен быть автоматически и немедленно передан в вышестоящие инстанции. Подобная процедура предусматривалась как действенная гарантия и мера по предотвращению разного рода волюнтаристских тенденций в системе КГБ. Коллегиальные звенья (коллегии и советы) были созданы также в органах КГБ на местах (до управлений КГБ краев и областей включительно).

К недостаткам организации функционирования Комитета госбезопасности можно отнести жесткую взаимосвязь со структурами КПСС, монополизм в сфере безопасности в целом и информационном обеспечении высшего руководства страны, отсутствие реальных механизмов гражданского контроля за деятельностью КГБ, сложность управления этой гигантской спецслужбой и неспособность к быстрым трансформациям в зависимости от резких изменений политической и оперативной обстановки, отсутствие реальной конкуренции. Главное разведуправление Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, которое занимало специфическую нишу и действовало в значительной степени под контролем КГБ через военную контрразведку. Поэтому рассматривать КГБ и ГРУ как конкурентов было бы неправильно.

Разумеется, некоторые характерные черты в зависимости от ситуации могут нести как позитивную, так и негативную нагрузку, поэтому оценки, приведенные выше, можно считать в определенной мере субъективными.

Важно, пожалуй, другое: в целом КГБ как спецслужба по своей структуре, функциям, кадровому составу и, главное, месту в системе государственных институтов исключительно полно соответствовал механизмам государственно-политической власти в Советском Союзе. Деградация и распад этой системы неизбежно привели к краху КГБ. В этом и состояла стратегическая уязвимость Комитета государственной безопасности СССР - самой мощной в мире спецслужбы, аналог которой уже вряд ли появится в обозримом будущем на постсоветском пространстве. Сильному государству - СССР соответствовала сильная специальная служба КГБ, которая и погибла вместе с этим государством.

ВЧК (7) 20 декабря 1917г. постановлением Совета Народных Комиссаров для борьбы с контрреволюцией и саботажем в Советской России была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ее первым председателем был назначен Ф.Э. Дзержинский На этом посту он находился до 6 февраля 1922г. С июля по август 1918г. обязанности председателя ВЧК временно исполнял Я.Х. Петерс
ГПУ,
ОГПУ
6 февраля 1922г. ВЦИК принял постановление об упразднении ВЧК и образовании Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР, а в ноябре 1923г. Президиум ЦИК СССР создал Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Председателем ГПУ и ОГПУ до конца своей жизни (20 июля 1926г.) оставался Ф.Э.Дзержинский, которого сменил В.Р. Менжинский , возглавлявший ОГПУ до 1934г.
НКВД в июле 1934г. в соответствии с постановлением ЦИК СССР органы государственной безопасности вошли в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) СССР. После смерти Менжинского работой ОГПУ, а позднее и НКВД с 1934 по 1936гг. руководил Г.Г. Ягода С 1936 по 1938гг. НКВД возглавлял Н.И. Ежов . С ноября 1938 до 1945гг. руководителем НКВД был Л.П. Берия .
НКГБ
СССР
в феврале 1941г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР и Наркомат государственной безопасности (НКГБ) СССР. Нарком внутренних дел - Л.П.Берия. Нарком государственной безопасности - В.Н. Меркулов . В июле 1941г. НКГБ СССР и НКВД СССР вновь были объединены в единый наркомат - НКВД СССР. В апреле 1943г. был вновь образован Наркомат государственной безопасности СССР во главе с В.Н.Меркуловым.
МГБ в 1946г. НКГБ был преобразован в Министерство государственной безопасности. Министр - В.М. Чебриков ,
с 1988 по август 1991гг. - В.А. Крючков ,
с августа по ноябрь 1991г. - В.В. Бакатин .
3 декабря 1991г. Президент СССР М.С. Горбачев подписал Закон "О реорганизации органов государственной безопасности". На основании Закона КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе созданы Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР (в настоящее время - Служба внешней разведки РФ).
МСБ 28 ноября 1991г. Президент СССР М.С.Горбачев подписал Указ "Об утверждении Временного положения о Межреспубликанской службе безопасности".
Руководитель - В.В.Бакатин (с ноября 1991 по декабрь 1991г.).
КГБ
РСФСР
6 мая 1991г. председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин и председатель КГБ СССР В.А.Крючков подписали протокол об образовании в соответствии с решением Съезда народных депутатов России Комитета государственной безопасности РСФСР, имеющего статус союзно-республиканского государственного комитета. Руководителем его был назначен В.В.Иваненко.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»