Деловые качества руководителя перечень. Стили руководства и их влияние на психологический климат коллектива

Подписаться
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:

Совмещает в своей деятельности множество различных подходов. Конечно, на первый план вымещаются деловые качества руководителя, так как именно от них зависит финансовый результат предприятия. Используя личностные качества, он ведет свой коллектив к намеченной цели.

Любой директор понимает, что несет полную ответственность за каждое своё решение. Бизнес – это всегда риск. Важно отвечать за успех и неудачи. Можно совершить ошибку, это бывает со всеми. Но взять ответственность на себя может только уверенный человек. Это личностное свойство сложно переоценить. Если у руля такой человек, то успех предприятию гарантирован.

Эффективность руководителя

Современный управленец воспринимает свою деятельность не просто как исполнение должностных обязанностей, а как образ жизни. Он постоянно ставит амбициозные цели, стремится к максимальным результатам, совершенствует профессиональные навыки, уверенно управляет процессом.

Чтобы понять, какими качествами должен обладать руководитель, можно взглянуть на вопрос с двух сторон. Следует учесть мнение успешных управленцев, имеющих свой опыт и знания. С другой стороны, узнать видение их подчиненных. Результаты могут отличаться. Важно и то, и другое. Главное, нужно быть эффективным и вести предприятие к прибыли.

Например, по результатам одного из исследований многие генеральные директора назвали такие необходимые качества руководителя:

  • коммуникабельность;
  • стрессоустойчивость;
  • уверенность;
  • энергичность, активность;

А сотрудники составили перечень иных важных качеств современного начальника:

  • стратегическое видение;
  • уверенность;
  • умение создать команду;
  • умение расставлять приоритеты;
  • коммуникабельность.

Современному руководителю нужно постоянно развиваться. Повышение квалификации, международное образование, научно-практические конференции или дополнительное образование помогут быть эффективным управленцем. В век технологий нужно умело сочетать достижения науки и техники с потенциалом своих сотрудников.

Для анализа эффективности учитывается много факторов. Основные из них для любого предприятия или отрасли:

  1. Увеличение производительности труда.
  2. Рост основных фондов.
  3. Быстрая оборачиваемость фондов.
  4. Увеличение прибыли.

Если результат работы по этим направлениям признается положительным, то начальник считается эффективным. Методы его работы приветствуются, их дублируют на всю компанию или отрасль в целом.

Знания

Во все времена образованные люди добивались успеха. А сейчас наличие высшего образования играет решающую роль при назначении на должность директора. Кроме профильного образования требуются глубокие знания экономики, менеджмента, психологии. Профессиональные качества характеризуют образование, опыт, компетентность управленца. Компетентность специалиста определяется знанием дела, пониманием взаимосвязей различных процессов, поиском способов решения задач.

Современный управленец должен уверенно руководить коллективом, добиваться положительных финансовых показателей, соблюдать трудовое и гражданское законодательство, разбираться в бюджетировании, налогах, регулировать кадровую политику. Причем работать сейчас приходится в условиях жесткой конкуренции и цейтнота времени. Хорошо, если свои профессиональные навыки молодые специалисты начинают получать еще студентами (проходя практику или подрабатывая). Также определенный опыт даёт изучение иностранных языков, управление автомобилем, получение смежных специальностей.

Часто в рамках одного предприятия работает несколько отделов. Директор должен быть всегда в курсе их деятельности. Производственные цеха, филиалы, юридическая служба, бухгалтерия, отдел кадров, отделы снабжения, логистики, отдел маркетинга, архив – вот далеко не полный перечень подразделений, которыми нужно управлять. Будь то строительная сфера, здравоохранение, торговля, металлургия или средний бизнес, ответственность лежит на директоре. И от его компетентности зависит успех предприятия.

Руководителями не рождаются, а становятся. Набирая багаж знаний, получая образование, опыт работы и имея желание развиваться, можно достаточно уверенно шагать по карьерной лестнице.

Умения

Личные качества руководителя отражают его способность оперативно реагировать на разные события, воздействовать на окружающих, достигать поставленных целей. В этой группе можно выделить личностные качества, необходимые начинающему директору:

  • Уравновешенность. Умение контролировать эмоции – это ключевая характеристика. Быть психологически спокойным в разных ситуациях начальник просто обязан. В этом он должен быть примером сотрудникам.
  • Уверенность. Важное свойство для взаимодействия с персоналом. Уверенный руководитель должен быть уравновешен и спокоен. Это становится образцом для подражания подчиненных и положительно влияет и на атмосферу предприятия.
  • Устойчивость к стрессам – основное личностное свойство. Оно помогает сохранять ясность мысли, не впадать в панику, удерживать коллектив от излишних эмоций. А умение быстро принимать ответственные решения при разных обстоятельствахглавная особенность успешного начальника.
  • Стремление победить. Эта характеристика присуща уверенным людям. Нацеленность на положительный результат позволяет двигаться по . Такой начальник заряжает энтузиазмом сотрудников, стимулирует их на стремление к успеху.
  • характеризуются умением оперативно оценить ситуацию, определить первоочередные задачи, точно рассчитать время их решения. Эта характеристика не только даётся от природы, но и развивается благодаря учебе и работе. Хороший организатор рационально распределяет работу персонала, развивает их ответственность, контролирует процесс исполнения.

Навыки

Навыки – это ключевой момент любой деятельности. Они отражают полученные знания, преобразованные в опыт. Профессиональные навыки предполагают не только имеющиеся знания, но и постоянное их совершенствование. В числе основных деловых качеств современного управленца должны быть:

  • Логика, критическое мышление или практический интеллект. Эта характеристика помогает работать с большим объемом информации, отсекая лишнее и не отвлекаясь на мелочи. Режим многозадачности требует собранности, умения действовать быстро, грамотно, полноценно использовать свой опыт для решения стратегических задач.
  • Понимание чувств, поступков других людей или социальный интеллект. Управленец, обладающий такими способностями, безошибочно определяет, что можно требовать от человека, а что нет. Кроме того, он легко создаёт хороший психологический климат, благоприятную деловую атмосферу. Правильная постановка целей для подчиненных – залог их успешной работы.
  • Самооценка. Способность к самоанализу, критичности, корректировке своего поведения будет огромным плюсом. Заниженная самооценка не позволит управлять ситуацией. Неуверенность в своих знаниях или способностях располагает к частичному, избирательному восприятию информации. А завышенная может привести к тому, что поставленные цели окажутся непосильными.
  • Экономические и маркетинговые знания. Директору предприятия не обязательно владеть тонкостями каждого технологического процесса или деталями работы каждого менеджера. Но важно понимать соответствие продукции или процесса мировым стандартам, требованиям рынка.

Привычки

Каждому управленцу важно помнить о том, что он является ролевой моделью для своих подчиненных. А значит, для начала нужно подумать, какими ему хочется видеть своих сотрудников. Например:

  • пунктуальными,
  • вежливыми,
  • ведущими здоровый образ жизни,
  • аккуратными и так далее.

А теперь самое важное – начать необходимо с себя.

Простой пример: начальник хочет, чтобы в коллективе никто не ругался матом, все общались вежливо и спокойно. Если сам он придерживается тех же правил, то за ним неизбежно подтянутся подчиненные, и чем сильнее авторитет руководителя в коллективе, тем проще ему будет вдохновлять своим примером. Но если от других управленец хочет вежливости, а сам позволяет себе срываться на грубость, призывы не подействуют. «Мой успешный босс ругается, значит ругань это одна из черт успешного человека» – примерно так на подсознательном уровне будет считываться подобное поведение.

Другой пример. Многие руководители – и вполне обоснованно – хотят, чтобы их подчиненные не тратили время на перекуры. Аргументы о вреде курения и его влиянии на эффективность, призывы бросить и советы, сработают лишь из уст некурящего лидера, согласны? Как говорил Ральф Уолдо Эмерсон, «То, как ты выглядишь, заглушает то, что ты хочешь сказать», и эта фраза отлично демонстрирует важность того, что слова руководителя, обращенные к другим, не должны расходиться с тем, что он сам из себя представляет.

Привычки отражают личность человека, но для самого их обладателя становятся настолько незаметными и повседневными, что внимания на них совсем не обращаешь. Однако настоящий лидер всегда может взглянуть на себя со стороны, признать в себе какие-то слабости и, главное, исправить их.

Сильные люди совершенствуются всю жизнь.

Успешность руководителя заключается в умении . Управленческие навыки — это главное, что нужно освоить. Ставить себе задачи-максимум, находить правильный подход к сотрудникам, повышать их квалификацию, целенаправленно продвигать свой бренд, взаимодействовать с ключевыми клиентами или инвесторами, оперировать цифрами и разъяснять сотрудникам их вклад в развитие компании. И быть таким лидером, за которым хочется тянуться и у которого хочется учиться.

Роль и значение лидера.

Управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности. Далее речь пойдет не о личности вообще, а конкретно о личности руководителя и подчиненных.

Руководитель является персонифицированным воплощением организации и к ее целям и проблемам он должен относиться, как к своим собственным. Результатом его усилий является определенным образом сгруппированная, направленная и скоординированная работа других людей. Разница между хорошей и отличной организацией кроится в эффективности управления ею. Управление осуществляет руководитель, то есть лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей. Последние должны ему в обязательном порядке подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования.

В работе руководителя много привлекательного. Она приносит человеку авторитет и уважение окружающих, престижна, предоставляет широкие возможности для развития личности, наконец, просто захватывающая и увлекательная.

В соответствии с современными представлениями работа руководителя сводится к выполнению ряда функций, среди которых выделяют следующие:

1) Стратегическую, заключающуюся в постановке целей организации, разработке стратегии и планировании.

2) Экспертно-инновационную, тесно связанную с предыдущей. Реализуя ее, руководитель направляет процесс разработки и внедрения новых видов продукции и услуг, создает условия для организационных преобразований, консультирует подчиненных.

3) Административную, включающую целый ряд подфункций:

Контрольную (оценка результатов деятельности, проведение ее необходимой корректировки);

Организаторскую (распределение полномочий, задач, ресурсов, инструктирование);

Направляющую (координация работы исполнителей);

Кадровую (подбор, расстановка,развитие персонала);

Стимулирующую (убеждение и вдохновение работников, их поощрение и наказание);

4) Коммуникационную, сводящуюся к налаживанию внутренних и внешних связей, проведению совещаний, переговоров, приему посетителей, ответам на письма и телефонные звонки, распространению информации, представительству.

5) Социальную, выполняя которую руководитель создает в организации благоприятный морально-психологический климат; поддерживает существующие нормы поведения и формирует новые; помогает подчиненным в трудную минуту.

Исходя из выше сказанного, руководителя сегодня можно рассматривать в трех ипостасях, это:



Во-вторых, организатор – создатель условий деятельности исполнителей, осуществляющих их на практике.

В-третьих, начальник, предписывающий подчиненным необходимые действия, которые те обязаны выполнять.

В разных ситуациях и на разных уровнях управления требуются разные руководители.

Так, в период создания или перестройки организации , прежде всего, нужны руководители - предприниматели , формирующие концепцию развития, принимающие ответственные решения и смело берущие на себя риск последствий, и руководители – лидеры , увлекающие людей новыми перспективами, раскрывающие и направляющие на решение стоящих задач их способности.

В период стабильного развития на первое место выдвигаются руководители – плановики , разрабатывающие, исходя из текущих условий, планы и программы развития с допустимым риском, а также руководители – администраторы , осуществляющие в соответствии с плановыми заданиями организаторскую, координирующую, контролирующую деятельность.

Как должностное лицо, руководитель обладает определенными правами и обязанностями.

Служебные права и обязанности руководителей регламентируются такими документами, как Устав, Положение об организации; Должностная инструкция; Правила внутреннего распорядка; контракт, приказы и распоряжения администрации и пр.

Помимо официальных прав и обязанностей, закрепленных документально, руководители имеют и неофициальные , например:

Придерживаться заведенного в организации порядка;

Уважительно относиться к подчиненным и коллегам, их работе, не подчеркивать недостатки, не высказывать в присутствии других сомнения в их способностях и пр.;

Не перекладывать на других свои обязанности, но и не выполнять чужие;

Самокритично относиться к себе, интересоваться мнением других о своей работе и поведении;

Заботиться о личных интересах и проблемах подчиненных и коллег, их здоровье, успехах; оказывать им при необходимости всестороннюю помощь;

Не допускать фаворитизма и т.д.

Соблюдение перечисленных прав и обязанностей очень важно для руководителя, так как не только подчиненные зависят от руководителя, но и сам он во многом зависит от них, от их знаний, умения работать, готовности исполнять его распоряжения и неофициальные просьбы.

Помимо подчиненных, руководитель зависит также от своих коллег, начальников, деловых партнеров, без содействия которых он не в состоянии надлежащим образом выполнить возложенные на него обязанности.

Какими же качествами должен обладать руководитель для успешного осуществления своей управленческой деятельности?

Некоторые исследователи называют более 200 необходимых руководителю качеств. Эти качества большинство специалистов разделяют на три группы: профессиональные, личностные и деловые.

К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей. Такими качествами являются:

Высокий уровень образования, производственный опыт, компетентность в соответствующей профессии;

Стремление к постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;

Поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим в овладении ими, их обучение;

Умение рационально использовать время, планировать свою работу.

Личностные качества руководителя - это высокие моральные стандарты; физическое и психологическое здоровье; внутренняя и внешняя культура; справедливость; честность; отзывчивость; заботливость; доброжелательность к людям; уверенность в себе.

Успешным руководителя делают не только профессиональные и личностные, но и деловые качества , к которым необходимо отнести:

Умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение;

Честолюбие, высокий уровень притязаний; стремление к независимости, власти, лидерству; смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность;

Контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения (специалисты полагают, что 80% знаний руководителя должны составлять знания о человеке);

Инициативность, оперативность в решении проблем, способность сконцентрироваться на главном;

Умение управлять собой, своим поведением, отношениями с окружающими;

Стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и увлечь за собой подчиненных.

Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства.

Лидерство можно определить как способность влиять на окружение, направляя активность людей и групп на достижениецелей . Оно не существует вне управления, но не заменяет его, а дополняет. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного руководителя - администратора.

Классические администраторы обычно выступают в пассивной роли, организуя работу по достижению целей, поставленных, как правило, другими, направляя работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четких регламентов, стараются не выходить за их рамки. Стремятся к определенному порядку и дисциплине.

В отличие от администраторов лидеры не командуют, не контролируют окружающих, а ставят цели и ведут их за собой, поддерживают, вселяют уверенность, вдохновляют, помогают найти свое место в жизни, выход из сложных ситуаций. Те же, кто следует за ними, делают это не по обязанности, а из доверия, и являются по отношению к ним не подчиненными, а последователями.

Должность формально создает для человека необходимые предпосылки для того, чтобы быть лидером, но автоматически таковым его не делает. Истинный лидер не утверждается приказом, а психологически признается окружающими как единственный человек, который способен обеспечить удовлетворение их потребностей, взять на себя большую ответственность, чем предусмотрено должностью. К лидеру добровольно, но не всегда осознанно, присоединяется большинство группы. Чем выше его авторитет, тем выше эффективность деятельности последней.

В группе лидер может выполнять роли политика, определяющего цели; координатора; эксперта; арбитра; представителя; образца для подражания; носителя групповой ответственности или вины («козла отпущения»); символа.

По оценке профессора Р. Келли, успех фирмы на 20% обусловлен лидером и на 80% теми, кто следует за ним. Они часто также показывают выдающиеся результаты, так, что лидеры создают других лидеров.

Таким образом, лидерство является функцией социальной среды, воплотившейся в отдельной личности, которой доверяют остальные, и которая в наибольшей степени способна решить назревшие проблемы.

Основа всякого прочного лидерства – сила характера, харизма и социальное чутье. Это дается от природы, и этому трудно научиться.

Под харизмой подразумевают комплекс природных свойств, позволяющих человеку оказывать значительное влияние наокружающих . При этом надо знать, что влияние осуществляется через эмоциональные реакции людей. Это могут быть следующие свойства:

Впечатляющая внешность;

Пассионарность (повышенная энергетика и предприимчивость);

Выдающиеся способности;

Обаяние;

Умение убеждать, зажигать и вести за собой.

Но надо помнить, что без поступка нет харизмы и авторитета. Несмотря на то, что врожденные качества руководителя имеют доминирующее значение, их наличие является необходимым, а не достаточным условием.

Еще одной характеристикой лидерства является авторитет. Авторитет в широком смысле - общепризнанное влияние человека, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте .

Лидерство бывает неформальным и формальным.

Неформальное лидерство существует как в добровольных сообществах, так и в официальных организациях.

В сущности, лидерство есть разновидность власти. А власть над людьми достигается разными способами: 1) личным обаянием и приятностью в обращении; 2) силой, агрессией и угрозами; 3) особыми умениями и способностями, в том числе и воздействием на эмоции, остроумием, манипулированием и т.д.

В одной группе могут быть одновременно неформальные лидеры всех трех типов.

Опыт показывает, что для достаточно успешного выполнения своих должностных обязанностей лучше, если руководитель обладает свойствами второго и третьего типа.

Формальное лидерство – это назначенное лидерство. Его власть держится на ножках начальственного кресла и на субординации.

Наивно полагать, что цель любого лидера – исключительно служение обществу. Но для достижения личных целей устойчивое лидерство должно опираться на интересы группы.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. В то же время основной, конформной части коллектива свойственна потребность в подчинении. Но подчиняться приятнее более достойному. В сущности, харизматичному руководителю-лидеру остается лишь не разочаровывать своих подчиненных и правильно играть свою роль. Руководителю нужно иметь склонность к доминированию, умению проявлять инициативу.

Лидер в официальной обстановке должен быть только один – это непосредственный начальник при условии его руководящей компетенции. В отсутствии у него авторитета обращаются через его голову к высшему руководству. Либо реальные функции управления группой берет на себя дееспособный заместитель или неофициальный самовыдвиженец.

Для завоевания статуса лидера необходимо добиться формального признания среди всех членов группы. В первую очередь необходимо сломить сопротивление других претендентов на ведущую роль. Во вторую очередь – заставить повиноваться и выполнять распоряжения немотивированных, ленивых и всех тех, кому лидер антипатичен по каким-то причинам.

В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный лидер или деловой лидер и т.п. Лидером становится тот, кто к этому стремится.

Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным начальником, но и неформальным лидером.

Статус лидера того или иного социального веса позволяет достичь многого, к чему субъекта подталкивают следующие генетически заложенные мотивы и потребности:

Достижения (у лидера-руководителя больше маневра и ресурсов, чем у рядового работника);

Признания и уважения;

Самоутверждения;

Самосохранения;

Развлечения, азарта;

Независимости;

Творчества;

Накопительства и богатства;

Удовольствий и наслаждений (у лидера-руководителя более комфортные условия труда и жизни, но часто - это иллюзорные мечты, так как добросовестный руководитель, как правило, работает с большими стрессами).

Одна из главных составляющих лидерства – это исполнители. Без них лидерства просто не может быть. Лидерство – двухсторонний процесс. Важность исполнителей, подчиненных и сложность взаимоотношений между руководителями и подчиненными признается большинством исследователей. Рассмотрим более подробно вопрос о подчиненных и их разновидностях .

Все члены организации, кроме первого лица, являются подчиненными старшего по должности. Работники одного уровня, не зависящие друг от друга, называются коллегами. Руководитель и подчиненные формально одинаково включены в организацию как элементы ее деятельности. В то же время, руководитель имеет право устанавливать подчиненным нормы поведения, отдавать распоряжения, добиваться их реализации, контролировать результаты. Подчиненные обязаны добросовестно выполнять поручения, имеют право критиковать руководителя, а при необходимости в установленном порядке обжаловать его действия.

Положение подчиненного характеризуется следующими чертами : узким диапазоном выполняемых функций; тесной связью с первичным трудовым коллективом и преобладанием личностных форм взаимодействия при выполнении служебных обязанностей; значительной подверженностью влияния со стороны лиц, имеющих более высокую должность и авторитет.

На отношение подчиненных к своим обязанностям влияют: содержание и условия труда; характер задания; организация работы; необходимость проявлять инициативу, творческий подход.

Существуют самые различные классификации работников организации.

С точки зрения отношения к окружающей действительности выделяют следующие их типы:

Аналитики - логичны, методичны, продумывают детали, не любят ошибок, спешки и риска, неопределенности. Они предпочитают работать в одиночку, опираясь на цифры, документы и инструкции. Общение с ними требует деловитости, глубоких знаний, профессионализма, логической аргументации. Аналитиков целесообразно использовать для работы над особо важными проектами и вариантами ответственных решений, а также при обработке больших массивов данных.

Прагматики - самостоятельны, умеют рисковать, предпочитают решать текущие проблемы и получать конкретные результаты. Они легко осваивают новые методы работы, успешно действуют в нестандартных условиях, цейтноте или кризисной ситуации, когда отсутствуют готовые рецепты. В то же время, тяготятся деталями, монотонной, кропотливой деятельностью.

Реалисты - активны, работоспособны, дисциплинированы, стремятся к контролю над ситуацией и людьми, методично вникают в мелочи, точно выражают свои мысли, всегда имеют свое мнение. Сочетая качества прагматиков и аналитиков, реалисты умеют организовать и увлекать окружающих, улаживать конфликты, давать советы. Они незаменимы при организации нового дела.

Критики - не признают авторитетов, никому не подчиняются, любят экспериментировать, анализировать, выявлять ошибки, недостатки, могут предсказать будущие проблемы. Критики полезны при прогнозировании, разработке планов и стратегий. Однако они не могут работать в конфликтных ситуациях и при проведении переговоров.

Идеалисты - демократичны, требовательны к себе и другим, стремятся помочь людям, повлиять на них личным примером. Из-за мягкости характера они не в состоянии принимать ответственные решения, действовать в критических ситуациях, но эффективны как эмоциональные лидеры, особенно на этапе становления коллектива и в переломные периоды его жизни, когда нужно консолидировать участников, а также при улаживании конфликтов.

В соответствии с вкладом в результаты деятельности организации выделяют следующие категории подчиненных:

1)решающих все плановые задачи и достигающих результатов;

2)выполняющих добросовестно большую часть обязанностей;

3)не способных выполнить большую часть обязанностей;

4) ненужных работников.

С точки зрения особенностей поведения выделяются следующие типы подчиненных:

Самостоятельные – независимо мыслят и стремятся к поиску новых творческих решений, смело отстаивают свои взгляды и при выполнении распоряжений проявляют инициативу, нередко выходя за предписанные рамки, и, вступая в конфликт, способны решать задачи повышенной сложности и полностью отвечать за порученную работу.

Осторожные – нацелены на запланированный результат и не выходят за пределы заданий, хотя иногда высказывают собственное мнение и отстаивают свою позицию.

Добросовестные – ориентированы на глубокий анализ обстановки, но из-за робости не всегда могут изложить свое понимание ситуации и представление о необходимых действиях; при несогласии не настаивают на своем, а снижают трудовую активность, что нередко порождает у них внутренний конфликт.

Терпеливые безропотно воспринимают любые задания и пунктуально их выполняют; во всем доверяют руководителям, считая, что те все знают лучше.

5.4. Отношения в коллективе.

Личность руководителя, его опыт, деловые и характерологические особенности играют ведущую роль в управлении организациями. Но требования и качества личности руководителя нельзя рассматривать отдельно от рода его деятельности. Так, например, некоторые качества, встречающиеся при анализе деятельности руководителей производства, отсутствуют в характеристиках руководителей научных коллективов, и наоборот. Кроме того, взаимные соответствия личности руководителя и его деятельности характеризуются определенной динамикой. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя и его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств и изменения существующих. Однако сказанное не исключает возможности и необходимости определить в самом общем виде те требования, которым должен соответствовать руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.

Основные свойства руководителя:

1. Социальная направленность деятельности

Руководитель как официальное лицо должен хорошо знать законодательные, нормативные акты, которые регламентируют деятельность социальных организаций. Он должен хорошо понимать основные тенденции в развитии современной политики, экономики, права и других сфер жизни государства.

2. Высокая компетентность в определенной профессиональной деятельности в соответствии с профилем руководимого коллектива (политика, наука, производство, правоохранительная система и др.), так как руководитель не вообще управляет людьми, а управляет их деятельностью по решению профессиональных задач. Однако в силу своей работы, связанной с организацией людей, руководитель должен владеть системой знаний и в ряде смежных областей: современной экономики, права, философии, педагогии, психологии и др. Такие руководители умеют общаться с людьми, соединяя слово и дело. Они часто ставят цели деятельности, умеют их обосновать, заставить людей верить в необходимость их достижения.

3. Организаторские способности

Одно из основных качеств руководителя — умение организовать совместную работу людей. Однако совмещать решения организационно-технических задач с людьми не так просто. Многим руководителям бывает легче сделать что-либо самому, чем добиться исполнения этого от других. Это самый легкий, но самый бесперспективный путь, поскольку самому всего не сделать, и со временем руководитель обнаруживает, что его подчиненные отвыкли от самостоятельности, не могут или уже не хотят самостоятельно принимать решения. А между тем в настоящее время одна из центральных задач, которую приходится решать руководителям в своих коллективах, -это создать условия для проявления активности, инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации.

В ряде исследований показано, что организаторские способности включают в себя следующие психологические свойства личности:

  • способность отражать с достаточной полнотой психологию управляемой группы в ходе решения совместных задач;
  • практическая направленность ума — овладение знаниями и умениями в области практической психологии, готовность применять их в процессе решения организаторских задач;
  • психологический такт — наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми;
  • наличие энергичности — способность заряжать своей энергией организуемых людей;
  • требовательность — способность предъявлять к людям адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
  • критичность — способность обнаружить и выразить значимые для данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей;
  • склонность к организаторской деятельности — потребность в ней.

4. Высокие моральные качества : справедливость и объективность в оценке сотрудников, гуманность, чуткость, тактичность, честность. Не только в плане своей деловой компетенции, но и в своих моральных качествах руководитель должен быть образцом для подчиненных. Ошибочно было бы ограничивать общение с подчиненными только служебными вопросами. Надо интересоваться их личными проблемами, семьей, бытовыми условиями, здоровьем, мнением сотрудников по различным вопросам, внимательно выслушивать их, даже если их мнение кажется ошибочным.

Характер руководителя проявляется в стиле руководства, ибо он служит также эталоном поведения для подчиненных. Поэтому так важно учитывать свойства характера при назначении человека на руководящую должность. Работник производственных коллективов считают, что трудно и неприятно работать с руководителем, если он не уравновешен, груб, несправедлив. Это значительно снижает производительность труда.

5. Эмоционально-волевые черты характера : целеустремленность, принципиальность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, увлеченность, способность показать эти качества своим подчиненным и вести их за собой. Волевые качества человека издавна считались основными его умениями управлять. Сократ, например, считал, что главное достоинство руководителя — уметь повелевать людьми, а главными врагами руководителя являются чревоугодие, лень, страсть к вину, слабость к женщинам. К волевым качествам можно отнести самокритичность, необходимую для осознания своих слабостей, и самоконтроль, необходимый для их подавления. Важную роль в структуре этих качеств занимает чувство ответственности, которое руководитель должен постоянно испытывать, за моральное и физическое состояние своих подчиненных, за результаты деятельности руководимого им коллектива.

6. Интеллектуальные способности : наблюдательность, аналитичность мышления, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности, оперативность и логичность памяти, устойчивость и распределенность внимания. Руководитель должен постоянно пополнять и обновлять свои знания и уметь творчески, оперативно использовать их в часто изменяющихся, иногда экстремальных ситуациях, характерных для его не стандартной деятельности. Так, А.В. Суворов считал, что знания в памяти полководца должны быть систематизированы, как бы разложены по ящикам так, чтобы их можно было быстро отыскать и использовать в определенной ситуации. Наполеон высоко ценил ум, но считал, что люди имеющие много ума и мало характера меньше всего пригодны для военной профессии, ибо для этого нужно иметь больше решительности и меньше размышлять.

Существует мнение, что люди, обладающие высоким творческим интеллектом предпочитают работать в уединении. Люди средних способностей более склонны к работе в коллективе, к руководству людьми. В сложных современных условиях у человека, претендующего на руководство, должно быть высоко и гармонично развиты характерологические и интеллектуальные свойства.

  • занимаемом руководителем официальном статусе (должность и власть);
  • признании его превосходства и права принимать ответственные решения в условиях совместной деятельности.

8. Имидж руководителя — важная составляющая его авторитета. Понятие имиджа отражает современные требования к внешнему облику руководителя, который не только общается с подчиненными, но и осуществляет функцию представительства руководимой им группы перед лицом других социальных организаций. Поэтому внешность руководителя, культура речи, манеры — все это элементы его имиджа. В современных условиях существуют имиджмейкеры, которые создают облик руководителя, формируя этот облик в соответствии с ожиданиями публики.

9. Крепкое здоровье . Деятельность современного руководителя характеризуется чрезвычайно высоким нервным и физическим напряжением. Причинами профессиональных заболеваний руководителей становятся повышенная нервная возбудимость, нарушение сна, сердечно-сосудистые расстройства. Поэтому считается, что, каким бы сильным ни был человек, его здоровья на управляющей должности хватит не более чем на 8 лет. Но многие руководители относятся к своему здоровью пренебрежительно, стремясь показать коллективу пример служебного рвения, не учитывая, что их здоровье является фактором, который в значительной мере определяет эффективность деятельности руководимых ими коллективов. Кроме того, что руководитель должен вести здоровый образ жизни, он должен проходить систематические медицинские обследования. Ведь здоровье высококомпетентного, опытного руководителя — это не только его личное достояние, но и общественная ценность для коллектива, организации и государства.

  • Какой навык самый важный для генерального директора и как его развить.
  • Какие качества руководителей ценят сами сотрудники.
  • Что значит быть высокопрофессиональным руководителем.
  • Как развить управленческие и лидерские качества.

Важнейшее качество руководителя, даже застенчивого, – умение принимать решения и брать на себя ответственность. Можно ли этому научиться?

Одни считают, что лидерские качества в человеке – это от природы, другие уверены, что их можно в себе воспитать.

Самые важные качества руководителя

Мы честно спросили генеральных директоров, какими качествами, по их мнению, должен обладать современный руководитель. И вот что получилось.

  • коммуникабельность – 57,5%;
  • устойчивость к стрессу – 48,4%;
  • умение определять приоритеты – 47,1%;
  • уверенность в себе – 44,3%;
  • энергичность, выносливость и запас жизненных сил – 43,4;

В нашем опросе респонденты могли выбирать несколько вариантов ответа.

А вот какими качествами своих руководителей на самом деле восхищаются современные сотрудники:

  • наличие стратегического видения – 71%;
  • уверенность в себе – 69,2%;
  • способность создавать команду – 66,5%;
  • умение определять приоритеты – 58,8%;
  • коммуникабельность – 58,8%.

Насколько вы хороший руководитель: экспресс-тест

Даже если вам кажется, что знаете всё о работе руководителя и о том, как привести компанию к успеху , предлагаем пройти этот несложный тест. Проверьте себя с помощью теста от редакции журнала «Генеральный Директор».

Деловые и профессиональные качества руководителя

Эмоциональная уравновешенность относится к числу ключевых. Руководитель должен оставаться психологически устойчивым в любой ситуации, подавая пример подчиненным.

Уверенность в себе тоже относится к числу главных качеств руководителя, необходимых при взаимодействии с подчиненными. Уверенный человек отражает уравновешенность и спокойствие, что тоже становится примером для сотрудников.

Стрессоустойчивость считается основополагающим личностным качеством. Вам необходимо всегда сохранять» трезвую голову», не поддаваться стрессами и панике, не позволять сотрудникам быть излишне эмоциональными. Способность принимать решения при любых неожиданных обстоятельствах имеет, напомним, главное значение.

Как руководителю справиться со стрессом (7 советов)

Стремление к победе – чтобы руководитель мог заряжать работников энтузиазмом. Именно стремление побеждать позволяет руководителям продвигаться по карьерной лестнице, поскольку данная способность соседствует с уверенностью в себе.

Положительными деловые качества руководителя считаются при условии, что не скрываются с ними отрицательные цели. Например, за предприимчивостью может скрываться недобросовестный руководитель, который может легко прикрывать отношение к работе.

В числе основных профессиональных (деловых) качеств, которые любой руководитель может развить, также можно отметить:

  • Практический интеллект - способность логичного и критического мышления, с гибким, быстрым и эффективным использованием своего опыта, знаний для решения конкретных практических задач. Обязательное, однако недостаточное качество. В равной мере на эффективность управления влияет умение работать с информацией и умение общаться с людьми.
  • Социальный интеллект - способность понимания и правильной интерпретации чувств других людей, ставя себя на место другого, с пониманием – что требовать от конкретного человека, а что не стоит. Заключается в способности себя вести согласно ситуации, с созданием атмосферы, которая будет создавать благоприятные условия для ведения дел.
  • Адекватная самооценка - способность самонаблюдения, самоконтроля, критичность, коррекция в своем поведении. Проявлением неадекватной самооценки становится избирательное восприятие информации. Неумение правильной оценки своих возможностей, профессиональной компетентности, завышенная самооценка становятся причиной ситуации, когда менеджер берется за непосильные для себя задачи.

По мере приближения к вершине управленческой пирамиды снижается объем нужных узкоспециальных знаний. В частности, не обязательно для президента компании либо директора завода доскональное понимание производственной технологии настолько, как её знает главный технолог. Но топ-менеджеру необходимо понимать – соответствуют ли свои процессы производства мировым стандартам, требуется знание экономических и технологических связей предприятий отрасли, самых перспективных вариантов продукции.

Для менеджеров и руководителей высшего звена необходимо наличие профессиональных качеств, создающих основу для:

  1. Выявления проблемы, учитывая взаимосвязи с другими управленческими задачами.
  2. Принятия оптимальных решений, учитывая мнение разных специалистов.
  3. Оперативного управления и контроля работы подчиненных.

С ростом уровня управления также будут возрастать необходимые требования в отношении психологических качеств руководителей – включая умение перспективно мыслить , чувство ответственности , целеустремленность и настойчивость . Важное значение отводится и способности социальной активизации других людей, заряжая их должной энергией, уверенностью в своих силах, волей.

Для более низких уровней управления внимание уделяется склонности к систематической повседневной работе , способности быстро переориентироваться к переменам сложившейся ситуации .

Жесткое и мягкое лидерство

В современном мире в теорию и практику управления прочно вошло понятие «управленческое лидерство», а лидерские качества руководителей стали обязательным элементом управленческих. В зависимости от жесткого или мягкого подхода к управлению персоналом от управленческих лидеров, прежде всего генеральных директоров, требуется жесткое или мягкое лидерство.

Мягкое лидерство

Мягкий подход к управлению кадровыми ресурсами основан на принципе совпадения интересов компании и работника. Этот принцип поддерживается системой управления персоналом: компания ищет, привлекает на работу своих сотрудников. Такие сотрудники обладают не только знаниями, навыками и опытом, которые необходимы для успеха в выполнении должностных обязанностей, но и личностными характеристиками, определяющими эффективность бизнес-процессов и положительную атмосферу в компании (в одном случае – инновационную, в другом – командную, в третьем – нацеленную на развитие и самосовершенствование и пр.). Такая система управления персоналом создает и поддерживает довольно эффективную обратную связь и активно применяет метод делегирования полномочий.

При мягком подходе к управлению персоналом делается акцент на качественных аспектах управления, таких как приверженность работников компании и их удовлетворенность. Цель – создание оптимальных условий для раскрытия потенциала и усиление мотивации сотрудников к достижениям.

Компаниям, выбравшим такой подход, нужны руководители, обладающие чертами мягкого лидера, способного оказывать своим сослуживцам поддержку, обучающую и коучинговую помощь, поощрять их активное участие в решении задач, воодушевлять на поступки, вдохновлять на творчество. Особенности мягкого лидерства – короткая дистанция между лидером и последователями, широкое участие последователей в разработке и принятии решений, постоянный диалог. Условия сохранения руководителем своего лидерства – это его авторитет как эксперта в предметной области, внушающие уважение личностные качества (последовательность, честность, открытость, порядочность) и безусловная сила личности, но главное – совпадение ценностей лидера и последователей. Как достичь такой гармонии и стать безусловным лидером для своих подчиненных, вы узнаете на .

Жесткое лидерство

Жесткий подход к управлению кадровыми ресурсами основан на принципе несовпадения интересов компании и работника. В данном случае система управления персоналом не предусматривает траты времени, сил и ресурсов на поиск своих сотрудников: работа ведется с теми, кто принят в компанию. Поэтому поддерживающая жесткий принцип система управления персоналом фокусируется не столько на приверженности и удовлетворенности персонала, сколько на показателях деятельности, которые легко поддаются измерению. Цель управления персоналом в данной системе – получение максимальной выгоды при минимальных издержках.

Компании, которые придерживаются данного подхода, нуждаются в руководителях, обладающих чертами жесткого лидера, способного оказывать влияние, убеждать, брать и единолично нести ответственность за самостоятельно принятые решения. При этом подходе «сантименты» уходят на второй план. Особенности жесткого лидерства – большая дистанция между лидером и последователями, сосредоточение власти и ответственности в руках руководителя, бесспорное послушание последователей, замена диалогов на монологи (принцип взаимодействия руководителя и подчиненного – «хочешь со мной разговаривать – тогда молчи!»). Жесткое лидерство для успеха нуждается в харизматичных руководителях – способных внушать окружающим иррациональную веру в себя. Условия лидерства руководителя – это не столько его харизма (ею мало кто обладает), сколько контроль ресурсов и перевес власти («административный ресурс»).

Какую роль играть

В рейтинге лидерских компетенций, востребованных в современных условиях управления, доминируют компетенции, связанные с жестким лидерством, необходимым для решения не столько стратегических, сколько тактических задач управления. Показательно, что сами руководители ценят лидерские компетенции, которые до поры до времени не востребованы их компаниями и связаны со стратегическим управлением и мягким лидерством.

Конечно, легче быть жестким, чем мягким лидером. Но практика управления персоналом, применяемая в компаниях-лидерах, убедительно показывает, что устойчивые конкурентные преимущества имеют компании, руководители которых построили систему управления, основанную на доверии, поддержке и развитии, а не на страхе, высокой ответственности руководителей при безропотности персонала.

Как руководителю развивать лидерские качества

Следите за «чистотой рук». Главная проблема, стоящая перед лидером, – соблюдать баланс между стремлением быть в курсе дел и масштабом решаемых задач. Лидер, который не боится «испачкать руки», может в конце концов безуспешно пытаться проконтролировать всё и всех. Если ваши руки слишком запачкались, значит, вы выполняете работу за подчиненных. Одни сотрудники с превеликим удовольствием отправятся попить кофейку, пока босс занимается их работой, но другие будут чувствовать себя обманутыми и ограбленными.

Рисуйте. Чтобы идея стала более доступной, попробуйте ее зарисовать. Если для вас это трудно, изучите детские рисунки: дети превосходно умеют переносить на бумагу мысленную модель мира.

Предложите сотрудникам покритиковать вас. Без провокации невозможно узнать ничего нового. Автор книги пришел к выводу, что самый быстрый способ понять, как стать лучше, – прислушаться к критическим высказываниям окружающих. Но как добиться, чтобы люди поделились своим мнением, тем более негативным? Начните очередное совещание с вопроса: «Как я справляюсь с делом?». Когда Джон Маэда так поступал, его собеседники нередко удивленно переспрашивали, не шутит ли он. Однако, предупреждает автор, не стоит тут же действовать в соответствии с замечаниями. Надо научиться выделять самое ценное из сказанного. Ведь у всех мнения разные, и советы одного сотрудника могут противоречить рекомендациям другого.

Общайтесь с сотрудниками лично. Если у вас нет возможности встретиться с каждым работником, попросите руководителей подразделений распространить нужную информацию. Этот способ менее эффективный, но все же сведения будут сообщены в нужном контексте.

  • Стратегическое лидерство: 6 качеств, отличающих хороших руководителей

Как руководителю развить управленческие качества

Экс-президент компаний Coca-Cola и Revlon Джек Сталь в 2008 году написал книгу «Семь базовых управленческих навыков для руководителей всех уровней», в которой поделился секретами управления. Успех любого руководителя, уверен он, зависит от способности влиять на людей. Этому и нужно учиться в первую очередь. Предлагаемые в книге методы не всегда гуманны, зато всегда эффективны. Мы прочли книгу и выписали главные рекомендации по эффективному управлению.

Ставьте себе сверхзадачи. Лучше выполнить на 80% задачу-максимум, чем перевыполнить не слишком амбициозный план. Например, североамериканское подразделение компании Coca-Cola поставило себе задачу расти на 8% каждый год. Реальный рост составил всего 6%, но все равно это было больше, чем можно было ожидать при менее жестком планировании. Найдите подход к людям. Придя в 2002 году в компанию Revlon, я понял, почему раньше не удавалось извлечь из этого бренда соответствующий финансовый результат. У шести тысяч сотрудников компании не было представления о том, к чему стремится их корпорация и какова их роль в этом процессе. Помогли дискуссии между подразделениями, в ходе которых рядовые сотрудники предложили хорошие идеи относительно упаковки и мерчандайзинга продукции.

Помогайте сотрудникам повышать квалификацию. Владелец небольшого ресторана позволил студентам учиться в рабочее время. Сначала они обслуживали посетителей, а потом готовились к учебе в подсобных помещениях. Это обходилось дешевле, чем срочные замены «заболевших» сотрудников, которые на самом деле догоняли учебные планы.

Сформулируйте главное преимущество бренда. Изложите в одном абзаце, в чем заключается особенность Вашей продукции или услуги. Эти фразы – основа маркетинговой стратегии. Маркетинговые ресурсы всегда ограниченны, поэтому старайтесь точно определить, кто входит в Вашу целевую аудиторию, и воздействуйте именно на этих потребителей.

Разговаривайте с клиентами. Спрашивайте их о работе и планах развития бизнеса, старайтесь понять, чем Вы можете быть им полезны в достижении намеченных целей. Однажды мы узнали, что один из крупных клиентов нашей компании (Coca-Cola) готовится запустить свои акции на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Мы предложили свои консультации, поскольку имели подобный опыт и хорошо разбирались в вопросе. Наша заинтересованность в успешном развитии компании-клиента упрочила партнерские отношения.

Говоря о достижениях, оперируйте цифрами. Сотрудники не всегда способны понять, как их действия влияют на изменение стоимости бизнеса. Помогите им увидеть связь между их повседневной деятельностью и повышением капитализации компании. Не ограничивайте также Ваше общение с инвесторами. В 1980-х годах Coca-Cola дала инвестиционному сообществу подробную информацию о своих предприятиях в США и за рубежом. Я считаю, что именно эта открытость способствовала росту капитализации компании в течение следующих десяти лет.

Если даже под руководством человека находится два-три человека — он руководитель, который должен организовать их работу. А если от вас и ваших действий зависит жизнь целого коллектива? Каким должен быть руководитель? Какими качествами обладать? Просто ли руководить, или руководителем может стать далеко не каждый? Об этом мы и поговорим в нашей статье.

Знаете ли вы, что означает слово «руководитель»? Ведущий за руку. И суть деятельности руководителя – следить за целым. Не заниматься решением конкретных специализированных задач, а следить за всем процессом в целом, чтобы он был результативным.

Руководитель — это лидер, за которым идут люди

Можно ли научиться эффективности

Как вы понимаете слово «эффективность»? Ответ довольно прост – это правильное выполнение поставленных задач. То же самое эффективный руководитель. Он может быть наделен великолепными умственными способностями, иметь лучшие знания, но на практике показать неэффективную работу.
Поэтому умение управлять людьми, быть лидером дается не каждому. Идеальный руководитель в специализированной литературе описывается, как человек, обладающий такими способностями:

  • умение анализировать;
  • принятие решений и ответственности за них;
  • умение работать с людьми;
  • творческое мышление;
  • хорошие знания математики;
  • понимание структуры управления и особенностей своего предприятия.

Людей, обладающих всеми этими качествами, катастрофически мало. Но это не значит, что их нельзя в себе наработать. Да, это большой труд, но возможный. Руководитель, о котором можно сказать, что он на своем месте, умеет во всем добиваться результата. Для эффективности своей работы человеку, занимающему руководящее положение, нужны пять качеств, которые можно выработать:

  1. Умение управлять временем . Правильно расходовать его.
  2. Концентрация нужна на конечный результат.
  3. Развитие сильных сторон не только у себя, но и у всех членов коллектива. Начинайте решать те задачи, которые выполнимы. Задачи, которые на данный момент решить невозможно, лучше отложить.
  4. Умение определять приоритеты .
  5. Умение принимать правильные решения . Надо понимать, что правильное решение – это не одно действие. Это правильные шаги в нужной последовательности.

Как распределять свое время

Время бесценно. Берегите его

Все на земле можно чем-то заменить, только не время. Поэтому нужно обязательно научиться им управлять. Определите, на что оно у вас расходуется. И если продуктивности мало, сократите время на этот процесс максимально.

Управление временем можно разделить на три этапа:

Регистрация

На выполнение любой работы тратится определенное количество времени. И его нужно научиться анализировать. Регистрируя затраты времени, можно выявить нерезультативные действия, от которых необходимо избавиться.

Управление

Полезные и необходимые дела нужно делать по плану. Плохое управление вами всего процесса производства забирает большое количество времени. А этого у хорошего руководителя быть не должно.

Читайте также: Увольнение по статье несоответствие занимаемой должности

Консолидация

Не делите дела на мелкие блоки. Таким образом, вы потратите безрезультатно слишком много времени. Временные блоки можно укрупнить, планируя все свои дела заранее. Берегите свое время. Разговоры с клиентами, проведение собраний, выдача необходимых документов – отнимает много времени. Эту работу могут делать ваши помощники, чтобы ваше время было потрачено на более продуктивные действия.

Как распоряжаться своим временем, чтобы его хватало на творчество и реализацию планов, мы поговорили. Рассмотрим, какими качествами должен обладать руководитель.

Личностные качества

Продуктивная работа на предприятии возможна в том случае, когда в коллективе создан соответствующий психологический климат. И здесь велика роль руководителя. Если он уверен в себе, то вызывает уважение со стороны подчиненных, и желание выполнять все его распоряжения.

Уважая своих подчиненных, вы получите уважение и от них

Важна и стрессоустойчивость. Во время производственного процесса могут возникать и проблемные моменты. И если в таких обстоятельствах руководитель теряет самообладание, теряется и авторитет.
Лидерские качества, несомненно, важны, чтобы вести людей за собой. Важно быть строгим, но справедливым. Люди смотрят не только на профессиональные качества руководителя. Они видят и мелочи: какой пример подает их начальник. И если он требователен к себе лично, не боится ответственности за свои поступки, сотрудники будут стараться соответствовать ему.

Очень важны человечные качества. Никто не отменял человеческого фактора. Уважение к подчиненным, понимание их личных проблем, вера в их силы вызовет обратное чувство уважения и желание лучше сделать свою работу.

Был проведен интересный опрос большого количества рядовых сотрудников различных компаний, у которых спросили, каким бы они хотели видеть своего руководителя. Ответы в большинстве своем совпали. Все предпочли бы начальника, который способен придумывать новые пути и новые способы организации производственного процесса. Чтобы его решения согласовывались с мнением своего коллектива, предоставлял свободу и был благосклонен к инициативам сотрудников. Чтобы он в них видел не только работников, но и людей, интересуясь их запросами, помогая решить их проблемы.

Подведем итоги: личные качества руководителя — это:

  • высокие моральные требования как к себе, так и к окружающим людям;
  • крепкое здоровье;
  • наличие внутренней богатой культуры;
  • доброе, заботливое и отзывчивое отношение к работникам;
  • уверенность в своих силах.

Профессиональные качества

Данные качества должны характеризовать менеджера, как специалиста, опытного и грамотного:

  • наличие соответствующего образования и, естественно, опыта;
  • компетентность;
  • эрудированность, самосовершенствование;
  • умение критически воспринимать действительность и переосмыслить ее;
  • поиск и использование новых технологий в работе;
  • обучение своего персонала;
  • планирование работы.

Но обладая этими качествами, можно не стать идеальным руководителем. Потому что помимо вышеперечисленных качеств для хорошего руководителя большое значение имеют деловые качества. Именно благодаря им он ведет за собой людей к успеху. Эти качества можно объединить в три блока.

Умение решать поставленные задачи

Практический интеллект

Логическое мышление. Использование своих знаний, навыков, опыта при решении производственных задач. Необходимые качества, но результативность управления не всегда зависит от правильного мышления и работы с информацией. Это происходит в связке с умением налаживания с людьми правильных отношений. И здесь не менее важен второй блок.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «sinkovskoe.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «sinkovskoe.ru»